Народные обычаи и традиции красивой восточной ингушской свадьбы: Обзор +Видео
Традиционная ингушская свадьба – это красивое зрелищное мероприятие, наполненное национальными традициями и обычаями. С самого отрочества детям прививали почет и уважение к негласным законам, на которых и стоится жизненный уклад ингушского патриархального народа.
Обряды празднования на ингушской свадьбе ярко отражают суть зарождения новой семьи. А длительный период подготовки помогает молодым людям войти в этот новый этап их жизни спокойно и безболезненно, понимая всю ответственность этого этапа.
Общие сведения
Культура ингушского народа
Еще с прошлых веков и по настоящее время семейный союз двух людей символизировал не только слияние двух сердец, но и скрепление двух родов. Поэтому к вопросу выбора будущей избранницы или избранника подходили с большой ответственностью. Учитывались при этом множество факторов, таких как: многочисленные родственные связи, родовая вражда. Клановые союзы, родственные взаимные договоренности, финансовое и социальное положение рода, и даже фамилии. Было запрещено вступать в брак людям с одинаковой фамилией. А также не приняты были неравные браки по материальному положению.
Прошли времена, когда молодых женили без их согласия. Если раньше основная часть браков совершалась по сговору родственников еще с малого детства. То сейчас молодой парень или девушка могут самостоятельно познакомиться. А полюбив друг друга, предоставить кандидатуру будущего супруга или супруги на одобрение главы семейства. Разводы в данной стране и по сей день не приняты и жестко осуждаются. Вдруг, все же семья распадается, позор ложиться не только на супругов, но и на их рода.
Знакомство и сговор
Свободное общение молодых парней и девушек в Ингушетии строго ограничивается. Поэтому любая свадьба считалась очень хорошим местом для возможности познакомиться с противоположным полом. Показать себя и присмотреть себе пару.
Готовились к свадебному мероприятию не только брачующиеся, но и приглашенная молодежь. Девушки своими руками шили красивые наряды, украшали вышивкой платки. А парни готовили развлекательную программу, писали остроумные речи и заводные конкурсы. Тем самым они хотели удивить незамужних молодых красавиц и вызвать интерес к своей персоне.
Как только молодой джигит понимает, что нашел и полюбил молодую девушку. Он рассказывает это своим родителям или старшим родственникам для рассмотрения ее кандидатуры. В этот момент родственники проводят тщательную оценку избранницы: социально-экономическое положение рода, характер, поведение и репутация девушки, внешний вид, ее состояние здоровья, желание и умение трудиться. В случае положительного ответа, молодой человек мог приступить к ухаживанию за девушкой.
В Ингушетии ухаживание проходит в необычной форме. Молодые при этом не встречаются лично. Молодой человек передает небольшие дары – сладости, выпечку, монеты через женщин или детей. Этим он как бы признавался девушке в своих чувствах и выражал надежду на взаимность. Если девушка была не против и согласна, со своей стороны она передавала будущему избраннику что- то из своих вещей. Обычно это были красиво вышитые носовые платки. Все это означало, что жениху можно было засылать сватов в дом избранницы.
Зоахахол или сватовство
Как правило обряд сватания старались проводить зимой или весной. Процесс сватовства состоял из двух этапов. Изначально в семействе жениха выбирался представитель, обладающий красноречием и умением расположить к себе. Затем в назначенный день представителя отправляли в дом будущей избранницы. В ходе его визита он заявлял о серьезном намерении молодого джигита жениться на их дочери, расписывал таланты и достоинства этого молодого человека, его финансовом благосостоянии и положении в обществе.
Родители невесты имели право сразу не давать ответа. В течение двух недель они могли проверять полученную информацию о женихе и его положении, оценить его род и принять окончательное решение. По истечению назначенного срока представитель жениха возвращался в дом невесты за окончательным ответом. В случае положительного ответа, назначался официальный день сватовства.
Назначение дня проходило сообща в форме обсуждения обеих сторон на клановом совете. Для этого собирались главы двух родов, а также уважаемые, мудрые опытные старейшины и духовные наставники. На этом собрании предоставлялись самые достоверные сведения о невесте и ее родственниках. Если в ходе обсуждения не находились весомые препятствия для слияния двух родов, назначались сваты.
В назначенный день в доме невесты собиралась ближняя и дальняя родня. Пелись национальные обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства жениха и юность, доброту невесты. После обмена приветственных речей обеих сторон, обязательно интересовались мнением будущей избранницы.
После этого жених должен был внести калым за невесту. Или еще это называлось Урду или плата за молоко. Это считалось своего рода выражение благодарности за воспитание и обеспечение дочери родным невесты. По суммам обычно сговору не было. Но условно нижняя планка всегда существовала, ниже которой было бы просто не прилично платить. Все зависело от финансовых возможностей избранника и его семьи. После получения калыма, девушка считалась сговоренной и переходило под покровительство жениха и его родственников.
Процесс подготовки и проведения
Подготовка к свадьбе
По старинным обычаям до дня свадьбы будущие супруги не должны видеться или даже встречаться на улице. Если пара живет в небольшом селе, то для соблюдения этой традиции приходилось даже вывозить жениха к родственникам в другого аула. Невеста в свою очередь, должна была избегать любого общения с молодыми людьми и мужчинами, держаться в стороне от увеселительных компаний, а также встречаться с родней будущего мужа любого пола. Иными словами, придерживаться табуирования. Не запрещено было общение и встречи с несовершеннолетними детьми. И поэтому именно дети являлись связующим голубями между парой или его родственниками.
Для подготовки свадебного торжества обе стороны молодых готовили продукты для угощения, запасались подарками и праздничными дарами для родственников и молодожёнов. За две недели до даты свадьбы невесту перевозили в дом к родственникам жениха, где она находилась до свадебной церемонии.
Приданное невесты
Сбор приданного для девочки начинали еще с детства. Большую его часть девушка должна подготовить сама своими руками: сшить, украсить вышивкой. Некоторые вещи заказывались у мастеров. С момента сватовства до свадьбы выделялось достаточно много времени, чтобы дополнить имеющее приданное и дополнить недостающими вещами. В основном в качестве приданного закупались хозяйственные товары, постельные принадлежности, ковры и личные вещи девушки.
Празднование ингушской свадьбы
Празднование свадьбы в основном проходили осенью после сбора урожая. Удобное время как правило назначали родственники жениха, учитывая готовность стороны невесты. Подготовкой к свадьбе стороны молодых занимались по отдельности. Родители и родственники невесты отмечают свадьбу один день. И как правило оно проходит без присутствия невесты. А гуляния у родственников мужа затягиваются до трех дней. Если в населенном пункте готовилась свадьба, то праздновали всем аулом. Приглашались не только друзья и дальние родственники, но и все соседи и даже случайные гости.
Перед регистрацией брака в загсе, к дому невесты отправлялся свадебный поезд. В нем приезжала в основном молодежь, кроме сестер жениха, которые оставались дома и готовили столы к празднику. Невеста до приезда должна была оставаться в тайном комнате, из которой ее выводили ближайшие родственники со стороны жениха или его брат.
Наряжали невесту в свадебный наряд в родном доме, где она дожидалась представителей жениха. Обязательным ритуалом было прикалывание к подолу свадебного платья иглы с белой нитью от сглаза и на будущее счастье молодых. А в бюст платья серебряную монетку, завернутую в кусочек белого бархата или шелка – для финансового достатка в семье. В дальнейшем, будучи женой, молодая хранила эти талисманы до конца своей жизни.
После того, как приезжали представители жениха, невесту выводили к гостям. Она по-своему уважительно приветствовала присутствующих. После чего муллой проводился брачный ритуал. Вместо жениха на этом процессе присутствовал старший родич. Именно после этого невеста становилась полноправной женой.
В течение всего празднования ингушской свадьбы невеста не видит своего супруга. Ему отводится отдельная комната, в которой он отмечает свою женитьбу. На протяжении всего торжества невеста является центром внимания приглашенных гостей. Она становиться в украшенный угол дома жениха и там одна принимает подарки и поздравления от друзей, гостей и родственников обоих сторон. В качестве подарков молодым дарят украшения и золото, деньги, изысканные вещи, ткани. В благодарность гостей угощают национальными блюдами, вином, сладостями и традиционной выпечкой. В обязательном порядке праздник сопровождался с национальным ингушскими танцами и песнями.
Интересные обычаи
Ингушские свадебные традиции отличаются оригинальностью. Вот некоторые из них:
- С начала 20 века молодая девушка, дающая согласие на брак, передавала своему будущему супругу помимо платков, еще и папиросы;
- Празднования свадьбы проводились по отдельности для мужчин и женщин, учитывая из возраст. Молодых определяли в одних домах, гостей в возрасте собирали в других;
- Для сладкой и спокойной жизни молодых, свекровь преподносила будущей супруге сына ложку меда, при входе молодой женщине через порог нового дома;
- Войдя в дом, молодая невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола и угостить его сладостями и одарить несколькими монетами. Это необходимо было для того, чтобы семейство одарено многочисленным потомством, а первенцем был мальчик и наследник;
- В течение всей свадьбы, молодой супруг после бракосочетания находился в кругу близких друзей, которые разделяли его радость и несли с ним ответственность данного момента.
После окончания празднования молодая супруга в сопровождении подруг или сестер мужа выходила из дома и направлялась к водоему за чистой водой. Там встречал ее уже супруг, и они уже вместе возвращались в свой дом.
Спустя год после свадьбы или после рождения первенца, молодая жена могла посетить отчий дом. До этого она должна была заниматься собой и своим здоровьем для рождения первенца. У родителей женщина получала от родных богатые подарки. Обычно это были крупная скотина, деньги или драгоценности.
Современные свадебные обычаи в Ингушетии
В настоящее время под воздействием современности ингушские свадьбы подверглись изменениям.
- Кражам невест, а также сговоры в отрочестве или принудительные браки стали немыслимыми.
- Девушки и парни свободно видятся и общаются до свадьбы, не совместного проживания.
- Свадебное торжество в основном проводят совместно без деления на мужчин и женщин в ресторанах или на природе в шатрах;
- На свадьбе присутствует и невеста и жених. Не соблюдается трехдневный запрет на встречу молодожёнов.;
- Не запрещается встречаться и видеться молодой жене после вступления в брак. Она может в любое время навестить своих родных по своему желанию.
Но несмотря на это, красивая ингушская свадьба и шумная имеет свой колорит. Проходит она на ноте юмора и задора, на широкую ногу под поздравительные тосты и душещипательные поздравления. Такая свадьба не нуждается в развлекательных программах. Каждый приглашенный гость своего рода уже сам себе тамада, громкоголосый певец и искусный танцор.
Загрузка…isvadby.ru
Свадьба по-ингушски и чеченски, праздник для невесты
bobot Рубрика Культура, Люди, СтраныМетки женихи, Ингушетия, ингуши, невесты, праздники, свадьбы, традиции, чеченцы, ЧечняСвадьба в Ингушетии, как и в Чечне, — это праздник для невесты. Почему? Да потому, что во время свадебных торжеств жениха здесь никто, кроме его близких друзей-товарищей, не видит. В то время как он где-нибудь неподалеку от своего дома прощается со своей холостой жизнью, его суженая находится в центре внимания всех гостей и родственников. А предшествует этому, разумеется, сватовство.
Здесь невесту и жениха издавна выбирали родители, близкие родственники, но сегодня эта традиция уже не соблюдается так строго, хотя даже молодые иногда говорят о том, что когда пары подбираются соответственно статусу, жизненным установкам и материальному положению обеих семей, то жизнь складывается успешнее. В общем, понятно, в Ингушетии сегодня уже никого не отдают замуж за незнакомого человека — с мнением обоих молодых принято считаться. Но основные правила свадебного ритуала соблюдаются незыблемо.
Незадолго до свадьбы с невестой и женихом проводит собеседование мулла. Если в Чечне он экзаменует будущих молодоженов на знание Корана, то в Ингушетии и жениху, и невесте мулла дает свои наставления.
Невесту готовят дома. За ней на самых крутых, какие нашлись, машинах приезжают сваты от жениха, и один из его молодых близких родственников ведет ее в дом жениха. Здесь молодую выставляют напоказ гостям. По обычаям, она должна стоять молча, скромно опустив глаза, закрытые вуалью. Сейчас в Ингушетии все чаще невесту наряжают не просто в свадебный белый наряд, а в национальный костюм — кстати, у ингушских девушек он белого цвета, так что вполне подходит и под традиционную свадьбу, и под национальную. Кольцами во время бракосочетания молодожены не обмениваются, да и в загсе оказываются далеко не в тот же день, в который играют свадьбу, — этот момент здесь не считается существенным в деле создания семьи. Но это не значит, что невеста обделена подарками.
Калым, который вносит жених за невесту, идет, как правило, на покупку всего необходимого: одеял, подушек, постельного белья и обязательно, в зависимости от достатка семей, мебели, кухонной или спальной. И, конечно же, как и все девушки на свете, чеченские и ингушские невесты любят получать в подарок драгоценности. Эта традиция — дарить золотые украшения — укоренилась очень прочно и в Ингушетии, и в Чечне, где подарить даже на день рождения подруге золотое колечко считается нормой.
Свадьба для невесты растягивается на несколько дней — в первый день идут родственники, сваты, во второй — коллеги, друзья. А потом все, кто хочет. Песни, танцы не возбраняются, но только если поблизости — у соседей ли, у родных — не случилось в доме горя. В этом случае свадьба проходит тихо и спокойно. Со своим мужем — после благословения муллы жених им уже может считаться — молодая жена может увидеться только через несколько дней после свадьбы. Она, кстати, становится вечным посредником между мужем и своими родителями — с тестем и тещей муж не должен видеться на протяжении всей жизни (а может, это и правильно?). Но это не исключает уважения к ним и оказания должного внимания и помощи.
Фоторепортаж: Настоящая чеченская свадьба
Особенность чеченских свадебных традиций заключается в том, что их соблюдают с щепетильной точностью, учитывая все пункты, передаваемые предками из поколения в поколение. Почти без изменений эти праздничные обряды сохраняются и в современном чеченском обществе.
Родные и близкие фотографируют невесту на память в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.
Когда приходит время проститься с отчим домом, многие невесты не могут удержаться от слез.
Несмотря на сложившийся стереотип о чеченских браках, надо сказать, что они являются очень демократичными. Насильно девушку никто замуж не выдает. Это в первую очередь противоречит религиозным канонам. У чеченцев к девушкам вообще деликатное отношение, будь то дочь, сестра или просто знакомая. Все мужчины обязаны относиться к ней с уважением, соответственно, уважать ее выбор.
В назначенный день, как правило, к полудню, за девушкой приезжают родственники и друзья мужа, молодые и старики, среди которых обязательно есть мулла. Он должен обратиться к отцу девушки (или его доверенному лицу) с вопросом о согласии на этот брак. После разговора с отцом мулла идет с тем же вопросом к девушке. Мулла должен разговаривать с девушкой в присутствии женщин, которые выступают в качестве свидетельниц. Желательно, чтобы они были взрослые и замужние. После согласия девушки на брак представитель духовенства просит повторять за ним суры из Корана. Позже он также разговаривает с женихом и свидетелями с его стороны. Именно таким образом и заключается брак.
Родители невесты на свадьбу не едут и в торжестве у себя дома принимают минимальное участие. Свадьба дочери для них довольно грустное событие.
Приданое и подарки, приготовленные невестой для новой семьи, забирают родственники со стороны жениха и отвозят их в новый дом девушки.
Жених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там. В лучших традициях он не должен показываться даже своим родственникам, не говоря о родителях, поэтому невесту выводит его друг или близкий родственник.
Обычно родственники невесты задерживают свадебный кортеж, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Соседские дети всячески пытаются заполучить свою часть выкупа, мешая автомобилям покинуть двор невесты.
Друзья жениха устраивают целые представления по пути на свадьбу.
Современные чеченские свадьбы чаще устраивают в ресторанах, а не дома у жениха. Торжество продолжается три дня и три ночи, первый день из которых – в ресторане.
Только во время свадебной церемонии девушка знакомится почти со всеми родственниками со стороны жениха. До этого дня она чаще общается только с сестрами будущего мужа.
Неотъемлемая часть праздника – застолье и национальные танцы, которые продолжаются все три дня свадьбы.
Гости на мероприятие приходят с подарками для молодоженов. Женщины дарят все необходимое в хозяйстве, вплоть до постельного белья, посуды, а также отрезов материи, ковриков. Мужчины, как правило, вместо подарков дают невесте денег.
На протяжении всего дня невеста стоит в подготовленном для нее углу, куда к ней периодически подходят знакомиться новые родственники. Сесть она может только с позволения золовок и свекрови, которые сами должны ее посадить где-нибудь в стороне от общих столов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
bravedefender.ru
5 фактов об ингушских свадьбах, которых вы не знали — О важном
1. Ингушка может выйти замуж далеко не за любого мусульманина
Представители ингушского народа очень трепетно относятся к национальной идентичности: считается, что они не могут связывать свои судьбы не только, к примеру, с русскими, но и с другими кавказцами — дагестанцами или чеченцами. Даже несмотря на схожесть традиций, языка и веры! «Бывает, что ингуши не только на чеченках, но и на русских женятся. Но это крайне нежелательно и совсем не приветствуется. Очень редко родственники нормально относятся к таким бракам. Парень, в принципе, еще может жениться на девушке другой национальности, но девушка — нет. Даже ингушка, вышедшая замуж за чеченца — это сенсация», — рассказала «Леди Mail.Ru» Хава Хароева, жительница Ингушетии.
Да: ингушский брак может состояться только по инициативе старшего поколения: именно родители принимают решение о свадьбе, выбирая для своих детей наиболее подходящую партию. Особое внимание при этом обращают на знатность и репутацию семьи, с которой собираются породниться. Жених и невеста подчиняются — таков обычай.
Если выбирают невесту, смотрят, какая у нее мать. Если же хотят отдать свою дочь за кого-то, смотрят, какой у него отец. Это главные критерии. Потом смотрят в целом на семью, какая она
Хава Хароева
жительница Ингушетии
2. День свадьбы невеста проводит… в углу
Если у чеченцев, например, невеста в день свадьбы сидит в отдельной комнате — ее сначала быстро показывают гостям, а затем уводят, — то у ингушей принято, чтобы она до вечера стояла в углу главного зала, где все веселятся, и принимала подарки.
Нужно стоять весь день на каблуках, присесть нельзя, стараешься не есть, не пить, чтобы показать свою скромность. Что касается платья, то ингушки в основном отдают предпочтение национальному наряду. Но это по желанию. Некоторые девочки надевают платья в европейском стиле. Желательно только, чтобы оно было закрытым
Хава Хароева
жительница Ингушетии
3. А вот жениху на свадьбе места вообще нет
Пока невеста в роскошном платье красуется перед многочисленными гостями, жених, согласно ингушской традиции, отмечает свой новообретенный семейный статус в компании друзей в другом месте. Правда, в последнее время некоторые пары это правило не соблюдают…
По традиции увидеться можно только через три дня. Но некоторые и на следующий день приходят. А другие, наоборот, только через месяц. Не знаю, правда, насчет ингушей, которые живут в Москве или других городах… я видела свадьбы, где в одном ресторане находились и жених, и невеста. Видимо, есть пары, которые отходят от этой традиции, придерживаются обычных мусульманских ритуалов. В первую очередь мы, конечно, мусульмане, а у мусульман нет такого правила, что жених не может в день свадьбы находиться вместе с невестой
Хава Хароева
жительница Ингушетии
4. Чем больше гостей — тем лучше
Свадьба — праздник родственников. Как правило, в среднем на ингушскую свадьбу собираются 200—500 гостей. Гуляют на ингушской свадьбе дней десять, особенно если находятся родственники, которые не смогли приехать на торжество в первый день.
Количество гостей зависит от семьи, фамилии. Представителей некоторых фамилий очень и очень много. У них наиболее многочисленные свадьбы, соответственно. Потому что обязательно нужно оповестить всех о готовящейся свадьбе, каждого пригласить. Не сообщить о свадьбе нельзя — могут обидеться. Кроме родственников, на свадьбу приходят друзья и соседи
Хава Хароева
жительница Ингушетии
5. Зятю нельзя видеться с родителями жены
Согласно неписаному ингушскому правилу, зятю не стоит общаться с родителями своей жены. Вообще никогда. Обходить тестя и тещу стороной предписывается крайне строго: молодые люди иногда буквально прячутся от родственников супруги, боясь любой случайной встречи.
У ингушей мужу нельзя видеться ни с матерью, ни с отцом жены. Даже если где-нибудь на рынке случайно увидятся, делают вид, что не узнали друг друга. Потому что некрасиво это для зятя. У чеченцев можно видеться с матерью
Хава Хароева
жительница Ингушетии
lady.mail.ru