Лезгины обычаи и традиции – Культура -Культура -Традиции, праздники, обряды, обычаи -Отношение к женщине в традициях лезгин

Мадлена Гаджиева — Лезгины. История, культура, традиции

Серия «Детям – о народах Дагестана» предназначена для детей от 7 лет. Она позволяет юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать историю, культуру, традиции и обычаи своего народа, вызвать интерес к родному языку, внести свою лепту в развитие, процветание и прославление Дагестана.

Содержание:

Мадлена Гаджиева
Лезгины. История, культура, традиции

Посвящаю горячо любимым родителям – Гаджиеву Нариману Гаджиевичу и Лачиновой Закие Магомедкасумовне в знак признательности за привитую любовь к своему народу.

Лезгины

Как-то мы с племянницей моей Закией читали книжку об истории Древнего мира. В ней рассказывалось о Египте, Китае, как возникли Древний Рим, Греция и другие страны, как жили разные народы. И тут Закия мне говорит: «Эме (тетя), мы же лезгины. Расскажи про лезгин! Когда они появились, как жили раньше? Во что одевались лезгинские девочки и чем играли мальчики? Вот у монголов был Чингисхан, а кто среди лезгин прославил наш народ? Расскажи, эмешка!»

Позвала она своих братьев Арслана и Мохамада, устроились все трое удобнее и стали слушать.

История лезгин

Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.

Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!

В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).

На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.

Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.

Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.

В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.

Мухаммад Ярагский

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.

Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.

Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.

История —тарих.

Эпоха —девир.

Мир —дуьнья.

Земля —чил.

Родина —ватан.

Страна —уьлкве.

Государство —гьукумат.

Народ —халкь.

Люди —инсанар.

Нация —миллет.

Неприятель —душман.

Крепость —кьеле.

СПРАВКА

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.

Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.

Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.

Ремесло. Лезгины. История, культура, традиции

Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывают о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представление об окружающем мире. Мы называем это ремеслом.

Мы не стоим на месте: учимся творить, изобрели новые материалы. Но, уходя вперед, дети, не забывайте о прошлом. Взгляните, как трогателен этот ковер, сотканный вашей прабабушкой! Какое дарит тепло одежда, связанная лезгинской рукодельницей! Поэтому никогда не умрет ремесло. И всегда будут стучать молоточками чеканщики, прясть ковры пряхи, расписывать вазы художники. И труд ремесленников всегда ценится высоко.

У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство – традиции. Ремесло – это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику.

Самое широкое распространение у нас имело ковроткачество. Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством.

Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы. Это даже младше тебя, Закия. А с восьми лет уже справлялась без посторонней помощи. К 14–15 годам у нее на приданое было готово по три-четыре ковра собственного изготовления! Даже пословица такая есть: «Пара рушар – пара гамар, пара гадаяр – пара балкIанар» («Если много девочек, то семья будет богата коврами, если много мальчиков, то богата лошадьми»). Если девушка не смогла приготовить столько ковров, то сваты говорили ей: «Да какая из нее выйдет жена! Не смогла справиться с тремя коврами, как будет справляться с хозяйством?»

Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами.

В первый день, когда начинали ткать ковер, хозяйка приглашала двух-трех опытных мастериц-родственниц, соседок. Она готовила угощение, приглашенные приносили небольшие подарки. В общем, устраивали себе праздники.

А когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: считалось, что в той семье, куда попадет ковер, первым родится мальчик.

Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану. А позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.

С давних времен лезгины владели гончарным искусством. Подтверждают это найденные при раскопках глиняные блюда, кувшины второго тысячелетия до нашей эры. Особое место в дагестанской керамике занимают благодаря своим высоким декоративным качествам блюда, кувшины, изготовленные в селении Испик. Наши предки еще в XV веке освоили технологии, опережающие другие народы на многие столетия.

Одно из самых древних ремесел у лезгин – кузнечное дело. Кузнецов очень уважали. Люди считали, что огонь им подарили божества и умение обращаться с огнем и металлом – дар свыше. В каждом лезгинском селении были кузнецы – чатухъан, которые изготовляли все необходимое для хозяйства (ножи, щипцы для очага и сахара) и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески!

В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы.

Ремесло — пеше.

Работа — кIвалах.

Труд — зегьмет, кIвалах.

Мастер — устIар.

Ковер — сумах, халича.

Палас — рух.

Узор — нехиш.

Цвет — ранг.

Рисунок — шикил.

Железо — ракь.

Ружье — тфенг.

Меч — гуьрз.

Нож — чукIул.

Топор — якIв, нажах.

Молоток — кIута.

Пила — мешер.

Лопата — пер.

Колесо — чарх.

Ножницы — мукIратI.

Игла — раб.

Щипцы — хих.

Керамика — хъенчIин къаб.

Кувшин — квар.

Ложка — тIур.

Миска — кур.

Ювелир — заргар.

Золото — къизил.

Серебро — гимиш.

Сережка — япагьан.

Кольцо — тупIал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Гостеприимство и куначество. Лезгины. История, культура, традиции

Гостеприимство и куначество

Одним из самых свято соблюдаемых обычаев у лезгин является гостеприимство. Не принять, не угостить самым лучшим считалось позором и унижением для семьи.

Недаром лезгины большое внимание уделяли гостевой комнате – тавдин кIвал

. В ней хранили неприкосновенный запас постельных принадлежностей для гостя. Пол застилали сумахами, а стены увешивали лучшими коврами. Двери и шкафы украшали резьбой.

В кунацкой обязательно устраивали тавун (очаг), возле которого всегда хранилось топливо.

Когда приходил гость, хозяева выходили навстречу и принимали у него коня. Уход за конем был обязанностью мальчиков и подростков. Они расседлывали его, обтирали, чистили, поили и кормили. А в летнее время отводили на присельское пастбище. Гостя провожали в кунац-кую, где тут же разводили огонь (в холодное время года). Усаживали гостя на лучшее место, подложив для удобства под спину налчаяр – нарядные подушки. Мужчины садились рядом. Женщины приходили поздороваться, коротко спрашивали о семье, о здоровье и выходили печь хлеб, готовить мясное блюдо. Готовили бесшумно, чтобы не привлекать внимание гостя, не беспокоить его.

Приветствовать гостя приходили родственники, соседи, друзья хозяев дома. Угощения заносили в кунацкую молодые парни – сыновья хозяина дома или его родственники. Никто не расспрашивал гостя, для чего он приехал, до тех пор, пока сам не расскажет. Если гостю нужна была помощь, хозяин дома и его родственники считали своим долгом помочь ему.

Никто не мог безнаказанно обидеть гостя. Обиду, нанесенную гостю, хозяева воспринимали как собственную. Если кровный враг настигал его в доме кунака, гость мог чувствовать себя в полной безопасности: не только хозяева, но и их родственники становились на защиту, порой ценой собственной жизни.

Гость, в свою очередь, придерживался определенных правил поведения. Он должен был вести себя скромно, быть немногословным; верхом неприличия считалось засматриваться на женщин дома.

Он не должен был гостить долго, не объясняя цели своего приезда. Гость не заходил в дом, если хозяина дома или старших женщин не было. Он ждал на киме (годекан), где все наперебой приглашали его к себе. Но гость не принимал приглашения других, чтобы не обидеть своего друга.

В тех случаях, когда человек попадал в селение, где не было знакомых, он шел на

ким и после общих разговоров намекал присутствующим, что впервые в этом селении. Каждый предлагал свои услуги, но незаметно уступали право гостеприимства человеку состоятельному. Вот такая житейская хитрость.

Часто отношения гостя и хозяина перерастали в куначество. Редко встречалась семья, которая не имела бы кунаков. Отношения куначества передавались из поколения в поколение. У вашего дедушки Наримана, например, есть кунаки в пятом поколении из высокогорного Куруша!

Отношения между кунаками были такими же, как между родственниками. Они советовались при решении важных вопросов, помогали друг другу, участвовали в семейных торжествах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Традиции Лезгин, новости лезги-яр, история лезгин, лезгин, лезги, (1)

Сегодня, 29 июня, в с.Ахты Ахтынского района прошел 20-й, юбилейный праздник народного героического эпоса «Шарвили». Торжествам предшествовала длительная подготовка: более месяца шли работы по облагораживанию села, подготовка праздничного оформления и атрибутики, репетиции фольклорных ансамблей, разработка плана проведения праздника и многое другое. Начало праздника заложено в конце 90х годов и стало знаковым событием, объединяющим весь Дагестан. Праздник эпоса «Шарвили» несет в себе высокие цели-единение народов, популяризация самобытной культуры, развитие туризма, народных ремесел и фольклора. В самый древний аул России ежегодно в день праздника съезжаются со всех уголков России и зарубежья. … читать дальше »»»

В ближайшую субботу, 29 июня, как обычно, в семь часов утра, на горе Келез-хев музыканты на народных инструментах сыграют мелодию «Зори». С этого момента и до самого вечера село Ахты превратится в одну большую праздничную площадку. В этом году «Шарвили» проводится уже в двадцатый раз. (Прим. ЛезгиЯр») Как отметил современный лезгинский поэт Сажидин Саидгасанов: «Кто был на этом празднике — тот не пропустит его никогда. Такого уникального зрелища нет ни какой стране мира»О многом говорит тот факт, что идея проведения его возникла в конце 1990-х годов, когда Дагестан терроризировали международные бандформирования. Новый праздник оказался востребованным, стал весьма популярным и любимым. … читать дальше »»»

«Праздник черешни» — старинный праздник лезгин. С древнейших времен у лезгин из-за природно — климатических условий ареала расселения (разделение на зоны: горы — низменность), был распространен всенародный праздник под названиями «ПIинийрин сувар» (Праздник черешни) или «КIару». Праздник отмечался весело и с размахом. К празднику готовился весь народ: джигиты объезжали коней, готовили нарядную одежду, в качестве репетиции проводили скачки на местах и отбирали новые мелодии, ашуги разучивали лирические песни и героические сказания. Исполнялись … читать дальше »»»

В с. Зизик Сулейман-Стальского района практически в каждом дворе растет тутовое дерево. Жительница села, мать-героиня Анфиса Магомедкеримова с молодости в сезонное время готовит лечебную тутовую патоку (сироп-дошаб) для своей семьи, а также для продажи. Женщина, выросшая в многодетной семье, сохранила традиции своих матерей и передает секрет особой технологии варки сиропа детям и внукам.Следует отметить полезность тутовой патоки для здоровья. Отличительной чертой продукта является уникальный вкус и отсутствие в составе каких-либо добавочных химических компонентов.  … читать дальше »»»

В администрации МР «Ахтынский район» прошло расширенное заседание оргкомитета по подготовке и проведению праздника лезгинского народного героического эпоса «Шарвили». Заседание провел заместитель главы МР «Ахтынский район» Алмас Шуаев. Открывая заседание А.Шуаев отметил, традиционность и значимость общереспубликанского праздника ставшего символом единения народов. В этом году мы отмечаем 20-ю годовщину праздника «Шарвили»- это знаковое событие … читать дальше »»»

Накануне, 03 июня 2019 года, под председательством главы района Наримана Абдулмуталибова состоялось заседание оргкомитета по организации и проведению мероприятий, посвященных Дню лезгинского народного героического эпоса «Шарвили». В нем приняли участие заместители главы райадминистрации, руководители структурных подразделений райадминистрации, учреждений и организаций, представители творческой интеллигенции, общественности и СМИ. Праздник лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» в этом году отмечается в с. Ахты в 20-й раз. С каждым годом число участников праздника и интерес к эпосу «Шарвили» заметно растет. С информацией о подготовке к празднованию Дня лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» выступил начальник отдела культуры райадминистрации Майрудин Бабаханов.  … читать дальше »»»

Ручное ковроткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. История искусства ковроделия уходит корнями в глубину столетий. Было время, когда этим ремеслом занимались многие наши народы. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок говорят нам о том, что жители Дагестана с древних времен занимались прядением и ткачеством. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Историю ковроделия в Дагестане изучали доктор исторических наук Зоя Рамазанова и младший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН Саида Гарунова. … читать дальше »»»

В Махачкале, в большом зале Русского театра с большим аншлагом прошел праздничный концерт «Яран-сувар 2019», который символизирует наступление весны, красоты, добра и радости. Хочется выразить огромную благодарность организаторам мероприятия из Даггосфилармонии Фариде Магомедовой, Диляре Надыровой, Софие Разуевой за высокий профессионализм их деятельности, фотографу Кудрату Алиеву за выставку «Портрет территории» о Южном Дагестане. Отдельные слова благодарности высказываем тем, кто поддержал и принял активное участие в Яран-сувар, люди которые всегда помогут, разделят радость с общественностью: Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева, директор Дагосфилармонии им.Т.Мурадова Абакар Хайрулаев, Председатель Фонда патриотического воспитания молодежи им. генерал-полковника Магомеда Танкаева Гасангусейн Абдулжелилов Абдулжелилов … читать дальше »»»

Праздник весны Яран Сувар, который занимает особое место в культуре лезгин, часто неверно воспринимается как заимствование из иранской культуры (Науруз/Невроз у иранцев, таджиков, курдов и т.д.). Однако при исследовании древних корней данной традиции выясняется, что этот праздник первоначально был xарактерным для оседлых земледельческих культур Передней Азии и Кавказа. Хотя не исключено, что подобные аграрные традиции могли зародиться вне зависимости от развития земледелия в древних очагах его зарождения в Передней Азии, логично предположить, что культовые аграрные традиции зародились изначально именно там, где зародилось само земледелие, то есть в Передней Азии и на Кавказе.   … читать дальше »»»

Есть в Красной Слободе Азербайджана район под названием «Гусори» и синагога с тем же названием. История гусарских евреев практически нигде не описана, есть лишь немного сведений о погроме еврейской общины во время нашествия иранского полководца Надир-Шаха. Поселение Кусары было основано в 1820-х годах. Из самого названия можно сделать вывод, что сюда ссылали гусар, и оно стало местом расположения штаб-квартиры, некоторых частей отдельного кавказского корпуса русской армии. Ближайший стратегически укрепленный пункт в те времена располагался в 70 км к северу, в районом центре Ахты в Дагестане.  … читать дальше »»»

Сегодня в Доме детского творчества прошло открытое занятие: «Гобелен». Причудливые узоры лезгинских ковров завораживают. Каждый раз, рассматривая их, мы оказываемся завлеченными в забытые времена. Где чистую, воздушную шерсть наматывали на веретено, где красили нитки и ткали прекрасные ковры с исконно лезгинскими мотивами. Все это сопровождалось напеванием народных песен. Ковры тех лет передают всю теплую атмосферу, в которой они создавались. Они пропитаны духом старины. Время меняет предпочтения людей, а прогресс позволил не тратить силы на создание ковров. Но равносильна ли эта замена? В «Доме детского творчества» имени Кияса Меджидова в с.Ахты стараются сохранить навыки ковроткачества и приобщают воспитанников к делу сохранения культурного наследия. … читать дальше »»»

Лезгинский хлеб: белый и черный, с маслом или с отрубями — (Фото из пекарни). В небольшой пекарне в городе Кусаре делают лезгинский хлеб — круглый, плоский, похожий на большую лепешку. Лезгинских хлеб отличается от традиционного азербайджанского хлеба по форме, а также – тем, что он не крошится и не портится от длительного хранения. Лезгины — самое многочисленное национальное меньшинство в Азербайджане, по официальным данным. Живут они на севере страны. У них есть свой язык, культура и традиции, в том числе кулинарные. … читать дальше »»»

Общие черты лезгинских ковров — 21 Ноября 2014, Традиции Лезгин

Когда-то невозможно было себе представить лезгинский дом без традиционного лезгинского ковра. По своему уникальный шедевр народного промысла лезгинский ковер был широко известен за пределами Лезгистана. На сегодняшний день лезгинское ковроткачество практически перестало существовать. 

Конечно, существует еще единичные семьи, где сохранились азы ковроделия, однако это скорее исключение из правил. С каждым годом теряется уникальная технология производства ковров, забываются неповторимые краски лезгинского орнамента. А ведь это культурное наследие нашего народа!

Если постепенную гибель народного ковроткачества еще можно объяснить конкуренцией со стороны конвейерного производства современных ковров, то вызывает обеспокоенность другое: утрата интеллектуальной составляющей лезгинского ковроделия. То есть, теряется информация о неповторимых лезгинских узорах. 

Восстановить производство ковров можно всегда, так как технология их производства у всех народов более или менее одинакова, а вот воссоздать лезгинский узор невозможно, если информация о нем беззаботно утеряна.

А ведь лезгинам есть что терять! О красоте лезгинского узора говорит тот факт, что его «приватизировали» наши южные соседи – азербайджанцы. Теперь с серьезной государственной поддержкой на весь мир под брендом «азербайджанские ковры» преподносятся наши родные лезгинские узоры. Как говорится, у бесхозной вещи всегда найдется хозяин.

В данной статье на основе практического материала попробуем проанализировать и выявить характерные особенности лезгинского ковра, его типичные символы и узоры, попробуем разгадать философию лезгинского ковра. Автор выражает огромную благодарность коллективу в социальной сети «Вконтакте» и «Одноклассники» группе «Лекьермакан» за сбор и предоставление фотоматериалов о лезгинских коврах и оказанную сопутствующую поддержку. Без этой помощи наш анализ растянулся бы не на один месяц.

На первом этапе были отобраны изображения (фотографии) ковров и отсеяны явно не типичные, выбивающиеся из общего ряда. После отсева остались ковры, а их более 200, на основе которых и был произведен дальнейший анализ. Пробежитесь по изображениям лезгинских ковров. Сразу же можно сделать первый вывод:

1. На лезгинских коврах не изображаются реально существующие в жизни объекты (животные, люди, здания, пейзажи и пр.).

В этом выводе подразумевается то, что на лезгинских коврах не изображаются объекты как они есть на самом деле. Исключением, быть может, является восьми лепестковое изображение, что может ассоциироваться с цветком. Другие же узоры могут рассматриваться как стилизация чего-либо (например, круг – стилизованное солнце, «Г»-образные символы – стилизованные волны моря и тд. ). Таким образом, все символы на ковре представляют собой геометрические фигуры, которые в основном имеют правильную форму (то есть обладают симметрией). О симметрии не только символов на ковре, но и самом ковре можно сказать в следующем выводе:

2. Лезгинский ковер обладает симметрией.


Причем у лезгинского ковра традиционно двойная симметрия, то есть, если разделить ковер на четыре части, то эти части будут идентичны. Реже встречаются ковры с одной осью симметрии (по длине).

Теперь взглянем на цветовую гамму лезгинских ковров. Сразу же бросается в глаза следующий факт:

3. На лезгинских коврах нету зеленого цвета. Основные цвета – красный и синий, меньше – белый/желтый.

Конечно, на более поздних коврах зеленый цвет может присутствовать, однако даже и на них зеленый цвет занимает не более 10% площади. Поэтому, если судить с точки зрения традиционности, то можно сказать, что зеленый цвет не используется на лезгинских коврах. Возможно, это связано с трудностями получения зеленого красителя в старые времена.


После того как мы определили цветовую гамму и явно бросающиеся в глаза особенности лезгинских ковров, перейдем к рассмотрению структуры и элементов, попробуем выявить некие закономерности. И сразу же легко заметить, что:

4. На лезгинском ковре присутствует окантовка.


Окантовка представляет собой полосу с узором или без него (одноцветная), которая идет по всему периметру ковра. Лезгинский ковер похож на картину, где окантовка выполняет роль рамы. Окантовка может быть однополосной, двух, трех и более полосной.

Что же изображено в центральной части лезгинского ковра, можно ли найти какой-то характерный тип построения элементов на ковре. Оказывается можно. Просматривая сотни ковров , можно выявить несколько типов:

А. Ковры с единичным узором (основных элементов на ковре от 1 до 6 шт.), которые подразделяются на

(по степени распространенности):

— трехобъектные;

— четырехобъектные;

— двухобъектные;

— однообъектные;

— др.


Б. Ковры с массовым однотипным узором.


Самыми распространенными коврами являются трехобъектные ковры (тип А). Обычно все три объекта на таких коврах имеют одинаковые геометрические размеры, хотя их раскраска может отличаться. Реже встречаются четырех- и двухобъектные ковры. Причем, обычно, такие ковры, соответственно, удлиненные или укороченные.

Кроме обозначенных выше ковров встречаются особые типы ковров, которые нельзя отнести к типу А или Б. Такие ковры односимметричны (в отличие от вышеназванных ковров, которые двусимметричны). Однако процент таких ковров не высок, что дает основание предположить, что узоры таких ковров имеют узколокальный характер (распространены в одном или нескольких селах).





Таким образом касательно типов лезгинских ковров можно сделать вывод:

5. На лезгинском ковре самым распространенным типом узора является три геометрических фигуры расположенные в ряд.

Теперь перейдем, пожалуй, к самому интересному вопросу: какие традиционные символы расположены на лезгинских коврах? Как уже было сказано, эти символы представляют собой геометрические фигуры. Сложность их описания заключается в том, что каждый лезгинский ковер, его узор по-своему неповторим. Один и тот же символ на разных коврах может быть изменен в пропорциях, в окраске, добавлены декоративные вставки. Складывается такое ощущение, что каждая рукодельница, мастерица, которая работала над ковром, не хотела повторять чей-то символ, а хотела немного его изменить, сделав индивидуальным и неповторимым. Поэтому, чтобы описать и систематизировать лезгинские символы на коврах, рассматривались контурные очертания этих символов.

1) Один из самых простых и распространенных лезгинских символов является: символ «кувшин». Он представляет собой квадрат или ромб с усеченными всеми углами (правильный или вытянутый восьмиугольник).


Символ «кувшин» может изображаться с двумя волнистыми противоположными сторонами. Схематические модификации символа «кувшин»:



Примеры ковров с символом «кувшин»:


2) Еще одним распространенным символом является сочетание таких геометрических фигур как квадрат и крест. Для удобства дадим этому символу обозначение «лезгинский крест». Что он означает? Какой смысл изначально вкладывался в этот символ? Быть может «лезгинский крест» представляет собой стилизованное скрещение щита и меча. Этот вопрос еще должны разгадать ученые.


Каждый вид «лезгинского креста» в свою очередь имеет свои несколько вариантов исполнения. Приведем примеры некоторых из них:


А вот как реально выглядит символ «лезгинский крест» на коврах:



3) Наряду с перечисленными выше и, пожалуй, самый емким на лезгинских коврах является символ «лезгинская звезда».


Упрощенно «лезгинская звезда» представляет собой правильную фигуру из трех накладываемых друг на друга крестов (в отличие от символа «лезгинский крест», где накладывается друг на друга квадрат и крест) Вообще, тематика с изображением крестов очень любопытна. Ее можно связать с албанским (I-VII вв. н.э.) периодом истории лезгин, когда в народе имело место христианство. Из этого можно заключить, что дошедшие до нас ковровые узоры имеют по меньшей мере 1500-летнюю историю. Вероятно, в те далекие времена символы, изображаемые на коврах, имели какой-то религиозный смысл, а по прошествии веков утратили свой религиозный подтекст, став традиционным лезгинским «почерком» ковроткачества. Как и описанные выше символы, «лезгинская звезда» также имеет свои модификации. Несколько примеров приведены ниже.


«Лезгинский крест» на коврах:


Все описанные выше символы относятся к так называемым основным, то есть они обычно занимают центральное место на ковре и имеют большие геометрические размеры, сравнимые с размерами самого ковра. Следующие символы, о которых пойдет речь обычно занимают второстепенную роль на ковре, то есть дополняют и приукрашивают основные символы.

4) Символ «цветок». В самой простой форме он представляет собой крест с двумя зубьями на каждой стороне креста. В других модификациях «цветок» может быть поделен на четыре, на восемь частей, с закругленными краями и тд.


Фотографии ковров с символом «цветок» ниже.


5) Еще одним часто встречающимся символом является символ «волны». Обычно они расположены в окантовке ковра (то есть по периметру).


Фотографии ковров с «волнами» ниже.


Таким образом, мы рассмотрели основные символы на лезгинских коврах. Однако, список описанных нами символов не является окончательным. Еще раз подчеркнем, нету двух похожих лезгинских ковров. Каждый ковер — венец народного творчества. На богатом лезгинском ковре обычно присутствуют все описанные (и не описанные) символы. Это наглядно видно на следующем ковре:


Пару слов о коврах народов лезгинской группы. Имея свой уникальный «почерк» агульские, рутульские, табасаранские, цахурские и др. ковры имеют сравнимые с лезгинскими коврами символы и цвета. Философия построения ковров всех народов лезгинской группы одна. Это косвенно свидетельствует о генетическом родстве, общей исторической судьбе и принадлежности к одному культурному полю.



Статья составлена под редакцией активистов добровольного патриотического движения «Дуствал»

группа в соц. сети http://vk.com/dustval






Ниже приведены схожие материалы: Похожие новости по теме:

Как жили и чем занимались лезгины?. Лезгины. История, культура, традиции

Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.

После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.

Содержали овец и коров, обеспечивая себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали на зерно и различные товары.

Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Во многих лезгинских селениях был такой обычай. После вечерней дойки кто-нибудь из хозяев по очереди приглашал пастуха к себе. Он уже знал, чья очередь, и, пригнав стадо в аул, шел в этот дом. Здесь его ожидал ужин, а когда пастух уходил, на завтрак в его сумку (чанта) клали чуреки, масло, сыр, халву.

Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

С конца XIX – начала XX вв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.

Гора — дагъ.

Река — вацI.

Лес — там.

Дерево — тар.

Трава — векь.

Цветок — цуьк.

Животное — гьайван.

Корова — кал.

Овца — хеб.

Лошадь — балкIан.

Волк — жанавур.

Заяц — къуьр.

Лев — аслан.

Тигр — пеленг.

Лиса — сикI.

Медведь — сев.

Тур — суван яц.

Птица — нуькI.

Орел — лекь.

Сокол — кард.

Соловей — билбил.

Ласточка — чубарук.

Ворона — пехъ.

Птенец — шараг.

Курица — верч.

Бабочка — чепелукь.

Жук — пепе.

Кузнечик — цIицI.

Муравей — цвег.

Паук — хушракан.

Рыба — балугъ.

Лягушка — къиб.

Червяк — шар.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Лезгины Азербайджана берегут традиции и обычаи предков

Аяз Яшылярпаг, Sputnik Азербайджан

С целью восстановления, охраны, всестороннего развития и пропаганды нематериального культурного наследия Азербайджана в 2010 году Министерством культуры и туризма АР была утверждена специальная программа, согласно которой выбираются «Столицы народного творчества» по таким номинациям, как «легенды», «фольклор», «ремесленничество». 

В текущем году «Столицей азербайджанского фольклора» был выбран город Гусар. В связи с этим, в районе часто организуются научно-практические конференции, «круглые столы», концерты, конкурсы, выставки и другие мероприятия. Наряду с самим городом Гусар, культурная жизнь заметно оживилась и в деревнях района.

Фольклор в этих местах уходит корнями в глубину веков. Лезгины, которые составляют приблизительно 90% населения Гусарского района, во все времена бережно относились к своему родному языку, традициям, культуре. 

Именно с этой целью в деревне Хиль был создан фольклорный ансамбль «Мел» (что в переводе означает «добровольный субботник»), который пропагандирует национальные и нравственные ценности, древние традиции, начиная с 70-х годов прошлого столетия.

Сельскую школу называют «академией»

Деревня Хиль раскинулась на трех больших холмах, на которые ведут десятки дорог и троп. В этом древнем селе лезгины, азербайджанцы, русские и представители других народов всегда жили дружно.

По словам заместителя директора по учебным вопросам средней школы деревни Хиль Абдулширина Оруджалиева, строительство первой здесь школы по своей инициативе организовал один из жителей деревни.

«В 1917 году человек по имени Бахыш после возвращения из паломничества в Мекку отдал первый этаж дома детям. Он владел тюркским и арабским языками, учил детей и молодежь алфавиту. Школа так и называлась — «Школа алфавита», – рассказывает Оруджалиев.

По его словам, сегодня среднюю школу в Хиле называют «Академией наук». «Школа носит имя знаменитого профессора Керима Керимова. Наши выпускники впоследствии стали учеными в различных областях науки…», – отметил замдиректора школы.

«Субботник» для подготовки приданного невесты

Устное народное творчество связано с историей народа, его жизнью, бытом и традициями неразрывными нитями. Оно прежде всего отражает в себе все нюансы живого языка народа, которому принадлежит.

  • Деревня Хиль раскинулась на трех больших холмах, на которые ведут десятки дорог и троп

    Деревня Хиль раскинулась на трех больших холмах, на которые ведут десятки дорог и троп

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

  • В этом древнем селе лезгины, азербайджанцы, русские и представители других народов всегда жили дружно

    В этом древнем селе лезгины, азербайджанцы, русские и представители других народов всегда жили дружно

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

  • Директор средней школы деревни Хиль Абдулширин Оруджалиев

    Директор средней школы деревни Хиль Абдулширин Оруджалиев

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

  • Педагог азербайджанского языка и литературы Айна Рафиева

    Педагог азербайджанского языка и литературы Айна Рафиева

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

  • Директор Дома фольклора деревни Хиль Хизамат Пашаев

    Директор Дома фольклора деревни Хиль Хизамат Пашаев

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

  • Ансамбль Мел продолжает свою самодеятельность с 1978 года

    Ансамбль «Мел» продолжает свою самодеятельность с 1978 года

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

  • Символическая колыбель которую ансамбль использует в своих постановках

    Символическая колыбель которую ансамбль использует в своих постановках

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

  • Мечеть, которой уже больше века

    Мечеть, которой уже больше века

    © Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

1 / 8

© Sputnik / Ayaz Yaşılyarpaq

Деревня Хиль раскинулась на трех больших холмах, на которые ведут десятки дорог и троп

В постановке «Субботник для подготовки приданого невесты», который организован ансамблем «Мел», в простой и доступной форме демонстрируются мировоззрения, надежды, чаяния, вера народа, обладающего древним и богатым культурным наследием.

Ни для кого не секрет, что подготовка приданного – дело хлопотное и нелегкое. Ткать ковер, килим (двусторонний ковер), чистить шерсть, а потом изготавливать одеяла и матрасы из нее – все это труд, с которым порой не под силу справиться одной семье.

В прежние времена вся эта работа делалась с помощью родственников и соседей. Люди собирались, делали всю работу и сопровождалось все это шутками, разговорами, застольем. А семьи, которые создавались с благословения всего рода, были крепкими. 

«Мел» постепенно уходит в прошлое…

Педагог азербайджанского языка и литературы средней школы в деревне Хиль Айна Рафиева считает, что интересные беседы, веселье, музыка и танцы во время «субботника» заставляли забыть все тяготы жизни, тяжелой работы.

«В наших местах «мел» был связан не только с подготовкой приданного невесте. В старые времена многие дела делались вместе. Например, все жители деревни собирались для того, чтобы помочь бедняку построить дом. Большинство дел, связанных с праздником весны, проводились «мелом», – рассказывает Рафиева.

Во время проведения «субботника» проявлялись черты характера, способности молодых девушек и парней, что давало возможность им узнать друг друга, а родителям — сделать выбор. Кроме того, на этих «субботниках» молодежь перенимала опыт взрослых, училась традициям предков.

«К сожалению, со временем некоторые традиции забываются. Так и постепенное забвение этого «субботника» становится причиной равнодушия, охлаждения отношений между людьми. Я советую нашей молодежи не допускать того, чтобы традиции, связанные с нашими нравственными ценностями, которые нас берегут, забывались», – говорит учительница.

Директор Дома фольклора деревни Хиль Хизамат Пашаев рассказывает, что ансамбль самодеятельности «Мел» был создан в 1978 году. «Девушки, которые тогда готовили приданное, уже сами стали бабушками. Мы периодически вносим определенные изменения в сценарий и представляем общественности. Это помогает сохранять наши традиции, наш фольклор», – отметил Пашаев.

Остался замок на мечети

В деревне Хиль есть большая мечеть, которой уже больше века. Она уже давно перестала функционировать, с ее минарета не слышно звуков азана (призыва к молитве – ред.).

Строение охраняется как объект государственного значения. Верующие жители деревни Хиль надеются на то, что замок с дверей древней мечети снимут, и она вновь откроется для верующих…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *