Казахские обычаи и традиции – Ценности и традиции современной казахской семьи · Осовремененные обычаи и неотрадиции · Новейшая история

Традиции и обычаи казахского народа, самые популярные казахские обычаи

Казахский народ имеет богатую культуру, в которой важнейшее место занимают национальные обычаи и традиции казахского народа. В них содержится вся вековая мудрость предков, их наказы, касающиеся буквально всех сторон и этапов нашей жизни: от рождения и до смерти. Здесь мы расскажем о самых популярных обычаях, традициях казахского народа, связанных с важными событиями в семье: рождение ребенка, свадьба. Казахские обычаи и традиции: шилдехана, бесик той, қырқынан шығару, тусау кесу, ат қою, сундетке отырғызу, жеті ата, құда тусу, келін түсіру, қыз ұзату и т.д.

 

Из поколения в поколение бережно передаются обычаи и традиции народа Казахстана – ведь именно они являются настоящим сокровищем нации. Поэтому так важно сохранить их и передать своим детям. Каждый ритуал имеет глубокий смысл и должен выполняться в определенное время, по определенному поводу и по определенным правилам – так, как это была заведено издавна. Сегодня мы расскажем о самых главных казахских обрядах.

 

КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Рождение ребенка – это всегда счастье. И неудивительно, что с таким важным событием у казахов связано множество традиций и обрядов.

Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка. В давние времена, как только малыш появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «шілдехана той». Гости поздравляли родителей и новорожденного, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом, пели песни и играли на домбре – по древнему поверью, таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.

Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «қалжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов.

Бесік той (Бесікке салу рәсімі). Как правило, на 3-ий день после рождения малыша впервые укладывали в колыбель. Главная роль в проведении соответствующего ритуала отводится бабушке: вначале она окуривает колыбель травами (чтобы отогнать злых духов и хвори), затем пеленает ребенка, перевязывает его специальными лентами, укладывает в бесик и накрывает 7 вещами, среди которых обязательно были шуба и шапан, уздечка и камча (для мальчика), для девочки отрез ткани, платки, а присутствующим малышам раздают сладости, как подарок от новорождённого.

 

Қырқынан шығару (Кыркынан шыгару)  — «40 дней ребенку». По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его «официально» представляют собравшимся на торжество. Кроме того, в «программу» входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривание виновника торжества и участниц ритуала, а также праздничная трапеза.

Ат қою (Ат кою) — наречение. По истечению 40 дней с момента рождения наши предки давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Старейшина, проводивший ритуал получает подарки от семьи.

Тұсау кесу (Тусау кесу) — разрезание пут. Проводится этот обряд тогда, когда ребенок начинает ходить. Малышу обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках — чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни — белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.


©http://zhasatyrau.kz

Сүндетке отырғызу (Сундет той). «Сундет» – это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.

Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.

 

СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Свадьба у казахов – событие не только чрезвычайно важное, но и многоэтапное. И каждый этап сопровождают определенные казахские традиции и обычаи, ритуалы и обряды.

Жеті ата (Жети ата) — по древнему обычаю, все родственники до седьмого колена считаются близкой родней, поэтому браки между ними запрещены. Так что знать свой род и всех предков для казахов – это не только традиция, но и насущная необходимость.

Қыз айттыру (кыз айттыру). Любой свадьбе предшествует сговор – когда родители жениха и невесты договариваются о будущем бракосочетании своих детей. Иногда родители договаривались о свадьбе еще даже до рождения детей («бел құда») или сразу после рождения («бесік құда»).

Қыз көру (кыз кору). Еще один обычай казахов, который входит в сватовство, — смотрины. Отпрыски богатых и знатных семей или прославленные жигиты могли сами присмотреть себе невесту, отправившись в аул, где были девушки на выданье. Во время смотрин потенциальные невесты состязались в разных видах искусства и, в свою очередь, сами присматривались к молодым людям. В случае, если юноша и девушка понравились друг другу, в дом к невесте отправлялись сваты.

 

Сватать невесту, по давней традиции, шли с қоржын (коржын) – сумкой, наполненной подарками для семьи девушки.

Құда тусу (куда тусу) – сватовство. В дом к невесте приезжают отец и родственники жениха, знакомятся с семьей девушки и обмениваются подарками. После совместной трапезы сваты объявляют цель своего визита и договариваются по поводу свадьбы.

Қалың мал (калын мал) – уплата выкупа (калыма) за невесту. В прошлом калым выплачивался скотом и лошадьми, сейчас – деньгами или предметами роскоши.

Қыз жасауы (қыз жасауы) – приданое невесты. Родители девушки собирали для дочери все необходимое для новой семьи: посуду, мебель скот, постель и т. п. В современном контексте приданное — это чаще всего бытовая техника, мебель, квартира.

Алып қашу (алып кашу) — похищение невесты. Причиной для похищения невесты могло быть несогласие родителей на брак либо невозможность жениха уплатить калым.

Қыз ұзату (кыз узату) — проводы невесты – важный этап традиционной казахской свадьбы и одна из самых красивых традиций казахов. Провожая дочь в новый дом, родители устраивают ей «ұзату той» – отдельную свадьбу. Большая часть гостей на этом торжестве – со стороны невесты. По окончанию застолья девушка, прощаясь с семьей и родительским домом, исполняла трогательную песню «сыңсу», а следующим утром с восходом солнца сваты увозили ее в дом будущего мужа.

Келін түсіру (келин тисиру). Согласно обычаю казахского народа, чтобы ввести невестку в дом, ей навстречу отправлялись девушки и молодые женщины со стороны жениха. Не открывая невесте лица, они вводили ее в дом и сажали за ширму. И только когда собирались все приглашенные на свадьбу, проводился обряд «беташар» — открытие лица невесты. Девушка появлялась перед всеми гостями с покрытой головой – лицо закрывала красивая накидка или шаль. Под звуки традиционной песни «Беташар», она по очереди кланялась всем гостям, которые «за погляд» дарили коримдик. После этого тот, кто проводил обряд беташар открывал лицо невесте и начинался свадебный той.

Неке қию (нике кию) – венчание по мусульманскому обряду. Обычаи казахского народа предполагают проведение религиозного обряда на следующий день после свадьбы. Проводится обряд в мечети в присутствии, как минимума двух свидетелей, а обычно в сопровождении кучи родственников.

 

ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА

Свадебные обряды касаются не только сватовства и непосредственно самого торжества – послесвадебных обычаев в Казахстане тоже немало.

Құдалық (қудалық) – на следующий день после свадьбы родственники невесты приглашаются в гости к сватам. Непременный атрибут этой встречи – обмен подарками («киіт»).

Өңір салу (онир салу). Женщины старшего возраста вручают молодой жене подарки (как правило, обиходные вещи или одежду) и осыпают «шашу».

Есік ашар (есик ашар). Первый визит новоиспеченного зятя к родителям жены. Так как девушка после свадьбы не имела права целый год показываться в отчем доме, зять сам приезжал к тестю и теще и привозил им подарки.

Үй көрсету (уй корсету). После свадьбы девушку по очереди приглашали в гости соседи и родственники мужа – чтобы познакомиться поближе. По обычаю, идти в гости полагалось с подарком – «ілу» (чаще всего это был отрез на платье, украшения или ковер).

 

ДРУГИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА

Шашу – осыпание. Это красивый обряд является частью многих обычаев и ритуалов: свадьбы, сватовства и др. «Виновников» торжества буквально осыпают дождем из денег и конфет (или других сладостей).

Сүйінші сұрау (суйинши сурау). Одна из самых приятных казахских традиций – подарок за добрую весть. Гонцу, принесшему в дом весть о рождении ребенка или другом важном и радостном событии, обязательно в качестве благодарности вручали подарок.

Байғазы (байгазы) – обычай дарить небольшие подарки за обновку или впервые увиденную в доме вещь.

Көрімдік (коримдик). Этот обычай похож на «байғазы», только вручают такой подарок за впервые увиденного новорожденного или невесту, а не по поводу обновки.

Ат мінгізіп, шапан жабу (Ат мингизип шапан жабу). Традиция оказывать наибольший почет «особым гостям» сохранилась в Казахстане по сей день: уважаемому человеку или дорогому гостю в знак признания и уважения дарят скакуна и роскошный чапан.

Бата – благословение, молитва перед дальней дорогой, перед каким-либо важным испытанием или событием. Может также быть благодарностью за гостеприимство, угощение и за доброе дело. Как правило, произносят бата старейшие аксакалы.

Бел көтерер (белкотерер) – прекрасная и древняя традиция, которая является иллюстрацией не только знаменитого казахского гостеприимства, но и заботы о старшем поколении. Ее суть – в приготовлении особого угощения для пожилых и нуждающихся в уходе людей. Угощение (обычно это что-то питательное и мягкое: творог, мед, кумыс, казы) старикам приносят соседи, родственники или близкие люди.

Ерулік (ерулик) – традиция приглашать в гости новых соседей. В давние времена небольшой праздник с угощением в честь прибывших в аул новых людей позволял им быстрее адаптироваться и перезнакомиться с соседями.

Бес жақсы (бес жаксы) – подарок, который в знак высочайшего почета дарили наиболее уважаемым людям. Состоял он из 5 ценных вещей: верблюда, скакуна, дорогого ковра, алмазной сабли и собольей шубы. Иногда «бес жаксы» дарили сватам – в этом случае одна из составляющих подарка заменялась саукеле.

Жылу – обычай помогать людям, которые пострадали в результате каких-либо стихийных бедствий или несчастий (например, пожара). Помощь может быть как финансовой, так и материальной – в виде одежды, пищи, скота, жилья.

Қонақасы (конакасы) – еще один обычай, демонстрирующий гостеприимство казахского народа. Все самое вкусное, самое лучшее полагалось для щедрого угощения гостя – и не важно, был ли он приглашенным или нежданным.

Қонақ кәде (конаккаде) – обычай, согласно которому хозяин дома мог попросить гостя спеть песню, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте или почитать стихи.

Базарлық (базарлык). По традиции, возвращаясь домой из поездки, для своих близких и родных нужно привезти небольшие, чисто символические подарки.

Сәлемдеме (салемдеме). Если вы давно не виделись – это прекрасный повод обменяться подарками – в знак приветствия и уважения. Это и будет «салемдеме».

Тоқым қағар (токымкагар) – по давнему обычаю, провожая человека в дальнюю дорогу, нужно провести его «по правилам»: зарезать барана, накрыть праздничный дастархан и пригласить гостей.

Мы рассказали далеко не обо всех обрядах и обычаях – их у нас, у казахов очень много. Некоторые из них утрачены, многие в современном мире изменились, но знать традиции своего народа нам необходимо – ведь именно это, наряду с языком, и позволяет называться нам казахами.

Количество просмотров статьи — 12 138

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции казахского народа»

Тема: «Обычаи и традиции казахского народа»

Цели:

 -Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов. Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.

-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.

-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма

Ход урока.

 

Эпиграф «Традиции и культура – генетический код нации»

 (Н.Назарбаев)

Обычаи — исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.

Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)

Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.

Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.

 

1.     Обычаи гостеприимства у казахов

Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.

Гостеприимством славятся казахи.

Так было испокон веков,

Обычай у народа есть таков:

Найдет здесь гость и пищу,

И надежный кров!

Пусть даже юрта не богата.

Ведь гость для каждого казаха — это свято!

 

С древних времен  гостеприимство было отличительной чертой казахского народа.

И сейчас я вам поведаю легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай «Қонақасы».

Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.

Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство…

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

— Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?

Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.

Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего — Среднюю, младшего — Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – «Қонақасы».

«Қонақ »– гость, «ас» — угощение.

 

-дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме;

 

— по казахским обычаям  за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом;

 

— для уважаемых гостей режут барана и подают голову.

 

— если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма;

 

— байбише (хозяйка), печет на огне табанан (каравай). Особенность блюда: для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. А оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.

 

— дорогому гостю , акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарят коня и накидывают на плечи чапан

 

— бата – благословение перед далней дорогой, испытаниями; благодарность за угощение, гстеприимство, доброту, которое произносят старшие по возрасту аксакалы.

 

 

2.     Обычаи казахской семьи

 

Шаңырақ көтеру

– является  семейной реликвией – символом хранимого очага и продолжения рода. За поднятие  шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд. Купол юрты поднимают мужчины, в то время как юрту собирают женщины.

Тізе бүгу — знак почета дому. Если человек пришел в чей – то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

— Тоқымқағар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан и позвать гостей. Во время этого обряда  поют песни и говорят  пожелание тому, кто уезжает.

— Базарлық – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки, для своих близких и знакомых.

— Жеті ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений своих предков и запрещает браки внутри рода.

Тыйым – запрет.  Нельзя наступат на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистетьв доме – прогонять счастье и деньги. Нельзя переходить догору старшему, женщинам нельзя проходить перед транспортом, собирающимся в путь.

        

         3.Казахские традиции воспитания детей.

        

— Каждый, кто первым узнавал о рождении ребенка, спешил оповестить родных и близких криком Сүйінші (радостное известие). За это давали подарок. Женщина  перерезавшая пуповину ребенка, считается  кіндік шеше, родной человек, наряду с родителями.

— мать и дитя окружались постоянным вниманием и особой заботой. В первые дни ребенка укладывали в колыбель, давали ему имя, это событие сопровождалось праздником – шілдехана той.  После родов специально для матери резали ярочку – қалжа. Поили роженицу наваристым бульоном, чтоб она сама набиралась сил, и молока для ребенка было достаточно. После употребления мяса, шейный позвонок насаживали на палочку и вешали на стену над колыбелью. Этот ритуал проводили, чтобы ребенок скорее научился держать головку прямо.

— в течение 40 ночей возле колыбельки горел светильник (шырақ), поскольку по народному поверью, всякая нечисть боялась огня и света.  

— на 40 день от рождения ребенка проводился детский обычай қалжа.

-когда ребенок начинал ползать, поднимал туловище над землей, через него проводили посуду с яствами, чтобы у него было благодатное будущее.

— Через сорок дней после рождения ребенка устраивали той – қырқынан шығару. Мальчикам этот обряд устраивали на 39 день, чтоб калым за невесту платил меньше, девочкам на 41 день, чтоб калым за нее платили больше. В остуженную кипяченую воду бросали 41 катышек овечий, женщины, девушки ложкой переливали эту воду с добрыми пожеланиями в таз, в которую доливали теплую воду и в ней купали ребенка. Тогда же в первые стригли волосы. Стригли и ногти ребенку. Тем, кто купал ребенка, стриг ему волосы и ногти, давали подарки.

— тұсау кесу (разрезание пут) – ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром.  Черно-белый шнур означал, что человек в жизни ничего чужого не возьмет, вырастет достойным; затем, чтобы он был удачливым, счастливым, богатым, ноги перевязывали кишкой с жиром и перерезали; чтобы рос, развивался и процветал, свивали зеленую траву и ею перевязывали и перерезали. Всем, кто перерезал путы, преподносили традиционные подарки.

 

Вопросы на которые надо ответить «Да» или «Нет»

 «Наурыз»-христианский праздник (нет)

 «Бет ашар»-сватовство (нет)

 Шапан- просторный длинный халат (да)

 24 Декабря –немецкое рождество (да)

 Тюрбан –верхняя часть женского головного убора (да)

 Суинши-выкуп за невесту (нет)

  Христиане красят яйца на новый год (нет)

 На масленицу пекут блины (да)

 Айт-христианский праздник (нет)

25 декабря-рождество Христово (да)

 Калым платят за невесту (да)

22 марта-Наурыз (да)

 «Бет ашар»-открытие лица невесты (да)

 Шапан – головной убор у казахов (нет)

 Тюрбан – мужской халат (нет)

 Кумыз – это коровье молоко (нет)

 На Наурыз принято наряжать ёлку (нет)

 Көрімдіқ – сватовство (нет).

 

ВИКТОРИНА « Знаток традиций и обычаев казахского народа». 

 

1. На какой Праздник готовят «көже»? /Наурыз/

2. Из скольки компонентов готовят «көже»? /из семи/

3. Как называется традиция, которую проводят когда ребёнок делает первые шаги? / «Тұсау кесу»/

4. Главное национальное блюдо, которое готовят на праздник или для гостей / «Бесбармақ» — тонкое тесто; мясо: конина или баранина/

5. По какому случаю готовят очень тонкие лепёшки и как они называются? / «Ауыз ашар». «Шелпек»./

6. Как называется мусульманский пост? /«Ораза»/

7. Какую плату даёт жених за невесту? /«Калым»: лошадь, ковёр, подарки родителям невесты/

8. Какой обряд проводят, когда невесту приводят в дом жениха? /«Беташар»/

9. Как называют подарок за добрую весть? /«Сүйінші»/

10. Как называется подарок за обновку? / «Байғазы»/

11. Что такое «бата»? Кто его даёт? / Благословение. Дают старейшины, родители/ 12. Торжество, празднуемое на 40-ой день после рождения ребёнка? /«Қырқынан шығару»/

13. Что такое альчики? /Асыки/

14. Какую казахскую интеллектуальную игру вы знаете? /«Тоғызқұмалақ»/

15. В каких национальных играх мужчины меряются силой? / «Аударыспақ»,«Қыз қуу»,«Қазақша күрес», «Бәйге», «Көкпар»/

 16. Литературно-музыкальное состязание /«Айтыс»/.

 

Рефлексия. Что я знал? Что узнал нового ?Что хотел бы еще узнать?

 

Казахские традиции — это… Что такое Казахские традиции?

Почтовая марка с изображением традиционных казахских костюмов и юрты

Современный Казахстан переживает период национального возрождения[1][2] и возрождение национальной государственности[3].

Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».[4]

Известные традиции

Существует множество традиций в Казахстане причем многие из них характерны не для всего Казахстана, а только для его части.

Семейные отношения

В казахской юрте
  • Уважение к старшим.[5]
  • Принцип «жеты ата»(«семи колен») — институт родственных связей[4]
  • Казах считал своим «немере»(внуком) только того, кто рождался от сына.
    • Ребенок дочери назывался «жиеном» (племянником).
    • Рождённого от «немере» (прямого внука) называли «шобере» (правнук),
    • Рождённого от «шобере» (правнук) называли — «шопшеком» (праправнуком, что означает крохотный, маленький).
    • Сына «шопшека» (праправнука) было принято называть «немене»(непонятный)
    • потомство «немене» (непонятный) называлось «туажатом» (рождённый быть чужим).
  • «бесікке салу» — укладка новорожденного в люльку
  • «тұсау кесу» — первые шаги ребёнка
    • В юрту, где ребёнок делал свой первый шаг, звали самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные верёвки, опутывающие ножки ребёнка.
  • Атка отыргызу — это посадка на лошадь с передачей в руки плетки и копья
  • Создания родовых кладбищ — кладбища, захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности.[4]

Обряд обрезания

  • Обряд обрезания
    • проводится в 4-5-лет
    • в «юрте»
    • «муллой»
    • после щедро вознаграждается родителями ребёнка
    • потом родители должны сделать «той» (праздник).
    • Гости дарят подарки ребёнку и родителям.

Брак

Основная статья: Брачный обряд у казахов

  • Брак
    • «Адат» — запрещается брак между представителями одного рода до седьмого колена либо живущие на террритории, не разделенной семью реками
      • Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка
    • Девушек выдавали замуж в 13 — 14 лет, сыновей женили в 14 — 15 лет.
      • Бастаңғы — угощение, устраивалось обычно девушкой «на выданье» («бой жеткен қыз») для своих сверстниц, молодых женщин, по случаю отъезда кого-нибудь из старших членов семьи (например, родителей). Угощение сопровождалось различными играми, развлечениями. Участники вечеринки пели песни, читали стихи, разгадывали загадки и т. д.
      • считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков
    • Юноша просил согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
      • законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты
      • часто невеста не знала своего суженого, но их родители были в дружбе.
    • Сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями.
    • Родственники юноши везли кольцо, два платка и два отреза на платье.
    • В доме невесты резали барана и готовили из него сорпу.
    • Родственница жениха надевала на безымянный палец невесты кольцо.
    • За смотрины (Беташар) будущей невесты, с гостей брали выкуп.
    • Обручение — особый день после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку.
      • вечером в комнату, где сидят гости, вводили невесту в сопровождении снохи
      • Сноха жениха надевала на невесту кольцо, ожерелье и серьги
      • Певец играет на «сазе» или «домбре» поет обрядовые песни «той бастар».
      • Танцевать могут все.
      • День свадьбы назначают Аксакалы аула
      • В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки и остаются до утра.
      • Утром для соседей накрывали столы во дворе.
      • Родственники жениха и невесты танцуют и ждут главное угощение — «бесбармак».
      • Невесту вводили во двор дома под пение.
      • Впереди должен был идти один из родственников невесты.
      • Именно родной брат невесты обвязывал пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
      • Невесте давали проститься с родителями и увозили.
      • Невеста всё время праздника должна была находится в отдельной комнате вместе со снохой, до самой брачной ночи.
      • Только на следующее утро невесту с прикрытым лицом выводили в главную комнату.
      • Лицо новобрачной открывали и требовали склонить голову в знак уважения.
      • «Беташар» — особая песня исполняемая хором предназначена для данной ситуации.
      • Снохи держа молодую за руки выводили её во двор, где её с песнями встречал жених с друзьями.

Гостеприимство

  • Гостеприимство[5]
  • Особая традиция заготавливать мясо, желательно конины называлась — «согым».
    • проводится с началом первых зимних холодов
    • одной из особенностей данной традиции является угощение родственников и друзей.
    • разные части лошади подавались в разные дни и имели различное ценностное и ритуальное значение[5]

Южные традиции

Традиции Юга Казахстана заметно отличаются от традиций остального Казахстана[источник не указан 153 дня] сильным влиянием шариата, что не характерно для остального Казахстана. Так как в остальном Казахстане традиционно действовал гораздо более либеральный адат (мягкий вариант исламского права).

Национальные виды спорта

Stamp of Kazakhstan 093.jpg
  • Байга — скачка на расстояние 10 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать».)
  • Аламан-байга — скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
  • Жорга-жарыс — скачки иноходцев
  • Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем
  • Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла)
  • Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка
  • Саис — борьба сидя на лошадях
  • Казакша курес — национальная казахская борьба
  • Тогыз кумалак — девять шариков (настольная игра)
  • Асык [2] — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) [3].
  • Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
  • Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

Отношение к традициям

В Казахстане к традициям относятся очень серьёзно.

  • Традиция оказалось одним из составляющих девиза председательства Казахстана в ОБСЕ (четыре «Т» — «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (прозрачность, открытость) и «толеранс» (терпимость)).[6]
  • На этих же принципах (4T) базируется Доктрина национального единства[7]

11 октября 1997 года Президент страны в послании Казахстан 2030 отметил, что шовинизм и национализм, ещё не полностью забыты. Но русофобия резко пошла на убыль. А процесс возрождения казахских традиций и языка стал восприниматься как естественный.[8][9]

При этом надо заметить, что в Казахстане поддерживаются не только казахские традиции, но и традиции других этносов.

Создана Ассамблея народа Казахстана важнейшей задачей которой является содействие развитию культуры и языков, распространение знаний об истории, традициях, обычаях всех этносов проживающих в Республике Казахстан.[10]

Выступая на втором Гражданском форуме Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев заявил[11]

Мы должны совместно оказывать поддержку языкам и культурным традициям всех народов Казахстана.

Никто не должен быть ущемлен в правах пользоваться родным языком и культурой.

В основе разработки внешнеполитических задач лежат историческая традиция и экономические возможности и играют определённую и важную роль. Эти задачи были поставлены Главой государства как первостепенные и они нашли отражение во внешнеполитической концепции Казахстана.[12]

Казахстанские депутаты защищают казахские традиции делая замечания современным фильмам.[13]

Бекболат Тлеухан (депутат мажилиса парламента), коментируя фильм «Ирония любви», отметил — «Мы должны уважать наших женщин и не показывать их в таком неприглядном виде. Издревле говорили о целомудрии мусульманских женщин. Теперь же все эти нравственные понятия рушатся».

Нуртай Сабильянов (депутат мажилиса парламента), коментируя фильм «Ирония любви», добавил — «…самое плачевное то, что героиня использовала казахского бизнесмена и вышла замуж за представителя другой нации. Здесь есть скрытое завуалированное издевательство над национальным чувством.»

Литература

Исаева Е.Л. Средняя Азия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. — 224 с.: цв. вкл. 16 с. — (Серия «Обычаи народов мира) ISBN 978-5-486-03380-3

Примечания

Самые странные традиции в истории Казахстана

В истории почти любого народа были необычные традиции, которые в наши дни современниками воспринимаются, как из ряда вон выходящие, передает NUR.KZ.

Сегодня представляем вниманию читателей традиции  казахского народа, которые не все могут понять и которые практически неприменимы в наши дни. Данные взяты с сайта Bilu.kz.

Рожать в молодом возрасте побольше детей

Большинство женщин раньше в возрасте от 16 до 30 лет чаще всего рожали достаточное большое количество детей. Отсутствие детей негативно сказывалось на семейном или социальном статусе женщины. А если выяснялось, что она бесплодна, то и вовсе ее положение было низким.

В наши же дни уже большинство женщин предпочитают не спешить с  беременностью. Пришедшая с эмансипацией из западного мира мода на карьеру и свободу привела к тому, что сейчас женщины довольно часто готовы жертвовать семьей ради успешного роста в обществе.

Кормление собак в подоле юбки

Некоторые восточные и северные казахи в прошлом имели такой интересный обычай, как кормить собаку в подоле невесты. Такое действие якобы способствовало ее многодетности: «Невеста будет много рожать, как собака».

При этом на женщине всегда в первую очередь была вина за бездетность в семье. Лишь в случае наличия доказательств мужского бесплодия, женщина имела право потребовать развод. При этом будущий муж должен был уплатить калым несчастному супругу, оказавшемуся бесплодным.

Аузына тукиру

Отношение казахов к батырам, популярным акынам, биям, ораторам и другим выдающимся людям всегда было особенным. Каждый родитель хотел, чтобы его ребенок был похож на знаменитость. Следуя примете, таких людей просили «аузына тукиру», чтобы ребенок перенял их прекрасные, неповторимые черты. Верили, что с капелькой слюны ребенку перейдет ген одаренности, а с ним появится возможность будущих успехов, сообщается на сайте kazembassy.am.

Уй сыныгы

Бывало такое, что у мужа умирали все жены подряд.  Вокруг такого мужчины начинали ходить злые слухи. Поэтому для того, чтобы взять в жены очередную девушку, такой человек должен был помимо калыма заплатить еще и «уй сыныгы». В этот дополнительный калым входили определенное количество скота и какое-либо имущество. То есть родственниками невесты изначально бралась этакая компенсация от будущего мужа.

От басын сабау

В те времена, как и сейчас, в степи случалось всякое. Были и насилие, и посягательство, и преступления. Власть имущий мог отобрать у более слабого скот или другое имущество. Бессильный же человек или вдова приходили в аул обидчиков и мстили следующим образом. Они били палкой его юрту, очаг, разносили пепел по дому и вокруг. Таким образом, человек испытывал чувство удовлетворения.

Ак жол

Этим обрядом степной народ проверял женщину на верность. Согласно поверьям, если супруга перешагнет через раненого человека и тот исцелится, то значит, она все это время хранила верность своему супругу. Если же раненый умирал, то женщину считали изменницей.

Есекке терис мингизу

Эта традиция наказания применялась к преступникам или же неверным женщинам.

Провинившегося садили на осла (или корову) задом наперед, ноги привязывали к животу животного, на шею накидывали черную старую кошму и в таком виде водили по всему аулу, от дома к дому. Люди презрительно плевали провинившемуся в лицо.

Крики и причитания перед смертью

Когда умирал человек, женщины и родственники начинали незадолго до его смерти кричать и причитать. Видимо таким образом они пытались если и не спасти человека от смерти, то хотя бы отсрочить ее.

Первая женщина, заметившая момент смерти, возвещала об этом громким выкриком. Жена и близкие родственницы неистовствовали: рвали на себе волосы, царапали лицо, грудь, выкрикивали бессвязные слова. Вдова умершего издавала нечленораздельные крики, пыталась выбежать из юрты, на месте ее удерживали три-четыре человека. Остальные женщины плакали, поочередно бросались на грудь друг другу и причитали.

Читайте также:

Футболисты «Кайрата» и «Актобе» устроили потасовку во время матча

В Атырау водителя жестоко избили прямо на проезжей части (видео)

Геннадию Головкину предложили сменить имя

Андрей Аршавин намерен побрить налысо казахстанского блогера (видео)

Как выглядит самая яркая и провокационная группа казахстанской эстрады (фото, видео)

Стали известны детали убийства трех братьев в Алматинской области (фото, видео)

Шикарный гол Аршавина принес «Кайрату» победу над «Актобе»

Боксер Василий Левит исполнил суровый рэп

Пожилой мужчина и женщина лихо сплясали на казахстанском тое

Билли Сондерс: Головкин, готов ли ты? Потому что я готов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *