Какими могут быть свадьбы? Название свадеб по годам
Свадебная церемония – это вне сомнения одно из самых приятных самых волнующих событий во всей нашей жизни, это событие волшебное и никогда незабываемое, событие прекрасное и необычайно романтическое.… Да и иначе собственно быть не может, поскольку два любящих сердца именно в эти дни приходят к тому, чтобы объединиться в единое целое, а значит все предстоящие паре радости, надежды, повседневные заботы или мгновенья счастья молодожены муж и жена теперь станут делить пополам. Свадебные церемонии проходят максимально пышно и шумно празднуются практически всегда, более того празднование это считается традиционным практически для всех народов в мире. Шампанское рекой, похищение невесты, а так же последующий её выкуп женихом, весёлые крики гостей: «Горько!», – буквально всё это знакомо и приятно каждому из нас. Можно сказать, что все вышеперечисленное давно уже стало неотъемлемыми атрибутами каждой из новых свадеб.Тем не мене далеко не каждый из нас точно знает, что свадьбы могут быть не только новыми. Ведь день создания своего семейного союза пара вполне может отмечать ежегодно. И более того муж и жена, которые уже имеют за плечами даже более чем солидный супружеский опыт, в такой день празднования вновь смогут стать окрылёнными собственной любовью, стать теми же молодожёнами. И, конечно же, у каждой из таких свадеб есть своё определенное название и, конечно же, свои непохожие ни на что традиции празднования, причем суть, которых ориентирована исключительно на количество совместно прожитых данными супругами лет. Вне сомнения, юбилеи такие отмечаются, только лишь в тех случаях если муж и конечно его жена все-таки сумели выстроить максимально гармоничные отношения и в итоге создали максимально крепкую семью, основанную на любви и взаимопонимании. При плохой некомфортной совместной жизни уже через пять лет свадьба вряд ли может отмечаться и уж тем более, вряд ли праздник будет веселым отмечаемым с большим удовольствием. Даже если пара и захочет отметить такой праздник то он выйдет натянутым и необычайно тусклым и скорее всего не сможет принести ничего, кроме воза горечи сожалений о ранее допущенной ошибке молодых людей.
Как принято праздновать годовщины свадеб
Конечно же,… Мы не станем рассуждать о печальном, о совершенных ошибках и промахах. Лучше мы поговорим об идеальном варианте семей, которые действительно пожелают праздновать свои годовщины и о том, какие в принципе эти годовщины свадеб в счастливых типах семей бывают. Итак, могут отмечаться такие годовщины, начиная от одного года совместной жизни и вплоть до 100 лет той самой супружеской жизни. В особенности пышно и даже торжественно принято праздновать так называемые свадебные юбилеи, как правило, после прошествии тридцати лет совместной супружеской жизни. Так происходит, вероятно, потому что для тех людей, кто сумел прожить бок обок подобное количество лет, самая первая свадьба становится, чуть ли не одним из самых весомых и значительных моментов всей прошедшей жизни.
Естественно, что годовщины свадеб и названия имеют самые разнообразные. Это всевозможные свадьбы ситцевые и бумажные, позднее кожаные и деревянные, конечно же, медные и стеклянные, и напоследок золотые, серебряные и жемчужные. Согласитесь – чего уж тут только нет! Но самое важное по нашему мнению то что каждое из названий свадебного юбилея строго символично, и более того каждое из таких названий означает невероятно многое.… Так, к примеру, стеклянная свадьба – юбилей который отмечается не ранее чем через пятнадцать лет после первичного заключения брака, такое своё название эта свадьба получила в знак своеобразного предупреждения супругов о том, что именно в данный момент брак как стекло может быть действительно необычайно красивым, но так, же и необычайно хрупким и легко биться. Собственно поэтому супругам, в этот период чтобы сберечь свою семью, необходимо стать особенно понимающими друг друга, сдержанными и максимально внимательными.
Давайте взглянем и на серебряную свадьбу, которая празднуется не ранее чем после двадцати пяти лет после проведения первой свадебной церемонии – как правило, это уже по-настоящему проверенные временем и семейная любовь и, конечно же, преданность. Ведь именно серебро является не только драгоценным, но и довольно крепким металлом, который кроме прочего обладает определенными живительными силами.
А вот взгляните весьма прозаичное и даже банальное название у юбилея, который принято отмечать через тридцать пять лет счастливой семейной жизни – несомненно, речь о так называемой «полотняной свадьбе». Поверьте, такое название тоже более чем оправданно и логично. Ведь семья за этот немалый период времени становится уже неким единым организмом, как будто бы сотканным, как в прочном полотне, из множества отдельных нитей, которые могут выдержать любые нагрузки, если находятся вместе. А отдельные нити в данном случае – это сами супруги, их детей, конечно же, их внуков, а иногда даже и их правнуки.
Следует заметить, что свадебные юбилеи, которые принято отмечать после этого срока, стаи назвать не та же менее многозначительно и точно подмечая нюансы. Рубиновая или бриллиантовая, каменная или железная, а как вам благородная или же красная свадьба,… Конечно же, каждый из этих значительных юбилеев означает строго определённый этап конкретной супружеской жизни, и буквально каждый из этих этапов является своеобразным гимном или тушем проверенной временем и жизненными проблемами любви двух людей.
Что принято дарить на определенные годовщины свадеб
Как правило, в годовщины свадеб поздравления могут быть самые разные, и в большинстве случаев ориентированы они, в большей степени, на определенный вид юбилея. К примеру, на ситцевую свадьбу, напомним на свадьбу, которая должна отмечаться уже через год после первой свадьбы, юбилярам принято преподносить в качестве реальных подарков определенные изделия из ситца либо льна. Как вы догадываетесь на бумажную свадьбу, это юбилей, празднуемый через два года после первичного заключения брака, большинство даров супругам могут быть выполнены именно из стекла или бумаги. А вот уже на медную свадьбу, которую обычно празднуют через семь лет жизни, после первого заключения брака, как правило, могут дарить вещи, изготовленные именно из меди, ведь и семья уже считается довольно прочной, словно настоящая медь.
В большинстве случаев серебряная свадьба может подразумевать в качестве стандартных подарков определенные изделия из серебра, как вы догадались на жемчужный юбилей, празднуемый, через тридцать лет совместной жизни – конечно же, жемчужные украшения. Естественно, что на золотую свадьбу следует дарить золото. А вот на бриллиантовую… ну вы сами понимаете. Желательно подарить, конечно же, бриллианты, однако согласитесь, далеко не каждому из пришедших гостей подобные подарки могут оказаться по карману. Собственно именно поэтому бриллиантовая, а так же золотая свадьбы да и все свадьбы, которые будут отмечаться после таковых, 100%-но не требуют какой-либо особой точности и символичности в подарках. Да и преподносить изрядно постаревшим супругам, однако всё ещё счастливым и любящим молодожёнам, позволительно всё, что сможет доставить конкретным юбилярам реальную радость.
Позволительно дарить на все абсолютно годовщины свадеб открытки. Благо, на сегодняшний день в продаже представлено поистине великое множество таких подарков, и, при желании, вы всегда сможете выбрать самую оригинальную открытку, которая будет максимально соответствовать конкретному торжественному моменту. Несомненно, что, и надписи в подобных открытках обязательно должны быть идеально подходящими. Действительно весёлыми, очень доброжелательными и непременно ориентированными на особенность конкретного юбилея. И в таком случае простая открытка сможет стать для самих юбиляров невероятно ярким, запоминающимся на годы сюрпризом, который они сохранят всю свою оставшуюся жизнь.
К примеру, вы вполне сможете написать в открытке вот такое невероятно красивое и торжественное поздравление:
Где настоящий эликсир для счастья, разузнать бы!
Да разве можно жить, любя еще сильней?!
Сейчас — настала годовщина свадьбы,
Действительно большого счастья юбилей!
Пройдя через забвенья годы,
Сквозь массу непогод или невзгод
Супруги пронесли то счастье
Которого хотим им пожелать.
Как снова молоды вы оба стали
Как вы приятны и свежи опять
Совета и любви вам пожелаем !!!
И чтобы повернулось время вспять!!!
Говоря иными словами, чтобы суметь достойным образом поздравить конкретных юбиляров, мало просто знать, какая именно годовщина их свадьбы будет в определенный день отмечаться. Для того чтобы случайно не попасть впросак и скажем не подарить, к примеру, на свадьбу названную стеклянной, полотняные полотенца, очень желательно, выбирая подарок, получить точное представление о том, что принято преподносить на этого типа юбилей. Реальным источником подобной информации сможет послужить наша небольшая подсказка, с которой всегда можно ознакомиться, и затем будучи во всеоружии совершенно спокойно отправляться на столь романтичное, и столь незабываемое торжество супругов.
Какие могут быть свадебные юбилеи по годам
- Свадебный юбилей 0 лет – это Зеленая свадьба.
- Свадебный юбилей после одного прожитого года – это конечно Ситцевая свадьба.
- Свадебный юбилей после двух лет жизни – это Бумажная свадьба.
- Свадебный юбилей после третьего года совместной жизни – это, несомненно, Кожаная свадьба.
- Свадебный юбилей после четырех лет жизни – это Льняная (в иных интерпретациях восковая) свадьба.
- Свадебный юбилей после пяти лет совместного проживания – это Деревянная свадьба.
- Свадебный юбилей после шести лет жизни – называется Чугунной (или рябиновой, а в иных интерпретациях кипарисовой) свадьбой.
- Свадебный юбилей после семи лет счастливой жизни – это Медная свадьба.
- Свадебный юбилей после 8-ми лет супружеской жизни – это Жестяная (в иных интерпретациях маковая) свадьба.
- Свадебный юбилей после девяти лет – это Фаянсовая свадьба.
- Свадебный юбилей после десяти лет счастливой жизни – это Розовая (в иных интерпретациях янтарная, либо же оловянная) свадьба.
- Свадебный юбилей после одиннадцати лет счастливой супружеской жизни – это Стальная свадьба.
- Свадебный юбилей после 12-ти лет счастливой жизни – это Никелевая (в иных интерпретациях шелковая) свадьба.
- Свадебный юбилей после 13-ти лет счастливой жизни – это Кружевная (в иных интерпретациях шерстяная) свадьба.
- Свадебный юбилей после 14-ти лет счастливой жизни – это Агатовая свадьба.
- Свадебный юбилей после 15-ти лет – это Стеклянная (в иных интерпретациях хрустальная) свадьба.
- Свадебный юбилей после 16-ти лет – по приданию в принципе не отмечается.
- Свадебный юбилей после 17-ти лет счастливой жизни – это Оловянная свадьба.
- Свадебный юбилей после 18-ти лет семейной счастливой жизни – это Бирюзовая свадьба.
- Свадебный юбилей после 19-ти лет счастливой супружеской жизни – это Криптоновая свадьба.
- Свадебный юбилей после двадцати лет счастливой супружеской жизни – принято называть Фарфоровой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 21-го года счастливой супружеской жизни – принято называть Опаловой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 22-х лет удачной супружеской жизни – принято называть Бронзовая свадьбой.
- Свадебный юбилей после 23-х лет супружеской жизни – принято называть Берилловая свадьбой.
- Свадебный юбилей после 24-х лет счастливой жизни – это, несомненно, Атласная свадьба.
- Свадебный юбилей после 25-ти лет счастливой супружеской жизни – это настоящая Серебряная свадьба.
- Свадебный юбилей после 26-ти лет жизни – это Нефритовая свадьба.
- Свадебный юбилей после 27ми ми лет счастливой семейной жизни – это свадьба из Красного дерева.
- Свадебный юбилей после 28-ми лет счастливой семейной жизни – как правило, не отмечается в принципе.
- Свадебный юбилей после 29-ти лет семейной жизни – принято называть Бархатной свадьбой.
- Свадебный юбилей после тридцати лет счастливой супружеской жизни – это вне сомнения Жемчужная свадьба.
- Свадебный юбилей после 31-го года счастливой семейной жизни – принято называть Смуглой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 32-го и 33-го года счастливой семейной жизни – обычно не отмечаются.
- Свадебный юбилей после 34-го года семейной жизни – это Янтарная свадьба.
- Свадебный юбилей после 35-ти лет счастливой семейной жизни – принято называть Полотняной (либо же коралловой) свадьбой.
- Свадебный юбилей после 36-ти лет жизни – обычно не принято отмечать.
- Свадебный юбилей после 37-ти лет счастливой семейной жизни – принято называть Муслиновой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 38-ти лет счастливой семейной жизни – это Ртутная свадьба.
- Свадебный юбилей после 39-ти лет счастливой жизни – это Креповая свадьба.
- Свадебный юбилей после сорока лет счастливой семейной жизни – принято называть Рубиновой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 41-го года семейной жизни – обычно в принципе не отмечается.
- Свадебный юбилей после 42-х лет счастливой семейной жизни – принято называть Перламутровой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 43-х лет счастливой семейной жизни – это так называемая Фланелевая свадьба.
- Свадебный юбилей после 44-х лет счастливой супружеской жизни – принято называть Топазовой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 45-ти лет удачной семейной жизни – это Сапфировая (в иных интерпретациях алая) свадьба.
- Свадебный юбилей после 46-ти лет счастливой семейной жизни – принято называть Лавандовой свадьбой.
- Свадебный юбилей после 47-ми лет семейной жизни – это Кашемировая свадьба.
- Свадебный юбилей после 48-ми лет счастливой семейной жизни – принято называть Аметистовая свадьба.
- Свадебный юбилей после 49-ти лет семейной жизни – принято называть Кедровой свадьбой.
- Свадебный юбилей после пятидесяти лет счастливой семейной жизни – это самая ощутимая, конечно же, Золотая свадьба.
- Свадебный юбилей после 55-ти лет семейной жизни – принято называть Изумрудной свадьбой.
- Свадебный юбилей после шестидесяти лет счастливой семейной жизни – это вне сомнения именно Бриллиантовая (в иных интерпретациях платиновая) свадьба.
- Свадебный юбилей после 65-ти лет счастливой семейной жизни – принято называть Железной свадьбы.
- Свадебный юбилей после семидесяти лет счастливой супружеской жизни – принято называть Благодатной свадьбой.
- Свадебный юбилей после 75-ти лет успешной семейной жизни – это Коронная (самая последняя, в иных интерпретациях алебастровая) свадьба.
- Свадебный юбилей после восьмидесяти лет счастливой совместной жизни – принято называть Дубовой свадьбы.
- Свадебный юбилей после ста лет счастливой семейной жизни – это так называемая Красная свадьба.
Русские свадебные обряды — Википедия
Русские свадебные обряды — система традиционных семейных обрядов, сопровождающих заключение брака. Является важнейшим элементом русской культуры. У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку.
В свадебном обряде сочетаются языковой, фольклорно-поэтический, ритуальный, музыкальный, изобразительный и другие планы. Ритуальную функцию могут иметь действия и предметы, которые в них участвуют, а также исполнители этих действий[1]. Русские свадебные обряды имеют свои особенности в разных регионах: на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге — из весёлых песен, роль причета там скорее формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а стройно организованную систему.
У русского свадебного обряда давняя история. О нём упоминается в древних письменных памятниках и документах («Повесть временных лет», «Русская правда», «Правда Ярослава», «Устав Владимира Всеволодовича», «Заповеди митрополита Георгия», «Домострой» и др.). Также свадебные обряды описаны в заметках иностранных дипломатов, путешественников и торговцев. Основные обряды свадьбы (сватовство, сговор, обручение, приезд жениха за невестой, венчание, пир, обряд брачной ночи, последующее гуляние) сохранились до XVII века. Обряд предполагал целый комплекс особых по роли и значимости мероприятий, следовавших в определённом порядке[2].
С реформами Петра I в русскую культуру проник элемент западной свадебной традиции, исключавший смотрины, посад, расплетение косы невесты и смену её головного убора, осыпание молодых зерном и хмелем и ряд других. Европейский образец приживался лишь в среде петербургской знати, значительная часть остального общества (особенно крестьянство) продолжала следовать традиционному свадебному обычаю. С течением времени и изменением социально-экономического положения дворяне, зажиточное купечество, духовенство, мещане отходили от традиционной обрядности. Несмотря на сохранение крестьянами свадебных обычаев, обряд в XVIII—XIX веках развивался, меняя устаревшие ритуалы на более значимые[2].
Свадебный обряд XIX века соединил языческие верования (выстрелы из ружей, подметание дороги веником, втыкание иголок в подол рубахи невесты) и христианство (моление, иконы, венчание). В XIX веке русская свадьба приобрела многообразие в связи с изменением социокультурных особенностей, расселением русского народа на обширные территории и его контактами с другими народами. На основе ряда признаков определяются территориальные варианты свадеб — западнорусский, поволжский, уральский и др. Выделяются два основных типа свадебного действа[2]:
- свадьба-похороны (свадьба Русского Севера): печальный характер обрядов, причитания женщин, обряды перехода невесты в новый статус.
- свадьба-веселье (свадьба западного и южного регионов Европейской России): праздничный настрой, меньше причитаний, каравайный обряд с исполнением каравайных песен, обряды со свадебным деревцем-красотой.
У славян брак являлся одним из важнейших социальных институтов. Заключение брака сопровождалось многочисленными обрядами, было наполнено определёнными мотивами и символами.
Добрачный период[править | править код]
Молодёжь брачного возраста объединялась в группы, что сопровождалось ритуалом. Знакомства происходили во время престольных праздников, свадеб, ярмарок, совместных артельных работ, в хороводах, на посиделках. Разнообразными были знаки взаимной симпатии: парень вручал яблоко с монетой (серб.), забирал цветок с её головы, платок из-за пояса, вручал голое веретено в надежде получить его обратно с пряжей, просил напиться из её ведра (болг., укр.). Девушка посылала парню букетик (болг.), пасхальное яйцо (з.-укр, словац.), перо на шляпу (словац.). Парень надевал на палец девушке соломенное кольцо (пол.), ставил у её дома майское дерево (пол., чеш., словац.) или приносил к её дому зелёные ветки и украшенные стволы деревьев (словен., хорв.), усаживался на колени к девушке, передавал ей денежный задаток (с.-рус). Ухаживание зимой происходило на совместных праздничных посиделках, супрядках за работой, летом на уличных гуляниях. Свободные отношения, вплоть до интимных, между парнями и девушками допускались в России, Белоруссии, Полесье, отчасти на Украине, в Словакии, Хорватии и Сербии. Однако в большинстве районов до утраты невинности дело доходило редко, особенно там, где девственность невесты подвергалась ритуальной проверке в свадебном обряде. В России, особенно на севере, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Словении известны ярмарки или выставки невест, на которых парни, иногда с матерями, выбирали себе невест. При выборе невесты, а особенно жениха, определяющим было мнение родителей.
Способы заключения брака[править | править код]
Первые сведения о брачных обычаях древних славян относятся к VI—IX векам[2]. В летописных сводах (древнейших письменных свидетельствах) упоминаются виды брака (или формы заключения брака), свойственные разным славянским племенам[3][2]:
А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.
Насильственное умыкание невесты сохранилось среди славян и после принятия христианства, отрицательного отношения церкви и установленного штрафа[2][1]. Сохранился обычай в средневековой Польше, у чехов до XVI века, у украинцев до XVII века. Распространено мнимое похищение (самоходкой) — по взаимной договорённости парня и девушки против воли родителей невесты или с их тайного согласия (чтобы избежать расходов) или же самовольный уход девушки к жениху. На западе Болгарии инсценировали похищение невесты, веря, что это сулит богатый урожай. Умыкание легло в основу охотничьей и военной символики, отражённой в свадебном обряде: убегания невесты от жениха (вокруг стола, в поле, на чердак) накануне свадьбы, а также в терминологии: архангельское иманье (отвоз невесты к венцу), новгородское поиманье (приезд жениха), сваты называются охотниками, ищущими добычу (куницу, лисицу, лебедь, перпёлку и пр.), дружки жениха — войском, а жених — воином[1].
- брак по приводу (вводу, договору) известен, как и брак умыкание, также после VII—IX веков, дойдя почти до наших дней. Здесь особое значение имеют его общественное признание и освящение деревенской общиной. Эту функцию выполняет свадебный обряд, обычай выставления молодых пар для всеобщего обозрения на Масленицу[1]. О женитьбе князей X—XI веков обычно упоминалось, что невеста «приведена» или «введена бысть» жениху или в его дом[2]. Нестор упоминает в летописи[4]:
Поляне… имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводит её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают.
- купля невесты как взаимный обмен между родами (вено). Раннее его свидетельство относится к X веку. Следы вено (купли-продажи) сохранялись в свадебном обряде всех славян: в обычае одаривания стороной жениха стороны невесты, в ритуале выкупа невесты у её брата, в приговорах свата («у вас товар, у нас купец»), в песнях (поезжане жениха — гости торговые, замужество — продажа в неволю), в свадебной терминологии (укр. продавать молоду — о вручении невесты жениху), в том числе в общеславянских терминах с семантикой обмена — брать — давать (выдача замуж)[1].
Символический брак[править | править код]
Символический брак упоминается в фольклорных текстах и обрядах. Мотив брака Неба и Земли, известный во многих традициях, для славян не типичен. Слабо выражен и мифологический мотив супружества Солнца с Месяцем. При этом в южнославянском фольклоре хорошо известны сюжеты о свадьбе Солнца с утренней звездой, с земной девушкой. Мотив брака выражен в метеорологических представлениях. Вихрь или снежная вьюга повсеместно объясняются как свадьба нечистой силы. По представлению поляков во время ветра в начале Адвента, «женятся» фруктовые деревья. Грибной дождь, в представлении южных славян — связывается с женитьбой медведя, волка, лисицы, чёрта, вил, цыган. У болгар южных Родоп радуга называется лисьей свадьбой. В Полесье грозовые рябиновые (воробьиные) ночи иногда объясняются свадьбами русалок. Для «игры солнца» встречается толкование солнце до венца идёт.
Некоторые сведения о дохристианских свадебных обрядах и обычаях можно почерпнуть из церковных поучений против язычества[источник не указан 213 дней]:
А это творят язычники: ведут невесту к воде, когда выдают замуж, пьют чашу в честь бесов, кидают в воду кольца и пояса.
Оригинальный текст (древнерусск.)
А се поганьскы творять: водять невѣсту на воду, даюче замужь, и чашю пиють бѣсомъ и кольца мечють в воду и поясы[5].
И когда у кого-нибудь будет свадьба, её справляют с бубнами, с дудками и с другими бесовскими чудесами. А бывает и того хуже: изготавливают мужской член, кладут его в вёдра и в чаши и пьют из них, а достав, облизывают и целуют его.
Оригинальный текст (древнерусск.)
И егда же у кого ихъ будеть бракъ, и творять съ бубьны и съ сопѣльми и съ многыми чюдесы бѣсовьскыми, и ино же сего горѣе есть: устроивьше срамоту мужьскую и въкрадывающе въ вѣдра и въ чашѣ, и пьють, и вынемьше осморкывають и облизывають и цѣлують[6].
Фаллический культ[править | править код]
По мнению археолога Клейна Л. С., в Древней Руси существовал некий фаллический свадебный ритуал. Фаллос при этом использовался как магический символ: он должен был дать новобрачным плодовитость, а земле — плодородие. Автор основывается на данных археологии, на неоднократных находках фаллосов, вырезанных из дерева, обнаруженные в древнерусских поселениях[7].
Древнерусская (и, видимо, славянская) свадьба сопровождалась многочисленными проявлениями сексуальности, целью которых было вызывание плодовитости и плодородия. Известна новгородская берестяная грамота, в которой сваха сообщает о возможности свадьбы своеобразным матерщинным словосочетанием: пеи пизда и сѣкыль, то есть «пусть влагалище и клитор пьют». Данное пожелание, видимо, связано с культом Матери-Земли, с которой отождествлялась невеста[8]. В этой же грамоте содержится древнейшее (XII век) упоминание такого свадебного обряда как «поезд». Отдельные проявления сексуальности в славянской свадьбе сохранялись до последнего времени в виде «срамных» частушек. Сам по себе русский мат, по-видимому, восходит к архаичному мифологическому пласту и долгое время был ритуально-окрашен[9].
Традиционными для славян считаются любовные заговоры, с помощью которых девушки или юноши могли влиять на свою судьбу, привлекая к себе внимание избранника. Среди берестяных грамот Новгорода встречается предположительно любовный заговор[10].
Вступление в брак и в древности оформлялось специальным свадебным обрядом, в структуре которого у всех славян наблюдается много общего[1]. Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV века. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.
При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:
Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар — у нас купец».
«Свадебный обряд в случае вдовства одного из новобрачных или обоих (так называемая кукушкина свадьба) сокращался или сводился к минимуму»[1].
Сватовство[править | править код]
Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и так далее, реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.
Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и так далее.
Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:
У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?
— Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?
— Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.
Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.
После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.
«Смотрят место»[править | править код]
Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.
От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.
Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.
Оглашение решения о свадьбе[править | править код]
Рукобитие (помолвка)[править | править код]
- Подробнее по этой теме см.: Рукобитие, Обручение
Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становились «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).
Как правило, «сговор» проводился примерно через две недели после сватовства, в доме невесты. На него обычно собирались родственники и друзья семьи, жители деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько суток до самого «сговора» эта новость распространялась по всему селению. На «сговоре» предполагалось угощение для гостей.
Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда — и уголовного наказания.
Объявление о помолвке обычно происходило за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался.
После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д. Жених делал невесте свой первый подарок — часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала своё согласие стать его супругой.
Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному: освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье, за укрепление которого в жизни усиленно боролась.
Особенности в северных традициях[править | править код]
На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват.
На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу.
После этого совершалось ключевое действие всего дня — «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы).
После «завешивания» невеста начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали.
Подготовка к свадебному дню[править | править код]
Подробнее по этой теме см. Вытие.Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и так далее), пели и плясали.
На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.
Приданое[править | править код]
Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого[11]. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.
Обряды накануне свадебного дня[править | править код]
Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.
Баня[править | править код]
Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так и в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. В Вологодской области с невестой в б
Как выбрать год свадьбы?. Дата и время
Задав кому-нибудь вопрос «Как выбрать год свадьбы?», Вы можете услышать самые разные ответы. Одни скажут Вам, что Вы суеверны и что, можно назначать свадьбу на любой год, в том числе и високосный, если Вы любите друг друга, то Ваши отношения должны быть прочными. Другие согласятся с Вами, считая так же, как и Вы, этот вопрос важным и заслуживающим внимания. Сайт Свадьбаголик.Ru даст Вам несколько полезных советов, как выбрать год свадьбы.
Свадьба в високосный год
Многие считают, что жениться и венчаться в високосный год означает сразу же обречь свой брак на провал. Он считается годом, когда увеличивается число конфликтов, повышается смертность. История нам рассказывает другое. Раньше к вопросу «как выбрать год свадьбы» относились совсем иначе, чем в наше время. Оказывается, наши предки високосный год называли годом невест. Что это значит?.. Невесты могли сами выбирать себе жениха, потому что в этот год свататься ходили не парни, а девушки. Год, который следовал за високосным, называли годом вдов, за которым шел год вдовцов. Сегодня такие поверья связывают с тогдашними войнами, которые глубоко закрепились в памяти людей. Вернемся в наше время… Люди любят все усложнять, поэтому всякие суеверия мешают им жить. Наоборот, нужно радоваться, что можно прожить на один день больше.
Свадьба по восточному календарю
Каждый год особенный. И сказать, какой год выбрать для свадьбы: крысы, лошади, обезьяны или белого кролика, и как выбрать год для свадьбы – достаточно сложно? Ведь, например, 1996 год крысы существенно отличается от 2008 года крысы. Но чего ждать от крысы или белого кролика и что они символизируют, мы постараемся Вам рассказать.
Год крысы. На Западе к крысе относятся плохо, на Востоке дело обстоит иначе: она считается там спутницей счастья. Поэтому отношение к свадьбе, назначенной на год крысы, будет различаться.
Год быка. Если вы столкнулись с проблемой: как выбрать год свадьбы, а не за горами год быка, то сомневаться не стоит, смело несите заявление в ЗАГС. Год хороший для заключения браков. Бык ценит дом, любит спокойствие, стремиться к стабильности и достатку.
Год тигра. Это год разногласий, противоречий, что, конечно же, не может не сказаться на таком событии, как свадьба. Раньше считалось, что союзы, заключенные в год тигра, обречены на развод.
Год кролика. По восточному календарю кролик сулит мир в семью и благополучие. Это благоприятный период для заключения браков. Отношения между супругами будут становиться с каждым годом только прочнее.
Год дракона. Год идеально подходить для пар страстных. Чтобы укрепить свой союз таким парам нужно насытить семейную жизнь яркими событиями.
Год змеи. Змея знает, что кому подходит, поэтому выбирают год змеи для свадьбы люди прагматичные. Такие люди решают, как выбрать год для свадьбы, с умом. Такой союз будет довольно прочным.
Год лошади. Союз, заключенный в год лошади, недостаточно прочен, он будет наполнен ссорами, конфликтами на пустом месте.
Год овцы. Отношения между супругами будут становиться со временем все нежнее и теплее. Но для таких отношений характерно проявление пассивности. Хотя если для счастья супругам будет хватать только друг друга, то союз будет достаточно прочным.
Год обезьяны. Обезьяна может быть и создательницей, и разрушительницей, поэтому она может, как укреплять отношения, так и разрушать их.
Год петуха. Отношения между супругами будут искренними и чистыми. Петух символизирует верность и смелость.
Год собаки. Собака – символ преданности и верности. Такие отношения будут складываться и между супругами: верные и преданные. Год Собаки – удачный период для заключения браков.
Год кабана. Отношение к кабану в разные времена было различным. Раньше считалось, что кабан символизирует алчность и вожделение. В наше время кабан – это символ честности.
Но перед тем как выбрать год свадьбы, имейте в виду, что если молодые люди любят друг друга и между ними существует полное понимание, то ничего не должно помешать их семейной жизни.
Свадьба — Википедия
Сва́дьба, Сва́дебный обря́д — один из семейных обрядов, оформляющий вступление в брак. Социальное значение его сводится к созданию новой семьи с целью продолжения рода, установлению родства, изменению семейно-возрастного положения и публичному признанию статуса брачующихся. Относится к наиболее сложно организованным обрядам. В нём сочетаются языковой, фольклорно-поэтический, ритуальный, музыкальный, изобразительный и другие планы[1].
У многих народов свадьба включает ритуальный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, обмен подарками, пир и так далее[2]. Со свадьбой у всех народов связано множество поверий, примет и обрядов. У верующих свадьба сопровождается религиозными обрядами (венчание в христианстве, никах в исламе и другие).
рус. свадьба, сватьба; укр. весілля; белор. вяселле (уст. свадзьба); др.-рус. и церк.-слав. сватьба; болг. сватба; сербохорв. свадба; словен. svâdba; чеш. и словацк. svadba; чеш. svatba; польск. swaćba, swadźba; н.-луж. swadźba, swaźba[3]. Общеславянское слово. Образовано от «сват», производного от той же основы, что и «свой». Ср. свояк, свойский, свой человек и т. п.[4].
В русских диалектах встречались слова свальба (от глагола «сваляться», то есть вступить в любовную связь), гулянье, гульба, игрище, выданье. В центральных и северных сёлах Центральной России, на Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири использовали обозначение сварьба (от «сварить», «сковать»). По мнению И. В. Ягича[5], именно поэтому славянский переводчик «Хронографии» Иоанна Малалы использовал слово Сварог, чтобы перевести имя древнегреческого бога Гефеста, которому хроника приписывает установление моногамии среди египтян. В русской крестьянской культуре покровителями свадеб считались Кузьма и Демьян, «Божьи кузнецы».
Бракосочетание великих князей и царей описывалось выражением государева радость[6].
Устойчивые выражения: Справлять свадьбу. Играть свадьбу. Сковать свадебку (так чтоб ни солнцем не рассушило, ни дождём не размочило).
Центральными фигурами свадебного торжества являются жених и невеста (молодожёны). В культурах различных стран мира значительная роль в свадебном торжестве отводится родственникам жениха и невесты. Организаторы свадьбы приглашают свадебного распорядителя, так называемого тамаду или МС (мастера церемоний), который на протяжении мероприятия контролирует его ход, предоставляет слово желающим произнести тост, следит за порядком выступления артистов и так далее. В ряде случаев молодожёны приглашают для организации своего торжества профессиональные компании, занимающиеся аранжировкой праздников и торжеств. В некоторых странах свадьбу принято проводить с участием почётных свидетелей. Обычно свидетель назначается женихом, а свидетельница — невестой. По традиции, эти роли отводятся друзьям или родным братьям/сёстрам молодожёнов.
В России[править | править код]
В современной России свадьба обычно совпадает с государственной регистрацией брака. Если совершается обряд венчания, то он возможен только при наличии свидетельства о регистрации брака из государственных органов. В то же время свадьба — это больше, чем просто бракосочетание, это ещё и цикл знаменательных обрядов (в русской свадьбе: свадебный поезд, свадебный пир, выкуп невесты и тому подобное). В наши дни в России свадьба впитала в себя обычаи многих народов, однако для неё также остались характерны и самобытные обряды.
Со временем появляются новые традиции. Так, например, появилась традиция первого танца молодожёнов. Музыкальную композицию для своего первого танца молодожёны либо выбирают сами, либо танцуют под песню, предложенную ведущим. Многие пары готовятся к танцу заранее.
Белорусская свадьба[править | править код]
- Подробнее по этой теме см.: Белорусская свадьба
Белорусская народная свадьба (белор. Вяселле), как обычай, имеет много общего со свадьбами других славянских народов. Всё начинается со сватовства. Родные жениха посылали сватов к родителям невесты с просьбой выйти замуж. Далее, спустя одну-две недели после сватовства, следовали смотрины: родители невесты осматривали хату и хозяйство родителей жениха, ибо туда после замужества отправится дочь. Накануне свадьбы у невесты устраивали девичник: приходили её подруги, родня, невесту наряжали, заплетали ей косу, плели венки и пели песни. Далее ещё один из этапов свадебного действа — посад, во время которого жениха и невесту сажали на дежу, покрытую кожухом (символ достатка), невесте прижигали волосы свечой. Наконец, за невестой приезжали друзья жениха, начинался праздничный обед в доме невесты, делёж каравая и одаривание молодых. После всего этого свадебный поезд со сватами и дружками отправлялся в дом жениха. Там начиналось застолье. Празднование свадьбы сопровождалось величанием молодых, песнями, драматизированными сценками, танцами, шутками. Собственно свадьба кончалась обрядом «сладкой водки» — восславлением молодой, сберегшей девичью честь. Обряд проходил в доме жениха после брачной ночи. Устраивая застолье, в честь молодой подслащали водку мёдом, славили невестину родню. Через неделю после свадьбы молодые навещали родителей невесты. Это называлось перезвы.
Греческая свадьба[править | править код]
Первыми из греческих свадебных обрядов является сватовство. Сваты выбираются из числа родственников или друзей. Главный вопрос при сватовстве — приданое (из чего оно будет состоять — одежда, утварь или другие более серьёзные вещи, такие как недвижимость).
Сами свадебные торжества могут проходить не один день и могут повторяться через некоторое время снова (например, через месяц), и проходят они преимущественно в доме невесты.
Характерная черта одеяния греческой невесты : голову украшают золотыми нитями, а лицо закрывают длинной розовой вуалью.
Важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой жены в дом мужа. Каждое место, куда попадает новобрачная (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями её самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает её с хлебом и поясом, которые кладёт на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если перешагивает правой ногой — это хорошая примета, левой — плохая. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует мёдом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами[7].
На большое мероприятие в день венчания все собираются в доме молодого мужа.
Испания[править | править код]
Испанская свадьба полна красочными обрядами и многовековыми традициями. Венчание проходит в церкви по католическому обряду и является правомочным, как и брак, заключённый в муниципалитете. Обычно женщина не берёт фамилию мужа, отчего дети после рождения получают двойную фамилию родителей.
Перед венчанием молодые должны посетить «школу для женихов и невест» при церкви, где даётся информация о важности семьи в глазах церкви. После окончания школы будущие супруги получают сертификат, дающий право на венчание.
Крымскотатарская свадьба[править | править код]
Одним из самых торжественных обрядов у крымцев[8][9] была свадьба, так как придавали и продолжают придавать особо важное значение прочности семьи и стремились утвердить её с помощью устоявшихся традиций. Считалось, что мужчина готов создать семью в возрасте 25 лет. К этому времени он должен был приобрести специальность, позволяющую содержать будущую семью, иметь свою «отдельную дверь» в доме отца и располагать некоторым материальным достатком. Инициатива выбора принадлежала мужчине, но последнее слово было за девушкой и её родителями. Перед получением согласия родители выясняют не пересекаются ли их предки до седьмого колена, причём в горно-лесной части Крыма разрешался выбор невесты из одного селения, а в степной части только из другого. Затем происходили и помолвка с обменом подарков и, наконец никах (венчание), свадьба. Свадьбу обязательно в пятницу играют у невесты без присутствия жениха, а в субботу невесту с приданым в сопровождении родственников перевозят в дом жениха и свадьба продолжается на стороне жениха. После брачной ночи невеста выходила к родителям мужа, целовала им руки и угощала всех привезённым с собой кофе[10].
Северная Македония[править | править код]
Украинская свадьба[править | править код]
Современная свадьба на Украине (укр. весілля) приравнивается к регистрации брака в ЗАГСе. Если совершается обряд венчания, то он возможен только при наличии свидетельства о регистрации брака из государственных органов. В особенностях проведения свадьбы перемешались языческие, православные, народные и более современные обряды. Также на структуру дня свадьбы наложило свой отпечаток советское прошлое. В последнее время стали популярными свадьбы в украинском стиле. При этом жених и невеста иногда одеваются в этнические свадебные наряды, используют в оформлении свадьбы элементы, придающие национальный колорит (свадебный рушник).
Казахская свадьба[править | править код]
Израиль[править | править код]
Еврейская свадьбаСвадьба в Израиле — исключительно религиозный обряд. Свадьбу между евреями проводит раввин (он же выдаёт брачное свидетельство), между мусульманами — мулла, между христианами — священник. Государство только регистрирует (после церемонии) факт выдачи брачного свидетельства. Обязательной такая регистрация не является.
Для евреев необходимым и достаточным условием вступления в брак является дарение невесте женихом кольца и произнесения фразы: «Ты посвящена мне по Закону Моисея». Если при этом присутствовали два свидетеля, такая пара считается мужем и женой. В то же время не обходится без курьёзов: в начале 2000-х годов ученик старших классов одной из израильских школ формально выполнил обряд бракосочетания со своей приятельницей — подарил ей кольцо в присутствии свидетелей; в результате, после разрыва отношений эта пара была вынуждена разводиться.
Еврейским мужчинам из рода Коэнов (Коганов, Кагановичей и т. д.) запрещено вступать в брак с разведённой женщиной, с вдовой или с женщиной, принявшей гиюр. Также существует запрет на брак с женщиной, рождённой от запретного для её отца брака или с женщиной, имеющей запрещённые связи вне брака.
Смешанные браки в Израиле в данный момент не регистрируются. Также не регистрируются нерелигиозные браки. Представителям различных религиозных верований или атеистам, желающим вступить в брак, приходится выезжать за рубеж либо фактически (ехать за границу) либо формально (в одном из иностранных посольств). Израиль признаёт браки, заключённые за границей.
С государственной точки зрения, если мужчина с женщиной живут несколько лет вместе и ведут общее хозяйство, то они считаются мужем и женой со всеми вытекающими из этого имущественными правами и обязанностями на основании закона о незарегистрированных партнёрствах.
С 1994 года Израиль распространил закон о незарегистрированных партнёрствах на однополые браки, а в 2006 году Верховный суд Израиля обязал правительство признать заключённые за границей однополые браки.
Индийский жених приезжает на церемонию на коне. РаджпутыИндия[править | править код]
Церемония обычно полностью или хотя бы частично проходит на санскрите, языке индийских священных писаний. Свадебные празднования могут длиться до нескольких дней и очень отличаются в зависимости от региона, деноминации и касты. В день свадьбы жених и невеста надевают на шею друг другу ритуальный венок. Большинство гостей присутствуют только на этой части церемонии, и затем — после трапезы и общения — удаляются. Религиозная часть свадьбы начинается через несколько часов в присутствии близких друзей и родственников. Брамин (индуистский священник) зажигает священный огонь Агни, который призывается высшим свидетелем заключения брака. Священник читает мантры, затем жених и невеста семь раз обходят вокруг священного огня, взявшись за руки. После того как жених надевает на шею невесты золотую подвеску и ставит символический знак (синдур) на её лбу, невеста считается его женой и частью его семьи, и связанной с кровными родственниками.
-
Индонезийская свадьба
-
Традиционная японская свадебная церемония
-
Китайская невеста прибывает на церемонию в паланкине
-
Шотландская свадьба
-
Традиционная финская свадьба. Йомала
-
Зуска Медведова — Словацкая свадьба в Петровце
-
Грузинская свадьба
Католическая свадьба
-
Православный обряд венчания
-
Танец молодых
-
Традиционное для европейских культур разрезание свадебного торта
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. |
В музыке[править | править код]
Широкое распространение в качестве музыкального сопровождения свадебной церемонии получил «Свадебный марш», написанный Феликсом Мендельсоном для пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Ещё один знаменитый пример из классики — свадебный хор «Благ наш Господь…» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», обычно исполняемый без слов, в инструментальном переложении. Последний чаще используется на свадьбах в Европе и Америке, в то время как марш Мендельсона более популярен в славянских государствах[источник не указан 232 дня].
В песнях[править | править код]
- Торжественные
- Весёлые
- Грустные
- Ироничные
- «Свадьба», исполняет группа