Трёхкомпонентная теория любви — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Трёхкомпонентная теория любви (англ. triangular theory of love)[прим 1] — теория любви, разработанная психологом Робертом Стернбергом. В контексте личных взаимоотношений, «тремя составляющими любви, согласно трёхкомпонентной теории, являются близость, страсть и обязательства»[1].
- Близость[en] — которая включает в себя чувства сопричастности, единства, связанности.
- Страсть — включающая в себя как романтическое влечение, так и сексуальную привлекательность.
- Обязательство[en] — которое подразумевает, в краткосрочной перспективе, решение оставаться с партнёром, и в долгосрочной перспективе, совместные достижения или планы на будущее.
«Сила любви, которую кто-либо испытывает, зависит от абсолютной силы этих трех компонентов, и тип отношений, испытываемых кем-либо, зависит от их силы относительно друг друга»[2]. Разные стадии и типы любви могут быть представлены как различные сочетания этих трёх элементов; например, относительный акцент каждого компонента изменяется со временем в процессе развития взрослых романтических отношений. Отношения, основанные на единственном элементе, имеют меньше шансов на выживание, чем те, что основаны на двух или трёх элементах.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Три компонента, наглядно подписанные в вершинах треугольника, взаимодействуют друг с другом и формируют таким образом семь различных типов любви (отсутствие любви не представлено). Размеры треугольника отображают «количество» любви — чем больше треугольник, тем больше любовь. Форма треугольника отражает «стиль» любви, который может меняться с течением отношений:
- Отсутствие любви представляет собой простое отсутствие всех трёх компонентов любви. Отсутствие любви характеризует подавляющее большинство наших личных отношений, повседневное взаимодействие
- Симпатия/Дружба — эти термины использованы здесь в нетривиальном смысле. Предпочтительнее относить их к набору чувств, испытываемых в отношениях, которые можно справедливо охарактеризовать как дружба. Человек чувствует близость, связанность и теплоту по отношению к другому, без чувства сильной страсти или долгосрочных обязательств[4].
- Влюблённость/увлечённость — влечение, которое появляется при пробуждении страсти в отсутствии близости и обязательств[5]. Романтические отношения часто начинаются как безрассудная любовь и превращаются в романтическую любовь с появлением близости со временем. Без появления близости или обязательств влюблённость может исчезнуть внезапно.
- Пустая любовь характеризуется обязательствами без близости или страсти. Более сильная любовь может вырождаться в пустую любовь. В культурах, в которых распространены устроенные браки, отношения супругов могут начинаться как пустая любовь и развиться в другую форму, демонстрируя, как пустая любовь не обязательно является конечной стадией длительных отношений… но скорее началом, чем концом[5].
- Романтическая любовь происходит из сочетания близости и страсти в любви… Романтические любовники не только обращены физически друг к другу, но и также связаны эмоционально[5] — однако не имеют поддерживающих обязательств.
- Дружеская любовь — это близкий, не страстный тип любви, сильнее, чем дружба, благодаря элементу долгосрочных обязательств. Этот тип любви наблюдается в долгих браках, где страсти больше нет[6], но где глубокая привязанность и обязательства остаются. Любовь, идеально распределённая между членами семьи, — это форма дружеской любви, как и любовь между близкими друзьями, которые имеют платоническую любовь, но крепкую дружбу.
- Роковая любовь может быть представлена головокружительным ухаживанием и браком: её глупость в том, что обязательства строятся на базе страсти без стабилизирующего влияния близости[5].
- Совершенная любовь — это полная форма любви, идеальные отношения, к которым люди стремятся. Из семи вариаций любви именно совершенная любовь в теории является любовью, ассоциируемой с понятием «идеальной пары». Согласно Стернбергу, эти пары продолжают иметь отличный секс спустя более пятнадцати лет отношений, они не могут представить себе более счастливые длительные отношения с кем-то ещё, они решают свои малочисленные затруднения с лёгкостью, и каждый наслаждается отношениями с партнёром
[7]. Тем не менее, Стернберг предупреждает, что поддержание совершенной любви может быть даже сложнее, чем её достижение. Он подчёркивает важность переноса компонентов любви. «Без выражения», — предупреждает он, — «даже величайшая любовь может умереть»
«Роковая» любовь[править | править код]
«Роковая» любовь — это разновидность борьбы или игры между представителями противоположного пола, в результате которой один человек становится «жертвой», а второй — «охотником», «Охотник» умеет «разбивать сердца» своих жертв. По-видимому, каждому человеку в молодости суждено хотя бы один раз переболеть этой болезнью и получить иммунитет. Карл Густав Юнг ввёл в психологию понятия «анима и анимус». «Анима» — это образ абсолютной женщины, «самки», который находится в подсознании любого мужчины. «Анима» — это образ таинственной, необычайно красивой, проницательной, сильной женщины, в которой присутствует две стороны — светлая и тёмная. С одной стороны, она является богиней, матерью и воплощением добра и чистоты, а с другой — колдуньей, ведьмой, совратительницей, повергающей душу во тьму. «Роковые» женщины способны интуитивно играть роль «Анимы». Этот образ обладает огромной притягательной, мистической силой. Молодой мужчина с первого взгляда узнаёт этот образ, который от рождения был у него в подсознании, и начинает испытывать любовь с первого взгляда. Он падает на колени и начинает тщетно молить о взаимности. «Роковая» женщина получает удовольствие от сознания абсолютной власти над мужчинами. Она имеет возможность их просто уничтожать — разбивать у них семью, ломать карьеру, толкать на преступление, доводить до самоубийства. Как сказала героиня французского фильма «Если бы Дон Жуан был в юбке», которую играет Брижит Бардо: «Соблазнить — это не трудно, покорить — это искусство. Покоряешь, чтобы уничтожить». Придя в себя, «жертва» вспоминает, что была как в бреду. Этот образ «Анима» одинаков для всех мужчин, поэтому «роковая» женщина оставляет на своём жизненном пути огромное количество «жертв», её имидж действует на мужчин безотказно. «Жертвы», если им удалось выжить, запоминают свою первую и неудачную любовь на всю оставшуюся жизнь, в дальнейшем они стараются подобных женщин обходить стороной или сами начинают играть роль «рокового» мужчины и мстить всем женщинам. Каждая женщина имеет в своём подсознании образ «Анимус», образ самца, что приводит к аналогичным последствиям.
Примеры «роковых» мужчин из художественной литературы — это Дон Жуан, Печорин, Джакомо Казанова, «Синяя борода». Прообразом «Синей бороды» послужил Жиль де Рэ, соратник Жанны Д’Арк, казнённый по приговору инквизиции в XV веке за то, что убивал то ли маленьких детей, то ли своих жён, занимаясь алхимией в союзе с дьяволом. Возможно, что это дело было сфабриковано инквизицией, а его признание было вырвано под пытками. Примеры «роковых» женщин из художественной литературы — это Миледи (Леди Винтер) из романа «Три мушкетёра», княгиня Вера Николаевна Шеина из повести «Гранатовый Браслет», Амалия Казимировна Бежецкая (Борушко Лариса Евгеньевна) из фильма «Азазель», Люба (Наталья Эдуардовна Андрейченко) из фильма «Военно-полевой роман»
- ↑ букв. треугольная или трёхсторонняя; встречаются также названия трёхфакторная или транслит. триангулярная
Источники:
- ↑ Robert J. Sternberg, «Triangulating Love», in T. J. Oord ed. The Altruism Reader (2007) p. 332
- ↑ Robert J. Sternberg, «A Triangular Theory of Love», in H. T. Reis/C. E. Rusbult eds.,
- ↑ Sternberg, in Close Relationships p. 266
- ↑ Sternberg, in Close Relationships p. 267
- ↑ 1 2 3 4 Sternberg, in Close Relationships p. 268
- ↑ J. B. Ashford et al, Human Behavior in the Social Environment (2009) p. 498
- ↑ «Cupid’s Arrow — the Course of Love through Time» by Robert Sternberg. Publisher: Cambridge University Press (1998) ISBN 0-521-47893-6
- ↑ Robert J. Sternberg, «Liking versus Loving» Psychological Bulletin (1987) p. 341
- ↑ Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск. 1990. Стр. 80—81
На русском:
На английском:
- Sternberg, Robert J. A triangular theory of love (англ.) // Psychological Review (англ.)русск. : journal. — 1986. — Vol. 93, no. 2. — P. 119—135. — DOI:10.1037/0033-295X.93.2.119. (недоступная ссылка)
- Sternberg, Robert J. Liking versus loving: A comparative evaluation of theories (англ.). — Psychological Bulletin, 1987. — P. 331—345.
- Sternberg, Robert J. The Triangle of Love: Intimacy, Passion, Commitment (англ.). — New York: Basic Books, 1988. — ISBN 0-465-08746-9.
- Brehm, Sharon S. Intimate Relationships (неопр.). — New York: McGraw-Hill Education, 2007. — ISBN 0-07-293801-3.
Какая разница влюбленность, любовь это или дружба
Дружба — это благословение иметь людей с которыми вы можете провести время. С людьми с которыми человек дружит сближают некоторые общие интересы и их общество всем приятно.
Друг это тот, ради которого вы можете поднять трубку телефона и позвонить, чтобы проверить как его дела. Сказать «Здравствуй друг» и позволить ему знать, что ты думаешь о многом. Это не должно быть ежедневной, еженедельной или даже ежемесячной связью. Тот который считается другом, всегда будет рад приветствовать Вас в своей жизни с распростёртыми объятиями.
Любовь — это дружба с бонусом. Это иметь на то специального друга, с которым вы хотите провести каждую минуту вашей жизни. Не будучи в состоянии представить свою жизнь без этого человека. Это признаки что ты нравишься. Он является самым лучшим вашим другом, вашим доверенным лицом, вашей второй половинкой.
Вот какая разница любовь это или дружба!
Любовь — это способность определить, что это один единственный человек, с которым вы хотели бы дожить до старости, чтобы провести остаток своей жизни только с ним.
Вы разделяете интересы и поддерживаете те, которые отличаются от ваших собственных. Вы просыпаетесь, думая об этом человеке и засыпаете мечтая о них.
Разница дружба и любовь: дружба может приходить и уходить, любовь — надолго.
Отношения — это просто дружба или любовь?
Вопрос заключается в том, как узнать, может отношения — это просто дружба или любовь?
То, что вам нужно
1. Определить разницу между простой дружбой и настоящей любовью. В первую очередь самой узнать причины влюбленности. Попробуйте сказать себе, это просто притяжение или вы действительно скучаете по нему/ней.
2. Следите за его/ее деятельностью, за жестами, чувствами, эмоциями. Посмотрите, как радуется он/она с вами. Наблюдайте, насколько сильно он/она хочет провести с Вами время?
3. Вы сами должны убедиться, что у вас любовь, поэтому просто спросить его/её, если он/она чувствует то же самое к вам?
4. Если вы действительно относитесь неравнодушно к кому-то и есть отрицательный ответ от этого человека, не сдавайся. Постарайся узнать причину, по которой вы получили отрицание.
Если он/она встречается с кем-то ещё? Если он/она хочет некоторое время, чтобы узнать вас получше, то подождите некоторое время. Но в обоих случаях не делайте ваше чувство исчезающим.
Пламя любви должно быть всегда и если пламя и чувства становятся выцветающими день за днем в течение периода ожидания, Вы не любите.
5. Скажите, насколько сильны чувства. Всегда старайтесь, чтобы дать ему/ей понять, как сильно вы не можете без его/её. Любовь должна быть истинной, а не для того, чтобы только сделать физическое расслабление.
Истинная любовь отличается от дружбы — это гораздо важнее, чем физическая связь.
Не делайте ложных обещаний, данных самому себе.
Если вы любите кого-то, чувства должны быть полными и всегда будьте верными ему/ей.
Предупреждение
Любовь — это очень сложное чувство. Не делайте поддельных обещаний, некоторые обещают одновременно многим партнерам. Не делайте этого. Никогда не играйте с чьими то эмоциями.
Почему любые отношения — это работа — Wonderzine
Долгие и прочные отношения, действительно, редко у кого ассоциируются с кропотливой работой — хотя, казалось бы, сама идея «долгого» и «устойчивого» по умолчанию подразумевает именно это. Любой побывавший в долгосрочных отношениях понимает, что эффект новизны со временем притупляется, а страсть уступает место более спокойным чувствам — и поддерживать их становится задачей партнёров. Чтобы понять, что для того, чтобы отношения «работали», начального энтузиазма мало, достаточно взглянуть на мировую статистику разводов. По данным 2011 года, в России один из самых высоких уровней ежегодных разводов — 4,8 на 1000 человек (хотя, конечно, стоит учитывать, что во многих странах с патриархальным укладом их меньше, потому что развод социально неприемлем). В Европе ситуация чуть лучше, но данные всё равно заставляют усомниться в «вечной любви» — например, в Великобритании брак длится в среднем двенадцать с небольшим лет.
Для развития отношений нужна большая работа — даже если мы не привыкли так её называть. Первый ресурс, о котором придётся задуматься, — это, конечно, время: самые сильные эмоции тоже нужно подпитывать встречами, разговорами и вниманием. Трудно представить себе отношения, которые будут развиваться сами по себе, без регулярного общения. Причём это справедливо не только для романтики: вспомните, как часто угасает с течением времени и с возрастом дружба — бывает, у друзей расходятся пути, или остаётся всё меньше общих тем для разговора, или всё труднее выкраивать время из-за работы, семьи и множества других причин. Конечно, нет ничего страшного в том, чтобы видеться раз в год и ощущать, что вы по-прежнему близки — единой «нормы» и формулы отношений нет, главное, чтобы формат общения устраивал всех. Но странно ожидать, что друзья будут в курсе того, как идут ваши дела, если вы за последний год ни разу с ними не говорили. То же самое и в отношениях с партнёрами: формат может быть любым, но вряд ли он сложится сам по себе, пока вы заняты другими делами.
Любовь и дружба — Википедия
«Любовь и дружба» — юношеский рассказ Джейн Остин, написанный в 1790 году. Джейн Остин писала свои рассказы в трех тетрадях. Тетради сохранились по сей день. Одной из них владеет Бодлианская библиотека, остальными двумя — Британский музей. Кроме «Любви и дружбы», написанного Джейн в четырнадцатилетнем возрасте, они также включают её работу История Англии (работа Джейн Остин), написанную писательницей, когда ей было пятнадцать. Одна из особенностей рассказа — эпистолярный стиль, в котором он написан.
Первое письмо[править | править код]
Лауре от Изабель
Первое письмо кратко повествует нам о жизни Лауры с точки зрения Изабель. Последняя просит Лауру рассказать о неудачах и приключениях своей жизни дочери Изабель — Марианне. Она утверждает, что с того времени, как Лаура стала пятидесятипятилетней, она может забыть об опасностях безответной любви и упрямого папеньки.
Второе письмо[править | править код]
Изабель от Лауры
Лаура в корне не согласна с утверждением Изабель по поводу её безопасности от неудач лишь из-за её преклонного возраста. Она соглашается написать Марианне и детально описать опыт своей жизни, тем самым удовлетворить любопытство Марианны и дать ей несколько полезных уроков.
Третье письмо[править | править код]
Марианне от Лауры
Рассказ Лауры начинается в третьем письме и имеет продолжение в двенадцати последующих (то есть, до самого конца рассказа). В тринадцатом она вкратце расскажет о своих родителях, дне рождения в Испании и о своем образовании в монастыре во Франции. В восемнадцать Лаура возвращается в дом своих родитлей в Уэльсе. Лаура приостанавливается, чтобы описать себя в этом возрасте, подчеркивая свои «достижения», как то, что делает женщину лучшей парой для будущего мужа. Она оканчивает своё письмо идеей, что её неудачи не производят меньше впечатления, чем когда-либо, достижения стали блёкнуть.
Четвёртое письмо[править | править код]
От Лауры к Марианне
В четвёртом письме Джейн Остин ракрывает своим читателям связь между Лаурой и Изабель. Лаура рассказывает Марианне, что Изабель была её соседкой в Уэльсе, и что проживала последняя там из-за бедности, в целях экономии. Лаура изображает Изабель менее образованной и красивой, чем она сама, но с более расширенным кругозором по причине частых путешествий. Изабель предупреждает Лауру о пресной суете и праздном расточительстве Лондона, Бата и Саутгемптона, в то же время вселяя в Лауру желание познать мир.
Пятое письмо[править | править код]
От Лауры к Марианне
В пятом письме Лаура вспоминает декабрьский вечер, когда незнакомец вместе со своим слугой остановился в её доме. Услышав стук в дверь, Лаура с семьей пытаются определить источник стука, сравнивая его со стуком молотка. Лаура изображает своё первоначальное восхищение молодым джентльменом, утверждая, что он самый обаятельный и привлекательный молодой человек, которого она когда-либо видела.
Шестое письмо[править | править код]
От Лауры к Марианне
Шестое письмо состоит из диалога, в котором странник по имени Линдсэй рассказывает Лауре и её семье о себе и о том, что произошло с ним до прибытия в их дом. Он происходит из аристократической семьи. Его часто называют Эдвардом. Его отец желал, чтобы он женился на леди Доротее, но он отказывается из нежелания угождать отцу. Эдвард отправился в путь в дом своей тётушки, но, заблудившись, попал в дом Лауры. Письмо оканчивается поспешной женитьбой Эдварда на Лауре.
Седьмое письмо[править | править код]
От Лауры к Марианне
В седьмом письме Лаура и Эдвард отправляются в дом его тетушки в Миддлсексе. Женитьба Эдварда на Лауре стала неожиданностью для его тёти и сестры Августы. Лаура заметила неприятный холод и отталкивающую скрытность, с которой Август встретила её. Она подслушала разговор Эдварда с Августой, в котором та выражает своё беспокойство по поводу его опрометчивого брака и следующей за ним реакцией их отца. Из написанного становится понятно, с каким трудом Эдвард с Августой этого добивались, противостоя его отцу. Диалог Эдварда и Августы Остин разбавила романтической сентиментальностью. Вскоре прибывает леди Доротея, которую Лаура обделяет теплым приемом.
Восьмое письмо[править | править код]
От Лауры к Марианне (продолжение)
После прибытия леди Доротеи неожиданно нанес свой визит сэр Эдвард.
- Deresiewicz, William. Jane Austen and the Romantic Poets. New York: Columbia University Press, 2004
- Austen, Jane. «Love and Freindship.» The Norton Anthology of English Literature. Ed. Lynch, Deidre Shauna, and Stillinger, Jack. New York: W.W.Norton & Company, 2006.