Человек обыватель это – Значение слова ОБЫВАТЕЛЬ. Что такое ОБЫВАТЕЛЬ?

ОБЫВАТЕЛЬ — это… Что такое ОБЫВАТЕЛЬ?

  • обыватель — См. житель городской обыватель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обыватель бэббит, филистер, мещанин, обитатель, житель, жилец, шмуд, бюргер, мажор, буржуа Словарь… …   Словарь синонимов

  • обыватель —     ОБЫВАТЕЛЬ, мещанин, книжн. бюргер, книжн. филистер     ОБЫВАТЕЛЬЩИНА, мещанство, книжн. филистерство     ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, мещанский, книжн. бюргерский, книжн. филистерский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОБЫВАТЕЛЬ — ОБЫВАТЕЛЬ, я, муж. 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о. 2. Человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными …   Толковый словарь Ожегова

  • ОБЫВАТЕЛЬ — Голодалкиной волости, села Обнищухина. Народн. Ирон. О неимущем, нищем человеке. ДП, 90 …   Большой словарь русских поговорок

  • Обыватель — Термин «обыватель» имеет несколько значений: в современном языке  ограниченный человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску слово приобрело после революции 1917 года[1]; житель какой нибудь местности. Первоначальное, ныне устаревшее …   Википедия

  • обыватель — Древнерусское – обитати (обитать, жить). В древнерусском языке слово «обыватель» встречается с середины XI в. Это слово, в своем первоначальном значении, использовалось как название жителя какой либо местности. Гораздо позже слово «обыватель»… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • обыватель

    —    • гениальный обыватель    • необычный обыватель …   Словарь оксюморонов русского языка

  • обыватель — ОБЫВАТЕЛЬ, я, м Неодобр. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами. // ж обывательница, ы. Обыватель живет у себя где нибудь в Белеве или Жиздре и ему не скучно, а приедет сюда… …   Толковый словарь русских существительных

  • обыватель — я, м.; ОБЫВА/ТЕЛЬНИЦА, ы, ж.    1. Житель какой нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой либо местности.    ► Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все то знакомый народ. Что ни… …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • Обыватель — I м. устар. Постоянный житель какой либо местности. II м. Тот, кто лишён общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живёт мелкими, личными интересами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    обыватель — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падежед. ч.
    мн. ч.
    Им.обыва́тельобыва́тели
    Р.обыва́теляобыва́телей
    Д.обыва́телюобыва́телям
    В.обыва́теляобыва́телей
    Тв.обыва́телемобыва́телями
    Пр.обыва́теле
    обыва́телях

    о·бы-ва́-тель

    Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -обыва-; суффикс: -тель [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: ед. ч. [ɐbɨˈvatʲɪlʲ]  мн. ч. [ɐbɨˈvatʲɪlʲɪ]

    Семантические свойства

    Значение
    1. устар. постоянный житель какой-либо местности ◆ Все городские обыватели стояли у ворот своих домов и с любопытством посматривали на буйную веселость академических именин. В. А. Соллогуб, «Аптекарша», 1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Хотя вы давеча, Матвей Матвеич, и повернули мои слова о новом суде в шутку, но я, как сельский обыватель, возвращаюсь к этому для нас интересному вопросу и прибавлю, что, несмотря на прежнее кулачное право, дела с рядчиками при новых порядках даже лучше, чем были при крепостном праве.
      А. А. Фет, «Матвей Матвеич», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. неодобр. человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами ◆ А теперь представьте себе, как всё это выглядело с точки зрения простого обывателя. Михаил Дмитриев, «Найдут ли Минобороны и РАО ЕЭС общий язык», 2002 г. // «Воздушно-космическая оборона» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Увидеться в городе, даже перезвониться было невозможно ― ее знали почти все, его уже многие, а уж ее мужа ― просто весь областной центр: и начальство, и простые обыватели.
      А. А. Кабаков, «Люби меня, как я тебя», 1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы
    1. мещанин
    Антонимы
    Гиперонимы
    1. житель
    2. человек
    Гипонимы

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от обывать «обитать, проживать», связано с быть, из праслав. *byti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. бꙑти, русск. быть, укр. бути, сербохорв. би̏ти, словенск. bíti, чешск. být, польск., в.-луж. być, н.-луж. byś Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    ru.wiktionary.org

    Кто такой обыватель

    Характерные качества обывателя

    Данный термин отличается наличием сразу нескольких разных значений. Так в современном понимании его используют для определения людей, обладающих мещанским взглядом на жизнь. Отрицательным данное слово стало после свершений революции 1917 года.

    Также обывателями могут называть группу людей, проживающих в конкретной местности. Сегодня данное значение устарело, хотя раньше его использовали достаточно часто. Оно происходит от слова «обывать» в значении проживать.

    Если обратить внимание на пассионарную теорию, то обывателем назовут тихого человека, который приспособился к определенной среде и лишился своей пассионарности.

    Отличительные черты обывателей

    Как можно понять, кто находится перед вами – прогрессивный человек или обыватель? Здесь все довольно просто, так как обыватели обычно выбирают для себя конкретную позицию, которая прослеживается на протяжении всей жизни.

    Позиция эта заключается в том, чтобы идти по пути наименьшего сопротивления. Человек с обывательским способом мышления обычно не берется судить о том, что правильно, а что нет. Он обладает максимально узким кругом интересов, которые касаются его личной жизни. Все что выходит за пределы этого диапазона обывателя практически не интересует.

    И здесь возникает противоречие, так как обыватели нередко любят подискутировать, даже если ничего не смыслят в конкретном вопросе. К тому же, собственная позиция им кажется более правильной и приоритетной, даже если беседа ведется с экспертом в данном направлении.

    Для любого прогрессивного человека подобный подход кажется совершенно ненормальным, но обыватель вообще не видит иного варианта. Если рассматривать обывателей с психологической точки зрения, то подобная позиция указывает на свободу от обязательств.

    В первую очередь эта свобода является избавлением от внутренней ответственности, поэтому обыватель и не берется решать значимые проблемы. Так как подобные вопросы ему в принципе не интересны, то обыватель выбирает позицию, занятие которой для него выглядит максимально простым и выгодным решением.

    Опасность обывателя для общества

    Обывателю может быть присущ определенный примитивизм. Так он редко оценивает собственные суждения, обосновывая позицию или степень ее целесообразности.

    Чтобы исключить любую ответственность, такой человек старается ограничить зону восприятия реальности, поэтому вопросы, которые не соответствуют его текущим интересам, могут завести в тупик, даже если вопрошающему они кажутся простейшими.

    К примеру, обывателю не свойственно задаваться вопросами, имеющими общественное значение, поэтому любые волнения или пикеты обыватель принимает буднично, не пытаясь понять причину протеста или резонансного дела, вызвавшего большие споры.

    Причиной является отсутствие весомой пользы для самого обывателя. Важно понимать, что обыватель принимает подобный образ мыслей под давлением общества, поэтому с каждым годом их количество только увеличивается. Происходит не только трансформация обычного человека в обывателя, но и здорового общества в обывательское.

    Благодаря гибкости своей позиции, а зачастую ее полного отсутствия, обыватель становится субъектом с ярко выраженным наплевательским отношением ко всему, что не имеет к нему непосредственного отношения.

    В то же время он твердо уверен, что именно его голос является единственно верным в процессе принятия решений. Попадая в нормальное общество, обыватель склоняет всех к тому, чтобы его интересы учитывались вне очереди. В то же время он не готов принимать сколь-либо значимое участие в реализации самого решения.

    По мнению самого обывателя, его главной задачей является высказывание абстрактного мнения, либо, в худшем случае, контроль за выполнением принятого решения. По мнению такого человека, мелкие проблемы должны решаться обществом, а его проблемы выступают самым мощным движителем любых процессов.

    В то же время обыватель не может прийти к выводу, что общественные и его личные интересы совпадают и должны выполняться с одинаковым приоритетом. Он всегда остается эгоистом по натуре, даже если старается декларировать противоположные идеи.

    В результате весь смысл жизни обывателя сведен к личному комфорту. В то же время конкретные методы для того, чтобы преследовать одновременно общественные и собственные цели его нисколько не интересуют. Их он готов делегировать кому-то еще.

    Такой человек считает, что идеальное решение должно быть удобным и правильным, но обеспечить подобное состояние должно общество или государство, но не он личными усилиями или затратами.

    glav-inform.ru

    Обывательщина Обыватель Обывательский | Что такое Обывательщина Обыватель Обывательский

                 Обывательщина как качество личности –  склонность отличаться косными мещанскими взглядами, жить мелкими личными интересами, проявлять отсутствие общественного кругозора.

          Человек, вставший на путь духовного развития, по определению не может быть обывателем. В любом святом храме есть истинные подвижники веры, а есть обыватели, просто торгующие  свечами. Обыватель – не целостная, не зрелая и не гармоничная личность. Целостный, зрелый, гармоничный человек всю жизнь стоит на платформе Ученика Жизни, всю жизнь он продолжает своё внутреннее развитие, личностный рост. Его девиз: — Век живи, век учись.  Он постоянно прогрессирует.

          Человек становится обывателем с момента, когда перестаёт расти, совершенствоваться. То есть он постоянно остаётся в одном и том же сознании. Его до самодовольства устраивает сегодняшний собственный уровень развития, он не желает палец о палец ударить, чтобы, совершенствуясь, немного приблизиться по своим качествам к Богу. Тот, кто стремится к Богу, к Абсолютной Истине, любви, добру и красоте, обывателем не является. Обыватель эгоистичен и корыстен, он живет под влиянием энергии страсти или невежества. Поэтому не способен на безусловную любовь и бескорыстное служение людям.

        Обывательщина — приоритетное внимание к удовлетворению физиологических и эмоциональных потребностей и пренебрежение интеллектуальными и духовными потребностями. У обывателя есть интересы, но все они мелочные и корыстные. Человек, бескорыстно служащий людям, обывателем не является.

           Александр Круглов утверждает: «Обыватель есть тот, для кого благополучие, достигаемое приспособленностью к наличной социальной среде, есть высшая ценность, и, постольку, составляет предмет его самоуважения… Состоявшийся обыватель – горд и презрителен. Если он окажется и «сзади» других, то, по крайней мере, «в том же (нужном) стаде». Всегда должны находиться такие, кто будет хуже его: хотя бы те, кто в другом «стаде» или вовсе не «в стаде». – Без чванства обыватель неполный. «Элита» – любимое словечко современного обывателя; сноб (гордящийся своей принадлежностью к «элите») – обыватель со «знаком качества». Обыватель самоуверен предельно: он уверен, что знает, ни больше ни меньше, как «жизнь». То есть все, что кто-то в жизни может ценить кроме благополучия – для него блажь, «иллюзии».

          Наступление на обывательщину и мещанство развернулось в начале двадцатых годов прошлого столетия. Слово обыватель и мещанин стало ругательным в основном из-за того, что его носители были представителями мелкобуржуазной психологии. Вместе с тем, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Моя родословная» с гордостью заявлял: «Я просто русский мещанин!». Антон Павлович Чехов подписывался «Аутский мещанин».

        В.В. Набоков пишет: «В обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность некоторых его представлений. Его можно назвать «благовоспитанным» и «буржуазным». Благовоспитанность предполагает галантерейную, изысканную вульгарность, которая бывает хуже простодушной грубости. Рыгнуть в обществе — грубо, но рыгнуть и сказать: «Прошу прощения» — не просто вульгарно, но еще и жеманно. Понятие «буржуазность» я заимствую у Флобера, а не у Маркса. Буржуазность во флоберовском понимании свидетельствует скорее о складе ума, чем о содержимом кошелька. Буржуа — это самодовольный мещанин, величественный обыватель.  Маловероятно, чтобы этот тип существовал в первобытном обществе, хотя элементы мещанства можно обнаружить и там. Представьте себе на мгновение людоеда, требующего к обеду изысканно разделанную человеческую голову. Точно так же американский обыватель желает, чтобы отечественные апельсины всегда были ярко-оранжевыми, лососина — нежно-розовой, а виски — золотисто-желтым. Но, как правило, мещанство возникает на определенной ступени развития цивилизации, когда вековые традиции превратились в зловонную кучу мусора, которая начала разлагаться».

        Во времена перемен обыватель предпочитает затаиться, как премудрый пескарь, и ждать, чья власть возьмёт верх, а затем вылезает из всех нор и щелей, чтобы вырвать тёплое местечко.

    В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности:

    Утихомирились бури революционных лон.
    Подернулась тиной советская мешанина.
    И вылезло
    Из-за спины РСФСР
    Мурло
    Мещанина.
    Из российского обывателя он превратился в обывателя советского.
    Со всех необъятных российских нив,
    С первого дня советского рождения
    Стеклись они,
    Наскоро оперенья переменив,
    И засев во все учреждения.

       Там, где воцаряется обывательщина, правит бал бездарность. Обыватель по своей природе агрессивен. Это только в момент опасности, он с ужасом из-за плотных штор опасливо наблюдает за развёртыванием событий. Как только наступает определенность, обывательщина рвется к кормушкам и окружает себя бездарными людьми.  Когда в круговой поруке сгрудились бездарности – «сдайся враг, замри и ляг».  Э. Казакевич заметил: «Бездарность — великая цепь, великий тайный орден, франкмасонский знак, который они узнают друг на друге момен­тально и который их сближает как старообрядческое двуперстие — раскольников».    Поэтому можно полностью согласиться со словами поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

          Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».  Кто в нём представляет обывателей?  Это литераторы (Берлиоз, Бездомный, Рюхин), театральная администрация (Лиходеев, Римский, Варенуха). Все они живут  «только мелкими личными интересами» при этом у каждого спрятан свой скелет в шкафу, то есть каждый грешен. Булгаков практически делает синонимами слова обыватель и грешник.  Семплеяров — прелюбодей. Лиходеев — пьяница, ведущий распутный образ жизни, Латунский — лжец.

          В.В. Набоков пишет: «Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, — и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. Он жаждет останавливаться в лучших отелях, путешествовать в 1-м классе океанского лайнера с капитаном в белоснежном кителе и великолепным сервисом. Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. Нередко он — сноб. Богатство и титул приводят его в восторг: «Дорогая, сегодня я болтал с герцогиней!»

    Петр Ковалев
    Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

    podskazki.info

    Обыватель — это… Что такое Обыватель?

  • обыватель — См. житель городской обыватель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обыватель бэббит, филистер, мещанин, обитатель, житель, жилец, шмуд, бюргер, мажор, буржуа Словарь… …   Словарь синонимов

  • обыватель —     ОБЫВАТЕЛЬ, мещанин, книжн. бюргер, книжн. филистер     ОБЫВАТЕЛЬЩИНА, мещанство, книжн. филистерство     ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, мещанский, книжн. бюргерский, книжн. филистерский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОБЫВАТЕЛЬ — ОБЫВАТЕЛЬ, обывателя, муж. 1. Постоянный житель какой нибудь местности (устар.). «Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь.» Чехов. Сельские обыватели (крестьяне; дорев.). «Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОБЫВАТЕЛЬ — ОБЫВАТЕЛЬ, я, муж. 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о. 2. Человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными …   Толковый словарь Ожегова

  • ОБЫВАТЕЛЬ — Голодалкиной волости, села Обнищухина. Народн. Ирон. О неимущем, нищем человеке. ДП, 90 …   Большой словарь русских поговорок

  • обыватель — Древнерусское – обитати (обитать, жить). В древнерусском языке слово «обыватель» встречается с середины XI в. Это слово, в своем первоначальном значении, использовалось как название жителя какой либо местности. Гораздо позже слово «обыватель»… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • обыватель —    • гениальный обыватель    • необычный обыватель …   Словарь оксюморонов русского языка

  • обыватель — ОБЫВАТЕЛЬ, я, м Неодобр. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами. // ж обывательница, ы. Обыватель живет у себя где нибудь в Белеве или Жиздре и ему не скучно, а приедет сюда… …   Толковый словарь русских существительных

  • обыватель — я, м.; ОБЫВА/ТЕЛЬНИЦА, ы, ж.    1. Житель какой нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой либо местности.    ► Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все то знакомый народ. Что ни… …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • Обыватель — I м. устар. Постоянный житель какой либо местности. II м. Тот, кто лишён общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живёт мелкими, личными интересами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Обыватель и обывательщина — Дмитрий Калашников — LiveJournal

    Задумался над тем, кто же такой этот обыватель. Поиски привели меня к этой весьма мизантропической статье. Надеюсь, друзья, вы не узнаете себя в этом описании, поскольку обыватели меня почти не читают. Надеюсь.

    В студенческие годы, читая Гейне, например, его «Путевые картины», я удивлялся тому, с какой неистовостью поэт обрушивался на немецких филистеров, давая им убийственные характеристики и разоблачая их ничтожество. Мне казалось, что они не стоят того, чтобы тратить на них перо и время, когда есть враги покрупнее. Но Гейне на то и гений, что он чувствовал громадную угрозу развитию общества именно со стороны филистеров. Эту истину я начал осознавать только теперь в связи с теми изменениями, которые произошли в России за последние 10-15 лет. Мне вдруг пришло в голову, что главным историческим лицом, ответственным за поражение социализма и торжество капитализма в России, является российский обыватель, всегда голосующий за власть, какой бы она ни была. Поэтому есть смысл разобраться в этом феномене.

    Филистер – западное слово, происходит от названия местности на Ближнем Востоке (Philistine), где когда-то проживали филистимляне, постоянно воевавшие с иудеями. Но в социальном значении это слово – филистер – на Западе означает «совершенно прозаическую, нередко, самодовольную индивидуальность, отдающую предпочтение материальным ценностям, а не духовным» (из словаря Уэбстера). С точки зрения западной культуры, все, ориентированные на богатство, являются филистерами. Но надо иметь в виду, — если подходить исторически, — что на заре возникновения капиталистического общества филистер объективно был прогрессивным явлением, поскольку являлся частью третьего сословия – антагониста феодального государства. Как известно, именно это сословие родило буржуазию, энергичное племя предпринимателей и банкиров, из которых вылуплялись выдающиеся личности. Но в этой же среде постепенно образовывался обширнейший слой населения по обслуживанию капиталистического общества и государства, в основном в среде чиновничества. Именно внутри мелкого и среднего чиновничества, составлявшего немалую часть бюргерства, постепенно формировалась психология филистера: примитивных бездуховных особей в человеческом обличье.

    У российского обывателя то же самое происхождение, но с запозданием лет на 100-150. Напомню: у слова «обыватель» есть несколько синонимов: мещанин, бюргер, житель, филистер. Поначалу все эти слова обозначали жителей, обычно, провинциальных городов. Позже слово «мещанин» приобрело значение социальной прослойки, нечто вроде между дворянами и крестьянами. И только по мере развития капитализма в России, где-то начиная с 80-х годов XIX века, слово обыватель стало обозначать социальный тип определенного слоя общества. Не случайно в словаре Даля нет определения обывателя в данном контексте.

    Определение обывателя в СССР отличалось от западного. В словаре Ожегова написано: «Обыватель – это человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами». Естественно, такая формулировка могла родиться только в социалистической стране, в которой общественные интересы преобладали над личными, по крайней мере, на протяжении 50 или 60 лет советской власти, сумевшей нищую Россию превратить во вторую державу мира. Приблизительно до середины 70-х годов обыватель не играл существенной роли в обществе. Он был презираем. И только со второй половины 70-х годов, когда безвольное руководство Брежнева оказалось не в состоянии выдвинуть стратегические общественные цели, обывательская психология начала оживать и распространяться на все больше количество граждан, уже не строителей коммунизма, а клепателей собственного мелкого благополучия. И, конечно, эти настроения приобрели массовый характер после контрреволюции 1991 г., закрепленной расстрелом парламента в 1993 г. Капиталистический принцип – обогащайся! думай о себе! быстро нашел понимание у бывшего советского народа, ныне, превратившегося в многомиллионную армию обывателей. Хочу подчеркнуть: обыватель – это не класс, а определенный тип человеческой психологии и мышления. И этот тип можно встретить в любом классе, в любой социальной прослойке или, как теперь говорят, в страте.

    Какими же характеристиками обладает обыватель? Естественно, он многолик и чтобы его выделить, надо поначалу определить противоположный ему тип, каковым является личность. В самой общей форме разница состоит в том, что личность – это человек, деятельность которого направлена на реализацию общих интересов, каковыми могут быть интересы народа, государства или всего человечества. Личность знает смысл жизни, имеет стратегическую цель. Поэтому она целеустремленна, знает цену времени. Личность бессмертна, потому что ее деяния (мысли, идеи, открытия законов природы и общества и т.д.) распространяются на все человечество. Это как в теории эволюции: онтогенез переходит в филогенез. Последнее возможно благодаря первому. Обыватель же остается в состоянии онтогенеза или организма. Он воспроизводит только себя, хотя и благодаря филогенезу. Иначе говоря, он в своем воспроизводстве эксплуатирует деяния личностей, воплощенные в сознании человечества. Единственная историческая значимость обывателя заключается в том, что кто-нибудь из его потомков может оказаться личностью.

    Стратегическая разница между личностью и обывателем следующая: смерть первого означает продолжение рода человеческого, смерть второго – возврат в неорганический мир, т.е. в пыль, глину, откуда он и вышел.

    И эта разница порождена масштабностью и ориентированностью интересов: деятельность обывателя ограничена собственными интересами. Но чтобы на них зациклиться, необходимо обладать суммой специфических качеств, как раз и дающих на выходе обывателя. Обыватель почти равен филистеру, т.е. он универсален, хотя и существуют некоторые национальные особенности. Но они не столь существенные.

    Итак, прежде всего, обыватель асоциален. Он избегает вовлеченности в общественную жизнь, концентрируясь на своей семье, доме, даче, машине. Его в принципе не волнует, что происходит на земле, в своей стране. Мозг его не мучается в поисках неизведанного. Он будет с удовольствием годами чего-то достраивать, чего-то улучшать в своей квартире или на даче. И находить в этих мелочах громадное удовольствие.

    Во-вторых, он аполитичен. Причем по двум причинам. Одна – вовлечение в общественную жизнь отрывает его от несметных дел насущных. Другая, более важная причина: участие в политике предполагает необходимость что-то читать, в чем-то разбираться, куда-то ходить, против кого-то выступать. Все это хлопотно и небезопасно. Безопаснее бездумно проголосовать за власть. И таким образом на всякий случай исполнить свой «гражданский долг». Обывателю может даже и не нравится эта власть, но он не будет с ней бороться. Он предпочтет побрюзжать перед телевизором, покритиковать президента, премьер-министра, олигархов. Но, повторяю, бороться он с ними не будет. Его хата с краю. При этом он сошлется на возраст, на здоровье или на то, что «все равно ничего не изменишь».

    В-третьих, уже в силу двух указанных качеств обыватель не образован или полуобразован. В принципе он может иметь высшее образование или даже какие-то научные звания и степени. Не имеет значения. Он не занимается систематически своим самообразованием. Любое образование, полученное ранее, сводится на нет, если постоянно не пополнять его новыми знаниями. Политически обыватель совершенно безграмотен. Он не читает книг ни про «политику», ни про «экономику». Его чтивом обычно являются детективы, какая-нибудь Маринина (в России) или госпожа Сталь (на Западе). У него абсолютно атрофированы мозги, посему он не в состоянии анализировать. Он может только заглатывать телевизионные интерпретации событий.

    В-четвертых, отсутствие аналитических способностей проявляется в конкретности мышления обывателя. Аргументом в спорах является его личный опыт или опыт его знакомых. Пример: ему говорят, что население России катастрофически уменьшается с каждым годом, средняя продолжительность жизни мужчин докатилась до 57-58 лет. Он в ответ: все это ерунда, вон, Манька второго понесла, у Катьки трое, а соседу более 80 лет. То есть обыватель не в состоянии соразмерить «общее» и «частное».

    В-пятых, поскольку у обывателя нет жизненной стратегии, он не может рассчитать ни свое, ни чужое время. С одной стороны, он всегда и везде опаздывает, с другой – ему всегда некогда. Он совершенно не организован и потому, что в принципе ему на всех и на все наплевать. Обыватель хаотичен; он — главный союзник закона возрастания энтропии, т.е. смерти.

    В-шестых, обыватель скорее всего верующий человек. Отсюда его рабская покорность власти (вся власть от бога). Отсюда же неприятие науки и в то же время постоянное пользование ее плодами. Он всегда говорит, что наука – это чушь. И уж человек никак не мог произойти от обезьяны. Причем, сошлется на какого-нибудь придурка-«ученого», который, дескать, опроверг Дарвина. Но если на Западе, среди развитых стран, значение религии постоянно уменьшается, то в России, наоборот, оно возрастает. Причем русский верующий обычно агрессивен и тоталитарен. Он не признает других религий или отклонений от Православия.

    В-седьмых, обыватель завистлив по природе. Он завидует успехам другого обывателя (естественно, успехами могут быть только: квартира побольше, машина получше, мебель подороже и все остальное из этого же ряда). Особенно он завидует обывателям богатым. Как бы он их не ругал, он сам мечтает попасть на их место. Обратная сторона зависти – ненависть. Это чувство у русских ярко выражено в отношении не только людей, но и государств. Среди нелюбимых – богатые государства Запада и, конечно, же США. Обыватель-ученый или журналист все время пишет, какая в США бездуховность, и что их экономика вот-вот рухнет и вообще Запад – дерьмо. Когда твоя страна в дерьме, хочется внушить себе, что и другие страны в дерьме. Это форма психологической защиты, своего рода форма комплекса неполноценности. Реалистически оценивать обыватель ничего не может из-за отсутствия мозгов и знаний; остается животно ненавидеть и поливать грязью процветающих. Столь же естественно он ненавидит «умников», особенно, если не дай бог этот умник еще и процветает. Хотя на-Руси-в-России это почти исключено.

    В-восьмых, очевидным признаком обывателей является их поголовная любовь к телевизионным сериалам типа «Богатые тоже плачут», а молодняка – к хождению на футбол или массовые концерты каких-нибудь рок-групп. В этой массовости они растворяются среди своих, здесь нет «умников». Любовь к массовым зрелищам определяет общий уровень их культуры. Они также обожают пикантности из личной жизни артистов, политиков или принцесс. Кто с кем Пугачева, или была ли принцесса Даяна беременна и сколько у нее было любовников. Это им интересно.

    В-девятых, в силу своей природной глупости и серости для них очень важна внешняя форма, то что в социологии определяется явлениями «казаться» или быть. Филистеры на Западе форме придают исключительное значение. Особенно это заметно среди так называемого среднего класса и элиты. В Англии форма была доведена до маразма в такой элитной школе как Итон. Здесь давались не знания, а «знания» поведения в обществе. Это привело к тому, что уровень знаний английской элиты-аристократии деградировал настолько, что она не могла поддерживать разговоры на серьезные темы с немцами или французами.

    В капиталистической России быстро освоили этот уровень «казаться», прежде всего, среди высшего слоя буржуазного класса. Обывательницы стараются перещеголять друг друга бриллиантами, «дорогими» мужьями, друзьями, «вхожими в дом», а мужчины – конечно же, у кого дороже костюм, часы или машина. Новые русские обыватели все время пытаются потрясти Запад дорогими заказами в ресторанах. Особенно большим шиком считается купить бутылку вина за 20 или 40 тыс. евро. Здесь это воспринимается как идиотизм, но русские обыватели этого не замечают. Они слишком глупы, чтобы обходится без показной «шикарности».

    Обыватели-артисты постоянно хвастаются своими машинами. Почему-то считается иметь лимо (лимузин) – очень здорово. На Западе лимузин обычно используется в функциональных целях (свадьба, отвоз из аэропорта), и только негры в Вашингтоне почитают эти лимузины как «пыль в глаза» точно так же, как одна российская певица постбальзаковского возраста.

    В-десятых. Обывательщина многообразна и поэтому можно без конца перечислять ее качества. Вот еще некоторые признаки обывателя: вовремя не отвечать на письма, постоянно опаздывать в гости, никогда не выполнять обещанное в срок, никогда самому не проявлять инициативу, стремление всегда поиметь халяву и т.д. из этой же серии.

    В целом же российский обыватель – это опора режима, опора нынешнего капиталистического строя. Этот тот самый электорат, который проголосует за любого человека от власти, абсолютно не понимая последствий ни для страны, ни даже для себя. Такова их природа, порождаемая капиталистическим обществом. Бороться с ними бессмысленно, потому что они не являются социальной силой, организованной в какие-то структуры: в партии или движения. Они – болото, точнее тина, обволакивающая все общество своей беспросветной тупизной. Именно обыватель, формирующий социальное явление обывательщины, представляет собой фермент разложения всего общества, он становится катализатором интеллектуальной деградации, особенно заметной в нынешней России. Поэтому бороться надо не с ним, а с государством, которое это явление породило. В России таким государством является государственный криминально-олигархический капитализм.

    Олег Арин
    Источник

    dm-kalashnikov.livejournal.com

    ОБЫВАТЕЛЬ — это… Что такое ОБЫВАТЕЛЬ?

  • обыватель — См. житель городской обыватель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обыватель бэббит, филистер, мещанин, обитатель, житель, жилец, шмуд, бюргер, мажор, буржуа Словарь… …   Словарь синонимов

  • обыватель —     ОБЫВАТЕЛЬ, мещанин, книжн. бюргер, книжн. филистер     ОБЫВАТЕЛЬЩИНА, мещанство, книжн. филистерство     ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, мещанский, книжн. бюргерский, книжн. филистерский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОБЫВАТЕЛЬ — ОБЫВАТЕЛЬ, обывателя, муж. 1. Постоянный житель какой нибудь местности (устар.). «Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь.» Чехов. Сельские обыватели (крестьяне; дорев.). «Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОБЫВАТЕЛЬ — Голодалкиной волости, села Обнищухина. Народн. Ирон. О неимущем, нищем человеке. ДП, 90 …   Большой словарь русских поговорок

  • Обыватель — Термин «обыватель» имеет несколько значений: в современном языке  ограниченный человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску слово приобрело после революции 1917 года[1]; житель какой нибудь местности. Первоначальное, ныне устаревшее …   Википедия

  • обыватель — Древнерусское – обитати (обитать, жить). В древнерусском языке слово «обыватель» встречается с середины XI в. Это слово, в своем первоначальном значении, использовалось как название жителя какой либо местности. Гораздо позже слово «обыватель»… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • обыватель —    • гениальный обыватель    • необычный обыватель …   Словарь оксюморонов русского языка

  • обыватель — ОБЫВАТЕЛЬ, я, м Неодобр. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами. // ж обывательница, ы. Обыватель живет у себя где нибудь в Белеве или Жиздре и ему не скучно, а приедет сюда… …   Толковый словарь русских существительных

  • обыватель — я, м.; ОБЫВА/ТЕЛЬНИЦА, ы, ж.    1. Житель какой нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой либо местности.    ► Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все то знакомый народ. Что ни… …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • Обыватель — I м. устар. Постоянный житель какой либо местности. II м. Тот, кто лишён общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живёт мелкими, личными интересами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *