Какими бывают взаимоотношения между детьми и родителями
Проблемы и взаимоотношения родителей и детей были актуальны во все века. Лишь малое количество семей может похвастаться налаженными, хорошими и бесконфликтными отношениями. Родители часто забывают, что сами были детьми и невольно повторяют ошибки старших поколений.
Люди не рождаются родителями и педагогами. Отношения мамы и папы со своими детьми – это опыт, который передается по наследству и ошибки, совершающиеся в процессе воспитания. Все дети – это бесценный Божий дар, но часто родители, забывая о том, что даже грудной ребеночек – это личность, считают его своей собственностью. Понимают ли дети своих родителей? А сами родители всегда ли понимаю своих чад? Отцы и дети – одна из самых сложных проблем в обществе.
А все ли родители правильно воспитываю своих детей? На чем строятся их отношения? Состоят ли они из любви, взаимопонимания, уважения и ответственности? Очень часто бывает, что родители на первое место в воспитании своего ребенка ставят воплощение своей несбывшейся мечты, воплощение своих желаний и амбиций. А как смотрят и реагируют на это сами дети? Ведь не все об этом задумываются. А ребенок в первую очередь ждет любви и заботы, которые проявляются в нежности и в ласке, а не в дорогих игрушках. И вот это является первой причиной конфликтов отцов и детей. Родители всегда ждут от ребенка больших успехов и удач, а он хочет поделиться своими первыми впечатлениями и радостями. Часто бывает, что родители наказывают ребенка за его плохие поступки, даже не разобравшись, почему ребенок так поступил. А сколько родителей не уделяют достаточного количества времени ребенку, чтобы не «засюсюкать». Но ведь так нельзя! Любви много никогда не бывает, особенно от родителей. Став немного старше, ваш ребенок так же станет относиться к вам. И чтобы в вашей семье не было разделения на две разные группы (дети и родители), говорите больше со своими детьми, любите, целуйте и обнимайте их чаще.
Условно воспитание родителями своих детей можно разделить на несколько основных типов:
1) Подкаблучные родители. Это мать и отец, которые позволяют все своему ребенку. Часто это происходит, если ребенок в семье один, а еще больше усугубляется обстановка, если ребенок поздний. Такие дети растут эгоистами и не смогут в будущем самостоятельно справляться со своими проблемами.
2) Родители-начальники. Для ребенка в такой семье слово «нельзя» – самое главное, его заставляют жить строго по расписанию и выполнять все обязанности. А не задумывались ли вы, что растите покорных исполнителей для руководителей или, наоборот, бунтарей, которые с радостью вырываются из под родительского крыла и творят, что захотят.
3) Фанатичные родители хотят, чтобы их ребенок был всесторонне развит с самого маленького возраста. Чем раньше и больше он выучит, тем лучше. А если ребенку не интересны танцы или музыка, английский или немецкий? Из таких детей потом часто вырастают лентяи.
4) Родители-друзья. Между такими родителями и их детьми царит доверительная обстановка, но не всегда пример мамы или папы будет авторитетом для ребенка. Такие родители мешают ему становиться личностью и развиваться в том направлении, которое интересно ребенку.
5) Родители-наставники. Это лучший тип в воспитании детей. Ребенок сам реализует свои планы, получая поддержку и уважение своих родителей. Такие дети вырастают уверенными в себе и умеют добиваться успехов во всем.
www.vospitaj.com
Конфликтные отношения между родителями и детьми
Библиографическое описание:
Инина-Понуровская Е. Ю. Конфликтные отношения между родителями и детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 31-34. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/83/ (дата обращения: 01.01.2020).
Семья существовала на протяжении всей истории человечества и никогда не теряла своей значимости для общества как его базовой структурной единицы. Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, и до настоящего времени человечеством не создана иная социальная модель, способная заменить семью. Многие исследователи отмечают, что в условиях наступления информационной эпохи глубоко традиционный институт семьи становится движущей силой общественного развития. [4,c.32]
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. [5, c.311]
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребенка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. [1, c. 18]
В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того, где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну или дочери, могут быть противоречивые мнения.
Актуальной проблемой современного общества является конфликт между родителями и детьми. По некоторым данным, в основе 42% всех случаев, когда люди вынуждены были обращаться за медицинской помощью в связи со своими психологическими проблемами, лежат супружеские конфликты.
Конфликт – столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социально-психологический феномен. [6, c.21]
Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. Одна из наиболее распространённых причин семейных конфликтов – эгоистичность одного или обоих супругов. Эгоист, прежде всего, думает о своих потребностях, заботится о себе, не считается с потребностями и интересами близких людей. Эгоизм в семье и есть главный враг счастливого супружества.
Большую роль в возникновении семейных конфликтов играет незнание индивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет понять их поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними.
По мнению Кулагина И.Ю., проблема поколений не нами придумана, и не в наших силах ее разрешить. Она была, есть и будет — большая, упитанная и неразрешимая.
Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения. Человек не может копировать кого-либо, в том числе и своих родителей. Самое большее, что человек может сделать для сходства с ними – выбрать тот же путь в жизни. Иногда люди становятся военными, как их отцы, деды, прадеды. Некоторые идут по стопам своих предков и становятся врачами, музыкантами, математиками… Должно быть, это идеальный вариант для родителей, однако это далеко не частый случай.
И. Ю. Кулагин полагает, что проблема взаимопонимания родителей и детей рождается на ранней стадии воспитания. [3, c. 127]
В классическом психоанализе З.Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители (и особенно мать) – это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект. [8, c.25]
Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви.
Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность». Отцовская любовь по большей части — это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.
Затем ребенок идет в школу, и теперь уже взрослые пытаются заставить детей быть ответственными. Уроки, подготовка к различным школьным мероприятиям — все это теперь преимущественно детская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи, оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу, или, наоборот — пятерка, грамота). Пока дети, были в детском саду, родители пытались контролировать каждый шаг. Теперь будто в компьютере сменили программу: «ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин, самостоятельно делать уроки…» Проблема состоит в том, что для ребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первые несколько лет в школе — это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем очень важно постараться не быть опекающими, ведь это сделает из ребенка инфантила. Всем известно, что излишняя забота и опека редко приводит к хорошему результату: ребенок лишается возможности самостоятельно мыслить, принимать решения и добиваться поставленных целей без посторонней помощи. Слепая неразумная материнская любовь «забивает» ребенка, делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом. С самого детства родители делают все для него, приговаривая: «не волнуйся, мы решим проблему». Ему заявляют, что перенапрягаться не стоит, ибо у него не хватит сил, времени, опыта и знаний. Корни недоверия лежат в самом детстве: ножки слабые – упадет, ручки хилые – не удержит. А о том, что дети с возрастом по силе и опыту могут превосходить родителей, мало кто задумывается. [7, c.349]
Заботой о детях родители, в том числе, прикрывают собственные интересы. Постоянные рассказы бабушек во дворе порождают страх остаться в одиночестве на старости лет. Поэтому надо сделаться незаменимым для ребенка. Родители тебе постоянно советуют, все их советы правильные, и без них жить ты не можешь. Поэтому ты должен жить с родителями и постоянно о них заботиться, потому что когда их не станет, у тебя не будет тылов и опоры. Из-за подобной воспитательной политики у подростков стремление доказать свою востребованность приводит к обратному эффекту. Ребенок начинает отдаляться, тем более что вечные охи и вздохи выводят из себя. Любое столкновение с родителями начинает вызывать раздражение
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Подростковый возраст — возраст, когда желание свободы превышает все дозволенные «нормативы». [2, c.134]
Тут начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: либеральный, авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений и характеризуется отстраненностью и отчужденностью членов семейного союза друг от друга, их полным безразличием к делам и чувствам другого. В плане воспитания это обычно находит свое выражение либо в принятии юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. Другой — авторитарный — характеризуется безапелляционным и бесцеремонным отношением членов семьи, их жестокостью, агрессией, диктатом, черствостью и холодностью по отношению друг к другу. В подобных системах отношений стремление к свободе становится для ребенка самоцелью, т.е. свобода ради возможности продемонстрировать свою свободу. Вот и возникает в семье своеобразный «Бунт на корабле». Наконец, демократическая форма взаимоотношений предполагает сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. В семьях, где существуют доверительные отношения между членами семьи, период взросления проходит относительно спокойно. Очень важна атмосфера любви в семье. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви, и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. [9, c.311]
Ряд исследователей проблем семейных взаимоотношений [Антонов А.И., Ковалев С.В., Столяренко Л.Д.] выяснили, что наибольшее отчуждение между родителями и детьми приходится на период с 17-18 до 27-28 лет. В этот период, выскочив из родительского гнезда, едва оперившиеся «птенцы» стремятся совершенно отгородить себя от старших. Они либо не воспринимают советов родителей, либо имитируют внешнее согласие, сторонятся и избегают их компании. Именно в эти десять лет дети «учатся на своих ошибках», игнорируя чужой опыт. Для родителей же это то время, когда они испытывают потребность общения с повзрослевшими детьми, как с равными, чего еще несколько лет назад добивались от них их 12-15-летние сыновья и дочки. И только ближе к тридцати годам дети, потрепанные жизнью и наученные горьким опытом, начинают находить общий язык со своими уже не молодыми родителями.
С целью изучения проблемы конфликтных отношений между родителями и детьми в городе Набережные Челны, автор провел исследование.
В исследовании приняло 100 человек, учащиеся и рабочие, в возрасте 19 – 23 года.
Респондентам был задан вопрос: «Сталкиваетесь ли Вы в своей семье с такой проблемой, как конфликт «родителей – детей?» Было выявлено, что 90% опрашиваемых сталкиваются с данной проблемой.
Далее автор выясняет, как часто респонденты сталкиваются с конфликтом в своей семье. 40% респондентов сталкиваются с конфликтом несколько раз в месяц.
Затем автор выяснил причины конфликтов. Для 60% респондентов непонимание, является причиной конфликта.
На заданный автором вопрос – «Хотели бы Вы улучшить взаимоотношения в своей семье?», 50% опрашиваемых ответили, что нет, меня всё устраивает, но 40% хотели бы улучшить взаимоотношения в своей семье.
Далее автор выяснил, используют ли респонденты, либо будут ли использовать, методы воспитания их родителей на своих детях.
60% респондентов ответили, что частично используют, либо будут использовать, методы воспитания их родителей на своих детях.
После автору стало интересно, верят ли респонденты в существование идеальной семьи. 65% респондентов не верят в существование идеальной семьи. 30% полагают, что идеальная семья существует, 5% затрудняются ответить на данный вопрос.
Таким образом, результаты проведенного опроса по проблеме конфликтных отношений между родителями и детьми показали, что большинство семей сталкивается с данной проблемой периодически (несколько раз в месяц), в основном по причине непонимания. Данная ситуация устраивает членов семьи и они удовлетворены взаимоотношениями друг с другом. Также автор отмечает, что большинство семей частично используют, либо будут использовать, методы воспитания их родителей на своих детях.
Обобщая результаты проделанного исследования по проблеме конфликтных отношений между родителями и детьми, автор обнаружил, что данная проблема существует и нуждается в подробном изучении, а также ее разрешении.
Далее автор работы предлагает следующие варианты решения проблемы конфликтных отношений между родителями и детьми:
— Необходимо, чтобы человек мог выплеснуть эмоции, в т.ч. и агрессию не на живых людях, а на чем-то другом.
— Чувство собственного достоинства, к человеку относятся так, как он позволяет к себе относиться.
— Нужно нормально относиться друг к другу.
-Контроль над подрастающим поколением общества, благополучие семьи; изначально улучшить воспитание в семье, чтобы дети выросли добрыми людьми; самовоспитание.
— Попытаться гасить в себе недовольство и раздражение.
- Сбалансировать систему обязанностей и прав.
-Ввести некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться. Например: не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина, не трогать личные вещи, не подслушивать телефонные разговоры и т.д.
— Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
— Искренне объяснять, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминать старых, давнишних грехов, а говорить о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давить, не наказывать физически, не унижать.
— Создать так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
— Не требовать друг от друга только правильных поступков, помнить, что все совершают ошибки.
— Стать терпимее к недостаткам друг друга.
- Постараться восстановить доверие и уважение друг к другу.
— Не унижать, а поддерживать.
— Не вступать в бесконечные споры, и не допускать молчаливой, “холодной” войны.
— Уверять ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает.
- Нужно стремиться к такому типу семьи, как партнерство. Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование. И так как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило гласит, не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами. Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.
Таким образом, отношения между родителями и детьми улучшатся. Это позволит сгладить конфликтные ситуации и улучшить психологическую атмосферу в семье.
- Литература:
1. Богданович, А. А., Супружеская жизнь: гармония и конфликты. — М.: Профиздат, 1990.- 125с
2. Ковалёв, С. В., Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.- 207 с.- ISBN:5-09-000427-7
3. Кочетов, А., Логинов, А., «Начало семейной жизни, Мужчина и женщина». — Мн.: Полымя, 1988г. -448с -ISBN: 5-345-00279-7
4. Медков, В. М., Антонов, А. И., Семья // Социолог. энциклопедия -М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. — 304с.- ISBN: 5-211-03485-6
5. Немов, Р. С., Психология: В 3-х кн. — М.: Просвещение, Владос, 1995.- 608с. – ISBN: 5-691-01133-2
6. Павленок, П. Д., Краткий словарь по социологии. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.- 271с.- ISBN:5-86225-805-1
7. Райс, Ф., «Психология подросткового и юношеского возраста». - Санкт-Петербург, издательство ”Питер”, 2000 г — 656 с. – ISBN: 5-88782-416-6
8. Сборник: Перевод с немецкого. Фрейд А., Введение в детский психоанализ; Норма и патология детского развития; «Я» и механизмы защиты:– М.: Попурри, 2004. – 447 с. — ISBN: 985-6190-40-1
9. Смирнов, С.А., Педагогика: пед. теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов.– М.: Издательский центр « Академия », 1998 – 512с. — ISBN: 5-7695-0793-4
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, проблема, отношение, конфликт, друг, идеальная семья, материнская любовь, метод воспитания.
moluch.ru
Отношения взрослых детей и их родителей
Полное взаимопонимание – высшая точка отношений между людьми. В общении родителей с выросшими отпрысками подобное явление не становится исключением из правил. Если ребенка воспитывают в любви, заботе и ласке, то в зрелом возрасте остается соблюсти еще одну неотъемлемую формальность – общие интересы. Только совокупность приведенных выше качеств образует идиллию и взаимопонимание в семье.
Отношения взрослых детей и их родителей напрямую зависят от модели воспитания, которой придерживались мать и отец в формировании у ребенка взглядов на жизнь. Зачастую мировоззрение отпрыска не соответствует ожиданиям из-за выбора неправильной методики. Малышу важно корректно преподносить новую информацию, соблюдая при этом последовательность. Неотъемлемой частью воспитания становится контроль над собственными эмоциями и чувствами. Обида и желание отомстить родителям, отсутствие авторитетов и неуважение к мнению старших родственников – следствия «трудного» детства. Исправить подобную ошибку можно спустя много лет, уже в зрелом возрасте, когда у ребенка есть жена, работа, отдельное жилье и дети. Главное, запастись терпением и подготовиться к открытому разговору.
Виды отношений детей и родителей
Выяснив причину недопонимания между родителями и отпрыском, можно в одночасье решить проблему, которая не давала покоя обеим сторонам долгие годы. Первоначально рекомендуется корректно обозначить вектор воспитания, к которому привык ребенок. Психологи традиционно классифицируют связь повзрослевших отпрысков с родителями на следующие категории, имеющие определяющее значение в становлении юной личности:
Чрезмерная опека малыша, обусловленная страхом матери и отца потерять любимого ребенка. Желание уберечь непоседу от острых предметов и опасных ситуаций сопровождается отсутствием свободного времени и личного пространства у взрослеющего отпрыска.
Замкнутые дети растут в семьях, где мать и отец проявляют в отношении непоседы агрессию. Раздражительность и отсутствие желания в духовной близости – яркие составляющие такой модели общения. Взрослые не готовы разделить печаль и насладиться победой малыша. Отстраненность и отчужденность – все, что могут предложить отпрыску в такой семье.
Тотальное контролирование действий ребенка, который обязан сообщать родителям о своем месторасположении, распорядке дня и отношениях с представителями противоположного пола. Подобный формат воспитания принято считать диктатурой.
Равнодушие и безучастие в жизни юного мечтателя, который дни напролет предоставлен исключительно собственному воображению. Отсутствие внимания и проявления интереса со стороны родителей – причина возникновения в сознании малыша обиды.
Регулярное подавление и унижение ребенка, у которого в семье нет собственного мнения. Родители не верят в способности малыша, принижают его достоинство, уничтожают стремление к самосовершенствованию.
Выращивание из ребенка собственной «копии», где в воспитании малышей родители воплощают личные нереализованные мечты и надежды.
Природа человека предполагает иногда осознанное противодействие разумным явлениям. Сознание ребенка особенно расположено к отрицанию новой информации. Нельзя съесть яблоко? Значит, малыш приложит максимум усилий, чтобы добраться до заветной цели. Во избежание стрессовых ситуации рекомендуется правильно преподносить требования родителей, не используя частицу «Не».
Причины возникновения недопонимания между взрослыми детьми и родителями
Если вы решили наладить отношения с собственным ребенком, то в обязательном порядке ознакомьтесь с причинами возникновения в детском сознании апатии к общению с родителями. Идентичным советом рекомендовано воспользоваться выросшему поколению, которое затаило обиду на собственных мам и пап. К основным предпосылкам ухудшения отношений между отпрысками и родителями относят:
Мнение родителей.
— Мы рассчитывали, что вырастим более послушных отпрысков.
— Наши усилия и старания никак не окупились, ребенок совершенно не думает о благополучии родителей.
— Нам нечем похвастаться перед друзьями, ведь уже повзрослевший отпрыск ничего не добился.
— Дети не разделяют с нами знаменательные события и стрессовые ситуации.
— Ребенок не звонит нам, не интересуется жизнью родителей, не осведомляется о состоянии здоровья.
Мнение взрослых детей.
— Мне хочется быть самостоятельным, не зависеть от родителей.
— Векторы наших интересов не совпадают, поэтому часто приезжать – бессмысленно, скучно и нецелесообразно.
— С родителями ассоциируется довольно много неприятных ситуаций, боли, разочарований и грусти, поэтому «будоражить» детскую травму желание отсутствует.
— Мне не комфортно в родительском доме, где все пытаются дать совет, поделиться полезной рекомендацией. Подобных «товарищей» хватает на работе, среди друзей и в будничной жизни, поэтому предпочитаю не наведываться в гости к матери с отцом.
— Мой жизненный опыт позволяет самостоятельно принимать важные решения, поэтому не нужно «наговаривать» на мою избранницу(ка), сомневаться в работе или оставаться недовольными выбором автомобиля.
— Ваши советы преисполнены личной выгоды, поэтому обращать на них внимание – пустая трата времени.
Выслушав претензию, важно осознать, что ребенок не обязан беспрекословно следовать требованиям родителей. Подобным образом ситуация складывается и в отношении матери с отцом. Выросший малыш должен учитывать, что жизненный опыт родителей существенно превышает знания отпрыска. Главное, убедить друг друга в том, что намерение дать совет – это помощь, а не попытка принизить или оскорбить.
Варианты развития взаимоотношений повзрослевших детей с родителями
В поисках положительных моментов из детства важно постараться вспомнить даже незначительные события, вызывающие у вас улыбку. Если количество отрицательных ситуаций существенно преобладает, то не нужно отчаиваться. Зачастую позитивная эмоция, сохранившаяся на протяжении десятилетий, в несколько раз мощнее боли и обиды. Удобно расположившись в семейном кругу, составьте подробный список следующего содержания:
Положительные воспоминания.
— Совместный досуг, сопровождающийся в сознании ребенка положительным оттенком.
— Приятные моменты из прошлого, которые известны только малышу и родителям.
— Семейные истории, рассказываемые за торжественным столом на протяжении многих лет.
— Материальная помощь родителей, посредством которой подросток получил высшее образование.
— Значимые подарки, греющие душу и сохраненные малышом до зрелого возраста.
Негативные воспоминания.
— Регулярное безразличие к просьбам ребенка, у которого сформировались из-за подобного поведения родителей комплексы.
— Жизненные ситуации, свидетельствующие об отсутствии уважения между сторонами.
— Рукоприкладство или повышение голоса в попытке воспитывать ребенка методикой «кнута» и «пряника».
— Манипуляциями со стороны отпрыска, пытающегося управлять в юном возрасте родителями.
— Пассивным принижением малыша, которое сопровождалось регулярными издевками, иронией и подшучиваниями.
— Обвинениями в конкретной ситуации, имеющей знаковое значение для семьи.
Если обе стороны желают наладить отношения, нить которых была утеряна еще в детстве, то об обидах и недопонимании придется забыть – другого выхода нет. Улыбаться, но помнить о том, что родители не покупали вам игрушку на протяжении трех лет – бессмысленное занятие. Исправить сложившуюся ситуацию уже невозможно, а восстановить взаимопонимание с матерью и отцом шанс остается.
Рекомендации по примирению «враждующих» сторон
В попытке исправить сложившуюся в отношениях между выросшими детьми и родителями ситуацию важно учитывать особенности примирения. Придерживаясь следующих рекомендаций, результат обязательно будет соответствовать вашим ожиданиям:
Найдите точки соприкосновения – займитесь спортом, коллекционируйте редкие монеты, увлекитесь совместным просмотром фильмов.
Создавайте ситуации, в которых ваше общение – неминуемое явление. Если вы находитесь в очереди к врачу, то даже самый обиженный ребенок захочет «перекинуться» 2–3 фразами.
Исправьте ошибки в воспитании или поведении, о совершении которых действительно жалеете. «Враждующая» сторона обязательно оценит масштабы примирения, направившись навстречу.
Подкрепляйте общение положительными воспоминаниями, постепенно забывая о негативных «печатях» прошлого.
Запаситесь терпением, ведь в процессе примирения участвуют люди со сформировавшимися характерами, мировоззрениями и привычками.
Выстраивать отношения по принципу равноправия – нецелесообразное решение. Родители априори должны обладать определенным авторитетом в сознании даже выросшего ребенка.
Особенно труден первый шаг, поэтому можете осуществить подобное действие, написав письмо. Отказаться от общения можно, но оставить послание непрочитанным не позволит интерес.
В процессе примирения детям рекомендуется учитывать возраст родителей, снисходительно относясь к подобному фактору.
Поддержите «враждующую» сторону в спорном моменте за «круглым» столом, показав свою благосклонность.
Если в процессе общения назревает конфликт, то постарайтесь «остудить» собственный пыл, предотвратив ссору с любимым человеком.
Отношения взрослых детей и их родителей – это запутанная история, о нюансах которой известно только ее участникам. Ни ребенок, ни мать, ни отец никогда не оповестят окружение об интимных моментах семейного очага, поэтому услуги психолога в подобных ситуациях оказываются бессмысленными.
Детям важно вспомнить, сколько пришлось стерпеть шалостей и проделок родителям, чтобы вырастить здоровую и успешную личность. Проникнувшись трогательными эмоциями, отправляйтесь на беседу с самыми близкими в жизни людьми.
sunmag.me
Взрослые дети и родители: сложности отношений
Одна из больших родительских ошибок — считать, что дети им что-то должны. Мол, родители их растили, тратили на это время и силы, поэтому теперь дети им за это обязаны. Но если быть честными, на самом деле дети родителям ничего не должны. Ведь не они же принимали решение о своем приходе в этот мир, сами родители этого хотели. Поэтому твердить о «неоплатном долге» неэтично.
Другое дело, что забота о своих родителях, теплые чувства к ним — это нормальное человеческое проявление. Долг — это холодное слово (мол, «не хочется, но надо»). А любовь к родителям — это совсем другое, это живое движение души.
Чтобы взаимоотношения строились благоприятно, родителям надо запомнить правила поведения с взрослыми, самостоятельными чадами. Ни в коем случае нельзя их поучать и контролировать, это лишь приведет к их отдалению. Надо уважать выбор своих детей, позволить им жить своей жизнью (даже если их выбор родителям не по душе). Надо не вмешиваться, а просто быть рядом и быть готовыми помочь.
Но взрослым отпрыскам тоже стоит учитывать нужды мамы и папы. Ведь им не так уж много надо. Они жаждут внимания, хотят, чтобы дети им звонили, интересовались их житьем-бытьем и рассказывали о своем. Это важно не только для поддержания контактов, но и как пример для новых поколений семьи.
