Армянская помолвка традиции – Как проходит помолвка у армян. Армянские свадебные традиции. Как проходит современная армянская свадьба

Помолвка по армянски про обряд помолвки в Армении

хоскап армянская помолвка

Помолвка, или обручение – один из важнейших этапов армянской свадьбы. По-армянски этот древний обряд называют «хоскап», что в переводе на русский означает «скрепление словом». После помолвки считается, что ничто уже не сможет расстроить будущий семейный союз молодых.

День для проведения обряда назначали родители жениха и невесты после удачного сватовства. К помолвке готовились заранее, так как по традиции в этот день собирали всех родственников будущей супружеской пары и проводили застолье.

Родственники жениха утром назначенного дня посылали в дом невесты угощения и сладости для праздничного стола и приходили сами, с весельем и музыкой. Обязательно брали с собой ншан – ценный подарок для невесты, обычно какое-то украшение: браслет, ожерелье или, чаще всего, обручальное кольцо. Также жених приносил коньяк, и если родители невесты открывали его и ставили на стол, это значило, что они благословляют союз молодых.

Когда все родственники собирались в доме невесты, приглашенный священник благословлял праздничный стол и начиналось застолье. Жениха сажали на самое почетное место стола, невеста тем временем наряжалась в отдельной комнате. По древней традиции она могла присоединиться к празднику только через час после того, как в дом войдет ее будущий супруг, и садилась за праздничный стол рядом с женихом.

После застолья происходил непосредственно сам обряд обручения: жених дарил невесте ншан. Обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки, а после свадьбы его носили на левой.

ншан - как подарок невесте

С этого момента жениху и невесте нельзя было встречаться до самой свадьбы, но молодые иногда нарушали этот запрет, так как день свадьбы часто назначали через несколько недель после обручения. Обычно жених тайно проникал в дом возлюбленной и встречался с ней с согласия ее матери, но при этом запрещалось дотрагиваться до невесты.

Помолвка – древний армянский обряд, который отражает культуру и гостеприимство этой страны. Он сохранился и в современной Армении, правда, некоторые традиции претерпели изменение. Нередко застолье проводят в ресторане, что позволяет пригласить на помолвку большее число гостей и провести праздник в торжественной и романтической атмосфере. Также праздничный стол может быть накрыт за счет невесты. Присутствие священника на современном обряде не является обязательным и остается на усмотрение молодых.

Как проходит помолвка у армян. Армянские свадебные традиции. Как проходит современная армянская свадьба

Свадьбе предшествует обряд сватовства. Жених приходит в дом невесты с музыкой и подарками. Обычно все одеты в национальные костюмы. В доме невесты происходят переговоры. Во время переговоров назначается дата помолвки.

Традиции на помолвке армянского народа

  • Во время помолвки главную роль играет крестный жениха или тамада. Он выводит невесту и сажает за стол на возвышение вместе с женихом.
  • Если по стечению обстоятельств крестного нет у жениха, то избирают Кавора, обычно он выбирается из самых уважаемых людей со стороны жениха. Предполагает армянская свадьба, традиции, по которым кавор занимает важное положение, он несет ответственность перед Богом за создание новой семьи. Поэтому его назначают шафером жениха, и в дальнейшем он становится крестным детей в этой семье.
  • Во время помолвки жених одевает невесте кольцо с большим камнем. По армянской традиции на помолвке кольцо одевается на правую руку, а на свадьбе на левую. На помолвке обсуждается и назначается день, когда свадьба у армян, традиции и обычаи соединяют судьбы молодых.
  • До свадьбы собираются старейшины обоих родов и под тихую, спокойную музыку за обильным столом дают наставления молодым. Также благословляют их на счастливую семейную жизнь. Все вокруг веселятся, танцуют и поют.
  • За невесту всегда давалось большое приданное. Это могли быть деньги, золото, имущество семьи невесты. Обряд передачи приданного сопровождался шутками. Обязательно присутствовали отец жениха и священник. Но в настоящее время преданное уже не требуют, а благородно отказываются.

Традиции на армянской свадьбе

Свадьбы обычно назначаются осенью или в начале зимы после окончания полевых работ. Так как осень богата урожаем, уже готово молодое вино. Отношение к вину у южных народов сакральное. Оно участник множества обрядов, в традициях народа праздновать не только основные церковные, личные и государственные праздники, но и праздники, приуроченные к созреванию, сбору и изготовлению винограда.

Старейшины чаще одобряют свадьбы, которые проходят в этот период. Так как организм в это время наиболее здоров и готов к зачатию здорового поколения. Что также дань виноделию. Ведь существовало верование, что испившие молодо вина наливаются силой и крепостью виноградной лозы.

Свадьбу по армянской традиции обычно начинают праздновать в четверг и заканчивали через неделю. Почетных гостей зовут обычно лично, а всех остальных зазывают с помощью музыкантов. Гостей старались пригласить всех, чтобы никого не забыть.

Гости невесты дарили подарки непосредственно невесте, а гости жениха дарили то, что понадобится молодой семье, а так же золото невесте.

Чем больше подарят золота невесте, тем считается богаче и знатней род жениха. Гости со стороны невесты не дарили золото, так как это считалось дурным тоном. Именно мужчина должен был обеспечивать благосостояние даже только что образовавшейся семьи.

Перед свадьбой отец жениха для приготовления пира приводил годовалого бычка или барашка. На рога бычка надевалась красная лента.

Перед свадьбой назначались количество людей, которые пойдут за невестой. Назывались они макары. Они отвечали за благополучное ведение всей свадьбы. Макары занимались развлечением гостей на свадьбе. Так же они были телохранителями жениха. Так ранее проводилась древняя армянская свадьба, традиции которой предполагали, что приглашенные девушки на свадьбу пытаются своровать шапку у жениха.

Макары так же занимались приготовлениями жениха к свадьбе. А именно купали, брили и одевали новобрачного.

В древние времена, когда армяне враждовали с другими нациями, макары были на свадьбах в качестве телохранителей жениха и охраняли свадьбу. Поэтому в макары избирались сильные, крепкие юноши. Их количество доходило до 50 человек.

Макары приходили к невесте и подносили подарки от жениха. Одним из красивейших подарков был наряд невесты на свадьбу. Расшивали платье нитями и бисером в национальном стиле.

Так же дарились подарки матери и отцу невесты, а так же всем ее родственникам.

Так же приносились фрукты и изысканные угощения. Все подарки приносились на больших подносах, которые отдавались обратно наполненные подарками в адрес матери жениха. Невесту обязательно одевали в тот костюм, который подарил жених.

Традиции на свадьбе у армян

После переодевания невесты начинался обряд свадьбы. Родственники жениха должны были самыми веселыми и лучше всех танцевать на свадьбе. И всем видом показывать, что их невеста самая лучшая.

А гости невесты наоборот грустят, так как их дочь покидает родной дом.

Свадебные обычаи в доме невесты

Для тамады, который по армянской традиции является и крестным их будущих детей, готовится поднос с изысканными кушаньями от матери невесты. А жениху с невестой ставят поднос с деревом которое украшено сладостями, а также фруктами. Который является символом начала счастливой и богатой жизни. Все эти дары преподносятся под веселые танцы и песни, а тамада должен их оплатить.

Так проводилась традиционная армянская свадьба, традиции предполагали, что в доме невесты садятся за столы, поднимают бокалы и говорят тосты. Каждый тост сопровождается подходящей по смыслу мелодией. Так как родители грустят по поводу ухода их дочери из родного дома, музыка играет грустная и мелодичная. В конце застолья играет музыка, под которую танцуют жених и невеста. После этого танца невеста покидает отчий дом. Во время танца предполагала армянская свадьба, традиции осыпать жениха и невесту деньгами. Чем богаче гости, тем больше денег.

В конце танца отец невесты соединяет руки пары, чтобы жизнь их была счастливой и долгой и благословляет на свадьбу. В доме невесты обычно празднуют не долго, так как нужно успеть вернуться в дом жениха, где ждут все гости, чтобы устроить многодневную свадьбу.

Когда невеста с женихом покидает дом, брат невесты перегораживает им путь, делая вид, что не дает сестре покинуть их дом. Тогда кавор предлагает ему выкуп. Мальчик долго не соглашается и требует, чтобы невеста осталась. Но, в конце концов, спор урегулируется выкупом и молодые отправляются в дом жениха.

Свадьба у армян: традиции в доме жениха

В доме жениха существовали, а в некоторых семьях и поныне проводится национальная свадьба у армян, традиции и обряды которой отличались от свадьбы в доме невесты. Так, например, интересен обычай, связанный с традиционным армянским хлебом лаваш:

  • У ворот их встречает мама жениха
  • Она кладет каждому из новобрачных свежий лаваш на плечи и дает каждому отведать по ложке меда.
  • Лаваш у армянского народа символизирует благополучие
  • Сладкий, свежий мед означает счастье и мир в семье
  • А чтобы дом их был полным изобилия, молодых осыпают изюмом и цветами.
  • В доме жениха играет совсем другая музыка — громкая, зажигательная, веселая. Под которую веселятся и чествуют молодую семью.
  • Для того чтобы в армянской семье первенцем был мальчик по традиции на колени невесты во время застолья сажают крепкого малыша из рода жениха.

В современном мире армянская свадьба празднуется более цивилизованно. Родственники и родители уже не давят на жениха и невесту. Чаще всего жених сам приезжает за невестой, дарит будущей теще корзину с угощениями. Потом под веселую музыку проходят выкуп невесты, а так же друзья жениха проводят различные шуточные конкурсы и вместе с гостями едут на место регистрации официального брака. Когда еще не было ЗАГСа, молодых венчал священник в доме у жениха.

Существовала также особенная традиция — в маленьких поселениях было в обычае, что брак регистрировался только после появления ребенка в семье, если же пара была бездетной, то их не регистрировали вовсе. Обычно это с

Ншандрек или армянская помолвка — Свадебный портал

С давних пор, ввиду исторических причин, перенесенных гонений, лишений и трудностей, армяне оказались разбросаны по всему миру. Поэтому для армянского народа, немалая часть которого вынуждена проживать за границами родной земли, институт брака и семьи несет особое значение. Ведь семья — это не только вопрос собственного благополучия и достатка, семья — это ячейка общества, несущая в себе частичку духовности, традиций, религии, культуры и языка своего народа. Не удивительно и то, что особое место среди них занимают свадебные традиции и обряды.

автор фото: Дмитрий Тукеев

Одним из важнейших этапов свадебного цикла у армян, по праву, считается ншандрек — помолвка или обручение. Дословно ншандрек можно перевести как «поставить знак, метку», а в более красивом понимании назвать «благословлением венчальных колец». Ведь после проведения данного обряда считается, что уже никто и ничто не в праве помешать молодоженам в единении их сердец.

Изначально число гостей, количество угощений и дата проведения ншандрека оговаривалось отцом будущего жениха на его специальном визите в дом невесты. Сейчас же все чаще, для простоты, это обсуждается еще во время сговора. По традиции, утром в назначенный день в доме жениха, в честь этого радостного события, резали барана или теленка, после чего мясо отправляли в дом невесты вместе с другими угощениям в виде фруктов, напитков и сладостей. Сюда же, в дом жениха, приходили его родственники, священник и музыканты, где их щедро угощали. После чего вся церемония, в сопровождении музыкантов, захватив с собой ншан — заранее подготовленный подарок для невесты, которым обычно выступали украшения (браслеты, серьги или, что чаще всего, обручальное кольцо), и несколько красивых подносов или корзин с коньяком, винами, фруктами и сладостями перемещалась к дому её родителей, где и совершался обряд обручения. Начинался он, как и полагается, с праздничного застолья, во время которого произносились поздравительные тосты и напутствия. Священник освящал принесенные стороной жениха угощения и обручальный подарок, особенное внимание уделялось коньяку принесенному женихом, если его открывали и ставили на стол, значит родители невесты давали свое негласное благословление молодым, после чего происходил основной акт обручения — вручение женихом ншана невесте.

В современной интерпретации данной традиции, по общему согласию сторон, праздничные столы могут накрываться за счет стороны невесты, а присутствие священника остается на усмотрение молодоженов. Ншандрек сегодня нередко устраивают в ресторанах, что позволяет расширить список приглашенных гостей, при этом оформление зала, праздничного стола или фуршета доверяют профессионалам, способным сделать дизайн и атмосферу этого душевного праздника уникальными.

Ншандрек — красивая давняя традиция, подтверждающая богатую культуру, корни которой уходят в далекое прошлое, и щедрость армянского народа. Ее соблюдение, пусть и в современном исполнении, является проявлением уважения и памяти к истории предков, а также веселым и душевным семейным праздником.

Кавказский Узел | 13 армянских свадебных традиций…

13 армянских свадебных традиций…

00:55, 18 октября 2011

На сайте «Среда обитания» увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян — молодой талант из армянского города Иджеван.

Очень интересные обычаи… некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

 

1.Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла.

1.Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла.

2. Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки.

2. Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки.

В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

3. Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой.

3. Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой.

Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

4

4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников – хнамахоск, векилнер. Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого обставлялись особым обрядом – шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху, а также близких родственниц с обеих сторон.

5. Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников – хнамахоск, векилнер. Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого обставлялись особым обрядом – шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху, а также близких родственниц с обеих сторон.

В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е — начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

6. Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева.

6. Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева.

Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

7. К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей.

7. К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей.

В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

8. Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.

8. Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.

Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

9. К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды.

9. К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды.

Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

  11. Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.

 

11. Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.

Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

12. Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью.

12. Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью.

Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

13. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.

13. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.

Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Альберт Габриелян.

Альберт Габриелян. «Cвадьба в с.Ванк». Нагорный Карабах.

Армянская свадьба: платья, традиции, обряды

Армянская свадьба богата изобилием традиций, а большинство из них сохранились по сей день. Она отличается таинственностью ритуалов, радушием и веселыми гуляниями.

Как все начиналось

В Армении отношения будущих мужа и жены всегда начинались со сватовства. Сватовство у армян отличалось от других стран, так как всегда проходило таинственным образом. Сваты приходили в дом к невесте в темное время суток, чтобы никто не узнал об этом событии, если вдруг случится отказ. Считалось зазорным сразу же согласиться на предложение замужества. Тогда о невесте думали плохо, предполагая, что у нее есть существенные недостатки и отец хочет поскорее от нее избавиться.

Армянские обычаи сватовства в первый визит строились на псевдо отказе и полном отказе. К примеру, если родители невесты ссылались на решение дальнего родственника, который пребывал в отъезде, это означало, что в следующий визит можно будет получить согласие на свадьбу. Когда же родители указывали на чрезмерную молодость пары, положительного ответа не было смысла ждать.

Очень интересно у армян проходило деление невесты, если на ее руку было несколько претендентов. Все они собирались в условленный вечер в доме девушки, садились за стол и на середину выкладывали свои подарки. Будущая невеста не имела права голоса, ей разрешалось только лишь изъясняться жестами. От девушки требовалось выбрать понравившийся подарок, после чего даритель становился ее женихом. Но чаще всего девушки заблаговременно договаривались о предмете подарка и знали, что подарит их настоящий любимый.

Армянское сватовство включало в себя разделение хлеба между отцами жениха и невесты. Для этого пекли лаваш, а потом скручивали его в виде свитка. Родителям предстояло разорвать этот хлеб на части, что означало единение семей и начало их родства. Во время этой церемонии всегда присутствовал священник, который стоял между отцами и благословлял их на дружбу и приязнь.

Сватовство по армянским традициям предполагало и третий визит сватов. Это был день назначения помолвки. По-армянски ее называют «хоскап», то есть скрепление словом. Она представляла собой мини свадьбу, которую проводили в узком кругу в доме невесты. Армянская помолвка состояла из небольшого застолья и обряда подношения подарков, которые предназначались невесте и ее матери. Среди них были и ювелирные изделия, но традиция подносить обручальное кольцо с бриллиантом появилась лишь в середине прошлого столетия.

Помолвка у армян считалась отправной точкой для свадебного приготовления. С этого момента молодых разлучали и не разрешали видеться до наступления свадьбы. Но молодежь была хитрой и находчивой, так как обручение армянских новобрачных могло затянуться не на одну неделю. Жених зачастую пробирался к невесте через окно или балкон, и с разрешения ее матери, мог находиться в комнате молодой. Они могли разговаривать и видеть друг друга, но дотрагиваться жениху к невесте было запрещено.

Подготовка к венчанию

За несколько дней до знаменательного события мужчины и женщины проводили свои ритуалы. Подготовка к армянской свадьбе с женской стороны начиналась из выпекания свадебного лаваша. Ритуалы проводились в обоих домах, а обрядовый день имел название «таштадрек», что означает «поставить корыто». Близкие невесте девушки и юные мальчики начинали просеивать муку. Это действие сопровождалось обрядовыми песнями и танцами. Потом все превращалось в игру: молодежь обсыпала друг друга мукой. Каждый гость клал в сито какую-нибудь сладость, например, орехи или сухофрукты, а когда вся мука просеивалась, ими можно было полакомиться.

В некоторых районах Армении просеивать муку доверяли одному человеку — попадье. Она это делала без слов, чтобы невеста была немногословной, а еще с закрытым лицом, что оберегало молодую от безумия. Армяне считали, что связь с образованными людьми — священником и попадьей — не дает внезапно сойти с ума. Другие регионы страны доверяли этот обряд исключительно женщинам и не забывали о субординации. Начинала процедуру самая старшая дама и передавала сито посаженной матери, а потом к этому подключались остальные девушки. Солить и месть тесто позволялось в той же очередности.

Приметы на армянскую свадьбу тесно связаны с закалыванием вола. Его мясо в дальнейшем использовали для приготовления свадебного застолья. В основном вместо вола использовали быка. У армян это животное ассоциировалось с пахотой и плугом, что символизировало плодородие и достаток. В советское время для этого ритуала жертвоприношения заранее покупали теленка, когда парень был еще юн, и откармливали до нужного времени. Жизнь ритуального быка ассоциировали с жизнью сына, его лелеяли и всячески оберегали.

На ритуал жертвоприношения приходили мужчины со стороны жениха. Животное связывали и укладывали на земле. Жених наносил первый удар и ставил ногу на поверженного зверя, как победитель. Для этого обряда всегда выбирали пятницу.

Армянское венчание начиналось с подготовки в доме кавора — посаженного отца, где проводился ритуал купания жениха. Для этих целей использовали специальный таз, куда усаживались спиной к спине жених и его главный неженатый друг — азаббаши. Их обливали водой с кувшина. Струя воды символически отделала холостых друзей и жениха, который собирался создать семью.

Дом кавора был местом также для ритуального одевания молодого. Каждый предмет одежды, который на него надевали, восхваляли и торжественно превозносили. Также во время одевания друзья жениха выполняли обрядовые танцы, кружа вокруг него. Танцуя, парни украшали свадебное дерево из веточек ивы. Оно называется «арсаники цар», и символизирует плодородие и благополучие. Раньше по традиции его украшали сладостями и различными фруктами, такими, как гранат или яблоки. Верхушку дерева всегда увенчивали свечи. Армянская свадьба в России до сих пор придерживается обряда с украшением арсаники цар, только теперь вместо ивовых ветвей украшают меч, используя бумажные купюры и конфеты. Арсаники цар во время торжества держит главный друг жениха, который еще выполняет функции его телохранителя на время свадьбы.

Свадебная церемония

Брак в Армении всегда начинался с очень необычной традиции. Перед приездом жениха в доме невесты разыгрывалось настоящее театральное действие по краже курицы из курятника. Делал это самый ловкий юноша, которого прозывали Лисом. Гости и родственники невесты препятствовали ему совершить кражу, но он все равно должен был это сделать, и вместе с птицей проникнуть в дом невесты. Там он оповещал о том, что жених уже в пути, за что получал подарки. На этом функция Лиса не заканчивалась. После того, как пройдет церемония венчания, ему надо было попасть в дом жениха раньше свадебной процессии и тоже сообщить о скором приезде молодых. На современных свадьбах тоже присутствует Лис, только теперь он ездит в машине без верха, украшенной лисьим мехом.

Невесте не приходилось думать, что одеть на армянскую свадьбу, так как наряд для нее приобретала сторона жениха. В день торжества невесту одевала замужняя родственница, у которой первенец — сын. Молодой заплетали две косы, после чего она больше не могла выйти на улицу, не покрыв головы.

Свадебная процессия всегда была очень шумной и веселой. В это время звучат песни, пляшут и стреляют в воздух, чтобы прогнать злых духов. Невеста всегда должна была идти позади жениха, но никто не мог пройти между ними.

Венчание в армянской церкви правила имело особенные. Священник повязывал новобрачным специальную ленту из красных и зеленых нитей, увенчанную крестом, на лоб, шею и руки, а конца запаивал воском. Когда заканчивалось венчание, свадебная процессия отправлялась домой другой дорогой, чтобы обмануть злые силы.

Все съезжались в дом к жениху, где уже были накрыты столы и приготовлены подарки. Сюда же привозили приданое армянской невесты, которое приготовила для нее мать. С приездом молодых начинались разнообразные игры и карнавальные действия. Самое популярное из них — шуточная драка между родителями жениха. При этом его мать обязательно должна была победить мужа, а потом сесть поверх него в качестве победительницы. В это время пелись смешные песенки, веселые и потешные, в основном про невестку и свекровь. Но некоторые особенности армянской свадьбы до сих пор остаются актуальными. Например, встреча свекровью молодых, когда она покрывает их плечи лавашем.

Проходило от трех до семи дней после свадьбы, когда священник вновь приходил к молодым. Но это уже было не венчание в армянской церкви, а «обряд тагравец» или «снятие венца». Он читал над молодоженами молитвы и снимал с них ленту нарот.

За дни свадебного торжества молодых постоянно осыпали сладостями, зерном и денежными монетами. Все это символизировало достаток и благополучие новообразовавшейся семьи. Также сторона жениха выплачивала выкуп невесты на армянской свадьбе. Родители молодого еще платили за торжество и всегда компенсировали потраченную на пир сумму стороне невесты.

Армяне очень строго относились к целомудренности молодой жены. Армянские невесты обязаны были быть девственницами и это всячески проверяли. В древние времена кухарка или замужняя родственница невесты стояла под дверью во время брачной ночи, после чего оповещала родителей жениха о том, что молодая была девственницей. В ХХ веке появился новый обряд. Наутро после бракосочетания, мать девушки получает красные яблоки и бутылку коньяка, если ее дочь оказалась девственницей. Эту новость разглашали по округе оружейными выстрелами, а потом продолжали празднество.

Армянские свадебные традиции с ВИДЕО

Армянская свадьба интересна тем, что древние свадебные традиции живы по сей день, хотя претерпели некоторые изменения. Все свадьбы у армян проводятся в строгом соблюдении исторически сформированных канонов. Этот народ трепетно относится к такому событию: армянин готов выложить все до последней копейки ради счастья молодых. Армянские свадебные традиции незабываемо яркие и красочные, а свадьба – просто феерический праздник с играми, состязаниями, выкупами.

к содержанию ↑

Свадебные традиции Армении

Брак в армянских семьях издавна заключался строго по старшинству: пока не женился старший брат, не имел права заводить семью младший. Существовал ряд запретов и на заключение брака:

  • Строго запрещалась женитьба между кровными родственниками, вплоть до четвертого, а иногда даже седьмого колена.
  • Также не допускался брак между двумя родными братьями и двумя родными сестрами.

По армянским канонам усыновленные дети и кумовья также считались кровными родственниками, на них распространялись общие запреты. Поэтому нельзя было заключать брак не только между самими кумовьями, но также между их потомками.

Строго осуждался брак армян с мусульманами.

По исторической армянской традиции невесту выбирали из своего родного или близлежащего села или города. Армяне заключали брак не более трех раз, причем третий раз женились только на вдове. Существовали случаи отступления от общеустановленных армянских свадебных традиций, но они резко осуждались обществом.

Для Армении ранее были характерны ранние браки. Девушку считали готовой для брака в возрасте 12-16 лет, юношу – в 14-20 лет. Достигшая 17 лет девушка была уже старой девой, а после 20 лет ее называли перезрелой. Жена по традиции должна была быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте между молодыми могла достигать 15 лет. Армянского юношу пытались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после окончания школы.

Юные армянские молодожены

По традиции сама свадьба была главным фактором в создании новой армянской семьи, а официальная регистрация брака производилась уже после рождения ребенка, а потому считалась делом второстепенным. Если супружеская пара оставалась бездетной, то отношения между ними оставались юридически неоформленными.

Когда армянские парень с девушкой любили друг друга, а родители по каким-то причинам не хотели благословить брак, молодые попросту убегали из дома. Брак у армян считался нерушимым, разводы встречались крайне редко, а вот поводом для развода мог служить факт супружеской неверности.

Основными армянскими свадебными традициями, сформировавшимися много лет назад, можно назвать «брак по сговору» и «похищение невесты». Ранее эти традиции строго соблюдались, в наши дни они не столь актуальны, но еще существуют.

к содержанию ↑

Обряд сватовства

Остановив свой выбор на понравившейся девушке, родители армянского жениха готовятся к сватовству. Они выбирают посредницей в переговорах с будущими сватами одну свою близкую родственницу. Задача посредницы – получить согласие отца невесты на предстоящую женитьбу. Во время пребывания посредницы в доме у невесты, жених по традиции вешал у себя дома на столбе расческу или большую ложку. Узнав о намерениях парня жениться, мать девушки советовалась поначалу со своим родным братом.

Основное сватовство по традиции происходило через несколько дней, дата оговаривалась заранее. Домой к родителям невесты шли мужчины – близкие родственники по мужской линии, с ними посредница, а иногда мать жениха. Стороны обменивались обычными приветствиями, говорили о совсем посторонних вещах – политике, погоде, урожае, после чего в иносказательной форме при помощи различных пословиц и прибауток сваты сообщали, зачем пришли. Например: «Мы пришли, чтобы зачерпнуть горсть воды из вашей реки в нашу реку».

Предложение сватов по армянской традиции никогда не принималось сразу, даже если родители невесты были согласны. Они находили повод оттянуть время, говорили, что им надо все взвесить, обдумать. Сватам приходилось ходить так не один раз.

Обряд сватовства

Свой положительный ответ отец невесты, посоветовавшись с родственниками, спросив согласия дочери, также высказывал в иносказательной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша горлица летит в ваш сад». Этот момент у армян назывался официальным сговором, он по традиции обязательно скреплялся подарком – кольцом или другим украшением для невесты. После этого накрывался стол, выпивалось принесенное сватами вино.

к содержанию ↑

«Брак по сговору»

Много лет назад среди народов Кавказа, в том числе и у армянского народа, был широко распространен «брак по сговору», причем могли обручаться младенцы, малолетние и даже еще не родившиеся дети (так называемое «люлечное обручение»). Родители, желающие через много лет породниться, заключали уговор, который фиксировался тем, что на люльку с девочкой вешался кусок серебра или золота, а иногда просто на люльке делалась отметка.

Эта традиция была запрещена армянской церковью, твердившей, что никто не имеет права венчать детей, пока на то не будет их воля. Если дети по достижению совершеннолетия захотят создать семьи с другими людьми, нельзя им препятствовать. Когда священник все же проводил такое венчание, его предавали наказанию. Но в народе даже не допускалась мысль о том, что такой брак не состоится. Постепенно традиция «люлечного обручения» стала терять популярность, к концу ХХ века она полностью исчезла.

Брак по сговору как армянская свадебная традиция еще существует в наши дни. Суженую для армянского парня выбирают его родители, особая роль отводится матери жениха. Облюбовав понравившуюся ей девушку, она советовалась с мужем, родным братом, другими родственниками. Семейство собирало всю информацию о девушке, ее семье.

Положительными качествами невесты считались:

  • трудолюбие,
  • крепкое здоровье,
  • скромность,
  • уровень образования,
  • хорошая специальность.

Внешность девушки не играла большой роли, главное, чтобы она была хорошей женой и хозяйкой. О ее характере и перспективности судили по матери. Какова мать – такой когда-то будет и ее дочь.

к содержанию ↑

Веселые гуляния

Армянская свадьба по традиции справлялась поздней осенью или зимой, после сбора урожая. Главные действующие лица свадебного гулянья – посаженные отец и мать («кавор» и «каворкин»), холостые дружки жениха («азаб»). Главный дружка назывался «азаббаши» – «брат жениха». Со стороны невесты действующие лица – ее брат и сестра. Для ведения свадебного гулянья обязательно приглашали тамаду, который провозглашал тосты, предлагал гостям спеть, станцевать.

Хозяином армянской свадьбы считали отца жениха. Свадьба длилась от трех дней до недели, длительность ее зависела от материальных возможностей родителей молодых. Начиналась она в пятницу, а заканчивалась в воскресенье. Армянская свадьба включает ряд интересных обрядов. Один из них – предсвадебное купание молодоженов, символизирующее очищение:

  • юношу купали в хлеву его дружки,
  • девушку – дома ее подруги.

Ритуал купания невесты был эмоциональным, торжественным, сопровождался песнями, танцами.
Еще одна армянская традиция – выпечка свадебного хлеба. Хлеб пекли как дома у жениха, так и у невесты. Друзья под звуки песен просеивали муку, месили тесто в специальных деревянных корытах, выпекал хлеб.

Процесс выпечки свадебного хлеба

Начиналась армянская свадьба необычно – одновременно в обоих домах. Когда гости жениха, угостившись вдоволь, уходили домой, жених в сопровождении свадебной свиты и музыкантов шел к невесте и вел с собой быка, украшенного гирляндой яблок. По свадебной традиции этого быка закалывали под звуки музыки и ритуальные пляски, а его кровью смазывали жениху лоб.

Жених смачивал кровью быка нож или кинжал, складывал его и клал себе в карман. Открывался нож только на брачном ложе. Так как бык по армянским преданиям считается символом плодородия, данный свадебный обряд должен был способствовать крепкой семье, рождению множества детей.

Свадебный бык заколот

Покидая дом жениха, процессия идет к его будущей жене, несет на подносе ее свадебный наряд, а сама невеста, согласно древней традиции, сидит дома в углу комнаты за специальным занавесом. Родные у ворот требуют за нее выкуп. После того, как жених добирался до своей ненаглядной, начиналось свадебное застолье, которое длилось несколько часов. Затем гости шли домой, а жених с главным дружкой оставались ночевать. С невестой же ночевала ее подружка.

Как в наше время приезжает армянский жених за своей суженой, смотрите в предоставленном видео:

Следующий день свадьбы начинался с одевания невесты за занавесом. Подружки надевали на девушку свадебный наряд под печальную мелодию армянской зурны. Он мало чем отличался от повседневного, разве что был сшит из дорогой ткани. Лицо молодой закрывали вуалью. Посмотрите на фото, как она очаровательна!

Свадебный наряд армянки

Женатый мужчина, имеющий детей, выводил невесту и ставил рядом с женихом. Он желал паре семейного счастья, здоровья, много детей.

Разгар свадебного застолья

Молодожены обязательно должны были пройти обряд венчания, без этого они не имели права ложиться на семейное ложе.

Священник венчает молодых

На третий свадебный день будущую жену перевозили домой к жениху. С утра он вместе с родственниками шел за суженой. Отец невесты передавал дочь из рук в руки будущему зятю, наказывал беречь ее. Молодая жена прощалась с родительским домом под грустные песни, а затем вместе с приданым отправлялась домой к будущему мужу. Там их встречали родственники: по армянскому обычаю они сыпали на молодых зерно, конфеты, орехи, мелкие деньги, что символизировало достаток и счастье.

Выход молодых из церкви

Все армянские свадебные обряды сопровождались щедрым угощением, свадебными песнями, зажигательными танцами. Свадебный стол отличался обильным угощением, хорошим вином, коньяком, вкуснейшими сладостями, разнообразными фруктами, а еще – остроумными тостами.

В видео опытный тамада рассказывает о том, как обычно проводится армянская свадьба:

.

к содержанию ↑

Послесвадебные обряды и обычаи

Приданое невесты в некоторых районах Армении перевозится после свадьбы. Отправление приданого – послесвадебный обряд. Второй обряд – мытье головы невесты. Ровно через неделю после свадьбы впервые домой к зятю приходит мать его молодой жены. Она несет с собой повседневную одежду, расческу, мыло, полотенце дочери и помогает ей мыть голову. В старину этот обычай строго соблюдался, мать не могла видеться с дочерью до этого дня. Сейчас он имеет символическое значение.

Если вам повезло стать гостем на армянской свадьбе, вам никогда не забыть своеобразие и истинную утонченность этого события, как и всей армянской культуры. Поделитесь в комментариях своими впечатлениями, расскажите, что больше всего понравилось, участниками какого из свадебных обрядов вам довелось стать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *