Конкурс скороговорок для детей: Праздник скороговорок. — Классному руководителю – План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конкурс скороговорок для детей подготовительной группы

Праздник скороговорок. — Классному руководителю

Цели:

1.Формирование произносительной, орфоэпической культуры.

2.Обучение вниманию

3.Развитие воображения, чувства юмора

Ведущий: Только сегодня, только сейчас,

Только у нас, только для вас…

Все (хором): Праздник скороговорок!

1-й скоморох. Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали!

2-й скоморох. Смотрите, смотрите и не говорите, что не видели!

Ведущий. Начинаем весёлое соревнование – представление говорунов со

всего света. Посмотрим, кто кого переговорит. Но сначала послушайте, как возникли скороговорки.

Издавна на Руси на гуляньях, ярмарках, посиделках и во время работы

русские парни и девчата пели песни, загадывали загадки, рассказывали

былины да потешки, соревновались в произношении скороговорок.

Что такое скороговорка? В чём польза скороговорки? Как разучить

скороговорку? (Ответы участников).

1-йскоморох. Итак, сначала разомнёмся.

Конкурс «разминка»

Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растет трава,
На траве лежат дрова” –
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь.

Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…»

Выходит рассказчик. Дорогие ребята! Знаете ли вы, что скороговорки появились еще в Древней Руси, много столетий тому назад. В дет­ских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить.

Скороговорки-«невелички»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима дает Дине дыню.

Дядя Федя дал меда медведю.

Сынок не носит косынок.

У забияки змея за пазухой.

Наш шпион выше вашего шпиона.

Лев поднял лапу и дал волку по лбу.

Внимание: в водоеме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа — капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Дома один Дима и два Вадима.

Опять Антон пьет кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

Синице гусеница снится.

У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

У зеленой елки колкие иголки.

Жюри объявляет результаты первого задания.

.

Артистичные скороговорки

Рассказчик. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Участникам выдаются по две маски, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом, не забывая о быстром темпе произношения.

Гонки скороговорок

Играющие выстраиваются в ряд. Руководитель распределяет между всеми играющими 5 — 10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет руководитель, должен сделать шаг вперед и быстро три раза подряд сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

«Заготовка».

1-йскоморох: Кто лучше, быстрее и больше успеет сказать своих любимых скороговорок, тот наберет себе больше очков. Жюри оценивает по одному за каждую скороговорку.

ЗАКОНЧИ ПОГОВОРКУ:

В живом уголке жили ежи да……………..(ужи).

Лежит ежик у елки, а у ежа ………………..(иголки).

У Жоры – уж, у Роэы……………………………….(жук).

Орел на горе, про……………………………………(на орле).

Наш Полкан попал в ……………………………(капкан).

Милая мила мылась……………………………..(мылом).

Архип осип, а осип………………………………..(осип).

Ткач ткет…………………………………………………(ткань).

У пеньков опять пять ………………………….(опят).

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами………………………………………………(чертеж).

2-й скоморох. За 5 минут нужно разучить скороговорку. Оценивается скорость и правильность.

Водолаз вез воду из водопровода.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Скороговорки учат нас говорить быстро и правильно, развивают наш речевой аппарат, совершенствуют технику чтения. Следовательно, помогают нашей учебе, потому что, чем лучше вы читает, чем быстрее вы читаете, тем легче вам учиться. Следующий конкурс нам покажет, кто быстрее умеет читать.

1-йскоморох. КТО БОЛЬШЕ СКОРОГОВОРОК ПРОЧИТАЕТ С ДОСКИ ЗА 2 МИНУТЫ. НА ДОСКЕ НАПИСАНЫ СКОРОГОВОРКИ.

1. Из-под топота копыт пыль по полю летит.

2. Сыворотка из-под простокваши.

3. На дворе – трава , на траве дрова.

4. Шла Саша по траве и сосала сушку.

5. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

6. Клара у Карла украла кораллы , а Карл у Клары украл кларнет.

7. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

8. Ехал с горки Саня , а на Сане сани.

9. Я купила кошке новые сапожки.

10. Хороши наши малыши.

Рассказчик. Кто придумывает поговорки?

( Ответы: люди .)

Рассказчик. Поэтому скороговорки и входит в устное народное творчество наравне со сказками, пословицами, загадками.

Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках

Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.

Санках, на, Сонькой, везет, Саньку, с, Сонька.

