Роль отца в семье | Матроны.RU
Читайте также: Семья: испытание повседневностью
<Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим об отцовстве.
В далёкую эпоху, на заре истории человечества, по воле необходимости был создан определённый тип семьи: женщины и дети оставались у очага, а мужчина отправлялся на охоту и приносил еду своей семье. Процесс добывания пищи был очень сложным и опасным, и ни один мужчина не желал кормить чужое потомство. Поэтому сложился институт брака, благодаря которому мужчины могли иметь уверенность в своём отцовстве. Но появлялись также и закреплённые за ними обязанности перед женой и детьми. Эти первые правила, по всей видимости, давали мужчинам и женщинам чувство надёжности и безопасности, связанное с их социальными ролями, которые, благодаря своей неизменности и прочности, служили людям в течение множества веков и в общих чертах сохранились до наших дней…
Иной раз в семье возникает проблема, связанная с отцовством, и мужчина задаёт вопрос, биологический ли он отец для своих детей или нет. Материнство очевидно и почти никогда не подвергалось сомнению. Даже в ветхозаветном рассказе о суде мудрого царя Соломона настоящую мать выявили благодаря её нежному попечению о ребёнке. Как же быть с отцом? Только в наше время при помощи анализа ДНК мужчина может получить неоспоримые доказательства своего отцовства. А раньше только брак и ограничение свободы женщин оказывались решением этой проблемы.
По разным причинам самым распространённым типом общества до недавнего времени считался патриархальный строй. Глава такой семьи — отец, которого все женщины и дети в семье должны беспрекословно слушаться и уважать. Патриархальная структура семьи оказалась очень крепкой и просуществовала много времени. В некоторых странах этот тип семьи превалирует до сих пор.
После Второй мировой войны произошли социальные изменения, которые полностью перевернули представления о жизни общества. Большинство мужчин разных стран воевали на фронтах войны, многие погибли, поэтому по необходимости вся тяжесть военной тыловой и послевоенной жизни легла на женские плечи. Женщины вышли из дома, стали трудиться на всех — даже самых физически и морально тяжёлых и сложных — работах. Они вновь воздвигали из руин города и сёла, одни воспитывали детей-сирот войны. Женщины показали себя достойнейшими во всём.
Общественные изменения, которые начались ещё до войны, произошли во многих странах, и позиции женщин укрепились. Поменялись законы, женщины теперь имели право получать среднее и высшее образование, занимать рабочие места и получать профессии, ранее считавшиеся исключительно «мужскими», голосовать. Началась эпоха мужского и женского равноправия.
В то время как послевоенная экономика множества стран была восстановлена и расцвела благодаря динамичному участию миллионов женщин, институту семьи это принесло довольно сильное потрясение. До тех пор в самых разных обществах, во всех семьях социальные роли были точно установлены, определены и абсолютно понятны каждому участнику общественных и семейных отношений. С момента рождения девочку приучали к роли хозяйки дома, супруги и матери, а мальчика ждала судьба главы семьи и её кормильца, участника общественных отношений вне дома. В этом явном и чётком разделении ролей было много недостатков, однако и немало достоинств и положительных сторон.
Тесный семейный круг и общество определяли, если можно так выразиться, «обрядовую сторону» всех социальных ролей. Каждое общество устанавливало, к примеру, правила поведения мужчины и требовало неукоснительного их соблюдения. Люди пожилого возраста вспоминают, что отцы были похожи один на другого. Обычно это был малоразговорчивый и, возможно даже, угрюмый человек (такую манеру поведения ему предписывала его социальная роль), строгий, суровый и требовательный. Он пользовался авторитетом у женщин и детей своей семьи и мало времени находился дома.
Часы досуга глава семейства предпочитал проводить в местах, где обычно собирались мужчины его круга. Он сам принимал решения, касавшиеся жизни его семьи, при этом остальные члены семьи не решались перечить ему, выразить недовольство или сомнение. Насилие, выражавшееся в телесной или словесной форме, часто было средством понуждения к принятию другими членами семьи его мнения.
Супруги, даже если муж был человеком образованным, практически не беседовали, и у них не было особенных требований друг к другу. Муж просто объявлял свои решения, обязательные к исполнению. Все супружеские пары, как и их жизнь в семье, походили друг на друга.
Жена была довольна, если муж работал и мог прокормить семью. Мужчина обычно не строил душевно близких взаимоотношений ни с женой, ни с детьми. Когда заключался брак, женщина автоматически приобретала фамилию своего мужа, а всё приданое переписывалось на имя мужчины, и он мог самостоятельно, по своему желанию и не спрашивая у супруги, распоряжаться и управлять этим имуществом.
Семейное и социальное окружение готовило мальчика с момента его рождения к этой «мужской роли», которая в течение веков была «отточена» до мельчайших деталей. Уже в колыбельных песнях мальчик — это богатырь, добрый мóлодец, орёл, бесстрашный, отважный и непобедимый. Мама и сёстры старались угадать каждое желание ребёнка, а когда он начинал плакать, брали его сразу на руки, потому что «у мальчика может появиться грыжа из-за крика».
С раннего детства мальчику внушалось, что он должен скрывать свои эмоции и слёзы, поскольку «мужчины не плачут». Его понуждали играть в мальчишеские игры — особенно приветствовались игры в войну, использование насилия. Мальчик должен был научиться выдерживать жестокость и суровость по отношению к себе.
Все женщины из окружения мужчины, даже его собственная мать, должны были подчиняться и прислуживать ему, исполнять его желания. Часто он применял словесное давление и телесное насилие по отношению к женщинам, плохо обращался с ними, угрожал и бил, не испытывая при этом никаких угрызений совести и считая, будто делает всё, как полагается мужчине, поскольку подобное поведение одобрялось в обществе. Самое странное, что именно женщины воспитывали своих сыновей таким образом. Требования общества и его давление были столь сильными, что им следовали слепо, без раздумий. Женщина часто даже не осознавала, что результат подобного воспитания сыновей будет в тягость прежде всего для неё самой!
Сегодня мужчина находится в довольно сложном положении, потому что всё то, что в течение целых столетий считалось неизменным и правильным, сейчас находится под вопросом и постоянно меняется — его права мужчины и мужа, правила взаимоотношений с женщинами и, конечно, его роль как отца. Нынешний мужчина совершенно не чувствует себя в безопасности в семье, в нём нет прежней уверенности, поскольку семейные роли перестали быть явными, ясными и социально предопределёнными.
Во многих семьях необходимо участие мужчины в домашних делах, которые в прежние времена считались исключительно женскими: перепеленать младенца и покормить его, купить продукты, подмести и помыть пол, повесить выстиранную одежду, приготовить еду и вымыть посуду. В большинстве европейских стран всё это считается естественным и само собой разумеющимся. Супружеская пара по-разному делит обязанности, поскольку множество женщин работают, и ни одному человеку не под силу успеть всё это в одиночку.
Мужчины в основном готовы помогать по дому и в хозяйстве и нередко берут на себя большую часть домашних обязанностей. Тем не менее, их затрудняет равноправие, изменение семейных ролей, а также то, что, бывает, женщины у них отбирают «руководящую роль» в семье. Мужчина часто благосклонно воспринимает человеческое достоинство, образованность и ум своей жены, но ему трудно полностью принять равные мужские и женские права.
Для любого ребёнка отец — это очень важный человек. Начиная с возникновения института семьи, дети растут с двумя родителями — отцом и матерью. Отец представляет собой мужское начало создания: силу, стабильность, устойчивость, защиту. И всем детям для правильного взросления необходим отец.
Мальчик особенно нуждается в присутствии отца, потому что отец — это пример для него, человек, который оставляет свою печать в его душевной организации. На основе этого образца мальчик гармонично и естественно развивается в мужчину. Хорошее и правильно выстроенное общение отца и сына очень ценно для развития и созревания каждого мальчика.
Мужчины, выросшие сиротами со стороны отца, признаются, что этот недостаток оставил в их душе пустоту и горячее желание, чтобы отец у них всё-таки появился. То же самое испытывают мальчики, отцы которых отсутствуют по любой другой причине — из-за развода, удалённой от дома работы и прочего. Если таким ребятам повезёт, то в их жизни и воспитании участвует дедушка, дядя или другой родственник-мужчина, который обладает авторитетом для них и хотя бы в какой-то мере заменяет отца.
Для девочки активное присутствие отца в семье столь же необходимо. Отец в глазах дочери символизирует и представляет устойчивые жизненные ценности, прошлое, настоящее и будущее семьи. Через общение со своим отцом девушка учится строить правильные или ложные взаимоотношения со своим будущим спутником жизни.
Нередко сложные или нарушенные связи с отцом приводят к ошибочному выбору супруга или плохим отношениям с любимым мужчиной, которые женщина не в состоянии исправить самостоятельно. И она зачастую даже не подозревает, что «корень зла» кроется в её собственном детстве. При помощи какого-то бессознательного механизма девушка очень часто выбирает себе супруга, который своим поведением и реакцией на разные ситуации очень напоминает её собственного отца!
Женщины и девушки, выросшие без отца, признаются, что его отсутствие, равно как и ностальгия по нему, неустранимы и «не поддаются излечению». Они чувствуют себя как будто не защищёнными в этом мире, даже если кажутся другим людям полными сил, уверенными в себе и энергичными. Нередко эти женщины в каждом мужчине пытаются найти отца, которого не знают или с которым им так и не довелось жить, общаться и насытиться его присутствием в своей жизни.
К сожалению, на жизнь современных семей оказывается столь сильное экономическое давление, что часто мужчины превращаются в отцов, которых редко видят их домашние, — в желанных, дорогих, но редких гостей у себя дома. К тому же, мужчины главное предпочтение отдают работе, и их интерес к своей деятельности легко может превратиться в трудоголизм. В результате дети растут, практически не видя отца и не ощущая его активного присутствия в своей жизни.
Раньше отец участвовал в воспитании своих детей «заочно», на расстоянии, поскольку это считалось женской заботой. Но сейчас большие социальные изменения всё же обязывают отца и мать к равноценному участию в воспитании ребёнка. Впрочем, мужчины часто воспринимают эту обязанность без всякой уверенности в своих силах. Они, в большинстве своём, не знают, как правильно обращаться с детьми. И вместо того, чтобы держаться «золотой середины», отцы впадают в две крайности: становятся либо крайне суровыми и неуступчивыми, либо излишне податливыми и сговорчивыми.
А есть и мужчины, которые предпочитают держаться на «безопасном расстоянии» от столь «скользкой темы», оправдываясь тем, что вынуждены очень много работать. Если же ребёнок подходит к ним с каким-то вопросом или спрашивает на что-то их разрешение, такие отцы отвечают: «Спроси у мамы». Этим они обеспечивают себе своеобразное «алиби»: если по какой-либо причине развитие ребёнка их не устраивает, они говорят своим жёнам — мол, посмотри, во что превратился наш сын из-за твоего воспитания, или — что стало с нашей дочерью.
И всё же, хотя роль отца потеряла на сегодняшний день устойчивые рамки и переданные прежними поколениями традиции, которые раньше поддерживали её, она остаётся и поныне ценным и абсолютно необходимым для поддержания семейного равновесия социальным инструментом.
Однако некоторые молодые женщины и девушки всё-таки решаются по разным причинам родить ребёнка «без отца» и вырастить его в одиночку. Разумеется, такие дети вырастают физически. Но какую пустоту создаст в них отсутствие отца? Сложный вопрос, на который чаще всего не в состоянии ответить эти матери. С одной стороны, у них есть на это право — им хочется состояться как матерям, иметь потомство, то есть, на первый взгляд, их выбор правильный. А каков он для их детей?
«Мой отец умер, когда мне было 11 лет. Я выросла и стала студенткой. Когда я приежала домой на каникулы, то очень завидовала своим подругам, которых встречали отцы. В такие моменты боль от утраты моего отца была нестерпимой».
Анна, 28 лет
«Мои родители развелись ещё до моего рождения. Своего отца я видела три-четыре раза в год. Уже в подростковом возрасте у меня появилось множество эротических связей. И в каждом мужчине я искала — напрасно — отца, которого у меня не было».
Дзéни, 40 лет
«Мой муж — владелец таверны и работает очень много. Наши дети ещё маленькие, и часто проходит несколько дней, прежде чем они его могут увидеть. Но когда, наконец, отец и дети встречаются и общаются друг с другом, он относится к ним с такой теплотой, выказывает им столько заботы и так искренне интересуется их жизнью, что я перестала ворчать по поводу его частого отсутствия дома».
Фотиния, 34 года
«Дедушка уехал в Америку на заработки, когда моему отцу был всего лишь год. Папа вырос, переполненный горячим желанием познакомиться со своим отцом, которого знал только по нескольким фотографиям, открыткам и письмам. Это было всё, что дедушка прислал своей семье за 40 лет отсутствия!
Когда мой отец получил от него письмо, в котором дед писал, что хочет навсегда вернуться в Грецию, он чуть с ума не сошёл от радости. И вот дедушка приехал и оказался сварливым, вздорным, своенравным и упрямым стариком, к тому же сквернословом. Мы, его внуки, были тогда маленькими детьми, и единственное, что он нам привёз в подарок, оказались небольшие пакетики с жвачкой!
Хотя моему папе было тогда сорок лет, он вёл себя перед своим отцом как маленький ребёнок. Он не принимал всерьёз никаких его недостатков и находил всему оправдание, шёл на всевозможные жертвы, чтобы только успеть исполнить все желания деда. Хотя все мы страдали из-за плохого поведения дедушки, его приезд оказал весьма благотворное влияние на папу. Пустота, которая образовалась в его душе из-за длительного отсутствия его отца, наконец, заполнилась, и ностальгия прекратилась».
Урания, 60 лет
«В детстве и в отроческие годы я страшно боялся своего отца. Буквально не смел поднять на него глаза и посмотреть на него. По возвращении из армии я нашёл работу в другом городе и начал строить свой собственный дом. Мой отец выразил большое желание приехать и помочь мне. Когда мы вместе работали, я внезапно с немалым изумлением открыл совсем в своём отце другого человека! Всегда в хорошем настроении, обладавшего потрясающим чувством юмора, да и на серьёзные темы с ним можно было поговорить. Никакой связи с тем ужасным отцом, которого я так боялся и которого иногда, когда он был слишком суровым, почти ненавидел. И я пришёл к выводу, что во времена моего детства папа играл роль ‘дикого, страшного и сурового отца’, боясь, что иначе мы не будем воспринимать его всерьёз и слушаться».
Манóлис, 61 год
Роль отца в семье: особенности влияния и функции
При постройке большого здания, какую часть будут считать самой важной? Конечно, в первую очередь нужно убедиться в том, что оно имеет прочную основу. Для того чтобы остальная часть могла стоять крепко в течение многих лет. Если фундамент не силен, у всей постройки будут проблемы. Точно так же у людей. Природой младенец наделен многими данными, чтобы выжить и приспособиться к условиям физической среды. Но, к сожалению, дети не рождаются, зная, как вести себя в обществе. Им приходится учиться многим видам поведения в социуме на протяжении всей жизни. Для большинства из них это обучение начинается с семьи и дома. Поэтому на развитие и социализацию ребенка решающее влияние оказывает его ближайшее окружение. Именно здесь закладывается фундамент будущего роста человека. Поскольку семья является первой и основной социальной группой ребенка. Какова роль отца в семье, особенности влияния и функции? Об этом пойдет речь в данной статье.
Немного истории
Рождение семьи было вызвано необходимостью выживания наших пращуров. Древние отцы не хотели делиться добычей с чужими. Это вызвало постепенное деление стаи на отдельные ячейки, состоящие из кровно связанных людей.
Эволюция социальной, экономической, технической сферы общества привела к фундаментальным изменениям в структуре и функции такой ячейки общества. Роль семьи приобрела новые качества. Но по-прежнему влияние отца продолжало рассматриваться как незначительное. И его важность определялась в основном тем, насколько хорошо он обеспечивал семью.
Первый урок
Родители — первые учителя для детей. Роль отца и матери в семье заключается в первую очередь в воспитании. То, что ребенок узнает благодаря взаимодействию между ним и близкими, — это то, что он будет нести до конца своей жизни. Благодаря общению в семье, ребенок учится доверять, дружить, сострадать, любить. Именно здесь он получает «инструменты» для межличностного развития до того, как он овладеет практическими навыками.
Жизненные ценности и социальные нормы поведения помогают определять, что правильно, а что нет. Каждый человек и общество в целом оценивают свою жизнь в соответствии с этими понятиями. Как правило, взрослые направляют свои силы для достижения такого же положения, которое имеют те, кого это общество уважает. Дети — это губки, которые впитывают в себя все вокруг. Поэтому и принимают наши жизненные ориентиры в качестве собственных.
Тема любви в семье, пожалуй, самая популярная в художественном творчестве. Роль семьи в романе «Отцы и дети» Тургенев описывает как то гнездо, где формируется человек. Где определяются его взгляды, характер. Во многом — судьба. Несомненно, на каждого влияет и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Роль семьи в «Отцах и Детях» И.С. Тургенева является основой существования человека. Одной из «вечных» ценностей.
Что говорят исследования
Исследования в области изучения роли отца в семье и ее влияния на дальнейшее благополучие детей с большой вероятностью утверждают, что:
- Младенцы, у которых с рождения есть вовлеченный отец, чувствуют себя, в сравнении с остальными малышами, более защищенными эмоционально.
- Они активнее проявляют свои коммуникативные способности в процессе изучения своего окружения.
- В будущем строят более прочные и здоровые социальные связи.
То, что отцы играют со своими младенцами и дошкольниками, также оказывает важное влияние на эмоциональное и физическое развитие ребенка, его социализацию. Отцы способны проявлять больший процент собственных непосредственных взаимодействий с детьми в стимулирующей игровой деятельности, чем матери. И дети легче учатся контролировать свои чувства и поведение. Еще Николай Карамзин говорил:
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы
Дети с вовлеченными, заботливыми отцами также имеют лучшие результаты в обучении. Многочисленные исследования показывают, что активный и воспитательный стиль отцовства связан с улучшением вербальных навыков, интеллектуального функционирования и успеваемости детей.
Теоретики и исследователи в области семейной психологии изучают закономерности влияния семьи и отмечают серьезные недостатки самостоятельного материнского или отцовского воспитания детей. В учебниках по социологии сегодня уделяется серьезное внимание роли отца в семье. Что же такое отцовство? В чем заключается роль отца в воспитании детей в семье?
Отцовство
Нет сомнений в том, что отцы очень много значат в жизни своих детей. Большинство исследований подтверждают, что вовлеченный отец может играть решающую роль в:
- когнитивной;
- поведенческой;
- сферах здоровья и благополучия ребенка.
Наличие положительного мужского образа для подражания помогает:
- мальчику развить у себя позитивные половые и ролевые характеристики;
- девочкам с большей вероятностью сформировать положительное мнение о мужчинах для построения собственных отношений.
Общепризнанно, что роль отца в семье имеет столь же важное значение для здорового развития ребенка, как и роль матери. Многочисленный опыт подтверждения такой важности в литературе по воспитанию детей заставил отцов лучше осознавать свою ценность. Это, в свою очередь, привело к их большему желанию участвовать в процессе воспитания детей.
День отца
Но между результатами исследований и истинным признанием ценности отцов все еще существует большой разрыв. При этом, многие папы выражают ощущение, что они продолжают оставаться гражданами второго сорта в мире своих детей. Книги, журналы и телешоу заполнены информацией о матерях. Об отцах лишь редкие упоминания.
Совсем недавно законы, признавая исследования роли отца в воспитании детей в семье, приняли более равные возможности получения опеки над детьми в случаях развода.
Отцы, которые хотят принимать активное участие в жизни своих детей, часто сталкиваются с препятствиями со стороны работодателей, средств массовой информации. И даже жены, которая может чувствовать угрозу от ребенка, зовущего «папочка» вместо «мама».
Паритет наступит, когда День отца будет отмечаться так же хорошо, как День матери.
Чувство безопасности
Основная потребность ребенка — чувствовать себя в безопасности. Именно дома он получает эмоциональную защищенность, которую сложно обеспечить в каком-либо другом месте. Дети полагаются на взрослых, чтобы удовлетворить свои основные потребности, такие как жилье, еда, одежда и тому подобное.
Когда ребенок пойдет в школу, он узнает больше об общественных и социальных навыках. Но когда он дома, он учится быть собой и полностью выражать себя. Создание безопасной, открытой домашней среды жизненно важно для гармоничного развития малыша.
Кроме того, безопасность ребенка — это положительный атрибут на всю жизнь. И начало берет с укрепления доверия между членами семьи. Когда ребенок почувствует, что может доверять окружающим, ему будет удобнее быть самим собой. Доверие происходит через безопасную привязанность, когда удовлетворяются основные потребности ребенка, в том числе и эмоциональные. Ключевыми качествами, обеспечивающими безопасность, являются надежность, последовательность, уважительность и отзывчивость.
Роль мужа и отца в современной семье в первую очередь заключается в обеспечении ребенка чувством безопасности. Главная задача отца — гарантировать надежность, защиту. Ребенок ощущает это, как буквальную поддержку за спиной. И если по каким-либо причинам он не получает ее, он чувствует себя незащищенным, уязвимым перед огромным и небезопасным миром. Теряется серьезный энергетический ресурс, так как семья остается без родовой, мужской, отцовской «подпитки».
Мужчины весьма активно участвуют в принятии решений в семьях или консультируют в этом отношении. Это критический предиктор для семейного благополучия. Так как принятие решений является довольно сложной вещью для женщин.
Игра
Роль отца в жизни молодой семьи порой важнее, чем роль матери. И мама, и малыш требуют всестороннего ухода и заботы с его стороны. Ему же необходимо обеспечивать семью материально.
Роль отца в жизни семьи очень большая и многогранная. Молодые отцы могут быть компетентными и заботливыми, когда занимаются с малышами. У них меньше страхов, они более уверены в своих действиях, чем молодые мамы. Эта уверенность передается малышу, и он более спокоен в руках папы.
Папы «творчески» подходят к вопросам по уходу и воспитанию. Общение отца и ребенка больше похоже на игру. В настоящее время исследования доказали, что стиль игры, когда отцы занимаются со своими детьми, больше напоминает тренинговые занятия. Во время которых ребенок усваивает определенные формы поведения и общения. Что в дальнейшем поможет облегчить коммуникации со сверстниками и взрослыми, развивать двигательные, языковые, когнитивные и эмоциональные навыки.
Вживание в роль
Выполнять роль отца в жизни молодой семьи приходится вчерашнему мальчику. Ниже перечислены несколько советов, чтобы помочь новоиспеченному папе вжиться в роль.
- Стать отцом — это, как пожениться, на всю жизнь. Только развода не будет. Ваш ребенок будет вашим навсегда.
- Найдите для себя силы для партнерских родов. Смотрите, как трогательно описывает появление дочери Фернандо Сукре:
Знаешь. Сейчас я думаю только об одном: она весит три кило, у нее глаза как у мамы, и своей крошечной ручкой она держит мое сердце…
- Прижимайте новорожденного к себе как можно чаще. Это самый первый необходимый опыт общения малыша с вами.
- Начинайте разговаривать с ребенком, читать и петь ему с первых мгновений. Звук вашего голоса будет успокаивать малыша. А раннее чтение приучит к книгам, поможет вербальному развитию.
- Сделайте регулярными физические занятия с новорожденным. Сначала это будут элементарные упражнения — погладить животик, перевернуть на спинку. А в будущем они превратятся в совместные серьезные спортивные занятия, в которых ему очень пригодится ваш опыт и умения.
- Станьте папарацци, фиксируйте все, что происходит с вашей «звездочкой». Разместите фото на телефоне, на компьютере. Сделайте фотокниги, коллажи. Ребенок очень быстро растет и развивается. И каждый миг неповторим.
- Делайте игрушки-развивашки своими руками.
- Гуляйте с малышом. Обязательно найдите время в своем расписании.
- Ухаживайте за ребенком. Меняйте подгузники, кормите. Уход за вашим ребенком говорит ему, что вы заботитесь и сможете позаботиться о нем, когда ему это будет нужно. Это укрепляет доверие и привязанность, которые нужны вашему маленькому человечку, чтобы вырасти, чувствуя себя любимым и ощущая безопасность.
Функции и роль отца в семье не заменит никто и ничто. Здоровый, гармонично развитый ребенок вырастет и станет вашим первым и лучшим другом, помощником и опорой. Фундамент для этого будущего закладывать вам, с самых первых мгновений появления малыша на свет. Вот что сказал Лионель Месси:
Стать отцом – это значит научиться смотреть на вещи по-новому. Вчера у тебя был миллион важных дел, а сегодня вдруг самым важным становится твой сын.
Двигательные навыки
Что касается двигательных навыков, то ответственность за обучение им лежит в основном на семье. Даже если ваш ребенок находится в детском саду, работа, которую родители проводят дома, гораздо эффективнее, чем те несколько часов, когда ваш ребенок пребывает под присмотром другого человека. Ваш ребенок научится сидеть, ходить, бегать, лазать, держать ложку и так далее. Это кажется нам настолько естественным, но это навыки, которые необходимо откорректировать в очень раннем возрасте, и они также укрепляют независимость вашего ребенка, что крайне важно для его развития.
Языковые навыки
Языковые навыки являются еще одним важным компонентом роли семьи в развитии ребенка. Если вы не говорите со своим ребенком и не учите его своему языку, он никогда не будет учиться. Есть много печальных примеров, когда дети были лишены человеческого контакта. Ввиду жестокого обращения с ними. Или случаи нахождения детей в звериных стаях. При попадании в человеческое общество они уже не могли развить беглость речи. Потому что ей их никогда не учили. Таким образом, обучение детей языковым навыкам с раннего возраста также важно для развития ребенка и полностью ложится на плечи семьи.
Эмоциональный навык
Еще один навык, который очень важен для развития ребенка, это эмоции. Эмоциональные навыки важны на протяжении всей жизни, так как они учат ребенка, когда нужно проявлять сочувствие и сострадание к другим. Также учат, как справляться с взлетами и падениями в жизни. Если ребенок не имеет надлежащих эмоциональных навыков, он не сможет справиться с любым негативом. Если ему не хватает их, это может привести к разрушительному выбору, когда ребенок станет старше.
Чтобы помочь развить эмоциональные навыки вашего ребенка, нужно начать учить его улыбаться и махать, пока он младенец. Когда дети становятся немного старше, учить их делиться.
Чтобы привнести это в основополагающие строительные блоки, пока ваш ребенок еще очень маленький, членам семьи очень полезно научить детей основным эмоциям. Когда ребенок чувствует себя определенным образом, проговаривание названия эмоций и их описание являются важными способами для понимания малышом того, что он чувствует. Когда этот фундамент заложен, дети могут научиться реагировать на свои чувства и двигаться вперед.
Изменения необходимы
Роль отца в семье психология изучает на протяжении всей истории науки. По мнению специалистов, в большинстве случаев отцы оказываются невовлеченными в процесс воспитания ребенка не потому, что не хотели этого, а потому, что были отстранены женой. Ниже приведены несколько советов психологов для молодых мам.
- Уделяйте больше внимания чувствам отца, удовлетворяйте его потребности в поддержке. Разговаривайте о чувствах, которые возникают у папы после появления малыша.
- Выделяйте определенное время и занятие, которое только папа будет проводить с малышом. Увеличивайте количество времени и число занятий в процессе роста ребенка.
- Просите о помощи. Папа тоже должен уставать и недосыпать.
- Поищите программы обучения родителей для отцов.
- Уделяйте больше внимания вашим взаимоотношениям. Это довольно сложно с маленьким ребенком, но необходимо. Ребенок вырастет и создаст собственную семью. А вы останетесь жить с этим мужчиной.
- Не пренебрегайте помощью родственников, которая поможет получить свободное время.
Роль мужа и отца в современной семье — очень важная и сложная. Для ребенка мама и папа — одно целое. Это только вам понятно, что когда-то встретились двое чужих людей, которые полюбили друг друга, начали вместе жить, прошли определенные этапы «притирок» друг к другу. А в глазах малыша вы – единое целое. И если ребенку не будет хватать папиного или маминого внимания и заботы, это негативно отразится на его развитии.
Заключение
Роль отца в современной семье многогранна. С одной стороны, отец — это добытчик, который приносит в дом материальные ценности, оплачивает расходы. С другой, это внимательный и любящий муж. А при появлении детей — грамотный чуткий родитель. Это тяжелый труд. Но, к счастью, его плоды способны компенсировать все усилия и затраты.
Роль отца в православной семье. Свящ. Александр Сирин.
РОЛЬ ОТЦА В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ
С сожалением можно отметить, что в настоящее время взаимоотношения между родителями и детьми настолько извращены, что это приводит к утрате понимания того, кто такой отец и каковы его прямые обязанности в семье. С одной стороны, общество в погоне за равноправием между мужчинами и женщинами совершенно нивелировало образ отца – он утратил былой авторитет и уважение, при этом его роль во многих семьях сведена если не к нулю, то, по крайней мере, к минимуму функций. С другой стороны, лишившись своей патриархальной высоты и недоступности, отец при этом не стал духовно и эмоционально ближе к детям, не стал больше проводить с ними времени, общаться, учить, воспитывать. Не так уж и мало семей, где отец вообще ведет себя будто он «чужой среди своих».
Так что же такое хороший отец, каково его истинное предназначение?
Помочь разобраться в этом сложном вопросе нам может только христианское понимание этой проблемы.
Раскрывая замысел Бога о семье — Малой Церкви, — Апостол Павел призывает мужа служить своей семье так же, как Христос служит Церкви. Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патриархом в древние времена назывался и праотец рода, отсюда — патриархат. Функции отца в семье совсем не обязательно связаны с кровным отцовством. Отцом по сути, а не по крови, может быть отчим, дед, дядя (у множества народов), старший брат, старший друг, воспитатель.
В мужчинах всегда ценились и ценятся до сих пор такие качества, как верность, стойкость, доброта и благородство в сочетании с мужеством, умение прощать обидчиков, ум и бескорыстие, готовность прийти на помощь другим, выносливость, неприхотливость в быту, трудолюбие, хозяйственность и в то же время наличие высших, духовных интересов. Еще одна характерная черта отца — это немногословие, молчаливость. Служение отца не требует большого количества слов. Здесь каждое дело, каждый жест говорят сами за себя. Разумеется, отец не должен быть этаким букой, которым пугают малых детишек. Когда ребенок боится отца до дрожи в коленках, в этом нет ничего хорошего. Однако сейчас, чаще встречается другая крайность: отец ведет себя чересчур снисходительно, и ребенок его ни в грош не ставит. Практически в каждой семье возникают ситуации, когда удержать подростка от опрометчивого шага можно только силой родительского — в первую очередь отцовского — АВТОРИТЕТА. Поэтому побаиваться отца ребенок, наверное, должен. При самых теплых, дружеских, доверительных отношениях, к которым, безусловно, стоит стремиться, нужно, чтобы ребенок боялся отцовской грозы. Гроза же должна быть справедливой и разражаться не по пустякам, а только в крайних, критических случаях. Иначе она станет привычной. Ребенку необходимо понимать, что на него, если он ведет себя плохо, есть управа. И лучше, если это родной, близкий человек, который наказывает любя. Ведь раньше или позже, но управа все равно найдется. Только она будет далеко не такой милостивой.
Итак, если мы попытаемся описать образ настоящего отца простыми словами, то он будет выглядеть примерно так: это сильный духом, принципиальный, исполняющий свое слово и в поощрении и в наказании. Дети таких отцов уверены, что если папа сказал, значит, так и будет.
К папе можно сесть на колени и рассказывать всё. Его будут интересовать проблемы маленького ребенка, как свои собственные. Он будет с ним говорить, он будет ему советовать, — для ребенка же папа — совсем не отсталый, не из «прошлого поколения», когда еще не было компьютеров, — он очень актуально и насущно решает повседневные школьные проблемы, непростые отношения со сверстниками. Хотя он не знает современных терминов и молодежного сленга, но папа «вполне продвинутый», он всегда может посоветовать, что нужно в конкретной ситуации. Никогда не прогонит, но и не даст спуску, если ребенок виновен. Вот это самое здоровое представление об отце. И когда ребенок такого папы приходит к Богу и ему говорят: «Бог — Отец», то Бог становится близок и понятен; когда Бог касается его, этот человек может сказать: «Бог меня любит так же, как любил папа. Ему близки мои проблемы». Если этот человек, может быть, уже не имеет земного отца, он получает достойнейшую и лучшую замену. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви и строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача подготовить сына (дочь) к трудностям, скорбям этой жизни. И отец в известном смысле всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын всегда знает, что он любим отцом.
При этом очень многое зависит и от матери. Ведь маленький ребенок прислушивается, прежде всего, к мнению своей матери, именно ее отношение к папе он перенимает. Мать должна постоянно и во всем поддерживать отца и указывать в беседах с ребенком на папины достоинства. При этом очень важно подчеркивать, что это не просто его личные особенности, а качества настоящих мужчин. Тогда у детей постепенно сформируются представления, которые впоследствии помогут им и в устройстве личной жизни.
Роль отца в жизни ребенка огромна. Особенности влияния отца на детей в основном можно свести к двум переменным: доли его участия в воспитании и степени его авторитарного, «руководящего и направляющего контроля. Христианство говорит нам, какими должны быть отношения между отцом и ребенком, являя их через отношения Небесного Отца и вочеловечившегося Сына.
Прежде всего, служение отца в семье заключается в том, что собой и своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему надо стать и к чему стремиться. Мужчина должен отдавать себе отчет, куда, в какую гавань ведет он корабль своей семьи, какой судьбы он добивается для него своей жизнью, своими убеждениями, своими поступками. И в этой ситуации совершенно не имеет значения, сколько он зарабатывает и какая у него должность.
Безусловно, от мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государства — семьи. И то, как он ей будет управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его и его близких.
Но «не одним хлебом живет человек» (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Отец обязан заботиться о духовном возрастании членов своей семьи и отвечает за них перед Богом. Есть статистика: если в семье верующий только отец, а мать — нет, то 80% детей — верующие. А если верующая только мать, то лишь 7% детей вырастают верующими людьми. Каждый муж и отец, хочет он того или нет, даст ответ о том, как прожили свою жизнь его жена и дети. Отец имеет право, данное ему Богом, молиться за свою семью, и Бог слышит его молитвы, если он благочестив. Эту отцовскую миссию трудно понять и принять неверующему человеку. Но аналоги ей мы найдем в любом обществе и в любой цивилизации. Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают.
Бог и через Новый Завет, и через Ветхий, возлагает ответственность за духовное воспитание и наставление на плечи отцов. Слово «воспитатель» В.И.Даль производит от глагола «воспитывать», то есть заботиться о вещественных и нравственных потребностях кого-либо, кормить и одевать до возраста, научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Именно отец является для ребенка воспитателем, когда на долю матери выпадает пестование — от «пестовать» — нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить.
В то же время многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их будущую взаимную привязанность и доверие, является как можно более раннее начало их общения.
Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, это чувство защищенности. В младенчестве его создает, в основном, мать. Затем, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в мире много опасностей, с которыми женщине не справиться, в роли главного защитника начинает выступать отец. Маленькие мальчики недаром любят хвалиться друг перед другом именно отцовской силой: она как бы придает сил и им самим, увеличивая их значимость в глазах окружающих. Поэтому надо всячески поддерживать и укреплять в малыше уверенность в том, что папа — самая главная опора, самая главная защита вашей семьи.
Отец обязан вопреки мнению окружающих совершать то, о чем подсказывает ему совесть, даже если его решение может показаться окружающим «непопулярным». Отец обязан защищать свою семью от растления и агрессии, которые сегодня выдаются за норму жизни.
Отец обязан определить для своей семьи все правила, организующие быт. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно детям и отсутствовать; какие развлечения допустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы; в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в нашей стране эти вопросы принято возлагать на женщин.
Развитие ребенка немыслимо без подражания. Это основа основ. То, от чего при всем желании никуда не уйти. А кому обычно подражают дети? В первую очередь, естественно, родителям. Для ребенка родители — всегда идеал. И, лишая сына или дочь этого идеала, мы грубо нарушаем их психическое развитие, выбиваем почву у них из-под ног. Детям самой природой предназначено в дошкольном и младшем школьном возрасте (да на самом деле и позже, несмотря на все их противопоставление себя родителям!) равняться на отца и мать. Отношения между отцом и матерью имеют большое значение для развития, как мальчика, так и девочки. Ребенок, взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью, образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Ребенок предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в будущем. И понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому, что есть иные, более теплые, более гуманные отношения, чем были в твоей семье.
И, наконец, весьма важно и то, насколько прочными ощущают дети семейные связи. Это ощущение особенно важно для девочки: если она чувствует, что отец относится к ней хорошо, а отношения между отцом и матерью холодные, то к ее любви к отцу примешивается чувство вины, как будто она переманивает отца на свою сторону, мешает матери. Это беспочвенное ощущение своей вины перед матерью, конечно, крайне негативно влияет на самочувствие дочери, и на этой почве могут формироваться невротические реакции.
Итак, в воспитании — отец главный. Отец — это тот, кто выводит ребенка в мир, прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности: от рогатки и велосипеда — до компьютера и автомобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство.
Ящик пандоры – Сын у славян. Обязанности отца и матери в семье
Именно сын является продолжателем Рода, наследником, защитником и заместителем отца в случае его смерти, болезни или отлучки из дома, кормильцем родителей в старости. Поэтому рождение сына всегда воспринималось как особенно радостное событие, а большое количество сыновей в семье благословением Всевышнего.
После рождения сына, пуповину мальчику перерезали на топорище или стреле. Это делалось, чтобы он вырос удачливым охотником и искусным мастеровым.
Как же строились отношения между сыном и отцом, и сыном и матерью? И какие основные семейные функции отца и матери в семье наших Предков?
В русской традиции, на протяжении многих веков, сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.
Общественное мнение требовало от отца, в воспитании детей, прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям чрезмерную ласковость, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.
Считается, что сразу же после рождения младенца между сыном и отцом устанавливается внутренняя связь, они начинают понимать друг друга с полуслова. Отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становится еще более тесным, подрастающий сын на Руси должен был освоить все то, что знал и умел отец: сеять, пахать, охотиться, рыбачить, чинить мелкие поломки. Молодой человек учился у отца правильному ведению хозяйства, поэтому при обсуждении хозяйственных вопросов, практически всегда, присутствовал в качестве слушателя. Вместе с хозяйственными навыками, сын перенимал у отца и его манеру поведения. Взрослый, в брачном возрасте сын, работал уже наравне с отцом, считаясь его помощником и преемником. В этом возрасте, у него уже появляется свое мнение, которое он может высказывать и к которому начинают прислушиваться старшие. У сына появляется свобода поведения, не спрашивая разрешения родителей, он мог не приходить домой ночевать, а часть заработанных денег тратил на новую одежду и угощения для девушек. Несмотря на все эти послабления, свобода неженатого сына была все еще относительной. В важных, серьезных случаях он обязан был согласовывать свои поступки с родителями и с отцом в частности.
Что же касается обязанности в семье матери, то она должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить».
Взаимоотношения сына с матерью строились абсолютно по другому сценарию. До семи-восьми лет сын находился практически в полном распоряжении матери. Она его кормила, поила, лечила, и как носительница древней славянской мудрости, предохраняла от порчи и сглаза. Излишняя роль матери в воспитании сына считалась нежелательной, такой мальчик – предмет насмешек. После наступления отрочества, сын «отлеплялся» от матери, чтобы стать настоящим мужчиной. А мальчик, предпочитающий мать отцу, получал, да и сейчас получает, прозвище «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич». Так же матерь заботилась о правильном физическом развитии и нравственности сына.
Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества.
Первое – мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью. Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.
Что значит защищать психологически?
У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность – защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.
И второе качество настоящего мужа – умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.
Переломным моментом в жизни сына была женитьба, он мог остаться жить в доме с родителями, или, получив часть семейного имущества и разрешение отца, стать самостоятельным хозяином. Смена ремесла, женитьба на понравившейся девушке, переезд в другой город, или село, без благословления родителей такие решения не принимались.
На Руси, отношения между сыновьями и родителями строились на любви и сыновьем долге. Сыновий долг представлял собой послушание родительской воли, почтительное отношение и вежливость по отношению к родителям.
Внешним выражением уважения этого было общепринятое ласковое обращение к родителям: батюшка, тятенька, матушка, мамушка, маменька. Сын постоянно должен, проявлять заботу о своих родителях, а в отъезде справляться об их жизни и здоровье.
Если родители бедны – помогать деньгами, если они старые – кормить, поить и ухаживать за ними во время болезни. В случае смерти родителей сын должен достойно похоронить, организовать поминки, подать в церковь на сорокоуст, годовое или вечное поминание, молиться за их грешные души. «Живы родители – почитай, померли – поминай!», – говорит русская пословица.
Если сын следует своему долгу, то будет, как считалось, счастлив в своей жизни и уважаем людьми: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
Источник: slavyanskaya-kultura.ru
Семейный кодекс.Глава 12. Права и обязанности родителей
Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Статья 62. Права несовершеннолетних родителей
1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.
Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников
1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.
3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
Статья 68. Защита родительских прав
1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.
2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
Статья 69. Лишение родительских прав
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Статья 70. Порядок лишения родительских прав
1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.
Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).
2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.
3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.
4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.
5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.
Статья 71. Последствия лишения родительских прав
1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.
4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.
Статья 72. Восстановление в родительских правах
1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.
2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).
4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.
Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).
Статья 73. Ограничение родительских прав
1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).
2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.
3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.
4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.
5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).
6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (пункт дополнительно включен с 19 ноября 1997 года Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 140-ФЗ).
Статья 74. Последствия ограничения родительских прав
1. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
2. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.
3. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
4. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом
Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.
Статья 76. Отмена ограничения родительских прав
1. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных статьей 74 настоящего Кодекса.
2. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам.
Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
Статья 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
1. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
2. Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.
При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение.
Оглавление
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Сын у славян. Обязанности отца и матери в семье
Именно сын является продолжателем Рода, наследником, защитником и заместителем отца в случае его смерти, болезни или отлучки из дома, кормильцем родителей в старости. Поэтому рождение сына всегда воспринималось как особенно радостное событие, а большое количество сыновей в семье благословением Всевышнего.
После рождения сына, пуповину мальчику перерезали на топорище или стреле. Это делалось, чтобы он вырос удачливым охотником и искусным мастеровым.
Как же строились отношения между сыном и отцом, и сыном и матерью? И какие основные семейные функции отца и матери в семье наших Предков?
В русской традиции, на протяжении многих веков, сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.
Общественное мнение требовало от отца, в воспитании детей, прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям чрезмерную ласковость, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.
Считается, что сразу же после рождения младенца между сыном и отцом устанавливается внутренняя связь, они начинают понимать друг друга с полуслова. Отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становится еще более тесным, подрастающий сын на Руси должен был освоить все то, что знал и умел отец: сеять, пахать, охотиться, рыбачить, чинить мелкие поломки. Молодой человек учился у отца правильному ведению хозяйства, поэтому при обсуждении хозяйственных вопросов, практически всегда, присутствовал в качестве слушателя. Вместе с хозяйственными навыками, сын перенимал у отца и его манеру поведения. Взрослый, в брачном возрасте сын, работал уже наравне с отцом, считаясь его помощником и преемником. В этом возрасте, у него уже появляется свое мнение, которое он может высказывать и к которому начинают прислушиваться старшие. У сына появляется свобода поведения, не спрашивая разрешения родителей, он мог не приходить домой ночевать, а часть заработанных денег тратил на новую одежду и угощения для девушек. Несмотря на все эти послабления, свобода неженатого сына была все еще относительной. В важных, серьезных случаях он обязан был согласовывать свои поступки с родителями и с отцом в частности.
Что же касается обязанности в семье матери, то она должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить».
Взаимоотношения сына с матерью строились абсолютно по другому сценарию. До семи-восьми лет сын находился практически в полном распоряжении матери. Она его кормила, поила, лечила, и как носительница древней славянской мудрости, предохраняла от порчи и сглаза. Излишняя роль матери в воспитании сына считалась нежелательной, такой мальчик – предмет насмешек. После наступления отрочества, сын «отлеплялся» от матери, чтобы стать настоящим мужчиной. А мальчик, предпочитающий мать отцу, получал, да и сейчас получает, прозвище «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич». Так же матерь заботилась о правильном физическом развитии и нравственности сына.
Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества.
Первое – мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью. Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.
Что значит защищать психологически?
У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность – защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.
И второе качество настоящего мужа – умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.
Переломным моментом в жизни сына была женитьба, он мог остаться жить в доме с родителями, или, получив часть семейного имущества и разрешение отца, стать самостоятельным хозяином. Смена ремесла, женитьба на понравившейся девушке, переезд в другой город, или село, без благословления родителей такие решения не принимались.
На Руси, отношения между сыновьями и родителями строились на любви и сыновьем долге. Сыновий долг представлял собой послушание родительской воли, почтительное отношение и вежливость по отношению к родителям.
Внешним выражением уважения этого было общепринятое ласковое обращение к родителям: батюшка, тятенька, матушка, мамушка, маменька. Сын постоянно должен, проявлять заботу о своих родителях, а в отъезде справляться об их жизни и здоровье.
Если родители бедны – помогать деньгами, если они старые – кормить, поить и ухаживать за ними во время болезни. В случае смерти родителей сын должен достойно похоронить, организовать поминки, подать в церковь на сорокоуст, годовое или вечное поминание, молиться за их грешные души. «Живы родители – почитай, померли – поминай!», – говорит русская пословица.
Если сын следует своему долгу, то будет, как считалось, счастлив в своей жизни и уважаем людьми: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
Источник: slavyanskaya-kultura.ru
ОБЯЗАННОСТИ МУЖА В СЕМЬЕ — Александр Шахов
Лайк, если тема интересна.
Меня много раз спрашивали о мужских обязанностях в семье. Вопрос актуальный так как конкретного списка обязанностей мужчины в браке не существует (Домострой и прочие источники религиозного характера из далекого прошлого человечества, когда буйным цвел сексизм, я расчет не принимаю).
Брак – это социальный договор. И как в любом договоре в нем должны быть указаны не только права, но и обязанности. Сейчас мужчины не знают что от них ожидается в браке, поэтому я предложу свою версию обязанностей мужа в семье на основании понимания женских потребностей, рекомендации семейных психологов и собственного опыта, как человеческого, так и профессионального.
- обеспечить семье достойный образ жизни (уютное безопасное жилье, качественная пища и одежда),
- обеспечивать каждого члена семьи деньгами в соответствии с его потребностями (отличать от прихотей),
- решать хозяйственные вопросы,
- защищать жену от физических и психологических нападений,
- знать женскую психологию,
- дарить подарки (да, это обязанность)
- говорить комплименты (да, это обязанность)
- обеспечивать ей чувство эмоциональной защиты, т.е. выслушивать, принимать ее эмоции, обнимать и говорить: «Я всегда буду рядом с тобой. Все будет хорошо» (и это тоже обязанность),
- удовлетворять женщину сексуально,
- принимать РАВНОЕ участие в воспитании детей,
- поддерживать себя в хорошей физической форме,
- совершенствоваться ( повышать профессиональное мастерство, улучшать свои навыки в сфере коммуникации, семейной психологии),
- быть выдержанным и здравомыслящим
- принимать ответственность и сложные решения, учитывая мнение и интересы всех членов семьи
- обеспечивать мир и порядок в семье, быть справедливым, но милосердным судьей
- быть инициатором в построении семейных традиций
Как вам этот список и какие обязанности мужчины вы бы ЕЩЕ включили в этот перечень?
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.