Дагестанская свадьба обычаи – Свадебные обычаи традиции обряды в дагестане. Дорогая невеста или как обычаи усложняют жизнь. Дагестанские обычаи на свадьбе

Содержание

Дагестанская свадьба: обычаи и традиции

Народ Дагестана на протяжении многих столетий накопил уникальные обычаи и традиции, связанные со свадебным торжеством. Это мероприятие дагестанцы отмечают с большим размахом. Бракосочетание в Дагестане проводятся по традициям, присущим только этому народу.

Обычаи и традиции дагестанской свадьбы

Свадебное празднование отмечается в течении двух дней. Первый день молодожёны и гости гуляют в доме невесты, в доме жениха радостное гуляние продолжается на второй день. Интересным фактом считается то, что между первым и вторым днём может пройти одна неделя. Количество приглашённых гостей может колебаться от трёхсот до более тысячи человек. Это могут быть близкие и дальние родственники, коллеги по работе, друзья, и просто знакомые. Причём многие приходят по приглашению, а кто-то заходит на свадьбу совсем ненадолго, чтобы поздравить молодых.

Виды дагестанских свадеб

Сейчас в этой республике отмечают два вида свадебного празднования. Мусульманская свадьба, которая проходит без алкогольных напитков и свадьба по классическому сценарию с богатыми закусками, весёлым пением и зажигательными танцами. Готовиться к свадьбе начинают со дня рождения ребёнка. Ребёнок растёт, а родители тем временем собирают на его свадьбу деньги, на предстоящий выкуп невесты и богатое приданое для дочери. Вот почему свадебные торжества проходят с размахом и, не жалея денег. Дагестанская свадьба  Ещё недавно девушки не могли выбирать себе суженого, за них это делали родители, но в наше время всё происходит иначе. После договорённости юноша делает девушке предложение руки и сердца. До наших времён в Дагестане сохранилась традиция красть невесту, к которой прибегают, если родители невесты не дали добро на брак. Чтобы защитить семью от позора, её родители соглашаются на свадьбу, так как их дочь провела ночь в чужом доме. Свадьбу дагестанцы празднуют поэтапно, каждый этап включает в себя важные народные обычаи.

Помолвка

Как и у большинства народов, свадьбе предшествует обручение. В дом девушки засылают сватов, которые одаривают семью подарками. Собравшись на совет, родители молодых назначают дату бракосочетания, которая не должна проходить в день рождения молодых, и, так же их отцов и матерей, а главное не в праздники, отмечаемые мусульманами. Помолвка проходит тайно вечером в тесном кругу родных. Договорившись о дате, парень и девушка отправляются в ЗАГС подавать заявление, и с этого срока начинается активное приготовление к свадьбе: выбираются одежда для молодожёнов, согласовывается меню угощений, подбирается удобный зал в ресторане.

Дагестанская свадьба Первый день свадьбы по народным обычаям празднуется в доме будущей жены, где по обычаю собираются гости женского пола. Подруги девушки поют грустные песни, провожая её в новую жизнь, а девушка прощается с домом родителей. Затем встречают жениха с большой свитой и подарками: красивыми коврами и золотыми шикарными украшениями. Все поют весёлые песни и преподносят подарки, которые укладывают в сундук для молодожёнов.

Дагестанская свадьба Второй день торжества начинают отмечать в доме жениха, спустя неделю после гулянья в доме невесты. Второй день празднования начинается тем, что отец парня приезжает в дом невесты, взяв свечу и зеркало, так как эти атрибуты должны принести молодожёнам благополучную и счастливую жизнь. Невеста надевает свой красочный наряд, который из-за большого количества ювелирных украшений признан одним из дорогостоящих в мире.

Дагестанская свадьба

Ранее волосы невесты были плотно закрыты платком, но сейчас платок на голове можно увидеть редко. Сейчас девушки отдают предпочтение модным причёскам с замысловатыми плетениями, которые являются мастерской работой парикмахера.

Подруги невесты, закрыв лицо девушке специальной накидкой, выводят её во двор, а затем девушка с отцом жениха и его свитой едут в их дом. Весь путь к новому жилью сопровождается традиционно народным пением и весёлой музыкой на народных инструментах. Часто это шествие останавливают знакомые или незнакомые люди, перекрывая дорогу, и требуют подарки. У дверей дома жениха и девушку встречают мёдом, чтобы жизнь у супругов была сладкой и богатой.

Дагестанская свадьба Интересным обычаем на дагестанской свадьбе является громкая стрельба, которую устраивают друзья жениха, чтобы от дома отогнать негативную энергию и, чтобы в доме была только счастливая жизнь.

Дагестанская свадьба

Интересный факт — женщины и мужчины на свадебном застолье сидят отдельно друг от друга. На столах расставлено много национальных блюд. На свадьбе одним из главных событий считается танец молодожёнов. До этого танца невеста танцует с мужчинами, пришедшими с подругами. Для гостей на торжестве самым любимым развлечением является танец лезгинка.

Дагестанская свадьба

Мы рассказали вам, какой интересной и веселой может быть дагестанская свадьба. Такой грандиозный праздник подарит миллиард положительных эмоций и впечатлений не только молодоженам, но и всем присутствующим гостям!

Просмотров: 403

Добавить комментарий

Читайте также

обычаи, традиции, тосты — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Традиции сватовства в Дагестане
  2. Дагестанская свадьба – день первый
  3. Дагестанская свадьба – день второй
  4. Влияние современности на традиции дагестанской свадьбы

Города и сёла Дагестана словно живут от свадьбы к свадьбе. Событие бракосочетания здесь крайне важно не только для самих молодожёнов и близких, но и для многочисленной родни и соседей. Отсюда не кажется удивительным, что трёхдневное пиршество охватывает до тысячи человек.

Традиции сватовства в Дагестане

Свадьбе в обязательном порядке предшествует сватовство или сговор. При сватовстве представители жениха посещают дом невесты, где они интересуются её приданым и обговаривают размер калыма. Без платы за невесту в Дагестане нельзя обойтись, но её размер является величиной неопределённой.

Когда готовится дагестанская свадьба, обычаи предполагают два варианта сватовства:

  • Когда свадебными обязательствами связываются ещё маленькие дети. Это так называемое «колыбельное сватовство», при котором о будущем бракосочетании договариваются, не спросив малолетних жениха и невесту. Отец девочки отдавал в качестве залога отцу мальчика ценную вещь, после чего те становились невестой и женихом. Подобный сговор чаще встречается у лезгинов.
  • Сватовство совершеннолетних в Дагестане распространено больше, чего требует современность. Этот вид сговора пропитан национальными традициями, включающими несколько этапов. Во время сватовства невесте вручаются подарки (в некоторых районах эти дары и приданое невесты вывешивались на верёвке для демонстрации всем окружающим). Далее происходит предсвадебная помолвка, а затем жених наносит визит в дом невесты, а следом наносится ответный визит.

Дагестанское сватовство сильно отличается от прочих свадебных ритуалов, поскольку проходит вечером, тайно, в присутствии ближайших родственников.

Дагестанская свадьба – день первый

Дагестанским бракам присуща стабильность, они редко распадаются, многие пары празднуют 40 лет совместной жизни. В основном это объясняется религиозностью населения. Брак разорвать может только имам, который потребует предоставить веские причины, а не только троекратного повторения в его присутствии мужем фразы «Ты больше не моя жена». А поскольку дагестанские свадьбы играются, как правило, лишь раз, то проходят они шумно и весело. На них гулять приходит вся община, поэтому дагестанские свадьбы такие многолюдные. Сюда гостей не принято приглашать, поскольку они приходят сами. Каждый житель деревни по традиции, хотя бы ненадолго должен заглянуть на свадьбу.

Все родственники, выполняя ранее оговоренные обязанности, активно готовятся к первому дню свадьбы. Родители молодожёнов поминают умерших родственников и приносят жертву в честь молодых. Заранее приглашаются музыканты, обычно из другого селения, откуда они по дороге к месту торжества постоянно поют и играют, что часто отражено в видео дагестанских свадеб.

Первый день торжества начинается с ритуальной музыки. Музыкантов помещают на крыше дома, где они исполняют обрядовые песни, имеющие силу молитвы. Из дома жениха в полдень выступает свадебная процессия, состоящая, в основном, из женщин – родственниц молодого. Свита жениха во время пути танцует и поёт песни, а также несёт подносы со сладостями и дары: пара хлебов, мешок табака, халва, иголки с нитками и т. д. Когда процессия заходит в дом невесты, подарки убираются в сундук, который после невеста заберёт в дом мужа.

В свадебном обряде есть традиция, при которой молодых отправляют к ближайшим родственникам (брату, сестре), чтобы они не встречались в первый день свадьбы. Считается приличным, чтобы до свадьбы молодые были постоянно окружены людьми.

Тем временем гости съезжаются со всей страны и собираются вместе. Своё присутствие они подтверждают песнями, музыкой или стрельбой. Пока невеста с младшими сёстрами и подружками готовится к свадьбе, на долю матери и пожилых женщин ложится обязанность подготовки церемонии передачи невесты жениху, которая должна сопровождаться плачем и причитаниями – так невеста прощается с родным домом.

Дагестанская свадьба – день второй

По традиции второй день свадьбы должен проходить в доме жениха. Он в этот день приходит за невестой, после чего молодых провожают из её дома. Молодого в доме невесты встречает её сестра исполнением традиционного танца. Мать невесты угощает молодых мёдом из чаши – это, согласно поверью, способствует счастливой и долгой совместной жизни.

Во время второго дня проходит много интересных обрядов, конкурсов для гостей на свадьбе и соревнований, демонстрирующих искусность дагестанцев. Не секрет, что большинство из них прекрасно танцуют, поскольку к свадьбе их готовят с раннего детства, уча народным песням и танцам.

Основное торжество дагестанской свадьбы начинается после полудня. Невесту доставляют в дом жениха, после чего начинается настоящее веселье. Парни и девушки танцуют раздельно, что не мешает первым найти себе достойную половину именно в этот момент.

Главным на свадьбе является танец новобрачных, но до этого невеста должна станцевать с каждым мужчиной, присутствующим на торжестве. Она танцует, а кавалер, кружась вокруг неё, бросает деньги, тотчас подбираемые подружкой невесты. Вместо подарков в Дагестане стало принято дарить деньги.

В Дагестане начало танцев называется «дем», который открывает «аравул» – главный танцор, к которому подключаются прочие мужчины. В начале торжества некоторым мужчинам вручают цветы, символизирующие приглашение на танец. Уставший танцор должен передать цветок другому мужчине, который не может от него отказаться. В результате начинается танцевальное состязание, продолжающееся иногда до позднего вечера. Для женской половины танцы начинает сестра жениха.

Дагестанское свадебное пиршество славилось всегда, оно также не лишено ритуалов. Во время пира молодым преподносятся подарки от родителей и ближайших родственников. Невесте положено посетить кухню и одарить всех женщин, помогающих в организации праздника.

Церемонию ведёт тамада, заранее выбранный из родственников. Он обязан следить за соблюдением обычаев и организацией торжества, произносить дагестанские тосты на свадьбе.

Дагестанский тост на свадьбе:

Влияние современности на традиции дагестанской свадьбы

Современные свадьбы в Дагестане стали ближе к европейским, хотя некоторые традиции дагестанской свадьбы сохранились. Например, свадебный наряд жениха обязательно должна увенчивать папаха, в которой он исполняет и свадебный танец. Эта папаха является объектом внимания гостей, которые норовят её похитить и потребовать выкуп за неё.

Что касается наряда современной дагестанской невесты, то сейчас к нему нет жёстких требований. Он просто должен быть торжественным, изящным и дорогим. Современные невесты имеют к свадьбе два наряда:

  • Белое подвенечное платье.
  • Национальный костюм.

Сейчас свадьба может состояться в банкетном зале, ресторане или по традиции дома. Но свадебные столы накрываются по традициям дагестанской кухни: шашлыки, плов, хинкали, долма, зелень, овощи и т. д. Невеста перед свадьбой должна выбрать мебель для будущего жилища новой семьи.

Если молодожёны из одного села, то организуется совместная свадьба, а если они из удалённых районов, то в обоих из них устраивается отдельное торжество.

К свадьбе готовиться начинают почти с рождения детей. Для дочерей собирается приданое, а сыновья обучаются тостам и традиционным танцам. Подготовка свадьбы значительно ускоряется после помолвки. Совместная свадьба может происходить в новом доме, построенном семьями для молодожёнов. Там устанавливаются длинные столы, ломящиеся от национальных напитков и блюд, приготовленных родственниками молодых. А во время пира возле дома беспрерывно чередуются дагестанские танцы.

Раньше в Дагестане практиковалось похищение девушек, чтобы насильно выдать их замуж. Согласно местной традиции, девушка, проведшая под одной крышей ночь с мужчиной, обязана выйти замуж за него. Иначе, она становилась изгоем общества и покрывалась позором.

Но даже сегодня в Дагестане случаются похищения невест, но лишь в случаях, когда молодые любят друг друга, а семья невесты противится браку. Или в случаях мезальянса, поскольку традиция не позволяет небогатому мужчине жениться на невесте из состоятельной семьи, или у которой выше социальный статус.

Есть ещё одна любопытная и старинная традиция, отличающая дагестанские свадьбы. Гости могут заявиться в дом молодожёнов даже ночью, чтобы проверить, насколько молодая супруга хорошая хозяйка. Чтобы подтвердить это, она должна в любое время накрыть стол, предложив гостям закуску и чай.

А Вы бывали на дагестанской свадьбе? Какие обычаи и традиции Вы там видели? Расскажите об этом в комментариях.

Дагестанская свадьба: традиции, обряды, подготовка

Дагестанская свадьба — важное событие в каждом городе и селе. Дагестанцы живут от свадьбы к свадьбе, ведь такое торжество дарит много впечатлений. В этой республике отмечают свадьбу два раза — сначала в доме невесты, а потом в доме жениха. Как минимум, гуляния затягиваются на два дня, а иногда могут длиться даже дольше.

 Традиции сватовства

Дагестанцы славятся эксцентричностью, поэтому долгое время в этой стране были популярны кражи невесты. Похищение невесты на свадьбе в Дагестане случается до сих пор, но чаще в тех случаях, когда родители запрещают молодоженам пожениться. Также воруют невест, когда молодые из разного сословия. Считалось губительным для девушки провести ночь в доме мужчины, поэтому родители чаще всего соглашались на такой шантаж, чтобы уберечь дочку от позора.

Зачастую свадьба происходит после сговора или сватовства. Сватовство по-дагестански  включает визит представителей жениха в дом невесты. В этот день договаривались о размере калыма, интересовались приданым молодой невесты. Плата за невесту являлась обязательной во всех регионах страны, только сумма была не определенной.

Сватовство в Дагестане имело две разновидности. В первом случае связывали свадебными обязательствами маленьких детей. Такую разновидность называли «колыбельным сватовством», когда без решения будущих жениха и невесты договаривались об их бракосочетании. В качестве залога отец девочки давал отцу мальчика ценную вещь, после чего детей считали женихом и невестой. Такой вид сговора больше всего присущ лезгинам. Дагестанское сватовство совершеннолетних сильнее распространено, особенно в современном мире. Такой вид сговора наполнен национальными традициями, которые включают несколько этапов. Сначала происходит сватовство, во время которого невесте вручают подарки. В некоторых регионах все эти дары, вместе с приданым девушки вывешивали на веревке, чтобы все могли их созерцать. Затем происходит предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных, после которой следует визит жениха в дом невесты и ее визит в дом жениха.

В Дагестане сватовство сильно отличается от всех других свадебных обычаев. Оно происходит тайно, в вечернее время суток и в кругу ближайших родственников.

Первый день

Как правило, дагестанские браки очень крепкие и длятся всю жизнь. Большей мерой это связано с выраженной религиозностью народа, так как разорвать брак может только имам, а ему для этого требуются веские причины. Поэтому дагестанские свадьбы всегда веселые и шумные, ведь играются они один раз. На этих свадьбах гуляет вся община, а количество приглашенных может достигать тысячи.

Перед первым свадебным днем все родственники активно готовятся, выполняя оговоренные ранее обязанности. Родители молодых почитают своих умерших родственников и проводят жертвенное приношение на честь молодых. Также заранее приглашают музыкантов. Чаще всего их зовут из других селений, и всю дорогу к дому, где будет проходить праздник, они должны петь, извещая о месте торжества.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане начинаются с ритуальной музыки. На крыше дома собираются музыканты, играя обрядовые песни, которые отличаются молитвенной силой. В полдень из дома жениха выдвигается свадебная процессия. Она состоит из родственников молодого, в основном женского пола. По дороге к жилищу невесты они поют песни, танцуют и несут с собой дары и подносы со сладостями. Подарки состояли их пары хлебов, халвы, мешка с табаком, иголок, ниток и прочего. Участники свадебной процессии заходили в дом невесты, а подарки складывали в сундуке. Его впоследствии новобрачная заберет с собой в дом своего мужа.

Свадебный обряд дагестанцев состоит из традиции, когда молодых отправляют в дом своих ближайших родственников, например, сестры или брата. Поэтому в первый день они не встречаются. Считалось положительным, когда невеста и жених будут до свадьбы находиться среди большого скопления людей.

Гости тем временем прибывают из разных уголков страны и собираются возле дома. О своем визите они оповещают музыкой, песнями или оружейными выстрелами.

В этот день невесту готовят к передаче жениху. Мать собирает для нее приданое и проводится церемония прощания, с ритуальными песнями и плачем.

Второй день

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане уже проходят в доме жениха. В этот день он приходит за невестой и молодых провожают из дому. Когда молодой приходит за своей избранницей его встречает ее сестра, выполняя традиционный танец. Мать невесты преподносит молодым чашу с медом, угощая их. Согласно поверьям, такой ритуал способствует долгой и счастливой жизни брачующихся.

В этот день можно увидеть множество интересных обрядов, соревнований и конкурсов, которые хорошо раскрывают всю искусность дагестанцев. К примеру, большинство из них очень хорошо танцуют. Вся причина в том, что их готовят к свадьбе с раннего детства, обучая народным танцам и песням.

Подготовка к свадьбе в Дагестане построена таким образом, что все торжество начинается с полуденного времени. Молодую привозят в дом жениха и здесь уже начинается настоящее веселье. Парни танцуют отдельно от девушек, но это не мешает им подыскивать себе спутницу жизни.

Самым важным событием на свадьбе является танец новобрачных. Но прежде чем он случится, невеста обязана станцевать с каждым мужчиной на торжестве. Молодая танцует, а мужчина кружится возле нее и бросает денежные купюры, которые подбирает подружка невесты. В Дагестане не принято дарить подарки, вместо этого преподносят деньги.

Начало танцев в Дагестане называется «дем», и его открывает главный танцор — «аравул». К нему подключаются остальные мужчины. Сестра жениха начинает танцы для женской половины, таким образом, начинается танцевальное состязание, которое может продолжаться до позднего вечера.

Свадьба в Дагестане славится большим пиршеством, во время которого тоже происходят различные ритуалы. В это время преподносят подарки жениху и невесте от родителей и близких родственников. Новобрачная обязана сходить на кухню и одарить подарками всех, кто помогал в организации торжества. Вел церемонию тамада, которого выбирали из родственников заранее. Он следил за правильной организацией свадьбы и соблюдением всех обычаев.

Современные дагестанские бракосочетания во многом похожи на европейские, но некоторые обычаи до сих пор актуальны. Особенности свадебных нарядов в Дагестане таковы, что жених на церемонию обязан надеть папаху. В ней он выполнял свадебный танец, также шапка была эпицентром внимания многих гостей. Ее все время хотели похитить, требуя взамен выкуп.

Зачастую свадебное торжество занимало два дня, если молодые были из разных селений. Когда же они жили в одной местности, проводили одно большее празднество.

Дагестанские обычаи на свадьбе не заканчивались. В течение первых дней гости наведывались в дом новобрачных в любое время суток, а жена должна была их радушно принять, показав свое гостеприимство.

Каждый свадебный обряд в Дагестане является интересным и необычным. Сама свадьба проходит энергично и весело.

Свадьбы в Дагестане: традиции утрачены, стрельба наводит на подозрения

Винегрет вместо свадьбы

«Современная дагестанская свадьба — это какой-то винегрет, смешение псевдоевропейских обычаев с разрезанием торта, бросанием букета невесты», — рассказал РИА Новости дагестанский историк Сергей Манышев.

Он отметил, что в современной свадьбе можно найти в очень измененной форме только отголоски каких-то обрядов и обычаев, свойственных дагестанским свадебным торжествам XIX века.

«Так, например, на рубеже XIX — XX веков известный дагестанский просветитель Гасан-Эфенди Алкадари писал, что «при женитьбе сыновей тратят все средства, делают большие угощения и расходы и остаются впав в долги и в бедность». Чем данная фраза не проецируется на нашу современность?», — отметил Манышев, подчеркнул, что свадьба в дагестанской культуре — событие архиважное.

© РИА Новости. Валерий Мельников

Свадебный обряд в дагестанском поселке Кубачи

Существующие сегодня крайности, которые выражаются во всякого рода «безалкогольных» свадьбах совсем не свойственное для Дагестана действо, подчеркивает собеседник.

«Все авторы XIX века в унисон пишут об обильном употреблении спиртного во время свадьбы, о гулянках на широкую ногу с музыкантами и задорными танцами. Причем, эта традиция свадебного веселья настолько своими корнями уходит в глубь столетий, что даже во время установления шариата в период имамата Шамиля ее не удалось пресечь», — отмечает историк.

Говоря об исторических особенностях, собеседник отметил, что например, у лезгинов (один из наиболее многочисленных народов в Дагестане, доля около 13%) распространены были обменные браки, то есть девушка бралась в замужество с обязательством выдать взамен ее другую девушку.

«Это объяснялось соображениями экономического порядка — стороны старались сократить расходы на свадебные подарки и застолье», — пояснил собеседник агентства.

Он добавил, что у даргинцев (доля около 17%) кульминацией свадьбы был перевод невесты из отцовского дома в дом жениха.

«Невесту везли в дом жениха поздно вечером или ночью, до этого туда же отправлялось ее приданое: ковры, паласы, медные тазы, сундук, постельные принадлежности, водоносные кувшины. При этом невесте на протяжении пути запрещалось оглядываться назад, чтобы не вернулась в отчий дом», — уточнил собеседник.

Манышев рассказывает, что у аварцев (наиболее многочисленный народ в Дагестане, доля около 30%) после выбора подходящей кандидатуры в невесты, семья жениха посылала в ее дом сватов. Если предложение было принято, то семья жениха посылала в дом девушки пироги, причем это фиксировалось обычным правом.

«Если же девушка выходила замуж за другого, то это считалось большим позором для обрученного, и он должен был обрезать девушке косы, снять ее головной платок или же убить того, кто на ней женился», — отмечает собеседник.

Стрельба как повод задуматься

Манышев отмечает, что у кумыков (доля около 15%) муж стрелял в окно из ружья или пистолета, оповещая тем самым «публику» о том, что его постигло разочарование и супруга не была целомудренной до свадьбы. «Поэтому у меня лично вызывает недоумение пальба на свадьбе, так как это можно трактовать двусмысленно», — подчеркивает историк.

В то же время заместитель директора института истории, археологи и этнографии дагестанского научного центра РАН, зам по научной работе, кандидат исторических наук Магомед- Расул Ибрагимов считает, что стрельба — это традиционный элемент, который был характерен не только для свадеб в Дагестане, а всего Северного Кавказа и Закавказья.

«Она имела магический смысл и прежде всего, это было действие для того, чтобы оградить молодых от плохих джинов, нечистых сил, шайтанов, которые могли повредить молодой семье, ну и, в частности, навредить жениху, как бы препятствовать созданию семьи», — сказал Ибрагимов РИА Новости.

Однако он отметил, что стрельба на свадьбе в Москве является искаженным вариантом принятых раньше обычаев.

«Раньше стрельба непосредственно была перед входом невесты в дом жениха, и далее продолжалась во дворе самого жениха. Это делалось, чтобы продемонстрировать охранные магические мероприятия, с другой стороны, — радость», — пояснил собеседник.

© РИА Новости. Владимир Вяткин

Невеста перезжает в дом жениха. Свадьба в селении Верхний Джалган Республики Дагестан.

В свою очередь, старший научный сотрудник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Майсарат Мусаева отметила, что стрельба хоть и являлась для Дагестана обычным явлением, но «нельзя все традиции переносить на современную почву».

«У аварцев стреляли, когда невесту везли, шла процессия на лошадях и вестник должен был сообщить о том, что невеста едет или приехала, он стрелял, чтобы оповестить всех, что невеста прибыла по месту назначения», — рассказала Мусаева.

Она отметила еще несколько отличий в свадебных обычаях. «У каждого села есть свои нюансы, у лезгин, я знаю, вешали на зеркало простыню, у народов западного Дагестана после сватовства допускались достаточно близкие взаимоотношения, даже до свадьбы, то есть жених мог прийти к ней в гости и это никого не смущало», — уточнила собеседница агентства.

В свою очередь, исполнительный редактор дагестанского журнала «Свадебная легенда» Наида Устарова пояснила, что сегодня стрельба на свадьбах является просто данью моде и не имеет отношения к традициям. «Стреляют, чтобы привлечь внимание к торжеству и похвастаться», — отметила Устарова.

Она отвергла мнение о том, что стрелять на свадьбе могут для того, чтобы сообщить о том, что невеста не девственница.

«Если невеста не девственница, то развод происходит через два месяца, ее отдают обратно, и если они разводятся через два месяца, то все уже понимают, почему, и это считается большим позором», — пояснила Устарова.

Табасаранская свадьба — традиции и обряды в Дагестане

Жители равнинного Дагестана ревностно хранят традиции своей культуры, оберегая впитанные с молоком матерей семейные ценности и заведенные еще пращурами порядки. Тесный сплав веры, уважения к старшим и пришедших из глубины веков обычаев создал самобытный уклад жизни этого народа. Табасаранская свадьба была и остается основополагающим, самым радостным событием, влияющим на жизнь новобрачных, их родственников, друзей и соседей.

Традиции и верования табасаранцев

Согласно убеждениям табасаранцев, создание семьи – естественный и необходимый этап в жизни каждого человека. Женщины и мужчины, по каким-либо причинам не вступившие в брачные отношения и, соответственно, не имеющие детей, отторгались обществом. Подходящим возрастом для начала семейной жизни считался период 15-17 лет. Случаи похищения девушек, обычные для горских народов, были крайне редки – родня украденной девы начинала жестокую кровавую месть.

Обычно женились по сговору между семьями, когда детей сватали еще в колыбели. Были «обменные» браки. В зажиточных родах решения принимали главы семей, при этом, жених и невеста могли вовсе не знать друг друга. Тщательно проверялись состояние и репутация будущих супругов. Социально неравные браки были крайне редки. У простых табасаранцев возможностей было больше: парни могли познакомиться с девицами на общих работах, гуляниях или просто на улице. Очень часто такая встреча и недолгое общение приводили к сватовству и последующей свадьбе.

встреча гостей

встреча гостей

Сговор и помолвка

К выбору будущей супруги семья жениха подходила со всей ответственностью. Обычно по достижению молодым человеком брачного возраста или незадолго до того, вся семья начинала искать подходящую по всем параметрам девушку – если не было ранней помолвки или она была расторгнута по веским причинам. Самого парня редко спрашивали о его пожеланиях, считалось, что послушный сын должен довериться мудрости старших в роду.

В будущих невестах весьма ценилась внешняя привлекательность, отсутствие ярко выраженных заболеваний. Скромность и трудолюбие, бережливость и добрый характер также считались ценными качествами. Невеста должна была иметь безупречную репутацию, а ее семья – занимать примерно равные позиции в обществе. Даже если парень сам находил себе невесту, и информировал об этом родных, кандидатка проверялась со всем тщанием. И лишь потом предпринимались следующие шаги.

Девушки в своей судьбе участия практически не принимали – таковы были законы табасаранцев. Они должны были исполнять волю старших родичей. Считалось, что те лучше знают, где ее ждет счастливая безбедная жизнь.

Когда выбранная невеста была одобрена на семейном совете, в дом ее родителей засылались сваты. Обычно группа состояла из замужних женщин семьи и матери жениха. Они несли с собой подарки: сладости, деньги и помолвочное колечко. По древнему ритуалу немедленного согласия никто не ждал. Родителям девушки давалось время на раздумья и оценку личности и семьи кандидата в женихи. К тому же, быстрое согласие могло насторожить сватов: неужели с девицей что-то неладно, и ее хотя побыстрее сбыть любому желающему?

Во время сватовства мать жениха еще раз оценивала девушку внешне и по характеру. Обычно жители соседних деревень друг о друге были наслышаны, так что беглого взгляда было достаточно. Все дети подходящего возраста росли на глазах общества, половина приходилась друг другу ближними и дальними родственниками.

Когда согласие со стороны представителей девицы все же было получено, начинались переговоры. Семьи обсуждали размер калыма и приданого, назначали день торжеств. Размеры выкупа могли быть самыми разными, по согласию, и зависели целиком от благосостояния семей. Зажиточные, разумеется, давали за своими детьми более ценные выкупы. Считалось позором проявлять скупость в этом вопросе.

танец джигита

танец джигита

Подготовительный период

Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.

Калым

За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.

Приданое

В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.

Девичье прощание

Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.

горные традиции Дагестана

горные традиции Дагестана

Традиции свадебных торжеств

Свадьба традиционно гулялась три дня, назначали ее обычно на период с пятницы по воскресенье. В первый день свадьбы в доме жениха собиралась торжественная кавалькада. Все добро или скот, вошедший в калым, показательно, на виду у соседей, перевозили в дом родителей девушки – чтобы никто не мог сказать, что парень беден или не дал положенного выкупа. На воротах девичьего дома вывешивали флаги, по которым каждый табасаранец знал о проходящем торжестве.

Свадебные застолья у этого народа всегда проводились в доме невесты. «Зайти на огонек» мог кто угодно, особых приглашений никто не ждал. Гостей принимали независимо от личности, дружелюбно, угощали и привечали всех.

Из числа присутствующих выбирались распорядитель свадьбы – хан, и его помощники, которые отвечали за обильность угощения и выпивки.

Венчальный обряд-ниякх проводился в день свадьбы или накануне. По традициям этого народа, присутствия молодых не требовалось, были лишь уполномоченные представители с обеих сторон.

Интересные обычаи и приметы табасаранцев

  • При раннем младенческом сговоре отец девочки давал родителям парня нечто дорогое в качестве гаранта намерений.
  • Иногда жених не давал выкуп за невесту. Своеобразным «взаимозачетом» служила девушка из его рода, отданная за парня из семьи невесты.
  • Считалось несчастливым предзнаменованием увидеть молодоженам друг друга до свадьбы. Даже случайных встреч на улице избегали всеми способами – девица должна была быстро спрятаться, завидев будущего супруга.
  • Счастливый жених должен был подарить невесте некоторую денежную сумму.
  • Особой доблестью считалось украсть у «хана» папаху. В случае удачи распорядитель должен был заплатить выкуп.

Традиционное угощение

Обычными угощениями у табасаранцев являлась баранина и говядина в запеченном, тушеном и жареном виде, шашлыки, овечий сыр, лепешки с начинками и кисломолочные продукты. Лепили национальные пельмени, пироги с картофелем и творогом. Варили супа и разновидность местных макаронных изделий с соусами. Богат был стол на сладости из орехов, фруктов, ягод и меда.

Второй день свадьбы

По окончании первого дня пира, все гости и новобрачные расходились по своим домам. С заходом солнца на второй день жених должен был забрать свою невесту. Путь его был нелегок: встречались преграды в виде детей, которые выманивали сладости и мелкие монетки. Также он должен был заплатить за право войти во двор и ступить на порог ее дома. Расплатившись со всеми «вымогателями», жених мог забрать свою жену. Перевозили ее в сопровождении зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, тогда же забиралось и приданое.

После первой брачной ночи было принято извещать всех о невинности девушки, вывешивая на воротах окровавленную простыню. Затем молодая жена принимала поздравления и презенты от родни.

Табасаранская свадьба гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято шумно и многословно поздравлять счастливых молодоженов, желать от всего сердца лучшей жизни и любви.

Свадебные обряды народов Дагестана | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Исмаилова А. М. Свадебные обряды народов Дагестана [Текст] // История и археология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 80-83. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/61/2723/ (дата обращения: 15.01.2020).

Врезка1
Дагестан — один из самых уникальных регионов, с точки зрения этнокультурного многообразия проживающего здесь населения. Сходные естественно-географические и историко-социальные условия способствовали выработке как общенациональной культуры, у различного этнического населения Дагестана, так отличительных черт присущих тому или иному народу.

Наиболее ярко это проявилось в обрядах жизненного цикла. И одним из важных обрядов является свадебный, где можно выделить особенности национальной и локальной идентичности. Свадьба является большим праздником в дагестанском селе, которая всегда проводилась торжественно, с привлечением к участию в ней всех жителей села. Свадьба в каждом городском селении представляла собой совокупность обрядовых действий, призванных обеспечить долгую и счастливую супружескую жизнь для молодой четы, обеспечить ей многочисленное потомство, а также это большое праздничное торжество для всего населения, красочное зрелище, своего рода представление с известным сценарием, где основные действующие лица прекрасно знали свои роли. Режиссером - распорядителем всего действия, где каждый зритель был одновременно и исполнителем, являлся специально назначенный ведущий, который у разных народов Дагестана, а иногда в разных селениях одного народа, назывался по-разному: шах, тамада и т.д.

Формы заключения брака у народов Дагестана имели несколько видов. Наиболее распространенной из них у всех был брак по сговору. Оформлявшая его обрядность начиналась сватовством, во время которого стороны договаривались о размерах калыма и сроках его уплаты, по Калоеву, «калым имеет большое символическое значение в Дагестане и легко может быть опущен»[1;С131]. Одни народности Дагестана требуют уплаты женихом брачного дара, другие освобождают его от этой обязанности. К первым можно отнести аварцев и некоторые народности южного Дагестана, ко вторым — даргинцев и лакцев. Но если плата за невесту постепенно исчезала, то этого нельзя сказать о другом виде платежа, известного под названием калым. О существовании брачной уплаты нам говорят адаты южно-дагестанского общества. «Всякий мужчина, желающий жениться на девушке или вдове, должен заплатить, за нее условную уплату ее родственникам, а за не имением их опекуну» [2;С19]. Коран определяет, что выкуп должен принадлежать жене, как некая материальная гарантия на случай развода. Шариат же приписывает получение выкупа родителями невесты. Выплата калыма за невесту была таким же важным атрибутом брака, как и оформление его у муллы. «Только оформленный служителем Аллаха по всем канонам шариата мусульманский «никях», считается законным браком. Это было незыблемо у всех народов Северного Кавказа, у которых ислам был официальной религией» [3;С102]. Следует отметить, что выкуп за невесту имел место у всех дагестанских народов, но размер не был одинаковым, и величина его во многом зависела от принятых в данном конкретном обществе обычаев, от экономического благосостояния общества, материального положения, и сословной принадлежности.

Брак по сговору распадался на два вида: сговор малолетних и сговор совершеннолетних. «Весьма распространен, — писала С.Ш. Гаджиева, — обычай сговаривать детей, даже вскоре после рождения; при этом обыкновенно отец мальчика дает, в виде залога, какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние уже считаются с этого времени женихом и невестою»[2;С19]. Колыбельное обручение (реже, чем другие варианты подобного сговора) было широко известным у лезгин [5;С41]. «Зажиточные люди приготавливают своим детям женихов и невест тогда, когда те находятся еще в младенческом возрасте»[6;С17]. Все же самой распространенной формой сговора, был сговор совершеннолетних. При таком сговоре наиболее полно соблюдали традиционные церемонии; 1) сватовство и вручение невесте подарка; 2) обручение; 3) посещение дома; 4) отправка невесты в дом жениха.

Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занимались не только семья, но и более широкий круг родственников, и даже тухум в целом. При оценке личных качеств невесты в первую очередь принималось во внимание ее трудолюбие, сдержанность в проявлении эмоций, знание правил этикета. Требовалось, кроме того, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей. «Главным образом в невесте ценится ее происхождение и способность к работе по хозяйству» [8;С143].

Врезка2
У даргинцев, лакцев первый визит в дом девушки делали родители юноши. Влияние сватов было значительным. У аварцев был распространен другой обычай: для переговоров семья юноши приглашала к себе отца девушки, щедро угощала его и делала предложение. Как правило, одним посещением дело не ограничивалось. «Хорошая девушка не согласится выйти замуж, пока не износится обувь сватов»[9;С173].

Бывали случаи, когда вопрос о браке решался сразу, и мать юноши тут же надевала девушке серебряные кольца и браслет. Но так случалось очень редко. Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Следующим этапом было обручение. На этом этапе послы жениха шли в дом невесты с подарками, кое-где их сопровождали все родственники. Разумеется, у каждого народа и в каждом населенном пункте количество и ценность подарка была разной. У аварцев часто подарки жениха и приданное невесты вывешивались на веревках во дворе невесты для всеобщего обозрения и оценки.

Обязательным условием заключения брака было совершение религиозного обряда бракосочетания - «мах’ар», «магъар» (у аварцев, лакцев, даргинцев), «никах» у лезгин, «кебин» у азербайджанцев. Обряд совершался либо в доме жениха, либо в доме, куда он уходил на время свадьбы, либо у мамы. Обычно обряд происходил с участием самого жениха и отца невесты. Совершался обряд накануне или в день свадьбы. Невеста должна была получить от отца разрешение на бракосочетание — фурман, а в случае смерти отца — от другого родственника (опекуна). Девушка сама в обряде не участвовала, жених же иногда участвовал. У лакцев был распространен обычай когда «магъар» совершался перед доверенным лицом жениха и невесты. У аварцев бытовал немного другой обряд. Как отмечал Пржецлавский, у аварцев — «брачные союзы заключались или словесно при свидетелях, или же поверенным от жениха или его родителей». Вся церемония брачной сделки собравшихся родителей невесты и жениха, включала объявление о желании выдать, а последние - о согласии принять избранную женихом невесту»[10;С160]. Основные циклы обряда строго регулировались основными законами шариата, а также адаты. Одним из доказательств того, что браки заключались в Дагестане в основном по шариату, была религиозная роль отца в выдаче невесты. «Один только отец имеет право, - говорится в адатах Самурского округа, — выдать дочь замуж против ее желания, прочие же родные и опекуны не имеют этого права, так что засватанная при жизни отца девушка может после смерти его отказаться от замужества с тем женихом, с которым она была обручена».[11;С.2]. Ни молодые люди, ни тем более девушки не были свободны в своем брачном выборе. Решающее слово принадлежало их родителям, которым также приходилось считаться с многочисленными традиционными правилами заключения брака. Центральным акцентом свадебного торжества был переезд невесты из отцовского дома в дом жениха. У лакцев день перевода невесты из отцовского дома в дом жениха или в предшествующий этому вечер несколько женщин от нее шли в дом юноши и совершали обряд занавешивания угла комнаты, предназначенной для молодых. Здесь должна была находиться их брачная постель. У даргинцев, в ночь предшествовавшую переводу невесты в дом жениха в ее доме пекли огромный пирог и делали халву. У лакцев после танцев в доме невесты вечером этого дня, на которых присутствовала и невеста с подругами оставалась на всю ночь и проводила время в играх и танцах. У даргинцев и аварцев в день перевода невесты к жениху, приглашалась в его дом вся мужская родня невесты. Перед отправлением в дом жениха подруги наряжали невесту в лучшую одежду, подаренную женихом. Сам жених за невестой никогда не шел. У каждого народа, этнической группы были свои ритуалы, устоявшаяся система действий, выполнявшиеся представителями обеих сторон в определенный момент свадебного цикла. У даргинцев невесту первым встречал отец жениха, который делал с ней два-три шага в сторону входа в дом. При входе в дом жениха, невеста должна была совершить обряд угощения. У разных народов обряд проходил по-разному. У даргинцев невесту угощали медом, а равно и обсыпали ее сладостями. Этот обряд совершала мать или пожилая родственница. У лезгин при входе в дом жениха, невеста должна была раздавить правой ногой, положенную на пороге ложку с маслом. После этого невесту вводили в комнату и сажали на сундук с ее приданным. В группе описанных обрядов, связанных с приводом невесты в дом жениха, назначением которых считалось обеспечение ей счастливой жизни в новом доме, большое значение придавалось осыпание ее мукой, рисом, конфетами. К ногам невесты кидали мелкие серебряные монеты. Среди обычаев и обрядов особое место занимали те, которые были направлены якобы на обеспечение господства мужа над женой или наоборот, жены над мужем. Лачка при входе в дом жениха старалась дотронуться до притолоки над дверью. Обычно родня жениха помещала невесту в углу комнаты, за ширмой. Роль жениха в это время у разных народов была различной. У одних он вовсе не участвовал в торжестве, ожидал, пока разойдутся гости. По старинному горскому этикету, жених не имеет права быть на собственной свадьбе. Жениха загоняют подальше с глаз к соседям, а лучше на чердак, чтобы хоть оттуда увидеть собственную свадьбу. Дружки ему туда носят еду с собственного стола, разумеется, тайком, но так, чтобы свадьба заметила и оценила. У других (даргинцев), напротив участвовал. Совершенно не принимала участия в пиршестве невеста, изолированная за занавеской. На следующий день после брачной ночи свадьба шла в доме жениха. С утра к невесте собирались женщины, чтобы поесть ритуальную кашу (лакцы), а жених уходил на речку. У даргинцев подруга приносила из ее родительского дома мясные пельмени, приготовленные матерью невесты. У аварцев свадьба как таковая вообще проводилась на второй день. В этот же день происходило одаривание новобрачной родных мужа подарками. У некоторых аварцев и даргинцев, принято было на второй день приглашать родителей и других близких родственников невесты в дом жениха для угощения. Заканчивался этот день, как правило, у всех народов танцем новобрачных, причем с молодой мог танцевать любой из присутствующих на свадьбе мужчин. У даргинцев во время этого танца принято было одаривать невесту небольшой суммой денег. Чаще всего на третий день свадьбы, принято было приглашать молодых в дом ее родителей. После свадьбы происходило символическое приобщение молодой к труду и приглашение ее в дом ее родителей. Обрядами были насыщены все свадебные циклы, но действия направленные на вызывание смеха, сосредотачивались главным образом в ритуалах собственно свадьбы. Шут, ряженый на свадьбе XIX — начале XX вв. — это чисто смеховой персонаж, об обеспечении наличия которого на свадьбе ее устроители беспокоились так же, как и о том, чтобы были музыка и угощение. Следует отметить, что проявление этой смеховой культуры, у каждого народа проявлялось по-разному. Так, например в рутульской свадьбе ряженные в женской одежде изображали беременных женщин, а так же в пародийной форме имитировали выполнение разнообразных женских работ (чесание шерсти, прядение и пр.).

В аварском с. Кикуни ряженные начинали соучастие в свадебный день, предшествующий переводу невесты в дом жениха. Вечером этого дня они появлялись в доме невесты, изображая жениха и невесту, в сопровождении друзей жениха, с музыкой. Иногда под видом одного из ряженных сюда мог явиться и жених. Значительную роль играли ряженные на агульской свадьбе, где действия их относились к первым трем дням свадьбы, до водворения невесты в дом жениха, это были молодые люди из селения. Ряженные устраивали шуточную борьбу между собой. Они осыпали присутствующих толокном, мукой, осмеивали и подвергали шутливому наказанию «нарушителей порядка».

Рассмотрев весь приведенный выше материал не трудно заметить, что явно выделяются как общенациональные особенности, характерные для всех народов, так и локальная специфика отдельных этнических групп. Многообразие, большая палитра особенностей этнокультурных явлений показывает, что многие проявления и феномены культуры дагестанских народов, воспринимаемые как национально-специфические, особенные, по сути варианты местного проявления более общих моделей имеющих общедагестанский, зачастую общекавказский характер.

Литература:

  1. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов. М., 1979.

  2. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, Вып. 3. 1870.

  3. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь. 1984.

  4. Гаджиева С.III. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — начале XX века. М., 1985.

  5. Гаджиева М.И., Омаров А.О. Семья народов Дагестана в историческом развитии. Ч 1. Махачкала, 2000.

  6. Сборник сведений о кавказских горцах.

  7. Исрапилова З.А. Брак и семейно бытовые обряды аварцев Андала. Махачкала 2002.

  8. Гаджиева С.III. Указ.соч.

  9. Народы Дагестана. М., 2002.

  10. Пржецлавский П. Указ. соч.

  11. Калоев Б.А. Указ. соч.

  12. РУК. фонд. ИИАЭ ДНЦРАН Ф.5 Он. 1. С. 23.

Даргинская свадьба — ритуалы, традиции и обычаи народа

Население Дагестанской республики многонационально. Веками на небольшом участке суши, включающем побережье Каспийского моря, предгорья и величественные хребты Большого Кавказа, селились представители самых разных народов. Жили на удивление дружно, воспринимая культуру и традиции друг друга, создавая смешанные семьи. Даргинцы — одна из самых многочисленных этнических групп этой страны. Даргинская свадьба впитала в себя все богатство национальных традиций и верований, начиная от почтительного уважения к старшим и гостям, и заканчивая бережно хранимыми семейными ценностями.

Старинный уклад жизни даргинцев

Для даргинцев род, семья значили и значат очень много. Оказаться никому не нужным изгнанником было одним из самых страшных наказаний. С молоком матери даргинцы впитывали уважение к народным обычаям-адатам, и почтение к старшим. Сохранение семейных традиций было делом чести.

Прежде, чем жениться, молодой человек должен был доказать, что он достоин уважения и сумеет содержать свою семью. Обязательным было наличие собственного жилья. Родители старались сговаривать детей с рождения, чтобы составленная партия была близка по общественному положению. Если предварительного сговора не было, молодой мужчина мог сам выбрать себе девушку из тех, что свободны. Однако, выбор был ограничен: мезальянс не приветствовался, старшие родичи могли довольно жестко воспротивиться. Также, согласия могли не дать родители невесты.

сватовство на Кавказе

сватовство на Кавказе

Сговор и сватовство

Определившись с избранницей, семья молодого парня начинала готовиться к сватовству. Выбирались люди с чувством юмора, и хорошо подвешенным языком – ведь родителей невесты предстояло «уболтать». С порога, конечно же, никто серьезных речей не вел, сначала соблюдался определенный этикет, со взаимным уважением и пространными речами.

Для родственников девушки не было секретом, зачем к ним заявилась дружная компания, но – делалось все, чтобы уважить дорогих гостей. Гости нахваливали удачливого молодого охотника, а родители невесты постепенно поддавались на уговоры. При согласии, жених должен был отправить девушке дорогое украшение. Помолвка считалась заключенной, и парень с девушкой могли видеться, в присутствии родичей.

подготовка к свадьбе

подготовка к свадьбе

Подготовительный период

О порядке проведения торжеств договаривались заранее. Старшие представители обоих родов собирались и обговаривали все детали, размер приданого и выкупа за девушку, где и как будет проводиться застолье.

Свадьбы в Дагестане было принято проводить с размахом. Звали и близких, и дальних родственников, соседей и знакомых. Любой человек в этот день мог прийти и поздравить молодых, посидеть за столом. В наши дни большие свадьбы, к сожалению, постепенно уходят в прошлое. Праздновать предпочитают в ресторанах, приглашая самых близких людей.

сборы невесты

сборы невесты

Девичье прощание

Чтобы проститься с юностью, девушка устраивала для всех своих подруг и родственниц «женский день». Это был чисто девичий, женский праздник. Дамы и девицы приходили и приезжали с подарками для молодой, которые после входили в ее приданое: одеждой, постельным бельем, тканями, кухонной утварью. Сутки на женской половине гудел девичник. Пели песни, угощались, наставляли девушку, как правильно вести хозяйство, и давали мудрые советы.

жених и невеста

жених и невеста

Даргинские свадебные торжества

Гулять начинали за день до церемонии венчания. Праздновали в доме родителей девушки, к вечеру перемещаясь в дом родителей жениха.

В день, выбранный для бракосочетания, жених и его родня приходили к дому невесты с песнями и танцами, сопровождая шествие всевозможными шумовыми эффектами. Несли или везли подарки, которые предназначались родичам девушки и ей самой. Без небольшого выкупа гостей на порог не пускали.

Жених обязательно должен был принести свадебный наряд для невесты, обувь и украшения, его в ответ одаривали подарками. Девушку одевали в отдельном помещении, при этом пели прощальные песни. Далее все отправлялись в мечеть, совершать таинство бракосочетания. Затем молодые должны были посетить дома родителей, выказать им свое почтение.

Праздновали за отдельными столами — для мужской и женской половины. Вместе дозволялось только танцевать.

Свадьбы игрались несколько дней, целыми селеньями. Столы накрывали, как правило, на улице, под навесами или тканевыми шатрами.

После венчания девушка вступала под кров родителей жениха. Свекровь обязательно угощала ее медом – чтобы жизнь семейная была сладкой и благополучной. Девушка оставалась на женской половине, а гости продолжали праздник. Вечером к ней приходил супруг, совершая таинство первой брачной ночи.

Утром, когда подтверждалась невинность молодой супруги, ее наряжали в лучшие одежды. Она должна была принести воду из источника и напоить новых родичей.

Интересные обычаи даргинцев

  • При заключении помолвки родичи и друзья жениха должны были одарить невесту подарками. А вот родители невесты ни подарков, ни выкупа за невесту не принимали: показывали, что не желают отдавать кровиночку чужим людям.
  • Под кров мужа юная жена вступала с покрытой головой. Мужчины рода совершали жертвоприношение – резали барана, чтобы отогнать несчастья.
  • Чем дороже подарок для молодой жены, тем счастливее она будет в браке.
  • Количество гостей считалось напрямую связанным с будущим благополучием новой семьи.
  • Если юная невеста выходила танцевать, ее должны были осыпать золотом присутствующие мужчины. Это считалось пожеланием благополучия для супругов.

Даргинская свадьба до сих пор удивляет своим национальным колоритом и истинно восточной щедростью и гостеприимством. Несмотря на многие изменения, которые вносит современная жизнь, даргинцы считают своим долгом и честью бережно хранить традиции предков и следовать их мудрым советам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *