Брачная ночь у армян – «Что покажет простыня». Как древние свадебные традиции Кавказа преследуют современных женщин

Содержание

Красивые традиции первой брачной ночи у армян

Категория: Росчерк пера 05

 Прекрасная горная страна Армения. Гордый, независимый, глубоко ценящий свои исконные традиции народ. Армянская свадьба и непосредственно первая брачная ночь у армян – одна из самых запоминающихся и интересных традиций этого народа.

Армения – прекрасная страна

 Родина армян заключена между хребтов Малого Кавказа. Природа ее уникальна и неповторима: на скромной территории уживаются и сухие степи, и альпийский луга, и леса, и озера. Такая атмосфера может воспитать только достойных людей, красивых и душой, и телом.

 

 Армяне преимущественно христиане, поэтому и традиции их жизни ближе европейскому миру. В отличие от многих народностей Кавказа и Азии, у армян на почетном месте стоит не один отец, но и мать, и бабушка. Женщины в Армении почитаются и являются главными хранительницами семейного очага. Отношение к невесте трепетное, ведь она будет поддерживать счастье в семье. Все обряды армянской свадьбы очень символичны и романтичны, призваны обеспечить будущее счастье семьи.

Свадебные традиции, предшествующие первой брачной ночи

  • Армяне исповедуют христианство, поэтому свадьба предполагает венчание молодых, правда по своим правилам. Основное отличие армянского венчания – это традиция повязывания на руки молодым красной и зеленой ленточки с крестиком.

 

  • После венчания молодые едут домой, окольными путями, избегая той дороги, по которой свадебный кортеж ехал в церковь. Это делается, чтобы сбить с толку злые силы.

 

  • Также для защиты от нечисти есть необычное изделие в виде деревца – урц, которое носят перед новобрачными непосредственно до первой брачной ночи.
  • Первая брачная ночь приходится на второй день свадебных гуляний. Перед близостью молодых, священником проводится обряд «снятия венца». Читаются молитвы, снимаются крестики и ленты, одетые во время венчания.
  • На всем протяжении свадебных гуляний молодых одаривают подарками, чтобы обеспечить будущей семье богатство и счастье.
  • Непосредственно перед главной ночью есть традиция стрелять из ружей.
  • Еще один интересный факт – это пуговицы жениха, они должны быть расстегнуты накануне первой близости, чтобы ничто не помешало молодым.
  • А в кармане молодого хранится замочек, который будет открыт непосредственно на брачном ложе. Очень символично.
  • Близкие подружки невесты готовят для новобрачных угощение в спальне. Обязательно должны присутствовать мед, вино, сладости и фрукты.

 

  • Первая брачная ночь проходит в доме жениха. Все люди и даже животные должны покинуть дом молодых и оставить их наедине для свершения таинства первой близости.

Проверка невинности

 Целомудрие невесты – строгий закон. Первая брачная ночь – это, в первую очередь, тест на невинность. Правда все происходит очень романтично и красиво, поэтому, нет неприятного ощущения использования девушки.

 Мужчина должен ласково подвести свою молодую жену к близости. Он дарит подарки, угощает приготовленными яствами, поит вином из своего бокала. Все это делается для обеспечения благополучия и достатка будущей семьи.

 

 После того как произошла дефлорация, у армян сохранилась традиция предоставлять доказательства девственности. На суд семей предъявляется простынь с кровавым пятном. Известны случаи, когда простынь выставлялась на обозрение всей улицы, чтобы даже малознакомые люди могли проверить честь девушки и всей ее семьи. Если окровавленная простынь не будет предъявлена, участь невесты крайне печальна. Она и вся ее семья будут опозорены, свадьба аннулирована и пристыженная девушка вернется в дом родителей. Отношение соседей к этой семье естественно изменится в худшую сторону.

Традиция «красного яблока»

 Если ночь прошла благополучно, рано утром новоиспеченная жена отправляется к свекру со свекровью и получает в дар красное яблоко с вставленными в него серебряными монетами. Муж же должен был спрятаться до вечера как бы от смущения прошедшей ночью – он буквально убегал от новоиспеченной жены на весь день.  Теперь такой традиции уже нет.

 Родители девушки получали благодарность за честь дочери в виде красного вина или коньяка, красных яблок и даже зарезанной курицы. В современном мире достаточно преподнести корзину красных яблок.

 

 Армянская свадьба – это интересная смесь христианских канонов и обрядов, с какими-то древними языческими традициями. Все моменты очень символичны и наделены особым смыслом. Каждый момент свадьбы выполняется с целью привлечь богатство  и благополучие в дом молодой пары. Можно уверенно сказать, что брачная ночь проходит деликатно и приятно для девушки. Если она невинна, ей можно ничего не бояться и с радостью принимать ухаживания мужа. Армянские жених и невеста очень красивы, браки их крепки и традиции переносятся из поколения в поколение.

 Красоту армянской свадьбы оцените, посмотрев видео (прим. удалено обладателем) .

Источник:
  • < Исламские традиции первой брачной ночи
  • Дмитров и его достопримечательности — магия архитектурного наследия! >

Армянское «красное яблоко» или судьбоносное утро после брачной ночи — Rusarminfo

Среди древних традиций и обрядов, которые соблюдают армяне, со временем все больше споров вызывает действие, которое на протяжении многих веков происходило в подавляющем  большинстве армянских семей, где появлялись молодожены. Принесенное на утро после первой брачной ночи «красное яблоко» и сегодня продолжает символизировать чистоту и крепость заключенного между молодыми союза, хотя современная молодежь все больше считает эту традицию архаизмом, выставляющим напоказ личную жизнь супругов.

В древние времена подтверждение невинности невесты до свадьбы имело практический смысл и гарантировало, что отцом родившегося ребенка является первый мужчина женщины. В наши дни смысл этой традиции немного изменился, и сейчас она символизирует то, что невеста чиста и непорочна и до свадьбы не вступала в половой контакт с другими мужчинами.

Церемония «красного яблока» проводится на следующий день после свадьбы. В ней принимают участие родственницы жениха: его мама, тети, сестры. На утро после первой брачной ночи свекровь проверяет постельное белье новобрачных и если на простыне обнаруживает следы крови, то семья жениха отравляется поздравлять семью невесты.

Поздравив саму молодую, родственницы жениха отправляют семье невесты красное яблоко в знак благодарности за невинность.

Отсутствие следов крови считается позором для семьи невесты и весомым поводом для жениха и его родственников для расторжения брака и возвращения невесты в родительский дом.

Культ девственности существует не только в Армении. Народы Кавказа в большинстве своем также рьяно чтут эту традицию, хотя все чаще простыня со следами девственной крови становится всего лишь формальностью. Девушки уже вступившие в небрачный контакт, но не желающие опозорить свою семью, обращаются к хирургу, который восстанавливает девственную плеву. Стоит такая услуга по-разному, в зависимости от страны от $100 до $400.

древние обряды и обычаи молодоженов

брачная ночь у армян

Жители Кавказа часто привлекают внимание общественности своими древними обычаями и свадебными обрядами, которые сохранились в культуре народов и по сей день. Эти традиции сложились из разных религий, не исключая времен язычества.

Брачная ночь у чеченцев

Брачная ночь после свадьбы в чечне

Так как чеченцы глубоко религиозный народ, брачная ночь у них проходит по заветам Корана.

На третий день торжества жених и невеста остаются наедине для совершения супружеского обряда. Когда гости покидают свадьбу и наступает ночь жених облачается в подаренный родственниками жены костюм и идет в специальную комнату.

Там его ждет невеста, которую привезли замужние родственницы и подруги. Девушке показывают где что лежит и предлагают подготовиться к приходу мужа.

  • Если жених и невеста не были знакомы до свадьбы, то половой акт не является обязательным в первую брачную ночь;
  • В помещении, где спят молодые не должно быть больше никого, включая животных;
  • При совершении полового акта Коран следует завернуть или покрыть чем-нибудь сверху;
  • Жених перед близостью должен прочитать молитву к Аллаху.

Брачная ночь у азербайджанцев

Брачная ночь после свадьбы в азербайджанеТрадиционные свадьбы в Азербайджане налагают на первую брачную ночь ряд обязательств. Хотя большинство из этих традиций уже давно не соблюдается, последнее время стало модно возрождать обычаи и старинные обряды для новобрачных.

Ключевой фигурой в первую брачную ночь в Азербайджане является енгя. В перечень обязанностей этой женщины входит:

  • Половое воспитание невесты и ее интимное просвещение;
  • Организация брачного ложа;
  • Предоставление доказательств невинности невесты родственникам мужа.

Если наутро енгя не обнаруживает следы крови на простыне, то жених имеет право развестись и вернуть бывшую невесту родителям с позором. В самых крайних случаях наказание несет также и енгя.

Брачная ночь в Дагестане

Брачная ночь у дагестанцевВ некоторых дагестанских аулах свадебную церемонию и брачную ночь превращают в единоборство. Исходя из сюжетов былин о девах-воительницах и витязях, мужчина будет достоин женщины, если выиграет бой. Невесту при этом с детства готовят к поединку.

В первую брачную ночь в Дагестане девушке:

  • Брили голову;
  • Наносили жир на открытые участки тела;
  • Надевали одежду со множеством узелков;
  • Стягивали весь наряд специальным шнуром, хранящим девственность.

За боем можно было лишь подсматривать и подслушивать, так как свидетелей в комнату к молодым не пускали.

Уважение невесты зависело от времени, которое она сможет держать оборону.

Если в первую ночь парень не выходил победителем, то схватку переносили на следующую ночь.

По древним поверьям мужчина обязательно должен был победить девушку. Невесту уговаривали сдаться, не утоляли ее жажду и не обращали внимание на другие просьбы, чтобы помочь победить жениху.

Телесные повреждения с обеих сторон не возбранялись. Чем быстрее парень развяжет все узелки, которые завязывали незамужние подружки невесты, тем быстрее он сможет овладеть женой. Нельзя использовать кинжал, так это демонстрирует слабость мужчины.

После брачной ночи жених должен всячески отмалчиваться и не посвящать посторонних в таинство супружеского ложа.

Музыка для свадьбы танцевальнаяВесьма интересные обычаи соблюдаются во время брачной ночи у цыган, где традиционная свадьба сопровождается не только громкими гуляниями и веселыми танцами, но и загадочными обрядами.

Однако не менее интересна традиционная русская свадьба. Можно также изучить оригинальные современные варианты, рассказывающие что делать в первую брачную ночь молодоженам в этой статье. Вы обязательно найдете подходящий Вашему событию вариант.

Брачная ночь у армян

Первая брачная ночь у молодоженов армянВ традиции первой брачной ночи у армян сохранились случаи, когда для доказательства чистоты и непорочности невесты ее родители вывешивали перед домом во дворе простынь с кровавым пятном. Тогда соседи могли своими главами убедиться в целомудренности невесты.

Брачная ночь проходила в доме мужа, родственники при этом разъезжались по соседним домам. Наутро муж должен был незаметно скрыться из дома и только вечером появлялся на глаза родителям невесты. Если девственность девушки подтверждалась, то ее одаривали яблоком с серебряными монетами, а ее родителям вручали курицу, красные яблоки, вино и коньяк.

Во время брачной ночи не возбранялось стоять под дверью молодоженов. Обычно эту традицию выполняла кухарка или подружка невесты, которая оповещала остальных о девственности невесты.

После этого друзья жениха и братья девушки начинали стрелять в воздух, оповещая весь аул о положительном исходе брачной ночи.

Если выяснялось, что девушка не сохранила себя для мужа ее могли посадить на осла спиной вперед и заставить проехаться по главной улице деревни.

Видео-репортаж грузинских свадебных традиций

Очень красивы и богаты традициями грузинские свадьбы, пример которых можно найти на видео.

Читайте также:

Первая брачная ночь у армян — Женское счастье

Среди них, в частности, можно выделить понятие «красного яблока», которое символизирует невинность невесты. В некоторых регионах Армении эта традиция соблюдается по сей день. Церемония проводится на следующий же день после свадьбы. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.

Проверка наличия «красного яблока» была особой церемонией. В ней принимало участие множество людей, в частности представительницы женского пола — родственницы и соседи.


сле первой брачной ночи свекровь выносила на всеобщее обозрение постельное белье новобрачных. Поздравив молодую, гости дарили ей яблоко, в которое были вставлены на ребро серебряные монеты, а ее матери, в знак подтверждения девственности дочери, с поздравлениями посылали зарезанную курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяка, перевязанную красной лентой. В наше время матери невесты отправляют только корзину красных яблок в знак подтверждения невинности невесты.

Еще одним продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданого невесты (ожит, джехезе или бажинк). Последнее включало в себя большую коллекцию одежды для жениха и невесты, постельное белье, полотенца, бытовые предметы и многое другой. Отправление приданого невесты происходило публично и все должны были видеть, какое приданое преподнесли родители своей дочери. Срок отправления «ожита» различен в разных районах: в одних – до или во время свадьбы, в других – после свадьбы, часто приуроченный к празднику дрндеза. Дрндез – праздник магического возрождения силы солнца, «сретение господне». В старину 13 февраля вечером в церковной ограде зажигали большой костер, от которого зажигались костры на крышах домов. Молодежь перепрыгивала через них. Сейчас обычай разжигания костров и перепрыгивания через них в этот день во многих районах Армении сохраняется. Чаще всего в этом принимают участие молодые невестки.

К послесвадебному циклу относится и соблюдаемый в ряде мест глхалванк — обряд мытья головы невесты, который происходит обычно в первую же субботу после свадьбы. В дом зятя приглашается мать невесты, которая приносит с собой повседневную одежду дочери, а также мыло, расческу, полотенце, что сейчас имеет чисто символическое назначение. В настоящее время этот обряд теряет свой прежний смысл, поскольку в прошлом он означал свидание матери с дочерью, которые до этого дня не могли видеться. Теперь же запрет совершенно не соблюдается. Более того, сейчас мало кто вспоминает о том, что мать невесты не должна была идти вместе со всеми в дом жениха.

Источник: barev.today

По правде сказать, сколько существует народов, столько существует и традиций «правильного» проведения этого щекотливого события.

Славяне
Обычаи славян, касаемые первой брачной ночи, далеки от целомудрия. На свадьбе к невесте могли поприжиматься все приглашенные мужчины, а раздевал молодую до рубашки отец или родственник со стороны жениха.
Молодых клали в отдельную комнату, но при этом гости частенько подслушивали, а то и подглядывали за происходящим, обмениваясь сальными шуточками. Кроме того, приглашенные стучали в дверь к жениху с невестой, не давая им заснуть, бегали вокруг дома с криками, разухабистыми частушками и призывами «мять постель».
На утро молодожены должны были предъявить «доказательство» — простынь с кровяным пятном.


поскольку неопытные супруги могли не справиться со столь ответственным заданием в такой обстановке, часто предъявлять им было нечего. Тогда супругу давали еще 2 попытки, и если он не вновь не выполнял свой долг, то это дело поручали старшему родственнику, другу, а то и свадебному музыканту. Вы удивитесь, но подобные обычаи до сих пор существуют в глухих украинских деревнях.
В некоторых местностях к молодым изначально «подкладывали» кого-то из старших братьев женихов, чтобы тот, в случае чего, «сподмог» своему братцу.  Подобные обычаи имели языческие корни, но существовали во многих поселениях вплоть до XX века, не смотря на церковные запреты.
Менее варварские обычаи носили чисто символический характер. Утром после первой супружеской ночи супругу предлагался на выбор 2 стакана, с вином и с водкой. Если парень выбирал вино, то это означало, что невеста была девственницей, ну а водку – соответственно, наоборот. Последнее означало позор для девушки.

Брачные обычаи армян. Часть III

Среди них, в частности, можно выделить понятие «красного яблока», которое символизирует невинность невесты. В некоторых регионах Армении эта традиция соблюдается по сей день. Церемония проводится на следующий же день после свадьбы. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.


Проверка наличия «красного яблока» была особой церемонией. В ней принимало участие множество людей, в частности представительницы женского пола — родственницы и соседи. После первой брачной ночи свекровь выносила на всеобщее обозрение постельное белье новобрачных. Поздравив молодую, гости дарили ей яблоко, в которое были вставлены на ребро серебряные монеты, а ее матери, в знак подтверждения девственности дочери, с поздравлениями посылали зарезанную курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяка, перевязанную красной лентой. В наше время матери невесты отправляют только корзину красных яблок в знак подтверждения невинности невесты.


Еще одним продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданого невесты (ожит, джехезе или бажинк). Последнее включало в себя большую коллекцию одежды для жениха и невесты, постельное белье, полотенца, бытовые предметы и многое другой. Отправление приданого невесты происходило публично и все должны были видеть, какое приданое преподнесли родители своей дочери. Срок отправления «ожита» различен в разных районах: в одних – до или во время свадьбы, в других – после свадьбы, часто приуроченный к празднику дрндеза. Дрндез – праздник магического возрождения силы солнца, «сретение господне». В старину 13 февраля вечером в церковной ограде зажигали большой костер, от которого зажигались костры на крышах домов. Молодежь перепрыгивала через них. Сейчас обычай разжигания костров и перепрыгивания через них в этот день во многих районах Армении сохраняется. Чаще всего в этом принимают участие молодые невестки.

К послесвадебному циклу относится и соблюдаемый в ряде мест глхалванк — обряд мытья головы невесты, который происходит обычно в первую же субботу после свадьбы. В дом зятя приглашается мать невесты, которая приносит с собой повседневную одежду дочери, а также мыло, расческу, полотенце, что сейчас имеет чисто символическое назначение. В настоящее время этот обряд теряет свой прежний смысл, поскольку в прошлом он означал свидание матери с дочерью, которые до этого дня не могли видеться. Теперь же запрет совершенно не соблюдается. Более того, сейчас мало кто вспоминает о том, что мать невесты не должна была идти вместе со всеми в дом жениха.

Армянские свадебные традиции — свадебные советы

Армянские свадебные традиции с ВИДЕО




Армянская свадьба интересна тем, что древние свадебные традиции живы по сей день, хотя претерпели некоторые изменения. Все свадьбы у армян проводятся в строгом соблюдении исторически сформированных канонов.

Этот народ трепетно относится к такому событию: армянин готов выложить все до последней копейки ради счастья молодых.

Армянские свадебные традиции незабываемо яркие и красочные, а свадьба – просто феерический праздник с играми, состязаниями, выкупами.

Брак в армянских семьях издавна заключался строго по старшинству: пока не женился старший брат, не имел права заводить семью младший. Существовал ряд запретов и на заключение брака:


  • Строго запрещалась женитьба между кровными родственниками, вплоть до четвертого, а иногда даже седьмого колена.

  • Также не допускался брак между двумя родными братьями и двумя родными сестрами.


По армянским канонам усыновленные дети и кумовья также считались кровными родственниками, на них распространялись общие запреты. Поэтому нельзя было заключать брак не только между самими кумовьями, но также между их потомками.

Строго осуждался брак армян с мусульманами.

По исторической армянской традиции невесту выбирали из своего родного или близлежащего села или города. Армяне заключали брак не более трех раз, причем третий раз женились только на вдове. Существовали случаи отступления от общеустановленных армянских свадебных традиций, но они резко осуждались обществом.

Для Армении ранее были характерны ранние браки. Девушку считали готовой для брака в возрасте 12-16 лет, юношу – в 14-20 лет. Достигшая 17 лет девушка была уже старой девой, а после 20 лет ее называли перезрелой.


Жена по традиции должна была быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте между молодыми могла достигать 15 лет.

Армянского юношу пытались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после окончания школы.

По традиции сама свадьба была главным фактором в создании новой армянской семьи, а официальная регистрация брака производилась уже после рождения ребенка, а потому считалась делом второстепенным. Если супружеская пара оставалась бездетной, то отношения между ними оставались юридически неоформленными.


Когда армянские парень с девушкой любили друг друга, а родители по каким-то причинам не хотели благословить брак, молодые попросту убегали из дома. Брак у армян считался нерушимым, разводы встречались крайне редко, а вот поводом для развода мог служить факт супружеской неверности.

Основными армянскими свадебными традициями, сформировавшимися много лет назад, можно назвать «брак по сговору» и «похищение невесты». Ранее эти традиции строго соблюдались, в наши дни они не столь актуальны, но еще существуют.

Обряд сватовства


Остановив свой выбор на понравившейся девушке, родители армянского жениха готовятся к сватовству. Они выбирают посредницей в переговорах с будущими сватами одну свою близкую родственницу.

Задача посредницы – получить согласие отца невесты на предстоящую женитьбу. Во время пребывания посредницы в доме у невесты, жених по традиции вешал у себя дома на столбе расческу или большую ложку.

Узнав о намерениях парня жениться, мать девушки советовалась поначалу со своим родным братом.


Основное сватовство по традиции происходило через несколько дней, дата оговаривалась заранее. Домой к родителям невесты шли мужчины – близкие родственники по мужской линии, с ними посредница, а иногда мать жениха.

Стороны обменивались обычными приветствиями, говорили о совсем посторонних вещах – политике, погоде, урожае, после чего в иносказательной форме при помощи различных пословиц и прибауток сваты сообщали, зачем пришли.

Например: «Мы пришли, чтобы зачерпнуть горсть воды из вашей реки в

«Что покажет простыня». Как древние свадебные традиции Кавказа преследуют современных женщин

Свадьба — для многих одно из самых счастливых событий в жизни — часто становится кошмаром для женщин в странах с сильными патриархальными традициями. В Азербайджане, где до сих пор распространены браки по решению родителей, древние обычаи превращают этот день в психическую и физическую пытку невесты, последствия которой могут ощущаться годами.

Иллюстрации: Магеррама Зейналова

«Когда после свадьбы он начал передо мной раздеваться, я испугалась, — вспоминает свою первую брачную ночь Эльмира (имя изменено по просьбе героини). — И сколько бы я ни думала о том, что я уже замужем и это должно произойти, меня это нисколько не успокаивало — я только знала, что прямо сейчас тоже должна раздеться».

На тот момент Эльмире было 27 лет, она окончила университет и работала переводчиком. Мужа ей подобрали родители. Выйти за него замуж она согласилась, чтобы «порадовать мать». «Он был просто нашим соседом, мы были с ним разных взглядов, он был без образования, у нас не было ничего общего, — вспоминает она. — С ним меня познакомили мои братья и сказали, что, мол, хороший парень. Мама же была счастлива, что, выйдя за соседа, я буду у нее все время на виду».

Несколько раз Эльмира говорила матери, что не хочет сейчас создавать семью. Мать рассказала об этом родственникам, и те стали давить на нее. «А мне было уже 27, и они начали подозревать, что вдруг я не девственница, раз замуж не хочу», — говорит она.

Но секс в первую брачную ночь был для Эльмиры первым. Зная это, муж совершенно не интересовался ее самочувствием, рассказывает она. Он просто навалился на нее, а когда ее голова начала биться о шкаф, из соседней комнаты послышался стук и женский окрик: «Эй, потише там, что за бескультурье!»

За дверью в этот момент сидели мать Эльмиры, две тети, свекровь и еще одна дальняя родственница (та, что стучалась и кричала) — люди, традиционно необходимые для заверения «акта любви» и девственности невесты.

«Слышен был любой звук, — вспоминает Эльмира. — Я же вся тряслась от боли и стыда и думала: неужели это и есть брак».

Та самая дальняя родственница исполняла роль «енги» — замужней женщины, которая сразу после свадьбы отправляется домой к молодоженам, чтобы всю ночь просидеть в соседней комнате. Одна из ее обязанностей — консультации, поскольку считается, что невеста априори несведуща в сексе и поэтому имеет право выбежать из спальни, чтобы спросить совета у старшей и опытной женщины.

Другая обязанность енги — забрать простыню с кровати новобрачных.

«Брачная ночь окутана мистикой»

Демонстрация постельного белья наутро после свадьбы — традиция, характерная для многих народов Кавказа. Следы крови на ней служат для родственников подтверждением сексуальной связи. Увидев такие «доказательства», родственники поздравляют новобрачных, и лишь после этого брак считается действительно состоявшимся.

«Таким образом, брачная ночь часто окутана мистикой — мол, что покажет наутро простыня, — говорит Шахла Исмаил, исследователь в области прав женщин в Азербайджане. — И когда наутро простыню показывают родственникам, все считают своим долгом прокомментировать увиденное».

Если крови на простыне нет, девушку могут выгнать, вернуть родителям как «бракованную». После этого она считается «разведенкой» — зачастую ей трудно снова выйти замуж, а в родительском доме ее могут травить.

Иллюстрации: Магеррама Зейналова

Азербайджанские правозащитники говорят, что традиция свидетелей первой брачной ночи и предъявления простыни распространена в основном за пределами крупных городов.

Иногда перед свадьбой девушку проверяют на девственность у «специалистов» — с помощью гинекологической процедуры, эффективность которой ставится под сомнение ведущими международными организациями. Осенью прошлого года ООН и ВОЗ призвали прекратить эту практику, которая сохраняется по меньшей мере в 20 странах мира, назвав ее травматичной и унизительной для женщин. Как отмечается в заявлении, понятие девственности отсутствует в медицине и представляет собой лишь социальную, культурную и религиозную концепцию.

«Ужас перекрывал любой стыд»

Для Эльмиры чувства, связанные с первой брачной ночью, — это страх, боль и стыд. Она слышала, как за дверью включают и выключают свет, как наливают чай; она знала, что их с мужем в другой комнате тоже слышат. «Я была не в себе и просто боялась что-то сказать, — вспоминает она. — Я не спала всю ночь, а ему было все равно, так что он спокойно уснул».

Утром «свидетели» зашли в спальню, чтобы забрать простыню. «К тому времени мне было уже все равно, умом я понимала, как это все мерзко, но то, что произошло ночью, этот ужас, он перекрывал любой стыд, — говорит Эльмира. — Когда женщина рожает, ей все равно, гинеколог мужчина или женщина. Так и здесь: я знала, что все будут рассматривать эту простыню, но у меня был такой шок, что я даже плохо помню, как ее забрали».

Традиция свидетелей и простыни с годами становится все более травматичной для женщин, отмечает психолог Эллада Горина. В современном мире, где все больше людей женятся позже и к моменту вступления в брак, как правило, уже имеют представление о сексе, сидящим в соседней комнате родственникам уже не нужно консультировать молодоженов, и их роль сводится к верификации девственности невесты.

«До сих пор для многих женщин енгя — это норма. В их картине мира это не хорошо и не плохо, в мире, где они родились и выросли, по-другому не было, — говорит Горина. — Травматизация, конфликт и переживания происходят тогда, когда новые поколения людей развиваются в условиях большего просвещения [чем их родители]».

Иллюстрации: Магеррама Зейналова

Нигяр, жившая раньше на севере Азербайджана, вспоминает, что во время ее брачной ночи «консультантов» в соседнюю комнату набилось не один и не два, а «вся деревня». «Мне никогда не было так стыдно, но я думала, что раз так принято, наверное, старшие лучше разбираются», — рассказывает она.

По словам Нигяр, ни у нее, ни у мужа не было никакого желания заниматься сексом, потому что они слышали, как за дверью «сидят, двигают стулья, дышат». Наутро им тоже надо было предъявить простыню.

Тогда Нигяр было 18, сейчас ей чуть за 30, она разведена, живет в Баку, а родственников называет «извращенцами».

Однако не всем удается начать новую жизнь, и из-за положения женщины в патриархальных обществах изменить устоявшиеся порядки очень тяжело. «Бывает, что женщина с мужем говорит об этом [о брачной ночи], бывает, что боится даже открыть рот и надеется, что муж начнет вести себя по-другому, — говорит Эллада Горина. — Тут мы уже выходим на тему неравноправия полов, когда женщины находятся в угнетенном состоянии».

«Красное яблоко»

Связанная с простыней традиция есть в Армении, Азербайджане, иногда встречается в Грузии и некоторых республиках Северного Кавказа.

Армянский обычай похож на азербайджанский, разве что нет свидетелей за дверью. Он называется «красное яблоко» — деликатная отсылка к следам крови на белье. Традиция здесь также соблюдается в основном за пределами Еревана. «Чем дальше от столицы, тем „больнее пациент“ и тем больше сопротивление, местами доходящее до фанатизма», — говорит Нина Карапетянц, председатель Хельсинкской ассоциации по правам человека в Армении.

Она вспоминает случаи, когда наутро после первой брачной ночи родственницы с соседками приходили к новобрачным в спальню проверять простыню, а затем отправляли в дом невесты корзины с красными яблоками и подарками. После этого родные невесты могли пригласить своих родственников и соседей и доказать, что их дочь «чиста и целомудренна». «Таким образом, полгорода, а в деревнях и вся деревня, принимали участие в ритуале унижения», — говорит Карапетянц.

В деревнях зачастую девушек выдают замуж, как только им исполняется 18 лет, и у многих нет ни специальности, ни работы. Если такая девушка не пройдет «яблочный тест», родители могут от нее отказаться.

Иллюстрации: Магеррама Зейналова

35-летняя Ани (имя изменено по просьбе героини) познакомилась со своим будущим мужем на вечеринке, когда им было чуть за 20. Несмотря на то, что у обоих есть высшее образование, они живут в Ереване и женились по любви, они отказывали себе в сексе до свадьбы — чтобы не вызывать вопросов у консервативных родственников.

«Я сидела, завтракала на кухне — пришла свекровь и женщины со стороны мужа, тетки, бабульки и пара близких соседей, — вспоминает она утро после свадьбы. — Так и сидела в другой комнате, пока „делегация“ делала проверку». По словам Ани, в то утро она скорее чувствовала облегчение, потому что теперь может жить своей жизнью, не боясь сплетен за спиной.

«Не вспоминали ту ночь»

По словам психолога Эллады Гориной, если некоторые переживают этот опыт относительно легко, то для других травма может растянуться на годы. «Был случай, когда человек пришел с другой проблемой, но оказалось, что [после первой брачной ночи] не было крови и среди ночи ее всей семьей мужа повезли к врачу проверять, девственница она или нет», — вспоминает психолог. По ее словам, подобное вторжение в личное пространство заставляет женщину чувствовать себя жертвой насилия, с последствиями которого она потом долго не может справиться.

Через полгода после свадьбы муж Эльмиры умер. «Все полгода мы не вспоминали ту ночь», — говорит она.

После смерти мужа мужчин у нее больше не было — по ее словам, из-за психологического барьера. «Я даже готова была бы и замуж выйти или завести отношения, но мой прошлый опыт меня останавливает», — говорит она.

У Эльмиры есть десятилетний сын, с которым она разговаривает на тему секса и рассказывает, как устроено женское тело. «Я ему скажу — веди себя по-человечески, а если будет когда-нибудь дочь, скажу ей — не совершай моих ошибок», — обещает она себе.

«Сейчас, окажись я теперешняя в той ситуации, я бы с ним (мужем. — Би-би-си.) и с тетками по-другому себя вела», — говорит Эльмира.

Эксперты из Армении и Азербайджана сходятся в том, что эти традиции хоть и медленно, но уходят в прошлое. «Новое поколение готово к борьбе за свои права», — говорит армянская правозащитница Нина Карапетянц. «Я знаю семьи, которые отказались от церемонии, — отмечает азербайджанская исследовательница Шахла Исмаил. — Я считаю, что эти люди смельчаки, с них начинаются изменения». По словам грузинских правозащитников, в их стране обычай с простыней уже практически не встречается.

***

Еще 30 лет назад свадьбы праздновали дома, в ресторане или в большой палатке на улице. Сегодня даже бедные семьи идут для этого в специальные «дома торжеств», выросшие в годы независимости во всех городах.

В одном из таких домов в пригороде Сумгаита отмечают свадьбу Ариф и Малейка (имена изменены) — молодые люди из небогатых семей, которых познакомили родственники. По традиции, жених и невеста сидят отдельно — на возвышении, за единственным столом без спиртного. Как с пьедестала, они наблюдают за тем, как танцуют и веселятся их гости — почти 400 человек. Никто не кричит «горько», жених не целует невесту — при всех не принято.

Иллюстрации: Магеррама Зейналова

Однако с положенным ей скромным неулыбчивым видом Малейка просидела недолго: под изумленные взгляды родственников она тоже вышла танцевать. Гости шептались и сплетничали, называли Малейку нахалкой и бесстыжей. «Это разве дискотека!» — возмущалась одна. «Как можно быть такой нескромной, она же не уважает традиции», — сетовала другая. Гостям не нравилось, что невеста не уделяла должного внимания им всем, что предпочитала общаться с друзьями, а не родственниками, что командовала мужем.

Но в финале традиция добралась и до новобрачных. Когда их машина отъехала от дома торжеств, за ними вслед отправилась другая, в которой сидели четыре подвыпившие женщины.

Иллюстрации Магеррама Зейналова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *