Еврейская свадьба — Википедия
Еврейская свадьба в Москве Ортодоксальная еврейская свадьба в первом округе Вены, рядом с Юденгассе, 2007 г.Еврейская свадьба — свадебная церемония согласно еврейской традиции. Основной составляющей свадьбы является нисуин — второй этап еврейского бракосочетания. Для совершения нисуина пара должна встать под хупой, хотя еврейский брак считается действенным и в отсутствие хупы. Существуют, однако, и другие взгляды[1][2]
Для традиционной хупы, особенно в каноне ортодоксального иудаизма, рекомендуется, чтобы непосредственно над ней имелось открытое небо[3]. Если церемония бракосочетания проводится в помещении, в зале, то иногда сооружается специальное отверстие, чтобы можно было открыть его во время церемонии. Многие хасиды предпочитают проводить всю церемонию на открытом воздухе. Говорят, что на церемонии хупы присутствуют предки новобрачных
Слово хупа первоначально появляется в Еврейской Библии (как то, Иоиль 2:16; Псалмы 19:5). Абрахам П. Блох утверждает, что связь между термином хупа и церемонией бракосочетания «может быть прослежена до Библии», однако «физический внешний вид хупы и её религиозное значение претерпели с тех пор множество изменений»[5].
В библейские времена пара консуммировала свой брак в комнате[6]. В талмудические времена комната, в которой консуммировался брак, называлась
Еврейские бракосочетания состоят из двух частей: церемония обручения, известная как эрусин или киддушин, и собственно церемония бракосочетания, известная как нисуин. Первая церемония (обручение, которое сегодня совершается, когда жених вручает невесте обручальное кольцо) запрещает невесту всем остальным мужчинам и не может быть аннулирована без религиозного развода (гет). Вторая церемония разрешает невесту её мужу. Изначально две церемонии обычно совершались по отдельности
В Средние века эти два этапа всё более объединялись в одну церемонию (которая, начиная с XVI в., стала «практически повсеместной еврейской традицией»[8]), и
Хупа олицетворяет еврейский дом, символизируемый тканевым балдахином и четырьмя столбами. Точно как хупа открыта со всех четырёх сторон, так и шатёр Авраама был открыт в знак гостеприимства. Таким образом
Жених первым входит в хупу; это означает, что он владеет домом от имени пары. Когда в хупу после этого заходит невеста, это означает, что жених как бы даёт ей кров или одежду, тем самым показывая свои новые обязанности по отношению к ней
Покрывание невесты, унтерфиреры и обход жениха[править | править код]
В ашкеназских сообществах перед тем, как войти под хупу, жених закрывает лицо невесты (обычно вуалью, известной под названием бадекен на идиш или хинума на иврите). Часто для невесты читается молитва, в основе которой лежат слова, сказанные Ребекке в Быт. 24:60[11]. Происхождение этой традиции и её изначальная цель оспариваются. Существует мнение, что хупа означает «укрывание лица невесты» и, таким образом, укрывание брачующейся пары. Другие предполагают, что целью было дать окружающим возможность наблюдать акт закрывания, формализуя тем самым дом семьи в сообществе, так как этот обряд является публичной частью свадьбы. Общепринятой считается версия о том, что это напоминает еврейскому народу, как Лаван обманом заставил Иакова жениться на Лее прежде Рахили, так как лицо невесты было закрыто вуалью (см. Ваеце (недельная глава))
Во многих сообществах жениха ведут под хупу двое отцов, а невесту — двое матерей[13], которых называют унтерфиреры (букв. «те, кто ведёт под»).
Войдя под хупу, невеста по традиции три или семь раз обходит вокруг жениха. Эта традиция может вести своё начало от Иер. 31:22: «Женщина мужчину пусть окружит». Три круга могут представлять три добродетели брака: праведность, справедливость и любящую доброту (см. Ос. 2:21). Семь кругов происходят от библейского концепта, что число семь означает совершенство или завершённость
Вручение кольца (обручение)[править | править код]
На традиционных свадьбах перед обручением читаются два благословения: благословение над вином и обручальное благословение, указанное в Талмуде[15]. Затем пара пробует вино[16]. Жених вручает невесте кольцо — традиционно, плоский свадебный ободок[17] — и торжественно провозглашает: Вот, с этим кольцом ты посвящаешься мне согласно закону Моисея и Израиля
Во время некоторых эгалитарных свадеб невеста также преподносит кольцо жениху[18][19], часто с цитатой из Песни Песней: «Ани ль’доди, вэ доди ли» (я принадлежу возлюбленному моему, и мой возлюбленный принадлежит мне), — которая может также быть выгравирована на самом кольце[20][21]. Иногда это кольцо преподносится вне хупы, чтобы избежать конфликтов с еврейским законом[22][23][24].
Семь благословений[править | править код]
Шева брахот, или семь благословений, читаются хаззаном или раввином, или избранными гостями, каждый из которых вызывается по отдельности. Быть вызванным для оглашения одного из семи благословений считается честью. Жениху дают бокал вина, из которого он пьёт после семи благословений. Невеста также пьёт вино. В некоторых традициях бокал подносится к губам жениха его тестем, а к губам невесты — её свекровью
Разбивание стакана[править | править код]
Одним из характерных и эпизодов иудейской свадебной церемонии, используемых в различных общинах, является разбивание после надевания кольца на палец невесте либо в конце свадьбы стакана. Стакан, как правило (для безопасности), оборачивается тканью или фольгой; жених разбивает/раздавливает его правой ногой, при этом гости кричат «Мазл тов!» («Счастливой судьбы!»). При современном использовании стакан зачастую заменяется лампой накаливания подходящего размера, которая легче бьётся из-за более тонкого стекла, при этом производит более громкий звук
Происхождение этой части обряда точно не известно, однако её обычно объясняют как привнесение в радость свадьбы умеренности и памяти о трагедиях истории еврейского народа[27]. Это «осмысление» обычно отсылает к двум эпизодам Талмуда о раввинах, которые разбивали предмет посуды на бракосочетаниях своих сыновей, чтобы умерить пыл празднования. Более известной является версия о том, что стакан разбивается в память о продолжающемся трауре по разрушению Иерусалимского Храма; это подчеркивается тем, что жених при этом произносит (на древнееврейском или родном языке) стихи 5-6 из 136/137-го псалма ТАНАХа, известные по строке «… Если забуду тебя, о Иерусалим, пусть забудет меня десница моя…»
Бывший главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф критиковал то, как этот обряд обычно проходит при «полутрадиционных» свадьбах: «Многие люди, не наделённые знанием, смеются и кричат „Мазл тов!“ при разбивании стакана, превращая красивый обычай, созданный для выражения нашей печали о разрушении Иерусалимского Храма, в объект легкомыслия». По его мнению, во многих случаях лучше было бы обойтись без него, чем следовать обычаю, разрушая его смысл
Эта статья или раздел описывает ситуацию лишь применительно к частным случаям (концентрируясь более на традициях ашкеназов, чем евреев в целом). Необходимо переработать изложение или добавить информацию, чтобы статья описывала более общий случай. |
Танцы — одна из самых главных традиций Хупы. Гости традиционно танцуют перед сидящей парой и развлекают её[30] Существуют разные виды танцев:
- «Мицва», в котором члены семьи и уважаемые раввины приглашаются на танец перед невестой (или с невестой, если танцуют отец или дед), часто держа специальные ремни, а потом танцуют с женихом. В конце жених и невеста танцуют вместе.
- «Крензл», в котором мать невесты коронуется венком из цветов, в то время как её дочери танцуют вокруг неё (по традиции, на свадьбе последней незамужней дочери).
- «Мицинке», танец для родителей жениха или невесты, когда сочетается браком их последний ребёнок.
- «Хора», ближневосточный/израильский танец[31], обычно исполняется в качестве второй танцевальной последовательности.
- «Увеселение невесты, в котором гости танцуют вокруг невесты; может включать в себя использование «штиков» — дурашливых аксессуаров, как-то: значков, флагов, костюмов, конфетти и скакалок, сделанных из столовых салфеток.
После еды читается Биркат Хамазон (Благословение после еды), а после него шева брахот. На свадебном банкете текст благословений, предшествующих Биркат Хамазон, слегка отличается от повседневной версии[32]. Гостям могут раздаваться молитвенные книжечки, называемые бенчеры. После молитв читается благословение над вином, при этом два бокала вина сливаются воедино в третий бокал, что символизирует порождение новой совместной жизни[30].
- ↑ 1 2 Kaplan, Rabbi Aryeh. Made in Heaven, A Jewish Wedding Guide (неопр.). — New York / Jerusalem: Moznaim Publishers, 1983., Chapter 18
- ↑ Aside from Chuppah, it can also be accomplished by consummation; however, this is discouraged (Kaplan, Ibid.).
- ↑ The Chupah — Marriage Canopy on Chabad.org
- ↑ Streaming Video For Weddings in Israel
- ↑ Abraham P. Bloch, The Biblical and historical background of Jewish customs and ceremonies (KTAV Publishing House, Inc., 1980), p. 31-2
- ↑ Быт. 24:67
- ↑ 1 2 3 4 Abraham P. Bloch, The Biblical and historical background of Jewish customs and ceremonies (KTAV Publishing House, Inc., 1980), p. 32
- ↑ 1 2 Rabbi John Rayner, Guide to Jewish Marriage (London: 1975), p. 19
- ↑ Rabbi John Rayner, Guide to Jewish Marriage (London: 1975), p. 19-20
- ↑ Levush, 54:1; Aruch HaShulchan, 55:18.
- ↑ Veil — Jewish Encyclopedia (неопр.). and A guide to the marriage ceremony
- ↑ Made in Heaven, A Jewish Wedding Guide by Rabbi Aryeh Kaplan, Moznaim Publishing Company, New York / Jerusalem, 1983, Chapter 17
- ↑ 1 2 A guide to the marriage ceremony
- ↑ Made in Heaven, A Jewish Wedding Guide by Rabbi Aryeh Kaplan, Moznaim Publishing Company, New York / Jerusalem, 1983, Chapter 19
- ↑ Ketuboth 7b
- ↑ 1 2 Made in Heaven, A Jewish Wedding Guide by Rabbi Aryeh Kaplan, Moznaim Publishing Company, New York / Jerusalem, 1983, Chapters 20 and 21
- ↑ The Jewish Way in Love & Marriage, Rabbi Maurice Lamm, Harper & Row, 1980, Chapter 15
- ↑ Jewish Wedding Ring (неопр.). Judaism.about.com (17 декабря 2009). Дата обращения 9 ноября 2012.
- ↑ Wedding Vows: Jewish Wedding VowsTheKnot.com (неопр.). Wedding.theknot.com. Дата обращения 9 ноября 2012.
- ↑ Marlena Thompson. Jewish Life Cycle/Rituals: Marriage (неопр.) (недоступная ссылка). Jewishfederations.org. Дата обращения 9 ноября 2012. Архивировано 10 марта 2013 года.
- ↑ Shalom! Rabbi Dina-Hasida Mercy on Marriage (неопр.) (недоступная ссылка). Rabbi-mercy.com (18 февраля 2009). Дата обращения 9 ноября 2012. Архивировано 10 марта 2012 года.
- ↑ June 2010, Rethinking Jewish Weddings (неопр.) (недоступная ссылка). Shmadigital.com (3 июня 2010). Дата обращения 9 ноября 2012. Архивировано 10 марта 2012 года.
- ↑ Chaplain (CPT) Shlomo Shulman. Guide to the Jewish Wedding: Jewish wedding program, jewish wedding traditions, Chuppah, Ketubah (неопр.). Aish.com (30 июня 2001). Дата обращения 9 ноября 2012.
- ↑ Jewish wedding guide (неопр.). SomethingJewish.co.uk (30 сентября 2012). Дата обращения 8 июля 2014.
- ↑ The Jewish Wedding (неопр.). Beingjewish.com. Дата обращения 9 ноября 2012.
- ↑ Amy Newman Smith, «Get smashed… & mazel tov» (англ.) в Cleveland Jewish News.
- ↑ 1 2 Rabbi Aryeh Kaplan, «Made in Heaven: A Jewish Wedding Guide», Moznaim Publishing Company, New York / Jerusalem, 1983, главы 20 и 22.
- ↑ Rabbi Maurice Lamm, «The Jewish Way in Love & Marriage», Harper&Row, 1980, глава 15.
- ↑ «Senior Israeli Rabbi Slams „Breaking of the Glass“ at Weddings» (неопр.). Israel National News (13 февраля 2010). Дата обращения 9 ноября 2012.
- ↑ 1 2 Wedding receptions: Jewish Reception Rituals
- ↑ Jewish Wedding Dances Videos (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 сентября 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ Birkat Hamazon
Еврейская свадьба — традиции и ритуалы празднования
Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.
Старинные традиции
С древних времен о свадьбе договаривались родители молодых. Жених и невеста знакомились уже после достижения договоренностей, зачастую впервые видя друг друга. Поскольку до свадебного обряда проходило довольно много времени, в некоторых регионах сговоренные молодые начинали жить вместе, не дожидаясь официально оформленных брачных уз.
Свадьба в Израиле и институт брака в целом, воспринимались не только как единение мужчины и женщины для продолжения рода, но и как воплощение Божественного повеления. Ведь, согласно Торе, тот, кто не создал семьи, не является полноценным человеком. Он не полон – где-то в мире, так же отдельно, живет его половинка.
Ритуалы сватовства и помолвки
Длительные праздничные торжества начинались с обязательного сватовства. Согласие молодых на брак не требовалось — считалось, что добрые сыновья и дочери должны быть послушны воле родителей. Представители жениха рассказывали о претенденте (очень редко сватовство проводил сам жених). Если согласие со стороны родственников девушки было получено, оплачивался выкуп за невесту, как знак серьезных намерений и доказательство финансовой состоятельности.
Затем родители девушки и представители жениха, или сам жених, садились за стол с обязательным вином, чтобы обсудить подробности предстоящих торжеств. Иудеи одними из первых начали заключать брачные договора. В них прописывались как размеры приданого и выкупа, так и обязанности будущих супругов. Особое внимание уделялось жестокому обращению с женой и детьми. В случае доказанного нарушения пунктов контракта, брак мог быть расторгнут без длительных проволочек.
В знак закрепления достигнутого соглашения матери молодых разбивали тарелку. Это означало, что возврата к прежней жизни нет, как невозможно склеить посуду из осколков.
После урегулирования всех возникших вопросов организовывали знакомство жениха и невесты, обязательно в присутствии раввина или уважаемых людей. Очень часто случалось так, что молодые не видели друг друга до самой свадьбы.
В наши дни столь жесткие условия встречаются лишь в ортодоксальных семьях. Обычно молодежь знакомится самостоятельно и лишь потом уведомляют о своем желании создать семью старшее поколение.
Приготовления к еврейской свадьбе
Подготовительный период был очень важен для правильной организации торжеств. Верования и традиции евреев содержали, и до сих пор содержат, множество ограничений, которые необходимо было учесть при подготовке к свадьбе. Так, иудейская свадьба ни в коем случае не праздновалась в период национальных праздников, постов и поминальных дней. Запретной являлась и суббота — шаббат. День, когда Всевышний отдыхал от трудов, являлся всеобщим выходным у евреев, когда была запрещена всякая трудовая деятельность. В современном мире эта традиция соблюдается вплоть до невозможности самостоятельно нажать кнопку лифта или включения света. Разумеется, тут уже не до бракосочетаний.
Объявление жениха
За неделю до свадебных торжеств жених во всеуслышание объявлял о предстоящем мероприятии. Происходило это во время проведения службы в синагоге. Ритуал назывался Уфруф. Присутствующие на богослужении мужчины активно поздравляли счастливого новобрачного и осыпали его конфетами. После чего вся семья собиралась на праздничный ужин.
Очистительные ритуалы невесты
Девушка же проходила очистительные ритуалы в особом бассейне Микве. Она полностью раздевалась, даже лак с ногтей необходимо было счистить. Снимала все украшения и медленно опускалась в воду, читая молитвы. Омовений должно было быть несколько. Ее поддерживала компания подруг и замужних женщин, которые помогали и проводили беседы о ценности семейной жизни. Эти омовения означали ее очищение от грехов прошлой жизни и приготовление к замужеству.
Свадебные торжества евреев
Свадьба могла назначаться на разные дни, согласно установленным правилам. По одному из них свадьба игралась в среду, чтобы в четверг, в случае отсутствия невинности у девушки, муж мог прилюдно развестись в синагоге.
Праздновали в будние дни среди недели, и в субботу после позднего ужина. Наиболее популярным все же остается воскресенье.
Наряды для свадьбы
Особенных свадебных одеяний у евреев не наблюдается. Они одевались в нарядную одежду того региона, где проживали. Современные брачные платья и костюмы вполне классического вида. Единственное условие — платье невесты должно быть максимально скромным и закрытым.
Утро свадебного дня
В день свадьбы в первую очередь решались юридические вопросы предстоящего бракосочетания. Жених вместе с представителями невесты, гостями и раввинами подписывал договор об обручении и брачный контракт. Невеста тем временем принимала поздравления и подарки на женской половине. А матери новобрачных били что-то стеклянное в память о разрушенном Храме Иерусалимском.
Затем жених, в присутствии уважаемых свидетелей, накидывал на голову невесты длинную густую фату, которая полностью ее скрывала — в знак того, что мужчина отныне полностью отвечал за свою жену. Присутствие посторонних лиц было необходимо, чтобы удостовериться, что девушку не подменили.
Венчание — хупа
Название самого главного обряда произошло от названия балдахина. Его присутствие над головами новобрачных было обязательно. Эта изукрашенная бахромой и вышивкой ткань на четырех резных стойках-столбах символизировала сень дома жениха, под который он вводил свою супругу. Открытые стороны олицетворяли гостеприимство, ведь именно так был открыт шатер Авраама для всех страждущих. Никакой мебели в хупе не должно было быть, ведь дом еврея — это не вещи, это живущие в нем люди. Традиционно, над балдахином должно было быть открытое небо, поэтому обряды проводились на открытом воздухе.
Первым в свой «дом» входил мужчина, после чего вступала женщина и обходила жениха по кругу трижды или семь раз — священное число. Положение жены в еврейской семье было особенным, непохожим ни на мусульманский обычай, ни на европейский. Несмотря на внешние признаки, довольно сильно перекликающиеся с восточными, еврейские женщины являлись тем цементом, который скреплял семейные узы. Они были образованны, умны и намного меньше ограничены в своих возможностях.
Раввин читал молитвы, освящал вино в хрустальном кубке и разрешал жениху надеть обручальное кольцо. По еврейским обычаям кольцо предназначалось только жене. Оно было простым, без камней и излишеств, плоским. После этого читались благословляющие молитвы, молодые выпивали вино из кубка. Жених разбивал опустевшую посудину — бросал на камни или наступал правой ногой. А гости кричали: «Счастливой судьбы!». Современные молодожены часто заменяют стакан лампочкой накаливания — ее бить легче и куда громче.
Праздничное застолье
У еврейского народа во все времена было весьма специфическое отношение к пище. Поэтому, на праздничный банкет готовились исключительно кошерные блюда. А вот веселиться, петь песни и плясать Тора не запрещала, так что гуляли от души. Все гости должны были в меру сил и возможностей развлекать молодоженов. Длился праздник до восхода солнца.
Национальные танцы и развлечения
Танцы на еврейском празднике испокон веков являлись основным способом развлечься. Было придумано множество различных традиционных танцев, предназначенных именно для свадьбы. Многие из них танцуют до сих пор.
- Танец для невесты включал в себя использование различных потешных мелочей — скакалок, конфетти, флажков и маскарадных костюмов, все, до чего могли додуматься дорогие гости.
- Если замуж выдавалась последняя дочь, то ее мама короновалась цветочным венком и выходила в центр зала, а все ее дочери танцевали вокруг нее.
- Если сочетался браком последний ребенок любого пола, то для родителей устраивали отдельный танец.
- Танцевали Хору и Мицву, когда уважаемые люди отплясывали с невестой или для нее, держа в руках ремни. После чего жених и невеста делали совместный выход.
Еврейская свадьба проходила под живую национальную музыку с редкими вкраплениями музыкальных композиций региона проживания, ведь этот народ селился по всему миру. Современные свадьбы также включают в себя национальные композиции и танцы, и общепринятые плэйлисты.
Интересные обычаи еврейской свадьбы
Как и у всех остальных народов, у евреев есть свои оригинальные традиции и приметы, которые они неукоснительно соблюдают во время свадьбы — ведь от этого зависит благополучие и счастье молодоженов. Особенно интересны в этом отношении свадьбы ортодоксальных евреев, которые практически не изменились с древних времен.
- Поскольку для жениха и невесты бракосочетание является священным действом, им запрещается кушать и пить хоть что-то, кроме чистой воды, до самого таинства обручения.
- Все традиционные обряды евреев берут свое начало в Торе. Они весьма религиозны и неукоснительно соблюдают заповеди и законы Божии.
- После обручение молодые должны уединиться в отдельном помещении в присутствии нескольких свидетелей и разделить совместную трапезу. После этого официальная часть бракосочетания заканчивается.
- На праздничном застолье молодоженов обязательно поднимали в воздух вместе со стульями-тронами, и носили по кругу с песнями и поздравлениями.
- Молодые на свадьбе – это воплощение Божественного промысла, они полны святости и их статус выше всех присутствующих, независимо от заслуг и возраста. Отношение к ним в эти дни соответствующее. Для многих молодых людей период бракосочетания является самым важным в жизни.
- Как и в мусульманской традиции, у евреев не принято совместное празднование мужчинами и женщинами. Во время торжественных мероприятий и банкета принято разделение по гендерному признаку, ставятся отдельные столы.
- Замужняя женщина не должна показывать своих волос никому, кроме мужа. Поэтому, на людях они появляются либо в полностью закрытых головных уборах, платках, шалях. Либо – в париках.
- Конец праздника знаменуется благодарственной молитвой.
- Обычай бросать букет в толпу подружек начал свое победное шествие именно с еврейской традиции.
- На многих свадьбах до сих пор присутствует официальный шут-тамада, бадхен. Он развлекает гостей, устраивает конкурсы и различные розыгрыши.
- Есть прекрасный старинный обычай, который до сих пор соблюдается: при рождении сына родители садят кедр, если родилась дочь — сосну.
Даже ревностные хранители традиций сдаются под напором современных технологий. Все чаще торжества снимаются на видео или фотокамеры, хотя раньше было строжайше запрещено фиксировать сокровенные обряды и вообще людей.
После свадьбы
Одним днем еврейская свадьба не обходилась. Согласно традициям, она продолжалась в течение недели. Приходили запоздавшие гости, устраивались застолья и мероприятия. Лишь спустя семь долгих дней после обряда венчания новобрачные могли назвать себя мужем и женой и наконец насладиться друг другом в одиночестве.
уникальные традиции и обычаи, этапы и особенности торжества
Традиционная еврейская свадьба имеет ряд древних обрядов и народных обычаев, которым следуют до сих пор. Команда портала Свадьбаголик.ru разобралась в особенностях бракосочетания у еврейского народа, чтобы рассказать вам о них.
Бракосочетание у евреев
Еврейскую свадьбу можно разделить на несколько частей, каждая из которых наполнена определенными обычаями и традициями.
Кабалат паним
В самом начале свадебного дня гости делятся на мужчин и женщин и расходятся по разным комнатам. В женской половине праздника невеста принимает поздравления гостей, а свекровь и теща разбивают стакан, тарелку или просто лампочку в честь памяти о Храме Иерусалимском.
В мужской половине жених занимается серьезными делами. Он вместе с гостями и раввинами подписывает тнаим и ктубу – договор об обручении и брачный договор. В этих документах перечисляются права и обязанности супругов. Кстати, подписание брачного договора имеет место не только на свадьбе у евреев, но и на европейской свадьбе, только его заключают обычно до бракосочетания, а не во время торжества.
Бадекен
Согласно еврейской традиции практически в начале свадьбы, а именно после подписания договоров и разбития стакана, жених в присутствии свидетелей покрывает голову и лицо невесты фатой. Согласно легенде, свидетели нужны, чтобы убедиться, что под фатой именно та девушка, на которой должен жениться молодой человек. Такой обычай означает, что мужчина берет покровительство над женщиной и обязан с этих пор заботиться о ней.
Хупа
Это главная часть бракосочетания, а также название балдахина, под которым происходит обряд венчания. Балдахин покрыт тканью только сверху, подобно шатру гостеприимного Авраама, а также в знак того, что молодые готовы встретиться с ветрами и ненастьями с любой стороны.
Первым под хупу ступает мужчина. Затем входит его возлюбленная. Она обходит жениха три или семь раз. Этой традицией подчеркивается особое значение женщины в семье. Раввин, который проводит обряд бракосочетания, говорит благословенную молитву над бокалом с вином и разрешает жениху обручить невесту – надеть на нее кольцо. Сегодня все чаще встречаются свадьбы, на которых девушка также надевает кольцо на палец своему возлюбленному.
Затем происходит чтение ктубы и молитвы «Семь благословений». Молодые опустошают бокал с вином, чтобы впоследствии жених раздавил его правой ногой под громкие крики гостей «Мазл тов!», что означает пожелание молодым счастливой судьбы.
Йихуд или уединение
Свадьба у евреев – очень загадочная и необычная процессия. Очередное тому свидетельство – обряд уединения молодоженов в отдельной комнате в присутствии нескольких свидетелей. Там они разделяют легкую трапезу уже как муж и жена. На этом официальная часть бракосочетания завершена.
Банкет
На свадьбах у еврейского народа отдается предпочтение исключительно кошерной пище, что отличает их от других торжеств, например, буддистской свадьбы, на которой должно быть много разных угощений и сладостей.
Сам банкет представляет собой шумное и веселое застолье с песнями и танцами. Согласно древнему обычаю все гости должны развлекать жениха с невестой. В какой-то момент новоиспеченных мужа и жену, сидящих на стульях, поднимают в воздух и некоторое время носят, сопровождая это песнопениями и поздравлениями. Длится торжество обычно до самого утра.
Особенности еврейской свадьбы
Безусловно, если вы хоть раз побываете на такой свадьбе и увидите воочию еврейские свадебные традиции, вы никогда не забудете это мероприятие. Вот несколько выделяющихся особенностей этого ортодоксального бракосочетания, которое вас точно удивят:
- Мужчины и женщины должны сидеть по отдельности на любом этапе праздника: будь то приветствие, официальная часть или банкет (как и на традиционной мусульманской свадьбе).
- Замужние женщины часто появляются на торжествах в париках, т.к. их настоящие волосы должны быть полностью закрыты. Для этих целей они могут использовать и головные уборы.
- Жених и невеста приравниваются к королю и королеве. Отношение к ним соответствующее. Девушка готовится к этому моменту, как к главному в своей жизни. Именно поэтому образ молодой не лишен роскоши.
- Каждый обряд, каждое действие на бракосочетании у евреев опирается на Библию. Этот народ чтит свои религиозные обычаи.
- День свадьбы у евреев – святой день, поэтому молодым нельзя ничего есть и пить (кроме воды), пока они не обручатся.
- Иногда в конце праздника может состояться молитва после трапезы, но, т.к. торжество может затянуться до утра, этот обычай опускают.
Несмотря на всю религиозность еврейской свадьбы, нужно отметить, что в ней появляются многие современные веяния. Например, все чаще молодожены заказывают фотосъемку такого сокровенного обряда, как хупа, чтобы у них на память остались самые трогательные моменты их жизни!
Еще больше интересных и полезных статей вы найдете на сайте svadbagolik.ru, например, как организовать свадьбу за рубежом, осуществив свою детскую мечту.
Обычаи и традиции перед свадьбой в странах мира
Перед свадьбой у разных народов мира соблюдаются свои обычаи и традиции, многие из которых нам непонятны, ведь речь идет о подпиливании зубов или обязательной беременности невесты перед бракосочетанием!
- 14006 просмотров
- 15 фото
Топ-10 необычных арабских свадебных традиций
Церемония заключения брака и последующее торжество в разных странах сопровождается своими обычаями. На арабских свадьбах соблюдаются свои особые традиции. Некоторые из них завораживают своей красотой и глубоким смыслом, а другие – вызывают недоумение.
- 19299 просмотров
- 15 фото
традиции, обычаи и обряды (фото и видео)
Еврейская свадьба сегодня – это большое и долгое событие с целой драматургией. Портал для невест Свадебка.ws расскажет вам о том, почему оно так уникально и неповторимо.
Подготовительный период
Для подготовки обряда бракосочетания у евреев важную роль играют родители будущих молодоженов. Именно они первым делом обсуждают друг с другом вопросы свадьбы и материального вклада в жизнь создающейся семьи. Только после того, как будет достигнута договоренность между ними, жених имеет право прийти к отцу своей невесты и попросить ее руку. В знак серьезности намерений он обязан заплатить выкуп за любимую. И таким образом заключается письменное или устное соглашение о проведении еврейской свадьбы.
Не обходится и без взаимодействия матерей. Согласно свадебной традиции для закрепления этого соглашения они разбивают тарелку как символ невозможности все вернуть обратно. После этого наступает пора назначения дня свадьбы. Здесь есть тоже свои особенности и запреты. Так, нельзя сочетаться браком во время:
- шаббата – праздничный день у еврейского народа, в который принято воздерживаться от работы и других занятий;
- еврейских национальных праздников;
- постов и дней поминовения усопших.
Согласно традициям и обычаям еврейской свадьбы заканчивается подготовительный период двумя особыми церемониями для жениха и невесты. За неделю до главного события в своей жизни жених объявляет общине о предстоящей свадьбе во время службы в синагоге – церемония Уфруф. Присутствующие мужчины приветствуют его решение, осыпают конфетами и происходит праздничный обед для семьи.
Невеста же проходит очищающий обряд. Она посещает особый бассейн Миква в компании других женщин семьи, читая в нем молитвы из Торы. Считается, что после этого она выходит очищенная и обновленная, готовая для новой жизни.
День бракосочетания
День свадьбы у евреев тоже изобилует своими приметами, атрибутами и традициями. Он обладает своей четко отлаженной в течение тысячелетий структурой:
- Составление молодыми особого соглашения – ктубы, согласно которому жених обязуется заботиться и защищать свою будущую супругу. Немаловажно, что в ктубе оговаривается и случай развода со всеми вытекающими последствиями. Соглашение подписывается молодыми в присутствии свидетелей и торжественно оглашается на празднике перед гостями.
- Проведения обряда «бадекен» – покрытия фатой головы невесты. Это особое символическое таинство, когда жених приходит на женскую половину праздника (свадьба празднуется отдельно мужчинами и женщинами). Накрывая невесту фатой, жених демонстрирует ей свое покровительственное начало.
- Обряд Хупа. Хупа – это особая конструкция – тент, который символизирует дом и надежность. После прочтения семи благословений под ней жених одевает свадебное кольцо невесте на указательный палец и произносит священные слова. По традиции еврейской свадьбы, кольцо должно быть простым и плоским.
- Также жених должен выпить бокал ритуального вина и раздавить его правой ногой, а гости в это время громко и дружно должны произнести «Мазл тов!» – пожелания счастья.
- Собственно застолье. Обилие блюд на столе зависит от степени религиозности молодых. Праздничное пиршество может происходить как в синагоге в специально отведенном для этого месте, так и в ресторане. Кошерные блюда занимают большую часть меню, иногда сюда добавляются вегетарианские и рыбные угощения.
- Музыкально-развлекательная программа. Ни одна свадьба, даже еврейская, не обходится без музыки и танцев. Однако здесь особенность в том, что музыка исполняется, как правило, вживую и только в форме традиционных мотивов. Главный танец носит название «Хора» и делается всеми присутствующими под уже каноническую песню «Хава нагила». Как и на всех свадьбах для того, чтобы запечатлеть событие, нанимаются специалисты для проведения фотосъёмки еврейской свадьбы, обряда Хупа.
Послесвадебный период
Обычаи предусматривают праздник еще в течение семи дней после самого обряда бракосочетания. Продолжаются застолья для тех гостей, кто не попал на праздник в главный день. Свадьба у евреев складывается так, что лишь спустя неделю после дня свадьбы уже муж и жена имеют полное право с чистой совестью радоваться новому этапу в их жизни.
Портал www.svadebka.ws рассказал вам про обычаи и традиции на еврейских свадьбах. Такие мероприятия до сегодняшнего дня сохраняют тысячелетнюю мудрость израильского народа и демонстрируют его взгляд на мир.
Как отмечается типичная израильская свадьба?
Свадебные церемонии основаны на древней религии и философии народа Израиля и берут свое начало с давних времен. Даже в наши времена есть ортодоксальные семьи, в которых придерживаются правил и традиций, на которых основывается еврейская культура. Как и другие народности, иудеи чтят и любят свои свадебные традиции.
Церемония обручения (эрусин)
С давних пор судьбу молодых решали родители при помощи свах, у евреев они называются йентами. Договоренность о предстоящем браке достигалась родителями, а молодожены встречались впервые только во время свадебного обряда – Хупы. В наше время родители позволяют жениху с невестой встречаться перед свадьбой, но добрачные отношения все же не одобряются.
После того, как родители обсудят все вопросы, связанные с предстоящей женитьбой, жених приходит к отцу своей суженой и просит разрешения жениться. Такова традиция. Жених платит выкуп за невесту для того, чтоб подтвердить свои намерения.
Но у евреев ритуальные обряды, связанные со свадьбой, начинаются задолго до заключения брака. Иногда между помолвкой и самой свадьбой проходит достаточно много времени, поэтому у некоторых народностей жених с невестой начинали супружеские отношения до женитьбы.
Свадебные еврейские традиции
Первой свадебной церемонией после обручения у евреев считается тенаим. Во время церемонии разбивается тарелка, как символ скорби еврейского народа о разрушенных храмах Иерусалима. Даже в дни радости и праздника они помнят о трагических событиях.
День свадьбы также назначается не случайно. Ее не празднуют в день шаббата, который длится от пятничного заката до субботнего вечера. Не проводят свадебные ритуалы и во время еврейских праздников, таких как, еврейский Новый год. В эти дни ни один правоверный иудей не работает. Некоторые евреи начинали свадебный обряд сразу после завершения шаббата, в субботний вечер.
У разных иудейских народностей существовали свои правила назначения дня обряда Хупа. Мишна предлагала проведение свадьбы в среду, чтоб супруг, обнаружив свою жену нечистой, мог в четверг на суде сразу заявить об этом. В Польше, Богемии и Австрии евреи для экономии совмещали обряд женитьбыс субботней трапезой. Сейчас многие проводят свадьбу в будние дни среди недели, в отличие от русских свадеб. Но самым популярным днем свадеб так и осталось воскресенье.
Принято, чтоб незадолго до свадьбы жених покупал для невесты перстень. Он должен быть скромным, без лишних украшений, гравировок и камней, чтоб поверхность кольца была гладкой и ничем не разграниченной.
Назначение даты свадьбы
Нет такого сезона, когда израильтяне не играют свадьбы. Однако большинство старается пропустить временной промежуток между Песахом и Шавуотом, поэтому в это время еврейская свадьба не празднуется. Традиционно это время считают временем скорби, поэтому не устраивают в эту пору увеселительных мероприятий с шумными, веселыми застольями.
Церемония Уфруф
За неделю до свадьбы проводится еще одна важная церемония – Уфруф. Эта церемония целиком посвящена молодому жениху. Она проводится во время службы в Синагоге, когда жених объявляет своей общине о предстоящей свадьбе. Присутствующие мужчины приветствуют намерения парня и осыпают его конфетами. Завершением этой церемонии служит обед, который устраивает жених для членов своей семьи.
Посещение Миквы
Тем временем к свадебной церемонии готовится и будущая жена. Она посещает специальный бассейн – Микву, где проводится ритуал очищения для начала новой семейной жизни. В наши дни есть такие комплексы, которые не уступают по оснащению современным спортивным клубам европейского образца.
Очень важно во время ритуала пройти очищение и душой, и телом. Девушка раздевается, снимает с себя украшения, даже стирает лак с ногтей и постепенно опускается в воды священного бассейна, читая специальную молитву. Погружений в воду может быть несколько для достижения полного эффекта очищения. Иногда мужчины также ходят в Микву, только в отсутствие женщин.
Невеста находится в Микве не одна, с ней присутствуют другие женщины семьи, которые помогают ей в проведении ритуала. Во время очищения с невестой проводится беседа о семейных ценностях и женской роли в супружеской жизни. Наставляет неопытную невесту уважаемая и верующая женщина, которая передает ей богатый жизненный опыт.
Неделя перед свадьбой
Раньше было принято, что за неделю до свадьбы будущие супруги не должны встречаться. Но сейчас уже никто не соблюдает эту традицию. Еще в старые времена молодые жених с невестой постились перед церемонией бракосочетания, но сейчас пост соблюдает только жених, да и то, только в день свадьбы. Хотя в этом обычае есть и рациональное зерно – молодожены вступают в семейную жизнь полностью очищенными и обновленными. Религия имеет огромное значение в свадебных традициях Израиля, но в современном мире немногие евреи придерживаются их так строго, как раньше.
Еврейский обряд бракосочетания (нисуин)
Главный свадебный обряд Хупа не обязательно проводится в Синагоге. Для него нужен раввин и сама хупа, поэтому этот обряд можно проводить в самых разных местах. Сам раввин может, как проводить обряд, так и наблюдать за его проведением кем-то из почтенных родственников.
Хупа – это полог, под которым находится пара влюбленных, во время церемонии бракосочетания. Ее сооружают из четырех столбов и накрывают тканью, чтоб получилось подобие дома, который хупа символизирует. По традиции первым под хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Причем, невеста появляется в «доме» последней, обходя своего будущего супруга кругом. Сколько делать кругов невесте, нет единого мнения. Некоторые считают, что одного раза достаточно, но ортодоксальные евреи настаивают на семи кругах. У ашкеназских евреев принято, чтоб жених закрывал вуалью лицо своей суженой перед ее входом под хупу. Такой жест символизирует намерение мужа защищать свою жену, и берет свое начало с тех пор, когда Ребекка выходила замуж за Авраама.
Далее следует церемония вручения кольца или обручения. Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит молодой кольцо (оно должно быть плоским и простым) и произносит торжественные слова.Жених надевает кольцо на правую руку невесты на безымянный палец. Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу. Кто-то пренебрегает традициями, другие же их не нарушают, а кольцо надевается жениху вне хупы.
Благословения имеют магическое число семь. Их читают либо раввин, либо уважаемые мужчины. Читать благословение для приглашенных гостей большая честь, поэтому на долю каждого выпадает только одно. Жениху дают бокал с вином, из которого он пьет после благословений, после этого вино передается невесте.
Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазл тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.
Тонкости еврейской свадьбы
У иудеев нет специальных свадебных нарядов. Обычно жених надевает черный классический костюм и галстук. Невеста облачается в белое платье, причем, платье должно быть скромным и закрытым. Все мужчины на свадьбе во главе с раввином надевают белые ермолки на голову.
В начале свадебного торжества подписывается Ктуба – брачный договор, в котором прописаны все обязанности супруга и сумма, которую муж выплачивает жене в случае развода. Также в Ктубе супруг подтверждает свое согласие дать жене документ о разводе – гет, который позволит ей вновь вступить в законный брак.
Для свадебной церемонии нет особенной музыки. Некоторые включают во время свадьбы Свадебный марш Вагнера, но этот композитор известен истории своими нацистскими взглядами. Поэтому большинство предпочитают легкую еврейскую музыку, которая несет в себе традиции и характер еврейского народа.
Многие этнические историки утверждают, что обычай бросать свадебный букет подружкам берет свое начало с еврейской свадьбы.
Свадебное застолье
Верующие евреи, следуя традициям, устраивают праздник отдельно для мужчин и женщин, вкушают только кошерную пищу во время застолья. Есть и такие, кто изменяют меню и угощают гостей вегетарианскими или рыбными блюдами, а кошерные блюда готовятся для некоторых гостей. Чтоб избежать неприятных моментов во время застолья, лучше полностью соблюсти традицию и угощать гостей традиционной пищей.
В зависимости от принадлежности к этнической группе: ашкензи или сефардов, на свадебном столе могут присутствовать различные блюда. Ашкенази жарят курицу, к ней подают картофель и различные овощи. Сефарды же готовят баранину или рубленую курятину вместе с кус-кусом (рисом), щедро посыпанные пряностями и приправами.
Дальнейшая свадебная церемония схожа со свадьбами других народов. Праздник должен протекать весело и с размахом. Обязательно все гости свадьбы танцуют национальный еврейский танец – Хора. Мужчины поздравляют молодых, произносят напутственные речи, преподносят подарки. На свадьбе звучит музыка, в зависимости от религиозности она отличается в разных семьях. Ортодоксальные евреи сопровождают свадебное торжество только национальной еврейской музыкой, другие слушаю смешанные плэйлисты, состоящие из современных и традиционных музыкальных композиций.
На многих свадьбах до сих пор присутствует Бадхен – шут, скоморох, тамада в дословном переводе. Именно он занимается увеселением всех гостей во время свадебных церемоний.
В течение семи дней молодые продолжают праздничные застолья за здоровье молодых. Каждый раз приглашаются все новые гости, которые еще не поздравляли молодоженов. После окончания застолий влюбленная пара может насладиться обществом друг друга во время медового месяца, ведь за время свадьбы им некогда было побыть вдвоем.
Как празднуют традиционную еврейскую свадьбу
Я никогда раньше не была ни на одной свадьбе. А тут меня сразу пригласили на традиционную еврейскую свадьбу, где невестой была дочь главного раввина Москвы Эсти Гольдшмидт, а женихом — Арвен Шайнин. Свадьба была назначена на вторник. Дело в том, что у ортодоксальных пар принято играть свадьбу только в будние дни, в отличие, например, от русских, которые зачастую празднуют по субботам. Еврейская же свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением шаббата, который начинается на закате в пятницу и длится до заката субботы, а также за исключением еврейских праздников, например еврейского Нового года.
Меня сразу предупредили по поводу наряда — платье должно покрывать локти и колени. Для гостей был свой дресс-код. Невеста решила одеть всех гостей в красное. Однако, как я потом узнала, в Талмуде сказано, что еврейские женщины не носят одежду красного цвета, поскольку это притягивает внимание и, в конечном счете, может привести к разврату. Получается, что ношение одежды красного цвета является нарушением запрета одеваться нескромно. Несмотря на это, большинство гостей соблюли дресс-код и порадовали молодую пару.
Церемония бракосочетания была назначена на 17.00, но гостей собирали уже в 16.00. Мы приехали пораньше. Дождь лил не переставая, поэтому часть гостей толпилась внутри Хоральной синагоги на Китай-городе, а другая — снаружи под крышей. В это время в Большом Молельном зале шла молитва. Поэтому нас сразу пригласили в ресторан «Римон», который находится на втором этаже. Там гостей ждали кошерные угощения и еврейская музыка. Через некоторое время в зале появилась невеста в роскошном белом платье и села на красиво украшенный стул в центре зала (этот стул ассоциируется с троном, так как в день свадьбы невеста — это царица). Затем гости начали поздравлять девушку. У меня назрел вполне логичный вопрос: «А где, собственно, жених?». — «Он подписывает договор об обручении и брачный договор на мужской половине», — подсказал мне мой сосед.
Пока невеста принимает поздравления от гостей на женской половине, тем временем на мужской жених с раввинами подписывает документы. Сначала «тнаим» — договор об обручении, а затем «ктубу» — брачный договор. Документ об обручении оформляется и подписывается непосредственно перед актом бракосочетания. В это же время в молельном зале мать жениха и мать невесты вместе разбивают тарелку в память о разрушении Храма Иерусалимского. Это действие несет и символический характер: как разбитую тарелку больше невозможно полностью восстановить, так и испорченные отношения не возродить. После этого происходит подписание ктубы, то есть, брачного контракта. В этом документе перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. На мужскую половину меня, конечно же, не пустили, поэтому об этом я узнала из рассказа своего коллеги.
Спустя примерно час музыка на женской половине стала громче и в зал зашел жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним (прием гостей перед церемонией бракосочетания), чтобы совершить обряд «бадекен» (покрытие) в присутствии свидетелей. Этот обряд является частью церемонии «хупа» (бракосочетания). Покрывая лицо невесты, жених как бы показывает, что он берет на себя обязанность заботиться о ней. Обычай этот восходит к изречению «Девушка выходит покрытой». Согласно древней традиции европейских евреев, фата закрывала лицо невесты полностью. Поэтому свидетели должны были удостовериться, что скрывающаяся за ней девица является той самой невестой. «Дабы избежать повторения истории, произошедшей с нашим праотцем Яковом, взявшем в жены Лею вместо Рахель», — пояснили мне позже.
Пока гости поздравляли молодых, я познакомилась с Шимоном Левиным — заместителем главного раввина Москвы. Он мне рассказал о том, что перед свадьбой огромную роль играет подготовка к этому важному дню. «По обычаю, жених и невеста не должны видеть друг друга до свадьбы неделю, чтобы они успели соскучиться друг по другу. Кроме того, в день свадьбы у жениха и невесты искупаются все грехи, поэтому они постятся до церемонии бракосочетания. Что же касается самого дня бракосочетания, то есть особая молитва, которую невеста читает перед Хупой. В этой молитве она просит о самом сокровенном и может помолиться за каждого желающего. Обычно у невесты есть список людей, которые попросили ее помолиться за них под Хупой», — рассказывает Шимон Левин.
После церемонии «бадекен» все спустились на первый этаж в Большой Молельный зал на главную церемонию бракосочетания, которая называется «Хупа». Хупа — это четыре высоких столбика, покрытых сверху куском материи — балдахином. Традиционное сооружение, в котором и совершается обряд бракосочетания жениха и невесты. Существует мнение, что хупа символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. И неспроста ткань, наброшенная на четыре подставки, не покрывает полностью это сооружение. В этом можно усмотреть аллегорию с жизнью супругов, которая будет открыта всем ветрам и ненастьям и надо быть готовым ко всем превратностям судьбы. Другая версия гласит, что хупа знаменует собой комнату в доме жениха, куда будет после приведена невеста, чтобы соединиться с молодым мужем. А открытые стены символизируют гостеприимность жениха и невесты.
Во время молитвы в Молельном зале мужчины сидят внизу, а женщины наверху. В день свадьбы женщинам разрешается спуститься вниз. Однако мужчины и женщины все равно сидят отдельно — мужчины слева, женщины — справа. Заняв свое место в женской половине, я почувствовала, будто нахожусь на съемках какого-то фильма: гости встречают невесту, идущую к алтарю под руку со своим отцом. Пока все ждали невесту, я разглядывала наряды и прически еврейских женщин. И заметила, что многие из них были в париках. Позже я выяснила, что замужние еврейские женщины должны носить или плотно прикрывающий волосы головной убор, или… парик, который приравнивается к головному убору.
Через полчаса после того, как организаторы рассадили всех гостей, под музыку начала выходить семья жениха. Они выходили под песню «Заклинаю вас, дочери Иерусалима». Эта песня составлена на слова из книги «Песнь песней», в которой говорится о любви девушки, разыскивающей своего возлюбленного. Она просит дочерей Иерусалима сказать ее возлюбленному, если они его найдут, как ее сердце страдает от любви к нему. Согласно толкованию еврейских мудрецов, смысл этой Книги заключается в аллегорическом повествовании об отношениях любви между Богом и Его народом.
Следом за ними вышла семья невесты под звуки песни «Вечер роз». Это современная израильская песня, слова к которой написал Моше Дор. Она построена на основе текста из Книги «Песнь песней». Слова: «Вечер роз, выйдем в сад. Мирра, благовония и босвеллия – настил ногам твоим». В конце выходит жених под песню «Древо жизни она». В этой песне говорится о том, что Тора подобна древу жизни для тех, кто держится за нее. Песня произносится при возвращении свитка Торы в священный ковчег во время молитвы в синагоге. Так как балдахин хупы находится перед священным ковчегом, жених вспоминает об этой песне.
После того, как все родственники и жених зашли в зал, гости замерли в ожидании выхода невесты. И вот под песню «Войди с миром», слова которой взяты из последнего абзаца песни «Леха доди», написанной раввином Шломо Алькабецом из Цфата, выходит невеста в роскошном белоснежном платье. Все достали уже заранее приготовленные телефоны и начали снимать. Признаться, я тоже не удержалась. Кстати, эту песню поют в синагоге в пятницу вечером. Слова песни уподобляют отношения между Шабатом и еврейским народом отношениям жениха и невесты. Восходящая звезда, ученик школы Лаудер Эц-Хаим Максимилиан Хинанашвили прекрасно ее исполнил. Мелодия взята из песни «Кон те партиро» («Ухожу с тобой») Франческо Сантори, в ознаменование того, что невеста уходит с женихом.
И вот жених и невеста стоят под Хупой. По традиции первым под Хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Затем невеста обходит семь раз вокруг жениха под песню «Барух аба» (Благословен входящий). Слова псалма из молитвы «Алель»: «Благословен входящий во имя Господа». Эта мелодия восходит к традициям испанских и португальских еврейских общин, в память о предках семьи Гольдшмидт из Голландии.
Про этот обычай я раньше ничего не слышала. Поэтому спросила у раввина, что он означает. «У этого обычая есть целый ряд причин. Первая из них заключается в том, чтобы показать, что хупа проходит под Божественным покровительством, поскольку Всевышний раскрывается в семи небесах. Кроме того, этот обычай символизирует желание жениха и невесты стать мужем и женой, а то, что обходит жениха именно невеста, делается для того, чтобы указать на особый высокий статус женщины в иудаизме — семью они строят вместе, но обходит именно она», — рассказал Шимон Левин.
Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит невесте кольцо и произносит торжественные слова. Жених надевает кольцо на правую руку невесты на указательный палец в присутствии двух свидетелей. Этот обряд называется «кидушин». Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу.
«Дело в том, что согласно Торе активная сторона в заключении брака — это мужчина. Женщина соглашается выйти замуж. Принимая от жениха кольцо, она, тем самым, как бы соглашается выйти за него замуж», — рассказывает раввин.
Затем идет чтение ктубы и благословения родственниками и гостями, которые выражают благодарность Творцу за создание мужчины и женщины, а также за создание союза между ними. Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазаль тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.
«Стакан разбивают в память о разрушенном Иерусалимском Храме. В момент наивысшей радости мы как бы говорим себе, что наше счастье неполное и мы ждем, когда Храм в Иерусалиме будет отстроен», — рассказывает Шимон Левин.
Церемония завершается в небольшой комнате «хадар йихуд», где молодожены уединяются в сопровождении свидетелей. Там, как правило, для молодых накрыт легкий ужин, так как до Хупы жених и невеста не брали в рот ни крошки. В этой комнате жених и невесте в первый раз уединяются уже как муж и жена. Эта часть церемонии называется «йихуд». Она показывает, что теперь пара действительно состоит в браке.
После торжественной церемонии бракосочетания гости отправились на праздничный банкет. Свадебная церемония представляется радостным празднованием с национальными танцами и песнями. В ортодоксальных общинах мужчины и женщины сидят и танцуют по отдельности. Из угощений многие выбирают кошерную пищу, однако менее ортодоксальные могут заказать рыбное или вегетарианское меню. Мне посоветовали обязательно попробовать гефилте фиш — фаршированную рыбу. И, конечно же, то, без чего не обходится ни одна еврейская свадьба, — традиционный танец Хора, во время которого молодоженов поднимают на стульях и чествуют, как царя с царицей. «На самом деле, это просто красивый обычай. Думаю, что у него нет особых причин», — рассказал Шимон Левин.
У иудеев существует заповедь веселить жениха и невесту. Все поют и танцуют вокруг новобрачных. Говорят, что тот, кто наслаждается свадебной трапезой и не веселит жениха и невесту, поступает неверно. И, наоборот, тот, кто веселит жениха и невесту, удостаивается мудрости Торы. Его сравнивают с тем, кто приносит благодарственную жертву в Храме и отстраивает разрушенный Иерусалим. Даже если человек только находится в месте, где устраивают свадьбу и не участвует в самой трапезе, в любом случае обязан принять участие в веселье. Поэтому скучать нам не пришлось. Однако, вспомнив в начале 12-го о том, что завтра рабочий день, мы решили поехать по домам, остальные же гости праздновали до утра.
Татьяна Поддубская
Сколько стоит израильская свадьба
Израильские свадьбы – семь благословений и триста гостей, как минимум. Израильские свадьбы – единственное коммерческое предприятие израильских клерков, ремесленников и учителей. Израильские свадьбы – негаснущий костер полновесных шекелей.
Намеренно не употребляю слово еврейская свадьба, так как традиционная брачная церемония может быть весьма скромной: хупа в синагоге и небольшая праздничная трапеза. Самое основное в этом обряде – духовная составляющая и веселье по поводу соединения любящих «по закону Моше и Израиля». Подарки, конечно, никто не отменял, и все же…
В современном еврейском государстве с преобладающим светским населением свадьбы превратились в грандиозное музыкально-кулинарное шоу с участием огромного (от 300 и больше) числа гостей, среди которых, как и на телешоу, масса случайных людей, статистов, собранных помощниками режиссера практически на улице. Да, и стоимость свадебного шоу телевизионному не уступает.
Освежить в памяти само значение слова «свадьба», можно, даже не вдаваясь в тонкости религиозной казуистики, а лишь заглянув толковый словарь. И на русском языке, и на иврите свадьба толкуется как «брачный обряд между мужчиной и женщиной» (впрочем, сегодня эту формулировку стоит подправить из-за ее не политкорректности). Лаконичное определение не подразумевает фейерверки, совместное выпускание из клеток голубей, прыжки с парашютом, продюсирование свадебного ролика Стивеном Спилбергом, а также платье невесты стоимостью в тысячи шекелей. Все дело в интерпретации, герменевтике самих брачующихся.
И все же, реально ли существенно сократить расходы брачного предприятия, не изменив при этом своей мечте?! Специалисты в данной сфере утверждают, что вполне возможно, но начнем с фактов.
По данным ЦСУ Израиля, ежегодный оборот отрасли свадебных услуг (включая и другие торжества) составляет 5,5 миллиардов шекелей. В прошлом году в нашей стране сыграли 55 тысяч свадеб: из них 76% еврейских, 20% мусульманских, 1,5% христианских и 2% друзских. Средний возраст израильского жениха 27,6 (среди евреев 28) лет, израильская фемина созревает для брака примерно в 24,8 лет, при этом еврейские невесты немного старше — 25,7 лет. Разница в возрасте жениха и невесты в первом браке – опять же в среднем — 2,3 года. Среди представителей других конфессий принята пятилетняя разница в возрасте.
Средняя стоимость свадьбы в Израиле около ста тысяч шекелей. Из чего же складывается эта цифра? Зал (сад) торжеств обходится примерно в 76 649 шекелей, средняя цена свадебного платья около 7489 шекелей, диджеи просят за свои услуги 5053 шекелей, макияж и прическа стоит 2109 шекелей, а средняя стоимость фото и видеосъемки около 6931 шекелей.
Организация брачного торжества занимает в среднем девять месяцев, срок символичный, подходящий для вынашивания новой ячейки общества.
Традиционно для проведения свадеб выбирается период со второй половины июля и до конца сентября, с октября по март израильтяне брачуются с меньшим желанием. Наиболее популярный день – четверг. Естественно, все это влияет на цены. В «горячий сезон» свадьба, назначенная на четверг, обойдется молодоженам на 25 % дороже, зимой свадьба в этот день получается дороже только на 6%.
«Свадьба в Израиле, по общему мнению, бизнес дорогостоящий, — утверждает Шимон Коэн, генеральный директор компании «Walla мазаль тов», — сумма, которую у вас попросят за организацию свадьбы очень отличается от стоимости другого торжества. С другой стороны, есть все шансы, что вам удастся не только не выйти за рамки намеченного бюджета, но и, что менее вероятно, конечно, остаться с прибылью».
Вы мечтаете пожениться летом, однако зимняя свадьба не только спасет вас от изнуряющей летней влажности, но и сэкономит до 30% расходов. Если четверг не является единственно возможной опцией, «закройте» любой другой день и сохраните еще 25%. Не ищите зал согласно назначенной дате, лучше выясните у владельцев залов торжеств, какие даты у них свободны. Помещение не должно пустовать, поэтому Вам несомненно пойдут навстречу, особенно, если речь идет о конце месяца. В этом случае можно сэкономить до 30% расходов (летом) и до 50% (зимой).
Итак, по порядку:
Выбираем день
Самый дорогой день – четверг. Цена порции, одной из главной составляющих общей стоимости, 250-350 шекелей. Четверг – наиболее удобный день: большинство гостей в пятницу не работает, а значит может веселиться до утра, не глядя на часы. По мнению Ш. Коэна, «альтернативой может стать воскресенье, день, наименее популярный среди израильских молодоженов: «В воскресенье цена порции снижается до 190-220, что позволит вам сэкономить до 25% расходов».
Выбираем дату
Самый дорогой вариант — особая дата, как, например, 12/12/12. «Если дата не столь важна для вас, приспособьтесь к расписанию зала торжеств, — советует Шимон Коэн и отмечает, что экономия при таком раскладе составит от 30% расходов (летом) и до 50% (зимой). Альтернатива: любые другие даты, с предпочтением на период «Бейн а-мецарим» (начало: пост 17 тамуза и до поста 9 ава). Традиционно в эти три печальные недели жениться не рекомендуется, более того, запрещается, однако и в иудазиме есть лазейки, оставляющие несколько дней для свадебных целей. В частности, члены ашкеназских общин не женятся с 17 Тамуза, а сефарды, в основном, с новомесячья Ав. При этом ашкеназу разрешено участвовать в свадебном веселье сефардов. Знакомство с целью брака — сватовство и помолвка — разрешены, даже с праздничными трапезами. Немаловажно, что назначив свадьбу в течение этого периода, вы существенно снизите стоимость.
Выбираем место
Самый дорогостоящий вариант: любое место, по определению для проведения свадьбы непредназначенное, либо наиболее популярные залы. За оригинальность и бренд надо платить, и немалые деньги. Коби Перец, руководитель отдела организации мероприятий гостиницы «Кфар Маккабия» говорит: «Свадьба – не рутинное событие и поэтому недешевое, но шанс снизить затраты все же есть. Перед тем, как заказать зал, проверьте, имеется ли на месте бесплатная и вместительная парковка, поинтересуйтесь, включает ли стоимость порции так же и оплату официантов (в большинстве мест услуги официантов оплачиваются отдельно)». Выбор кейтеринга, приготовленного в заказанном вами зале, по мнению К.Переца, также сократит расходы: «Шеф-повар знает свою кухню и сможет подстроиться под возникающие в последний момент изменения, например, числа гостей, без того, чтобы пришлось доплачивать. Стоит также проверить, есть ли в выбранном зале комната для невесты. Арендовать это помещение в другом месте обязательно выйдет дороже, с другой стороны существуют такие залы, где комнаты для невесты предоставляются “on the house”.
Альтернатива: проведение свадьбы в большом частном доме, синагоге, ресторане, недавно открывшемся и нуждающемся в клиентуре зале, в залах торжеств, расположенных на периферии или пригородах крупных городов.
Оформление
Самый дорогой вариант — личный дизайнер, цена на услуги которого начинается с двух тысяч шекелей и заканчивается «где-то там за облаками». Почему именно оформление зала обходится так дорого? Современные возможности дизайна таковы, что после вмешательства специалиста самый стандартный зал превращается в уникальную декорацию, сообщающую вашему торжеству особую атмосферу.
Специалисты портала «Ган о-улам» («Зал или сад торжеств»)утверждают: «Цены на оформление зала для свадьбы разнятся и зависят исключительно от того, сколько молодожены готовы вложить: от двух тысяч шекелей до двадцати и больше. Обычно, при заказе свадьбы в зале торжеств, в общую стоимость входит базисный пакет дизайнерского оформления, который впрочем, позволяет изменить оформление согласно рекомендациям местного дизайнера, предлагаемого залом, либо дизайнера, приглашенного молодоженами».
В качестве альтернативного варианта молодожены могут использовать исключительно базисный пакет, включенный в стоимость порции. Базисный дизайн обычно включает в себя различные варианты сервировки (скатерти и салфетки), свечи в центре стола и несколько ваз с цветами, включая также и оформление «хупы». И, вполне возможно, что не стоит прыгать выше головы.
Музыка
Если вы хотите отпраздновать по самому высшему разряду, к примеру, пригласить двух диджеев, известного певца или певицу, группу барабанщиков, заказать фейерверки, в общем, организовать как можно больше шума и света, то нужно взять в расчет, что стоит такое удовольствие очень-очень дорого!
Альтернатива: выбрать из озвученного выше списка что-то одно или не выбирать ничего. Известный диджей Исраэль Кимхи считает, что «молодожены обязаны уяснить себе одну важную вещь – один диджей, отлично знающий свое дело, стоит и певцов, и ансамблей, и фейерверков вместе взятых»: «Сэкономить на расходах, не снижая при этом уровня мероприятия, поможет всего один диджей, но это должен быть профессионал своего дела».
Но если у вас осталось немного кровных шекелей, то диджей Кимхи советует все же пригласить кого-то из наиболее котирующихся сегодня вокалистов — Коби Афлало, Авраама Таля, Муша Бен-Ари или даже Идана Райхеля, при наличии необходимой суммы. Пригласить группу на разогрев публики, которая будет стараться до приезда приглашенной звезды – Цвики Пика, Эяля Голана, Шломи Шабата, группы «А-Даг а-Нахаш». К диджею можно добавить барабанщика или саксофониста. В последнем случае стоимость музыкального сопровождения возрастет до небес, но встречаются ведь и молодожены, нежелающие экономить на своей свадьбе.
Цветы
Дорогой вариант: огромные букеты и эксклюзивный дизайн от специалиста по свадебной флористике.
Альтернатива: выбор более дешевых поставщиков, таких как студия «Энд Джой». В этой студии работают инвалиды с физическими и психическими отклонениями и контуженные. Надав Атия, гендиректор студии «Энд Джой» утверждает, что «цветочный рынок в нашей стране постоянно меняется, цены на цветы и другие товары отрасли растут, поэтому молодоженам, как правило, не владеющим ситуацией необходимо знать о возможных подводных камнях, на которые стоит обратить внимание. Например, цены на цветы зимой значительно выше, чем летом. Особенно, это относится к розам. Цена зависит от стоимости топлива, которое идет на обогрев теплиц. Весной и летом цены снижаются, а рекордно низкие цены — в самое жаркое время. Как же все-таки сократить расходы на оформление? Сделать заказ в то время, когда цена на цветы максимально низкая, после Песаха или Рош а-Шана. Дополнительно сэкономить на использовании в оформлении свечей и украшений, которые значительно дешевле, чем цветы.
Выбор визажиста и парикмахера
Дорогой вариант: выбрать ведущих визажиста и парикмахера, которые потребуют за свои услуги совершенно конкретную сумму денег.
Альтернатива: обратиться к начинающим специалистам, либо к профессионалам со стажем, но не таким известным. «Конечно, раскрученный бренд стоит дороже, но самое главное, учитывать талант, а не имя, — считает парикмахер-стилист Маор Перец, — опытом и знаниями пренебрегать не стоит, но специалист, находящийся в начале профессионального пути, и цену предложит намного ниже, и стараться будет намного больше».
Визажист и парикмахер-стилист Рони Френкель рекомендует перед принятием окончательного решения посмотреть портфолио специалиста и убедиться, что какой-никакой опыт все же имеется: «Полагайтесь на собственный вкус, и если вам понравились предыдущие работы мастера, то находится он на рынке 20 лет или один год, особого значения не имеет».
Стилист и визажист Рои Хамо советует заключать сделки с поставщиками свадебных услуг зимой, даже если свадьба назначена на лето, таким образом цены будут намного дешевле. Любопытно, что это не относится к билетам на самолет: здесь цена на билеты, приобретаемые в последнюю минуту, только возрастает.
Приглашения
Все, что разработано индивидуально и выходит за рамки стандартных вариантов — приглашения, магниты, шкатулки, золотые украшения, свитки и так далее – обойдется очень дорого.
Альтернатива: самостоятельное оформление приглашений или рассылка по электронной почте. Это не так оригинально и красиво, в отличие от оригинального варианта, но, приглашения оказываются в мусорном ведре сразу после свадьбы, поэтому стоит подумать, стоит ли вкладывать в это значительные суммы.
И, наконец, свадебные наряды
Естественно, самый дорогостоящий вариант – заказать платье для невесты у наиболее известного модельера, например, у Дани Мизрахи, Галит Леви, Пнины Турне. И тогда ткань, которая пойдет на ваше платье, нужно будет привезти специально из Парижа. Естественно, такое по карману далеко не всем.
Шимон Коэн, гендиректор «Walla мазаль тов» рекомендует обращаться к модельерам, только начинающим свою карьеру. Кроме того, существуют outlets – магазины, продающие остатки коллекций прошлогоднего сезона со значительной скидкой, а также наряды second hand.
Эрез Овадья, владелец бренда «Альба» считает, что заказывать свадебный наряд у модельера, даже не самого известного, предпочтительнее: «Модельер сможет предложить альтернативный вариант, а его команда сделает так, чтобы платье сидело на вас идеально. Почему? Да потому, что он ставит на кон свое имя и никогда не выпустит на рынок то, что за ему придется краснеть».
Вам нравится винтаж? Свадебные платья в таком стиле вы сможете найти в специализированных магазинах-бутиках. Один визит к портнихе, специализирующейся на вечерних туалетах, и платье готово.
Руководствуетесь принципом «в жизни раз бывает свадьба..» и не согласны на меньшее, чем платье от Веры Вонг или Нарсисо Родригеса, которые в Израиле достать практически невозможно, а про бюджет и речи не идет?! И для этой болезни есть лекарство! Запаситесь снимком понравившегося платья от великих мира свадебной моды, посетите портниху, и вы потратите на свадебное платье три тысячи шекелей вместо пятнадцати.
Присоединяйтесь в TelegramПодпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!