Духовно-нравственные ценности, что это? — Русская Община — ЖЖ
Факт, что современное российское общество в начале 90-х годов прошлого столетия вступило в очередной за последние сто лет переходный период, вещь неоспоримая. Страна испытала кризис национального духа и самосознания: рухнула коммунистическая система ценностей и, не успев самоутвердиться, поставлена под сомнение ее либеральная альтернатива. Общество оказалось в состоянии рассогласования и утраты ценностных ориентиров. Несоответствие желаний имеющимся возможностям, утрата смысла жизни, стали типичным состоянием для многих членов нашего общества. Фактически имеет место процесс разрушения единого поля нравственных ориентиров, сопровождаемый смешением традиционно русских и западных ценностных ориентаций.
Результаты соцопросов, да и просто жизненные наблюдения практически каждого из нас, показывают, что сегодня в «рейтинге» общечеловеческих ценностей довольно прочно обосновались ценности материального порядка. И занимают они в нем лидирующие позиции. Хорошая работа, под которой респонденты понимают, как правило высокооплачиваемую работу, карьера, хороший дом или квартира и т.д. – вот что сегодня волнует подавляющее большинство соотечественников. И чему тут удивляться. Социализм с его равноправием и гарантией на труд уже далеко позади и современный россиянин вынужден постоянно бороться за «место под солнцем», забывая о других, не менее важных потребностях человека. Человека не только как биологического организма, а человека, как создания одушевленного и одухотворенного, имеющего потребности духовного и эстетического плана.
Данный ценностный кризис, а точнее развитие в обществе односторонней ценностной ориентации в пользу материальных ценностей, вызвал реакцию государства, которое сегодня делает систематизированные попытки «перезапуска» механизма оценки значимости ряда общечеловеческих качеств и связанных с ними явлений. В связи с эти сегодня государственной властью принято к использованию и введено в документарный оборот понятие «духовно-нравственные ценности», используемые в соответствующем процессе воспитания.
Так что же такое духовно-нравственные ценности? Рассмотрим по каждую из этих составляющих.
Духовные ценности, исходя из своей сути, есть ценности принадлежащие духу. А дух есть образ Божий в человеке, его частица, данная человеку Создателем для возможности его преображения и спасения. И степенью своей развитости духовные ценности характеризуют внутреннее состояние человека – степень его просветленности. Духовные ценности не подвластны разуму и используются в отделении от него. Ведь разум подвластен чувствам, а чувства способны порождать и низменные желания. В духовных ценностях изначально заложены механизмы самодиагностики и самоконтроля, ориентированные в итоге на суд Творца, которые одновременно являются частью этих ценностей. Таким образом, духовные ценности есть ценности сугубо личностные и постоянные. Исследования современной науки и практики так же показывают, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствована психическим, душевным развитием.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Мораль и нравственность – это нормы поведения, которые считаются общепринятыми, а не установленные законом – это правила, регулирующие взаимоотношения между людьми, так называемые регулятивы. Нравственные ценности человека, прививаются ему в течение практически всей жизни. Они являются основой его мировоззрения и задают модель его поведения. При этом даже в одном социуме нравственные ценности у разных людей могут значительно различаться. Но все равно можно выделить достаточно много общих, которые принято называть общечеловеческими. Такие нравственные ценности, в основной своей массе, остаются неизменными на протяжении многих веков. В то же время, общества меняются, развиваясь, и в процессе развития формируют новые моральные нормы, заменяя ими уже существующие и устаревшие или дополняя их.
Следует отметить, что важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей. Иначе говоря – принципы нравственности самоценны, то есть цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. И нет никаких других целей, которые необходимо достичь, следуя нравственным принципам. В этом и заключается одно из главных отличий нравственных ценностей от духовных. При этом сами нравственные начала, как бы предписывают нам заботиться об общем благе, так как в противном случае, когда имеет место только забота о личной нравственности, личность становится эгоистичной, то есть с точки зрения общества – безнравственной.
Итак, духовные ценности это ценности высшего порядка – идеал, данный человеку самим Создателем. Они постоянны и всегда индивидуальны (личностны). Их наличие обусловлено целями, лежащими за пределами земного бытия человека. Они направлены на спасение его бессмертной души. Нравственные ценности напротив – формируются самим человеком, переменчивы, так как находятся в зависимости от общественно-политических факторов и самонацелены. Как видим, духовность и нравственность – есть вещи разные. Причём совсем разные. Хотя при этом довольно близкие и постоянно соприкасающиеся между собой. Духовный человек, уже сам по себе нравственный. А вот нравственный человек, не всегда может быть духовным.
В результате можно сделать вывод о том, что данные ценности не могут быть объединены в одну группу.
Но именно в результате осознания человеком существенных различий между духовными и нравственными ценностями, при наличии понимания их тесной связи и внутренне соглашаясь с истинной природой духовного мира, в современном российском обществе родился термин духовно-нравственного воспитания. Надо признать, что такой подход, объединяющий в себе два процесса, которые по отдельности нередко способны поляризовать общество, в настоящее время вполне оправдан и целесообразен. Объединение двух этих компонентов в одном воспитательном процессе только повысит его результативность по формированию полноценных членов общества. Результатом такого постоянного воспитания является целостность человека, его направленность к добру, любви, состраданию, его уравновешенность, мудрость, обретение благополучия в семьях, установление уважительных отношений между родителями и детьми и другие высокие духовные и нравственные качества.
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Аспекты и базовые ценности духовно нравственного воспитания
Помочь ребенку духовно вырасти – задача каждого родителя. Воспитать в нем уверенного в себе человека формируя правильные ценности не менее важно, чем поддерживать физическое здоровье. Для этого следует разобраться, что такое нравственное воспитание и как воплотить его в жизнь.
Нравственные ценности человека — основа личностиЧто такое нравственное воспитание?
Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.
Что такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятиеПравильное воспитание от родителей подразумевает формирование у ребенка морали, нравственного поведения, которое будет помогать принимать решения в повседневной жизни.
Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.
Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.
Базовые ценности духовно-нравственного воспитания —Основные аспекты нравственного воспитания
Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:
- Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
- Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
- Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
- Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.
Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.
Какие проблемы существуют?
На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.
Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школеПричин этому много:
- Отсутствие достаточного внимания детям.
- Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
- Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
- Отсутствие авторитетных положительных примеров.
- Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
- Недостаточное физическое воспитание (спорт).
- Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
- Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.
Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.
Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.
Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.
Воспитание в семье нравственных качествЕсли ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.
Что происходит в школе?
Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.
Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программыСовет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.
Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.
Воспитание патриотизма — задача всех уровней воспитателейБазовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.
Дополнительные мероприятия
Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.
Внеклассные занятия должны быть разноплановыми- Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
- В местные музеи, особенно краеведческие;
- Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
- Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
- Прогулки к памятникам, поездки в парк;
- Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
- Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
- Тематические лагеря, школьный вариант;
- Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.
При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.
Духовные ценности, их иерархия, мораль и нравы
Духовные ценности, иерархия ценностей — мораль у каждого своя
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Есть ли люди без морали — духовных ценностей?
Вот, мы говорим о морали у человека — о тех или иных духовных ценностях в голове человека, которые определяют его образ жизни, его отношение к людям, миру и прочее.
Или, об отсутствии этих духовных ценностей, а, значит, и морали.
Смею вас заверить, что каждый человек, без всяких если, мораль имеет — духовные ценности у каждого человека наличествуют.
Ибо, если он социализирован — живёт в обществе, где все социальные явления для всех представлены (так сказать, в свободном доступе), и каждый, тем или иным образом, или участвует в них или, как минимум, имеет возможность их наблюдать и знать.
Каждый человек имеет такие духовные ценности: семья, любовь, дети, родители, счастье, честность или более широкое понятие «порядочность», и прочее и прочее.
«На каждый чих» в жизни, создан образ в сознании, как оно должно или не должно быть, то есть, представление об идеальном состоянии этого объекта — идеал, ценность, к которым следует в жизни стремиться и следовать.
Или, как минимум, если не стремиться и не следовать, то ориентироваться — знать, как к этому относиться.
Без этого, без духовных ценностей в голове, человек попросту становится совершенно дезориентирован в социуме, ибо, оказывается в состоянии «поди туда, — не знаю куда, сделай то, — не знаю что».
Тогда, «от чего же, от чего» мы такие разные и так по разному живём — относимся к жизни?
Почему духовные ценности есть у всех, а мораль у каждого своя?
Всё очень просто понять, если только уразуметь, что мораль, как и всё в нашей жизни, находится в системном состоянии — в структуре элементов и связей между ними.
Которая обладает, помимо всего прочего, ИЕРАРХИЕЙ — соподчиненностью и расположением по значимости в этой системе — что главнее, а что не значимое, что приоритет, а что второстепенное.
Духовные ценности. Иерархия и приоритеты ценностей
Иерархия ценностей, результаты: если друзья, компания, родственники и прочее, будут у человека в иерархии ценностей стоять выше семьи или любви, то, сами понимаете, что из этого получается.
Иерархия ценностей, результаты: если работа — это приоритет номер один, то нечего ждать успехов в семейном строительстве.
Иерархия ценностей, результаты: если любовь к себе, единственному и не повторимому, звездит в голове, то ни близким ни далёким людям с этим человеком «нечего ловить» в отношениях.
И так далее и тому подобное.
Дело, как говорится, в расстановке приоритетов.
Ну и, конечно, в содержании самих ценностей.
Поясню на примере: Вот, человек имеет в своей голове приоритетную ценность «любовь» в отношениях мужчины и женщины.
Отчего?
Оттого, что, хотя любовь стоит в иерархии ценностей на высоком месте, но, представления о ней не верны.
Например, он представляет любовь эгоистичной или жертвенной, а любимого принцем или идеальной, «ангельской» девушкой и тому подобное. И, соответственно, исходя из таких качеств содержимого своей ценности «любовь», строит свои отношения.
Резюме:
Духовные ценности, приоритеты и иерархия ценностей — мораль у каждого своя
У всех у нас есть система духовных ценностей, как ориентиры и маяки на дороге жизни.
Но, в результате воспитания, собственных знаний и опыта, духовные ценности, у каждого, мало того, что имеют разное содержание, но ещё и стоят на своём определённом месте в иерархии ценностей, ранжируясь по приоритетности и значимости.
И это, как минимум, надо учитывать в отношениях с людьми.
А, в особенности, естественно, если вы собрались перевести эти отношения в разряд серьёзных для себя.
Смотрите: Серьёзные и несерьёзные отношения. Весы отношений
Мораль и нравственность. В чём отличие?
Следует разъяснить отличие понятий «мораль» и «нравственность»:
Мораль — это духовные ценности, принятые в данном государстве, которые, как правило, активно пропагандируются и, даже, навязываются и обществу и каждому человеку в нём.
Иначе говоря: мораль — официальные духовные ценности данного социума.
Нравственность — это проявление нрава человека на основе ЛИЧНЫХ духовных ценностей, которые ему привиты воспитанием, пропагандой (промыванием мозгов), или выработаны самим человеком, как плоды его жизни и духовных терзаний и опыта, прежде всего.
Понятно, что мораль и нравственность находятся, в подчас, сложном переплетении и в социуме и в сознании людей.
Например: духовные ценности морали и духовные ценности нравственности могут не только не совпадать, но и в ступать в противоречие.
При этом, что в социуме, что в сознании отдельной личности.
Так, вот, дамы и господа, а как вы думаете: духовные ценности есть у каждого?
Ещё статьи по этой тематике:
Мораль и нравственность – должен, обязан, но не буду
Порядочность. Как исчезает порядочность, нравственность, достоинство?
7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих
Порядочный мужчина. Мужское достоинство — это не член
Порядочная девушка, женщина — нравственный и достойный человек
Нравственная жизнь: вопросы и ответы
Заповеди Иисуса Христа – нравственные правила человека
Заповеди Иисуса Христа – свод нравственных правил человека
Нравственный человек в заповедях Нагорной проповеди Иисуса Христа
Общечеловеческие ценности и нравственность в Заповедях Иисуса Христа
Сценарий урока «Ценности духовные и материальные проблемы нравственного выбора»
Тема урока: «Ценности материальные и духовные. Проблемы нравственного выбора».
Цель урока: способствовать формированию духовно-нравственных качеств, учащихся и создание личной системы духовных ценностей, у школьников.
Задачи:
Образовательные:
- Раскрыть смысл понятия «ценности»;
- Познакомить с видами ценностей и их различиями;
- Сформулировать представление о собственных жизненных ценностях;
- Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь;
- Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей;
- Формирование приоритета духовных ценностей над материальными;
Воспитательные:
- Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
- Воспитывать духовно-нравственную личность.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;
- Способствовать развитию интереса и бережного отношения к культуре;
- Развивать творческие способности;
- Развивать навыки устной речи.
Планируемые результаты :
Предметные
- понимать смысл понятия «ценности», нравственные ценности, виды ценностей.
Метапредметные
-
исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.
Личностные -
испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания; осознавать свою роль в обществе и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианских ценностей.
Тип урока: урок практикум творческой направленности.
Оборудование урока: Мультимедийная презентация, карточки с пословицами; словари; карточки для игры «лавка ценностей»; материалы для демонстрации ценностей; нить с бусинами для рефлексии; макет дерева для актуализации знаний и рефлексии; материалы для изготовления цветов.
Используемые технологии и методы: игровая технология; технология критического мышления; метод ассоциаций; метод демонстрации;
Формы работы на уроке: коллективная работа в ходе игры лавка ценностей; парная работа с пословицами;
Ход урока:
1. Актуализация знаний
2. Вводная часть
3.основная часть
4. Рефлексия
5. Подведение итогов.
Актуализация знаний
Учитель: Прежде чем мы с вами начнем урок, давайте с вами выполним небольшое творческое задание , перед вами лежат материалы из них мы с вами можем изготовить небольшие цветы для дерева которое украшает нашу доску и олицетворяет собой жизнь. В каждом цветке должно быть не более пяти лепестков. (3 мин)
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, почему я всем давала одинаковые указания, а цветы получились у всех разные?
(Вывод: каждый человек – это неповторимая личность, и другой такой больше не существует.)
Учитель: Сегодня, я предлагаю вам поговорить, о том, что нас всех объединяет. Что бы определить тему нашего сегодняшнего занятия нам предстоит отгадать слова определения которых, вы можете увидеть на доске.
Задания на слайде:
- — то, к чему стремится и за что борется человек. Другое значение ориентир для стрельбы ( цель)
- — взаимосвязь определённых предметов, процессов. Объединение чего либо в целое (единство)
- моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе (нравственность)
- — правила или образцы поведения принятые в обществе (нормы)
- — это в любой, даже самой трудной ситуации сделать все, от тебя зависящее, не возлагая свои проблемы на окружающих. При этом держать ответ за свои действия или бездействия, за доведение начатого до конца (ответственность)
- — возможность, поступать как ты хочешь в рамках дозволенного (свобода)
- сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества (труд)
- знание, которое соответствует предмету познания (истина)
Из первых букв каждого термина давайте попытаемся сложить слово, которое и будет являться основой темы нашего сегодняшнего урока.(5 мин)
ЦЕННОСТИ
Тема «Ценности»
Учитель: А какие ассоциации у вас вызывает слово ценности? (примерные ответы детей)(3 мин)
Учитель: Давайте с вами познакомимся с определением слова ценности, которые приводятся в разных словарях: обществоведческом, философском, энциклопедическом, словаре В. Даля и Брокгауза и Евфрона.
Какое из определений вам кажется наиболее точным. Давайте зафиксируем определение ценностей в ваших тетрадях.
Ценности — социальные определения объектов окружающего мира, отражающие их положительные или отрицательные значения для человека и общества.(5 минут)
Учитель: Посмотрите на доску перед вами изображения некоторых предметов, как вы думаете, можем мы назвать их ценностями, почему?(1 минута)
Учитель: Существуют разные классификации ценностей, но чаще всего ценности делят на материальные и духовные.
Перед вами карточки, на которых перечислены разные ценности поработайте в парах: распределите их в две группы материальны и духовные. Выберите из предложенных вам ценностей те которые вы считаете наиболее важными мы перекрепим их на доску, объясните почему вы именно так распределили ценности.(7 минут)
( выполнение заданий)
Учитель: Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать.
Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека.
Ценности человека формируются под влиянием разных факторов:
Это и история народа,
и религия,
моральные и правовые нормы,
социальное окружение,
жизненный опыт,
характер,
убеждения и интересы человека.
Кладезем народной мудрости являются пословицы и поговорки, в них собраны ценности, которые мы называем общечеловеческими.
Давайте попытаемся по пословицам определить ту ценность которая, в ней отражена.
(работа с пословицами) (7 минут)
Учитель: сейчас я предлагаю вам посетить “Волшебную лавку ценностей ” Она поможет каждому ответить на вопрос:»Как выбор ценностей влияет на нашу жизнь?»
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих — одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
(Учитель раздает каждому учащимся жетоны. Заранее нужно заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей.)
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить”жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Учитель показывает классу слайды с названиями двух первых “товаров”и обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) возможность не посещать школу в течение двух месяцев(2жетона)
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Далее:
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Возможность стать президентом. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда — два лишних жетона.
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности. (1жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Следующая пара:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить)любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
а) Стать миллионером (3 жетона)
б) Счастье(3жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры
Учитель: Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например,ты отдал жетон за изменение внешности — значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой -значит, больше ценишь свое мнение о себе.) Большинство ваших предложений действительно разумны и правильны. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.
Учитель: Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно“отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. (10 минут)
Учитель: Как вы думаете, какие ценности материальные или духовные преобладают в современном обществе? От чего это зависит? К каким последствиям это может привести? А может ли человек вообще отказаться от материальных ценностей?
( ответы детей) (5 минут)
Учитель: Самое трудное в жизни сделать правильный выбор . как сделать так чтобы материальные ценности и стремление к материальному благополучию не привели к потере духовности. Во многом выбор всегда зависит от человека, от его отношения к себе. к людям, к жизни.
(Притча)
Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» — спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь — камни таскаю!» — зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», — улыбнулся тот.(5 минут)
Учитель: Ребята , перед вами листочки красным маркером напишите духовную ценность а черным материальную и которую вы считаете наиболее важной в своей жизни, теперь расположите по одну сторону ствола материальные ценности, а по другую духовные. (5 минут)
Каких ценностей оказалось больше? я очень рада, что для вас дороги духовные ценности и вы понимаете, что главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл.
Учитель: Какие же ценности самые важные в жизни? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Каждый из вас ответить на этот вопрос должен сам. Я хочу рассказать вам один случай из жизни об одном из преподавателей психологии.
Притча про сосуд. (Демонстрация) (6 минут)
Однажды студенты спросили старого профессора философии перед лекцией что самое главное в жизни человека. что является смыслом жизни. Чем должен заполнить свою жизнь каждый человек В начале лекции он молча взял большую пустую банку, и заполнил её большими камнями.
— Банка полна? спросил он
-Да! – соглашаются студенты.
Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
— Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
— Теперь, — сказал профессор, — я хочу, чтобы вы поняли что это — ваша жизнь. Камни — важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.
Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.
Учитель: Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»
Учитель Наш урок подошел к концу, я надеюсь что урок заставит вас задуматься о том что самое ценное в вашей жизни. Нить жизни состоит из множества мелочей и каждая имеет свою ценность, все, что происходит с нами в жизни является нашим уроком из которого нам надо будет извлечь знание. Наш сегодняшний урок это тоже эпизод вашей жизни если вам все понравилось то на нашу нить вы нанижите золотую бусину если нет то черную.(3 минуты)
Эстетические, нравственные и религиозные ценности (человек любящий) — Философия
Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.
Сущность проблемы ценности и оценки окружающего мира состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека. Объективная реальность сама по себе в ценностном отношении нейтральна, ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в жизни человека и общества и соотносить их с традиционными системами ценностей.
Эстетические ценности
Эстетические ценности – это такие исторически сложившиеся феномены (явления) нашей психики, которые лежат в основе эстетического сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Данные эстетические категории характеризуют эстетическую значимость предметов и явлений для человека, удовлетворяя его стремление к прекрасному и возвышенному.
Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает прежде всего состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром. В этом смысле выделяют:
- объективное содержание эстетической ценности и
- ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т.п.
Известное выражение Ф. М. Достоевского — «Красота спасет мир» — нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства.
Нравственные ценности
Нравственные ценности – это смысложизненные установки, ориентиры (добро, честь, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания.
Нравственное сознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой находят свое выражение нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Нормами поведения являются общепринятые, а не установленные законом, правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Теоретическим осмыслением нравственности занимаются этические учения.
Нравственные (духовные ценности) — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Моральные и эстетические ценности по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей:
- Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «… нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.
- Аскетизм провозглашает идеалом жизни добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким», а также в грубоуравнительных тенденциях «казарменного коммунизма»).
- Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.
В XX в. бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.
Религиозные ценности
Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей.
Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни.
Религиозные ценности — основные догматы веры в сверхъестественное.
Материалистическая философия рассматривает религиозные ценности как результат фантастического отражения действительности в головах людей, как результат удвоения мира в сознании человека. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфически человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры.
Главным в понимании феномена религии и его роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Содержательно вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т.д.) и в этом смысле она не требует доказательств.
Высший мир, данный человеку в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой человек отдается полностью. Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения.
Отсюда понятно, что мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Поэтому задавать вопросы Богу по поводу природы этих ценностей или следствий их применения в реальной жизни человека, по меньшей мере, бессмысленно.
Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога, как творца всего сущего в богословском понимании или, по словам современных представителей свободомыслия К. Ламонта и П. Куртца, «иллюзия бессмертия» и «искушение потусторонним». Имеется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная высшая ценность. Недаром в христианской догматике самым тяжким грехом считается хула на Святого Духа, а состояние богооставленности рассматривается как наиболее ущербное для человека. Для ислама понятие «неверного» или иноверца может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру или джихада, т.е. священной войны.
Нужно особо подчеркнуть существенное различие в моральном отношении человека к Богу и к людям. В первом случае мы имеем дело с абсолютным неравноправием (человек есть творение Бога, но ни в коем случае не сам Бог), из чего вытекает необходимость служения Богу как высшему идеалу. В то же время, верующий в Бога и любящий его всеми силами души, не может не ненавидеть его антипода — Дьявола и не может не бороться со злом, прежде всего в своей душе. В отношениях с другими людьми на первый план выходит идея равноправия и равноценности, где вражда и борьба принципиально недопустимы. Однако другой человек может быть носителем зла, противником моего отношения к Богу и, следовательно, с ним нужно вести борьбу, иногда смертельную. Для разрешения этого парадокса в христианстве есть формула: «Ненавидь грех, но возлюби грешника». Известен ответ Александра II на просьбу о помиловании Дм. Каракозова, который предстал перед судом за попытку покушения на императора: «Как человек я его прощаю, но как государь простить не могу».
Соотнесение Бога как высшего идеала и нравственной ценности с ценностью жизни и духовного мира каждого человека чревато еще одной труднейшей проблемой. Речь идет о том, что пламенная вера в тот или иной идеал (религиозный или светский) может вести к жестокости и бесчеловечности, когда миллионы человеческих жизней приносятся в жертву этому идеалу. Особенно ярко такая позиция проявляется у представителей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия личности, авторитет Разума, понятие прогресса и т.д. В то же время религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе все черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей.
Моральные ценности человека
Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.Что входит в понятие
Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.
Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:
- человеческих суждений о сущности жизни;
- обязательств перед социумом;
- потребности уважения других людей.
Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:
- бытовой;
- семейной;
- коммуникативной;
- рабочей.
Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.
Зачем они нужны
Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.
Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.
Моральные принципы позволяют личности:
- комфортно существовать в окружении;
- гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.
Как их выбирают
На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:
- низость;
- неблагородство;
- вероломство;
- коварство;
- нечестность;
- злословие.
Нормой и правильным поведением всегда были:
- порядочность;
- благородство;
- верность;
- чистосердечие;
- сдержанность;
- человечность;
- отзывчивость.
Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:
- трудолюбием;
- коллективизмом;
- патриотизмом;
- человеколюбием;
- добросовестностью.
Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.
Система нравственных принципов
Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.
Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.
Что такое моральные ценности? Моральные нормы и ценности :: SYL.ru
Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Определение
Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.
То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали – регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.
Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.
Для чего людям необходимы моральные принципы
Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.
Категории добра и зла
Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, считаются категории добра и зла. Традиционно принято связывать добро с благом, которое считается полезным людям. Однако любое благо будет относительным, поскольку оно не может нести исключительно положительную функцию. К тому же блага имеют неравную ценность в разные периоды жизни человека.
Как происходит выбор моральных ценностей
Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали. Когда нормы воспринимаются человеком как необходимые и наиболее соответствующие его ценностным установкам, они становятся долгом, обязанностью. В этом случае человек соблюдает морально-нравственные ценности добровольно, из своего уважения к идеалу.
Составляющие моральных принципов
Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.
Иерархия ценностей
Моральные ценности могут классифицироваться по степени их значимости для общества в целом, для разных групп людей, для отдельного человека: общечеловеческие, групповые и индивидуальные, соответственно. По способу их связи друг с другом ценности делятся на альтернативные (взаимоисключающие) и комплементарные (дополняющие друг друга). По месту расположения в иерархии отдельного внимания заслуживают высшие моральные ценности. Поговорим о них подробнее.
Высшие ценности
Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.
Жизнь, основанная на моральных ценностях
Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.
Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:
- Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
- Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
- Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
- Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.