Диалектика и метафизика. Метафизический способ мышления.
Метафизический способ мышления
В самом деле, диалектический метод есть не что иное, как метод изучения и понимания вещей в их действительном изменении и развитии. И как таковой диалектический метод противоположен метафизическому.
Что такое метафизика? Или точнее, что такое метафизический способ мышления, противоположностью которого является диалектический способ мышления?
По сути дела метафизика есть абстрактный способ мышления. В определенном отношении всякое мышление абстрактно, так как оно оперирует общими понятиями и по необходимости должно отвлекаться от массы отдельных и несущественных деталей. Например, если мы говорим, что люди обладают двумя ногами, то мы рассуждаем о наличии двух ног у людей, абстрагируясь от других свойств людей, таких, как обладание головой, руками и т. д. Точно так же наше рассуждение относится ко всем людям вообще, мы не имеем в виду каких-то конкретных людей — Петра, Павла и т.д.
Но есть разные абстракции. Для метафизики характерно то, что она создает ложные, вводящие в заблуждение абстракции. Энгельс говорил, что «…искусство оперировать понятиями не есть что-либо врожденное… а требует действительного мышления» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).
Искусство правильного мышления требует изучения того, каким образом избегать метафизических абстракций.
Например, если мы рассуждаем о людях, о «человеческой природе», то нам следует рассуждать таким образом: мы признаем, что люди живут в обществе и что их человеческая природа не может быть независима от их жизни в обществе, а, напротив, развивается и изменяется вместе с развитием общества. В таком случае мы создадим представления о человеческой природе, которые соответствуют действительным условиям существования людей и их изменению и развитию.
Однако очень часто о «человеческой природе» мыслят совсем по-другому. Как будто бы существует какая-то особая «человеческая природа», которая неизменна и проявляется совершенно независимо от действительных условий существования людей.
Думать подобным образом — это значит, безусловно, создавать ложную, вводящую в заблуждение абстракцию. И вот именно такой абстрактный способ мышления и называется метафизическим.
Понятие неподвижной, неизменной «человеческой природы» является образцом метафизической абстракции, метафизического образа мышления. Метафизик мыслит не о действительных людях, а об абстрактном «человеке».
Метафизика, или метафизический способ мышления, — это, следовательно, такой способ мышления, который рассуждает о вещах или явлениях:
1) абстрагируясь от условий их существования и
2) абстрагируясь от их изменения и развития.
Вещи или явления представляются независимыми друг от друга, неподвижными и застывшими, игнорируются их взаимосвязи, изменение и развитие.
Мы уже привели один пример метафизического способа мышления. Нетрудно привести еще множество примеров. Метафизический образ мышления широко распространен в буржуазном обществе и в такой степени стал нераздельной частью буржуазной идеологии, что едва ли найдется хоть одна журнальная статья, теле- и радиопередача или книга ученого, в которых не было бы метафизических ошибок.
Например, чего только не написано о демократии. Но буржуазные идеологи и писатели обычно имеют в виду какую-то чистую, абстрактную демократию, которой они оперируют, абстрагируясь от действительного развития общества, классов и классовой борьбы. Но такой чистой демократии в природе не существует, это — метафизическая абстракция.
Чтобы понять сущность демократии, обязательно нужно поставить вопрос — демократия для кого, для эксплуататоров или эксплуатируемых? Поскольку демократия является формой правления, то не существует демократии, не связанной с господством какого-нибудь определенного класса. А демократия, устанавливаемая при господстве рабочего класса, априори является более высокой формой демократии, чем демократия буржуазная, которая, понятное дело, есть более высокая форма демократии, чем демократия рабовладельцев древней Греции.
Иными словами, нельзя рассуждать о демократии, абстрагируясь от действительных общественных отношений и от действительного изменения и развития общества.
Или другой пример, пацифисты, которые выступают против всяких войн, полагая, что «все войны несправедливы». Они рассуждают о войнах абстрактно, не учитывая того, что характер каждой конкретной войны зависит от исторической эпохи, в которой она происходит, целей войны и классов, в интересах которых она ведется. Вследствие чего пацифисты не видят разницы между войнами империалистическими и освободительными, между войнами справедливыми и несправедливыми.
Еще один пример метафизики. В настоящее время в большинстве английских и американских школ детей регулярно подвергают тестированию, на предмет выявления их умственных способностей» (тест IQ). В России этот тест менее популярен, но скорее всего и здесь многие из читателей с ним сталкивались. Но не все, может быть, знают, что в основе это теста лежит положение, что каждый ребенок якобы обладает определенным неизменным количеством «умственных способностей», которое определяет способности человека на протяжении всей его жизни. При этом предполагается, что условия существования ребенка и его дальнейшее развитие никакой роли не играют и на его «умственных способностях» не отражаются, что, разумеется, абсолютно противоречит действительности. Это метафизическое представление об «умственных способностях» требуется буржуазии для того, чтобы лишить большинство детей возможности получить хорошее образование на том основании, что их умственные способности недостаточно высоки.
Вообще говоря, метафизика — это такой способ мышления, который пытается установить раз и навсегда сущность, свойства и возможности всего, что он рассматривает. Следовательно, этот способ исходит из предположения, что каждая вещь обладает неизменной сущностью и неизменными свойствами.
Метафизик оперирует понятиями о «вещах», но не о «процессах». Он пытается свести все к формуле, которая утверждает, что мир или некоторая его часть, которую он рассматривает, состоит из таких-то и таких-то вещей с такими-то и такими-то (заранее заданными) свойствами. Такую формулу мы можем назвать «метафизической формулой».
В философии метафизика часто означала поиски «конечных составных частей мира». Поэтому ранние материалисты, которые утверждали, что конечные составные части являются маленькими твердыми материальными частицами, были такими же метафизиками, как и идеалисты, которые утверждали, что конечными составными частями являются духи. Все эти философы полагали, что «конечную природу мира» можно изложить в некоей формуле. У одних из них была одна формула, у других – другая, но принципиальной разницы между этими учеными не было — все они были метафизиками. И искания их были изначально безнадежны — всю бесконечную, изменяющуюся вселенную невозможно уместить в какой-либо формуле. И чем дальше идет наука по пути познания окружающего нас мира, тем более это становится очевидным.
Откуда становится ясно, что механистический материализм, который мы рассматривали выше, с полным основанием может быть назван метафизическим материализмом.
В современном мире широкое распространение получил позитивизм – направление в философии, представители которого утверждают, что они выступают против «метафизики», поскольку они отрицают всякую философию, которая стремится найти «конечные составные части мира». Для
В противоположность абстрактному, метафизическому способу мышления диалектика учит нас рассматривать вещи в их действительных изменениях и взаимосвязях. Мыслить диалектически — значит мыслить конкретно, применительно к данным конкретным условиям, а мыслить конкретно — значит мыслить диалектически. Противопоставляя диалектический метод метафизике, мы показываем несостоятельность, односторонность и ложность метафизических абстракций.
Метафизическая формула «или — или»
Метафизика исходит из предположения, что каждая вещь обладает своей собственной неизменной природой, своими собственными неизменными свойствами, и рассматривает каждую вещь саму по себе, изолированно. Она пытается определить природу и свойства всех вещей, как данных отдельных объектов исследования, не рассматривая вещи в их взаимосвязи и в их изменении и развитии.
В силу этого метафизика мыслит вещи в рамках абсолютных противоположностей. Вещи одного рода она противополагает вещам другого рода. Если вещь одного рода, то она обладает одной совокупностью свойств, если она другого рода, она обладает другой совокупностью свойств; одно исключает другое, и каждая мыслится отдельно от другой.
Энгельс пишет: «Для метафизика вещи и их мысленные отображения, т. е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными неопосредствованными противоположностями; речь его состоит из «да — да, нет — нет; что сверх того, то от лукавого». Для него вещь или существует или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной». (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»)
Философы выразили сущность этого метафизического способа мышления в формуле: «Каждая вещь есть то, что она есть, а не другая вещь». Может показаться, что это не более как выражение простого здравого смысла. Но это лишь показывает, что сам так называемый здравый смысл содержит ложные представления, от которых мы должны избавиться, если хотим в полной мере понимать действительность. «Здравый смысл» как способ мышления мешает нам изучать вещи в их действительных изменениях и взаимосвязях, во всех их противоречивых аспектах и отношениях, в процессе их превращения из «одной вещи» в «другую вещь».
Не только философы являются метафизиками.
Например, в нашей стране немалая часть «левых» метафизична не меньше, чем представители любой буржуазной философской школы. Для них, к примеру, каждый левый, участвующий в их разрешенных буржуазной властью пикетах и митингах, является настоящим социалистом-практиком, если же он не участвует в таких протестных акциях, значит он «диванный теоретик». Каждый должен быть отнесен к той или другой категории, и раз человек отнесен к «диванным теоретикам», то для них он конченный человек. Их метафизический взгляд на жизнь не учитывает того, что какой-нибудь социалист, который был их противником в прошлом по одним вопросам, может еще оказаться союзником в будущем по другим вопросам.
Аналогичным образом действуют и троцкисты, которые мгновенно делят всех людей на «сталинистов», т.е. хоть как-то хоть в чем-то положительно отозвавшихся о Сталине или его действиях в какой-то конкретный момент, и «нормальных приличных людей», даже если это либералы. «Сталинисты» для троцкистов – люди однозначно конченные, с которыми не может быть никакого дела и никакого согласия ни в чем.
В одной из пьес Мольера один из героев, впервые узнавший о том, что такое проза, восклицает: «Как, всю свою жизнь я говорил прозой!» Имеется и немало коммунистов, которые могут с полным основанием сказать: «Как, я всю свою жизнь был метафизиком!»
У метафизика на все есть свои готовые формулы. Он говорит: или эта формула годна или нет. Если она годна, то она решает вопрос. Если она не годна, то у него готова некая альтернативная формула. «Или — или, но не то и другое вместе» — таков его девиз. Вещь является или тем или этим; она обладает или данной совокупностью свойств или иной совокупностью свойств; две вещи находятся друг к другу или в таком или в другом отношении.
Но поскольку реальная жизнь диалектична, применение метафизической формулы «или — или» постоянно приводит метафизиков к затруднениям – они то и дело попадают впросак, не будучи способными понять сущность тех или иных явлений и событий.
Например, метафизики не могут понять современных взаимоотношений между империалистами. Они утверждают: или такие-то (к примеру, США и Англия) сотрудничают или, в противном случае, они не сотрудничают. Если они сотрудничают, то тогда между ними нет противоречий, если же противоречия между ними существуют, то тогда они не сотрудничают. Но на самом-то деле, все как раз наоборот: империалисты этих стран действуют заодно, и, тем не менее, между ними существуют постоянные противоречия. Не поняв разделяющих их противоречий, нельзя ни понять того, каким образом они сотрудничают между собой, ни успешно против них бороться.
Метафизического способа мышления избежать непросто. И это потому, что, как бы ни был ошибочен этот способ мышления, он коренится в чем-то очень нужном и полезном.
Помните тот самый здравый смысл? Он возник не на пустом месте. Вещи, окружающие нас, необходимо классифицировать — расположить их по своим полочкам, выстроив из них некую систему, обозначив их свойства и отношения. Это нормальная и закономерная предпосылка правильного мышления. Мы должны выяснить, какие виды вещей существуют в мире, чтобы сказать, что такие-то вещи обладают такими-то свойствами в отличие от тех вещей, которые обладают другими свойствами, и выяснить каковы отношения между ними.
Но если дальше мы будем рассматривать эти вещи, их свойства и отношения каждое в отдельности как неизменные величины, как взаимно исключающиеся понятия, то это уже будет ошибкой. Потому что любая вещь в мире обладает множеством различных и поистине противоречивых сторон, существует в тесной связи с другими вещами, а не изолированно от них, да еще и подвержена изменению. Поэтому часто случается так, что когда мы классифицируем нечто как «А», а не как «Б», то эта формула самой жизнью опровергается превращением этого нечто из состояния «А» в состояние «Б», или тем, что в некоторых отношениях она является «А», а в других отношениях «Б», или тем, что она обладает противоречивой природой, являясь и «А» и «Б» одновременно.
Например, всем известно, что различие между птицами и млекопитающими в том, что птицы откладывают яйца, а млекопитающие рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком. Естествоиспытатели раньше считали, что млекопитающие строго отличаются от птиц, так как, помимо всех прочих отличий, млекопитающие не кладут яиц. Но это положение было опровергнуто, когда в Австралии был обнаружен утконос, потому что утконос, хотя и является млекопитающим, но это такое млекопитающее, которое кладет яйца. Объяснение этого странного явления, как оказалось, лежит в эволюционной связи между птицами и млекопитающими, которые совместно произошли от первобытных животных, кладущих яйца. Птицы и теперь продолжают класть яйца, тогда как млекопитающие этого уже не делают, за исключением нескольких реликтовых видов животных вроде утконоса и ехидны. Если рассматривать животных в эволюции, в развитии, то это представляется весьма естественным. Но если пытаться, как это делали прежние естествоиспытатели, подгонять виды животных под некую строгую, неизменную систему классификации, то продукты эволюции опрокинут эту систему.
Далее, идея или теория, которая была прогрессивной в одних условиях, когда она впервые возникла, не может быть «прогрессивной» всегда, т.е. в абсолютном смысле, так как позднее в новых условиях она может стать реакционной. Например, механистический материализм, когда он впервые возник, был прогрессивной теорией. Но в настоящее время его никак нельзя считать прогрессивным. Наоборот, в новых условиях, которые имеют место теперь, механистическая теория стала отсталой, реакционной, она тянет человечество назад, не позволяя ему познавать мир так, чтобы понять его значительно шире и глубже, чем раньше. Механицизм, бывший прогрессивным и материалистическим в период подъема капитализма, теперь идет рука об руку с идеализмом, как часть буржуазной идеологии периода разложения капитализма.
Почему мы считаем «здравый смысл» метафизичным принципом мышления?
На первый взгляд все вроде логично. Все в соответствии с тем самым «здравым смыслом». Корень ошибки состоял в том, что СССР рассматривался абстрактно, а не конкретно, не учитывались все условия, в которых ему приходилось существовать. Антагонистических классов в Советском Союзе после середины 30-х гг. и до Перестройки действительно не существовало: эксплуататоры были уничтожены. Уничтожены в том смысле, что были уничтожены экономические условия для их существования. Но, во-первых, физически бывшие представители эксплуататорских классов продолжали существовать, их никто не убивал — принадлежащие им средства производства просто экспроприировали и заставили их работать. Они стали трудящимися — обычными рабочими, служащими, колхозниками. Не все из них с этим смирились. Такие продолжали искать способы для своего паразитического существования, тем более что в СССР в силу определенных объективных условий товарно-денежные отношения уничтожены еще не были. И во вторых, что самое главное, СССР существовал в окружении мощных еще капиталистических стран, которые всеми силами стремились уничтожить советский социализм и вновь восстановить в стране капиталистические отношения. Естественно, что империалисты из-за рубежа искали себе союзников внутри страны и находили их в лице вот этих, не смирившихся со своим историческим поражением паразитических элементов.
То есть классовая борьба продолжала в СССР существовать — она никуда не делась! Она принимала разные формы, это да, но исчезнуть она не могла, пока в мире оставались страны капитализма. На страже социализма в СССР, как и положено, должно было стоять государство диктатуры пролетариата, основная цель которого и есть защита нового социалистического строя от реставрации капиталистических отношений. В этих условиях заявить так, как это было сделано в Программе партии, что классовой борьбы нет и что не нужно теперь государство диктатуры пролетариата, что в СССР государство стало общенародным, а классовых врагов в стране не имеется, это значит дезориентировать советский рабочий класс, ввести его в заблуждение — замазать ему глаза, чтобы за его спиной творить черное дело по разрушению советской страны.
Что как мы помним, и было осуществлено в перестройку, условия для которой подготавливались задолго до того, как она началась.
Внесенное сначала в Программу партии, а затем и в Конституцию СССР положение об «общенародном государстве», да еще и подкрепленное такими метафизическими «обоснованиями», привело к тому, что советский рабочий класс просто не понимал классового смысла негативных явлений в стране, а, следовательно, и не мог вовремя их пресечь. Последствия этого заблуждения о сущности государства ощущаются в нашем обществе до сих пор. И по сей день в России главным идейным мифом, охраняющим господство буржуазии, является тезис о том, что государство российское является представителем всего российского народа вообще, а не только класса буржуазии. Этот миф — прямое следствие позднесоветского ревизионизма.
Но даже здравый смысл признает недостаточность метафизического образа мышления.
К примеру, простой вопрос: когда человек становится седым? Здравый смысл признает, что, хотя мы можем отличить седого человека от не седого, тем не менее, мы не может точно сказать в какой момент человек становится седым. Поседение это процесс постепенный, и поэтому люди в середине этого процесса вступают в период, когда нельзя утверждать с абсолютной достоверностью, седые они или нет; можно сказать только, что они находятся в процессе поседения. Метафизическое «или — или» здесь не работает. Такова жизнь, которую мы наблюдаем ежедневно и ежечасно.
Во всех этих примерах мы сталкиваемся с различием между объективными процессами, в которых что-то претерпевает изменение, и понятиями, в которых мы пытаемся обобщить отличительные признаки вещей, участвующих в процессе. Такие понятия никогда не соответствуют и никак не могут всегда и во всех отношениях соответствовать своим объектам именно потому, что объекты претерпевают изменение.
Так, Энгельс пишет: «Разве понятия, господствующие в естественной науке, — фикции, потому что они отнюдь не всегда совпадают с действительностью? С того момента, как мы приняли теорию эволюции, все наши понятия об органической жизни только с приближением соответствуют действительности. В противном случае не было бы вообще никаких изменений; в тот день, когда понятие и действительность в органическом мире абсолютно совпадут, наступит конец развития»[1]. И он указывал, что подобные соображения относятся ко всем понятиям без исключения.
Коммунистическое рабочее движение «Рабочий Путь»
Материал подготовлен в рамках обучающего курса «Основы марксизма-ленинизма»
Аудио
49.Диалектика,её исторические формы. Диалектика и метафизика.
диалектика– это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрениядиалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.
История диалектики.
Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов.
Основные исторические формы диалектики:
1. Наивная, или стихийная диалектика античности.
Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, — борьба противоположностей. В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать какнаивную, или стихийную, т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями.
2. умозрительная диалектика Средних веков.
В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). вСредневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру.
3.Диалектика эпохи Возрождениякак учение о противоположностях.
Представлена в философии Н.КузанскогоиДж.Бруно. Развивая принциппантеизма,Н.Кузанскийутверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление.
Дж.Бруноутверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей.
4. Идеалистическая диалектика г.Гегеля (немецкая классическая философия).
Г.Гегельвыступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. Гегель объяснял диалектику с позицийобъективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи.
5. Материалистическая диалектика (марксизм).
К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.
Диалектикавыступает одновременно кактеорияи какметод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода.диалектика как философская теория– это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии.диалектика как метод познанияявляется способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, — основанном на диалектических принципах.В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.
Метафизикатакже выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.
Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.
Философский метод: диалектика и метафизика
Диалектика – (гр. Искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания(НФС).
Диалектика – (веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человечества и мышления.
Структура диалектики:
Законы
Единства и борьбы противоположностей — ядро диалектики. Определяет источники развития, отвечая на вопрос что движет развитием. Представляет собой диалектическое противоречие.
Закон перехода количества в качество (закон качественных или количественных изменений). Определяет механизм развития, отвечая на вопрос как происходит развитие.
Закон отрицания отрицания – определяет направление развития, отвечая на вопрос куда идёт развитие.
Категории:
Единичное и общее
Явление и сущность
Часть и целое
Форма и содержание
Элементы и система (и структура)
Возможность и действительность
Порядок и хаос (лектор)
Метафизика – от греч. «то. что после физики) – философское учение об опытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книгАристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετάτά) Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название.
Николай Дамасский, перипатетик I в. н. э., цитирует их под этим названием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Этот смысл термина и остался в общем сознании.
Впервые этот термин был употреблен неоплатоникомСимплицием в V веке, а в средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту началами.
Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:
Античную (древнюю) метафизику
Классическую (эпоха Нового времени) метафизику
Современную метафизику
О содержании метафизики говорить всегда затруднительно, потому что термин, проживший более 2.5 тысяч лет, оброс многими значениями и невозможно принять какое-то одно из них в качестве основного, и, опираясь на него, описать «предмет метафизики». Разумнее указать на те вопросы, которые всегда выражали содержание метафизики.
Метафизические вопросы
Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?
Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?
Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?
6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика
В процессе философствования рассуждающий пользуется особыми приемами мышления и способами рассуждения. Понимание этого важно для уяснения специфики философии в целом.
Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения.
Основным приемом философского мышления является критическая рефлексия – особое отражение сознанием самого себя. Элементарные акты рефлексии выражаются в высказываниях, наподобие «я иду» (отражение в сознании собственного действия), «я мыслю» (отражение думающим процесса мышления), «я говорю» и т.п. Философская рефлексия – это отражение мировоззренческих оснований, например, «я полагаю, что все сущее имеет причину» (мое мировоззренческое основание), «мир бесконечен в пространстве и во времени» (мировоззренческое основание представлений о Вселенной), «нужно поступать достойно человека» (этическая рефлексия о принципе поведения в форме предписания) и т.п. Критическая рефлексия предполагает реконструкцию мировоззренческих оснований для их последующего пересмотра. Это могут быть не только индивидуальные мировоззренческие основания, а, например, основополагающие идеи, убеждения того или иного общества и культуры. Поскольку критическая рефлексия – это мыслительный прием, в любом социальном или культурном явлении можно усмотреть фундаментальные идеи.
Существует много способов философского рассуждения. Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, как именно можно рассуждать, каким способом размышления пользоваться. Обращаясь к истории философии, наработанные способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы были разработаны от древности до XIX века, неклассические оформились в ХХ веке. Классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – герменевтический, феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др. Здесь нас интересуют классические методы.
Метафизика (от греч. meta ta physika – «после физики») – первоначально объединенные по смыслу фрагменты сочинений Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н.э.) после сочинения «Физика»; основной философский труд Аристотеля. Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее», само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Что общего у всего существующего, кроме того, что оно существует? Аристотель приходит к выводу, что общими являются начала, а именно, причины (формальная, материальная, движущая и целевая). Но причины не даны в чувственном опыте, а могут быть реконструированы только умом. Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном». С тех пор предметом метафизики как особой сферы исследования являются предельные основания бытия (например, Бог, субстанция, материя, абсолютное сознание и т.п.). Что отличает метафизическое размышление?
Для того чтобы определить начала бытия мы должны полагать, что вещи и мир в своей основе остаются неизменными, всегда одними и теми же. В метафизическом мышлении мир предстает как ставший, застывший, как бы сфотографированный. Метафизический метод отличают такие черты, как:
обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия;
отвлечение от конкретных проявлений бытия;
мышление о предметах в их неизменном виде;
построение абстрактных схем при помощи чистого мышления.
Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, И.Канта и др. Метафизическое мышление нашло себе применение и в ХХ веке. Например, одна из работ Н.Бердяева называется «Метафизика пола и любви». Сегодня можно встретить работы современных авторов с названиями наподобие «Метафизики футбола» В.Руднева (здесь, правда, понятие метафизики метафорично). Часто понятие метафизики употребляется как синоним философии.
Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – первоначально умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения. Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава». Одна и та же вещь может быть оценена в различных отношениях. Древние замечают также, что противоположности неразрывно связаны и предполагаются друг другом. Так, в древнекитайском трактате Дао-дэ-цзин сказано: «Когда все в поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло» (§2). Важнейшим моментом диалектического мышления является признание процессуальности происходящего. Известно высказывание Гераклита «Все течет»: все изменяется, развивается. Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать два основных принципа:
принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей;
принцип развития, обращающий внимание на непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.
Впоследствии диалектическое мышление объяснило процесс развития. Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г.Гегеля и Ф.Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через отрицание отрицания, т.е утверждение нового состояния). Далее развитие идет через возникновение новых противоположностей, и его структура повторяется на новом уровне. Указанная логическая схема применима к сложным трансформирующимся объектам, особенно при рассмотрении органических процессов роста и видоизменения организмов, социальных процессов и т.п. Например, при видоизменении организмов их развитие начинается с внутреннего противоречия между адаптивными способностями и невозможностью их реализовать в новых условиях (т.е. организм должен приспособиться, но не может). Это противоречие запускает механизм трансформации, и новое состояние организма, уже способного адаптироваться, снимает его.
Впоследствии Ф.Энгельс представил логику развития в виде трех законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей полагает, что противоположности, несмотря на противостояние, не могут исключить друг друга, подобно двум полюсам магнита. Если магнит разделить пополам, получится два магнита, у каждого из которых будут оба полюса.
Закон перехода количественных изменений в качественные представляет идею о том, что изменение количественных параметров объекта не может бесконечно идти в одном направлении без изменения качества объекта. Например, при увеличении атомной массы водорода до двух единиц, он становится дейтерием, а при массе в три единицы – тритием.
Закон отрицания отрицания показывает, что новое состояние объекта возникает на основе старого через его двойное отрицание, поскольку единственное отрицание состояния объекта может означать его исчезновение или гибель, а не развитие. Утверждение нового состояния – это двойное отрицание старого.
Классики марксизма применили законы диалектики к развитию общества. Источник социального развития они обнаружили в социальных противоречиях, основным из которых является противоречие между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений (закон единства и борьбы противоположностей). Когда это несоответствие обостряется, происходит социальная революция (осуществляется переход к новому качественному состоянию), отрицающая старые производственные отношения и утверждающая новые (закон отрицания отрицания).
Метафизика и диалектика, таким образом, являются двумя различными способами философского рассмотрения реальности, один из которых требует постижения неизменных начал и принципов, а другой тяготеет к объяснению всеобщих механизмов развития.
* * *
Рассмотрев философию как особый культурный феномен, мы должны уяснить, что философия – это рационально-критический тип мировоззрения, ядром которого является система фундаментальных знаний человека о мире, самом себе и своем месте в мире. Философия выступает своеобразной формой рационального самоопределения человека. Она способна обеспечивать жизненную позицию, понимание мировоззренческих оснований общества и культуры. Философское знание формируется в процессе рассуждения, использующего специфические приемы и способы, такие, например, как метафизика и диалектика.
Контрольные вопросы
Что такое мировоззрение?
Каковы основные компоненты мировоззрения?
Какие вы знаете исторические типы мировоззрения?
В чем проявляется синкретизм мифологического мировоззрения?
Каковы основные особенности религиозного мировоззрения?
В чем выражается рационально-критический характер философского мировоззрения?
В чем принципиальные отличия философского мировоззрения?
Какова природа философских проблем?
Какую роль играет философия в жизни человека и культуры?
Каковы основные разделы философского знания?
Перечислите основные функции философии.
Какие вы знаете типы философствования?
Вспомните основные этапы исторического развития философского знания.
Что такое метод философии?
Какие классические методы философствования вы знаете?
Каковы особенности метафизического мышления?
Какие принципы использует диалектическое мышление?
Что такое философия?
9. Метафизика, диалектика, синергетика
Метафизика, диалектика, синергетика как основные способы интерпретации движения.
В рамках философского знания наиболее разработанной и универсальной теорией, исследующей проблему изменения и развития мира, является диалектика. 1.Диалектика — это учение, согласно которому мир пребывает в постоянном движении, развитии и изменении.
Главные вопросы, которые помогают понять суть диалектики: «что является источником движения?», «каков механизм движения?», «какова направленность движения?».
Диалектика соединяет в себе два аспекта:
— диалектика природы или объективная диалектика (анализ мира с позиций саморазвития, детерминации, внутренне присущих процессам, происходящим в самой реальности.)
— диалектика мышления или субъективная диалектика (учения, разрабатывающие нормы и правила мышления).
Основные этапы:
Стихийная (наивная) диалектика др. Греции,
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии,
Материалистическая диалектика марксизма.
Стихийная диалектика древней Греции.
Древнегреческие философы заложили основы диалектического миропонимания. Их учения рисуют нам образ единого, но одновременно и многообразного мира, изменчивого в проявлениях, но сохраняющего целостность своего бытия.
Гераклит считается основателем объективной диалектики. Он не только постоянно подчеркивал принципиальную изменчивость мира, но и фиксировал внимание на единстве противоположностей, которые сосуществуют, выражая различные стороны одного и того же предмета. ( морская вода пригодна для рыбы, для человека – нет)
Сократ и Платон — создатели субъективной диалектики. Термин “диалектика” дословно означает спор, диалог, умение вести беседу. В данном значении выражена важная черта диалектики – понимание того, что в процессе диалога рождается истина. Она возникает как новое качество, обретаемое в результате совместного заинтересованного обсуждения проблемы.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.
Основоположником является Гегель. Он по-новому поставил вопрос об источнике движения – это поиск внутренних возможностей саморазвития объекта.
Основные категории диалектики выступают по парам: «единичное» и «общее», «причина» и «следствие», «явление» и «сущность», «содержание» и «форма».
Гегель сформулировал три основных закона, определяющие внутреннюю логику развития любого объекта:
Закон единства и борьбы противоположностей
Главный вопрос: почему происходит развитие?
В качестве основного источника развития выступают противоположности, которые присутствуют в самом предмете.
Определение в качестве источника развития процесса сложной взаимной необходимости и одновременно взаимной борьбы определенных тенденций позволило трактовать развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Главный вопрос: как, каким образом происходит развитие?
Качество и количество являются парными, взаимосвязанными категориями. Качество – это внутренняя определенность предмета, характеризующая его способность к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, определяющая его способность к изменчивости.
— процесс постепенного накопления количественных изменений при сохранении качественной определенности изменений и предмета.
— дальнейшее накопление количественных изменений в условиях нового качества.
Закон отрицания отрицания
Главный вопрос: Какова направленность развития?
Развитие трактуется как поступательный процесс, проходящий определенные циклы, каждый их которых состоит из трех стадий: исходное состояние явления, превращение явления в свою противоположность (отрицание ), превращение новой противоположности в свою противоположность (снятие отрицания или отрицание отрицания). Посредством данного закона определяется преемственность как необходимая черта любого развития. Восходящий характер развития определяется понятием «диалектическое отрицание» ( это момент связи старого и нового, включающий в себя поступательность и преемственность.)
Материалистическая диалектика марксизма.
Маркс значительно расширяет сферу применения диалектики, распространяя ее на сферу природы, общества и культуры (открытие закона сохранения и превращения энергии, который обосновал взаимосвязь различных форм движения, создание клеточной теории).
Объективная диалектика – первична, это процесс развития материального мира.
Субъективная диалектика – вторична, является отражением процесса диалектического развития мира в головах людей.
Метафизика – учение, признающее факт движения и развития мира, однако трактующее суть данных процессов упрощенно, сводя развитие к простому изменению количественных параметров предметов или явлений без изменения их качеств.
Основные отличия метафизики и диалектики
метафизика | диалектика | |
Преобладающий тип связей | Принцип изолированности объекта, приоритетность внешних связей над внутренними | Принцип взаимообусловленности и взаимосвязи всех явлений; акцентирование внутренних связей объекта |
Источник развития | Простое накопление количественных изменений; абсолютизация внешних факторов | Источник движения – внутренняя противоречивость самого объекта; единство и борьба противоположностей, основой развития является саморазвитие |
Механизм развития | Развитие как простое увеличение или уменьшение без изменения качества | Развитие есть взаимопереход количественных и качественных изменений |
Направленность развития | Развитие как прогресс, как регресс, как движение по кругу | Развитие имеет спиралевидную форму, в процессе развития происходит «диалектическое отрицание»; новое не является полным отрицание старого, оно удерживает и сохраняет его положительные моменты |
Две формы метафизики:
Догматизм (метод мышления, абсолютизирующий момент устойчивости и порядка, стремящийся к некритическому перенесению положений, принимаемых за истину, из одной ситуации в другую).
Релятивизм (исходит из тезиса о постоянной и необратимой изменчивости действительности и отрицает саму возможность достижения абсолютной истины.)
СИНЕРГЕТИКА – эвристически (накопленная опытом) продуктивная основа диалектики.
В качестве основных положений синергетики можно выделить:
— мир рассматривается как универсальная открытая система, которая возникает в результат взаимодействия порядка и хаоса;
— базовым состоянием системы является неустойчивость;
— развитие не является жестко детерминированным;
— особая роль принадлежит случайности, т.е. малым флуктуациям.
Основной вывод, вытекающий из синергетической модели развития — признание невозможности искусственного стимулирования того или иного пути развития, выбираемого на основе любых человеческих критериев.
Диалектика и метафизика как концепции развития
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 19Следующая ⇒
Термин «диалектика»имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. dialektike — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.
С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.
Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания. Диалектика— это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития, а субъективная – это отражение этих законов в сознании людей.
Метафизика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга. Термин «метафизика» (от греч. meta — после, physika — физика) появился в I в. до н. э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды «о первых родах сущего» (по собственно философской проблематике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX в.
С XVII-XVIII вв., когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической, философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение — «антидиалектический метод познания».
Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.
Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII-XVIII вв., период бурного развития естествознания, особенно механики; расцвет диалектики приходится на XIX-XX вв. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разные этапах развития человечества различны.
Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития.
Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.
Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира.Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.
Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая — борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие.
Противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации. В диалектике категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания.
Категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.
Сущность и явление— важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность— это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление— это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явление человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.
Содержание— это то, из чего состоит предмет или явление. Форма— это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Система(от греч. systerna — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент(от лат. elementum — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура (от лат. structura — строение) — это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное(частное) — это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.
Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина— это явление, обусловливающее порождающее другое явление. Следствие— явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).
Необходимость и случайность— это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость— это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.
Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.
Помимо категорий, важнейшей составной частью диалектики являются законы диалектики. Они были сформулированы Гегелем, но он применял их исключительно к сфере духа, в то время как их можно применять ко всем явлениям, материальным и духовным.
К основным законам диалектики относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия), закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).
Закон единстваи «борьбы» противоположностейраскрывает источник развития и формулируется так: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов. Согласно этому закону, объект проходит в своем развитии этапы: тождество, различие, существенное различие, противоречие, образуемое двумя противоположными сторонами, разрешение противоречия. Именно своевременно разрешенное противоречие является источником развития. Если противоречия не разрешаются, накапливаются, может произойти разрушение объекта.
Закон взаимоперехода количественных и качественных измененийоснован на категориях «качество», «количество», «мера» и «скачок». По Гегелю, качество – это внутренняя, тождественная бытию определенность вещи. Качество раскрывается через совокупность свойств предмета. И хотя свойства многообразны и динамичны, качество является устойчивой характеристикой, оно делает вещь тем, чем она является. Количество – это внешняя, безразличная по отношению к бытию определенность вещи. Оно выражает степень развития качества. Это в большей мере по сравнению с качеством подвержено изменениям. Единство качества и количества проявляется в мере. Мера – это интервал, на протяжении которого количественные изменения происходят, а качество остается прежним. Переход от одного качества к другому качеству называется скачком. Закон перехода количественных изменений в качественныераскрывает механизм развития и формулируется так: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определенном этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Закон отрицания отрицания.Согласно этому закону, развитие происходит по принципу триады, проходя этапы: тезис, антитезис, синтез. Этот закон обычно формулируется таким образом: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития. Сочетание прогрессивного развития и возврат якобы к старому придают процессу развития спиралеобразный характер. Отрицания бывают двух видов. Диалектическое отрицание – неполное, с удержанием положительного, дающее объекту возможность дальнейшего развития. Метафизическое отрицание – это полное отрицание, разрушение объекта. Закон отрицания отрицания основан на двойном диалектическом отрицании. Он указывает на направление (причем, только прогрессивное) развития.
Не следует думать, что указанные законы диалектики относятся к разным объектам. В действительности они характеризуют один и тот же объект, но под различными углами зрения: с точки зрения источника, развития, механизма и направления развития соответственно.
Детерминизм. Синергетика
Детерминизм-это учение о существовании объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений. Ядром детерминизма являются причинно-следственные связи. Бывают также функциональные связи, отношения симметрии и пространственные и временные корреляции. Общие, существенные устойчивые связи называются законом. Следует различать законы бытия и законы науки. Последние существуют только в мышлении и благодаря ему. Вторые есть отражение первых.
Законы также делятся на законы строения (структуры), законы функционирования и законы развития. Законы структуры характеризуют сущность системного объекта в аспекте устойчивости, неизменности его организации. Законы функционирования раскрывают сущность системного объекта в плане его динамичности в данный ограниченный отрезок времени. Наконец, законы развития выражают основные тенденции, движущие силы, механизмы преобразования рассматриваемой системы в качественно иную, но генетически связанную с ней. Определяющая роль отводится законам развития.
Виды детерминизма. Детерминизм делится на классический и неклассический. Классический(Лапласовский, жесткий, механический) детерминизм, имеющий динамический характер, описывает взаимнооднозначные взаимодействия, исключающие случайность. Поэтому, зная исходные параметры объекта, можно однозначно предсказать последующие состояния объекта. Такие закономерности встречаются в механике, в изолированных системах с небольшим числом элементов. Второй вид детерминизма – неклассический, вероятностный, допускающий случайность. Присущие ему статистические закономерности характерны для микромира, в массовых событиях, когда повторяемость проявляется в определенном проценте случаев. При описании статистических закономерностей употребляются понятия: необходимость и случайность, возможность и действительность. Представления о нем возникли в начале XX века с открытием микромира. Индетерминизм отрицает существование причинных связей в мире. Методологические основы индетерминизма были заложены Юмом, который считал, что причинности не существует, это только привычка людей связывать события друг с другом.
Синергетика
Год рождения синергетики — 1973, когда Г. Хакен выступил на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации. Он написал книгу «Синергетика». Большую роль сыграл в развитии этой теории ученый Брюссельской школы И.Пригожин. Синергетика в сущности и является концепцией самоорганизации систем как таковых, будь это явления неживой природы, организмы или человеческие сообщества. Это оказывается возможным, по словам С.Б. Крымского, именно потому, что и человек, и природа подчинены общим синергетическим закономерностям и могут рассматриваться в качестве структурных компонентов единого процесса самоорганизации всего сущего. Синергетика изучает открытые неравновесные самоорганизующиеся системы в процессе их перехода от хаоса к порядку.
Подходы классической новоевропейской науки и синергетики к пониманию природы изменений, как таковых, где бы они ни происходили, принципиально различны. Первая рисует картину мира, в которой любое событие заведомо определено первоначальными условиями. Поэтому случайность исключается в принципе, а ее фактическое наличие объясняется тем, что мы не обладаем полнотой информации.
Синергетика же принципиально отбрасывает однозначную запрограммированность развития начальными условиями и придает большое значение случайности. Она исходит из того, что системы по своей природе находятся преимущественно в состоянии неустойчивого равновесия не только в силу внешних обстоятельств, но и в виду спонтанных изменений в них самих. Эти изменения называются флуктуациями. В результате флуктуации возникает диссипативная система, это неустойчивое состояние материи. Вариантов развития диссипативной системы два: 1) она укрепляется и превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии, притока энергии из внешней среды. Затем она развивается по динамическому типу; 2) диссипативная структура распадается и гибнет — либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии. Главное свойство таких систем — чрезвычайная неравновесность. Незначительные, сперва малозаметные отклонения от «нормы» могут привести со временем к кардинальным изменениям. В результате система даже без существенных воздействий извне периодически оказывается в полосе нестабильности — в «точке бифуркации». Этот момент в сущности означает кризис системы, когда она, будучи дисбалансированной и оказываясь в некотором смысле «без руля и ветрил», начинает блуждать, нащупывая свой путь в «поле возможностей» — в широком диапазоне от выхода на более высокий уровень самоорганизации до деградации и распада. Тут каждая мелочь может иметь непредсказуемые последствия именно потому, что базовые принципы системы уже не срабатывают, а новые еще не сформировались. Поэтому, как подчеркивают И. Пригожин и И. Стенгерс, в «точке бифуркации» принципиально невозможно предвидеть, в какое состояние система перейдет. Случайность и спонтанность проявления дезинтегрированных элементов подталкивает то, что осталось от системы, к чему-то новому. Большую роль в самоорганизации играют аттракторы (понятие было введено А.Пуанкаре) — квазиустойчивые состояния, притягивающие множества, образующие собой центры, к которым тяготеют элементы (например, человек обязательно изменит свое направление движения, увидев толпу). В теории самоорганизации этот процесс получил название «сползание в точку скопления». Аттракторы стягивают и концентрируют вокруг себя стохастические элементы, структурируя среду и выступая участниками созидания порядка.
Однако после того как путь (один из многих возможных) выбран, снова в свои преимущественные права вступает детерминизм — до того момента, когда уже эта, новая, система не окажется в новой полосе спонтанных изменений. При таком подходе развитие любой системы содержит как детерминистские, так и вероятностные признаки и характеризуется чередованием периодов стабильности, когда ее эволюция может объясняться в категориях более или менее строгой причинности и нестабильности, когда перед системой открываются возможности выбора одного из нескольких вариантов дальнейшего движения. И уже тот путь, который ею избран, актуализирует, выражаясь словами Лейбница, спектры «совозможных» с ним и между собой возможностей. Иными словами, из «точки бифуркации» путь может лежать в различных направлениях, а то какой выбор система обретет, зависит преимущественно от малозаметных на первый взгляд факторов и определяемых ими обстоятельств. Реализующаяся случайность, актуализируя одну из потенциальных возможностей, раскрывающуюся как действительность, открывает перед системой новые возможности и делает весь процесс ее движения в определенном направлении необратимым.
Рекомендуемые страницы:
5. Вопрос о развитии, его структура и варианты решения. Диалектика и метафизика.
Второй по значению крупный вопрос Ф – о процессуальной стороне мира. Мир образован бесконечным множеством процессов. Что происходит в мире? С миром? ОВФ скрыто содержит в себе проблему развития: Если ОВФ –вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и чел сущность, или они неподвижны и неизменны. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что осознание возникает в р-те развития материи. Т.о. вопрос о развитии входит в состав ОВФ, является его особой модификацией, или превращенной формой.
Вопрос о развитии как таковом – сложный вопрос.
Содержание вопроса.
Сущ-ет ли реально в мире движение? Или это наша иллюзия?
Сейчас движение нельзя считать иллюзией. Движение сущ-ет на уровне явлений. Явления подчинены каким-то закономерностям.
З-ны изменяются или неизменны (на уровне з-нов царит покой)?
Зны возникают.
Всякое движение (изменение) предметов сопряжено с взаимодействием.
Охватывает ли это вз-е весь мир? Сущ-ет ли в мире всеобщая связь? Или обр-ся локальные островки, м-у к-ыми нет связей?
Если связь всеобщая, то можно говорить о едином миров процессе. Из-за равновесия особых изменений не происходит, хотя внутри происходят перемены.
Куда направлен мировой процесс?
Сущ-ет 2 очень общих типа изменений:
Прогресс – усложнение, рост организации
Регресс – потеря сложности, упрощение.
Любой процесс м быть представлен с пом-ю этих тенденций. В случае обмена прогресс и регресс взаимно обратимы. Одна из форм уравновешивания этих тенденций – круговорот.
Прогресс ↑ ↓ Регресс
Любой процесс имеет к-л причины, в Ф есть 2 решения этой проблемы.
Внутренние причины развития.
Внешние причины развития.
Где эти причины располагаются и что из себя представляют?
Эти тенденции находятся в отношении противоположности.
Развитие и любой другой процесс можно рассматривать как случайный или необходимый. Ф тоже должна находить необходимости.
ОВФ прямо касается человека, так же как и вопрос о развитии.
Направлено ли развитие на чел? Необходим ли чел мир?
Вопрос о развитии явл богатым по содержанию и имеет 2 оч общих подхода.
Диалектика – учение о развитии.
Метафизика – отрицающая, развитие. Термин неудачен, т.к. метафизика – «взгляд на мир», тогда метафизика сходна с диалектикой. На самом деле метафизика – «антидиалектика». В своем наиболее последовательном, «чистом виде» метафизика отрицает даже реальное движение, представляя бытие как абсолютно неподвижное (Парменид). Однако сущ-е движения и развития настолько «выпирает» из фактов науки и чел практики, что наибольшее распространение получили метафизические концепции, к-ые в той или иной мере признают движение и развитие, но дают им одностороннее, упрощенное истолкование.
Современные представления диалектики.
Мир – это целое, его представления всеобщи, сущ-ет единый мировой процесс – бесконечное продвижение от низшего к высшему. Регресс обязательно сущ-ет в мире как доп-е к прогрессу, к-ый охватывает весь мир, носит интегральный хар-р.
Интегральный процесс имеет необходимый порядок крупных ступеней и направлен на появление человека – человек – р-т мирового процесса. С какого-то м-та мир процесс развития требует наличие чел, как решающего фактора продолжения. Развитие — атрибут материи, поэтому мир нуждается в чел, а чел в мире.
Метафизика имеет разнообразный хар-р. На каком-то этапе можно не согласится с ее выводами.