Психологи полагают, что есть одна закономерность. Люди, которые считали мать и отца обузой и помехой, на старости лет станут обузой и помехой для своих взрослых чад. Зато дети, которые относились к ним с любовью, теплотой и заботой, в старости получат такую же любовь от собственных детей. Семейные модели поведения повторяются.
А вообще, чтобы родители не чувствовали себя ненужными и одинокими, им надо искать свой собственный смысл жизни, быть автономными от детей. Есть много интересных занятий, которые могут заполнить жизнь. Это:
- интернет,
- общение в соцсетях,
- занятия спортом и фитнесом,
- занятие фотографированием,
- прогулки, поездки, экскурсии,
- общение в кругу друзей,
- увлекательное хобби и т. д.
Человек сам может наполнить свою жизнь смыслом, за него этого никто не сделает. Здесь важен внутренний настрой, потребность, желание. Надо пробовать разные занятия и найти такие, которые приносят радость.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
medaboutme.ru
Отношения с родителями влияют на развитие детей – Развитие ребенка
Рейтинг Эмоциональная связь детей с родителями способствует их физическому и социальному развитию |
Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.
Итак, как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Понимание взаимоотношений между детьми и родителями
Крепкие взаимоотношения между детьми и родителями способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую испытывают все родители и дети и которая приносит им не сравнимое ни с чем удовольствие. Поэтому они стараются развивать эту связь на протяжении всей жизни.
Такие взаимоотношения формируют личность ребенка, закладывают основы его выбора и поведения в разных ситуациях. Исследования показывают, что здоровые взаимоотношения между родителями и детьми положительно сказываются как на детях, так и на общей атмосфере в семье.
Почему важны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми?
У любящих родителей вырастают любящие дети. Ваши взаимоотношения с детьми и степень вашей привязанности к ним влияют на будущее ребенка, на его социальное, физическое и психическое здоровье.
Рассмотрим несколько преимуществ здоровых взаимоотношений детей и родителей:
- маленькие дети, имеющие здоровую и крепкую привязанность к своим родителям, располагают большими шансами на счастливые и глубокие отношения во взрослой жизни;
- ребенок, который имеет здоровые взаимоотношения со своими родителями, учится регулировать свои эмоции в сложных ситуациях;
- связь с родителями способствует умственному, языковому и эмоциональному развитию ребенка;
- взаимоотношения с родителями формируют у ребенка оптимистичное и уверенное социальное поведение;
- участие родителей в повседневной жизни ребенка способствует улучшению успеваемости в школе и развитию навыков обучения;
- безопасная привязанность ребенка к родителям приводит к развитию его социальной, эмоциональной и познавательной сфер. Дети также развивают навыки решения задач.
Связь между родителями и детьми должна быть не только сильной, но и гибкой, потому что нельзя вести себя с десятилетним ребенком так же, как и с трехлетним.
Взаимоотношения между родителями и детьми в разном возрасте
Воспитание детей – это непрерывный процесс, приносящий родителям много радостей и трудностей. В каждом возрасте взаимоотношения родителей и детей имеют свои особенности.
Младенчество – отношения, основанные на теплоте и безопасности
Первые полгода жизни младенцы в основном едят, спят и плачут, а родители кормят, берут их на руки и меняют им подгузники. Такое взаимодействие формирует ожидания родителей и детей друг от друга.
Когда ребенок голоден, он начинает капризничать. Во время кормления его потребность удовлетворяется и он счастлив. Родители также становятся счастливы, поскольку смогли удовлетворить потребности ребенка.
Когда родители любят ребенка и ухаживают за ним, т. е. выполняют свою основную функцию в его воспитании, они создают с ним четкие и уникальные отношения. В таком случае к годовалому возрасту ребенок обычно формирует крепкую привязанность к родителям.
1–3 года: первый социальный опыт
Когда ребенок начинает ходить, родители учат его правильному поведению, объясняют ему, что хорошо, а что плохо, и поощряют его хорошее поведение. Родители помогают ребенку социализироваться и готовят к детскому саду и жизни в обществе.
Дошкольный возраст: определение стиля воспитания
Когда ребенок достигает дошкольного возраста, родители применяют различные стили воспитания, при этом один из стилей становится основным. Однако в реальной жизни родители не могут использовать постоянно один и тот же стиль, необходимо задействовать разные стратегии и комбинировать их. Взаимоотношения родителей и детей в этом возрасте определяются выбранным стилем воспитания.
Исследования показывают, как чувствуют себя дети, которых воспитывают родители, придерживающиеся разных стилей:
- дети демократичных родителей уверены в себе, счастливы и целеустремлены;
- дети авторитарных родителей несчастны, неуверены в себе и подвержены страхам;
- дети либеральных родителей не имеют достаточно развитых социальных навыков, безответственны и плохо справляются с собственными эмоциями;
- дети индифферентных родителей имеют больше проблем с поведением и эмоциями, чем остальные.
Школьный возраст: познание окружающего мира
Когда ребенок идет в школу, его внимание переключается с семьи на сверстников, но это не влияет на динамику взаимоотношений между родителями и детьми. Навыки ребенка в социальной и познавательной сферах развиваются, он получает новый социальный опыт за пределами семьи.
В этот период коммуникация между родителями и детьми обычно носит двусторонний характер. Ребенок сообщает родителям о своих потребностях и показывает, что ему нравится или не нравится. Односторонний или двусторонний характер взаимодействия определяется стилем воспитания, который используют родители.
Родители обычно придерживаются того же стиля воспитания, что и в дошкольном возрасте. Это влияет на ребенка и в школьном возрасте:
- демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей социальных навыков и высокой самоценки;
- авторитарный стиль приводит к низкой самооценке, слабо развитым социальным навыкам и агрессивности;
- либеральный стиль приводит к тому, что дети становятся импульсивными, агрессивными и безответственными.
Подростковый период: уважение личного пространства ребенка
Подростковый возраст – бурный период, в течение которого у ребенка происходят значительные физические и психические изменения. Родители должны понимать потребности своего ребенка, поддерживать его и давать ему свободу действий, не прибегая к чрезмерному контролю.
Любовь и принятие родителями, позитивный подход в воспитании – это наиболее эффективный способ воспитания подростков.
Взрослый возраст: общение на равных
Взрослый период жизни – это время, когда родители и дети начинают общаться на равных и могут полагаться друг на друга. Иногда взрослым детям трудно найти баланс между отношениями со своей семьей и родителями. Это может вызывать у них сильный стресс. Однако большинство взрослых детей поддерживают здоровые отношения со своими родителями.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
07.05.2018
childdevelop.ru
Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Взаимоотношения между детьми и родителями
Взаимоотношения между детьми и родителями
Принципиально важно знать, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир – своих родителей, свой дом, самого себя. Если его мир враждебный, отталкивающий, нелюбящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: «Вы меня любите?» И ответ для него жизненно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.
Второе принципиально важное для родителей понятие: каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание, дисциплину), определяет многое в поведение ребенка (послушный, капризный, веселый, замкнутый) и то, что он чувствует (злой, грустный, радостный). Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Только если эмоциональный резервуар ребенка полон, он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального резервуара ребенка несут родители.
Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно. Например, ребенок только тогда делает то, чего хотят от него родители. Когда они выполняют его требования. Родители должны учиться выражать и передавать ребенку свою любовь различными способами независимо от его состояния, поведения, навыков, тогда ребенок будет стараться в свою очередь проявить любовь к родителям. Цель этой статьи – проследить все способы, которыми родители в действии могут выражать свое чувство любви. Однако родители должны в самом деле любить своих детей; советы психиатра посвящены лишь тому, как выражать свои чувства.
Существуют четыре основные передачи безусловной любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты одинаково важны и не «работают» один без другого; кроме того, нельзя преувеличивать что-то одно (например, дисциплину) за счет другого. Очень важно также не путать дисциплину с наказанием: это отнюдь не синонимы.
Контакт «глаза в глаза». Он важен не только для установления взаимосвязи, но (и это существенно!) для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку в глаза, выражая свою безусловную любовь, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка – использование контакта глаз для выражения порицания и наказания ребенка. Если родители смотрят в глаза ребенку только тогда, когда ругают его, то и он приучается смотреть на них только с отрицательными эмоциями. Еще более вредно избегать смотреть на ребенка (и на супруга тоже!) для демонстрации неодобрения, используя отсутствие контакта глаз как наказание. Для психики ребенка это может оказаться страшнее и разрушительнее, чем физическое наказание, и ребенок может на всю жизнь запомнить такой прием и испытывать его в будущем и на своих близких. Важно понять, что родителям следует подолгу смотреть детям в глаза дружелюбно и прямо, чтобы выразить свою безусловную любовь, а не порицание за нарушение дисциплины. Поскольку дети повторяют нас в своих действиях, то им это поможет установить хорошие контакты со сверстниками и быть дружелюбными в своих семейных отношениях в будущем.
Исследования врачей и психологов показали, что хуже развиваются именно те дети, которые были лишены в раннем детстве физического контакта и контакта «глаза в глаза» с родителями (так называемая болезнь сиротства, или госпитализм). Более того, оказалось, что контакт «глаза в глаза» с учителем имеет исключительно положительное влияние на способность детей к обучению.
Физический контакт. Совсем не обязательно целоваться и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь к нему. Однако оба типа контактов с ребенком должны быть доброжелательными, естественными и, главное, ежедневными. Причем важно знать, что мальчикам эмоциональный контакт еще важнее, чем девочкам, особенно с отцом. Естественно, с возрастом физический контакт с мальчиком или девочкой-подростком должен видоизменяться, но ни в коем случае не прекращаться. Особенно важен физический контакт, когда ребенок болен, устал или грустит, когда его укладывают спать. Ребенок может запомнить на всю жизнь, как мать и отец в детстве целовали его на ночь, ласковые слова, прикосновения и прочие проявления искреннего родительского чувства. Для мальчиков непосредственный физический контакт очень важен в первые годы, а для девочек критический возраст, когда им больше всего нужны ласка и внимание родителей, — одиннадцать – двенадцать лет.
Пристальное внимание, когда родитель полностью сконцентрирован на своем ребенке, жизненно важно для развития самооценки у ребенка. Кроме того, это влияет на способность ребенка правильно относиться к другим и любить их. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остается с ним один на один и может дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, — свою заботу, внимание, тепло и любовь. Нужно понять, что открытое общение с ребенком ценнее многих других важных вещей, и мы должны в первую очередь удовлетворять потребность ребенка в общении и пристальном внимании, а не в вещах и подарках, которыми проще отделаться. Не получая пристального внимания от родителей, ребенок излишне тревожится, он чувствует, что все на свете важнее для его родителей, чем он, поэтому ребенок отстает в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактирует со сверстниками и более замкнут. Хорошие родители тем и отличаются от обычных, что они выкраивают время для воспитания своих детей, в том числе уделяя им пристальное, сконцентрированное внимание, обеспечивающее эмоциональное равновесие ребенка для старших детей требуется больше спокойных периодом отрочества.
nsportal.ru
Взаимоотношения между родителями и детьми – Развитие ребенка
Рейтинг Взаимоотношения родителей с детьми во многом зависят от стиля воспитания, которого они придерживаются |
Традиции и правила в разных семьях отличаются друг от друга. Например, связь между вами и вашими детьми может сильно отличаться от той, которую вы видите в семье своих друзей. Это значит, что существуют различные типы взаимоотношений между родителями и детьми.
Безопасные отношения
Дети чувствуют себя в безопасности рядом с родителями и уверены, что те о них позаботятся. Безопасные отношения формируются, когда родители постоянно реагируют на потребности своих детей.
Дети, которые имеют такие отношения со своими родителями, с большой вероятностью вырастут самостоятельными и уверенными в себе. Они хорошо взаимодействуют с окружающими и способны регулировать свои эмоции.
Избегающие отношения
Дети чувствуют себя неуверенно, потому что родители не реагируют на их потребности. Они вынуждены проявлять самостоятельность и заботиться о себе сами.
Избегающие отношения приводят к проблемам развития и адаптации у ребенка. Он может проявлять плохое поведение: кусаться, толкаться, драться и т. д.
У детей, которые имеют избегающие отношения с родителями, часто бывают плохо развиты социальные навыки (это может проявляться, например, в агрессии или замкнутости). Они склонны к непослушанию и импульсивому поведению.
Однако это не значит, что такие дети обречены на провал в жизни. По мере своего роста и развития ребенок может меняться.
Амбивалентные отношения
Родители иногда удовлетворяют потребности ребенка, а иногда – нет. Реакция родителей непоследовательна. Например, они могут не сразу отреагировать на плач ребенка, поскольку заняты работой. Но через некоторое время они могут дать ребенку то, что ему нужно. Такие дети склонны к излишней эмоциональности и привязанности.
Неорганизованные отношения
Родители игнорируют потребности своих детей, а дети, в свою очередь, учатся не формировать ожиданий от родителей. В таких случаях существует вероятность, что один или оба родителя страдают от психических расстройств.
Такие дети занимаются бессмысленными занятиями и странно себя ведут. Некоторые из них говорят так быстро, что их бывает сложно понять.
Когда речь идет о воспитании детей, не существует рецептов, которые подойдут всем без исключения. Однако существует ряд принципов позитивного воспитания, которых стоит придерживаться родителям:
1. Установите воспитательные цели. Хотите ли вы воспитать ребенка здоровым и дисциплинированным или желаете установить хорошие взаимоотношения с ним – определите свои цели и подумайте, что нужно сделать, чтобы их достичь.
2. Привнесите любовь и теплоту в ваши отношения с ребенком. Рассматривайте каждый случай взаимодействия с ребенком как возможность установить с ним эмоциональный контакт. Будьте внимательными и чуткими к ребенку, поощряйте взаимодействие с ним. Установите для ребенка правила, границы и последствия за их нарушение. Убедитесь, что ребенок понимает установленные правила.
3. Базовые правила обязательны. Основные правила должны объясняют детям, как нужно и как нельзя себя вести. Но не стоит устанавливать слишком много правил. Независимо от того, какие правила вы устанавливаете в семье, внедряйте их постепенно, чтобы сформировать личность вашего ребенка и способствовать его развитию.
4. Признавайте чувства своего ребенка и сопереживайте ему. И когда ребенок счастлив, и когда он испытывает трудности, признавайте его чувства и давайте ему понять, что он может на вас положиться, если у него есть какие-либо проблемы.
5. Во время конфликтов используйте метод решения задач. Когда у ребенка возникла проблема, не спешите его наказывать, а попробуйте вместе найти решение. Наказания деморализуют ребенка, и он теряет доверие к вам. Но, когда вы ищете вместе с ребенком решение проблемы, он учится у вас этому.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 3.75 из 5 на основе 4 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
07.05.2018
childdevelop.ru