Формы семейных отношений – Глава I психология семейных отношений как раздел психологии развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака

Типология семьи, формы брачных отношений

Семья представляет собой основанную на  совместной  деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей.  Так же семья определяется как  малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство,  имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют  нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание

, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание  широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом  нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Формы брака 

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям. 

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались  о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же  используется термин «серийная моногамия»

16. Основные формы семейно-брачных отношений.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма бракапри которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Такой брак и сейчас встречается у некоторых архаических племен, например, на Маркизских островах. Достаточно широко до сих пор распространен 
полигамный брак
при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигинияили многоженство, распространенное в некоторых странах исламской культуры. Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен. Значительно реже встречается полиандрия — многомужество. Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.  Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является 
моногамный брак
 — союз одного мужчины с одной женщиной.Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи. К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную)Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство. Патриархальная семья выступала и как самостоятельная экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятель­ность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье играет мужчина-глава рода. Очень сильно выражены отношения зависимости младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские и женские, возрастные и др.). В условиях традиционного общества патриархальная семья была необходимым и эффективно функционирующим социальным институтом. Она выступала своеобразным амортизатором между отдельным индивидом и обществом, защищая его права и интересы, выполняла функцию социальной поддержки слабых и неспособных самостоятельно обеспечить себя. В пространстве такой семьи человек чувствовал себя достаточно комфортно, стабильность жизни и его социальное благополучие были гарантированы. Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален. По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:

  • усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;

  • усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками — статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;

  • развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;

  • утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;

  • включение женщин в систему общественного производства, как следствие — изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;

  • развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.

Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип — 

нуклеарная семьяЭто семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам. Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:

  • нуклеарная малодетная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей;

  • нуклеарная многодетная семья

    , состоящая из родителей и 3 и бо­лее детей;

  • бездетная семья, состоящая из мужа и жены;

  • многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды — дети -внуки) семья.

В западных странах и в России в последние десятилетия преобладает нуклеарная малодетная семья, что связано с тенденцией снижения рождаемости. Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы

.

  1. Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.

  2. Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.

  3. Подсистема «родители — дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.

  4. Подсистема «братья — сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.

Разумеется, в зависимости от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды — внуки»). Семья — это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи — это процесс, проходящий определенные этапы. Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.

  1. Интимность — этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.

  2. Пополнение — время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители — дети».

  3. Индивидуализация, обособление — период, когда в семье есть взрослеющие дети школьного возраста, у которых появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа — отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.

  4. Товарищеские отношения — этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ» в семье, легитимация независимости детей и выстраивание партнерских отношений с ними.

  5. Перегруппировка — время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые — дети» в модель «взрослые — взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.

Второй круг проблем связан с отношениями между супругами. Зачастую дети являются своеобразным «медиатором», главным связующим звеном в отношениях между мужем и женой. Их уход из семьи может породить своеобразный «коммуникативный вакуум», исчезновение общего ценностного пространства, что порождает взаимное отчуждение и угрозу разрыва супружеских отношений. 6) Восстановление. Уход детей освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальныесемьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.

Социологи выделяют различные типы и формы семейных отношений. Л. Морган и Ф. Энгельс, изучая исторические формы семьи, выделяли (исходя из уровня распространения половых связей):

1. Кровнородственная семья – семья, где мужьями и женами считались все родственники данного поколения

2. Групповая (пуналуальная) семью – семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, братьями и сестрами

3. Парная семья (эндо-, экзогамная, дислокальная) – наличие неустойчивых брачных отношений между одной женщиной и одним мужчиной.

Эндогамная парная семья строилась на разрешении заключения браков внутри определенной социальной группы (древнеегипетские фараоны). Экзогамная – на их запрещении. Дислокальная – супруги живут каждый в своем племени, общине, жилье (африканские племена).

4. Моногамная семья – основана на единобрачии.

На основании данных типов Л. Морган и Ф. Энгельс выделяли и формы брака:

1) групповой – ему соответствует кровнородственная семья. Каждый мужчина принадлежал каждой женщине и каждая женщина – каждому мужчине.

2) парный – связан с относительной свободой супругов (не давал мужчине полной уверенности в отцовстве)

3) моногамный – создавался на обоюдном согласии мужчины и женщины (для продолжения рода и воспитания детей). В настоящее время строится на биархате равенстве супругов.

В наши дни под воздействием многочисленных социальных процессов имеются семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные (гражданские браки). Количество таких браков растет, особенно в развитых странах. Увеличивается и численность неполных семей, в которых отсутствует один из родителей или оба родителя (в РБ – каждая третья семья).

80. Классификация типов семьи, их характеристика.

1. В зависимости от представленности в семье различных поколений: а) нуклеарные (только из родителей и детей) — преобладают

б) расширенные (состоящие из супругов, детей и родителей кого-либо из супругов)

2. В зависимости от характера распределения семейных обязанностей:

а) традиционная (патриархальная) семья – под одной крышей проживают минимум три поколения, лидер – старший мужчина, характерно: экономическая зависимость женщины от мужчины, функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка), признание безупречного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства.

б) нетрадиционная семья (эксплуататорский тип) – сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но без достаточных на то объективных оснований. Женщина получает исключительное право на домашний труд.

в) эгалитарная семья (семья равных) – характерно: справедливое пропорциональное распределение домашних обязанностей между супругами, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем, совместное обсуждение проблем и совместное принятие решений, эмоциональная насыщенность отношений.

3. В зависимости от распространения в семье демократических традиций:

а) авторитарная семья – основана на жестком подчинении одного супруга другому.

б) демократическая семья – роли распределены по взаимному согласованию, с учетом личности и способности члена семьи.

4. По характеру распределения домашних обязанностей: а) традиционные

б) коллективистские

в) индивидуалистические

5. По числу детей: многодетные (>3 детей), однодетные, бездетные.

6. По социально ориентации семьи:

а) ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, на совместное проведение досуга.

б) ориентированные на развлечения, на потребление.

в) ориентированные на профессиональные интересы, карьеру, успех в работе.

В целом происходит изменение традиционных форм семьи, трансформация отношений, что, однако, не говорит об ослаблении семейных уз или кризисе семьи. Семья как социальный институт и группа будет сохраняться.

Шнейдер Л.Б. — Семейная психология

вании этого и подобных фактов пришли к тому заклю­ чению, что сначала существовал так называемый мат­ риархат, который проявлялся, по существу, в много­ функциональности женщины, а не в ее главенстве.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя со­ вместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господ­ ствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, при­ надлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы. Такие половые отноше­ ния у первобытных народов называют гетеризмом.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:

1.Неделимая семья, состоящая из группы родствен­ ников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы.

2.Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры име­ ют несколько общих мужей.

3.Индивидуальная семья: общность жен уничтоже­ на, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Наличие полигамии у примитивных народов свя­ зывают с двумя причинами:

1. У них нет «единобожия», — существует пантеон богов: старший и подчиненные;

2.Отсутствие аскезы.

Полигамия закрепилась в тех странах, где гос­

подствующей религией является ислам, девочек там рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос становился еще рез­ че. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в моногамных браках.

Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пе­ режитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у неко­ торых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям нескольких бра-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *