Первая брачная ночь у армян: традиции и обычаи
Свадебное торжество у армян – это колоритное событие, где христианские обряды переплетаются с древнейшими языческими традициями. Возможно, по этой причине их брачные союзы так крепки, а обычаи передаются из поколения в поколение. Не менее интересными являются и ритуалы, касающиеся первой брачной ночи у армян, о которых портал Свадьбаголик.ru готов вам рассказать.
Как проходит брачная ночь у армян?
Что такое первая брачная ночь для армянской невесты? Это, в некотором смысле, проверка. Девушку, сохранившую себя для мужа, ждет беззаботная семейная жизнь. И наоборот, невесту, у которой была интимная связь до брака, ожидает пожизненный позор. Но не будем торопить события! Давайте поговорим о том, какие мероприятия происходят у армян непосредственно перед первой ночью после заключения брака.
Обычаи, предшествующие брачной ночи
Свадьба у армян невозможна без обряда венчания, отличительной чертой которого является традиция завязывания на руках молодых зеленой и красной ленты с крестиком. Это является отличительной чертой армянского народа, так как, к примеру, венчание на азербайджанской свадьбе не является обязательным, супругам необходимо пройти лишь два этапа обручения.
Помимо венчания новоиспеченных армянских молодоженов ожидают следующие обычаи:
- Перед брачной ночью супругов необходимо защитить от нечисти и злых сил. Для этого используют «урц» – неординарное творение, похожее на деревце, которое носят перед молодоженами вплоть до самой свадебной ночи.
- Брачная ночь у армян чаще всего проходит на второй день после свадьбы. Обязательным является проведение обряда «снятия венца», во время которого священник зачитывает молитвы, а также снимает ленты и крестики, надетые во время венчания.
- Стрельба из ружей перед брачной ночью – одна из старинных традиций армянского народа.
Кроме того, армянские молодожены выполняют такие важные ритуалы перед брачной ночью:
- Накануне первой близости жених расстегивает все пуговицы на своей одежде, а в карман кладет маленький замочек, открыть который нужно будет на брачном ложе.
- Подружки невесты заранее приносят вино и сладости (мед, фрукты) в спальню молодоженов.
Важно! Брачная ночь у армян обязательно должна проходить в доме жениха без присутствия посторонних лиц.
Невинность армянской невесты
Жених и все его родственники должны быть уверены в девственности девушки, ведь родившийся первенец должен быть их потомком. В то время единственным залогом этой уверенности могла быть только девственность невесты.
Несмотря на такую категоричность и строгость правил первой брачной ночи, жених относится к армянской невесте трепетно и нежно, ведь именно она станет хранительницей семейного очага.
Отличительные черты первой брачной ночи у армян
Несмотря на то, что большинство населения Армении является христианами, некоторые традиции переплетаются с обрядами первой брачной ночи у мусульман. Обряд близости армянских молодоженов, несмотря на строгость правил, проходит очень романтично. Мужу необходимо расположить к себе молодую жену, именно поэтому он угощает любимую сладостями и вином, а также дарит подарки. Считается, что все эти действия обеспечивают достаток и благополучие семьи в будущем.
После интимной близости необходимо представить семьям доказательства девственности невесты – простынь с пятном крови. Бывали случаи, когда убедиться в целомудрии невесты могли все желающие. Подобное зрелище все еще встречается и после первой брачной ночи у цыган. Если невеста не невинна, ее семью ждет большой позор, аннулирование свадьбы, а сама девушка должна будет вернуться в родительский дом.
Традиция красного яблока у армян
Именно красное яблоко до сих пор символизирует невинность невесты. Если первая брачная ночь прошла благополучно и новоиспеченная армянская жена прошла «тест на невинность», она отправляется к родителям супруга. После поздравлений они преподносят ей яблоко со вставленными серебряными монетами.
В благодарность за целомудренность дочери матери невесты отправляли курицу, коньяк либо вино с алой лентой и корзинку с яблоками. На сегодняшний день достаточно преподнести родителям невесты только корзину с яблоками.
Интересные обычаи, традиции и ритуалы первой брачной ночи есть не только у армян, но и у других народов мира, о которых вы можете прочитать на сайте Свадьбаголик.ru.
Топ-10 необычных арабских свадебных традиций
- 15224 просмотра
- 15 фото
Топ-10 свадебных традиций и обычаев, которые давно устарели!
Не хотите проводить свадьбу по шаблону? И не надо! Современные молодожены все чаще устраивают оригинальные торжества, уходя от устаревших обычаев и традиций и отдавая предпочтение чему-то более новому и оригинальному.
- 3902 просмотра
- 21 фото
svadbagolik.ru
Армянские свадебные традиции — Телеканал «Моя планета»
В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данном репортаже.Хотелось бы отметить, что официальное рождение нашей семьи происходило в два этапа. Первый – регистрация брака перед государственными органами в ЗАГСе города Москвы. Вторая – венчание в армянской церкви города Армавир и торжественное застолье с приглашенными гостями в ресторане.
Поскольку супруг мой русский, то в нашем праздновании присутствовали помимо армянских еще и русские обычаи. Такие как встреча молодоженов караваем с солью, разбивание тарелок перед входом в помещение и т.п. Но многие из армянских обрядов схожи с русскими.
Так, например, в России традиционно мать жениха встречает молодоженов хлебом с солью и с напутствующими словами, а после молодых, остальные гости перед тем, как войти в дом, обязаны отломить краюшку хлеба, макнуть ее в соль и съесть. Согласно армянской традиции мать невесты на обе плечи каждого из молодых укладывает по лавашу. Кроме того, у армян принято угощать молодых ложкой меда в качестве пожелания сладкой жизни. Таким образом, обе хлебные процедуры символизируют пожелания родителей достатка и благополучия молодой семье. Нас же встречали родители со стороны жениха – караваем с солью, со стороны невесты – лавашем и медом.
За столом молодоженов обычно усаживают крестных отца (кавор) и мать (кавор кин) по правую сторону, и незамужнюю девушку (харснакуйр) и неженатого парня (азаббаши) по левую сторону от молодой пары. Нередко кавора назначают тамадой. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов. Но, в отличие от русских православных традиций, где крестный и крестная не должны состоять в официальном браке, в армянской церкви это разрешается. Так, нашими крестными на свадьбе были супруги, которые были крестными при моем крещении.
В старых армянских традициях, стороны до свадьбы обсуждали количество «макаров» (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому макары – это скорее мужественные вооруженные молодые парни (20-50 чел), задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.
Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем. С течением времени потребность в вооруженных сильных макарах отпала, но традиция шумного шествия к дому невесты осталась.
В день торжества перед домом или во дворе невесты шумной толпой танцуют женщины из близкой родни жениха. Они преподносят «сини» — подносы с подарками невесте. В одном подносе — свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом — подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости. Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха.
Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Невесту одевают во все, что ей принесли на подносах — сини. Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп. На нашем торжестве первая часть песен и плясок была опущена, но двоюродный брат школьного возраста настоял на выкупе, придерживая дверь кинжалом, и отпустил всех из дома только после щедрого денежного вознаграждения со стороны крестного.
Армянская свадьба отмечается с большим размахом, и в ней участвуют все родные и близкие. Обычно на свадьбу приглашают всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. В некоторых селах в торжестве могут принять участие абсолютно все жители села. Так, самая скромная по-армянским меркам свадьба состоит из 50-100 человек. На свадьбе моих родителей принимали участие около 300 гостей и размещали их в шатрах, протянутых прямо на проезжей части улиц. Наша свадьба была совсем скромной, поскольку на нее были приглашены лишь 50 человек из числа родственников.
Таинство Венчания совершается Церковью и это теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. В России венчание воспринимается в качестве серьезного шага, и не каждый готов пойти на него. В то время как в Армении ЗАГСу отводят второстепенное место и брак считается заключенным только после венчания в церкви.
Сама процедура венчания очень схожа с православной. Таинство венчания начинается с моментам, когда жених с невестой заходят в храм и становятся в центре зала. Перед ними обычно стоят с зажженными свечами харснакуйр и азаббаши, позади пары встает крестный со своей супругой. Справа от священника должен стоять жених с крестными, а по левую руку – невеста с харснакуйрем и азаббаши.
Обычно церемония венчания начинается с чтения молитвы «Отче наш» на армянском языке. После этого уже сам священник вместе с хором поет ряд молитв, по канону соответствующих обряду венчания. После этого наступает момент повторного обмена кольцами, но уже при участии священника. Для этого он забирает кольца у молодых, освящает их, а затем помогает им надеть. Следует также учесть, что как обручальные, так и венчальные кольца молодожены надевают на указательный палец левой руки (в России – правой). Поэтому после ЗАГСа мы носили кольца на правой руке, после венчания – на левой, а в Грузии уже вернули на правую руку (как и в России, в Грузии кольца носят на правой руке).
Когда кольца надеты, батюшка соединяет руки новобрачных, вкладывая правую ладонь невесты в правую ладонь жениха. Далее следует кульминация свадьбы. Священнослужитель задает жениху вопрос: «Сын мой, готов ли ты до конца жизни быть главой семьи и заботиться о своей жене?» Вопрос к невесте звучит несколько по-другому: «Дочь моя, готова ли ты до конца жизни быть покорной твоему мужу?». Если и жених, и невеста дают положительные ответы, то брачный союз состоялся.
Разница в вопросах к жениху и невесте отражает традиционные, патриархальные представления армянской семьи. Мужчина является главой семьи, что и подчеркивает церемония венчания. Сейчас мужчина и женщина в армянской семье полностью равноправны и многие современные армянские женщины успешно работают, занимаются бизнесом, но все-таки традиционные представления о семейной гармонии у армян сохраняются.
После заключения брачного союза священник и хор исполняют духовное песнопение «Ура Лер Сурб егехеци»(Радуйся, Святая Церковь). Далее читается молитва, в которой батюшка просит Господа благословить новый брачный союз. Священник читает благословляет молодых и передает крест в руки крестного отца, который должен держать его над головами молодых. Затем священник надевает на головы жениха и невесты золотые короны, которыми они, склонив головы, должны соприкоснуться. Все эти действия символизируют снисхождение благодати на молодых и получение ими благословения на всю будущую совместную жизнь.
В конце церемонии молодым преподносится бокал вина. Они пьют вино из одного бокала. Наступает самая трогательная процедура венчального обряда: молодая пара, стоя на амвоне, у алтаря, принимает поздравления родных и близких. После завершения венчания молодожены обычно ставят свечи около какой-либо иконы и вместе с родственниками и друзьями покидают храм, чтобы отпраздновать свадьбу.
После выпускания голубей и небольшой фотосессии, проведенной в центральном парке города рядом с церковью, мы направились в ресторан, расположенный в непосредственной близости от церкви и парка, где нас уже ждали гости. Абсолютно весь сценарий ресторанного торжества с совместным дуэтом молодых, свадебным вальсом и прочим составлялся мной в соответствии с принятыми в Армении и России практиками празднования. Среди отличительных армянских особенностей можно выделить кражу туфли невесты и таросики.
Армянские таросики представляют собой небольшие красивые сувениры – корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже. Смысл заключается в том, что в таросике спрятана частичка любовной сладости брачующихся. Что характерно, в таросиках должно находиться нечетное количество конфет, поскольку оно ассоциируется с единым неделимым целым вновь образованной семьи.
Слово таросик сформировалось как уменьшительно-ласкательное от армянского слова «тарос». Обычно говорят: «тароса кез», что переводится как «передаю тебе». Таросики используются на свадьбах и крестинах, а эти праздники являются одними из самых важных и счастливых событий в жизни каждого человека. Армянский народ очень добрый и гостеприимный, вот и было решено в далеком прошлом, передавать частичку своего счастья гостям, разделяющим с Вами радостное событие, в виде таросика.
Чаще всего, таросики вручают незамужним девушкам после бросания букета невесты. Девушка, получившая таросик, должна перед сном съесть конфеты, а сам таросик подложить под подушку. Согласно поверью, в первую брачную ночь молодоженов совершившая указанное девушка увидит во сне своего суженного.
Кроме того, на армянской свадьбе принято щедро благодарить музыкантов, поскольку ни одна свадьба не проходит без зажигательных танцев до упаду. Гости вручают деньги, предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. Пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. Эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. Кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день. В нашем случае, да и во многих городах, уже не играет живая музыка, с диджеем договариваются на определенную сумму, а собранные на свадьбе деньги молодожены оставляют себе.
В старину мать невесты должна была оставаться у себя дома и не принимать участия в свадебном пиршестве, но сейчас эта традиция уже изжила себя. Свадебное пиршество продолжается до поздней ночи, после чего гости расходятся и остаются только близкие родственники.
В традиционных патриархальных армянских семьях остается и соблюдается обряд подтверждения невинности будущей жены. После первой брачной ночи в родной дом честной и ответственной невесты отправляется гонец с хвалебным для родителей красным яблоком. Но сейчас эта традиция уже изжила себя, не смотря на то, что в Армении все еще действует культ девственности.
moya-planeta.ru
Первая брачная ночь у армян
Армяне – это древний народ, имеющий свою культурную историю и богатый традициями. Они берегут их уже на протяжении нескольких веков, и многие из них сохранились до сегодняшнего дня. Один из самых древних обычаев армян – это выдача невесты замуж по всем правилам их народа. У этого обычая много нюансов, например, выкуп невесты, ее свадебный наряд, проведение церемонии. Но особенно важна первая брачная ночь у армян. Так как это дело чести не только для невесты, а еще для ее родителей и всего рода.
Как проходило сватовство у армян
Сватовство у армян – это традиция. Но не все из них сохранились до наших дней.
Однако в стародавние времена это выглядело так:
- Невесту выбирали родители жениха. Молодому человеку и девушке не давали право выбора супруга.
- Первая встреча родителей невесты проходила с одним из родственников жениха. Последний договаривался о дате приезда сватов.
- На первое сватовство приезжал родственник жениха, хорошо знакомый обоим семьям. Семья невесты встречала его семейным теплом и с уважением. Но по традиции отказывали в выдаче замуж невесты.
- На второе сватовство собиралось много родственников со стороны жениха и невесты. Так как вторая встреча носила более значимый характер, то и угощений было больше. Родственников жениха встречали со всеми почестями и старались показать насколько они ценят их приезд. На этой встрече родители невесты давали согласие на союз детей.
Свадебные обычаи у армян
Армения богата своими традициями и обычаями. Союз молодых был важным событием для всех и поэтому проходил по определенным правилам, установленным испокон веков.
И вот несколько из них:
- Первая брачная ночь проходила в доме жениха;
- В первую ночь, под дверью комнаты молодых оставался человек, который оповещал родителей жениха о целомудренности невесты;
- Перед первой брачной ночью, девушка должна была обнять нескольких родственников жениха. И начинала она с маленького мальчика, для того чтобы в браке родилось много детей;
- Только после того, как жених с невестой уединятся в комнате, они будут считаться мужем и женой;
- Многие думают, что армяне исповедуют ислам, но это не так. Армяне исповедуют христианство, и церемония бракосочетания проходит по христианским обычаям. Конечно некоторые традиции сильно отличаются от русских, но суть остается той же;
- Во время свадебной церемонии неположенное кричать «горько», а жениху и невесте запрещено обниматься и целоваться до первой ночи в браке;
- Все свадебные расходы оплачивает муж и его семья;
- По традиции невеста не может выбрать свадебное платье сама. Его выбирает жених и преподносит ей в качестве подарка;
- Армянские свадебные наряды практически ничем не отличаются от повседневных. Единственное различие — это украшения платья, оно может быть расшито золотом, серебром и драгоценностями;
- Также невеста во время празднества не ест, не пьет, не разговаривает и не танцует, только в конце девушке разрешено станцевать один танец, но только после разрешения старшего;
- Праздник в честь свадьбы может длиться до недели, в отличии от русских, на которые положено два дня.
Первая брачная ночь у армян
Это огромное событие для жениха и невесты, а кроме них и для всего аула. В эту ночь молодые становятся мужем и женой. Всем было важно сохранила ли невеста целомудрие к первой брачной ночи или нет. Если невеста не сохранила своего достоинства, то это было страшным позором для нее и всей ее семьи. Родители жениха узнав об этом, с осуждением и оскорблениями отправляли невесту восвояси. А брак считался расторгнутым. Но такие неприятные инциденты происходили очень редко.Армянская девушка с рождения воспитывается по традициям и нормам морали Армении. Кавказские девушки считаются образцом скромности и целомудрия во всем мире.
Раньше существовала традиция «Красное яблоко», после первой брачной ночи, свекровь вывешивала во дворе простынь с кровавым пятном, в доказательство того, что девушка была девственна на момент соития. Любой прохожий и житель аула мог посмотреть эту простынь и тоже удостовериться в этом.
Если все каноны были соблюдены и девушка действительно была непорочна, то ей дарили красное яблоко с серебряными монетами. А ее матери отправляли большую корзину с красными яблоками, бутылкой коньяка или вина и живую курицу – в знак того, что мать правильно воспитывала дочь.
В обратном случае, если невеста была опорочена еще до брака, ее сажали, спиной вперед, на осла. И отправляли кататься по главной улице. Чтобы каждый видел и знал о недостойном поведении девушки.
В конце можно сделать вывод, что Армения – гордая нация. Которая чтит и уважает традиции своих предков. А также очень трепетно относится к своим чести и достоинству. Армянские женщины – это пример для подражания, эталон скромности, порядочности и целомудрия.
Видео по теме
weddingadvice.ru
Как армяне праздновали свадьбу в XIX веке
Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически и девичьего головного убора женскими — глоха капел (букв.: повязать голову): на место девичьего платка приходил традиционный сложный убор замужней женщины. Лицо невесты закрывали вуалью. Пояс повязывал ей кавор и, слегка ударяя по спине, выражал пожелания здоровья, счастливого материнства.
После того как невеста была одета, жених и невеста отправлялись в церковь венчаться. По дороге в церковь впереди свадебной процессии шли музыканты, за ними тойбаши с высоко поднятым «знаменем» — цветным платком, привязанным к концу длинного шеста, за ними шли жених и невеста, которых называли тагавор («царь», «венценосец») и тагуи («царица», «венценосица»). Они держались рядом, он — с левой, она — с правой стороны. Рядом с женихом шел кавор, рядом с невестой — hарснакуйр. Их плотным кольцом окружали макары со свечами или факелами в руках. Позади процессии шли гости. Шествие сопровождалось песнями и плясками. Весь этот шум должен был отгонять злых духов. У церкви стража из макаров внимательно следила, чтобы никто не посмел бросить камень на крышу церкви и тем самым навлечь на молодую бесплодие. С той же целью подружки невесты, тесно обступив ее в церкви, оберегали от некой злой женщины, которая вознамерилась бы вшить ей нитку в подол. Тойбаши передавал священнику четки сельского старосты в знак того, что с его стороны имеется согласие на венчание этой молодой пары.
В церкви священник повязывал жениху на шею, а невесте на правую руку выше кисти нарот — шнур, свитый из зеленой и красной нитей, и скреплял концы его воском от своей свечи. До снятия нарота (а это мог сделать только священник с чтением молитвы на следующий день вечером) они не имели права взойти на брачное ложе.
Из церкви новобрачные либо шли рядом, либо чаще молодая немного отставала от мужа, держась за конец платка, привязанного к его поясу. Рядом с ними с одной стороны шел кавор, с другой — hарснакуйр. Так свадебная процессия направляется к дому родителей невесты. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, полагалось возвращаться другой дорогой. Шествие вновь сопровождалось громкими песнями и плясками. По пути родственники молодых, а также кавора выносили из своих домов подносы со сладостями, фруктами, курами, пловом, яичницей, угощали всех вином и водкой, жениха и невесту одаривали платками. После непродолжительных пиршеств, сопровождаемых плясками и шутками, свадебная процессия возвращалась в дом невесты, где ее родители (они не присутствовали в церкви во время венчания) ждали всех с «тронным обедом».
Молодая опят уходила за занавес, где ее окружали дети (в знак пожелания ей детей). По обычаю, за стол сначала садились мужчины, потом женщины. Застолье начиналось с тостов в память покойных родственников, затем провозглашались тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пиршество сопровождалось песнями, плясками в доме и во дворе и длилось несколько часов. Затем обычно устраивали канч (букв.: клич, зов), то есть сбор денег. В доме молодой в нем участвовали только женщины. Собранная сумма передавалась ее матери.
Когда гости расходились и оставались только молодой, кавор, песахпер, макары, а также близкие родственники новобрачной, начиналась демонстрация ее приданого, которое затем отправляли в дом жениха.
В воскресенье наступал кульминационный момент свадьбы, когда невесту провожали в дом жениха. В этот день в обоих домах вновь собирались гости. После небольшого угощения в доме жениха он, его отец и близкие родственники шли за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал ее отцу жениха со словами: «Передаю тебе добро, пользуйся им на счастье». Отец жениха давал обещание беречь ее как «свет своих очей». Обряд прощания невесты с родительским домом сопровождался особой грустной мелодией. Прощаясь с домом, молодая целовала руку отцу и матери, молодой — всем ее родным. Особым ритуалом сопровождалось прощание с домашним очагом. Трижды обойдя вокруг него, молодожены целовали его края.
www.armmuseum.ru
Как проходили свадьбы у донских армян в конце XIX – начале XX века
В городе обряд венчания совершался утром и вечером, а в деревнях только утром. После венчания в церкви начиналось свадебное торжество. Новобрачных на пороге свадебного дома встречала мать жениха с накинутой на голову вуалью. Она целовала, благословляла и поздравляла их. Затем на голову новобрачных сыпали деньги, перемешанные с рисом, и выпускали пару белых голубей с привязанными на их шеях красными лентами. Войдя в дом, жених и невеста останавливались посередине зала, на подносах преподносили бокалы с шампанским, поздравления происходили под мелодию «Алкели». Приданое посылалось в дом жениха за день до свадьбы или спустя день.
Когда наряжали невесту, кругом резали ее кудри — «зилфи», которые многочисленными тонкими косами лежали на ее плечах и спине, ворошили волосы, то есть «делали перчам», снимали с ее головы золотом украшенную феску, повязывали «поши», поверх «поши» прикрепляли «перчам бахи», опоясывали серебряным поясом, украшенным жемчугом «хулан», на пальцы надевали кольца, на руки браслеты, на шею золотое ожерелье «герданлык» и на лицо красную вуаль, словом, облачали в наряд замужней женщины. Делали все это в шутку.
Родители невесты на церемонии венчания не присутствовали как в городе, так и в деревне. Они обычно шли в дом жениха на второй день свадьбы, потому что первый день свадьбы принадлежал молодым юношам и девушкам и назывался свадьбой для молодых, а второй день — мужчинам и женщинам и назывался свадьбой для мужчин.
При выходе из церкви под ноги молодоженам ставили тарелку, на которую жених и невеста, стараясь опередить друг друга, наступали и разбивали ее — кто раньше наступит на тарелку, тот и будет главенствовать в доме.
Первое воскресенье, следующее после венчания, называли «арчи кираки», и его также праздновали. В этот день приходили родители невесты, близкие родственники, приносили подарки. После первого воскресенья молодожены получали право выходить из дома и нанести визиты тем друзьям и родственникам, с которыми придется постоянно общаться. Начиналась процедура «приведения в дом невесты». Родственники по очереди устраивали «зиафет», то есть приглашение в свой дом невесты.
От традиционного свадебного ритуала конца XIX – начала XX века в городе сохранились только некоторые элементы. Обряд, в целом, сильно сокращен, некоторые ритуалы приобрели современную форму. Наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению пышности и многолюдности свадебного застолья, увеличению ценности и числа свадебных подарков, состава и стоимости приданого невесты.
На армянской свадьбе музыканты за вознаграждение играют почти без перерыва, причем не только местные армянские и кавказские мелодии, но и молдавские, болгарские, греческие, еврейские, русские и другие. Участники свадьбы, в том числе и новобрачные, много танцуют, в основном армянские народные танцы в довольно быстром темпе. Невесту выводят под звуки старинного марша «Прощание славянки», что говорит о взаимопроникновении русской и армянской культур. Сохранились ряженые («джамалы»).
Архаический обычай «избегания» исчез у донских армян еще в 1930-х годах. До этого обычай строго соблюдался, в основном невесткой по отношению к старшим родственникам мужа, до тех пор, пока она не получала подарка в знак снятия запрета. Подарок этот свекор давал невестке обычно после рождения первого ребенка.
Свадебный ритуал сейчас обычно заканчивается перевозом приданого невесты в дом жениха, а специального ритуала, символизирующего окончание свадьбы, нет.
Материал предоставлен Музеем русско-армянской дружбы в Ростове-на-Дону
www.armmuseum.ru
Армянская свадьба — очарование вековых традиций.
Армянский народ трепетно относится к сохранению своих культурных истоков, ритуалов и обрядов, многие из которых пришли в современность из глубины веков. Некоторые события в жизни армянина невозможно представить без таинств, которые передаются из поколения в поколение, сохраняя ту самую культурную самобытность. Одним из таких моментов является свадьба — шумный праздник, наполненный радостью, весельем, песнями, танцами и пресловутыми тостами.
Армянская свадьба: выбор невесты
На протяжении сотен лет судьбу жениха решала его семья. Такой ответственный шаг, как выбор невесты, доверяли или близким родственникам, или специальным посредникам, которые были осведомлены обо всех девушках на выданье в округе. Представители со стороны семей молодоженов также присутствовали на переговорах о предстоящей свадьбе. При поиске будущей жены принимались во внимание не только достоинства самой девушки, но и благосостояние семьи, предлагаемое приданое, положение в обществе и ее репутация.
В условиях современности все проходит несколько иначе. Юноши могут искать суженую своими силами и выбрать ее по зову сердца, хотя и сейчас некоторые мужчины все так же, как и прежде, доверяют выбор невесты семье. Родительское же благословение на брак остается не только данью многовековым традициям, но и проявлением уважения по отношению к старшим.
Армянские свадебные традиции: сватовство
Армянскую свадьбу начинают задолго до праздничного застолья, ведь сватовство — не менее увлекательный процесс, чем само торжество. Это целое игровое действо со множеством деталей и нюансов, соблюдение которых придает общению двух семей особую церемониальность и торжественность.
Когда в ответ на признание влюбленного девушка отвечает согласием, счастливый жених должен поделиться этой радостной новостью с матерью, а уже она сообщить о намерениях сына главе семейства, своему мужу. Именно ему предстоит решить, кто будет выступать сватами, и как готовиться к самому сватовству. Кем бы ни были сваты, мужчинами или женщинами, при визите в семью невесты их обязательно должен сопровождать посредник, знающий оба дома.
Семья избранницы принимает сватов в окружении близких родственников, но отвечать согласием на предложение в первый же визит не принято. Традиционно считалось, что слишком скорое решение родителей говорит о каких-то изъянах девушки. Жених обсуждается на семейном совете, где во внимание принимается согласие самой нареченной и мнение взрослых родственников. А после второго, а то и третьего визита родители невесты, наконец, дав согласие на свадьбу, устраивают щедрое застолье.
Детали армянской свадьбы оговариваются за ответным гуляньем, проходящем в доме жениха. Спустя несколько дней после этого отец семейства наносит визит родителям девушки для обсуждения даты обручения.
Армянская свадьба: обряд обручения
Обручение отражает великолепие армянской свадьбы и является не менее значимым ритуалом. Одним из главных действующих лиц должен выступать кавор — посаженый отец, который впоследствии будет крестить детей молодых. Сначала вам понадобится собрать приглашенных гостей в доме жениха, и только потом, утолив аппетит предложенными блюдами, направить их к дому невесты. К суженой они должны прийти не с пустыми руками, а с подносами, полными угощений и подарков. По традиции, на пороге дома невесты отец жениха передает ему ншан, подарок на обручение. Это может быть любое украшение из серебра или золота, которое юноша должен вручить своей возлюбленной.
Девушку к жениху выводит супруга кавора. Будущие молодые входят в дом родителей девушки после того, как ншан подарен. В стенах дома невесты всех гостей ждет застолье, за которым не принято говорить о делах. В этот вечер можно насладиться весельем, танцами, музыкой, пением, конкурсами и розыгрышами. И только когда шум застолья утихнет, кавор и отцы молодых должны обсудить дату свадьбы.
Традиции армянской свадьбы: основные моменты
К традициям армянской свадьбы относятся и некоторые ритуалы, которые проводят семьи молодых до желанного праздника. Одним из таких ритуалов является кройка платья невесты. Сегодня она проводится за несколько дней до свадьбы или не проводится вовсе, но в старые времена этот обряд был обязательным в день обручения. По древним традициям супругой кавора покупался отрез материала, а в гости к невесте собирались женщины из семьи будущего мужа. Кроила платье именно супруга кавора, жалуясь при этом на затупившиеся ножницы и отказываясь продолжать работу без небольшого денежного вознаграждения. Шуточное действо заканчивалось угощением всех присутствующих.
К значимым предсвадебным хлопотам и обрядам, на которые вам следует обратить внимание, относятся смотрины невесты, подношение женихом сладостей маме и сестрам возлюбленной, и кьясум трел — переговоры между кавором, отцом нареченного и родней девушки о предполагаемых тратах, месте проведения свадьбы, украшениях, пиршестве и, конечно, гостях.
Оформление армянской свадьбы
Учтите, что украшение банкетного зала должно быть роскошным. Чтобы создать настоящую армянскую атмосферу на свадьбе, используйте большое количество флористических композиций, воздушных шаров, драпировки из дорогих тканей, свечи, канделябры. Обязательно сделайте акцент на сервировке, выбирая дорогие изысканные столовые приборы и бокалы. Кроме того, вам обязательно понадобится сундук для денег, так как по армянским традициям гости дарят много денег и золота.
Армянские тосты на свадьбу
Неотъемлемая составляющая любой свадьбы — это тосты за здоровье молодых, искренние пожелания детей, любви на долгие годы и благодарности родителям. Но торжественные армянские тосты представляют собой особый ритуал, когда в словах оживают самые искренние поздравления родственников и друзей, наполненные образами природы и переплетенные с древними притчами, мифами, сказаниями и легендами. Предупредите гостей, что каждый тост должен быть не только душевным и поэтичным, но и выражать всю мудрость армянских семейных традиций.
Армянская свадьба: развлечения
Армянская свадьба длится не один день, и все это время наполнено уникальными по красоте моментами, которые современная техника позволяет запечатлеть на многие десятилетия вперед. Одними из наиболее трогательных и проникновенных моментов являются венчание в церкви, предшествующее шумному колоритному застолью, и танец невесты. Этот танец — своего рода подарок жениху. При желании можно сделать его частью шуточного действа, когда гости, образовав вокруг хоровод, одаривают теперь уже счастливую жену деньгами.
Не менее яркими и красочными являются обряды, проводимые уже после торжества, к примеру, действо с костром. Пылающий огонь символизирует любовь, а прыгают над ним те, кто хочет отыскать свою вторую половинку, незамужние девушки и юноши, не связанные узами брака.
Одухотворенность древних обрядов, широта души, щедрость застолий, буйство песен и танцев, а также искренняя радость за влюбленных делают армянскую свадьбу одним из самых ярких моментов в жизни молодой пары.
fotkay-msk.ru
Яркие и самобытные армянские свадебные традиции.
Свадебные традиции Армении
Один из главных обычаев заключается в том, что браки в семье организовываются только по старшинству: первым свадьбу играет старший сын, затем — средний, а самым последним женится младший ребенок. Причем, если у старшего сына нет невесты, а у его младшего брата есть, то последний даже не подумает сделать своей избраннице предложение.
В отличие от многих других народов, где когда-то разрешался и даже поддерживался брак между кровными родственниками, армянские обычаи всегда запрещали кровосмешение, даже между четвероюродными кузенами. Не допускались брачные отношения между братьями из одной и сестрами из другой семьи, а поскольку усыновленные и крестные дети и дети от прежних браков считались членами одного семейства, то они обязаны были подчиняться общепринятым запретам. И, наконец, армянам, принадлежавшим к православной христианской вере, запрещалось вступать в брак с мусульманами.
Исторически сложилось так, что армянская свадьба праздновалась между жителями одного или соседних поселений. Всего армянин мог жениться трижды, причем третий раз он был обязан взять в жены вдову. Традиции в Армении настолько уважались обществом, что каждому, кто их нарушал, грозило строгое осуждение. Иногда нарушителей канонов могли даже выгнать из родного поселения.
Армянки, как и все восточные женщины, созревают рано, поэтому раньше невестами становились 12-16-летние девушки, а мужьями — парни 14-20 лет. Еще столетие-два тому назад в 20-летнем возрасте девушка могла уже не рассчитывать на замужество. Поэтому родители старались выдать дочь замуж сразу после школы. Но и юноша не должен был долго оставаться холостяком. Интересно, что невеста обязана была быть минимум на 4-5 лет младше своего жениха.
«Днем рождения» молодой семьи считалась армянская свадьба, а процедура официальной регистрации была мероприятием второстепенным, поэтому нередко пара расписывалась уже после того, как появлялся ребенок. А бездетные семьи чаще всего проживали всю жизнь в гражданском браке, считаясь в Армении официальными мужем и женой.
Если молодожены не получают благословения родителей, они сбегают из дома и женятся на стороне, а поскольку к браку у армян отношение весьма серьезное, то родители вынуждены признать молодую семью. А вот развод в армянской семье — большая редкость, и чуть ли не единственным поводом для такого поступка может стать измена.
Еще одной характерной, сохранившейся по сей день традицией является «договорной брак», а вот обряд похищения невесты уже не столь актуален, но многие пары прибегают к нему, делая свой праздник более ярким и веселым.
Обряд сватовства
Выбрав девушку, семья начинала подготовку к обряду сватовства. Для переговоров с семьей предполагаемой невесты выбирали близкую родственницу, которая уговаривала отца девушки на свадьбу. Пока сваха находилась дома у новобрачной, жених вешал на столбе ложку либо расческу, таким образом заявляя о своем желании жениться вслух. После разговора со свахой мать предполагаемой невесты должна была переговорить с ее родным дядей о поступившем предложении.
Через неделю осуществлялось заранее оговоренное сватовство. Сваха и мужчины из семьи жениха по линии отца шли домой к невесте. Сначала велась светская беседа, например, обговаривалась погода, а затем в более веселых нотах сваты приступали к своей задаче. Предложение не принималось, даже если молодые были помолвлены с детства, отчего сваты приходили несколько раз, а отцу невесты за это время следовало переговорить с родственниками и дочерью. Положительный ответ давался также в форме иносказания. Получив долгожданное одобрение, сваты дарили подарок невесте, а ее семья накрывала стол с вином.
«Брак по сговору»
Среди кавказцев, и армяне тому не исключение, «брак по договоренности» был обыденным делом. Причем родители, которые хотели породниться, могли обручить даже не родившихся детей, совершив так называемое «люлечное обручение». Соединяя таким образом сердца младенцев, на люльке у девочек делали зарубку, вешали кусочек золота или серебра. Церковь запрещала эту традицию, справедливо утверждая, что венчаться необходимо не по воле родителей, а по собственному желанию. Но несмотря на это, в реальной жизни такие браки отмечались повсеместно.
Сегодня традиция исчерпала себя, и «люлечное обручение» уже не практикуется, хотя «договорной брак» существует и по сей день. Так, современному армянину будущую жену подбирают его родители, причем решающее слово отводится именно матери. Выбрав хорошую, на ее вкус, девушку, мать долго советуется с близкими и детально изучает биографию невестки.
К категории достойных девушек обычно причисляют трудолюбивых, здоровых, скромных барышней. В наши дни также учитывается наличие образования и специальности. Интересно, что внешность рассматривалась в самую последнюю очередь, и этот фактор никогда не был решающим. О том, насколько перспективной женой будет девушка, судили по ее матери и бабушке, поэтому нередко какой-то негативный факт в биографии последних мог стать причиной, чтобы девушку не брали замуж.
Веселые гуляния
Традиционно армянская свадьба праздновалась в ноябре или декабре, после того как все хозяйственные дела в полях и огородах были окончены. Основными персонами торжества считались кавор и каворкин, так называли посаженного отца и мать. Кроме того, на празднике присутствовали азаби — друзья жениха и азаббаши — главный дружка, а брат и сестра невесты были действующими лицами с ее стороны.
Для того чтобы торжество получилось веселым, обязательно звался тамада, который не только произносил тосты, но и был негласным ведущим свадьбы, приглашая гостей потанцевать, поздравить молодоженов и сказать тост. Хозяином же свадьбы считался отец жениха, поскольку с его стороны были сделаны самые большие финансовые вложения. Длительность празднества зависела от суммы средств, затраченных родителями новобрачных, но обычно этот срок составлял 3-7 дней.
Бракосочетание включало в себя целый ряд обычаев, одним из которых было свадебное купание, символ очищения и вступления в новую жизнь. Юноша купался в хлеву, девушка мылась у себя дома. Ей помогали подруги, и это было настоящее таинство, сопровождаемое танцами и песнями, слезами радости и печали. После купания жених и невеста занимались выпечкой свадебных хлебцов. Им помогали в этом друзья и подруги, которые под песни и шутки просеивали муку, делали замес и пекли выпечку.
Свадьба начиналась не со встречи молодоженов, а в их домах. Сначала гости жениха сидели за праздничным столом, а потом новобрачный со своими дружками отправлялись к невесте, неся ей свадебный наряд и ведя украшенного яблоками быка. Возле ее дома под музыку и ритуальные танцы быка закалывали, намазывали его кровью лоб молодому, а он, в свою очередь, смазывал ею свой кинжал.Бык являлся символом плодородия, процветания и благоденствия у кавказских народов, и, поступая так, жених хотел, чтобы кровь способствовала его состоятельности, как мужа, помогла создать крепкую семью, зачать много детей, особенно, мальчиков.
После такого ритуала новобрачный с дружками начинали вызывать невесту, которую надежно охраняла родня, требуя, согласно традиции, выкуп. Будущий муж не должен был торговаться, и отдав родственникам избранницы дань, он наконец-то встречается с суженой, чтобы возглавить многочасовое застолье. На ночь гости расходились, в доме молодой оставался ночевать лишь жених с азаббаши и лучшая подруга либо сестра новобрачной.
На второй день за занавесом, отгораживающим невесту во время ритуала выкупа и ночью, подруги помогали девушке надеть наряд и закрыть лицо фатой, сопровождая свои действия печальной мелодией. Затем за молодой заходил женатый и имеющий детей родственник, поздравлял и выводил к жениху. После этого пара отправлялась венчаться в церкви.
И, наконец, третий день был посвящен переезду молодой жены домой к мужу. Отец и мать передавали дочь зятю из рук в руки, взяв обещание беречь и любить ее. Девушка обходила родной дом, прощаясь с ним, и с приданым шла в обитель мужа, где их её уже ждали все родственники и гости, осыпая зерном, монетками и орехами.
Каждую традицию и действие сопровождало щедрое угощение с великолепным вином и коньяком, песни и танцы, а также тосты, напоминающие поэмы.
Послесвадебные обряды и обычаи
В некоторых регионах Армении молодая жена должна принять участие в ритуале мытья головы. Ее мать приходит к ней в дом, взяв с собой обычную домашнюю одежду, гигиенические принадлежности, и помогает ей вымыть голову. До этого дня мать не могла видеть свою дочь и говорить с ней, правда сегодня этот ритуал уже не соблюдается столь строго.
Свадьба, с ее традициями, ритуалами и обычаями является визитной карточкой армянской культуры, демонстрируя самые лучшие качества этого народа: доброту, щедрость, уважение к предкам и радушие.
fotkay-msk.ru