Эмоции и Разум — Елена — LiveJournal
Некоторые могут подумать – ну и что же, это — не самая большая проблема.Однако, проблема же состоит в том, что люди и животные используют свои эмоции, чтобы предопределить будущее и принять верные решения по поводу этого будущего.
Именно это и не мог уже сделать упомянутый пациент после травмы мозга. Он не мог предсказать последующие события, и, в связи с этим, не в состоянии был принимать решения. В процессе принятия решения он застревал на моменте выбора бесчисленных вариантов решений.
Как это выглядело, может проиллюстрировать такой пример. Доктор спросил своего пациента о дне следующей встречи, тот вынул записную книжку и погрузился в долгие раздумья. Он не мог выбрать из двух, предложенных доктором дней, потому что в каждом варианте находил свои плюсы и минусы. Так как оба возможных варианта для него казались одинаково хорошими и одинаково плохими, он не в состоянии был определять свое будущее. Такого рода решения приходилось делать за него другим.
В случаях, когда он пытался выбрать решение наугад, оно тоже почти всегда оказывалось неверным.
Отличие таких людей от обычных людей помог выявить тест, бравший за основу азартную игру.
Игрок начинал играть , имея 2 тыс.долларов и четыре колоды карт, из которых он и вытягивал карты.
Все, что он знал об игре, это то, что каждая вытянутая карта приносит деньги, но за некоторые карты нужно заплатить штраф. Смысл игры – постараться не потерять деньги и добыть их как можно больше, игрок надеется на везение.
Игроку не было сказано, что колоды А и Б приносят высокие доходы, но и высокие штрафы, колоды С и Д – низкие доходы и низкие штрафы. В условиях игры заложено , что выиграть можно только в том случае, если полностью переключиться на колоды Д и С., но об этом испытуемые не знают. они должны об этом догадаться.
Но чтобы догадаться, нужно иметь интуицию и в процессе игры принять правильное решение. Нормальные люди , и даже пациенты с другими травмами мозга, не затрагивающими эмоциональную составляющую, начинали играть и очень скоро интуитивно переключались на колоды С и Д.
Пациент с нарушенной эмоциональной системой не в состоянии был переключиться на другие колоды, хотя он видел, что его счет уменьшается, несмотря на то, что он вытаскивает карты с высоким вознаграждением.
Связь между эмоциональной системой и процессом принятия решений была доказана.
Alfred Eisenstaedt. Девочка и волна
.
Как должны сочетаться разум и чувства?
Мы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.
Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи.
Возможно ли это? Да, возможно, но для этого нужно потрудиться. Содружество разума и чувств — задача, решаемая только при высоком уровне развития личности. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще жизненные вопросы решаются на уровне чувств. Женщины чаще позволяют себе жить чувствами, хотя при необходимости думают ничуть не хуже мужчин. Чем выше уровень развития личности — тем чаще идет обращение к разуму, однако лучшие результаты дает только содружество разума и чувств.
Человек, живущий одной головой, не всегда понимает окружающих, обычно проигрывает им в спонтанности и в силе напора. С другой стороны те, кто живет чувствами без головы, слишком часто попадают в проблемные ситуации, которые казалось бы несложно было предвидеть.
Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства.
Как в хорошей семье: муж глава семьи, а семья — счастливая и дружная.
Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено.
Такие же отношения между разумом и чувствами. Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства — и внешние, и внутренние. В ситуациях опасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие еще до включения головы. Кроме этого, чувства перестраивают организм под разные нужды и состояния, участвуют в процессе общения, создавая яркость и эмоциональную доходчивость. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции — служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе.
Говорить о том, что перед лицом самых трудных и ответственных решений разум нередко пасует и его выручает чувства и интуиция, едва ли есть серьезные основания: нужно учесть, что большая часть тех явлений, которые не-специалисты привыкли называть «чувствами», на самом деле являются формами недискурсивного мышления, см.→.
Другое дело, бывает, что чувства настолько хорошо воспитаны, что им можно доверить уже многое: они работают уже практически самостоятельно, мудро решая все вопросы практически без включения разума. В хорошей организации руководитель не решает оперативные задачи, все делают подготовленные сотрудники. В хорошо построенной душе разуму не нужно напрягаться на каждый вопрос, чувства сами подсказывают наилучшие решения.
Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека,
но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова.
Все ответственные решения должны проверяться разумом.
Если не хватает своего разума, стоит обратиться к разуму других достойных людей. Если же своя голова не работает и обратиться не к кому, — тогда прислушайтесь к себе, к своим чувствам. Чувства также могут подсказать мудрые решения, если только их тихие подсказки не заглушаются криками эмоций. Впрочем, в критической ситуации могут выручить и эмоции — в них мало разума, но бывает много силы, а это иногда спасительно. Если не позаботиться вообще ни о чем, люди переходят в режим автоматического реагирования, что, как правило, порождает проблемы.
У сына контрольная
У сына сегодня контрольная, но утром он говорит, что у него болит голова и кажется он заболевает. Реальность — он понимает, что плохо подготовился к контрольной, находится во внутренней панике и не хочет идти в школу (Голова работает слабо: сильнее оказывается страх и желание слить ответственность).
- Сестра на это фыркает и говорит, что он дурак (О его состоянии сестра догадывается, но сочувствовать не планирует, да и думать о его проблемах не хочет. Возможно, за что-то мстит).
- Папа требует, чтобы он немедленно отправлялся в школу (Состояние ребенка папа чувствует, но считает важным, чтобы сын на страхи не велся и за свою жизнь отвечал. Мужской подход: «Не подготовился к контрольной — твоя проблема»).
- Мама чувствует панику сына и, подумав, предлагает решение оставить ребенка дома, но чтобы он сидел и занимался уроками. (У мамы работают и чувства, и голова, но склад мышления скорее женский, определенный ценностью «пожалеть и помочь»)
- Бабушка состояние ребенка не чувствует, но по привычке вообразила самое страшное, ведется на свои чувства и хочет уложить ребенка в кровать (Все определяют чувства, а именно типичные для пожилых женщин страхи. Голова не включена…).
Ваше решение?
Кто устанавливает границы?
Ситуация раз. Семья решила купить машину, определили сумму, которую они могут себе позволить. Муж пошел в автосалон, продавец сыграл на его чувствах… Машина была куплена в кредит на сумму, в два раза превышающую заранее запланированную. Итоги — плачевные. Вопрос: можно ли назвать этого мужчину взрослым человеком?
Ситуация два. Девушка едет в отпуск на море, собирает чемодан. Она заранее подумала и решила, что более пяти наименований платьев, блузок, юбок и брюк на недельный отпуск ей не нужно, но затем полезла в гардероб… Там столько всего разного! Причем к этим брюкам нужна именно такая блузка, и вот к этой юбке нужно то… Девушка села за стол, взяла листок бумаги и около трех часов искала оптимальные сочетания цветов и фасонов. Комбинаторика оказалась не простой, но девушка была умной и упорной. Итого, по итогов ее расчетов, теперь в чемодан нужно упихивать восемнадцать платьев, двенадцать юбок и четырнадцать блузок… Вопрос: у этой девушки чувства действуют в рамках, определяемых ее головой, или ее умная голова обслуживает то, чем вдруг загорелись ее девушкины чувства?
Эмоции и разум: 5 составляющих эмоционального интеллекта
Сергей Капличный
Американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман считает, что наши эмоции играют в достижении успеха гораздо большую роль, чем это принято считать. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Гоулман раскрывает все тайны наших эмоций и учит ими управлять.
Ниже мы расскажем о пяти главных составляющих эмоционального интеллекта, над которыми нужно работать каждому разумному человеку.
Знайте свои эмоции
Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо понимали всю глубины собственных эмоций лишь спустя долгое время.
Возможность отслеживать собственные чувства имеет огромное значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол.
Что это даёт: Люди, более уверенные в своих чувствах, и которые вовремя успевают в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения и они меньше сомневаются в их правильности.
Управляйте эмоциями
Порой каждый из нас выходил себя, то есть давал волю своим эмоциям. Вспомните, когда это произошло в последний раз? Как вы себя при этом чувствовали? Наверняка, вы пожалели о том, что сделали.
Умение справляться с чувствами и не давать их выходить за подобающие рамки — навык человека с развитым эмоциональным интеллектом.
Что это даёт: Люди, которым не хватает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
Мотивируйте самого себя
Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и шахматных гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта — способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.
Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий.
Что это даёт: Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
Распознавайте эмоций других людей
Все мы живём в социуме и каждый день общаемся с разными людьми. А одна из составляющих продуктивного общения — эмпатия — умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих.
Эмпатия зиждется на самоосознании. Чем больше мы поддаемся собственным эмоциям, тем с большим знанием дела будем прочитывать чувства других людей.
Что это даёт: Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.
Поддерживайте взаимоотношения
Как мы уже отметили, искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным — вот ключи к продуктивному и постоянному общению.
Что это даёт: Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.
По материалам книги «Эмоциональный интеллект».
Эмоции и разум
Эмоции играют в достижении успеха гораздо большую роль, чем это принято считать. Главные составляющие эмоционального интеллекта, над которыми нужно работать каждому человеку, желающему преуспеть в жизни.
Американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман считает, что наши эмоции играют в достижении успеха гораздо большую роль, чем это принято считать. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Гоулман раскрывает все тайны наших эмоций и учит ими управлять.Ниже мы расскажем о пяти главных составляющих эмоционального интеллекта, над которыми нужно работать каждому разумному человеку.
Знайте свои эмоции
Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако, как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо понимали всю глубины собственных эмоций лишь спустя долгое время.
Возможность отслеживать собственные чувства имеет огромное значение для психологической̆ проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол.
Что это даёт: Люди, более уверенные в своих чувствах, и которые вовремя успевают в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения, и они меньше сомневаются в их правильности.
Управляйте эмоциями
Порой каждый из нас выходил себя, то есть давал волю своим эмоциям. Вспомните, когда это произошло в последний раз? Как вы себя при этом чувствовали? Наверняка, вы пожалели о том, что сделали.
Умение справляться с чувствами и не давать их выходить за подобающие рамки — навык человека с развитым эмоциональным интеллектом.
Что это даёт: Люди, которым не хватает этой̆ способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
Мотивируйте самого себя
Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и шахматных гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта — способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.
Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий.
Что это даёт: Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
Распознавайте эмоций других людей
Все мы живём в социуме и каждый день общаемся с разными людьми. А одна из составляющих продуктивного общения — эмпания — умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих.
Эмпатия зиждется на самосознании. Чем больше мы поддаемся собственным эмоциям, тем с большим знанием дела будем прочитывать чувства других людей̆.
Что это даёт: Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой̆ о других, например, для преподавания, торговли и управления.
Поддерживайте взаимоотношения
Как мы уже отметили, искусство поддерживать взаимоотношения по большей̆ части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным — вот ключи к продуктивному и постоянному общению.
Что это даёт: Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный̆ характер случайной̆ встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.
По материалам книги «Эмоциональный интеллект».
Как освободить разум и управлять эмоциями: 13 стратегий
✅Мы часто это даже не осознаем, но работа руками может оказать большую помощь в том, чтобы прояснить РАЗУМ и привести в порядок МЫСЛИ и ЭМОЦИИ.
Освободить разум не так уж и легко. Ваш мозг не похож на ящик, который можно опорожнить или заполнить по желанию. Сделать это сложно, во-первых, потому что в основном нарушают ваш внутренний мир, лишают душевного равновесия и способности сосредоточиться на важном ваши эмоции. Причем отрицательные эмоции. Такие факторы, как беспокойство или постоянный стресс заставляют вас чувствовать разочарование, опустошенность и даже злобу на весь мир.
Как освободить разум – 13 техник
Если вы периодически испытываете подобные эмоции и не знаете, как бороться с этим состоянием, мы предлагаем вам воспользоваться нашими простыми советами.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Уверены, они будут очень полезны и помогут легко освободить разум.
Определите, какие эмоции вас гнетут
Перед тем как приступить к упражнениям, которые описаны ниже, вы должны понять, какие именно эмоции являются причиной вашего постоянного дискомфорта.
Иногда в этом коктейле смешано «всего понемногу»: немного тревоги, страха, печали и разочарования.
Чтобы распутать этот «клубок», вы должны сосредоточиться и расслабиться.
Как ни странно, научиться правильно расслабляться и сосредоточиться не так-то просто. Это потребует немного времени и практики. Со своей стороны, мы рекомендуем ряд техник, которые позволят вам установить первый контакт с самими собой и помогут определить, что с вами происходит. Они помогут понять, какие эмоции овладели вашим сознанием и не дают покоя.
- Прогуляйтесь. Многие люди считают, что легче медитировать во время ходьбы, бега или не интенсивной зарядки.
- Примите расслабляющую ванну. Это идеальный способ подумать о том, что вас беспокоит.
- Потратьте некоторое время на себя в одиночестве и тишине. Возьмите тетрадь или лист бумаги и нарисуйте две колонки.
В первую запишите «как я себя чувствую», а во вторую — «что заставляет меня чувствовать себя таким образом.» Будьте честны перед собой, выполняя это упражнение.
Поймите, какие эмоции вас переполняют и выберите технику, чтобы освободить разум.
1. Вы чувствуете ярость и/или злобу
Возьмите цветную бумагу и руками рвите ее на полоски. Делайте это медленно, полностью сосредоточившись на задаче.
Затем соберите все полоски и сплетите из них косички. Постепенно вы освободитесь от гнева.
2. Вам нужно в чем-то разобраться
Рисуйте мандалы. Это позволит вам войти в контакт со своими мыслями. Вы почувствуете спокойствие, неторопливо раскрашивая причудливые узоры.
Постепенно вы найдете ответ.
3. Вы чувствуете грусть
Рисуйте деревья с длинными корнями и ветвями, которые тянутся к солнцу.
4. Вы чувствуете тревогу
Сделайте тряпичную куклу.
По мере того как вы вы будете ее создавать, рисовать лицо, подбирать цвет волос, вы найдете покой, любуясь на подобие человека, созданное вашими руками.
5. Вы чем-то озабочены
Если вы чувствуете, что вас что-то беспокоит, обратитесь к таким видам творческой деятельности, как оригами или складывание бумаги (папирофлексия).
Это тонкое искусство состоит из складывания из бумаги различных фигурок без использования ножниц или клея, только руками.
6. Вам нужно что-то запомнить
Если есть то, что вы хотите запомнить, рисуйте лабиринты.
7. Вы чувствуете умственное истощение
Рисуйте цветы.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
8. Вам нужно найти решение проблемы
Нарисуйте океан с волнами, а затем раскрасьте его в соответствующие цвета.
9. Вы чувствуете, что зашли в тупик и не знаете, как выйти из этой ситуации
Если у вас сейчас трудное время, вы чувствуете большое внутреннее напряжение, тревогу и никак не можете освободить разум, чтобы почувствовать себя лучше, рисуйте спирали.
Это очень расслабляет.
10. Вам нужно понять, что вы хотите от жизни
Если вы заметили, что в настоящее время стоите на неком перепутье, не зная, что вы хотите или что на самом деле ожидаете от себя, сделайте коллаж.
Вырезайте из журналов изображения, которые радуют вас, которые вам приятны.
Соберите их вместе.
11. Вам нужно привести в порядок мысли
В этом случае будет очень полезно рисовать прямоугольники.
12. Вы чувствуете отчаяние
Мы все иногда проходим через подобные моменты. К счастью, они случаются не так часто.
Все же иногда кажется, что весь мир ополчился против вас. Вы теряете контроль, и груз проблем начинает тянуть вас вниз.
Когда вы чувствуете себя таким образом, советуем рисовать дороги. Нарисуйте пути, дороги, которые пересекаются, обрываются, но их объединяют крепкие мосты.
13. Вас что-то раздражает
Это чувство не такое интенсивное, как ярость. Раздражение похоже на облако, которое наполняет вас негативными чувствами, от которых не так легко избавиться.
Всякий раз, когда это происходит и вы замечаете, что не можете успокоиться, возьмите цветные карандаши и рисуйте линии на белом листе бумаги.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Мы уверены, что эти простые советы будут вам полезны. Вы можете воспользоваться ими в любой момент, потому что все, что вам нужно, — это лист бумаги и карандаши.опубликовано econet.ru.
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Свойства человека и мира — эмоции, чувства и разум
Эмоции, чувства, разум – свойства человека и мира
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
- Эмоции, чувства, разум – определения, понятия, сущность
- Что такое эмоции, чувства и разум, как свойства человека, и их сущность
- Свойства человека: эмоции, чувства, разум, как следствие необходимости самосохранения
- О дурной бесконечности, как об ошибочном представлении действительности
- Эмоции, чувства, разум есть у всех и у всего?!
- Самосохранение – свойство всего сущего — существующего
- Хотим сохраниться, как это сделать? Иметь эмоции, чувства, разум — свойства человека и мира
- А кто эмоциональнее, чувственнее и разумнее?
- Свойства человека, как разум относится к другому разуму
Эмоции, чувства, разум – определения, понятия, сущность
Эмоции, чувства и разум – это всё формы проявления жизнедеятельности человека — свойства человека? Конечно, кто бы спорил: в том виде и при том содержании, что мы знаем, они имеются только у человека.
Но, если твёрдо следовать системному взгляду на мир, к чему я призывал в предыдущей статье Жизнь человека, как частный случай и элемент мира, то мы придём к невероятному, на первый взгляд выводу:
— Эмоции, чувства, разум не только не являются присущими только человеку, как его свойства, но и являются сущностными свойствами всех имеющихся сущностей в мире.
То есть, и сам мир и ВСЕ его элементы, в виде подсистем и их элементов, вплоть до первоэлементов, имеют и эмоции, и чувства и разум.
Да, да, именно так: я утверждаю, что от воображаемой нами микрочастицы, до вселенной, насколько нам хватает знаний её представлять, все имеет свойства человека, притом сущностные, испытывать эмоции, чувствовать и реагировать, на окружающее и на себя в нём, разумно.
Почему? — об этом ниже, а пока, давайте разберёмся, в чём сущность эмоции, чувства, разума, как таковых, чтобы не плутать в определениях и понятиях.
Притом, именно в такой последовательности, потому что, как мы сейчас увидим, они так и появлялись, как известные нам сватовства человека, и в такой последовательности и функционируют.
Напоминаю, что в предыдущей статье (ссылка выше) я взял человека, как такой объект, изучив и поняв который, мы можем понять ВСЁ — весь мир.
Ибо, в человеке, как в элементе мира, в виде достаточно сложной его подсистемы, с неизбежностью есть ВСЕ сущности мира, включая его первоосновы и всеобщие законы. В том числе, в мире, как таковом, должны быть и свойства человека: быть эмоциональным, испытывать чувства и иметь разум.
Что такое эмоции, чувства и разум, как свойства человека, и их сущность
1. Эмоция – это непосредственная реакция человека на внешний раздражитель.
То есть, это первичная рефлексия на что-то, что происходит вне человека, но его как-то касается или происходит в нём самом.
Боль, смех, радость, горечь, тревога, агрессия, и так далее, — это всё эмоции, как проявление свойства человека — испытывать эмоции.
Обратите внимание, что все эмоции происходят именно рефлекторно – человек не только не осмысливает эмоции, но и, даже, не чувствует.
Хотя, буквально, в следующий момент, появляются и чувствование и, а следом, и осмысление, того, что произошло. Но, первичной реакцией, подчёркиваю, является именно эмоция.
Убедитесь сами: ущипните себя больно. Сначала будет эмоция: Ой! – и рефлекторное отдёргивание от источника воздействия на себя. Затем, почувствуете боль, а уж после подумаете: Да, что это я делаю-то?
2. Эмоции и чувства, как свойства человека, неотделимы или отделимы?
Ну, у человека, они, однозначно, неотделимы: эмоция, как первичная реакция на воздействие извне или на происходящее в самом человеке, требует своего продолжения в виде чувства.
Чувства, притом любые, как свойства человека, – это распознание эмоций в нервной системе человека, в частности, в мозгу. То есть, мы наблюдаем у человека, сначала, например: Ой, — эмоцию, а затем, начинаем чувствовать боль или другую чувственную реакцию.
3. И, наконец, подключается наша гордость, – как мы себе воображаем, имеющийся только у нас, во всяком случае, на Земле: разум человека — высшее свойство человека.
Что делает разум, по сути, в чём его функция и предназначение?
Если взять единичное действие разума, а никак мы привыкли его оценивать в комплексе его деятельности, то разум анализирует чувство – осмысливает, что это такое, и даёт команду организму, что нужно делать, исходя из своего разумения этого чувства.
Вот такая выстраивается цепочка свойств человека: эмоции, чувства, разум.
И если что-то мы в своей жизни не наблюдаем в ней из этого, то, либо это привычное воздействие на нас – не вызывает эмоций. Или чувства притуплены, по различным причинам, например, от усталости. Или разум не работает: одни эмоции и чувства.
Но, в данном случае, нам важно понять суть эмоций, чувств и разума. Ибо эти свойства человека, если рассуждать о мире системно — рассматривая его, как систему, должны проявляться и во всех других элементах мира. Только в других формах и при другом содержании.
Во-первых, мы отчётливо видим, что это последовательные реакции на воздействие извне или изнутри, на человека. Во-вторых, нам нужно понять, а вернее задать себе вопрос: А зачем человеку нужны эмоции, чувства и разум?
Свойства человека: эмоции, чувства, разум, как следствие необходимости самосохранения
О дурной бесконечности, как об ошибочном представлении действительности
Вы что-нибудь слышали о Дурной бесконечности? Сразу скажу, что, об этом лучше слышать, но не вникать, а тем более не участвовать в дурной бесконечности обсуждения, что такое Дурная бесконечность.
Откуда взялось это понятие? Дело в том, что сначала, в своих представлениях, а потом и в математических исчислениях, люди столкнулись с такой проблемой: А есть где-то начало всего, и есть ли где-то конец мира?
Сначала, люди считали, что мир кончается «вон за той горой, рекой» и тому подобное. А начинается, ну, там, что-нибудь придумывали, типа: от предков, от зверей, от природных сил, яйца, зёрнышка.
Но далее, с расширением кругозора, вообразили, что мир бесконечен, и в ту и в эту сторону. Не без помощи наших доблестных математиков с их скалярными величинами: мол, числа, как со знаком плюс, так и со знаком минус, уходят в бесконечность.
А философы, в разных интерпретациях, сказали: Нет миру ни конца, ни начала. Но, так как это себе вообразить, будучи вменяемым, невозможно, а проверить, то же самое — невозможно, то, совершенно справедливо, это назвали Дурной бесконечностью.
Хотя, причём тут бесконечность, коль скоро люди сами тупят: Не зная, первооснов мира, ну так бы, и считали, что не знаем, утешаясь мыслью, что пока не знаем. Так нет, придумали то, что сами назвали дуростью — Дурную бесконечность.
Кстати, свойства человека, включая его эмоции, чувства, и в особенности разум, далеки от совершенства: и функционируют грубо и не всегда адекватно реалиям, и проявляют себя, как правило, примитивно, что создаёт проблемы в жизни человека.
Между тем, если последовательно рассматривать мир как систему, то станет очевидным, что он не может быть бесконечным ни в сторону своего уменьшения, ни в сторону увеличения.
То есть, и макромир и микромир имеют свои пределы. Ибо система, априори, не может быть без своих элементов, а элементы не могут бесконечно делиться или умножаться, становясь подсистемами предыдущего уровня. Почему?
А потому, что окажется, что элементы системы низшего уровня – подсистемы, «выпадают» из системы, где эта подсистема является элементом. Непонятно?
Сейчас объясню на примере человека, как системы, коль скоро, мы взялись, изучая его, понять, что такое мир. И взялись доказать, что свойства человека должны быть и остальных элементов мира и у самого мира, как глобальной системы.
Эмоции, чувства, разум есть у всех и у всего?!
Вот смотрите, забыв, пока, про эмоции, чувства и разум, а рассматривая другие свойства человека, которые присущи ему, как подсистеме мира:
1. Человек, однозначно: сложная система, ибо состоит из множества различных элементов.
2. Каждый этот элемент является системой сам по себе, но относительно человека, это есть подсистемы.
3. Пошли-пошли, мы, в своём воображении, на уровень самых низких, первичных подсистем в системе Человек. Дошли до молекул и атомов, какими мы, там, сейчас, себе их представляем.
4. Должен ли атом, остановимся, пока, на нём, обладать свойствами основной системы, в которую он входит?
Всеми свойствами, конечно, нет, — ибо, если бы у него были ВСЕ свойства человека, то он и был бы человеком, только очень маленьким. Смешно, — говорят наши эмоции, чувства и разум.
5. НО, вот, обладать сущностными свойствами, теми, что его делают атомом, точно, как и человека, — человеком, эта подсистема должна обладать.
А иначе, попросту, она не встраивается в систему человек – она не может попасть в структуру системы Человек, не имея свойств, которые, буквально, позволяют ей, зацепится за эту систему – установить с ней связи.
Пусть не прямые, а через системы, которые есть подсистемами человека.
6. То есть, иначе говоря: свойства человека, как системы, и свойства атома, как подсистемы подсистем, в том числе, и человека, должны иметь общее, для того, чтобы они могли между собой соединяться — иметь связи, в единую систему.
Какие же это свойства, интересно?
Самосохранение – свойство всего сущего — существующего
Остановимся, пока, на одном общем свойстве, и человека и всех остальных элементов мира и его самого, в целом: на необходимости самосохранения.
Человеку свойственно самосохраняться? Ещё бы, понимает он это или нет, — это его фундаментальное свойство.
Атому необходимо самосохраняться? Ещё бы: как говорится, никто и ничто не хочет умирать, а тем более, превращаться в Ничто.
Ну, как говорят физики, атому превратиться в Ничто не грозит, ибо он имеет ещё более мелкие его подсистемы. А вот им уже, буквально, стоит вопрос так: или-или – или сохраниться или исчезнуть.
Ибо, у них, подсистем уже нет, а есть только элементы. На то они и есть элементарные частицы, как мы их правильно назвали, правда, не вполне понимая эту истину. Ибо утверждаем, далее, что и «электрон делим до бесконечности» (утверждение В.И.Ленина), например.
Или, даже, если и не исчезнуть, то превратиться в нечто совершенно иное, — как человек, если не будет обладать свойством самосохранения, превратится в тлен.
А превратиться в нечто другое – это выпасть из той системы, в которой до этого находился. Это, мягко говоря, как-то неприятно: ибо нарушает имеющийся порядок не только в самой подсистеме, но и в системе, элементом которой она является.
Да, представим себе это ещё проще: Если бы элементы мира, все и каждый, не обладали свойством самосохранения, то в нашем мире был бы сплошной хаос – не было бы системности, как таковой, – ничто, никак и нигде не было бы связано.
А этого хаоса, кроме как в головах некоторых людей, который порождают их эмоции, чувства и разум, как свойства человека, мы не наблюдаем.
Хотим сохраниться, как это сделать? Иметь эмоции, чувства, разум — свойства человека и мира
Ну, так, что? – получается, что всё в этом мире, от элементарной частицы, до, извините, самой вселенной, имеет свойство самосохранения?
Кого не смог убедить выше, — ваши проблемы, а лично для меня, — это очевидно, доказательно и логично.
Так как, каждое свойство, чтобы осуществляться, имеет свои механизмы в виде своих подсистем или элементов – свои свойства, то, тогда: А какие свойства, в том числе, и свойства человека, есть элементами самосохранения?
Ну, так, а мы, уже, их выше и рассмотрели, это: эмоции, чувства и разум.
Конечно, кому-то может и диковато считать, что, допустим, какой-то камень или, что уже легче вообразить, какая-то травинка, или, что вообще легко понять, какое-то животное, имеют эмоции, чувства, разум.
Но, поверьте, всё это, всего лишь, издержки ограниченности человеческого разума. Он, этот разум,
почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать :: Жизнь :: РБК.Стиль
Что такое эмоциональный интеллект
В середине 1990-х западный мир взорвал психологический бестселлер журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». Через факты о человеческом мозге, историю эмоций и антропологию Гоулман попытался дать свою версию преуспевающего человека, используя исследования американских ученых. В тот момент они активно искали ингредиент успешности, анализируя достижения разных людей в детском и взрослом возрасте, их когнитивные и социальные навыки. Безусловно, происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом возрасте, но на преуспевании в жизни — особенно если это касается людей без врожденных привилегий — сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных целей. Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью.
Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями. Люди, способные артикулировать свои чувства («Мне обидно, что наш отпуск проходит так буднично» вместо «Почему ты снова ничего не придумаешь?» — первый осязаемый признак), осознать их источник и спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, встречаются не очень часто. И время, проведенное с ними, для большинства оказывается очень качественным общением.
Обычно психологи подразделяют эмоциональный интеллект на навыки четырех категорий. Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты. Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием. Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь. И последнее — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.
Сам по себе эмоциональный интеллект способен держать человека на плаву, но лучшие результаты в карьере приносит в сочетании с глубокими знаниями и сильной мотивацией. Действительно, высокий коэффициент интеллекта помогает поступить в университет или попасть на долгожданную работу, но именно развитый эмоциональный интеллект влияет на подверженность стрессу, помогает завести отношения на новом месте или приспособиться к турбулентной рабочей ситуации. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Очевидно, что в век, когда большинство неприятных задач уже поручено или будет в ближайшее время передано машинам, таких сфер подавляющее большинство.
© JakeOlimb; erhui1979 / istockphoto.com
На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись
Как часто вы сталкивались с невероятно талантливым и при этом необязательным человеком, который не соблюдает договоренности? Приходилось ли вам бывать на его месте? Вас перебивали неуместными замечаниями или своим вмешательством только усложняли конфликт? Случалось ли, что из-за неозвученных ожиданий ваши отношения становились только хуже и никто не мог определить, в чем причина? Все эти ситуации отражают проблемы с эмоциональным интеллектом: когда непонимание намерений и настроения, эмоционального состояния и мотивации делает простое общение напряженным, негативным или даже грубым. На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?
— Осознание себя —
Чувствуя эйфорию или подавленность, беспричинное беспокойство или вполне конкретную озабоченность, человек с высоким EQ понимает, что происходит с ним и как это называется. Он в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости. Давая себе отчет в своих чувствах, он способен отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли. Например, не примет легкое увлечение за большую любовь, а любопытную перспективу — за главную цель жизни. Исходя из эмоций он будет строить долгосрочные планы, где перепады настроения или новые события в жизни в целом не сильно изменят вектор его развития. Это совершенно не означает унылую жизнь, без впечатлений, в которой нельзя подвергнуться порыву. Скорее, это глубокое знание, как реагировать на конкретные эмоции. Например, не продолжать бесплодный спор, когда все участники конфликта находятся на взводе. Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории. Не бояться признаться себе в неприглядных чувствах и взять за них ответственность. Не причинять другим добро без их запроса. Такие «не» берутся из личного негативного опыта и часто автоматически настраиваются после нескольких промахов — просто требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями.
— Саморегуляция —
Понимая свои чувства, легко собой управлять — от осознанного питания до рабочего графика и планирования рабочего времени. Высокий EQ сказывается на том, что мы берем ответственность за нашу жизнь и итоговый результат всех отношений — рабочих и личных — и не ищем виноватых. Вместо перекладывания вины на коллег, которые подвели, или вторую половину, которая не поняла нас правильно, люди с высоким EQ склонны задавать себе вопросы, на каком этапе недопонимание усугубилось, что именно они могли бы сделать лучше, — и используют эти знания в следующей аналогичной ситуации. Самоконтроль способствует тому, что мы не позволяем негативным эмоциям — гневу, тревоге, усталости — сказаться на окружающих и следим за собственной репутацией: данное слово, обещание и договоренности соблюдаются нами на постоянной основе вне форс-мажоров. Результаты оцениваются по усилиям и собственным действиям, а не через анализ ошибок других. А новые условия и жизненные ситуации не повергают в тревожное состояние: человек с высоким EQ будет искать в трудностях возможность их решения и личного роста или перехода на другую работу и к другим отношениям. Конечно, это не значит, что нужно превращаться в робота, у которого упорядочены все импульсы и реакции. Скорее, эмоциональный интеллект означает здравую оценку своих возможностей и достоинств, признание за людьми права вести себя как им хочется и умение решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, не становясь их заложниками на многие месяцы.
— Мотивация —
Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и проактивным поведением — умением адекватно реагировать на перемены, объединять (а не разобщать) людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее. Человек с высоким EQ легко обучаем и относится к временным трудностям без упаднического настроя, руководствуясь принципом «не попробуем — не узнаем». Он хорошо анализирует свои и чужие ошибки, не самонадеян и потому умеет влиять на настроение группы, не запугивая и не давая легковесных обещаний.
Во-первых, эмоциональный интеллект влияет на желание оправдать свои и чужие ожидания и более ответственно относиться к данным гарантиям. Во-вторых, потребность обсуждать взаимные ожидания на работе или в семье дает возможность высказать опасения, отчего «серых зон» в большой задаче со временем становится меньше. В-третьих, эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью: вместо прокрастинации проактивный человек выберет обучение или помощь другому, обустройство общего пространства, дополнительные навыки или свободное время. Вы наверняка замечали, что в любом коллективе есть человек, которому нужно немного больше, чем другим, и он охотно делится этим — у него есть идеи, как провести вечер, он растит цветы в офисе или приносит угощения, без жалоб помогает другим и берет на воспитание стажеров. Всё это так или иначе пример мотивации на рабочем месте. В личной жизни все работает примерно так же. Мы знаем людей, которые всегда позвонят первыми, выберут новое место для общего ужина, закажут групповую поездку, пригласят на свидание, никогда не забудут о дне рождения, — все это тоже признаки эмоционального интеллекта.
— Эмпатия —
В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие. Это может включать в себя много информации разного рода: как знания по социальной психологии о групповом поведении или отношениях в паре, так и конкретные умения успокоить и вывести из ступора паникующего человека, знания правильных формулировок и способов отвлечь внимание. В целом эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Правило не кричать на плачущего ребенка или не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми — базовое правило эмпатии, которое помогает сократить напрасно потраченные усилия. Менеджер, который слышит подчиненных и дает им инструменты для роста и развития, проявляет себя как эмпатичный лидер, потому что чувствует запросы других и помогает им реализовать свой потенциал. С эмпатией связано и ощущение справедливости — отсутствие предубеждений и предпочтений, умение использовать навыки всех участников процесса для общего блага. И, конечно, человек с развитым эмоциональным интеллектом обычно хорошо понимает то, о чем не говорят: уважает слабые места, помнит о травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, видит иерархию и умеет с ней считаться.
— Социальные навыки —
Все вышеперечисленные зоны влияния эмоционального интеллекта подводят к главному: совокупность этих качеств помогает нам лучше понимать людей, не питать по отношению к ним неоправданных ожиданий, не требовать от себя и других больше, чем в наших силах, не становиться заложниками эмоций, не поддаваться групповому влиянию. Люди с высоким EQ чаще всего работают над риторическими приемами или уже хорошо владеют техникой убеждения. Они умеют вербально обозначить приоритеты, не ждут, что их эмоции будут угаданы, и редко скатываются в пассивно-агрессивное поведение.
Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в семье или группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга. Коллективы с такими людьми — это почти всегда питательная среда, где легко вырасти и получить много смежных навыков, а заодно закрепить уверенность в себе. И, конечно, эмоциональный интеллект необходим, если требуется подойти к конфликту осознанно, разрешить его без взаимного обвинения и невыгодного компромисса. Вместо тревоги и страха сдать позиции. Человек с высоким EQ выберет искренний разговор между конфликтующими сторонами, не будет избегать роли посредника, а поможет высказать взаимные претензии и выработать стратегию дальнейших действий.
Как улучшить эмоциональный интеллект: 5 действенных шагов
В отличие от многих врожденных талантов — вроде математических способностей или музыкального слуха, — эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь. В рабочем коллективе, паре, в отношениях с родителями, друзьями и детьми мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни.
© Vijay Patel; erhui1979 / istockphoto.com
— Шаг первый —
Ставить себя на место другого человека
Для начала неплохо бы изучить человека, на место которого мы хотим себя поставить. Плачущий маленький ребенок чаще всего устал или голоден. Раздраженная соседка могла не выспаться из-за стройки под окном. Недовольный коллега переживает трудное расставание. На маму свалилось слишком много новой работы. Жена устала, разрываясь между домом и работой. У босса похмелье, он хмурый и дает резкие комментарии. У лучшего друга депрессия больше года. Подвыпивший незнакомец на улице хочет пообщаться. Подчиненный в панике провалил третий проект подряд. Анализируя, с кем и в каком состоянии мы говорим, мы лучше понимаем, что они сейчас чувствуют и почему поступают именно так. Совершенно не нужно оставлять людям возможность ошибаться без последствий — в некоторых ситуациях просто необходимо обрисовать грани допустимого. Но знать, что происходит в жизни тех, с кем мы сталкиваемся каждый день, обязательно нужно, чтобы наши взаимные ожидания и требования были справедливыми. Поставьте себя на место женщины, которой нужно проехать полгорода с детской коляской, или мужчины, который не был в отпуске два с лишним года, или ребенка, которому никогда не отказывают. И вам будет гораздо проще понять, что они чувствуют в настоящий момент.
— Шаг второй —
Называть эмоции: свои и чужие
Большинство людей не умеют называть свои эмоции и считают это лишним навыком. Тем временем гнев сильно отличается от обиды и разочарования, и анализировать свои и чужие эмоции необходимо, чтобы знать собственные слабые места. Один из лучших способов — пополнить эмоциональный словарь новыми описаниями эмоций: отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Лучше всего это делать в сочетании с дневником настроения: вести ежедневно дневник меняющегося настроения и записывать эмоции во время и после событий — встреч, разговоров, культурных мероприятий и новых знакомств. Так вы, во-первых, увидите, какие события дня и каким образом на вас влияют (положительно или отрицательно), во-вторых, разберетесь в клубке противоречивых чувств, которые у вас вызывают разные ситуации и люди. Когда вы поймете, какие негативные эмоции доминируют в жизни, будет проще найти им выход: неслучайно от гнева советуют активные виды спорта и пробежки, а тревогу не советуют заедать сладким. Когда вы научитесь называть и определять свои эмоции, будет гораздо проще определять чужие — по вербальным и невербальным сигналам. И навсегда отделите эмоции, имеющие отношение к вам, от случайных: не нужно осмысливать поведение раздраженного в общественном транспорте человека, а вот постоянные претензии партнера стоит принять во внимание.
— Шаг третий —
Расширять кругозор
Часто проблемы с эмоциональным интеллектом связаны с тем, что мы потонули в своем информационном пузыре. Уже сейчас доказано, что знание нескольких иностранных языков помогает человеку лучше усваивать информацию о многообразии мира. Необходимо расширять кругозор — читать художественные книги и мемуары, смотреть игровое и документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы понимать, насколько люди разнятся талантами и устремлениями и как проблематично для жизни и карьеры мерить всех одной мерой. В мировой литературе и кино обнаружатся скромники и карьеристы, аферисты и идеалисты, и у каждого из них будет своя захватывающая история. Понимать сложный и неупорядоченный мир, в котором каждый может найти то, что ему нужно, — важный шаг для урегулирования конфликтов, выстраивания гармоничных отношений и управленческого роста. Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.
— Шаг четвертый —
Думать на два шага вперед
Эмоциональный интеллект имеет отношение к долгосрочному планированию: выстраиванию приоритетов и целей, стратегическому распределению ресурсов и тактике ближайших действий. В построении отношений с окружающими всегда стоит разделять людей на тех, с кем мы проводим большую часть времени, и тех, кто не имеет на нашу жизнь влияния. Все силы эмоционального интеллекта стоит употребить на то, чтобы общение с ближним кругом было наполненным и интересным. Тратьте свое время на тех, у кого вы многому учитесь, кто превосходит вас в личных и профессиональных качествах, окружайте себя неравнодушными и гармоничными людьми, и общение с ними принесет плоды. Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой, если вы за него отвечаете. Подумайте, какая жизнь вам важна и комфортна и какие действия вас к ней приведут. Адаптируйте бюджет под свои цели и учитесь экономить. Откладывайте деньги на продуманную покупку. Помогайте другим, обсудив это и придя к договоренности. Смотрите на конфликт и препятствия как на промежуточный этап, преодолев который перед вами откроются новые возможности. Тщательно проговаривайте все рабочие и личные обязательства заранее и не давайте напрасных обещаний, равно как не формируйте необоснованных ожиданий. Эмоциональный интеллект помогает соизмерить душевные силы и уловить настроение того, кто может и хочет вам помочь продвинуться дальше в ваших планах. Если окружение и намеченные цели не соответствуют вашему нынешнему состоянию, никогда не поздно переиграть и получить то, к чему вы стремитесь.
— Шаг пятый —
Пройти тренинг или психотерапию
Очень часто для глубоких изменений трудно найти ресурсы и знания, чтобы совершить резкий качественный скачок в понимании себя и других. В таком случае психологический тренинг или психотерапия могут быть очень полезным инструментом на пути познания себя. Тренинг рекомендуется психологически здоровым людям, без проблем с аппетитом и сном, в устойчивом позитивном состоянии для достижения карьерных и личных целей с персональным коучем по мотивации. Тренинги показаны тому, кто устал от рабочей рутины или неблагополучной личной ситуации и у кого достаточно внутренних сил на значительную работу над собой.
Психотерапия — более глубокое и долгосрочное предприятие, требующее переоценки себя, своих достижений, окружения и образа жизни. Часто она сопровождается приобретением новых привычек, расставанием с токсичным окружением, сменой работы и даже места жительства, и ни один хороший терапевт не подскажет, в какой пункт назначения терапия вас приведет. И тренинги, и терапия направлены на расширение эмоционального интеллекта, развитие способности определять и контролировать эмоции, работать со страхами и негативными установками и преодолевать негативные паттерны через принципиально новый набор действий. Не ссориться, когда хочется. Выслушать, когда тянет поговорить. Прийти на помощь, когда попросили об этом. Видеть большую картину за рамками привычного. Всему этому учат хорошие тренинги и психотерапия, когда попадают на благодатную почву — человека, готового работать над собой.