Что такое развитие человека: Развитие человека — Википедия – Развитие — Википедия

Содержание

Что такое духовное развитие человека?

Что такое духовное развитие человека?

Начиная с детских лет, каждый из людей, сознательно или нет, развивается. И происходит это не только с телом. Ученые не могут объяснить понятие «души человека», однако все люди, с самого раннего момента самоосознания знают, что у них есть душа.

Что подразумевает под собой понятие духовного развития? Кто-то говорит, что это развитие человека с помощью разнообразных культурных программ, которые изобилуют в театрах, на выставках искусства или концертах. Кто-то утверждает, что для духовного развития необходимо читать книги оккультного содержания, поддержать ауру с помощью йоги и медитации. Некоторые связывают это понятие с чтением священных книг и походами в храмы и места паломничества.

Психологи пришли к выводу, что духовное развитие человека – это его обучение и принятие всевозможных действий для поддержания его жизнедеятельности в позитивном и созидательном русле. Душа человека для психолога подразумевает абстрактное понятие, включающее в себя совместную работу сознания и подсознания человека. Поэтому специалисты в области психологии пришли к выводу,

Что духовное развитие включает в себя:
Самосовершенствование человека;
Поддержание в хорошем состоянии физического тела человека;
Придание мыслям и эмоциям позитивного характера;

Выполнение действий, помогающих человеку войти в гармонию с собой и окружающим миром, будь то медитация или прослушивание музыки.
На сегодняшний день проблемы духовного развития относят скорее к оккультным, чем к психологическим или даже философским.

Верить или нет?

Люди, достигшие некоторых высот в этой области, не редко передают свой опыт через книги или аудиозаписи другим людям. Почему же так много разных методик и вариантов духовного развития? На самом деле ответ на этот вопрос прост: для каждого человека существует свой путь, и другие могут не подойти. Для более простого сравнения можно использовать пример вкусового или музыкального восприятия. Ведь даже те люди, которые едят одинаково приготовленное блюдо или слушают одну и ту же понравившуюся им песню воспринимают это по-разному. Поэтому методика, которая помогла одному человеку, может не воздействовать или даже оказать обратный эффект на другого. Это зависит и от восприятия, и от состояния, и от настроя и даже от характера индивида.

Какой путь развития выбрать?

Как уже говорилось выше, пути развития выбирать стоит индивидуально. Просмотрите описание работ авторов книг данной тематики, определитесь, что ближе Вам, ознакомьтесь со всевозможными вариантами. Некоторые люди составляют свой путь духовного развития, собрав и объединив несколько методик. Есть люди, которым достаточно просто выйти на природу для обретения гармонии, а есть люди, которым необходимо общество определенных людей. Поэтому всегда стремитесь к тому, что помогает Вам прийти в «равновесие». Но даже выбранной методике не доверяйте слепо, всегда прислушивайтесь к себе и анализируйте результат.

А как же окружающий мир?

Если человеку ближе путь духовного развития, подразумевающий единение с природой, все равно этому человеку замыкаться не стоит. Достаточно просто уделять некоторое время, которое можно побыть в свое «стезе», выходить за город после работы, к примеру. Человек – социальное существо, и, так или иначе, не будет чувствовать себя хорошо в полном одиночестве. Если же окружающие люди раздражают, легче всего найти единомышленников и в свободное время уделять внимание им и своему внутреннему миру. Но не отстраняться от других!

Если в жизни все плохо и позитивные стороны найти не получается, можно в целях саморазвития организовать себе поход в дома сирот или туда, где обитают бездомные. Проблем, конечно, хватает у всех, и каждому человеку кажется, что его проблемы серьезнее, чем у других. Поэтому заставьте себя «трезво» посмотреть по сторонам и понять, что всегда есть те, кому хуже. Да, бывают и те, кому лучше, но ведь это лишний повод к чему-то стремиться!

Когда стоит начинать духовное развитие?

Лучше всего начинать его в момент осознания, что оно необходимо. Каждый человек приходит к такому выводу в свое время. Как его осуществлять – зависит от самого человека. На самом деле, люди развиваются духовно с момента своего осознания. Этому способствует и семья, и детский сад, и школа… Многое в жизни человека осуществляется не сознательно. Сознательно развиваться можно только после осознания индивидом такой необходимости.

Что может помешать в духовном развитии человеку?

Конечно, современный человек подвержен «тенденции быстротечности времени», трудно все успевать, да еще и обращать при этом внимание на свой внутренний мир. Однако, реальная помеха – это сам человек: его постоянная спешка, нежелание обращать внимание на «мелочи» или использовать все свои возможности. Каждый может найти время на себя. Просто не все тратят это время с пользой.

Подписывайтесь на мои духовные семинары — БЕСПЛАТНО

С уважением, Раиса

Что такое духовное развитие человека?

   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5

Эволюция человека — это… Что такое Эволюция человека?

Антропогенез (или антропосоциогенез) — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида

Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается множество научных дисциплин, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo. Кроме того, исследования антропогенеза распространяются на других гоминин, например, австралопитеков. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминин около 2 млн лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло

[1]. К ним, в частности, относятся эректусы и неандертальцы.

Древнейшие представители вида Homo sapiens появились в результате эволюции 250—400 тыс. лет назад. Господствующей в наши дни гипотезой происхождения людей является африканская, согласно которой наш вид появился в Африке и оттуда распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции H. erectus и H. neanderthalensis. Альтернативная гипотеза называется мультирегиональной. Согласно последней, люди, начиная, по-видимому, от H. erectus

, эволюционировали как единый вид, в котором генные потоки могли свободно циркулировать. Имеющиеся в настоящее время данные палеоантропологии не позволяют сделать окончательный выбор между этими гипотезами[2], хотя данные генетики поддерживают африканскую теорию.

Начиная с H. habilis, люди использовали каменные орудия труда все более искусно изготовленные (см. Палеолит). В последние 50 тыс. лет технология и культура изменяются быстрее, чем предшествующие эпохи.

История вопроса об антропогенезе

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

В XVIII и XIX веках

В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.

В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Чарлза Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения

».

После находки скелета неандертальца (1856 г.) и целого ряда предшествовавших подобных находок в первой половине XIX в. в науке появилось новое направление — палеоантропология. Оно дало фактический материал для постановки вопроса не только об анатомическом сходстве человека и некоторых обезьян, но и о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи. Этот вопрос был поставлен Ч.Дарвином вскоре после опубликования «Происхождения видов», хотя уже в этой книге он писал: «Будет пролит свет на происхождение человека и его историю». Впрочем, этот аспект дарвинизма был его современникам вполне очевиден.

Эволюция человека была основным предметом дебатов между Томасом Хаксли и Ричардом Оуэном. Хаксли убедительно описал сходство и различия между человеком и обезьянами в своей книге «О положении человека в природе» (1863 г.). Ч.Дарвин к этому времени также опубликовал следующую книгу «Происхождение человека», которая, несмотря на широкое распространение его идей, вновь спровоцировала всплеск бурных дискуссий. Даже сторонники самой идеи эволюции, такие как Альфред Уоллес и Чарлз Лайель не понимали, как могли умственные способности и нравственность появиться у людей в результате естественного отбора.

Со времен Линнея ученые считали, что человекообразные обезьяны — ближайшие родственники людей, поскольку анатомически они очень близки. В XIX веке предполагали, что самым близким к человеку из ныне существующих видов обезьян являются шимпанзе и что у людей и африканских обезьян был когда-то общий предок. Поэтому было бы логичнее всего искать останки этого существа в Африке. Тем не менее, первые находки, в которых заподозрили промежуточное звено между обезьяной и человеком, были сделаны Эженом Дюбуа на острове Ява. Это был питекантроп, т.е обезьяночеловек.

Сейчас практически все биологи считают, что люди не только похожи на обезьян, но и сами являются одним из видов обезьян.

В XX веке

В 1920х годах в Африке действительно были обнаружены останки существа, которое Раймонд Дарт назвал австралопитеком. Первой важной находкой был череп детеныша этого вида, обнаруженный в Южной Африке. Мозг ребенка был слишком велик для детенышей обезьян, 410 cm³, и имел округлую форму, как у современных людей. Клыки были короткими, а основание черепа характерным для прямоходящих существ. Эти признаки убедили Дарта в том, что существо было переходной формой между обезьяной и человеком.

Понадобилось около 20 лет, чтобы подтвердить открытие Дарта новыми находками костей австралопитеков. В то время преобладало мнение о том, что развитие интеллекта предшествовало переходу к прямохождению, а черты австралопитека говорили об обратном. Со второй половины XX века австралопитек считается прямым предком рода Homo, к которому принадлежит и современный человек. Вместе с Homo sapiens австралопитек входит в трибу гоминини. Тем не менее, накапливаются новые данные, которые ставят под сомнение происхождение людей от австралопитека, и этот род может, в конце концов, оказаться боковой и тупиковой ветвью в антропогенезе. Судя по недавним находкам останков сахелантропа и оррорина, австралопитекам предшествовали другие человекообразные обезьяны, которые больше них похожи на сравнительно поздних предков человека. Однако последние находки еще ждут подтверждений независимыми авторами.

Первоначально австралопитеков разделяли на грацильных и робустных. В 1930х годах последних отнесли к особому роду парантропы, в 1960х объединили в один род с австралопитеками, а сейчас прежняя классификация возвращается, хотя некоторые авторы по-прежнему считают, что это обособленная часть видов того же рода.

В СССР и постсоветской России

Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

В соответствии с современными научными представлениями, современный человек является результатом развития материи на протяжении 13,7 миллиардов лет и представляет собой наиболее сложно организованную ее разновидность из всего наблюдаемого — независимо от того, говорим мы о человеческом мозге, сознании или какой-либо форме социальной организации. Считается, что в конечном итоге инфляционный вакуум (состояние материи, предшествующее большому взрыву, где частицы обладали «виртуальным» существованием) проделал путь до современного человека (универсальный эволюционизм).

Вопросы антропогенеза, как вопросы возникновения существенных свойств человека, возникших относительно мировой эволюции сравнительно недавно, фокусируются на появлении вида Homo sapiens — современного человека, в связи с чем тесно связываются с вопросами биологической эволюции. Начиная с Дарвина она объясняется приспособлением живого к условиям изменяющейся среды при воздействии трех определяющих факторов — изменчивости (мутации), отбора (оценка средой эффективности этих мутаций) и наследственности (передача этих мутаций). Таким образом полагается, что в сответствии с этим эволюционным законодательством, под воздействием изменений окружающей среды обезьяноподобные предки современного человека приобрели характерные для него свойства. Среди свойств человека, представляющих в нем специфически человеческое, прежде всего выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.

Формирование составляющих сознание когнитивных особенностей современного человека — целеполагания, способности к абстрагированию, воображения, памяти — было определено изменениями организма предков людей. Так, это увеличение объема головного мозга — от 500 кубических сантиметров у современных крупных обезьян до 1450 у современного человека, противопоставление большого пальца руки (сделало возможным манипуляцию предметами), формирование современного вида стопы (сделало возможным прямохождение) — «гоминидная триада».

В свою очередь эти изменения были вызваны изменением внешних, прежде всего — климатических, условий. Так, определяющую роль сыграли периоды значительных похолоданий («ледниковый период») вынудив плотоядных предков современного человека, переместиться из гибнущих лесов на равнину. Здесь у них развивалось прямохождение, потребность в добывании пищи и защите от хищников провоцировала использование предметов окружающего мира.

Вопрос ключевого преобразования, непосредственно сделавшего из животного человека, рассматривается различными исследователями по разному — в зависимости и от определения ими этой границы. Так, в отечественной науке существует представление, что ключевым фактором в этом процессе стала деятельность по производству орудий труда как основание для выделения человеком объективных свойств предметов:

«Сознание возникает как отражение прежде всего тех объективных свойств природных предметов, которые выявляются в процессе производства орудий труда. В этом процессе необходимо взаимодействие между собой двух (по крайней мере) природных предметов (камней, палок, костей). Результат их взаимодействия (то есть орудие труда) определяется объективными свойствами таких природных предметов. Ставя во взаимодействие между собой два природных предмета, человек получает возможность выделять их объективные свойства (удар одним камнем по другому дает совсем иной результат, чем удар камнем по дереву: так проявляется объективное свойство твердости). Взаимодействие двух материальных предметов между собой позволяет выделять их объективные свойства, то есть свойства, не зависящие от того, кто ставит во взаимодействие эти предметы. … Без учета объективных свойств материальных предметов систематическое производетво орудий труда просто невозможно. Другими словами, производя орудия труда, субъект получает возможность выявлять не только преимущественно ситуативные, относительные связи между организмом и средой (что свойственно психике животных), но и объективные связи между предметами, вещами самой природной среды.» (Найдыш В. М.)

Советско-российский философ Юрий Бородай связывает развитие предков людей с развитием их воображения. Согласно его оригинальной концепции, претендование и проявление желания относительно занятой самки в среде уже вооруженных примитивным оружием предков человека несло опасность для жизни. Поэтому удовлетворять эти потребности приходилось в воображении, активно тем самым его развивая.

Эволюция приматов до человека

Изменения средней температуры Земли за последние 500 млн лет

Эволюционная история приматов может быть прослежена примерно на 85 млн лет назад. Это одна из старейших групп современных плацентарных млекопитающих. Самые древние приматы жили когда-то в Северной Америке, но они были также широко распространены в Евразии и Африке в условиях теплого климата палеоцена и эоцена.

После глобального похолодания, когда около 30 млн лет назад, в раннем олигоцене, Антарктида начала покрываться льдом, приматы вымерли повсеместно кроме Африки и юга Азии. Одним из выживших был нотарктус, ископаемая обезьяна, еще жившая на территории современной Германии около 16,5 млн лет назад, на 1,5 млн лет раньше, чем подобные виды появились в Африке. Возможно, первые человекообразные обезьяны также появились не в Африке, а в Евразии. С другой стороны, высказываются предположения, что предки гоминид мигрировали в Евразию из Африки около 17 млн лет назад, когда эти континенты некоторое время были соединены, прежде чем вновь разделились при расширении Средиземного моря. В начале миоцена климат снова стал теплым, и они могли процветать в Евразии, после чего ареал обитания одного из них, дриопитека, распространился из Европы или западной части Азии в Африку[3].

Уцелевшая после климатических изменений тропическая популяция обезьян, хорошо представленная в слоях верхнего эоцена и нижнего олигоцена Файюмского оазиса в Египте, дала начало всем ныне существующим приматам — лемурам Мадагаскара, лори Юго-Восточной Азии, африканским галаго и человекообразным, широконосым обезьянам Нового Света и узконосым Старого.

В раннем миоцене примитивные узконосые обезьяны Восточной Африки пережили длительный период видообразования. Среди выделяемых ныне видов и родов обезьян этой эпохи известны, в частности, проконсул, афропитек, дендропитек, все из Восточной Африки, а также ореопитек, который обитал в Италии около 9 млн лет назад. При сравнении ДНК современных обезьян было показано, что гиббоны отделились от общего ствола гоминид 12 — 18 млн лет назад, а орангутаны — около 12 млн лет назад. За исключением дендропитека останки ископаемых гиббонов науке неизвестны, и их происхождение остается неясным. Ископаемым прото-орангутаном считается рамапитек, обитавший в Индии около 10 млн лет назад.

Предполагается, что видами, близкими к общему предку горилл, шимпанзе и людей, были накалипитек из Кении и уранопитек с Балканского полуострова. По данным молекулярной биологии, около 4 — 8 млн лет назад сначала гориллы, а потом и шимпанзе отделились от предков людей. ДНК шимпанзе на 98,4 % идентична человеческой. Из-за влажного климата тропических лесов, в кислых почвах которого кости плохо сохраняются, а также отчасти из-за невнимания исследователей, сосредоточенных преимущественно на поиске предков человека, ископаемых горилл и шимпанзе до сих пор практически не найдено.

В середине миоцена климат снова стал холоднее и засушливее, что спровоцировало новое массовое вымирание фауны. Однако гоминины, как и многие другие виды (антилопы, гиены, собаки, свиньи, слоны, лошади) пережили климатические изменения и сумели к ним адаптироваться. Их дальнейшая эволюция привела к образованию множества новых видов, из которых самыми древними сейчас считаются Sahelanthropus tchadensis (7 млн лет назад) и Orrorin tugenensis (6 млн лет назад). За ними, в частности, последовали:

Ardipithecus (5.5-4.4 млн лет назад), с видами Ar. kadabba и Ar. ramidus;
Australopithecus (4-2 млн лет назад), с видами Au. anamensis, Au. afarensis, Au. africanus, Au. bahrelghazali и Au. garhi;
Paranthropus (3-1.2 млн лет назад), с видами P. aethiopicus, P. boisei и P. robustus;
Homo (от 2 млн лет назад), с видами Homo habilis, Homo rudolfensis, Homo ergaster, Homo georgicus, Homo antecessor, Homo cepranensis, Homo erectus, Homo heidelbergensis, Homo rhodesiensis, Homo neanderthalensis, Homo sapiens idaltu, Homo sapiens sapiens, Homo floresiensis.

Род Homo

Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации еще Линнеем. В латинском языке оно произошло от общеиндоевропейского корня «dhghem», земля[4].

В современной таксономии Homo sapiens — единственный ныне существующий вид рода Homo, хотя продолжающиеся исследования происхождения Homo sapiens дают все новую и новую информацию о других видах Homo, давно уже вымерших. Некоторые из этих видов могли быть предками современных людей, но многие являются лишь «кузенами» и эволюционировали в сторону от нашего вида[5]. В то же время продолжаются и дискуссии о том, какие из них считать отдельными видами, а какие — лишь расами одного вида. В некоторых случаях причиной разногласий является ограниченность или полное отсутствие необходимой информации, в других — различия в подходах к классификации.

Считается, что есть две главные научные школы, по-разному объясняющие движущие силы эволюции человека. Раньше других появились представления об адаптации предков людей, обитавших на деревьях, к жизни в саванне, куда они вышли для охоты на травоядных. Теория саванны, впервые сформулированная Раймондом Дартом, не исключает, что к саванне смогли приспособиться лишь те обезьяны, которые еще в лесах приобрели необходимую для этого анатомию и поведенческие навыки[6].

Некоторые антропологи, например, Бернард Вуд, Кевин Хант и Филипп Тобиас, считают теорию саванны устаревшей. Альтернативная гипотеза допускает, что человек эволюционировал под влиянием приспособления к земноводному существованию, то есть к собиранию моллюсков и прочей пищи на мелководье, что требовало, в частности, способности плавать и нырять, отличающей человека от прочих обезьян. Эта гипотеза объясняет многие анатомические особенности современного человека, такие как прямохождение[7], отсутствие шерсти[8], развитый слой подкожного жира[9], низкое положение гортани относительно носоглотки, характерное для морских млекопитающих,[10], vernix caseosa или первородная смазка новорожденных детей, также характерная для морских млекопитающих, а не обезьян[10], крупный мозг[11], высокий нос, предотвращающий попадание воды в носоглотку и жирная кожа с обилием сальных желез, которая может служить для защиты от воды[12]. Обсуждается несколько вариантов приспособления протолюдей к жизни в водной стихии, в том числе собирательство на мелководье и развитие новых способов передвижения в воде и доставки собранной пищи на берег[7], плавание[13] и ныряние[9][14][15]. Получить палеоантропологические доказательства земноводного обитания протолюдей крайне сложно, по крайней мере, из-за повышения уровня моря по окончании ледникового периода, из-за чего бывшее мелководье оказалось теперь на глубине 100—120 м[16]. Однако археология и палеонтология позволяют исследовать рацион питания различных видов Homo и его влияние на эволюцию анатомии и поведения[17][18][19][20][21].

Появление Homo sapiens

Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens по женской линии (от «митохондриальной Евы») появились ок. 200 000 лет назад[22].

Существуют две доминирующие теориипроисхождения современной популяции человека. Теория «из Африки» предполагает, что предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира. Согласно мультирегиональной теории, современные люди являются, по крайней мере частично, потомками различных популяций гоминид. Теория «из Африки» в противовес мультирегиональной подтверждается сравнением последовательностей ДНК современных людей и в настоящий момент принимается большинством палеоантропологов.

В 2009 г. группа ученых под руковдством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале Science результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установли. что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.[23].

Ок.74 000 лет назад небольшая популяция (ок. 2 000 человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения (~20-30 лет зимы), стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет)[22] (см. Ранние миграции человека ‎).

Сравнительная таблица видов рода Homo

ВидыЭпоха(млн лет назад)Ареал обитанияСредний рост (m)Масса тела (kg)Объем головного мозга (cm³)Ископаемые останкиДата открытия/первой публикации
H. habilis2,2 — 1,6Африка1,0 — 1,533 — 55660множество1960/1964
H. erectus2 — 0,03Африка, Евразия (Ява, Китай, Кавказ)1,860850 (ранние подвиды) — 1100 (поздние подвиды)множество1891/1892
H. rudolfensis1,9Кения1 череп1972/1986
H. georgicus1,8Грузия600несколько1999/2002
H. ergaster1,9 — 1,4Южная и Восточная Африка1,9700—850множество1975
H. antecessor1,2 — 0,8Испания1,759010002 стоянки1997
H. cepranensis0,9 — 0,8?Италия10001 черепная крышка1994/2003
H. heidelbergensis0,6 — 0,25Европа, Африка, Китай1,8601100—1400множество1908
H. neanderthalensis0,35 — 0,03Европа, Западная Азия1,655 — 70 (коренастые)1200—1700множество(1829)/1864
H. rhodesiensis0,3 — 0,12Замбия1300очень мало1921
H. sapiens sapiens0,2 —  до наст. вр.повсеместно1,4 — 1,950 — 1001000—1850ныне живущий—/1758
H. sapiens idaltu0,16 — 0,15Эфиопия14503 черепа1997/2003
H. floresiensis0,10 — 0,012Индонезия1254007 особей2003/2004

Таблица

Примечания

  1. Mark Collard, Bernard Wood; How reliable are human phylogenetic hypotheses? quote: .. existing phylogenetic hypotheses about human evolution are unlikely to be reliable http://www.pnas.org/content/97/9/5003.abstract
  2. Richard Leakey The Origin of Humankind. — New York, NY: Basic Books, 1994. — С. 87–89. — ISBN 0465053130
  3. Kordos L, Begun DR (2001). «Primates from Rudabánya: allocation of specimens to individuals, sex and age categories». J. Hum. Evol. 40 (1): 17–39. DOI:10.1006/jhev.2000.0437. PMID 11139358.
  4. «dhghem», The American Heritage Dictionary of the English Language (4th ed.), Houghton Mifflin Company, 2000, <http://www.bartelby.org/61/roots/IE104.html> 
  5. Strait DS, Grine FE, Moniz MA (1997). «A reappraisal of early hominid phylogeny». J. Hum. Evol. 32 (1): 17–82. DOI:10.1006/jhev.1996.0097. PMID 9034954.
  6. Roger Lewin Richard Leakey Origins Reconsidered. — Little, Brown & Co, 1992. — ISBN 0 349 10345 3
  7. 1 2 Niemitz, C (2002). «A Theory on the Evolution of the Habitual Orthograde Human Bipedalism — The «Amphibisce Generalistheorie»». Anthropologischer Anzeiger 60: 3–66.
  8. Elaine Morgan The Aquatic Ape. — Stein & Day Pub, 1982. — ISBN 0-285-62509-8
  9. 1 2 Hardy, A. (1960). «Was man more aquatic in the past». New Scientist 7: 642–645.
  10. 1 2 Elaine Morgan The Aquatic Ape Hypothesis. — Souvenir Press, 1997. — ISBN 0-285-63518-2
  11. Crawford, M et al (2000). «Evidence for the unique function of docosahexanoic acid (DHA) during the evolution of the modern hominid brain». Lipids 34: S39–S47.
  12. Kingdon, Jonathan. (2003) Lowly Origin Princeton University Press, 242
  13. John Patrick Human Respiratory Adaptations for Swimming and Diving. — Souvenir Press, 1991. — ISBN 0-285-63033 4
  14. Scars of Evolution— Presented by Sir David Attenborough, a two part BBC radio 4 series examining the ‘aquatic ape hypothesis’
  15. Desmond Morris The Naked Ape. — April 1999 edition. — 1983. — ISBN 0385334303
  16. Verhaegen M & Munro S (2002). «The continental shelf hypothesis». Nutrition & Health 16: 25–28.
  17. Evolution of the Human Diet: The Known, the Unknown, and the Unknowable. — US: Oxford University Press, 2006. — ISBN 0195183460
  18. Human Diet: Its Origin and Evolution. — Westport, CT: Bergin & Garvey, 2002. — ISBN 0897897366
  19. Barry Bogin The evolution of human nutrition // The Anthropology of Medicine: From Culture to Method / Romanucci-Ross, Lola; Moerman, Daniel E.; & Tancredi, Laurence R.. — 3. — South Hadley, Mass.: Bergen and Garvey, 1997. — С. 96–142. — ISBN 0897895169
  20. Barnicot NA (2005, April/June). «Human nutrition: evolutionary perspectives». Integr Physiol Behav Sci 40 (2): 114–17. DOI:10.1007/BF02734246. PMID 17393680.
  21. Leonard WR, Snodgrass JJ, Robertson ML (2007). «Effects of brain evolution on human nutrition and metabolism» (PDF). Annu Rev Nutr. 27: 311–27. DOI:10.1146/annurev.nutr.27.061406.093659. PMID 17439362. Проверено 2008-12-29.(недоступная ссылка)
  22. 1 2 Cavalli-Sforza L. L., Feldman M. W. The application of molecular genetic approaches to the study of human evolution. Nature genetics, 2003, v. 33, p. 266—275
  23. Африканское кроворазделение

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Физическое развитие человека — это… Что такое Физическое развитие человека?


Физическое развитие человека
мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект. Это свойство определяется особенностями строения тела (ряд антропометрических признаков, в т.ч.: длина тела, вес тела, обхват груди и др.) и функциональными показателями (тип нервной системы, особенности метаболизма, гормональный статус и др.).

Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь. 2013.

  • Физический тип
  • Физическое строение

Смотреть что такое «Физическое развитие человека» в других словарях:

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАСЕЛЕНИЯ — является важным показателем сан. состояния человеческих коллективов. С характеристикой физ. развития связан ряд областей врачебной деятельности: освидетельствование призываемых на военную службу и повторное обследование воинских контингентов;… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Физическое развитие — Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание. Физическое развитие  динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и …   Википедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Физическое развитие —         процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… …   Большая советская энциклопедия

  • Физическое развитие — Комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной). Является одним из показателей уровня здоровья индивида. Ф. р. рассматривается как процесс… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Физическое воспитание — – система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека – внутренних органов, двигательной и костно… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Развитие (философ.) — Развитие (филос.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Под развитием обычно понимают: увеличение сложности системы;… …   Википедия

  • Развитие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Развитие  процесс, направлен …   Википедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО — (от греч. physis природа) обусловленный исторически конкретным об вом оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, направленных на достижение социально значимых целей; одна из важнейших характеристик гармонического… …   Эстетика: Словарь


Психическое развитие человека — это… Что такое Психическое развитие человека?


Психическое развитие человека
Процесс расширения психических возможностей человека в онтогенезе. Биологическими предпосылками П. р. ч. являются процессы созревания, сопровождающиеся определенной последовательностью возрастных изменений в ЦНС и в других системах организма, определяющих возникновение и реализацию психических функций. Характеризуется неравномерностью и поэтапностью (см. Критические возрастные периоды). Особое значение в становлении П. р. ч. имеют ранние возрастные периоды.

Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. 2012.

  • Психическое здоровье
  • Психоанализ

Смотреть что такое «Психическое развитие человека» в других словарях:

  • РАЗВИТИЕ — (Development; Psychogenese) психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского (инфантильного) поведения, и что «высшие» формы… …   Словарь по аналитической психологии

  • РАЗВИТИЕ Я — – становление, взаимодействие и увязывание между собой различных психических функций, составляющих внутреннюю организацию личности.    С точки зрения З. Фрейда, разнообразные функции Я способствуют адаптации человека к внешней реальности, тесно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • развитие психическое — закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие психическое: филогенез — (развитие психики в филогенезе) качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на биологической или общественно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие психики в филогенезе —      развитие психическое / филогенез (развитие психики в филогенезе) качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие психики в онтогенезе —      развитие психическое / онтогенез (развитие психики в онтогенезе) процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием на определенном этапе… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие эмоциональной сферы — Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека. Задача человека избавляться от отрицательных эмоций и получать положительные. Это стремление… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • Психическое состояние — – 1. термин, обозначающий состояние психических функций индивида на момент его исследования; 2. в психопатологии обозначается термином психический статус, при этом имеется в виду достаточно дифференцированное и обоснованное определёнными фактами… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Развитие мотивационной сферы, мотив, мотивация — Мотив (от французского mutiw) побудительная сила, причина, от латинского приводить в движение, толкать. Мотивация совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Отношение учащихся к учебной… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — становление специфически человеческих высш. психич. функций в процессе жизнедеятельности ребенка Вопрос об условиях и движущих силах P и долгое время оставался дискуссионным Его рассмотрение велось в плане теории двух факторов (наследственности и …   Российская педагогическая энциклопедия


эволюция и развитие человека — это… Что такое эволюция и развитие человека?


эволюция и развитие человека

Geology: anthropogeny

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • эволюция и конкуренция
  • эволюция клона

Смотреть что такое «эволюция и развитие человека» в других словарях:

  • Развитие (философ.) — Развитие (филос.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Под развитием обычно понимают: увеличение сложности системы;… …   Википедия

  • Эволюция человека — Антропогенез (или антропосоциогенез)  часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко эволюционного формирования …   Википедия

  • Развитие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Развитие  процесс, направлен …   Википедия

  • РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение …   Философская энциклопедия

  • ЭВОЛЮЦИЯ —         (от лат. evolutio развёртывание), в широком смысле синоним развития; процессы изменения (лреим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению… …   Философская энциклопедия

  • развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ — жизнь представляет особую форму движения материи, возникая как ее новое качество в процессе развития и являясь способом существования белковых веществ вместе с нуклеиновыми кислотами; жизнь возможна лишь при наличии воды в жидкой фазе (все живые… …   Геологическая энциклопедия

  • Эволюция человека — (Evolution, human), развитие, в ходе к рого человек стал отличаться от своих обезьяноподобных предков и обрел совр. облик. Процесс занял почти 5 млн. лет (гоминиды, австралопитеки, Человек умелый , Человек прямоходящий , Человек разумный и… …   Всемирная история

  • Эволюция кинематографа — Первый коммерческий сеанс синематографа 28 декабря 1895 года был дан первый коммерческий сеанс синематографа в подвале Гран кафе на бульваре Капуцинов в Париже. В программу киносеанса из десяти фильмов был включен первый игровой постановочный… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Эволюция (биол.) — Эволюционное учение (также эволюционизм и эволюционистика) система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих ее биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть …   Википедия

  • ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА — Фундаментальные процессы генетической изменчивости, адаптации и отбора, которые лежат в основе огромного разнообразия органической жизни, определяют также ход эволюции человека. Изучением процессов становления человека как вида, а также… …   Энциклопедия Кольера


Развитие организмов — это… Что такое Развитие организмов?


Развитие организмов
Развитие организмов,

═ 1) индивидуальное Р., или онтогенез, ≈ совокупность последовательных морфологических и физиологических изменений, претерпеваемых каждым организмом от момента его зарождения до конца жизни. Р. ≈ процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований. Количественные изменения ≈ рост ≈ представляют собой увеличение массы, размеров тела в целом, его частей или органов. Качественные изменения ≈ дифференцировка ≈ представляют собой преобразования структуры и функций организма, его частей и органов.

═ 2) Историческое Р., или филогенез, организмов и их систематических групп (типов, классов, отрядов, семейств, родов, видов) в течение всего времени существования жизни на Земле. Связь онто- и филогенеза выражается в том, что филогенез представляет собой исторический ряд прошедших естественный отбор онтогенезов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Развитие капитализма в России
  • Развитие растений

Смотреть что такое «Развитие организмов» в других словарях:

  • РАЗВИТИЕ — англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р.… …   Энциклопедия социологии

  • Развитие дрозофилы — Плодовая мушка Drosophila melanogaster была введена в качестве модельного организма в генетические эксперименты Томасом Морганом в 1909 году и до настоящего времени является одним из самых любимых модельных организмов среди исследователей,… …   Википедия

  • Развитие — I Развитие         необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует… …   Большая советская энциклопедия

  • Развитие естествознания в Западной Европе в XVI и первой половине XVII в. — В XVI и особенно в первой половине XVII в. в развитии науки наступает . В ходе упорной борьбы со схоластикой и религиозным мировоззрением вырабатываются новые, научные методы исследования явлений природы и делаются открытия, заложившие фундамент… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • развитие — Сущность культурного развития &LT;…&GT; заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является …   Словарь Л.С. Выготского

  • РАЗВИТИЕ — – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает P. от др. изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РАЗВИТИЕ — англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р.… …   Толковый словарь по социологии

  • РАЗВИТИЕ — 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) проявляющееся в совокупности последовательных морфолог., физиол., биохимич. изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историч. Р. (филогенез) Р. организмов (видов, родов,… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Исследования безопасности генетически модифицированных организмов — Исследование безопасности ГМО является важной частью программы исследовательских и технологических разработок в прикладной молекулярной биологии. В настоящее время специалистами установлено, что доступные на рынке генетически модифицированные… …   Википедия

  • Исследования безопасности генетически модифицированных продуктов и организмов — Исследование безопасности ГМО является важной частью программы исследовательских и технологических разработок в прикладной молекулярной биологии. В настоящее время среди специалистов считается общепринятым мнение о том, что генно модифицированные …   Википедия


Индивидуальное развитие — это… Что такое Индивидуальное развитие?

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

У многоклеточных растений к эмбриональному развитию относят процессы, происходящие в зародышевом мешке семенных растений.

Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Онтогенез животных

Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития. Печально знаменитая иллюстрация из работы Эрнста Геккеля, на которой различия между эмбрионами искусственно занижены, ради большего соответствия теории рекапитуляции (повторения филогенеза в онтогенезе). Следует отметить, что фальсификация данной иллюстрации не отменяет того, что зародыши обычно действительно представляются более сходными между собой, чем взрослые организмы, что было отмечено эмбриологами еще до возникновения теории эволюции.

Онтогенез делится на два периода:

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
  2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Эмбриональный период

В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Дробление

Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца. Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша, называемого бластулой (зародыш однослойный). При этом масса зародыша и его объем не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки — бластомеры. После каждого деления дробления клетки зародыша становятся все более мелкими, то-есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остается таким же, а объем цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток. Тип дробления зависит от количества желтка и его расположения в яйце. Если желтка мало и он равномерно распределен в цитоплазме (изолецитальные яйца: иглокожие, плоские черви, млекопитающие), то дробление протекает по типу полного равномерного: бластомеры одинаковы по размерам, дробится все яйцо. Если желток распределен неравномерно (телолецитальные яйца: амфибии), то дробление протекает по типу полного неравномерного: бластомеры — разной величины, те, которые содержат желток — крупнее, яйцо дробится целиком. При неполном дроблении желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком. Дробление яйца, у которого дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы, называется неполным дискоидальным (телолецитальные яйца: пресмыкающиеся, птицы). При неполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. Ядра, окруженные небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке. Когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма (центролецитальные яйца: насекомые).

Гаструляция

Один из механизмов гаструляции — инвагинация (впячивание части стенки бластулы внутрь зародыша)1 — бластула, 2 — гаструла.

Гаструляция — процесс разделения зародыша на зародышевые листки. В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Происходит активное передвижение клеточных масс (морфогенетические движения). В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой.

Первичный органогенез

Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.

В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счет процессов роста, дифференцировки и морфогенеза. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша. В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы. Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

  1. Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.
  2. Непрямое развитие, или развитие с метаморфозом — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей.

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом.

См. также

Сссылки

Гистология в таблицах и схемах..

Wikimedia Foundation. 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *