2.3. Цель и смысл жизни человека – SOOCIETY
Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.
Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных Целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.
Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека.
Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.
Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет — в ад.
Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70—75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко.
Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.
Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.
Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе.
Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.
Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.
Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.
Стремление оставить свой след в истории — смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей.
Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.
И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.
Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.
Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?
Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества.
Вопросы и задания
1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком конечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?
2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?
3. Как понимает проблему смысла жизни философия?
4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни общества?
5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизненного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?
6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходимо ли это? Почему?
7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.
8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».
Объясните, в чем он видит смысл жизни.
9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смысла жизни:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет; Но с
благодарностию: были.
2.3. Цель и смысл жизни человека
Оценкаsoociety.ru
Цель и смысл жизни человека
Почему я не миллионер?! Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавал себе этот вопрос. Но в свое оправдание находил тысячу ответов-отговорок. В чем же истинная причина столь кардинального различия в материальном и социальном статусе людей? Кто и как распределяет их роли в этом мире? На самом деле сам человек определяет свою судьбу и свое место в обществе через поиск смысла своей жизни.
В чем заключается смысл жизни человека?
Известно множество ситуаций, когда человек, мечтавший о богатстве, внезапно получал его, но через некоторое время он вновь становился бедным и продолжал мечтать. В чем феномен подобных случаев?
Бытие определяет сознание. Сознание, точнее, осознанность окружающей действительности и восприятие мира как целостного образа и сформированная на этом фоне система ценностей определяют бытие. Смысл жизни человека является непосредственным отражением этой взаимосвязи, определяющим его место и роль в человеческом обществе. Под эту формулу подстраивает человек свои дела и поступки.
Главная особенность человека как биологического вида – это социум. С ним тесно связана природно-биологическая роль каждого индивидуума – сохранение вида и продолжение рода. Человеческое общество — единый живой организм. Именно поэтому, говоря о смысле жизни, мы непременно связываем это понятие с реализацией человеком своих возможностей и способностей, взаимоотношениями и оценкой его деятельности другими людьми. Потребность реализовать и утвердить себя в обществе является стимулом для саморазвития и продвижения вперед.
Обретая смысл жизни, человек сам определяет свое место в мире — быть ему миллионером или нищим, бродягой или великим ученым, иметь большую семью или оставаться одиночкой. Фактически, таким образом, он рисует себе путь и ставит цели, которые стремиться достичь.
Как связаны цели человека со смыслом его жизни?
Некоторые психологи определяют целеустремленность как главную составляющую успеха. Одновременно нередко можно встретить энергичных волевых людей, которые легко решают поставленные задачи и осуществляют задуманное. Но в целом они не могут похвастаться сколько-нибудь значимыми достижениями, в жизни их сопровождает неудовлетворенность. Проблема в подобных случаях заключается в видении (понимании) человеком смысла жизни и соответствии ему поставленных целей.
Как связаны цель и смысл жизни человека? Смысл жизни определяет результат, а цель – пути его достижения. Цель без смысла подобно хаотичному движению молекул, которые, постоянно меняя траекторию и сталкиваясь, теряют большую часть своей энергии. Цель – маяк, который не позволяет сбиться с осмысленного пути!
Как человеку изменить свой жизненный путь?
Если задать вопрос о смысле жизни, многие люди не смогут дать быстрый ответ или произнесут штампованные фразы, продиктованные социальными установками, но не отражающие истинную картину. Тем временем большинство значимых проблем в жизни связанны именно с его пониманием и определением. Может ли сам человек повлиять на ситуацию и изменить свою жизнь?
Говорят, если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему. Это выражение напрямую связано с поиском смысла жизни. Смысл жизни нельзя приобрести или получить в дар, невозможно создать, но можно найти. Он есть всегда! Важно только, чтоб было стремление к поиску, желание изменить свое положение в обществе и отношение общества к себе, обрести уверенность, повысить самооценку, получать радость и удовлетворение от своего существования. Поиск заключается в переосмысливании действительности и перестройке иерархии собственных ценностей, определении в новом свете своей жизненной стратегии и перспективы.
—————————-
Курс М.С. Норбекова Мастерская успеха открыт специально в помощь тем, кто искренне желает осознать свое предназначение в этом мире, раскрыть свои способности и понять, куда вкладывать свои силы. Такие курсы познания цели и смысла жизни помогут понять, как стать успешным и жить в согласии со своей душой и сердцем, обретая безграничное счастье.
Если Вы хотите правильно определить свою систему ценностей, обрести новый смысл и по-новому взглянуть на себя со стороны, посетите тренинг Жизненные ценности и Время перемен, которые проводит Центр М.С. Норбекова. Пройдя курсы формирования своей системы жизненных ценностей, Вы научитесь определять свои слабые и сильные стороны, работать над постановкой жизненных целей и выделять наиболее важные из них.
norbekov.com
2.6. Цель и смысл жизни человека
Первая и главная потребность человека — потребность жить. Перед этой потребностью все остальные потребности отступают на второй план, подчиняясь главной потребности — жить. Но и на этот, казалось бы, совершенно понятный вопрос, нет однозначного ответа. Возникают вопросы: зачем жить, во имя чего жить, как жить? Это вопрос о смысле жизни. Французский философ Альбер Камю дал оригинальный ответ на этот вопрос: Основной вопрос философии, — писал он, — заключается в том, «стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой».Если этот вопрос разрешен, все остальное чепуха. Откровенно пессимистически судил о ценности жизни немецкий философ-нигилист Ф. Ницше: «О жизни мудрейшие люди всех времен судили одинаково: она не стоит ничего».
Так же как гамлетовский вопрос: быть или не быть -вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы ее жить — возникает перед человеком всегда, когда он находится в пограничной ситуации между жизнью и смертью, когда он поражен неизлечимым недугом, когда он встал перед фактом предательства своих близких, когда здоровый отец не может спасти детей от голодной смерти в условиях безработицы.
Вопрос о смысле жизни возникает в кризисных ситуациях в жизни общества и его членов, но он всегда индивидуально окрашен оптимистически или пессимистически. «Жизнь человеку дается только один раз, — говорил устами своего героя П. Корчагина Н. Островский, — и надо ее прожить так, чтобы не было больно, мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Это оптимистический вариант смысла жизни в условиях полного энтузиазма советских людей в эпоху строительства социализма.
Испанский философ Ортега-и-Гассет видел смысл жизни в том, чтобы жить. Тело человека, его разум, его душа рассматриваются лишь в качестве средства — с которыми исходное «я» человека встречается и которыми оно располагает для осуществления основной задачи жить. Тело человека, его разум, душа — это не он сам. Кто же он сам? А он тот, кто со всем этим должен жить.
Но ведь живет не только человек. Живут все виды животных, живут растения. Ортега не отвечает на вопрос: в чем же смысл человеческой жизни в отличие от жизни вообще.
Подлинный смысл жизни состоит в том, чтобы реализовать свои способности, трудовые и творческие задатки, в избранной сфере жизнедеятельности и оставить в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Построить дом, воспитать сына, посадить дерево.
Определить смысл жизни — это, значит, выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть значимые социальные ценности: семья, профессия, общественный и политический идеал, который надо реализовать в индивидуальной жизни, мировоззрение и духовные ориентиры своей жизни.
Люди издревле задумывались о том, от чего зависит их жизнь. Сами они определяют свои действия, или же существуют некие высшие силы, которые руководят человеком, управляют им, словно марионеткой на веревочке. Для обозначения этих сил древние придумали слова: «карма», «ананке», «фатум», «судьба», «рок».
Как бы ни стремился человек уйти от того, что предначертано ему судьбой, ничего не получится, все произойдет именно так, как должно произойти. Подобные взгляды получили широкое распространение в Древней Греции и Древнем Риме. Так, например, знаменитый римский оратор Цицерон говорил: «Жизнью управляет не мудрость, а судьба». В древнегреческой мифологии существовали три богини судьбы — мойры: Клото, Лахезис и Атропос. Они были слепы и сматывали в клубок нити человеческих жизней. Время от времени нить обрывалась, и тогда они протягивали новую. Подобные взгляды получили название фатализм. Фаталисты убеждены, что человек не властен изменить свою жизнь. Эта позиция в определенной степени удобна: если человек ничего не может сделать против судьбы он ни за что не отвечает, его нельзя судить за его поступки, потому что так было предначертано. Персидский поэт Омар Хайям писал: «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?» Однако многие, верящие в судьбу, не отрицали и самостоятельной деятельности людей. Наличие судьбы не означает, что человек должен опустить руки и, ничего не делая, обреченно дожидаться своего конца. В рамках предопределенности человек обладает свободой воли и может действовать самостоятельно.
В древности же появилась еще одна точка зрения на жизнь людей, весьма мрачная и безысходная. Ее сторонники — пессимисты — убеждены в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится. Все идет к худшему, кроме печалей, скорби и страданий, жребий человеческий ничего не включает в себя. Будущее мрачно и беспросветно. Сегодня хуже, чем вчера, а завтра будет хуже, чем сегодня. От жизни, от людей, которые нас окружают, следует ожидать одних только гадостей. Примером такого взгляда может служить другое высказывание Омара Хайяма: «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой».
Интересные взгляды на отношения человека и мира сложились у скептиков. Скептицизм тоже возник в Древнем мире, и главный его вывод можно сформулировать так: разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на Земле. Все наши познания относительны, во всем нужно сомневаться. Крайний скептицизм может привести к тому, что человек вообще разуверится во всем и будет подвергать сомнению даже устоявшиеся моральные нормы и принципы, словно Фома Неверующий (названный так, поскольку не верил в воскресение Христа, пока тот не явился к нему лично и не сказал: «Веруй, Фома!»). Но, видимо, умеренный, здоровый скептицизм людям необходим. Не нужно моментально принимать чужие точки зрения, какими бы авторитетными ни были люди, сформулировавшие их. Все нужно подтверждать своим опытом, как говорится, «доверяй, но проверяй».
Очень тяжело и неприятно общаться с циниками — людьми, совершенно отрицающими любые моральные устои и нормы. Циники даже гордятся своим пренебрежением к общепринятым правилам. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого вообще нет. Делай так, чтобы тебе самому было хорошо». Значит, можно врать, обманывать, исподтишка делать гадости людям.
Но существует огромное множество людей, которые, напротив, верят в лучшее, в то, что прекрасен и сам человек, и его жизнь. Таких людей называют оптимистами. Они убеждены, что наш мир — лучший из всех миров. Трудно быть оптимистом в наше время, когда вокруг столько страданий и горя, бездомных и нищих, когда переживаешь за каждую беду, происходящую в стране. Но верить в лучшее будущее, в добро, в его победу над разрушительными силами зла все равно нужно. Наверное, многие из вас назовут безудержных оптимистов просто-напросто чудаками или дураками. А вот осторожный, деятельный оптимизм, с опорой на собственные силы — совсем другое дело, он отличает мужественных и сильных людей, не привыкших пасовать перед неприятностями. «Прорвемся!» — говорят они. Именно благодаря таким людям и происходят изменения к лучшему. Весьма оптимистичны, к примеру, следующие строки Л. Н. Толстого: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».
Некоторые люди видят смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях. Благом для человека они считают то, что приносит ему наслаждение, в этом и есть смысл человеческого бытия. Но не надо думать, что наслаждение — это праздная жизнь, пьянство, обжорство, гулянки. Удовольствие люди могут получать и от любимой работы, от общения друг с другом, от прочтения интересной книги.
Мы видим, что существует огромное разнообразие во взглядах людей на смысл своего бытия, своей деятельности, на отношение к миру. Невозможно сказать, кто хороший или плохой, только по его взглядам. Среди ваших друзей могут быть пессимисты и оптимисты, скептики и фаталисты. Наверное, трудно дружить с циниками, уж очень негативно они относятся ко всему, во что верит большинство людей. Но ведь этот цинизм может быть показной, наигранный, обусловленный малым опытом жизни. Да и сами мы можем меняться. В какие-то моменты жизни мы — оптимисты, и жизнь представляется прекрасной поляной, освещенной солнцем. В другие же дни мы — пессимисты: все валится из рук, все плохо, и мы успокаиваем себя тем, что «нет такой ситуации, которая не могла бы измениться к худшему», и то, что с нами происходит, — далеко не самое плохое.
Важной проблемой при разговоре о смысле жизни является проблема смерти. Размышляя о своей жизни, человек знает, что она конечна, но не может себе представить этого. Знание о том, что он смертен, существенно отличает человека от зверя. Вот почему человек спешит жить, осознавая конечность своей жизни, стремится оставить свой след, продолжить себя, свое существование в своих детях. Он страшится смерти, как всякого неизвестного. Поэтому и утешают себя верующие представлениями о другой жизни — загробной, о царстве небесном, о перевоплощениях. «Какой это ужас, что человек (вечный филолог) нашел слово для этого — «смерть». Разве ЭТО возможно как-нибудь назвать? Разве ОНО имеет имя? Имя — уже определение, уже «что-то знаем». Но ведь мы же об этом НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ», — писал русский философ В. В. Розанов. Смерть — это то, с чем человек, по сути своей, никогда не смирится. Он помнит об ушедших близких, и память делает их живыми.
Как вы думаете, может ли один и тот же человек быть в отдельные моменты своей жизни пессимистом, оптимистом, скептиком, фаталистом и так далее? Когда вы смотрите в будущее с оптимизмом, а когда все кажется вам черным и мрачным?
Люди по-разному относятся к жизни и своему месту в ней. Кто-то полагает, что достаточно быть просто наблюдателем, следить за тем, что происходит, подстраиваться под ход событий или под действия других людей. Такую жизненную позицию можно назвать пассивной. Другие, напротив, отводят себе роль активного участника всех событий, их вдохновителя и конструктора. Они живут не вне ситуации, а внутри ее, влияют на ее развитие, меняют что-то в своих целях и интересах. Такая позиция называется активной. Ее выражением, например, могут служить слова И. Гете: «Быть человеком — значит быть борцом».
Ученые используют для определения позиции людей и другие термины. Вы наверняка слышали слово конформизм. Оно обозначает позицию человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам. Конформисты никогда не отстаивают своих принципов, не заявляют о своей точке зрения. Они, как флюгеры, крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер». Они всегда лебезят перед начальством, учителями, классным руководителем, их невозможно представить спорящими. Быть конформистом иногда очень удобно, но это недостойно, ибо граничит с беспринципностью, трусостью, соглашательством. Для подобных людей представления о добре и зле во многом являются стертыми, размытыми. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Можно изменить многому, но только не самому себе, своим принципам, своей совести. Другой мыслитель, тоже немец, Ю. Рупп, высказался так: «Тот, кто не следует истине, которую признает сам, становится злейшим врагом истины». Так что в конечном счете конформиста перестают уважать и общаться с ним.
И, напротив, есть люди, которые не подстраиваются под других, у них существует своя жизненная позиция, и они не боятся отстаивать ее. Их можно назвать нонконформистами. В подобных людях много хорошего: это способность высказать и защитить свое мнение, самостоятельность в действиях. Они не боятся взять на себя ответственность за принятое решение, никогда не станут перекладывать вину за неудачу на других. Но есть и недостатки. К примеру, для некоторых из них главное — отличаться и всегда предлагать что-то свое, даже если это не всегда уместно. Про одного из известных российских революционеров Л. Д. Троцкого его противники говорили, что этот человек всегда приходит со своим стулом. Люди такого склада — очень неудобные партнеры и собеседники, потому что видят только себя, для них важно не дело сделать, а себя показать.
Наиболее продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом понимается умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусторонним движением: каждый из партнеров в чем-то уступает другому, они идут навстречу, проходят свою половину дороги и протягивают друг другу руки. Главное при достижении компромисса — стремление сторон во что бы то ни стало решить проблему, проанализировать ситуацию со всех сторон, достичь цели. Когда вы сталкиваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, подумайте, в чем ее причина. Не лучше ли уступить во имя сохранения мира? Но компромисс не всегда уместен. Если предполагаемая уступка затрагивает ваши существенные принципы и моральные установки, никакой компромисс невозможен. И тогда похвалой будет звучать: «Этот человек принципиальный, бескомпромиссный».
Существуют ситуации, когда необходимо обеспечить полное согласие, единый подход по какому-либо вопросу. Такое согласие называется консенсус. Его можно достичь в том случае, если вопрос особенно важен и значим для людей.
Как сформировать активную жизненную позицию, научиться отстаивать свою точку зрения? Кто из ребят вашего класса предпочитает активную роль участника событий, а кто — роль зрителя, наблюдателя, подстрекателя? Как вы ведете себя в сложных ситуациях?
Говоря о смысле человеческой жизни и жизненной позиции людей при достижении своих целей, мы не упомянули об одном очень важном понятии — о счастье. Действительно, каждый человек, кто явно, кто скрытно, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного это получение большого богатства. Для другого — успешная карьера, достижение высоких постов и должностей, обретение власти. Для третьего счастье — это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга. Счастье — чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми. «Счастье — это когда тебя понимают», — написал в сочинении один из героев популярного кинофильма о школе «Доживем до понедельника». И это не единственная формула счастья. У каждого человека она своя.
Познакомьтесь с некоторыми определениями счастья, высказанными известными людьми.
«Счастье — это когда человек хорошо выдумал себя и любит выдумку о себе…» (М. Горький).
«Все без исключения стремятся к счастью. Это — мотив всех действий людей, даже тех, которые намерены повеситься» (Б. Паскаль).
«Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни» (Аристотель).
«Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей — уверенности и репутации. Ведь обе они порождают удовлетворение: первая — в самом человеке, вторая — в других по отношению к нему» (Ф. Бэкон).
studfile.net
Цель и смысл человеческой жизни (стр. 1 из 2)
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Факультет «Экономика право и гуманитарные науки».
Реферат на тему: Смысл и цель человеческой жизни.
По дисциплине: Философия.
Выполнил: Студент группы 3-21-34з
Суворова А. А.
Проверил: Лазаричева Е. С.
2008.
Введение.
Мы живем. Доподлинно неизвестно, почему, но так уж вышло, что мы рождаемся, дышим, спим, едим.… И наблюдаем за миром…
И лишь где-то в середине своей жизни, мы вдруг задаем себе вопрос: «Зачем?» Зачем мы живем в этом жестоком, нежном, мудром, глупом, циничном, трепетном, непонятном мире? Зачем мы подвергаем мукам свою мать, рождаясь на свет, а потом терзаем ее то детскими болезнями, то переходным возрастом? Зачем отбываем 11 лет за школьной скамьей? А затем, потея и волнуясь, поступаем в высшее учебное заведение и еще пять лет подвергаем себя «напичкиванию» знаний, чтобы потом обнаружить, что объявление о работе вовсе не дожидается нас на первом столбе.… Зачем мы женимся и выходим замуж?
Словом, вдруг, резко и неожиданно, рано, или поздно, в младенчестве или в старости, каждый из нас начинает лихорадочно искать смысл жизни. Сначала, кажется, что ответ лежит на поверхности, что стоит только ухватит кончик мысли, и суть будет понятна.… Со временем становится понятна лишь вся абсурдность этого занятия, и тут уж пути расходятся. Кто-то заталкивает бунтарские мысли в дальний угол сознания, кто-то находит для себя наиболее приемлемый вариант, а кто-то делает поиск смысла жизни самим смыслом жизни.
Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.
Вопрос о смысле жизни.
Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур — во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Стоики — в является жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.
Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире — как собаки и кошки в наших библиотеках» Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.
Цель человеческой жизни.
В течение долгих веков исторической жизни человек не мог не задумываться
над этим вопросом, так или иначе выраженным. И действительно, бесчисленное множество существует ответов на него, более или менее общих, более или менее различных, смотря по эпохам, когда они давались, по племени, в среде которого находились.
Между всеми идеями, в различные эпохи руководившими человека, есть одна, которая не подлежит выделению как по общности своей, так и по свободе ее выбора: идея, что человеческое существование не заключает в себе какого-либо иного смысла, кроме как устроение его собственных судеб на земле.
Во всех высших сферах своей жизни человек, можно сказать, довольно
неосознанно ищет Бога. Постижение Божественного и Вечного в себе и в мире, установление гармонии между собой и миром, приведение своего существа и своей жизни в согласие с Бесконечным, предстает в высших частях человеческой природы как сокровенная цель и предназначение человека.
Смысл и ценности жизни.
Смысл жизни – как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремиться человеческая душа.
Роль смысла в человеческой жизни заключается в следующем:
1. Стремление к смыслу – ценность для выживания.
Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудиться, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, может выдержать любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.
2. Жизнь человека не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.
Смысл – то, чем человек воодушевляется для жизни, — он может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.
3. Смысл нельзя дать, его нужно найти.
Смысл – не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла — не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, который мы «схватываем» внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.
4. Смысл может быть найден, но не может быть создан.
Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна «трансценденция» за пределы самого себя — выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он – результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.
5. Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных.
Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл.
В реальной жизни все виды ценностей – а значит, и смыслов – тесно связаны и переплетены, они не отстают механически друг от друга, составляют единый сплав.
Чем более иерархическим и деспотичным является общество, тем в меньшей степени индивидом позволяют выбирать свои «высшие ценности». Ведущие смыслы оказываются, предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как сваи, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться.
Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей.
Смысл и бессмыслица.
Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл – не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл – всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.
Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:
1. Скука.
Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блеклые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука — это дефицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.
2. Депрессия, тоска, раздражение.
3. Отсутствие значимых целей.
Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.
4. Собственная незначительность, ненужность, личностное одиночество.
5. Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.
6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.
В противоположность этому наличие смысла жизни, описывается через такие моменты, как:
1. Спонтанный интерес к жизни и к людям.
Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встречи, разговоры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоциональный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет, прежде всего «интересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.
2. Спонтанная радость.
Наличие у жизни смысла проявляется в радости, которая на первый взгляд может казаться беспричинной. На самом же деле смысл является важнейшим ее источником. Необходимо подчеркнуть, что смысл — внутренняя значимая цель — осознается не во всякую минуту, он существует незримо за рамками наших практических действий и рациональных рассуждений как их скрытая предпосылка, как та сокровенная сила, которая воодушевляет нас. Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.
mirznanii.com
Философия о смысле жизни человека
План:
1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни
2. Поиск смысла жизни
Введение
Человек единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом обсуждения. Призвание, назначение, задача всякого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры смысл жизни общества. Смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека Смерть страшна для тех, кто не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет. Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни.
Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений.
Вопрос о смысле жизни, так или иначе, встает перед каждым человеком — если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни — и стремится найти его. Но бывает, что о смысле жизни приходится думать и в старости, и в предсмертном состоянии. Не всегда легко это столкновение единичного человека с самим собой как частицей громадного, бесконечного мира. Страшно ощутить бесконечность в самом себе — и страшно не заметить ее. В первом случае — это невероятная тяжесть ответственности, слишком ликующая гордость, от которой может порваться душа; противоположность — чувство собственной нелогичности, безысходности существования, отвращение к миру и к себе. Однако размышление о смысле жизни необходимо любому человеку, без него нет полноценных людей.
1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни
Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все — таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.
Существует два ответа к решению этого вопроса:
1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях, для этого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает усмыслимой жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть ни что иное, как действенное соучастие в богочеловеческой жизни.
2. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия. Придаем смысл жизни и тем самым выбираем и создаем человеческую сущность, только мы и не кто другой.
Осознание смысла жизни, как главной ценности, носит исторический характер.
Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.
Жизнь осмысленна — когда ты для чего-то нужен и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном состоянии, в паутине повседневных забот и в болоте узкомещанских интересов — человек не перестает быть всеобщим, принадлежа не только себе, своей семье, своему классу, — но и человечеству в целом, и миру во всей его полноте. Конечно, отдельный человек, индивид — не может быть и человеком вообще, это разные уровни. Но человек вообще представлен в каждом отдельном человеке, поскольку всеобщее может существовать лишь как общность своих представителей. В каждом из них раскрывается своя сторона всеобщего — и любая его сторона необходимо должна быть кем-то представлена, обязана воплотиться и пройти свой путь как вещь, или живое существо.
Когда человек живет осмысленно — ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, — это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя — это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, — хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.
Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:
Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
Не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души.
Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра.
Смысл содержится в самой жизни, но, в отличии от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находит в ней сам. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.
Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего.
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.
Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.
Что касается радости как смысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Даже ребенок с его очень подвижной нервной системой направляет свою радость вовне, на предмет или действие, ее вызывающие. Радость, следовательно, так же не самоцель, а следствие достигнутой цели. Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда этого требует объективная необходимость, когда человечество в целом достаточно созрело для принятия, для освоения именно этой стороны своего существования. Иными словами, смысл жизни отдельного человека осознается тогда, когда эта жизнь становится действительно всеобщей, когда действия и поступки человека — это не индивидуальные его особенности, а нечто присущее многим людям, хотя бы и в разной степени, и не все вместе
Но все – таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:
Смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;
Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;
Смысл жизни в достижении некого идеала человека;
Смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.
studfile.net
Цель и смысл жизни человека. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию
Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:
1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.
2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.
3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.
Смысл жизни человека:
1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.
2) Смысл жизни в самой жизни.
3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.
Подробнее см. Глава 1 — Общество. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию
humanitar.ru
Цель и смысл жизни человека
Первая и главная потребность человека — потребность жить. Перед этой потребностью все остальные потребности отступают на второй план, подчиняясь главной потребности — жить. Но и на этот, казалось бы, совершенно понятный вопрос, нет однозначного ответа. Возникают вопросы: зачем жить, во имя чего жить, как жить? Это вопрос о смысле жизни. Французский философ Альбер Камю дал оригинальный ответ на этот вопрос: Основной вопрос философии, — писал он, — заключается в том, «стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой».Если этот вопрос разрешен, все остальное чепуха. Откровенно пессимистически судил о ценности жизни немецкий философ-нигилист Ф. Ницше: «О жизни мудрейшие люди всех времен судили одинаково: она не стоит ничего».
Так же как гамлетовский вопрос: быть или не быть -вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы ее жить — возникает перед человеком всегда, когда он находится в пограничной ситуации между жизнью и смертью, когда он поражен неизлечимым недугом, когда он встал перед фактом предательства своих близких, когда здоровый отец не может спасти детей от голодной смерти в условиях безработицы.
Вопрос о смысле жизни возникает в кризисных ситуациях в жизни общества и его членов, но он всегда индивидуально окрашен оптимистически или пессимистически. «Жизнь человеку дается только один раз, — говорил устами своего героя П. Корчагина Н. Островский, — и надо ее прожить так, чтобы не было больно, мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Это оптимистический вариант смысла жизни в условиях полного энтузиазма советских людей в эпоху строительства социализма.
Испанский философ Ортега-и-Гассет видел смысл жизни в том, чтобы жить. Тело человека, его разум, его душа рассматриваются лишь в качестве средства — с которыми исходное «я» человека встречается и которыми оно располагает для осуществления основной задачи жить. Тело человека, его разум, душа — это не он сам. Кто же он сам? А он тот, кто со всем этим должен жить.
Но ведь живет не только человек. Живут все виды животных, живут растения. Ортега не отвечает на вопрос: в чем же смысл человеческой жизни в отличие от жизни вообще.
Подлинный смысл жизни состоит в том, чтобы реализовать свои способности, трудовые и творческие задатки, в избранной сфере жизнедеятельности и оставить в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Построить дом, воспитать сына, посадить дерево.
Определить смысл жизни — это, значит, выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть значимые социальные ценности: семья, профессия, общественный и политический идеал, который надо реализовать в индивидуальной жизни, мировоззрение и духовные ориентиры своей жизни.
Люди издревле задумывались о том, от чего зависит их жизнь. Сами они определяют свои действия, или же существуют некие высшие силы, которые руководят человеком, управляют им, словно марионеткой на веревочке. Для обозначения этих сил древние придумали слова: «карма», «ананке», «фатум», «судьба», «рок».
Как бы ни стремился человек уйти от того, что предначертано ему судьбой, ничего не получится, все произойдет именно так, как должно произойти. Подобные взгляды получили широкое распространение в Древней Греции и Древнем Риме. Так, например, знаменитый римский оратор Цицерон говорил: «Жизнью управляет не мудрость, а судьба». В древнегреческой мифологии существовали три богини судьбы — мойры: Клото, Лахезис и Атропос. Они были слепы и сматывали в клубок нити человеческих жизней. Время от времени нить обрывалась, и тогда они протягивали новую. Подобные взгляды получили название фатализм. Фаталисты убеждены, что человек не властен изменить свою жизнь. Эта позиция в определенной степени удобна: если человек ничего не может сделать против судьбы он ни за что не отвечает, его нельзя судить за его поступки, потому что так было предначертано. Персидский поэт Омар Хайям писал: «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?» Однако многие, верящие в судьбу, не отрицали и самостоятельной деятельности людей. Наличие судьбы не означает, что человек должен опустить руки и, ничего не делая, обреченно дожидаться своего конца. В рамках предопределенности человек обладает свободой воли и может действовать самостоятельно.
В древности же появилась еще одна точка зрения на жизнь людей, весьма мрачная и безысходная. Ее сторонники — пессимисты — убеждены в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится. Все идет к худшему, кроме печалей, скорби и страданий, жребий человеческий ничего не включает в себя. Будущее мрачно и беспросветно. Сегодня хуже, чем вчера, а завтра будет хуже, чем сегодня. От жизни, от людей, которые нас окружают, следует ожидать одних только гадостей. Примером такого взгляда может служить другое высказывание Омара Хайяма: «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой».
Интересные взгляды на отношения человека и мира сложились у скептиков. Скептицизм тоже возник в Древнем мире, и главный его вывод можно сформулировать так: разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на Земле. Все наши познания относительны, во всем нужно сомневаться. Крайний скептицизм может привести к тому, что человек вообще разуверится во всем и будет подвергать сомнению даже устоявшиеся моральные нормы и принципы, словно Фома Неверующий (названный так, поскольку не верил в воскресение Христа, пока тот не явился к нему лично и не сказал: «Веруй, Фома!»). Но, видимо, умеренный, здоровый скептицизм людям необходим. Не нужно моментально принимать чужие точки зрения, какими бы авторитетными ни были люди, сформулировавшие их. Все нужно подтверждать своим опытом, как говорится, «доверяй, но проверяй».
Очень тяжело и неприятно общаться с циниками — людьми, совершенно отрицающими любые моральные устои и нормы. Циники даже гордятся своим пренебрежением к общепринятым правилам. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого вообще нет. Делай так, чтобы тебе самому было хорошо». Значит, можно врать, обманывать, исподтишка делать гадости людям.
Но существует огромное множество людей, которые, напротив, верят в лучшее, в то, что прекрасен и сам человек, и его жизнь. Таких людей называют оптимистами. Они убеждены, что наш мир — лучший из всех миров. Трудно быть оптимистом в наше время, когда вокруг столько страданий и горя, бездомных и нищих, когда переживаешь за каждую беду, происходящую в стране. Но верить в лучшее будущее, в добро, в его победу над разрушительными силами зла все равно нужно. Наверное, многие из вас назовут безудержных оптимистов просто-напросто чудаками или дураками. А вот осторожный, деятельный оптимизм, с опорой на собственные силы — совсем другое дело, он отличает мужественных и сильных людей, не привыкших пасовать перед неприятностями. «Прорвемся!» — говорят они. Именно благодаря таким людям и происходят изменения к лучшему. Весьма оптимистичны, к примеру, следующие строки Л. Н. Толстого: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».
Некоторые люди видят смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях. Благом для человека они считают то, что приносит ему наслаждение, в этом и есть смысл человеческого бытия. Но не надо думать, что наслаждение — это праздная жизнь, пьянство, обжорство, гулянки. Удовольствие люди могут получать и от любимой работы, от общения друг с другом, от прочтения интересной книги.
Мы видим, что существует огромное разнообразие во взглядах людей на смысл своего бытия, своей деятельности, на отношение к миру. Невозможно сказать, кто хороший или плохой, только по его взглядам. Среди ваших друзей могут быть пессимисты и оптимисты, скептики и фаталисты. Наверное, трудно дружить с циниками, уж очень негативно они относятся ко всему, во что верит большинство людей. Но ведь этот цинизм может быть показной, наигранный, обусловленный малым опытом жизни. Да и сами мы можем меняться. В какие-то моменты жизни мы — оптимисты, и жизнь представляется прекрасной поляной, освещенной солнцем. В другие же дни мы — пессимисты: все валится из рук, все плохо, и мы успокаиваем себя тем, что «нет такой ситуации, которая не могла бы измениться к худшему», и то, что с нами происходит, — далеко не самое плохое.
Важной проблемой при разговоре о смысле жизни является проблема смерти. Размышляя о своей жизни, человек знает, что она конечна, но не может себе представить этого. Знание о том, что он смертен, существенно отличает человека от зверя. Вот почему человек спешит жить, осознавая конечность своей жизни, стремится оставить свой след, продолжить себя, свое существование в своих детях. Он страшится смерти, как всякого неизвестного. Поэтому и утешают себя верующие представлениями о другой жизни — загробной, о царстве небесном, о перевоплощениях. «Какой это ужас, что человек (вечный филолог) нашел слово для этого — «смерть». Разве ЭТО возможно как-нибудь назвать? Разве ОНО имеет имя? Имя — уже определение, уже «что-то знаем». Но ведь мы же об этом НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ», — писал русский философ В. В. Розанов. Смерть — это то, с чем человек, по сути своей, никогда не смирится. Он помнит об ушедших близких, и память делает их живыми.
Как вы думаете, может ли один и тот же человек быть в отдельные моменты своей жизни пессимистом, оптимистом, скептиком, фаталистом и так далее? Когда вы смотрите в будущее с оптимизмом, а когда все кажется вам черным и мрачным?
Люди по-разному относятся к жизни и своему месту в ней. Кто-то полагает, что достаточно быть просто наблюдателем, следить за тем, что происходит, подстраиваться под ход событий или под действия других людей. Такую жизненную позицию можно назвать пассивной. Другие, напротив, отводят себе роль активного участника всех событий, их вдохновителя и конструктора. Они живут не вне ситуации, а внутри ее, влияют на ее развитие, меняют что-то в своих целях и интересах. Такая позиция называется активной. Ее выражением, например, могут служить слова И. Гете: «Быть человеком — значит быть борцом».
Ученые используют для определения позиции людей и другие термины. Вы наверняка слышали слово конформизм. Оно обозначает позицию человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам. Конформисты никогда не отстаивают своих принципов, не заявляют о своей точке зрения. Они, как флюгеры, крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер». Они всегда лебезят перед начальством, учителями, классным руководителем, их невозможно представить спорящими. Быть конформистом иногда очень удобно, но это недостойно, ибо граничит с беспринципностью, трусостью, соглашательством. Для подобных людей представления о добре и зле во многом являются стертыми, размытыми. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Можно изменить многому, но только не самому себе, своим принципам, своей совести. Другой мыслитель, тоже немец, Ю. Рупп, высказался так: «Тот, кто не следует истине, которую признает сам, становится злейшим врагом истины». Так что в конечном счете конформиста перестают уважать и общаться с ним.
И, напротив, есть люди, которые не подстраиваются под других, у них существует своя жизненная позиция, и они не боятся отстаивать ее. Их можно назвать нонконформистами. В подобных людях много хорошего: это способность высказать и защитить свое мнение, самостоятельность в действиях. Они не боятся взять на себя ответственность за принятое решение, никогда не станут перекладывать вину за неудачу на других. Но есть и недостатки. К примеру, для некоторых из них главное — отличаться и всегда предлагать что-то свое, даже если это не всегда уместно. Про одного из известных российских революционеров Л. Д. Троцкого его противники говорили, что этот человек всегда приходит со своим стулом. Люди такого склада — очень неудобные партнеры и собеседники, потому что видят только себя, для них важно не дело сделать, а себя показать.
Наиболее продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом понимается умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусторонним движением: каждый из партнеров в чем-то уступает другому, они идут навстречу, проходят свою половину дороги и протягивают друг другу руки. Главное при достижении компромисса — стремление сторон во что бы то ни стало решить проблему, проанализировать ситуацию со всех сторон, достичь цели. Когда вы сталкиваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, подумайте, в чем ее причина. Не лучше ли уступить во имя сохранения мира? Но компромисс не всегда уместен. Если предполагаемая уступка затрагивает ваши существенные принципы и моральные установки, никакой компромисс невозможен. И тогда похвалой будет звучать: «Этот человек принципиальный, бескомпромиссный».
Существуют ситуации, когда необходимо обеспечить полное согласие, единый подход по какому-либо вопросу. Такое согласие называется консенсус. Его можно достичь в том случае, если вопрос особенно важен и значим для людей.
Как сформировать активную жизненную позицию, научиться отстаивать свою точку зрения? Кто из ребят вашего класса предпочитает активную роль участника событий, а кто — роль зрителя, наблюдателя, подстрекателя? Как вы ведете себя в сложных ситуациях?
Говоря о смысле человеческой жизни и жизненной позиции людей при достижении своих целей, мы не упомянули об одном очень важном понятии — о счастье. Действительно, каждый человек, кто явно, кто скрытно, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного это получение большого богатства. Для другого — успешная карьера, достижение высоких постов и должностей, обретение власти. Для третьего счастье — это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга. Счастье — чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми. «Счастье — это когда тебя понимают», — написал в сочинении один из героев популярного кинофильма о школе «Доживем до понедельника». И это не единственная формула счастья. У каждого человека она своя.
Познакомьтесь с некоторыми определениями счастья, высказанными известными людьми.
«Счастье — это когда человек хорошо выдумал себя и любит выдумку о себе…» (М. Горький).
«Все без исключения стремятся к счастью. Это — мотив всех действий людей, даже тех, которые намерены повеситься» (Б. Паскаль).
«Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни» (Аристотель).
«Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей — уверенности и репутации. Ведь обе они порождают удовлетворение: первая — в самом человеке, вторая — в других по отношению к нему» (Ф. Бэкон).
Самореализация
Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, профессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности. Что ч того, что ты осознаешь в себе талант художника, важно реализовать его в созданный тобой и получивших общественное признание полотнах. Самореализация — в иерархии потребностей А.Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.
Причем, степень самореализации может быть разной. Например, удалившись от государственной деятельности, российский ученый и общественный деятель В.Н. Татищев, проживая в селе Болдино, увлекся историей и создал исторический труд, проследив основные вехи истории России с древнейших времен до конца XVI века. Татищев впервые ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые уставные грамоты и Судебники. Однако, его труд остался неизвестным современникам и был опубликован спустя много лет после смерти создателя. Безусловно, Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом, не получила признание со стороны образованной общественности.
Существенный вклад в проблему самореализации личности внес итальянский психолог Роберто Ассаджиоли (1888-1974). Ученый уточняет понятие «самореализации», поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу.
С другой стороны — самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о «сверхсознательном Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:
1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; «комплексы», сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т. д.
2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.
3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические «императивы», стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.
4. В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.
5. В центре поля сознания находится точка сознательного «Я», которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания.
6. На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится Высшее «Я», которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями «я». Высшее или истинное «Я» представляет собой постоянный центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.).
7. Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение, наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой.
Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению ученого, полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.
Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо:
1) Глубокое познание своей личности.
2) Контроль над различными ее элементами.
3) Постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра.
4) Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.
Похожие статьи:
poznayka.org