1-йскоморох. Людям каких профессий необходимо разучивать скороговорки?

2-й скоморох. А сейчас конкурс болельщиков. Объявляется конкурс на придумывание лучшей скороговорки.

Бабушкины скороговорки

Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…».

1-йскоморох. Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна. Аграфена Дормидонтовна. Здравствуйте, дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести мое имя.

Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!

Аграфена Дормидонтовна. Слыхала я, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите.

Иллюстрированные скороговорки .

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.

Иллюстрированные скороговорки.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка.

Аграфена Дормидонтовна, прощаясь, уходит.

Мишкина скороговорка

2-й скоморох. Наш конкурс подходит к концу. Последнее задание вам предлагает выполнить наш гость — говорящий Мишка. (Держит мягкую игрушку, которая при нажимании на нее «произносит» текст скороговорки.) Послушайте его внимательно и попробуйте повторить за ним скороговорку громко, четко, выразительно и быстро.

Мишка

Чтобы лучше говорить,

Ты сумей-ка повторить:

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой

и стрижонком.

Испугались медвежонка…

А ну-ка, повтори!

Жюри объявляет победителя.

Рассказчик. Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конкурс скороговорок для детей подготовительной группы

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь

ЗАДАЧИ

Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей.

Формировать выразительность речи.

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать артистические способности.

Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Организационный момент.

Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга.

 Дорогие ребята! Сегодня у нас  проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки». Всего в конкурсе 6 заданий. За каждое задание можно получить колокольчик.

 Знаете ли вы, что скороговорки появились еще в Древней Руси, много столетий тому назад. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Перед тем как начать наш конкурс, мы подготовим наш язычок и проведем артикуляционную гимнастику. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задание 1. Скороговорки-«невелички» СЛАЙД

 Начнем наш конкурс с разминки. Каждая команда должна повторить за мной громко, четко и быстро скороговорки-«невелички». Повторять будет тот, кому я брошу мяч.

Скороговорки для команды «Болтунишки»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима дает Дине дыню.

Дядя Федя дал меда медведю.

Сынок не носит косынок.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

Внимание: в водоеме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа — капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Опять Антон пьет кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

У зеленой елки колкие иголки.

Задание 2. Бабушкины скороговорки СЛАЙД

Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…».

 Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна. СЛАЙД

Давайте, ребята, поздороваемся с Агрофеной Дармидонтовной.  Дети (хором). Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!

 Слыхала она, что вы скороговорки хорошо умеете говорить.  И предлагает она ее  скороговорки повторить. Попробуем?

Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите.

Иллюстрированные скороговорки  СЛАЙДЫ

Задание 3. Артистичные скороговорки СЛАЙД

 Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка: СЛАЙД

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Участникам выдаются по две маски, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.

Задание4. Звукобуквенные скороговорки СЛАЙД

 Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем найти   соответствующие буквы.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

         Катя лопаткой копала канавку. (К)

 Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р)

 В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

 Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

 Тут и там топает гиппопотам (Т)

 У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

 Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет. (Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

Динамическая пауза

Задание 5. Творческие скороговорки

 Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. (Приглашаются по одному человеку от команды.)Одна команда получает картинки с изображением розы, березы, гриба, другая — с изображением кошки, матрешки, машины. Примерные варианты скороговорок:

Гриб и роза росли под березой.

В машине по дорожке едут матрешка и кошка.

Задание 6. Скороговорки,выученные дома

 К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить скороговорку и что-нибудь нарисовать к ней.

Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.

Итог задания

 Конкурс завершился.

Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений.

Внеклассное мероприятие «Праздник скороговорок»

Упражнение в произношении скороговорок – не только весёлое и интересное занятие. Оно очень полезно как средство исправления плохой дикции учащихся.

Праздник проводился в виде игры. Подбирались две команды по 5 человек. В каждой команде выбирался капитан. В жюри при­глашались родители и дети. Предварительно проводился урок чтения, посвященный скороговоркам.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Закончи скороговорку:

  1. В живом уголке жили ежи да … (ужи).

  2. Лежит ёжик у ёлки, а у ежа … (иголки).

  3. У Жоры — уж, у Розы — … (жук).

  4. Орёл на горе, перо … (на орле).

  5. Наш Полкан попал в … (капкан).

  6. Милая Мила мылась … (мылам).

  7. Архип осип, а Осип … (охрип).

  8. Ткач ткет … (ткань).

  9. У пеньков опять пять … (опят).

10. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёр-­
ными чернилами… (чертёж:).

Только сегодня, Только у нас, Только сейчас, Только для вас: Праздник скороговорок!

Учитель. Когда появились скороговорки, никто не знает, но наверно, очень давно. Раньше проходили настоящие соревнова­ния по выговариванию и придумыванию скороговорок. Сегодня мы с вами попробуем посоревноваться в этом.

1-й конкурс. ГОНКА

За 5 минут нужно разучить скороговорку. Оценивается ско­рость и правильность.

  1. Водовоз вез воду из водопровода.

  2. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Учитель: Как вы думаете, какая польза от скороговорок? Ответы детей.

Учитель: Скороговорки учат нас говорить быстро и правиль­но, развивают наш речевой аппарат, совершенствуют технику чте­ния. Следовательно, помогают нашей учёбе, потому что, чем луч­ше вы читаете, чем быстрее вы читаете, тем легче вам учиться. Следующий конкурс нам покажет, кто быстрее умеет читать.

2-й конкурс. ГОП

Кто больше скороговорок прочитает с доски за 2 минуты . На доске скороговорки:

  1. Из-под топота копыт пыль по полю летит.

  2. Сыворотка из-под простокваши.

  3. На дворе — трава, на траве — дрова.

  4. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

  5. Шла Саша по шоссе.

  6. Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл
    кларнет.

  7. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

  8. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

  9. Я купила кошке новые сапожки.

10.Хороши наши малыши.

Учитель. Кто, по-вашему, придумывает скороговорки? Ответы детей.

Учитель. Поэтому скороговорки и входят в устное народное творчество наравне со сказками, пословицами, загадками.

3-й конкурс. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках. Задания:

1-му капитану:

Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.

2-му капитану:

Санках, на, Сонькой, везёт, Саньку, с, Сенька.

Учитель. Людям каких профессий необходимо разучивать скороговорки?

(В тех, где нужно правильно и красиво говорить. Например, актеры, учителя, дикторы и т. п.).

Учитель. Предлагается следующий конкурс на знание ско­роговорок. Кто же больше знает скороговорок?

4-й конкурс. ЗАГОТОВКА

Какая команда назовет больше скороговорок. Повторяться нельзя. Называют скороговорки по очереди, пока не прервется цепочка.

Учитель. Сейчас мы поиграем. Игра «Телефонисты» или «Глухой телефон».

5-й конкурс. ТЕЛЕФОНИСТЫ

Первому сидящему на ухо говорится скороговорка, он дол­жен передать ее рядом сидящему, а тот дальше. Последний гово­рит вслух.

  1. Жук жужжит над абажуром.

  2. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Учитель. А сейчас конкурс болельщиков. Объявляется кон­курс на придумывание лучшей скороговорки.

6-й конкурс. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Нужно придумать свою скороговорку. Побеждает самая ори­гинальная скороговорка. Победителю — приз. Команде болельщи­ка — дополнительное очко.

Учитель. Предоставляю слово жюри.

Подводятся итоги, награждаются победители.

Внеклассное мероприятие «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь

(конкурс для детей старшего дошкольного возраста)

В своей практике учителя-логопеды для автоматизации, дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи детей очень часто обращаются к скороговоркам. Скороговорка как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение скороговорки: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в 1990 году внесена важная поправка: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». В определении исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи детей.

Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков.

В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, логопеды используют в своей практике и современные авторские скороговорки.

Работая много лет учителем-логопедом в детском саду, я пришла к выводу, что уже в старшей группе (в конце учебного года), когда у большинства воспитанников поставлены и автоматизированы все звуки, можно провести с детьми конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». На конкурс приглашаются родители воспитанников. В состав жюри входят: старший воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед другой группы. Предлагаю вниманию коллег сценарий конкурса.

Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»

Цели проведения конкурса:

-совершенствование звуковой стороны речи, улучшение дикции детей;

-формирование выразительности речи;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие артистических способностей;

-воспитание уважения к великому культурному наследию России;

-формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования

Оборудование:

аудиомагнитофон, сюжетные картинки к скороговоркам, предметные картинки, четыре маски-эмоции, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка – говорящий Мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд «Говорунишки» и «Болтунишки», два подноса, колокольчики, сладкие призы.

Предварительная работа:

-дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – учат наизусть по одной скороговорке, подобранной самостоятельно, и по желанию, делают рисунок к этой скороговорке.

-воспитатель делит детей на две команды «Говорунишки» и «Болтунишки».

Ход конкурса

Организационный момент. Вступительное слово логопеда.

Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга.

Л о г о п е д. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». Знаете ли вы, что скороговорки появились ещё в Древней Руси, много столетий тому назад. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, чётко и красиво говорить!

Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки», по 10 человек в каждой команде. В случае затруднений при выполнении заданий, детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (учитель-логопед представляет членов жюри). Всего в конкурсе будет 7 заданий. За каждое задание можно получить один или два колокольчика (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько колокольчиков заработала каждая из команд.

Задание 1. Скороговорки – «невелички».

Л о г о п е д. Начнём наш конкурс с разминки. Каждый из участников команд должен повторить за мной громко, чётко и быстро скороговорки – «невелички», когда я передам ему в руки бубен – звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.

Скороговорки для команды «Болтунишки»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима даёт Дине дыню.

Дядя Федя дал мёда медведю.

Сынок не носит косынок.

У забияки змея за пазухой.

Наш шпион выше вашего шпиона.

Лев поднял лапу и дал волку по лбу.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

Внимание: в водоёме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа – капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Дома один Дима и два Вадима.

Опять Антон пьёт кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

Синице гусеница снится.

У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

У зелёной ёлки колкие иголки.

Жюри объявляет результаты первого задания.

Задание 2. Бабушкины скороговорки.

Звучит музыка «Выйду на улицу…»

Л о г о п е д. Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна (её роль исполняет воспитатель группы).

А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя (дети хором произносят: «Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!»).

А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Слыхала я, что вы скороговорки шибко хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.

Иллюстрированные скороговорки для команды «Болтунишки»

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.

Иллюстрированные скороговорки для команды «Говорунишки»

Стоит воз овса, возле воза овца.

Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.

Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает выполненное задание.

Задание 3. Артистичные скороговорки.

Л о г о п е д. Скороговорки нужно уметь произносить не только чётко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!

Участникам выдаются по две маски (из четырёх: веселье, грусть, испуг, злость). Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.

Жюри подводит итоги задания.

Задание 4. Звуко-буквенные скороговорки.

Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны будут прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего и показать на мольберте соответствующие буквы (на мольберте представлены уже изученные гласные и согласные буквы: А, У, И, О, Э, П, Т, К).

Скороговорка для команды «Болтунишки»

Катя лопаткой копала канавку (звук и буква «К»)

Скороговорка для команды «Говорунишки»

В пенале у Полины паук плетёт паутину (звук и буква «П»)

Жюри оценивает задание.

Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям немного отдохнуть, свободно потанцевать под народную музыку «Выйду на улицу…». Взрослый показывает движения, характерные для русских народных танцев и дети повторяют за ним, танцуют.

Задание 5. Творческие скороговорки.

Л о г о п е д. Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом чётко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. Приглашаются по одному человеку от команды. Одна команда получает картинки: «роза», «берёза», «гриб». Другая команда получает картинки: «кошка», «матрёшка», «машина». Примерные варианты скороговорок:

Гриб и роза росли под берёзой

В машине по дорожке едут матрешка и кошка

Жюри оценивает задание.

Задание 6. Домашние скороговорки.

Л о г о п е д. Ребята, к сегодняшнему конкурсу вам предлагалось совместно с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.

Жюри оценивает задание.

*Некоторые родители к выполнению домашнего задания подошли творчески и сами придумали интересные скороговорки, например:

Арнольд Шварценеггер был терминатор, а стал Калифорнии губернатор.

Фермер Фрол вырастил в парнике кольраби и брокколи в феврале.

Большой плот медленно плыл по ласковым тёплым волнам и маленькая лодка его обогнала.

Эти скороговорки я теперь использую в своей практике.

Задание 7. Мишкина скороговорка.

Л о г о п е д. Ребята, наш конкурс подходит к концу. И последнее задание вам предлагает выполнить наш гость говорящий Мишка (мягкая игрушка, которая при нажимании на неё «произносит» текст скороговорки). Послушайте Мишку внимательно и попробуйте повторить за ним скороговорку громко, чётко, выразительно и быстро (приглашаются по несколько человек от команд).

Мишкина скороговорка

Чтобы лучше говорить, ты сумей-ка повторить:

«Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком

Чиж с чижихой и чижонком

Стриж с стрижихой и стрижонком

Испугались медвежонка…»

А ну-ка повтори!

Жюри оценивает задание.

Подведение итогов.

Л о г о п е д. Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь» завершился. Я предоставляю слово жюри (подсчитывается количество заработанных колокольчиков у обеих команд и объявляется команда-победитель).

Ребята, вы все старались говорить сегодня правильно и выразительно. Для того, чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите с родителями скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас «Болтунишки» и «Говорунишки» награждаются сладкими призами.

Конкурс скороговорок — Дошкольное образование

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь

ЗАДАЧИ

Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей.

Формировать выразительность речи.

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать артистические способности.

Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Организационный момент.

Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга.

Дорогие ребята! Сегодня у нас проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки». Всего в конкурсе 6 заданий. За каждое задание можно получить колокольчик.

Знаете ли вы, что скороговорки появились еще в Древней Руси, много столетий тому назад. В дет­ских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Перед тем как начать наш конкурс, мы подготовим наш язычок и проведем артикуляционную гимнастику. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задание 1. Скороговорки-«невелички» СЛАЙД

Начнем наш конкурс с разминки. Каждая команда должна повторить за мной громко, четко и быстро скороговорки-«невелички». Повторять будет тот, кому я брошу мяч.

Скороговорки для команды «Болтунишки»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима дает Дине дыню.

Дядя Федя дал меда медведю.

Сынок не носит косынок.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

Внимание: в водоеме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа — капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Опять Антон пьет кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

У зеленой елки колкие иголки.

Задание 2. Бабушкины скороговорки СЛАЙД

Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…».

Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна. СЛАЙД

Давайте, ребята, поздороваемся с Агрофеной Дармидонтовной. Дети (хором). Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!

Слыхала она, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. И предлагает она ее скороговорки повторить. Попробуем?

Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите.

Иллюстрированные скороговорки СЛАЙДЫ

Задание 3. Артистичные скороговорки СЛАЙД

Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка: СЛАЙД

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Участникам выдаются по две маски, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.

Задание4. Звукобуквенные скороговорки СЛАЙД

Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем найти соответствующие буквы.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Катя лопаткой копала канавку. (К)

Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р)

В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

Тут и там топает гиппопотам (Т)

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет. (Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

Динамическая пауза

Задание 5. Творческие скороговорки

Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. (Приглашаются по одному человеку от команды.)Одна команда получает картинки с изображением розы, березы, гриба, другая — с изображением кошки, матрешки, машины. Примерные варианты скороговорок:

Гриб и роза росли под березой.

В машине по дорожке едут матрешка и кошка.

Задание 6. Скороговорки,выученные дома

К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить скороговорку и что-нибудь нарисовать к ней.

Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.

Итог задания

Конкурс завершился.

Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений.

Материал (подготовительная группа) на тему: Конспект-сценарий проведения конкурса скороговорок «Скороговорщики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

муниципального образования города Братска

Конспект-сценарий  

проведения конкурса скороговорок

 «Скороговорщики»

 

Составила:

Бритова Е.В.

ст. воспитатель

2014 год

Цели:

  • повышение интереса детей к устному народному творчеству;
  • привлечение детей к языковым тренировкам;
  • пропаганда использования устного творчества среди детей и родителей.

Ход конкурса.

Под звуки русской народной песни выходят скоморохи.

1 скоморох. Только сегодня! Только сейчас!

2 скоморох. Только у нас! Только для вас!

Вместе. Праздник скороговорок!

1 скоморох. Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали!

2 скоморох. Смотрите, смотрите и не говорите, что не видели!

1 скоморох. Сегодня у нас в детском саду состоится конкурс скороговорок!

2 скоморох. Но сначала послушайте, как возникли скороговорки.

1 скоморох. Издавна на Руси на гуляньях, ярмарках, посиделках и во время работы русские парни и девчата пели песни, соревновались в остроумии, в произношении скороговорок. Скороговорки становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить.

1 скоморох. А ты послушай, какую скороговорку я знаю. Читает скороговорку.

2 скоморох. Да я тоже знаю скороговорку. Послушай. Читает скороговорку.

2 скоморох. Вот сегодня мы и посмотрим, кто кого переговорит!

1 скоморох. Начинаем веселое соревнование – представление говорунов со всего детского сада.

2 скоморох. Участвовать в соревнованиях будут команды «Звездочки», «Непоседы».

1 скоморох. Посмотрим, кто кого переговорит!

Команды, строимся! (воспитатели выстраивают свои команды возле приготовленных для них стульчиков)

Ведущий. Команды, готовы?

Команды поочередно хором отвечают: команда «Звездочки» готова», команда «Непоседы»!

 Ведущий: Начинаем наш конкурс. Разрешите представить вам членов жюри, которое будет оценивать команды в течение конкурса (идет представление членов жюри).      

Итак, первое задание, оно называется Скороговорки-«невелички»

Каждый участник команды  должен громко, четко и быстро повторить сказанную скоморохом скороговорку-«невеличку». Членами жюри  оценивается ответ каждого члена команды по 5-бальной системе.

Скороговорки для команды «Непоседы»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Сынок не носит косынок.

Наш шпион выше вашего шпиона.

У Пети папа капитан.

Скороговорки для команды  «Звездочки»

Хорош пирожок, внутри творожок.

На дороге Дарья увидела Марью.

Гриб и роза росли под березой.

У зеленой елки колкие иголки.

Синице гусеница снится.

Задание 2.
Артистичные скороговорки

В конкурсе участвуют по одному представителю от каждой команды, он показывает подготовленную заранее сценку  по скороговорке:

Я девочка (мальчик) финтикультяпистая, могу финти культипнуть, могу выфинтикультипнуть.

При этом, не забывая о быстром темпе произношения и соответствующих эмоциях.

Исполнение скороговорки оценивается по 5-бальной системе.

Задание 3.
Звукобуквенные
скороговорки

Для выполнения этого задания приглашаются поочередно по одному участнику от команды. Они должны прослушать скороговорки и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы.

Правильное выполнение задания оценивается 5 баллами, неправильный ответ не оценивается.

Скороговорки для команды «Непоседы»

Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.

Водовоз вез воду из водопровода.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Скороговорки для команды «Звездочки».

На дороге с утра тарахтят трактора

Мышки машут мешком мишке.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел

           Вертлявый ветер вырывал Ворота, как вертушки.

Перед четвертым заданием проводится динамическая пауза для всех детей. Исполняется общая пляска на месте «Я по горенке хожу».

Задание 4.

Творческий конкурс.
(Домашнее задание)

Каждая команда  рассказывает выученные дома скороговорки и демонстрирует нарисованный к ней рисунок. (каждый участник)

Жюри оценивает задание по 5-бальной системе.

По завершению заданий ведущий объявляет о подведении итогов и награждении.

Картотека «Скороговорки для дошкольников»

Картотека скороговорок.

Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

1. Сшила Саша Сашке шапку.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Сыворотка из – под простокваши.

6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.

9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

10. Кукушка кукушонку купила капюшон.

11. Слишком много ножек у сороконожек.

12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

16. Наш Полкан попал в капкан.

17. От топота копыт пыль по полю летит.

18. Ткет ткач ткани на платок Тане.

19. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

20. Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

21. Сшит колпак не по – колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

22. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.

23. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

24. На дворе трава, на траве — дрова.

25. Три сороки – тараторки тараторили на горке.

26. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

27. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.

28. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.

29. Мокрая погода размокропогодилась.

30. Полпогреба репы, полколпока гороха.

31. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

32.Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

33. У Кондрата куртка коротковата.

34. Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

35. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

36. Король – орел, орел — король.

37. Турка курит трубку, курку клюет крупку.

38. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

39. Бобр добр для бобрят.

40. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

41. Орел на горе, перо на орле.

42. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.

43. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

44. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

45. Милая Мила мылась мылом.

46. Мы ели-ели линьков у ели.

47. У четырех черепашек по четыре черепашонка.

48. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

49. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

50. В перелеске перепел, перепёлку перепел.

51. Утром присев на зеленом пригорке,

учат сороки скороговорки:

картошка, картонка, карета, картуз,

карниз, карандаш, карамель, карапуз.

52. Сова советует сове, спи соседка на софе,

на софе так сладко спится, о совятах сон присниться.

53. Как на утренней, на зорьке, два Петра и три Федорки,

соревнуются с Егоркой, говорить скороговорки.

54. Хорош пирожок, внутри творожок.

55. Мышонку шепчет мышь, ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши…шуршать я буду, тише.

56. Вырастил Толя тополь за полем,

по полю, по полю шел к тополю Толя.

57. Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу, кричать до хрипу.

58. Разорались петухи, закачались лопухи,

громко лает пес Трезор, во дворе у нас раздор.

59. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы,

все озёра – зеркала, из зеленого стекла.

60. Дед Данил делил дыню — дольку Диме, дольку Дине.

61. Все за столом сели, со стола всё съели:

сметану с простоквашей, с овсяной кашей.

62. Звезду заметила коза, но опустила вниз глаза.

Известно, звезды не достать…, зачем козе о них мечтать.

63. Хитрую сороку, поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

64. Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.

65. Паша тихо шепчет Мише, Миша шепота не слышит,

Паша, громче пошепчи, Мише уши полечи.

Картотека чистоговорок.

Цель: Учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.

Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией.

Усядемся на пригорке, да расскажем чистоговорки!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

1. Су-су-су, су-су-су

белку видели в лесу.

2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу

сидит ворон на дубу.

3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой!

Зайке холодно зимой!

4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа,

есть иголки у ежа.

5. Са-са-са, вот летит оса.

6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

наша каша хороша!

7. Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Ищут, ищут мячик
девочка и мальчик.

8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Выходи из камыша.

9. Мышки, не мешайте кошке,

ловить мух на окошке.

Кошка муху лапкой – хвать!

Лучше кошке не мешать!

10. До города дорога в гору,

от города – с горы.

11. Пёстренькая сойка, о весне мне спой-ка-

просит заинька косой.

— Спой мне песню, сойка, спой!

12. Ед — ед — ед- где же мой велосипед?

Да-да-да- быстрая езда.

Али-али-али- нажимаю на педали.

Аль-аль-аль- быстро мчусь я вдаль.

13. Жа — жа -жа

мы нашли в лесу ежа.

Жу – жу — жу,

Подошли мы к ежу.

Ужа — ужа — ужа,

Впереди большая лужа.

Жок — жок — жок,

Надень, ёжик, сапожок.

14. Са-са-са – вот идет Лиса.

Су-су-су – видим мы Лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са – Лисонька — краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

 15. Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Ала-ала-ала — пчёлка крыльями махала.

Ила-ила-ила — пчёлка мёд носила.

16. Са-са-са – прилетела к нам оса.

Су-су-су — мы увидели осу.

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

Са-са-са — улетай скорей, оса.

Ай- ай-ай — ты нас больше не кусай.

Ой-ой-ой — побежали мы домой.

17. Да-да-да – наступили холода.

Да-да-да — превратилась в лёд вода.

Ду-ду-ду — поскользнусь я на льду.

Ду-ду-ду — я на лыжах иду.

Ды-ды-ды — на снегу есть следы.

Ди-ди-ди – ну, заяц, погоди!

18. Ба-ба-ба – на крыше есть труба.

Бу-бу-бу — надо чистить трубу.

Бы-бы-бы — валит дым из трубы. 

19. Ашу-ашу-ашу – нарядим ёлку нашу.

Ишки-ишки-ишки — вот золотые шишки.

Ош-ош-ош — шар большой хорош.

Ша-ша-ша — ёлка тоже хороша.

20. Ра-ра-ра — погляди-ка, детвора.

Ря-ря-ря — взошла красная заря.

Ре-ре-ре — растёт рябина на горе.

Ри-ри-ри — клюют рябину снегири.

21. Са-са-са- кисонька – краса.

Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы.

Исы-исы-исы – молоко у кисы.

Иса-иса-иса — бантиком играет киса.

22. Ома-ома-ома — стоит козлик у дома.

Оме-оме-оме — хорошо в высоком доме.

Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.

Мот-мот-мот – не ставь копытца на комод.

23. Од-од-од — мы вскопали огород.

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода.

Да-да-да – растениям нужна вода.

Ду-ду-ду – за водой я пойду.

24. Жу-жу-жу – я границу сторожу.

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.

Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.

25. Ба-ба-ба – заиграла труба.

Бу-бу-бу – задудели мы в трубу.

Бе-бе-бе- я играю на трубе.

26. Ока-ока-ока – где живет сорока?

Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки.

Ок-ок-ок – на, поклюй-ка колосок!

Ку-ку-ку – попить лети ты на реку.

Ко-ко-ко — а река – то далеко!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *