Изменяются ли функции семьи – Вариант 10. Часть 2.Задание 28. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Какие функции семьи изменились в обществе?

Глава 2. Исторические изменения в функциях семьи и их последствия

2.1 Исторические изменения в функциях семьи

Семья как социальный институт возникла с формированием общества.

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный

технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.

Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.

Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.

Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социологи отмечают следующую тенденцию развития отношений в семье: от «иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Они утверждают, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.

2.1 Последствия исторических изменений в функциях семьи

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.

И.Ф. Дементьева[4] говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности.

Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями.

Вывод: С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких. В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.

Заключение

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно — потребительская, воспитательная и восстановительная.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Список литературы

1. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии: Сб. — Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

2. Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — СПб: Азбука, 2009. — 256 с.

4. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Изд-тво: Академия, 2008 г.

5. Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188

[1] Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

[2] Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

[3] Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

[4] Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Изд-тво: Академия, 2008 г.

Основные социальные функции семьи:

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция — половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция — социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция — экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

2. Функции семьи в изменяющемся мире.

Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

В период социально-экономических преобразований в обществе -претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи — мужчина — был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась.

Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья — это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья — это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индистрализация и др. Возникают проблемы которых не было раньше.

Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных отношениях.

Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:

1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, что она распалась — она никогда не существовала, — незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отно­шению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.

2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супруга; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.

3. Семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.

4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.

5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная отсталость детей.

Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение — обязательным атрибутом ее существования.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища — места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

55. Основные функции семьи в изменяющемся мире.

Семья — это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Семья оказывает довольно заметное воздействие на общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. Функция семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

1. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.

2. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

3. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения.

4. Все большее значение социологи придают коммуникативной функции семьи-посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения.

5. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища — места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта.

6. Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

Изменения функций семьи в XX веке (стр. 1 из 2)

Министерство образования РФ

кафедра экономики и социологии труда

Реферат

Изменения функций семьи в XX веке.

Выполнила:

студентка факультета

естествознания IV курса

2/3 группы

Даркина М.Ю.

Проверила:

кандидат социологических наук

старший преподаватель

кафедры экономики

и социологии труда

Караваева В.А.

Кострома, 2002 г.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

Классическим примером простого социального института является институт семьи.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.

С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, уни­версальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспро­изводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств лич­ности. Но точно так же в семье осуществляются и определен­ные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, структура и форма исторически изменчивы; отчего и:

сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономи­ческую основу.

Как парциальная социальная группа семья осуществляет ряд функции, важнейшими из которых являются:

Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, на­пример, в период, когда семья отличалась примитивной орга­низацией, ее функции не обособлялись резко от обществен­ных, ибо слабо вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в це­лом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.

Социолог А.Г. Харчев считает ре­продуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, пси­хическое и интеллектуальное развитие ребенка, она высту­пает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в Рос­сии. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 — 9,0; в 1997 — 8 новорожденных.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убе­ждения, взгляды, мировоззрение-ребенка. Поэтому выде­ление воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональ­ную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло до­машнего очага, реализация потребности человека в дове­рительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопе­реживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жиз­ни. Сущность и содержание экономической функции со­стоит в ведении не только общего хозяйства, но и в эко­номической поддержке детей и других членов семьи в пе­риод их нетрудоспособности.

В период социально-экономических преобразований в обществе -претерпевают изменения и функции семьи. Ве­дущей историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи — мужчина — был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функ­ция всецело определяла воспитательную и репродуктив­ную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной семьи представлены фин­ским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды форми­рования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семей­ных отношений характерны определенные функции, что может быть представлено следующей таблицей.

0сновные периоды развития семьи и функции членов семьи

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в раз­личные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

Семья в современном обществе, ее основные функции, задачи

Семья в современном обществе, ее ценности и принципы отходят на второй план. Молодых людей более всего интересует зарабатывание денег, нежели создание ячейки общества. О существующих проблемах в семейных отношениях свидетельствует большое количество разводов. семья в современном обществеОднако, каждый человек рано или поздно приходит к осознанию того, что никакие материальные блага не в силах заменить родных людей.

Что понимается под термином семья в современном обществе

ячейка обществаСемьей называют малую группу людей, которая живет и развивается по своим собственным законам. Семья зависит от внешних факторов, таких как экономика, политика, религия, ситуация в обществе. При этом, семья – это довольно автономная и самостоятельная единица.

Какие семьи встречаются в современном обществе

три поколения одной семьиОснова семьи – это пара, скрепленная узами законного брака. Однако, есть и такие люди, которые проживают вместе и ведут общую деятельность, хотя их брак официально не зарегистрирован.

Современная психология допускает широкую классификацию семей. В основе каждой из классификаций лежит определенный критерий.

Критерии классификации семей:

  1. Наличие или отсутствие родственных связей. По данному критерию семейные психологи выделяют семьи нуклеарные и расширенные семьи. Семья нуклеарная представляет собой семейную пару, мужчину и женщину. В семье расширенного типа на одной территории с этой парой проживают родители кого-то из супругов, их бабушки или дедушки иди другие родственники.
  2. Наличие или отсутствие детей. В данном случае выделяются пары бездетные, малодетные (1 ребенок), среднедетные (2 ребенка) и многодетные (3 и более детей).
  3. Отдельное или совместное проживание. Выделяют семьи, которые проживают в доме родителей жены, остаются на постоянное место жительства у родителей мужа. А также те, кто переезжает в свое собственное жилье.
  4. Персона, которая является главой семьи. Данный критерий показывает, кто в семье отвечает за принятие важных решений.

Функции современной семьи

общественный институтСемья – это общественный институт, который поддерживает в обществе состояние стабильности.

Семья в современном обществе должна выполнять следующие функции:

  1. Репродуктивная. Направлена на продолжение рода и повышение уровня демографии в стране.
  2. Воспитательная. Семья – это первоисточник правил, нравственных идеалов и патернов поведения. Еще философы Древней Греции описывали семью как неотъемлемую часть успешного осуществления воспитательного процесса.
  3. Хозяйственно-экономическая. Сюда относится ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей и финансов, организация досуга, взаимопомощь.
  4. Восстановительная. Ученые утверждают, что гармоничные семейные отношения на половину обеспечивают успех в бизнесе, работе, учебе, творческой деятельности. То есть, для современного человека семья должна быть источником поддержки и вдохновения, придавать человеку уверенность в себе и дарить чувство эмоционального комфорта.
  5. Регулятивная. Современное общество поощряет верность своему партнеру, настоящие чувства и моногамию. То есть, институт семьи обеспечивает регуляцию физических инстинктов человека.
  6. Коммуникативная. Каждый человек нуждается в общении, поэтому члены семьи должны быть хорошими собеседниками друг для друга.
  7. Социальная. Семья и общество неразрывно связаны между собой, потому как именно в семье закладываются основы человеческой личности, происходит его знакомство и традициями народа, прививаются понятия о честности, справедливости, гражданском долге.

Проблемы современных семей

проблемы в семьеК сожалению, в реальной жизни все складывается далеко не так гладко, как этого хотелось бы.

Какие проблемы и трудности преследуют семью в современном обществе:

  1. ЗАГСы принимают множество заявлений, но статистика разводов с каждым годом только возрастает.
  2. Даже через несколько лет совместной и счастливой жизни пары принимают решение о разводе, мотивируя это множеством причин.
  3. Разведенные люди не стремятся вступать в новый брак, так как долгие годы не могут пережить боль и стресс от того, что рухнула их семья.
  4. Некоторые молодые люди принимают решение о вступлении в брак, как только им исполнилось 18 лет, но по факту они все еще являются иждивенцами. Раннее вступление в брак мешает им получить полноценное образование и построить карьеру. Кроме того, у таких браков велик процент распада.
  5. Каждый третий ребенок в России рождается в семье, не скрепленной узами брака. Когда речь заходит о молодых матерях, от 16 до 18 лет, то практически половина из них воспитывают ребенка в одиночестве.
  6. Дети, рожденные вне брака, часто сразу после роддома направляются в дома малютки, так как родители не готовы взять на себя ответственность за ребенка.
  7. По последним данным около 20% российских семейных пар вообще не хочет иметь детей. Особо такие тенденции распространены в среде интеллигенции.
  8. Многие семьи, особенно жители крупных городов, ограничиваются рождением только одного ребенка.семья в современном обществе

Гармонично построенные семейные отношения позволяют приумножать и сохранять идеалы доброты, справедливости, любви, верности и уважения.

В нашем мире мало чего-то по-настоящему светлого и радостного, поэтому институт семьи в современном обществе нуждается в поддержке и охране.

Кирилл Хломов о семье в современном обществе — видео

Читать книгу Семьеведение: учебное пособие Елены Игоревны Зритневой : онлайн чтение

3. Ценности современной семьи

С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров выделяют такие семьи:

1) в которых семейным ценностям (а не личным или общественным) отдается приоритет;

2) где личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с ценностями семьи;

3) имеющие различные ценностные ориентации, когда один из супругов отдает предпочтение личным, а другой – семейным ценностям;

4) семьи, в которых определенное время сохраняется паритет семейных и личных ценностей;

5) с «плавающими» ценностями – преобладание в одни периоды ценностей семьи, в другие – личных.

На протяжении длительного исторического периода, исчислявшегося тысячелетиями, семья изменялась, преображалась, трансформировалась под влиянием обстоятельств. На каждом историческом этапе обществу соответствовал свой тип семьи и семейных ценностей, и институт семьи реализовывал те ценности, ради которых семья существует. Это – так называемые родовые ценности семьи и брака.

Л. И. Савинов считает, что к родовым ценностям семьи относятся:

– сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которого является любовь;

– рождение детей – ценность, в ходе достижения которой проявляются не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные качества;

– различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т. д.

На наш взгляд, к родовым ценностям семьи стоит отнести и возможность чувствовать относительную стабильность и защищенность, которую дает семья своим членам (это особенно чувствовалось в прежние эпохи).

Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью семьи, мы предлагаем выделить следующие ценности современной семьи:

– связанные с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционность личности семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе;

– удовлетворяющие потребность в любви и признании: принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому иметь возможность проявлять свои чувства в отношении близких людей; сексуально-интимные отношения супругов;

– возможность чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство контроля, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка;

– дающие возможность удовлетворять прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т. д.

Качественный анализ семейных ценностей подчеркивает их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.).

Вопросы и задания

1. Ответьте на следующие вопросы:

Что представляют собой ценности семьи и брака?

Какое значение имеет изучение ценностей семьи для социолога, социального работника?

2. Назовите родовые ценности семьи.

3. Закончите следующие предложения:

Семья – древнейшее жизнеустройство на Земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение…

Ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на…

В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся…

Семейные ценности обусловлены…

4. В чем выражается гуманистическая сущность семейных ценностей?

5. Приведите примеры влияния определенных факторов на формирование ценностных ориентаций личности.

6. Могут ли семейные ценности повлиять на успешность или неуспешность жизненного пути человека?

7. Охарактеризуйте систему православных ценностей семьи и брака по плану:

1) происхождение и сущность брака;

2) альтернативы браку и семье;

3) допустимость до и внебрачных контактов;

4) вступление в брак;

5) распад семьи;

6) обязанности супругов;

7) воспитание детей в семье.

8. Расскажите о ценностях семьи и брака.

9. Какие выделяются семьи с точки зрения ценностей и ценностных ориентиров?

10. Выступите перед сокурсниками с сообщением-экспромтом на тему

«Семья и общество», используя опорные фразы:

Тема семьи относится к вечным, поскольку…

Себя воспроизводит в себе на микроуровне все проблемы современного общества…

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами потому, что…

Именно в семье закладывается…

Семья выступает как первичный воспитательный коллектив…

В современных условиях формирования новых общественных отношений проблемы семьи приобретают новое звучание, это связано с тем, что…

В силу ряда причин современная семья стала одним из объектов социальной работы. Это объясняется тем, что…

Очевидно, что социальная работа с семьей будет эффективной только тогда, когда…

Литература

Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия // Альфа и Омега, 1996. № 2–3.

Мацковский М. С., Бодрова В. В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения: Семья в представлениях современного человека. – М., 1990.

О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. – М., 1995.

Религия в истории и культуре / Под ред. М. Г. Писманика. – М., 1998.

Савинов Л. И. Семьеведение (Глава «Родовые ценности семьи»). – Саранск, 2000.

Семья православного христианина. В 2 т. – М., 1997.

Синельников А. Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Социс. 1992. № 2.

Таинство брака // Сост.д. Моисеев. – М., 1998.

Форсова В. В. Православные семейные ценности // Социологические исследования, 1997. № 1.

Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. – М., 1997.

Глава 4. Основные функции современной семьи

1. Основные функции семьи

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся:

1. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

2. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

3. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т. д.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. По мнению Н. Я. Соловьева, «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

Г. Навайтис выделяет следующие группы семейных потребностей:

– создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;

– потребности в любви, уважении, опеке, связанные с материнством;

– потребность в психологической и физической близости;

– потребность в семейном общении.

К этому следует добавить потребность в самореализации личности как жены-матери-хозяйки дома, мужа-отца-главы семейства.

Основная, правовая функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева, – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личном плане.

Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

– воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

– регенеративная («возобновление») – передача статуса, имущества, социального положения;

– хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

– экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

– сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

– духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

– сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль;

– социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

– досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

– эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

– рекреативная («восстановление») – функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта.

Некоторые исследователи называют эту функцию психотерапевтической. В семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу – уважение, преданность, симпатия, что способствует доверительности в семейном общении, прочности семейных отношений.

2. Специфические и неспецифические функции семьи

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. К ним относятся – рождение детей (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации). Они остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи – накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого члена семьи и т. д. Неспецифические функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей. То есть неспецифические функции семьи представляют собой условия реализации специфических функций.

3. Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи

Каждая функция играет определенную роль в жизнедеятельности семьи и имеет значение как для общества, так и для личности. Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи отражено в таблице 2.

4. Особенности функционирования современной семьи

Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения. Сексуальная неудовлетворенность и дисгармония – одна из существенных причин разводов (зачастую скрываемых) и нервных заболеваний.

Репродуктивная функция семьи состоит в рождении детей, продолжении человеческого рода. Она включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения, что прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением, как указывают А. Г. Харчев и М. С. Мацковский «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

Если раньше в России был повсеместно распространен тип многодетной семьи, то в настоящее время более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей. Очень мало семей, имеющих двоих или троих детей. Причин этого несколько: распространение городского образа жизни, массовая занятость женщин в производственной сфере, рост культуры людей, увеличение потребностей, резкое ухудшение материального образа жизни основной массы населения в 90-е годы, сложности с жилищными условиями.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Этому тоже есть историческое объяснение: большими семьями живут там и тогда, где «малой» семье (муж, жена и дети) трудно выжить одной, без опоры на многочисленных родственников. Сокращение среднего размера семьи ведет к ослаблению семейных связей и выступает объективным фактором дестабилизации родственных отношений.

Таблица 2
Общественное и индивидуальное значение функций семьи

Сфера семейной деятельности: Репродуктивная

Значение для общества: Биологическое воспроизводство общества

Значение для личности: Удовлетворение потребности в детях

Сфера семейной деятельности: Воспитательная

Значение для общества: Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Значение для личности: Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Сфера семейной деятельности: Хозяйственно-бытовая

Значение для общества: Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Значение для личности: Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Сфера семейной деятельности: Экономическая

Значение для общества: Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Значение для личности: Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Сфера семейной деятельности: Сфера первичного социального контроля

Значение для общества: Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями, детьми, представителями старшего и среднего поколения

Значение для личности: Формирование и поддержание правовых и моральных санкций

Сфера семейной деятельности: Сфера духовного общения

Значение для общества: Развитие личности членов семьи

Значение для личности: Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Сфера семейной деятельности: Социально-статусная

Значение для общества: Предоставление определенного социального статуса членам семьи Воспроизводство социальной структуры

Значение для личности: Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Сфера семейной деятельности: Досуговая

Значение для общества: Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Значение для личности: Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Сфера семейной деятельности: Эмоциональная

Значение для общества: Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Значение для личности: Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сфера семейной деятельности: Сексуальная

Значение для общества: Сексуальный контроль

Значение для личности: Удовлетворение сексуальных потребностей

С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию, причем воспитываются в семье и взрослые, и дети. Особенно важно влияние семьи на подрастающее поколение. Нельзя не согласиться с американским социологом Дж. Боссардом, что семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. Эти «дары» детей заключаются: в обогащении внутрисемейных связей; в расширении круга интересов семьи; в эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь; в возможности возвращения к пройденным этапам жизни; в более глубоком понимании жизненных процессов и «истинного смысла жизни».

Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи – целого комплекса условий и средств, определяющих ее педагогические возможности. Семейному воспитанию свойственны первичность, непрерывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональность.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. Это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.

Все большее значение исследователи семейных отношений придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:

– посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством;

– влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия;

– организация внутрисемейного общения.

Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. А в современных условиях сильно возросло значение семьи как «психологической защиты личности». Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним – психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, т. е. возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Психологический климат семьи – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Нередко его называют морально-психологическим климатом, имея в виду единство духа супружества, общего стиля жизни семьи, характера отношений в ней. Психологический климат не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, от их усилий зависит, каким он будет.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения и проведенное анкетирование показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат, зависящий от ситуаций, и от того, как складывается жизнедеятельность семьи.

Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неустроенность семьи, нередко взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким материальным достатком и бытовым комфортом присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей.

При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они возлагаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «главы», а дети – лишь в роли потребителей; влияние, безусловно, будет неблагоприятным.

В современных семьях женская бытовая занятость в два-три раза превышает мужскую. Кроме того, существенно изменилась традиционная роль мужчины в семье – он перестал быть единственным кормильцем. Все это негативно влияет на супружеские отношения и отрицательно сказывается на воспитании детей.

Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в организации жизни семьи. Анкетирование, проводимое в свое время в Ставрополе, показало, что более 70 % супругов считают, что у них в семье равноправие. Конечно, это самый прогрессивный принцип семейного управления. В самом деле, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, так как свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

Жизнь семьи многогранна. Мы кратко рассмотрели только ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что семья удовлетворяет многообразные индивидуальные потребности личности и важнейшие потребности общества.

Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.

Функции семьи и их взаимосвязь


Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи.Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др.

Вывод: исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;[1]Вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;[2]Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.[3]Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

 


Глава 2. Исторические изменения в функциях семьи и их последствия 2.1 Исторические изменения в функциях семьи Семья как социальный институт возникла с формированием общества.Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженныйтехнически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи. Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социологи отмечают следующую тенденцию развития отношений в семье: от «иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Они утверждают, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью. 2.1 Последствия исторических изменений в функциях семьи Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. И.Ф. Дементьева[4] говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности.Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями.Вывод: С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких. В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.
Заключение Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно — потребительская, воспитательная и восстановительная. Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.
Список литературы

1. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии: Сб. — Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

2. Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — СПб: Азбука, 2009. — 256 с.

4. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Изд-тво: Академия, 2008 г.

5. Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188

[1] Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

[2] Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

[3] Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

[4] Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Изд-тво: Академия, 2008 г.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *