Эмоции в общении: Глава 12. Чувства и эмоции в общении – Эмоции в общении — это… Что такое Эмоции в общении?

Эмоции в общении — это… Что такое Эмоции в общении?


Эмоции в общении
Эмоции (Э.) выполняют регулирующую функцию во взаимоотношениях людей благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. В повседневной жизни выражение эмоционального состояния либо облегчает, либо осложняет межличностное О. Э. способны не только активизировать, но и угнетать и даже разрушать личность. По мнению многих авторов, организующая функция Э. проявляется в неск. формах: в форме выразительных движений, эмоциональных действий, высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, в форме опр. отношения к окружающему. В нач. ХХ в. были проведены первые исследования эмоциональности. С тех пор принято считать, что эмоциональные люди отличаются тем, что все принимают близко к сердцу и бурно реагируют на пустяки, а малоэмоциональные — обладают завидным хладнокровием. Эмоциональность, к-рая определяет Э. в О., рассматривается как устойчивая черта личности, связанная с ее темпераментом. В. Д. Небылицын считал эмоциональность одним из осн. компонентов темперамента человека и выделял в ней такие характеристики, как впечатлительность (чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота и необдуманность эмоциональных реакций), лабильность (динамичность эмоциональных состояний). В зависимости от темперамента человек с большей или меньшей интенсивностью эмоционально включается в разл. ситуации. В. В. Бойко выделяет след. особенности эмоциональных переживаний в межличностном О.: 1) Эмоциональная реакция участников О. носит двусторонний характер. В межличностных отношениях чаще имеет место не просто реакция одного партнера на чувства другого, а т. наз. двусторонние переживания, когда каждая сторона подходит к другой неск. по-иному. 2) Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, Э. приобретают характер послания другому, т. е. становятся знаками, смысл к-рых нужно еще понять. Следовательно, вполне возможны искажения, неточности или полное непонимание содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу. Заключение о внутр. переживаниях др. человека конструируется путем приписывание мотивов. То, какие мотивы будут приписаны другому, зависит от картины мира воспринимающего, от его интересов и жизненного опыта. Поэтому значение для сохранения межличностных отношений имеет способность децентрации. 3) Формируясь в процессе социализации, Э. и чувства подвергаются жестокому социальному контролю. Управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления Э., а собственно проблема управления Э. в О. заключается в поиске той меры, к-рая позволяла бы человеку соблюдать принятые культурные нормы, диктующие способ и степень проявления Э., и в то же время использовать Э. как важнейший регулятор межличностных отношений. Лит.: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. СПб., 2004; Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. Т. П. Скрипкина

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • Экспресс -опросник «Индекс толерантнос ти»
  • Эмоции дифференциальные в общении

Смотреть что такое «Эмоции в общении» в других словарях:

  • эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭМОЦИИ —         (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически …   Философская энциклопедия

  • Эмоции дифференциальные в общении — различающиеся между собой переживания, влияющие на взаимодействие между людьми. Эмоции (Э.) характеризуются 3 компонентами: а) переживаемое и осознаваемое ощущение; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Эмоции — (лат. – возбуждать, волновать) – особый класс психических процессов и состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний (удовлетворения, радости, страха) значимости каких либо явлений, ситуаций. Эмоции служат одним из главных… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Интеллект эмоциональный в общении — Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализирующих Э. и. работах отмечается …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Гендерные различия в общении — Различия между мужчиной и женщиной интеллектуальные, эмоциональные существуют, но они скорее носят качественный, а не количественный характер. Мужчины и женщины по разному воспринимают окружающую действительность, по разному ее оценивают.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Интеллект в общении — Интеллект (И.), с одн. стор., является важным фактором О., во многом определяющим характер взаимодействия людей, а с др. стор., сам в значительной мере формируется в О. Собств. человеческое О. предполагает наличие у общающихся опр. уровня И. И.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Познание в общении — Как особая сфера человеческой деятельности, познание есть целенаправленная оптимизация субъективной картины мира, предполагающая преодоление наличной неопределенности. Познание в узком смысле слова есть рациональный (или когнитивный) аспект… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ровный — прил., употр. часто Морфология: ровен, ровна, ровно, ровны и ровны; ровнее; нар. ровно 1. Ровной называют что либо, чья поверхность не имеет впадин и возвышений. Ровная местность. | Ровное плато. | Ровная доска. | Идеально ровное колесо. | Ровная …   Толковый словарь Дмитриева

  • Орехи —     Во сне собирали орехи – впереди у вас успешное предпринимательство и радости любви.     Ели орехи – ждите процветания и исполнения желаний. Женщину, увидевшую во сне орехи, ожидает счастливая судьба.     Рассыпанный фундук сулит мирную… …   Большой универсальный сонник

Книги

  • Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми, Эдвардс Ванесса ван. О книге Яркая и практичная книга о ключевых принципах человеческого общения, которая поможет вам чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Как начать разговор иобратить на себя внимание?… Подробнее  Купить за 928 руб
  • Наука общения Как читать эмоции понимать намерения и находить общий язык с людьми, Эдвардс В.. Существуют скрытые принципы человеческого поведения. Этим принципам не учат в школе, но часто именно они определяют, преуспеем ли мы на работе и в личной жизни или нет. Ванесса ван Эдварде,… Подробнее  Купить за 769 руб
  • Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми, Эдвардс Ванесса ван. О книгеЯркая и практичная книга о ключевых принципах человеческого общения, которая поможет вам чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Как начать разговор и обратить на себя внимание?… Подробнее  Купить за 383 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Эмоции в общении» >>

Глава1.Общение и эмоции

Представление о общении и эмоциях

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в меж-индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому, то есть от человека к человеку. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием «эффективность».

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости) , пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов) , ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) — ослабляющие.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение — сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.

Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства.

Функции и средства общения

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.

Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

1) Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.

2) Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.

3) Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.

4) Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.

5) Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.

6) Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.

7) Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.

8) Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три: выдача необходимой информации; получение ответов на распоряжения; выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:

1) интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;

2) неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.

Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

Виды эмоций, функции, чувства

Эмоции – это тот инструмент, с помощью которого наш мозг дает оценку происходящему извне и внутри нас. Абсолютно все эмоции – субъективны. Люди воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию диаметрально различно. Но в то же время – весь мир объединен языком эмоций, невзирая на культуру, воспитание, расу. Люди с разных концов света способны считать по тону, мимике и жестам эмоциональное состояние человека. Более того, это способны делать даже животные, и даже не рожденные дети в утробе матери.

Нет прибора, который смог бы записать все виды эмоций, ведь все они, сплетаясь друг с другом, создают неповторимую картину восприятия мира. Однако есть базовые эмоции: гнев, радость, горе, безразличие.

Далее в психологии различают следующие виды эмоций: положительные, отрицательные, нейтральные.

К положительным эмоциям можно отнести удовольствие, блаженство, радость, восторг, уверенность в себе, злорадство, доверие, благодарность, симпатия, гордость, а также половая любовь и привязанность.

К отрицательным эмоциям относят: гнев, злость, тревогу, обиду, ярость, ревность, скуку, досаду, разочарование, раскаяние, нетерпение и прочее.

С нейтральными эмоциями все проще – они выражают пустоту. Это – удивление, созерцание, любопытство и безразличие.

Ничто просто так, само по себе, не возникает. Эмоции – это не пустая раскраска наших жизней, а очень важные защитные и информационные функции нашего организма.

Функции:

1) защитная функция заключается в том, что в момент опасности, эмоции – это моментальная реакция человека, которая может спасти от самых страшных последствий;

2) мотивационная функция – это одна из наиболее частых применений эмоций; эмоции могут нас мотивировать, побуждать к действиям, а также очень часто эмоции заменяют и мышление;

3) сигнальная функция эмоций заключается в том, что по проявлениям эмоций можно узнать о том, в каком состоянии находится человек, каковы его потребности.

Итак, с видами и функциями эмоций все понятно, а вот какая разница между эмоциями и чувствами?

По сути, эмоции – это временное переживание определенных чувств. Если человек любит футбол и свою команду (чувство любви), то при забитом голе он будет чувствовать не именно любовь, а разные эмоциональные вариации данного чувства: восторг, восхищение, радость, наслаждение, злорадство, удовлетворенность.

Чувства – это отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Есть высшие чувства – они состоят из тесно сплетенных эмоциональных ощущений. Например, влюбленность – это более простое чувство, нежели любовь.

Любовь предполагает проявление целого ряда эмоций: ревности, привязанности, нежности, дружбы, радости, горя.

То, что между видами чувств и эмоций существует лишь условная грань, позволяет нам любить и ненавидеть одновременно, страдать, и находится в приятном ожидании.

Но, тем не менее, психологам все же удалось систематизировать чувства: моральные чувства, практические чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.

К моральным мы относим любовь, дружбу, патриотизм, совесть. К практическим – все виды чувств, связанные с трудовой деятельностью. Так, удовлетворенность трудом способствует чувству трудолюбия, а не удовлетворенность вызывает ощущение каторги.

Интеллектуальные чувства – это познание, любознательность, удивление, радость открытия.

А к эстетическим чувствам нужно приучать с детства с помощью различных художественных кружков – рисования, музыки, танцев.

Эстетические чувства – это возможность и умение созерцать окружающую красоту.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Данная глава содержит в себе подробный материал о понятиях и представлениях эмоций и общения , их виды и функции, а также способы их проявлений и выражений.

Общение и эмоции косвенно взаимосвязаны между собой. Эмоции присутствуют всюду и везде. По нашим эмоциям мы определяем наше настроение, самочувствие. Эмоции делают нашу жизнь и общение намного ярче и красивее, наполняет разными красками.

В данной главе мы начали частично знакомиться с эмоциональным проявлением состояний человека. Выяснили, что существует вербальное и невербальное проявление эмоциональных состояний.

Итак, вербальное проявление — это наша речь, с помощью которой мы обмениваемся информацией, знаниями между собеседниками, а невербальное — это же реакция нашего организма, тела на происходящее. Это могут быть наши движения, моргания глазами, почёсывание носа наша поза во время диалога, наш взгляд и прочее.

Роль и значение эмоций в общении

Роль и значение эмоций в общении

Некогда ранее я не понимал насколько важным является контакт на эмоциональном уровне человека и это понимание приходит вспышками, будто нашел недостающий пазл и собрал картинку. Кто-то привык давить свои чувства и разучился ими пользоваться, а кого-то может накрыть неконтролируемая волна гнева, радости или горя. Золотая середина актуальна и в этой теме.

Приведу банальный пример, когда человек не использует того чем его одарила природа.

В процессе общения на вопрос «какие планы на вечер ?» можно сухо ответить «пойду в чайную», как бы не посвящая человека в эту часть своей жизни, а можно всем своим видом показать что движет вами и рассказать нечто вроде этого- «там настолько умиротворяющая атмосфера, что предыдущий раз мы просидели в одном положении 3 часа! Я никогда не расслаблялся так глубоко. Очень не хотелось возвращаться в привычную суматоху серого города…» и в таком же духе, дополняя слова соответствующей интонацией и невербаликой. В идеале вы должны передать эти эмоции другому человеку, после чего он напроситься пойти с вами.

А теперь несколько пунктов об эмоциях:

• Они обогащают процесс коммуникации, делают его ярким и запоминающимся

• Это отличный индикатор вашего отношения к чему-либо. Не нужно чтобы собеседник разгадывал вас и ломал голову. Покажите ему что вы чувствуйте

• Эмоции выдают причастность человека к разговору. Он не летает в облаках, а находиться здесь и сейчас. Собеседник это видит и ценит

Этот пункт относится к ситуациям когда вы эмоционально включаетесь в рассказываемую собеседником тему, подпитывая его эмоции, т.е выходите на одну волну. А родственную душу, как известно, найти очень сложно…

• Вы проявляете целостность образа

• Сухие люди утомляют

Если вы задаетесь вопросом как заинтересовать человека или как самому стать интересным человеком, то обратите внимание на эмоции в вашем общении.

Жизнь в обществе заставляет сдерживать негатив, что часто приводит к полному или частичному закрытию данного уровня, а жизнь без эмоций утрачивает глубину и перестает быть наполненной. Переживая, чувствуешь, что живой. Голые факты свидетели роботивизма, их необходимо наполнить, иначе будете похожи на это

У меня был интересный обратный случай. Ранее я был очень эмоциональным человеком и люди с удовольствием общались со мной, даже не смотря на то что эмоции порой захлестывали меня с головой. Но потом я впал в обратную крайность — я обнаружил, что могу стать наблюдателем, который не причастен к ситуации, в результате чего превратился в робота, руководствующимся сухим интеллектом. Это было очень интересно для меня, но внешнее окружение резко обеспокоилось моим состоянием. «Как же так ? Ты не заболел ? Ты был веселым и причастным, а теперь ты отдалился от нас» Нормальная реакция, скажу я вам. Ситуация была специфична, многие перестали общаться, потому как разговор обычно был чисто интеллектуальным, что привлекло лишь единицы новых людей, но отвергло десятки других. Поэтому не повторяйте этого дома, ради своей же социальной безопасности.

Своими выводами и размышлениями вы можете поделиться со мной в комментариях. А мой вывод такой: не грешите сухостью, а включайтесь в разговор душой и наполняйте свои слова Жизнью.

Основные характеристики чувств и эмоций в общении (часть 2)

[

РевноИ кого-то — значит относиться с недоверием к словам и пост своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать на ссору и т.д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы.

Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызывает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозможно, оно начинает определять характер вашего поведения в отношении этого человека и, следовательно, не может остаться незамеченным с его стороны, вызывая соответствующие реакции.

Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, в межличностном общении приобретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны искажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений. Иногда одна и та же эмоция может быть интерпретирована совершенно по-разному в зависимости от позиции интерпретатора.

В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социализации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не подвергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положительное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, действуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение. Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходны в самом факте строгого контроля со стороны сообщества за эмоционально-чувственной сферой жизнедеятельности.

Таким образом, эмоции и чувства приобретают характер коммуникативных действий.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации И правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — Необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правилу точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. 1 пример, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше 1 принимает ответ студента, демонстрирующего энергично-дел« настроение, чем естественное для него в этот момент чувство • вожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются тролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способна партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во мание эмоциональное состояние другого приобретает реша значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать скрываемые ими чувства, в то время как при социально-роле контактах в первую очередь следует реагировать на демонстр* мые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношен между людьми может стать не только неуместное, но и неум< проявление эмоций и чувств.

Роль эмоций в общении и способы их выражения

Факультатив. Мир общения.

Тема: Роль эмоций в общении и способы их выражения.

Цель:

  • Создать у учащихся первичное представление о понятии “эмоции”, их видах, особенностях и правилах проявления.

  • Способствовать развитию эмоциональной саморегуляции и умения контролировать свои эмоции.

Воспитывать толерантность (терпимость к чужим мнениям, поведению.

Оборудование и методическое обеспечение:

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

Создаем хорошее настроение»Улыбнитесь поприветствуйте друг друга добрыми словами.»

Что почуствовали?(зарядились хорошим настроением)

И так ребята посмотрели на экран.

-Что можно сказать о малыше?(ответы детей)

На самом деле , малыши в этом возрасте никому ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются,если им хорошо.И плачут ,если им плохо.

Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказываето своих переживаниях?

2.Открытие нового.

1.Покажите не произнеся ни слова,как вы его встретите?(улыбаются).

Перед вами листочки с тремя кругами.Нарисуйте в первом как выглядят рот и глаза улыбающегося человека.(рисуют)

Озвучьте изображение движениями рук.

2.К нам на космическом корабле прилетит слонопотам….

Что видите на лицах своих одноклассников?(удивление,настороженность)

Нарисуйте во втором круге рот и глаза.Озвучьте изображение,покажите руками.

3.Не буду лишний раз вас расстраивать.Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека.Молодцы.Озвучьте движениями рук.

Так что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не расскажет о своих переживаниях?( это выражение лица,голос,движения)

-Какова тема нашего занятия?

(роль эмоций в общении )

-А всегда ли у нас возникают только положительные эмоции?

Давайте разберем какие положительные эмоции ?( Отметьте их на листочках и назовите)

-Какие отрицательные эмоции? ( отметьте и назовите)

— Перечислите какие эмоции можно назвать нашими врагами?

-Почему враги ?( мешают общаться с другими).

Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами. Назовите положительные эмоции.

-Расположите эмоции в две колонки( положительные и отрицательные)

3. Закрепление.

— Творческое задание.( Как справиться с отрицательными эмоциями.)

Дети проговаривают что они умеют делать , чтобы справиться с отрицательными эмоциями .

А я предлагаю вам делать так.

Если вдруг я разозлюсь и ногою топну.(изображение злости)

Я вдохну и улыбнусь,-

И в ладони хлопну.

-Что почувствовали?(злость ушла, мы развеселились).

4.Рефлексия. ( итог занятия).

Игра « волшебный клубочек».( наматываем нитку на палец и говорим что понравилось на занятии.)

5.Д.З Как родители справляются с отрицательными эмоциями ? Умеют ли они это делать.

Основные характеристики чувств и эмоций в общении

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение челов его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чув«

Выделяют следующие формы проявления эмоций: выразк ные движения или реакции; эмоциональные действия; вые* ния об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные движения — следствие эмоционального возбния (т.е. они носят, как правило, реактивный характер), это : нее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физ кими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в це Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда вс ствуют на нас.

Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциожа ное состояние. Так, рыдания человека, получившего извест смерти своего родственника, являются формой выразитель эмоциональной реакции; когда же этот человек участвует в п< бальной церемонии, он выполняет специфические эмоционали действия, т.е. действия, направленные на то, чтобы выраз* «разрядить» владеющие им эмоции. Эмоциональные дейс могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и жела заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольств^,

Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в фч»словесных знаков, указывают на представленность эмоции в сч нии человека. В процессе социализации человек из объекта родной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (напр* только что родившийся ребенок), превращается в субъекта ции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том чи« благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулиру функцию во взаимодействии между людьми в результате того ;1 предстают как сложная форма поведения, как готовность дейе вать определенным образом по отношению к тем или» иным люТак, ненавидеть кого-то — значит быть готовым действовать пэ=ношению к нему агрессивно или защищаться от него.

[Далее —>]

Классный час «Эмоции и их роль в общении людей»

Форма проведения: информационные сообщения с элементами беседы и ролевого тренинга

Цель: Показать роль эмоций в общении людей. Активизировать мыслительную деятельность учащихся через творческие задания; способствовать формированию умения учащихся работать в микрогруппах.

Подготовительная работа:

  1. Заранее подготовить выступления учащихся
  2. Подобрать портреты: Леонардо да Винчи «Джоконда», Ореста Кипренского «Портрет Олимпиады Александровны Рюминой», Владимира Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой».
  3. Подготовить рисунки-схемы «Мимические портреты»

Примерный план проведения классного часа:

  1. Вступительное слово классного руководителя;
  2. Выступление учащегося с сообщением «Что такое эмоции»;
  3. Выполнение творческого задания в микрогруппах;
  4. Сообщение учащегося о мимических мышцах;
  5. Распознавание эмоций по рисункам-схемам;
  6. Сценка «В магазине»;
  7. Заключительное слово классного руководителя.

Содержание классного часа

1) Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш классный час посвящен эмоциям и их роли в общении людей. Это вам пригодится в будущем в вашей профессиональной деятельности.

2) Выступление учащегося с сообщением «Что такое эмоции».

«Человек не только воспринимает окружающий мир, но и определенным образом воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, люди ощущают радость, грусть, воодушевление, огорчение. Эти переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе, называют эмоциями. Эмоции проявляются на физиологическом уровне (например, учащается сердцебиение при испуге или волнении) и на поведенческом уровне (например, человек подпрыгивает от радости или просто смеется). Одной из особенностей эмоций является возможное «предвзятое» отношение к чему- или кому-либо. Например, встретившись однажды с человеком, который вам не понравился, вы будете ждать с ним следующей встречи с неприятным чувством. Вообще же, главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им, мы лучше понимаем друг друга.»

3) Выполнение творческого задания в микрогруппах. (Разделение на микрогруппы проводится в соответствии с количеством рядов )

Ребята, сейчас мы попробуем выполнить такое задание. Я вам выдаю репродукции картин известных художников, на которых изображены разные женщины. (По 1 картине на ряд. Рисунок 7 Леонардо да Винчи «Джоконда», Рисунок 8 Портрет Олимпиады Александры Рюминой, Рисунок 9 «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» )

Вам нужно описать их эмоциональное состояние с помощью описания их глаз, губ, положения тела и т.д. Буквально несколько слов, но так, чтобы было понятно, что они чувствуют. А потом представители от каждой микрогруппы опишут нам их эмоции. На выполнение задания — 3 минуты. («Джоконда»: спокойствие, тихая радость, грация, благородство, загадочность; «О.А.Рюмина»: спокойствие, простота, душевное равновесие; «Е.Н.Арсеньева» задор, веселость, решительность, легкость.) Молодцы! Хорошо справились с заданием.

 

4) Сообщение учащегося о мимических мышцах

«В «построении» выражения лица участвуют в той или иной мере около 100 мышц. Мимические мышцы крепятся одним своим концом к кости черепа, а другим — к коже. Среди этих мышц есть «мышца улыбки» — она тянет уголки рта, и тогда мы улыбаемся; есть «мышца траура», которая опускает уголки рта. Вокруг глаз и рта есть круговые мышцы. Они действуют всегда одновременно и одинаково. Если мы улыбаемся, то обязательно прищуриваем глаза.

Самой выразительной частью лица человека являются глаза. Михаил Булгаков, известный писатель, автор романа «Мастер и Маргарита» так писал о глазах человека: «Вам задают неожиданный вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину: и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена:» Не правда ли, очень яркое и меткое описание глаз? По выражению глаз оценивается эмоциональное состояние, читается уровень понимания происходящего. Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном — признак эмоциональной неуравновешенности».

5) Распознавание эмоций по рисункам-схемам.

А теперь будет такое задание. Я буду показывать рисунки, а вы по мимическим мышцам определите, какую эмоцию передает схема? (Рисунок1-недовольство, Рисунок2-отвращение, Рисунок3-злость, Рисунок4-радость, Рисунок5-горе, Рисунок6-удивление) Молодцы, хорошо угадываете эмоции по мимике человека. Какие из них отрицательные? Какие положительные?

6) Сценка «В магазине»

Перед учащимися — «продавцом» и «покупателем» — стоит задача: разыграть два варианта одной ситуации так, чтобы сначала оба участника испытали отрицательные эмоции от общения друг с другом, затем — положительные.

7) Заключительное слово классного руководителя. Рассказ преподавателя о разрядках от эмоций и об их «заразительности»

И от положительных и от отрицательных эмоций человеку необходима разрядка. Так, от радости человек может просто смеяться, а может прыгать и даже визжать. И то, и другое — разрядка. А от гнева как человек освобождается? (Сжимает кулаки, стискивает зубы, махает руками, кричит). Это тоже разрядка. У разных людей разрядка может происходить по-разному.

У эмоций есть еще одна особенность — они «заразительны». Так, например, мы можем заразить другого человека радостью, тем самым преумножая все доброе на Земле. А можно, наоборот, заразить злостью, раздражительностью. Может быть вы помните мультфильм про Крошку Енота? Мать посылает малыша собирать камыши, но он никак не может это сделать, потому, что Тот Кто Сидит в Пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение.

Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя, свое отражение. Поэтому я желаю вам, чтобы вы почаще улыбались, смеялись, вообще дарили друг другу только положительные эмоции. И, наверное, тогда наша жизнь станет чуточку лучше.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о