Когда начинается средний возраст? | Наука | ИноСМИ
Средний возраст — понятие, о котором много говорят, но определить наступление которого трудно. В соответствии с данными о средней продолжительности жизни финнов, середина жизни приходится примерно на 40 лет. Исходя из этого, средний возраст ассоциируется именно с этим периодом жизни.
Однако один только возраст не дает полной картины. Средний возраст можно рассматривать как понятие, связанное с жизненной ситуацией или периодом жизни, во время которого происходят физические изменения.
Нахожусь ли я в среднем возрасте, если внешний вид стал меня беспокоить, хотя мои дети пока еще ходят в детский сад? Как влияет на понятие среднего возраста то, что период молодости становится более продолжительным, и финны живут все дольше? Когда начинается средний возраст? Когда он заканчивается и переходит в старость?
Средний возраст — лучшее время человека
Почетный профессор психологии Университета Ювяскюля Леа Пулккинен (Lea Pulkkinen) отмечает, что определение возрастных границ среднего возраста не является принципиальным. Понятия, определяющие этапы жизни, имеют значение только тогда, когда они связаны с переходом от одного жизненного этапа к другому — например, от юности к зрелости. При этих переходах что-то теряется, но и что-то новое приходит на смену.
В психологии существует понятие задач развития в среднем возрасте, которые свидетельствуют о переходе на новый жизненный этап. Такими задачами является, например, забота о детях и их поддержка, гражданская ответственность, наличие работы и достижение благосостояния, налаживание человеческих отношений.
Нет причин бояться наступления среднего возраста. Наоборот, средний возраст во многих отношениях является лучшем временем жизни человека, так называемым «prime time». Это показывают международные исследования, доказательства представлены и в исследовании Пулккинен «От детства до зрелости», в ходе которого она вела наблюдение за группой 8-летних детей, родившихся в 1959 году вплоть до достижения ими возраста 50 лет.
«В среднем возрасте люди обычно довольны своей жизнью. В жизни людей, приближающихся к 50-летию, не наблюдается спадов. Наоборот, социальное благополучие и у женщин, и у мужчин только возрастает», — говорит Пулккинен.
Понятие кризиса среднего возраста истолковывают неверно
Пулккинен критикует широко используемый термин «кризис среднего возраста». В теории психоаналитика Эрика Эриксона (Erik Erikson) об этапах жизни человека понятие кризис используется для того, чтобы отразить размышления людей среднего возраста о развитии нового поколения.
«Кризис среднего возраста является противоречивым мифом в том виде, как о нем повсеместно говорят. Он имеет негативный оттенок, его легко отождествляют с вопросами климактерического возраста, и таким образом упрекают, в частности, женщин в том, что они больше не могут иметь детей. Это неправильно, потому что в этом возрасте женщины обычно расцветают и проявляют активность и свои таланты в разных сферах жизни», — делает вывод Пулккинен.
Пулккинен приводит в пример себя: в 77 лет она работает полный рабочий день и ощущает себя женщиной среднего возраста, а не старухой.
Возраст человека редко имеет существенное значение
Профессор геронтологии Марья Юлхя (Marja Jylhä) из Университета города Тампере говорит, что она, как никто другой, может точно определить, когда наступает средний возраст и когда он заканчивается.
«Эти возрастные этапы созданы самим обществом, они отражают привычный образ мысли. Они не определены никакими естественными науками и биологией или законами и постановлениями».
Юлхя говорит, что есть только один межевой столб, который четко связан с возрастом человека — это пенсионный возраст, который начинается в 65 лет. С этого возраста финны даже начинают говорить о старости.
«Но геронтологи считают, что в этом возрасте старость вовсе не начинается!» — настаивает Юлхя.
Юлхя считает, что в наше время 30-летнего вряд ли можно причислить к людям среднего возраста, но 40-летний начинает приближаться к этому периоду жизни.
«Но каким понятием можно охарактеризовать возраст 30-40 лет? Я предвижу, что, так же как и понятие подростков, которое появилось когда-то в 1950-е годы, у нас появится новое понятие, связанное с новой возрастной группой. Например, финны пенсионного возраста представлены людьми от 65 до 100 лет. Но это разные вещи — быть 65-летним и 95-летним», — размышляет Юлхя.
С другой стороны, исследователи, изучающие вопросы старения, вообще с сомнением относятся к классификации людей по возрастному принципу.
«Ситуации в обществе, когда возраст человека является действительно определяющим, очень редки», — напоминает Юлхя.
С точки зрения биологии, среднего возраста не существует
Все становится гораздо проще, если смотреть с позиции эволюционной биологии. Доцент эволюционной биологии Маркус Рантала (Markus Rantala) из Университета города Турку рассказывает, что с точки зрения биологии жизненные пути мужчины и женщины содержат разные этапы, поэтому идея среднего возраста здесь неуместна.
«С точки зрения биологии, у женщины вообще нет среднего возраста. Есть детство, юность, детородный возраст и возраст после наступления менопаузы. В этот последний период женщина переходит от способности к размножению к заботе о своих детях, чтобы обеспечить им возможность продолжать род».
Рантала говорит, что исследования показали, что помощь бабушек в воспитании внуков имеет большое значение для рождения потомства и его выживания. Однако нет доказательств того, что такое же значение имеет наличие дедушек.
Рантала считает, что с точки зрения эволюционной биологии средним возрастом мужчины можно считать примерно 30 лет, когда гормональный уровень, который находится на высоком уровне, начинает постепенно падать.
«Таким образом, можно сказать, что средний возраст мужчины начинается примерно с 30 лет и продолжается до тех пор, пока он сохраняет способность к продолжению рода. Затем наступает старость, поскольку он не может оказывать влияния «на рынок размножения».
Но у исследователя есть свой личный взгляд на то, что такое средний возраст.
«Когда мне было 25 лет, я думал, что средний возраст наступает с 30. Когда мне было 35, я думал, что он начинается с 40. Сейчас, когда мне исполнилось 40, я думаю, что он начинается в 45. Но область моих исследований по этому поводу ничего сказать не может. Поэтому средний возраст — скорее ощущение, чем биологический возраст», — усмехается Рантала.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Ответы Mail.ru: Средний возраст — когда? Какой период у мужчин и женщин принято считать «средним возрастом»?
Средний возраст — это основной и довольно длительный период жизни. Если в детстве, юности и молодости человек растет, развивается. обучается, готовится к взрослой жизи и начинает эту взрослую жизнь и многое при этом получает — от родителей, учителей и т. д. То в среднем возрасте человек уже масштабно отдает — профессионально работает, растит детей, строит дом, сажает деревья. Пока еще у многих нет серьезных проблем со здоровем. Примерно это от 30 до 50, но у всех по-разному. Кто-то и в 30 еще как в детстве. Кто-то не стареет и в 60 и дальше. После среднего начинается пожилой возраст, когда человек меняет свою жизнь, потому что уже не может так активно работать, меняются интересы, все больше проблем со здоровьем. Но до старости еще далеко. Продолжительность среднего возраста во многом зависит от самого человека — важны и позитивное мышление, и здоровый образ жизни, и творческое отношение ко всему, и разносторнние интересы, и освоение нового. Сохраняйте в себе, в своей душе все лучшее, не изменяйте себе, живите в постоянном развитии, воспринимая жизненные трудности, как новые возможнсти — и средний возраст будет длиться долго. И вообще — возраст будет не важен.)) ) .
Кисельность берегов влияет чай.. . ))
Это возраст глубокой переоценки ценностей . У каждого свой средний возраст .
женщин — 35 мужчин — 40-45
Средний возраст (middle age) — это… Что такое Средний возраст (middle age)?
Хотя некоторые специалисты, изучающие развитие чел., определяют средний возраст как отдельный период жизненного цикла, начинающийся примерно в конце третьего десятилетия жизни и заканчивающийся где-то в конце четвертого десятилетия, другие ученые относят к среднему возрасту период от 40 до 60 лет. Чтобы составить себе более или менее полное представление о чел. среднего возраста, лучше всего охарактеризовать этот период жизни в нескольких аспектах: возрастного развития, физиолог., интеллектуальном, сексуальном, социально-политическом и психол.
Средний возраст как стадия развития. Эрик Эриксон теоретически допускал, что С. в., как и др. периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в С. в. заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исслед. в Австрии, пришла в выводу, что в С. в. люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В С. в. они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.
Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что С. в. — это период, в к-ром повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди С. в. испытывают убывание физ. силы, физ. выносливости и физ. привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.
Интеллект. Хотя более поздние исслед. Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исслед. возрастных изменений умственной способности (mental ability), к-рый провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исслед. обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей (abilities) вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению (learning ability). Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше — в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность».
Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исслед. женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние (psyche) женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.
Социально-политическая характеристика. Несмотря на то что мы живем в об-ве, к-рое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у к-рых есть деньги, соц. положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физ. активы. С. в. — это период, когда женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практ. умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с мужчинами среднего возраста, с к-рыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исслед. старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены об-ва, вносящие важный вклад в качество жизни и в промышленных, и в аграрных культурах.
Психологическая характеристика. Так называемый кризис середины жизни, переживаемый некоторыми людьми среднего возраста, может быть следствием того, что они рассчитывали на дивиденды с долгой и преуспевающей жизни, имели благоприятные возможности реализовать мечты, а в итоге обнаруживали, что получили слишком мало. Конечность жизни начинает все более ясно осознаваться в С в., и сознание того, что уже поздно начинать все сначала, менять работу, семейную жизнь и свои привычки, причиняет многим страдания.
См. также Развитие взрослых, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни
Н. Р. Хаймовиц
.
Психология среднего возраста — Психологос
На протяжении десятилетий отечественная психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. Развитие личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы. В зарубежной психологии в основном представлены описания случаев из психотерапевтической практики (Холлис Дж., 2002; Шихи Г., 1999; Юнг К.Г., 1996; Ялом И., 2004 и др.). В отечественной психологии средний возраст (зрелость) в основном изучался с точки зрения профессионально-личностного развития в русле акмеологии (Бодалев А.А., 1999; Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2003 и др.). Однако наблюдается явный дефицит эмпирических исследований, посвященных изучению личностных характеристик проживания периода середины жизни (35-45 лет).
Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).
Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.
Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин. Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.
Эрик Эриксон теоретически допускал, что средний возраст, как и другие периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в среднем возрасте заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исследовний в Австрии, пришла в выводу, что в среднем возрасте люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В среднем возрасте они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.
Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния. Например, молодой человек после службы в армии чувствует себя намного взрослее сверстников, которые в армии не служили. Существуют и так называемые профессиональные границы у летчиков, операторов определенных производств и т.п. По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста. Поэтому очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить этапы максимального расцвета личности – акме. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже 80 лет. У некоторых людей таких «взрывов—подъемов» может быть даже несколько.
Для более глубокого понимания особенностей психологии лиц среднего возраста рассмотрим некоторые другие наиболее важные характеристики.
Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что средний возраст — это период, в котором повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди среднего возраста испытывают убывание физической силы, физической выносливости и физической привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.
Интеллект. Хотя исследования Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исследований возрастных изменений умственной способности, который провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исследования обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению. Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше — в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность».
Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исследованиях женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.
Что касается психологического развития, то исследования обнаруживают существенные позитивные изменения личности взрослых, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие которых доказали Б.Инельдер и Ж.Пиаже в «Развитии логического мышления», более высоким стадиям морального развития по Л.Колбергу, мотивационным побуждениям высшего порядка в том виде, как их описал К.Кулен, и, как предполагает Р.Вейлант, даже к иным видам защитных механизмов, используемых в трудных ситуациях. В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на текущие неизбежные конфликты. Для взрослого возраста характерно и социальное развитие.
Самоотношение и его место в структуре личности. Разработке данного вопроса посвятили свои работы В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс и др. В отечественной и зарубежной психологии самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я». Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.
Ценностно-смысловая сфера. Осмысленность жизни рассматривается как энергетическая характеристика смысловой сферы, мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Смысловая сфера личности характеризуется отношением человека к себе, окружающему миру, собственному прошлому и будущему, осмыслением жизни и смерти в целом; обеспечивает субъектную активность личности, развивается и усложняется при включении личности в различные сферы общественной деятельности. Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет ему преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни личности. Этот аспект жизни рассматривали в своих работах А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, А.Н.Леонтьев, В.Франкл и др.
Социально-политическая характеристика. Несмотря на то, что мы живем в обществе, которое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у которых есть деньги, социальное положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физические активы. Средний возраст — это период, когда зачастую женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практических умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с некоторыми мужчинами среднего возраста, с которыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исследования старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены общества, вносящие важный вклад в качество жизни.
Исследования психологических особенностей лиц среднего возраста в разных странах дают различные результаты. Наиболее известные работы в этой области представил Рональд Кесслер, социолог и стипендиат Исследовательского фонда Дж. Д. и К.Т. Мак-Артуров, занимающийся вопросами гармоничного развития человека в среднем возрасте (MIDMAC, Foundation Research Network on Successful Midlife Development), а также главный менеджер научных проектов Центра социальных исследований (Institute for Social Research) при Мичиганском университете. Р.Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны… Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» [32, 17].
Исследователи, которые разделяют точку зрения Р.Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания.
В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит К.Рифф, «чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными». Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая какие-то трудности, чаще сравнивает себя с людьми, находящимися в худшем положении.
Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем, это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако, это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Поэтому, вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.
Какой возраст считается пожилым у мужчин и женщин — Пенсионеры России
Престарелый возраст – финальная стадия жизненного цикла человека, для которой характерны изменения во внешности, ухудшение физического состояния, психического здоровья. Признаки старости отличаются у разных народностей. В настоящее время она приходит в более позднем возрасте, чем несколько столетий назад.
Особенности пожилой возрастной категории
Разные признаки свидетельствуют о переходе в категорию пожилых людей.
Это могут быть рождение внуков, ухудшение состояния здоровья, выход на пенсию, получение особых льгот.
Отношение к старости отличается у разных народов. Одни приписывают пожилым людям авторитет, относятся к ним с особым почтением. В этих странах меньше стесняются возраста. Другие народы считают стариков немощными, неспособными к труду и здравым суждениям. В этом случае пожилые люди стесняются себя, изменений во внешности.
Характеристики пожилых людей
Физические
Изменения здоровья:
- Кости становятся ломкими, особенно у женщин, изнашиваются суставы.
- Появляются хронические нарушения: гипертония, артрит, заболевания сердца и сосудов.
- Ухудшается зрение: возникают трудности с чтением, распознаванием объектов, катаракта.
- Слух снижается, возможна полная глухота.
- Нарушается или утрачивается способность передвигаться.
- Возникают постоянные хронические боли, например ревматоидные.
- Нарушаются регенеративные возможности клеток, что приводит к ухудшению работы различных органов.
- Появляется бессонница.
- Изменяется голос, связки ослабевают, появляется хрипота.
Перемены во внешности:
- Волосы истончаются, седеют, мужчины часто лысеют.
- Клетки утрачивают способность восстанавливаться, кожа теряет эластичность, становится сухой, морщинистой.
- Меняется походка, общая неуклюжесть повышает риск падений и травм.
- Возникают стоматологические проблемы – чаще развиваются инфекции, зубы разрушаются.
Преклонный возраст связан со снижением иммунитета, что ведет к частым респираторным инфекциям. Возможен постоянный мокрый кашель, недержание мочи. Зачастую нарушается пищеварение: пища хуже усваивается, возникают запоры, возможны кишечные кровотечения. Аппетит часто снижается, появляются трудности с глотанием. Легкие и сердце к концу жизни работают все хуже, поэтому клетки и ткани организма плохо снабжаются кислородом.
Психологические
- Возникают чувства бесполезности, утраты компетентности, одиночества.
- Повышается осторожность, антипатия к риску.
- Переоценка ценностей часто ведет к подавленности вплоть до депрессии.
- Если в молодости была склонность к самоубийствам, к старости она усиливается.
- Развивается панический страх перед несчастными случаями.
- Тревога по поводу потери здоровья.
- Происходят изменения в эмоциональной сфере. Нередки психические расстройства, физическая агрессия, психоз, повышенная возбудимость, ранимость.
- Снижаются умственные способности, ухудшается память.
Общественные
Современное общество живет в условиях, отличных от тех, в которых жили люди тысячу и даже сотню лет назад. Сегодня больше, чем когда-либо ценятся скорость реакции, эстетическая привлекательность, чистоплотность, активность, способность к риску, ценность личного опыта. Это сказывается на отношении к пожилым людям.
Молодежь по отношению к старикам проявляет:
- Брезгливость из-за неряшливой внешности, проявлений болезни.
- Сарказм по поводу необычного внешнего вида, чудачеств.
- Игнорирование – чужой опыт больше не считается авторитетным.
- Презрение, нежелание досматривать, проявлять заботу, обеспечивать финансово.
- Нетерпимость к медлительности, неспособности принимать решения.
Неприятие молодых расстраивает пенсионеров. Они стараются как можно дольше сохранить самодостаточность, продолжать работать, даже пренебрегая государственной помощью.
Все больше пожилых людей продлевают молодость средствами эстетической хирургии.
Официальный статус пожилого по ВОЗ
Пожилой и старческий возраст по ВОЗ начинается в 60 лет.
Классификация:
- 25-44 – молодость;
- 44-60 – средний возраст;
- 60-75 – пожилые;
- 75-90 – старость;
- после 90 – долгожители.
Согласно ВОЗ прожитые годы – не единственный критерий старости на сегодняшний день. Неспособность работать, приносить пользу, вносить активный вклад в сообщество – эти признаки гораздо больше влияют на признание человека молодым или немощным.
Есть ли точная классификация возрастных категорий
С точки зрения геронтологии (науки о старении) пожилой возраст делится на несколько этапов. Ранняя старость длится от 60 до 69 лет, поздняя – от 70 до 79. После 80 наступает преклонный возраст, а после 90 наступает долгожительство.
Другие исследователи распределили три основных этапа старения иначе: 65-74, 75-84 и от 85 лет. Геронтологи из Британии добавили еще четвертую отдельную подгруппу – период активного выхода на пенсию, что усиливает значение социального фактора.
Улучшение условий жизни, увеличение ее продолжительности привело к тому, что старшие люди все еще способны работать, приносить пользу обществу, дольше оставаться здоровыми.
Паспортный возраст все чаще не совпадает с биологическим. Это затрудняет деление людей на молодых и пожилых, заставляет пересматривать традиционные определения.
Советы 24