Традиции у армян какие – 8 самых интересных армянских традиций

Содержание

Обычаи и нравы в Армении

Столица Армении — Ереван

Армения является страной, в которой преобладающая часть населения исповедует христианство, что в каком-то смысле сближает его с представителями России. Однако не стоит забывать, что это закавказское государство со своими нерушимыми традициями и обычаями, которые армяне свято хранят, передавая из поколения в поколение.

Большинству армян свойственна приветливость и гостеприимность, тактичность и вежливость. При этом они могут быть весьма эмоциональны, как и многие представители кавказских народов, так что не стоит удивляться активной жестикуляции или громкости беседы. Армяне прекрасно знают собственную историю и культуру, любят и ценят родную землю, однако прекрасно умеют уживаться и с представителями других наций. Очень крепки здесь и отношения в семье, уважение к старшим.

Традиционно в армянской семье главой дома является мужчина, однако старшая женщина также имеет широкие права, особенно в вопросах дома, быта. Постепенно права женщины в Армении расширяются, всё чаще молодые люди не желают жить по патриархальным обычаям.

В числе национальных особенностей армян среди прочего отмечается трудолюбие, умение и желание работать. Армения взращивает множество мастеров в искусстве и ремёслах. А выдержка и упорство позволили жителям Армении сохранить целостность своей страны и нации.

Армянская апостольская церковь

Население

На 2014 год население Армении в общей сложности составляло примерно 3, 17 миллионов человек. Отмечено, что численность населения в последние годы снижается за счёт эмигрантов, большей частью в Россию. Армения является практически моноэтнической страной, порядка 97% её населения представлено армянами. Среди этнических меньшинств наиболее многочисленны езиды (1,2 %), русские (около 0,4 %), ассирийцы (0,09 %), курды (0,07 %), а также украинцы, евреи и др.

Значительный отток населения Армении стал результатом серьёзных армяно-азербайджанских конфликтов начала 90-х годов XX века, после которых из страны уехали практически все азербайджанцы.

Армения обладает довольно высоким уровнем урбанизации, в городах проживает порядка 63 % населения, хотя в последние годы это число стало сокращаться. Плотность населения составляет 101,4 чел./км², часто расселение по территориям страны неравномерно. Наиболее густозаселённой территорией является Ереван со своими окрестностями.

Национальные армянские танцы

Язык

Официальный государственный язык Армении – армянский, точнее его восточно-армянский вариант. Однако кроме него очень широко распространён русский язык, его знают около 70 % населения страны за исключением жителей отдалённых горных районов. В Ереване на русском говорят на хорошем уровне, в других районах владение языком может быть хуже. В том числе выпускаются журналы на русском языке, существуют русские телевизионные каналы и радиостанции. В школах изучается русский язык.

Также в стране говорят на езидском и, конечно, на международном английском.

Религия

В подавляющем большинстве своём (94 % населения) армяне исповедуют христианство и являются монофиситами Армянской апостольской церкви, которую возглавляет патриарх-католикос. Существует также небольшая католическая община армян. В Армении есть представители и православного христианства (в основном это русские, греки и украинцы). Мусульмане также проживают здесь, чаще это курды, персы и азербайджанцы, в Ереване для них работает мечеть.

Особо следует сказать об общине езидов, которые исповедуют свою особую религию – езидизм. Сравнительно недавно для представителей данной конфессии в Армавирской области начал работать езидский храм «Зиарат», единственный существующий вне Иракского Курдистана, родины езидов.

Лалеш -Святыня Езидов

Правила поведения

Хотя армяне в целом довольно мирный народ, корректно относящийся к гостям своей страны, стоит запомнить несколько нюансов по общению с представителями этого народа.

Нежелательно пытаться вступать с армянами в политические споры, особенно если это касается отношений с Грузией, Турцией или Азербайджаном. Это больные темы, мнение по которым может не сойтись.

Армяне любят украшать себя, часто можно встретить обилие ярких и дорогих украшений, причём как у женщин, так и у мужчин. Однако серьги в ушах у мужчины могут понять неправильно.

Не стоит бросать слишком долгие или двусмысленные взгляды на местных девушек, даже если они выглядят весьма ярко и привлекательно.

Попав в гости к армянину, стоит попробовать и похвалить большую часть из предложенных блюд и напитков, это правило вежливости хорошего гостя.

В крупных городах мужчинам не положено ходить по улице в шортах и майке, это одежда для курорта. На деловую встречу обязателен костюм, желательно тёмный. Особенное внимание уделяется модной и качественной обуви.

Традиционная женская одежда армян

Национальные армянские праздники

31 декабря — 6 января — Рождественские праздники и Новый год.

6 января — Рождество и Богоявление.

7 апреля — Праздник материнства и красоты.

24 апреля — День памяти жертв геноцида армян.

9 мая — День победы и мира.

28 мая — День Первой Республики.

5 июля — День Конституции.

21 сентября — День независимости.

7 декабря — День памяти жертв землетрясения 1988 г.

www.vipgeo.ru

Армянские народные традиции. Нормы морали и приличия. » Армяне Мира

Нормы морали и приличия, качества, ценившиеся в Армении веками

Уважение к старшим
Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении и не садиться без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы, прислуживать во время трапезы за столом и т.д. Каждая услуга, оказанная седине, ставился молодому человеку в честь.

Уважение к женщине
Это положение означало прежде всего уважение к матери, а также уважение к женскому полу вообще. Каждый мужчина считал за честь выполнить просьбу девушки или женщины.
Большим позором считалось обнажить в присутствии женщины оружие или же, наоборот, не вложить его тотчас в ножны при ее появлении.
Если мужчина в присутствии женщины позволил себе нечаянно неприличное слово, то, по обычаю, он должен был загладить свою вину преподнесением ей какого-либо ценного подарка.

Большим позором считалось для мужчины, в том числе и для мужа, поднять руку на женщину.
Покушение на честь матери, жены или сестры в понятии армян были самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине. Если дела об убийствах можно было путем выплаты цены крови уладить, то подобные посягательства на честь женщины обычно заканчивались кровопролитием.

Слово мужчины
У горцев чрезвычайно высока была цена слову. Слово истинного мужчины было и остается тверже всего. Нормы обычного права народа вырабатывали честность и верность данному слову. Слово соблюдалось очень строго. Если мужчина давал слово, можно было совершенно не сомневаться в том, что он сдержит его до конца. Армянин за выраженное ему доверие всегда отвечал доверием. Он очень высоко ценил доверие человека и, напротив, считал для себя тяжелым оскорблением, если выражали ему недоверие. Ложь и предательство, особенно по отношению к близким, наказывались очень строго.

Достоинство мужчины
В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Слово отца и его решение были законом для всех членов семьи и не подлежало обсуждению, точно так же младший брат беспрекословно слушался старшего. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.

Положение женщины
Женщина всегда должна была четко осознать свою роль и свое положение в обществе. Предназначение женщины прежде всего — быть женой и матерью, хозяйкой дома.
Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях с мужчинами, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. Она занимала своё, особое место в структуре общества. С этим уважением связано много старых традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися.

Интересен и неоднозначен обычай, когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия. В некоторых районах Армении этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить его (соблюдая, конечно, все традиционные формальности), чтобы разрешить невесте разговаривать в их присутствии. Причем, многие вскоре начинают горько жалеть об этом…
В больших семьях женщины (свекровь, дочери и невесты — строго по старшинству и положению) распоряжались чисто женскими делами: приготовлением пищи, уходом за детьми и т.п. Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в эти дела. Поэтому, мужчина никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.

Кодекс мужской чести
Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Словом мужчина должен был быть безусловным добытчиком, распорядителем и воином. Обязательное бесстрашие и мужество в бою, как основное качество воина, сопровождалось также и бескомпромиссностью в конфликтной ситуации («Раз вытащил кинжал – бей!»). Самым страшным как для мужчин, так и для женщин был позор. Проявивший трусость, малодушие, в бою, например, покрывал позором не только себя но и весь род.

Помимо храбрости, также важными качествами являлись твердость характера, хладнокровие и выносливость. Это подразумевало, что мужчина в любой ситуации должен был сохранять самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Истинный горец должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считались позором и подвергались осуждению жалобы на усталость, недомогание, холод, жару, голод и даже всякое упоминание о вкусной пище.
Мужчина должен был встречать любую ситуацию с достоинством и честью. Для горца честь и имя всегда были дороже самой жизни. Старая поговорка наглядно показывает особое отношение горца к понятию чести: «Если оказался перед выбором; жизнь или честь, то без раздумий выбери второе.» Даже такие естественные чувства, как любовь или ненависть, должны были отступить на задний план перед необходимостью соблюдения закона чести в том виде, как его понимали армянские горцы. Кодекс мужчины-горца требовал независимо от складывающейся ситуации выполнять свой долг перед семьей и родом, например, исполнить требование кровной мести, несмотря на все препятствия, невзирая на численность или силу противостоящего врага, решительно и бесповоротно вступать в схватку, пусть неравную и заранее обреченную.
Болтливость также считалась неприличной. О военных подвигах своих горец никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые отличались необыкновенной скромностью: не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани. Особенно неприличным считалось хвалиться своими подвигами в присутствии женщин. Мужчина не должен был распространяется о своих деяниях в обществе женщин.

Скромность и честь девушки
Девочек же, в отличии от парней, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам, могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.
Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прилюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода. Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб.

Взаимоотношения мужчин и женщин
Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. Обмен какими-то любезностями между мужем и женой в присутствии посторонних считался бы весьма неприличным и нескромным поведением. За столом гости могли хвалить хозяйку дома, произнести благодарственный тост за неё, но сам хозяин дома никогда этого не делал и старался сдерживать других от чрезмерной хвальбы. К тому же, если в доме были дедушка и бабушка, принято было сперва выказать знаки уважения им. Невестка при этом «оставалась в тени».

Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину, даже на свою жену. Но при этом, мужчина всегда был беспрекословным хозяином и главой дома, любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению.
Армянин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена меняются. В моду вошли всякие мини-юбки, шорты и т.п.
И всё-же взрослый мужчина, разгуливающий по улице или двору многоэтажного дома по пояс голый, со свисающим через ремень животом, или молодая девушка в мини-юбочке, не могут быть нормами приличия для нашего народа ни в какие времена… Если завтра где-то на Западе войдёт в моду ходить по улицам в купальных костюмах, для нас армян, если мы хотим оставаться таковыми, эта норма должна быть неприемлема.
Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и окружающие условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные армянские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.
И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых на известных сайтах одноклассников, «в контакте» и других. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одно из самых основополагающих норм поведения своего народа.

Честь семьи и кровная месть
Отстаивание чести своего рода, семьи, всегда стояло на первом месте. Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Никакое оскорбление не могло остаться ненаказанным. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных — мужчин. За убийства семья жертвы наказывала семью преступника, кто покушался на жизнь и честь членов его семьи, чтобы тем самым восстановить «семейную честь». Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя и всю свою семью несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.
Существование или сам факт наличия кровной мести является огромнейшим, прежде всего, сдерживающим фактором перед лицом каких бы то ни было посягательств. А когда всё это сидит в самом нутре человека — он сто раз подумает, прежде чем совершить что либо, за что потом неминуемо будет жестоко наказан или он сам или кто-то из его близких родственников.

Этикет, манера поведения, их нарушение и наказание
В присутствии старших и женщин или же за столом, например, не может быть никаких вольностей, хамства, сквернословия. Сдержанно и скромно принято себя вести также возле храмов, святых мест, кладбищ. Словом, горцы придерживались многих «табу» — неписанных запретов того, что считалось недостойным и унизительным. И хоть каждый и был волен поступать в любой ситуации по-своему, ответственность за поступки перед обществом была очень высока. Потому что общество всегда реагировало адекватно. И если человек шел наперекор правилам и нормам поведения он навлекал на себя позор и презрение окружающих. И не только на себя, но и на всю семью, род, село. В тех условиях, это было хуже физической смерти. В самых крайних случаях на сельском сходе человеку (чаще всей семье) могли объявить всеобщее презрение и отчуждение. Такой человек оказывался в общественном вакууме, как неодушевленный предмет. Никто не имел права общаться с таким или оказывать ему какую-либо помощь. А нарушивший сам рисковал оказаться в том же положении.
Унаследованные от предков традиции держали каждого члена общества в рамках строгого приличия; они же вершили суд и расправы сильнее и быстрее, чем секира королевского палача. Правовые нормы такого неписаного житейского кодекса позволяли предать любого нарушителя всеобщему нравственному осуждению и отвержению…
Несколько десятилетий назад на французской эстрадной сцене блистал шансонье армянского происхождения. Бесспорно талантливый певец, он пользовался в Армении огромной любовью и популярностью, гораздо более большей, чем во Франции. В каждом армянском доме были пластинки с записями его песен, каждый житель страны знал его песни. Затем этот певец влюбился в турчанку и женился на ней, предварительно приняв ислам (таково было условие невесты). Как же отреагировали армяне? Они просто предали имя этого певца полному забвению. Он перестал существовать для армянского народа. И дело тут было не в браке с иноплеменницей. Это армяне еще могли простить. Отказ от духовной веры предков, от национальных ценностей и устоев — вот проступок, не поддающийся прощению народом. В этом случае наступает время самого страшного для армян наказания — бойкота общенационального масштаба. Как представляется, это старый способ наказания, успешно испытанный еще в языческую эпоху.

Источник: www.Hayadat.ru

arm-world.ru

Армянские обычаи и традиции для девушек

Армения это страна, которая 1-я в мире, еще в 301 году, приняла христианство в качестве государственной религии. С того времени армянские народные традиции и обычаи, многие из которых были языческими и складывались на протяжении тысячелетий, пополнились церковными христианскими обрядами и ритуалами. И многие из них переплелись один с другим, получали новый окрас. Церковь приняла , а так же подкорректировала некоторые из языческих традиций. Сегодня жители современной Армении далее свято чтят большинство обычаев своего народа, считая их неотъемлемой частью своей культуры , а так же истории, пишет fb.ru.

Армения – страна традиций

Эта страна Закавказья что находится на перекрестке между Западом и Востоком, Европой и Азией. Она часто получается на пути столкновений древнейших могучих держав, больших империй. Армянская земля не раз была  ареной боевых действий. Будучи верной своим традициям, языку и культуре, армяне сумели сохранить самобытность. 1-м словом, именно традиции и обычаи армянского народа есть секретом его долголетия. Иногда они принимают некий искусственный, демонстративный характер, но, возвращаясь к ним вновь и вновь, жители страны оказывают уважение своим корням и сохраняют свою идентичность.

Традиции – главное богатство древних народов

Антропологи, изучая древние нации, сделали  вывод, что когда представители того или иного этноса глубоко чувствуют свои корни, осознают причастность к этому народу, то они со временем не утрачивают своих обычаев и свято чтят традиции предков. Так и армяне: они живут, развиваются, адаптируются к новым реалиям, но армянские традиции и обычаи, которые были сформированы на протяжении многих веков и даже тысячелетий их прародителями, есть незыблемыми. Более того, представители данной древней нации считают их своим национальным достоянием и основным богатством, и им совершенно не важно, сопровождают эти ритуалы радостные события или печальные.

Главные армянские традиции и обычаи

Издавна  для этого древнейшего христианского народа основными национальными ценностями считаются брак и семья, в которой главой остается муж, а слово старшего мужчины в роду является законом для всех его членов. Уважение к пожилым людям так же является 1-м из основополагающих традиций армянского народа. В стране еще культивируются родственные отношения, а соседи в скором времени становятся ближе некоторых родных: всегда помогают и поддерживают один другого. Ну и самой огромной традицией в Армении есть гостеприимство. Человек, который переступил порог твоего жилища, не может являться нежеланным гостем. В Армении ни один человек не поймет выражения “незваный гость хуже татарина”. Для каждой семьи это дело чести с достоинством принять людей, пришедших в их жилище, “уваживших их очаг”. Лучшее место за столом естественно дают гостю. И это традиция, которая идет из поколения в поколение.

Видоизменение семейных традиций

В этой не большой закавказской мононациональной стране армянские традиции и обычаи в семье продолжают оставаться неизменными, несмотря на то что сами армяне думают , что в их укладе многое изменилось, получив западный “окрас”. Так, например, сегодня много молодых семей хотят жить отдельно от родителей, женщины также принимают активное участие в общественной жизни, стали более самостоятельными, а это означает, что они не в состоянии всецело посвящать себя семье. Кроме того, сегодня армянки не хотят рано выходить замуж, занимаются вопросами карьеры, и даже могут в зрелом возрасте родить ребенка вне брака.

Семейные традиции в современном армянском обществе

Жизнь изменилась, и ничто не может быть незыблемым. Тем не менее имеются армянские обычаи и традиции, которые актуальны даже в нынешней Республике Армения. По-прежнему главой семьи тут является муж, но если семья состоит из нескольких поколений, то у старшей женщины есть широкие права, и она подотчетна только своему супругу, а ее сыновья и их жены должны беспрекословно подчиняться ей. В идеале все данное делается с любовью и уважением, но известно немало случаев, когда молодые невесты встают на защиту своих прав в семье и во избежание серьезного конфликта их мужья бывают вынуждены отделиться от родительского дома.

Место зятя в армянском доме

Армянские семейные традиции и обычаи, как правило, не принимают возможность проживания молодой семьи с родителями жены-с тещей и тестем. Имеется даже пренебрежительное прозвище — “домашний зять”, которым нарекают молодых мужчин, каковы после женитьбы перебираются в отчий дом своей супруги. Но и этот обычай сегодня часто нарушается, ведь иногда городские девушки выходят замуж за приехавших из областей провинциалов, у которых, как правило, нет своего жилья. И конечно, молодая жена не желает ехать за тридевять земель в дом родителей мужа, и новобрачные остаются жить в доме жены.

Погребальные обычаи

Почти у всех народов мира имеются особые ритуалы, которые придают торжественности процессу погребения человека. Все обычаи и традиции армянского народа кратко трудно описать, особенно когда это касается самых печальных моментов нашей жизни — прощания с родным человеком. При данном , будучи христианами, армяне чтут все церковные обряды. То есть усопшего отпевают или в церкви, или в его доме в присутствии всех близких и знакомых. При этом на панихиду идут не лишь люди, лично знавшие усопшего, но и друзья, знакомые и коллеги членов его семьи.

Похоронная церемония

В день похорон приглашается священник, который снова отпевает усопшего и вместе с похоронной процессией идет на кладбище. В Армении имеются области, в которых женщинам не разрешается в день похорон пойти на погост. По возвращении домой участников похорон ожидает обильный стол. Люди кушают и, не чокаясь, пьют за упокой души усопшего. На другой день в доме собирается группа близких людей и снова отправляется на кладбище, а затем собирается за накрытым столом, вновь поминая покойника. Поминальные обряды тоже устраиваются на 7-й и сороковой дни и в годовщину печального события, а еще на церковные праздники: на Рождество, Пасху, Праздник Святого Креста и т. д. На протяжении сорока дней мужчины (ближайшие родственники усопшего) не бреют бороды, а женщины носят траур.

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Прежде чем говорить о том, как идет традиционная церемония венчания в Армении, хочется описать подробности процесса сватовства. Ну, во-первых, начнем с того, что еще полвека тому в этом вопросе Армения была намного традиционной. Имелись времена, когда женихи и невесты видели друг друга лишь в день сватовства или даже обручения. Значит  выходили замуж и женились «вслепую». Теперь это редкость даже в самой далекой деревне. Сегодня девушки и парни изначально знакомятся, влюбляются, встречаются, потом знакомятся с родителями друг друга, затем уже происходят традиционные сватовство, обручение и, наконец, венчание. И все это — дань национальному, хотя сегодня от данных традиций осталось одно лишь название. А все данные мероприятия настолько модифицированы, что в них трудно углядеть даже отголоски прошлого.

Женщина и ее место в армянском обществе

В нынешней Армении, несмотря на все перемены, армянские обычаи и традиции для девушек намного более строги, чем для мужчин. Так, например, представительницам прекрасного пола непригоже знакомиться на улице с мужчинами. Именно данному учат своих дочерей матери только ли не с детства. Но сегодня молодежь умудряется знакомиться через соцсети, общаются онлайн, а через какое-то время парни просят пассию о встрече.

Согласно нынешней армянской традиции, девушке не пристало сразу же соглашаться на уговоры кавалера, она должна “проверить” его чувства, тянуть время встречи. Если у девушки имеется брат, особенно старший, то парень, который имеет виды на его сестру, должен точно встретиться с ним и попросить его разрешения. Скажем, что  тайные встречи в Армении не одобряются. После пары свиданий, если молодые захотят начать серьезные отношения, родители договариваются о сватовстве или сразу же о помолвке: иногда одно плавно перерастает в другое.

Сватовство

Наверняка многих интересует, как идет армянская свадьба. Традиции и обычаи в современном обществе в основном потеряли свою актуальность, хотя имеются семьи, которые ратуют за возрождение национального и всячески стремятся придерживаться правил и канонов, которые были созданы тысячелетия назад. Итак, 1-м этапом в данном процессе является сватовство. В старину, когда люди проживали в маленьких городках и селах, и все знали друг друга, данный процесс доверяли посреднице – общей знакомой для двух семей. Но сегодня этот этап совсем выпал из череды предсвадебных мероприятий. На сватовство не надо идти огромной компанией. В группу сватов входят мама, папа, дедушки-бабушки, старший брат или сестра жениха. Они берут с собой конфеты, армянский коньяк, букет цветов , а так же золотое колечко для невесты (но не обручальное). Родители невесты встречают их сдержанно. На столе не должно находиться каких-либо угощений. Какое-то время проходят переговоры, стороны знакомятся одна с другой. Исход данной беседы может быть самым неожиданным: или отец невесты будет согласен отдать свою дочь за данного парня, или нет. В 1-м случае в “переговорную” комнату приглашается девушка, и папа спрашивает её, согласна ли она выйти за этого молодого человека замуж. Девушка, как правило, говорит легким кивком – или отрицанием, или согласием. В 1-м случае жених идет к ней и надевает на безымянный палец ее левой руки кольцо, потом на стол выносятся рюмки и откупориваются две бутылки коньяка. В каждую из рюмок наливается чуть из каждой бутылки. Сначала чокаются отцы, а затем все остальные. Потом идет угощение. В случае отказа сваты идут, даже не посмотрев девушку и не спросив ее согласия.

Обручение

Армянские свадебные традиции и обычаи сильно интересны. После сватовства идет обряд обручения. Основным организатором данного мероприятия есть сторона невесты. Семья девушки накрывает столы (сегодня это делается в ресторане), зовут родственники. Сторона жениха подготавливает корзины с дарами. Каждая из приглашенных женщин идет со своим подарком, положенным в корзину с фруктами, конфетами и напитками. Конечно , для невесты готовят букеты, торт, ну и, естественно , кольцо, уже обручальное.

На данный раз кортеж встречают с распростертыми объятиями , а так же улыбками, ведь родные жениха — желанные гости, будущие родственники. Потом идет собственно обряд обручения. В идеале всё должно быть в церкви, но этого сегодня редко кто придерживается. Молодые лишь надевают друг другу кольца, а родители открывают коньяки. Потом проходит самое настоящее застолье и танцы, танцы, танцы…

Свадьба

Если вы хотите увидеть, что собой представляют самые настоящие армянские традиции и обычаи (фото с некоторых мероприятий есть в статье), то лучше поехать куда-нибудь в провинцию. В городе, особенно в столице, молодежь тяготеет ко всему иностранному, и армянская свадьба превращается в настоящий микс традиционно армянской, европейской, а иногда, как бы нелепо это ни звучало, арабской.

Кто такой кавор?

На армянской свадьбе основным человеком есть кавор (посаженный отец). Утром, перед тем как пойти за невестой жених, его отец и несколько их близких родственников и друзей идут за кавором и его женой – “каворкин” – в его дом, естественно же, не с пустыми руками. После маленького застолья свадебная процессия идет в дом невесты. Еще , мать жениха остается дома, чтобы нужным образом встретить молодых

В доме у невесты: обряд свадебного платья

В корзину ложат подарки для невесты (иногда платье) и пару атрибутов: туфли (обязательно), фата, духи, косметика, сумочка, букет и т. д. Согласно древним традициям, после прихода сватов все женщины шли в девичью комнату и наряжали невесту, напевая обрядовые песенки. Молодая должна была одеть  все новое, приобретенное женихом. В процессе всего куда-то исчезала 1-на из ее туфелек, причем ее должна была “украсть” одна из родственниц невесты. Каворкин обязана заплатить выкуп за возвращение туфли. Фату одевают, три раза перекрутив ее вокруг головы невесты. Потом в комнату приглашается жених, и он, приподняв фату с лица невесты, целует ее и отводит к гостям. Но тут их ждет еще одно препятствие. Путь им преграждает брат невесты с мечом в руках и так же просит выкуп. На данный раз надо раскошелиться жениху.

Свадьба

После маленького застолья в доме невесты молодые и свадебный кортеж едут в церковь, где совершается обряд венчания. После чего молодожены идут в дом жениха, где их с лавашами и медом встречает мама жениха. Она набрасывает лаваш на плечи жениха , а так же невесты и преподносит им по ложке меда.

Это означает то, чтобы они проживали в мире и согласии. Потом новобрачная должна поломать каблуком тарелку перед входом в дом своего новоиспеченного мужа. После чего начинается долгое застолье, во время которого невесту обдаривают золотыми подарками. Конечный этап – танец невесты, после которого молодые идут из зала, но свадьба продолжается.

В качестве заключения

Свадебные армянские традиции и обычаи сильно богаты, самобытны и очень интересны, и каждая область имеет свои особенности, однако их невозможно описать в 2-х словах. Намного подробнее о них мы поведаем в следующий раз.

 

roadnice.ru

Армяне

 

Армяне являются народом, который имеет свой язык, свою историю, культуру, большое количество обычаев и традиций. Историки всего мира по сей день спорят о том, когда берет свое начало история одного из древнейших и первых народов — армян. Армяне переживали не малое количество притеснений и гонений с исторических земель. Наравне со многими древними народами, армяне чтят своих предков и свою историю. Ярким примером такого почитания, является признание геноцида, который унес жизни тысяч армянских предков. Армяне, в большинстве своем, имеют культ семьи — армянские семьи дружны, многочисленны и в любое время дня и ночи готовы помочь, если это необходимо.

 

Армянский язык.

Согласно исследованиям, армянский язык входит в число 50 самых популярных языков мира. На армянском языке говорят более 5,5 миллионов человек по всему миру и все они лишний раз доказывают, что чтить свою культуру можно не только на исторической Родине, но и там, куда забросила судьба носителя языка. Споры о происхождении армянского языка не утихают по сей день. Некоторые историки утверждают, что армянский язык можно считать смесью из древнегреческого с такими вымершими языками, как дакийский и фригийский, вторая группа историков опровергают этот факт. А потому, в настоящее время, принято считать, что армянский язык вобрал в себя особенности многих живых и мертвых индоевропейских языков. Интересным фактом, достойным дополнительного упоминания и знания, является армянский алфавит. Он является неизменным на протяжении более 1600 лет. Армянский алфавит создан в 405 году священником Маштоцем.

 

 

Армянский алфавит

 

 Месроп Маштоц сделал огромный вклад в письменность и развитие армянского языка. Будучи чтецом, переводчиком и священником, Маштоц является культовым персонажем в армянской истории. Маштоц создал армянский алфавит, состоящий из 36 букв, в долговременной экспедиции, которая помогла ему улучшить алфавит и сделать его настоящим открытием. Настолько значимым, что по сей день, армянский алфавит находится в своем первоначальном виде.

 

Религия.

В 301 году армяне приняли христианство и выбрали данную веру государственной. В последствие, множество исторических событий будет складываться около веры армян, их будут пытаться сломить, заставить принять иную веру, но армянский народ проявит настоящую стойкость в своих убеждениях и ни одно другое вероисповедание не сможет «переманить» армяней на свою сторону. Следует отметить, что армяне являются монофизитами и в отличие от православных христиан видят в Иисусе Христе только одно природу, не разделяя ее на божественную и человеческую.

 

Праздники и исторические даты Армении.

1 января — Новый год. Армянский Новый год практически ничем не отличается от русского Нового года. Главными персонажами также являются Дед Мороз и Снегурочка, праздничные столы ломятся от традиционных блюд и напитков, родственники и друзья поздравляют друг друга кто как может — кто личным визитом, а кто по телефону.

6 января – Рождество. Накануне праздника, верующие отправляются в церкви, чтобы стать частью литургии, зажечь свечу и отправиться с зажженной свечой к себе домой. Это считается освещением дома и очищением от всего дурного.

14 февраля – Терендез. Данный праздник является альтернативой Дня всех влюбленных или дня Святого Валентина.

19 февраля – День святого Саркиса. Святой Саркис является покровителем всех влюбленных в Армении. Являлся храбрым воином, полководцем.

26 февраля — День памяти погибших в погромах и избиениях в Баку, Кировабаде. Преступники уничтожали армян в квартирах, домах, на улицах и везде, где только сталкивались. Жертв убивали, сжигали заживо, наносили увечья подручными средствами. С 26 февраля по 29 февраля 1988 года армянский народ снова почувствовал страх и несправедливость.

24 апреля — День памяти павших в геноциде против армянского народа. Во всем мире и в странах, признавших геноцид, 24 апреля является днем памяти тех, кто пострадал от османов в 1915 году. Геноцид армян является для армянского народа кровоточащей раной, событием, которое невозможно забыть.

Многие праздники, такие как день пограничника, день Победы, день радио празднуются в Армении также, как и в России. Даты праздников одинаковы.

Культура и традиции армянского народа.

Армянская свадьба. В настоящее время армянская свадьба сохранила лишь некоторые обычаи, которые были приняты еще в средние века. Свадьба по-прежнему состоит из нескольких частей:

1.Обручение. Данный обряд претерпел несущественные изменения и по-прежнему является важным событием в жизни молодых. В назначенный, оговоренный между молодыми и их родителями, день в доме жениха собирается вся родня. Родители жениха, близкие родственники, кавор (крестный отец) с супругой. После фуршета (раньше вместо фуршета было настоящее застолье, которое могло продолжаться около 5 часов) дары, подарки для невесты собираются в плетеные корзины и все родственники отправляются в дом невесты пешком, вне зависимости от того, где жила невеста- через улицу или в соседнем селе. Сейчас в корзинах можно увидеть фрукты, сладости, украшения. Армяне потихоньку отказались от традиции класть в корзины мясо, молоко, хлеб. Данные продукты присутствовали в корзинах в те времена, когда это считалось показателем достатка жениха. Тем временем, в доме невесты велись последние приготовления – на стол выставлялось все самое лучшее, невеста прихорашивалась и отправлялась в отдельную комнату до определенного момента. Приближаясь к дому невесты, несущие корзины должны были поднять их над головами, чтобы все увидели, с какой целью приближается толпа. Разумеется, в настоящее время, сторона жениха не будет идти пешком от дома жениха до дома невесты, поэтому обычай несколько видоизменился. После того, как жених вручает матери невесты все корзины с яствами, гости приглашаются за стол. Спустя некоторое время супруга кавора выводит невесту к гостям, родители благословляют молодых и жених надевает кольцо на палец невесте. Следует отметить, что многих наблюдателей сбивает с толку одна небольшая особенность армянской помолвки. Помолвочное и обручальные кольца носятся на безымянном пальце левой руки. Многие русские, увидев это, несколько обескуражены данным фактом, так как привыкли видеть эти кольца на безымянном пальце правой руки. Раннее было необходимо одаривать невесту золотом, сейчас же родители жениха преподносят украшение, зачастую это семейная реликвия (кольцо, браслет, ожерелье, передающиеся из поколения в поколение).

 

 

Армянское обручение

2.Свадьба. В настоящее время армянская свадьба мало чем отличается от любой другой свадьбы. Жених и невеста проводят последние приготовления, одеваются, прихорашиваются каждый у себя дома. После этого сторона жениха едет за невестой, которая должна находиться в родительском доме. Пройдя все конкурсы и «преграды» на пути к невесте, жених с букетом заходит в отчий дом будущей жены и забирает ее. Свадебный кортеж направляется в ЗАГС, где происходит церемония бракосочетания, а после все отправляются в церковь для венчания молодых. После венчания, вся свадебная процессия направляется в ресторан для того, чтобы достойно отметить торжество. Одним из самых ярких моментов свадьбы является танец невесты в окружении гостей. Гости одаривают невесту деньгами во время танца, и данное вознаграждение может кол*автоудаление плохих слов*ся от малых до заоблачных сумм. Благодаря тому, что время не стоит на месте и многие традиции претерпевают изменения, армянская свадьба лишилась таких самобытных обрядов, как преподнесение красных яблок, свечей и красного вина матери невесты в знак того, что ее дочь была невинна до первой брачной ночи. Довольно символичная традиция осталась в прошлом.

 

 

Армянская свадьба

 

Рождение ребенка.Примечателен тот факт, что вопреки изменению многих традиций и обычаев, беременность невесты до свадьбы в армянской семье практически невозможна. У армян нет такого понятия, как семья, созданная из-за ребенка. Армянская семья сначала создается, а потом уже в ней рождается ребенок. Армянские девушки берегут себя для мужа, они воспитываются таким образом, что об ином исходе они даже не помышляют. Современные армянки рассказывают, что они не испытывают какого-то ограничения или явного запрета, нужды в сексе до брака, ведь предложения руки и сердца многим из них делают до их совершеннолетия и остается лишь дождаться достижения определенного возраста и свадебной церемонии. Необходимо отметить, что до сих пор существуют армянские семьи, которые не регистрировали свои отношения в ЗАГСе, а просто повенчались. Беременность до венчания также исключается.

 

 

Каждый армянин, глава семьи, мечтает о наследнике, сыне, который унаследует не только фамилию, но и многие умения отца. В настоящее время от пола ребенка ничего не зависит, это только лишний повод для гордости отца. Главной традицией армянского народа, связанной с рождением ребенка, является то, что в течение 40 дней новорожденного видят лишь члены семьи. Только на 40 день ребенка можно показать друзьям, дальним родственникам, соседям. Покупается наряд, накрывается праздничный стол, и счастливые родители демонстрируют свое чадо всем пришедшим на праздник. Разумеется, в век социальных сетей сложно выдержать данный обычай, так как каждой маме хочется продемонстрировать своего малыша всем и каждому. Но, несмотря на это, время летит настолько быстро, что эти сорок дней наступают весьма скоро.

 

 

Гостеприимство. Ни для кого не секрет, что армянский народ славится гостеприимством и шикарными застольями по значимым поводам. Приезд кого-то из родственников, проводы в армию, назначение на новую должность – любое событие является поводом созвать всех соседей, родственников и друзей. Армяне считают, что чем искренне ты радуешься, тем большим счастьем тебя одарит Бог. Застолья сопровождаются национальными блюдами, хорошим алкоголем, зажигательными танцами и, конечно же, хорошим настроением. Стоит отметить, что у армян не существует культа алкоголя. В семьях, где присутствует старшее поколение, бабушки и дедушки, является позором перебрать с алкоголем. Вне зависимости от возраста, социального положения «развеселившегося» гостя могут попросить покинуть праздник. Естественно, такие понятия, как «пьяные драки» на армянских застольях просто исключены.

Национальные блюда. История армянской национальной кухни насчитывает более 2000 лет. Переплетение культур, зависимость от окружающей среды – все это привнесло особенные элементы в кухню армянского народа.

Супы и горячие блюда. Опытные хозяйки зачастую вспоминают, как мамы или бабушки учили будущих хозяек всем премудростям приготовления и терпению, так как было весьма трудно привыкнуть к тому, что на приготовление одного супа может уйти более 2 часов. Технологии приготовления сильно отличаются от привычных русскому человеку технологий приготовления щей, супов и борщей. Из-за того, что один продукт в блюде (например, мясо), может проходить несколько вариантов обработки (жарка, тушение, коптение), блюда получаются сказочными и запоминаются навсегда. Примечательно, что армянская кухня изобилует многообразием зелени и специй. Армянские блюда отличаются естественностью вкуса, в отличие от многих кавказских блюд.

 

 

Армянская кухня

 

Мясо. Главное место в поваренной книге любой армянской хозяйки занимают блюда из мяса. Несмотря на небольшое количества видов мяса, каждое мясное блюдо имеет свой неповторимый вкус из-за предварительной подготовки мяса. Специальные маринады (винные, коньячные) с добавлением специй смогут донести всю гамму вкуса любого вида мяса.

К самым популярным армянским национальным блюдам можно отнести шашлык, долму, кюфту.

Армяне считают, что каждая хозяйка должна уметь готовить национальные сладости: кята и назук. Это многослойные пироги с разнообразными начинками. Разумеется, что речи быть не может о тесте, купленном в ближайшем супермаркете.

 

 

Фрукты и овощи занимают также основное место в рационе любого армянина.

 

 

Гарниры к основным блюдам составляют крупы.

 

 

Самым главным хлебобулочным изделием является лаваш. Армяне употребляют его вместо хлеба со всеми блюдами: с мясом, супом, обмакивают в соусы. Современные хозяйки делают различные начинки и заворачивают их в лаваш.

Знаменитые армяне мира. Армянский народ разбросан по всей планете и его представители, разумеется, добились разных высот. Армяне гордятся своими соотечественниками, а те, в свою очередь, не скрывают свое происхождение.

Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян) – французский шансонье, актер, общественный деятель, поэт, композитор. Его родители бежали во Францию в 1922, испугавшись повторения геноцида армян 1915 года. Шарль родился во Франции и с самого детства знал, чем будет заниматься всю жизнь. Его знают во всех уголках планеты. В 2014 году, в возрасте 90 лет, дал концерт в Крокус Сити Холле. Все билеты были проданы, вне зависимости от их стоимости. Азнавуром была написана песня «Они пали» в память о жертвах геноцида. В видеоклипе, снятом на эту песню, приняли участие армянские актеры, певцы и знаменитости Армении и армянского происхождения.

 

 

Шарль Азнавур

Армен Джигарханян. Актер театра и кино, продюсер, режиссер. Армен Борисович родился 3 октября 1935 года в Ереване. С малых лет, Джигаханян сопровождал свою маму на кинопремьерах, театральных постановках и выставках. Елена Васильевна, мама Армена Борисовича, прививала ему любовь к культуре и искусству. Позже, Джигарханян признается, что если бы не мама и ее ярая любовь к кино, то возможно все бы знали Джигарханяна-экономиста, но никогда не узнали бы о Джигарханяне, как об отличном актере, способном перевоплотиться и сыграть разнохарактерные и разноплановые роли. Известен по фильмам «Здравствуйте, я ваша тетя». «Собака на сене», «Место встречи изменить нельзя».

Тигран Кеосаян. Режиссер, сценарист, продюсер. Сын знаменитого режиссера «Неуловимых мстителей» Эдмонда Кеосаяна, Тигран, достойно продолжил дело отца, став режиссером и сценаристом. Стоял у истоков создания видеоклипов на песни популярных российских исполнителей. Российским телезрителям Кеосаян подарил свою режиссерскую работу «Бедная Саша», где главную роль сыграл А. Збруев. Женат на актрисе Алене Хмельницкой.

Дживан Гаспарян. Армянский музыкант, прославивший на весь мир национальный армянский инструмент-дудук. Является композитором к знаменитым фильмам «Гладиатор», «Страсти Христовы», «Код да Винчи». Несмотря на свой возраст (родился в 1928 году) до сих пор дает концерты и обучает искусству игры на дудуке.

 

Вартерес Самургашев. Чемпион Летних Олимпийских игр 2000 года по греко – римской борьбе. Чемпион Европы, мира,России. Заслуженный мастер спорта. Наиболее известен жителям Ростова-на-Дону, так как проживает именно там.

Шаварш Карапетян. Знаменитый пловец, чемпион Европы и СССР. После героического поступка на некоторое время покинул спорт из-за проблем со здоровьем.

Подвиг, о котором сейчас мало кто знает. В 1976 году, совершая каждодневную пробежку на берегу озера в Ереване, Шаварш увидел, как троллейбус с людьми с дороги возле озера падает в воду. Шаварш принимает решение спасти как можно больше людей и в считанные секунды придумывает план: он ныряет и достает людей, а его брат и тренер, которые были с ним на пробежке, оказывают помощь дальше. Стоит отметить, что трагедия произошла в середине сентября, вода была холодной, а видимости под водой и вовсе не было. В таких условиях Шаварш спас больше 20 человек. Анализирующие всю эту ситуацию были потрясены: Шаварш спас людей при совершенно нулевом шансе. Но он это сделал. Ценой собственного здоровья. После своего поступка, Карапетян слег с тяжелейшей пневмонией и вернулся домой спустя полтора месяца.

Сюзанна Кентикян. Женщина-боксер. Чемпионка мира в легком весе среди женщин. Из 25 проведенных боев, 25 оказались выигрышными, 16 из них-нокаутом. Имеет рост 1,50 м и вес 50 кг.

Амаяк Акопян. Артист цирка, актер. Для многих прославился тем, что был ведущим программы «Спокойной ночи, малыши». Дети 90-х годов помнят его в разноцветных нарядах фокусника, его фокусы и неповторимые заклинания.

 

 

Вячеслав Добрынин (Вячеслав Петросян). Знаменитый певец и композитор. Лауреат множества песенных конкурсов и премий.

Михаил Галустян (Ншан Галустян). КВНщик, актер, продюсер. В настоящее время мало кто не знает Михаила.

Ирина Аллегрова. Популярная певица, исполнительница таких хитов, как «Младший лейтенант», «Императрица».

Евгений Петросян. Артист разговорного жанра, юморист.

Стоит отметить, что большое количество армян в советское время старались поменять свои фамилии и всячески старались «откреститься» от своего происхождения. После того, как страсти вокруг армян утихли, многие всеми силами пытались вернуть себе древнейшие фамилии, но было все тщетно.

Армянские общины или единство народа вне зависимости от местонахождения.

Как говорилось выше, всем известно, что армяне, где бы они не находились, всегда будут рады помочь своему соотечественнику. Благодаря этой черте, в каждом уголке мира, существуют армянские общины, которые образуют армянскую диаспору. Численность армянской диаспоры насчитывает более 8 миллионов человек. Следует отметить, что только 40 % армян живут на территории Армении, остальные же раскиданы по всему миру.

Исторически сложилось, что армяне часто подвергались гонениям, а потому большое количество армян было вынуждено оседать там, где это было безопасно. Диаспора заметно увеличилась после геноцида армян в 1915 году. Те, кто смог пережить эти страшные, кровавые события, осели по всему миру. Страх за себя, за семью, за своих детей и своих близких подтолкнул огромное количество армян покинуть родные края в поисках безопасности и спокойной жизни.

 

 

Армянская община

 

Армянские общины обеспокоены тем, что приехав в чужие края, армяне потеряют потребность в сохранении культуры, традиций, перестанут быть носителями языка, а потому всячески способствуют тому, чтобы армянин лишь менял место жительства, но не свои привычки и свою самобытность.

Приехав в любой уголок мира, армянин может быть уверен в том, что он сможет найти своего соотечественника или общину. Община выполняет функцию покровителя и помощника, когда приезжий плохо сориентирован в том, какая жизнь его ждет в дальнейшем на чужой земле. Разумеется, никто не помогает приехавшему материально, в основном это моральная помощь и организация досуга, празднование всеми членами общины национальных армянских праздников. Многие армяне отмечают, что благодаря единению духа в общинах, на чужбине они не утратили веру в себя и свое будущее, каким бы трудным оно не было.

 

 

Также всем известно, что армяне стараются перевести свою семью туда, где они обустроились. Многие смеются над этой чертой, смеются до тех пор, пока не столкнутся с равнодушием собственной семьи в чрезвычайных ситуациях.

Исторические события, изменившие жизни многих армян.

К главным и, к сожалению, к трагическим событиям, которые навсегда и безвозвратно изменили жизни и судьбы тысяч, а может и миллионов армян, можно отнести:

  •  Геноцид армян. В ушедшем, 2015 году, армяне по всему миру отмечали 100-летнюю годовщину страшного события не только в истории армянского народа, но и в мировой истории. Исследования показали, что больше 42 % населения всего мира не знают основных причин и последствий геноцида армян. Просто слышали, что «что-то случилось и армян стали убивать». Это ужасное упущение и пробел в знаниях людей. К самой основной причине произошедшего можно отнести отказ армян принимать веру турок — мусульманство. Образно говоря, армяне, принявшие в 301 году христианство и никого не принуждающие к своей вере, оказались на пути турок, которые стали сдавать свои позиции сильнейшей Османской империи. Османы для того, чтобы доказать себе и всем странам свою силу начали притеснять армян. Конечно же, все было намного глубже и конфликтнее, но факт остается фактом: турки захотели потешить свое самолюбие и развязали войну с людьми, которые им не понравились. Армян вырезали семьями, сжигали заживо в их домах, топили в реках. Свою многотысячную казнь, турки начали с убийств священников, политических деятелей и всех тех, через кого простой народ мог обратиться за помощью к миру, к России, к странам Европы. С тех пор армяне, на каком-то генном уровне, относятся враждебно к туркам, которые до сих пор не признали свою вину в данном кровопролитии. Долгом каждого армянина, стала миссия: донести до мира насколько ужасно было действие османов. Именно поэтому в 30 странах мира геноцид армян был признан. В 30 странах, в числе которых Турции так и не оказалось. В одном из интервью, Николя Саркази поблагодарил армянский народ за упорство, за то, что армяне добиваются правды: «…возможно благодаря такой сплоченности, армяне предотвратили геноциды других народов». Многие социологи отметили, что в войне 2008 года в Цхинвале, Михаил Саакашвили пытался предпринять похожую тактику против осетин.

Геноцид армян

  •  Землетрясение в Спитаке. Грязный, в оборванной рубашке и ищущий свою семью среди камней и обломков, житель армянского города Спитак, сказал одному из журналистов: «Я не знаю, чем мы так разгневали Бога, что на нашу долю выпало очередное испытание». И это было истиной. Криком души и просьбой о помощи. 7 декабря 1988 года в армянском Спитаке произошло самое страшное землетрясение за всю историю Армении. В 11.41 по местному времени произошел сильнейший (почти 12 баллов по шкале Рихтера, что является максимальным значением) подземный толчок, который почувствовали даже жители Еревана, находящегося в ста километрах от Спитака. В этой трагедии погибло около 25 тысяч человек, и тысячи искалеченных, под обломками города. Армяне всего мира содрогнулись. У кого-то в Спитаке были родственники, у кого-то друзья. Аэропорты были переполнены – все пытались улететь в город, которого больше не было. Самым страшным было то, что в 1988 году была самая холодная зима и те, кто выжил после толчков, могли бы просто умереть от холода. Главный политик того времени, глава СССР Михаил Горбачев, узнав о землетрясении, незамедлительно прервал свою деловую поездку в Америку и тут же отправился в Армению. Страны, узнавшие о трагедии, высылали фуры, самолеты и поезда с гуманитарной помощью, лучших медиков и спасателей, но не учитывали главного – наряду с жилыми домами, садиками и школами, были разрушены и больницы. Ситуация выходила из-под контроля и вызывала ужас даже у самых непоколебимых. Самых «тяжелых» больных отправляли самолетами и вертолетами в ближайшие больницы, на месте трагедии круглосуточно работали спасатели, медики и просто мирные жители, которые не теряли надежду найти среди руин своих близких. Позже город был восстановлен и в настоящее время в Спитаке проживает около 40 тысяч человек.

Землетрясение в Спитаке 1988 года

  •  Нагорный Карабах. Последним громким конфликтом, в котором была задействована Армения, стал Карабахский конфликт. Анклав, территориально находившийся между Арменией и Азербайджаном, носил название Нагорный Карабах. В Нагорном Карабахе проживали армяне, которые хотели стать либо частью Армении, либо же получить независимость. Армения и Азербайджан стали вести политические переговоры, в ходе которых так и не смогли мирно договориться, кому же должен принадлежать Карабах. Пик конфликта пришелся на ноябрь-декабрь 1988 года, и пыл воюющих на время остудило Спитакское землетрясение. Мирные жители враждовали друг с другом, каждый пытался присвоить себе «чужой» Карабах. Споры о Карабахе возобновились после перестройки и благодаря верным стратегическим действиям Сержа Саргсяна, который в то время еще не был президентом Армении, привели Армению к восстановлению справедливости и возвращению исторических земель. 

 

 

Как бы ни складывалась жизнь армянского народа, куда бы ни забросила их жизнь, армяне всегда улыбчивы, позитивны и добры к окружающим. Сатирик Евгений Петросян как-то сказал: «Армянский народ переживает все благодаря своей сплоченности, своему позитиву. Вы видели когда-нибудь хмурого армянина? Я не видел».

arm-world.ru

Армянские народные традиции. Семья. » Армяне Мира

Семья. Исторический очерк

Для традиционного армянского быта, как и для быта многих других народов мира, были характерны большие патриархальные семейные общины — гердастан, объединявшие до 50 и более родственников нескольких поколений, с четко выраженной половозрастной регламентацией прав и обязанностей их членов. Недаром слово ынтаник («семья» по-армянски) в переводе означает «под кровлей», т.е. имеются в виду живущие вместе в одном доме, под одной крышей. В то же время в народе для обозначения семьи чаще употребляли слова оджах (очаг), мец оджах (большой очаг), тсух (дым), тун (дом) или, как говорили в Арцахе, мец тон (большой дом).

В больших семейных общинах вместе жили родители и взрослые сыновья, в свою очередь имевшие детей и даже внуков. Во главе такой общины стоял пользовавшийся неограниченной властью старший в доме мужчина — тантер, хозяин дома, который единолично распоряжался как движимым и недвижимым имуществом гердастана, так и личными судьбами ее членев. Неограниченность его власти характеризуется бытописателями прошлого такими красноречивыми словами, как «самовольный властитель», «деспот», «владыка» и т.п. В функции тантера входили организация общесемейного хозяйства, руководство мужскими хозяйственными работами, главных образом земледельческими и скотоводческими, контроль над всеми доходами семьи, в том числе и заработками отдельных ее членов. В то же врем, несмотря на явно деспотический характер своей власти, при решении самых важных вопросов он советовался со старшими членами семьи, особенно со своими братьями, если они жили вместе с ним. Во второй половине XIX в. в Армении встречались семьи (правда, как редкое исключение, отмечает Э.Т.Карапетян), в которых власть отца контролировал совет старейших или семейные «собрания».
По отношению к главе семьи были приняты определенные нормы этикета: при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить; тантер первым садился за стол, занимая центральное место у очага, и первым ложился спать, причем младшая невестка должна была его разуть, раздеть, вымыв ноги и уложить в постель. Все члены семьи, независимо от пола и возраста, беспрекословно подчинялись ему.

Исключение составляла только пользовавшаяся большим авторитетом семье старшая в доме женщина — тантируи или тантикин, хозяйка или госпожа дома. Обычно это была жена главы семьи, но если она умирала раньше мужа, то ее права переходили к жене следующего по старшинству мужчины — старшего брата или сына. В этом случае ее авторитет признавался всеми родственниками и был выше авторитета ее мужа, который при живом старшем брате или отце оставался подчиненным членом семьи.

Тачтикин руководила всеми женскими работами в семье — домашним хозяйством, переработкой сельскохозяйственных продуктов и животноводческого сырья, сама пекла хлеб, варила обед, распределяла его между членами семьи, следила за чистотой и порядком. В ее ведении были все материальные ценности дома и ключи от него, продукты, без ее разрешения никто не мог ничего взять. В ее непосредственной компетенции, по выражению Елалаяна, «был руль семьи». Тантер, переступив порог дома, сам во всем подчинялся порядку, установленному ею. Недаром народная поговорка гласила: Муж — наружная стена дома, а жена — внутренняя. Мнение тантикин было решающим при выборе жены для сына, к ней в первую очередь обращались сваты, когда дело касалось замужества ее дочери. Только тантикин могла обращаться к тантеру по всем домашним вопросам и была единственной из женщин семьи, которая имела право садиться за стол вместе с мужчинами.

Тем не менее круг ежедневных обязанностей армянских женщин в большой семье был весьма широк. Так, Елалаян писал об этом: старшая невестка делает тесто, доит скотину, прядет шерсть, идет летом на высокогорное пастбище и там заготавливает сыр и масло; вторая и третья невестки просеивают муку, разжигают тонир, ткут различные шерстяные изделия и ковры, шьют, штопают, относят еду работающим в поле мужчинам, работают на гумне; младшая невестка каждое утро идет за водой, одевает свекра и свекровь, подает всем воду для умывания, стелит и убирает постели, подметает, зажигает огонь, подает всем обувь, открывает дверь, приносит обед, убирает со стола. Она снимает обувь со всех, включая своего мужа, укладывает спать свекра и свекровь и сама ложится спать позже всех, а встает раньше всех. Незамужние дочери были более свободны. По мере надобности они помогали невесткам по хозяйству, но в основном были заняты рукоделием и приготовлением приданого.

Взаимоотношения членов традиционной армянской семьи во многом регламентировались одним из широко распространенных в мире архаических обычаев — обычаем избегания. У разных народов этнографами были отмечены четыре основные группы избегания в зависимости от категории лиц, между которыми они возникали: запреты в отношениях между самими супругами; между родителями и детьми; между женщиной и родственниками ее мужа; между мужчиной и родственниками его жены.

Эти же формы избегания были характерны и для армян, но сохранялись они в разной степени. Так, материалы XIX в. показывают, что избегание мужчиной родственников его жены носило к этому времени чисто реликтовый характер, проявляясь только в некоторых свадебных обрядах, но не в повседневной жизни. Дольше всего у армян сохранялось избегание женщиной родственников ее мужа (в основном старших), что объяснялось патриархальностью армянской семьи и положением в ней женщины.

Этот обычай в народе назывался чхосканутюн или анхоск (букв. «неразговорчивость»), другое название — hарснутюн (от hарc — «невестка»).

В традиционной армянской семье стойко сохранялся запрет даже произносить имя жены или мужа, для супругов считалось «особым стыдом» называть друг друга по имени, сказать «мой муж», «моя жена». Эти слова заменяли другими, например, муж называл жену ахчи («девушка»), жена мужа — мард («человек»), а в присутствии посторонних — «сын» или «брат» либо соответственно «дочь» или «сестра» такого-то. Если мужу нужно было что-то передать жене, он обращался к ней обычно через свою мать, говоря; «Скажи ей, что…» При обращении к свекрови невестка, не называя имени мужа говорила: «Твой сын», а в разговоре с матерью или отцом — «твой зять». Избегание в отношениях между родителями и детьми в армянской семье в большей степени касалось отца, чем матери. Отец в присутствии своих старших родственников или даже посторонних лиц не должен был брать ребенка на руки, играть с ним и т.д. Родители старались не показывать, что этот ребенок принадлежит им. Если их спрашивали, чей это ребенок, отвечали так «К стыду сказать, наш», и тут избегая произнести «мой».
В литературе встречается немало сообщений об избегании армянкой старших родственников мужа. Так, еще армянский историк V в. Фавтос Бюзанд писал, что Тирит, двоюродный брат Гнела (оба были племянниками царя Аршака II), наслышавшись о замечательной красоте жены последнего, Парандзем, «…искал случая… повидать свою невестку», что свидетельствует о том, что в прошлом армянской женщине не полагалось даже показываться на глаза родственникам своего супруга. По замечанию А. Гакстгаузена, замужняя армянка «ни с кем не должна говорить… она разговаривает с мужем — и то тогда, когда она с ним наедине: со всеми прочими она объясняется только жестами».

Как сообщалось в 80-е годы XIX в., в среде сельского армянского населения молодая «по истечении года обязана ходить не иначе как с закрытым лицом, а до первых родов не вправе говорить как с родителями мужа, так и со старшими из ближайших родственников. В течение всего этого времени ей в случае надобности дозволяется объясняться с ними только при посредстве переводчиков: роль последних исполняют маленькие дети».

По сообщению Х.Самуэляна, «невестка в семье не имеет права говорить ни с кем из родных мужа (кроме детей) и даже с мужем в присутствии посторонних. До рождения первого ребенка, в некоторых местах даже в течение семи лет со дня замужества она показывается с закрытым лицом и говорит со всеми мимикой. Невестка не должна говорить со свекром до самой смерти, со свекровью — до разрешения от бремени первым ребенком, с деверями — в течение 10—15 лет. Вне семьи каждая женщина не только не имеет права говорить с посаженым отцом — кавором, но даже считается большим грехом показаться ему на глаза. Молодые невестки обязаны также для оказания чести старикам, соседям, как сотоварищам свекра, не говорить с ними 5—6 лет».

С. Д. Лисициан писал, что «невестке не разрешалось говорить со «старшей» (т.е. со свекровью) иначе как знаками. Сложилась особая манера речи при помощи знаков, которой пользовались невестки, обращаясь к старшим мужчинам, в особенности к свекру и старшим деверям». Схожие описания этого обычая имеются и в других публикациях.
Имущественно-правовые отношения членов семейной общины были основаны на общесемейной коллективной собственности при допущении элементов личной собственности, которую составляли предметы личного пользования, прежде всего одежда и оружие, а также украшения. В личной собственности женщины было ее приданое, состоящее из имущества, выделенного из общесемейного имущества отцовского дома. Оно увеличивалось эа счет труда женщины в семье мужа и подарков, полученных от родственников жениха во время смотрин и свадьбы, а также после рождения детей, особенно первенца.

Отцовский дом доставался самому старшему или младшему из братьев. Для остальных братьев строили дома на общие средства либо выделяли соответствующее имущество с учетом расходов на строительство. Если была жива мать, которая считалась хранительницей семейного очага, то она вместе с незамужними дочерьми оставалась, как правило, в семье младшего сына, и в данном случае отцовский дом доставался ему. Если же матери не было в живых, то в этом доме оставался старший сын, как главный наследник, достойный занять место отца.

Для армян, как и для других народов Кавказа, всегда были характерны тесные родственные связи. Кровные родственники входили в одну большую родственную патронимическую группу — азг (термин в армянском языке многозначен: «народ», «нация», «группа родственников» и др.). Азг образовывался путем деления разросшейся семейной общины на малые и большие дочерние семьи, которые, став самостоятельными, продолжали сохранять определенные хозяйственные, территориальные и духовные связи. Со временем эти семьи, разрастаясь, вновь распадались, и в результате такой последовательной сегментации образовывался коллектив родственных семей, насчитывающих в своем составе до семи-восьми поколений, ведущих свое происхождение от одного общего предка и связанных между собой главным образом духовными интересами.

Патронимические связи во многом дополнялись соседско-обшинными и при локализованном расселении семей одной патронимии тесно с ними переплетались. Эти связи принимали формы взаимопомощи, влияли на формирование общественного мнения.

У армян родственники по отцовской и материнской линиям назывались по-разному: соответственно азгакан (букв. «сородич») и барекам (букв. «доброжелатель»). Особенно близким родственником считался брат матери — керри.

В традиционном быту для армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства. «Гость от Бога», — говорили в народе, и поэтому каждому путнику, постучавшемуся в дом, всегда были готовы кров и пища, а его коню — овес и вода. При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель или еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим. С особым почетом относились к гостям, прибывшим издалека. По этикету полагалось, чтобы такой гость был в центре внимания семьи и не оставался в одиночестве. Его сажали на почетное место, с ним беседовали, для него приглашали родственников и соседей, его развлекали, дарили подарки и всячески старались угодить.

В западноармянских селениях для гостей и должностных лиц, приезжающих по служебной надобности, обычно содержали специальное помещение, куда назначали прислужника и поочередно присылали гостям еду. Это было вызвано нежеланием принимать турецких должностных лиц у себя в доме, поскольку они могли вести себя крайне назойливо, предъявляя оскорбительные для чести семьи требования.

Гердастаны в Армении отличались сравнительно большой устойчивостью и встречались еще в конце XIX в. и иногда даже в начале XX в. Многочисленные (до 100 человек и более) семейные общины, состоявшие из пяти-шести поколений родственников, с их патриархальным бытом, основанным на натуральном хозяйстве, сохранялись в конце прошлого столетия в некоторых отдаленных селениях горных районов Западной Армении (селения Сасун, Дерсим).
Но в целом большесемейные общины уже не были характерны для армянского общества. Распад их был обусловлен меняющимися социально-экономическими условиями, развитием капитализма, товарно-денежных отношений, усилением частнособственнических тенденций. Это было особенно заметно там, где развивалось отходничество, способствовавшее разложению общесемейной собственности, натурального хозяйства и патриархального быта семьи, как это происходило, например, по свидетельству С. Д. Лисициана, в Арцахе. Знакомство с бытом рабочих других национальностей, несомненно, оказывало определенное воздействие на традиционный быт армян, причем решающую роль в этом играл экономический фактор: заработав деньги, взрослый женатый сын предпочитал отделиться с женой и детьми, а не отдавать эти деньги в общесемейную кассу, как это всегда было принято в больших семьях.
К концу XIX в, для Армении стали типичными семьи, объединявшие родителей с женатыми сыновьями и их малолетними детьми; сыновья со взрослыми детьми образовывали самостоятельную семью. Так постепенно шел процесс сокращения средней численности семей. Например, в 80-е годы XIX в. средний размер армянской семьи колебался в ряде долинных сел от 6,0 до 9,6 человека, в горных селах — от 8,2 до 14,3 человека; в конце XIX в. в населенных в основном армянами Карсской и Ереванской губерниях средний размер хозяйства составлял соответственно 7,6 (в том числе в городах 7,9, в селах— 7,6) и 7.1 человека (6,1 и 7.3). Сравнительно меньшего размера были армянские семьи в Тбилиси. Подавляющее большинство из них объединяло от 2 до 5 человек и примерно четверть — от 6 до 10 человек.

Источник: www.HayAdat.ru

arm-world.ru

Армянская кухня и ее традиции Армянская культура

OST АРМЕНИЯOST АРМЕНИЯ
  • Главная
  • Армения
    • Республика Армения
    • Нагорно — Карабахская Республика
  • Армянская культура
    • Армяне
  • Памятники
  • Загадочная Армения
  • Публикации — Новости
  • О нас
  • Карта сайта
    • Обратная связь
  • OST АРМЕНИЯРусский
    • OST АРМЕНИЯEnglish
    • OST АРМЕНИЯTürkçe
    • OST АРМЕНИЯՀայերեն

Menu

  • Главная
  • Армения
    • Республика Армения
    • Нагорно — Карабахская Республика
  • Армянская культура
    • Армяне
  • Памятники
  • Загадочная Армения
  • Публикации — Новости
  • О нас
  • Карта сайта
    • Обратная связь
  • OST АРМЕНИЯРусский
    • OST АРМЕНИЯEnglish
    • OST АРМЕНИЯTürkçe

ostarmenia.com

Традиции армянских похорон

Армянские традиции погребения

Ни для кого не секрет, что основное количество армян — христиане. Согласно полученным данным больше 90% армян, проживающих в Армении, присоединены к Армянской Апостольской Церкви, то есть являются членами этой церкви. Несомненно, армянские традиции погребения имеют какие-то похожие черты с православными похоронными обрядами. Поскольку к православному вероисповеданию придерживается основная часть армян.

Тем временем, у армян есть свои древние армянские традиции и обычаи, которые сохранились и передаются из поколения в поколение.

Таким образом, один из таких обычаи, а именно армянские похороны традиции, которые существенно изменились. Согласно современным армянским традициям, которые сформировались на основе древних, традиции погребения состоят из нескольких действий и обычаев, далее рассмотрим это более детально. 

Необычные традиции

Все часы, находящиеся в доме покойного, должны быть остановлены сразу после его смерти. Родные покойного по дому завешивают зеркала. Согласно древним обычаям, у зеркала есть способность забрать собой весь накопленный негатив, который может отрицательно повлиять на остальных, кто проживает в доме покойного.

Каковы же похоронные традиции у других народов? Все о китайских традициях — тут, а о еврейских — здесь.

 

Погребение

Далее, покойного омывают, облачают в новую ритуальную одежду, затем осторожно укладывают в гроб.

Кстати, допускается только деревянный гроб. 

Затем сам гроб ставят на стол, при этом есть условия, что обязательно голова покойного должна быть направлена в сторону запада, а нога, в сторону востока, и лицо должно быть обращено на восток. К тому же крышка гроба не должны заносить домой, ее нужно оставить снаружи. Все морально ценные вещи, которыми пользовался покойный, кладут рядом с ним, позже эти вещи должны быть захоронены вместе с покойным. Ночью покойный не должен оставаться один, с ним рядом должны быть двое мужчин, они возле гроба зажигают свечи и находятся рядом с ним до утра, это делается с целью сохранения покоя покойного.

Родственники приходят для прощания с покойным на следующий день. Они обходят гроб против часовой стрелке, затем целуют руку покойного. Во двор родные выносят гроб с покойным в день похорон. Все родственники и родные во второй раз прощаются с покойным. 

По традиции похорон у армян, перед вынесением гроба со двора, необходимо три раза постучать по закрытым дверям, это делается, чтобы смерть не забрала очередную жертву из этого дома. Так же, по обычаям родные покойного 3 раза поднимают, затем опускают гроб, либо три раза крутят гроб вокруг оси.

По всей похоронной дороге специальным человеком посыпаются гвоздики, а в начале похоронной процессии один человек будет нести портрет покойного, за ним будут нести венки и крышку гроба, а затем сам гроб.

Чаще всего родные несут гроб до кладбища пешком, то есть несут на руках, в крайних случаях пользуются катафалком, когда идти приходится слишком долго.

Однако в самом кладбище, они до могилы должны донести гроб на руках, даже если это находится очень далеко. 

Церковные традиции

Несомненно, похороны проходят в присутствии священника, он читает молитву у изголовья. После того, как гроб опускают в могилу, родные по очереди должны кидать на крышку гроба горсть земли. По традиции родные должны класть нечетное количество цветов. После похорон, при возращении домой, в котором жил покойный, они у двери перед входом в дом должны помыть руки. Поэтому у двери ставят ведро водой и полотенце. 

Поминки

Поминки проходят два дня подряд, и основное блюдо, которое готовят во время поминок, это хашлама. С полным стаканом в руках, произносят прощальные слова. 

Согласно традициям, повторные поминки родные устраивают через неделю после похорон, то есть, на седьмой день, а затем через 40 дней. Во время этих поминок, они также вспоминают других умерших людей, а также тех, кто умер во время праздника Хачверац, и во время других праздников. 
Армяне выделяются своим умением чтить память усопших, а на кладбищах они устанавливают памятники и создают ритуальные комплексы. Армяне, когда навещают захоронения, с собой приносят ладан и цветы. 

В некоторых городах Армении, по сей день существует обычай, по которому 40 дней длится траур у армян после похорон.

Какие традиции еще связаны с этим 40 дневным трауром, возможно, не всем известно. Согласно этой традиции, в течение этих 40 дней, мужчины не бреются, а женщины носят черную одежду. В некоторых случаях, эти традиции соблюдают не только родные, но и родственники, и просто верные друзья тоже. 

Согласно еще одному обычаю, родные и родственники спустя год после похорон, ставят надгробный памятник и отдельно они вспоминают усопшего по церковному календарю. 

Во все поминальные дни родственники, друзья и родные приходят на кладбище с фруктами, сладостями, мясными, цветами и водкой. Также и другие вещи в память покойного. Прибывшие собираются возле могилы и в память покойного выпивают водки и закусывают мясом и овощами. Уходя, они оставляют за собой нечетное количество фруктов и сладостей, а также немного водки. После этого организовывается трапеза в память покойного. Во время этой трапезы, все гости собираются в доме покойного, собравшись, они садятся за стол, по очереди, сначала мужчины, затем женщины. По окончанию трапезы, гостям раздают пай. Говоря проще, пай – это фрукты или сладкая булка, либо другие сладости. 

pamyatnic.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *