диалектика — это… Что такое диалектика?
ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… … Философская энциклопедия
ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии. Софисты … Античная философия
Диалектика — Диалектика ♦ Dialectique Искусство диалога и противоречия, искусство контроверзы. В лучшем случае диалектика также – логика видимости, в худшем – видимость логики. Наконец, в философии Гегеля или Маркса диалектика – определенный метод… … Философский словарь Спонвиля
ДИАЛЕКТИКА — (греч. dialektike, от dialektes язык, наречие). 1) у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве чего либо. 2) искусство правильного расположения, доводов в споре. 3) в старину то же, что логика. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Диалектика — (гр. dialectic) алғашқыда, ертедегі Грекияда, логикалық аргументация (дәлелдеме) әдісі. Көне грек ойшылдары диалектика деп талас жүргізу өнерін, дискуссияда жоққа шығару тәсілін, үғымдарды үнемі бағалау (саралау) әдісін түсінген. Ақиқатты қарама… … Философиялық терминдердің сөздігі
диалектика — ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА, диалектики, мн. нет, жен. (греч. dialektike). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей,… … Толковый словарь Ушакова
диалектика — по злоупотреблению искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль) См … Словарь синонимов
ДИАЛЕКТИКА
ДИАЛЕКТИКА — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в… … История Философии: Энциклопедия
Диалектика — (от греч. dialegesJai) искусство вести беседу.Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д.Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законепротиворечия, положений, выставленных представителями других… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ДИАЛЕКТИКА • Большая российская энциклопедия
ДИАЛЕ́КТИКА [греч. διαλεϰτιϰή (τέχνη) – искусство вести беседу или спор], одно из основополагающих филос. понятий, смысл которого существенно менялся на протяжении истории и в разное время означал искусство ведения беседы или спора, искусство убедительного пустословия, способ поиска истины, метод филос. познания, логич. движение понятий, филос. учение о единстве и противоречивости бытия и т. д.
Диалектика в античности
Родоначальником Д. считали Парменида («скала Парменида», Гуго Сен-Викторский), Зенона Элейского (Аристотель), Гераклита (последователи Г. В. Ф. Гегеля). Негативное значение Д. как искусства при помощи ложных доказательств и софизмов выдавать за истину мнимое приписывали софистам. Первое употребление термина «Д.» в устной форме относят к Сократу, а в письменной – к Платону.
Диалектика Сократа направлена на прояснение и определение понятий и тесно связана с иронией (притворством) и майевтикой («повивальным искусством» мысли и истины). Первая развёрнутая трактовка Д. дана Платоном, для которого Д. как «царское искусство» является умением «ставить вопросы и давать ответы» (Собр. соч. М., 1990. Т. 1. С. 182, 622). Платон противопоставил Д. как способ беседы или рассуждения, направленного на поиск объективной истины, эристике – как методу спора, имеющему дело с субъективной правотой. Д. Платона состоит как в различении, так и в обобщении: в различении всего по родам и в «природной способности охватывать взглядом единое и множественное» (Там же. М., 1993. Т. 2. С. 176). Способность к Д. тесно связана с познанием подлинного и вечно тождественного по своей природе бытия: минуя ощущения, Д. при помощи одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета вплоть до постижения сущности блага – вершине умопостигаемого.
Развиваемое Аристотелем понятие Д. весьма многозначно: Д. «прокладывает путь к началам всех учений» (Соч. М., 1978. Т. 2. С. 351), является «искусством ставить наводящие вопросы» (Там же. С. 556), трактует единое и многое, делая из многого одно (выдвижение посылок) и из одного многое (выдвижение возражений), противостоит софистике (мнимой мудрости), эристике, имеющей целью спор ради спора или мнимой победы, философии, изучающей само сущее как таковое, а не привходящие свойства вещи. Включая в себя искусство испытывания, Д. сходна с риторикой, ибо обе занимаются выводами из противоречивых посылок и имеют дело с противоположностями. В «Аналитике» Д. предстаёт учением о правдоподобном или вероятном. В отличие от доказывающих силлогизмов, исходящих из истинных положений, диалектич. силлогизмы исходят лишь из правдоподобных посылок, основанных на мнении или на том, что кажется правильным. В то же время к диалектич. доводам Аристотель относил не только силлогизмы (дедукцию), но и наведение (индукцию). В «Топике» Д. понималась Аристотелем в качестве некоей изначальной части логики – способа, «при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предполагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда сами отстаиваем какое-нибудь положение» (Там же. С. 349). Вследствие этой двусмысленности представления о Д. у Аристотеля в ср.-век. схоластике возникли споры об отношении Д. к аналитике, о том, охватывает ли Д. всю логику и как следует понимать её вероятность или правдоподобность. Во всех последующих интерпретациях Д. так или иначе просматриваются аристотелевские или платоновские черты.
Д. стоиков – учение о правильном споре при помощи рассуждений вопросно-ответного типа, «наука о том, что есть истина, что ложь, а что – ни то ни другое», «наука об обозначениях и обозначаемом» (Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 266), добродетель, необходимая всякому мудрецу. Слава в искусстве Д. таких стоиков, как Хрисипп, была такова, что многим казалось: «если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу» (Там же. С. 300). У некоторых стоиков (Марк Аврелий) Д. отождествлялась с логикой, однако чаще она всё же понимается как её часть наряду с риторикой и наукой об определениях и канонах. В этом случае Д. распадалась на область означаемого, включающую разделы о представлениях, суждениях, рассуждениях и т. п., и область звука, включающую разделы о частях речи, неправильных оборотах, софизмах и т. д.
Эпикур и его последователи отвергали Д., заменяя её каноном и называя диалектиков «вредителями». С ними полемизировал Цицерон, видевший в Д. искусство суждения в отличие от топики, или искусства нахождения.
Диалектика в средние века
Согласно Августину, Д. «учит учить; она же учит учиться: в ней обнаруживает себя разум и показывает, что он такое, чего хочет, что может. Она знает знать; она одна не только хочет, но и может делать знающими» (Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. К., 1879. Ч. 2. С. 210). Разделяя риторику и Д., Августин утверждал полезность Д. для понимания Священного Писания. Именно на Августина ссылался Абеляр в полемике против т. н. антидиалектиков (Пётр Дамиани и др.), доказывая необходимость Д. для богословия, ибо она обеспечивает истинность доводов и разоблачает лживость софистич. доказательств, позволяя тем самым опровергать «нападки еретиков».
В средние века Д. прочно входила в состав семи свободных искусств, которые делились на тривиум (грамматика, Д. и риторика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Гуго Сен-Викторский различал Д. и логику; если грамматика является искусством правильной речи, а риторика – искусством убеждения, то Д. – это искусство спора, отделяющего истину от лжи. Ибн Рушд разделял риторику, Д. и аподейктику, причём Д. соотносилась у него с аристотелевскими правдоподобными силлогизмами, а аподейктика – с доказательными. Оппозиция Д. в схоластике существовала и в более поздний период. Для П. де ла Раме и его сторонников Д. оказывалась всего лишь искусством диспута (ср.: Bütner W. Dialectica Deutsch. Das ist Disputierkunst. Eisleben, 1574).
В поздний период схоластики Д. преим. употреблялась как синоним логики. Отождествление Д. и логики сохраняется вплоть до 18 в.
Диалектика в Новое время
была подвергнута массивной критике параллельно с критикой традиц. формальной логики и аристотелизма. Ф. Бэкон, понимая под Д. аристотелевскую логику как некий вид «атлетики», утверждал, что она «содействовала скорее укоренению и как бы закреплению ошибок, чем расчистке пути для истины» (Соч. М., 1977. Т. 1. С. 64): её порок состоит в пренебрежении опытом и в том, что она не ведёт к открытию истины. Свои надежды Бэкон связывал с развитием индукции, однако и остававшийся на позициях дедукции Р. Декарт тем не менее продолжил критику «уз диалектики», поскольку «истина часто ускользает из этих уз, а те, кто ими пользуется, сами оказываются запутанными в них» (Соч. М., 1989. Т. 1. С. 110–111). Д. нуждается для своих умозаключений в посылках, которые она сама не может доставить, так что на смену Д. как школьной логике должна прийти новая логика, которая «учит надлежащему управлению разумом для приобретения познания ещё не известных нам истин» (Там же. С. 308–309).
Постепенно возникает двухчастное деление логики на аналитику, обладающую доказат. силой, и на Д., имеющую дело с вероятным (Schmidt J. A. Logica positiva sive dialectica et analytica. Jena, 1687; Darjes J. G. Introductio in artem inveniendi seu logicam theoretico-practicam, qua analytica atque dialectica. Jena, 1742). Под влиянием этой традиции новая интерпретация Д. была дана И. Кантом. Кант выдвинул идею новой науки – трансцендентальной логики, которая в отличие от традиц. формальной логики определяет происхождение, объём и объективную значимость неэмпирических, или априорных, знаний. Трансцендентальная логика распадается на аналитику – «логику истины» и Д. – «логику видимости» (Критика чистого разума. М., 1994. С. 120). При этом Кант порывает с аристотелевской традицией понимания Д. как «учения о вероятности». Хотя трансцендентальная Д. способна вскрыть видимость трансцендентных, т. е. выходящих за границы опыта, суждений, однако она не способна полностью искоренить её, ибо подобная видимость оказывается неизбежной и естественной для человека иллюзией. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие Д. оказало кантовское учение об антиномиях, т. е. противоречиях законов чистого разума. Формулируя о мире четыре пары противоречащих друг другу тезисов и антитезисов, Кант с равным успехом доказывал как первые, так и вторые. Выход из создавшегося положения он усматривал в том, что, поскольку мир является трансцендентальной идеей, а не вещью самой по себе, то в первых двух антиномичных парах одновременно ложны как тезис, так и антитезис, тогда как в двух последних и тезис, и антитезис могут быть одновременно истинными соответственно для вещей самих по себе или для явлений. Наряду с учением об антиномиях и идеей трансцендентальной логики, которую некоторые интерпретаторы неоправданно считали неким прообразом диалектич. логики, большой резонанс для дальнейшего развития Д. имело также кантовское учение о трёхсоставности каждой из его четырёх групп (классов) категорий, причём «третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса» (Там же. С. 89) при помощи особого акта рассудка.
Хотя И. Г. Фихте практически не пользовался термином «Д.», называя свой метод «синтетическим», тем не менее этот метод его наукоучения, при котором противоречие, возникающее в основоположении, разрешается в новом основоположении, в дальнейшем получил название антитетической Д. Для Фихте антитетич. приём в сравниваемых предметах ищет признак, в котором они противополагаются друг другу, а синтетич. приём – признак, в котором они равны друг другу. Образец натурфилософской Д. усматривался и в учении Ф. В. Шеллинга о полярности природы.
Если для Аристотеля Д. выступала как наука о мышлении, так что противоречия, о которых он говорил, были противоречиями мышления, то Ф. Шлейермахер и Г. В. Ф. Гегель порывают с этой традицией. Шлейермахер исходит из соответствия бытия и мышления: причинная связь внешней действительности соответствует логич. связи понятий. У Гегеля, обосновывавшего совпадение структуры мышления со структурой бытия, на первый план в истолковании Д. выдвигаются противоречия самого бытия, и Д. предстаёт «вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности» (Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. С. 206). В качестве предшественников гегелевской Д. стали рассматриваться Гераклит из Эфеса, неоплатоники и др.
Д. у Гегеля «составляет природу самого мышления», ярким примером её является развёртывание понятия, движущегося от первых пустых и лишённых содержания определений к определениям всё более содержательным. В центре гегелевской Д. – триада тезис – антитезис – синтез, охватывающая три последоват. момента развёртывания «логически-реального» – «абстрактный, или рассудочный», «диалектический, или отрицательно-разумный» (имманентное «снятие» односторонних конечных определений рассудка и их «переход в свою противоположность»), и, наконец, «спекулятивный, или позитивно-разумный», в свою очередь снимающий это противопоставление и удерживающий оба предшествующих момента в их «конкретном единстве» (Там же. С. 201). Именно к Гегелю восходит противопоставление метафизики и Д. как двух филос. методов, из которых первый является механистичным, не учитывающим движения и развития.
Наряду с неприятием гегелевской Д. мн. мыслителями (А. Шопенгауэром и др.) предпринимались попытки её трансформации. Так, для Л. Фейербаха Д. состоит в диалоге: «Истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты» (Соч. М., 1995. Т. 1. С. 144). У С. Кьеркегора диалектич. переход от одной «жизненной стадии» к другой осуществлялся не мышлением, как у Гегеля, а волей, выбором, прыжком, так что Д. приобретает экзистенциальный характер. К. Маркс, поставив задачу материалистич. преобразования метода Гегеля, при этом отзывался о его Д. как о «могучей, вечно деятельной движущей силе мысли» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1970. Т. 41. С. 222). Идеи Маркса о материалистич. Д. попытался конкретизировать Ф. Энгельс, понимая Д. как «науку о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления» (Там же. М., 1961. Т. 20. С. 145). Сформулированные Энгельсом т. н. законы Д., восходящие к Гегелю, – единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания – стали существенным элементом диалектического материализма – офиц. философии сов. периода. В рамках диалектич. материализма предпринимались безрезультатные (по причине нерешённости проблемы противоречия) попытки разработать некую диалектич. логику, призванную в отличие от традиц. формальной логики учитывать не только форму, но и содержание мышления.
Развитие Д. в зап. неомарксизме связано прежде всего с франкфуртской школой. Пафос «негативной диалектики» Т. Адорно направлен на разоблачение ложного тождества всеобщего и особенного: отрицание, раскрывающее эту нетождественность, перестаёт быть моментом перехода к к.-л. синтезу. Традиция С. Кьеркегора получила продолжение в 20 в. в диалектической теологии (К. Барт, Р. Бультман и др.).
Д. была подвергнута критике К. Поппером за двусмысленность и неоправданные претензии на фундам. роль в познании, альтернативную формальной логике.
Активное использование понятия Д. в сов. период практически в любом контексте с целью оправдания тех или иных политич. решений привело к известной дискредитации самого термина, отягощённого в силу этого негативными коннотациями в современном рос. филос. языке.
Когда и где возникла диалектика. Шпаргалка: Принципы закона диалектики
В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Что такое диалектика?
✪ Диалектика на простых примерах
✪ Диалектика Гегеля и марксизм (Полная версия)
✪ (ÜberMarginal) Диалектика для самых маленьких
✪ Разведопрос: Михаил Васильевич Попов — введение в науку логики
Субтитры
История развития понятия
Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика. В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она — форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них — противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия.
Диалектика в античности
Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского , который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов , которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма , не исключая и морали .
Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики » как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Аристотель в учении о четырёх причинах — материальной, формальной, движущей и целевой — утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью.
В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего. Анализируя соотношение понятий бытия , движения и покоя , Платон говорит о несовместимости покоя с движением; поскольку же и движение, и покой существуют, то, значит, бытие совместимо и с тем, и с другим. Таким образом, имеется три рода: бытие, покой, движение.
Каждый из этих трёх родов есть иное по отношению к остальным двум родам и тождественное по отношению к самому себе. В связи с этим возникает вопрос о соотношении родов тождественного и иного с родами покоя и движения: совпадают ли они между собой или различаются?
Поскольку и покой, и движение как тождественные каждый себе причастны тождественному , и при этом они различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с тождественным . Поскольку и покой, и движение как иные по отношению к другим родам причастны иному и при этом различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с иным . Таким об
ДИАЛЕКТИКА — это… Что такое ДИАЛЕКТИКА?
ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… … Философская энциклопедия
ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии. Софисты … Античная философия
Диалектика — Диалектика ♦ Dialectique Искусство диалога и противоречия, искусство контроверзы. В лучшем случае диалектика также – логика видимости, в худшем – видимость логики. Наконец, в философии Гегеля или Маркса диалектика – определенный метод… … Философский словарь Спонвиля
ДИАЛЕКТИКА — (греч. dialektike, от dialektes язык, наречие). 1) у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве чего либо. 2) искусство правильного расположения, доводов в споре. 3) в старину то же, что логика. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Диалектика — (гр. dialectic) алғашқыда, ертедегі Грекияда, логикалық аргументация (дәлелдеме) әдісі. Көне грек ойшылдары диалектика деп талас жүргізу өнерін, дискуссияда жоққа шығару тәсілін, үғымдарды үнемі бағалау (саралау) әдісін түсінген. Ақиқатты қарама… … Философиялық терминдердің сөздігі
диалектика — ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА, диалектики, мн. нет, жен. (греч. dialektike). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей,… … Толковый словарь Ушакова
диалектика — по злоупотреблению искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль) См … Словарь синонимов
ДИАЛЕКТИКА — [от греческого dialektike (techne) искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о… … Современная энциклопедия
ДИАЛЕКТИКА — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в… … История Философии: Энциклопедия
Диалектика — (от греч. dialegesJai) искусство вести беседу.Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д.Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законепротиворечия, положений, выставленных представителями других… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
31. Исторические формы диалектики
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
1) Аристотель: трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля дедуктивно-аксиоматическому размышлению, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.
Гераклит (наиболее яркий представитель): учения о мире — представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь — это огонь. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения — борьба противоположностей. Диалектика – источник развития. А развитие – это взаимоотношение противоположных сфер.
Платон: бытие заключает в себе противоречие – оно едино и множественно, вечно и приходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство – искусство диалектики.
Эпоха Возрождения: идеи совпадения противоположности – Ник. Кузанский и Дж. Бруно; концепции конечного и бесконечного, единого и многого.
2) Действительность – не только предмет познания, но и предмет деятельности.
Кант: ввел идею развития в познание природы. Диалектика разума – иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограничивается познанием одних явлений. Наш мир – это продукт происхождения/развития из к-л простой субстанции. Принцип развития – исходный принцип познания.
Гегель: впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития; сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Диалектика основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.
Немецкая философия – диалектика духа.
3) Западники-материалисты являлись не только философами-теоретиками, но и идеологами революционной демократии.
Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.
Белинский. Идеи необходимости прогресса, буржуазные порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриархата на Руси.
Чернышевский.. Человек — природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип
4) Маркс и Энгельс создали материальную диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развитии познания, обобщении реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.
Энгельс: д-ка – наука о наиболее общих законах движения природы и общества
Ленин: д-ка – учение о развитии, самое богатое, содержательное и всесторонне учение о развитии
Материалистическая д-ка. — метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — это… Что такое ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ?
- ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
какое-либо явление, родившееся под влиянием одной причины; в своем развитии в силу действия той же причины доходит до самоотрицания и вырождается в собственную противоположность; нпр., крепостная зависимость крестьян была вызвана экономическими причинами, и под влиянием этих же причин после 2,5 веков развития экономических отношений крепостное право было уничтожено.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
.
- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
- ДИАЛЕКТИК
Смотреть что такое «ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:
РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… … Толковый словарь Ушакова
Развитие (философ.) — Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует процессы… … Большая советская энциклопедия
Диалектическое противоречие — Диалектическое противоречие философское понятие, применяемое в диалектике Гегеля и в философии диалектического материализма. Содержание 1 Противоречие в диалектике Гегеля … Википедия
РАЗВИТИЕ — – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает P. от др. изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Развитие — I Развитие необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует… … Большая советская энциклопедия
ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ) — философская категория, выражающая в законе единства и борьбы противоположностей внутренний источник всякого самодвижения и саморазвития. Вскрывая главное в развитии его источник, противоречие выступает как «ядро» диалектики. В этом плане развитие … Тематический философский словарь
Восхождение от абстрактного к конкретному — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия
Закон единства и борьбы противоположностей — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия
Закон отрицания отрицания — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия
Диалектика — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалектика (значения). Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления,… … Википедия
§ 5. Смысл диалектики.
Выясняя смысл диалектики, мы стремимся довести ее осознание до такого уровня, на котором будет обнаружена изначальная идея, раскрывающая ее предназначение.
Характеризуя содержание диалектики, то есть разумно объясняя всеобщие механизмы развития мира, мы тем самым постигаем ее смысл как теории развития. Однако значение диалектики выходит за рамки ее теоретического содержания. Диалектика, имея явно выраженные признаки теоретичности, в сущности, является философско-мировоззренческой концепцией. Не случайно в ней объективно возник и существует «водораздел» между идеалистической и материалистической формами. Учитывая данное обстоятельство, было бы не верно определять смысл диалектики без оценки философско-мировоззренческой ее составляющей.
=====189=====
Смысл диалектики, как полагали ее создатели, состоит не только в том, чтобы показать, что мир изменяется и есть законы данного развития, но и в том, чтобы раскрыть перспективу развития, которую они связывали с установлением гармонии мирового целого. К такому выводу приводит оценка мировоззренческой направленности ряда конкретных диалектических построений.
Так, диалектик античности Гераклит Эфесский считал, что борьба противоположных сил направлена на установление космической гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления. Например, война, которой обычно люди боятся, видя в ней силу, несущую смерть, средство, способное разрушить общество, у Гераклита выполняет прародительские, созидательные функции. «Война (Полемос) — отец всех, царь всех», — отмечал Гераклит (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М., 1989. — С.202.).
Отстаивание философом положительного значения войны происходит вследствие того, что он видел в ней не только силу, способную разрушить социум (частное), но и средство, которое, разрушая частное, созидает гармонию целого. «Та из противоположностей, которая ведет к возникновению космоса, называется войной», — писал он (там же. — С.177).
Для людей война ужасна потому, что их взгляд на войну частный. Они заботятся только о своем существовании. Но при общем рассмотрении данного явления в масштабе становления гармонии мирового целого, разглядеть которое в состоянии только Бог, война, как отмечал Гераклит, теряет свои ужасные черты. Неоплатоник Порфирий следующим образом комментировал сказанное Гераклитом: «Войны и битвы нам кажутся ужасными, а для Бога в них нет ничего ужасного: Бог все обращает на благо гармонии целого» (там же. — С.241).
Гармония целого может становиться и без участия человечества, как гармония неживого мира. Этот вывод, вытекающий из диалектических рассуждений Гераклита и не удовлетворяющий человечество, словно подтолкнул другого великого диалектика — Гегеля к созданию диалектической системы, в которой во вселенской гармонии было найдено место и Человеку. Немецкий мыслитель «спасает» народы и государства, наделяя каждого из них частицей абсолютного разума, позволяющего найти свое истинное духовное призвание и реализовать его. Эта божественная искра разума должна, по мысли Гегеля, отвести от человечества угрозу превращения себя в горючий материал для становления гармонии целого.
=====190=====
Итак, смысл диалектики Гегеля иной, нежели у Гераклита, в том плане, что немецкий философ все же полагает, пока народы и государства будут воплощать в жизнь свое божественное духовное назначение, у человечества будет сохраняться общая со всем остальным миром божественно-разумная основа развития. До этих пор будет сохраняться возможность деятельного участия людей в гармонизации целого. По сути, Гегель призывает людей к ответственности за свое будущее, к тому, чтобы, осуществляя любые общественные изменения, народы не отступали от своего духовного назначения.
Однако как же быть в ситуации, когда каждый народ прав в отстаивании своего божественного призвания и между государствами возникает ожесточенная борьба за признание абсолютной истинности именно своего пути, своих ценностей? Выход для Гегеля один — пойти по пути Гераклита и придать войне особые общественно значимые функции. Раскрывая их содержание, Гегель писал: “Война должна установить не истинность права той или другой стороны, — ибо истинны права обеих сторон, — а прийти к решению по поводу того, какое право должно уступить в этом столкновении другому. И решить это должна война именно потому, что оба столкнувшиеся права в равной степени истинны, а нарушить это равенство, создать возможность соглашения путем уступки одного права другому может, следовательно, нечто третье, т.е. война» (Гегель Г.В.Ф. Конституция Германии // Полит. произв. — М., 1978. – С.139-140).
Если довести до логического и смыслового завершения данное гегелевское рассуждение, то получается, что в процессе общественного развития идеальным (то есть наиболее полно реализующим божественный замысел) будет то государство и тот народ, которые сумеют лучше других подготовиться к череде грядущих войн. Так, через социальные катаклизмы, возникающие вследствие равномерной просветленности государств божественным разумом, человечество идет к созданию идеального абсолютного государства, символизирующего для Гегеля вершину общественного развития.
В материалистической диалектике смысловые акценты расставлены по-иному. Во-первых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в противоречивом движении человечества в направлении общественной гармонии, которая представлялась им в форме коммунизма. Во-вторых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий общественной жизни рождается общечеловеческий идеал коммунистической
=====191=====
гармонии. В-третьих, Маркс и Энгельс отказались признать превосходство любой национальной формы капиталистического государства при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма.
Итак, анализ отдельных форм диалектики показывает, что ее конкретно-исторический смысл изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в «горизонте» общего замысла диалектики — раскрытия перспектив развития мира. Для реализации этого замысла диалектически мыслящими философами сделано немало. Однако диалектическому осмыслению подлежит еще большое количество проблем мирового развития. В этом плане можно полагать, что диалектика как философская теория развития мира будет совершенствоваться и не потеряет своего значения в духовной и практической жизни человечества в XXI веке.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
Диалектико-материалистический метод познания. – М., 1990.
Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. — М., 1999.
Закон единства и борьбы противоположностей. Под ред. Парнюк М.А. – К, 1991.
История античной диалектики. – М., 1972.
История диалектики XIV-XVII вв. – М., 1974.
Концепции самоорганизации: становление нового образа мышления. — М., 1994.
Самоорганизация в природе и обществе. — СПб, 1994.
Современные зарубежные концепции диалектики. – М., 1987.
Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и наука. — Минск, 1981.
Материалистическая диалектика. В 5 т. — Т. 1.- М., 1981.
Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. — М., 1985.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.20.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.20.
Шептулин А.П. Категории диалектики. — М., 1971.
=====192=====