Конкурс скороговорок в начальной школе – План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конкурс скороговорок для детей подготовительной группы

Методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа): Конкурс скороговорок 2019

Конкурс  скороговорки «Скороговоркин»

Цель: активизация речевой деятельности дошкольников (5-7 лет).

Задачи: 1. работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;

               2.совершенствовать звуковую сторону речи;

               3. закреплять навыки звукобуквенного анализа;

               4.  развивать слуховую, зрительную память, внимание;

               5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.  

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, погремушка, иллюстрации детей к скороговоркам, 33 буквы русского алфавита, загрузить с интернета фрагмент конкурса «Лучше всех» с Максимом Галкиным.

Предварительная подготовка: дошкольники вместе с родителями учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок.

Орг. момент:

Слайд 1  зрители сидят в зрительном зале, конкурсанты отдельно на стульчиках, у каждого свой номер.  Под музыку входит ведущий, логопед.

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в нашем детском саду мы проводим ежегодный конкурс скороговорок, ставший нашей доброй традиией!.

Слайд 2  Интересно, что изначально скороговорки были придуманы исключительно для развлечения, когда не было компьютеров, планшетов, телевизоров… Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.          

Слайд 3  Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

          С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Хочется показать фрагмент из конкурса «Лучше всех» (девочка читает скороговорки).

          Сегодняшний наш конкурс называется «Скороговоркин». В каждой группе вы провели конкурс скороговорок и выбрали самых лучших чтецов. И сейчас эти ребята будут соревноваться не в силе, а в умении говорить быстро, четко и внятно.  В конкурсе участвуют 9 человек из ст. и подг. гр. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале).

Представление конкурсантов. Дети встают у стульчиков полукругом.

Ф.И. участника

Группа

Ира Б.

8

Саша Б.

1

Кирилл Д.

4

Егор К.

6

Женя Н.

9

Маша Р.

9

Алеша Т.

8

Костя Ш.

1

Камила Я.

6

Разминка для всех детей. Арт.гимнастика (презентация по гиперссылке)

Конкурс  1. Скороговорки-невелички. Слайд 4

Логопед: начинаем конкурс с разминки. Передаём погремушку и повторяем за мной чётко, правильно и быстро неподготовленную заранее скороговорку:

Веня и Иван не виноваты.                      

Десять совят на сосне сидят.

Внимание: в  водоёме водяной.

Синице гусеница снится.

В дневнике у Вадима девять двоек.      

Парень поел пареной репы.

В сундуке на судно несут посуду.

Дядя Федя дал мёда медведю

У Пети Потапова папа – капитан.

Королю подарили пару кроликов.

Филимон был на футболе в футболке.  

У  Дуни в неделе одни понедельники.  

Дима даёт Дине дыню.                            

Опять Антон пьёт кипяток.

Сынок не носит косынок.                      

Наш шпион выше вашего шпиона.        

У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

Лодырь прогулял урок риторики.

В Японии все пони в попоне.                

У забияки змея за пазухой.                      

Жюри подводит итоги 1 конкурса.    

Конкурс 2. Звукобуквенные скороговорки. Слайд 5

Каждому звуку – своя скороговорка

Логопед. А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв. Выделите повторяющийся звук (звуки) из скороговорки.

Хохотал хохол, ухохатывался.

Пётр Петру пёк пироги.

У Кондрата куртка коротковата.

Чубчик не у внучки, чубчик у внучка.

Катя копала лопаткой канавку.                  

В пятницу цена акции девятнадцать         центов.

В пенале у Полины паук плетёт паутину.

Щёткой чищу я щенка,                                 4.

щекочу ему бока.        

Был у бабушки баран, бойко бил он в барабан.                                                          

Дятел долбит древний дуб,

добрый дятел дубу люб.

Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей. У пеньков опять пять опят.

Жук жужжит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.                                              

На возу лоза, у воза коза.  Течет речка, печет печка.

 Шестнадцать шли мышей и шесть  нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. 

Жутко жуку жить на суку..                            

Оценка жюри. 

Задание с залом. Угадай скороговорку по иллюстрации (Слайд 6-11) 

Конкурс 3.  Договори скороговорку. Слайд 12

Логопед. Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для конкурсантов, договорить скороговорку (проверим как вы знаете скороговорки). Если конкурсант не знает, можете поднимать руку и заработать дополнительный балл. Каждому конкурсанту будет по 2 скороговорки-договорки.

1. Лебеди летели и на воду… сели

2. Проворонила ворона … вороненка

3. Карл у Клары украл… кораллы

4. У Сони и Сани в сетях сом с … усами

5. Купила бабуся бусы… Марусе

6. Три сороки-тараторки тараторили на … горке

7. Эники-беники ели … вареники

8. Вышел месяц из тумана, вынул ножик из .. кармана

9. У Кондрата куртка… коротковата

10. У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной …

11. Вставай, Архип, петух… охрип

12. Купили каракатице кружевное… платьице

13.Все бобры добры для своих… бобрят

14.У ежа и елки иголки .. колки

15. На горе Арарат рвала Варвара .. виноград

16. Ты нас мама не ищи щиплем щавель мы на … щи

17. Цыплята и курица пьют чай на .. улице

18. Кукушка кукушонку купила … капюшон

19. Слишком много ножек у ….сороконожек

20. Скворцы и синицы- веселые … птицы.

21.Из соседнего колодца целый день водицы … льется

22.Пришел Прокоп – кипит укроп,

     Ушел Прокоп – кипит  … укроп

23.Лара у Вали играет на ….рояле

24.Зоя везла на возу козленка, козла и ….козу

Оценка жюри.

Конкурс 4. Домашние скороговорки. Слайд 13-21

Логопед: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком).

Выступления участников. Зачитываем скороговорку четко, внятно, быстро и 3 раза. На доске иллюстрация.

Оценка жюри.

Игра с залом (пока жюри подводят итоги). В Приложении.

Слайд 22, 23 Жюри подводят итоги, награждают победителя грамотой, участников дипломами участия и памятными подарками.

Слайд 24 Логопед: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить, читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык! Ждем на конкурсе в следующий год. И пусть это будет нашей доброй традицией!

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.Гадасина Л.Я., Ивановская О.И. Звуки на все руки.50 логопедических игр.С.-П..1999.

2.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки//Конфетка. –М.: ТЦ Сфера,2011.

3.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.

4.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.

5.Фоминых Е.Н. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь//Логопед. 2012.№5.

6. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/02/konkurs_skorogovorki.rar


Приложение.

1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)

2. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон./ Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон)

3. Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)

4. Как звали девочку, которая любила сушки?

(Шла Саша по шоссе и сосала сушки)

5. Кого увидел Грека в реке?

(Ехал грека через реку, видит грека в реке рак.

Сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап)

6. Где лежали дрова?

(На дворе трава, на траве дрова.

Не коли дрова на траве двора)

7. Осип Охрип, а Архип…? (Осип)

8. Какую рыбу тащит рыболов и не желает её упустить?

(Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу)

9. Сколько Егорок стояло на горке на пригорке?

(Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки)

10. Какие у ёлки иголки?

(У ёлки иголки колки)

11. Кто украл у Клары кораллы?

(Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)

Сценарий конкурса Всех скороговорок не переговоришь

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь

(конкурс для детей дошкольного возраста)

Скороговорка как жанр устного народного творчества появилась еще в Древней Руси. Интересна эволюция термина скороговорка в разных изданиях «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова. В издании дается следующее ее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Однако мы взяли скороговорки на вооружение не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи детей.

Диапазон скороговорок не­обычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях. В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, используются и современные авторские.

В воскресной школе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». В конкурсе принимают участие команды «Говорунишки» и «Болтунишки», соревнующиеся в четком, быстром и выразительном проговаривании скороговорок: фольклорных и современных, самостоятельно сочиненных и проиллюстрированных совместно с родителями. Конкурс проходит с музыкальным сопровождением и участием персонажей: Аграфены Дормидонтовны и говорящего Мишки.

ЗАДАЧИ

— Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей.

— Формировать выразительность речи.

— Развивать слуховое внимание и память.

— Развивать артистические способности.

— Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

— Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, сюжетные картинки к скороговоркам, предметные картинки, четыре маски-эмоции, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка — говорящий Мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд «Говорунишки» и «Болтунишки», два подноса, колокольчики, сладкие призы.

Предварительная работа: дети совместно с родителями выполняют домашнее задание — учат наизусть по одной скороговорке, подобранной самостоятельно по желанию, делают рисунок к этой скороговорке; педагог делит детей на две команды — «Говорунишки» и «Болтунишки».

Организационный момент. Вступительное слово педагога.

Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга.

Педагог — Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Знаете ли вы, что скороговорки появились еще в Древней Руси, много столетий тому назад. В дет­ских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Сегодня проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки», по 10 человек в каждой. В случае затруднений при выполнении заданий детям могут помочь родители. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляет членов жюри.) Всего в конкурсе семь заданий. За каждое задание можно получить один или два колокольчика, в зависимости от оценки жюри. В конце конкурса количество колокольчиков, заработанных каждой командой, подсчитывается.

Задание 1.Скороговорки-«невелички»

Начнем наш конкурс с разминки. Каждый участник обеих команд должен повторить за мной громко, четко и быстро скороговорки — «невелички», когда я передам ему в руки бубен- звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.

Скороговорки для команды «Болтунишки»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима дает Дине дыню.

Дядя Федя дал меда медведю.

Сынок не носит косынок.

У забияки змея за пазухой.

Наш шпион выше вашего шпиона.

Лев поднял лапу и дал волку по лбу.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

Внимание: в водоеме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа — капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Дома один Дима и два Вадима.

Опять Антон пьет кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

Синице гусеница снится.

У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

У зеленой елки колкие иголки.

Жюри объявляет результаты первого задания.

Задание 2. Бабушкины скороговорки

Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…».

Педагог: Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна.

Аграфена Дормидонтовна — Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести мое имя.

Дети (хором). Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!

Аграфена Дормидонтовна — Слыхала я, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите.

Иллюстрированные скороговорки для команды «Болтунишки»

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.

Иллюстрированные скороговорки для команды «Говорунишки»

Стоит воз овса, возле воза овца.

Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка.

Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает выполненное задание.

Задание 3. Артистичные скороговорки

Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Участникам выдаются по две маски, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения. Жюри подводит итоги заданий.

Задание 4. Звукобуквенные скороговорки

Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы.

На мольберте представлены изученные гласные и согласные буквы: А, У, И, О, Э, П, Т, К.

Скороговорка для команды «Болтунишки» Катя лопаткой копала канавку. (Звук [к] и буква К.)

Скороговорка для команды «Говорунишки» В пенале у Полины паук плетет паутину. (Звук [п] и буква П.) Жюри оценивает задание.

Динамическая пауза

Детям предлагается немного отдохнуть, потанцевать под музыку песни «Выйду на улицу…». Взрослый показывает движения, характерные для русских народных танцев, дети повторяют за ним, танцуют.

Задание 5.Творческие скороговорки

Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. (Приглашаются по одному человеку от команды). Одна команда получает картинки с изображением розы, березы, гриба, другая — с изображением кошки, матрешки, машины. Примерные варианты скороговорок:

Гриб и роза росли под березой.

В машине по дорожке едут матрешка и кошка.

Жюри оценивает задание.

Задание 6.Скороговорки, выученные дома

К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить скороговорку и что-нибудь нарисовать к ней. Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним. Жюри оценивает задание.

Некоторые родители к выполнению домашнего задания подошли творчески и сами придумали интересные скороговорки, например:

Арнольд Шварценеггер был терминатор, а стал Калифорнии губернатор.

Фермер Фрол вырастил в парнике кольраби и брокколи в феврале.

Большой плот медленно плыл по ласковым теплым волнам, и маленькая лодка его обогнала.

Задание 7. Мишкина скороговорка

Наш конкурс подходит к концу. Последнее задание вам предлагает выполнить наш гость — говорящий Мишка. (Держит мягкую игрушку, которая при нажимании на нее «произносит» текст скороговорки). Послушайте его внимательно и попробуйте повторить за ним скороговорку громко, четко, выразительно и быстро (Приглашает по несколько человек от команд.)

Мишка —

Чтобы лучше говорить, ты сумей-ка повторить:

Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком, стриж с стрижихой и стрижонком.

Испугались медвежонка… А ну-ка, повтори!

Жюри оценивает задание.

Итог задания

Конкурс завершился, слово жюри.

Жюри подсчитывает количество заработанных колокольчиков у обеих команд и объявляет команду-победительницу.

Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Двадцать два Егорки. Русские народные скороговорки. М., 1990.

Журнал «Карапуз». 2001. № 64.

  1. Стрельцова Л.Е. Веселая азбука. М., 1994.

  2. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.

  3. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 1996.



Внеклассное мероприятие «Конкурс скороговорок»

Тема внеклассного мероприятия: «Конкурс скороговорок».

Цель: активизация речевой деятельности учащихся

Задачи: 1.работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;

2.совершенствовать звуковую сторону речи;

3. закреплять навыки звуко-буквенного анализа;

4. развивать слуховую, зрительную память, внимание;

5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.

Учитель: Ребята, давайте вспомним сказки и подумаем, кто что потерял. Бюро находок! Слайд 1-5

1.Какому литературному персонажу принадлежала хрустальная туфелька? (Золушке).

2. Какому литературному персонажу принадлежал золотой ключик? (Буратино)

3. Какому литературному персонажу принадлежало разбитое корыто? (Старухе)

4. Какому литературному персонажу принадлежало волшебное говорящее зеркало? (Царице)

5. Какому литературному персонажу принадлежали ступа и метла? (Бабе Яге)

Молодцы, ребята, сказки и сказочные предметы вы знаете. А у нас сегодня потерялись….

А что же у нас потерялось, вы узнаете, отгадав загадку.

Короткая фраза, где звуки похожи,

Её мы частенько продолжить не можем.

Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.

Как называется, кто отгадает. (Скороговорки)

Дорогие ребята! Сегодня в вашем классе мы проводим «Конкурс скороговорок». Слайд 6

Начинаем веселое соревнование — представление говорунов.
Первая команда — девицы-красавицы, болтушки-веселушки; вторая команда — парни удалые, ребята-болтуны, говоруны. Посмотрим, кто кого переговорит!
Но сначала послушайте, как возникли скороговорки.
Издавна на Руси на гуляньях, ярмарках, посиделках и во время работы русские парни и девчата пели песни, рассказывали былины да потешки, загадывали загадки, соревновались в остроумии, в произношении скороговорок.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.


Итак, сначала разомнемся.
Объявляем первый конкурс.

Конкурс 1 Гонка. Слайд 7
На разучивание скороговорки отводится пол минутки. Чем больше у команды «гонщиков» (правильно и быстро говорящих), та команда и победила.
1 команда — Водовоз вез воду из водопровода.
2 команда — На рынке Кирилл кружку купил.

И так, слушаем!
Итоги «Гонки». Молодцы, ребята, вы справились с 1 конкурсом.

Конкурс 2. Скороговорки-невелички. Слайд 8

Учитель: Ребята, сейчас мы по очереди будем говорить чётко, правильно, быстро скороговорку:

Для команды №1: Для команды №2:

Веня и Иван не виноваты. Внимание: в водоёме водяной.

В дневнике у Вадима девять двоек. В сундуке на судно несут посуду.

Филимон был на футболе в футболке. У Пети Потапова папа – капитан.

В Японии все пони в попоне. У Дуни в неделе одни понедельники.

Дима даёт Дине дыню. Парень поел пареной репы.

Дядя Федя дал мёда медведю. Опять Антон пьёт кипяток.

Сынок не носит косынок. Синице гусеница снится.

Конкурс 3. Артистичные скороговорки. Слайд 9

Учитель: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!

На экране иллюстрация скороговорки. 

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

 Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.

Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.

 Конкурс 4. Отгадай скороговорку по картине.

 Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.

На экране иллюстрации к скороговоркам. Слайд 10-13

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. На дворе – трава, на траве – дрова

3. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Динамическая пауза “Говори и делай”. Слайд 14

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. 

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.) 
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

Конкурс 5. Перепутанная скороговорка.

Слайд 15

Учитель. Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:

Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.

Команда №1 Команда №2.

1.Шла Саша по шоссе,

несла сушку на шесте 1 На Ерёму напала дрёма,

от дрёмы уснул Ерёма.

2. Варя варит варенье и 2. Наш Филипп

повторяет стихотворенье. к печке прилип.

  1. 3. Слушала старушка, 3.Мамаша Ромаше дала

сыворотку из-под  простокваши.

  1. как куковала кукушка на опушке.

Слайд 12-13

Конкурс 6. Дополни скороговорку. Слайд 16

    1. Морковка на грядке, пятёрка (в тетрадке).

    2. Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом (корабле).

    3. Перепел перепелку и перепелят в перелеске  прятал (от ребят).

    4. Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на ( полу).

    5. Шесть мышат в камышах (шуршат).

    6. Наш Полкан попал в (капкан).

Конкурс 7. Сочини скороговорку. Слайд 17

  1. Учитель. Во всех предыдущих заданиях вам предлагались готовые скороговорки. А теперь вы сами постараетесь их сочинить, используя такие слова:

  2. Команда №1: Команда №2:

  3. 1.Розы, берёзы. 1. Кошка, матрёшка.

  4. 2.Совят, сидят. 2. Лодырь, урок.

Конкурс 8 Телефонисты. Слайд 18
Я «по секрету» говорю скороговорку одному из игроков. Тот передает другому. И так далее по цепочке передают все члены команды. У кого телефон неисправен? Вот мы и выясним.

1 команда — Жук жужжит под абажуром. 
2 команда — У ежа ежата, у ужа ужата.

Учитель: Конкурс скороговорок завершился. Подведём итоги. Сосчитаем жетончики. Победила дружба.

Ребята, поднимите значки: «улыбка» – у вас всё получалось и понравились конкурсы и «грусть», если было скучновато. Очень приятно, что вы старались говорить, читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!

Спасибо! Слайд 19

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.Гадасина Л.Я., Ивановская О.И. Звуки на все руки.50 логопедических игр.С.-П..1999.

2.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки//Конфетка. –М.: ТЦ Сфера,2011.

3.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.

4.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.

5.Фоминых Е.Н. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь//Логопед. 2012.№5.

6. Картинки из интернета

1 команда — Водовоз вез воду из водопровода.
2 команда — На рынке Кирилл кружку купил.

Конкурс 2. Скороговорки-невелички.

Для команды №1: Для команды №2:

Веня и Иван не виноваты. Внимание: в водоёме водяной.

В дневнике у Вадима девять двоек. В сундуке на судно несут посуду.

Филимон был на футболе в футболке. У Пети Потапова папа – капитан.

В Японии все пони в попоне. У Дуни в неделе одни понедельники.

Дима даёт Дине дыню. Парень поел пареной репы.

Дядя Федя дал мёда медведю. Опять Антон пьёт кипяток.

Сынок не носит косынок. Синице гусеница снится.

У забияки змея за пазухой. Десять совят на сосне сидят.

Наш шпион выше вашего шпиона. У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

Королю подарили пару кроликов. Лодырь прогулял урок риторики.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.) 
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.) 
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.

Команда №1 Команда №2.

1.Шла Саша по шоссе,

несла сушку на шесте 1 На Ерёму напала дрёма,

от дрёмы уснул Ерёма.

2. Варя варит варенье и 2. Наш Филипп

повторяет стихотворенье. к печке прилип.

  1. 3. Слушала старушка, 3.Мамаша Ромаше дала

сыворотку из-под  простокваши.

  1. как куковала кукушка на опушке.

Конкурс 7. Сочини скороговорку. Слайд 17

  1. Учитель. Во всех предыдущих заданиях вам предлагались готовые скороговорки. А теперь вы сами постараетесь их сочинить, используя такие слова:

  2. Команда №1: Команда №2:

  3. 1.Розы, берёзы. 1. Кошка, матрёшка.

  4. 2.Совят, сидят. 2. Лодырь, урок.

Внеклассное мероприятие по чтению «Конкурс скороговорок»

Конкурс скороговорки

«Всех скороговорок не переговоришь,

не перевыговоришь»

Цель: активизация речевой деятельности учащихся

Задачи: 1.работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;

2.совершенствовать звуковую сторону речи;

3. закреплять навыки звуко-буквенного анализа;

4. развивать слуховую, зрительную память, внимание;

5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска,2 бубна, запись песни «Выйду на улицу».

Предварительная подготовка: учащиеся вместе с родителями учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок, дети делятся на две команды:

«Звонкоголосики» и «Говорунишки».

Орг. момент: вступительное слово логопеда:

Звучит музыка «Выйду на улицу, гляну на село…»

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в вашем классе мы проводим «Конкурс скороговорки»

Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Хотите узнать откуда появились скороговорки?

Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий.

Всегда любили на Руси  скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.

Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Сегодняшний наш конкурс называется «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать будут две команды: «Звонкоголосики» и «Говорунишки» по 10 человек в каждой, в случае затруднений детям будут помогать родители. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале)

Задание 1. Скороговорки-невелички.

Учитель: начинаем конкурс с разминки. Передаём бубен и повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:

Для команды №1: Для команды №2:

Веня и Иван не виноваты. Внимание: в водоёме водяной.

В дневнике у Вадима девять двоек. В сундуке на судно несут посуду.

Филимон был на футболе в футболке. У Пети Потапова папа – капитан.

В Японии все пони в попоне. У Дуни в неделе одни понедельники.

Дима даёт Дине дыню. Парень поел пареной репы.

Дядя Федя дал мёда медведю. Опять Антон пьёт кипяток.

Сынок не носит косынок. Синице гусеница снится.

У забияки змея за пазухой. Десять совят на сосне сидят.

Наш шпион выше вашего шпиона. У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

Королю подарили пару кроликов. Лодырь прогулял урок риторики.

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

Задание2. Бабушкины скороговорки.

Звучит мелодия «Выйду на улицу…»

Учитель:

Ребята, к нам приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна.

Аграфена Дормидонтовна: Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя.

Дети:…

Аграфена Дормидонтовна: Слыхала я, что вы скорговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.

Команда №1: Команда №2:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Стоит воз овса, возле воза овца.

Хохлатые хохотушки хохотали, Течёт речка, печёт печка,

Хохотали,похохатывали. Печёт печка, течёт речка.

Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и ,прощаясь, уходит. Жюри оценивает.

Задание 3. Артистичные скороговорки.

Учитель: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!

Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)

Тощий Кащей тащит ящик овощей.(=Цыплёнок и курица пьют чай на улице).

(Образец логопеда: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

Оценка жюри.

Задание4. Звукобуквенные скороговорки.

Учитель. А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв.

Выделите повторяющийся звук(звуки),запишите букву.

Команда №1. Команда №2.

1.Жук жужжит и встать не может, 1.Занят заклинатель змей звонкой

Ждёт он, кто ему поможет. музыкой своей.

2.Катя копала лопаткой канавку. 2.В пенале у Полины паук плетёт

паутину.

3.Был у бабушки баран, бойко бил 3.Дятел долбит древний дуб,

он в барабан. добрый дятел дубу люб.

4.Щёткой чищу я щенка, 4. Ходит по лесу хорёк, хищный

щекочу ему бока. Маленький зверёк.

5.В пятницу цена акции девятнадцать 5.Чубчик не у внучки, чубчик у

центов. внучка.

Оценка жюри.

Задание 5. Перепутанная скороговорка.

Учитель. Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:

Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.

Команда №1 Команда №2.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на На Ерёму напала дрёма,

шесте. От дрёмы уснул Ерёма.

Оценка жюри.

Задание6.Творческие скороговорки.

Учитель. Во всех предыдущих заданиях вам предлагались готовые скороговорки. А теперь вы сами постараетесь их сочинить, используя такие слова:

Команда №1: Команда №2:

Розы, берёзы, гриб. Кошка, матрёшка, машина.

Оценка жюри.

Задание 7. Домашние скороговорки.

Учитель: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком, поделкой).

Выступления из команд.

Оценка жюри.

Общие итоги все конкурсов.

Учитель: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить , читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.Гадасина Л.Я., Ивановская О.И. Звуки на все руки.50 логопедических игр.С.-П..1999.

2.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки//Конфетка. –М.: ТЦ Сфера,2011.

3.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.

4.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.

5.Фоминых Е.Н. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь//Логопед. 2012.№5.

Шла Саша по шоссе,

несла сушку на шесте.

На Ерёму напала дрёма,

от дрёмы уснул Ерёма.

Сценарий конкурса скороговорок для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 р.п. Переяславка муниципального района имени

Лазо Хабаровского края

Сценарий конкурса скороговорок

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовил: учитель – логопед

Пацкова В.М.

2019 год

Конкурс  скороговорки «Скороговоркин».

Цель: активизация речевой активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. привлечение детей к языковым тренировкам;

2. работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;           

3.совершенствовать звуковую сторону речи;

4. развивать слуховую, зрительную память, внимание;

5. повышение интереса детей к устному народному творчеству; 

6.пропаганда использования устного творчества среди детей и родителей.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в нашем детском саду мы проводим ежегодный конкурс скороговорок, ставший нашей доброй традицией! Изначально скороговорки были придуманы исключительно для развлечения, когда не было компьютеров, планшетов, телевизоров… Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было.

Иногда в народе скороговорки называли частоговорками или языковёртками. Выговорить некоторые русские скороговорки нелегко, а уж быстро её произнести несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор чтение скороговорок — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать труднопроизносимые слова и звуки. Сегодняшний наш конкурс называется «Скороговоркин». В каждой группе вы провели конкурс скороговорок и выбрали самых лучших чтецов. И сейчас эти ребята будут соревноваться не в силе, а в умении говорить быстро, четко и внятно.  В конкурсе участвуют 3 (2) команды из 5 человек из ст. и подг. гр. Представление конкурсантов. Члены команды садятся на отдельные места. Оценивать работу будет компетентное жюри. Представление жюри.

Ведущий. Начинаем наш конкурс скороговорщиков. Слышится плеск воды и крик ай-ай-ай. В зал на самокате въезжает Грека.

Грека. Я спешил к вам на конкурс скороговорунов. Ехал я через реку и увидел там…Кого, как вы думаете? Правильно! Сунул руку, а он меня за руку как, цапнет. Ой-ой-ой, как больно! Показывает руку, а на ней рак висит.

Ведущий. Ребята, так это же герой самой известной скороговорки – Грека. Давайте её все вместе проговорим. Дети все хором произносят скороговорку (Ехал Грека через реку…).

Грека. Я так рад, что вы знаете про меня скороговорку, у меня и рука перестала болеть, можем начинать наш конкурс скороговорщиков.

Ведущий. Объявляем первое задание нашего конкурса – «Гонка». На разучивание скороговорки вам отводится 5 минут. Чем больше у команды «гонщиков», та команда и победила.

Грека. Следующее задание называется «Угадай-ка!».

Ведущий. Мы сейчас с моим помощником Грекой будем задавать вопрос по скороговорке, а вы называете ответ и подтверждаете его скороговоркой, скороговорку нужно проговорить полностью. Готовы?

Ведущий. Как звали девочку, которая любила сушки? (Саша).

Грека. Кто украл у Клары кораллы? (Карл).

Ведущий. Кого увидел Грека в реке? (рака).

Грека. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (барабаны).

Ведущий. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (капюшон).

Грека. Где лежали дрова? (на траве).

Ведущий. Чем Саша сшиб шишку? (шапкой).

Грека. Какую рыбу тащит рыболов и не желает её упустить?( щуку).

Ведущий. Какие у елки иголки? (колки).

Грека. Что летит от топота копыт? (пыль).

Ведущий. Что тащит тощий Кощей?(Ящик овощей).

Грека. Где шуршат шесть мышат? (в камышах).

Ведущий. Кого ловит на окошке наша кошка? (крошку-мошку). Грека, а ты знаешь скороговорки? Давай проверим. Следующая скороговорка для тебя. Что моет под душем наша Маша? Грека дурачится, называет то руки, то ноги. Да ладно, знаю я, знаю (Наша Маша под душем моет шею и уши).

Ведущий. Какой Грека хитренький, решил нас запутать. Вот и закончилось второе испытание для наших скороговорщиков.

Грека. Ребята, а я могу вам показать скороговорку, я же артист. А вы попробуйте отгадать. (Инсценирует любую скороговорку)????

Ведущий. Ну, Грека, ну удивил. Наши дети тоже могут справиться с таким заданием. Они тоже артисты и смогут показать, а не рассказать скороговорку. Каждая команда поочередно инсценирует три скороговорки. Команды противников отгадывают и проговаривают скороговорку. Кто быстрее отгадает и проговорит, получает балл.

Так что Грека, смотри внимательно и тоже отгадывай. Команды готовы? Команды инсценируют скороговорки, отгадывают и проговаривают.

Грека. Да, интересное и веселое было задание, но ребята молодцы, справились. Настоящие артисты. А я могу вас немного повеселить. Под музыку выполняют танцевальные движения.

Грека. А вы знаете, ребята, что я большой выдумщик. Я придумываю разные загадки, задачки, а еще я умею зашифровывать скороговорки. Выполните мое задание. Я зашифровал вам задание. Сейчас на экране появится зашифрованная скороговорка, команда должна догадаться, какая скороговорка зашифрована и произнести её.

Ведущий. Не забывайте скороговорку произносить в быстром темпе.

На экране появляются зашифрованные скороговорки (по типу мнемотаблиц).

Ведущий. Следующее задание трудное. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего и записать эту букву.

Грека. Сейчас проверим ваш слух. Ведущий и Грека по очереди зачитывают скороговорки. Дети называют нужный звук и выставляют нужную букву на мольберт.

Грека. Слух у вас хороший. Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Проводит игру «Ухо, нос, рот».

Ведущий. Ну, Грека, ты молодец, у нас есть задание «Кто внимательней!». Ты мне поможешь, Грека. Сейчас мы отправимся на рынок за картинами. Ребята внимательно нас слушают, потом они должны отгадать, кто был нарисован на каждой картинке.

Грека. На рынок я люблю ходить. По очереди с ведущим читают скороговорки.

Мартышка с мартыном на рынок ходили. 
Всё утро мартышки по рынку бродили. 
Мартышка с мартыном сынишке мартынке 
Купили на рынке четыре картинки. 

На первой картинке – четыре старушки 
Развесили сорок перин для просушки. 
Ведь нету заботы важней у старушек, 
Чем сушка перин, одеял и подушек. 

Вторая картинка. На этой картинке 
Четыре мышонка в огромном ботинке 
Кусок рафинада грызут втихаря, 
Ведь сахар стократно вкусней сухаря. 

На третьей картинке – на старой кадушке 
Расселись четыре лягушки-квакушки. 
Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады 
Квартетом, горланя, выводят рулады. 

А вот на четвёртой картинке, с ромашками, 
Четыре улитки ползут вверх тормашками. 
Ползти вверх тормашками могут улитки, 
Поскольку они удивительно липки. 

А ну-ка, дружок, повтори без запинки, 
Кто был нарисован на каждой картинке, 
Которые утром купили на рынке 
Мартын и мартышка сынишке мартынке.

Ведущий. Сейчас вам надо вспомнить, что было нарисовано на каждой картинке.

Грека. Даа, очень трудное задание, но вы постарайтесь вспомнить, что было на каждой картинке. Ребята вспоминают и называют, что было нарисовано на картинке.

Ведущий. А сейчас, самое интересное задание. Оно будет для воспитателей. Следующий конкурс нам покажет, кто быстрее умеет читать.

Грека. Ну, наконец-то пора и воспитателям нашим испытания пройти. У нас вон ребята и читать, и писать не умеют, а справились со всеми заданиями. Пусть теперь воспитатели покажут, как они умеют читать. Потирает руки.

Ведущий. По команде «Гоп» каждый воспитатель читает скороговорки в течение 1 минуты, по команде «Стоп» чтение останавливается.

Грека. Побеждает тот, кто прочитал больше скороговорок. Воспитатели читают по очереди или по желанию данные ведущим скороговорки.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш конкурс скороговорщиков. Мы благодарим тебя, Грека, за твое участие в нашем конкурсе, за твою помощь.

Грека. Я очень рад, что пришел к вам на конкурс. У вас дети такие молодцы. Такие умненькие, разумненькие, знают много скороговорок. Я даже запомнил скороговорку (проговаривает любую).

Ведущий. Жюри подведет итоги, а потом состоится награждение победителей. Грека, приходи к нам на вручение дипломов, ты сам будешь вручать их. Согласен?

.

Методическая разработка на тему: Конкурс скороговорок.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.     Веня и Иван не виноваты.

Сухой сук нес барсук.                                 В сундуке на судно несут посуду.

Белы бараны били в барабаны.                  Филимон был на футболе  в футболке.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.               В Японии все пони в попоне.

Кот копейку накопил, кошке козочку купил.    Дима дает Дине дыню.

В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.     Дядя Федя дал меда медведю.

Трое трубачей трубили в трубы.                            У Пети Потапова папа – капитан.

У Дуни в неделе одни понедельники.                    Синице гусеница снится.

Десять совят на сосне сидят.                                  У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

У забияки змея за пазухой.                                  Сынок не носит косынок.

Влас у нас, Афанас у вас.                                      Соломы воз возница вез.

2. “Выразительные скороговорки”.

Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка и сказать, что они чувствуют, какие испытывают эмоции, когда слышат эту музыку (грусть, веселье – смайлики)

Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно.

На экране иллюстрация скороговорки.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Логопед. Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.

Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.

3. Бабушкины скороговорки.

Звучит мелодия «Выйду на улицу…»

Логопед: Ребята, к нам приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна.

Аграфена Дормидонтовна: Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя.

Аграфена Дормидонтовна: Слыхала я, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.

Команда №1:                                                       Команда №2:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.         Стоит воз овса, возле воза овца.

Хохлатые хохотушки хохотали,                Течёт речка, печёт печка,

Хохотали, похохатывали.                           Печёт печка, течёт речка.

Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. 

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.) 
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

4. Задание “Отгадай звук”.

Логопед. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего, затем найти соответствующую букву и прикрепить ее на магнитную доску. 

Жюри оценивает каждую команду.

1. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Катя лопаткой копала канавку. (К)

2. Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р)

3. В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

4. Тут и там топает гиппопотам. (Т)

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

5. Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет.(Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

5. Задание «Домашнее»

Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку, нарисовать к ней рисунок или подготовить поделку.

Логопед показывает рисунки, приготовленные родителями совместно с детьми в домашних условиях. Дети узнают свои заготовки, выходят и рассказывают выученные скороговорки. Сначала медленно, четко проговаривая все слова, чтобы смысл был понятен окружающим, затем в быстром темпе. 

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды. 

Итог. Наш конкурс подошел к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. 

Подсчитывается количество заработанных фишек у обеих команд и объявляется команда-победитель.

Логопед. Ребята, вы все сегодня очень старались. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.

Литература

  1. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. – М.: Астрель, 2012.
  2. Косинова Е.М. Говорим правильно и красиво. – М.: Эксмо. 2003.

Внеклассное занятие. «Праздник СКОРОГОВОРКИ.»

ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК 

Упражнение в произношении скороговорок – не только весёлое и интересное занятие. Оно очень полезно как средство исправления плохой дикции учащихся

Праздник проводился в виде игры. Подбирались две команды по 5 человек. В каждой команде выбирался капитан. В жюри приглашались родители и дети. Предварительно проводился урок чтения, посвященный скороговоркам.


ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
1.Закончи скороговорку:

  • В живом уголке жили ежи да … (ужи).

  • Лежит ёжик у ёлки, а у ежа … (иголки).

  • У Жоры уж, у Розы … (жук).

  • Орёл на горе, перо … (на орле).

  • Наш Полкан попал в … (капкан).

  • Милая Мила мылась … (мылам).

  • Архип осип, а Осип … (охрип).

  • Ткач ткет … (ткань).

  • У пеньков опять пять … (опят)

  • .10. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёр-
    ными чернилами… (чертёж:


Только сегодня, Только у нас, Только сейчас, Только для вас:

Праздник скороговорок! hello_html_m4b2d671d.jpg

Учитель. Когда появились скороговорки, никто не знает, но наверно, очень давно. Раньше проходили настоящие соревнования по выговариванию и придумыванию скороговорок. Сегодня мы с вами попробуем посоревноваться в этом.


1-й конкурс. ГОНКА


За 5 минут нужно разучить скороговорку. Оценивается скорость и правильность.


1.Водовоз вез воду из водопровода.


2.У Сени и Сани в сетях сом с усами.


Учитель: Как вы думаете, какая польза от скороговорок? Ответы детей.


Учитель: Скороговорки учат нас говорить быстро и правильно, развивают наш речевой аппарат, совершенствуют технику чтения. Следовательно, помогают нашей учёбе, потому что, чем лучше вы читаете, чем быстрее вы читаете, тем легче вам учиться. Следующий конкурс нам покажет, кто быстрее умеет читать.


2-й конкурс. ГОП
Кто больше скороговорок прочитает с доски за 2 минуты .

На доске скороговорки


Из-под топота копыт пыль по полю летит.
Сыворотка из-под простокваши.
На дворе трава, на траве дрова.
Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Шла Саша по шоссе.
Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл
кларнет.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Я купила кошке новые сапожки.
10.Хороши наши малыши.

Учитель. Кто, по-вашему, придумывает скороговорки?

Ответы детей.

Учитель. Поэтому скороговорки и входят в устное народное творчество наравне со сказками, пословицами, загадками.


3-й конкурс. КОНКУРС КАПИТАНОВ


Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках.

Задания:
1-му капитану:
Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.


2-му капитану: 
Санках, на, Сонькой, везёт, Саньку, с, Сенька.

Учитель. Людям каких профессий необходимо разучивать скороговорки? 
(В тех, где нужно правильно и красиво говорить. Например, актеры, учителя, дикторы и т. п.).


4-й конкурс. ЗАГОТОВКА

Учитель. Предлагается следующий конкурс на знание скороговорок. Кто же больше знает скороговорок?

Какая команда назовет больше скороговорок. Повторяться нельзя. Называют скороговорки по очереди, пока не прервется цепочка.


Учитель. Сейчас мы поиграем. Игра «Телефонисты» или «Глухой телефон».

5-й конкурс. ТЕЛЕФОНИСТЫ
Первому сидящему на ухо говорится скороговорка, он должен передать ее рядом сидящему, а тот дальше. Последний говорит вслух.


1.Жук жужжит над абажуром.


2.У ежа ежата, у ужа ужата.


Учитель. А сейчас конкурс болельщиков. Объявляется конкурс на придумывание лучшей скороговорки.


6-й конкурс. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ


Нужно придумать свою скороговорку. Побеждает самая оригинальная скороговорка. Победителю приз. Команде болельщика дополнительное очко.


Учитель. Предоставляю слово жюри.
Подводятся итоги, награждаются победители.

hello_html_m2027c5f5.jpg

hello_html_m6f4091f7.jpg

hello_html_m6a95f0c7.jpg

hello_html_4ec13f4f.jpgРаботы детей

hello_html_m564c6815.jpg

hello_html_m7d5be634.jpg

hello_html_m5fef5fc9.jpg

hello_html_408a0a2.jpg

hello_html_m56b0b6ce.jpg

hello_html_m120fc82e.jpg

hello_html_fdb3331.jpg

hello_html_35b57f0c.jpg

hello_html_m75b65b04.jpg

hello_html_m1687becc.jpg


hello_html_m753e8b2d.jpg

hello_html_m716ef91d.jpg

hello_html_mc0ad571.jpg

hello_html_m24d5f2d7.jpg

hello_html_m1687becc.jpg

hello_html_m7773ba3d.jpg

hello_html_13380bdd.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *