Классный час «Прощение или месть?»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
(Горно-Алтайский государственный университет, ГАГУ)
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Прощение или месть?»
Классный руководитель: Иванова Н.А
Г. Горно-Алтайск 2015
Тема: «Прощение или месть?»
Цель: подготовить студентов к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого.
Задачи: 1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Актуальность: В последнее время в нашей стране то тут, то там возникают конфликты. Есть более серьёзные и опасные формы проявления нетерпимости в повседневной жизни – коммуникативная нетерпимость, которая чаще всего встречается в семье.
Классный руководитель
Уважаемые , сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас, но для начало мы должны с вами разгадать тему с помощью кроссворда,
1. Как называется умение сдерживать себя при обиде, при боли — ТЕРПЕНИЕ
2. Склонность человека сообщать достоверную информацию — ПРАВДИВОСТЬ
3. Это чувство, привязанность к кому-либо, чему-либо — ЛЮБОВЬ
4. Качество человека, который умеет делиться с другими людьми — ЩЕДРОСТЬ
6. С каким чувством мы должны относиться к другим людям, особенно к старшим — УВАЖЕНИЕ
7. Какое чувство может появиться у нас, когда у друга что-то есть, а у нас этого нет — ЗАВИСТЬ
8.Желание отплатить за обиду — МЕСТЬ
— Какое слово получилось у нас в центре кроссворда? Студенты. Прощение.
Классный руководитель:. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас
Мы будем размышлять над вопросами: Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
А начну я наш классный час с притчи.
Как-то собрались Души на совещание перед воплощением на Землю. И вот Бог спрашивает одну из них: — Зачем ты идёшь на Землю? — Я хочу научиться прощать. — Кого же ты собираешься прощать? Посмотри, какие Души все чистые, светлые, любящие. Они настолько любят тебя, что ничего не могут сделать такого, за что их нужно прощать. Посмотрела Душа на своих сестричек, действительно, она их любит, безусловно, и они её так же любят! Пригорюнилась Душа и говорит: — А мне так хочется научиться прощать! Тут подходит к ней другая Душа и говорит: — Не горюй, я тебя так сильно люблю, что готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе испытать прощение. Я стану твоим мужем и буду тебе изменять, пить, а ты будешь учиться меня прощать. Другая Душа подходит и говорит: — Я тебя тоже очень люблю и пойду с тобой: буду твоей мамой, наказывать тебя, всячески вмешиваться в твою жизнь и мешать жить счастливо, а ты будешь учиться меня прощать. Третья Душа говорит: — А я буду твоей лучшей подругой и в самый неподходящий момент предам тебя, а ты будешь учиться прощать. Ещё одна Душа подходит и говорит: — А я стану твоим начальником, и из-за любви к тебе буду относиться к тебе жёстко и несправедливо, чтобы ты могла испытать прощение. Ещё одна Душа вызвалась быть злой и несправедливой свекровью. Так и собралась группа любящих друг друга Душ, придумали сценарий своей жизни на Земле для проживания опыта прощения и воплотились. Но оказалось, что на Земле вспомнить Себя и о своём договоре очень сложно. Большинство приняли всерьёз эту жизнь, стали обижаться и гневаться друг на друга, забыв о том, что они сами составили этот сценарий жизни, а главное — что все любят друг друга! — Прослушав эту притчу, о чем вы думали, о чем она???? Рассуждения студентов.
Беседа по теме занятия
Классный руководитель: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста… (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону…
Классный руководитель: А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
…Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
– Жажду примирения.
– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Классный руководитель: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра, отец или мама? (Ответы студентов)
Классный руководитель: Предлагаю вам рассмотреть ситуацию и обсудить ее в группе: читает студент (рассказ)
“Один взрослый человек с сожалением вспоминал такой случай из своей жизни. Подростки бывают очень жестокими, В наш класс пришел новичок. Кажется, его звали Андрей. Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. “Эй, суслик, сказал я ему, ты из какой норы вылез?” Все дружно засмеялись. Я доволен был своей, как мне казалось, удачной шуткой. Все стали смеяться и называть его Сусликом. Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз вместе со всеми. Но потом вдруг его подбородок у него затрясся, он вскочил и выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только намного позже я понял, как плохо поступил. И как на самом деле было обидно Андрею”.
— Как чувствовал себя Андрей?
— Часто ли вы в школе даете друг другу прозвища?
— А вы задумывались, как чувствует себя человек, у которого есть физические изъяны, или непривлекательная внешность. Ему и без этого плохо, он и так переживает.
Классный руководитель:
Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»? Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят оба?
Ответы участников:
– Примирения.
– Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить…
Классный руководитель: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников:
– Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.
– Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить…
Беседа по теме занятия
Классный руководитель:
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону…
Классный руководитель:А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
…Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
– Жажду примирения.
– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Классный руководитель: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра, отец или мама?
Ответы участников:
– Предстоит наладить отношения, попросив прощение.
