Семья и особенности семейных отношений
Семья и особенности семейных отношений это важные темы сегодняшнего времени, так как все меньше и меньше ответственности супруги чувствуют узаконив свои отношения.
В чем заключаются особенности семейных отношений
Мужчина и женщина, заключившие брак в ЗАГСЕ и есть так называемая ячейка общества — семья. Особенностью современного мира является то, что много семейных отношений без любви по договоренности, много обмана. Также есть браки по любви. Брак без любви это семья только на бумаге. Каждой особенностью семейных отношений, где царит любовь и понимание и есть настоящая семья. Дети в таких семьях довольны и счастливы.
Говорят, что любовь длится, где-то два года. Затем остается такая особенность – как привязанность между людьми. Между мужчиной и женщиной, при первой встрече появляется «химия». Они внешне друг другу нравятся. Общаясь дальше, они начинают больше тянуться друг к другу. Скорее всего, будет правильнее назвать это чувство влюбленностью. Не у всех дальше влюбленности уходят отношения. По статистике, влюбленность переходит в любовь, где-то, пройдя месяцев шесть или семь. Еще одной интересной особенностью является то, что сама любовь длится года четыре. После четырех лет остается привязанность к этому человеку.
Семейные отношения бывают нескольких видов. Есть отношения, которые называют «мать и ребенок». Особенностью таких отношений является то, когда у мужа поведение не взрослого человека. В семье все решения за женой, она главнее. А муж как сын всегда принимает решения жены. Таким мужчинам удобно жить с женщинами, которые все важные решения и дела берут на себя. Скорее всего, такой мужчина в детстве был маменькиным сынком. Мама все решения принимала за сына, поэтому сын в итоге и вырос не самостоятельным и, он всегда будет зависеть от человека, который сильнее его самого.
Бывают семейные отношения, где муж главный. Жена во всем соглашается с супругом. Всем известная особенность таких браков, что они обычно встречаются в мусульманских семей. Жена не работает, постоянно дома с детьми, занимается домашними делами. Супруг является главным кормильцем. Муж обеспечивает полностью жену и детей.
Есть такие семейные отношения, так называемые «братские». Их особенностью является то, что это отношения без любви, по договоренности. В таких отношениях нет ревности или ссоры. Потому что людям безразлично, чем занимается второй. Такие отношения трудно назвать семьей. Конечно же, это ячейка общества. Но отношения без любви к человеку вряд ли принесут много счастья. Но и такие отношения имеют места быть.
Есть семейные отношения не благополучные, где муж алкоголик или тиран. Особенностью таких семей является постоянная нехватка денег, скандалы, побои и ругань. Жена как жертва терпит, привыкшая к такому отношению к себе. Такие женщины не уходят, обычно жалея своих мужей. Считают, что без них он пропадет. Психологи говорят, что у таких женщин обычно был такой же отец, который страдал зависимостью. Они с детства видели такую модель отношений у своих родителей. В таких семьях и дети, в будущем видя какие отношения могут создать такую же модель семейных отношений. Нет хорошего примера детям.
Какими бы не были семейные отношения, какие бы не были традиции и особенности в семье самое главное в семье это любовь! Семья, где есть любовь, и дети продержится дольше и, такая семья будет счастливой. Между женой и мужем должно быть доверие и понимание. Нужно прислушиваться к желаниям супруга или супруги и поддерживать друг друга и в горе и в счастье! Любите и будьте любимыми!
Интересное в блоге:
Национальные особенности семейных отношений | Psylist.net
До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п.
В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.
В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Большое значение придавалось свадебной церемонии, чрезвычайно дорогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца был исключительным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества мужа.
Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства на институт семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию, сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство и многомужество. Однако на практике духовенство далеко не всегда следовало церковным канонам. Церковь превозносила девственность, воздержание при вдовстве, добродетельное супружество. Браки христиан с иноверцами считались греховными. Либеральное отношение к ним было лишь в период раннего христианства, поскольку считалось, что с помощью брака христианин может обратить в истинную веру еще одного заблудшего.
На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. В дальнейшем закрепилась норма вступления в брак с согласия священника. Даже вдова не могла снова выйти замуж без его благословения.
Церковь диктовала и правила сексуальных отношений. В 398 г. Карфанесским собором было принято решение, по которому девушка должна была хранить девственность три дня и три ночи после свадьбы. И только впоследствии было разрешено вступать в половые сношения в брачную ночь, но только при условии уплаты церковного сбора.
Формально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины. Однако в действительности положение женщин было приниженным. Лишь некоторые категории женщин – вдовы, девственницы, служащие в монастырях и больницах – имели авторитет в обществе, находились на привилегированном положении.
Семья в России
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.
Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.
В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А.М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.
С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.
Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования–подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой как до брака, так и в браке, власть мужчин – мужа, отца – была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «большуха» – жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все – и женщины, и младшие мужчины в семье.
С возникновением христианской модели семьи (XII–XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» – написано в «Домострое». Главные обязанности детей – абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.
К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.
У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница – старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII–XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным – они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.
К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.
На рубеже XIX–XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.
В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым – выкуп за невесту. Нередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, муж становился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная иерархия, порождающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену.
У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Люди находились под сильным влиянием шаманов.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:
Особенности семейных отношений в различных национальных культурах
В данной статье рассматриваются особенности семейных отношений в различных национальных культурах, а также описываются процессы воспитания детей в разных национальностях.
Ключевые слова: Семья, дети, отношения, воспитание, брак, традиции
Семья для каждого человека играет роль, как в воспитании, так и в формировании личности. Именно в семье закладываются такие качества в человеке, как любовь, доброта, честность, здоровье, нормы и правила поведения. В любой национальности есть свои традиции и обычаи в создании семьи и в воспитании детей. И поэтому каждый учитель должен как можно больше знать об особенностях семейных отношений в различных национальностях, ведь в школе обучаются разные дети, и для того чтобы привить им любовь, доброту, желание создать семью и родить детей необходимо проводить с ними беседы и рассказывать учащимся о том, как в древние времена жили их предки и какими были семейные отношения.
Для семей Русских было характерно сохранение традиций. Русская семья традиционно состояла из семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Многие историки говорят о том, что у разных племен, сложились разные семьи. Так, например, у поляк были моногамные семьи, у других же вятичей, кривичей и др. — полигамные, но основной формой семьи у русских считалась семья малая, которая состояла из двух поколений: детей и родителей.
В древние времена, как утверждают различные источники, существовало немало способов вступления в брак. Одним из самых древних, является похищение женихом невесты без ее согласия.
У славян, существовал обычай похищать невест на игрищах, но только тех, с кем предварительно они сговорились. Также в те времена был и другой способ вступления в брак, как покупка у родственников невесты. У поляк же, самой популярной формой создания семьи стал привод невесты в дом к жениху. При этом мнение и согласие невесты на заключение брака никто не спрашивал, хотя уже в Уставе Ярослава указывался запрет силой выдавать замуж девушек. Брак заключался лишь в том случаи, когда родственники невесты соглашались с женихом или его родственниками. Церемония заключения брака проводилась по специальным обрядам: вечером невесту приводили в дом к жениху, и она раздевала его, и самое главное, снимала с него обувь. На второй день после свадьбы родственники невесты привозили приданое. Личные отношения между супругами зависели во многом от того, как создавалась семья. При похищении, девушка была как бы собственностью мужа, поэтому в семье у жены не было никакого права. При покупке невесты и привозом ее приданым между женихом и родственниками невесты были отношения, при которых власть жениха ослабевала, а также у жены появляются права. В те времена, на всей территории, свободно производился развод, причем, в браке с приданым инициатором могла быть жена. С принятием христианства начинает действовать собрание семейного права, впоследствии названное
Согласно законам номоканона, перед венчанием следовало пройти обручение — под которым понимается сговор, во время которого родственники невесты и жениха договаривались о заключении брака и о приданом. Закончив обучение, выдавалась специальная сговорная запись; на случай нарушения вступление в брак платили неустойку больших размеров. Священник, производивший обручение, давал также венечную запись, которая была необходима при венчании. Обручение объединяло жениха и невесту почти так же, как брак. Нарушение невесты верности жениху рассматривалось как прелюбодеяния. Возраст, когда можно было вступить в брак — 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Также внимание обращалось на то, что между женихом и невестой не должно быть «великой разницы в летах». Запрещалось вступать в брак с родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Взаимное согласие на заключение брака по церковным правилам всегда было необходимо, хотя на деле невесту о согласии никто и не спрашивал. Венчание производилось только священником, в присутствии не менее двух свидетелей.
Личные отношения между супругами с принятием христианства сильно изменились. Жена уже рассматривалась не как имущество, принадлежащее мужу, а уже как самостоятельное лицо. Церковный брак уже, официально провозглашается таинством, которое совершается на небесах, и направленно на духовное и физическое общение супругов. За убийство жены, муж всего лишь мог подвергаться легкому наказанию, а жену же, убившую мужа своего, живую закапывали в землю. Муж мог совершенно спокойно заложить жену, предоставив под предметом залога. В тот период замужние женщины могли общаться лишь с ближними родственниками. Фундаментом отношений между женой, мужем и детьми являлась власть мужа и отца семейства. Семья в тот период существовала как бы маленьким государством, со своим уставом и собственной властью. Жилищно-имущественные отношения между супругами отмечались признанием за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период женщины имели свое имущество. В период семейных отношений муж также владел и использовал имущество жены, но не мог, без согласия законной супруги им распоряжаться. В случае же кончины жены все ее имущество переходило к ее детям, а если детей не было при жизни, то к ближним родственникам. Отношения между родителями и детьми строились лишь на отцовской власти. Эта власть была достаточно сильной, хоть и прав на жизнь и смерть никогда не имели. Однако в качестве серьезного преступления, убийство детей не рассматривалось. По Приказу 1648 года за убийство детей отец мог всего лишь прибывать один год в тюремном заключении. В то же время за убийство родителей, детей убивали. С помощью наказаний отец принуждал к повиновению своих детей. Пожаловаться дети не могли. За это, Уложение 1648 года, предписывало «бить их кнутом нещадно» [12]. У русских, как и у всех других народов и племен, долгое время преобладала семья, которая объединяла родственников по прямым и боковым линиям. Довольно часто такие семьи объединяли дедов, сыновей, внуков и правнуков. Несколько же супружеских пар вместе владели имуществом и хозяйством. Руководил же этой семьей самый опытный, трудоспособный, зрелый мужчина, который имел власть над всеми другими членами семьи. У такого мужчины была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство. Остальные женщины были практически бесправны.
На рубеже XIX–XX вв. многими исследователями было зафиксировано наступление кризиса семьи, который сопровождался многими противоречиями. Авторитарная власть мужчины уже не была такой сильной. Семья утратила основные свои функции. Нормой стала модель нуклеарной семьи, состоящая из супругов и их детей.
Современная модель семьи достаточно вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся как в зарегистрированном или незарегистрированном браке; бездетных партнеров, также людей, не вступающих в брак и ведущих общее хозяйство; пару «мать и ребенок», полигамный союз, а также однополый фактический брак.
С одной стороны, во многом сохраняется традиционный (патриархальный) брак, при наличии всех его признаков. С другой стороны же, признается достаточно популярным вариант эгалитарной семьи (семья, в которой оба супруга занимают равноправное положение) [18,200], представляющий отход от традиционного начала в семье в сторону индивидуально-личностного.
С древних времен татарский народ строил свою семейную жизнь по законам Корана и Шариата. Религия, в большинстве случаев, стала основой татарской культуры, и татарским традициям. Для народа, вера является всем, И сегодня, именно вероисповедание дает возможность выделяться татарам, на фоне русского населения. Религия поддерживает традиции и нравственные ценности и защищает их от уничтожения в современном обществе.
Татары всегда очень высоко ценили свою семью, а заключение брака считается необходимостью. В древние времена семья была единственной возможной формой введения любого хозяйства, также гарантией хорошей старости. Для татар создание семьи считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком» [21,58]. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу» [21,59], а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». В Древние времена, у татарского народа, было лишь экономическое соображение по выбору супруги: семье была нужна невестка — хозяйственная, и которая могла рожать детей и их воспитывать. Брак по сватовству был основной формой создания семьи. До наших дней сохранились и основные требования к невестке. Девушка должна быть доброй, трудолюбивой, с почтением относиться к родителям мужа. К невесте присматривались долго, обязательно смотрели на ее трудовые навыки. Благодаря этому и судили о трудолюбии потенциальной невестки. Если свекровь, имея невестку, продолжала хлопотать по хозяйству, это унижало ее достоинство. Недопустимым также считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. В то время как свекровь занималась хозяйством, невестка не могла сидеть без дела. Основной заботой свекрови являлось соблюдение традиций и обычаев, а также присмотр за детьми.
Татарская молодежь не могла свободно общаться друг с другом, потому что это было стеснено нормами и правилами шариата. Но, несмотря на это, юноши всегда искали возможность встретиться с девушками, например во время сенокоса или сбора урожая. Парни, которые хотели жениться, обязательно ездили в соседние деревни и села, чтобы найти себе жену. Для этих поездок даже существовал особый термин — высмотреть девушку. В этот день устраивали «аулак» — молодежные игры, или посиделки. Такие мероприятия являлись порой единственной разрешенной формой встреч молодых. Нормы Шариата строго запрещали любые вольности между возлюбленными. Да и воспитание девушек не позволяло бойкого общения с юношами. Ведь многие могли, сочти это за легкомыслие. А об интимной близости и речи быть не могло, ведь даже улыбка могла повлечь за собой серьезные последствия.
Для татар важное значение имела национальная и социальная принадлежность молодых. При вступлении в брак особое внимание обращали на происхождение и родословную. На здоровье также обращали значение. Невеста должна была происходить из хорошей семьи, не быть незаконнорожденной, чтить традиции, исполнять обряды, быть девственницей. Все эти факторы способствовали стремлению сохранить и укрепить будущее поколение.
«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лет. Для юношей возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.
Для татарского народа очень важно соблюдать обычай, порядок старшинства при вступлении в брак среди сестер и братьев. Невеста должна была приходить в дом жениха. Если этого не происходило то позор жениху. В народе говорили так: «Йортка кергенче — утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом») [21, 74].
Для татар, традиционная семья моногамная, и основана на патриархальных принципах. Главной особенностью такой семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально — психологическим функциям. Такая семья рассматривается как завершающий акт в воспитании, который способствует укреплению всего рода в целом, а также семьи.
Также был еще один минус со стороны традиционного брака. Между приверженцами разной веры не мог быть заключен брак, пока один из них не примет веру другого.
Девушка, после вступления в брак полностью переходила на содержания мужа и была во власти его. Никто из родителей не вмешивался в отношения молодых. Женщине не позволялось покидать дом мужа, без его разрешения, и уходить к родителям или родственникам. Инициатором развода мог быть лишь муж. При разводах, мужчина должен обязательно вернуть часть калыма, а женщина могла забрать свои личные вещи. Если мужчина имел интимные отношения с женщиной, то по законам шариата он должен жениться на ней. Но это требование не создает хлопот для мужчин, так как разводы производятся достаточно легко. Однако, узнав об этом, многие девушки могут отказаться от вступления в брак с этим человеком.
У мусульманского общества брак, в котором рождаются дети, является религиозной обязанностью, а безбрачие — прискорбным состоянием. Коран допускает, чтобы верующий мужчина имел одновременно четырех жен. В суре Корана, которая называется «Женщины», сказано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной…» [21,80].
Татары всегда стремились иметь как можно больше детей, в особенности продолжателей рода — мальчиков, чтобы они помогали в хозяйстве и были надежной опорой в старости. В татарских семьях, как и во многих других, преобладала многодетность. Средняя численность многодетной семьи, составляла 8–10 человек. На сегодня, татарская семья также считает, что должны быть дети в семье, но, к сожалению не многие могут их иметь, тогда семья берет чужих из детских домов. Такие семьи были в уважении и почете общества.
Важнейшей функцией современной семьи остается воспитание детей. Недаром татары говорят: «Балалы ей — базар, баласыз ей — мазар» (дословно: «Дом с детьми — базар, дом без детей — кладбище») [21,85].
Ислам предписывает мужчинам заботиться и беречь своих матерей, сестер, дочерей и жен. У татар особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов (Хадис — высказывание пророка и сообщение его сподвижников о его учении и образе жизни) сказано, что «рай находится под ногами матери», а значит, отношение к матери определяет благополучие мужчины.
Семья, у чувашского народа была прочной. Супруги относились друг к другу с преданностью, верностью, уважением. В некоторых преданиях говориться о том, что распущенность женщин или мужчин была позором. Если мужчину обвиняли в распущенности, его привлекали к ответственности перед судом общины и выселяли из деревни. Если жена рекрута, служившего в армии 25 лет, родит сына без мужа, то такого сына не наделяли землей и по достижении двадцати лет отправляли в солдаты же. Родители своим примером, в труде воспитывали своих детей. Разводов почти не было.
Старших чуваши уважали и почитали. При нарушении этого община жестоко наказывала.
У чувашского народа была такая традиция, что после смерти старшего брата, младшему переходила его жена. Искать невесту в своей деревни строго запрещалось, ведь по приданию она могла быть родственницей жениху. Свадьбу играли по традиционным чувашским ритуалам. Допускалась кража невесты.
Стремление многих чувашей женить своих сыновей, в очень раннем возрасте, и выдавать дочерей замуж в годах в значительной мере было обусловлено необходимостью иметь рабочую силу в крестьянском хозяйстве. Предание, записанное в 1912 году, сообщает: «Старики говорят, что в старину женили очень молодых. Перед женитьбой испытывали мальчика таким образом: бросали в него большой шапкой, которая весила, пожалуй, больше десяти фунтов. Если от этого не падал, то его женили. Должно быть, жених был не старше 14–15 лет. Девиц выдавали очень поздно: до 30 и 35 лет жили они девицами [10,25].
В семьях чувашского народа всегда с большим уважением и любовью относились к своим родителям. Все это хорошо видно из народных песней, в которых пели не о любви между женщиной и мужчиной, а о любви к своей семье, родителям и Родине.
Древние чуваши верили, что самое страшное проклятье — это проклятие матери, которое обязательно сбудется. Поэтому чуваши очень чтили своих матерей, и была у них такая пословица: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». [10, 30]
В семьях чуваш было равноправие, и никогда не было обычаев унижающих женщину. Супруги уважали друг другу, и поэтому в чувашских семьях были редки разводы. Старики о муже и жене говорили так: «Женщина — божество в доме, мужчина — царь в доме «Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши. [10, 33]
Подводя итоги рассмотрения семейных отношений и опыта семей по воспитанию детей в различных национальностях, можно сделать следующие выводы:
— Семейные отношения в разных национальностях достаточно сильно отличны друг от друга, но просматриваются некоторые сходства, которые говорят о том, что люди одинаково трепетно подходят к созданию семьи.
— Отношения между супругами, у разных народов, достаточно теплые, уважительные. Это во многом показывает, что люди заключали брак по любви и согласию. Исключения составляли лишь браки по расчету.
— К вопросу воспитания люди подходили с большой ответственностью и пытались вырастить достойных парней и девушек, которые должны были продолжать род, воспитывать своих детей и не забывать о старых родителях.
В итоге учитель должен научить детей культуре создания семьи, на традициях своей национальности. Объяснить им значения и важность отношений и воспитания в современном обществе.
Литература:
1. Иванов В. П. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары,1993,С.310.
2. Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2006
3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
4. Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.- 255 с.
38. Национальные особенности семейных отношений.
В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.
В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Большое значение придавалось свадебной церемонии, чрезвычайно дорогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца был исключительным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества мужа.
На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. В дальнейшем закрепилась норма вступления в брак с согласия священника. Даже вдова не могла снова выйти замуж без его благословения.
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.
Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.
В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А.М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.
С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования–подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой как до брака, так и в браке, власть мужчин – мужа, отца – была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей
С возникновением христианской модели семьи (XII–XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца.
К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.
У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница – старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII–XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным – они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.
К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.
В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым – выкуп за невесту. Нередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, муж становился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная иерархия, порождающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену.
3. Особенности брачно-семейных отношений.
Семейные союзы образуются не для достижения какой-либо одной конкретной общей цели. Поэтому в отличие, например, от имущественных отношений (см.. договор личного найма (ст. 626 ГК), договор имущественного найма (ст. 604 ГК), договор товарищества (ст. 678 ГК) и другие), при которых не признаются длительные ограничения, семейные отношения, созданные по воле сторон, не допускают установления каких-либо сроков или условий. Прекращение таких семейных отношений возможно лишь по обоюдной воле сторон или при наличии законных оснований, но не в одностороннем порядке.
Помимо того, что цели семейного союза выходят за строго очерченные рамки, брачно-семейные отношения обладают объективным регулирующим действием, независимым от воли сторон. Понятно, что сам факт вступления в брак определяется сторонами, однако, став мужем и женой, супруги вступают в отношения, не зависящие от их воли. В этом смысле многие нормы семейного права носят характер обязательных предписаний.
Поскольку брачно-семейные отношения чрезвычайно разнообразны и конкретны, их выражение в абстрактной форме невозможно.
Брачно-семейные отношения представляют собой основу развития нации и источник движущей силы народа, поэтому государство не может оставаться безучастным и должно заботиться о правильном и здоровом развитии семьи. Государство заботится о том, чтобы в семейной жизни не проявлялось ненадлежащее господство над волей и личностью одного из членов семьи, чтобы член семьи не оказался лишенным помощи других ее членов. Вмешательство государства проявляется в необходимости получения разрешения семейного суда на усыновление несовершеннолетнего (ст. 798 ГК), оформления отказа от наследства в судебном порядке (ст. 938 ГК, см.: Наследственное право — 40), в выборе и назначении опекунов также посредством семейного суда (ст. 841, 845 ГК).
Кроме того, современное государство не должно допускать социального или экономического неблагополучия даже одного из своих граждан. Этой цели служит система социального обеспечения, которая применительно к брачно-семейным отношениям представлена Законом о благосостоянии детей (1950 г.), Законом об охране жизни (1950 г.) и другими актами.
Семейные права означают те полномочия, которыми наделен каждый из членов семейного союза соответственно своему положению в нем. Например, родительские права охватывают весь комплекс прав и обязанностей родителей в отношении детей (см. ст. 820 ГК). Осуществление данных прав возможно только самим правомочным лицом; представительство, равно как добровольная передача данных прав другому лицу или иное распоряжение ими, в данном случае не допускается. За этими правами признается качество исключительности, и при их нарушении возникает право требования устранения препятствия, а также право требования возмещения ущерба.
Особенности брачно-семейных сделок. Как отмечалось ранее, брачно-семейные отношения регулируются объективными нормами, однако несомненно и то, что формирование, изменение и прекращение данных отношений определяется также и волей заинтересованных лиц. Действия по изменению брачно-семейных отношений, основывающиеся на воле лиц, называются брачно-семейными сделками. Примерами сделок такого рода являются заключение брака (ст. 731 и след. ГК), усыновление (ст. 792 и след. ГК), признание внебрачного ребенка (ст. 779 и след. ГК), изменение фамилии ребенка (ст. 791 ГК) и многие другие действия.
Применительно к брачно-семейным сделкам также существуют проблемы дееспособности, представительства, пороков воли, обмана, принуждения и т. п. Следует учитывать, что аналогичные положения «Общей части» ГК, регулирующие сделки имущественного характера, неприменимы к брачно-семейным сделкам.
1) Дееспособность. «Признанные недееспособными» и «ограниченно дееспособные» — термины, связанные с имущественной дееспособностью. Дееспособность в имущественных сделках наступает по достижении лицом 20-летнего возраста. Если же лицо не обладает достаточной дееспособностью, оно может действовать через представителя. В сфере брачно-семейных сделок положение в значительной мере иное. Так, здесь часто не допускается действие через представителя, что в то же время не препятствует признанию дееспособности в брачно-семейных сделках при отсутствии дееспособности в сделках имущественных. Здесь дееспособность должна устанавливаться не на основании применения соответствующих положений «Общей части» ГК, а исходя из характера юридического действия и конкретной ситуации.
а) Дееспособность для заключения брака наступает для мужчин по достижении ими 18-летнего возраста, женщин — 16-летнего возраста (ст. 731 ГК), для усыновления — по достижении усыновителем 20-летнего возраста (ст. 792 ГК). Применительно к усыновлению и изменению фамилии ребенка в порядке толкования считается, что дееспособность наступает по достижении им 15-летнего возраста, поскольку в данных случаях признается осуществление юридических действий через представителя, если ребенок к моменту совершения данного действия не достиг 15-летнего возраста (ст. 797, 791 ГК). Кроме того,, для вступления в брак и усыновления не требуется согласия опекунов лиц, признанных недееспособными, а применительно к ограниченно дееспособным не требуется согласия попечителя (см. ст. 738, 799 ГК). Для признания отцовства не требуется согласия законных представителей недееспособного (ст. 780 ГК). Таким образом, во всех указанных случаях признается дееспособность по совершению брачно-семейных сделок.
Рассматривая данную проблему под иным углом зрения, отметим, что при совершении брачно-семейных сделок в чистом виде представительство невозможно. Оно признается лишь как исключение применительно к усыновлению лиц, не достигших 15-летнето возраста, и расторжению усыновления детей, также не достигших указанного возраста (ст. 797, 811, 815 ГК). Помимо этого, представительство возможно лишь в случаях, особо оговоренных в ГК (см. ст. 791, 775, 787, 804 ГК).
Другим принципом является отсутствие необходимости получения согласия третьих лиц на совершение брачно-се-мейной сделки. Это относится к признанию отцовства, а также к заключению брака и усыновлению со стороны лиц, признанных недееспособными. Вместе с тем следует учитывать, что в ряде случаев при заключении брака несовершеннолетними требуется согласие их родителей (ст. 737 ГК), а при усыновлении несовершеннолетнего необходимо решение семейного суда (ст. 798 ГК).
б) В отличие от рассмотренных ситуаций для приобретения статуса лица, обладающего родительскими правами, или опекуна необходимо соответствие требованиям «Общей части» ГК относительно дееспособности (см. ст. 833, 818, 846 ГК).
в) Другие юридические действия брачно-семейного характера — брачный договор (ст. 755 и след. ГК), определение лица, осуществляющего дисциплинарную власть над ребенком после развода (ст. 766, 771, 788 ГК), признание и отказ от наследства (ст. 919 ГК), отказ от законной доли наследства (ст. 1043 ГК) и иные — связаны с определенным статусом в брачно-семейных отношениях, поэтому определение дееспособности в каждом из указанных случаев зависит от статуса лица. Так, при принятии или отказе от наследства дееспособность определяется на основании п. 2 ст. 91 ГК, поскольку положение лица, наследующего имущество, связано с имущественными интересами других лиц.
2) Пороки воли, обман и принуждение.
а) Поскольку брачно-семейные сделки основаны на воле лица, отсутствие воли ведет к недействительности сделки. Соответствующие положения предусмотрены в отношении заключения брака и усыновления (пи. 1 ст. 742, пп. 1 ст. 802 ГК), однако это положение ь порядке толкования можно распространить и на другие сделки брачно-семейного характера. При этом нужно учитывать, что в отношении последствий не могут применяться нормы «Общей части» ГК (ст. 93—95 ГК), а вопрос должен решаться, исходя из особенностей брачно-семейных сделок. В противном случае признание в определенных ситуациях недействительности сделки приведет к нежелательным последствиям.
б) В отношении обмана и принуждения, связанных с заключением брака, разводом, усыновлением и его расторжением, имеются специальные положения (ст. 747, 764, 808, 812 ГК). В отношении аннулирования таких сделок ограничения, предусмотренные в п. 3 ст. 96 ГК, не применяются. В порядке толкования это положение распространяется и на другие виды брачно-семейных сделок.
Вполне понятно, что брачно-семейные сделки не должны противоречить публичному порядку и добрым нравам, а также обязательным предписаниям законодательства. В противном случае они признаются недействительными. Вместе с тем при решении конкретных проблем следует принимать во внимание и факторы социального и иного порядка. Так, второй брак при существовании первого недействителен, так как двоеженство противоречит публичному порядку и добрым нравам, однако в случае фактического возникновения двоеженства признание второго брака недействительным вызовет нежелательные последствия для ребенка, родившегося во втором браке, поэтому ГК предусматривает аннулирование второго брака, причем последствия такого аннулирования не обладают обратной силой (ст. 744, 748 ГК).
Юридические действия в сфере брачно-семейных отношений часто требуют их оформления в определенной: форме. Так, при заключении брака, разводе, усыновлении и его расторжении требуется соответствующее заявление, отвечающее положениям Закона о посемейной записи? (ст. 739, 764, 799, 812 ГК). Это связано с тем, что брачно-семейные отношения входят в сферу общественного порядка и оказывают влияние на третьих лиц.
6. Фамилия.
1) ГК устанавливает следующие положения в отношении фамилии.
а) Законнорожденный ребенок носит фамилию родителей. Ребенок, родившийся после развода, носит фамилию—родителей на момент развода. Внебрачный ребенок носит фамилию матери (ст. 790 ГК), хотя это не означает, что-при признании отцовства фамилия ребенка автоматически меняется на фамилию отца. Если ребенок носит иную, чем отец или мать, фамилию, он с разрешения семейного суда может поменять ее на фамилию отца или матери (ст. 791 ГК).
б) Супруги носят общую фамилию (ст. 750 ГК). При этом такой фамилией может быть только фамилия мужа или жены. Общая фамилия определяется по соглашению супругов. В случае развода фамилия супруга, измененная при заключении брака, меняется на добрачную (п. 1 ст. 767, ст. 771 ГК), однако следует иметь в виду и исключения, предусмотренные дополнением к ГК ог 1976 г. (см.: Семейное право — 30). Аннулирование брака приравнивается к разводу (ст. 749 ГК). Кроме того, в случае смерти супруга переживший супруг, изменивший свою фамилию при заключении брака, может принять добрач-ную фамилию (ст. 751 ГК).
в) Усыновленный ребенок носит фамилию усыновителей (ст. 810 ГК). При расторжении усыновления фамилия усыновленного изменяется на его фамилию до усыновления (ст. 816 ГК). Изменение фамилии усыновленного в подобной ситуации не влечет автоматически изменение фамилии его детей. Аннулирование усыновления приравнивается к его расторжению (п. 2 ст. 808 ГК).
2) В прежней редакции ГК изменение фамилии было непосредственно связано с изменением принадлежности к «семье» в ее довоенном понимании, что вызывало значительные последствия в сфере родственных отношений. ‘С пересмотром ГК фамилия стала означать лишь наименование определенной личности, и ее изменение не имеет никакой связи с правовыми последствиями в сфере родственных отношений. Так, изменение фамилии матери после развода или смерти супруга не оказывает влияния на «е статус как лица, обладающего родительскими правами в отношении ребенка. Равным образом это относится к отношениям пережившего супруга с родственниками покойного супруга.
Из указанного положения ГК предусматривает одно исключение, а именно, если лицо, изменившее ранее фамилию в результате заключения брака или усыновления, затем принимает прежнюю, вопросы наследования им предметов, связанных с отправлением культа предков, решаются по соглашению заинтересованных лиц (см. ст. 769, 771, 817, п. 2 ст. 751 ГК). Это связано с мнением, что от-«равление культа предков должно осуществляться лицами, носящими одну фамилию с поминаемыми предками, хотя подобная точка зрения и вызывает значительную критику (см.: Семейное право — 30).
7. Посемейная запись как средство гласности родственных связей.
1) Значение посемейной записи и история развития данного института.
а) Наличие родственных связей между определенными лицами имеет важное значение не только для них, но и для третьих лиц. Институт регистрации родственных связей в той или иной форме давно установился во всех странах, в Японии же этот институт сформировался в виде посемейной записи.
б) Ранее институт посемейной записи в Японии служил главным образом административным целям, а именно целям регулирования налогообложения, призыва на военную службу, поддержания общественной безопасности и т. п. Однако с выделением налоговой системы и органов поддержания общественной безопасности в самостоятельные институты посемейная запись стала выступать в чистом виде как институт нотариального удостоверения семейных и родственных отношений.
Закон о посемейной записи в Японии вступил в силу одновременно с ГК 16 июля 1898 г., а в 1914 г. был пересмотрен. В то время этот институт строился на принципах старой семейной системы и место посемейной записи «семьи» и ее членов часто имело мало общего с реальным местом жительства и фактическим составом семьи. С послевоенным пересмотром ГК старая семейная система была упразднена, институт посемейной записи перестал связываться с «семьей» в старом ее понимании и превратился в средство нотариального удостоверения рождепия и родственных связей. В современном виде этот институт строится на принципе регистрации в одном месте супругов и их холостых детей, носящих одну с ними фамилию (ст. 6, 16 Закона о посемейной записи).
2) Составление и содержание посемейной записи.
а) Согласно новой системе посемейной записи регистрации подлежат только родители и их дети, иными словами, одна посемейная запись не может включать одновременно три поколения. Первым в посемейную запись вносится супруг, не изменивший свою фамилию при заключении брака, затем идет его супруг и далее дети в соответствии со временем рождения (ст. 14 Закона о посемейной записи). В случае вступления детей в брак, а также появления у них внебрачных или усыновленных детей на образовавшуюся семью или родителя и ребенка заводится новая посемейная запись (см. ст. 16 и 17 указанного закона) и эти лица исключаются из посемейной записи своих родителей. Посемейная запись закрывается со смертью родителей после исключения из нее детей. Усыновленный, не имеющий супруга, вписывается в посемейную запись усыновителей. При изменении фамилии ребенка на фамилию матери или отца в случаях, когда его фамилия отличалась от фамилии матери или отца, этот ребенок вписывается в посемейную запись матери или отца при условии, если он не имеет супруга (ст. 18 указанного закона). Кроме того, при возвращении к прежней фамилии после развода или расторжения усыновления лицо, оказавшееся в такой ситуации, в принципе подлежит занесению в добрачную посемейную запись или посемейную запись до усыновления, однако по требованию этого лица на него может быть заведена новая посемейная запись (ст. 19 и 20 ГК).
б») Посемейная запись содержит также подробные сведения о каждом из занесенных в нее лиц, а именно фамилию и имя, дату рождения, основание и дату внесения в данную посемейную запись, фамилии и имена родных отца и матери и др. (ст. 13 указанного закона).
3) Внесение сведений в посемейную запись.
а) Внесение сведений в посемейную запись осуществляется по заявлению лиц, включенных в данную запись (ст. 15 указанного закона). Заявление может быть извещающим и устанавливающим. К первому виду относятся заявления, сообщающие о фактах, уже вызвавших правовые последствия, например рождении, смерти, разводе и расторжении усыновления в судебном порядке. Сюда же относится и признание отцовства по завещанию (п. 2 ст. 781 ГК, см.: Семейное право — 42). Несообщение указанных сведений влечет наложение штрафа на обязанное лицо (ст. 120 указанного закона). К устанавливающпм заявлениям относятся те, которые порождают правовые последствия на основании самого факта заявления. К этому виду заявлений относятся заявления о заключении брака, усыновлении, разводе и расторжении усыновления по соглашению, а также о прижизненном признании отцовства, прекращении отношений свойства и ином.
б) Неверные сведения, внесенные в посемейную запись, не вызывают правовых последствий. В данном случае заинтересованные лица могут обратиться к процедуре изменения неверных сведений, а при возникновении сомнений обязаны предоставить соответствующие доказательства.
8. Брачно-семейные споры и их разрешение. Часто при возникновении споров между супругами, родителями и детьми, а также между детьми рассмотрение этих споров в открытом судебном процессе нежелательно для заинтересованных лиц. В связи с этим предусмотрено рассмотрение данного рода дел специальными семейными судами в порядке закрытой судебной процедуры. При этом следует иметь в виду, что не все брачно-семейные споры относятся к юрисдикции семейного суда. Исходя из характера спора, ряд брачно-семейных споров рассматривается обычными судами.
К юрисдикции обычных судов относятся следующие споры: иски о признании недействительности или аннулировании брака (ст. 744, 747 ГК, ст. 1 Закона о процессуальной процедуре рассмотрения личных дел), о разводе (ст. 770 ГК), об аннулировании развода (ст. 764 ГК), иски, связанные с усыновленными и усыновлением (ст. 804—808 ГК), о непризнании отцовства (ст. 775 ГК), о признании отцовства (ст. 787 ГК), о недействительности или аннулировании признания отцовства (ст. 786 ГК, ст. 29 Закона о процессуальной процедуре рассмотрения личных дел), об установлении отцовства (ст. 773 ГК) и др. Следует учитывать, что перед предъявлением иска в обычный суд истец обязан прежде обратиться с заявлением в семейный суд о рассмотрении иска в порядке примирительной процедуры. При отсутствии этого обычный суд может направить дело в семейный суд для его рассмотрения в таком порядке (ст. 18 Закона о судебном рассмотрении семейных дел).
К юрисдикции семейного суда относятся иски, указанные в ст. 9 Закона о судебном рассмотрении семейных дел, а также предусмотренные другими актами законодательства (например, ст. 28 Закона о благосостоянии детей, ст. 345 Закона о банкротстве). Данного рода иски подразделяются на две группы. К первой группе относятся те, по которым не допускается примирительная процедура, например признание недееспособным или назначение опекунов. Ко второй группе относятся иски, допускающие соглашение сторон, а следовательно, и примирительную процедуру, например раздел имущества при разводе, а также иски, связанные с содержанием иждивенца.
Рассмотрение дел в семейном суде осуществляется судьей в присутствии специальных советников, избираемых из рядовых граждан и сообщающих свое мнение судье (ст. 3 Закона о судебном рассмотрении семейных дел). В отличие от обычной процедуры рассмотрение дел в семейном суде ведется в закрытом порядке, без устного состязания, а также на основе сравнительно широкого права усмотрения судьи. Стороны могут оспорить решение семейного суда в течение двух недель после вынесения решения (ст. 14 указанного закона). Вместе с тем решение суда, обязывающее ответчика уплатить денежную сумму или передать вещь, может быть исполнено немедленно (ст. 15 указанного закона).
3) Примирительная процедура. По многим искам брач-но-семейного характера установлен принцип предварительного обращения к примирительной процедуре. Примирительная комиссия состоит из судьи семейного суда и не менее двух членов, назначенных семейным судом (п. 2 и 3 ст. 3, ст. 22 Закона о судебном рассмотрении семейных дел).
При несогласии сторон с решением примирительной комиссии иск в зависимости от его характера передается либо в семейный, либо в обычный суд.
(…)
Особенности современных семейных отношений 🚩 Особенности современной семьи, ее 🚩 Семейная жизнь
Еще каких то сто лет назад казалось просто удивительным, что женщины станут наравне с мужчинами получать образование, служить в армии, занимать ведущие руководящие должности. А как же семья и ее уклад в таком случае? В быту на помощь пришла современная техника, бытовые вопросы теперь решаются путем нажатия нужных кнопок. Молодые мамы больше не стремятся сидеть дома с ребенком и заниматься его развитием, отказ от своей карьеры воспринимается как клинический идиотизм и широко осуждается.
Выходит, и психологии семейных отношений больше не существует? Осталась базовая физиология и банальное удобство жить «одним котлом»? На самом деле семейные отношения сейчас переживают революцию. Больше никого не ужасают папы, сидящие дома с ребенком, все чаще офисные мамы приглашают на помощь няню (и теперь этот домашний персонал прочно вошел в обиход очень многих семей). Ну а отношения? Ведь на свое место не наймешь «жену на час», а брак это пространство, где надо постоянно трудиться, оно не терпит пустоты. И вот здесь прячутся «подводные камни».
Сначала поговорим о семейных отношениях между супругами. Самый неудачный вариант здесь — значительный перевес в вопросах дохода супруги. К сожалению, как бы не хорохорился мужчина – но в данном варианте он почти всегда чувствует себя неудачником. Быть альфонсом удается немногим, для большинства мужчин это больной удар по самолюбию. Кто то ищет себя в хобби ( и иногда это выход -походы, рыбалка), кто то реализуется путем вложения своих амбиций в детей ( если получается вырастить спортсмена, музыканта, мужчина автоматически из бездельника превращается в тренера). Но, к огромному сожалению, зачастую мужчина ищет себя в компании алкоголиков, игроманов и тенденция к разрушению набирает обороты. Если в семье не находятся компромиссы – к сожалению семья распадается.
Следующий вариант — оба супруга трудоголики и все опции по воспитанию потомства переданы няне (в более легком варианте бабушке). Тут, в какой-то момент, обнаруживается, что вся привязанность досталась третьему лицу. Поэтому, очень часто родители обнаруживают в своей квартире совершенно постороннего им подростка (пубертат и сложности с ним связанные присутствовали и раньше, но не было такой попасти между поколениями). Иногда пара заводит «нового» ребенка и, сделав « работу над ошибками», уходит от проблемы нереализованных родительских чувств. Только вот ребенок, кому не повезло стать опытным образцом, зачастую кидается в крайности – ищет сомнительные удовольствия, проявляет агрессию, уходит из дома. Это все результат неграмотно выстроенных семейных отношений.
Идеальный вариант семейных отношений — это найденный баланс, между соотношением приносимых доходов и душевных вложений. Семья и отношения в ней – это труд. И самое главное, что трудиться здесь надо всем участникам отношений, не взваливая на одного партнера все проблемы и тяготы, искать компромиссы для реализации всех участников процесса. При грамотном распределении сил семейные отношения – это настоящее счастье и путь к успеху всей семьи.