Как отмечается башкирская свадьба.
Башкирская свадьба в традиционном представлении — это долгий культовый обряд, строго соблюдавшийся предками. Раньше за новобрачных между собой договаривались родители. И нередко невеста и жених впервые виделись уже на праздничном торжестве.
Предварительным этапом праздника является религиозный ритуал соединения брачных уз — «Никах», совершаемый мусульманским священником муллой. Ритуал проходит в мечети, но можно пригласить священнослужителя и домой. Заключая брак, мулла делает специальную запись в метрической книге. Многоэтапный обряд по традиции проводится дома у невесты и жениха.
Свадебные традиции и обряды Башкирии
В Башкирии размышлять и строить планы свадебного торжества родители начинают еще тогда, когда их дети совсем в юном возрасте. По достижении положенного возраста, молодым людям устраивают помолвку сыргатуй. Задолго до назначенного дня праздника родственники и родители начинают скрупулезную и серьезную подготовку. Родные убирают и вычищают дом, приусадебную территорию, шьют национальные костюмы, собирают невесте приданое. Свадебный обряд башкирского народа весьма многоэтапен и включает в себя следующие моменты:
- Одобрение родителей на свадьбу с двух сторон.
- Обсуждение технических моментов свадьбы: подарков, калыма, угощения.
- Религиозное бракосочетание «Никах».
- Старинные традиционные послесвадебные ритуалы.
Сговор родителей о свадьбе детей
У башкиров главой семьи считается мужчина, отец жениха. По древним обычаям именно он принимал решение о свадьбе, и за ним оставалось последнее слово. Мать и жениха отец спрашивал лишь символически, так как перечить главе дома было не принято. Затем организовывалась встреча с отцом будущей невесты. Если сватовство принималось благосклонно, начинался, пожалуй, самый сложный момент башкирской свадьбы — обсуждение калыма. В знак глубокого уважения к новым родственникам договаривающиеся стороны пили мед и кумыс из одной чаши.
Такой Сговор считается священным, и отказ от свадьбы после него практически невозможен. Если по каким-либо серьезным причинам торжество должно отмениться, калым следует вернуть в полном объеме, а нередко и в повышенном, в качестве компенсации морального ущерба.
Переговоры о калыме
Размеры выкупа на башкирской свадьбе не лимитируются и зависят только от финансового благополучия родителей. Красивая знатная невеста может получить огромный калым в виде поголовья разнообразного скота, транспорта, дорогой посуды, украшений, ковров, изысканных тканей, денег. Весь этот скарб составляет предметы будущей жизни молодых. Исключением могут стать лошади. Одно животное по традиции должно преподносится отцу невесты в качестве благодарности за хорошее воспитание дочери. Вторая лошадь используется как часть свадебного стола, так как конина — исконная башкирская еда. Нельзя оставлять без внимания и мать невесты, как правило, ее одаривают щедрым и красивым подарком: богатой лисьей дохой или шубой.
Родители невесты также должны преподнести молодым дорогие подарки, деньги или скот. Хорошим знаком считается личный презент от жениха невесте. Это может дорогое украшение, национальный халат или сапоги. После приятных хлопот с двухсторонними подношениями даров следует небольшое застолье.
Посещение дома невесты
Перед религиозным бракосочетанием родители невесты принимают у себя семью жениха. По традиции в доме девушки собирались все будущие родственники со стороны жениха. После вручения подарков, начинались обязательные приготовления к башкирской свадьбе. Отец жениха привозил лошадь, которую следовало заколоть и приготовить. Для этого отводился второй день торжества. После знакомства и ночевки родственники всей гурьбой резали животное. Для этого нужно было облачиться в обычную одежду, чтобы не испачкать праздничный наряд. В процессе активно участвовали и женщины, помогали, придирчиво оценивали конину на жирность. Интересной и веселой традицией была шуточная потасовка будущих родичей. Родственникам жениха приходилось в шутку отбиваться от сватов.
Приезд тестя с тещей к отцу жениха
По традиции башкирской свадьбы, через несколько дней после приезда сватов, тесть и теща наносят ответный визит дружбы в дом жениха. При этом гостей размещают раздельно, каждая половина дома должна быть поделена на мужскую и женскую.
Раньше проводился еще один самобытный ритуал. Мать невесты брала в дорогу сундук с таинственным содержимым. После угощения и беседы все гости шли на женскую половину, где требовалось открыть сундук, непременно посторонней женщине. В сундуке оказывались нитки, символические лоскуты ткани, этническая рубаха. Рубашка с поклоном вручалась отцу молодого жениха, нитки передавали старшему поколению женщин. Пожилые бабушки принимали дар с определенными молитвами, чтобы сберечь его в знак долгой супружеской жизни молодых. Лоскуты служили своеобразным предметом для дополнительного сбора денег, так как сваха продавала их гостям, а деньги отдавала молодой семье. Мать невесты вручала девушке мелкую птицу — символ перелета в другое гнездо. Затем все душевно прощались и разъезжались до следующего обряда.
Малая свадьба
Так называемая малая свадьба, то есть строгий религиозный ритуал при участии муллы традиционно проводится в доме невесты. Обычно на таком обряде присутствует все старшее поколение. Приглашенный священник торжественно спрашивает новобрачного о согласии на брак. Получив утвердительный ответ, начинают возноситься мусульманские молитвы. Окончательным этапом обряда должна стать запись о заключенном браке в документе. За свои услуги мулла получает плату в размере одного процента от стоимости калыма. Священная запись дает жениху полное право видеться с новобрачной в ее доме под присмотром пожилых родственниц.
Празднество Туй
Следующий шаг планомерного праздника — праздник Туй, во время которого тесть устраивает грандиозное торжество для новых родичей у себя дома. Праздник может затянуться на несколько дней, во время которых родители невесты накрывают стол богатыми угощениями. В перерывах между застольями устраиваются состязания по национальной борьбе, скачки на лошадях, веселые игры. Если доход родителей невесты более скромный, можно вполне ограничиться праздничной трапезой.
Отъезд невесты в дом своего мужа
Отъезд мужа и жены в свое жилье — не менее интересное событие. Башкирская свадьба богата различными оригинальными традициями и забавами. Например, чтобы не расставаться с любимой подругой, девушки-родственницы, сестры устраивают молодому мужу разнообразные препятствия. Невесту могут спрятать в лесу или привязать ее постель к дереву веревкой. Вокруг девушки разворачиваются настоящие баталии, частенько сопровождающиеся порчей одежды. Но таковы древние традиции, и их уважали.
Трогательным моментом считается всеобщее прощание родственников с юной новобрачной. Женщины с плачем обнимаются с девушкой, которая обходит все дома в деревне. Раньше над головой будущей супруги был растянут платок, который несли подруги. Юная жена одаривала на прощание подружек и родственников полотенцами, платками, бусами. Родственницы давали ей деньги в дорогу и подарки на память.
На башкирской свадьбе с невестой всегда должна быть близкая родственница, которая провожает ее до будущего дома. Там женщина может устроить шуточную продажу невестки свекру и получить денежный выкуп. После обряда молодая жена была обязана встать перед новыми родителями на колени, трижды преодолевая их сопротивление. Затем следовал обмен мелкими подарками с двух сторон.
Следующий день после свадьбы
Если вспомнить самые древние обычаи, то после первой брачной ночи в новом доме, поутру, молодая жена в сопровождении родственников и детей должна была сходить по воду с коромыслом и ведрами. Набрав студеной воды, девушка бросала в воду монетку из серебра, прикрепленную к нитке. Этот обряд является поклонением древнему духу воды. Если кому-то из детей удавалось выловить ценный приз, юная жена могла открывать лик законному супругу.
Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу
Башкирская свадьба — серьезное и хлопотное мероприятие, которое требует хорошей подготовки. Отдельно стоит описать красочный национальный костюм для торжества. Башкиры любят яркие насыщенные цвета, с вышивкой тамбурным швом. Свадебное платье по своей фактуре достаточно сложное. Пышная юбка украшается атласной тесьмой разных цветов, оборками, причудливыми узорами. Поверх основного наряда набрасывается богато украшенный халат.
Во время башкирской свадьбы происходит еще один увлекательный обряд перевоплощения невесты в жену путем переодевания. Под плач и причитание с невесты снимают свадебный убор и меняют на символический женский. После этого молодая жена может переступить порог дома мужа. Свадебный убор выбирается в виде платка, как в Юго-Восточной Башкирии или в форме колпака, расшитого камнями, серебром, кораллами, бисером.
Важную роль в свадебном одеянии играют цвета. Палитра башкирской свадьбы — это алый, насыщенный синий, ярко-зеленый. Для жениха шьется красный кушак на пояс, образ невесты украшают разноцветным пояском. Раньше башкирская одежда возводилась в культ, ее месяцами расшивали и украшали, и такие элементы гардероба служили хорошими подарками. Молодая невеста перед таинством может подарить суженному рубашку, сшитую и украшенную собственноручно или национальный головной убор.
Башкирская свадьба — особенности, обряды, традиции и обычаи
Башкирская свадьба в классическом представлении − это целый комплекс обрядов и традиций, которые неукоснительно соблюдались предками. Сегодня свадебные обычаи немного видоизменились, а некоторые вовсе забылись. Но несмотря на это, свадьба в Башкортостане − событие особенное, к подготовке и проведению которого подходят со всей ответственностью.
Содержание статьи
Сговор
В старину решение о свадьбе по праву принадлежало родителям молодых людей. В знак того, что договор состоялся, родители парня и девушки, которых сватали между собой, пили из одной кумыс из одного сосуда. С этой самой минуты девушка считалась невестой, ее уже нельзя было выдать замуж за кого-то другого. Если же все таки через какое-то время отец девушки меняет свое решение, он в обязательном порядке должен был отдать выкуп: домашний скот или же деньги. Так продолжалось вплоть до ХХ века, после же сговор постепенно начал сходить на нет.
Женились в то время очень рано. В среднем брачный возраст юноши был равен 15-16 лет, девушки − 13-14 лет. Как только отец решал, что сына пора женить, он спрашивал совета у своей жены. Не забывал он узнать мнения и у сына. Невесту для своего чада обычно выбирал отец, хоть и советовался при этом с женой. Но последнее слово все-таки было за ним.
Калым
В современном обществе не растеряла своей актуальности традиция, направленная на выкуп невесты. В случае, если отец невесты соглашался выдать свою дочь замуж, между будущими родственниками начинались переговоры о размере выкупа. Размер калыма полностью зависел от материальных возможностей как семьи невесты, так и семьи жениха. Калым представлял собой крупный рогатый скот, лошадей, различную одежду, материю, деньги. Матери невесты будущие родственники дарили лисью или овечью шубку, однако могли сговориться на обычный халат.
Кроме обычного калыма существовал и малый, его также дарили молодой. Жених дарил халат, рубашку, сапожки и сундук. Во время сговора о размере калыма накрывался стол, гостей потчевали разными вкусностями. Через какое-то время, как только калым был собран, жених с презентами приезжал в дом своей будущей жены. С ним присутствовали отец и мать. У некоторых башкир существует обычай по которому подарки собираются у родни жениха по его просьбе. Делал это специальный мальчик, который верхом на лошади объезжал родню, собирал необходимые вещи и затем передавал их жениху.
За два дня до малой свадьбы
Перед религиозным бракосочетанием, когда муллой будет заключен брак, родители девушки принимают у себя гостей. Глава семьи приглашает к себе домой до двадцати гостей из числа родственников и сообщает им о приезде сватов. После того, как отец получает согласие своей родни в организации праздника, родители невесты приглашают в свой дом семью жениха. Для того, чтобы передать приглашение, в дом к жениху отправляется гонец, возвращавшийся назад с лошадью, которая позднее будет заколота.
Приехавшие родственники со стороны парня привозили множество подарков для своих потенциальных родственников. После ужина все ложились отдыхать, а утром начинались приготовления к свадьбе. Переодевшись, чтобы не испачкать праздничные одеяния, оба семейства резали подаренную лошадь. В обычаях башкир существует традиция во время разделывания животного устраивать шуточную потасовку.
Посещение отца жениха
Через пару дней гости уезжали из родительского дома невесты к себе. Через какое-то время в дом родителей жениха наведывались родители невесты. К этому времени для будущих родственников уже были готовы две комнаты − мужская и женская. Мать невесты привозила в дом новых родственников сундук с подарками: красивый платок, отрезы ткани, рубашку, нитки.
В послеобеденное время в женскую комнату наведывалась мужская половина родни. Кто-нибудь из женщин по просьбе будущей тещи открывала сундук, за что удостаивалась подарка. Ей доставался платок. Отрезы ткани теща предлагала купить мужчинам, находившимся в женской комнате. Нитки же доставались в подарок достаточно пожилым женщинам, которые принимая презент произносили молитвы. Хозяину же дома будущая родственница дарила рубаху, за что тот одаривал ее какой-либо домашней скотиной. После того, как будущие родственники обменялись презентами, сваты возвращались к себе домой.
Малая башкирская свадьба
Для башкир бракосочетание является гражданским обычаем. Для регистрации брака на дом приглашается мулла, который приезжает с книгой регистрации актов гражданского состояния. Он задает вопрос отцу парня, согласен ли он, чтобы присутствующая девушка стала женой его сына. После утвердительного ответа мулла задает вопрос отцу девушки, согласен ли он выдать свою дочь замуж. Услышав положительный ответ, мулла начинал зачитывать строки из Корана, после чего в книге оставлялась запись о заключении брака. Оплатой за совершенную сделку был один процент от размера выкупа (калыма).
После регистрации брака муллой, молодожен получал право свободно посещать дом своей жены. Первый визит он совершал после того, как родители девушки получали половину калыма или же после того, как родители молодых обменивались свадебными подарками.
Башкирская свадьба
После того, как калым был полностью выплачен, жених приезжал за своей возлюбленной в дом ее родителей. Тесть заблаговременно готовился к приезду своего зятя, чтобы достойно встретить нового родственника. Этот праздник у башкир называется Туй.
Предки проводили это мероприятие на улице. Для этого устанавливался большой шатер, из досок сооружались стулья и праздничные столы. Для придания торжественности их покрывали красивыми скатертями или коврами. Приглашенных на свадьбу гостей потчевали вкусными национальными блюдами. Праздник длился неделю, иногда более. Сегодня же количество дней, в течение которых отмечают вступление молодоженов в брак, сократилось. На современном этапе свадьба обычно длится два дня.
Богатые семьи предпочитают приглашать на свадебное торжество профессиональных музыкантов, устраиваются скачки, различные игры. Если выдают замуж девушку из небогатой семьи, то не считается обязательным устраивать пышное застолье. Отец невесты ограничивается скромным угощением без всяческих излишеств.
Отъезд новобрачной
Башкирская свадьба имеет свои традиции одной из которых являются проводы новобрачной. Лучшая подруга невесты вместе с другими женщинами, показывая свою печаль по поводу того, что девушка покидает родительский дом, пытаются театрально препятствовать этому.
Обряд прощания состоял в следующем. В лесной массив женщинами выносилась постель невесты и крепко завязывалась веревкой, концы которой женщины тщательно прятали. Невесту усаживали на ложе, после чего начиналась борьба за молодую между женщинами с обеих сторон.
Импровизированный спор заканчивался победой более взрослых женщин. Иногда женщины настолько достоверно играли свои роли, что разрывали друг другу одежду. Материальный ущерб в полной мере возмещал жених.
После того, как веревка была распутана, ее должен был выкупить жених. Перед отъездом в дом жениха невеста прощалась со своими подругами, родственниками. Происходило это следующем образом. Четыре девушки держали над невестой платок, а она ходила между людьми и как бы говорила «до свидания», одаривая каждую из родственниц платком, полотенцем или отрезом материи.
Во время совершения этого обряда остальные женщины демонстративно плачут. Родственницы не остаются в долгу и преподносят невесте ответные презенты: домашний скот, деньги, небольшие лоскутки материала, которые молодая прикалывает к одежде. После завершения обмена подарками, красиво наряженную невесту, усаживают на телегу и она уезжает в дом к своему возлюбленному. Девушка всячески сопротивляется до тех пор, но подарки от отца, братьев смягчают ее и она отправляется в путь.
Подруги провожали невесту на достаточном расстоянии от родительского дома, при этом они громко плакали и причитали. Новоиспеченный супруг сопровождал повозку с невестой. Как только процессия подъезжала к дому, из повозки с невестой выходила сваха и начинала расхваливать «товар». Отец жениха немного поторговавшись выкупал свою невестку.
После торжества
После первой брачной ночи наутро уже не невеста, а жена, отправляется к колодцу, чтобы набрать воды. С собой она берет ведра и коромысло, а также серебряную монетку, закрепленную к нитке. Монеткой она задабривала духа воды, бросая ее в колодец. Находившиеся рядом с девушкой ребятишки старались выловить монетку из колодца. Этот обряд был известен еще в старину и применяется в настоящее время. После его проведения невеста получала полное право открывать лицо перед своим супругом в любое время.
Одежда новобрачных
Национальный красочный костюм − играет важную роль во время свадебной церемонии. Однако не меньшего внимания удостаивается и свадебное платье невесты, которое представляет собой изделие достаточно сложное по фактуре. Жених обязательно одевает на свадьбу красный кушак, а молодая − разноцветный пояс.
Одним из обрядов башкирской свадьбы является перевоплощения молодой в супругу. Для этого свадебный головной убор заменяется на символический женский, который дает невесте право переступать порог дома своего возлюбленного.
Обычаи башкирской свадьбы
Довольно долго башкиры сохраняли древний обычай брачного сговора детей еще в колыбельном возрасте. В знак сговора родители с обеих сторон пили разведенный мед или кумыс из одной и той чашки. Тогда же можно было обговорить и размер калыма, который обычно включал в себя домашний скот, две-три рубахи, пару сапог, халат и т. п.
Башкиры женились лишь на девушках другого рода. Брак между молодыми людьми одного и того же рода мог быть допущен, если их родство было не ближе пятого-шестого поколения. Нередки были случаи смешанных браков с татарами, с казахами. Напомним, что царский указ 1736 — года запрещал браки между башкирами и татарами, дабы избежать их взаимного влияния. Разрешение на башкирско-татарский брак мог дать только губернатор, за разрешение следовало отдать одного драгунского коня в пользу казны.
Процесс бракосочетания начинался со сватовства. При получении положительного ответа проводились сговор о бракосочетании, договор о калыме, которые сопровождались скромным угощением. Позже жених приезжает в дом невесты в сопровождении родителей и родственников мужского пола. Гостей угощают бишбармаком, а они одаривают хозяев. Гостевание продолжается 2-3 дня. Позже следует ответный визит родителей невесты в дом жениха, будущая теща одаривает новых родственников и, в свою очередь, получает подарки от них. Следует сказать, что подарки могли быть весьма скромными. Допускалось, например, чтобы в качестве подарка преподнесли лоскут ткани. Вот уж поистине: не дорог подарок, а дорого внимание!
В согласованный обеими сторонами день проводится обряд бракосочетания. Это очень скромное мероприятие проводят в доме невесты в присутствии близких и уважаемых аксакалов аула. Мулла спрашивает у отца жениха, берет ли он эту девушку в жены своему сыну. Получив утвердительный ответ, обращается с подобным вопросом к отцу невесты: берет ли он этого джигита в мужья своей дочери. При отсутствии отца вопрос задается старшему родственнику мужского пола, в более поздний период стали задавать эти вопросы непосредственно жениху и невесте. При положительных ответах мулла записывает акт бракосочетания в метрическую книгу, читает подобающую молитву и объявляет молодых мужем и женой.
После уплаты половины калыма жених получает право посещать свою невесту. Приезд жениха обычно сопровождается шуточными каверзами. Было принято подъезжать к аулу невесты уже в сумерках. К этому времени подружки прятали невесту. Жених должен был быстро отыскать свою будущую жену, в противном случае это грозило ему язвительными насмешками со стороны аульных девушек. Да и отыскав невесту, еще следовало поймать ее и пронести на руках сопротивляющуюся невесту. Во всем этом жених прибегал к помощи женщин аула. Одарив их немудреными подарками, он получал практическую поддержку и ему удавалось избежать насмешек. Жених и невеста оставались наедине в доме какого-нибудь родственника, ведь жених не мог появляться один перед будущими тестем и тещей, пока не выплатит калым полностью.
Лишь после уплаты калыма проводилась свадьба. Таким образом, процесс вступления в брак можно условно разделить на три этапа: сватовство, бракосочетание (никах) и свадьба. В тех или иных районах проживания башкир были различные варианты обрядов бракосочетания, но везде явно усматриваются указанные три этапа.
Свадьба проводилась пышная, в продолжении 2-3-х дней. Все эти дни с утра до вечера бурлило веселье: все пели, плясали, состязались в остроумии, угощались бишбармаком и кумысом. Устраивались конные скачки, соревнования по национальной борьбе. Аульная молодежь устраивала собственную вечеринку в одном из домов.
Перед отъездом в дом своего мужа невеста прощалась со всем аулом. Она обходила родственников, дарила им полотенца, скатерти, нитки и т. п. на память, те тоже одаривали ее. Невеста двигалась в окружении подруг, четверо из которых держали развернутый платок над ее головой. Подруги выводили обрядовые налевы — плач. Затем невесту обряжали в лучшие одежды и вели к повозке, на которой она должна была уехать в аул мужа. Невеста должна была показывать, что она всячески сопротивляется отъезду, не выходила из дома, пока ей не подарят что-нибудь. Существовали и другие обычаи. Например, подруги и родственницы невесты могли забрать постель из ее приданого, спрятать ее, завязать хитрым узлом. Тогда жених одаривал других женщин, которые приходили к нему в помощь и в шуточной борьбе освобождали постель.
Невеста уезжала из аула в повозке, жених ехал отдельно на коне. Подруги с воплями и плачем провожали обоз далеко за околицу аула.
При вступлении в дом мужа молодая женщина должна была трижды становиться на колени. Этим самым выражалась дочерняя покорность родителям мужа и уважение к семейному гнезду, где ей предстояло жить. Еe поднимали с колен, вели в дом, где она обменивалась подарками со своими новыми родственниками. На следующий день ее провожали к источнику за родниковой водой. Она бросала в воду серебряную монету на счастье. Ей полагалось очень аккуратно набрать воды в ведра и на коромыслах донести до дома, не расплескав по дороге.
Случалось, что невесту похищали. Это могло произойти против воли девушки, а в иных случаях — no обоюдному согласию. Последнее могло иметь место, когда молодые люди были связаны чувством взаимной любви, а родители девушки не давали согласия на этот брак. Похищение могло произойти даже и при согласии родителей. В этом случае удавалось избежать многих расходов, связанных со свадебными празднествами.
Башкирская женщина вела всю домашнюю работу: приготовление пищи, доение коров и кобылиц, шитье, изготовление домашней ткани и т. д. Она пользовалась гораздо большей свободой, чем, например, женищина-мусульманка Средней Азии. Женщина принимала участие в общих празднествах наравне с мужчинами (правда, чаще всего женщины сидели за отдельным столом). С участием парней и девушек проводили посиделки и веселые вечеринки. У башкирок не привилось правило полностью закрывать лицо, пожилые женщины и несовершеннолетние девочки могли вообще не закрывать лицо. Строгое правило не показываться с открытым лицом действовало разве что для женщины перед свекром.
Башкирка оставалась полновластной хозяйкой своего приданого. Муж не имел права использовать это имущество без ее согласия. При неудовлетворительном отношении со стороны мужа женщина могла уйти из этого дома, забрав все свое имущество. В случае кончины мужа вдова становилась женой одного из его братьев. Однако и в этом случае немало зависело от самой женщины. Она могла, например, отказаться от замужества вообще, посвятив себя воспитанию своих детей.
Автор: Гриф Хайруллин
В Башкортостане к браку относятся очень серьезно, поэтому башкирская свадьба – большой праздник
Этому празднику предшествует множество подготовительных мероприятий. Все этапы начала отношений – выбор невесты, сватовство, помолвка по-башкирски, обручение – имеют свои интересные особенности. Свадьба в этой стране неповторима и очень схожа с казахской свадьбой, поскольку казахи являются самым родственным народом.
В Башкортостане решение о женитьбе детей традиционно принимали родители, причем бывали случаи, когда молодые до дня свадьбы даже не виделись.Башкирские свадебные традиции и обряды
Планы о будущей свадьбе возникали у родителей, когда их детям было еще по 5 лет. Традиционно у башкир проводился обряд «сыргатуй» — помолвка будущих суженных. Когда приближалось время обручения, семьи начинали тщательную подготовку к торжеству: собирали приданное, шили наряды, готовили дом к приезду гостей. Башкирский свадебный обряд включает несколько этапов:
* Переговоры и обозначение условий свадьбы (сватовство, сговор).
* Церемония бракосочетания (никах).
* Послесвадебные традиции, ритуалы и обычаи.
Сватовство родителей о свадьбе детей
Согласно башкирским традициям, отец молодого, посоветовавшись с супругой, спрашивал у будущего жениха, согласен ли тот на брак. Глава семейства определял, кто станет невестой. Причем мать хоть и участвовала в процессе выбора, но лишь косвенно. После определения будущей невестки, отец будущего мужа со своими близкими родственниками едут сватать девушку. Процесс сватовства самый интересный и необычный из всех предсвадебных традиций. В свое время отец девушки, заранее зная о приезде сватов, приглашает свои родных и близких. Несомненно, сватов принимают торжественно, и накрывают щедрый праздничный стол. Во время праздничного обеда, будущие родственники мило беседуют на разные темы, и дополняют и без того дружественную атмосферу шутками.
К концу застолья сваты переходят непосредственно к цели приезда. А именно оговор калыма, условий проведения свадьбы, в котором принимают участие старшие родственники и друзья родителей невесты.
Переговоры о калыме (Выкуп за невесту)
Башкирская традиция обязательного выкупа за невесту не растеряла свою актуальность и сегодня. Зачастую стоимость сегодня выкупа за девушку составляет от 15 до 20 000 долларов. Вдобавок к этому, сторона жениха берет расходы по свадьбе на себя. По этой причине, если в семье родился сын, родители намного раньше его совершеннолетия начинают делать сбережения для его свадьбы. Следует сказать, что выкуп за невесту – это очень хорошая возможность улучшить свое финансовое положение для родителей девушки.
Величина свадебного башкирского калыма определялась финансовыми возможностями обеих семей. Калым также мог оплатить жених. Он традиционно состоял из скота, обуви, одежды и другого добра. Все подарки шли невесте, исключая лошадей. Одну из них отдавали отцу девушки, а вторую закалывали к свадебному обеду. Мать невесты получала в качестве выкупа за дочь лисью шубу. Невзирая на то, что размер калыма для башкирской свадьбы по традиции мог колебаться, предусматривались обязательные подарки, которые должен был преподнести семье будущей супруги жених.
К ним относились:
* Матери – Норковая или лисья шуба.
* Отцу – лошадь.
* Для традиционного свадебного угощения — вторая лошадь (иногда ее заменял баран или корова) также деньги, золотые украшения на расходы.
* Ткань для платья невесты и деньги на украшения.
Весь остальной выкуп (если таковой имелся) передавался отцу невесты, который в ответ дарил молодой семье деньги, скот. Нареченная от жениха в довесок ко всему получала «малый калым» в виде платка, скатерти, халата, сапогов и других традиционных вещей. Заключение условий, связанных с размером выкупа, традиционно отмечалось каким-либо скромным угощением.
Обычно приданное для молодой семьи готовит семья невесты. В приданое невесты включаются предметы домашней утвари, одежда, ковры. Приданое готовили задолго, за много лет вперед, и делалось оно руками самой невесты, но иногда ей, особенно когда она сама не успевала, помогали близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды. В день свадьбы родственники невесты ставили белую юрту, а родственники со стороны жениха забирали из нее невесту.
Для подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи (невесты и жениха) традиционно пили из одной чаши кумыс или мед. После этого девушка становилась невестой, и родители уже не имели права отдать ее замуж за другого, даже если в будущем выбранный жених становился неподходящей парой (например, при ухудшении финансового состояния). Если же отец принимал решение об отказе от свадебного договора, то по традиции он должен был откупиться, отдав мужчине деньги или скот.
Но, все же новорожденный мальчик приветствуется больше, нежели девочка, так как сын остается с родителями после совершеннолетия и женитьбы. В приданое невесты включаются предметы домашней утвари, одежда, ковры. Приданое готовили задолго, за много лет вперед, и делалось оно руками самой невесты, но иногда ей, особенно когда она сама не успевала, помогали близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды.
В современное приданое невесты входят золотые украшения, более десятка модных отрезов тканей — бархат, штапель, атлас, большие платки разных видов и цветов. Также в приданое идут пальто, куртки, ковры, паласы, а в последнее время и видеоаппаратура, плазменный телевизор, бытовая техника.
Посещение дома невесты
За пару дней до первого визита жениха к невесте, когда муллой будет заключен брак, отец девушки по башкирской традиции приглашает в свой дом родственников и говорит о приезде сватов. Когда приглашенные согласятся помочь в организации свадьбы, семья молодой зовет гостей со стороны жениха. Отец жениха при первом посещении дома невестки привозит с собой лошадь (которую позже закалывают). Все приехавшие на свадьбу гости останавливались в доме семьи невесты. Их угощали традиционным бишбармаком, после чего начиналось вручение привезенных молодым подарков.
На ночь гости распределялись по домам живущих в этой же деревне родственников семьи невесты. На следующий день свадьбы по традиции резали лошадь.
Приезд тестя с тещей к отцу жениха
Пробыв у сватов пару дней, гости разъезжаются по домам. Позже тесть с тещей отправляются к отцу молодого. Причем к их приему подготавливались специальные комнаты – мужская и женская. Мать девушки, по башкирской традиции, привозила сундук, в котором лежали платок, ситцевые лоскуты, нити и рубаха. После обеда мужчины отправлялись в женскую комнату, где мать невесты предлагала кому-нибудь из присутствующих женщин открыть сундук.
За это согласившаяся женщина получала в подарок платок, а лоскутки ткани сваха продавала мужчинам за символичную плату. Нити преподносились пожилым бабушкам, которые не давали ничего в ответ, но принимали их с молитвами. А рубашку традиционно дарили отцу жениха, взамен он отдавал семье девушки какую-нибудь скотину. После раздачи подарков сваты прощались и уезжали домой.
«Никах» — обряд бракосочетания
Исламская церемония венчания называется никах — обряд соединения влюблённых супружескими узами. Он характерен не только для башкирских свадеб, его празднуют жители Дагестана, Казахстана, Узбекистана, исповедующих ислам.
Традиция никах предусматривает четыре условия, выполнив которые, влюблённые могут сочетаться священными узами брака. Во-первых, на церемонии должен присутствовать любой родственник мужского пола со стороны невесты. Второе условие – присутствие свидетелей – мужчин-мусульман, по одному со стороны невесты и жениха.
Третье условие: обряд никах можно проводить только после того, как жених выплатит причитающийся за невесту выкуп – калым. И, наконец, самое главное условие – это желание молодожёнов сочетаться браком и жить семейной жизнью. Официальное уведомление о заключении брака не требуется, после заключения брака молодые получают свидетельство, и во многих странах оно является официальным брачным документом.
Никах у башкир обычно предваряется сватовством, во время которого родственники жениха делают предложение родственникам невесты и вместе обговаривают условия будущего брака. До проведения никаха жениху не позволяют оставаться с невестой наедине. Никах часто проводят в конце осени, после окончания сельскохозяйственных работ. Жених и невеста готовят друг другу богатые подарки на никах. Со стороны невесты это, как правило, рукоделия, со стороны жениха – различные украшения и другие символы его достатка. Подарки на никах у башкир состояли из лошадей и крупного рогатого скота. Жених передавал одну из лошадей отцу невесты, а остальным табуном могла распоряжаться сама невеста. Большинство, как правило, закалывали для свадебных угощений. Когда жених выплачивал калым, отец невесты давал богатое приданное, которое могло быть даже больше размера калыма.
Соблюдение традиций никаха по-прежнему играет огромную роль у башкир при заключении супружеского союза. Нарушение какого-либо обычая даже может стать причиной к расторжению брака. Церемонию можно проводить как дома, так и в мечети. Мулла зачитывает молодым определённый суры Корана, давая им наставления для будущей совместной жизни, затем при свидетелях, следую традиционной форме, спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. За это мулле традиционно платили 1% от суммы калыма. После этого жених получал законное право в качестве мужа посещать нареченную в доме ее отца.
Празднество Туй (Свадьба)
После уплаты свадебного калыма жених со своими родственниками приезжал за женой в дом тестя. Тот заранее готовился к приезду жениха, устраивая традиционный праздник Туй. Изучая традиции на свадьбе башкир, стоит отметить, что в древности церемонии проводились прямо на улице или во дворах. Строился шатёр, стулья и столы собирались из досок, их покрывали скатертями и коврами. Столы ломились от различных национальных блюд. Башкирская свадьба длилась раньше 7 дней. Сегодня же она сократилась до двух.
Однако если глава семейства девушки не был богат, то ограничивался предложением скромного угощения. Башкирский праздник Туй, по традиции, проходил на протяжении 2-3 дней. Богатые родители устраивали борьбу, скачки, игры, общую пышную трапезу с приглашением музыкантов.
Отъезд невесты в дом своего мужа
Когда наступало время отъезда молодых, по традиции, сестра молодой и другие родственницы устраивали разные козни и препятствия. Для этого они относили в лес постель девушки и завязывали ее тугими узлами веревкой, концы которой скрывали под корнями деревьев. Саму новобрачную садили на постель, после чего за нее начинали бороться подруги и родственницы жениха. Эта древняя традиция башкирских свадеб, которая часто несла обеим сторонам серьезный ущерб в виде порванной одежды.
Прежде чем уехать, молодая, по традиции, прощалась с родственниками. Она обходила дома всех родных в деревне. Окружали девушку 4 подруги, которые за углы держали над ее головой платок и поднимали плач. Каждой родственнице молодая дарила скатерть, полотенце, нити. Взамен женщины традиционно давали нареченной деньги и другие ценности. После этого подруги надевали на молодую лучший костюм и отводили к телеге, которая должна была отвезти ее к мужу. Причем девушка оказывала активное сопротивление, пока братья и отец не подарят ей что-нибудь.
По башкирской традиции, молодую сопровождала одна родственница, которая «продавала» ее за выкуп отцу молодого. Когда девушка впервые переступала порог дома мужа, она должна была три раза стать на колени перед свекрами, которые после каждого следующего раза поднимали новобрачную. После чего она одаривала родственников мужа подарками, а они в ответ преподносили щедрые дары ей.
Следующий день после свадьбы
Утром, по традиции, новобрачную отправляли с коромыслом и ведрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке. Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали ее в это время, активно пытались выловить монетку из воды. С этого момента девушка могла без стеснения могла открывать лицо перед супругом. По сей день башкирская свадьба сохранила тот неповторимый колорит старинных традиций, который делает ее удивительным, ярким и необыкновенным событием.
На ком могли жениться башкиры?
В XIX в. башкиры не могли брать себе жен из своего рода или волости. Жен нередко брали за 100 км и более. Обычай этот был в силе и в начале XX в. кое-где у приуральских и особенно у зауральских башкир. В то же время часть башкир, за исключением западной и северо-западной Башкирии, хотя уже и брали жен в пределах своего рода, но из других деревень, а если и из своей деревни, то непременно из другого аймака (ара, ырыу). Во всяком случае брак не разрешался между родственниками в первых четырех поколениях. В брак между собой могли вступать только родственники в пятом (тыуа ят) и шестом (ете ят) поколении, считавшиеся уже чужими, посторонними.
Знакомство с культурой Башкортостана. Башкирская свадьба — Самарские судьбы
3 октября 2013
Рейтинг: +3
Голосов: 3
Просмотров: 3184
Башкирский свадебный ритуал — многоступенчатая народная драма, в которой нашли преломление мировоззрение и ментальные особенности народа, его самобытная музыкально-художественная культура, специфика хозяйственно-бытового уклада.
Свадебные торжества в прошлом проводились обычно осенью и зимой, когда уменьшались житейские заботы башкир, занимавшихся отгонно-кочевым скотоводством.
Для башкирской свадьбы характерен калым – выкуп, своего рода компенсация роду за невесту. Калым не мог быть ниже общепринятого уровня: две лошади, одна отцу невесты, другая закалывалась на угощение гостям, матери невесты – шубу (лисью, реже овчинную, халат), материал на платье невесте, деньги на свадебные расходы. Кроме этого, жених приносил «малый калым» – подарок лично невесте (сундук, сапоги, халат, шаль, платок, рубаху). Получив калым, отец невесты давал взамен приданое невесты, в состав которого входили все виды скота, предметы быта (постель, домашняя утварь, обязательно самовар и др.). Оно считалось собственностью женщины. В случае развода по инициативе мужа или возвращения после смерти мужа в отцовский дом женщине должны были вернуть её приданое и невыплаченную половину махра; её личные вещи и украшения переходили к дочерям.
Обряду свадьбы предшествовали взаимные посещения сватов. Гостили по нескольку дней, это сопровождалось целым рядом ритуалов – что кому дарилось, как встречать гостей. Посещение дома жениха сопровождалась раздачей тёщей символических подарков (налобные повязки – женщинам, лоскутки материи – мужчинам, рубаху – отцу жениха, нитки – старухам), за это она получала ответные дары. Отдаривались все, кроме старух. На этом предсвадебные ритуалы заканчивались.<o:p></o:p>
Первый приезд жениха к невесте сопровождался ритуальными игровыми действиями. Сначала подруги невесты прятали её в какой-нибудь постройке в деревне, в лесу или в поле. Затем начинались поиски. В них принимали участие молодые женщины-невестки, обычно жёны старших родных братьев невесты или младших братьев родителей и дружка жениха. В источниках XVIII—XIX вв. встречаются сведения о том, что жених также участвовал в поисках, а после обнаружения невесты должен был нести её на руках. Часто в ходе поисков инсценировалась «борьба» между молодыми женщинами и девушками, заканчивающаяся победой женщин. Обнаружив местонахождение девушек, женщины старались схватить невесту и её ближайшую подругу. После этого все шли к дому, отведённому для молодых. Дверь перед женихом не открывали до тех пор, пока дружка не одаривал женщин деньгами или платками. Назывался этот обычай «дверная ручка».
В прошлом у башкир бытовал и обычай умыкания, чаще всего с согласия девушки и её родителей. Это вносило некоторые коррективы в свадебную обрядность и уменьшало свадебные расходы.
Башкирская свадьба, в первую очередь, свадьба религиозная. Поэтому в мечете мулла читает никах — это мусульманский обряд венчания. И только после благословления муллы брак можно регистрировать в отделе ЗАГС.
Важным этапом современной башкирской свадьбы, особенно в сельской местности, является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: ”В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Потом приезжают в дом жениха. Сегодня все действо будет происходить здесь, и у ворот собирается вся деревня. <o:p></o:p>
Первыми невесту встречает родня жениха. Под ноги невесты кладут пуховую подушку — заходить в этот дом она всегда будет с удовольствием. Свекровь угощает молодоженов маслом и медом, чтобы жизнь была сладкой. <o:p></o:p>
Потом серьезные испытания ждут невесту: хозяйственная ли жена досталась ли жениху, проверяют его тети и мама. Они внимательно смотрят, как девушка нарезает лапшу для супа — она должна получиться тонкой и мелкой. Результат потом обязательно показывают старшим. Жена должна уметь накормить и напоить любимого мужа. <o:p></o:p>
Презентация по географии на тему «Башкирская свадьба. Обряды»
Инфоурок › География ›Презентации›Презентация по географии на тему «Башкирская свадьба. Обряды»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Башкирская свадьба Обряд повязания пояса жениха. Выполнила : Галимова Индира Руководитель: Галимова Р.М. 2013 год
2 слайд Описание слайда:У каждого народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющие глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовных и моральных начал. Башкирские традиции, в этом смысле, не являются исключением .К сожалению, сегодня башкирская культура не особо популярна среди молодежи, однако национальные праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.
3 слайд Описание слайда:Мой дедушка отправился вместе со своей родней за бабушкой. 27 июня 1977 год
4 слайд Описание слайда:Бабушку провожают в дом мужа со своим приданным в сундуке.
5 слайд Описание слайда:Обряд для невесты: отправляют ее за водой. Невеста подавала милостыню Водяной девушки- Хылу-Бика,(которая, по преданию живет в воде),бросая в воду монеты.
6 слайд Описание слайда:Я хочу вам рассказать об одном из свадебном обряде, которое передаётся из поколения в поколения в нашей семье по женской линии. Этот обряд повязания «бил бау»- пояса жениху старшей дочери матерью невесты, то есть будущей тещей. «Бил бау» в переводе означает пояс -жениха. Моей бабушке Гашуре Гидиятовне этот обряд по памяти передала её мама, т.е. моя прабабушка Майсафа, в свою очередь ей он был передан от прапрабабушки, уже четыре поколения нашей семьи сохраняют этот обряд. Моя бабушка Гашура
7 слайд Описание слайда:Моя мама Регина Марксовна в будущем может передать мне, так как я старшая дочь.
8 слайд Описание слайда:Суть этого обряда заключался в следующем: древнее смысловое значение связано с символом солнца, культом плодородия и материнства. «Бил бау» шили из крашенного однотонного сукна, чаще красного, зелёного или синего цвета, но с распространением фабричных тканей их стали шить из ситца, сатина и других лёгких тканей.
9 слайд Описание слайда:Моя прабабушка для моей бабушки сшила новый «бил бау» так как её «бил бау» порядочно износился, хотя по структуре ткани пояс был по богаче , но по вышивке он был менее богат оригинальным орнаментом , так как к тому времени были утрачены старинные способы украшения. Но прабабушка Майсафа некоторые орнаменты сохранила со своего «бил бау» и украсила нашивками по краям. Большое количество оборок, пышность и количество которых свидетельствовали о благосостоянии семьи. Характерным мотивом узора вышивки был растительный и цветочный орнамент. Пояс может быть длиной от 1,2 метра и более но максимальная длина не более 3 метров. «Бил бау» завязывает мама невесты, обязательно 2 раза оборачивали вокруг пояса жениха и завязывается в узел — это символ жизней мужа и жены которые соединены между собой. Чем крепче будет узел , тем сильнее будут семейные узы. Чем длиннее будут висеть концы пояса после узла, тем длиннее будет их семейная жизнь. Длина полотенца висящей части пояса должна быть одинаковой для одинакового отрезка жизни, что бы в старости один не остался без другого, количество лент на полоске символизирует число детей.
10 слайд Описание слайда:Пояс может быть длиной от 1,2 метра и более но максимальная длина не более 3 метров. «Бил бау» завязывает мама невесты, обязательно 2 раза оборачивали вокруг пояса жениха и завязывается в узел – это символ жизней мужа и жены которые соединены между собой. Чем крепче будет узел , тем сильнее будут семейные узы. Чем длиннее будут висеть концы пояса после узла, тем длиннее будет их семейная жизнь. Длина висящей части пояса должна быть одинаковой для одинакового отрезка жизни, что бы в старости один не остался без другого, количество лент на полоске символизирует число детей.
11 слайд Описание слайда:Как только жениху завязывался «бил бау», он должен был взять сватовское полотенце невесты, и скакать что есть мочи, на лошади, его догоняют друзья , кто догонит и заберёт полотенце – тому очередь женится Дедушке завязали пояс-жениха « Бил-бау»
12 слайд Описание слайда:Богато украшенный изысканной вышивкой, «бил бау» явно становится предметом декоративно прикладного искусства. И наш «бил бау» не остался в стороне в 2000 году он был на выставке в художественном музее «Башкирского культурного центра «Курай» города Кургана». Подтверждением тому вот это письмо.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-155032
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПремьеры в Уфе: «Башкирская свадьба»
18 и 19 апреля в Молодежном театре прошла премьера спектакля «Башкирская свадьба» (режиссер-постановщик Азат Зиганшин). Постановка посвящена двум знаковым для республики юбилеям — 100-летию Республики Башкортостан и 130-летию основоположника башкирской драматургии Мухаметши Бурангулова.
История любви двух юных сердец, прошедших не самые легкие испытания в эпоху кантонов, — это лишь затравка для строгих критиков. Стоить упомянуть: даже самые придирчивые ребята не смогут остаться равнодушными к работе актёров. В спектакле нашлось время для раскрытия характеров и главных героев, и второстепенных. В воронке строго положительных и абсолютно отрицательных образов перед зрителями предстали и мудрейшие аксакалы, и смелые батыры, и талантливые енгайки, и строгие родители, успевшие за время представления оправданно поменять точку зрения, показав развитие персонажей.Удивительно, но в традиционной башкирской постановке прозвучала даже тема феминизма! Доказательство тому — женские образы, в особенности главной героини Гульзифы. Благодаря актерской работе персонаж становится для нас символом внутренней силы, стойкости и смелости, помогающей пойти против всех ради истинной любви и проявить сильную волю
Лилия Искужина (Гульзифа): «Мы выпустили спектакль меньше, чем за месяц. На сцену вышли за три дня до премьеры. Режиссёр Азат Надирович взял быка за рога, несколько раз он останавливал меня и говорил, что я не могу «дешевить» этот образ. Гульзифа — девушка с чувством собственного достоинства и в ней, безусловно, проявляется внутренний стержень наших прабабушек. На премьере присутствовали родственники Мухаметши Бурангулова, и это увеличивало степень ответственности, стоящей перед труппой. Надеюсь, с помощью движений и мимики я смогла передать характер моей героини и оправдать ожидания зрителей».
Интересный факт: в течении всего спектакля сцену не покидает главный отрицательный герой Ханнан. В спектакле зритель видит его и богатым женихом с замашками властного батыра, и мужем, готового физически наказать жену, и ребёнком, не смирившегося с проигрышем в игре под названием «жизнь». Персонаж не надоедает, с неподдельным интересом зрители наблюдали за его бесчинствами.
Ильнур Лукманов (Ханнан): «“В чем секрет?” — спросите вы. Все просто: актёр всегда должен работать над собой. Где бы ни находился, я выступаю наблюдателем. Для меня любой разговор — это багаж, я слушаю и затем информация помогает мне разрабатывать своего героя. И ещё: каким бы Ханнан не был отрицательным, мне он нравится. Персонаж развивается в течении действия и раскрывается в каждой новой сцене. А ещё всем его поступкам есть логическое объяснение: он без ума от Гульзифы».
Перед аудиторией предстают целые поколения. Одни впервые влюбляются, другие женаты всю жизнь, третья ссорятся, услышав от супруга «А не завести ли мне вторую жену?». Казалось бы, все просто. Но вот парадокс: трупа показывает, что именно через все эти невзгоды герои остаются верными друг другу и несмотря ни на что, ставят любовь (любую: семейную, дружескую) превыше всего. И все это благодаря замечательному сценарию!
Адаптация пьесы Мухаметши Бурангулова, написанной ещё в 1926 году, выше всяких похвал. Оно и неудивительно: с текстом работала Зухра Буракаева. Наверное, больше фольклорных деталей вы найдёте только в романе Джалиля Киекбаева «Родные и знакомые», где на каждую страницу приходится по две-три пословицы. А ещё в «Башкирской свадьбе» Молодежного театра нашлось место песням, частушкам и традиционным сенляу. Композитор постановки Ильшат Яхин наполнил спектакль атмосферной музыкой. На мой взгляд, песня юной девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого и вынужденной покинуть родной дом, вышла одной из самых красивых и звучных.
Наделяя зрителя возможностью окунуться в мир самых настоящих, проживаемых при вас эмоциях, театр в то же время не оставляет места для труда монтажера. Все склейки и перекрутки кадра происходят здесь и сейчас, и насколько удачно они будут проведены, зависит от мастерства постановщика. «Башкирская свадьба» Зиганшина справилась и с этой задачей: для многих начинающих режиссёров послужат уроком те отрывки, когда при большом количестве действующих лиц постановщик работает с планами, двигает актёров так, чтобы на одной сцене зритель видел сцену борьбы егетов за девушку и одновременно наблюдал, как сближаются Гульзифа и Юлдыбай.
Грамотно расставлять персонажей помогают и удачно выбранные декорации. Художник постановщик – Даян Тувалёв. Двигающаяся реконструкция башкирской юрты, повозка, в которой нашлось место всему приданому невесты, задний фон, показывающий разнообразие Урала и вместе с тем описывающий местность и, следовательно, образ жизни отдельных башкирских племён… Круче, возможно, только дизайн костюмов. Художник по костюмам – Айгуль Байрамгулова. Это было отдельное действие, разворачивающееся для особых ценителей прекрасного. Каждый образ проработан до мелочей. Здесь — и дорогие одеяния кантонского рода, и праздничные меха счастливых родителей, выдающих дочку замуж, и лаконичные наряды молоденьких девушек, которым будет уместно и за водой в розовом фартуке сходить, и бишбармак приготовить, и в нем же спрятать платочек, предназначенный как подарок тайному возлюбленному. Неординарным подбором деталей подкупает работа костюмеров. Здесь на первом плане — актёр, торопливо, но мастерски завязывающий пояс длиной в пару метров, чтобы снять его так же ловко, если батыра позовут на майдан. Или же как не упомянуть башкирку, открывающей сундук с приданым, кольцо которой отблескивает на весь зрительный зал? Завораживает? Да. Притягивает? Безусловно!
Лилия Искужина (Гульзифа): «Наш спектакль отличается не только тем, что он идёт без антракта. Во время пошива костюмов была использована новейшая техника работы с 3D монетами. Это не только красиво выглядит, но и упрощает работу актерам, не сковывает движения».
Одну из основных мыслей постановки можно сформулировать так: «Если сегодня мы нарушим одну вековую традицию нашего народа, что же будет завтра?» Это не просто интересная мысль, но и, хотелось бы верить, дань уважения Мухаметше Бурангулову, посвятившему большую часть своей жизни на изучение обычаев башкир. Не составит труда воплотить на сцене как героя возводят в джедаи, но легко ли достоверно показать, как башкирская свекровь принимает в доме ту, что предназначена осчастливить ее сына?
Мысль о традициях и ценностях рода будто красной нитью проходит через все представление. А может быть, и не красной. Все зависит от тех, кто работал со светом во время спектакля. Сцена заливалась темно-синим, когда невеста грустила, а когда главные герои сближались, над ними будто парил светящийся ангел. Кто-то скажет, что не трудно окрасить место действия красным, когда батыры борются за девушку. Но смогли бы эти люди сделать так, чтобы детально разработанные башмаки актрисы, отбивающей башкирскую дробь на сундуке, были видны не хуже ее лица? И помните: в живом театре нет возможности цветокоррекции.
Коротко о том, что я почувствовала после спектакля. Когда выходишь из зала, вдруг остро осознаешь, что самая настоящая любовь существует! Сюжет, атмосфера «Башкирской свадьбы» это ярко доказывают.
Гузель Азнаева, фото НМТ.