Как аварцы делают – история происхождения народа, численность в Дагестане, традиции и обычаи, внешность и характер

Содержание

Как делают аварцы — Все карты мира

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация — аварцы?

Это коренное население Кавказа, проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Содержание статьи:

Происхождение

Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство — Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

национальность аварец

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово «авар» с тюркского переводится как «тревожный» или «воинственный», в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность — аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже «верховные».

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

история аварцев

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство — одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные «вольные сообщества». Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

аварец что за нация

Язык

Собственный язык и письменность аварцы развили ещё во времена Кавказской Албании. Поскольку данное племя считалось сильнейшим в горах, его наречие быстро распространилось по прилежащим землям, став доминирующим. На сегодняшний день язык является родным для более чем 700 тыс. чел.

Диалекты аварского сильно отличаются и делятся на северную и южную группы, поэтому носители языка, изъясняющиеся на разных наречиях, едва ли поймут друг друга. Впрочем, говор северян более близок к литературной норме, и ухватить суть разговора проще.

Письменность

Несмотря на раннее проникновение арабской письменности, жители Аварии начали использовать её лишь пару веков назад. До этого в обиходе был алфавит на основе кириллицы, но в начале XIX в. было принято решение о замене его на латиницу.

Сегодня официальной выступает письменность, графически схожая с русским алфавитом, но содержащая 46 символов вместо 33-х.

Обычаи аварцев

Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.

Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают уважение к старшим не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто «главнее», всегда идёт справа, а муж — впереди своей жены.

Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.

обычаи аварцев

В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.

Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.

происхождение аварцев

Национальность аварец

Таким образом, можно сказать, что аварцы — крайне интересная народность с богатой вековой историей и захватывающими обычаями, далеко не полностью описанными в данной статье. Это очень открытые люди, не ведающие иронии, но любящие фарс. Они крайне эмоциональны, поэтому в личном общении не стоит выводить аварца из себя, задевая его чувство патриотизма или намекая на физическую слабость.

Source: fb.ru

Почитайте еще:

Аварцы

Об истории кавказских народов часто судят по военным событиям, этапам национально-освободительной борьбы. При этом подчас упускают из виду, что гораздо больше о народе способна рассказать культура. Про аварцев очень много рассказал с помощью поэзии Расул Гамзатов.
Так я лежал и умирал в бессилье,
И вдруг услышал как не вдалеке
Два человека шли и говорили
На милом мне аварском языке.
В полдневный жар в долине Дагестана
Я умирал, а люди речь вели
О хитрости какого-то Гасана,
О выходках какого-то Али.
И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал. И наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не лекарь, а родной язык.
Мне дорог край, цветущий и свободный,
От Балтики до Сахалина весь.
Я за него погибну, где угодно,
Но пусть меня зароют в землю здесь.
Чтоб у плиты могильной близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула
Преемника Гамзата из Цада. Первые очерки об аварцах русскими путешественниками были написаны в 18-м веке. Вот отрывок из сборника «Кавказские горцы», вышедшего в Тифлисе в 1869-м году. «Название «аварцы» совершенно чуждо самим так называемым аварцам. Так называют их кумыки, и от них название это перешло к русским. Тюркские слова «аувар», «авар», «аварала» означают «беспокойный», «тревожный», «бродяга сварливый» и тому подобное. Такое название дали кумыки своим соседям, действительно задорным и причинявшим им много беспокойств. Сами же аварцы, не имея общего туземного названия, называют себя различно, смотря по тому, откуда кто родом. Салатавец называет себя накбакал, гумбетовец — бакхулау, житель бывшего Аварского ханства — хунзакеу, гегатлинец — гетатлеу и так далее. Словом, каждое племя, говорящее аварским языком, называет себя по имени того общества, к которому принадлежит или того селения, в котором живет. Исторические предания аварцев восходят до 9-го века по Рождеству Христову, когда арабы завоевали Дагестан и жителей его обратили в исламизм. В то время аварцы были, как и теперь, первенствующим народом в Дагестане, и тогдашний Суракат противопоставил сильный отпор арабам. По преданьям, этот Суракат, имевший местопребывание свое в Танусе, селение теперешнего Аварского округа, повелевал народами от Шамахи до Кабарды и держал в своей зависимости чеченцев и тушин.
Олег Кусов:
А вот таким аварское поселение в горах увидел уже во второй половине 20-го века русский ученый и археолог Владимир Марковин. «Аварская писательница Фазу Алиева пишет, что если в очаге одного аварца сохранилась искра огня, он передаст ее соседу, и от этой искры во всех очагах аула дружно запылают огни. И не только огнем делились жители гор, в трудные минуты, забывая раздоры, они делились куском хлеба и горсткой муки. Сейчас горское жилище — это благоустроенный дом, чистый, светлый, блистающий окнами. Комнаты обставлены современной мебелью, разве что одна из стен по традиции разгорожена на ряды полок с мелкими отделениями и в ее нишах поставлена медная и фаянсовая посуда, уложены постельные принадлежности».
Олег Кусов:
Владимир Марковин описал свои впечатления от знакомства с аварскими горными обществами в книге «Дорогами и тропами Дагестана». «Скалы становятся более изрезанными, пейзаж еще грандиознее и суше, более пасмурны его краски, серо-желтые, дымчатые. Мы в Аварии. Здесь трудно найти ровную площадку и часто можно видеть путников, которые, закутавшись в бурку, коротают ночь прямо на дороге или тропе, другого ровного места им не удалось найти. И даже дорожные домики, что стоят по обочинам главных путей, сделаны на срезах бугров. В них обычно лежат соль, спички, несколько сухих веток. Серая многоэтажная громада аула Чох. Светит луна, бесконечно огромные тени падают в лощину, а потом сиреневая предрассветная мгла сменяет блеклые краски ночи. В прохладном воздухе чувствуется легкая горклость горящего кизяка и тонкие струйки дыма поднимаются вверх. Значит женщины уже проснулись и готовят к завтраку тонкие лепешки хлеба. Постепенно селение оживает. Нарядные девушки идут по воду, слегка позванивая на ходу медью кувшинов. Гонят скот. На аульской площади появился старик, привычным взглядом охватил селение и присел на каменный завалинок. Селение Саграталь появляется сразу из-за поворота. Его желто-охристные домики, увенчанные минаретом мечети, ритмично поднимаются по склону горы вверх. Они окружены массивными конусами кряжей и там, где виден просвет между ними, заметно плоскогорье, прикрытое облаками. Здесь в 1841-м году были разбиты горцами полчища надир-шаха. Это он велел насыпать в Дербенте гору из человеческих глаз. После битвы Дагестан стал для него областью несчастий. Селение Кикуни издали совершенно незаметно, оно скрылось за зубчатой линией скал. Но стоит заглянуть за веерообразные напластования, и шумная жизнь аула предстает перед вами. Сакли села строились к выходам известняка, они встают многоэтажной стеной. Суровы земли, занятые аварцами и андацезами. Практически здесь нет пахотных земель. Но оглянитесь вокруг: склоны гор изрезаны уступами, они как лоскутное одеяло покрыли на многие километры все покатости и бугры. Это террасовые поля. Их можно было видеть и у даргинцев, но в Аварии почти нет горы, чтобы ее не пересекали площадки террас. И каждое такое поле — это гимн человеческому труду. Чтобы сделать самую маленькую террасу, надо было выровнять склон, освободить его от камней, укрепить края и принести на своей спине почву или удобрения. И уже потом жить надеждой, что поле не смоет ливень, не уничтожит обвал, и оно даст урожай. Путешественников всегда поражали эти поля. Кругом ни деревца, ни кусточка, ин травки, ни воды, только камень и камень, кое-где запаханные терраски, с большим трудом и усилиями устроенные жителями. Далее, справа и слева горы — серые, обгорелые, изрытые, будто оспа свирепствовала и исказила всю местность. Эта зарисовка, сделанная в 19-м веке, объясняет, почему многие горные селения начинают сейчас пустовать, а их жители переселяются на благодатную равнину».
Олег Кусов:
Горцы в своем большинстве остаются верны традиционному жизненному укладу, неторопливо меняя свою жизнь под воздействием нового. В советском Дагестане аварцев стали называть титульной нацией. В многонациональных республиках партийное руководство страны обычно опиралось на представителей титульных наций. Это означало, что в Дагестане аварцу было гораздо легче стать руководителем республики, чем, например, ногайцу или табасаранцу. Многое в кадровой политике зависело от численности нации. Поэтому дагестанским партийным лидерам было на руку увеличение численности своей национальности. Именно в тот период здесь появилась практика так называемого укрупнения народов. Численность аварцев было решено в партийных кабинетах увеличить за счёт малочисленных и родственных по языку и культуре андийцев и цезов. Об истории укрупнения аварской национальности рассказывает корреспондент Радио Свобода в Махачкале Магомед Мусаев.
Магомед Мусаев:
Однозначно сепаратистское в глазах аварцев движение андацезов, ставящее перед собой цель признания себя в качестве отдельного этноса, стало реальностью в годы перестройки, хотя эти настроения в той или иной форме имели место и в эпоху советского тоталитаризма. Что же касается переписи прошлого года, то она впервые за многие годы дала шанс андийцам и цезам дистанцироваться от аварской нации путем указания себя в качестве представителя отдельного, отличного от аварцев народа. Это довольно уникальное по ряду причин даже для Северного Кавказа явление, воспринимается аварцами крайне негативно, как результат кем-то сознательно инспирированных действий, направленных на подрыв национальных, культурных и экономических интересов аварского народа.
Магамбек Хангереев:
Доктор филологических наук, профессор кафедры дагестанских языков. Есть в дагестанских языках группа андийских языков, эта группа состоит из 8 языков. Я думаю, испокон веков всегда было принято, что носители этих языков всегда, когда между собой общаются, говорили на аварском языке. В данное время некоторые андийцы ставят такую проблему отделиться от аварцев, чтобы писали или андийцами или хузаберинцами или чамалинцами. Я думаю, что это делают люди, которым нужны места или в народном собрании или в парламенте. Допустим, в паспорте у него будет написано «андиец», будут изданы книги, учебники, стихи — кто их будет читать? Возьмем андийцев — сколько человек? Максимум 20 тысяч, пусть 25. Чего они добьются этим самым? Ничего не добьются. Когда представители языков встречаются с представителями андийских языков, они общаются между собой на аварском литературном языке. Простые люди они всегда как общались, так и общаются на андийском языке. У крестьян, у горцев, у аварцев никогда не было противопоставления. Давно так было, они всегда понимали друг друга, всегда помогали друг другу, всегда выручали друг друга. У кого деньги есть, тот и рвется власти. Вот такие люди там появились, и они мутят, простому народу голову морочат.
Магомед Мусаев:
В Дагестане давно распространено мнение о том, что андоцезы окончательно попали в ряды аварцев в период пребывания аварца Абурахмана Даниялова на высоких руководящих должностях с 1937-го по 1948-е годы, а с 48-го по 67-й год возглавившего в качестве первого секретаря обкома КПСС. Делалось это, якобы, исключительно с целью увеличения численности по сравнению с даргинцами и лезгинами. Примерно то же самое имеет в виду один из неофициальных лидеров андийского движения доктор исторических наук Мамай Хан-Огларов, в беседе с нами заявивший следующее: «Андийцы стали жертвами национальной политики, так называемой консолидации малых народов вокруг крупных наций. Особого размаха эта политика достигла в 50-60-х годах, одними из первых все ее прелести ощутили на себе лезгины, аварцы и талыши в Азербайджане». По мнению Огларова, все эти декларативные консолидации крайне отрицательно сказались на самочувствии малочисленных народов Кавказа, их практически стирали с лица земли, запрещая преподавание родного языка, закрывая печатные издания. Вдобавок ко всему, тем, кто отказывался сменить свою национальность, не предоставляли возможности занимать хоть сколько-нибудь значимые посты в республики. Под жернова во многом аналогичной политики, как считает Огларов, и поплыли андо-цезы в Дагестане, с ним категорически не согласен родной брат Абдурахмана Даниялова Гаджи-Али Даниялов. Гаджи-Али Даниялов: Мой брат Абдурахман Даниялов 33 года руководил республикой, будучи председателем Совнаркома, первым секретарем. Среди аварцев насчитывается немало этнических групп, вместе с тем они проживали совместно, у них одна вера, один язык. Адбдурахман не провидел каких-либо мероприятий с целью увеличения численности народа, сами аварцы выразили подобное желание на своих сходках, собраниях. Не увеличивал он аварцев, да и надобности в этом не было. Неслучайно вы, аварцы, употребляли такое выражение — «язык народа-войска». Этот язык воинства и есть аварская речь, единый язык единого аварского народа. Вместе с тем имеются, конечно, говоры, наречия. Взяв за основу наречия, не продавайте аварский народ, укрепляйте, приумножайте аварство, не разделяйтесь. Ведь в противном случае завтра сами пальцы будете себе кусать, и грядущее поколение вам за это не благодарность воздаст, а проклятье. Поймите же наконец — вас хотят приуменьшить, сократить. Не уменьшайтесь, напротив, увеличивайтесь всемерно, создавайте миллионы, вам же самим от этого польза будет. Магомед Мусаев: Руководитель пресс-службы администрации правительства и Госсовета республики Дагестан Эдуард Уразаев в беседе с нами заявил о том, что правительство и Госсовет по мере своих возможностей идут навстречу андийцам и цезам, как по кадровому вопросу, так и по организации отдельных избирательных участников. Поэтому прежнего накала страстей, как считает Уразаев, в виде митингов, коллективных обращений и всевозможных съездов на данный момент просто нет. Андоцезская проблема по принципу взаимосвязанных сосудов в той или иной форме вполне может оказать влияние как на выборы, так и на общую расстановку сил в Дагестане. Кроме того, она способна внести дополнительную остроту и так в непростые межнациональные отношения. Олег Кусов: В постсоветский период этнический принцип формирования власти не только сохранился, но, даже, учитывая принцип выборности, получил своё дальнейшее развитие. Сегодня в Дагестане, после десятилетия передела влияния во властных структурах, достигнута национально-кадровая стабильность. Элита определилась. Все высшие должности поделены. Глава Дагестана — даргинец, председатель парламента — аварец, председатель правительства — кумык, депутаты Госдумы — аварцы. Такие же национально-кадровые конструкции распространены и на других этажах власти. Правда, ещё совсем недавно, в мае 1998 года, эту схему силовым способом попытались сломать представители лакцев — братья Хачилаевы. Они возглавили вооружённый захват здания Госсовета республики с целью свержения, как тогда говорили, ставленников Москвы — Магомедова и его окружение. Мятеж провалился. Москва поддержала даргинца Магомедова. На его сторону окончательно перешли вчерашние оппоненты и кандидаты на должность главы республики. Среди них лидер аварского общественного движения — фронта имени имама Шамиля — Гаджи Махачев. Об одном из претендентов на лидерство в Дагестане от так называемого аварского клана, депутате Госдумы России Гаджи Махачеве рассказывает Магомед Мусаев. Магомед Мусаев: Гаджи Махачев выходец из малоимущих слоев, долгое время с трудом вписывавшийся в глянцевую колоду представителей дагестанской правящей элиты с их почти обязательным партноменклатурным прошлым. О Махачеве обычно говорят или восторженно, или крайне отрицательно. С одной стороны, это отчаянный боец, прошедший суровую жизненную школу, включая советские лагеря. А с другой — прагматик и расчетливый стратег. В отличие от большинства косноязычных и скучных дагестанских руководителей, он не лишен живости ума, дара речи и всегда знает, что говорить и как говорить. О Махачеве нередко можно услышать, что он сколотил себе капитал неправедным путем. Однако было бы наивным полагать, что в Дагестане можно стать обладателем сколько-нибудь значимого капитала, будучи всегда в ладах с законом. Для понимания фигуры Махачева, как политика, ключевым словом является Хасавьюрт — это название небольшого городка, пограничного с Чечней, в котором он начал делать бизнес и политику. Хасавьюрт не только крайне криминализованный город, но и подчистую узел противоречий между интересами аварских, чеченских и кумыкских кланов. Причем два последних нередко объединяются против первых. Кстати, именно подобный расклад сил, а также недальновидность политики ичкерийского руководства, во многом предопределило негативное восприятие Чечни и чеченцев в аварской среде. Еще задолго до перестройки довольно распространенные в аварских массах антитюркские умонастроения быстро переросли и в античеченские. Таким образом, рост аварского самосознания в Дагестане изначально проходил на фоне обнажившихся аварско-тюркских, а затем и аварско-чеченских противоречий. Народный фронт имени имама Шамиля, лидером которого стал Гаджи Махачев, был создан в 1990-м году как раз в противовес кумыкскому народному движению Тенглик, выступавшему в тот период с крайне националистических позиций, освобождение якобы исконно кумыкских земель от горских мигрантов. Помимо кадровых и территориальных претензий со стороны Тенглика, Народный фронт имени имама Шамиля столкнулся с притеснением аварского нацменьшинства в восточной Грузии в период правления Звияда Гамсахурдиа и аналогичной ситуации в Джара-Белаканском районе Азербайджана. Гаджи Махачеву в общем-то удалось разрядить обстановку и защитить аварское меньшинство в этих республиках. В начале 1998-го года он был назначен вице-премьером правительства республики Дагестан. Гаджи Махачев сыграл положительную роль и во время драматических событий 21-го мая 1998-го года, то есть захвата здания Совмина республики Дагестан вооруженными сторонниками братьев Хачалаевых. Гаджи Махачев сумел не только вывести правительственных чиновников из здания, захваченного разъяренной толпой, но и уговорить вооруженных сторонников братьев Хачалаевых разойтись по домам. Тем самым пять погибших дагестанских милиционеров не стали благодаря позиции Гаджи Махачева, а также председателя госсовета Магомеда-Али Магомедова отправной точкой к кровавой вакханалии гражданской войны в Дагестане. Олег Кусов: Издревле Дагестан называют «горой языков». В средних веках, утверждают историки, многие жители этого горного края не имели возможности общаться друг с другом, поскольку, например, в двух соседних селениях разговаривали на совершенно разных языках. Своеобразным языком межнационального общения в тот период истории дагестанского общества считался кумыкский, учёные алимы говорили между собой или на арабском, или на персидском языках. После окончания Кавказской войны 19 века их место занял русский. Слово постоянному автору программы «Кавказские хроники» Алексею Ващенко. Алексей Ващенко: В одном Дагестане живет больше 137 народов, а на всем Кавказе более двухсот. Кавказ очень часто покоряли, плюс шло переселение народов, и таким образом часть народов, допустим, во время кавказской войны, они ушли с Кавказа, и Кавказ потерял и культуру. И целые народы. С другой стороны, через Кавказ шли постоянные торговые пути, например, шелковый путь, это все, естественно, на Кавказ привносило новых людей и новую культуру. Есть одна интересная легенда: когда бог раздавал языки, он шел с мешком и мешок зацепился за гору Казбек. В мешке образовалось отверстие, через которое высыпалось очень много языков. И поэтому, по легенде, на Кавказе такое разнообразие. Языковая проблема всегда стояла остро. Это была одна из проблем, которая мешала развитию экономики, развитию торговли, потому что люди не могли между собой общаться. Результатом кавказской войны стало то, что на Кавказе появился единый язык — русский. До кавказской войны, например, аварец не мог понять осетина, ингуш — не понять адыга. После кавказской войны благодаря тому, что развивался и родной язык, и в том числе появился и русский — универсальный язык. Олег Кусов: Русская политика на Кавказе была непостоянной. Когда за дело брались талантливые и образованные наместники, позиция России, например, только укреплялась. Один из русских исследователей Кавказа конца 19 — начала 20 века рассказал случай, произошедший с дагестанским губернатором князем Чавчавадзе. Однажды у князя гостил петербургский приятель, который стал свидетелем встречи губернатора с горцами — «представителями различных ущелий». Князь сперва подошёл к самому «скромному оборванцу». Почтительно протянул руку, не взирая на огромную разницу положений, и очень долго о чём-то говорил с ним. Затем князь Чавчавадзе уверенно направился в сторону другого горца, который был одет в богатую черкеску. Горец держал себя в компании представителей ущелий надменно. Но князь, не разговаривая с ним, просто отвесил ему оплеуху. «Оба приёма, как пишет русский исследователь, возымели благотворное действие, потому что были применены с тонким знанием местных людей и отношений»- конец цитаты. Когда политика более сильного соседнего государства на Кавказе приобретает явно выраженный силовой аспект, горцы готовы сопротивляться до конца. И тогда войны здесь могут длиться десятилетиями, в чём, к сожалению, уже мы все хорошо убедились.

Аварский хинкал, рецепт и видео приготовления аварского хинкала

Сегодня — хинкал! Аварцы – один из народов Дагестана с уникальной историей, традиционной культурой и собственной национальной кухней. Гостья данного выпуска передачи «Кухня с акцентом» Иоланта Рабаданова раскрывает секреты приготовления такого популярного в Дагестане блюда, как аварский хинкал.

Хинкал — очень распространенное блюдо в Дагестане и у каждого народа свой рецепт приготовления хинкала, готовят его и аварцы. Для аварского хинкала нам потребуются следующие ингредиенты:

  • мясо говядина, желательно, мясо на кости, чтобы бульон был наваристым;
  • мука;
  • сода;
  • соль;
  • яйцо;
  • 2 стакана кефира.

Аварский хинкал получается приготовить с первого раза не у всех, но посмотрев наше видео вы узнаете все секреты рецепта аварского хинкала!

Пошаговый рецепт аварского хинкала

Ставим варить мясо в холодную воду, чтобы бульон был более наваристым. Мясо можно не нарезать, а положить большими кусками. Мясо будет вариться минимум 2 часа.

Рецепт приготовления соуса для аварского хинкала

Пока варится мясо можно сделать соус к мясу из помидор — тузлукъ. Тесто нам нужно приготовить за 30 минут до окончания варки мяса.

Рецепт томатного соуса

Для соуса нужны помидоры и растительное масло. Помидоры натереть на терке. Дагестанцы любят острое, чеснок, поэтому на хинкал дагестанцы часто делают чесночный, либо томатный соус, либо сметану с чесноком. Мы приготовим два вида соуса: томатный и чесночный. После того как мы натерли помидоры, ставим на огонь сковородку и наливаем в нее растительное масло, чтобы оно растеклось по сковородке, наливаем томат и нагреваем хорошенько сковородку, вместе с томатной пастой, которая должна потушиться. После того, как томат потушится в сковородке необходимо добавить соль и можно снимать сковородку с огня. Чистим чеснок и выдавливаем его в томатный соус.

Соус со сметаной и чесноком

Чеснок обычно давится ступой, но можно и выдавить. Добавляем 2 столовые ложки сметаны в чесночную массу и хорошенько перемешиваем.

Приготовление теста

Теперь сделаем тесто для аварского хинкала. Понадобятся следующие ингредиенты: два стакана кефира, мука, соль на глаз. На каждый стакан кефира добавляем чайную ложечку соды без горки. Хорошо замесим тесто. Оставляем отдохнуть тесто на 30 минут. Далее тесто делиться на части, раскатывается на колбаски и разрезается на такие ромбики как на видео: https://youtu.be/tqh_GZo1ioo?t=12m33s. Можно разрезать и квадратиками, кому как удобно.

рецепт аварского хинкалаАварский хинкал — пышный, поэтому раскатывается толстое тесто, которое при варке еще немного разбухает за счет соды. Тонкий хинкал — это кумыкский хинкал, тесто берется обычное, из воды, соли и яйца, раскатывается тоненько, разрезается на ромбики или квадратики и отваривается в бульоне в котором варилось мясо, дополнительно к столу подается еще вареная картошка. Хинкал готовится также не только из говядины и баранины, но и из сушеного мяса. Также распространено приготовление из сушеной колбасы. Хинкал-суп — это лакский хинкал, готовится из обычного теста, которое раскатывается на тоненькие колбаски и режется на маленькие и квадратики из которых лепятся ракушки. Когда отваривают данный хинкал, его подают с бульоном вместе. Готовое тесто можно раскатать полностью скалкой и нарезать ромбиками.

Секреты и ответственный момент в приготовлении аварского хинкала

Как только будет готово тесто, необходимо вытащить мясо и долить кипятка и добавить соли. Далее бульон варится на сильном огне, ждем когда вода закипит и кидаем хинкал в кипящий бульон. Ответственный момент в приготовлении: не пропустить варку теста. Пышечки, которые положили в кипящий бульон засекают по-времени и варят примерно 3-4 минуты. Крышку кастрюли закрываем, предварительно перемешав нарезанные кусочки теста. Секрет и хитрость аварского хинкала в том, что когда вытаскиваются сваренные ромбики, их нужно быстро проколоть зубочисткой или какой-нибудь палочкой — каждый хинкальчик, чтобы сваренные пышечки выпустили воздух и остались такими же пышными, как они были при варке, посмотрите как это делается в нашем видео рецепте: https://youtu.be/tqh_GZo1ioo?t=17m42s, иначе хинкал не получится!

Как понять, что аварский хинкал готов? Мы увидим, что он поднимается из бульона, но для полной уверенности, необходимо протестировать его лично, а потом очень быстро вытащить из бульона. Если он переварится, то становится серого цвета и очень тонким. Говорят, что если хинкал готов — он прыгает на дуршлаке как мячик или держится на весу на зубочистке.

Варку хинкалов можно поделить на две части, положив в кипящий бульон в начале одну порцию, а затем другую.

Виды дагестанских хинкалов

В Дагестане у каждого народа свой рецепт национального дагестанского хинкала — кумыкский, лакский, даргинский. Лакский и кумыкский хинкал готовятся на пресном тесте: соль вода, яйцо, даргинский хинкал готовится на дрожжах, используется дрожжевое тесто и заворачивается рулетом. Аварский готовится на кефире или на кислом молоке с содой. Рецепт аварского хинкала один из самых сложных из всех других видов дагестанских хинкалов, сложность его в том, чтобы правильно сварить и во-время вытащить.

В Дагестане проживает более 30 национальностей, у которых сильно отличаются языки, отличаются и национальные блюда, но при этом дагестанцы готовят все дагестанские блюда: и в лакской семье готовят аварские хинкалы и в аварской семье готовят лакские хинкалы. Дагестанцы очень гостеприимные и зовут друг друга в гости на готовый хинкал.

Что же готовят дагестанцы на праздники?

Дагестанцы на праздники ураза байрам и курбан байрам готовят в основном блюда из баранины, курзе, чуду, хинкал, много сладостей и пирогов. Дагестанцы кладут в еду очень много перца, чеснока, они любят острые блюда. И практически всю еду дагестанцы любят есть с сыром. А также используют всяческие пряности, приправы, травы: кинзу, лавровый лист, черный тмин, который очень частенько используется в дагестанской кухне. А также часто готовят блюда с тестом, к примеру, бурчак шурпа — фасолевый суп, который чаще готовят из сушеного мяса, фасоли и домашней лапши.

Какие национальные блюда готовят дагестанцы?

В первую очередь одно из основных блюд дагестанской кухни — это хинкал. Также чуду — лепешки с начинкой, с таким же пресным тестом, которое раскатывается очень тонко, а внутрь кладется начинка, которая может быть мясной или твороженной, может быть с зеленью. Дагестанцы очень любят зелень и в курзе, и в чуду с крапивой и с халтой. Раньше в Дагестане готовили блюда, которые было бы удобно брать с собой, к примеру, пастухи брали с собой лепешки, в том числе и хинкалы. Считалось, если девушка хочет удачно выйти замуж, то она обязана была вкусно приготовить хинкал, и даже сейчас во время свадьбы, по одной из традиций, невеста должна приготовить в свадебном платье вкусный хинкал.

Хинкал — это визитная карточка дагестанской кухни и каждая девушка просто обязана уметь его готовить. Чаще всего хинкал готовят именно женщины. Также любят дагестанцы курзе — те же вареники, только лепятся они косичкой, готовятся также как и пельмени, с той же начинкой, только лепятся по-другому. Начинка может быть из мяса, творога или из картофеля и даже из яиц.

Как правильно подавать и кушать аварский хинкал

аварский хинкалКогда хинкал готов, сваренные пышки выкладываются на отдельное блюдо, бульон разливается в пиалы, подается чесночный и томатный соус на вкус. К хинкалу, кладется кусочек мяса и соус.

Аварский хинкал едят по-отдельности, отдельно пышечки, которые макают в соус, закусывают мясом и запивают бульоном.

Приятного аппетита! Теперь вы знаете как приготовить настоящий аварский хинкал!

история происхождения народа, численность в Дагестане, традиции и обычаи, внешность и характер

Республика Дагестан – это огромная общность различных коренных народностей, самым многочисленным из которых являются аварцы. Этот народ во многом сформировал национальную самобытность региона, оказав серьезное влияние на его культуру. История и судьба аварского народа нераздельно связана с историей Страны гор.

Краткая история происхождения аварцев

Иногда можно услышать вопрос: «А что за нация такая – аварец?» По одной из версий представители этноса являются потомками аваров и самоназвание нации произошло от имени «Авар» – великого правителя государства Сарир. Однако, по мнению других этнографов, так называли жителей Хунзахского плато, где располагалось Аварское ханство.

Сегодня представителей этого кавказского народа можно встретить в любом регионе нашей страны. Связано это с тем, что аварцы являются самым большим по численности этносом, проживающим на территории современного Дагестана.

Численность аварцев только на территории РД составляет около 100 тысяч человек. На самом деле их гораздо больше, поскольку аварцы проживают не только в городах центральной России, но и за рубежом – в Азербайджане, Грузии. Можно встретить аварцев во многих других бывших республиках СССР, и даже в Турции. Но, конечно, централизованно они проживают в Дагестане, составляя около трети всего населения региона.

По утверждениям отдельных летописей (например, грузинской «Картлис цховреба») некогда аварцам принадлежали огромные земли, начиная от Волги и Каспийского моря, и заканчивая долинами Терека. Так это или нет, сегодня сказать трудно. Историки до сих пор спорят о происхождении аварцев. Как отметили выше, большинство исследователей относит их к потомкам аваров, воинственного народа, который пришел территорию Кавказа еще в V-VI веках.

Часть их ушла дальше, в Европу, а некоторые племена осели здесь и постепенно ассимилировались с теми народностями, которые населяли эти земли исстари. Этнически близки к аварцам народы андо-цезские, что говорит о взаимопроникновении языков и культур.

Ученые, опираясь на данные исследований, находят некоторую связь между евразийскими аварами и теми аварцами, которые проживают сегодня на Кавказе. Определенно утверждать ничего нельзя, поскольку в этом регионе традиционно наблюдается смешение этносов, а сам аварский народ генетически изучен довольно слабо. Однако можно сказать, что непосредственно их история началась с периода создания государства Сарир, которое с VI по XI века существовало в горной части Дагестана.

Государство Сарир было сильным и большим, оно граничило с грузинскими княжествами, с Хазарией и Аланией. Древние аварцы были достаточно воинственным народом. Основными политическими и территориальными противниками их были хазары. Нередко они сходились с многочисленными армиями в тяжелых боях.

В VIII-IX веках Сарир находился под властью арабов, затем вновь обрел независимость. После чего аварцы участвовали в войнах против Дербента и Ширвана – небольших региональных государственных образований. В Х веке это было очень могущественное государство и даже диктовало свои условия соседям. Во многом способствовали этому успеху и хорошие отношения с Аланией.

Распад целостности произошел в конце XI века. Это произошло из-за внутренних противоречий, прежде всего, на религиозной почве. Жители Сарира в большинстве своем были христианами, однако хазарский иудаизм, арабский ислам и язычество малых народностей привели к сильным разногласиям и ослаблению страны. В результате западная территория откололась от Сарира, а само государство распалось на независимые территории, в том числе, Аварское ханство.

В XIII веке аварцы были вынуждены противостоять войскам монголов, которые собирались завоевать горные части Дагестана. После чего между Аварским государством и Золотой Ордой был заключен союз данничества. По всей видимости, эти периоды (взаимоотношения сначала с арабами, затем с монголами) также оказали влияние не только на менталитет, но во многом и на их внешность.

Стоит рассмотреть фото аварцев, чтобы увидеть определенные ближневосточные черты в лицах, а в некоторых случаях – отдаленные азиатские. К тому же, становлению внешности и характера аварцев во многом способствовал и другой период: в XVIII веке Авария попала под власть персов.

Стоит отметить, что они не собирались принимать новых правителей и оказывали отчаянное сопротивление иранцам. Несмотря на все предпринимаемые усилия, Персия так и не смогла полностью сломить независимость этого народа, вследствие чего иранский полководец Надир-шах лишь ослабил собственное военное могущество и достиг в определенной мере снижения влияния на другие народы самой Персии.

Что же касается иранских войск, то, как утверждают документы того времени и современные историки, не все персы ушли с Кавказа – многие из них остались здесь и пополнили население Дагестана и Чечни.

Конец 18–начало 19 столетий стали поворотным этапом в истории народа, поскольку на Кавказ пришла Россия. На тот момент Аварское государтво уже устало от постоянных притязаний на свою независимость со стороны персов и турок. Сначала Петербург допускал те же ошибки, что и другие стороны, желавшие распространить на эти территории зону своего внимания.

Первые годы русской экспансии были во многом схожи с персидской, что вызывало неприятие новых властей со стороны горцев. В итоге это привело к Кавказской войне. На защиту интересов своего народа  встал имам Шамиль, а самым известным и запомнившимся сражением стала битва при Ахульго. К сожалению, большая часть аварского населения в битве была перебита царскими войсками.

Русское руководство сделало правильные выводы: сменила тактику и начала делать все, чтобы ее покровительство стало привлекающим фактором для жителей региона. В результате эта тактика себя оправдала. Аварская элита поняла, что Петербург, оставляя ей определенную свободу действий, предлагает защиту всей территории от вторжений и разорения со стороны Ирана и Турции. К началу 19 века большая часть Дагестана официально вошла в состав Российской империи.

При этом некоторая часть населения все же не приняли новые порядки и стремились уехать. О том, сколько аварцев покинули родные края и перебрались на жительство поближе к Стамбулу, сказать довольно сложно. Однако на сегодняшний день на территории Турции проживают около 55 000 аварцев.

Традиции, обычаи и быт народа

Многовековая история, а также свободолюбивый нрав аварцев позволили им сохранить собственные обычаи и традиции. Во многом они сходны с традициями других кавказских народов. Но есть и некоторые, присущие только им черты, касающиеся, в первую очередь, этики поведения.

Уважительное обращение к старшим – это основная этическая традиция аварцев. Более того, старейшины до сих пор играют главенствующую роль на народных сходах при принятии какого-либо решения. Чем авторитетнее старейшина, тем больше возможностей у него сделать свой голос решающим.

Кроме того, к числу обычаев относится и строгое соблюдение этикета при общении. Например, если мужчины-аварцы разговаривают между собой, они соблюдают определенные условия возрастного ценза. Младший, поздоровавшись со старшим, обязан отступить на два шага и соблюдать эту дистанцию на протяжении всей беседы. Если же с мужчиной общается женщина, то это расстояние становится еще больше и достигает метров двух.

Аварские традиции во всем, что касается общения, достаточно целомудренны, а сами представители этноса являются обходительными. Вместе с тем, народные традиции не обходят стороной проведение разнообразных праздников – здесь уже упомянутая целомудренность и вежливость подчеркивается яркостью костюмов и праздничных обрядов.

Стоит побывать на свадьбе аварцев, чтобы убедиться – это одно из самых красочных зрелищ. Здесь по традиции собираются жители всего селения. В течение первого дня веселье проходит в доме у кого-нибудь из друзей жениха, причем стол должны организовывать гости. Лишь на второй день свадьба проходит в доме, где проживает жених, а к вечеру сюда привозят и укутанную свадебным покрывалом невесту. На третий день дарят подарки и едят традиционные блюда, в число которых входит и обязательная каша.

Между прочим, у аварцев существует свадебный обычай похищения, только крадут здесь не невесту, а жениха. Это осуществляют подружки новобрачной, поэтому друзья жениха должны зорко следить за тем, чтобы он не был похищен.

Как и прочие дагестанцы, аварцы до сих пор придерживаются обычая кровной мести. Конечно, сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако в далеких горных селах она может практиковаться и поныне. В старину кровная месть захватывала целые роды, а причиной могло служить похищение, убийство, а также осквернение родовых святынь.

Вместе с тем, аварцы – народ гостеприимный. Гость здесь всегда является главным человеком в доме, и они всегда готовы к приходу даже нежданных гостей, оставляя им еду на обеде или ужине.

Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде. Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха. Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.

Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом. При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко.

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие дагестанские народы, внесли большой вклад в культуру Кавказа и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков Северного Кавказа. При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана. Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также Хабиба Нурмагомедова, профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Аварская национальная кухня, рецепты кавказской кухни

Словосочетание «кавказская кухня» мы слышим довольно часто, и даже не задумываемся о том, что оно в корне ошибочно. Как ни странно, но такого понятия не существует. Есть 3 закавказские кухни: грузинская, армянская и азербайджанская. И кухня северокавказских народов, к которой, безусловно, относится и аварская.

Что есть, то и будем есть

Аварская национальная кухня впитала в себя некоторые традиции азербайджанской и грузинской кухонь, но гораздо больше связана она с кухней степных скотоводческих народов: казахской и татаро-узбекской. А они, в свою очередь, сложились под влиянием древних ногайцев, кумыков, кипчаков, туркмен и, чуть позднее, турецких завоевателей.

С древних времен аварцы населяют в основном горные районы Дагестана, следовательно, живут в довольно комфортных климатических условиях. С одной стороны, они давно и успешно занимаются скотоводством, птицеводством, террасным (особенно удобным в горах) земледелием, садоводством и виноградарством. Но с другой, высоко в горах нет ни лавочек, ни магазинов, а когда разливаются горные реки или начинаются зимние снегопады, даже до ближайшего соседа добраться и то затруднительно. А значит, готовить приходится из того, что есть в доме круглый год: мясо, мука, зелень, молоко, сыр, овощи. Однако вы сильно ошибетесь, если заподозрите аварский рацион в примитивности. Кухня здесь разнообразна и уникальна, она собрала в себе всю мудрость народа, его гордость и богатство. Недаром лучшие рецепты хранятся веками и передаются из поколения в поколение. Если захотите освоить даже несколько самых простых аварских блюд, приготовьтесь к долгой и кропотливой работе. Несложные по продуктовому составу, они требуют настоящего мастерства и большой практики в исполнении. 

Настоящее чудо — чуду

Традиционно, как и все кавказские народы, аварцы любят и много едят мяса, в основном это баранина и говядина. Из него варят наваристые супы (шурпа или шурва), делают начинку для мучных блюд и, разумеется, жарят шашлык

Овощей на столе несколько меньше, в основном это лук и помидоры, на втором месте картофель и баклажаны, и, конечно, огромное количество самой разнообразной зелени, чеснока, уксуса, горчицы и других острых приправ.

Между прочим, именно из аварской кулинарии пришли такие непривычные для европейца сочетания, как творог с зеленью и чесноком, сушеная колбаса с молочными напитками.

Но самое характерное для данной кухни, впрочем как для всей дагестанской — это лепешки из пресного теста — чуду, со всевозможной, разнообразнейшей начинкой. Особенно вкусны они горячими, только что приготовленными, как говорится «с пылу, с жару». Наполнителем им служит, конечно, в первую очередь, мясо, затем картошка, сыр, помидоры, разумеется, все с большим количеством зелени и приправ, и даже отдельно одна зелень, самых разных видов, культурная и дикая, чуть сдобренная сметаной или сырыми (впрочем, можно и сваренными в крутую) яйцами. Жарятся такие лепешки на сухой, без капли жира сковороде, а маслом смазываются уже готовые.

Гость в доме — повод сделать хинкал

Следующее по популярности блюдо — хинкал. По звучанию похоже на грузинские хинкали, однако по сути это совсем другая еда. Когда в дом приходит гость, особенно издалека, для него обязательно готовят хинкал. Гость в доме — счастье. Гостеприимство — один из главных народных законов. Есть хинкал кумыкский, лакский и аварский. Причем аварский из всех своих собратьев наиболее сложный, его приготовление требует опыта и определенных навыков, чтобы вместо мягкой, тающей во рту пышки не получилась синюшная, твердокаменная галушка.

Тесто для аварского хинкала замешивается на кефире, простокваше или сыворотке, тогда как для остальных — на воде. К тесту аварцы вообще относятся уважительно, как к живому существу. Вымешивают его только руками, обязательно в хорошем настроении, рядом с тестом не прыгают, не кричат, и уж совсем, не дай Бог, не ссорятся. Подается он как первое и второе одновременно, готовится в любое время суток. Бульон обильно приправляется чесноком и ароматными травами.

Тесто для хинкала раскатывают тонким пластом, разрезают на квадратики, ромбики, либо полоски, которые скатывают улиткой. Затем кусочки отваривают в бульоне, а готовые кладут на большое блюдо, поливая топленым маслом. Хинкал можно варить в бульоне, а можно отдельно — в воде, тогда он получается пышнее и красивее на вид. Традиционный соус к хинкалу — сметана с чесноком, зеленью, черным перцем и тмином. Любители остренького предпочитают томатную пасту, и, конечно же, пиалу крепкого бульона. Также к хинкалу предлагают маринованные помидоры, квашеные баклажаны и другие соления и квашения.

Курзе — вершина мастерства повара

Нельзя не упомянуть и еще одно примечательное блюдо: курзе. Оно чем-то напоминает пельмени. Но курзе чуть крупнее, имеют форму капли, начинка в них острее, а защипываются они обязательно косичкой. В результате в курзе можно положить даже жидкую начинку, например взбитые с зеленью сырые яйца. В этом случае «мешочек» сначала заплетается до середины, затем наливается содержимое и косичка аккуратно доплетается до конца. Курзе бывает мясным, творожным, картофельным, сырным, в различном сочетании данных продуктов, и с массой других наполнителей.

Наиболее популярные национальные сладости: халва, воздушная кукуруза, грецкие орехи с медом. Завершают трапезу чай и фрукты. 

Школа оригинального рецепта

А не замахнуться ли нам на тот самый аварский хинкал? Страшно? Но мы попробуем!

Берем:

Баранина мякоть — полкило

Лук репчатый — 1 штука

Укроп и кинза по среднему пучку

Соль, черный перец

Полкило помидоров

3-4 зубчика чеснока чеснока

100 г сливочного масла

2 стакана муки

Кефир свежий — стакан 

Перебираем зелень – веточки отделяем, «стволы» связываем ниткой и кладем вместе с перцем, солью, мясом  и луковицей (целиком) в кастрюльку, заливаем водой, так чтобы она на палец сверху покрывала все содержимое, ставим на огонь.

Тем временем месим тесто. Муку высыпаем горкой на стол, делаем ямку в центре, всыпаем соль и потихоньку добавляем кефир. Замешиваем. Действуем по принципу: «сколько тесто возьмет муки». Масса должна получиться мягкой, пластичной и пышной. Накрываем салфеткой, отставляем в сторону.

Теперь соус. Мясистые помидоры трем на терке, солим, перчим. На сковородке растапливаем сливочное масло и соединяем его с томатной  пастой. Как закипело, уменьшаем огонь и тушим минут 20 до выкипания жидкости примерно наполовину. Добавляем измельченную зелень, тушим еще минут 5-10. Чеснок измельчаем, кладем в глубокую посуду, переливаем туда же соус, добавляем 2 столовые ложки холодной воды, перемешиваем. Соус готов. Накрываем его крышкой и ставим в теплое место. Вареное мясо вынимаем из бульона и перекладываем в другую кастрюлю. Если бульон сильно выкипел, можно немного разбавить его крутым кипятком.

Тесто делим на 4 части, раскатываем толстой в 1 см лепешкой, нарезаем ромбиками со сторонами примерно 3-4 см. Кидаем в кипящий бульон. Как всплыли, варим еще минуту. Должны получиться пышные, толстые лепешечки. Шумовку, выкладываем их на блюдо и тут же прокалываем каждую вилкой. Тогда лепешки не сдуются и не посинеют. Процесс готовки закончен.

Ставим на стол блюдо с отварной бараниной, посыпанной зеленью, миску с хинкалом, соусник с помидорным соусом, чашки с бульоном. Берем хинкал-лепешку, макаем в соус, откусываем, запиваем бульоном, заедаем кусочком мяса. Если все получилось, вкусно так, что язык можно проглотить!

Кстати, ценится хинкал и на второй день, поджаренный на сковороде на сливочном масле.

Однако хинкал — блюдо капризное, очень чувствительное как к свежести кефира,
так и к рукам повара. Бывает, он никак не хочет вздуваться, и синеет еще в кастрюле. Ничего не попишешь, надо тренироваться. Желающие могут попробовать сделать его и на куриной основе.

В любом случае, это весьма достойное кулинарное испытание! 

Есть ли связь между «аварами» и «аварцами» ?

Представляют интерес сведения о происхождении имени горцев (маарулал) — аварцы. Горцы (маIарулал) — самоназвание аварцев. Современное название — аварал, аварцы — получило распространение благодаря литературной традиции.

Впервые термин авар встречается в сообщении Ибн-Руста (X в.), где говорится, что царя Серира звали Авар. Следует учесть, что, по мнению академика Н. Я. Марра, у Н. С. Трубецкого, И. Бехтера и др., старое название аварцев, которым называли их и соседние народы, встречалось как halbi, сопоставляемое с кавказским alban греческого происхождения.

Из письменных источников известно, что аварцы стали называться подобным именем в довольно позднее время, чуть ли не с XIX в. Как полагают некоторые исследователи, появление термина аварцы может быть связано с кочевыми племенами аваров, появившихся из глубин Азии в степях Северного Кавказа в 558 г. Один из аварских вождей Кандих во главе посольства прибыл, как отмечают источники, в столицу Византии Константинополь и сообщил императору: «К тебе пришел народ авар — наибольший, наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников» (Артамонов М. И., 1962).

В сложной политической обстановке, сложившейся на восточной границе Византийской империи с проникновением различных кочевых народов, авары были выгодными союзниками для Византии, и она заключила с ними договор, позволив им поселиться на своей территории. Так они оказались на территории нынешней Венгрии, где создали новое государственное образование — Аварский каганат, первым правителем которого был их предводитель — каган по имени Баян. На новой родине Аварский каганат окреп и достиг огромного могущества, распространив свою власть на южнорусские степи, подчинив множество славянских и других племен. Аварский каганат окреп настолько, что соперничал и с Византией, его войска во главе с Баяном [96] доходили до Константинополя, города, защищенного мощными крепостными стенами. Два столетия спустя Аварский каганат теряет свое могущество. Окончательные удары по каганату нанес в 796 г. франкский король Карл Великий.

Согласно византийской хронике, последних аваров видели еще в 828 г. на имперском государственном собрании, где они представляли покоренный аварский народ. Представляет интерес ответ пленного авара на вопрос болгарского хана Крума: «Почему были разорены ваши города и ваш народ?» Тот ответил: «В начале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратились с лицемерными ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало причиной нашего постыдного несчастья».

Уже после падения Аварского каганата в русской летописи (XII в.) говорится: «Почившие яки обре (авары) их же нет ни потомства». Исследователи не без основания отмечают возможность ошибки летописца, говоря, что этот народ бесследно исчез. Может быть, дагестанские авары и есть их потомки, тем более что Дагестан расположен вблизи пути передвижения аваров из Азии в Европу в VI в.? И, возможно, поэтому они имеют одинаковые наименования. О вероятной связи дагестанских аварцев с остатками кочевых авар писал известный русский историк XVIII в. В. Н. Татищев.

Подобную возможность допускал и М. В. Ломоносов. Версия эта популярна в восточной историографии. В этой связи примечательны высказывания Мухаммеда Мурада ар-Рамзи (XIX в.): «Небольшие остатки тех кочевых авар и ныне существуют в Дагестане. Они известны своей храбростью и чистосердечием и сохраняют старое название авар».

Этой темы касались известные востоковеды Дж. Маркварт и В. Ф. Минорский, которые полагали, что часть кочевых авар, [97] около 600 г. проходя вблизи Дагестана во время своего продвижения из Азии в Европу, просочилась в горы Дагестана, растворилась в местной среде и дала им свое имя — авары. Венгерский исследователь И. Эрдели также допускает, что кочевники авары, продвигаясь на запад, временно остановились в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником царство Серир. Другой венгерский исследователь — академик Карой Цегледи — отрицает всякую связь между аварами и дагестанскими аварцами, поскольку они говорили на исключительно далеких друг от друга языках.

Известный исследователь М. А. Агларов, обобщивший все существующие версии об аварах, обоснованно полагает, что о дагестанских аварах невозможно говорить как о прямых остатках кочевых аваров, потому что растворение пришельцев в местной этнической среде означает только лишь участие кочевых аваров в этногенезе дагестанских народов. Другое дело, если бы местные народы были бы растворены в среде кочевых аваров, которые дали бы им не только свое имя, но и язык. Тогда можно было бы говорить, что в Дагестане сохранились остатки тех кочевых авар. Возникает вопрос, дали ли вообще кочевые авары свое имя дагестанским горцам в прямом смысле, ведь аварцами горцы (маарулал) сами себя никогда раньше не называли. В истории нередки примеры, когда сам себя народ называет иначе, чем соседи. Например, венгры в истории и соседям известны как венгры, а сами себя называют мадьярами. Так и горцы — не только сами себя, но и соседи не называли их аварами, грузины называли их леками, лакцы — яруссал, андийцы — хьиндалал, ахвахцы — гьай-булу (алби), кумыки — тавлу и т. д., но аварцами никто. Все это позволяет предполагать, что кочевые авары своего имени местному народу, видимо, не дали (Агларов М. А., 2002). Вместе с тем сегодня официально маарулал (горцы) называются аварцами, и этот факт требует объяснения. Новое оригинальное толкование этому предлагает М. А. Агларов, который отмечает, что, по авторитетному свидетельству арабского историка Ибн-Руста, царя Серира звали Авар. Поэтому в литературной традиции это имя все чаще используется для означения народа, который когда-то [98] подчинялся царю Авару. В книгах с тех пор редко пишут леки, вообще не пишут маарулал, а все чаще их называют аварцы (авары). Такое перенесение имени человека на целый народ случается довольно часто: от имени хана Узбека происходит название узбеков, хана Ногая — ногайцев, от династии Каджаров — название персов в Дагестане — каджары и т. д. Так и имя царя Серира Авар было использовано для обозначения жителей Серира. Достоверно известно, что народ маарулал аварами называл историк XIV в. Мухаммед Рафи в своем сочинении «Тарихи Дагестан», которое было популярно в регионе как официальная история Дагестана.

С тех пор имя аваров кочевало из книги в книгу, попало в архивы, официальные документы, научные издания и т. д. Так, искусственно образованное имя заняло место этнонима, более популярного, чем название маарулал, употребляемое только среди аварцев (самоназвание). В этой связи остается загадкой: почему царя Серира нарекли именем Авар? Связано ли это имя с названием тех кочевых авар или это случайное совпадение? Вероятно, нет, потому что граница государства Серир соприкасалась с регионом обитания кочевых аваров в VI в., да и само имя авар чуждо кавказским языкам. И тем не менее причина того, почему имя кочевников стало собственным именем царя Серира, продолжает оставаться загадкой, позволяющей выдвигать различные гипотезы.

Большинство исследователей не исключает возможности того, что часть кочевников аваров зашла в горы и установила свою династию, а владетеля Серира нарекли Аваром или царя Серира назвали громким именем воинственных соседей Авар. Нередки примеры, когда у горцев человека называют по имени соседних народов, например Черкес (черкесы), Орусхан (русский хан) и т. д.

Таким образом, можно заключить, что современное название дагестанских маарулал (горцев) — аварцы — один из следов некогда могучего народа, исчезнувшего с исторической арены.

Аварцы — национальность аварец — народ аварцы

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.