Классный руководитель: Накануне я прочитала такую историю. Молодой человек любил кататься на лодке ночью. Он ложился на дно, лодка курсировала по озеру, и он в этой тиши наслаждался той гармонией, которую ощущал: плеск воды, шум ветра, пение птиц. Он забывался в этом блаженстве и не думал ни о чем. Но вдруг он встрепенулся, потому что в его лодку ударилась другая лодка. Он вскочил, готовый разразиться гневом на того, кто находился в соседней лодке, а она оказалась совершенно пустой. Отвязалась от причала, путешествовала одна и врезалась в его лодку. И когда молодой человек, наполнив легкие воздухом, готов был вылить весь свой гнев, вдруг понял, что его выливать не на кого, только выдохнул, не сказав ни слова.
Получается, что мы можем управлять своими эмоциями. Я предлагаю использовать эту историю как психологическое упражнение. Если у вас будет такая ситуация, когда нужно выплеснуть все, просто хорошенько выдохните, попытайтесь! Ведь порой мы действуем слишком эмоционально, «нас обидели», а если выдохнуть, если представить, что рядом никого нет? Даже из эгоистических побуждений, если вы себя сильно любите и бережете, то не надо гневаться на другого человека. Это трудно. Но возможно.
Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы.
(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами на доске для наглядности.)
Фаза открытия: постоянные мысли об обиде.
Фаза принятия решения: человек готов простить обидчика, ведь многие были в подобных ситуациях.
Фаза действий: происходит «примеривание» на себя различных ролей, становится на место обидчика.
Фаза результата: уменьшение негативных чувств и рост позитивных, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка.
Прощение – свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие!.
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»— Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало пословицы с её продолжением и объяснить ее.
Классный час «Прощение или месть…» 7−9-й класс
I. Вступительное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из вас.
— Дайте определение слову “Прощение” (в группах)
А давайте сравним ваше определение с определением Ожегова и Даля.
В “Толковом словаре русского языка” С.Ожегова слово “простить” расшифровывается как “извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства”. А в словаре В.Даля “простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать”.
— Ребята, а скажите, пожалуйста, кого мы обычно прощаем? (тех, кто нас обидел)
Учитель. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста… (Обычно все поднимают руки.)
— Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников(все отвечают по кругу): – Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
Учитель.Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
— А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал? (ответы детей)
Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Мы порой ради потехи и развлечения можем обидеть, оскорбить человека неосторожным словом, неудачной шуткой, даже не заметив этого.
Мы уже забыли о своей потехе, а человек продолжает мучиться, обрастает комплексами.
II. Обсуждение в группах.
Предлагаю вам рассмотреть ситуацию и обсудить ее в группе: читает ученик (рассказ) “Один взрослый человек с сожалением вспоминал такой случай из своей жизни. Подростки бывают очень жестокими, В наш класс пришел новичок. Кажется, его звали Андрей. Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. “Эй, суслик, сказал я ему, ты из какой норы вылез?” Все дружно засмеялись. Я доволен был своей, как мне казалось, удачной шуткой. Все стали смеяться и называть его Сусликом. Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз вместе со всеми. Но потом вдруг его подбородок у него затрясся, он вскочил и выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только намного позже я понял, как плохо поступил. И как на самом деле было обидно Андрею”.
— Как чувствовал себя Андрей?
— Часто ли вы в школе даете друг другу прозвища?
— А вы задумывались, как чувствует себя человек, у которого есть физические изъяны, или непривлекательная внешность. Ему и без этого плохо, он и так переживает.
Учитель. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама?
Участники. Надо налаживать отношения.
Учитель. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников(все отвечают по кругу):
А в Библии написано, что надо уметь прощать, а мстить – один из смертных грехов.
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: “Прости меня!”. Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: “Прости меня!” - Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
III. Подведение итогов.
Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
Игра “Человеческие чувства”
— Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на доске). Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, чтобы ваши Злость и Обида ушли.
А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.
(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)
Учитель просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого.
Учитель. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта:
“Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них”.
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!
Порядочность Досада Агрессия Доброта Любовь Раздражение Уважение Гнев Интерес Презрение Ненависть Обида Зависть Сердечность Ненависть Любовь Взаимопонимание Равнодушие Радость Ревность Страх Счастье Успех Вдохновение
Классный час «Месть или прощение»
ОГБОУ «Лесно – Конобеевская
школа – интернат»
(по рассказу В. Солоухина рассказ «Мститель»)
Подготовила и провела
Н.М.Белобратова
2017г.
Цели классного часа.
Образовательные:
— в рамках общешкольного проекта «Золотому кольцу – 50!» познакомить
учащихся с творчеством писателей земли Владимирской;
— на материале рассказа В.Соухина «Мститель» совершенствовать умения и навыки
учащихся при анализа художественного произведения.
Развивающие:
— работать над развитием связной речи учащихся, обогащением словарного запаса;
— развитие внимания, мыщления.
Воспитательные:
— воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку;
— формировать положительные качества личности, уважительное отношение к чужому мнению;
— содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке
последствий мести и сознательном отказе от нее.
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
II. Краткое вступительное слово учителя о жизни и творчестве В.Солоухина
Родился Владимир Алексеевич Солоухин 14 июня в селе Алепино
Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 – 1942гг.
учился в инженерном училище во Владимире. Во время войны служил в войсках
особого назначения, охранявших Кремль. В 1946г., опубликовав свои первые стихи
в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный
институт имени Максима Горького.
Владимир Солоухин говорил, что именно в детские годы складывается характер
человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он пронёс через всю
долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть
добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.
III. Актуализация знаний.
1. Отгадывание ребуса.
— Вычеркните все буквы английского алфавита.
r м l е g с d т s n i w ь z
— Прочитайте получившееся слово.
МЕСТЬ
— Что оно обозначает?
( По словарю С.И. Ожегова: Месть – это действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь).
2. Составление кластера. Работа в группах.
— Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?
— Ребята, посовещайтесь и запишите в овалы слова, которые ассоциируются у вас
со словом месть.
(дети записывают).
— Итак, что у вас получилось? Сделаем общий кластер на доске.
Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того,
в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.
— Теперь внимательно посмотрите на запись на доске и сделайте вывод,
что же мы чувствуем, произнося это слово?
(Дети отвечают: «Слово «месть» вызывает грустные, тревожные
ассоциации. ).
IV. Постановка учебной задачи.
— Ребята, а какие синонимы можно подобрать к слову месть? (отплата, отместка)
— А вы слышали такое слово – вендетта?
— Подберите антоним к данному слову. (прощение, милосердие).
— А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия. О чём мы будем говорить?
О мести или прощении.
— А теперь подберём однокоренные слова к слову месть.
(Месть- мстить, мстительный, отмщение, мститель)
V. Сообщение темы классного часа.
О мести и прощении мы поговорим, прочитав рассказ В.Солоухина «Мститель».
VI. Чтение учителем рассказа В.Солоухина «Мститель».
Словарная работа.
Теплинка –
VII. Вопросы классу на проверку первичного восприятия текста.
— Понравилось ли вам произведение?
—На сколько частей можно разделить текст? (3)
— О чём идёт речь в 1 части?
— А во 2 и 3?
— Как можем озаглавить части?
1. Удар между лопаток.
2.Желание и план мести.
3. отказ от мести.
— Что произошло с нашим главным героем?
— За что Витька его ударил? (Ни за что)
— Что решил рассказчик? (в голове зародилась мысль отомстить Витьке)
— Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? (Ну, за что он теперь меня
ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал)
— верно, герою было больно не от физической, а от душевной боли.
— Что задумал герой? (Отомстить. Позвать в лес и набить морду)
VIII. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из ситуации.
— Давайте попробуем разобраться, что чувствовал наш герой и как он сумел
преодолеть это чувство.
— Почему не получилась месть? (Герой раздумывает)
— Что на опушке леса увидел Витька? (Витька увидел шмеля и им стало интересно
за ним понаблюдать)
— Чем потом занялись ребята? (Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку
и жарить их)
Мы видим, как желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает,
главный герой успокаивается.
— Какие мысли появились у рассказчика? ( Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает)
— Что повлияло на изменение первоначального плана мести? ( Витька – хороший
парень, с ним интересно)
— Верно. Сначала мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может
сделать лучших друзей врагами. Но не нужно бросаться мстить за обиду. Ведь как
гласит народная мудрость: «Месть – это ответное зло».
Закончить занятие я хочу ещё одной пословицей «Умей прощать, и мощь твоя
умножится». Как вы понимаете её смысл?
IX. Чтение стихов об умении прощать учащимися.
Научитесь прощать…
Это может не каждый.
Не таите обид…
Этот грех не для вас.
Отпустите, простите
И увидите скоро,
Мир прекрасен и нежен,
Как и каждый из нас.
Лучше в сердце любовь,
Чем проклятье и злоба…
Ведь однажды простив,
Станешь в сто крат добрей.
Это в жизни так важно,
Это в жизни поможет,
Не терять…ни любимых,
Ни добрых друзей…
* * *
Не каждому дано — уметь прощать
Врага, предателя, родного человека,
Что изворотлив и умеет лгать.
Лекарства от обиды нет в аптеках.
Не каждый сможет… скинув груз обид,
Сказать: А я тебя прощаю.
Простить внутри, не просто сделав вид,
И зло в душе тогда как лед расстает.
Да, сложно. Легче ненавидеть.
Мстить, обижаться, затаив свои порывы.
И многое хотели бы увидеть,
Что неприятель на краю обрыва.
Простить. Как много в слове этом.
Боимся мы тут слабость показать.
Нам не понять, что зло уйдет с рассветом
Лишь мы научимся людей прощать.
— Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный,
умеющий прощать)
X.Рефлексия деятельности.
-Ребята, на карточках у вас незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…
Сегодня на занятии я узнал(а) (что?) ____________________________________
Сегодня я научился(лась) (чему?) _______________________________________
Мне осталось непонятным (что?) _______________________________________
Методическая разработка классного часа Тема: «Прощение и месть»
Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Методическая разработка классного часа
Тема: «Прощение и месть»
Классный руководитель 42 – с группы
Васильева А.Т.
Сатка 2018
Конспект классного часа на тему: «Прощение или месть»
Цель:
Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать умение прощать человека, останавливать желание отомстить, развивать стремление делать добро другим людям, учить моделировать свои эмоции при обиде, чтобы сдерживать мстительность, показать взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других людей; развивать чуткое отношение к людям.
Задачи классного часа:
1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Оборудование:
– проектор;
– ноутбук;
– экран.
Классный час проводиться в форме выступления некоторых студентов по данной проблеме, затем проводится обсуждение всей группой.
Структура классного часа
Структурный элемент | Длительность |
Организационный момент | 2 мин. |
Слово учителя | 10 мин. |
Выступление студентов | 20 мин. |
Обсуждение проблемы всей группой | 10 мин. |
Заключительное слово учителя | 3 мин. |
Ход классного часа
1. Организационный момент
Приветствие классного руководителя с группой и объявление темы классного часа.
2. Вступительное слово преподавателя:
По словарю С.И. Ожегова: Месть – это действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.
Отношения между людьми бывают разными. Очень редко они бывают гладкими и ровными. То и дело возникают конфликты, появляются обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других наоборот – люди обижают друг друга намеренно. Об этом мы и будем говорить на классном часе.
А начну я наш классный час с притчи.
Как-то собрались Души на совещание перед воплощением на Землю. И вот Бог спрашивает одну из них:
– Зачем ты идёшь на Землю?
– Я хочу научиться прощать.
– Кого же ты собираешься прощать?
Посмотри, какие Души все чистые, светлые, любящие. Они настолько любят тебя, что ничего не могут сделать такого, за что их нужно прощать. Посмотрела Душа на своих сестричек, действительно, она их любит, безусловно, и они её так же любят!
Пригорюнилась Душа и говорит:
– А мне так хочется научиться прощать!
Тут подходит к ней другая Душа и говорит:
– Не горюй, я тебя так сильно люблю, что готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе испытать прощение. Я стану твоим мужем и буду тебе изменять, пить, а ты будешь учиться меня прощать.
Другая Душа подходит и говорит:
– Я тебя тоже очень люблю и пойду с тобой: буду твоей мамой, наказывать тебя, всячески вмешиваться в твою жизнь и мешать жить счастливо, а ты будешь учиться меня прощать.
Третья Душа говорит:
– А я буду твоей лучшей подругой и в самый неподходящий момент предам тебя, а ты будешь учиться прощать.
Ещё одна Душа подходит и говорит:
– А я стану твоим начальником, и из-за любви к тебе буду относиться к тебе жёстко и несправедливо, чтобы ты могла испытать прощение.
Ещё одна Душа вызвалась быть злой и несправедливой свекровью.
Так и собралась группа любящих друг друга Душ, придумали сценарий своей жизни на Земле для проживания опыта прощения и воплотились.
Но оказалось, что на Земле вспомнить Себя и о своём договоре очень сложно.
Большинство приняли всерьёз эту жизнь, стали обижаться и гневаться друг на друга, забыв о том, что они сами составили этот сценарий жизни, а главное – что все любят друг друга!
– Прослушав эту притчу, о чем вы думали, о чем она????
3. Выступление студентов:
1. Прощение или месть, с точки зрения здоровья. 2. Прощение или месть. Как и что прощать. 3. Прощение. Как попытаться не обижаться или простить? 4. Прощение и месть в воображении. Сублимация и замещение.4. Обсуждение проблемы группой
Остались ли у вас какие-нибудь вопросы по данной теме? Студенты задают вопросы.
Здесь проверяется, насколько усвоен студентами материал, насколько внимательно они слушали доклады своих одногруппников.
5. Заключительное слово преподавателя
Цветы прощения
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.
Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
“Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них”.
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!
Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Протокол классного часа
Группа: 42 – с
Дата: 18.03.2018 г.
Тема: «Прощение или месть»
Цель:
Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать умение прощать человека, останавливать желание отомстить, развивать стремление делать добро другим людям, учить моделировать свои эмоции при обиде, чтобы сдерживать мстительность, показать взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других людей; развивать чуткое отношение к людям.
Задачи классного часа:
1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Классный час проводиться в форме выступления некоторых студентов по данной проблеме, затем проводится обсуждение всей группой.
Присутствовали: 42 – с группы все студенты в составе 22 человек
Выступление студентов:
1. Прощение или месть, с точки зрения здоровья. 2. Прощение или месть. Как и что прощать. 3. Прощение. Как попытаться не обижаться или простить? 4. Прощение и месть в воображении. Сублимация и замещение.Обсуждение проблемы группой
Итоги: Обсудили тему, студенты сделали выводы. Цель достигнута.
Кл. руководитель 42 – с группы Васильева А.Т. _____________________
Список присутствующих
1. | Близнецов Александр |
2. | Панкратова Полина |
3. | Волкова Наталья |
4. | Смирнова Ирина |
5. | Трошин Константин |
6. | Валиева Элиза |
7. | Сапаева Айзиля |
8. | Сорочан Анастасия |
9. | Серебрякова Анастасия |
10. | Калоша Александр |
11. | Сафина Айгуль |
12. | Биктимерова Зульфия |
13. | Демиденко Лада |
14. | Данильченко Виталий |
15. | Костандян Анастасия |
16. | Ишалина Энже |
17. | Тюрин Егор |
18. | Рябова Виктория |
19. | Крохалева Екатерина |
20. | Суслова Анастасия |
21. | Загидулина Илена |
22. | Исхакова Алина |
Методическая разработка «Как простить обидчика…прощение или месть?»
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский медицинский техникум»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Прощение или месть?
Или как простить обидчика?…»
Педагог-психолог:
Е.А.Станковцева
Минусинск, 2019
СЦЕНАРИЙ № 1
«Прощение или месть?»
Цель: подготовить студентов к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого.
Задачи:
1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Актуальность: В последнее время в нашей стране то тут, то там возникают конфликты. Есть более серьёзные и опасные формы проявления нетерпимости в повседневной жизни – коммуникативная нетерпимость, которая чаще всего встречается в семье.
Классный руководитель
Уважаемые студенты, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас, но для начало мы должны с вами разгадать тему с помощью кроссворда (или видео)
1. Как называется умение сдерживать себя при обиде, при боли — ТЕРПЕНИЕ
2. Склонность человека сообщать достоверную информацию — ПРАВДИВОСТЬ
3. Это чувство, привязанность к кому-либо, чему-либо — ЛЮБОВЬ
4. Качество человека, который умеет делиться с другими людьми — ЩЕДРОСТЬ
6. С каким чувством мы должны относиться к другим людям, особенно к старшим — УВАЖЕНИЕ
7. Какое чувство может появиться у нас, когда у друга что-то есть, а у нас этого нет — ЗАВИСТЬ
8.Желание отплатить за обиду — МЕСТЬ
— Какое слово получилось у нас в центре кроссворда? Студенты. Прощение
Классный руководитель: Сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас.
Мы будем размышлять над вопросами: Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
А начнем мы наш классный час с притчи. (Видео)
Как-то собрались Души на совещание перед воплощением на Землю. И вот Бог спрашивает одну из них: — Зачем ты идёшь на Землю? — Я хочу научиться прощать. — Кого же ты собираешься прощать? Посмотри, какие Души все чистые, светлые, любящие. Они настолько любят тебя, что ничего не могут сделать такого, за что их нужно прощать. Посмотрела Душа на своих сестричек, действительно, она их любит, безусловно, и они её так же любят! Пригорюнилась Душа и говорит: — А мне так хочется научиться прощать! Тут подходит к ней другая Душа и говорит: — Не горюй, я тебя так сильно люблю, что готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе испытать прощение. Я стану твоим мужем и буду тебе изменять, пить, а ты будешь учиться меня прощать. Другая Душа подходит и говорит: — Я тебя тоже очень люблю и пойду с тобой: буду твоей мамой, наказывать тебя, всячески вмешиваться в твою жизнь и мешать жить счастливо, а ты будешь учиться меня прощать. Третья Душа говорит: — А я буду твоей лучшей подругой и в самый неподходящий момент предам тебя, а ты будешь учиться прощать. Ещё одна Душа подходит и говорит: — А я стану твоим начальником, и из-за любви к тебе буду относиться к тебе жёстко и несправедливо, чтобы ты могла испытать прощение. Ещё одна Душа вызвалась быть злой и несправедливой свекровью. Так и собралась группа любящих друг друга Душ, придумали сценарий своей жизни на Земле для проживания опыта прощения и воплотились. Но оказалось, что на Земле вспомнить Себя и о своём договоре очень сложно. Большинство приняли всерьёз эту жизнь, стали обижаться и гневаться друг на друга, забыв о том, что они сами составили этот сценарий жизни, а главное — что все любят друг друга! — Прослушав эту притчу, о чем вы думали, о чем она???? Рассуждения студентов.
Беседа по теме занятия
Классный руководитель: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста… (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону…
Классный руководитель: А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
…Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
– Жажду примирения.
– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Классный руководитель: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра, отец или мама? (Ответы студентов)
Классный руководитель: Предлагаю вам рассмотреть ситуацию и обсудить ее в группе: читает студент (рассказ)
“Один взрослый человек с сожалением вспоминал такой случай из своей жизни. Подростки бывают очень жестокими, В наш класс пришел новичок. Кажется, его звали Андрей. Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. “Эй, суслик, сказал я ему, ты из какой норы вылез?” Все дружно засмеялись. Я доволен был своей, как мне казалось, удачной шуткой. Все стали смеяться и называть его Сусликом. Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз вместе со всеми. Но потом вдруг его подбородок у него затрясся, он вскочил и выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только намного позже я понял, как плохо поступил. И как на самом деле было обидно Андрею”.
— Как чувствовал себя Андрей?
— Часто ли вы в школе даете друг другу прозвища?
— А вы задумывались, как чувствует себя человек, у которого есть физические изъяны, или непривлекательная внешность. Ему и без этого плохо, он и так переживает.
Классный руководитель:
Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»? Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят оба?
Ответы участников:
–Примирения.
–Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить…
Классный руководитель: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников:
– Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.
– Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить…
Беседа по теме занятия
Классный руководитель: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста… (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону…
Классный руководитель: А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
…Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
– Жажду примирения.
– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Классный руководитель: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра, отец или мама?
Ответы участников:
– Предстоит наладить отношения, попросив прощение.
Классный руководитель: Накануне я прочитала такую историю. Молодой человек любил кататься на лодке ночью. Он ложился на дно, лодка курсировала по озеру, и он в этой тиши наслаждался той гармонией, которую ощущал: плеск воды, шум ветра, пение птиц. Он забывался в этом блаженстве и не думал ни о чем. Но вдруг он встрепенулся, потому что в его лодку ударилась другая лодка. Он вскочил, готовый разразиться гневом на того, кто находился в соседней лодке, а она оказалась совершенно пустой. Отвязалась от причала, путешествовала одна и врезалась в его лодку. И когда молодой человек, наполнив легкие воздухом, готов был вылить весь свой гнев, вдруг понял, что его выливать не на кого, только выдохнул, не сказав ни слова.
Получается, что мы можем управлять своими эмоциями. Я предлагаю использовать эту историю как психологическое упражнение. Если у вас будет такая ситуация, когда нужно выплеснуть все, просто хорошенько выдохните, попытайтесь! Ведь порой мы действуем слишком эмоционально, «нас обидели», а если выдохнуть, если представить, что рядом никого нет? Даже из эгоистических побуждений, если вы себя сильно любите и бережете, то не надо гневаться на другого человека. Это трудно. Но возможно.
Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы.
(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами на доске для наглядности.)
Фаза открытия: постоянные мысли об обиде.
Фаза принятия решения: человек готов простить обидчика, ведь многие были в подобных ситуациях.
Фаза действий: происходит «примеривание» на себя различных ролей, становится на место обидчика.
Фаза результата: уменьшение негативных чувств и рост позитивных, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка.
Прощение – свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие!.
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»— Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
СЦЕНАРИЙ № 2
«Как простить обидчика…»
Просмотр видеоролика (притча)
Введение
Приветствие обучающихся и присутствующих.
Постановка задач и цели мероприятия.
Цель – это научиться прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Задачи
1. Объяснить влияние обиды на отношения.
2. Выявить причины непрощения.
3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Определение правил ведения беседы.
Игра «Ванька-встанька»
Преподаватель задает вопросы, а обучающиеся поднимают руку если ответ положительный.
■ Кто любит шутки?
■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
■ Кто не любит, когда над ним подшучивают?
■ Кто получал прозвища?
■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше…»?
■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
■ Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
■ Кто на злобные слова отвечает шуткой?
■ Кто прощал, когда его обижали?
Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно. Обида причиняет боль. Как с этим справиться? Как я должен относиться к людям, которые меня обидели, особенно если это произошло умышленно? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.
Основная часть
Первый вопрос для дискуссии.
— А что такое прощение? Как бы Вы ответили на этот вопрос?
— Ну, а что же такое месть?
— Можем ли мы с Вами сказать, что месть и прощение – это две стороны одной медали?
Ответы обучающихся, их рассуждения.
Тем самым подводит обучающихся к выводу, что тема «Прощения и мести» беспокоит воображения, тревожит, заставляет задумываться.
Простить или отомстить – проблема, которая встаёт у нас, за редким исключением, КАЖДЫЙ день и у КАЖДОГО человека.
2. Упражнение «Комок обид».
Цель: способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных переживаний.
Для проведения понадобятся листы бумаги, мусорная корзина.
1. Предложите участникам сформулировать и записать на отдельных листочках названия тех обид, которые их мучают.
2. Все записки надо скомкать. У каждого участника должно быть несколько бумажных комков.
3. Комки прячутся под одежду – так, чтобы они соприкасались с голым телом.
«Почувствуйте на себе свои обиды и переживания…Почувствуйте, какие они доставляют вам неудобства…Обратите внимание, куда, в какое место вы запрятали свои чувства…»
4. При желании можно обсудить чувства и выводы.
Обратите внимание участников, что «выбрасывая» обиды мы стремимся избавиться от негативных переживаний, которые мешают нам жить и препятствуют изменениям.
3. Вопрос для дискуссии.
Как научиться прощать обиды?
1. Надо постараться за своей неудовлетворенностью и душевным дискомфортом увидеть в себе непрощение и искренне желать освободиться от него. Прощение — это добровольное решение человека.
2. Подумать и вспомнить случаи, когда я сам причинял боль другим людям таким же образом, как сейчас обижают меня.
3. Если я в ответ причиняю человеку такую же боль, какую он причинил мне, то я ничем его не лучше и достоин не меньшего презрения, чем он.
4. Поговорить с другом, кем-нибудь из взрослых или психологом о существующей проблеме и душевном конфликте. В этом разговоре очень важны искренность и честность.
5. Постараться примириться с человеком, причинившим боль, наладить с ним отношения, сказав, что простил его. Сделать первый шаг.
Рассматривается замещение и сублимация как метод снятия напряженности в момент обиды, способ прощения.
Заключение
Прощение или месть – здоровье или болезни, каждый человек выбирает для себя сам. Но, перед тем как выбрать, он должен знать из чего, как и почему выбирать.
Непрощение вредно прежде всего для самого человека, который обижен. В его душе возникает много неприятных чувств, которые отравляют жизнь. Поэтому, заметив за собой обиду, надо постараться как можно быстрее простить своего обидчика и примириться с ним. Решение, простить или нет, зависит только от меня, никто другой этого не сделает вместо меня.
Просмотр притчи «Песок и камень».
Предлагается обучающим высказать свое мнение о себе: легко ли они прощают обиду, обидчивы ли они. Высказать свое мнение по тематике беседы.
Завершение беседы: прощание и пожелание добра и тепла в душе.
Упражнение №1. Арт – терапия.
1. Представить мысленно как выглядит ваша обида, нарисовать этот образ в голове, а затем отобразить на бумаге.
2. Придумать имя этому образу.
3. Порвать или сжечь свой рисунок.
Упражнение №2. Гештальт-терапия.
1. Написать на бумаге имена 3 людей, которые сильно обидели вас.
2. Первый человек, которого вы указали – ваш учитель, человек который преподнес ваш главный урок в жизни.
3. Написание письма первому в списке. С указанием всех претензий к этому человеку, вопросов, в конце письма не забыть попросить прощения.
4. Письмо сжигается или выкидывается.
Упражнение №3.
Нужно выписать в блокнотик имена всех обидчиков, вспоминая детально каждую сцену и мысленно проговаривая: «Я не держу на тебя зла. И ты на меня не держи. Прощаю и отпускаю тебя». (авт. Луиза Хей)
Презентация классного часа на тему « Месть или прощение»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
на тему:«МЕСТЬ ИЛИ ПРОЩЕНИЕ» Разработали: М.Е. Абрамс, старший методист; О.А. Грачева, методист 2016 Классный час Министерство образования Тульской областиГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж» Разновидности конфликтов Неуправляемый конфликтХолодная напряжённостьИзбеганиеВ чём же вред таких конфликтов? 1) от конфликтов страдает достоинство человека.2) на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.3) страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Простить — – это “перестать упрекать”, “не держать зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать, пока обидевший первый придет мириться”. В словаре В. Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать». Месть — действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. (Из словаря Д.И. Ожегова) А надо ли мстить?Или, может, стоит научиться прощать?План мести:1.«…набью морду», 2.«…дам ему прямо в нос», 3.«…тресну по уху, чтобы загудело по всей голове», 4.«…скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»5. И т.д. Что несут собой месть и прощение? Месть Прощение обида и злость,боль и ненависть,вражда, кровь,тьма радость и добро,счастье,тепло, мир,свет грех милость(смерть) (жизнь) Любить – это значит прощать,Прощать – это понять,Понять – это значит знать,Знать – значит приблизиться к порогу мудрости.Никола́й Константи́нович Ре́рих (1874-1947) — русский художник, сценограф , философ-мистик, писатель и поэт, путешественник, археолог, общественный деятель, педагог. (Николай Рерих) Игра «Ванька-встанька» Встают те, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.Кто любит шутки?Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?Кто не любит, когда над ним подшучивают?Кто получал прозвища?Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше…»?Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?Кто на злобные слова отвечает шуткой?Кто прощал, когда его обижали? Каковы причины непрощения? 1) эгоизм (человек воспринимает обиду как оскорбление своей личности, это его возмущает, задевает, ущемляет чувство собственного достоинства, все мысли направлены на свою персону, занят своими чувствами, переживаниями, считает, что обидчик
Методическая разработка классного часа Тема: «Прощение и месть»
Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Методическая разработка классного часа
Тема: «Прощение и месть»
Классный руководитель 42 – с группы
Васильева А.Т.
Сатка 2018
Конспект классного часа на тему: «Прощение или месть»
Цель:
Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать умение прощать человека, останавливать желание отомстить, развивать стремление делать добро другим людям, учить моделировать свои эмоции при обиде, чтобы сдерживать мстительность, показать взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других людей; развивать чуткое отношение к людям.
Задачи классного часа:
1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Оборудование:
– проектор;
– ноутбук;
– экран.
Классный час проводиться в форме выступления некоторых студентов по данной проблеме, затем проводится обсуждение всей группой.
Структура классного часа
Структурный элемент | Длительность |
Организационный момент | 2 мин. |
Слово учителя | 10 мин. |
Выступление студентов | 20 мин. |
Обсуждение проблемы всей группой | 10 мин. |
Заключительное слово учителя | 3 мин. |
Ход классного часа
1. Организационный момент
Приветствие классного руководителя с группой и объявление темы классного часа.
2. Вступительное слово преподавателя:
По словарю С.И. Ожегова: Месть – это действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.
Отношения между людьми бывают разными. Очень редко они бывают гладкими и ровными. То и дело возникают конфликты, появляются обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других наоборот – люди обижают друг друга намеренно. Об этом мы и будем говорить на классном часе.
А начну я наш классный час с притчи.
Как-то собрались Души на совещание перед воплощением на Землю. И вот Бог спрашивает одну из них:
– Зачем ты идёшь на Землю?
– Я хочу научиться прощать.
– Кого же ты собираешься прощать?
Посмотри, какие Души все чистые, светлые, любящие. Они настолько любят тебя, что ничего не могут сделать такого, за что их нужно прощать. Посмотрела Душа на своих сестричек, действительно, она их любит, безусловно, и они её так же любят!
Пригорюнилась Душа и говорит:
– А мне так хочется научиться прощать!
Тут подходит к ней другая Душа и говорит:
– Не горюй, я тебя так сильно люблю, что готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе испытать прощение. Я стану твоим мужем и буду тебе изменять, пить, а ты будешь учиться меня прощать.
Другая Душа подходит и говорит:
– Я тебя тоже очень люблю и пойду с тобой: буду твоей мамой, наказывать тебя, всячески вмешиваться в твою жизнь и мешать жить счастливо, а ты будешь учиться меня прощать.
Третья Душа говорит:
– А я буду твоей лучшей подругой и в самый неподходящий момент предам тебя, а ты будешь учиться прощать.
Ещё одна Душа подходит и говорит:
– А я стану твоим начальником, и из-за любви к тебе буду относиться к тебе жёстко и несправедливо, чтобы ты могла испытать прощение.
Ещё одна Душа вызвалась быть злой и несправедливой свекровью.
Так и собралась группа любящих друг друга Душ, придумали сценарий своей жизни на Земле для проживания опыта прощения и воплотились.
Но оказалось, что на Земле вспомнить Себя и о своём договоре очень сложно.
Большинство приняли всерьёз эту жизнь, стали обижаться и гневаться друг на друга, забыв о том, что они сами составили этот сценарий жизни, а главное – что все любят друг друга!
– Прослушав эту притчу, о чем вы думали, о чем она????
3. Выступление студентов:
1. Прощение или месть, с точки зрения здоровья. 2. Прощение или месть. Как и что прощать. 3. Прощение. Как попытаться не обижаться или простить? 4. Прощение и месть в воображении. Сублимация и замещение.4. Обсуждение проблемы группой
Остались ли у вас какие-нибудь вопросы по данной теме? Студенты задают вопросы.
Здесь проверяется, насколько усвоен студентами материал, насколько внимательно они слушали доклады своих одногруппников.
5. Заключительное слово преподавателя
Цветы прощения
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.
Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
“Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них”.
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!
Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Протокол классного часа
Группа: 42 – с
Дата: 18.03.2018 г.
Тема: «Прощение или месть»
Цель:
Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать умение прощать человека, останавливать желание отомстить, развивать стремление делать добро другим людям, учить моделировать свои эмоции при обиде, чтобы сдерживать мстительность, показать взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других людей; развивать чуткое отношение к людям.
Задачи классного часа:
1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Классный час проводиться в форме выступления некоторых студентов по данной проблеме, затем проводится обсуждение всей группой.
Присутствовали: 42 – с группы все студенты в составе 22 человек
Выступление студентов:
1. Прощение или месть, с точки зрения здоровья. 2. Прощение или месть. Как и что прощать. 3. Прощение. Как попытаться не обижаться или простить? 4. Прощение и месть в воображении. Сублимация и замещение.Обсуждение проблемы группой
Итоги: Обсудили тему, студенты сделали выводы. Цель достигнута.
Кл. руководитель 42 – с группы Васильева А.Т. _____________________
Список присутствующих
1. | Близнецов Александр |
2. | Панкратова Полина |
3. | Волкова Наталья |
4. | Смирнова Ирина |
5. | Трошин Константин |
6. | Валиева Элиза |
7. | Сапаева Айзиля |
8. | Сорочан Анастасия |
9. | Серебрякова Анастасия |
10. | Калоша Александр |
11. | Сафина Айгуль |
12. | Биктимерова Зульфия |
13. | Демиденко Лада |
14. | Данильченко Виталий |
15. | Костандян Анастасия |
16. | Ишалина Энже |
17. | Тюрин Егор |
18. | Рябова Виктория |
19. | Крохалева Екатерина |
20. | Суслова Анастасия |
21. | Загидулина Илена |
22. | Исхакова Алина |