Типология семьи, формы брачных отношений
Семья представляет собой основанную на совместной деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей. Так же семья определяется как малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство, имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.
Нуклеарная и расширенная семья
На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.
Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание
Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.
Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.
Формы брака
Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.
Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.
С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.
Выделяют следующие формы брака:
- моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» –
16. Основные формы семейно-брачных отношений.
усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;
усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками — статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;
развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;
утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;
включение женщин в систему общественного производства, как следствие — изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;
развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.
Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип —
нуклеарная малодетная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей;
нуклеарная многодетная семья
, состоящая из родителей и 3 и более детей;бездетная семья, состоящая из мужа и жены;
многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды — дети -внуки) семья.
В западных странах и в России в последние десятилетия преобладает нуклеарная малодетная семья, что связано с тенденцией снижения рождаемости. Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы
Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.
Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.
Подсистема «родители — дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.
Подсистема «братья — сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.
Разумеется, в зависимости от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды — внуки»). Семья — это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи — это процесс, проходящий определенные этапы. Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.
Интимность — этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.
Пополнение — время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители — дети».
Индивидуализация, обособление — период, когда в семье есть взрослеющие дети школьного возраста, у которых появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа — отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.
Товарищеские отношения — этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ» в семье, легитимация независимости детей и выстраивание партнерских отношений с ними.
Перегруппировка — время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые — дети» в модель «взрослые — взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.
Второй круг проблем связан с отношениями между супругами. Зачастую дети являются своеобразным «медиатором», главным связующим звеном в отношениях между мужем и женой. Их уход из семьи может породить своеобразный «коммуникативный вакуум», исчезновение общего ценностного пространства, что порождает взаимное отчуждение и угрозу разрыва супружеских отношений. 6) Восстановление. Уход детей освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальныесемьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.
79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
Социологи выделяют различные типы и формы семейных отношений. Л. Морган и Ф. Энгельс, изучая исторические формы семьи, выделяли (исходя из уровня распространения половых связей):
1. Кровнородственная семья – семья, где мужьями и женами считались все родственники данного поколения
2. Групповая (пуналуальная) семью – семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, братьями и сестрами
3. Парная семья (эндо-, экзогамная, дислокальная) – наличие неустойчивых брачных отношений между одной женщиной и одним мужчиной.
Эндогамная парная семья строилась на разрешении заключения браков внутри определенной социальной группы (древнеегипетские фараоны). Экзогамная – на их запрещении. Дислокальная – супруги живут каждый в своем племени, общине, жилье (африканские племена).
4. Моногамная семья – основана на единобрачии.
На основании данных типов Л. Морган и Ф. Энгельс выделяли и формы брака:
1) групповой – ему соответствует кровнородственная семья. Каждый мужчина принадлежал каждой женщине и каждая женщина – каждому мужчине.
2) парный – связан с относительной свободой супругов (не давал мужчине полной уверенности в отцовстве)
3) моногамный – создавался на обоюдном согласии мужчины и женщины (для продолжения рода и воспитания детей). В настоящее время строится на биархате равенстве супругов.
В наши дни под воздействием многочисленных социальных процессов имеются семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные (гражданские браки). Количество таких браков растет, особенно в развитых странах. Увеличивается и численность неполных семей, в которых отсутствует один из родителей или оба родителя (в РБ – каждая третья семья).
80. Классификация типов семьи, их характеристика.
1. В зависимости от представленности в семье различных поколений: а) нуклеарные (только из родителей и детей) — преобладают
б) расширенные (состоящие из супругов, детей и родителей кого-либо из супругов)
2. В зависимости от характера распределения семейных обязанностей:
а) традиционная (патриархальная) семья – под одной крышей проживают минимум три поколения, лидер – старший мужчина, характерно: экономическая зависимость женщины от мужчины, функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка), признание безупречного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства.
б) нетрадиционная семья (эксплуататорский тип) – сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но без достаточных на то объективных оснований. Женщина получает исключительное право на домашний труд.
в) эгалитарная семья (семья равных) – характерно: справедливое пропорциональное распределение домашних обязанностей между супругами, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем, совместное обсуждение проблем и совместное принятие решений, эмоциональная насыщенность отношений.
3. В зависимости от распространения в семье демократических традиций:
а) авторитарная семья – основана на жестком подчинении одного супруга другому.
б) демократическая семья – роли распределены по взаимному согласованию, с учетом личности и способности члена семьи.
4. По характеру распределения домашних обязанностей: а) традиционные
б) коллективистские
в) индивидуалистические
5. По числу детей: многодетные (>3 детей), однодетные, бездетные.
6. По социально ориентации семьи:
а) ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, на совместное проведение досуга.
б) ориентированные на развлечения, на потребление.
в) ориентированные на профессиональные интересы, карьеру, успех в работе.
В целом происходит изменение традиционных форм семьи, трансформация отношений, что, однако, не говорит об ослаблении семейных уз или кризисе семьи. Семья как социальный институт и группа будет сохраняться.
Шнейдер Л.Б. — Семейная психология
вании этого и подобных фактов пришли к тому заклю чению, что сначала существовал так называемый мат риархат, который проявлялся, по существу, в много функциональности женщины, а не в ее главенстве.
Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя со вместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господ ствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, при надлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы. Такие половые отноше ния у первобытных народов называют гетеризмом.
В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:
1.Неделимая семья, состоящая из группы родствен ников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы.
2.Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры име ют несколько общих мужей.
3.Индивидуальная семья: общность жен уничтоже на, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).
Наличие полигамии у примитивных народов свя зывают с двумя причинами:
1. У них нет «единобожия», — существует пантеон богов: старший и подчиненные;
2.Отсутствие аскезы.
Полигамия закрепилась в тех странах, где гос
подствующей религией является ислам, девочек там рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос становился еще рез че. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в моногамных браках.
Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пе режитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у неко торых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям нескольких бра-