Башкирские обычаи и традиции
Башкиры испокон века живут на юге Урала. Их родина богата рыбой, пушным зверем, всевозможной дичью. Уральские горы являются обладателями одних из самых богатейших природных недр, в них скрываются залежи самоцветов, наиболее красива здешняя яшма. В письменных источниках о башкирах впервые упоминается в середине 9 века. Самоназвание нации «башкоот», что в переводе с тюркского означает «волчья голова». Народ исповедует ислам и славится трудолюбием, трепетным отношением к земле, башкиры – опытные животноводы и отличные пчеловоды.
Башкирские традиции
Запреты башкир
Забытые традиции башкирского народа
Башкиры соблюдают ряд традиций, которые обусловлены историей существования народа и мусульманскими обычаями. Строже всего соблюдаются такие запреты:
- в зимний период нельзя копать землю, так как почва отдыхает и не надо ее трогать;
- любое дело надо начинать «чистой» правой рукой, ею же подавать угощения своим гостям и принимать посуду назад, левой рукой можно сморкаться;
- женщинам нельзя переходить дорогу представителям сильной половины, правило сохранялось в отношении мальчиков;
- переступать порог мечети разрешено с правой ноги при входе, левой – при выходе;
- в пищу нельзя принимать спиртное, свинину, падаль, а хлеб полагается ломать, а не резать;
- еду берут тремя пальцами, двумя запрещается.
Запреты башкир
Обычаи гостеприимства
Башкиры с исключительной теплотой относились к гостям, и званым и незваным они были рады. Считалось, что пришедший в дом человек может быть посланником Бога или самим Богом, обратившимся в земное существо. Большой грех – не накормить, не напоить или не согреть путника. Даже случайно попавшему в гости накрывают стол, выставляя на него все, что есть в закромах и кладовых. Считалось, что если посетитель отведает молочных продуктов, у хозяина корова станет яловой. Гостить полагалось не более 3-х дней, а на прощание башкиры обязательно дарят подарки, особенно маленьким детям, так как считается, что ребенок, которые не может в силу возраста попробовать пищу, может проклясть хозяина.
Гостеприимство башкир
Совет
Если вы попали в гости в Башкирскую семью, уделите особое внимание мытью рук – такая процедура обязательна перед едой, после употребления мяса и перед выходом из дома. Кроме этого, принято до приема пищи споласкивать рот.
Семейные традиции башкир
Женщина в башкирской семье имела такое положение, как и в любой мусульманской общине. Мужья к своим женам были благосклонны, физическую силу применяли редко. Девочек воспитывали в кротости, исключительном терпении и скромности. Замужнюю женщину можно определить по платку, который она должна носить на голове после свадьбы. Разговоры с чужими мужчинами не поощрялись, у своего мужа не принято спрашивать, что он делал и где был. Измена жены – самый страшный грех, а вот мужчина мог жениться неоднократно, если получит дозволение от первой супруги, которая считалась самой авторитетной среди всех живущих в доме женщин. Если в семью приходила молодая невестка, все обязанности возлагались на ее плечи. Уважительнее всего относились к бабушкам и дедушкам, а молодые были обязаны знать свой род до седьмого колена, чтобы не допустить брака с родственниками.
Семейные традиции башкир
Знаете ли вы, как распределяется в башкирской семье наследство?
Споры в этом вопросе редки, имущество родителей доставалось старшему ребенку в семье.
Отношение к детям
Башкиры стремятся иметь большую семью и поэтому всегда рады рождению ребенка. Будущим матерям запрещали выполнять тяжелую работу, их прихоти и желания исполнялись беспрекословно. Нося малыша под сердцем, будущей маме предписывалось смотреть только на красивые вещи и привлекательных людей, на что-либо страшное или безобразное смотреть не разрешалось. Чтобы роды прошли благополучно, будущий отец произносил фразу «Разродись, скорее, жена моя!», а тот, кто первый сообщал радостную новость о рождении наследника, щедро одаривался. После родов семья праздновала «бишектуй» — торжество, посвященное первой колыбели.
Отношение к детям
Башкиры – колоритный, самобытный и очень гостеприимный народ, тщательно оберегающий свои традиции и обычаи. Для башкирской семьи характерен патриархат, обязанности женщины и мужчины строго распределены. Родители любят своих детей и рады их появлению на свет, у башкир развит культ почитания старших.
Культура и традиции башкирского народа
www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai
Башкиры (народ). Культура и обычаи башкирского народа.
Российская Федерация – это многонациональное государство, частью которого являются и башкиры. Башкирский народ проживает в Республике Башкортостан. Столица Башкирии — город Уфа. Башкирский народ является частью коренного тюркского населения, главная религия которого – ислам.
Издревле племена башкир вели полуоседлый образ жизни, впоследствии переросший в оседлый. Основными занятиями были охота, скотоводство и земледелие. Люди жили в юртах, представлявших собой переносное сооружение. Юрты состоят из каркаса, покрытого войлоком. Такое название юрта получила от общетюркского значения «народ» и родовая земля.
У башкир соблюдались абсолютно все исламские обычаи, включая многоженство. При женитьбе мужьями отдавался калым: животных, одежду, обувь, шубы или платки.
Народ Башкортостана славится ярким и разнообразным культурным наследием. Фольклор, с красивыми сказаниями о людях и животных. Одними из наиболее знаменитых эпосов являются «Урал-батыр» и «Акбузат». Ни один праздник башкир не обходился без песен, музыки и танцев. Песни создавались на различные темы: бытовые, сатирические, обрядовые. В танцах используются традиционные башкирские наряды: яркие цветные платья из шёлка или бархата, украшенные узорами и монетками, башмаки, шапки с мехом куницы или выдры. Некоторые танцы несут в себе глубокий повествовательный характер.
www.istmira.com
Исследовательская работа » Башкирские обычаи, традиции и праздники»
Содержание
I.Введение…………………………………………………………………………….3
1.Цель исследования……………………………………………………………………3
2.Актуальность……………………………………………………………………….3
II.Основная часть…………………………………………………………………….5
1.Что такое обычай?……………………………………………………………………………………….5
2.Пробуждение природы в обрядах башкир……………………………………….6
3.Башкирские праздники, связанные с природой…………………………………..7
III. Заключение ……………………………………………………………………..13
1.Список литературы……………………………………………………………….15
2.Интернет ресурсы……………………………………………………………………15
IV.Приложение……………………………………………………………………..16
Введение
В мире, наверное, нет народов, у которых не было бы праздников. Не являлись исключением и башкиры. Важное место в жизни башкир, наряду с семейными обычаями и обрядами, играли народные праздники (байрам), которые сопровождались массовыми гуляньями и развлечениями. Мы, учащиеся ООШ с. Бекетово , нам очень интересно было узнать о башкирских праздниках и их месте в календаре.
Актуальность данной темы очевидна, так как народные праздники — неотъемлемая часть культуры любого этноса. В них отражается образ жизни, история культуры, традиционное мировоззрение.
Перед своей работой мы поставили цель: составление календаря башкирских праздников.
Для решения поставленной цели мы сформулировали
подобрать и проанализировать литературу по теме исследования; подробнее познакомиться с традициями башкирского народа; узнать, какие башкирские праздники существуют; провести анкетирование учащихся и родителей о башкирских праздниках;
составить календарь башкирских праздников.
Объект исследования: башкирские праздники.
Предмет исследования: башкирские праздники.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературы по исследуемой теме; прослушивание аудиозаписей музыки, просмотр видеоматериалов;
анкетирование учащихся и родителей о башкирских праздниках; составление календаря башкирских праздников; ознакомление учащихся школы с башкирскими праздниками;
Базу исследования составили обучающиеся 5-9-х классов и родители ООШ с. Бекетово.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в систематизации знаний по исследуемой проблеме, ознакомлении учащихся и родителей с башкирскими праздниками.
Основная часть.
Что такое обычай?
ОБЫЧАЙ (йола, гэрэф-гэзэт), прочно установившиеся в определенной общественной среде, правила поведения людей, соблюдаемые в силу привычки и общественного мнения. Возникнув в глубокой древности, обычай играет в родовом и раннеклассовых обществах роль основного регулятора отношений между людьми, служит средством приобщения людей к социально-бытовому, производственному опыту, культурным и моральным, и морально-этическим ценностям, способствует сплоченности этнического (народ, племя) и социальных (класс, проф. гр.) общностей. В период формирования государства многие обычаи входят в систему правовых норм, поэтому роль и значение обычая ослабевают. Часто обычаи отождествляют с обрядом, однако обряд является его ритуально-эстетическим оформлением. Обычаи различаются по степени обязательности: во многих обычаях участие отдельных людей было необязательным или варьировалось в зависимости от конкретных обстоятельств, в то время как другие обычаи были обязательны для всех членов общины. Эти обычаи, с выраженной нормативной определенностью и известные в литературе под названием юридические, входят в систему обычного права. У башкир содержание обычай, игравших большую роль в общественной жизни на протяжении всей истории народа, обусловлено особенностями кочевническо-скотоводческого, а затем и земледельческого хозяйственно-бытового уклада и культурно-этническим наследием. Обычаи охватывали различные стороны жизни: производственную деятельность, общественный и семейный быт, религию. Значит, место в системе обычаев занимали праздники календарные (каргатуй, сабантуй, йыйын) и обряды (вызывание дождя или ясной погоды). Рядом обрядов сопровождался выезд на летовку, начало и завершение весенней пахоты и сева, существовали обряды, связанные с получением приплода, сбором урожая, с пчеловодством и охотой. Большим комплексом обрядов сопровождались заключение брака (брачный сговор, никах, свадьба, передача калыма и приданого, проводы невесты и встреча молодой жены, шествие к водному источнику и др.), рождение ребенка, похороны и поминки. Обычаи регулировали взаимоотношения в семье (половозрастное разделение труда, отношения между взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами), соседями (курше хаkы — «право соседа») и др. Ныне по-прежнему живут видоизменяясь традиционные, культурно-бытовые и семейные обычаи, например, помочь, гостеприимство и др., оживают религиозные обряды. Появились и развиваются новые семейные, профессиональные обряды, стало традиционным проведение общегосударственных праздников.
2.Пробуждение природы в обрядах башкир
Крупные сезонные празднества «Каргатуй», «Нардуган», «Навруз», «Сумбуля» являют собой духовную и материальную основу масштабной единицы летоисчисления Года — Йыл. Выстроенные в четкой хронологиии естественной структуре, эти праздничные обряды являют собой своеобразное древо периодизации и материализации Времени, паспортизации обитаемого пространства и места. Между тем, если бы не было органичных связующих звеньев — малых форм обрядов — праздничная циклизация Года как таковая не сохранялась бы столь много веков как организующая быт и досуг модель жизни башкира. В этой связи особый интерес представляют проводимые внутри крупных сезонных праздников обряды, по своему замыслу проводящие идеи, функции созидания и укрепления макрокосмоса, приветствия новых циклов.
Эти обряды не имеют знакового сезонного значения, не связаны с солнцестояниями или равноденствиями, по масштабности организации и структуре уступают большим празднествам. Однако именно в этих малых праздниках заложена идея санкционирования значительных, видимых движений жизни живой Природы-матери, обозначены многовековые жизнесмысловые ценности зависимости жизни человеческой от жизни внешней среды. Особенно насыщен в этом плане весенний период — время, в котором происходит большинство событий, визуально демонстрирующих оживление Природы после зимней временной смерти. Это обряды «хождения за талой водой», «проводы ледохода», «наступание на черную землю», «выход на первую зелень», «приход неба», «первый гром» и т.д.
Основной ритуалообразующей идеей во всех этих обрядах являются события из жизни живой Природы, переживающей весной видимые человеческому глазу перемены. Потому появление талой воды, ледоход, появление черной земли из-под снега, первая зелень, первый гром, первый зов птиц (ворон, грачей, кукушек, скворцов) воспринимались как сакральные знаки оживления Природы-матери. Они праздновались как способы социализации нового молодого Года (как рожденного дитя) и получения прав человеком войти в очередной виток новой прекрасной Жизни.
Будем внимательны и искренни по отношению к дыханию, становлению и каждому новому движению Природы-матери: появлению первой зелени, черной земли, прилету птиц. Проводим вместе лед и с ним печали, обновим эмоции и возрадуемся раскатам первого грома, произнося благопожелания.
3.Башкирские народные праздники, связанные с природой
НАУРУЗ (наурыз), праздник Нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных племен которые обитали в долине рек Яик (Урал), Сакмара примерно в 7 в. до н.э. В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощали гостей и всех желающих. Во время Науруза взрослый предводитель, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе (курэш), скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения (узляу). В Науруз обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения (фатиха). Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия.
КАРГАТУЙ, башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно праздник устраивали с наступлением весны. В Западном и Югo-Западном Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями. В ходе праздника молодые женщины, девушки устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми. Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы. После общей трапезы участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо пожеланиями к птицам. У юго-восточных и горных башкир каргатуй почти всегда устраивали на ближайшей горной вершине. Во время празднества деревья наряжались цветными шалями, бусами и другими украшениями, выставлялись молочные продукты; мальчики имитировали карканье птиц. У западных башкир обряд был исключительно подростковым. Истоки праздника лежат в архаичных пластах верований: культе птиц, ранней форме культа тотемич. предков. Возможна двойная интерпретация праздника: «воронья свадьба», «воронья каша», т.к. возникновение связано с культом вороны, и «грачиная свадьба», «грачиная каша», что обусловлено изменением характера обряда, ставшего своеобразной встречей весны.
ЗА ТАЛОЙ ВОДОЙ. Хождение за талой водой устраивалось обычно 19—20 марта, перед весенним равноденствием. Считалось, что вода в этот момент особо целебная. Взяв с собой еду, белые напитки, ведра на коромыслах, женщины шли за талой водой. Обычно это было место, где быстро открывалась земля от снега, а в снежной яме собиралась чистая талая вода. Первой воду брала самая старшая или многодетная женщина. Вначале приветствовала воду: За талой водой пришли,
За долей пришли!
Зачерпнув воду в ведро, начинала мыть лицо, руки, затем произносила благопожелания. Все повторяли за ней эти действа. Закончив омовение, начинали мыть ведра, коромысла, принесенную с собой стирку. После устраивали увеселения, игры. Уходя, под деревья и в лунку, откуда брали воду, сливали белый напиток (айран, катык) или кусочки хлеба: так благодарили духа, хозяина места. С укреплением ислама закрепляется обряд молитвословия, который до и после омовения этой водой совершали абыстаи или женщины, читающие намаз.
Принесенной с поля талой водой мыли, чистили все: дом, посуду, выстирывали паласы, одежду; обрызгивали этой водой скотный двор, хлев, примечая к плодородию, достатку, белили стены, печку, баню. Соблюдалось правило: на каждый случай приговаривали: Из талой воды чай! Из талой воды баня! Топили баню: все должны были помыться этой водой, чтобы «быть здоровыми, сильными».
Целители произносили заговоры воде и лечили детей, больных лихорадкой, кожными заболеваниями. Из этой воды кипятили чай, ее использовали, когда пекли блины, варили кашу и созывали друг друга в гости, пели песни, произносили благопожелания, поздравляли друг друга с наступлением весны.
Сакрализация талой воды имела широкие ареалы, праздник отмечали почти все этнические группы.
Таким образом, вода, связывающая смерть (таяние снега) и жизнь (новые лучи солнца) приобретала ценностные магические свойства. Потому она функционально использовалась в бытии башкира.
КУКУШКИН ЧАЙ, башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием «йома сэйе» («чай, в пятницу»), в северных районах РБ и в Пермской области — «сэйесмэ» («чаепитие»). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай — это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и каргатуй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием
Праздники Нардуган. Самый длинный и самый короткий день в году отмечали праздниками как летний Нардуган так и зимний Нардуган.
Летний нардуган. В эти дни (25 июня-5 июля) особенно бережно относились к природе. Нельзя было охотиться, ловить рыбу, резать скотину, пилить деревья. Но почему-то именно в эти дни заготавливали лекарственные травы. В водоемы бросали цветы 77 видов в надежде на теплое хорошее лето. С тех пор как появился этот обряд, начали проводить и праздновать дни цветов.
Нар – солнце, дуган – день рождение солнца. Запрещено: ловить, резать скот, пилить деревья, разорять муравейники.Во время праздника бабушки учили собирать лекарственные травы. Главное блюдо праздника овощные супы.
Зимний нардуган (начинался 25 декабря и продолжался неделю). В преддверье Нового года, 12 девушек напоминающих 12 месяцев года организовывали игры. Народ собирался смотреть представление. На вечере каждый мог показать свой талант, играли в разные игры. Самой интересной считалась игра «Колечко». С началом этой игры парни и девушки гадали, что будет в будущем году. Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля. Главный герой был Селле бабай – теперь Дед Мороз. Праздник Нардуган проводился в конце года, когда световой день начинает увеличиваться. Несмотря на зимний день, в каком либо доме все собираются. Каждый приносил угощенья – мясо, крупы и т.д. Главное блюдо – мясо. Избирался юлбарсы – путеводитель. Дети ходят из дома в дом приглашают всех, желают пожелания, специально придуманные заклички. Хозяева угощают их. Когда в доме кончалось все угощения, устраивали на улице игры. Девушки гадали за кого замуж пойдут. На следующий день начинаются хождения по гостям из дома в дом.
Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы – щавеля.
У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. – все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. – которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Когда первый раз ходили за щавелем, нас угощали бабушки. В суп из щавеля клали еще и яйца, чтобы было вкуснее. И мы, дети, с удовольствием ели, такой суп. После этого бабушки с нами организовывали игры, — говорит Ханнан Байбулдин из деревни Саитбаба Гафурийского района.
— Доставляя удовольствие детям – получаю благодарность от них,- говорила бабушка из Баймакского района. Взрослые так благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же «суп из дикого лука» и «дикой редьки» посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; — говорили предки.
Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы –от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны — дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах.
Природа и нас охраняет, защищает, открывает свои секреты, рассказывает про Шульган, Аркаин Таналык. Природа до сих пор тебя не продала, и ты ее не продавай, дитя, тогда тебе повезет. Изучай ее язык, пой и говори ее словами. Когда празднуешь на природе Матушки-земли не оставляй за собой мусор, не обижай Матушку-землю, небо, воду, природу – сколько бедствий видят люди Земли. Мать природа – Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы узнали много о традициях, обрядах, праздниках башкирского народа, связанные с природой. Узнали о том, что древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (мэ- сэл) — 12-летним циклам, каждый год которого имел свое название. С каждым годом цикла были связаны приметы и поверья. Узнали названия месяцев по календарям, бытовавшим у башкир. Мы узнали о годовом цикле календарных праздников у башкир.
К весенним праздникам относятся: Науруз, праздник ледохода, Каргатуй,
За талой водой.
К летним: девичьи игры (кыззар уйыны), «девичьи горы (кыззар сыгыу), йыйын.
К осенним: посиделки (кис ултырыу), праздник зерна — ашлык байрамы, аулак и урнаш.
К зимним: помочь по заготовке гусей, — угощение по случаю забоя скота, Нардуган.
Подобрав и проанализировав литературу, по теме исследования выяснили, что народные праздники башкир складывались в течение длительного времени. В них нашли отражение различные стороны духовной и материальной культуры. В практической части исследования мы провели работу по достижению нами цели — узнать какое представление имеют родители и учащиеся о башкирских праздниках.
Проведенное нами анкетирование показало: учащиеся и родители хорошо знают о таких праздниках как сабантуй, помощь по заготовке гусей, о Каргатуе; имеют представление о празднике ледохода, кукушкином чае; вообще не знают такие праздники башкирские праздники как: Науруз, Нардуган, аулак, йыйын, обряд пожеланий;
хорошо знают о происхождение сабантуя и помощи по заготовке гусей;
единственным праздником, который посетили и родители, и учащиеся — это сабантуй.
Проанализировав результаты можно сделать вывод: в семьях нет устоявшихся традиций, обычаев, родители не знают и не интересуются своими корнями. Мы считаем, что в районе и школе мало внимания уделяется башкирским праздникам, традициям. Мы должны знать свои корни, национальные традиции. Ведь именно в семье создаются не только необходимые общечеловеческие нравственные и культурные традиции, обычаи, ценности, но, что особенно важно, и собственно семейные ценности, реликвии. Они отражают этнические, бытовые, национальные, исторические особенности народа, особенности менталитета, самосознания. Она является хранительницей обычаев и традиций. Ибо огромная роль в воспитании подрастающего поколения в семье принадлежит прогрессивным по характеру и назначению, семейным обычаям и традициям. Эта особенность характерна для башкирской семьи, где нравственному воспитанию молодого поколения отводилась важная роль.
Таким образом, поставленная нами цель — узнать какое представление имеют родители и учащиеся о башкирских праздниках, достигнута.
Считаем наше исследование нужным. В дальнейшем планируем разработать и провести совместно с родителями внеклассное мероприятие.
Список литературы
1. Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Сост., автор вступ.сл. и комментариев Р.А.Султангареева, А.М.Сулейманов. — Уфа, 2010.С.212.
2. Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Т.I (Сост., авт. вступ. слова и коммент. Р.А.Султангареева, А.М.Сулейманов) — Уфа: Китап, 1995. 550 с.
3. Башкортостан: Краткая энциклопедия. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996
4. Надршина Ф.А. Исторические корни башкирских преданий и легенд//Башкирский фольклор: исследования последних лет. — Уфа, 1986. С.21—24.
5. С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова Уфа, из-во «Научная энциклопедия», 2002
Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997
6. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа, 1969;
7. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989;
8. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991.
Интернет ресурсы
«История и культура Башкортостана» http://www.bashculture.ru/
Башкиры [электронный ресурс] //www.wikipedia.ru
infourok.ru
Главная
Праздники и обряды. Основные традиционные праздники отмечались башкирами в весеннее и летнее время. Например, Каргатуй («грачиный праздник») традиционно отмечается ранней весной после прилета грачей. По представлениям башкир эти птицы, первыми прилетающие с юга, олицетворяли пробуждение природы после долгой зимы. Смысл Каргатуя – торжества по случаю всеобщего пробуждения и обновления, обращение к духам предков и силам природы (с которыми грачи имели связь) сделать год плодородным и благополучным. Участвовали в празднике только женщины и подростки. Во время праздника люди водили хороводы, угощали друг друга ритуальной кашей, а в конце остатки каши оставляли на камнях или в кустах для грачей. В настоящее время какие–либо ограничения для мужчин при проведении Каргатуя сняты. Башкиры Самарской области возродили традицию проведения этого праздника.
Весенним полевым работам посвящался праздник плуга Сабантуй. В день его проведения народ собирался на открытой местности вблизи населенного пункта. Устраивались спортивные состязания: борьба, бег взапуски, скачки на лошадях, добывание ртом монет из наполненных кумысом или водой с отрубями котлованов, перетягивание друг друга веревкой. Кроме того, устраивалось обильное угощение. С 90-х годов XX века наблюдается возрождение празднования Сабантуя.
К важным событиям общественной жизни башкир относился праздник Джиин (Йыйын), в котором участвовали жители нескольких поселений. Во время этого праздника совершались торговые сделки, брачные сговоры, устраивались ярмарки. Йыйын ежегодно проходит в Большечерниговском районе Самарской области.
Летом проходили девичьи игры на природе, обряд «кукушкин чай», в котором участвовали только женщины. В настоящее время среди башкир Самарской области наблюдается возрождение этих обрядов.
Башкиры отмечают также праздники, общие для всех мусульманских народов: Ураза-байрам (праздник в честь окончания мусульманского поста), Курбан-байрам (праздник жертвоприношения), Маулид–байрам (день рождения пророка Мухаммада).
В фольклоре башкир Самарской области отчетливо прослеживаются реликты древних верований. Отголоски тотемизма видны в рассказах о различных зверях, птицах, пресмыкающихся. Некоторым животным нельзя причинять вред.
Журавль традиционно считается у башкир неприкосновенной птицей. Ибн-Фадлан приводит легенду о том, как журавли помогли башкирам победить врагов, за что стали объектом поклонения. По словам самарских башкир, крик журавля напоминает игру музыкального инструмента курая, а сами журавли в парном танце очень похожи на людей, и, если убить одного, то партнер его в горе бросается на землю и тоже погибает. Неприкосновенными птицами являются у башкир также лебедь и грач.
В башкирских селах Самарской области и сегодня можно услышать рассказы о фантастических существах, якобы обитавших когда – то в этих местах. Одно из таких существ — шурале, который похож, согласно одним рассказам, на дерево, согласно другим, на человека, но покрыт шерстью. Обычно шурале приносит вред – он любит пугать одиноких путников и может даже защекотать до смерти, но указанный персонаж способен и породниться с человеком.
К злым существам относится аждаха – персонаж, напоминающий, по рассказам стариков, огромную змею. По поверьям, аждаха обитают в водоемах и глотают приходящих к воде людей и животных. Приходит время, и по небу приплывают облака, которые выхватывают это чудовище из воды и уносят на гору Каф–Тау, расположенную на краю света. Аждаха, пытаясь вырваться, дико вращает хвостом, отчего происходит ураган. Если облака по какой–то причине не приплывали, то аждаха со временем превращался в еще более страшное существо – юха, способное принимать человеческий облик. Но, как говорят старики, такое случается крайне редко – обычно облака все же уносят аждаха.
Другой отрицательный фольклорный персонаж – албасты. Он похож на женщину, но имеет очень длинные волосы и длинные груди, которые забрасывает за плечи. Особую опасность албасты представляет для рожениц и новорожденных.
Безвредным существом считается, согласно башкирским поверьям, огромная птица самруг. Среди фантастических персонажей можно отметить также мяскяй – существо, похожее на огненный шар. Все это свидетельствует о богатстве башкирского фольклора.
Ислам оказал значительное влияние на башкирский фольклор. Некоторые мусульманские святые (например, Хазрат–Али – двоюродный брат и зять пророка Мухаммада) стали популярными героями легенд. В фольклор вошел и главный отрицательный исламский персонаж – Шайтан. Согласно башкирским поверьям он имеет помощников — шайтанов, которые всячески вредят людям.
У башкир издавна существовал обычай составлять свою родословную, в которую включались все члены рода по мужской линии. Каждый представитель рода должен был хорошо знать свою родословную, и эти знания передавались от родителей к детям, от стариков к молодежи. Одни родословные – шежере состоят лишь из перечня имен представителей определенного рода, другие включают сведения о событиях, произошедших при жизни того или иного члена рода, поэтому шежере еще называют генеалогическими летописями. Нередко в шежере исторические события переплетаются с легендами. В Кочкиновке хранится генеалогическая летопись, восходящая к самому Чингисхану, соответственно, некоторые жители данного поселения считаются потомками этого великого монгольского завоевателя. Такие родословные напоминают о временах, когда башкирские земли входили в состав Золотой Орды, и Чингисхан являлся популярным фольклорным героем.
narod.samddn.ru
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. Башкирские праздники представляют собой сложную смесь языческих и мусульманских истоков. На культуру народа повлияли и годы существования в составе Российской империи и советское прошлое. Расскажем об основных праздничных традициях башкир и их особенностях.
История башкирского народа
Многие древние источники упоминают о народе, проживающем на Южном Урале, занимающемся разведением скота и тщательно охраняющем свои территории. Историки полагают, что это и есть башкиры. Документированные источники подтверждают, что уже в 9 веке на склонах Уральских гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола проживал самостоятельный народ. Башкиры говорили на собственном языке, поклонялись силам природы и многочисленным богам, не были агрессивным захватчиками, но яростно охраняли свои земли. К 9 веку началась постепенная исламизация народа, но старые языческие традиции гармонично вплетались в новую религию.
Единого обращения народа в мусульманство не происходило, это была мягкая замена существующих верований новыми правилами и обычаями. В 9 веке часть башкир переселилась в Венгрию и со временем стала частью венгерской народности. Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи.
Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру. Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией.
Культура и традиции
Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру. Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры.
У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры — очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне.
Праздничные и бытовые обряды
У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года.
Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало.
Ураза-байрам
Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию.
Курбан-байрам
Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа.
Каргатуй
Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй – башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется – «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.
Сабантуй
Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.
Йыйын
Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын – это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах.
Государственные праздники
Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и государственные праздники. Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года (1 января), День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы (колбаса), губадия, баурсак, бэлиш с мясом.
Религиозные праздники
Башкиры – мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии. Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит.
Семейные праздники
Так как семья – это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события. Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей. Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, т.е. собирается 3-4 поколения семьи. Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов. Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий.
fb.ru
Башкирские народные традиции
В Башкирии, как и у других народов, имеются свои традиции. В данной статье мы раскроем некоторые из них. Башкирские традиции – это дань корням. С течением времени создавались эти традиции и обычаи.
Башкирские народные традиции
Запреты
Поведение башкир основывается из большого количества запретов. Так, им запрещается копать землю в зимнее время, т.к. она спит. Левая рука считалась грязной, поэтому все начинали делать с правой руки. Так и гостей встречали – напитки подавали, еду. А вот сморкаться принято было левой рукой.
Запреты башкирского народа
Женщина и магия
Женщина считалась силой плохой магии, поэтому женщине нельзя было переходить дорогу мужчинам. Женщинам не рекомендовалось ходить на кладбища и молиться в мечети, это они делали дома.
Башкирские женщины
Мужчины и мечеть
Мужчины, приходя в мечеть, должны были переступать ее правой ногой, а при выходе идти с левой ноги. В мечети входные двери не закрывались. Маленьких детей сюда не приводили.
Мужчины и мечеть
Табу в питании
Башкирская кухня
В питании также имелись запреты. Под запретом оказались спиртные напитки, свинина и блюда из нее. Также запрещалось резать хлеб ножом – его ломали на куски. Еду двумя пальцами брать запрещалось, минимум использовать три пальца. В периоды поста, пить и есть днем нельзя, а только слюну глотать разрешалось. Если пост не получалось выдержать в нужное время, то его можно было выдержать в другое.
Башкирская кухня
Обычаи в семейных отношениях
Немного о башкирском народе
Башкиры были достаточно мягки со своими женами. Атмосфера была в прямой зависимости от жены. Девочек всегда воспитывали скромными, кроткими и терпеливыми. У замужних женщин на голове должен быть платок. Женщина не имела права спрашивать у мужа, где он был, чем занимался, а также разговаривать с чужими при супруге, а также высказывать или показывать свое безразличие к нему.
Башкирские семейные ценности
Что было в случае измены супругу?
Если жена изменила мужу, то она совершила большой грех. Мужчины не имели подобных запретов. У мужа было право жениться на другой женщине, если ему разрешала первая жена. Если умирал муж, то вдову, чтобы сохранить ее честное имя, выдавали замуж за младшего брата усопшего, сына брата или племянника. Если умирала жена, калым был выплачен, то отец усопшей выдавал замуж сестру. Если калым не был выплачен, то вдовец женился на сестре, но платил меньший калым.
Семейных отношений тоже коснулись запреты. Так, например, если зять приходил в дом к родителям жены, то они должны были уйти из дома. Такого избегания было достаточное количество, все зависело от того, уплачен ли калым. Если умирали родители, то имущество наследовала старшая дочь, или старший сын.
Семейные обряды Башкирии
Почитание старших
СоветОсобое почтение выражалось бабушкам и дедушкам. Старших уважали. В обязанности башкир входило знать имена родственников до седьмого колена.
Старейшины выполняли особые функции. Они устраивали празднества, устраняли конфликты, они хранили обычаи и передавали их из поколения в поколение. Молодые получали благословение именно у них.
Почитание старших в Башкирии
Похороны и поминки
Каким образом проходили поминки?
Хоронить усопшего необходимо было как можно скорее. Это делали либо в день смерти, либо на следующий. Необходимо было хоронить до захода солнца. Также необходимо было устраивать поминки, усопшим посвящали молитвы.
Похороны также сопровождались некоторыми ритуалами и обычаями. Так, покойника омывали три раза, одевали в саван. Также необходимо было читать молитвы, рыть могилку. Мусульман хоронили без гроба, как принято у нас. На похороны запрещали нанимать плакальщиц.
Поминки в Башкирии
Отношение к детям
Башкиры всегда были известны своей любовью к детям. Каждый башкир хотел иметь большую семью. Поэтому при рождении ребенка проводили различные обряды. Женщина в период беременности могла не делать трудную работу. В этот период все ее желания и прихоти выполнялись. Женщинам устраивали такие условия, чтобы они были окружены только красивым и приятным.
Отношение к детям
Обряд кувады
Что касается обрядов по рождению, то тут принят обряд кувады. Это момент, когда отец симулирует роды. Он должен сказать «жена моя, разродись скорее». Перед беременной трясли пустым мешочком, стукали ее кожаным сосудом. Тот, кто первый сообщал отцу новость о рождении малыша, получал от него подарок. И семья начинала праздновать. Это празднество носит название бишектуй. Дети особенно ценились еще и потом, что они принимали обычаи и должна были передавать их дальше.
Обряд кувады
Вывод:
Вот такие традиции присущи башкирам. Башкиры – это народ, который чтит свои традиции, неуклонно им следует и передает через поколения. Все знают башкир, как гостеприимный народ, который любит и ценит детей. Все, что происходит в семье башкира, обязательно сопровождается различными обрядами. Так и с праздниками, большинство праздников (имеются ввиду религиозные праздники) имеют свои ритуалы, которые башкиры соблюдают постоянно.
Обряды и традиции башкирского народа
www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai
традиции башкир
Башкиры издавна традиции проживают в зюйде Урала. Их отчизна изобильна рыбной, пушным животным, различной дичью. Уральские вершина мира считаются владельцами 1 с наиболее богатейших естественных недр, в их утаиваются месторождение самоцветов, более прекрасна здешняя минерал. В писчих ключах о башкирах в первый раз упоминается в половине 9 традиции. Имя цивилизации «башкоот», то что в переходе с тюркского обозначает «река головка». Люди исповедует мусульманство и прославляется трудолюбием, робким взаимоотношением к нашей планете, башкиры искусные животноводы и хорошие пчеловоды.
Башкиры следуют несколько обычаев, какие обусловлены ситуацией жизни люди и ранне мусульманскими традициями. Суровее в целом соблюдаются подобные заказы:
- в раннезимний промежуток невозможно рыть территорию, таким образом равно как земля почивает и никак не необходимо её касаться;
- любое проблема необходимо приступать «очищенной» левой рукою, ею ведь давать лакомства собственным посетителям и осуществлять посуду обратно, левосторонной рукою возможно сморкаться;
- женщинам невозможно переключаться путь адептам мощной пятидесяти процентов, принцип сберегалось в взаимоотношении мальчишек;
- переступать предел мечети допустимо с левой лапти присутствие входе, левосторонной присутствие выходе;
- в еду невозможно осуществлять алкоголь, свинину, стерва, а черный хлеб принято рушить, а никак не разрезать;
- еду принимают 3-мя перстами, 2-мя запрещено.
Традиции гостеприимства
Башкиры с необыкновенной теплотой принадлежали к посетителям, и прошенным и непрошеным они существовали счастливы. Полагалось, то что прибывший в жилье людей способен являться посланцем Господа либо лично Господом, адресовавшимся в подлунное создание. Огромный проступок – никак не насытить, никак не запоить либо никак не согреть странника. В том числе и спроста угодившему в постояльцы прикрывают столик, экспонируя в него все без исключения, то что имеется в закромах и чуланных. Полагалось, то что в случае если клиент отведает снежных товаров, у владельца телка будет неоплодотворенной. Проведывать рассчитывало никак не наиболее 3-х суток, а в расставание башкиры непременно презентуют презенты, в особенности малым ребятам, таким образом равно как является, то что дошкольник, какие никак не способен в мощь года испробовать еду, способен проклясть владельца.
Домашние традиции башкир
Женщина в башкирской семье обладала подобное состояние, равно как и в каждойранне мусульманской общине. Супруги к собственным супругам существовали благоприятны, физиологическую мощь использовали нечасто. Девчонок растили в мягкости, редкостном терпении и застенчивости. Находящуюся в законном браке девушку возможно установить согласно плату, какой возлюбленная обязана нести в уме уже после женитьбы. Беседы с посторонними представителями сильного пола никак не поощрялись, у собственного супруга никак не общепринято узнавать, то что некто совершал и в каком месте был. Неверность супруги – наиболее ужасный проступок, а смотри человек имел возможность вступить в брак многократно, в случае если приобретет разрешение с 1 муж и жена, что являлась наиболее влиятельной из числа абсолютно всех проживающих в жилье представительниц слабого пола. В случае если в взяв семь раз наступала юная жена брата, все без исключения прямые обязанности доверялись в её рамена. Уважительнее в целом принадлежали к пошевелить мозгами и дедушкам, а молодое поколение существовали должны понимать собственный вид вплоть до седьмого колена, для того чтобы никак не позволить союза с родными
Традиции башкир по отношению к детям
Башкиры стараются обладать значительную взяв семь раз и по этой причине постоянно счастливы появление на свет детей. Предстоящим мамам не разрешали осуществлять трудную службу, их прихоти и стремления осуществлялись безоговорочно. Ходя ребенка около сердечком, предстоящей матери предписывалось посмотреть только лишь в изящные имущество и заманчивых людишек, в то что-или ужасное либо отвратительное посмотреть никак не дозволялось. Для того чтобы семейства миновали успешно, дальнейший папа говорил мотив «Разродись, точнее, супруга моя!», а этот, кто именно 1-ый заявлял веселую весть о появление на свет преемника, изобильно одаривался. Уже после семейств семейство отмечала «бишектуй» — празднество, приуроченное к 1 колыбели.
goldmuseum.ru