Значение художественно-эстетического развития дошкольников: консультация для педагогов

Почему художественно-эстетическое развитие так важно для дошкольников. Какие навыки оно формирует. Как использовать современные технологии в художественно-эстетическом воспитании детей. Какие задачи решает художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО.

Почему художественно-эстетическое развитие важно для дошкольников

Художественно-эстетическое развитие играет огромную роль в формировании личности ребенка-дошкольника. Оно способствует:

  • Развитию творческого потенциала и воображения
  • Формированию эстетического вкуса
  • Обогащению эмоциональной сферы
  • Становлению целостной картины мира
  • Социализации и самовыражению

В дошкольном возрасте закладываются основы будущего развития человека. Это важнейший этап становления и воспитания личности. Через художественно-эстетическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства и эмоции, развивает познавательный интерес.

Какие навыки формирует художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическая деятельность способствует формированию у дошкольников следующих важных навыков и качеств:


  • Мелкая моторика рук
  • Воображение и фантазия
  • Эстетический вкус
  • Эмоциональная отзывчивость
  • Умение видеть красоту в окружающем мире
  • Самовыражение через творчество
  • Коммуникативные навыки

Все эти навыки крайне важны для гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации в будущем.

Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет следующие ключевые задачи художественно-эстетического развития дошкольников:

  1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
  2. Формирование элементарных представлений о видах искусства
  3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

Решение этих задач позволяет заложить фундамент для формирования у ребенка эстетического отношения к окружающему миру и развития творческого потенциала.


Современные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Для эффективного решения задач художественно-эстетического воспитания дошкольников педагоги могут использовать следующие современные образовательные технологии:

  • Игровые технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технология исследовательской деятельности
  • Технология проектной деятельности
  • Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Применение этих технологий позволяет разнообразить художественно-эстетическую деятельность, сделать ее более интересной и увлекательной для детей, повысить их познавательную активность и творческую инициативу.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Поэтому игровые технологии особенно эффективны в художественно-эстетическом воспитании детей. Они позволяют:

  • В увлекательной форме познакомить детей с различными видами искусства
  • Развивать творческое воображение
  • Формировать эстетический вкус
  • Обогащать сенсорный опыт
  • Стимулировать самостоятельную творческую деятельность

Примеры игровых приемов: игры-путешествия в мир искусства, игры с цветом и формой, музыкально-дидактические игры, игры-импровизации и др.


Роль ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для художественно-эстетического воспитания детей:

  • Виртуальные экскурсии по музеям мира
  • Интерактивные развивающие игры
  • Мультимедийные презентации об искусстве
  • Развивающие программы по рисованию, музыке и др.
  • Создание электронного портфолио творческих работ

ИКТ позволяют расширить кругозор детей, познакомить их с шедеврами мирового искусства, сделать процесс обучения более наглядным и увлекательным.

Технология исследовательской деятельности в эстетическом воспитании

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности мышления. В художественно-эстетическом развитии она может включать:

  • Экспериментирование с цветом, формой, звуками
  • Исследование свойств различных материалов
  • Создание коллекций
  • Опыты по смешиванию красок
  • Изучение разных техник рисования

Через исследование дети учатся творчески подходить к решению задач, не бояться экспериментировать и пробовать новое.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *