Мировоззрение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019; проверки требуют 2 правки.Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга[3]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В название своей работы «Мировоззрение новейшей физики» («Die Weltanschauung der modernen Physik», Lpz., 1902) вносит мировоззрение Эдуард фон Гартман. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года[4]). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (
Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое[править | править код]
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное[править | править код]
Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское[править | править код]
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
- На русском языке
- Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
- Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
- Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
- Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
- Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
- Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- На других языках
- Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
- Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
Знания, формирующие наше мировоззрение
Александр Слободчиков, 21 апреля 2013
Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно
Эволюция – это постоянное самосовершенствование, постоянное саморазвитие, постоянное получение и осмысление всё новых и новых знаний. Этот процесс – безконечный, очень интересный и захватывающий. В этом и заключается Жизнь!…
Каждый человек приходит в это мир через рождение, и буквально с первого мгновения на него обрушивается огромный поток информации, поступающий через органы чувств, которую ребёнок начинает впитывать как губка, осваивая этот мир и адаптируясь в нём. Он растёт, учится, взрослеет, приобретает знания, опыт, и всё это происходит сначала в семье, в кругу родных и друзей, затем продолжается в школе, в трудовом коллективе и т.д. Человек познаёт этот мир и развивается, осваивая знания, накопленные предыдущими поколениями, а также открывает новые для себя знания, в процессе своей деятельности. При этом новые приобретённые знания и опыт человека становятся достоянием социума, в котором он живёт, и ими в свою очередь, могут воспользоваться другие люди для своего развития.
В зависимости от качества и количества приобретённых знаний, а также от окружения, в котором человек находится, у него формируется определённое представление о том, как устроен этот мир, и какое место он сам занимает в нём, т.е. формируется определённое мировоззрение. Прежде чем продолжить, необходимо в самом начале определиться с терминами, для того, чтобы одинаково понимать смысл и суть обсуждаемых вопросов. Итак, для ответа на вопросы: что такое информация и что такое знание, лучше всего подойдут определения академика Н.В. Левашова:
«Информация – это сообщение, полученное нами через органы чувств о происходящем вокруг и внутри нас. Знание есть ни что иное, как осмысленная и понятая нами информация о происходящем вокруг и внутри нас».
При этом нужно иметь в виду, что информация, на основе которой формируются знания, может быть правдивой, а может быть и ложной, следовательно, и знания могут быть как истинными, так и ложными.
В свою очередь, истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта. Например: утверждение «Земля вертится» – истина, и она не зависит оттого, что по этому поводу думает человек. Глубина понимания истины зависит от уровня эволюционного развития человека.
При изучении мировоззрения можно выделить три ступени последовательного мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».
«Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия человек. Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определённый взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нём, ценностях и убеждениях личности.
Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир даётся человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт.
Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определённую интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно основанных на реальности.
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого освоения мира, основанное на знаниях реальных законов природы макромира и микромира, на понимании причинно-следственных связей зарождения и развития всего многообразия жизни, в том числе закономерного появления и развития РАзума, как высшей ступени развития живой материи. Всё это позволяет человеку, носителю этого разума, создать целостную картину мира и осознать своё место в нём. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом…»
* Мировоззрение, основанное только на мироощущении, соответствует уровню животного.
* Мировоззрение, основанное на мироощущении и мировосприятии (условно) может соответствовать уровню «умного животного».
* Мировоззрение, основанное на миропонимании, соответствует уровню человека Разумного.
А вот теперь давайте разберёмся: как и в какой мере мировоззрение, основанное на истинных или ложных знаниях, влияет на нашу жизнь, а также на развитие или деградацию всего социума. Наша цивилизация накопила огромный объём информации в разных сферах, но это не означает, что вся эта информация правильно понимается. Сами по себе знания не приходят (как манна небесная), необходимы, как минимум, любознательность, желание и радость познания, настойчивость, труд и способность человека задавать и ставить перед собой вопросы. Вопросы, вопросы, вопросы…
Каждый человек на этой земле рано или поздно (лучше раньше) если не прямо, то на подсознательном уровне задавал себе вопрос: в чём смысл жизни? Суть этого вопроса следующая: зачем я живу и какова цель моей жизни? А ещё: что такое пространство, бесконечно ли оно, и какова его природа? Что такое материя и каковы её свойства? Что такое время? Что такое жизнь, и как из мёртвой материи она возникла? Откуда появился человек на земле? Что такое душа, и где она находится? Есть ли жизнь после смерти, и что это такое? Первый раз или нет каждый из нас живёт на Земле? Что такое Ад и Рай, и где они находятся? Одиноки ли мы во Вселенной? И т.д. и т.п.
На эти вопросы пытаются отвечать сторонники религий и эзотерических учений, а также учёные разных направлений, но… в таких делах всегда появляется одно маленькое НО. На многие вопросы, при внимательно рассмотрении, ответы не всегда приближают нас к истине, а иногда даже наоборот уводят от неё! Но, тем не менее, ответы на эти и другие вопросы есть! Эти ответы есть в книгах академика Николая Викторовича Левашова, который щедро делится знаниями со всеми, кто ещё не потерял интерес к жизни, и у кого, как у детей, постоянно возникают вопросы: что? где? почему?
А вот у многих людей, к большому сожалению, со временем интерес к знаниям пропадает, поскольку приходится думать о «хлебе насущном», да и на преодоление проблем в повседневной жизни уходит масса времени, сил и средств, тут уж «не до знаний». Вот и получается, что «лишние» знания якобы только мешают, и от них вроде бы нет никакой пользы. Часто приводится такой аргумент: ну какая польза в повседневной жизни, например, от знания того, как устроен наш мир?
Конечно, если целью повседневной жизни становится не сознательная эволюция, а удовлетворение элементарных физиологических потребностей и получение «удовольствий», то всё это приводит к доминированию животного начала, и человек отодвигает на второй план или вообще утрачивает такие качества разумного существа как совесть, благородство, достоинство, честность, порядочность и т.д., поскольку животным такие качества не нужны. Постепенно происходит замена приоритетов, что, в конечном итоге, приводит к доминированию инстинктов и эмоций над разумом.
Характерные примеры объяснения мотиваций таких поступков – я хочу, мне всё можно, я этого достоин, надо жить здесь и сейчас, нежелание думать о прошлом и будущем, после нас хоть потоп и т.п. Так ведут себя большинство животных, действия которых подчинены инстинктам, потому что у многих из них есть ум, но нет разума, а это большая разница.
Кстати, человек как раз и отличается от животных тем, что он может контролировать свои эмоции, способен ставить перед собой вопросы, а потом искать и находить на них ответы, развивая свой мозг, своё мышление, приобретая знания, с помощью которых можно познавать окружающий мир, идти по пути развития, а этот путь рано или поздно, при наличии желания и воли, приводит к истине.
Реальные знания – это сила, обладая которой можно изменить мир к лучшему, не разрушая себя и природу. В противном случае, человек, не интересующийся знаниями и игнорирующий их, становится невежественным, которым очень легко управлять, навешивая «лапшу» на уши, (давая ложные знания) и делать с ним всё, что хочется. Такой человек, понимает он это или нет, в лучшем случае, останавливается в своём развитии, а в худшем – идёт по пути деградации и опускается на уровень животного.
А вот теперь обсудим вопрос: какие знания имеют приоритет (и имеют ли) перед другими знаниями для развития и формирования на основе этих знаний определённого мировоззрения, как у отдельного человека, так и у социума в целом, ведь знания знаниям рознь?
Например, знание приготовления еды – важны, т.к. от этого зависит здоровье одного или нескольких человек. А вот, например знание законов управления сознанием человека, и на их основе создание технологий управления, позволяет манипулировать одновременно сознанием огромного количества людей, при этом люди даже не догадаются, что ими кто-то управляет помимо их воли. Поэтому знания, которые относятся к различным сферам жизни, можно расположить в порядке убывания значимости этих знаний для сфер человеческой жизнедеятельности, а от качества этих знаний зависит формирование мировоззрения, основанного на ложной или реальной информации. В первом случае это деградация, во втором – развитие.
Знания об устройстве мира
Религиозная точка зрения на то, как устроен мир, очень простая: всё превсё на свете сотворил Бог, а все люди – это «рабы Божьи» (это в равной мере относится к ведущим религиозным учениям: иудаизму, исламу и христианству, имеющим одни корни, а также к различным эзотерическим учениям, только Бог там имеет другие названия: Абсолют, Высший разум и т.д.). Например в Ветхом Завете, в котором почти тысяча страниц, описание как это происходило и как всё в мире устроено занимает чуть больше страницы (Быт. «Сотворение мира»). И всё это выдаётся за истину в последней инстанции, т.к. служители церкви утверждают, что это откровения Бога, переданные через Моисея всем людям.
Для человека, у которого есть хоть немного извилин в голове и который не разучился думать самостоятельно, всё это иначе как бредом сумасшедшего назвать нельзя. Раньше тех, кто был не согласен с этой точкой зрения, объявляли еретиками и просто сжигали на костре. В настоящее время отцы церкви даже готовы принять теорию «Большого взрыва» с оговоркой, что это тоже дела Божьи, хотя сам Бог об этом ничего не говорил. Выходит, служители церкви присваивают себе право интерпретировать слово Божие, в зависимости от сложившейся ситуации. Очень «удобная» позиция церкви, основанная на откровенной лжи и рассчитанная на людей невежественных, позволяет «запудрить мозги» тем, у кого не развито мышление и вложить в сознание весь этот бред, в итоге пастырь (пастух) получает в свою паству (стадо) очередного барана.
Мировоззрение такого человека основано только на вере в то, что скажет священник, т.к. многие, в силу своего невежества, не читают слово божие, Библию, а даже там, при внимательном и осознанном чтении, можно найти много любопытного, от чего у многих могут открыться глаза. «Сильные мира сего» и высшие иерархи церкви просто используют религию, как инструмент для обогащения и удержания власти путём формирования у людей религиозного мировоззрения, основанного на вере в Бога, но это не имеет к реальности никакого отношения.
На вопрос: «кто или что такое Бог?» вразумительного ответа нет, за исключением того, что он нашим умом непознаваем и тишина… А ещё он Всевидящий, Всезнающий, Вселюбящий, Всемогущий и ещё масса разных Все… И в то же время многие войны и преступления, в которых погибало огромное количество людей, преподносятся, как угодные Богу деяния (например – крестовые походы). С его именем на знамёнах, руками церковников уничтожались люди, носители истинных знаний, книги, любые материальные артефакты, раскрывающие всю ложь религиозного мировоззрения.
Напрашивается простой вывод: под именем Всевидящего, Всезнающего, Вселюбящего, Всемогущего и т.д. Бога скрывается кто-то другой, ведь не мог же Вселюбящий поощрять убийства, а Всезнающий скрывать эти самые знания от людей! И у этого другого есть имена: Яхве, Иегова, Саваоф… Этот другой ходил по земле как человек, ел как человек, говорил как человек и т.д. (Быт. 18.1.). И этот другой, правильнее сказать «чужой», прикрываясь именем несуществующего Бога и находясь на самой вершине пирамиды, со своими подельниками осуществляет планы по захвату и порабощению человечества, высасывая из него все соки – «жизненную силу». Инструментом для осуществления своих планов на земле они избрали себе рабов: «избранный народ», за которым скрывают своё истинное лицо – лицо «социальных паразитов».
А вот, чему учат наших детей: цитата из учебника «Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса»: «Специфику религии составляют мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой человека в существование сверхъестественных сил (Бога) и чувством связанности с ними и зависимости от них. Бог – высший предмет религиозной веры, сверхъестественное существо с необыкновенными свойствами и силами». Вопрос: какое мировоззрение формируют эти утверждения? Ответ: любое, за исключением мировоззрения, на основе миропонимания.
Зададим себе ещё один простой вопрос: может ли Бог лгать? Ответ напрашивается сам собой: конечно, нет, ведь обманывать может только Дьявол. А теперь посмотрите, как беззастенчиво лгут священнослужители. Приведу всего лишь один пример наглой лжи, что у славян не было письменности до Кирила и Мефодия. А как быть с Буквицей, Глаголицей, с чертами и резами, руническими письменами славяно-ариев? И таких примеров море. Вы думаете, что иерархи церкви не знают правду? Вывод делайте сами.
До тех пор, пока люди не проснутся от ментального сна, не станут думать своими мозгами и действовать сознательно, эта компания социальных паразитов делает и будет делать всё, чтобы опустить всех нас на уровень умных животных, превратить в рабов или физически уничтожить всех, кто с этим не согласен. Об этом они сами начали открыто говорить (Интервью с раввином Абэ Финкельштейном о еврейском контроле над миром).
Религиозное мировоззрение, основанное на мироощущении, не позволяет человеку подняться выше уровня умного животного, потому что о миропонимании даже речи нет, соответственно, оно не отражает и не объясняет реальность, а является лишь мощным орудием порабощения человечества «социальными паразитами».
Научная точка зрения на то, как устроен мир, в большинстве случаев, не может дать вразумительного и обоснованного ответа, в силу того, что она не знает ничего о 90% материи Вселенной, а строить картину мира на знании 10% – абсурд, это даже ребёнку ясно, ведь нельзя сложить картинку из одного кубика, если она нарисована на десяти. Накопив огромное количество фактической информации о физическом мире, понимания сущности происходящих процессов у современной науки нет. Не зная истинных законов природы, а наблюдая только их проявления, наука идёт ложным путём познания, разрушая природу, среду обитания и ведёт человечество к гибели.
Всё, что противоречит «общепризнанным» теориям официальной науки, даже если постулаты этих теорий давно опровергнуты самими учёными (например: постулаты, на которых построена теория относительности, Эйнштейна, ложны) считается истиной в последней инстанции, а всё, что не согласуется с официальной точкой зрения научного сообщества, объявляется лженаукой. При этом непогрешимость своей позиции «академики» утверждают своим авторитетным мнением, и это мнение навязывается всем остальным.
Часто к реальности это не имеет никакого отношения, а мировоззрение, основанное только на «авторитетных» мнениях, пусть даже самых титулованных учёных в разных сферах знаний (физика, химия, биология, медицина, педагогика…), ничем не отличаются от религиозного. Тем самым наука превращается в религию.
Например: учёные давно пытались найти так называемую «Божественную частицу» (бозон Хиггса) используя адронный коллайдер, а недавно заявили, что они вроде бы открыли её и даже хотели выпить за это. Они полагают, что после Большого Взрыва, когда Вселенная начала формироваться, протоны и электроны двигались беспорядочно, но когда они стали взаимодействовать с «Полем Хиггса» (оно сформировано из частиц бозона Хиггса), они замедлились и получили массу и структуру, этим сформировав физический состав Вселенной.
«Поле Хиггса, как густой сироп», – объясняет доктор Алан Барр, физик-ядерщик из Оксфордского университета, – он улавливает частицы, которые перемещаются вокруг и превращает их в материю». Эксперты не на 100% уверены, что это сама «Частица Бога», но сходятся во мнении, что найденная частица на неё очень похожа. «Это почти бозон Хиггса», – рассказал Барр, – Можно сказать, что это очень близкий родственник частицы, но мы должны посмотреть на более мелкие детали, чтобы узнать об этом больше», – добавил он.
Объяснение, как в детском саду: протоны и электроны уже были, а массы у них не было, а это означает, что это не протоны и электроны, а что-то другое.
Исторические знания, как часть научных знаний, основанные на реальных, фактических источниках и артефактах, дают возможность проследить во времени причинно-следственные связи в процессе развития как отдельных народов, так и всего человечества, что позволяет изучить ошибки прошлого, не допускать этих ошибок в настоящем, а также планировать развитие и строить светлое будущее. Сфабрикованная же история скрывает следы преступлений и их авторов. Незнание реальной истории даёт возможность паразитам переписывать её по своему усмотрению, тем самым взять под контроль исторический процесс, а это очень мощное оружие порабощения в руках паразитов.
Дж. Оруэлл («Год 1984»): «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым».
Мировоззрение, сформированное на базе сфальсифицированной истории, является очень мощным оружием в руках «социальных паразитов» по порабощению, как отдельных стран, так и всего мира. Люди, не знающие реальной истории, превращаются из наРОДа в население, не имеющее своих корней. Те, кто осуществляют эту фальсификацию и скрывают реальную историю, какими бы благими намерениями они не оправдывали свои действия, фактически являются подручными «социальных паразитов» т.е. соучастниками преступления против человечества.
Экономические знания, являющиеся одним из разделов современной науки, имеют паразитическую суть, и эта суть очень проста, что бы ни говорили все ведущие «специалисты профессионалы» от экономики. В этой системе деньги являются товаром. Все остальные экономические построения исходят из этого ложного постулата: ценности денег – их «товарной сущности». Деньги, по их мнению, такой же товар как дом, машина, гараж и т.д. Всё это можно сдать в аренду за деньги, и деньги тоже можно отдать на время за деньги (в рост), а это противоречит функциям денег в любом экономически здоровом обществе. Те, кто проводят такую экономическую политику, находясь на любом уровне, какими бы красивыми словами ни обосновывали её целесообразность и необходимость, действуют на стороне «социальных паразитов» – наших врагов.
Знание паразитической сути экономической системы формирует мировоззрение как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от того, какую сторону принимает человек. Если он считает деньги товаром и действует, исходя из этого, то он действует на стороне «социальных паразитов», понимает он это или нет, и наоборот.
Знание нравственных законов развития человека, как биологического вида, встроенного в экологическую систему земли, и занимающего определённую нишу, позволяет осознанно выбирать созидательный путь развития или разрушительный. В первом случае, этот путь основан на нравственных нормах, присущих только РАзумным существам, таких как честь, совесть, благородство, сострадание, самопожертвование, любовь (в духовном понимании этого слова) и т.д., дающий возможность беЗконечного развития, что позволяет при определённых условиях выйти на уровень творения. Этот путь не из лёгких, он требует от человека огромной силы воли, силы духа, упорного труда и большой ответственности, но в то же время приносит огромную радость творчества.
Во втором случае, никаких ограничительных нравственных норм не существует: их просто нет для тех, кто выбирает такой путь, путь, основанный только на силе и приоритете животных инстинктов (путь паразитизма). В этом случае, ни о какой нравственности не может быть и речи, а такой путь, в конечном итоге, ведёт к деградации, разрушению и самоуничтожению, как самого носителя этого мировоззрения, так и окружающего мира…
Читать статью полностью…
—
Взято: www.ru-an.info
—
Вопрос 5 ф. И мировоззрение, мифология и религия.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть: идеалистическим, материалистическим.
Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеал — это мечта: о совершенном обществе, в котором все честно, гармонически развитой личности, разумных межличностных отношениях, нравственном, прекрасном, реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют: духовное ядро личности, основу мировоззрения.
Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
— как возник мир;
— как он развивается;
— что такое жизнь;
— что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
— через воспитание в условиях религиозной семьи;
— обучение в школе;
— опыт жизни;
— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
10.Религия как форма мировоззрения.
Второй исторически сложившейся формой мировоззрения является религия.
Религия — это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Религия включает в себя мифологию в качестве содержательного элемента, отличается от нее наличием культа-системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает мировоззрению особый духовно-практический характер.
Исторические особенности религиозно-мифологического мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов.
11. Философия как форма мировоззрения.
Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.
Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения — с позиции разума, рациональной оценки. Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.
Понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.
Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия — это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.
Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую¬щему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.
Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.
3. Исторические типы мировоззрения
47
ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА № 1: ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
ПЛАН:
Статус и роль философии в современной культуре.
Понятие мировоззрения, его структура.
Исторические типы мировоззрения.
Предмет, методы и функции философии.
Статус и роль философии в современной культуре.
Первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к мудрости.
Сам термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости (Phileo – люблю и Sophia – мудрость).
Объяснение и закреплние в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы – это, по его мнению, люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания – это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Это не просто абстрактная теория, но и практическая мораль.
Основой философии является мировоззрение.
В мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от, так называемой, жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно практическим уровнем.
Философия – та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место нем представлены в виде теорий, понятий умозаключений.
Понятие мировоззрения, его структура и функции
В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем понимании Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.
Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.
Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.
Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели
Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.
Основные функции мировоззрения:
— миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.
Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.
Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.
Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.
Есть три типа мировоззрения: — обыденное, – религиозное, – и философское.
Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.
Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.
В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.
В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.
Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.
Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.
Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.
Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.
Философия как мировоззрение прошла три этапа развития :
космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса;
теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога;
антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека.
Предмет, методы и функции философии.
Философия – это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой..
Объектом изучения философии является бытие в целом. Предмет философии составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Философия – это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявления бытия.
Философия – это наука о наиболее общих закономерностях развитиях природы, общества и мышления. Эти закономерности и являются предметом философии. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир». Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей.
Философия исследует : 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; систему «Человек – мир» в целом и состояние в котором она находится. Если научное знание является точным. однозначным, и поэтому общепринятым для всех людей, то философское знание является полифоничным, плюралистичным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные неодинаковые ответы, которые имеют равнозначное значение. Иначе говоря в философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания – это «софийное», знание, понимаемое как мудрость. Наука отвечает на вопрос «почему», а философия – на вопрос6 «для чего, с какой целью»
В ходе развития философии представления о предмете менялись. Каждая эпоха давала ответ на этот вопрос. Для греческого мыслителя Сократа философия была искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мир идей, который он противопоставлял миру материи. Философия по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. В средние века философия выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. С точки зрения немецкого философа И. Канта философия должна стать учением о последних целях человеческого разума. Марксизм определяет философию, как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Философские системы всегда несут отпечаток времени.
Философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее точно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?
Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек?
В процессе развития философии сформировались такие философские дисциплины как: онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного (т.е. доказательного) мышления; философия истории – раздел связанный с интерпретацией исторического процесса; этика – учение о морали, нравственности; эстетика – наука о прекрасном, философия искусства.
Методы философии. В общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата.
Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижение всех наук и культуры в целом. Основными методами с помощью которых осуществляется философское знание, являются:
– Диалектика – метод философского исследования, согласно которому мир находится в процессе изменения и развития. Вещи рассматриваются критически. последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития.
– Метафизика – метод противоположный диалектике – объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно. В этом методе абсолютизируется постоянство мира, остаются в тени источники его развития.
Функции философии. Основными функциями философии являются:
– Мировозренческая функция – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.
– Методологическая функция – абстрактно- теоретическое объяснение мира, общие методы познания и освоения действительности человеком.
– Гносеологическая функция – регламентирует механизм познания – правильное и достовернон познание окружающей действительности.
– Мыслительно-теоретическая функция – учит мыслить и теоретизировать, создавать логические схемы, обобщать действительность.
– Критическая функция – проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип – подвергать все сомнению.
– Аксиологическая функция – оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (социальных нравственных, и т.п.)
– Социальная функция – объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению.
Воспитательно-гуманитарная функция – прививает человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни.
Прогностическая функция – основана на способности философских знаний прогнозировать развития, материи, сознания, человека, природы и общества.
Список рекомендуемой литературы
Философия под.ред. Я. С. Яскевич – Мн., 2006.
История философии под ред. С. П. Кулика. – Мн., 2007.
Философия под ред. Ю.А. Харина – Мн., 2006.
Берков В. Ф. Философия и методология науки – Мн., 2004.
Мартынов М.Г., Кравченко Л. Г. Философия. – Мн., 2007.
Яскевич Я. С. Философия в вопросах и ответах. – Мн., 2003.
Философский энциклопедический словарь. – М.,1989
Чуешов В. И. Введение в современную философию – Мн., 1997.
. ТЕМА № 2: Эволюция философской мысли в истории культуры.
ПЛАН:
Философия Древней Индии и Древнего Китая.
Античная философия.
Философия средневековья и эпохи Возрождения.
Европейская философия Нового времени.
Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века.
Русская философия.
Белорусская философская и общественно-политическая мысль 1Х-ХХв.
Мировоззрение и его типы.
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическую и интеллектуально-рациональную.
Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую.
Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.
Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения.
Существуют следующие типы мировоззрения:
1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире; Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
– как возник мир;
– как он развивается;
– что такое жизнь;
– что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
2) религиозное – сформировалось
на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;
Религиозное мировоззрение.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое миродействие и миропонимание.
По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
– через воспитание в условиях религиозной семьи;
– обучение в школе;
– опыт жизни;
– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.
3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
4) Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке.
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
– является ли философия наукой;
– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.
Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
В науке различают:
– эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;
– теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.
Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.
Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии. . Индия: 1) Ньяя. Адепты-представители гносеолог. направленности. Выделяется четыре источника знаний: умозаключение, восприятие, свидетельство и аналогию. Считается, что существует материальный мир, который познаётся человеком с помощью органов чувств. Если что-то выйдет за рамки восприятия этих органов чувств, значит, его и не существует. 2) вайшешик. разделяют два мира: сверхчувственный и чувственный. Всё основано на неделимых частицах, пространство между которыми заполнено эфиром (веществом акаша). Брахман — первичная жизненная сила атомов. 4 базовых эл-та мировозрения: земля.вода,огонь, воздух. Выделяют только два источника знания: умозаключение и восприятие. 3) В санкхья признаётся объективность и материальность мира. Освободитель от материальных оков. 4) Йога — это целая система, суть которой — практические действия, направленные на то, чтобы познать абсолют. Главный мудрец-Патанджали, написавший труд: Йога-сутра. Эта система посвящена определению силы, являющейся движущейся в процессе освобождения . 5)Джайнизм.6в до н.э. филос-я дуолизма. первичность и тела и духа. Джайны учавствовали в полит-кой жизни страны 6) Буддизм-самая древняя 6в до н.э. Благодаря Сидхарта Гаутамаа из племя Макьямуни. Причина всех страданий-это наше желание. Нирванна. Китай 1) Конфуцианство. Кун-Фу-Цзы основатель.В основе лежит идеал совершенногочеловека Цзюнь-Цзы(гумманость и чувство долга). Семья-это аплод жизни. Также гос-во-это семья в которой все подчиняются императору. 2) Даосизм. Основатель Лао-Цзы. Книга «Дао-де-цзин». Соц-ый успех обеспечивается не происхожденем и радословной чел-ка,а его способностью и возможностями. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. 3) Моизм. основатель Мо-Цзы. Разработка проблем этики.Относиться к традиции нужно критически. Одна из всех школ,основанная на демократии 4) Легизм, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь
1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:
— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;
— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;
— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.
Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.
2. Школа Пифагора.
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:
— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;
— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.
Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.
Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.
3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:
— выступал против антропоморфических элементов в религии;
— высмеивал богов в человеческом виде;
— жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;
— считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;
— стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;
— осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:
— разграничивал истину и мнение;
— центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;
— по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;
— сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;
— бытие есть, небытия нет.
Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:
— вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;
— он развивал логику как диалектику.
4. Школа Сократа.
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
Видеоурок:
Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется
На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.
На формирование мировоззрения влияют:
Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.
Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.
В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:
1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.
2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.
3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.
Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
Структура мировоззрения
Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному.
Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.
Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.
Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.
Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))
Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки
Интеллект-карта по обществознанию №2