Жена муж любовь – Любовь мужа и жены, что это за чувство?

Содержание

Как вернуть любовь мужа к жене, избежать развода, советы психолога

Семейные отношения являются сложным процессом, в котором особенно важны правильное взаимодействие и взаимопонимание. Этот механизм не может работать идеально, что приводит к различным проблемам, вплоть до измены и заставляет супругу искать способы того, как вернуть любовь мужа к жене. Тонкая связь между партнерами теряется легко, однако на ее восстановление могут потребоваться месяцы упорного труда.как вернуть любовь мужа к жене

Почему даже страстные отношения могут со временем угаснуть:

  • проблемы с финансами;
  • женщина перестала быть привлекательной;
  • слишком частые длительные разлуки;
  • постоянное нахождение рядом друг с другом;
  • регулярные ссоры, связанные с бытовыми проблемами.

Необходимо успеть обратить внимание на изменения в поведении своего супруга как можно раньше, поскольку это облегчает процесс восстановления отношений.

Распад всегда начинается постепенно, и в большинстве случаев можно вернуть любовь мужа еще до того, как появится конфронтация на бытовой почве.

Беречь отношения необходимо, поскольку с каждым годом количество разводов в мире только растет. Нередко это происходит по причине обоюдного разочарования, когда супруги понимают, что поддерживать былую любовную связь они уже больше не в силах.

Как вернуть любовь мужа к жене, советы психолога по восстановлению страсти

как восстановить бывшие отношенияСкука в отношениях наступает неотвратимо, разница лишь в том, когда это произойдет — рано или поздно. Отличаются только сроки, и у всех они разные. Кто-то пресыщается партнером уже через год, а кому-то хватает запала на десяток лет. Так или иначе, но однажды все равно появятся признаки того, что отношениям чего-то не хватает. Этот момент важно увидеть, однако и впоследствии шансы на исправление ситуации остаются. Необходимо начать меняться. Только так можно освежить брак и понять как любовь мужа вернуть к жене. Убрав рутину, вновь добиться обожания и восхищения своего мужчины. Условие здесь только одно — иметь силу воли, достаточную для преодоления себя.

Восстановление отношений — кропотливый процесс. Необходимо приготовиться начать жизнь с чистого листа, поскольку работать над личностью придется очень много. Нужно искреннее желание вернуть мужа, чтобы затея увенчалась успехом.

перемирие

Согласно психологии, женщине надо обратить внимание на следующие моменты:

  • целостное восприятие собственной личности;
  • отношение к мужу;
  • саморазвитие.

Следует начать чему-нибудь учиться, чтобы стать лучше. Благодаря саморазвитию любой человек может определить цель в жизни и чувствовать себя более уверенным. Увлечение поможет найти с мужем общий язык.

Большинство психологов уверены — когда человек прекращает развиваться, проблемы начинают выползать откуда угодно. Именно поэтому нужно совершенствоваться, чтобы быть мудрее.

После этого необходимо пересмотреть свое отношение к мужу. Часто встречается патологическое поведение, при котором пары образуются по принципу «отец-дочь» или «мать-сын». Подобный тип отношений сразу обречен на провал, хоть такие пары и могут прожить некоторое время вместе. В первом случае муж становится главенствующим, тогда как жена остается безответственной «принцессой», которой необходимо внимание и забота. В отношениях типа «мать-сын» картина уж совершенно другая. Мужчина часто проявляет безответственность и инфантильность, тогда как жена является всепрощающей и пытающейся какими-нибудь способами повлиять на непослушного «сынка».

новая жизньНаконец, необходим открытый диалог. Когда партнеры совместно ищут решение проблемы и заинтересованы в ее скорейшем решении, они сближаются. Нередко корень лежит в интиме. Не надо бояться говорить с мужем на самые откровенные темы — общение играет очень важную роль в отношениях, особенно когда дело касается подобных «личных, но все же общих» тем.

Как вернуть любовь к мужу – работа над восприятием

как вернуть любовь мужа к жене

Первым делом, женщине нужно позаботиться о своей самооценке. В этом могут помочь психологи и психотерапевты, а также ей желательно найти хобби именно для себя, а не просто выбрать модное занятие, о котором так лестно отзывались подруги. Нужно знать себе и своему времени цену.

Также следует хорошо напрячься и вспомнить первые встречи с мужем. Какими они были? В этом также заключается ключ к пониманию того как вернуть к жене любовь мужа. Необходимо проявлять интерес к его жизни, внести в нее элемент романтики, перестать критиковать его за незначительные промахи.

Чтобы возродить любовь, потребуется забыть все прежние обиды.

Даже если мужчина изменил, не нужно напоминать ему об этом. Прошлое должно оставаться в прошлом, если планируется строительство совместного будущего. При открытом общении супругам станет гораздо легче воссоздать свои отношения.

Психолог рассказывает как вернуть любовь мужа к жене — видео

mind-control.ru

Муж не любит, жена не любит

Жена, муж не любит — семья без любви мужа, жены

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

  • Семья без любви мужа и жены невозможна – это миф
  • Муж не любит, жена не любит — это не главная причина семейных проблем
  • Жена, муж не любят. А причём здесь нормальные семейные отношения
  • Муж и жена не могут или не хотят решать бытовые проблемы. А причём здесь любовь
  • Любовь любовью, а кушать нужно всегда
  • Муж и жена не соблюдают правила человеческих и семейных отношений. Разве здесь нужна любовь
  • В семье, главное: не любить, а быть Человеком
  • Если муж не любит или жена не любит, то и их перестанут любить
  • Жена, муж не любит или любит, а дети тут причём
  • Жена, муж не любит: как сексом заниматься, без любви
  • Хороший секс без любви очень даже возможен, а вот любовь — не гарантия секса
  • Жена, муж не любит, а я её, его. Ну и что
  • Если жена не любит, муж не любит — это не драма жизни
  • Ещё статьи по этой тематике

Семья без любви мужа и жены невозможна – это миф

Вот, мы, мужчины и женщины, в большинстве своём, просто пронизаны романтикой. Семья без любви – ситуация, когда жена, муж не любит своего семейного партнёра, нам кажется несчастной и «некрасивой».

Между тем, позвольте это утверждать: Это глубокое заблуждение – миф, придуманный мужчинами и женщинами для самооправдания.

Ибо семьи, где муж и жена не любят друг друга, не только существуют в реалиях жизни, в большинстве случаев. Но и могут существовать именно счастливо.

А заблуждение это основано именно на представлении о том, что ЛИШЬ на любви мужа и жены и держатся отношения мужа и жены.

Мол, без любви мужа, жены не может существовать хороших отношений. Типа, где нет любви, добра, то там непременно есть их противоположности – ненависть и зло.

Всё это иллюзии – самообман и обман, призванные прикрыть НЕСПОСОБНОСТЬ мужа и жены, мужчин и женщин жить нормальной семейной жизнью.

Муж не любит, жена не любит — это не главная причина семейных проблем

Любовь в семье нужна? Конечно, как эмоционально-чувственная окраска отношений мужа и жены, она желательна. Скажем так: без любви между мужем и женой в семье как-то скучновато. НО не более этого.

Все остальные проблемы в семье, если они существуют, лежат вовсе не в плоскости любовных отношений мужа и жены: их причины другие.

Более того, совершенно очевидно: вот эти самые другие проблемы отношений мужа и жены, способны не только убить их предсвадебную и послесвадебную влюблённость. Но и убить любовь, если она, всё же, появилась.

Какие же это проблемы, которые отравляют семейную жизнь мужа и жены и убивают их любовные отношения, или делают их невозможными?

А всё лежит на поверхности: было бы желание видеть правду. А не попытки прикрыться рассуждениями и жалобами: Жена, муж не любят – семья без любви мужа и жены невозможна. И прочее, в таком духе.

Жена, муж не любят. А причём здесь нормальные семейные отношения

Вот, смотрите: семейная жизнь зависит, прежде всего, от отношений мужа и жены.

Это очевидно, и может оспариваться только теми, кто вообще не в курсе семейного строительства. Или вообще хочет снять ответственность с себя за состояние дел в семье.

А от чего зависят эти отношения?

Разве от любви мужа и жены, тем более, если учитывать, что она может быть ТОЛЬКО взаимной?

Мол, без любви мужа и жены, они не могут, даже при всём своём старании, выстроить не только счастливые, но и нормальные семейные отношения.

Хорошо, давайте посмотрим, на основе чего существуют нормальные отношения мужа и жены. И посмотрим, возможны ли они, когда муж, жена не любят друг друга:

Муж и жена не могут или не хотят решать бытовые проблемы. А причём здесь любовь

Нормальная семья невозможна без взаимного решения мужем и женой бытовых проблем семьи.

То есть, и муж и жена, ВМЕСТЕ должны не только создать «семейное гнездо». Но и поддерживать его в целостности и сохранности – решать материально-финансовые – бытовые проблемы жизни семьи и её членов.

Вопрос: А причём тут «жена не любит, муж не любит»?

Нет, ну конечно, любовь мужа и жены стимулирует и к работе на благо семьи, и к приумножению её благосостояния.

НО, согласитесь, стимулирует ОЧЕНЬ слабо. Настолько слабо, что «любовь тает в тумане дымкою, а мне оставляет коляску с Димкою».

Очень многие мужья и жёны бегут из семьи, «устав» от материально-финансовых трудностей.

И, что характерно, совершенно забыв о своих любовных клятвах и отношениях.

Любовь любовью, а кушать нужно всегда

То есть, забота, жизнь и работа ради семьи — решение материально-финансовых проблем семьи, лежат не в плоскости любовных отношений мужа и жены. А в плоскости их человеческих качеств.

Каких качеств? А, прежде всего, нравственных и личностных качеств:

— муж и жена должны не только знать и понимать, что финансово-материальные проблемы семьи — это основа нормальной жизни семьи;

— но и неукоснительно соблюдать, КАЖДЫЙ, правило: Всё для дома, всё для семьи.

Ещё проще это выглядит так: если муж и жена, вместе или по отдельности, не хотят решать бытовые проблемы семьи. То она, семья, априори не может быть нормальной.

Причём здесь любовь, – если жена, муж не любит? «Любовь — любовью, а кушать нужно всегда». Только человек, вечно сытый за счёт других, может сомневаться в этой истине.

Муж и жена не соблюдают правила человеческих и семейных отношений. Разве здесь нужна любовь

Слушайте, люди, извините, не надо прикидываться, что кто-то, среди нас, не знает правил человеческих отношений. За исключением, конечно, «больных на голову».

Все знают и как НУЖНО вести себя с людьми. А женщины и мужчины знают, как нужно общаться между собой, чтобы, по крайней мере, не было эксцессов. НО, знать и соблюдать – бывают дистанции огромных размеров.

И тут всем известны синдромы и двуликости и двуличности, ханжества. Когда на людях, с нужными людьми, человек ведёт себя «как положено». А с кем-то — ведёт себя как последний хам и жлоб.

Что, мы: культурны, вежливы, доброжелательны, снисходительны, в своих отношениях и в своём поведении, потому что испытываем к ЭТИМ людям любовь?

А вот с ЭТИМИ, которых не любим, бываем грубы, жестоки, хамоваты, и прочее?

Что, если жена, муж не любит, то они обязательно будут друг друга унижать, обзывать, не уважать, и прочее в таком плане?

Или любовь, гарант, защита от домашней деспотии, тирании, семейных ссор, склок и скандалов?

Да, конечно же: нет. Женщина и мужчина, и то не всегда, стараются быть «пушистыми и белыми» исключительно в период обхаживания-ухаживания.

И пока не получен доступ к телу, и пока краска на штампах в паспортах не высохла.

В семье, главное: не любить, а быть Человеком

А там уже, далее, каждый показывает себя в своей красе. И неважно, влюблён пока, или уже, даже, любит муж жену, а она его, или нет: не это определяет их отношения и поведение.

А определяет это: воспитание, нравственные ценности, духовная развитость, как уровень и мерило человечности этой женщины или этого мужчины, ставшими женой или мужем.

И дело тут даже не только в том, что «культурный, воспитанный, нравственный человек, таковым является со всеми».

А дело в том, что женщина, ставшая женой, и мужчина, ставший мужем, считает, что таковыми МОГУТ являться лишь на словах. А на деле — вести себя в семейных отношениях хуже, чем с чужими людьми.

И никакие чувства или их отсутствие, включая любовь или отсутствие оной, здесь роли не играют.

Скажите, если жена, муж не любит своего мужа, жену, то это означает: относись к ним как, буквально,  к врагам?

Или, как раз, если это ТВОЯ жена, то это обозначает, что: веди себя с ней и относись к ней, как к СВОЕЙ ЖЕНЕ.

Или, если этот мужчина ТВОЙ МУЖ, так и относись к нему как к СВОЕМУ МУЖУ, а не как к привокзальному бомжу.

Если муж не любит или жена не любит, то и их перестанут любить

Обратите внимание, что, если мы справедливо считаем, что любовь бывает только взаимной, то и нелюбовь быстро или, иногда, медленно становится таковой.

К печали людей, в том числе мужей и жён, по такому же принципу развиваются отношения: «Ты ко мне хорошо – я хорошо, ты плохо – и я плохо».

Иначе говоря, стоит лишь одному из семейных партнёров перестать соответствовать статусу мужа, жены. Пусть даже только в представлениях обратной стороны, как отношения переходят в отношения конфронтации.

И причём здесь жена, муж не любит? – когда люди не могут или просто не хотят быть действительными – действующими мужьями, жёнами?

Нет отношений любви – значит, априори, её и быть не может. А вот остаться хорошим мужем, женой можно, а часто нужно.

Например, если семья сохраняется ради детей. Или, просто: мужчине и женщине хорошо жить вместе без любви.

Чтобы там ни говорили, любовь — не эфемерное чувство, а вполне земное, — более, даже, бытовое, чем духовное.

Потому что жизнь, в особенности семейная, состоит не из «ахов-охов». А из вполне предметной заботы друг о друге и хороших отношений.

Отношений, которые, извините, больше выражаются и понимаются, когда вовремя вынесено помойное ведро, когда полной холодильник. Чем в букете цветов и в бурном сексе.

Жена, муж не любит или любит, а дети тут причём

Приходится, даже, наблюдать случаи, когда родители, наплевательски, а то и с ненавистью, относятся к своим детям. Оправдывая это тем, что: Меня жена, муж не любит.

Опять, резонно спросить: А причём здесь отношение к своим детям или даже к детям жены, мужа, и отношения нелюбви или любви между мужем и женой?

Если ты, психически, физически и нравственно больной человек, раз способен быть равнодушным к своим детям, впрочем, как и к другим. То, причём здесь твоя любовь или не любовь к мужу, жене?

Если у тебя даже нет нормальной животной рефлексии на своё порождение – своих детей, то о какой любви к другим людям может идти речь?

Дико ставить в зависимость от своей любви или нелюбви к мужу, жене своё отношение к детям.

Я уж не говорю о том, что отношение к детям – это критерий благополучия семьи, и нормальности родителей. При этом никто и не задумывается: жена, муж не любит или любит мужа, жену.

Странно, извините, видеть «любовь» мужа и жены, когда «дитя в говне».

Жена, муж не любит: как сексом заниматься, без любви

Давайте, так посмотрим: Вы сексом занимаетесь из-за любви или любите из-за секса? Или: Хороший секс, без любви, не возможен?

Понятно, да? – секс имеет такое же отношение к любви, как презерватив к сексуальному удовольствию. Без презерватива – хорошо, но опасно, а с презервативом «что-то мешает».

В конце концов, в большинстве случаев, замуж выходят и женятся, испытывая хоть какую-то влюблённость. А значит, и сексуальную привлекательность, а не отвращение.

А уж потом, извините, «наевшись» секса с этим мужем, с этой женой, решают, что: Меня жена, муж не любит, а я её, его, соответственно, тоже.

Да любой, мало-мальски знающий в сексе, мужчина, любая женщина, даже познавшая секс только с одним мужчиной, скажут: Качество и количество секса от любви не зависят.

Ибо секс зависит ТОЛЬКО от сексуального желания и здоровья, и от сексуальной совместимости партнёров. А любовь или не любовь мужа, жены, тут — дело пятое-десятое.

Конечно, в наличии длительного сексуального постоянного партнёра есть свои издержки: Основной инстинкт притупляется, и делает секс не столь частым и страстно бурным.

Но, положительного, в сексе мужа и жены, на порядок больше, в сравнении со случайными связями.

Если, конечно, муж и жена сексом ИМЕННО ЗАНИМАЮТСЯ. А не исполняют «супружеский долг», или и без этого обходятся, занимаясь сексом на стороне. Или, когда «уже невмоготу».

Хороший секс без любви очень даже возможен, а вот любовь — не гарантия секса

Ну, и что с того, что жена, муж не любит, а вы не любите мужа или жену? Причем тут хороший или плохой секс с ними?

Простите, но, если хотите убедиться, что любовь или нелюбовь к сексуальному партнёру, особой роли не играют. То снимите хорошую дорогую проститутку или проститута.

Только, вы рискуете при этом понять, что ваш с

love-family-life.info

Доказательство любви жены к мужу — Virtuous Motherhood

из Цикла бесед: ЖЕНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ.

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» Рим.5:8

Что значит для женщины христианки любить своего мужа. Думаю, что каждая супружеская пара, как правило, заключают браки по любви, и только по любви друг ко другу. Это добровольный союз двух сердец. Сколько радужных мечтаний, сколько планов о счастье будущей семейной жизни имеется у каждого жениха и у каждой невесты.  Но что же происходит в реальной жизни в христианских семьях, особенно первые пять лет после свадьбы.

Откуда, вдруг, разочарования, слезы и даже разводы?

Все же заключали браки по любви! Куда она – эта любовь исчезла, испарилась, улетела? Почему это произошло? (что произошло) как сохранить семью от разрушения? Как жене продолжать любить своего мужа? На все эти вопросы отвечает Библия. 

Изначально Господь сотворил женщину для мужа. У женщины две очень ответственные задачи. Первая – это продолжение рода человеческого. Вторая – это прославление Творца всей своей жизнью.  Издавна, хранительницей семейного очага являлась женщина – жена.  В Притчах (12:16) говорится об этом так: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Прит.14:1). Роль женщины в сохранении семьи – огромна. Библия же, конечно, говорит нам большей частью о Божьей любви, которая должна присутствовать в женщине христианке.

Оказывается, что далеко недостаточно наличия плотской любви к мужу для сохранения счастья в семье.

Писание нам открывает духовные горизонты Божественной любви в женщине в рамках семьи. Источник любви: «Бог есть любовь» 1 Иоан. 3:8.  Любовь женщины христианки к мужу – это прежде всего труд, это действие, это образ жизни, это процесс всей жизни. Евангелие учит нас «достигайте любви» (1 Кор. 14:1).  А также в нем говорится о «деле веры и труде любви» (1 Фес. 1:3).  Господь, создавая институт семьи, установил строгую иерархию: жене глава муж (1 Кор. 11:13).  Какой ни был муж, он должен быть главой семьи. Жена должна принять это и поступать соответственно на всех уровнях семейной жизни. Это условие сохранения и благословения в семье.

Доказательство любви: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Этот стих должен кардинальным образом изменить ситуацию в наших семьях. Дорогие сестры, мы должны любить своих мужей безусловной любовью, со всеми их слабостями и греховными наклонностями, потому что Христос возлюбил нас, когда мы были еще грешниками. Доказательство же Его любви – это Голгофа, крест, страдания, примирение тебя и меня с Богом.  Вы представляете, дорогие сестры, что значит в нашей реальной жизни со всеми ее сложностями, доказательство нашей любви к нашим мужьям.  

Итак, доказательство любви женщины христианки к своему мужу это:

www.virtuousmotherhood.com

Новый Завет о браке

(41 голос: 4.4 из 5)

 

^ Взаимные права и обязанности супругов

1 Послание Апостола Петра (3:1-2,7)

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам (7:3)

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Апостола Павла послание к колоссянам (3:18-19)

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Апостола Павла послание к ефесянам (5:22-33)

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

^ Безусловная верность супругов

Евангелие от Матфея, 5:27-28

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

^ Супружеские отношения

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам (7:3-6)

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

^ Нерасторжимость брака. Развод.

См. также «Что говорит Евангелие о разводе?..» свящ. Константин Пархоменко

Евангелие от Матфея (5:31-32)

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. Втор.24:1-4). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Евангелие от Матфея (19:3-12)

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Евангелие от Марка (Мк.10:2-12)

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Евангелие от Луки (Лк.16:18)

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

1 Послание к Коринфянам (7:10-18)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

^ Второбрачие вдовствующих

1 Послание к Коринфянам (7:39-40)

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

^ Воскресение изменяет значение брака

Евангелие от Луки (20:27-40)

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
(См. параллели: Мф.22:23-32; Мк.12:18-27).

 

***

^ Семья – священный союз

Семья — это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья — первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь.

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, — это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», — это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества».

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.
То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, не сходство характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно, чему ты поклоняешься, что любишь, чего желаешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты способен жертвовать. Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим. С этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из главных задач брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, чем взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

^ Благословенная трудность семьи

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Создание плодотворных, наполненных любовью и заботой супружеских отношений требует времени и труда, вернее, всей жизни. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы эгоистические формы поведения, приобретенные во время ухаживания, трансформировались в бескорыстную любовь, которая является основой счастливого брака.

При вступлении в семейный союз человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать будущего супруга до брака невозможно.

Оба супруга приносят с собой в брак личное прошлое, культуру, манеру общения. Два различных стиля жизни, два жизненных опыта и две судьбы сливаются в единое целое. Но если каждый из супругов не обладает навыками общения и умением понимать другого и не желает учиться этому, то близости, приносящей удовлетворение, не получится.

Брак — это когда сходятся два несовершенных человека, и каждый из них помогает другому дополнить и усовершенствовать себя. Вы не потеряете свою индивидуальность, если научитесь ставить нужды своего супруга выше своих собственных. Брак — не просто нечто, что вы добавляете к своим ежедневным занятиям холостого человека. Брак должен занять центральное место в вашей жизни, а все остальные занятия отойти на второй план.

Благословенная трудность семьи в том, что здесь каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни — к другому человеку. Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу — до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Кроме того, мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется, — и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению элементарнейших жестов, слов, интонаций.
Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это — испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого — того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом лоне родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющей мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями.

Этот Другой — он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали — он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу — через Ближнего.

^ Новозаветное учение о браке

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, в противовес иудейскому представлению, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» (1Тим.2:15). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса Христа к левирату[1] приведен во всех синоптических Евангелиях (Мф.22:23-32; Мк.12:16-27; Лк.20:27-37). Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к учению Христа о воскресении и бессмертии – учению, которое не нуждается в идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи («которые говорили, что нет воскресения») спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой «в воскресении», Иисус отвечал, что «в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Эти слова часто толкуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание преобладало в Западной Церкви, которая разрешает вдовцам вступать в новый брак и никогда не ограничивает число этих браков. Но если считать правильным такое понимание слов Иисуса, то мы окажемся в прямом противоречии с учением о браке апостола Павла и с канонической практикой Православной Церкви. Ответ Иисуса Христа саддукеям строго ограничен значением их вопроса. Они отвергали воскресение, потому что были пропитаны иудаистским пониманием брака как возобновления земного человеческого бытия путем воспроизведения потомства. Об этом Господь и говорит им: «Заблуждаетесь», потому что жизнь в Царствии будет подобна жизни ангелов… Поэтому ответ Христа – только отрицание наивного и материалистического понимания воскресения, отрицание материалистического понимания брака.

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении Христом развода. Такой запрет прямо противоречит Второзаконию (Мф.5:32; 19, 9; Мк.10:11; Лк.16:18). Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования. Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут ради «продолжения рода» (оправдание конкубината[2]) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Так как искусители хотели уличить Христа и обвинить в нарушении закона Моисеева, то, проникая в их тайные мысли, Он указал им на того же Моисея и изобличил их его же словами. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф.19:4, ср.: Быт.1:27). Первоначальный акт творения говорит, что Бог создал человека в действенном виде, т.е. составил одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой, что мужчину Он создал для женщины, а женщину для мужчины. Значит, брак лежит в основе самого акта сотворения человека. И потому, создав человека таким путем, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.19:5, ср.: Быт.2:24). И из этих слов Моисея, раскрывающих основную идею брака, Христос делает прямой и ясный для всех вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ответ решительный, бесповоротный, сам собою вытекающий из плана и задачи сотворения человека. Человек не имеет права расторгать то, что сочетал Бог. И если он иногда и разлучает, то это его произвол, а не воля Господня, это, наоборот, явное нарушение заповеди Господней.

«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». Требование абсолютной моногамии показало все несовершенство слушателей Христа (см.: Мф.19:10). Фактически любовь стоит вне категорий «возможного» и «невозможного». Она есть тот «совершенный дар», который познается лишь в реальном опыте. Любовь, очевидно, несовместима с супружесткой изменой, потому что в этом случае ее дар отвергается и брака более не существует. Тогда мы имеем дело не с юридическим только «разводом», но и с трагедией злоупотребления свободой, то есть, с грехом.

3. Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и любовь никогда не перестает (1Кор.13:8). Вообще, отношение апостола Павла к браку разительно отличается от иудаистско-раввинистического взгляда на брак, что особенно заметно в 1-м Послании к Коринфянам, где апостол отдает предпочтение безбрачию над браком. Только в Послании к Ефесянам этот отрицательный взгляд исправлен учением о браке как образе союза Христа и Церкви; учением, которое стало основой богословия брака, созданного православной традицией.

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд апостола Павла точно соответствует канонической и освященной традиции Церкви: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство от «разжжения», не более того. Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он допускается только из снисхождения к человеческой слабости. Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному – это нечто большее, чем «идеал», это – норма христианской жизни, потому что христианский брак – не только земной, плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела наши «станут духовными» и когда Христос будет «всяческая во всех».

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет наполнил древнее библейское учение о браке новым содержанием и что основывается это новое представление на Благой вести о Воскресении, проповеданной Спасителем. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это – единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только «друг с другом», но и «во Христе».

 

1. Левират – древний брачный обычай, по которому жена умершего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).
2. Конкубинат – узаконенное Римским правом фактическое сожительство мужчины и женщины без юридического оформления брака.

azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *