Эссе сотри случайные черты и ты увидишь мир прекрасен – Классный час по теме: Литературно-музыкальная композиция на тему: » Сотри случайные черты- и ты увидишь: мир прекрасен!»

Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен

Американский художник-иллюстратор Whelan Michael

Эти иллюстрации зацепили — много разных ассоциаций, размышлений…

В общем смотрите сами!


Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен.
Александр Александрович Блок

В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах созерцающего ее.
Джебран Халиль Джебран

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте.
Виктор Мари Гюго

Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах.
Вильгельм Раабе

В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное — это простота.
Генри Уодсуорт Лонгфелло

Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негодовать на нее только потому, что видишь ее дно.
Жюль Ренан

Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать.

Иоганн Вольфганг Гете

Живите в гармонии!

Мы живём,чтоб счастливыми быть,
Чтобы день проводя,не жалеть.
Наша жизнь словно тонкая нить,
Но всё хочется сделать успеть.

Пока нить ещё держит чуть-чуть,
Хоть судьба о себе даёт знать.
Ищем к счастью мы правильный путь,
А мне хочется просто сказать…

Живите в гармонии,
Живите в любви.
Глазами влюблёнными
Глядите на мир.Живите в гармонии,
С открытой душой.
Пусть жизнь как мелодия
Будет складной такой.

Жизнь полна неразгаданных тайн,
Но ключи от секретов всех есть.
Всё решают за нас небеса
И об этом дают свою весть.

Даже бедный бывает порой

Больше счастлив чем тот,кто богат.
Двери настежь в душе ты открой
И увидишь тогда результат.

Michael Whelan является одним из известнейших художников мира в жанре фэнтази и научной фантастики. Большую часть времени он работает над своими картинами, однако, помимо прочего, он нарисовал более 350 обложек для книг Стивена Кинга, Айзека Азимова, Артура Кларка, а также для альбомов таких групп и исполнителей, как Sepultura и Meat Loaf.

Почти каждое имеющее вес издательство США – клиент Майкла. А также National Geographic и Roadrunner records. В своей области он получил больше наград и премий, чем кто-либо еще. Например, у него есть 15 премий Hugo ( своего рода “Оскар” в облатси научной фантастики), и премия Superhugo, врученная ему как лучшему художнику последних 50ти лет. Помимо картин в жанре фантастики, фэнтази и ужасов, Майкл выпускал календари, плакаты, скульптуры, лицензионные футболки.

Изумительные цвета его работ, их композиция, а также стремление автора предварить в жизнь свои слова – вот то, за что поклонники со всего мира так любят Майкла. “Я увлекался образами фэнтази с детства”, — рассказывает художник,- “И вся моя работа, буть то картины, иллюстрации или что-то еще, сводится к одной цели – создать “ощущение чуда”.Мои иллюстрации отображают мое видение книг, к которым я их делал. А вот в моих картинах темы более личные.Лучшие слова для описания моего творчества – “образный реализм”.”

В своих картинах Майкл затрагивает множество тем – тут и борьба с безысходностью, и религия, и метафизика, и многое другое. И вес это показано в удивительных мирах фэнтази и научной фантастики.
На сайте Майкла доступно большее количество галерей с его работами: http://www.michaelwhelan.com

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

«Сотри случайные черты…»

Алиев Шамиль Гимбатович — представитель С.-Петербургской школы военного кораблестроения, Генеральный конструктор систем автоматизированного проектирования (САПР) противолодочного оружия, Лауреат государственной премии Российского комитета оборонных отраслей промышленности, доктор технических наук по военной технике и вооружению ВМФ, профессор прикладной математики и вычислительной техники, Заслуженный деятель науки и техники России, Лауреат золотых медалей Келдыша, Циолковского, основоположник теории аналитического проектирования подводного оружия Бармина. Решением Международного научного астрономического союза от 6 августа 2009 г. его именем названа малая планета солнечной системы.

Шамиль Гимбатович, мы встречаемся с вами не первый раз, и я знаю, что вы — учёный, и вы — мечтатель. А в чём цель науки, в чём ваша цель как учёного?

Шамиль АЛИЕВ. Александр Андреевич, сегодня требуются математически мыслящие гуманитарии и гуманитарно мыслящие математики, потому что высшая цель науки, цель учёного — управлять своим сознанием. Интеллектуальная система, над которой мы работаем, — это некая форма искусственного интеллекта. Мы ставим задачу так: что есть искусственный интеллект, что есть естественный интеллект и что есть сверхъестественный интеллект? В Японии проходила конференция, на которой был поставлен вопрос: что не умеет делать искусственный интеллект? Прозвучало много вариантов, но выделили вопрос одной дамы, которая попросила: покажите мне, как рыдает искусственный интеллект. В следующий раз её пригласили, чтобы она увидела: слёзы были очень большие. Дама заметила даже частоту, с которой падали слезинки. Эта женщина посмотрела, как ведёт себя искусственный интеллект, и сказала: «Вау!» С тех пор программа во всём мире называется «вау-сигнал».

Александр ПРОХАНОВ. А когда вы строили торпеды, разве уже ходил термин «искусственный интеллект»?

Шамиль АЛИЕВ. Не широко, но ходили разговоры об этом. Потому что торпеда должна была уметь слушать, подслушивать, притворяться, создавать помехи, и люди, настроенные полугуманитарно и полностью математически, думали, что это уже начало искусственного интеллекта. Была поставлена совершенно неожиданная задача, программа: все хотели, чтобы было всё ясно. Потом оказалось, что это не так уж хорошо. Если нам всё ясно, значит, нам не всё сказали. Ведь высшая цель науки — управлять, и высшая цель науки — прогнозировать. Но проблема заключается вот в чём: то, что можно прогнозировать, неуправляемо, им нельзя управлять. А то, чем можно управлять, нельзя спрогнозировать. Затмение Луны, например, можно прогнозировать, но поди поуправляй. А вот наша экономика не управляема, но прогнозируема. Хоть так крути её, хоть в другую сторону…

Александр ПРОХАНОВ. Всё равно затмение.

Шамиль АЛИЕВ. Всё равно затмение! И как только задача ставится — управлять, человеку предъявляются такие требования: а он сам собой может управлять?

Учёный от неучёного отличается тем, что допускает огромное количество ошибок. Но в отличие от чиновника он не сваливает их на своих подчинённых. Он растворён в своих ошибках и исправляет их до тех пор, пока не исчезнут не только ошибки, но и место, где он ошибался.

Почти каждая ошибка — это некая сенсация. Сенсация в душе умного есть повод для того, чтобы исправить ошибку. Сенсация становится двойной сенсацией после того, как ты исправил ошибку, и по пути эта ошибка забрала с собой ещё и другие ошибки.

У меня есть около пятидесяти тысяч страниц записей — ошибок, заблуждений, промахов. Я их собираю. Посетили нас американцы, увидели эти записи, просят: продайте нам. Я говорю: как продать? Скажут: в Дагестане ошибки продают. Я сам в этих книгах уже с трудом разбираюсь, но когда перелистываю, со мной происходит нечто невероятное. Есть наука — теория ошибок, но очень сухая и формальная. Однако есть ошибки сенсационные — это когда человек благодарен судьбе за то, что он ошибся. В священных книгах сказано, что наша задача — как можно раньше ошибиться. Если мы ошиблись незадолго до смерти, какой тогда в этом смысл?

Александр ПРОХАНОВ. Но множество ошибок предполагает истину, которая находится среди них, и ошибки — это, по-моему, инструмент, который очерчивает местоположение истины.

Шамиль АЛИЕВ. Правильно. Ошибки вообще дают представление о человеке. Ложь говорит о человеке больше, чем истина. Истина сама по себе мало о человеке говорит. Ложь о нём говорит много! Потому что множество ошибок, допущенных не за один день, а за многие годы, создают некое ядро. Если человек покопался в этом ядре, если он понял степень своего несовершенства, он попытается это исправить, и если это случается, он может стоять твёрдо — на бетонной опоре, а головой уходить в заоблачные высоты. Тогда он чувствует себя неким окошком, куда падает божий свет.

Александр ПРОХАНОВ. Я как писатель, как человек, может быть, отчасти владеющий словом, пришёл к выводу, что великие литературные стили — это результат ошибок. И не только литературные — множество стилей. И чем грандиознее ошибка, тем фантастичнее в результате этой ошибки возникает стиль. Потому что цель искусства — это постижение непостижимого, отгадка неразгаданного. И художник, который знает опыт своих предшественников и владеет всеми эстетиками, что предшествовали его появлению, он видит перед собой гигантскую стену: таинственную и неразгаданную. Он бросается на эту стену, карабкается и падает, ушибается и лежит полумёртвый у подножия стены. И та неудача, которая постигает его в преодолении этой стены, и является новым стилем. Потому что новый стиль — и есть инструмент, с помощью которого надо преодолеть непреодолимое. И вот он конструирует слова, музыку, цвета, краски — он создаёт инструмент прорыва. Идёт на прорыв, и опять срывается. И когда он приходит в себя, думает: боже, какое же богатство я создал перед тем, как погибнуть!

Шамиль АЛИЕВ. Александр Андреевич, известность в математике делается на её фантастических ошибках! Страдающая совесть — это необходимое и достаточное условие для того, чтобы что-то «родить». Для рождения требуется не просто желание, а выстраданность. А эта выстраданность — результат ошибок, промахов в основном.

После того, как мы почувствовали, что можем исправлять ошибку, появляется чувство крыльев — для взлёта. Но для взлёта ещё требуется разгонная площадка, требуется чувство отрыва. Я сравниваю жизнь учёного с постоянным строительством, устройством взрыва. После каждого взрыва, после каждого прорыва, после каждой эмоции страдающей совести он начинает чувствовать себя так, словно понимает, что большой разницы между жизнью и смертью нет. Эйнштейн говорил: много раз я прорывался и чувствовал себя размазанным по всей Вселенной. И он считал, что мозг и Вселенная — одно и то же; всё, что во Вселенной есть — в голове отражается. Как бы Вселенная — это развёрнутый мозг, а мозг — свёрнутая Вселенная.

И вот мы заметили некую радиоактивность внутри нас. Если такая радиоактивность есть, она позволяет излучать. Но излучает тот, кто страдает. Без страдания излучения никогда не было, и не будет никогда.

Александр ПРОХАНОВ. А ликование?

Шамиль АЛИЕВ. Ликование, мне кажется, не столь объемлюще. Я предпочитаю ликование в стиле минор. В стиле мажор — это некая дикарская, примитивная форма проявления чувств. Есть ликование внутреннее и внешнее. Внутренне ликование, я считаю, что это когда мы отвечаем на вопрос: какова внутренняя форма совершенства. А ликование внешнее — когда мы говорим: мы так хотим выглядеть внешне, не будучи внутренне никем. Вот если внешнее проявление совпадает с внутренним «я», и ликование есть некая спокойная форма, я считаю — это спокойствие водопадное.

Александр ПРОХАНОВ. Вспоминаю переживания раннего детства: когда я просыпался, меня охватывал младенческий восторг. Я ощущал божественную природу моего появления в мире и божественную природу самого мира, хотя я не мыслил категориями Бога. Но ощущение счастья, где ликовала каждая моя клеточка, а также солнечный свет за окнами, а также цветок на окне, а также шаги бабушки — они были бесконечны. И это было то состояние души, когда мне не хотелось менять мир. Лишь позднее, когда я возрос, и появились опыт, интеллект, у меня возникла потребность изменять мир: сначала свой детский, а сейчас — всё мироздание.

Это было удивительное ощущение ликования, когда я славил бытие как таковое во всей его совокупности. Я бы дорого дал, чтобы его повторить в себе, а может быть, повторить и во всём мире. Мне кажется, что наши скорби и печали — это печали и скорби по отсутствию ликования.

Шамиль АЛИЕВ. Я — сторонник вашего детства, когда вы не хотите менять состояние восторга. В каком-то смысле я — детский адвокат. Мне нравится ликование само по себе как внутреннее чувство. В Коране написано: вас берегли от бесов. А когда вы создаёте в молодых людях чувство ликования, то это — сверхликование. Я очень люблю детей, и нигде я так не волнуюсь, как около детворы. Мне хочется создать внутри них невероятную жажду понимания. Нет сильнее эмоции, чем та, когда видишь их понимание. Ни на какой конференции не сравнить моё состояние с тем, которое у меня бывает с детьми пятых-седьмых классов. Возле маленьких детей сам восторгаешься. Опыт мой показывает, что они тоже восторгаются. Этот восторг взаимный, и я очень возмущаюсь, когда говорят, что есть одарённые дети. Все дети — одарённые. Неодарённые — взрослые.

Александр ПРОХАНОВ. Не обязательно ликование бывает как бы печальным последствием дремлющего разума. Есть ликование, которое является результатом высшего проявления человеческой разумности и открытости мирозданию. «Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен». Это ликование, мне кажется, есть самое ценное в человеке. И когда человек достигает этих мгновений, не только в детстве, но и в старости или перед смертью, мне кажется, это и есть тот проект, ради которого Господь создал человека.

Шамиль АЛИЕВ. Полностью согласен. Но технологии этой передачи очень трудные. Нужно иметь аудиторию равно достойную. Такую аудиторию чрезвычайно трудно найти.

Александр ПРОХАНОВ. Да просто выходите на луг, смотрите на траву или на клумбу с цветами — это ваша аудитория.

Шамиль АЛИЕВ. Согласен!

Александр ПРОХАНОВ. Какая красота — начерченные формулы на стенах вашего кабинета! Какая эстетика! Что может быть прекраснее этого?!

Шамиль АЛИЕВ. Здесь выведены задачи, которые меня потрясали и продолжают потрясать. Я их развесил по стенам, потому что, когда на них смотришь, они возвращают тебя к прежним эпохам, цивилизациям, к прежним мотивам.

Это всё — фантастические откровения. Например, как ведёт себя поток воздуха за крылом. Это только русский — Жуковский — увидел. Как он влезал в идею, какая была стартовая позиция Жуковского? Это же очень интересно.

Всех волнует проблема поведения. Это задача, которая относилась к вековым. Много людей зубы поломали на ней. Я тоже влюблялся в неё до безумия. Был академик Седов. Когда я пришёл к нему и сказал: мне кажется, я решил эту задачу, он говорит — ты откуда? Из Каспийска? Это вообще в СССР находится? Спрашивает: ты теорию комплекса переменной проходил? Говорю — нет. Он: поэтому ты это и понял.

Потом мы с ним подружились.

Когда мне что-то нужно было узнать, я изучал это сам. Проблема поведения с чего начинается? Возмущение. Первое возмущение: торпеда возмущает воду. Крыло возмущает поток. Мы возмущаем представления у людей, у которых они и без нас есть, в разных аудиториях по-разному. В одной аудитории мы хотим стать полностью детьми. Порой я становлюсь одним из них. Я был на встрече со школьниками в Москве, а одного мальчика в то время не было: он на олимпиаду уехал. Ему дети потом рассказывали: вот один дядя из Дагестана приезжал, вычислял нас. И мальчик написал мне письмо: Шамиль Гимбатович, я вам пишу, чтобы знать, вы вообще есть или нет?

Это праздник, если мы стали одним из детей. Итак: первое — возмущение. Это и у торпед так. Второе: как проектировать наши ощущения? Мне кажется, всегда внутри нас некая драма, если мы умеем то, что мы знаем, проектировать с разных сторон. Есть Эвклидова геометрия, которую мы в школе изучали, есть проективная геометрия. Каждый раз это зависит от того, как мы смотрим.

Третье — как измерить энтропию. Вся фундаментальная наука, от начала до конца, связана с тем, как измерить неопределённость. Некоторое время тому назад в Петербурге была конференция, где ставилась задача: можно ли говорить об эффективности оружия вообще и торпедного в частности? Это не просто. Требуются сложные компьютеры, которых ещё не существует, мы только выдумываем, проектируем такие компьютеры. Сколько внутри нас есть неопределённости! Мы переполнены неопределённостью. Мы каждому даём порцию в зависимости от вместимости души этого человека. Например, ребёнку можно говорить то-то и то-то, а что-то говорить и видеть ему нельзя.

Я раз в 10-15 дней устраиваю у себя во дворе костры детям, и внуки приглашают туда друзей. Там читаем стихи, говорим. А кому-то пришла в голову идея измерить, сколько весит огонь. И в ходе общения идёт воспитание и взаимопонимание: что, например, нельзя у костра вести себя вульгарно, можно у костра погрустить. До детей это доходит гораздо лучше, чем до взрослых. У взрослого много проблем. В нём детства мало. Кайфа нет в нём. Когда кайфа нет, его грызут всякие проблемы.

Недавно я читал интервью американского борца Кайла Снайдера — после того, как наш Абдулрашид Садулаев его на «туше» победил. Снайдера спрашивают: ты проиграл, тебе было, наверное, обидно, изменился ли твой взгляд на мир? Он говорит: «Нет. Мне Бог дал и победы, и поражения. И это великий россиянин, который у меня выиграл».

«Это что означает?» — спрашивают его. А он говорит: «Это означает, что я стал выше».

После поражения он не проклинает соперника, как это делают некоторые, он говорит: я заметил, что стал выше, обыгравший меня — великий человек, он дал мне урок.

В конце мы принимаем решение. И самое заключительное — как мы закрываем задачу. Я стараюсь придерживаться позиции: любой человек, с которым я сталкиваюсь, превосходит меня в чём-то. Это не означает, что на любое замечание я тут же среагировать должен, нет.

Есть формулы, в которых кольцо сомкнулось: когда ты знаешь, что дальше может прийти мысль поднять планку или нет, но когда тебе спокойней, что сначала она была математической идеей, потом стала управленческой, потом гуманитарной, и наконец поэтической. Вот тогда — ликование, которое было у вас в детстве, Александр Андреевич, и я уверен, что оно у вас не прошло.

Александр ПРОХАНОВ. Формула, о которой вы сказали и которая завершается как бы решением, когда, условно говоря, исчезает неопределённость, — она же не решает проблему энтропии. Наоборот, может быть, она усугубляет эту проблему, потому что, когда возникает неопределённость, увеличивается энтропия в мире. А что борется с энтропией? Каким способом мироздание энтропию устраняет, и оно, мироздание, всё ещё существует, а не слипается в комок пластилина? Есть мнение, что человечество создано, чтобы нарушать энтропию. Я отчасти с этим согласен. И мой личный опыт, и опыт моих близких говорит, что это так. Но что в человеке разрушает энтропию, а не усиливает её? Определённость, с которой человек выступает в мире — в поступках, в общении — увеличивает энтропию. А что уменьшает её? Ведь что-то её уменьшает, что-то сражается с ней. Я пришёл к выводу, что энтропия отступает и уменьшается, если человек выходит на авансцену с мечтой.

Шамиль АЛИЕВ. Поддерживаю вас. Сомневаюсь, что кто-либо ответил на ваш вопрос. Но если я не знаю, — это не означает, что никто не знает. Однако неопределённости, на мой взгляд, тоже становится больше. Мало ли что, что ты решил задачу. После того, когда достигнута победа, наступают сумерки Богов.

Александр ПРОХАНОВ. Да.

Шамиль АЛИЕВ. Чем больше неопределённость внутри человека, тем более он становится мирным. В горах говорят: петушок первый раз прокукарекал и возмущается, что весь мир не восторгается изяществом его голоса. Петушок не знает, что такое неопределённость. Человек решил одну, две, пять, десять задач. Неопределённость как бы в этом вопросе снята.

Но это для искусственного интеллекта — так. А для человека неопределённость всё выше и выше.

Александр ПРОХАНОВ. Ведь мечта неопределима. Мечту невозможно выразить математически. Цель — можно. Мечту — нельзя. А то, что невыразимо математически, то, что ускользает от логики, от здравого смысла, от цифры, то является самым драгоценным достоянием Вселенной, потому что Вселенная не погибнет до той поры, пока в ней будет момент невыразимого, неопределённого. То есть энтропию каждый раз побеждает мечтательность. Я даже думаю, что Господь Бог возмечтал о мире и создал его. Он не задумал мир, у него не было цели создать мир. У него мечта создать мир. И он создал его в том виде, в каком мир бесконечен. А если бы у него была цель создать мир, он бы создал мир с началом и с концом.

Шамиль АЛИЕВ. Трудно здесь что-либо возразить, потому что если мечту выражают математически, то такого человека как минимум на 15 суток надо посадить. Он лишается той драмы, которая внутри него, люди сильны именно мечтой.

Музыка была разделом математики, потом она оказалась выше. Музыка вне логики. Музыка — это мечта, фантазия.

Александр ПРОХАНОВ. Если мечта выражена математически, то надо посмотреть, где допущена ошибка.

Шамиль АЛИЕВ. Там кругом ошибки могут быть, если посмотреть. Напишите, Александр Андреевич, свою формулу мне в эту мою книгу.

Александр ПРОХАНОВ. Е = мс2.

Шамиль АЛИЕВ. В самую точку! Никто так меня не потряс! Полная определённость и абсолютная неопределённость!

Александр ПРОХАНОВ. Шамиль Гимбатович, а не показалось ли вам, что мы с вами беседовали как два мудреца, которые не понимают друг друга?

На фото:  Дагестан, Каспийск, лаборатория генерального конструктора САПР.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

«Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен!» Что для вас «случайные черты» ?

Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
(Ал.Блок)

Случайные черты — это скорее всего каждодневные заботы,
за которыми мы забываем о вечной красоте, любви, душевной
доброте и радости.
Нужно изменить своё отношение к окружающему миру,
убрать негатив, который есть в душе и тогда, непременно,
увидим красоту жизни .

Только здоровый и счастливый человек может стереть
«случайные черты» .
И только начав с себя можно стереть «случайные черты».
Только сохранив красоту в себе, мы сохраним красоту вокруг.

«Страшный мир! Он для сердца тесен!»
…Сотри случайные черты, и ты увидишь:мир прекрасен.

Александр Блок

Когда душа поет, весь мир прекрасен,
Кому же, как не нам об этом знать,
Страданий путь нелеп, да и опасен,
Мы в жизни выбираем благодать.

Не стоит замыкаться на проблемах,
Придут они, они же и уйдут,
Не стоит каждый миг терзать в дилеммах,
Важнее что, свобода иль уют.

Позволить просто быть себе счастливей,
Увидеть красоту и бег минут,
И жизнь, пожалуй, станет справедливей,
Когда в ней радость и победы ждут.

Когда душа готова быть свободней,
Не тонет ни в быту, ни в мелочах,
Когда принять готова путь Господний,
И виден смысл и в днях, да и в ночах.

Как просто быть счастливым, но и сложно,
Как многое хотели б мы понять,
Идем по жизни очень осторожно,
Когда б могли подняться и летать.

Когда душа поет, весь мир прекрасен,
Когда прекрасен мир, душа поёт,
И этой связи круг как прежде ясен,
Позволь душе и счастье, и полёт.
М. Борина-Малхасян

Блок — Сотри случайные черты и ты увидишь мир прекрасен | Татьяна Иванова

Прочитала книгу К. Чуковского «Александр Блок как человек и поэт» и решилась хоть немного написать  о том, как мне удалось прикоснуться к творчеству гениального и самого закрытого поэта 20-го века —  А. Блока.

Самое первое стихотворение, появившееся в моей тетради – стихотворение, посвященное русской поэтессе — Кузьминой-Караваевой. Сейчас не припомнить: почему?  Может потому, что мне было 16 лет.

Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите всё о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту —

Что же? Разве я обижу вас?

 

О, нет! Ведь я не насильник,

Не обманщик и не гордец,

Хотя много знаю,

Слишком много думаю с детства

И слишком занят собой.

Ведь я — сочинитель,

Человек, называющий всё по имени,

Отнимающий аромат у живого цветка.

 

Сколько ни говорите о печальном,

Сколько ни размышляйте о концах и началах,

Всё же, я смею думать,

Что вам только пятнадцать лет.

И потому я хотел бы,

Чтобы вы влюбились в простого человека,

Который любит землю и небо

Больше, чем рифмованные и нерифмованные

Речи о земле и о небе.

 

Право, я буду рад за вас,

Так как — только влюбленный

Имеет право на звание человека.   (1908г.)

 

Позже я прочитала роман Е. Микулиной «Мать Мария» (под таким именем известна на западе Кузьмина-Караваева) и узнала о необыкновенной и трагической судьбе этой женщины, погибшей в газовой камере концлагеря Равенсбрюк.

 

В 1975 году читала «Дневники» и «Автобиографию» А. Блока (с. с. Том 7).

 

«…Первым вдохновителем моим был Жуковский. Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет. Серьезные писания начались, когда мне было около 18 лет.

…Мир прекрасен и в отчаянии – противоречия в этом нет. Жить надо и говорить надо так, что бы равнодействующая жизни была истовая, цыганская, соединение гармонии и буйства, и порядка и беспорядка. Иначе пропадешь»

 

В 80-х в  еще одно стихотворение появилось в моей тетради.

 

Когда ты загнан и забит

Людьми, заботой иль тоскою;

Когда под гробовой доскою

Все, что тебя пленяло, спит;

Когда по городской пустыне,

Отчаявшийся и больной,

Ты возвращаешься домой,

И тяжелит ресницы иней,-

Тогда — остановись на миг

Послушать тишину ночную:

Постигнешь слухом жизнь иную,

Которой днем ты не постиг;

По-новому окинешь взглядом

Даль снежных улиц, дым костра,

Ночь, тихо ждущую утра

Над белым запушенным садом,

И небо — книгу между книг;

Найдешь в душе опустошенной

Вновь образ матери склоненный,

И в этот несравненный миг —

Узоры на стекле фонарном,

Мороз, оледенивший кровь,

Твоя холодная любовь —

Все вспыхнет в сердце благодарном,

Ты все благословишь тогда,

Поняв, что жизнь — безмерно боле,

Чем quantum satis* Бранда воли,

А мир — прекрасен, как всегда.

Январь 1911 года

 

Позднее я печалилась вместе с Блоком:

 

Вот Он — Христос — в цепях и розах

За решeткой моей тюрьмы.

Вот агнец кроткий в белых ризах

Пришeл и смотрит в окно тюрьмы.

 

В простом окладе синего неба

Его икона смотрит в окно.

Убогий художник создал небо.

Но лик и синее небо — одно.

 

Единый, светлый, немного грустный —

За ним восходит хлебный злак,

На пригорке лежит огород капустный,

И берeзки и eлки бегут в овраг.

 

И всё так близко и так далёко,

Что, стоя рядом, достичь нельзя,

И не постигнешь синего ока,

Пока не станешь сам как стезя…

 

Пока такой же нищий не будешь,

Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг,

Обо всeм не забудешь, и всего не разлюбишь,

И не поблекнешь, как мeртвый злак.

10 октября 1905 года

 

*************************************************

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

 

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

10 Октября 1912 года

 

«Чтоб в рай моих заморских песен открылись торные пути».

Если хотите лучше понять творчество Александра Блока, почитайте книгу  К. Чуковского «Александр Блок как человек и поэт».  Хорошо и по-доброму написано. Блок станет ближе и понятнее.

 

Россия в творчестве Блока Разное Блок А.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Россия в творчестве Блока

    Сотри случайные черты —
    И ты увидишь: мир прекрасен.
    А. Блок

    “Жизнь — это путь”,— говорил Лев Толстой. Жизнь Александра Блока — это путь среди революций, трудный и сложный. От “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”, то есть от предельно индивидуальной лирики до дышащих революционным пафосом произведений.
    Революционные события вплотную подвели Блока к теме Родины, России. Понятие добра вчерашний певец Прекрасной Дамы связывает уже не с мистическими символами, а с земными людьми. Он порывает с символистами, равнодушно относится к социальным проблемам. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины. Каков русский народ, такова истинная Русь, это Блок показывает в своей поэме “На поле Куликовом”. Идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:

    Пусть ночь. Домчимся,
    Озарим кострами
    Степную даль.
    В степном дыму блеснет
    Святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    
    Подвиг былых времен, о нем напоминая, Блок звал к подвигу новому. Сердце поэта “просится в бой”, за Родину, за то, чтобы “нищая Россия” стала “Новой Америкой”, то есть страной огромных возможностей и талантливого, молодого духом народа, страной “больших масштабов”.

    Уголь стонет и соль забелелась,
    И железная стонет руда…
    То над степью пустой загорелась
    Мне Америки новой звезда!

    В 1905 году было написано прекрасное стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже звучал основной тон патриотической лирики Блока.

    Приюти ты в далях необъятного,
    Как и жить и плакать без тебя! —

    восклицал он, обращаясь к России. Поэт говорит о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой, и слова его так же трепетны, как “слезы первые любви”.

    Россия, нищая Россия,
     Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые,—
    Как слезы первые любви!
     Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…

    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли “в красе заплаканной и древней” слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей, тюрьмы и солдатские эшелоны, такова блоковская Россия.

    Русь опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями,
    И в мутным взором колдуна,
    Где разноликие народы.
    Из края в край, из дола в дол
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.

    Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого,, а красавицы подруги, возлюбленной, невесты, “светлой жены”.

    О, Русь моя!
    Жена моя!
    До боли
     Нам ясен долгий путь!

    С течением времени образ России меняется. Если сначала поэт воспевал романтически “необычайную” и “талантливую” Русь — “нищую”, дремучую и колдовскую, то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о “живой и могучей юной России”. А. Блок мечтал о том, что будущий его читатель простит ему “угрюмство” и увидит в его поэзии торжество добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем, сумеет почерпнуть в них силы для жизни:

     Есть ответ в моих стихах тревожных:
    Их тайный жар тебе поможет жить.

    Так и случилось. Как и все истинно великое и прекрасное, поэзия Блока всегда помогает и будет помогать людям жить, любить, творить, бороться.



/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Россия в творчестве Блока


Смотрите также по разным произведениям Блока :


Он писал:»сотри случайные черты- и ты увидишь: мир прекрасен» 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Приспособление для подъема тяжестей, состоящее из колеса с закрепленной осью, с желобом по окружности и перекинутого через него каната или другой гибкой тяги

Ответ: Блок

Вопрос: В ручных играх с мячом: блокирование спортсмена в момент завершающего удара

Ответ: Блок

Вопрос: Часть сооружения, механизма, изделия, представляющая собой группу отдельных функционально объединенных элементов, частей

Ответ: Блок

Вопрос: Соглашение, объединение государств, партий, организаций, группировок для тех или иных совместных действий

Ответ: Блок

Вопрос: Деталь, обычно сложная, используемая как готовая часть сооружения, механизма, изделия

Ответ: Блок

Вопрос: Относящийся к блоку 2 /3

Ответ: Блок

Вопрос: Относящийся к блокировке

Ответ: Блок

Вопрос: Остров

Ответ: Блок

Вопрос: Актёр Александр Иванович …

Ответ: Блок

Вопрос: Советский актер Александр Иванович …

Ответ: Блок

Вопрос: Русский поэт. (фамилия)

Ответ: Блок

Вопрос: Русский поэт

Ответ: Блок

Вопрос: Упаковка

Ответ: Блок

Вопрос: Объединение

Ответ: Блок

Вопрос: Часть двигателя внутреннего сгорания

Ответ: Блок

Вопрос: Коалиция

Ответ: Блок

Вопрос: Когда замрут отчаянье и злоба, нисходит сон. И крепко спим мы оба на разных полюсах Земли.- автор

Ответ: Блок

Вопрос: Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения

Ответ: Блок

Вопрос: Конструктивный элемент здания

Ответ: Блок

Вопрос: Кто написал стихотворение «екклесиаст»

Ответ: Блок

Вопрос: Механизм, конструкция, комплект и т. п., состоящие из нескольких однородных частей

Ответ: Блок

Вопрос: Объединение государств, общественных организаций или групп для совместных действий

Ответ: Блок

Вопрос: Он писал:»сотри случайные черты- и ты увидишь: мир прекрасен»

Ответ: Блок

Вопрос: Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и формы (в строительстве)

Ответ: Блок

Вопрос: Поэт («Двенадцать»)

Ответ: Блок

Вопрос: Поэт, автор поэмы «Двенадцать

Ответ: Блок

Вопрос:

Классный час по теме: Литературно-музыкальная композиция на тему: » Сотри случайные черты- и ты увидишь: мир прекрасен!»

СОТРИ   СЛУЧАЙНЫЕ  ЧЕРТЫ-  И ТЫ УВИДИШЬ:  МИР  ПРЕКРАСЕН!

            ( Литературно-  музыкальная  композиция).

ЧТЕЦ 1      Я  люблю  тебя, Россия,

                    Милые  края…

                    Ты  одна, как  мать  у  сына,

                    Родина  моя!

                    Запою  я  у  Байкала-

                    Вторит  волжская  волна.

                    Вот, Россия,  ты  какая,  Богатырь  страна!

ЧТЕЦ 2        Ой, ты , РУСЬ,  моя  родина  кроткая!

                      Лишь  к  тебе  я  любовь  берегу,

                     Весела  твоя  радость  короткая

                    С  громкой  песней  весной  на  лугу.

ЧТЕЦ  3       Что ж,  земля  привлекает        

                     Или  этим,  иль  тем.

                     В  суть  вопроса  вникая,

                     Я  так  думаю — всем!

ЧТЕЦ 4.       И  рябины  кустами,

                      И  лужком  заливным,

                     И  грибными  дождями,

                     И  дождем  не грибным.

ЧТЕЦ 1.       Иль  плясуньей  калиной,

                    Что  сережкой  трясет,

                    Или  первой   травинкой,

                   Пробивающей  лед.

ЧТЕЦ 2.      Иль   березой  кудрявой,

                     Не  скупой  на  слова,

                     Или  явором?

                    Явор-  всем  лесам  голова!

ЧТЕЦ  3.     Возле  речки  в  тумане
                    Чуть  звенят  тополя.

                   Может,   ими  и  манит  

                    Человека  земля?

   (  ЗВУЧИТ  КЛАССИЧЕСКАЯ  МУЗЫКА,  НА  ЕЕ  ФОНЕ  ЗВУЧАТ  СЛОВА)

ЧТЕЦ  1      Дождем  умытая,  теплом  согретая,

                    Прекрасна  ты,  когда  встает  заря.

                   Прекрасна  ты  за  доброту  согретая,

                    Земля- кормилица,  моя  земля.

                   Такая  щедрая  и  благодарная,

                   Ты  вдаль  раскинула  свои  поля.

                   На  счастье  вечно  ты  нам  подарена-

                   Земля-кормилица,  моя  земля!

                  До  всходов  будущих  весной  распахана,

                  В  любви  и  радости  нам  жить  веля,

                  Ты  веришь  нам-  и  всем  сердцам  распахнута

                   Земля-  кормилица,  моя  земля!

 

                   То  светлой  песнею,  то  тихой  сказкою

                  Колосьев  звон  плывет  во  все  края.

                  Ты  нам  на  труд  наш  отвечаешь  ласково,

                 Земля- кормилица,  моя  земля!

ЧТЕЦ 2.    Красавица- земля!  Не  в  этой  лишь  стране,

                   В  виду-  гигантов  гор,  склонюсь  я  пред  тобой.

                 Сегодня  ты  была  прелестна  мне,-

                  Лишь  бы  с  деревьями,  с  кустами  и  травою,

                Где  красок  осени  играл  бы  перелив

                Или  хоть  с  бледною  соломой  сжатых  нив.

                  О  мать-земля! Я  здесь  один;  людей  не  видно…

                  Хотел  бы  пасть  я  ниц  и  лобызать  тебя!..

              (  Припадает  на  колено)

                Увы1  Я  не  могу,  и  не  людей  мне  стыдно…

                 Восторгом  был  я  полн,  красу  твою  любя;
                Но  лишь   тебя  признал  я  матерью  моею,-

                 Печален  и  смущен,  ласкать  тебя  не  смею.

ВЕДУЩИЙ       Во  все  времена  природа  вдохновляла  поэтов,  художников,  композиторов  и  писателей .  без  нее  не  было  бы  самых  лучших  картин,  симфоний,  стихов  и  песен.  А  стихи  и  музыкальные  произведения  тоже  оказывают  благотворное   влияние  на  душу  человека,  словно  заново  открывают  ему  красоту  родной  земли,  учат  бережно  относиться  к  ней.

      (  на  фоне  музыки   звучат  следующие  строки)

  ЧТЕЦ 3     Какая  ночь!  На  всем  какая  нега!

                    Благодарю,  родной  полночный  край!

                    Из  царства  льдов,  из  царства  вьюг  и снега

                    Как  свеж  и  чист  твой  вылетает  май!

                   Какая  ночь!  Все  звезды  до  единой

                   Тепло  и  кротко  смотрят в душу  вновь,

                   И  в  воздухе  за  песней  соловьиной

                  Разносится  тревога  и  любовь.

 

                  Березы  ждут.  Их  лист  полупрозрачный

                 Застенчиво  манит  и  тешит  взор.

                 Они  дрожат.  Как  деве  новобрачной

                И  радостен,  и  чужд  ее  убор.

                Нет,  никогда  нежней  и  бестелесней

                 Твой  лик,  о  ночь, не  мог  меня  томить!

                Опять  к  тебе  иду  с  невольной  песней,

                Невольной-  и  последней,  может  быть!

ЧТЕЦ 4.    Все,  что  на  нашу  землю  придет,

                   Все,  кто  на  нашу землю  пришли,-

                  Из  земли,  из  земли.  (  протягивает  зрителям  ладонь,  показывает  горсть  земли)

                 Серое  ржаное  зерно,

                  И  колокольчика  синева,

                 И  коренастое  бревно,

                 И  трава-  из  земли.

                 Из  земли  птичьих  крыльев  свод,

                На  котором  держатся  небеса.

                 Ракита,  склонившаяся  у  речных  вод,

                 Родник,  бегущий  в  реку,

                Река,  бегущая  к  морю,

                 Море,  шумящее  век  от века, — из земли,

                 Из  земли-  озера  глаз  моих,

                 Рук  моих  узловатых,  как  ветви  , труды,

                Сердце  мое,  медным  колоколом  звенящее  о вас, 9 прижимает  руку  к  груди)

               Мысль  прорастающая,  словно зерно  из  борозды,  из  земли.

               Из нее  вся  сущая  красота,

                А  та  красота,  что  грядет,

                 Снова  оттуда  же  придет:  из  земли,

                Только  из  земли!

               ( снова  закрывает  ладонь  с  горстью  земли )

( Звучит  песня «                            «     )

 ЧТЕЦ 1.   Человек-  он  ведь  тоже  природа.

                   Он  ведь  тоже  закат .  И  восход.

                   И  четыре  он  времени  года,

                   И  особый  в  нем  музыки  ход.

                   И  особое  таинство  цвета,

                   То  с  жестоким,  то  с  добрым  огнем.

                   Человек-  он  зима.  Или   лето.

                   Или  осень  с  грозой  и  дождем.

                   Все  вместил  в  себя:  версты  и  время-

                    И  от  атомных  он  ослеп  

                    Человек- он  и почва, и  семя,

                   И  сорняк  среди  поля. И хлеб.

                     И  какая  в  нем  брезжит  погода?

                     Сколько  в  нем  одиночеств  и  встреч?

                     Человек-  он  ведь  тоже  природа…

                     Так  давайте  природу  беречь!

 ВЕДУЩИЙ    Да,  наверное,  самое  совершенное  по  красоте    произведение  природы  есть  человек.  Вся   красота  Космоса   воплотилась  в  современном  человеке.  Будучи  прекрасным  произведением  природы,  которая  стремится  к  совершенству,  т. Е. к  красоте,   человек,  как  отражение  Вселенной,  может  и,  в сущности,  должен  творить  и  распространять  вокруг  себя  красоту  во  всех  проявлениях  своей  жизни.

ЧТЕЦ 1.          Ты-  человек,

                         Ты- царь  природы. Так.

                          Поскольку  все  в  ней  сущее  подвластно

                         Тебе.  Сверяй  свой  каждый  шаг

                          С  природой

                          И  будет  все  прекрасно.

                         И  царские  замашки  не  лелей  в  душе

                         И  не  давай  себе  свободы.

                         Ты-  царь  природы,  так…

                         Но  знай;

                         Трудней  почувствовать  себя  

                         Венцом  природы!

ЧТЕЦ 2           Пока  человек  естества  не  пытал

                         Горнилом,  весами  и  мерой,

                          По-  детски  вещаньям  природы  внимая,

                        Ловил  ее  знаменья  с  верой;

                        Покуда  природу  любил  он,  она

                       Любовью  ему  отвечала,

                        О  нем  дружелюбной  заботы  полна

                        Язык  для  него  обретала.

                       Почуя  беду  над  его  головой,

                       Вран  каркал  ему  в  опасенье,

                       И  замысла,  в  пору  смиряясь  пред  судьбой,

                       Воздерживал  он  дерзновенье.

ЧТЕЦ 3.        На  путь   ему  выбежав  из  лесу , волк        

                       Крутясь  и  подъемля  щетину,

                       Победу  пророчил,  и  смело  свой  полк

                       Бросал  он  на  вражью  дружину.

                       

                      Чета  голубиная,  вея  над  ним,

                      Блаженство  любви  прорицала.

                      В  пустыне  безлюдной  он  не  был  одним,

                      Нечуждая  жизнь  в  нем  дышала.

                     Но,  чувства  презрев,  он  доверил  уму;

                      Вдался  в  суету  изысканий…

                       И  сердце  природы  закрылось  ему,

                      И  нет  на  земле  прорицаний.

ВЕДУЩИЙ       21  век.   Что  нас  ждет?  Краткая  человеческая  жизнь  может  ныне  оказаться  более  продолжительной,  чем  природа,  просуществовавшая  тысячи  лет.  И,  наверное,  не  один  человек  наедине  с  природой  задумается: « Вот  пройдет  сто  лет,  а  что  останется  от  этого  поля?  От  реки?  Какие  здесь  будут  возведены  постройки,  проложены  дороги,  подняты ЛЭП?  Да  и  само  небо  останется  ли  здесь  таким,  какое  оно   нынче,  или  здесь  будет  задымлено,  загорожено  чем-нибудь?»

ЧТЕЦ 4     Я  в  мир  пришел  не  свянуть,  не  смириться,

                   Не  утонуть  во  тьме  людских  болот,

                   Я  жить  хочу,  но  только-  вольной  птицей-

                   И  совершать  свой  радостный  полет.

                  А  между  тем-  куда  рванется  песня?

                  В  какую  даль?  В  какие  времена?

                  Зарылись  в  дым  земные  поднебесья,

                  Зарылись  в  дым  земные  племена.

                  Горчайший  дым-  по  всем  лесам  и  водам,

                 Горчайший  дым-  по  всем  концам  Земли.

                 Куда  лететь?  Пробрезжите,  восходы!

                 Зачем  лететь?  Прокличьте  журавли!

ЧТЕЦ 1.       Что  же  мы  натворили  с  природой?

                      Как  теперь  нам  ей  смотреть  в  глаза?

                      В  темные  отравленные  воды,

                      В  пахнущие  смертью  небеса?

                      Ты  прости  нас,  бедный  колонок,

                      Изгнанный,  затравленный,  убитый..

                      На  планете,  Богом  позабытой,

                      Мир  от  преступлений  изнемог.

 ВЕДУЩИЙ    Так  что  же  натворили  мы  с  природой?  С  нашей  Землей?  Ведь,  как  сказал  известный  французский  писатель, «… все  мы,  живущие  на  нашей  планете,  всего  лишь  пассажиры  одного  космического  корабля,  плывущего  по  безбрежному  океану  — Вселенной» . И  Земля  не  так  велика,  как  нам  кажется.  Но  она  прекрасна,  с  ее  прозрачными   ручейками  и  мощными  потоками  морей  и  океанов,  с  ее  зелеными  лесами  и  птицами  в  поднебесье.

ЧТЕЦ 2             Кромсаем  лед,  меняем  рек  теченье,

                          Твердим  о  том,  что  дел  невпроворот.

                           Но  мы  еще  придем  просить  прощенье

                           У  этих  рек,  барханов  и  болот.

                         У  самого   гигантского  восхода,

                         У  самого  мельчайшего  малька…

                         Пока  об  этом  думать  неохота,

                        Сейчас  нам  не  до  этого  пока.

 

                        Аэродромы,  пирсы  и перроны,

                        Леса  без  птиц  и  реки  без  воды..

                       Все  меньше  окружающей  природы,

                       Все  меньше  окружающей  среды.

 

                       Над  вечностью  склоняясь,

                       Большая  и  цветная,

                       Земля  глядит  на  нас,

                       Любя  и  проклиная.

                       Укор-в  глазах  озер-

                       И  грусть-  в  безбрежной  шири..

                      А  если  не  спасем,

                       Зачем  тогда  мы  жили?

ВЕДУЩИЙ      Земля-   это  не  массивный  гигант,  а  скорее  хрупкий  елочный  шарик.  Быть  или не  быть   человечеству,  останется  ли  зеленой  и  цветущей  наша  планета  или  же  превратится   в  безжизненную  пустыню-  вот  в  чем  вопрос.  И  самое  страшное  сегодня-  устранение  человека  от  его  решения.   От  вас,  от  меня,  от  каждого  зависит,  сбудется  ли  мрачное  пророчество  поэта:

                              Когда  пробьет  последний  час  природы,

                              Состав  частей  разрушится  земных:

                              Все  зримое  опять  покроют  воды,

                              И  Божий  лик  изобразится  в  них.

ЧТЕЦ 1               Берегите  Землю! Берегите

                             Жаворонка  в  голубом  зените,

                             Бабочку  на  листьях  повилики,

                             На  тропинке  солнечные  блики,

                             На  камнях  играющего  краба,

                             На  могиле  тень  от  баобаба,

                             Ястреба,  парящего  над  полем,

                            Полумесяц  над  речным  покоем,

                            Ласточку,  мелькающую  в  жите,

                            Берегите  Землю!

 

ЧТЕЦ 2               Берегите

                            Времени  крутые  повороты,

                             Радость  вдохновенья  и  работы,

                            Древнего  родства  живые  свойства,

                            Дерево  надежд  и  беспокойства,

                            Откровение  земли  и  неба,  

                           Сладость  жизни,  молока  и  хлеба,

                          Берегите  доброту  и  жалость,

                           Чтоб   она  за  слабого  сражалась.

                         Берегите  будущего  ради

                          Это  слово  из  моей  тетради.

                        Все  дарю!

                         И  все  от  вас  приемлю!

                       Только  берегите  эту  Землю!

(   Звучит  песня «  Этот  мир»)

                                     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *