Казахская свадьба традиции – ҚҰДАЛЫҚ. КАК КАЗАХИ ВСТРЕЧАЮТ СВАТОВ? — Природа Казахстана,казахские обычаи и традиции,Астана,Номады,Инвестиции в Казахстане

Содержание

обычаи и традиции у казахов

Казахская свадьба является особенным событием в жизни молодой пары и их родни. Потому родители договаривались о свадьбе задолго до взросления детей и уделяли много внимания подготовке парня в роли мужа и девушки в роли жены.

Казахская свадьба

Весь процесс соединения двух семей, а именно так представляли свадьбу казахи, проводился в течение нескольких дней и состоял из таких этапов:

  • Предварительный сговор и сватовство.
  • Знакомство будущих супругов.
  • Свадьба в доме новобрачной.
  • Праздник в доме мужа.

Каждый из этих этапов имел свои особенности, уникальные казахские свадебные традиции и обычаи, о которых вам расскажет портал Свадебка.ws.

Загрузка...

Предварительный сговор и сватовство

Пару своему ребенку родители выбирали задолго до самой свадьбы, подбирая самую лучшую жену/мужа из числа «хороших» семей. Таковыми считались семьи без наследственных заболеваний, знатные и богатые, с хорошей репутацией и т.п. Причем, искать невесту для сына родители могли еще тогда, когда она не родилась, а была в утробе матери. Также существовал обычай сватовства с колыбели, когда подбирали пару малышам, возраст которых еще не достигал года.

Сватовство

Выбор второй половинки в Казахстане ограничивался жесткими рамками: женщина не должна быть старше своего будущего мужа на 8 лет, а мужчина жену – на 25 лет. Иначе пара не получала разрешение на брак. Искали себе пару чаще всего в своем селе, поближе к дому. Это сейчас регистрация брака с иностранцем является обычным делом, в то время подобные союзы были запрещены.

Кроме предварительного сговора в Казахстане существовал такой интересный обычай, как смотрины, во время которого джигиты (дети знатных родителей) выбирали себе невесту из числа присутствующих. Весь этот процесс сопровождался состязаниями в различных видах искусства, где парни показывали, на что они способны.

Смотрины

Обряд сватовства заканчивался тем, что в дом невесты приходил сват, который окончательно договаривался с отцом невесты о заключении брака, а затем приезжала семья жениха, чтобы договориться о дате свадьбы, количестве калыма и т.п. В знак обоюдного согласия семьи обменивались подарками.

Знакомство будущих супругов

После сватовства и уплаты калыма жених мог тайком навещать невесту. После первой ночи, когда молодые встретились, устраивали гуляния, а молодая дарила жениху свой платок в знак девственности, а его сестрам и братьям – дорогие подарки.

Казахский жених с невестой

Свадьба в доме новобрачной

По казахским традициям сама свадьба начиналась с приезда жениха в дом невесты. Надевался молодой ярко и эффектно, чтобы его сразу могли узнать из толпы джигитов: на голове красовался головной убор с перьями филина, на ногах – сапоги на высоких каблуках, а на плечах – национальный чапан (сейчас казахские женихи ограничиваются только эффектным чапаном). Жених должен был выполнить ряд заданий, как и на старорусской свадьбе. Если же у него что-то не получалось, приходилось платить штраф.

Казахский жених с невестой Казахские молодожены

Созданию красивого образа невесты также придавали особое значение: на ее голову надевали казахский головной убор (саукеле) с уникальным покрывалом (желек) наверх свадебного платья. Эти элементы были самыми дорогими в образе новобрачной! На сборах невесты присутствовало много людей, в том числе сваты, которые проверяли ее приданое.

Казахская невеста
Казахское свадебное платье

Согласно казахским свадебным традициям, приезжая за невестой, жених привозил своеобразный выкуп: скот для пира, дорогие ткани, сахар, фрукты и т.п. Авторитет зятя напрямую зависел от количества привезенного.

На данном этапе торжества устраивали разные соревнования и игры: борьба, скачки, единоборство всадников и т.п. Также пели хоровые песни, поздравляя молодоженов. Многие гости старались заранее подобрать красивые тосты, чтобы оригинально поздравить молодых.

Накануне отъезда невеста с подругой или старшим братом жениха обходила своих родственников, прощаясь с ними, они же в свою очередь преподносили подарки на память, а невеста пела им свадебную песню. Увозили девушку рано на восходе, на прощание она также пела традиционную песню своим родителям и родственникам. По пути к аулу мужа свадебный караван могли встретить жители села, попросив угощений у будущих супругов.

Свадебный караван

Праздник в доме мужа

По старинной традиции на свадьбе у казахов невесту не подвозили прямо к дому жениха, а останавливали караван заранее. Ее встречали молодые девушки и провожали в дом жениха, прикрывая большим платком; там сажали за ширму, т.к. до официального представления невесты никто не должен был видеть ее лица. При этом порог обязательно надо было переступить правой ногой. Во время этого невесту осыпали конфетами и монетами.

Приезд в дом мужа

После того, как все приглашенные гости были в сборе, невесту выводили из-за ширмы, представляя родственникам жениха. Невеста кланялась каждому члену семьи, получая от него подарок.

Представление невесты родственникам жениха

Свекровь подходила к невестке и желала ей счастья и здоровья, а в конце пира – снимала саукеле и надевала ей платок. Это означало, что теперь девушка входит в список замужних женщин.

Встреча со свекровью

На следующий день проводился сам обряд бракосочетания в мечети, где согласно традициям казахской свадьбы молодые пили воду из священной пиалы. После чего брак считался официально заключенным.

Церемония в мечети

Первая брачная ночь у казахов

Перед первой брачной ночью постель супругов застилала сестра мужа, которая с нетерпением ждала утра, ведь у казахов существовал обычай одаривать подарками сноху после соединения тел супругов.

Послесвадебные обычаи

После проведения всех свадебных обрядов родители жениха и невесты устраивали пир для всех снох, а родственники жениха по очереди приглашали в гости невесту, чтобы она быстрее адаптировались в новой семье. А вот дом своих родителей по старинной традиции невеста не могла посещать целый год, жених же на следующий день после окончания многодневной казахской свадьбы приезжал в ее дом для того, чтобы отблагодарить родителей и вручить им подарки. На этом и заканчивалась грандиозная свадьба!

Танец на казахской свадьбе

Казахская свадьба является интересным и колоритным праздником, наполненным уникальными свадебными традициями и обычаями, которые не встретишь на других торжествах. Если вам по душе свадебные обычаи этого уникального народа, смело организовывайте свадьбу в казахском стиле. У вас получится оригинальное и запоминающееся торжество, уверен портал www.svadebka.ws!

Казахская свадьба — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2019; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Той.
Заключение брака в мечети

Казахская свадьба (той, каз. үйлену тойы) — заключительный этап свадебных обрядов у казахов.

Вслед за завершением обряда сватовства кудалык (каз. құдалық) и до заключения официального брака (каз. неке қию) родственники невесты устраивают у себя дома (как в старину) или в кафе/ресторане (в современности) «проводы невесты» (каз. ұзату той) за день или более длительный промежуток времени до свадьбы. Количество гостей со стороны жениха на «провода невесты» обычно не превышает 15—20 человек

[1]. Если невеста была «украдена» (каз. алып қашу), то ұзату той не проводится, и стороны сразу приступают к основному тою[2].

После завершения «проводов невесты» следует первая брачная ночь молодожёнов (каз. ақ неке түні), но в современном Казахстане первая брачная ночь приходится на ночь после окончания основной свадьбы. На супружескую постель стелится белое покрывало неке жаулык (каз. неке жаулық). В прошлом, если оказывалось, что невеста потеряла девственность до свадьбы, жених расторгал брак и забирал заранее заплаченный калым. Иногда, чтобы сберечь калым и сохранить добрые отношения с женихом, родители невесты предлагали ему другую дочь[2].

После «свадьбы невесты» невеста перевозится в дом к жениху, осуществляется торжественная регистрация брака в ЗАГСе, затем проводится церемония знакомства невесты с родственниками мужа (беташар), хотя в наше время этот обряд потерял свой смысл[3]. Вечером того же дня проходят основные торжества по случаю свадьбы. В прошлом свадьба растягивалась на 3-дневные празднества[2], но в современном Казахстане все торжества укладываются в один день. Религиозный обряд бракосочетания (каз. неке қию, см. никах) проводится в мечети в день основной свадьбы[4], тогда как в древности мулла заключал брак в доме родителей невесты до того, как они отправятся в дом жениха[2]. По случаю свадьбы исполняются песни той бастар с целью поздравить родителей жениха и невесты и пожелать благополучия молодожёнам[5].

Существует также «стариковский той» без спиртных напитков, который устраивается в день основной свадьбы для людей пожилого возраста[6].

Если раньше костюмированные представления и шуточные конкурсы устраивались преимущественно на свадьбах казахстанских русских, то со временем казахи переняли эти традиции. Всё больше казахских свадеб проводятся без распития алкогольных напитков (каз. халал той). К современных свадебным традициям можно отнести свадебные кортежи из автомобилей, вешание замков, фотографирование на фоне различных достопримечательностей и красивых мест[7].

  1. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 33.
  2. 1 2 3 4 Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  3. Гобугло М. Н., Остапенко Л. В. Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. — Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, 2005. — С. 25—27.
  4. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 26.
  5. ↑ Той бастар // Қазақ мәдениеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алма-Ата: Аруна Ltd., 2005. — С. 587. — 656 с. — ISBN 9965-26-095-8.
  6. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Этнографическое обозрение, Выпуски 1-3. — Наука, 2008. — С. 90.
  7. МАрия Коржева. Ах, эта свадьба… // Актюбинский вестник. — 22 сентября 2011. (недоступная ссылка)

Казахская свадьба. Традиции и обычаи казахского народа — Портал «Свадебный вальс»

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. 


Кыз айттыру

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достоянным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами.


Существуют различные виды «кыз айттыру». Если дети (мальчик или девочка) маленькие, или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит они очень хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других – девочка, договариваются стать сватами (атастыру). Вышеназванное сватанье называется «бел куда» (до рождения детей). Ну, а если сватают детей с колыбели – «бесик куда» (бесик — колыбель). Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата; их так и называют «карсы куда» — «взаимный сват». Люди, продолжившие свое сватовство, то есть ставшие дважды сватами, называют «суйек жангырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после «куда тусу» (сватовства).


Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина – старше женщины на 25 лет. На неравный брак разрешение не дается.


«Кыз айттыру» служит своеобразной основой крепкой и примерной семьи.


Кыз кору

Смотрины. «Кыз кору» иногда называли и «кыз тандау». По обычаю дети знаменитых родителей или просто искусные жигиты устраивали смотрины девушек для женитьбы. Прослышав, что в дальнем ауле есть хорошая, красива девушка на выданье, жигиты со своими друзьями отправлялись выбирать суженую. Казахская народная пословица «кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди» — «Как нет запрета пить кумыс, так и на девушек смотреть» открывает все дороги для жигитов.


Таким жигитам не было запрета на смотрины девушек. Их старались встретить с почетом. Гордые, свободолюбивые девушки аула выражали свою волю словами «кыз коретин жигитти биз корелик» — «такие смотрины и мы хотим устроить» и начинали состязания в разных видах искусства. Они смотрели на жигитов оценивающе и высказывали свое мнение открыто. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов. Выбор оставался за влюбленными.


Но не всегда молодым людям разрешалось выбирать себе пару. Это могли делать лишь дети влиятельных людей или прославленных жигиты.


Шеге шапан

 «Шеге шапан» — особый подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны жигита – это «каргыбау» (буквально каргы – уздечка, бау — поводья), на деле скакун или иноходец. А отец девушки на плечи доверенному посланцу жениха (жаушы) накидывает праздничны шапан – «шеге шапан» (шеге гвоздь). Увидев на жаушы новый чапан встречающие осыпают его «шашу» — конфетами, сладостями и денежками.


Куда тусу


Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.


Отец юноши с близкими родственниками едут (иногда и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название «куда тусер».


Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того, как отец дает «добро», обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. самого главного представителя сватов называют «бас куда» (бас – главный), отцов жениха и невесты – бауыздау куда, т.е. самыми близкими.


Бас куда (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы. Она будет звать его «агаеке» (дядя), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его.


«Куда тусу» — самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит.


Бата аяк

Окончательный договор между сватами. Получив согласие стать сватом, отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает срок свадьбы,  количество калыма, каде-жора (подарок). Эта часть сватовства называется «бата аяк», а в некоторых местах – «сырга тагар» или «баталасу». Есть два вида бата.


Кесимди бата – окончательное решение – конкретно назначают дату проведения свадьбы, объем затрат, количество скота.


Кесимсиз бата – точное количество скота объем затрат не обсуждается, а определяются позднее, с учетом обстоятельств и времени.


Между состоятельными, знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: «бак жаксы» — верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, ценная вещь либо слиток золота или серебра; «орта жаксы» — лучший верблюд или лошадь, «аяк жаксы» — лошадь, корова, баран и т.п.


Куда тартар

Как было отмечено, традиций и обычаев, касающихся сватовства, очень много. Во время увеселений  встречается порой интересный обычай, называемый «куда тартар» (букв. Теребить сватов). Заключается он в том, что аульные женщины (среди них могут быть и молодые парни) устраивают различные проделки над сватами. Когда сваты после угощения наслаждаются беседой, женщины вбегают и требуют «куда тартар», бросаются на сватов и начинает проделывать с ними разные каверзы: сажают задом наперед на быка и возят по аулу или же укладывают на большой ковер и, ухватившись за края, подбрасывают вверх, бывает и так: ноги свата связывают арканом, другой конец аркана забрасывают через шанырак, и поднимают свата вверх ногами, и при этом теребят; или же его одежду незаметно пришивают к кошме, и, когда сват встает, кошма тянется за ним; тащат обливать водой или же наряжают в женское платье. Сваты должны откупаться от женщин небольшими подарками, но в свою очередь могут позволять себе разные вольности по отношению к женщинам. Сваты не должны обижаться. Таким образом свадебный обряд превращается в веселое и удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставляются изобретательность и изворотливость как одной, так и другой стороны, которым вскоре волею судеб предстоит стать родственниками. 


Калын мал


Калым. После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал», который выплачивается в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между крупными баями он составлял от 200-500 до тысячи лошадей.


Помимо этого, учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли-тири), «каде» со стороны жениха и множество других даров по обычаю. В годы советской власти как могли чернили эти традиции и обычаи, говоря, что девушек меняют на скот. А ведь приданое (жасау) девушки обычно не уступало по своим размерам калыму.


Объем калыма зависит от состоятельности сватов. Если калым состоит из 10 голов рогатого скота, он называется «донгелек калын», то есть «округленный калым», если мелкая живность заменяется на 1-2 лошадей – «балама калын» — «замененный калым». Если вместо умершей невесты жених женится на балдыз (сестре невесты), он платит «27» «олкы калын», что означает столько же рогатого скота дополнительно.


В процедуре уплаты калыма есть свои нерушимые правила. Одна лошадь вручается конюхам, что называется «курыкбау», один баран отдается чабану – «косакбау». При благословении также вручается скот – «келин тили» (язык невестки). «Келин тили» платиться за здоровье дочери по поверью, если «келин тили» не сделать, то будущая сноха может потерять дар речи.


Балдыз калын

Калым за сестру невесту. Если невеста, не успев выйти замуж, преждевременно умирает, а калым выплачен (обычно его выплачивают заранее), жених может взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то половина уплаченного калыма возвращается. Если же он ходил к невесте на свидания, а после ее смерти женится на ее сестре (балдыз), то жених обязан уплатить за дополнительный калым, называемый «балдыз калын». Если жених не навещал невесту, то «балдыз калын» не платится.


Киим тигу

 Прибывшие сваты и свахи не должны ложиться спать, пока не отведают угощения, приготовленного к их приезду. Если кто-то из прибывших, не выдержав, засыпает, то одежду уснувшего свата тут же пришивают к подушке, к одеялу, ковру, кошме и т.п., за что заснувший должен уплатить штраф (айып). Сваты проходят все испытания на выдержку.


Киит

Перед отъездом сватов отец девушки наделяет их по традиции «киитами» — подарками. Самый ценный «киит» получает отец жениха, даже в том случае, если его нет в числе сватов. Другие сваты получают «киит» по степени родства. В зажиточных семьях «киит» отцу жениха – это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь; соответственно одаривались и другие сваты. Приехавшие со стороны невесты сваты тоже в свою очередь, получают «киит», однако он несколько меньше, чем «киит» представителям отца невесты, что обуславливается необходимостью выплаты доли калыма.


В наше время «калын мал» не платится, но обычай давать «киит» и прочие традиции сватовства сохранились.


Куйрык-бауыр

 «Куйрык-бауыр» — обрядовое угощение из печени и курдючного сала. Это ритуальное блюдо подтверждает факт сватовства и принимается в случае споров как вещественное доказательство состоявшегося сватовства. Оно налагает на родителей сторон известные обстоятельства. После этого обряда уже нельзя отступать, в противном случае виновная сторона платит «неустойку» и возвращает полученный калым.


«Куйрык-бауыр» — залог верности и нерушимости договора.


Оли-тири

После договора о свадьбе сватам со стороны жениха во главе со сведущим человеком отправляют по традициям подарок «оли-тири». Это символ признательности не только живым. После этого подарка жених может тайком навещать невесту (урын келу).


Кынаменде

«Кынамедне, урын келу» — визит жениха. После сватовства и уплаты калыма жених в первый раз едет навестить свою невесту. Это торжественное посещение называется «кынаменде» или «урын келу». В Восточно-Казахстанской области «кынаменде» отмечают после того, как становится очевидным, что честь девушки не запятнана. На следующий день устраивается всеобщее веселье с песнями и танцами. «Кынаменде» называют в разных местах по-разному – «урын келу», «калындык ойнау».


«Кынаменде» для молодежи и женге – той. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках, со своей свитой торжественно прибывает в аул невесты. Называется этот обычай «есик кору» (букв. есик – дверь, кору — смотреть) или «урын келу» (смысл – тайный приход). Чтобы навестить невесту, сторона жениха выполняет ряд положенных обычаев. К примеру, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, приносят «ентикпе», а при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты – «балдыз коримдик». После «урын той» жениха и его друзей торжественно провожают, вручив подарки.


До «кынаменде» жених не имеет права посещать дом или аул просватанной девушки. В противном случае братья девушки за нарушение этой традиции наказывали жениха. Традиции и обычаи всегда требуют соблюдения приличия и установленного порядка.


Кыз кашар

«Кыз кашар» — знакомство невесты с женихом. Первый приезд к невесте называется «урын келу». Эти обряды происходят в тот же день, что и «урын той». Однако относительно девушки обряд называется «кыз кашар». Для молодежи этот день – радостный, веселый той, где оживленно снуют молодые женге. С жениха берут «кол устатар», «шаш сипатар», «кыз кушактар», «арка жатар» и пр. подарки. Это день встречи двух молодых. Девушка дарит жигиту свой платок – знак девственности и дает подарки для его братьев и сестер.


Если уговор сватов нарушается после «урын», это имеет очень  серьезные последствия. Если жених без причины отказывается от девушки, то уплаченный калым не возвращается, и он еще платит штраф. Если же договор нарушается со стороны невесты, то калым полностью возвращается и также платится штраф.


Саукеле кигизу

«Саукеле кигизу» (букв.саукеле – головной убор невесты, кигизу – одевать). У казахского народа есть много традиций и обычаев. Традиция «саукеле кигизу» занимает особое место. «Саукеле» не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служит символом начала новой жизни. Это память о прежней беззаботной жизни девушки. «Саукеле кигизу» — особо торжественный обряд для невесты. На обряд приглашают сватов и свах. Их осыпают «шашу». Дают бата (благословение). «Байгазы» (выкуп) за «саукеле» бывает значительным. В «саукеле» невеста смотрится особенной нарядной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть «саукеле» на невесте. За «погляд»дают соответствующий «коримдик» (подарок). Создание нового очага, невеста в «саукеле», игра, смех – все это предзнаменование новой жизни.


Нескольк о слов о «саукеле». «Саукеле» является не только головным убором невесты, но и произведением искусства. Его расшивают рубинами, жемчугом, кораллами или другими драгоценными камнями, которые подчеркивают его богатство. Шьют «саукеле» из дорогого бархата или велюра, вышивают мелким бисером, отделывают бахромой, орнаменты составляют из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок. Верх «саукеле» неизменно венчает «укы» (пушистый пучок из перьев филина). Края украшают мехом норки, собыля или лисицы. Красота такого убора пленяет взор, является украшением невесты и демонстрирует состоятельность сватов.


Куйеу киими

Куйеу киими – одежда жениха. Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки могли безошибочно его определить. По обычаю одежда жениха отличается от одежды жигитов, сопровождающих его. На головной убор «борик» он прикрепляет «укы» (перья филина), сапоги одевает на высоких каблуках, на плечи накидывает красный чапан. Жених надвигает «борик» на глаза и ведет себя очень скромно, всем своим видом показывая почтительность, а в противном случае ему придется платить штраф, или его поднимут на смех. Оказавшись в таком виде среди женщин, жених терпеливо переносит их насмешки и колкости. Конь жениха превращается в объект забавы для детей – они вдоволь могут на нем покататься. Это традиция аула.


Той малы

Скот для свадьбы. Жених, приезжая за невестой, приводит «той малы», то есть скот для свадьбы. Его режут для пира на этой свадьбе. В зависимости от состоятельности сваты приводят на «той малы» несколько лошадей, коров или баранов. А также привозят дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай и т.п. авторитет зятя в будущем может зависеть от количества и качества подарков «той малы». Если они не соответствуют богатств

Казахская свадьба — обряды, традиции и обычаи

Флаг и герб Казахстана

 

Казахстан – страна, где люди чтят и гордятся традициями, которые завещали им предки. Одними из самых ярких и запоминающихся событий является казахская свадьба. Некоторые элементы традиций сегодняшних казахов позабыты, но большая часть обычаев с точностью выполняется и в наше время.

В тему статьи: особенности мусульманской свадьбы

Казахская свадьба вообще очень серьезная тема в семье казахов, поэтому отец и мать подбирают будущую супругу сыну еще до совершеннолетия. Девушка должна иметь хорошую наследственность, выходить с достойной и уважаемой семьи. Еще молодые не могут находиться в родственных узах до седьмого колена. Запрещалось создавать семьи с неравными по возрасту супругами, так мужчины не могут быть старше любимой больше чем на 25 лет, женщинам позволялось быть старше максимум на 8 лет от своих избранных. Если девушка подходила, и все стороны были согласны в будущей помолвке, то родители договаривались о встрече, чтобы обсудить будущее своих детей.

Содержание статьи

Кыз узату

Кыз узату – важная традиционная составная казахской свадьбы. Выполняя обычай кыз узату сваты в нечетном количестве человек приезжали за будущей супругой. Среди них «бас куда» — самый важный сват, кудалар и товарищ жениха. Действие сопровождается песнями и танцами, преподносились дары. Тут же родственники будущей невесты зазывали сватов к себе в гости.

На следующий день утром, в соответствии с обычаем кыз узату, девушка отправлялась со сватами в путь на рассвете. Во время отбывания она прощалась со всеми национальной песней. Молодые исполняли песни – «аушадияр» «жар-жар». После чего возлюбленная с матерью и младшими братьями и сестрами размещались в повозке. Избраннице нельзя поворачиваться назад, спереди ехали сваты. Замыкали весь этот караван разодетые парни с шутками и весельем. Невесту в аул к жениху везли торжественно, люди, выходившие из аулов, мимо которых проезжала невеста могли попросить подарок, это еще один обычай, который называется туемурындык. Сыновья почетных и высокопоставленных людей, в народе называемые джигиты, отправлялись на смотрины в соседние деревни, приглашая с собой своих друзей. Такие молодые люди считались почетными гостями в любой из деревень. Очень жаль, что на сегодняшний день традиция практически утрачена, молодые люди сами распоряжаются в своих делах сердечных.

приданное для невесты у казахов список

Сватовство

У многих народов существует такой предсвадебный обряд как сватовство, не являются исключением и казахи. В роли сватов выступает отец избранника и его родственники. Семья будущей супруги заранее предупреждена о визите сватов и обязуется предоставить угощения гостям, конечно если жених и вся его свита достойны этого. Когда сваты приезжают к дому, они должны заплатить за вход, потому как женщины из семьи невесты по обычаю устанавливают аркан. Оплата обычно производится деньгами и отрезами дорогой ткани. За дружественной и теплой беседой разговор ведется на всяческие темы, не затрагивающие напрямую обсуждение грядущего торжества. И только когда эта дружественная трапеза идет к завершению, сваты начинают обсуждение своего главного вопроса, для которого они приехали.

В обсуждении всех тонкостей свадьбы принимают участие все старшие сваты, здесь оговаривается размер калыма. В конце обсуждения проводится древний обычай «шашу», в котором родственники жениха осыпаются печеньем, конфетами, монетами, также сваты могут подвергнуться всяческим испытаниям, принять участие в юмористическом представлении. Существует еще старинная казахская пословица – «женятся на сто лет, сватаются на тысячелетие». Сваты со стороны жениха, когда приезжают сватать невесту обязаны иметь при себе мешочек, украшенный лентами и монетами со всякими подарками: конфетами, печеньем, отрезы тканей, сухофрукты и т.д. Такой мешочек имеет название – «коржун». Когда жених и его родственники уезжают домой они тоже получают ответные подарки от сватов, самый ценный дар вручается отцу жениха.

Показ невесты

Невеста может показать себя сватам только после того, как обе стороны будущей семьи перезнакомятся друг с другом и обговорят все важные детали свадьбы и колым. Перед тем как невеста покажет себя всем членам семейства жениха, они должны будут внести плату за такие смотрины, которая на казахском звучит – «коримдик». Только после уплаты «коримдик» невеста показывает себя будущим родственникам. Следом за этим идет еще один обряд, который установит окончательно за девушкой статус невесты. Родственники жениха надевают на нее серьги, эту роль обычно исполняет мать жениха. Сваты также вручают подарки остальным членам семьи невесты, в основном это драгоценности – кольца, колье, броши и др.

Колын мал

После сватовства и показов следует еще одна довольна известная традиция. По ее условиям родители жениха должны уплатить колын мал за невесту. Платится он преимущественно скотом, количество платы зависит от достатка сватающихся. Колым в 5-6 голов скота платили бедные сваты, в то время как богатые могли платить от 300 до 1 тысячи голов скота за невесту. К нашему времени традиция изменила вид, сейчас родители невесты должны обеспечить молодых посудой, постельными принадлежностями, коврами и т.д.

подача заявления в загс в казахстане

Родители жениха заботятся о том, чтобы в жилище молодых появилась новая мебель. Бывает и такое, что жених во время этих до свадебных обрядов принимает решения вдруг отказаться от брака с девушкой, тогда на возврат колыма ему рассчитывать не придется. Родители обманутой девушки могут даже потребовать уплатить штраф у ветреного парня и его родственников. По-другому сложиться ситуация, если от брака откажется невеста, в этом случае ее родители обязуются сполна вернуть прежде уплаченный выкуп, а также уплатить штраф для компенсации договора.

Наряды молодоженов

На казахской свадьбе по обычаю невеста должна быть наряжена в красное платье. Но современная девушка может облачаться и в белое. Сверху свадебных платьев, обычно с длинным рукавом, надеваются расшитые узорами разноцветные жилеты. Важным элементом в свадебном наряде невесты является головной убор – «саукеле». По традиции это рукоделие очень тонкой работы, из дорогих тканей, бархата или велюра, украшенное рубинами и жемчугом. Также декорируют такой головной убор бисером и монетами, сверху головного убора прикрепляется хохолок из пучка перьев филина, по краям пришивается мех лисиц, норки и др. Такой головной убор демонстрирует гостям богатство и достаток семьи невесты. «Саукеле» — может полюбоваться поближе любой из гостей, за небольшой подарок, преподнесенный невесте. Костюм жениха также должен быть на высоте. Традиционно наряд жениха должен превосходить по цене любой костюм гостя. Жених должен выделяться из толпы своим нарядом, а его головной убор с пучком перьев филина на верхней части головного убора ему в этом отлично помогает.

Свадебная церемония

Дату свадебной церемонии стараются назначить на конец лета, выбор этого периода обуславливается спелостью многих фруктов. «Неке кияр» — это самый важный обряд. Для этого приглашается 2 свидетеля и мулла, перед ним ставиться чаша (пиала) с водой и монетами на дне покрытая тканью, в воду добавляют соль и сахар — это защищает молодоженов от измен и приносит счастье в семью.

Муллу окружают все родственники и близкие, которые явились на церемонию. Он читает молитву 3 раза и после каждого раза молодые должны отпить из пиалы в одном месте, затем пиала передается по кругу и каждый пьет и берет из нее чайной ложкой монеты. Будущие муж и жена при всех подтверждают свое намерение войти в брак. Свидетели присутствуют для того, чтобы подавать пиалу присутствующим. По законам шариата беременная казахская девушка не может войти в брак, следует перенести дату и дождаться выхода на свет малыша. В наше время с этим почти никто не считается, особенно если девушка находится на первых месяцах беременности.

Церемония прощания

Вступившая в брак девушка торжественно прощается с отчим домом, обряд называется – «коштасу». Эту традицию казахи продолжают чтить по сей день, девушка обязана сказать слова прощания всем близким родственникам. В этот момент она начинает петь обрядную песню, в которой выражает сожаления о том, что покидает родной дом, в то время как ее братья и сестры могут продолжать жить в доме родителей. После этого невесте нельзя будет возвратиться в родной дом еще 1 год, чтобы максимально быстро привыкнуть к новому, при этом не воспрещается, видится со всеми родными.

Казахские свадебные традиции.

Казахские свадебные традиции

Казахи это народ, который издревле твердо чтят и помнят своих предков, национальное наследие, традиции и обычаи. На сегодняшний день народ сохранил свое благородное наследие, и учат этому будущее поколение. Конечно, традиции, которые сохранились до наших дней, немного изменились, но не полностью, а с уклоном в современный мир. Но смысл и значение сохранились. Один из видов традиции, свадебные обряды.

Құда түсү (сватовство) — свадебный обряд. Родители парня, который решил жениться, и его родственники приходят домой к девушке, конечно с предупреждением. Их встречают семья девушки, накрыв богатый дастархан с разными национальными вкусностями. Чтобы войти в дом, исполняется также небольшая традиция, передергивание каната (арқан тарту), бабушки угощают гостей конфетами и делают шашу. Гости же в свою очередь, не приходят с пустыми руками, приносят с собой гостинцы и дары (қоржын). Итак, во время праздничной трапезы стороны беседуют, узнают друг друга лучше и проявив желание породниться, просят руки девушки.

Калым (қалың мал) — является одной из сохранившихся традиций. После церемонии сватовства семья жениха платит стороне девушки большую сумму денег, за их дочь. Раньше калым был предоставлен в виде поголовья лошадей, в зависимости от состояния девушки, сегодня количество калыма определяется в финансовом отношении. Размер корректируется в зависимости от обстоятельств обеих сторон. Однако в некоторых регионах Казахстана калым, самый ценный подарок получает отец невесты, за силу отцовства, маме невесты выплачивается «ана сүтінің ақысы» (крупную сумму денег или дорогое золотое украшение). Считалось, что это помощь для семьи невесты, в подготовке к свадьбе. Сегодня известно, что в приданное девушки кроме мебели для спальни, предоставляется мебель и предметы обустройства для всего дома.

Назначение дня свадьбы — эту традицию также можно считать древней. Потому что день свадьбы издревле определялся с соглашением обеих сторон. Сегодня эта традиция ожидает, чтобы были благоприятные погодные условия, многие в основном ждут начало летнего сезона и завершение священного месяца Рамадан. Главным вопросом на сегодняшний день является выбор банкетного зала. Во время свадебного сезона будет очень трудно найти подходящий вам банкетный зал. Поэтому лучше всего начать свой выбор банкетного зала за несколько месяцев вперёд. Тем не менее, вы можете сделать свой выбор, оставаясь дома с помощью веб-сайта TOiBiZNES.kz.

Выбор платья для невесты и наряда для жениха требует специальной подготовки. С этой точки зрения казахский народ также подчеркнул важность свадебного платья. Невеста обязана надевать платье и саукеле красного цвета в национальном стиле, а жених обязывался надевать шапан и национальный головной убор. Сегодня же для невест нет никаких ограничений. В свадебных ателье и салонах есть большой выбор платьев, и в наши дни вновь обретают популярность платья в национальном стиле.

Следующий этап праздника – проводы невесты (қыз ұзату). Данная традиция фактически считается началом свадьбы. Празднование семьи и родственников девушки будет полна радости. Девушка, делясь с семьей своей приятной новостью, готовиться стать хозяйкой нового очага, прощается с близкими и теперь её задача осчастливить семью мужа и принести в их дом радость. Родители, благословляя свою дочь, провожают ее в новый дом.

Торжественный обряд встреча невесты, именуется келін түсіру. Родители жениха, приглашая всех родных и близких, устраивают пышный той, чтобы вместе со всеми разделить свою радость. В первую очередь, священнослужитель соединяет их узами брака перед Всевышним, по шариату. Сегодня обряд бракосочетания проводят до свадьбы. Приведя невесту к себе домой, родители устраивают обряд беташар, после чего она приветствует всех близких и родных своего мужа. Чтобы увидеть лицо невесты приехавшие гости, соседи и родственники, приносят подарки. Сегодня эта традиция проходит в ресторане на свадебном приеме. Традиции наших предков заслуживают особого уважения. И нашим долгом является чтить их и возвышать!

 

Копирование и использование материала приветствуется при указании активной гиперссылки toibiznes.kz

Казахская свадьба: обычаи и традиции

Отношения 6 мая 2016

Казахстан – государство, в котором испокон веков принято чтить традиции предков. Подчиняется им и казахская свадьба, которая проводится по давно устоявшемуся сценарию. Разумеется, некоторые свадебные обычаи казахов перестали вписываться в современную жизнь, однако многие красивые традиции остались неизменными. Что же они собой представляют?

Казахская свадьба: смотрины

В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.

Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами – «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.

Сватовство

Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других близких родственников жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина семьи традиционно протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.

Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Показ невесты

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.

Калым

Выкуп за невесту – то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.

Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Наряд невесты

Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.

Головной убор невесты, носящий название «саукеле», — элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.

«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.

Наряд жениха

Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. Костюм жениха согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».

В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.

Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.

Выбор дня свадьбы

Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и зимой свадьбы играют реже.

Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.

Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.

Проводы невесты

Проводы девушки («кыз узату») – красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.

Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Свадебная церемония

«Неке кияр» — обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.

Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Церемония прощания

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» — важная часть такого события, как казахская свадьба, обычаи и традиции которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.

Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

В доме жениха

Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.

На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.

Обряд открывания лица

Торжественный выход невесты – следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их пожелания здоровья и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.

Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.

Интересные факты

Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.

Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.

Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото – в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.


Источник: fb.ru

Казахская свадьба: платья, традиции, обряды

Казахская свадьба – момент волнующий и оттого требующий заблаговременной подготовки. Потому что женитьба молодого мужчины всегда волновала не только его родителей, но и других родственников. Будущую невестку выбирают все семьей, зачастую даже раньше, чем отпрыск законодательно получит возможность жениться. Ищут не только умную и красивую девушку, обязательно оценивают ее семью, по благосостоянию и реноме. В том случае, если на семейном совете кандидатура невесты была одобрена – сваты едут в гости к ее родителям, чтобы поговорить о возможном браке и договориться о мелочах.

Традиции сватовства: историческое достояние и традиционность казахских обрядов

Существует несколько разновидностей казахского сватовства «кыз айттыру». Иногда решение о будущем бракосочетании принимают родители детей, которые еще даже не родились. Такие договорные браки свидетельствуют о давней дружбе семей и их хороших взаимоотношениях. Сватанье до рождения носит название «бел куда». Если дети уже родились и их сватают прям с колыбели, то это традиция «бесик куда». Часто бывает так, что люди, выдавшие замуж свою дочь за сына сватов, женят и своего сына на дочери сватов. Это двойное сватовство принято называть «карсы куда». Когда женятся уже взрослые дети, осознанно выбирая себе пару – сватовство «куда тусу» носит больше формальный, нежели обрядовый характер.

Традиции казахской свадьбы запрещают браки между женщинами и мужчинами, которые представляют один род. Родственные связи в казахской семье учитывают вплоть до седьмого предка. Так же у казахов запрещены неравные браки – жених может быть женщины только на 25 лет, а невеста может быть старше мужчины всего на 8 лет. Если возраст брачующихся выходит за эти рамки – разрешение на брак попросту не выдается.

Договорное «кыз айттыру», в условиях казахского жизненного уклада, это своеобразная гарантия счастливой и образцовой семьи.

Церемониальные смотрины у казахов называются «кыз кору». Этот обычай предусматривает возможность выбора невесты одним мужчиной среди нескольких претенденток. Особенно этот ритуал практикуется в зажиточных и богатых семьях. На специфическом «кастинге» девушек принято встречать почтительно. Те девушки, которые добровольно соглашались на участие, должны были выразить свое согласие и устроить между собой соревнования, состязаясь в различных искусствах. В тоже время, в ходе смотрин девушки тоже имели шанс по достоинству оценить будущих женихов. Если во время встречи молодые люди понимали, что понравились друг другу – мужчина посылал сватов в дом к избраннице. Но не всем разрешалось выбрать себе пару по своему вкусу, такую привилегию имели только дети из влиятельных семейств.

Современное сватовство у казахов уже не столь категорично, все же современность накладывает свой отпечаток. Договорные браки и «базарный» выбор невест уходят в прошлое, уступая место настоящей любви.

Сватовство по казахским обычаям подразумевает обмен подарками в знак уважения одной семьи к другой. Называется такой подарок «шеге шапан». После обоюдного договора и уточнения нюансов бракосочетания, сваты преподносят его будущим родственникам. Со стороны родителей парня – это «каргыбау», который может выражаться во всем, что связано с лошадьми, от уздечки и поводьев, до породистого скакуна. Отец невесты накидывает торжественный шапан на плечи доверенному лицу, представляющему самого жениха. Когда посланец возвращается в дом жениха в новом шапане – встречающие благодарят его и осыпают деньгами и сладостями.

«Куда тусу», незыблемое и обязательное сватовство у казахов. Традиция настолько древняя, что нынешние свадьбы просто не могут быть проведены без предварительных мероприятий. Когда решение о женитьбе принято двумя взрослыми молодыми людьми, то ритуал сватанья происходит немного иначе, чем при договорном браке. Отец жениха и его самые близкие родственники едут в дом к девушке. То, что происходит во время таких посещений – весьма интересно, а действия людей многоступенчаты и ритуально обоснованы. Приезд сватов со стороны юноши называется «куда тусер». Отец невесты приглашает на этот день в гости все свое многочисленное семейство. Сватов принимают с помпой и торжественностью, и после официального согласия на начало церемонии – обмениваются подарками и приветствиями. Самый главный сват «бас куда», а отцы будущих молодоженов «бауыздау куда».

Предсвадебная подготовка: приданое, смотрины и калым

Свадебные обряды у казахов предписывают «бас куда» опекать невесту как до, так после свадьбы. Теперь она будет обращаться к нему не иначе как «агаеке», а он, в свою очередь, отныне обязан проявлять постоянную заботу об этой девушке. Уже будучи женой, молодая всегда будет почитать и уважать главного свата. «Куда тусу» — самая высокочтимая, особая и значительная традиция, несущая в своем обряде национальный казахский колорит.

Подготовка к свадьбе у казахов начинается с «бата аяк», окончательного соглашения между двумя делегациями сватов. Получив приглашение, отец молодожена едет в дом девушки и уточняет с ее родителями дату торжества, размер калыма и свадебный подарок «каде жора». В современном обряде существует два типа «бата яак»:

  • Бата кесимиз – точное количество калымного добра и полный объем затрат на свадьбу не подсчитуются. Они будут определены позже, с учетом всех текущих обстоятельств.
  • Бата кесимиди – окончательный договор, по которому принимается решение о точной дате бракосочетания, количеству калыма и затратам не проведение торжества.

В качестве выкупа на казахской свадьбе могут быть предоставлены различные дары: «бак жаксы» — золотые или серебряные слитки, верблюдицы и кобылы с потомством; «орта жаксы» — лучшие представители племенного поголовья; «аяк жаксы» — баран, корова, лошадь и прочий скот.

Свадебный обряд у казахов включает в себя еще один обычай, который касается сватовства. Во время дружеского обеда между семьями молодые женщины селения могу устраивать сватам различные козни, как-то подкидывание на ковре, поднятие вверх тормашками за ногу, обливание водой из колодца, пришивание частей одежды свата к кошме и другие каверзы. По традиции сваты должны откупиться от этих девушек небольшими подношениями, но могу и отказать. Обижаться на проделки нельзя, в противном случае сторона невесты будет обижена. Таким образом сватовство превращается в веселое ролевое мероприятие.

Приданое невесты у казахов не уступает по своему объему и разнообразию наполнения калыму, выплаченному женихом. То есть, материальная ценность калыма и приданного должна быть примерно одинаковой. Это делается для того, чтоб девушка, вошедшая в чужой дом, не чувствовала себя в нем ущемленной или обделенной. А муж и его родственники не могли бы упрекнуть невестку или ее семью в бедности.

После того, как смотрины невесты перед свадьбой окончены, сваты покидают ее дом. Отец невесты дарит им напутственные «кииты», причем самый ценный из них должен предназначаться отцу жениха, в независимости от того, был ли он в числе приезжавших. Со своей стороны, родственники жениха так же одаривают посетивших их сватов со стороны невесты «киитами», но эти подарки имеют меньшую материальную ценность, так как существует еще и необходимость уплаты калыма.

Что бы провести казахскую свадьбу в России необязательно выплачивать «калын мал», но обычай дарить «кииты» нерушим. Да и все остальные традиционные характеристики национального торжества сохранились. Вплоть до приготовления ритуального угощения из курдючного сала и печени – «куйрык бауыр». Именно его совместное поедание свидетельствует о принятии договоренности и налагает на обе стороны особые обязательства. После такого застолья пути назад уже нет, в противном случае – отступивших ждет общественное порицание и выплата неустойки.

Свадебный антураж и обряд прощания с родными

Свадебная одежда у казахов является важным декоративным элементом торжества. А «саукеле», традиционно главный атрибут костюма невесты. Это самый дорогой элемент праздничного убранства, который символизирует начало новой жизни. На обряд одевания под названием «саукеле кигизу» приглашаются сваты, которые должны дать сове благословение будущей жене. Этот головной убор может быть украшен рубинами, кораллами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями. Шьется «саукеле» из очень дорогих тканей, расшивается бисером ручной работы, бахромой, золотыми или серебряными монетами. Дополняет образ невесты красивое платье, сложного кроя, декорированное отделкой.

«Куйеу киими» — наряд жениха, он обязательно должен быть украшен казахскими свадебными узорами.  Будущий муж выглядит торжественно и величаво, чтоб окружающие смогли безошибочно определить кто главный на этом празднике. По давно заведенному обычаю – одежда жениха должна радикально отличаться от сопровождающих его мужчин. На головной убор прикрепляются перья филина, одеваются сапоги на высоком каблуке и красный чапан. В обязанности дружка на казахской свадьбе входит словесный спор с теми, кто пытается нарочито высмеять пестрый наряд жениха.

Девушка непосредственно перед замужеством в сопровождении женге обходит по кругу своих близких и родственников, как бы прощаясь с ними. Дружка на казахской свадьбе играет далеко не последнюю роль, ведь именно она сопровождает невесту во время всего торжества. Принимая вместе с ней поздравления и отвечая на колкости и замечания в адрес новобрачной.

Казахский обряд кыз узату заключается в символических проводах девушки.  В этот день в ее семье принято грустить и радоваться одновременно. Сваты небольшой группой в 5-7 мужчин приезжают, чтобы забрать невесту. Обычно это происходит вечером, и как только они переступили порог дома – начинаются веселье, танцы, песнопения и гуляния. Танец на казахской свадьбе имеет большое значение, невеста и ее подружки выражают через движение все свое сожаление о прощании с отчим домом, и надежу на лучшую жизнь в семье мужа.

На ранней заре девушку отправляют из дому вместе с прибывшей делегацией. Сватам вручаются «подарки провожатых». Согласно приметам казахской свадьбы – чем яснее и ярче утро, тем полноценнее и счастливее будет жизнь молодой жены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *