Что нужно человеку для жизни – Все что необходимо для жизни дается. Что нужно человеку для жизни. Маленькие вещи складываются в большие

Содержание

Что нужно человеку для жизни

Существуют два противоположных мнения: одни считают, что человеку для жизни нужно очень много всего, другие, наоборот, утверждают, что человек способен обойтись малым. Расскажем об основных вещах, которые необходимы каждому из нас.

Что необходимо для жизни

К основным вещам относят следующие:

  1. Продукты питания и вода. Эта потребность считается основной, поскольку без пищи и воды человек погибнет всего за несколько дней.
  2. Воздух. Без этой важной составляющей человеческой жизни последняя также невозможна.
  3. Тепло и солнечный свет. Конечно, без солнечного света какое-то время человек проживет, но в холоде организм способен продержаться не более нескольких часов.
  4. Безопасность. Любому представителю человеческого рода важно ощущать себя в безопасности. Большинство людей не придают значение важности этого фактора, поскольку просто не замечают его.
  5. Душевное состояние. Специалисты утверждают, что любому человеку крайне важно регулярно испытывать положительные эмоции и радость от жизни.

Перечисленные потребности относятся к физиологическим, то есть, необходимы для выживания организма.

Дополнительные потребности

Важность каждой из перечисленных ниже потребностей индивидуальна для каждого.

Во-первых, людям нужна семья, дружба, а также социальные контакты. Человек, который ни с кем не общается, становится замкнутым, отчужденным, у него могут развиться психологические проблемы. Как признают психологи, общение должно быть обязательно живым, то есть, переписка в соцсети и разговоры по телефону нельзя считать нормальными социальными связями.

Во-вторых, человеку необходима работа, образование, успехи в карьере. Все это можно объединить одним словом: самореализация. Любому из нас крайне важно понимать, что он живет не зря, а приносит определенную пользу этому миру или обществу.

В-третьих, житель социума не может обойтись без определенных благ. К ним можно отнести дом, одежду, необходимые вещи и прочее.

Конечно, существуют десятки других потребностей. Одни не могут жить без спорта, другие — без путешествий, а третьи — без любимой дачи, например.

 

 

Все что необходимо для жизни дается. Что нужно человеку для жизни. Маленькие вещи складываются в большие

Подумалось: вот сегодня суббота. Где народ с утра? «Я вам не скажу за всю Одессу», но знаю, что суббота — время магазинное… «Ашан» и прочие торговые центры, ужас нашей жизни. И не думаю никого обижать. Естественно, сама делаю покупки в «Ашане», когда нахожусь в Москве. Но всегда, с облегчением подходя к кассе, думаю, что побывала в стране кошмаров. Огромные телеги, полные всякой всячины, многое взято по тому лишь случаю, что сегодня это на рубль дешевле…

Неужели все это можно съесть, слопать, сожрать, поглотить за неделю? Или у всех семьи из двадцати человек? Или все эти субботние толпы готовятся к свадьбе? Или…Одно из первых моих американских впечатлений почти пятнадцатилетней давности: гигантские телеги в супермаркете, которые толкают огромные люди, люди-слоны в крайней степени ожирения. Не старые, но погребенные под собственными жирами. Жуткое впечатление как символ общества потребления. И не хотелось радоваться и восхищаться тому, что «все есть».

Это что — главная цель и счастье жизни, ее смысл, чтобы было 20 полок с зубными щетками? 50 полок с зубной пастой. И прочее, и прочее, и прочее… Этого мы добились. Осуществили. Нам упорно навязывали и навязали смысл жизни индивида в обществе потребления. Смысл простой и понятный. Ты живешь, чтобы покупать. Ты рождаешься, чтобы тебе покупали (дальше следует перечень…). Ты растешь и перечень вещей растет вместе с тобой… Ты учишься — чудесно, перечень прибавляется. И вот ты уже почти сформировался. Тебе нужно и поесть, и одеться (не хуже других), и машина (определенной марки), и комп, и мобильник, и…. Как хорошо, что ты есть! Ведь столько торговых центров и корпораций нуждается в тебе, человек!

Ты должен угробить свою жизнь на гонку за шмотками, жратвой, престижными марками того, что там угодно сделать престижным тем, кто дергает за ниточки твоих желаний. Не нужно, чтоб ты был думающим, читающим, рассуждающим. Ты зря потратишь время, отпущенное тебе на зарабатывание денег, которые ты обязан потом потратить на товары. Потребить. В одно отверстие впустить, из другого выпустить. Наконец-то смысл жизни обозначился во всей его простоте. Человека надо воспитать так, чтоб у него сформировались потребности потреблять как можно больше!!! И заметьте: ведь со всех сторон стараются сделать из людей примитивных жвачных животных.

Я смотрю на фото моих теть, которые меня вырастили. Прекрасные лица. Умные глаза…. Они многого были лишены. Выходные проводили за чтением или прогулками по парку. Были в нашей жизни выставки, театры, картинные галереи, речные трамвайчики на Москва-реке, кино… Много чего вспоминается. Но попыталась вспомнить походы по магазинам. Так, чтоб на целый день. Чтоб кошмарить по полной. Не было этого никогда. Представляете? Не было никогда, чтоб они шли в магазин просто так. Провести время. Посмотреть… Развлечься… За хлебом я бегала и за молоком. С первого класса. Что потяжелее, приносили взрослые — между делом… Приходилось и в очередях стоять, было такое. Но это считалось ужасом и недостатком жизни. По своей воле в магазине никто день не проводил! Помню, как мне пальто зимнее купили в пятом классе. Пришли, выбрали и купили. Шли за пальто, выбрали и ушли. Точка.

Времени было жаль. Столько радостей и удовольствий вокруг! И радости эти совсем не требовали жутких вложений и закабаления. Прогулка — радость. Лекции в университете, прочитанные лучшими профессорами забесплатно — приходи, посещай… Музеи… Как легко мы дали себя загнать в рабство вещей! Поймите, я не за то, чтоб все ходили, уродливо и бесцветно одетыми. Я не за то, чтобы люди питались непонятно чем. Я против нищеты и скудности. Но я за то, чтобы люди, оглянувшись вокруг, поискали другие ориентиры. За то, что единственную нашу жизнь стоит посвятить не потреблению ради потребления, а поискам потребностей — то есть настоящего смысла человеческой жизни.

И пример из книги Ариелы Сеф «Рожденная в гетто».

Родители ее до войны жили богато: был известным врачом, маме досталось огромное наследство. Но вот в Литву пришли немцы. «Пока отец сидел в тюрьме, в квартиру ворвались немцы в сопровождении литовцев. (…) Приехали на двух грузовиках со списком. Список был у них достаточно точный. У мамы было что взять: все имущество, оставленное , — картины, серебро, бриллиантовые ожерелья, купленные на каких-то выставках в путешествиях по Европе. Все семейные ценности достались ей. (…)

Беременной маме какой-то немец или литовец приставил пистолет к животу и требовал передать все по списку.

Мама не сопротивлялась. Все было открыто, не заперто. Вот и взяли все, буквально все, включая мебель. Грузовики уехали, набитые доверху (…)

После войны мама стала совершенно безразлична к вещам. Полностью проп

Потребности человека. Чего и сколько нам нужно на самом деле

Содержание:

Реклама
Реклама

Психолог Галина Артемьева рассуждает об истинных потребностях человека — которые надо осознать и прочувствовать каждому. И о том, в чем выражается настоящая любовь к себе.

Потребности человека. Чего и сколько нам нужно на самом деле

Неужели все это так необходимо?

Подумалось: вот сегодня суббота. Где народ с утра? «Я вам не скажу за всю Одессу», но знаю, что суббота — время магазинное… «Ашан» и прочие торговые центры, ужас нашей жизни. И не думаю никого обижать. Естественно, сама делаю покупки в «Ашане», когда нахожусь в Москве. Но всегда, с облегчением подходя к кассе, думаю, что побывала в стране кошмаров. Огромные телеги, полные всякой всячины, многое взято по тому лишь случаю, что сегодня это на рубль дешевле…

Неужели все это можно съесть, слопать, сожрать, поглотить за неделю? Или у всех семьи из двадцати человек? Или все эти субботние толпы готовятся к свадьбе? Или…Одно из первых моих американских впечатлений почти пятнадцатилетней давности: гигантские телеги в супермаркете, которые толкают огромные люди, люди-слоны в крайней степени ожирения. Не старые, но погребенные под собственными жирами. Жуткое впечатление как символ общества потребления. И не хотелось радоваться и восхищаться тому, что «все есть».

Это что — главная цель и счастье жизни, ее смысл, чтобы было 20 полок с зубными щетками? 50 полок с зубной пастой. И прочее, и прочее, и прочее… Этого мы добились. Осуществили. Нам упорно навязывали и навязали смысл жизни индивида в обществе потребления. Смысл простой и понятный. Ты живешь, чтобы покупать. Ты рождаешься, чтобы тебе покупали (дальше следует перечень…). Ты растешь и перечень вещей растет вместе с тобой… Ты учишься — чудесно, перечень прибавляется. И вот ты уже почти сформировался. Тебе нужно и поесть, и одеться (не хуже других), и машина (определенной марки), и комп, и мобильник, и…. Как хорошо, что ты есть! Ведь столько торговых центров и корпораций нуждается в тебе, человек!

Ты должен угробить свою жизнь на гонку за шмотками, жратвой, престижными марками того, что там угодно сделать престижным тем, кто дергает за ниточки твоих желаний. Не нужно, чтоб ты был думающим, читающим, рассуждающим. Ты зря потратишь время, отпущенное тебе на зарабатывание денег, которые ты обязан потом потратить на товары. Потребить. В одно отверстие впустить, из другого выпустить. Наконец-то смысл жизни обозначился во всей его простоте. Человека надо воспитать так, чтоб у него сформировались потребности потреблять как можно больше!!! И заметьте: ведь со всех сторон стараются сделать из людей примитивных жвачных животных.

Я смотрю на фото моих теть, которые меня вырастили. Прекрасные лица. Умные глаза…. Они многого были лишены. Выходные проводили за чтением или прогулками по парку. Были в нашей жизни выставки, театры, картинные галереи, речные трамвайчики на Москва-реке, кино… Много чего вспоминается. Но попыталась вспомнить походы по магазинам. Так, чтоб на целый день. Чтоб кошмарить по полной. Не было этого никогда. Представляете? Не было никогда, чтоб они шли в магазин просто так. Провести время. Посмотреть… Развлечься… За хлебом я бегала и за молоком. С первого класса. Что потяжелее, приносили взрослые — между делом… Приходилось и в очередях стоять, было такое. Но это считалось ужасом и недостатком жизни. По своей воле в магазине никто день не проводил! Помню, как мне пальто зимнее купили в пятом классе. Пришли, выбрали и купили. Шли за пальто, выбрали и ушли. Точка.

Времени было жаль. Столько радостей и удовольствий вокруг! И радости эти совсем не требовали жутких вложений и закабаления. Прогулка — радость. Лекции в университете, прочитанные лучшими профессорами забесплатно — приходи, посещай… Музеи… Как легко мы дали себя загнать в рабство вещей! Поймите, я не за то, чтоб все ходили, уродливо и бесцветно одетыми. Я не за то, чтобы люди питались непонятно чем. Я против нищеты и скудности. Но я за то, чтобы люди, оглянувшись вокруг, поискали другие ориентиры. За то, что единственную нашу жизнь стоит посвятить не потреблению ради потребления, а поискам потребностей — то есть настоящего смысла человеческой жизни.

И пример из книги Ариелы Сеф «Рожденная в гетто».

Родители ее до войны жили богато: отец был известным врачом, маме досталось огромное наследство. Но вот в Литву пришли немцы. «Пока отец сидел в тюрьме, в квартиру ворвались немцы в сопровождении литовцев. (…) Приехали на двух грузовиках со списком. Список был у них достаточно точный. У мамы было что взять: все имущество, оставленное бабушкой, — картины, серебро, бриллиантовые ожерелья, купленные на каких-то выставках в путешествиях по Европе. Все семейные ценности достались ей. (…)

Беременной маме какой-то немец или литовец приставил пистолет к животу и требовал передать все по списку. Мама не сопротивлялась. Все было открыто, не заперто. Вот и взяли все, буквально все, включая мебель. Грузовики уехали, набитые доверху (…)

После войны мама стала совершенно безразлична к вещам. Полностью пропал интерес. Она не покупала дорогой мебели, платьев, украшений, хотя возможности у нее появились. (…) У нее было всего два или три платья».

Я не раз замечала, что люди, прошедшие через серьезные испытания, как бы очищаются от тяги к вещам. Они видят и понимают в жизни другие ценности. Их так много, что вещи в этом списке становятся совершенно лишними.

Искать эти ценности имеет смысл и тогда, когда жизнь, к счастью, складывается благополучно…

Реклама

Без чего мы не можем и не имеем права обойтись?

Любовь к себе

Говорить о любви к себе стало в последние годы популярно. Идея как таковая теоретически очень всем близка. Но как ее воплотить в жизнь и в чем, собственно, должна эта любовь выражаться?

На отдыхе в прекрасном средиземноморском отеле моя соотечественница набирает у буфетной стойки завтрак: рыба, колбаса, ветчина, сыр, булочки всех видов, йогурт, салаты, пирожки, пирожные…

— Себя надо любить! — объясняет она мне. — Побалую себя, любимую.

Потребности человека. Чего и сколько нам нужно на самом деле

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Великое Евангельское наставление.

И в нем содержится идеал человеческого миропорядка. Любовь к ближнему должна рождаться ровно в той мере, как и любовь к себе. Любое нарушение этого баланса ведет к трагической диспропорции.

Будешь любить себя и не любить ближних? И как тогда сможешь существовать среди нелюбимых? На твою голову обрушится сплошной негатив, от которого и любовь к себе моментально зачахнет.

Будешь любить ближних, забывая о себе? Ох, и тяжела же будет ближним твоя любовь! Ибо любовь несчастного человека всегда жестока, требовательна и деспотична.

Тысячелетия назад об этом уже было сказано. И не раз повторено. Жаль, что не всеми услышано:

В каждом из нас живет маленький ребенок. Мы растем, расцветаем, старимся. А ребенок остается собой. Если мы забываем о нем заботиться, он становится жестоким и озлобленным, вечно испуганным и от этого агрессивным.

Чтобы чувствовать себя счастливыми, мы должны заботиться о своем внутреннем ребенке, как заботились бы о младенце, которого произвели на свет.

Мы правильно (по часам и в соответствии с показаниями его здоровья) кормим его.

Мы придерживаемся распорядка дня.

Мы радуем его, учим, развлекаем.

Мы старательно воспитываем его.

Мы бываем строги, но никогда не жестоки.

Мы обучаем его жизни среди других людей.

Мы никогда не пугаем его.

Настоящая любовь всегда базируется на уважении. Уважающий себя человек не позволит самому себе низко пасть в собственных глазах. Он и наедине с собой такой же, как и на глазах многих. Оказавшись в чужом доме в гостях, он не станет рыться в чужих ящиках, уважая именно себя. Он не возьмет чужого, уважая себя. Он не примет участия в обсуждении и осуждении других, уважая себя. Он также не станет предаваться обжорству и лени, помня, что его единственная жизнь не может быть растрачена так бестолково и бездумно.

Да, мы выросли в непростом, недобром мире. Начиная с детского сада, мы сталкивались с неуважением к нашей личности, бесцеремонностью. По малейшему поводу в нас взращивали комплекс вины. Нас запугивали наказаниями и описанием возможных последствий. И теперь мы просто не понимаем, как начать себя любить. В нас такая программа попросту не заложена.

Самое время ее создать!

Любя себя, я:

  1. Принимаю свои проблемы и несовершенства. Я такая (или такой), какая есть! Неповторимая, единственная. В чем-то непохожая на остальных. Но от этого я не хуже и не лучше.
  2. Я мыслю позитивно. Я добиваюсь поставленных целей. Мои слова: хочу — могу — делаю.
    Когда находишься в группе желающих избавиться от лишнего веса дам, сразу видишь, у кого это получится достаточно легко, а кто вряд ли добьется успеха. Первые настроены на успех. Шутят, улыбаются, делятся опытом. Глаза вторых излучают недоверие. Они ждут подвоха. Они заранее готовы к отрицательному результату. Они требуют, чтоб их убеждали, но все равно остаются при своем мнении. У них действительно ничего не получается! Они попросту твердо и незыблемо настроены именно на это.
  3. Я не позволяю себе гнева, раздражения, зависти. Ведь все это закономерно оборачивается против меня.
  4. Я отказываюсь от излишеств в еде.
  5. Я не убиваю свое здоровье праздностью, негой, бездействием, леностью.
  6. Я спокойно воспринимаю жизненные невзгоды, не пугая себя.
  7. Я мягкая, терпимая, добрая (мягкий, терпимый, добрый) с собой.
  8. Я во всем ищу хорошие стороны.
  9. Я не ругаю себя.
  10. Я стараюсь держать слово, данное себе. Если по какой-то причине это не получается, я спокойно анализирую причину нарушения обещания. Я могу мягко укорить себя. Но никогда не буду мысленно груба (груб) с собой.

Потребности человека. Чего и сколько нам нужно на самом деле

Мы обязаны отвечать за свою жизнь. Мы не можем позволить себе пренебрегать своими интересами. Когда-то давным-давно я выписала жесткую фразу психолога Фрица Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы оправдать твои ожидания. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы оправдать мои».

Не будем ждать от других всевозможных послаблений, благ, глубокого понимания. Давайте сами себе создавать такую жизнь, к какой стремимся. Если кто-то кому-то и должен в этом мире, то это мы сами — самим себе.

Мы хотим изменить что-то в себе или в своей жизни…

Каждая наша мысль влияет на состояние каждой клетки тела. Мысля негативно, вы можете усугубить свою болезнь, загнать себя в тупик скорби и страданий. Напротив, позитивные мысли укрепят и оздоровят вас. Давайте же всю силу нашего духа направим к лучшему!

  1. Мы постарались взглянуть на себя со стороны. Реальный взгляд продиктовал необходимость перемен.
  2. Мы определили цель.
  3. Мы осознали, что мешает нам в достижении цели.
  4. Мы выбрали средства для достижения цели.
  5. Мы составили план действий.
  6. Мы действуем. Мы идем к цели, пока не достигнем ее.

Ниже приводятся установочные фразы-убеждения, настраивающие вас на серьезный, длительный процесс возвращения к самой себе. Выпишите эти убеждения. Пусть они будут всегда под рукой. Читайте их несколько раз в день.

Мой позитивный настрой делает меня здоровой и счастливой.

Я абсолютно сознательно питаюсь правильно и в нужном мне объеме.

Каждое утро я просыпаюсь в хорошем настроении и радостно встречаю новый день.

Я с удовольствием иду к своей цели.

Я уверенно освобождаюсь от того, что приносит вред моему здоровью и хорошему настроению.

Я независима и свободна.

Я красивая и стройная.

Установочные фразы вы можете сформулировать и сами. Помните только важное правило: убеждения должны быть составлены в настоящем, а не в будущем времени (мы же помним — «хочу — могу — делаю» сейчас, а не завтра). Кроме того, в предложении не должно быть отрицания, то есть частицы «не» или слова «нет». Наше подсознание не обращает на них внимания, поэтому результат может оказаться противоположным. Например, «Я не ем много» — неправильно составленная фраза. Правильная установка: «Я ем мало».

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Что нужно людям для счастливой и насыщенной жизнь

Различные формы поведения людей обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов. Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные. Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения людей.

1. Витальные потребности

Название этой группы потребностей произошло от латинского vitalis — жизненный. Среди них выделяют три подгруппы: самосохранения, самовоспроизводства и самоподдержания.

Потребности в самосохранении способствуют сохранению физической целостности организма: любой организм нуждается в поступлении питательных веществ и воды. При дисбалансе диеты возникают потребности в отдельных компонентах нормального питания («хочется мяса»). Кроме того, любой организм стремится избежать механических повреждений и следовательно, всего, что может их причинить — будь то клыки хищника, град или движущийся автомобиль.

Потребность в самовоспроизведении часто называют половой. Это не совсем точно. В отношениях между полами, как будет показано ниже, люди удовлетворяют сразу несколько потребностей. Поэтому половую потребность легко разложить на несколько витальных и социальных потребностей.

Потребности в самоподдержании организма связаны с сохранением его функциональной целостности и поддержанием работоспособности. И животные, и человек нуждаются в постоянном раздражении сенсорных систем — зрения, слуха и т. п. Для удовлетворения сенсорной потребности имеет значение не информационная нагрузка, а количество и разнообразие раздражений органов чувств. Животное, которому во время опыта разрушают структуры мозга, где расположены сенсорные входы, впадает в состояние, неотличимое от глубокой потери сознания. У первых космонавтов возникали психические расстройства, вызванные отсутствием привычной сенсорной информации, обусловленной гравитацией. Известно, что однообразные кварталы новостроек повышают утомляемость, ухудшают настроение, вызывают тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности. У человека, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.

По сути, потребность в информации — это развитие потребности в сенсорном притоке. Люди, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации. Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток. Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.

Обе потребности (в сенсорном притоке и в информации) биологически обоснованы тем, что постоянный сбор сведений об окружающей среде — жизненно необходимое условие выживания каждого человека и животного. Эта потребность лежит в основе их исследовательского поведения, а ее величина колеблется внутри каждого вида. И среди людей, и среди любых видов животных есть особи, которые быстро теряют интерес к предмету, если он не связан с едой, безопасностью и прочими насущными проблемами. В то же время и среди кошек, например, и среди людей есть такие, которые могут подолгу заниматься вещами, не имеющими биологической значимости. Правильнее будет сказать, не имеющими актуальной биологической значимости. Неизвестно, как изменятся условия существования и какие свойства вещей окажутся важными для выживания. Поэтому определенная часть сообщества должна заниматься ерундовыми, с точки зрения большинства, исследованиями, про которые говорят, что они «не имеют практического значения».

Иногда выделяют потребность в двигательной активности. Действительно, все люди тяжело переносят неподвижность. Однако эта потребность состоит из информационной и сенсорной, так как в мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Таким образом, во время утренней зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потоком нервных импульсов от рецепторов, находящихся в мышцах и внутренних органах.

Жизненная необходимость в движении недавно была показана в экспериментах на мышах, имевших свободный доступ к алкоголю. Его потребление было нулевым. В домашние клетки были установлены «беличьи колеса», в которых мыши бегали по несколько часов в сутки. Потребление алкоголя оставалось нулевым. После того как колеса убрали, мыши, лишенные ежедневной порции движения, стали пить алкоголь. Его потребление служит показателем психического неблагополучия. Следовательно, ежедневное движение благоприятно сказывается на состоянии психики, а лишение возможности двигаться ухудшает самочувствие.

Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Обычно она неочевидна, так как человек, который ведет активную социальную или хотя бы только трудовую жизнь (например, лесник), испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются вследствие выхода на пенсию, болезни и т. п. В быту основным источником эмоций для таких людей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении взрослых животных и людей.

Легко заметить, что три названные выше потребности самоподдержания тесно связаны друг с другом. Ограничение сенсорного и информационного притока ведет к эмоциональным расстройствам. Писатели XIX в. (например Н. Лесков и Анатоль Франс) неоднократно отмечали дурной нрав монахов и монахинь. То же самое можно наблюдать и сегодня в замкнутых коллективах (во время дальних экспедиций, в гарнизонах и закрытых учебных заведениях) или в дачных поселках, заполненных пенсионерами («Уймите вашу кошку, которая пугает нашу собаку»). В условиях сенсорного и информационного голода любое, даже незначительное, событие приобретает яркую эмоциональную окраску, неадекватную значению этого изменения в окружающей среде. Психологический дискомфорт в условиях информационного голода может легко переходить в психические расстройства.

Четвертая потребность самоподдержания — гедонистическая, или потребность в приятных ощущениях. Козьма Прутков совершенно справедливо отметил: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Беседа с другом удовлетворяет информационную потребность и социальные потребности. Еда — это не только удовлетворение потребности в энергии и строительном материале для организма, но и получение удовольствия в результате вкусовых ощущений. Особенно эффективно гедонистическая потребность удовлетворяется с помощью сладкого.

2. Социальные потребности

К этой группе относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего — с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически все, что мы делаем, мы делаем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.

Социальной самоидентификацией человек спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.

У каждого человека существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, трудовым коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д. Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос. Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие людей. В рассказе Вадима Шефнера «Фиалка молчаливая» людей с переломами правой ноги помещали в одну палату, а с переломами левой — в другую. Так поступали для того, «чтобы у больных была общая тема для разговоров».

В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для человека, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.

Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Понятие «честь мундира» было равнозначно понятию «честь полка». Особенности одежды были жестко регламентированы в сословном обществе. Многие вещи человек делает только потому, что «так принято» в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что «так принято», и является удовлетворением этой потребности. Например, греки и римляне не носили штанов. Это не всегда удобно, к примеру больным приходилось обматывать тканью голени и бедра. Но использовать такую практичную вещь, как штаны, они считали невозможным, поскольку для них это было признаком варварства. В современном европейском обществе особенности поведения, в том числе и выбор костюма, тоже играют огромную роль для удовлетворения потребности в социальной самоидентификации.

Человек считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы люди считают себя членами той, какая есть. Например, одно из существующих определений понятия «родственники» звучит так: это группа совершенно посторонних людей, которые периодически собираются выпить и закусить по поводу изменения их количества. В самом деле, отвечая на вопрос: «Перечислите 20 человек, общение с которыми доставляет вам наибольшее удовольствие», испытуемые упоминают не больше двух родственников, причем это, как правило, члены семьи. Анализ описания испытуемыми отношения к родственникам показывает, что в большинстве случаев эти люди воспринимаются ими как чуждые им личности с другими интересами, другой системой ценностей, другим стилем жизни и другим чувством юмора. Тем не менее, общаясь с родственниками на свадьбах, поминках и юбилеях, человек испытывает душевный подъем в силу того, что при этом удовлетворяется его потребность в социальной самоидентификации.

Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических, т. е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения, сообществ. Классический пример влияния субъективных категорий на вполне материальное развитие событий — переименование улиц в блокадном Ленинграде. Действительно, боевые действия велись успешнее людьми, которые живут в городе, где есть Невский проспект, Садовая улица и Дворцовая площадь, чем жителями города с проспектом 25-го Октября, улицей 3-го июля и площадью Урицкого.

Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент для него наиболее важна. Поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе самоидентификации как члена определенной группы: члена семьи, гражданина того или иного государства, представителя нации, члена трудового коллектива, болельщика футбольной команды и т. д. Обычной является смена самоидентификации. Человек бессознательно ассоциирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом (приятнее болеть за чемпиона, а не за вечного середнячка).

Кроме того, очень важно, насколько комфортно чувствует себя человек в данном сообществе. Однажды в Германии библиотекарша услышала, как возле копировальной машины я по-русски отсчитываю вполголоса страницы и заговорила со мной. Она уехала из Чехословакии в начале 1970-х гг. (после оккупации 1968 г.) и среди прочего сказала удивившую меня вещь: «Мы вас (русских) так ненавидели, а сейчас нам так вас не хватает». Можно сделать вывод, что этой женщине так и не удалось интегрироваться в немецкое общество. Она идентифицирует себя как «жителя стран социалистического содружества».

Потребность в дружелюбных отношениях — одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных — это так называемые скучивание и взаимная чистка.

Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии.

Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья человека, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей — человеческого общества, социума.

Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, то испытывают не только проблемы в общении. Как правило, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность «следования за лидером».

3. Идеальные потребности

Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес «стремление к познанию». Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами. Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира. Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба — такими вопросами кошка не озабочена.

Поскольку потребность в познании обнаруживается далеко не у всех людей, то иногда к отличающим человека от животного потребностям относят потребность не в познании, а в самопознании: как сказал Хилон Лаконский, «познай самого себя».

В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором лежит ответственность за все происходящее:

Атеисты же вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто. Поэтому постоянно возникают и будут возникать самые разные системы мироощущений, выполняющие главную функцию религии — перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства.

К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.

Соотношение потребностей

Первое, что вспоминается, — это «пирамида Маслоу». В ее основании лежат потребности в еде и питье, а на самой вершине находится идеальная потребность, которую Абрахам Маслоу назвал потребностью в самореализации.

В первом приближении такая схема справедлива. Однако основное уточнение связано с многообразием человеческих личностей. У одних людей есть сильная потребность в накоплении витальных ресурсов (денег), у других — потребность лидировать, для чего надо деньги широко тратить. У третьих же преобладает потребность оставаться незамеченными.

Кроме того, отнюдь не всегда витальные потребности доминируют над социальными. Тургенев вспоминал, что однажды был приглашен на обед Белинским. Хозяин усадил гостя и завел беседу. Время шло, и наконец Тургенев спросил: «А что нынче к обеду?» На это Белинский воскликнул: «Не понимаю, как можно есть и пить, если не решен еще вопрос: есть ли Бог!»

Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.

Наконец, соотношение потребностей конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций.

Представление о соотношении потребностей у каждого человека свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности. Например, отрицание социальных потребностей характерно для античной школы циников, самым известным представителей которой был Диоген, утверждавший: «Все, что естественно, то не безобразно». В современном понимании «цинизм» — это отрицание идеальных потребностей и альтруизма, который относится к социальным потребностям.

В заключении нашего краткого экскурса в потребности людей необходимо подчеркнуть, что в реальном — а не в модельном — поведении люди всегда удовлетворяют целый ряд потребностей. Пожалуй, единственный случай, когда человек удовлетворяет одну-единственную потребность, это когда он торопится в туалет. Это поведение определяется социальной потребностью уединяться при отправлении естественных надобностей.

Дмитpий Анатoльeвич Жyкoв — доктор биoлoгических наук, стapший научный сотpyдник лабоpaтории сравнительной гeнeтики поведения Института физиoлогии им. И.П. Пaвлoва РАН, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Что нужно знать о жизни каждому 40-летнему человеку?

Люди среднего возраста чутко реагируют на проблемы глобального масштаба. Они часто думают о будущем своих детей, о возросших ценах на бензин и об отсутствии правовых мер. В конце концов, 40 лет – это та пора, кода мужчины и женщины узнают о наличии хронических заболеваний.

На самом деле не все так беспросветно, а кризис среднего возраста можно преодолеть с наименьшими потерями. Предлагаем вашему вниманию 40 напоминаний о жизни, которые помогут вам преуспеть.

Вы можете выбирать свои заботы

40 лет

Жизнь преподносит вам столько забот, что вы можете выбрать наиболее важные. Избавиться от стресса можно, если правильно расставить приоритеты. Не думайте о конце света и ядерной войне, просто помогите детям сделать уроки.

Вы живете в уникальную эпоху

Этап

Некоторые вещи могу казаться мрачными, но вы живете в век научно-технического прогресса и важных открытий. Также помните, что вам выпала возможность существовать в самое мирное время в человеческой истории.

Поддельные новости могу быть реальными

Достижение

Если вы привыкли узнавать новости через социальные сети, то знаете, что события легко могут быть сфабрикованы. Даже самые надежные источники могут вводить людей в заблуждение.

За черной полосой всегда следует белая полоса

40 лет

Даже самое плохое событие не может длиться вечно. Когда вы чувствуете, что весь мир сговаривается против вас, никто не может отобрать ваше право на счастье. Всегда говорите себе, что за черной полосой всегда наступает белая полоса.

Вы все еще можете измениться

Этап

В 40 лет может показаться, что вам больше не к чему стремиться. Однако новая цель всегда найдется, было бы желание. Вы всегда можете найти новые увлечения, новых друзей и новые возможности.

Отпустите старые обиды

Достижение

Вокруг вас слишком много стрессов, поэтому не создавайте проблем на пустом месте. Отпустите старые обиды, облегчив свое сердце.

Отсутствие ненавистников говорит об отсутствии успеха

40 лет

Элберт Хаббарт писал: «Чтобы избежать критики, нужно ничего не говорить, ничего не делать и быть пустым местом». Поэтому все ваши недоброжелатели – это часть жизни.

Не забывайте о практике дыхания

Этап

Если с помощью глубокого дыхания вы можете противостоять стрессам, то сможете избежать многих проблем со здоровьем и улучшить свой сон. Нормализовать кровяное давление помогут расслабления в виде занятий йогой или мини-медитацией.

Не жалуйтесь на свой возраст

Достижение

В 40 лет вы можете чувствовать, как жизнь стремительно проходит мимо вас. Вы можете внезапно заболеть, получить новые морщины и набрать лишний вес. Однако окружающие с восхищением принимают тех, кто стареет красиво, а не жалуется на судьбу.

Приоритеты в отношениях

40 лет

Легко увязнуть в карьерных целях или во всепоглощающем виртуальном общении. Помните, что вокруг вас есть люди, которые ждут вашего внимания.

Ставьте духовность выше материальных ценностей

Этап

Новые вещи приходят и уходят, однако есть поистине бесценные богатства. Каждый раз, когда у вас есть выбор между материальными благами и духовным развитием, выбирайте второе.

Улыбка

Достижение

Выражение лица человека имеет возможность не только отображать настроение, но и влиять на окружающих. Улыбка может быть заразной.

Возраст – это всего лишь число в паспорте

40 лет

Когда вам было 20 лет, 40-летние люди казались вам древними динозаврами. Теперь вы понимаете, насколько эти суждения были ошибочными.

Стремитесь к упрощению

Этап

Если жизнь полна сложностей и обязательств, это не приносит удовлетворения. Поэтому стремитесь к упрощению, отказывайте надоедливым приятелям, а также делегируйте полномочия. Уборку в доме могут сделать дети, а вы в это время займетесь спортом.

Физическая активность

Достижение

Упражнения – это лекарства от всех болезней. Даже если спорт никогда не был частью вашей жизни, сделайте его приоритетом сейчас.

Завтрак – самый важный прием пищи

40 лет

Хороший сбалансированный завтрак повысит метаболизм и удержит вас от переедания позже в этот же день. Витамины и минералы повысят вашу производительность, а полезные жиры снизят уровень холестерина в крови.

Думайте, прежде чем сердиться

Этап

Когда вы можете контролировать свои эмоции, вы можете удерживать нити управления собственной жизнью.

Пунктуальность является добродетелью

Достижение

Ваша добросовестность не может остаться не замеченной другими людьми. Если вы уважительно относитесь к чужому времени и вовремя приходите на встречи и собрания, вы зарабатываете бонусные баллы в копилку своей репутации.

Не забудьте о терпении

40 лет

Дайте себе шанс на ошибку. Любые гениальные идеи, как правило, являются результатом длинной череды неудач.

Проявляйте терпение к другим

Этап

Позвольте ошибаться другим людям. Завышенные ожидания ведут к разочарованию.

Восстановите старые увлечения

Достижение

Когда вы были моложе, вам нравилось играть в баскетбол или кататься на сноуборде. Теперь ежедневные заботы отодвигают любимые увлечения на второй план. Но кто сказал, что вы не можете снова взять мяч и отправиться на баскетбольную площадку во дворе?

Социальные медиа не заменят реальной жизни

40 лет

Поэтому не тратьте драгоценные минуты на лайки и репосты.

Сосредоточьтесь на важных вещах

Этап

Работа – это не единственная вещь, которая может приносить удовлетворение.

Умейте радоваться мелочам

Достижение

Прошлое безвозвратно уходит, а завтра может не наступить никогда. Помните об этом, каждый раз, когда дела поглощают вас в свой бесконечный водоворот. Остановитесь на мгновение и почувствуйте счастье, глядя на закат солнца.

Дружба со временем крепнет

40 лет

40-летние люди заняты работой и заботой о детях и престарелых родителях. Чтобы не потерять давних друзей, вам необходимо сместить акцент на качество встреч, а не на их количество.

Сначала думайте, а затем говорите

40 лет

Обидное слово, особенно если оно брошено в сердцах, оставляет глубокую рану на сердце другого человека. Всегда думайте, прежде чем говорить что-то.

Учиться никогда не поздно

Этап

Умные люди предпочитают учиться всю свою жизнь. Поэтому стремитесь обновлять свои навыки и повышать квалификацию.

Максимально задействуйте органы чувств

Достижение

По пути на работу ищите вещи, которые изменились со вчерашнего дня, или выявляйте различные запахи. Это поможет оставаться мозгу активным.

Одежда в соответствии с возрастом

40 лет

Достигнув пятого десятилетия, многие из нас отчаянно пытаются молодиться, надевая рваные джинсы и футболки. Но если вы оденетесь в соответствии со своим статусом и возрастом, то будете выглядеть неотразимо.

Станьте своим худшим критиком

Этап

40 лет – это возраст, когда чужое мнение перестает вас волновать.

Станьте человеком, который нужен миру

Достижение

Если миру не хватает активистов или борцов за права обездоленных – заполните эту нишу.

Позвольте себе право на ошибку

40 лет

Тратить драгоценную энергию на самобичевание нецелесообразно. Людям свойственно ошибаться, а ошибки являются частью личностного роста.

Отстаивайте свои права

40 лет

Вместо того чтобы оставлять гневные комментарии под постами в социальных сетях, отстаивайте свои права по закону.

Одежда является частью вашего успеха

Этап

Окружающие формируют мнение о вас, основываясь на том, как вы выглядите.

Болеть за свой успех не возбраняется

Достижение

Далеко не все вокруг будут желать вашего успеха. Не ищите болельщиков на стороне, станьте своим собственным фанатом.

Маленькие вещи складываются в большие

40 лет

Принимайте рутинные вещи как важную составляющую глобального успеха.

Сбудется далеко не все, о чем вы мечтали в 20 лет

Этап

Если вы не имеете шестизначную зарплату и не приобрели загородный особняк, это не умаляет ваших достоинств как личности.

Самое время задуматься о будущем

Достижение

Подумайте, как правильно вложить свои сбережения, чтобы обеспечить безбедную старость.

Не отчаивайтесь, если вы на мели

40 лет

Если вас настигли финансовые трудности, не отчаивайтесь. Есть еще время всем найти новый источник дохода.

Подумайте о своем наследии

Этап

Фактически вы находитесь на экваторе своего жизненного пути. Подумайте о вещах, которые вы оставите потомкам после себя.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Уровень потребления. Что нужно человеку для нормальной жизни


9. Уровень потребления

Представим, что вдруг, как в сказке, появился добрый волшебник, который стал исполнять любые желания людей. Многие тут же начнут заказывать дома, квартиры, дорогие машины, побольше денег и другие «богатства». Незначительная часть попытается решить свои насущные проблемы, например, связанные со здоровьем, устроить личную жизнь и тому подобное. Едва ли кто попросит добавить ума, доброты, других положительных человеческих качеств. Зачем? Когда взрослые люди и так считают себя самодостаточными, знающими, что им нужно в этой жизни.

Хорошо, пусть все желания исполнены, человек получил всё, что хотел. Теперь перед ним открыт мир безграничных возможностей. Денег достаточно для посещения любого уголка мира, не задумываясь можно совершать дорогие покупки, наслаждаться жизнью, развлекаться и заниматься собой. Разве не о такой жизни мечтает почти каждый современный человек?

Вот только, на самом деле, безмерное потребление вряд ли сделает кого-либо по-настоящему счастливым. Если человек будет пить и есть каждый день всё, что пожелает, без ограничений, тогда, рано или поздно, он заметит, как поправится. Если у человека будет масса одежды, ему станет сложнее выбрать, что же сегодня надеть. Даже путешествия могут наскучить, появится усталость, надоест проводить время в бесконечной дороге.

Безграничная возможность потребления является крайностью, а, как известно, любые крайности опасны. Исполнение всех желаний лишит человека необходимости думать, учиться, работать, вследствие чего может начаться незаметная деградация личности.

Человеку для нормального существования достаточно регулярного питания, одежды, крыши над головой. Включение этих трех базовых потребностей в государственные социальные гарантии позволит снизить бедность, уменьшится количество бездомных людей. Все остальные потребности, включая сексуальные, которые не несут непосредственной угрозы человеческой жизни, находятся в зоне личной ответственности. И всего лишь требуется создать условия для их реализации.

В значительной степени влияние на потребительские запросы общества оказывает мода. Она играет на чувствах людей, учитывает, что у человека существует два противоположных устремления: первое — быть не хуже остальных, обладать тем, что есть у других, второе, наоборот, подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться из основной массы, чтобы привлечь внимание, в том числе противоположного пола. Мода заставляет людей покупать, как товары массового потребления, так и эксклюзивные, дорогие вещи.

В цивилизованном обществе обладание роскошью будет осуждаться, показывать наличие у человека отрицательных качеств, таких как жадность, отсутствие скромности, безразличное отношение к общественному мнению. Люди, которые выставляют на показ свое богатство, имеют, как правило, бедный внутренний мир.

Сегодня имеется значительный дисбаланс между уровнем потребления в богатых и бедных странах. В США почти у каждого человека имеется машина, бытовая техника, продукты питания в достаточном, даже избыточном количестве. Американское общество поддерживает высокий уровень потребления, считая это залогом успешного развития, несмотря на то, что такой образ жизни губительно сказывается на природе. Если каждый житель планеты будет потреблять столько же, как среднестатистический американец, на Земле произойдет глобальная экологическая катастрофа. Чтобы этого не случилось, по всему миру следует проводить политику разумного ограничения материальных потребностей, поскольку, как бы не хотелось людям, все их запросы не могут быть удовлетворены.

Потребности нематериального характера (духовные, этические, эстетические и другие) не нужно ограничивать, напротив, необходимо максимально поощрять их развитие.

Конспект урока «Что нужно человеку для жизни»

Тема: Что человеку нужно для жизни?

Цель:

А) познакомить детей с необходимыми условиями жизнедеятельности человека.

Б) развивать логическое мышление, воображения.

В) воспитывать интерес к природе, стремление узнать новое, неизвестное.

1. Организационный момент.

— В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направим лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звёздочка стала большой, как солнце, и несёт тепло всем-всем. Тепло вам? Какое у вас настроение? А настроение зависит и от того, о чём мы сегодня с вами будем говорить.

Знакомство с новым учебником и условными обозначениями.

2. Актуализация знаний.

— Для жизни человека нужно многое. Что же именно?

Предположим, ты испытываешь сильную жажду. Чтобы ее утолить, тебе, нужна (вода).

Когда ты голоден, тебе необходимо что-нибудь съесть: бутерброд, йогурт, яблоко…значит ты нуждаешься в (пищи).

А теперь пробуй задержать дыхание. Сколько ты выдержишь без воздуха? Раз, два, три… не пройдет и полминуты, как тебе захочется сделать глубокий вдох. Это говорит о том, что тебе жизненно необходим (воздух).

Без энергии Солнца, без ярких, теплых лучей жизнь невозможна. Все живое на Земле погибнет, и ее окутает космический холод. Значит, человеку для жизни нужны (тепло) и (свет).

Заполнение схемы «Потребности и желания человека».

3. Работа с учебником.

Проверка правильности заполнения схемы.

Запись в тетрадь интересных фактов.

4. Работа с новым материалом.

— И так, мы с вами сделали вывод, что человеку ля нормальной жизнедеятельности необходимы тепло, вода, воздух, свет и пища. Эти условия жизнедеятельности являются его потребностями. А сейчас мы с вами остановимся более подробно на одной из потребностей человека. А на какой именно, в мне сейчас сами скажете.

— Вы знаете алфавит?

1. Назовите букву, которая стоит перед буквой «Р».  (П)

2. Десятая по счету?  (И)

3. Между «С» и «У».  (Т)

4. Первая в алфавите? (А)

5. После буквы «М».   (Н)

6. Перед «Й».  (И)

7. Есть буква с рожками, а есть такая же без рожек? (Е)

— Какое слово у нас получилось?  (ПИТАНИЕ)

— Да, более подробно мы с вами поговорим о питании человека, ведь правильное питание – это здоровье, сила, ум.

— Кто правильно питается, проживает в стране Здоровячков. Вы хотите проживать в этой стране?

— Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

—  Чем питается человек?

— Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться?

Рисунок пищеварительной системы на доске

— Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

— Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

— Как вы понимаете пословицы:

«Больному помогает врач, а голодному – калач».

«Голодному Федоту любые щи в охоту».

Физминутка.

Упражнение «Деревце» (для осанки)

— Стоя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

-Послушайте  стихотворения  С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушает».

Автор: Юля плохо кушает, никого не слушает.

Мама: — Съешь яичко, Юлечка!

Юля: — Не хочу, мамулечка!

Мама: — Съешь с колбаской бутерброд.

Автор: Прикрывает Юля рот.

Мама: — Супек!

Юля: НЕТ!

Мама: Котлетку?

Юля: НЕТ!

Мама: — Стынет Юлечка обед.

Мама: — Что с тобою Юлечка?

Юля: — Ничего, мамулечка!

Бабушка: — Сделай, внученька, глоточек,

Проглоти хоть вот кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

Юля: — Не могу, бабулечка!

Автор: Мама с бабушкой в слезах.

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач.

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

Врач: — Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она

Безусловно, не больна,

А тебе скажу девица,

Все едят: и зверь, и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

Попрощался с Юлей врач-

Глеб Сергеевич Пугач,

И сказала громко Юля:

Юля: — Накорми меня, мамуля!

Беседа с классом.

— Ребята, иногда дети, так же, как и Юля, отказываются от еды.

— А почему важно кушать? Для чего? (Ответы детей)

— Человек, который объявляет голодовку, становится слабым, вялым, не может ходить. Как сказал врач из стихотворения Михалкова – Глеб Сергеевич Пугач: «Питаются все: и звери, и птицы, и насекомые».

— Ребята, а как питаются люди?

— Давайте попытаемся разделить продукты на две группы: полезные и вредные.

Карточки на парту: фрукты, чай, карамель, масло, мясо, молоко, хлеб, яйцо, супы, овощи, каша, сметана, торт, пирожок,  чипсы, майонез, газировка, шоколад, сало.

Рефлексия.

— Что полезного вы узнали, чему научились, что интересного унесёте с собой с урока?

—  О чём говорили на уроке?

— Назовите основные потребности человека.

— Какой должна быть пища?

Итог урока.

— Если хочешь быть здоров, позабыть всех докторов,

Будь разборчивым в еде, чтоб не навредить себе,

Больше фруктов, овощей, и орехов не жалей,

Меньше сахара и жира!

Будешь стройным и красивым!

Домашнее задание: прочитать текст на странице 4 и запомнить основные потребности человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *