Адыгская свадьба — традиции и последовательность действий на ней
Современная адыгская свадьба — это лишь отголоски традиций, которые были приняты в народе в давние времена. Исполнение обрядов сегодня является частью, разве что, жизни деревень. В крупных современных районах народ предпочитает вариант празднования торжества в банкетных залах по упрощенной схеме. В ранних традициях адыгской свадьбы было принято 2 основных этапа:
- сватовство;
- договор родни между собой и назначение дня торжества.
Каждый этап сопровождался традиционными народными приметами и суевериями, а также дополнениями, придающими адыгскому торжеству уникальности и своей изюминки.
Путешествие за суженной
В день торжества родственники жениха должны были приехать в дом к невесте и провести этап знакомства с ее родней. Сама девушка с подругами должна в это время не выходить из особой комнаты. По мусульманским обычаям, мулла имеет право зарегистрировать брак в доме невесты.
Приезд невесты
В общество невесту выводили под сопровождение песен и народных танцев. Родня девушки оставалась дома, на церемонии с ней присутствовали только ближайшие подруги и узкий круг доверенных лиц. Этап регистрации брака происходит в банкетном зале, куда молодожены приезжают отдельно друг от друга.
Этап вхождения невесты в домашний круг
После этого девушку должны были посвятить в род жениха, принять в семью. Старшая в роду женщина должна осыпать невесту следующими предметами:
- монетами, которые символизируют достаток молодой семьи;
- для изобилия молодых осыпают пшеном;
- сладостями, чтобы привлечь многодетность и сладкую жизнь.
Далее она должна ногой наступить на овечью шкуру, что символизировало вход невесты в род мужчины. Далее ей обмазывают губы топленым маслом и медом для красноречия. После чего наступает этап поздравлений и дарения даров. Современные торжества предусматривают его проведение в банкетных залах.
Этап возвращения жениха
Далее традиции свадьбы подразумевают встречу жениха с песнями и танцами. Он должен себя представить, далее назвать по именам родню до 3 колена. Это нужно для того, чтобы все поняли, что это действительно жених, а не кто-то другой. А подмены женихов в давние времена случались очень часто.
Этап приезда родни невесты на свадебную церемонию
Родня невесты приезжает в банкетный зал или к месту торжества чуть позже, привозя с собой приданое девушки. Однако данный этап — лишь один из шагов к законному браку Ему предшествует ряд традиций и наследия.
Этап сватовства или лъыхъу
Само слово лъыхъу переводится как «поиск», «искать». Если изучить адыгский кодекс, который называется хабзэ, кража невесты для народа неприемлема. Проявлением чести и адыгства считается жест от родни жениха, когда они посылают сватов к родне невесты, узнав о намерении сына. Кстати, честь на адыгском языке переводится как нэмыс. В прежние времена пара знакомилась лично на определенных торжествах, некоторое время общалась и обменивалась типичными подарками. Из-за того, что этикет не позволял прилюдно говорить девушке о своих чувствах, без подарка церемония невозможна. Именно он считался символом взаимной симпатии и чувств.
Даря ответный подарок любимому, девушка говорила о взаимности чувств и перспективности возможного союза. После достижения девушкой того возраста, когда она могла вступать в брак, ей отводили специальную комнату, которая называлась пщащэ унэ в доме родителей. Где она могла принимать сватов и женихов и не отделяться в принципе от социальной жизни. В современном народе данная традиция утратила актуальность, и молодые люди спокойно сами могут ходить к интересным девушкам в дом без особого стеснения.
При обоюдном желании жениться молодой человек должен послать сватов в дом к девушке. Сваты должны быть уважаемыми представителями старшего поколения внутри семьи молодого. Родня девушки должна оказать сватам теплый прием и накрыть, по возможности, богатый стол. Далее ведется этап переговоров с родней невесты и в случае взаимного согласия назначается день торжества. Примечательно, что сами виновники торжества на переговорах не присутствуют.
Этап привоза невесты или нысашэ
Традиционная свадьба в Адыгее начинается с нысашэ. Родня жениха едет домой за девушкой. Причем, ранее поездки совершались на лошадях в повозках, сейчас преимущественно на автомобилях с флагом Адыгеи. Навстречу кортежам допускались дети, которые всячески пытались помешать молодым, постоянно требуя выкупа в виде денег или сладостей.
Родственники молодой невесты тоже не без дела. Они с раннего утра отвечают за приготовление столов и угощений. После прибытия родни жениха их должны рассадить за столы. После произнесения третьего тоста, который называется хъуэхъу, они могут познакомиться с будущей родней. Тем временем, в соседнем помещении идет обряд под названием нэчыхьытх, иначе говоря, мусульманская церемония бракосочетания. Во время процедур невеста должна находиться с подругами в отдельно выделенном помещении без доступа к посторонним.
В более ранние времена невеста, по традиции, должна была сама себе сшить свадебное платье.
У местных девушек не было принято играть свадьбу в платье белого цвета. При этом колорит мог быть любым, но чаще всего дамы выбирали бордовые оттенки.
В современном мире невесты предпочитают приобретать готовые платья или шить их на наказ, если позволяют финансы. В последнее время, однако, несмотря на современность, девушки отдают дань традициям и выбирают национальные белые костюмы для свадьбы, которые носят название адыгэ пщащэ.
После этапа знакомства и взаимных пожеланий дамы со стороны мужчины отправляются к невесте. Родственницы со стороны девушки имеют право потребовать къэтэджыпщэ, то есть выкуп как плату за возможность взять её под руки. Сильные торги в данном случает неуместны.
После договоренностей невесту ведут к ЗАГСу в сопровождении песен в исполнении мужской части гостей. Невесту усаживают в машину, после чего она направляется в ЗАГС чтобы зарегистрировать брак. В современном мире такая процедура проходит в банкетном зале для торжественных церемоний. Родня молодой девушки должны остаться дома и приехать вечером в банкетный зал с приданым.
С девушкой могут поехать только ближайшие подруги. Однако с 2000-х годов традиция упразднилась, и с девушкой могут поехать и представители родственной стороны. Но стоит вспомнить, что в дальние времена родня невесты на торжестве не присутствовала.
Этап нэчыхьытх или регистрация брака
Само понятие «никях» пришло в язык Адыгеи из арабского наречия. В процессе оформления брака присутствуют следующие лица:
- эфэнда или священнослужитель;
- доверенные лица со стороны жениха и невесты или уэчыл;
- свидетели.
У всех присутствующих должна быть шапка на голове во время церемонии и не важно, какой пол у гостя. Священники должны спросить у доверенных лиц, по-прежнему ли новобрачные согласны зарегистрировать брак. После получения подтверждения намерения от молодых, они должны встать друг напротив друга и протянуть руки с правой стороны. Ладони при этом должны соприкоснуться, но не полностью кроме больших пальцев. Они должны полностью упереться друг в друга.
Священники обхватывают большие пальцы молодоженов сверху. После ритуала он должен прочитать особую молитву три раза, каждый раз, в конце задавая вопрос «Женишь?», либо «Отдаешь?». Они должны при согласии ответить «Женил», «Отдал». Далее служитель читает молитву, завершая ее словом «Аминь». После которого, все присутствующие должны молиться, подняв руки к небу, Богу.
Ввод невесты в дом жениха или унэишэ
Данный этап можно без преувеличения назвать самым красивым во всей свадебной церемонии. Несмотря на то, что этот этап считается приходом невесты в дом жениха, его отмечают в зале для банкетов или ресторанах. Сопровождая обрядовой песней невесту, ведут к старшим женщинам со стороны мужа, которые в полукруге ждут новобрачную. Одна должна осыпать девушку пшеном и монетками, которые называются къепхъых, что будет символизировать для молодой семьи достаток, изобилие и здоровое, большое потомство. Потом дары дают собрать детям, присутствующим на свадьбе.
Перед приездом девушки выносят шкуру овцы, которая называется мэлыфэ, которая расстилается шерстью вверх. Невеста при помощи сопровождающих девушек, наступает сама лично на шкуру. Этот ритуал считается первым шагом в новую семью и род. При этом, необходимо следить, чтобы невеста наступила на шкуру именно правой ногой. В поверьях Адыгеи правая сторона считалась счастливым началом, а левая — злом. Далее, одна из спутниц, должна приподнять невесте фату.
В древние времена самая многодетная из гостей должна была слепить шарик из хлеба и наколоть его на острие особого копья. Которым далее, распорядитель должен был приподнять фату. После чего самая старшая в роде женщина должна обратиться к невесте с пожеланиями на будущее. Далее новоиспеченной девушке должны для красноречия смазать губы при помощи топленого масла и меда. После этого окружающие девушки вытирают ее губы, а окружающие могут подойти и поздравить девушку с началом новой жизни.
Поздравления начинает самая старшая женщина рода мужа, а оканчивается церемония общением со свекровью и свекром. Подходящие должны одарить невесту деньгами или золотом, который называется техьэпщIэ. Такой дар является своеобразным откупом и покупкой права на разговор с девушкой.
Этап возвращения жениха или щауэишыж
В древние времена жених совсем не присутствовал на церемонии. Во время обрядовой свадьбы он отсиживался у знакомых или дальней родни. Потому был принят обряд по возвращению молодого человека в свой дом. Старейшие мужчины рода во главе со старшим, или как его называют тхьэмадэ, должны обратиться к жениху и заключить перемирие. Далее идет процесс ожидания процессии возврата. Сопровождая процессию песней, молодое поколение останавливается неподалеку и прислушивается к словам старших с призывом вернуться домой.
После прибытия юноша должен назвать имена родни вплоть до 3 колена. В ранние периоды представляли родню до 7 колена. Это делается для того, чтобы точно было понятно, он это или подставное лицо, которого нередко в древности посылали вместо жениха. После подтверждения тхамада просит жениха принимать чашу перемирия.
После чего он принимает поднос от старшего поколения и передает его другу, стоящему слева. Тут друзья в шуточной форме должны напасть на жениха и попытаться отобрать у него шапку. Задачей жениха было не дать себя в обиду и сделать так, чтобы шапка осталась на нем и при помощи прикрытия друзей старается покинуть двор торжества.
Этап знакомства родственников друг с другом или благъэзэгъэцIыху
В вечернее время приезжает родня невесты с угощениями и приданным, дыщасэ. Их принимают и усаживают за столы, после чего начинается этап знакомства родни друг с другом.
Стоит отметить, что в ранние времена родня невесты не присутствовала на торжестве, а знакомство семей происходило в отдельный день спустя время после брака.
В современном мире близких родственников обеих сторон отводят в отдельное помещение для знакомства. Во главу стола сажают самого старшего, справа от него сидит старший мужчина со стороны жениха, а слева старший мужчина со стороны молодой девушки. Мужчина со стороны жениха представляет всех родственников по фамилии и имени. Приглашенным гостям приносят гыш, блюдо из баранины, оно состоит из блэгъу или лопатки, а также правой части головы животного, мэлыщхьэ.
Право разделки головы предоставляется самому старшему гостю. Причем, существует строгий порядок деления частей животного между гостями:
- ухо достается щхьэгъырыту или тому, кто следит за столом;
- нижняя часть тому, кто сидит слева;
- половина верхней части — сидящему человеку справа.
Оставшуюся часть головы он оставляет себе. Отдельно стоит сказать про человека, который ухаживает за столом. Его обязанности не сводятся к узкому кругу действий, полномочия куда шире. В первую очередь, это — младший представитель рода. В конце торжества ставят небольшой круглый столик, который называется адыгэ Iэнэ лъакъуищ. Он имеет три ножки и ставится перед воротами двора невесты. Старшие должны тремя сказанными тостами завершить церемонию.
Этап игрища или джэгу
Джэгу-это не отдельный свадебный элемент, который заслуживает внимания. Все свадебные обряды в Адыгее сопровождаются танцами и музыкой, а в промежутке между этими действиями проводится джэгу. Игрища — это тот этап свадьбы, где гостям предоставляется возможность продемонстрировать красоту танцев. Причем, танцы у народа тоже идут по определенным правилам.
Гости свадьбы встают в круг друг напротив друга таким образом, чтобы мужчины были напротив женщин. В руках у распорядителя игр или хьэтиякIуэ находится палочка из фундука, джэгуакIуэ баш. С ее помощью он вводит в круг определенную пару. после этого пара начинает танцы под аплодисменты окружающих. Все действия происходят под живую музыку, которую исполняют приглашенные музыканты. В современной стране на свадьбы приглашают профессиональных джэгуакIуэ и танцоров. Они должны хорошо знать этикет Адыгеи, а также уметь украшать любое торжество танцами и пением.
Послесвадебный период
На следующие сутки после торжества новобрачные приезжают в дом невесты для общения с родителями. Это важно, поскольку адыгская свадьба не предусматривала ранее присутствие родни невесты на церемонии. В прежние времена невеста приезжала к семье спустя год. Это время давалось на то, чтобы девушка успела родить первенца, а также адаптироваться к новой семье и обстановке.
Визит должен был показать родителям, что с дочерью все в порядке и она довольна своим положением. А также не забывает о своей семье и родителях. Также раньше актуальнее был визит спустя длительное время из-за того, что села были сильно разбросаны, и ездить часто к родственникам было неудобно. Сейчас такие препятствия себя изжили, а традиции сохранились лишь из-за уважения к предкам и прошлому, которое живет в генах этого удивительного народа.
Адыгская свадьба: старинные обычаи и обряды | КУЛЬТУРА: События | КУЛЬТУРА
Майкоп, 25 декабря — АиФ-Адыгея. Много столетий назад жизнь людей была насыщена множеством обрядов. Одним из самых красочных ритуалов, конечно же, была и остается свадьба. У адыгов она проходила в несколько этапов.
В начале, как это и принято во всем мире, было сватовство. Данную миссию выполняли старшие из рода жениха – дядя по материнской линии и трое-четверо мужчин по отцовской. С семьей предполагаемой невесты сваты договаривались о трех визитах. Если после трех визитов гостям ни разу не накрывали на стол и не обещали дать ответ, то это расценивалось как отказ. Если же семьи договаривались, то начиналась подготовка к свадьбе. Все эти ритуалы, включая и сам процесс свадьбы, были оговорены в неписаном этикете адыгов «хабзэ».
Бывало, что влюбленным не разрешали жениться. Тогда жених мог выкрасть свою невесту, но исключительно по договоренности с ней. Если после того, как ее привозили в дом жениха, она уходила – это сильно портило репутацию молодого человека, а учитывая, что для адыга его имя было превыше всего, то это было подобно смерти.
Сегодня частенько крадут невест — в большинстве случаев это очень молодые ребята и девушки, и многие из них создают хорошие и крепкие семьи.
За счастье придется побороться
На первом этапе свадьбы около пятидесяти всадников во главе с женихом приезжали забирать невесту из дома. При этом им мешали проезжать, создавали различные препятствия. Около трех дней гости жили в доме невесты, где их также пытались вывести из равновесия различными провокациями, тем самым проверяя терпение жениха и его сопровождающих. Уезжая с будущей женой, жених дарил теще лошадь, и молодые отправлялись к родственникам будущего мужа. Причем, когда он увозил невесту, жители аула не давали их кортежу спокойно проехать, могли нападать на всадников с кольями. Бывало, что убивали лошадей или даже людей. С невестой все время находился ее родственник – молодой парень, который оберегал ее и следил, чтобы все с ней обращались хорошо. Подъезжая к дому жениха, кортежу вновь не давали свободно въехать.
Такие жестокие ритуалы объяснялись тем, что в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.
Свадьба сегодня
Впрочем, и в наше время свадьба для всех ее участников это стресс. И нередко в порыве эмоций происходят различные происшествия. Но все же свадьба — это всегда радостное событие, и стройный ряд красивых машин, медленно и достойно движущихся по городу одно из самых завораживающих зрелищ. Молодые люди и девушки сегодня гордятся своими обычаями, и многие свадьбы проходят в традиционном стиле.
— Традиционные свадебные обряды — это очень красиво. Особенно, когда невесту приводят в новый дом, в котором она не была, и выводят потом во двор к гостям. Еще мне очень нравится, когда невесты одевают национальные платья — «сай». Тем более, что сейчас их так красиво шьют. Это наша культура, приоритеты, и мне бы тоже хотелось, чтобы моя свадьба была с такими красивыми ритуалами, — рассказала студентка МГТУ Дарина Хоретлева.
Часты и межнациональные браки, когда соединяются целые культуры и появляется новое прочтение свадебных обрядов, когда каждая сторона привносит свой колорит в общий праздник.
Чтобы судьба была как шелк
Когда невеста оказывалась во дворе жениха, перед ней расстилали дорожку из шелковой ткани, и она заходила в дом. Для молодоженов отводили специально подготовленное помещение, в котором невеста могла находиться от одного месяца до года, или даже больше. Во время ее пребывания там, она не занималась хозяйственными делами, а принимала гостей и подарки. Чем большее уважение оказывалось девушке, тем дольше она находилась в этой комнате.
Ах эта свадьба…!
Самым насыщенным днем был «нысэщэджэгу» — празднование свадьбы с танцами, играми, обрядами ухода бабушки из дома, ввода невесты в большой дом и на кухню. В честь бракосочетания могли устраиваться скачки. Свадьбу начинали и завершали хороводным танцем. Все празднества длились до трех дней, княжеские свадьбы могли длиться до девяти дней. Как и раньше, на современных свадьбах распоряжается специальный ведущий «джегуако» — «играющий». В своих руках он держит символ власти – фундуковую палочку, и направляет весь ход мероприятия по традиционному плану.
Свадьба – это сложный комплекс обрядов, и большое испытание для молодых. Но в первую очередь это красивый ритуал, через который люди говорят всему миру о своей любви.
Смотрите также:
Адыгейская свадьба — обряды, традиции и обычаи, помолвка
На сегодняшний день адыгейская молодежь предпочитает отмечать свадебную церемонию не только в национальных костюмах, но и соблюдая обычаи и традиции предков. Адыгейская свадьба, которая проводится в таком стиле, позволяет молодоженам окунуться в атмосферу, пропитанную тысячелетней историей, эмоционально погрузиться в прошлое.
По теме: особенности мусульманской свадьбы
Неподвластные временем традиции и сегодня соблюдаются на многих свадебных церемониях. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Содержание статьи
Сватовство
Сватами выбирались старшие мужчины со стороны жениха. Чаще всего это дядя по лини матери, а также несколько родственников по отцовской линии. Они встречались с семьей потенциальной невесты три раза. Если даже после третьего приезда сватов не усаживали за стол, а также не давали никакого ответа, это воспринималось как отказ от свадьбы. Если согласие от семьи молодой было получено, то начинались приготовления к торжеству.
Бывает, согласия на брак от родителей молодые люди не получают. В таком случаю по общей договоренности жених крадет невесту. Бывает, что девушка уходит из дома своего жениха. Это воспринимается как оскорбление, в таком случае репутация парня считается подмоченной.
Привоз красавицы-невесты
Раньше было принято забирать молодую из отцовского дома вечером, а свадьбу гулять до самого утра. Сегодня этот обычай видоизменился, девушку из отцовского дома молодежь со стороны жениха забирает в полдень. Выводят девушку из дома под чудесную песню, которую исполняют мужчины.
Сегодня за молодой приезжают на лимузине или другой дорогой иномарке. Раньше же за молодой было принято приезжать на лошадях, а бывало, невеста шла пешком в дом своего возлюбленного.
Движению свадебного кортежа постоянно мешают другие автомобили. Они постоянно преграждают дорогу и требуют выкуп. Друзья жениха не скупятся на выкуп, они отдают хорошие деньги за будущую жену своего друга.
Шелковая судьба
Перед молодой, оказавшейся во дворе своего суженого, расстилают шелковую дорожку. Делается это для того, чтобы жизнь девушки была самая счастливая, такая же гладкая как шелк. Во время шествия по шелковой дорожке гости осыпают молодую зернышками и деньгами, чтобы семейная жизнь была богатой и сытой. В дом невесту вносят на руках.
Адыгейская свадьба, по каким бы канонам не проходила, этот свадебный обряд соблюдается неукоснительно. Невесте ни в коем случае нельзя самой перешагивать через порог, а также на него становиться. Ведь бытует мнение, что под порогом живут души умерших родственников, которых нельзя тревожить.
Адыгейская свадебная церемония
В старину адыгейская свадьба проходила без присутствия жениха. Как только жених с друзьями привозил свою возлюбленную к дому, он уходил и не попадался на глаза старшим своего рода. Невесту же заводили в отведенную для нее комнату, ставили в угол. Родственники жениха, которые заходили, чтобы посмотреть на молодую, должны были осыпать ее конфетами, деньгами. Только в таком случае им позволялось приподнять с ее лица накидку.
Сегодня же жених зачастую присутствует на свадебном торжестве, более того, находится рядом с невестой. Адыгейская свадьба, лишенная некоторых национальных обрядов теряет свой колорит. Это сравнимо с копией картины известного художника. Красиво, изысканно, но − всего лишь копия.
Но в большинстве своем адыгский народ чтит традиции своих предков, поэтому на торжествах возрождаются следующий обряды:
- Во время свадебного мероприятия крадут женщин со стороны жениха и требуют за них выкуп.
- Бабушка жениха в шутливой форме покидает дом. Этим она как бы говорит, что в жилище поселилась новая хозяйка, а старой там места нет. Невеста догоняет бабушку, уговаривает ее вернуться, обещает жить с ней в мире. Они обнимаются и веселая свадьба продолжается.
- Завершается свадьба выстрелом всадника из ружья. В современном варианте допускается присутствие водителя на машине, который непрерывно сигналит, говоря о том, что свадьба закончилась.
Красивая адыгейская свадьба − это целый комплекс ритуалов, обрядов. Соблюдая старинные традиции празднования свадеб молодожены как бы говорят всем присутствующим о своей любви, привязанности и уважении друг к другу.
Адыгейская свадьба — Свадебный портал Wewed.ru
Адыгские юноши и девушки все чаще выбирают традиционные костюмы в качестве наряда на свадьбу. А соблюдение многих древних обрядов – это как само собой разумеющееся. Свадебное торжество, организованное в формате древних традиций, словно погружает в большую историю этого славного народа, дает возможность прикоснуться к прошлому. И конечно, такая свадьба навсегда останется в памяти ее участников, а также на фотографиях. Это интересно и очень красиво, словно перенесся на несколько веков назад.
Современное торжество – это во многом дань традициям, уважение обычаев, стариков, которые, на любой свадьбе здесь занимают самые почетные места. Многие парни и девушки даже не думают долго, в каком стиле провести свадьбу. Ответ только один – согласно древним традициям.
Содержание статьи
Сватовство
Это слово, «псэлъыхъо», очень красиво переводится и означает «поиск души». В старинные времена молодому парню порою приходилось проехать с друзьями много дорог, посетить множество аулов, чтобы найти свою «зазнобу». Сейчас это уже не актуально, молодые знакомятся на улицах, в Сети или их «сводят» родственники.
«Пшъэшъэ унэ» – эта особая комната для девушки, которая достигла брачного возраста. Здесь можно в присутствии подружки или родственницы беседовать с женихами, шутить, «испытывать» парня на характер.
Нередко бывает так, что острые на язык девушки заставляют женихов смущаться и краснеть, но чаще девушка скромничает, и беседа течет тихо и мирно.
Ухаживания жениха
Сейчас не все парни поддерживают эту традицию, не каждый решится войти на половину невесты. Но ухаживать за девушкой, причем очень активно, адыгеец умеет. 101 или 1001 роза – это обычное дело для многих молодых людей. Постоянные подарки, шикарные букеты, игрушки, сладости, приятные сюрпризы – невесту атакуют. Но главная стратегия – уговоры друзей жениха, которые рассказывают ей о том, какой он хороший, что нужно идти за него.
Наконец, девушка соглашается. В этом случае необходимо обменяться Iэуж, т.е. залогами верности.
Родственники по этим вещам понимают, что свадьбе быть и постепенно начинают готовиться, оповещая родных и друзей.
Свадебные костюмы
Особое значение отводится выбору свадебного наряда. Это последние несколько десятков лет невесте покупают платье. Раньше же девушка должна была сама сшить себе наряд, тем самым показывая свое мастерство. Чем красивее было платье – тем больше восхищения и почета ее умению. Каждый наряд был уникален, не один месяц уходил на его создание – ручная работа все-таки.
В последние годы все больше молодых людей отдают предпочтение национальной одежде, пусть сшитой не своими руками, а чужими, но качественно и с соблюдением технологии.
«Сае» – традиционный костюм невесты, «цый» – жениха. Нередко бывает так, что жених облачен в европейский классический костюм, а невеста одета в национальное платье. Тоже красиво, хотя гармоничнее, когда оба в национальных нарядах.
Как забирают невесту
Раньше свадьба игралась не один день, а обычаи, связанные со свадьбой, и последующим рождением ребенка растягивались на месяцы и годы. Сейчас, конечно, все гораздо проще. Празднуют два-три дня, за это время выполняют формально все обряды.
Нысащэ – в этот день забирают невесту и привозят ее в дом жениха. Раньше адыги ехали за девушкой вечером, а праздник шел всю ночь. Сейчас за невестой едут в обед. В старину за ней ехали друзья жениха. Обязательно присутствовал среди друзей парня хороший гармонист. Была здесь и девушка, роль которой состояла в том, что она вместо подруги сопровождала невесту в дом жениха, чтобы той не было неловко.
Но сейчас молодежь едет за невестой дружной компанией. Это и девушки, и парни – все желающие, которые присутствуют на торжестве.
Раньше за девушкой ехали на лошадях, для невесты подавалась украшенная повозка. Сейчас транспорт для невесты – дорогой автомобиль. Машины в кортеже обязательно украшаются флагами.
Когда девушку выводят из родительского дома, мужчины исполняют специальную песню с повторяющимся припевом. Останавливать свадебный кортеж с целью выкупа – обычное занятие.
На всем пути посторонние люди выходят прямо на дорогу и стоят, пока им не дадут выкуп. Преграждать дорогу могут также другие автомобилисты, иногда даже водители автобуса или грузовика.
Остановка свадебного кортежа
Друзья жениха раздают деньги каждому, кто остановил кортеж – это традиция, ее нужно выполнять. При этом звучат шутки-прибаутки со всех сторон. Обычай этот родился, по одной из версий, из-за того, что раньше, когда случались браки между чужими кланами, не всегда хотели родства с чужаками. Выкуп в какой-то мере компенсировал это нежелание.
Охранники невесты
Невесту обычно сопровождают молодые парни или мужчины, родственники с отцовской стороны. Их назначение – охранять и защищать честь невесты, следить, чтобы ее никто не обижал, проявлял уважение.
Духи предков
«ЛъэгукIэтын» – это шелковая ткань, дорожка, которой выстилают путь невесты, только прибывшей к дому жениха. Когда девушка идет по ней, ее осыпают крупой, конфетами, деньгами, «программируя», чтобы у молодых был достаток в доме. Через порог ее вносят в помещение. Это обязательно, какой бы сверхсовременной ни была свадьба. Есть суеверие, что если девушка остановится на пороге или сама перешагнет через него, жить молодые будут несчастливо. Все дело в том, что согласно старым верованиям, под порогом обитают души предков, которых нельзя тревожить, даже случайно.
Девушку отводят в специально для нее отведенную комнату, после чего сюда входят многочисленные родные парня. Они осыпают невесту конфетами и деньгами – это дает им право взглянуть на нее, приподняв накидку.
Жених уходит
По древнему обычаю, после того как жених привозил девушку домой, он должен быть уйти из дома и скрываться, не попадаясь на глаза старикам и взрослым мужчинам. Но сейчас многие женихи и невесты на протяжении всей свадьбы находятся вместе. В этом нет ничего плохого, но теряется национальный колорит.
Танцы и веселье
Нысэщэ джэгу – так называются танцы по случаю прибытия невесты. Обязательно на них исполнение на инструментах гармониста и трещоточника. Умение красиво и правильно танцевать в такой момент очень важно – в это время на потенциальных невест заглядываются молодые мужчины, а их родители выбирают себе невесток. Вообще, в культуре разных народов танец – это своеобразный способ выразить свое чувство и отношение. Ведь раньше юноши и девушки не могли так подолгу встречаться, как сейчас. Танцы были порою единственным способом проявить свои чувства.
Что касается одежды, девушке нельзя танцевать под национальную мелодию в брюках или короткой юбке. Платья в пол – совсем другое дело. Этого требует верность традициям, сама мелодия.
На танцевальной площадке должен находиться «хьатиякIо», по-другому «джегуако». Это человек держит в руках палочку из фундука и руководит с ее помощью танцевальными обрядами. На танцах парни и девушки соревнуются, кто лучше, обычно проводится конкурс на лучшего танцора или пару.
Веселые шутки
На свадьбах часто можно увидеть веселые традиции, которые пришли из древности.
- Во время танцев, когда все увлечены, женщин воруют и где-нибудь прячут, в доме или курятнике. Чтобы их «вызволить», придется заплатить выкуп.
- Бабушка парня берет мешок с едой и «убегает» со двора, мол, в доме появилась новая хозяйка. Невеста должна пойти за ней и, ласково разговаривая, убедить вернуться домой. Молодуха обещает, что старушку никто обижать не будет, а будут только любить и уважать, дает ей всякие вкусности, обнимает. Обе возвращаются в дом.
- Три девушки из семей, где есть оба родителя, бабушки и дедушки, должны поочередно продеть три раза иглу с золотой ниткой на невестином платке. От того, насколько ювелирно и быстро будет выполнена эта задача, зависит, какой будет молодая невестка.
- На кровле дома взрослого неженатого мужчины прикрепляется флаг, который можно снять только когда он наконец решит жениться.
- Когда свадебное торжество уже завершается, во двор вскакивает мужчина на коне и стреляет в небо – значит, все, торжество окончилось. Иногда всадника заменяют автомобилем, который стоит во дворе и сигналит. Мужчинам на коне или водителю дарят подарок.
Нысэищэ – обряд, когда невесту заводят в большой дом, т.е. на половину старших. Здесь с ней знакомятся взрослые женщины, мать, родственницы. На этом свадьба завершается.
Регистрация
Что касается регистрации брака, официальную бумагу в ЗАГСе можно получить как сейчас, так и потом. Гораздо важнее «оформить» брак в мечети. Чаще всего молодым выдают здесь красивую бумагу, свидетельствующую о том, что обряд совершен, стоят подписи свидетелей.
Еще один важный обычай – отсутствие на свадебном торжестве родителей невесты. Это неприлично. Когда девушку привозят в дом родителей парня, его отец вместе с братом или другим родственником отвозит сватам символическую сумму в знак уважения за то, что девушка пришла в его дом и стала невесткой.
Ни в коем случае нельзя путать это с калымом.
После этого родственники девушки везут ее вещи в дом к парню. Там их угощают, но по этикету, надолго здесь им задерживаться неприлично.
Еще один обычай – девушку везут к ее родителям на «побывку», чтобы она отдохнула, рассказала, как ей живется. Раньше она попадала домой только через год, а сейчас почти все ускорили этот обычай и везут девушку домой уже через несколько дней или даже на следующий день после свадьбы.
Есть еще множество старинных адыгских свадебных обрядов, но они почти не исполняются на современных торжествах.
Похожие посты:
Кавказский Узел | Адыгская (черкесская) свадьба
Адыгская (черкесская) свадьба
08:56, 11 июля 2019
На днях в СМИ появилась информация о том, что ученые-этнографы Адыгеи восстановили сценарий местной свадьбы, основанной на традициях адыгского (черкесского) народа. Проект подготовлен сотрудниками АРИГИ (Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований).
«Мы завершили работу над единым сценарием традиционной адыгской свадьбы, собрав все правила ее проведения воедино, и рассчитываем, что вступающие в брак молодые люди будут опираться на него и сохранять таким образом богатую культуру народа», — рассказала соавтор работы доктор филологических наук Рая Унарокова.
Ученые Адыгеи разработали единый сценарий адыгской свадьбы
4 июля текст свадебного сценария опубликован на официальном сайте АРИГИ. Работа издана на адыгейском языке. Планируется перевод на русский, а также издание видеоверсии свадьбы и проведение обучающих семинаров для ведущих свадеб (джэгуако) правилам проведения обрядов. Необходимость этой работы действительно была затребована адыгским обществом в целях сохранения национальных традиций и обычаев, сложившихся на протяжении столетий.
Исходя из собственных наблюдений, могу отметить, что многие традиционные свадебные ритуалы адыгов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее стали забываться. Вместо них в адыгский свадебный этикет привнесены элементы европейской свадебной традиции. К ним относятся, прежде всего, одежда — белое свадебное платье с фатой для невесты вместо адыгэ фащэ, и современный костюм жениха вместо черкески.
Современные свадьбы адыги, как правило, празднуют в ресторанах, где жениха с невестой сажают рядом за одним столом. Каких-нибудь 15-20 лет назад это считалось недопустимым. А в семьях, где уважали традиции, в присутствии старших молодые не должны были появляться вместе и какое-то время после свадьбы. Кроме этого, в адыгское свадебное торжество внесены такие элементы культур других народов как бросание невестой свадебного букета, совместное разрезание женихом и невестой свадебного торта.
На современных свадьбах жених с невестой исполняют совместный танец, что также противоречит нормам адыгского этикета, хабзэ, и считается нескромным поведением с их стороны. На адыгской свадьбе жених и невеста не должны видеться друг с другом. И не должны появляться вместе.
Новость о работе адыгейских ученых по возрождению национальной культуры проведения свадеб активно обсуждалась в социальных сетях. Например, в паблике «Патриот КБР» в Instagram она набрала 2276 «лайков» и 93 комментария. Пользователи пишут об этом, в основном, с одобрением:
Но в традиции адыгской свадьбы имеются и свои накладки. В частности, свадьба продолжалась не один-два дня, а, как минимум, две недели. Все это время всех приходящих с поздравлениями надо было угощать.
Далее следовали визиты новых родственников друг к другу с подарками. В советское время сложилась традиция дарить каждому родственнику со стороны невесты, либо со стороны жениха, отдельный чемодан с подарком. Пусть подарок представлял собой лишь отрез на платье или костюм, но чемодан обязательно должен был быть персональным, с ключиком. К чемоданам обязательно прилагался живой баран, украшенный бантами, ну и всякие сладости. Чемоданы сначала везли от невесты к жениху, потом от жениха к невесте. По поводу свадебных чемоданов советские кабардинские писатели нередко иронизировали. В кабардинском драмтеатре шел спектакль по пьесе Бориса Утижева «Бунт невест».
Сейчас от традиции дарить подарки, да еще и в чемоданах, отказались. Барана везут уже освежеванного, а подарки дарят в денежном эквиваленте. Чем богаче брачующиеся, тем больше денег они дарят друг другу.