Кыз балы на свадьбе это: Кыз балы на свадьбе что говорить — Женское счастье – Вот есть же традиция на свадьбе когда открывают кыз балы При этом те кто…

Кыз балы на свадьбе что говорить — Женское счастье

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX — начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.

В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины — большая — түшәк и чуть меньшего размера — ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег — баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов — меда, масла, муки, чая, мяса — для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор — по-молвку — аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты.


авными среди приглашенных были родители жениха — төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это — пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов — калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә — род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство — чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук — аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе — аш чанасы, аш арбасы.

Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле — особо приглашенные. Это близкие родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому их и называли иярчен — присоединившиеся, канат — крылья.

Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение — аш белән килү, саум, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах, кәбен) по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал мәһәр — условия заключения брака. Туда входили калын, тарту, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты.


обо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста на

Мусульманская свадьба — это как? Такие свадьбы еще играют в России? : Невеста.info : 0 комментариев

Мусульманская свадьба? Это как? Такие еще свадьбы играют в России?

Именно эти вопросы возникли у меня в голове, после звонка от клиента.

Начну с предисловия. Я обычный славянский парень без каких-либо мусульманских корней, но мне несколько раз выпадала возможность вести татарскую свадьбу. По большому счету она мало отличалась от обычной современной русской свадьбы, в которой использовались такие традиции как: свадебный каравай и борьба за пост главы семьи, насолить друг другу, бросание свадебного букета и подвязки, сбор средств на дочку и сыночка, аукцион на 1 кусок свадебного торта, зажжение семейного очага.

Естественно, в современном Российском государстве, там, где сталкиваются Восток и Запад, трудно выдержать один четкий стиль. И поэтому далее, мы рассмотрим основные отличия свадебного банкета у мусульман после обряда, называемого никах, от современной русской свадьбы.

Мусульманская свадьба – это не просто свадебный пир, где не употребляют спиртные напитки и не едят свинину, это сочетание радости и гласности за молодых наряду с громкими танцами. Да, да, именно танцами, ведь на востоке очень любят музыку и танцы.

Встреча молодоженов происходит в виде живого коридора, в конце которого стоят родители. Свекровь готовит круглый хлеб из ржаной муки похожий на каравай. Традиции «Насолить друг другу» у мусульман не существует, поэтому соли на хлебе быть не должно, лучше заменить ее сахаром, медом или другими сладостями. Так же нет и процедуры двухстороннего надкусывания каравая, вместо этого жених разламывает его над головой невесты, в знак покорности жены и в этом случае необходимо позаботиться о том, чтобы крошки хлеба не упали на прическу невесты.

Друзей иного вероисповедания приглашают только на банкет, так как присутствие в мечети или при мусульманских религиозных обрядах, например, для христианина – грех.

Банкетная часть называется — валим. Для того чтобы рассадить гостей можно использовать список с планом посадки. По мусульманским традициям мужчины и женщины должны сидеть отдельно друг от друга, исключение составляют молодожены. Поэтому все конкурсы, основой которых является межгендерная связь или кинестетика, сразу отсекаются.

Никаких откровенных поцелуев на свадьбе быть не должно. И знаменитое «Горько» из своего лексикона нужно вычеркнуть, хотя бы на время свадебного банкета. Вместо всеми полюбившегося слова, гости просто кричат, аплодируют и радуются за новобрачных.

На ведущего возлагаются обязанности конферансье, импровизатора и «души» компании. Большой акцент должен быть сделан на интерактивных, интеллектуальных и, в свою очередь, смешных конкурсах. На востоке родители молодых составляют «брачный договор» о правах и обязанностях сторон. Можно выдать родителям бумагу с ручкой – пусть придумают и напишут, а после озвучат самые нелепые обязанности жениха и невесты друг перед другом. Можно уделить внимание моменту похищения невесты и придумать испытания для жениха. Так как невеста является воплощением скромности и уважения, она может преподнести подарок свекрови, в знак того, что она обладает этими качествами.

На мусульманской свадьбе можно использовать традицию бросания букета невесты, если в зале есть представители другой веры. Но процесс снятия и бросания подвязки отсутствует в силу своей интимности. Если есть желание удивить холостых парней, жаждущих связать себя узами брака со своей второй половиной, жених может бросить какой-нибудь небольшой предмет свадебной атрибутики, к примеру, бутоньерку со своего свадебного костюма.

Для восточного мужчины самый желанный первенец – сын, поэтому всякие конкурсы – гадания на пол ребенка отменяются.

На стол обязательно подаются восточные сладости. Согласно древней традиции на Руси – разделить вместе первый семейный хлеб означает разделить судьбу. Однако традиция резать свадебный торт и разносить его гостям пришла именно с Востока.

Пышность и роскошь застолья, обилие музыки, танцев, многолюдного веселья не порицается служителями ислама, а в комбинации с трезвым взглядом гостей на все вещи этот праздник принесет только радостные и приятные эмоции.

Как проходит кыргызская свадьба

Свадьба – пожалуй самое главное и запоминающееся торжество в жизни каждого человека. В каждом народе это событие принято отмечать так, чтобы оно навсегда осталось ярким воспоминанием в памяти всех членов семьи, родственников и друзей. Свадебные обряды у кыргызского народа издревле богаты на специальные обряды и обычаи. Многие из них, конечно же сейчас потеряли былую актуальность, но некоторые присутствуют и по сей день. Сегодня мы вам о них расскажем.

Кудалашуу (сватовство)

Вполне возможно, что это прозвучит очень странно, но у кыргызского народа раньше очень часто встречались ранние формы сватовства, когда, например сватали еще не родившихся детей (бел куда) и новорожденных (бешик куда). Кстати, сватовство у кыргызов называется «кудалашуу», сами сваты «кудалар» и «куда соок», к ним кыргызы относятся с особенным уважением и почетом. В современном Кыргызстане, когда влюбленные уже сами решают соединить навсегда друг-друга узами брака, кудалашуу часто заменяется еще одним очень интересным кыргызским обычаем по случаю свадьбы «сойко салуу». После того, как родители договариваются  и получают согласие друг друга, родственники жениха в намеченный день едут в дом невесты и дарят золотые сережки невесте. Конечно же, событие не обходится без пышного торжества и обменом дорогими и не очень подарками.

Кыз узатуу и сама свадьба

Кыз узатуу — проводы невесты в ее новую семью, в древности данный процесс, когда невеста навсегда покидает отцовский дом проходил под плач и причитания женщин (кошок айтуу). В последнее время в Кыргызстане обычай кыз узатуу превратился в самую настоящую свадьбу, с одной только разницей — ее проводят родители невесты для своих многочисленных родственников и знакомых. Иногда, сторона невесты проводит обряд кыз узатуу, а родственники жениха, обходятся без проведения свадьбы. В таких случаях, кыз узатуу как раз таки заменяет молодоженам желанную свадьбу.
Саму же свадьбу в нынешнее время большинство кыргызстанцев проводят на широкую ногу, в кафе и ресторанах. Это масштабное торжество, на которое приглашается до 300-400 гостей, сопровождается свадьба обильными угощениями, выступлениями певцов, танцами, конкурсами и призами.

Калым и приданое невесты

Испокон веков кыргызы как и многие другие народы мира платят выкуп — “калым” за невесту. На размер калыма влияет благосостояние родителей жениха, но как правило, никто не скупится. В свою очередь, родители невесты обязаны дать своей дочке, выходящей замуж приданое — “сеп”. Про него, кстати, мы писали отдельную статью.

Про другие свадебные обычаи

Еще один очень интересный обряд у кыргызов, широко распространенный и по сей день — “чачыла” — это когда невесту, которая только вступила в дом своего мужа, осыпают сладостями. Таким образом, родственники жениха желают молодоженам сладкую и счастливую жизнь, рассыпанные конфеты гости спешат подобрать, чтобы и у них в доме произошло такое же счастливое событие. Невеста первые три дня находится в “кошого”, гости дома приходят посмотреть на невесту, которая всем кланяется и получает благословение от них.
Обычно в первый же день, родители жениха приглашают молдо и заключают “нике кыюу” — брак по шариату. После этого им назначают “окул ата” и “окул эне” — посаженных родителей. После всего этого, появляется еще одна ячейка кыргызского общества — новая семья. Счастья вашим семьям, друзья!

Источники информации
  http://limon.kg
http://knews.kg
https://mp.kg
http://www.stanradar.com

Автор фото:  FrankWinkler /  pixabay

Дневник невесты, или Как организовать казахскую свадьбу за 3 месяца. Пост №2 – Подготовка к Қыз ұзату. Как провести казахскую свадьбу?

Я – девушка западная, а именно из Мангистауской области. В нашем регионе полагается проводить свадьбы по всем правилам казахского национального этикета. Сразу же было решено, что мои родители будут делать Қыз ұзату – проводы девушки.

Многие мои алматинские и астанинские друзья по-современному проводят одну общую свадьбу. Я сама не раз была гостьей на таких совместных свадьбах для родных и друзей жениха и невесты. Про себя я всегда знала, что у меня будет свадьба по-казахски.

По казахским традициям женитьба осуществляется только после сватовства – құда түсу. Родные и близкие жениха, возглавляемые уважаемым представителем рода, приезжают в дом отца невесты с подарками. Получив согласие отца невесты, стороны обсуждают калым – қалың мал – и приданое девушки – қыз жасауы. Во время құда түсу подается құйрық бауыр (курдюк с печенью), символизирующий взаимный обет сватьев.

После совершения обряда құда түсу родные жениха приезжают в дом невесты, чтобы надеть на нее золотые сережки – сырға салу. Совершение этого обряда означало, что девушка засватана, и никто другой уже не может претендовать на ее руку и сердце.  Оставляя золотые серьги в ушах девушки, родные жениха имели право вернуться в дом девушки со словами: «Осы елде біздің алтынымыз бар еді, соған келдік», что в переводе означает: «В этом ауле есть наше золото, мы приехали за ним».

Я всегда хотела, чтобы у меня была традиционная казахская свадьба, с құда түсу, сырға салу и қыз ұзату. Мои ажешка и аташка воспитали во мне народный дух. Я очень уважаю наши традиции, обычаи и обряды. Как поется в песне:

Шілдехана, бесік той, тұсау кесер, сүндет той. Ай шіркін-ай!

Құда түсу, сырға салу, беташарым-ай!

Алтыбақан аясында сұлу бойжеткен.

Қыз, бозбала кең даланы әніменен тербеткен.

Казахские свадебные традиции очень хорошо показаны в кинофильме «Қыз Жібек». Очень рекомендую посмотреть всем парам, кто хочет провести традиционную казахскую свадьбу. В детстве у меня была очень красивая книга «Қыз Жібек». Я читала народный эпос, рассматривала красочные иллюстрации и представляла, что я главная героиня красивейшей истории любви.

Часто городские проводы невесты проводят в какой-то тематике, на современный лад. Мне же хотелось, чтобы на моем Қыз ұзату мы именно показали исконные казахские традиции и обычаи, связанные с проводами невесты: қыз көру, құда түсу, қыз танысу, сыңсу и др. Мне хотелось, чтобы все было оформлено в народной тематике, начиная от пригласительных и заканчивая нарядом невесты.

Поэтому после выбора свадебного платья я приехала в Актау, чтобы заказать традиционное казахское платье на Кыз узату. Я знала, что актауский Дом моды «Нұр Шах» Нуржамал Нурпейсовой знаменит своими казахскими национальными платьями. Невесты из Атырау, Актобе, Уральска и других городов приезжают в Актау специально, чтобы сшить традиционное казахское платье на свадьбу или Қыз ұзату. Есть национальные ателье в Алматы, можно заказать эксклюзивные платья от казахстанских дизайнеров. Все зависит от вашего бюджета.

Мне повезло, что одни из самых красивых национальных казахских платьев шьют именно в моем родном крае. Поэтому в начале июля я поехала в Актау, чтобы заказать платье и помочь родителям с подготовкой к Қыз ұзату. Мама договорилась заранее с администратором Дома моды «Нұр Шах», и в назначенное время мы были уже там.

Салон находится по адресу: 17 микрорайон, ЖК «Дукат». Контактные телефоны: 8 7292 31 61 61, 8 7292 42 30 62. Email: [email protected]. Есть у них свой вебсайт www.nur-shah.kz, а также страничка в контакте: VK.com/nurshah. Надеюсь, что в скором времени у Дома моды появятся филиалы в Астане и Алматы.

В Мангистауской области девушки на свои проводы – Қыз ұзату – обычно надевают платье розового или красного цвета. Это традиционный цвет платья казахской невесты, молодой девушки. Сейчас платье на Қыз ұзату может быть современного кроя или традиционного казахского с камзолом и национальными украшениями. Все зависит от традиций семьи невесты и ее личных предпочтений. Платье на Қыз ұзату может быть кремового, персикового, сиреневого, голубого и даже зеленого цвета.

Свой выбор платья на Қыз ұзату я начала с просмотра многочисленных каталогов готовых моделей от «Нұр Шах». Платье из гипюра с вышитым камзолом, платье из бархата или велюра, полностью расшитое национальными орнаментами. Были и платья, сшитые по-современному, но с национальными казахскими элементами. Самыми популярными цветами были красный, бордовый, темно-синий и изумрудно-зеленый.

В Доме моды есть много готовых платьев и камзолов, которые можно померить и представить себя в образе казахской невесты. Сначала я померила несколько камзолов: из серебряной парчи с баской и вышитым орнаментом зеленого цвета, из зеленого велюра на замке с крупным воротом:

Как провести казахскую свадьбу?

вышитый пиджак алого цвета с рукавом 3/4:

Как провести казахскую свадьбу?

Затем я выбрала несколько платьев, чтобы понять, какая модель мне нравится. Белое струящееся платье и камзол из велюра алого цвета, расшитый золотым орнаментом:

Как провести казахскую свадьбу?

Зеленое платье с многоуровневым подолом и камзолом из серебряной парчи, расшитым зелеными камнями и орнаментом. Второй фасон платья мне понравился больше, именно таким я представляла себе платье казахской девушки.

Как провести казахскую свадьбу?

По традиции девушки на свадьбу – Үйлену той – надевают сәукеле. Сәукеле – это головной убор невесты, который надевается, когда она приезжает в дом жениха. Молодая невеста в сәукеле невольно должна была наклонить голову, входя в юрту своей новой семьи. Тем самым она давала поклон своему новому дому.

В старину молодые девушки сами готовили свои свадебные наряды, вышивали свадебные камзолы и украшали драгоценными камнями и перьями свои сәукеле. Сейчас, конечно, все стало гораздо проще. Можно купить готовое платье в магазине, заказать в ателье или взять напрокат на один вечер.

Как бы то ни было, я уверена, что каждая невеста красива и особенна. Главное, быть собой и следовать своему сердцу в выборе наряда.

Мен қазақ қыздарына қайран қалам.

Жанары жаны жаздай жайраңдаған.

Қыз өссе, елдің көркі деген сөзді

Қапысыз қалай айтқан қайран бабам.

Я особенно люблю казахские песни, многие из которых знаю наизусть с детства, благодаря старым песенникам моей ажешки. Будучи ребенком, многие слова я просто заучивала наизусть, но не знала их смысла. Сейчас я слушаю и понимаю, сколько мудрости в наших песнях. Что-то я увлеклась народным фольклором. Пора уже заканчивать свой пост.

Итак, до свадьбы осталось девять недель. На сегодня мы с родителями составили примерный сценарий Қыз ұзату, договорились с фотографом и видео-оператором, почти договорились с местными казахо- и русскоговорящим ведущими. Мы с мамой заказали традиционное казахское платье на Қыз ұзату. Сестренка – начинающий дизайнер – заканчивает макеты пригласительных на Қыз ұзату и Свадьбу. О пригласительных и другой печатной продукции к свадьбе я расскажу в своей следующей записи Дневника невесты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *