5. Значение философии в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
С такой наукой, как философия мы сталкиваемся постоянно. Она пронизывает всю нашу повседневную жизнь. Где бы мы не находились, мы постоянно пользуемся философскими рассуждениями и известными для всех высказываниями.
Существует очень много суждений о том, есть ли общепринятое определение философии. Для каждого оно свое и имеет определенное значение. В историческом развитии существует множество разнообразных видов и типов философии, которые отличаются как предметом изучения, так и объектом, методами, принципами. Именно философия пытается объяснить все взаимосвязи и принципы.
Самым первым определением для философии было определение, согласно которому это наука, изучающая и исследующая первопричины всего существующего на Земле. Все, что есть у нас на Планете каким-то образом со всем связано.
Все взаимосвязи, особенности, первопричины нужно было каким-то образом объяснить.
Такая наука, как философия не существует обособленно. Она всегда стоит наравне и во взаимодействии с другими важными дисциплинами. Среди них такие, как метафизика, логика, эстетика, этика и многие другие.
Философию также можно определить как науку о мышлении и познании. Постижение истины происходит посредством определения и развития понятий, которые являются фундаментальными. Мы живем каким-то образом тоже с помощью понятий и представлений. Все, что мы видим, ощущаем, слышим, переживаем преобразуется в конкретные суждения.
Философия в повседневной жизни. Практически все понятия, которыми апеллирует философия, пришли к нам из глубокой древности. Среди известных философов и мыслителей можно выделить таких людей как: Кант, Аристотель, Платон, Сократ, Гегель и многих других. Именно они положили начало философии, как науки и были основоположниками ее дальнейшего развития и существования.
Однако, философские понятия, существующие в древности несколько отличаются от понятий, существующих в наши дни. Современная трактовка психологии несколько отличается от древней. Ее можно назвать более практической и часто употребляемой. Философия – это наука о том, чем обычно занимаются люди, называемые философами, другими словами, это какой-то вид деятельности, ее результат. Все то, что мы видим, слышим, осознаем, чувствуем в какой-то мере можно связать с философией. Мы живем философией, пусть и не в том смысле в какой ее определяют, но наши поступки связаны с ней непосредственным образом.
Философия везде и повсюду нас, нужно только уметь разглядеть в каждой вещи, предмете что-то особенное, не похожее на других. В этом и есть смысл всего существования!
6. Отношение создания к материи как основной вопрос философии. Материализм и идеализм.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и отражается его органами чувст. Учение о материи составляет онтологию.
Сознание – от знать, осознавать. «Ум» – «Дух», «Знание» – «Сознание» – понятия одного порядка, взаимодополняющие друг друга своим смысловым содержанием. Общественное сознание – сознание общества в целом. Выходит за рамки понятия «субъект». Общественное сознание, «дух» общества для субъекта выступают уже как явление в основном объективное, а не субъективное (так как это уже не его собственное сознание).
Субъект в системе объект-субъект переходит в «сознание», приобретая при этом новые, а именно общественные свойства. Но как в условиях перехода «субъекта» в «сознание» переходит содержание «объекта»?
Его объем несколько сужается, но при этом конкретизируется. В нем остаются только те его элементы, которые противоположны всей совокупности субъектов, т.е. общественному сознанию в целом. Такой объект относителен и противоположен уже не субъекту, а сознанию (прежде всего как сознанию общественному) и называется материей. Последняя в основном тождественна бытию.
«Материя» и «сознание» переходят, таким образом, в особую систему взаимоотношений. Эта система выступает как результат трансформации (перехода) в ходе развития изначального, исходного соотношения объект-субъект.
Принцип соотношения материи и сознания остался тот же, что и соотношение объект-субъект, но изменилось содержание самих взаимодействующих элементов. Теперь это соотношение становится конкретным по своему содержанию и более адекватным (12) действительному взаимоотношению, как элемента общества, с окружающим его миром. Такое соотношение уже может выступать и выступает как «исходная клетка» собственно философского познания, всей философии в целом в процессе ее исторического развития с момента зарождения (с 7-6 веков до н.э.) до наших дней.
Адекватный – равный, тождественный (аналогичный) по какому-либо признаку или свойству одному предмету, процессу, явлению, но различный по другим.
Взаимоотношение материя-сознание (при ведущей в конечном итоге роли «материи»), будучи «исходной клеткой» любого философского исследования, составляет тем самым исходный фундаментальный принцип всей философии или ее основной закон (основной вопрос) – вопрос о соотношении материи и сознания (вопрос об отношении материи и сознания).
Философия в повседневной жизни — Вместе мир
Философия задается не только абстрактными и универсальными вопросами о смысле жизни и познании мира, но и может помочь нам в преодолении вполне конкретных жизненных испытаний. Писатель Пауль Джун поделился своим взглядом на применение в повседневности философии стоиков.
Стоицизм — это философская школа, существовавшая вплоть до конца античного мира. Целью стоиков было достижение внутренней гармонии, преодоление невзгод при помощи самоконтроля и осознания своих внутренних импульсов. Апологеты этой системы считали, что необходимо принимать препятствия, которые встречаются на жизненном пути, а не убегать от них.
1. Признайте, что все эмоции рождаются внутри вас
«Сегодня мне удалось избежать тревожного состояния. Или, лучше сказать, сегодня я отказался от тревоги, потому что вовне ее не было, а только внутри, в моем восприятии». Марк Аврелий, «Наедине с собой. Размышления»
Не внешние силы заставляют чувствовать нас что-то, а только мы сами, и только мы создаем наши чувства. Пустой лист, холст или нетронутый список дел сами по себе не являются источником стресса — напряжение создают только наши мысли по этому поводу. Многие из нас хотят перенести ответственность и вину за происходящее на внешние объекты, потому что это легко. Но правда остается правдой: все конфликты начинаются внутри, в нашем сознании. Когда мы убегаем от реальности — например, от дедлайна, от срочного письма — мы только вредим себе и подрываем дисциплину. В следующий раз, когда вы столкнетесь с каким-либо препятствием, попробуйте отказаться от порыва искать проблему во внешнем мире. Вместо этого загляните внутрь себя самого.
2. Найдите достойного, чтобы равняться на него
«Выбери того, чья жизнь и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами — либо как хранитель, либо как пример. Нам нужен, я повторяю, кто-нибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво проведенную черту исправишь только по линейке». — Сенека. «Нравственные письма к Луцилию». (перевод С.А. Ошерова).
Во всех сферах деятельности — создание приложений, живопись, анимация — есть люди, у которых можно учиться. Можно изучить их техники, жизненные принципы, истории успеха и ошибок. Вы можете слушать их интервью или даже обратиться к ним по электронной почте, открыть их главные методики и применить их в своей жизни. Но только важно понимать, что это не упражнение на сравнение. Если вам не предложили издать книгу через полгода или ваш сервис не возглавил чарты в первую неделю, как у вашего героя, это не значит, что вы лузер. Независимо от полученных результатов, нужно иметь героев, на которых можно равняться.
3. Осознайте, что после провала жизнь продолжается
«Может быть, то событие помешало тебе быть справедливым, великодушным, здравомысленным, разумным, неопрометчивым, правдивым, скромным, свободным и прочее, при наличии чего человеческая природа все свое уже получила? Так запомни на будущее — во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье» — Марк Аврелий. «Наедине с собой. Размышления»
Вы можете потратить много лет на то, чтобы просто смотреть, как ваш проект критикуют или даже игнорируют. Однажды я провел целый год над одной работой, и она до сих пор остается самой слабой из всех, что у меня есть. Мне кажется, это все равно, что родить ребенка и смотреть, как доктора смеются: «Боже, вот это уродец». Именно такое чувство возникает, когда что-то, во что ты вложил часть себя, с треском проваливается. Однако процесс восстановления после фиаско — это бесценная практика, это новый взгляд на вещи. Только эти уроки помогают в дальнейшем не совершать ошибок. Нет провала — нет роста.
4. Читайте целенаправленно, а затем применяйте свои знания
«Мы должны читать книжку, например, о нашей воле только для того, чтобы выучиться управлять ею; книжку о наших желаниях — для того чтобы достигать желаемого и желать только того, что следует; книжку о наших обязанностях — для того чтобы никогда не отступать от них». — Эпиктет. В чем наше благо? (перевод В.Г. Черткова).
Чтение книг по маркетингу или бизнесу полезно и само по себе: с его помощью вы углубляете свое понимание предмета, нарабатывая связи между различными областями знания. Но по-настоящему эффективным чтение может сделать только способность применять эти знания на практике. Чтение совершенствует ваш разум, помогает избежать глупых ошибок, но конечной его целью все-таки является результат. Целью образования является не только усвоение знаний, но и стимул к действию и принятию более умных решений. Например, если вы читаете книги по личностному развитию, вы должны не только почувствовать вдохновение для неких абстрактных перемен, но и суметь повести себя достойно, встретив грубого клиента или столкнувшись с хамом в трамвае.
5. Станьте предельно честными с собой
«Знать свой изъян — первый шаг к здоровью». По-моему, замечательны эти слова Эпикура. Ведь кто не знает за собой изъяна, тот не желает его искоренить. Сперва следует изобличить себя, потом исправляться. А те, которые хвалятся пороками, — неужели, по-твоему, думают они о лекарствах, если считают свои грехи добродетелями? Поэтому, сколько можешь, сам себя выводи на чистую воду, ищи против себя улик! Сначала выступи обвинителем, потом — судьей и только под конец — ходатаем. Иногда стоит самому себе быть обидчиком!» — Сенека. «Нравственные письма к Луцилию». (перевод С.А. Ошерова).
Трудно менять свои привычки, особенно если вы даже не понимаете, почему сегодня весь день сидели в фейсбуке, а не начали делать проект, о котором давно мечтали. Но попробуйте осознать вещи, которые постоянно присутствуют в вашем мышлении и мешают вам вкладывать, создавать, жить здесь и сейчас, а не в мечтах. Почему я делаю именно так? Проанализируйте это. Расследуйте. Если вы чувствуете сопротивление, попробуйте оттолкнуться от него — и пойти вперед. Научиться мыслить таким образом — это и есть главное испытание. В общем, речь тут не о таланте или каком-то бессознательном рефлексе. Практика осознанности — размышлений о том, как вы мыслите, — это и есть тот мускул, который управляет тем, как вы чувствуете, думаете и как себя ведет. Чем больше вы ей пользуетесь, тем сильнее она становится.
6. Задумайтесь над тем, как вы проводите большую часть своего времени
«Не переводи остаток жизни за представлениями о других, когда не соотносишь это с чем-либо общеполезным. Ведь от другого-то дела откажешься, воображая, значит, что делает такой-то и зачем бы, и что говорит, и что думает, и что такое замышляет и еще много всякого, отчего сбивается внимание к собственному ведущему». Марк Аврелий. «Наедине с собой. Размышления» (перевод А.В. Добровольского).
Кто-то троллит в комментах? Наверное, лучше не отвечать вообще. Корпоративная рассылка, дурацкая фотография, на которой вас отметили, ненужный разговор на работе у кофе-машины… Профессионалами становятся только те, кто могут верно расставлять приоритеты. Они уважают каждый час своего времени. Хотя небольшие перерывы во время рабочего дня не грозят ничем страшным, мы должны помнить о том, как мы справляемся с различными отвлекающими факторами (а вдруг они вызывают привыкание?).
7. Напомните себе: прокрастинации в природе не существует
«Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем приведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся?
— Так ведь сладко это.
— А ты, значит, родился для того, чтобы сладко было? И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, насколько в их силах мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласно с твоей природой?
— Отдыхать тоже нужно.
— Верно. Так ведь природа дала меру этому, как дала меру еде и питью. И все-таки ты берешь сверх меры, сверх того, что достаточно; а в деле — нет, все «в пределах возможного». Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло — сохнут за своим делом, неумытые, непоевшие. Ты, значит, меньше почитаешь собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку, плясун — пляску, серебро — сребролюбец, тщеславие — честолюбец? Ведь эти, когда их захватит страсть, ни еду не предпочтут, ни сон — только б им умножать то, к чему они устремлены». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. (перевод А.В. Добровольского).
8. Отложите телефон и живите текущим моментом
«Ничто не является лучшей проверкой мышления, чем человеческая способность остановиться на том, к чему он пришел, и поразмышлять об этом наедине с самим собой». — Сенека. «Нравственные письма к Луцилию».
Дело не в том, что мы живем во времена, когда все вокруг отвлекает — дело в том, что мы живем в эпоху, когда потеряли способность учиться. Ребенок, играющий на планшете в ресторане — то же самое, что взрослый, сидящий в инстаграме, когда его друзья рядом. Жить текущим моментом и быть наедине с самим собой — привычки, которые нужно выработать. Люди, у которых хорошо получается слушать других людей, просто затратили какое-то время на то, чтобы этому научиться.
Попробуйте в течение дня поймать момент, хотя бы недолгий, и просто тихо посидеть. Не важно, где это будет. Сделайте пару глубоких вдохов, переключите телефон на вибрацию и задумайтесь о том, что происходило сегодня. Во время работы заставьте себя присутствовать в текущем моменте. Сфокусируйте свое внимание на текущей задаче, выполняйте ее внимательно, терпеливо и усердно. Рано или поздно, вы поймете, как сильно такой подход влияет на вашу креативность, да и в целом на качество жизни.
9. Помните, что время — самый драгоценный ресурс
«Не живи, будто впереди бесконечные годы. Смерть все равно победит. Потому пока ты жив и пока можешь — будь достойным». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Что мне больше всего нравится в стоицизме, так это мысль о том, что нужно всегда помнить о смерти. Стоики осознавали эфемерность человеческого бытия и то, как она повторяется во многих сферах жизни. Понимание того, что вы прожили определенное количество часов (и не факт, что проживете еще столько же), дает бесценное ощущение быстротечности. Когда я думаю об этом, я понимаю, что каждый день — это шанс сделать себя лучше, научиться чему-то. И это не клише, это реальная возможность научиться честно оценить то, на что мы способны, и как мы ответственны за качество нашей жизни. В таком ракурсе чувство самоуважения, великодушие, трудовая этика, осознанность и внимание становятся еще более важными. Последнее, чего бы кто-либо из нас хотел, — это умереть с сожалением о прожитом. Меньше сравнений, меньше критики, меньше потребления; больше творчества, обучения и действий.
9 способов использовать философию в повседневной жизни — T&P
Философия задается не только абстрактными и универсальными вопросами о смысле жизни и познании мира, но и может помочь нам в преодолении вполне конкретных жизненных испытаний. Писатель Пауль Джун поделился своим взглядом на применение в повседневности философии стоиков.
Стоицизм — это философская школа, существовавшая вплоть до конца античного мира. Целью стоиков было достижение внутренней гармонии, преодоление невзгод при помощи самоконтроля и осознания своих внутренних импульсов. Апологеты этой системы считали, что необходимо принимать препятствия, которые встречаются на жизненном пути, а не убегать от них.
Признайте, что все эмоции рождаются внутри вас
«Сегодня мне удалось избежать тревожного состояния. Или, лучше сказать, сегодня я отказался от тревоги, потому что вовне ее не было, а только внутри, в моем восприятии». Марк Аврелий, «Наедине с собой. Размышления»
Не внешние силы заставляют чувствовать нас что-то, а только мы сами, и только мы создаем наши чувства. Пустой лист, холст или нетронутый список дел сами по себе не являются источником стресса — напряжение создают только наши мысли по этому поводу. Многие из нас хотят перенести ответственность и вину за происходящее на внешние объекты, потому что это легко. Но правда остается правдой: все конфликты начинаются внутри, в нашем сознании. Когда мы убегаем от реальности — например, от дедлайна, от срочного письма — мы только вредим себе и подрываем дисциплину. В следующий раз, когда вы столкнетесь с каким-либо препятствием, попробуйте отказаться от порыва искать проблему во внешнем мире. Вместо этого загляните внутрь себя самого.
Найдите достойного, чтобы равняться на него
«Выбери того, чья жизнь и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами — либо как хранитель, либо как пример. Нам нужен, я повторяю, кто-нибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво проведенную черту исправишь только по линейке». Сенека. Нравственные письма к Луцилию. (перевод С.А. Ошерова).
Во всех сферах деятельности — создание приложений, живопись, анимация — есть люди, у которых можно учиться. Можно изучить их техники, жизненные принципы, истории успеха и ошибок. Вы можете слушать их интервью или даже обратиться к ним по электронной почте, открыть их главные методики и применить их в своей жизни. Но только важно понимать, что это не упражнение на сравнение. Если вам не предложили издать книгу через полгода или ваш сервис не возглавил чарты в первую неделю, как у вашего героя, это не значит, что вы лузер. Независимо от полученных результатов, нужно иметь героев, на которых можно равняться.
Осознайте, что после провала жизнь продолжается
«Может быть, то событие помешало тебе быть справедливым, великодушным, здравомысленным, разумным, неопрометчивым, правдивым, скромным, свободным и прочее, при наличии чего человеческая природа все свое уже получила? Так запомни на будущее — во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. (перевод А.В. Добровольского).
Вы можете потратить много лет на то, чтобы просто смотреть, как ваш проект критикуют или даже игнорируют. Однажды я провел целый год над одной работой, и она до сих пор остается самой слабой из всех, что у меня есть. Мне кажется, это все равно, что родить ребенка и увидеть, как врачи смеются: «Боже, вот это уродец!». Именно такое чувство возникает, когда что-то, во что ты вложил часть себя, с треском проваливается. Однако процесс восстановления после фиаско — это бесценная практика, это новый взгляд на вещи. Только эти уроки помогают в дальнейшем не совершать ошибок. Нет провала — нет роста.
Читайте целенаправленно, а затем применяйте свои знания
«Мы должны читать книжку, например, о нашей воле только для того, чтобы выучиться управлять ею; книжку о наших желаниях — для того, чтобы достигать желаемого и желать только того, что следует; книжку о наших обязанностях — для того, чтобы никогда не отступать от них». Эпиктет. В чем наше благо? (перевод В.Г. Черткова).
Чтение книг по маркетингу или бизнесу полезно и само по себе: с его помощью вы углубляете свое понимание предмета, нарабатывая связи между различными областями знания. Но по-настоящему эффективным чтение может сделать только способность применять эти знания на практике. Чтение совершенствует ваш разум, помогает избежать глупых ошибок, но конечной его целью все-таки является результат.
Целью образования является не только усвоение знаний, но и стимул к действию и принятию более умных решений. Например, если вы читаете книги по личностному развитию, вы должны не только почувствовать вдохновение для неких абстрактных перемен, но и суметь повести себя достойно, встретив грубого клиента или столкнувшись с хамом в трамвае.
Станьте предельно честными с собой
«Знать свой изъян — первый шаг к здоровью». По-моему, замечательны эти слова Эпикура. Ведь кто не знает за собой изъяна, тот не желает его искоренить. Сперва следует изобличить себя, потом исправляться. А те, которые хвалятся пороками, — неужели, по-твоему, думают они о лекарствах, если считают свои грехи добродетелями? Поэтому, сколько можешь, сам себя выводи на чистую воду, ищи против себя улик! Сначала выступи обвинителем, потом — судьей и только под конец — ходатаем. Иногда стоит самому себе быть обидчиком!» Сенека. Нравственные письма к Луцилию. (перевод С.А. Ошерова).
Трудно менять свои привычки, особенно если вы даже не понимаете, почему сегодня весь день сидели в фейсбуке, а не начали делать проект, о котором давно мечтали. Но попробуйте осознать вещи, которые постоянно присутствуют в вашем мышлении и мешают вам вкладывать, создавать, жить здесь и сейчас, а не в мечтах. Почему я делаю именно так? Проанализируйте это. Расследуйте. Если вы чувствуете сопротивление, попробуйте оттолкнуться от него — и пойти вперед. Научиться мыслить таким образом — это и есть главное испытание.
В общем, речь тут не о таланте или каком-то бессознательном рефлексе. Практика осознанности — размышлений о том, как вы мыслите, — это и есть тот мускул, который управляет тем, как вы чувствуете, думаете и как себя ведет. Чем больше вы ей пользуетесь, тем сильнее она становится.
Задумайтесь над тем, как вы проводите большую часть своего времени
«Не переводи остаток жизни за представлениями о других, когда не соотносишь это с чем-либо общеполезным. Ведь от другого-то дела откажешься, воображая, значит, что делает такой-то и зачем бы, и что говорит, и что думает, и что такое замышляет и еще много всякого, отчего сбивается внимание к собственному ведущему». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. (перевод А.В. Добровольского).
Кто-то троллит в комментах? Наверное, лучше не отвечать вообще. Корпоративная рассылка, дурацкая фотография, на которой вас отметили, ненужный разговор на работе у кофе-машины — из моих собственных наблюдений, профессионалами становятся только те, кто могут верно расставлять приоритеты. Они уважают каждый час своего времени.
На днях я был искренне потрясен тем, сколько времени я провел в инстраграме, наблюдая за тем, как чужие люди проживают свои жизни, поедая тонны суши. Хотя небольшие перерывы во время рабочего дня не грозят ничем страшным, мы должны помнить о том, как мы справляемся с различными отвлекающими факторами (а вдруг они вызывают привыкание?).
Напомните себе: прокрастинации в природе не существует
«Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем приведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся?
— Так ведь сладко это.
— А ты значит родился для того, чтобы сладко было? И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, соустрояют, насколько в их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласно с твоей природой?
— Отдыхать тоже нужно.
— Верно. Так ведь природа дала меру этому, как дала меру еде и питью. И все-таки ты берешь сверх меры, сверх того, что достаточно; а в деле — нет, все «в пределах возможного». Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло — сохнут за своим делом, неумытые, непоевшие. Ты, значит, меньше почитаешь собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку, плясун — пляску, серебро — сребролюбец, тщеславие — честолюбец? Ведь эти, когда их захватит страсть, ни еду не предпочтут, ни сон — только б им умножать то, к чему они устремлены». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. (перевод А.В. Добровольского).
Отложите телефон и живите текущим моментом
«Ничто не является лучшей проверкой мышления, чем человеческая способность остановиться на том, к чему он пришел и поразмышлять об этом наедине с самим собой». Сенека. Нравственные письма к Луцилию.
Дело не в том, что мы живем во времена, когда все вокруг отвлекает — дело в том, что мы живем в эпоху, когда потеряли способность учиться. Ребенок, играющий на планшете в ресторане — то же самое, что взрослый, сидящий в инстаграме, когда его друзья рядом. Жить текущим моментом и быть наедине с самим собой — привычки, которые нужно выработать. Люди, у которых хорошо получается слушать других людей, просто затратили какое-то время на то, чтобы этому научиться.
Попробуйте в течение дня поймать момент, хотя бы недолгий, и просто тихо посидеть. Не важно, где это будет. Сделайте пару глубоких вдохов, переключите телефон на вибрацию и задумайтесь о том, что происходило сегодня.
Во время работы заставьте себя присутствовать в текущем моменте. Сфокусируйте свое внимание на текущей задаче, выполняйте ее внимательно, терпеливо и усердно. Рано или поздно, вы поймете, как сильно такой подход влияет на вашу креативность, да и в целом на качество жизни.
Помните, что время — самый драгоценный ресурс
«Не живи, будто впереди бесконечные годы. Смерть все равно победит. Потому пока ты жив и пока можешь — будь достойным». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Что мне больше всего нравится в стоицизме, так это мысль о том, что нужно всегда помнить о смерти. Стоики осознавали эфемерность человеческого бытия и то, как она повторяется во многих сферах жизни. Понимание того, что вы прожили определенное количество часов (и не факт, что проживете еще столько же), дает бесценное ощущение быстротечности. Когда я думаю об этом, я понимаю, что каждый день — это шанс сделать себя лучше, научиться чему-то. И это не клише, это реальная возможность научиться честно оценить то, на что мы способны, и как мы ответственны за качество нашей жизни.
В таком ракурсе чувство самоуважения, великодушие, трудовая этика, осознанность и внимание становятся еще более важными. Последнее, чего бы кто-либо из нас хотел, — это умереть с сожалением о прожитом. Меньше сравнений, меньше критики, меньше потребления; больше творчества, обучения и действий.
Ещё немного про повседневную философию
В очередной раз подниму тему «зачем нужна философия»; тема эта велика и всеохватна, и надо её периодически подпинывать, чтобы не завалилась. В очередной раз поясню, зачем я тут распинаюсь статьями про всякие банальности и заумности.В обывательской среде принято считать, что философия — нечто такое, доступное и нужное лишь высоколобым учёным мужам, а простому люду туда и рыпаться не нужно. Опасное заблуждение, давно внедряемое в массы (у нас где-то с середины 20-го века, на Западе уже не одну сотню лет) в целях де-гармонизации сознания обывателя; который, в общем-то, тоже человек. Зачем тебе думать, за тебя партия думать будет — а то, что ты и есть партия, осознают не только лишь все.
Как говорили классики, бытие определяет сознание; це исторический материализм. В целом я с этим не спорю — действительно, мы таковы, потому что таково наше бытие, наше окружение. С другой стороны, наше общественное сознание как минимум с 1980-х годов попало в логическую ловушку монетаризма, из которой до сих пор не предприняло серьёзных попыток выбраться. С тех пор наше монетаристское бытие, определяемой единственной фразой «бабло понад усе», определяет и общественное сознание — и культуру, и науку, и личную жизнь. Да вы посмотрите, какой лютый треш творится вна бУкраине — бытие гнёт под себя и религию, хотя, казалось бы, это чистой воды Сознание, а не Бытие.
У данного видео сразу несколько продолжений — вот тут и вот тут. То, что творит христианский пастор, как нетрудно видеть, не имеет с христианством ничего общего — чисто бизнес. И если Церковь его не отторгает и не даёт по рогам — значит, так и надо.
Вырваться из порочного круга монетаризма, который уже давно работает вхолостую в экономическом плане, с помощью экономических методов как-то не получается, потому что сознание людей продолжает оставаться в той же парадигме «больше бабла == больше счастья», и это лишь множит печали и плодит нищету.
Получается, что призываю к Идеализму — изменить Бытие через Сознание; но по-другому как-то совсем не получается. Люди в массе своей разучились думать — даже элита, увы. Глядя на современную интеллигенцию, понимаешь, что это обычные ремесленники; и времена, когда они были властителями дум, ушли вместе с чекистами, державшими маузер у их головы. И артисты, и учёные, и даже вон священники занимаются заработком бабла, сугубо в рамках теории монетаризма — чем больше у тебя бабла, тем больше счастья, причём не тебе, а всем. Но это же неправда, и в этом и проблема.
Я всё время гутарю одно да потому не потому, что помешался на одном и том же, а всё из-за того же определения Сознания Бытием — экономические основы общества определяют и стиль мышления обывателя, а через это — и всего Общества. Люди уже настолько привыкли к мысли, что надо как можно больше зарабатывать и как можно потреблять, что попытки задавать вопросы «А зачем вы это делаете?» вызывают либо недоумение, либо и вовсе агрессию — ты совок, ватник и вообще надо больше работать. То, что бессмысленная работа == бессмыслица, также не только лишь все осознают; даже если за бессмыслицу платятся немалые деньги.
Поколение моих родителей помнит начало советской космической эры — каждый успех был всенародным праздником; не только по идеологическим причинам, но и потому, что это в буквальном смысле был всенародный проект. За 16 лет после победы построить целую кучу новых отраслей промышленности (не потешных заводиков, которые сейчас выдаются за признаки «подъёма» «экономики»), подготовить массу спецов по невиданным доселе специальностям, и добиться общего успеха — поэтому в улыбке Гагарина есть и труды инженеров, и работа среднеазиатских дехкан. Смысл был таков, чтобы совместными усилиями запулить ракету в космос — с Гагариным или едрёной бомбой для Вашингтона, это уже дело второе.
Современные же космические программы — как и любые другие — это сугубо коммерческие предприятия; которые, безусловно, на порядки успешнее в плане бабла; именно поэтому вместо внедрения самолётных стартов весь мир катается на древних «Союзах», и коммерсы от космоса пытаются впарить Человечеству либо суб-орбитальный эрзац, либо какую-то заведомо нерабочую технологию, лишь бы навариться; а результат предсказуем — всем пофиг. Потому что смысл определяет всё — это давно уже не всенародный проект, и риски давно уже застрахованы; космос == типичное ремесло навроде продажи пирожков. Может, в целом де-сакрализация Космоса не так уж и плоха, если бы подобное не происходило со всеми на свете ценностями, вполне в духе одномерности монетаризма — ведь бабло понад усе, повторяю в тысячный раз. В и этого космическая экспансия по сути остановилась на уровне достижений 1980-х годов, лишь немного пользуясь достижениями микроэлектроники — вместо «Мира» теперь МКС; роботы шарятся не по Луне, а по Марсу; и АМС бороздят окрестности Плутона, а не только Венеры с Марсом, но толку с них не прибавилось ни на йоту. Практический выхлоп ниже нуля, увы.
Казалось бы, а при чём тут повседневность? Да при том. Если не задаваться вопросами «зачем я делаю то или сё» — вопросами в первую очередь к самому себе, с честными ответами — то любая деятельность просто по определению превращается в бессмыслицу. Вы будете смеяться, но в ковырянии в земле средневекового крестьянина больше смыслов, нежели в офисной работе и прочих синекурах — крестьянин работал, чтобы выжить, и альтернатив у него фактически не было; а современные офисные сидельцы (хотя это относится ко всем подряд, и к военным и к космонавтам) работают зачастую ради денег. А зачем? Чтобы выжить, ага. Чтобы больше потреблять. А действительно ли нужно вам больше потреблять, и стоит ли это потребление нелюбимой (в основном) работы? Ведь на работе мы реализуем бОльшую часть своего потенциала — и на что? И зачем? И обязательно ли это делать именно так, а не иначе?
Здесь я не пытаюсь обличать — я лишь показываю роль философии в повседневной жизни каждого человека. Да, мы можем не задумываться о смыслах, пока всё идёт нормально; но если не думать на шаг-другой вперёд, то можно оказаться в положении скотины на бойне — возможно, весь смысл вашей деятельности и заключался в финальном аккорде. Если учесть, как людей разводят на кредиты, то я даже и не сгущаю краски — сколько народу влетело с кредитами в ходе многочисленных кризисов последних лет, караул; а в итоге плодами их многолетних трудов будут пользоваться левые дяденьки, не ударившие пальцем о палец. Современная «экономика» — это большая криминальная схема, я гарантирую это.
Большинство населения задаётся философскими вопросами либо когда ему совсем скучно, либо в годы потрясений. Оба этих состояния не самые нормальные, поэтому и выводы у людей, которые включают подобную соображалку только в крайних случаях, также крайние и бессистемные, несмотря на, казалось бы, философские вопросы. Ведь философия — это не только наука и скучные книжки, но и в общем-то мировоззрение. И если к ней обращаться в крайних случаях, то она вас только в крайности и кинет.
Например, философия советского общества формировалась в годы потрясений — Революция, Гражданская, затем НЭП и потом вскорости Коллективизация+Индустриализация, а потом и Война; это всё события, коренным образом баламутившие всё общество, причём на порядки сильнее, нежели нынешние скачки курса бакса. Где-то в послевоенное время на философию подзабили, подменив её догматизмом, что в корне неверно; в итоге Застой привёл людей в другую крайность — крайность скуки, и тут снова выплыли философские вопросы, на которые догматы времён отцов-основателей дать ответа не могли. Не могло поколение, родившееся у людей, не знавших войны, понять состояние Гражданской, и им показалось, что старые догмы ложны, надо Панду геть и всё такое. И буквально сразу же, диалектически, выяснилось, что Гражданская — это не комиссары в пыльных шлемах, а прямо сейчас между отцом и сыном; и даже там, где этого удалось избежать, есть осознание, что она — за порогом. И в этом свете мысли, изречённые 100-150 лет и, казалось бы, уже отринутые, снова оказываются актуальны как никогда.
А всего-то надо было включать голову не только когда петух клюнет, а фактически в фоновом режиме, повседневно. И задавать философские вопросы не ради головоломки, но и в целом для определения направления собственной деятельности, и жизни всего Общества в целом. Не бояться вопрошать такое не только в кругу семьи, но и на всех подряд уровнях, включая самые горние.
Понимаю, что с точки зрения обывательской морали подобные вопросы — нечто вроде дедских «почемучек». Но если их не задавать, то Человечество вернётся обратно в жЫвотный мир. Тамошние обитатели тем и отличаются, что живут как живётся и не способны задуматься над тем или этим.
8.Философия повседневной жизни, ее основные категории.
Повседневный мир– это мир, в котором мы живем каждый день, радуемся и грустим, решаем проблемы и общаемся, который мы переживаем в своих непосредственных ощущениях. Обыденная жизнь имеет множество граней и проявлений, она обладает своими особенностями и развивается по своим законам.
Особенности обыденной картины мира:
-антропоцентричность: человек является центром в повседневном видении мира, все в мире оценивается с точки зрения значимости для человека;
-интерсубъективность, т.е. повседневная жизнь формируется и проявляется в общении людей;
-концентрированность на практическом решении повседневных, бытовых проблем;
-прагматичность, принцип полезности;
-ориентированность на настоящее и ближайшее будущее;
-индивидуальность повседневной картины мира для каждого человека и ее изменчивость, т.е. возможность переосмысления;
-схематичность, стремление к созданию стереотипов, ориентация на стандарты;
-основой обыденной картины мира являются переживания, эмоциональные состояния.
В центре внимания философии повседневности экзистенциальные проблемы, т.е. проблемы человеческого существования, связанные с переживанием человеком своего бытия в мире. Экзистенциальные проблемы решаются не только в философии (на теоретическом уровне), но и, прежде всего, в повседневной жизни на уровне обыденного сознания.
Экзистенциальная проблематика всегда интересовала философов. В античной философиитема человека и его существования впервые была поставлена Сократом. Важнейшая экзистенциальная проблема – проблема счастья – была в центре внимания эпикурейцев и стоиков.Средневековая философияс позиций христианского миропонимания рассматривала экзистенциальные проблемы греха и добродетели, смысла жизни и смерти.Философия Возрождениявозвращается к земным проблемам повседневной жизни. Повседневность рассматривается здесь как арена человеческих страстей. Предметом экзистенциального анализа становятся глупость, алчность, властолюбие, похоть, страх и вместе с тем человеческое достоинство, гордость. В философииНового временипроблемы обыденной жизни отходят на второй план, уступая место вопросам научного познания, поиска сущности бытия, раскрытия законов существования мира. Внемецкой классической философииЛ.Фейербах обращается одной из важнейших проблем человеческого существования – проблеме любви. Врусской философии конца XIX – начала ХХ вв. экзистенциальные проблемы получили развитие в философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и др. Повседневность стала отдельным предметом философского размышления взападной философии ХХ в.Впервые к ней обратился основоположник феноменологииЭдмунд Гуссерль, который ввел понятие «жизненный мир». Важнейшее место проблемы повседневной жизни занимают в экзистенциализме, психоанализе, в персонализме.
Основные проблемы философии повседневности:
-проблема жизни и смерти. Философия рассматривает различные аспекты этих проблем: жизнь как жизненный путь, диалектика необходимости и случайности, проблема свободы выбора на этом пути, смысл человеческой жизни и смерти, смертность и возможность достижения бессмертия;
-проблема коммуникации, понимания и тесно связанная с ними проблема одиночества;
-проблема свободы. Свобода рассматривается в философии как идеал социального и индивидуального бытия. Эта проблема предполагает решение вопросов о соотношении свободы и необходимости, свободы и ответственности, свободы и любви;
-проблема любви во всех ее проявлениях;
-проблема счастья и др.
Среди категорий человеческого существования можно назвать также страх, стыд, лень, боль и другие.
Как практиковать философию в повседневной жизни?
— Сергей Валентинович насколько представительной была конференция?
— Практикующие философы со всего мира прибыли на этот форум. Не прибегая к точной статистике, а просто вспоминая, с кем довелось общаться, слушать лекции или участвовать в семинарах и мастер-классах, перечислю страны: Германия, Австрия, США, Норвегия, Дания, Нидерланды, Франция, Италия, Аргентина, Перу, Япония. Наверное, это далеко не полный список.
— Как часто проходят такие конференции и что объединяет такое количество философов?
— Конференции, подобные этой, проходит регулярно, раз в два года начиная с 1994 года. Хотя философия существует давно, философская практика – новый и весьма эффективный способ использования философствования для решения многих повседневных и глобальных проблем, с которыми сталкивается современный человек.
— То есть здесь философия пересекается с психологией?
— Философия, в отличие от психологии, работает не с причинами и механизмами эмоций, мыслей и поступков людей, а с их идеями. Философская практика – это практика заботы о себе, заботы о своей душе, которую каждый из нас может осуществить только индивидуально. Именно об этом была моя небольшая лекция на конференции, с которой я выступил перед коллегами 5 августа.
— Расскажите, пожалуйста, о истории возникновения такой практики?
— Как философское направление философская практика начала оформляться сравнительно недавно – в 80-90 годы прошлого века. Практическая направленность науки потребовала практической направленности философии. Философии стало тесно в душных университетских аудиториях, и она вышла на улицу. Философия рано или поздно должна была освободиться от роли «служанки» религии, идеологии или науки и стать практическим делом каждого человека. Это и произошло. Следующая пятнадцатая конференция по философской практике будет проходить в 2018 году в Мексике. Буду с нетерпением ждать и готовиться к новой встрече с коллегами для плодотворной работы и обмена идеями.
Пресс-служба ЮУрГГПУ (ЧГПУ)
О роли и месте философствования в жизни современной интеллигенции
Интеллигентный человек, как правило, имеет некую философию, но не умеет ей пользоваться, не философствует.
Однако настоящая философия – это, прежде всего, философствование.
Философствование для человека может выполнять как терапевтическую, так и развивающую функции, которые взаимно дополняют друг друга.
Философская практика в современном мире, кроме того, что становится профессией, может изменить традиционное представление о философии.
Обо всем этом рассуждает
постоянный автор бк
челябинский философ Сергей Борисов…
Как ни странно, современные интеллигентные люди мало философствуют, хотя повсеместно демонстрируют свою начитанность и осведомленность в области философии. Путь в философию им пришлось проходить в одиночку в слепом блуждании по лабиринту идей. Что они усвоили абсолютно точно – это то, что философия, какая она есть на самом деле, это совсем не то, что преподают в университетах.
Образ философии как прислужницы идеологии так глубоко въелся в сознание интеллигентного человека, что его уже не вытравишь никакими модными философскими течениями. Этот образ продолжает успешно насаждаться нынешней образовательной системой, пропитанной позитивистским духом, банальностями и догматизмом. Неуклюжие и тяжеловесные пируэты мысли такой философии вызывают отвращение у любого нормального человека.
Тогда на свой страх и риск, не получая ни помощи, ни совета, современный человек начинает выстраивать свое «философские образование» в одиночку. Собирая по крупицам философские идеи и пытаясь отразиться в них, он, как правило, усваивает лишь то, что оставляет в его памяти наиболее яркие образы. Философия становится средством самолюбования. Вместо разоблачения иллюзий такой доморощенный «философ» лишь умножает их.
Интеллигентный человек может иметь ту или иную философию (мировоззрение), но он совсем не умеет ей пользоваться, не практикует ее, не философствует. Философствование – это исполнение мысли, ее завершение. Если провозглашен лишь тезис, не подкрепляемый никаким аргументом, или если между тезисом и аргументом не прослеживается логической связи, то мысль остается неисполненной, незаконченной. Собственно и мысли нет, есть только «мыслеподобие».
Философствование – это исполнение мысли, ее завершение. | Философия, не подкрепленная и не осуществляемая философствованием, есть просто набор догм, красивых лозунгов, этикеток. По большому счету, настоящая философия это и есть философствование. Самое главное в философии – это процесс проговаривания, исполнения мысли. Включенность человека в это процесс, его полное погружение в него, все это и дает прирост смысла. |
Читая философскую книжку, человек «запускает» в себе этот процесс, он становится действующим лицом, участником диалога, он аргументирует каждый тезис автора примерами из своего личного жизненного опыта, поэтому та или иная философская идея кажется ему столь значимой.
Но вот книжка прочитана. Как использовать то уникальное знание, которое человек открыл в себе с ее помощью? Как сообщить это другому человеку, не растеряв при этом всю полноту смысла? Необходимо некое сообщество, «колледж» мыслящих людей, которые бы практиковали философию и практиковались в философствовании.
Это может быть что-то наподобие философского клуба, философского кафе, философской гостиной. Главное то, что данные сообщества должны быть выстроены не по принципу научных, образовательных или лечебных учреждений. Принцип их деятельности должна задавать не норма того или иного социального института, а личный интерес, инициатива, самоопределение каждого участника этого сообщества. Главное условие – высказываемые мысли должны быть аргументированными и законченными, и они должны быть выслушаны и обсуждены.
Многое может вызвать у нас философское удивление, сомнение или душевное потрясение. Но не всегда понятно – что собственно меня так удивило или потрясло. Чувства переживаются мной непосредственно, но чтобы у меня появилось знание о чем-либо, что связано с этими чувствами, мне необходимо выразить (представить) это опосредованно с помощью инструментов разума.
Пускаясь в процесс философствования, я расширяю границы своего самосознания. Я исследую себя как существо удивляющееся, сомневающееся, переживающее. Находясь в этом поиске, будучи в состоянии весьма уязвимом и беспомощном, я нуждаюсь в том, чтобы кто-то находился рядом и чутко улавливал все то, что происходит во мне, и что я пытаюсь выразить в словах. | Пускаясь в процесс философствования, я расширяю границы своего самосознания. Я исследую себя как существо удивляющееся, сомневающееся, переживающее. |
Осуществляя такой философский «diving», я становлюсь чрезвычайно расположенным услышать что-то важное, веское, глубокое. Только на этом уровне погружения я в полной мере готов воспринимать философские идеи, но, конечно же, не как прямое руководство к действию, а как новые возможности, способы или ареалы для моего дальнейшего плавания.
Находясь в сообществе, имея возможность и высказываться, и вслушиваться я, несомненно, начинаю лучше понимать скрытую сторону моего жизненного опыта и жизненного опыта других людей. Я начинаю лучше разбираться в себя, в людях, в жизни. Этот уникальный философский опыт передает знаменитое аристотелевское понятие «φρόνησις».
Философствование для человека может выполнять как терапевтическую функцию (психологическая составляющая), так и развивающую (интеллектуальная составляющая). Данные функции взаимно дополняют друг друга. Например, философствование может играть для интеллекта такую же роль, какую спортивная игра выполняет для развития мускульно-двигательной системы. Однако не стоит понимать это буквально.
Философствование – это не риторика и не софистика. Просто дело в том, что мы нередко встречаем людей образованных, но мыслящих плохо, не умеющих рассуждать. Но мы не можем себе представить разумно мыслящего человека, который не владел бы определенным количеством содержательного знания, которое надлежит знать разумной личности.
На наш взгляд, в приобщении к философии главной проблемой является неумение правильно расставить акценты. Только феномен философствования дает возможность перехода от глубокого эмоционального переживания к рациональным усилиям, а затем к обретению долгожданного психологического и интеллектуального равновесия. Данный терапевтический эффект философствования не используется в полной мере ни в практике образования, ни в психологической практике.
Только феномен философствования дает возможность перехода от глубокого эмоционального переживания к рациональным усилиям, а затем к обретению долгожданного психологического и интеллектуального равновесия. | Образование ставит перед собой иные цели и задачи, а психологи в большинстве своем совсем не владеют философским инструментарием и не проникнуты философской традицией. Хотя мы можем отметить некую смутную «тоску» по философии со стороны психотерапевтов, ведь «психотерапия слишком хороша, чтобы отдавать ее на откуп клиницистам» [1. С. 8], но как хорошие профессионалы в своем деле, они не в состоянии преодолеть свои профессиональные барьеры. Тем не менее, экзистенциальная терапия и philosophical practice давно заявили о себе во всем мире и, видимо, постепенно становятся признанными профессиями со своими ассоциациями, конференциями, журналами и т.д. |
Однако актуальным для нас является не столько институциональный аспект этой темы, сколько сущностный и экзистенциальный аспекты, собственно то, что вызывает саму потребность людей обращаться к философу за консультацией. Видимо, в лице философа они хотят встретить доброго советчика, «попутчика», «другого», который не являлся бы для них ни священником, ни идеологом, ни учителем, ни психотерапевтом в привычном понимании их социального статуса и роли.
Философия, в таком случае, обретает свой первоначальный статус. Она становится совокупностью принципов и практических навыков, которые человек может иметь в своем распоряжении или может предоставить в распоряжение других для того чтобы должным образом проявить экзистенциальную заботу о себе и других.
Сам философ при этом должен решительно и бесповоротно отказаться от роли «профессионального» философа (ученого-теоретика), а превратиться в практика, организующего процесс философствования в том или ином сообществе или в индивидуальном общении. Только так философия и философствование могут быть интегрированы в повседневный образ жизни людей. Только такая «философская практика» будет иметь какой-то смысл.
Как известно, философствовать человек начинает в самом раннем возрасте. Однако в системе нынешних воспитательных и образовательных практик в этом не видят ни развивающего, ни терапевтического эффекта, поскольку философствование не поддается стандартизации.
В угоду этой пресловутой стандартизации мышления многие люди в детстве лишаются возможности интеллектуального и душевного развития. Только философствование как интеллектуальная практика поможет осознать в полной мере, что между чувственным и мыслительным опытом ребенка и взрослого, по большому счету, не существует «пропасти». Конечно же, есть разница в опыте, словарном запасе, количестве информации и т.п., но не в самой способности чувствовать и мыслить.
Любая, даже самая сложная, «наукообразная» конструкция опирается на сравнительно небольшой набор ментальных актов и навыков обоснованного рассуждения. Исходя из этого, можно утверждать, что без способности допускать, предполагать, сравнивать, делать вывод, противопоставлять, объяснять и т.п., наши базовые знания и умения лишаются необходимого развития. | Любая, даже самая сложная, «наукообразная» конструкция опирается на сравнительно небольшой набор ментальных актов и навыков обоснованного рассуждения. |
Человек в течение всей своей жизни опирается на то же самое ядро первичных навыков рассуждения, которое было сформировано в детстве. А данные рассуждения, в большинстве своем, были инициированы экзистенциальными переживаниями, следовательно, являлись по сути философскими.
Философская практика в современном мире, кроме того, что становится профессией, может существенно реформировать господствующую академическую философию в том смысле, что она даст необходимый задел для критического исследования влияния философствования на повышение качества жизни людей, на эффективность принятия решений, на коммуникацию между людьми, на способность мирного выхода из конфликтных ситуаций.
К сожалению, это не является предметом глубоких научных исследований. Однако мыслить философию в отрыве от практики означает существенно недооценивать ее социальную функцию. Конечно, это потребует новых методов и нового развития традиционных философских исследований, однако они будут исходить из фактических предпосылок, контекстов и последствий применения философской практики к повседневной жизни людей. Философская практика, таким образом, это и новая профессия, и философская проблема сама по себе. Воздействие уроков, извлеченных из философской практики, столь важное, что, пожалуй, заслуживает статуса новой дисциплины для исследования и обучения самой философии.
Список литературы
Бабин С., Случевская С.
Взаимоотношение философии и медицинской модели психотерапии // Философия и психотерапия:
Сб. научных статей II Международной конференции «Философия и психотерапия».
– СПб.: Издательство «Анатолия», 2014. С. 3-12.
Текст: Сергей Борисов
Понравился материал?
Помоги сайту!
Яндекс-кошелек: 41001701513390 |
WebMoney: R182350152197 |