13 традиций русской свадьбы | женский портал Comode
Что приходит вам на ум, когда вы слышите словосочетание «русская свадьба»? Русские свадьбы известны всем своим размахом и весельем на всю округу! Некоторые традиции дошли до нас из древности, а некоторые позаимствованы у других народов. Приглашаем вас на современную русскую свадьбу!
1. Сватовство
Прошло то время, когда судьбу молодых решали родители. Будущие молодожены сами выбирают свою вторую половинку и обряд сватовства претерпел множество изменений. В древности в дом к девушке приходили родственники и родители жениха, чтобы договориться о заключении брака. Именно во время сватовства будущие родственники знакомились друг с другом и налаживали связи.
В наше время обряд стал намного проще: жених приходит в дом невесты и просит ее руки у родителей. Некоторые и вовсе пренебрегают этим обрядом и просто сообщают обеим сторонам о своем решении.
2. Помолвка
Данный обряд является официальным провозглашением влюбленных женихом и невестой. Сейчас помолвку можно считать самым романтическим моментом и женихи словно соревнуются друг с другом в креативности, устраивая прилюдные шоу и т.д. Как и раньше, жених преподносит невесте кольцо, которое она будет носить до свадьбы, а потом хранит как память. В старину по этому поводу устраивался настоящий праздник, в наше время помолвка также сопровождается вечеринкой.
3. Девичник или мальчишник
Современный и древний девичники очень отличаются. Если раньше невеста слушала причитания и наставления, плакала по отчему дому и т.д., то сейчас это происходит в атмосфере легкости и веселья. Мальчишник и девичник в наше время – это скорее последний шанс «оторваться» по полной программе и попрощаться с холостой жизнью. Клуб или бар, спиртные напитки, караоке, стриптизерши или стриптизеры – все это можно считать атрибутами современного девичника или мальчишника.
4. Выкуп невесты
Свадебный день начинается с того, что невеста и подружки наряжаются. Жених собирает сватов, друзей, дружку и отправляется в дом невесты, которую полагается выкупить у родственников и подружек. Жених должен пройти «полосу препятствий», во время которой он отгадывает загадки, проходит различные конкурсы и т.д. За каждую неотгаданную загадку жених должен откупиться подарком или деньгами.
5. Регистрация в ЗАГСе
После выкупа молодожены и их родственники отправляются в ЗАГС для того, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. Под марш Мендельсона молодожены торжественно входят в зал, обмениваются кольцами и закрепляют свой союз поцелуем. Свадебная традиция, пришедшая к нам из Италии, прижилась и на русских свадьбах. Молодожены выпускают в небо белых голубей. Это символизирует именно девушку, которая вырывается на волю из родительского дома, выходя замуж. После ЗАГСа пара в сопровождении родителей, родственников и друзей отправляется кататься по красивым местам города: к памятникам, вечному огню, торговым центрам, площадям и т.д. Многие пары сейчас не регистрируют брак в ЗАГСе, а пользуются услугами нотариуса и регистрируют свой брак прямо на банкете.
6. Банкет и свадебное застолье
Ну какая русская свадьба проходит без пышного банкета и веселого застолья?! Молодоженов встречают со свадебным караваем или хлебом и солью, и молодые по очереди откусывают каравай. Если следовать поверью, то тот, кто откусит бОльший кусок — и будет хозяином в доме. У входа молодых осыпают конфетти (лепестками роз, рисом, монетами и т.д.).
7. Горько!
По одной из версий, наши предки были очень суеверны. Они всерьез верили в злых духов, которые, по их мнению, обожали строить козни мирно веселящемуся народу.
Особенно нечисть не любила, когда люди счастливы и радуются. И вот, пытаясь обмануть злых духов, на свадьбе народ кричал «Горько!», тем самым показывая, что им не так уж и хорошо. Услышав это, нечистая сила должна была поверить и уйти прочь!
8. Воровство невесты на свадьбе
Как и большинство обрядов, этот также берет свое начало с древности и имеет очень интересные корни. С появлением крепостного права появился обычай, при котором первую брачную ночь крепостная невеста должна была провети с барином. Женихи противились этому и тогда барин подсылал своих холопов и в разгар свадьбы они похищали невесту. Если жених был состоятельный, то он выкупал невесту в целости и сохранности. Сейчас невесту воруют больше для забавы и жених также должен выкупить невесту, но выполняя различные задания.
9. Воровство туфельки невесты
В старину существовал обычай, во время которого незамужние девушки просили невесту дать примерить ее обувку. Та из подруг, которой туфелька приходилась впору, оставляла ее себе и требовала выкуп с жениха. Этот обряд был своего рода проверкой состоятельности будущего жениха.
10. Свадебный торт
В старину считалось, что преломив хлеб с человеком, вы становитесь близкими друг другу людьми. Считается, что именно от этого обычая пришел обряд разрезания торта. Современные торты вполне можно считать произведениями искусства! Первый кусок торта молодожены разрезают вместе, но одним ножом.
11. Снятие фаты
Этот обряд можно считать самым древним и красивым. В древние времена с невесты снимали не фату, а венок, увитый лентами и расплетали косу. Замужние женщины с непокрытой головой ходить не могли и ношение платка для них было обязательным, поэтому после снятия венка и расплетания косы голову жены покрывали платком. Так и возник обряд снимать новоиспеченной жене фату и покрывать голову платком. Эта церемония снятия фаты символизирует переход из девичьей жизни в семейную жизнь.
12. Бросание букета
Эту традицию переняли у европейцев. Невеста бросает букет из-за спины незамужним девушкам и та девушка, которая поймает его, следующей выйдет замуж.
13. Первая брачная ночь и медовый месяц
После окончания всех церемоний и прощания с гостями, молодые отправляются домой или в гостиничный номер, где и проводят свою брачную ночь, а после отправляются в свадебное путешествие. Иногда празднование длится два дня. На второй день приглашают только членов семьи и близких людей. Второй день посвящен поздравлениям родителей. Этот день назвают «к теще на блины». В этот день родителей молодоженов поздравляют с новыми званиями и дарят им подарки и уже для них кричат «Горько!».
Актуальна ли сегодня свадьба по русской традиции?
Актуальна ли сегодня свадьба по русской традиции?
Несмотря на то, что многие прежние обычаи сегодня забылись, современная русская свадьба является вариантом русского традиционного бракосочетания в упрощённом виде. Обычная сегодняшняя женитьба включает выкуп, благословение родителей, обмен кольцами, официальное принятие ролей мужа и жены, осыпание молодых, каравай, пир, поздравления, брачную ночь. Традиционная свадьба никуда не делась, она жива. При этом ещё и возвращаются старые свадебные образы – деревце, связывание лентой символов жениха и невесты и другие. Сама жизнь показывает, что русская свадебная традиция актуальна для многих людей. Как и прежде, новобрачным важно благословение родителей, наделение счастливой долей, проведение обрядов для укрепления брака и защиты от негатива, в том числе магических.
Большинство современных свадеб, конечно же, не похожи на свадьбы прошлого. Отличий много, но, на мой взгляд, среди них есть одно, которое полезно осознать современным людям. Причём это отличие касается не только церемоний по европейскому или голливудскому образцу, но и обычных современных русских свадеб с выкупами-караваями.
Практически любая сегодняшняя свадьба ограничивается функциями: создания праздника, оповещения общества и государства о новой ячейке социума, принятия молодожёнами новых юридических обязанностей. При этом вне данного праздника остаётся работа по построению отношений между новобрачными и их родственниками, а также между самими супругами. Какая-то часть данной деятельности была проведена до свадьбы, затем следует вступление в брак, после которого эта деятельность начинает идти полным ходом. В прошлом работа по построению отношений была важной частью самой свадьбы (благо, свадебный цикл длился много дней). Как мы увидели, это выражалось в следующем:
В предсвадебном цикле русской народной свадьбы были некие тренинги, которые позволяли распрощаться с холостяцкой системой ценностей до начала супружества. На девичнике это было всегда и повсеместно на Руси, на мальчишнике это ярко видно в некоторых областях, где жених с друзьями ходил в поход.
Далее начиналось разыгрывание охаивания и высмеивания противоположной стороны свадьбы. То есть это было озвучивание недостатков жениха и невесты и подсознательная установка на их принятие.
В конце концов, противоборство сторон на выкупе завершалось обрядами соединения. Это наглядно демонстрировало, что супруги, обладая противоположной природой, способны создать единство. Обряды помогали чётко визуализировать себя как «мы» вместо старого «я».
И, самое главное, свадьбы прошлого активно работали над расстановкой новых ролей среди близких родственников новобрачных.
Сегодня многие молодожёны мечтают, чтобы родители не вмешивались чрезмерно в их личную жизнь и чтобы они хорошо относились к зятю и невестке. Обряды народной свадьбы дают изрядное количество возможностей минимизации этих проблем. В современных условиях реально провести сватовство и выкуп с той целью, чтобы родители невесты действительно отпустили дочь в новую жизнь. Если они хотя бы несколько раз произнесут фразы «мы отпускаем дочь», «мы отдаём дочь зятю» (хотя бы просто потому, что этого требует сценарий сватовства и выкупа), даже такое небольшое действие успешно закладывает границы личной жизни молодой семьи.
При этом, если родители невесты (или она сама) избегают называть брак отдачей мужу, это указывает на внутреннюю проблему, и если её не выявить и не решить, она будет постоянно проявляться и мешать после свадьбы.
Родителям жениха, особенно свекрови, тоже бывает непросто отпустить сына в новую жизнь. У свекрови может появляться ощущение (возможно, неосознанное), что молодая супруга отобрала у неё сына – а это гарантирует массу проблем. Как ни странно, сватовство и выкуп, хотя это просто игры, всё же дают матери жениха установку, что он сам взял себе жену, а вовсе не она пришла и забрала сына56. Традиция предполагала неоднократное повторение фразы о том, что жених именно берёт себе жену. Сама невеста тоже много раз повторяла, что она не сама идёт замуж, но её отдают родители, такие же слова повторяют и подружки. Это просто спектакль, но фразы и сама картина остаются в памяти родителей и помогают наладить здоровые взаимоотношения.
Многие молодожёны мечтают, чтобы родители вовремя поняли, что их вступающие в брак дети – уже не дети, а взрослые члены сообщества и хозяева своей жизни. Ещё важнее, чтобы сами молодожёны ощутили это и начали жить в соответствии с таким статусом. Надо сказать, обычные современные свадьбы слабо помогают сделать шаг к разрешению такой ситуации, и это ярко видно, поскольку сегодня даже после ЗАГСа гости гораздо чаще называют новобрачных женихом и невестой, нежели мужем и женой. Новобрачные поддерживают это, стремятся выглядеть юной парой. Особенно это касается невесты: белый цвет платья известен тем, что скрадывает возраст, и она на протяжении всей свадьбы похожа на нежную юную девушку, может быть, на принцессу. Эта картина отпечатывается в памяти у её родителей, и они подсознательно решают, что, даже выйдя замуж, их дочь всё ещё юная – а значит, её надо продолжать активно опекать. В глазах родителей жениха образ юницы подсознательно даёт им установку воспринимать её как девочку, а не как взрослую женщину, с которой надо бы считаться. Совсем другое дело в традиции, где предусмотрена смена образа новобрачных после обрядов соединения: открывается ширма, и перед взором гостей предстают «обновлённые» супруги. Новобрачная из юной девушки в белом наряде вдруг превращается в даму, одетую в яркую и солидную одежду. Обычно это красное платье – как известно, такой цвет придаёт зрелость образу и ассоциируется с внутренней силой.
Полезными для налаживания отношений могут стать обряды принятия невестки родственниками мужа и зятя – родственниками жены. Например, когда свекровь дарит невестке пояс (символ новой жизни), они обнимаются и целуются. Здесь очень важен и телесный контакт. Похожий обычай предусмотрен и для зятя: тёща кормит его, причёсывает, они обмениваются подарками. Здесь тоже присутствует телесный контакт, который так трудно наладить тёще и зятю в обычной жизни, но который оказывает благотворное психологическое воздействие.
Таким образом, применение народных свадебных традиций может быть полезным при создании супружеской пары, особенно при осознании цели и соблюдении смысла традиции.
Кроме того, можно посоветовать не бояться проводить также и не совсем понятные традиции, так как зачастую только во время своего участия оцениваешь их важность и благоприятное влияние. Некоторые обычаи невозможно вообразить правильно в результате прочтения, их нужно именно прочувствовать и прожить, получая в награду интересный опыт.
Конечно, воспроизведение традиций не является панацеей и автоматически не гарантирует счастливого супружества, но отточенные веками схемы народной свадьбы дают уникальные возможности построить отношения между супругами и их близкими. Не упустите свой шанс провести свадьбу с пользой для своего будущего, не ограничиваясь одним лишь празднованием.
Подытожим. Русская народная свадьба (как и традиционная свадьба большинства народов) – это не просто система обрядов, это работа по созданию хороших и крепких отношений между мужем и женой, а также между новобрачными и их родственниками. Это качество является ключевым, и оно актуально во все времена. Даже если вы нарядитесь в копии старинных костюмов, воспроизведёте какой-либо набор обычаев – нельзя будет считать такую свадьбу поистине русской традицией, если она не служит цели улучшения взаимоотношений между ближайшими родственниками.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Свадебные песни славян — Википедия
«Отдал меня батюшка» (русская деревенская песня). Лубок, XIX векСвадебные песни славян — народные песни, исполняемые в разные моменты традиционного свадебного празднества.
Музыкально-поэтический язык песен свадебного обряда отличает устойчивость, закреплённая традицией обрядовой практики, сложившейся в крестьянской общине[1]. В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.
Свадебные песни также исполнялись на похоронах рано почивших молодых людей, которых наряжали в свадебные наряды и несли на кладбище с музыкой и зелёными гирляндами. Редки свидетельства о приготовлении к похоронам свадебного каравая или иного обрядового хлеба[2].
У русских[править | править код]
Свадебные песни являются одними из самых традиционных, народных лирических песен, а их напевы часто очень древние. Исполнение свадебных песен оставалось прерогативой женщин до отмены крепостного права в 1861 году, когда постепенно начинает ломаться традиционный патриархальный устой. Наиболее характерным строем для песен был 4-стопный хорей с дактилической клаузулой. Часто песни были импровизированными, включали диалектные слова и былинные сюжеты[3].
Виды[править | править код]
Музыкально-песенное сопровождение присутствовало на каждом этапе свадебной обрядности. Выделяются некоторые её виды[3][4]:
- лирические не связаны с обрядом или действом, слагаются традиционным поэтическим языком и часто относятся к общерусскому репертуару.
- прощальные (причитания, причети) оформляли завершение добрачной жизни. Записанные собирателями такие песни делятся на длинные (165,1 строки) и короткие (21,6 строк). Зырянов И. В. считает длинные свадебные причитания соединением нескольких коротких эпизодов обряда.
- величальные — короткие, повторяющиеся, легкомысленные песни в адрес гостей, исполнялись хором во время ритуальных застолий и служили для общинного закрепления новой структуры социума.
- корильные (дразнилки) — сатирические, гротескные, игровые или осуждающие песни, как противовес величальным песням.
- комментирующие (церемониальные) — песни-связки, комментирующие ход ритуала, объясняющие обряд или содержащие молитву, благословение, просьбу, жалобу, вопрос;
- плясовые исполнялись иногда во время торжества.
Использование[править | править код]
На смотринах невесту проверяли — хороша, здорова ли, хозяйственна ли, а при демонстрации невестой своих навыков девушки и гости пели песню-похвалу невесте и её родителям, советовали жениху присматриваться внимательнее, чтобы потом не пожалел о сделанном выборе[4].
Перед свадьбой девушка собирает у себя подруг на девичник, где невесте пели прощальные песни, сама она в «печальной» одежде причитала по поводу окончания «вольной» девичьей жизни («Ты, река ли моя, реченька»). Обряд «прощания с красотой» проводился сравнительно одинаково на всей территории России и вращался вокруг предметов-символов девичества (лента, кудель, букет, девичья одежда и головной убор). В песне невесты отражались горе и обида на родителей, призывы не отдавать её на дальнюю сторонку. Даже если невеста радовалась замужеству, ей полагалось внешне выражать печаль[4][5]:
Породила меня мамушка
Во несчастный день во пятницу,
Ещё клала меня мамушка
В колыбельку да качливую,
Раскачала меня мамушка
На все четыре стороны,
На одну-то на сторонушку —
На чужую, незнакомую,
На чужую на сторонушку
Ко чужому отцу-батюшке,
Ко чужой свекрови-матушке —
да какая я несчастная!
Свадебные причитания (вытие) в северных и центральных районах России (свадьба-похороны) отличалось особо развитой плачевой традицией (например, на Русском Севере и у финно-угорских народов — ёйги)[6]. Свадьба-веселье в западном и южном регионах Европейской России отличалась праздничным настроем с меньшим числом причитаний, сопровождалась каравайными песнями[4].
Приготовлением в доме жениха свадебного хлеба (каравай, курник, ряжен, моленник и др.) занимались крёстные родители и каравайницы (счастливые в браке женщины), которые начинали с молитв и продолжали со специальными песнями, которые комментировали процесс[4].
На свадьбе исполняются не только печальные песни о расставании девушки со своей семьёй, но и много весёлых, шуточных песен.
У белорусов[править | править код]
Свадьба белорусов, как и у многих других народов, складывалась из трёх основных этапов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного. Каждый из этапов состоял из комплекса обрядов общеславянского или регионального значения. Вербальная активность характерна более не для невесты, а для участников торжества — родственников, подружек, гостей. Когда жених приезжал за невестой, у ворот гости пели: «А свату, наш свату, да пусти у хату, а мы тут заколели, естечки захотели». После выплаты ими выкупа в доме родственники невесты пели корильные песни[7]:
Наша Манечка — сыр налитой, а ваш Ванечка — мех надутой.
Наша Манечка — розовый цвет, а ваш Ванечка — старый дед.
Наша Манечка — цвет белый, а ваш Ванечка — пень горелый.
Наша Манечка — как сыроежка, а ваш Ванечка — как головешка.
Подружки невесты с главной «подневестницей» пели печальные песни («Ай, ты белая кудрявая берёза»), она также причитала («Не погуляла нисколько, отдають меня взамуж…»), особенно если была сирота или безотцовщина. Также подружки перед венцом расплетали невесте косу и пели ей песни-напутствие («Как будешь к вянцу ехать…»). Свадьба сопровождалась исполнением застольных песен (в Красноярье пели «Лявониху»)[7].
Когда жених привозил молодую в родительский дом, их встречали иконами, хлебом и солью, исполняли иные песни, в которых говорилось о предстоящих трудовых буднях и послушании в новом доме. На второй день пели застольные песни: женщины — одни («По морю, по морю, по морю синему…»), девушки — другие («На море уточка купалася…»). В песнях иносказательно обращались к жениху, величая его орлом, разбившим «стадо лебединое»[7].
По окончании свадьбы гости-«сваты» прощались распространённой в Белоруссии песней[7][8]:
До дому, сваты, до дому,
Поели кони солому,
А солома жменька — копейка,
А сено клочок — пятачок.
Традиционная народная культура у белорусов-католиков в Западной Белоруссии постепенно исчезла к 1920-1930-м годам, отчего фольклорная составляющая бедна: молодёжь вместо белорусских песен пела на вечеринках польские, выученные в школе[9].
У украинцев[править | править код]
Свадьба украинцев богата песенным фольклором, который всё ещё сохраняется в памяти носителей традиций[10]. Песни и припевки сопровождают все важнейшие обрядовые действия украинской свадьбы. Большая часть песен прощальные — «жалибны», «молодячи», а также «сиротские». Их поют в доме невесты в период от сватовства до венчания[11]. В преданиях, свадебных песнях украинцев сохранились отголоски обычая сватовства девушки к парню, встречавшиеся также у южных славян[10]. В случае удачного сватовства пели[12]:
Ой, там на горi кущ малини стоіть, ой.
Ой рано i позно матуся кричить, ой кричить.
— Не плач, моя мати, не плач, ой i не ридай,
Бери рушнички, старостам ой i роздавай.
Ой, там на горi кущ малини стоіть, ой,
Ой рано i позно матуся кричить, ой кричить.
На «дивичь-вечир» невеста и девушки поют песни-причеты о закончившемся девичестве, о жизни «на чужой сторонке»[13]. Лирические монологи невесты — радостные и грустные — не переходят обычно в плач и причеты северно-русской свадьбы. Об украинских причитаниях (укр. голосіння) упоминают польский писатель Ян Менецкий (1551), поэт Севастиан Кленович (1602)[14].
В украинском языке обрядовые свадебные песни, исполняемые в Карпатах и Прикарпатье, называются ладкання/ладканка. Эти песни в виде диалога исполняли свахи (замужние женщины со стороны жениха) и подруги невесты при встрече невесты и жениха[15]. Лиричные свадебные песни «журнi» (термин Западного Подолья) исполнялись в наиболее драматические моменты обряда[16].
Дня за три до свадьбы невеста приглашала дружек и молодых женщин печь каравай, шишки, лежни и калачи[13], что называлось «хадзіць на вэнкi»[10]. Процесс готовки сопровождался песнями. Часто в девичьих песнях встречаются слова «долина» и «калина», что символизирует брак[17]. Затем невесту сажали на кожух, расплетали косу и надевали цветочный венок на голову. При завивании венка или гильца (деревца с конфетами, орехами и пряниками) для невесты пели[10]:
Ходіла Галочка а по садэйку,
Як біла лэбэдэнька.
Рэжа барвінок особi на вэнок,
На свою головэйку.
Ой, вэнця, вэнця, зэлэн барвінця,
Наробів ты мнi жалю.
Сваю матыньку, сваю рідную
Навікi покідаю.
Провожая после венчания молодых в дом жениха, дружки и свахи в песнях кликали молодую обратно, обещаясь заплести вновь косу, а также призывали свекровь встретить невестку. После обряда встречания молодых в родительском доме праздник продолжался в виде застолья, песен и танцев («перезва»)[10]:
Дай же, Боже, пити добрий розум мати,
Шеби в свата за столом переночувати.
Шеби в свата за столом переночувати,
Шоб на лавцi лягти спати, а з-під лавки встати[12].
Хоровые партии исполняли то торжественно-величальные, то буйно-разгульные песни[14]. Часть песен в процессе свадебного обряда адресовалась всем «боярам» (друзьям жениха) и дружкам (подругам невесты): «Мы думалы, вы пры(й)ихалы», «Вы, дружечки, раки»: другие — отдельным лицам (старшему боярину, свашке, «свитылке», матери невесты): «Старший боярин горбатый», «Тебе, дружко из дружеватых» и пр.[11].
У болгар[править | править код]
Болгарская свадьба. Музыкант играет на гайде (ранее 1945)Как и у всех славянских народов у болгар также имеются свадебные обрядовые песни[18], тематически близкие южнорусским и северорусским[19]. В целом, болгарская свадьба длилась неделю, была насыщена ритуалами с глубоким содержанием, торжествами и весельем. Условно свадебные ритуалы, сопровождаемые песнями, делятся на досвадебные и свадебные. Помолвка, приготовление праздничных хлебов и свадебного знамени, заплетение кос и одевание невесты, девичник и бритьё молодожёна относятся к досвадебным церемониям[20]. Бытовали песни-описания[19]. Завивая венок для невесты, пели[21]:
Оригинал на болгарском Перевод на русский Тука се вие, дружке ле, зелен венец.
Па дотече, дружке ле, мътна вода,
Па донесе, дружке ле, росно цвете,
Да се вие, дружке ле, зелен венец.Здесь плетут зелёный венок.
И потечёт мутная вода,
И понесёт росистый цветок,
Пусть плетут зелёный венок[22].
К болгарской свадьбе обязательно из ветки фруктового дерева делают свадебное знамя: на верхушку накалывают «позолоченное» яблоко и завязывают платок красно-белого цвета, который символизирует мужское и женское начала. Песней «Свадебное знамя развевается» (болг. Фуруглица трепери) открывается свадьба. В этот день сваты отправляют жениха за кумой. Девушки под звуки волынки (гайда) и барабанов поют о прощании невесты с беззаботностью и родительским домом[20]. Прощание девушки с родными и подругами отражалось в песнях-плачах (причитаниях)[23]:
Оригинал на болгарском Перевод на русский — Невястице, уруглице,
Жал ли ти е за момите,
За момите, за Лазара?
Невяста им отговаря:
— Леле, моми, леле, дружки,
И жал ми е, и не ми е;
На майка ми твърде жалба,
Че ма млада оженила,
Оженила, зачернила
— Да не бера малки моми,
Да не играм лазарица,
Да не им съм кехаица[24].— Невестушка, кругло личико,
Что кручинишься девица,
По девицам, по Лазарю?
Невеста им отвечает:
— Эй, девицы, эй, подружки,
И мне жалко, и не только мне;
Моя матушка много печалится,
Что меня молоду оженила,
Оженила, зачернила[a].
— Да не берите молоденьких девиц,
Да не играйте лазарицами,
Да не становитесь красавицами.
Перед отправлением к дому жениха молодые обращаются лицами к солнцу, невеста кланяется и вручает подарки своим родителям и родственникам. В это время девушки поют грустную песню о прощании молодой с родными («Прощения проси, невестушка» — болг. Прошка вземай, младо булче)[20][25]. Главной песней болгарской свадьбы является «Приходите, девушка прощается с родными» (болг. Ела се вие, превива, мома се с рода прощава[26])[25]. В доме жениха молодых встречают родители, которых кличут песней «Выходите, матушка, поглядите, кого привели — лицом белую, румяную, телом — стройную, высокую…» (болг. Я излез, момкова майка, да си видиш какво ти водим — на лице бяло, червено, на снага — тънка, висока…). Продолжается празднование, свадебный пир, сопровождаемый музыкой, песнями и добрыми пожеланиями[25].
- ↑ Замужние болгарские женщины, в отличие от девушек, обычно носили чёрные юбки
- ↑ Татьяна Григорьевна Иванова, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи.». Локальные традиции в народной культуре Русского севера: (материалы ИВ Международной научной конференции «Рябининские чтения-2003»). — Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», 2003. — С. 116. — 444 с.
- ↑ Никита Ильич Толстой, Т. А. Агапкина. Славянские древности: этнолингвистический словарь в пяти томах. П (Перепеправка через воду)-С (Сито). — Международные отношения, 2009. — С. 226. — 664 с.
- ↑ 1 2 Джеймс Бейли. Три русских лирических размера / перевод Е. А. Савиной. — М.: Языки славянской культуры, 2010. — С. 297—304. — 583 с. — ISBN 9785040871537.
- ↑ 1 2 3 4 5 Изабелла Шангина. Русская свадьба. История и традиция. — Азбука-Аттикус, 2017. — С. 8—16, 174-178. — 480 с. — (Новый культурный код). — ISBN 978-5-389-05157-7.
- ↑ Зиновьев В. П. Русские песни восточной Сибири / Смирнов Ю. И. — Иркутск: Комитет по культуре Иркутской области, 2006. — С. 84. — 252 с. — ISBN 5-98839-015-3. Архивная копия от 12 мая 2018 на Wayback Machine
- ↑ Избранные причитания / Под ред. А. Астаховой и В. Базанова. — Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1945.
- ↑ 1 2 3 4 Александр Титовец, Елена Фурсова, Татьяна Тяпкова. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве. — Минск: Беларуская навука, 2013. — С. 80—93. — 579 с. — ISBN 9785457650237.
- ↑ Анталогія беларускай народнай песниi i прыпеукi. — Минск: Ураджай, 2001. — С. 201—202.
- ↑ Токть С.М. Динамика этнического самосознания крестьянского населения Западной Белоруссии в 1920-1930-х годах / Институт славяноведения. — Белоруссия и Украина: история и культура: ежегодник. — М.: Наука, 2005. — С. 285—304.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ольга Изотова, Галина Касперович, Александра Гурко, Александр Бондарчик. Кто живёт в Беларуси. — Минск: Беларуская навука, 2012. — С. 317—322. — 800 с. — ISBN 978-985-08-1263-6.
- ↑ 1 2 Традиционная культура. — Центр, 2003. — С. 91. — 640 с.
- ↑ 1 2 Іваницький А. І. Хрестоматія з українського музичного фольклору.: Навчальний посібник для ВНЗ I–IV р.а.. — Нова Книга, 2008. — С. 192—193, 211. — 522 с. — ISBN 9789663821399.
- ↑ 1 2 Г. Сорокин. Свадьбы и свадебные песни. — Рипол Классик, 2013. — 57 с. — ISBN 9785458019835.
- ↑ 1 2 Украинская литература / А. В. Луначарский. — Литературная энциклопедия. — Художественная литература, 1939. — Т. 11. — С. [517—518] (стб. 2). — 428 с.
- ↑ И. В. Казакова, А. В. Бутина, И. В. Олюнина. Роль женщины в развитии современной науки и образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции Минск, 17–18 мая 2016 г.. — БГУ, 2016. — С. 33. — 981 с.
- ↑ Іваницький А. І. Український музичний фольклор.: Підручник для ВНЗ. — Нова Книга, 2004. — С. 98. — 322 с. — ISBN 9789669502414.
- ↑ Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. — Петербургское востоковедение, 1999. — С. 199. — 266 с.
- ↑ Николаj Кауфман. Обредни сватбени песни. — Zbornik XIL kongresa Jugoslavanskih folkloristov. — 1968. — С. 201. — 1000 с.
- ↑ 1 2 Трудове на Великотърновски университет Кирил и Методий. — Nauchi i Izkustuoi., 1991. — Т. 23. — С. 19, 30. — 620 с.
- ↑ 1 2 3 Перевод Снежаны Никифоровой. Народная песня рассказывает – свадебные песни (рус.), Radio Bulgaria (30.11.2011). Дата обращения 25 июня 2018.
- ↑ Радост Иванова, Тодор Ив. Живков. Тука се вие зелен венец / Под редакцията на Тодор Моллов. — Българска народна поезия и проза в седем тома. — Варна: LiterNet, 2004. — Т. II. Обредни песни.
- ↑ Червинский П. П. Фольклор и этимология. Лингвоконцептологические аспекты этносемантики. — Тернополь: Крок, 2010. — 420 с. — (Библиотека научного альманаха «Studia Methodologica») — ISBN 978-966-2362-31-2 — С. 259
- ↑ Николаj Кауфман. Някои обеци черти между народната песен на българите и източните славяни. — BAN, 1968. — С. 62, 75. — 224 с.
- ↑ Радост Иванова, Тодор Ив. Живков. Жалба на млада невеста / Под редакцията на Тодор Моллов. — Българска народна поезия и проза в седем тома. — Варна: LiterNet, 2004. — Т. II. Обредни песни.
- ↑ 1 2 3 Сватбарски народни песни (болг.), Radio Bulgaria (25.11.2011). Дата обращения 25 июня 2018.
- ↑ NestleBG. Old Bulgarian Wedding Folk Song — Moma se s Roda Proshtava (неопр.). YouTube (13 мая 2016). Дата обращения 4 марта 2019.
- Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни — М.: Высшая школа, 1978
- Лазутин С. Г. Русские народные песни — М.: Просвещение, 1965
- Іваницький А. І. Хрестоматия из украинского музыкального фольклора.: Учебное пособие для ВУЗОВ I–IV г.а. = Хрестоматія з українського музичного фольклору.: Навчальний посібник для ВНЗ I–IV р.а.. — Нова Книга, 2008. — С. 177-224. — 520 с. — ISBN 9663821396.
Традиционная русская свадьба: что нельзя делать невесте
К свадьбе на Руси всегда относились как к особому, сакральному ритуалу. Неудивительно, что существовала целая «система» свадебных примет и суеверий, в том числе и многочисленных табу. Особенно они касались поведения невесты на свадьбе. Некоторые из них стараются соблюдать и в наши дни.
Обручальные кольца
Нежелательно надевать на свадьбу старое кольцо (например, кому-то ранее принадлежавшее). Невеста не должна сама покупать кольца, это должен делать жених. Купленные к свадьбе кольца строго-настрого запрещается давать кому-либо примерять. Причем неважно – до или после свадьбы. Исключение могут составлять маленькие дети. Они и могут подавать кольца молодым.
Нельзя ронять обручальное кольцо. Это к разводу. Если такое случилось, необходимо сразу же продеть сквозь кольцо нить – тогда на нее перейдет весь негатив. После обряда бракосочетания нитку нужно сжечь со словами: «Прогони огонь все мои беды и печали».
После того как молодожены наденут кольца, никто из них не должен брать себе пустую тарелочку, подушечку или коробочку, где они лежали. Лучше, если ее возьмет незамужняя подруга невесты или неженатый друг жениха.
Свадебный наряд
Наряд невесты не должен быть раздельным: скажем, отдельно юбка и корсет. Это значит, что и семейная жизнь будет «раздельной».
Гладить свадебное платье может только мать невесты. Жених не должен видеть невесту в нем до самой свадебной церемонии. До момента венчания или регистрации брака в ЗАГСе невеста не должна видеть себя в зеркале в свадебном наряде с головы до ног. Если очень нужно, то можно осмотреть себя в зеркале в «неполном» наряде – скажем, без перчаток, или в платье, но без фаты. Нельзя, чтобы в состав наряда входил жемчуг – это к слезам будущей жены.
В день свадьбы нельзя допускать, чтобы кто-то из посторонних поправлял на невесте свадебный наряд. Это может делать только кто-то из близкой родни.
Если во время венчания невеста уронит платок, она останется вдовой.
Обувь
Невесте не стоит надевать в день свадьбы новую обувь. Можно купить туфли заранее и пару раз надеть до торжества. Этот ритуал помогает заманить в семью удачу.
Также не рекомендуется выходить замуж в открытой обуви, например, босоножках. Туфли обязательно должны быть закрытыми. Обувь нельзя менять во время проведения церемонии.
Не дай Бог, если невеста сломает каблук – это к неприятностям к семейной жизни.
Венчание или регистрация
Нельзя приглашать свидетелями женатых и замужних людей. Во время процедуры венчания или регистрации молодожены должны постоянно держаться рядом, чтобы никто не смог пройти или встать между ними.
Дорога на свадьбу
У суеверных людей считается, что ехать из церкви или ЗАГСа на свадебный банкет прямой дорогой ни в коем случае нельзя. Мол, нечистая сила может навредить молодым. Поэтому надо выбрать самый запутанный маршрут, тогда нечисть удастся обмануть.
Подарки
Если вам подарили на свадьбу ножи или вилки, от такого подарка лучше отказаться. В крайнем случае можно отдать за него символическую плату.
За столом
К свадебному столу молодым нельзя подходить по часовой стрелке. Невеста и жених не должны сидеть за свадебным столом на стульях. Для них должны поставить скамейку, и сидеть можно только на ней.
Вино из бокалов молодые должны выпивать до последней капли. Если что-то останется на дне – это к слезам.
Невеста не должна позволять никому разрезать торт – она должна сделать это сама. Жениху разрешается лишь придерживать нож. Первый кусок достается невесте, второй – жениху, третий – гостям.
Традиционно на Руси невеста должна была много плакать, сидя за свадебным столом. Это сулило счастье в замужестве. Молодым не принято было на свадьбе много пить и есть – они должны были готовиться к первой брачной ночи.
Танцы
Невеста не должна танцевать на свадьбе ни с кем, кроме жениха или кого-то из родителей. Это же относится и к жениху.
Свадебный букет
Невеста не должна выпускать из рук букет, врученный ей женихом, весь день, пока не закончится свадьба. Считается, что выпустишь букет из рук – и семейное счастье упорхнет. В виде исключения можно дать букет подержать либо жениху, либо матери. На свадебном столе можно поставить его перед собой в вазу, а вечером забрать с собой. А вот бросать букет подружкам не стоит – это вовсе не русский обычай.
После свадьбы
После свадьбы на Руси молодая жена не должна была входить в дом своими ногами – муж должен был взять ее на руки и перенести через порог. Считалось, что тогда в семье будет совет да любовь, и муж всю жизнь будет носить жену на руках.
Читайте также:
Современная русская свадьба, как ее провести?
Всегда хочется, чтобы свадебное торжество получилось ярким и запоминающимся. Для этого не обязательно придумывать что-то новое. Иногда достаточно обратиться к истории своего народа, вернуться на несколько веков назад и посмотреть, каким был свадебный ритуал у предшественников.
Прекрасным вариантом празднования станет современная русская, свадьба с элементами традиционно русских обрядов и обычаев.

Как было и что осталось
Празднование свадьбы на Древней Руси было очень значимым событием для каждой семьи. Соответственно подготовке и проведению обряда уделяли огромное внимание. Девушку к замужеству готовили, можно сказать, с рождения: год за годом собирали приданное.
Свадьбе всегда предшествовали традиционное сватовство, смотрины, сговор и рукобитие. Накануне торжества всегда проводился девичник и своеобразный мальчишник (его жених проводил в одиночестве и молчании).
В первый праздничный день молодожены венчались. После венчания девушке делали прическу молодухи. Далее новобрачные катались на лошадиной упряжке по селу и позже ехали к родителям супруга. На следующий день гостили у отца и матери супруги. Гулянья обычно продолжались несколько дней.



Некоторые обычаи сохранились и дошли до наших дней в измененном виде. Молодые люди самостоятельно выбирают себе пару и принимают решение о женитьбе или замужестве. Только после этого знакомятся родители. Некоторые пары проводят помолвку (сговор в прошлом).
Девичник и мальчишник также знакомы для современных молодых людей. Однако сегодня правила их проведения коренным образом отличаются от первоначальных.
В наши дни свадебные гулянья длятся один-два дня. В первый день можно устроить шуточный обряд сватовства, а вслед за ним широко известный выкуп невесты. Далее молодожены направляются на торжественную роспись во дворец бракосочетаний. Однако, если молодые люди проводят свадьбу в русском стиле, венчание предшествует церемонии бракосочетания в ЗАГСе.
Когда статус молодых супругов официально оформлен, новобрачные отправляются на прогулку по памятным местам города, а затем направляются на свадебный банкет в их честь. Там их по традиции встречают родители с караваем, а также приглашенные на торжество родственники и, конечно, ведущий праздничного вечера с ранее согласованным сценарием свадебного мероприятия.
На протяжение праздничного вечера еще не раз встретятся адаптированные для нашего времени традиционные свадебные обычаи: это и похищение невесты, и громкие крики «Горько!», и смена великолепной фаты на скромный платок или шаль.
Второй день свадьбы проводят с самыми близкими родственниками и друзьями. На Руси же существовали так называемые отводины, когда супруги посещали родителей девушки. Этим событием все свадебные гулянья заканчивались.

Особенности русской свадьбы сегодня
Русский стиль свадьбы придаст празднику необычный колорит и сделает день незабываемым для молодоженов и их гостей. Однако, как и любое тематическое проведение торжества, такая свадьба требует особой подготовки.

Наряды на торжество
Русские красавицы к своему замужеству готовили два наряда: яркий праздничный сарафан и более скромное платье для венчания.
Современная невеста может также облачиться в красный или голубой сарафан с вышитым на нем традиционно русским орнаментом. Невеста может надеть и классическое белое платье. В таком случае его нужно дополнить, к примеру, расшитым поясом.


В образе займут достойное место красные или белые сапожки или туфли, венок из полевых цветов на голове и нежный цветочный букет из ромашек, колосьев с веточками рябины в руках. Для прически идеально подойдут различного рода плетения, а при выборе макияжа следует отказаться от теней и подводки.


Образ русского юноши достаточно прост: удобные холщовые штаны, заправленные в мягкие сапоги, расшитая рубаха с плетенным поясом, а также картуз с козырьком, украшенный большим цветком.



Место проведения и оформление
Русскую свадьбу можно праздновать в любой сезон года.
В теплые месяцы можно организовать торжество на лоне природы. Прекрасно подойдет небольшая лужайка или поляна рядом с березовой рощей или прудом, загородная усадьба, уютный деревенский домик. В холодное время идеальным вариантом станет ресторан с интерьером, стилизованным под русскую архитектуру, или помещение с внутренней отделкой из дерева.


В качестве основного тона следуют использовать белый, ярко-красный и черный послужат акцентным дополнением основного фона. Для оформления русской свадьбы лучше всего использовать деревянные столы и скамейки.
Прекрасно впишутся в стиль торжества вышитые скатерти, ручники, картины с великолепными пейзажами русской природы, расписная деревянная или керамическая посуда, железные кубки и чашки.


Столы можно украсить флористическими композициями из полевых цветов, гроздьями рябины или калины. Кроме того, в качестве декора можно использовать матрешек, подковы, сладких петушков, связки бубликов, самовар и расшитые валенки.



Праздничное меню
Традиционные русские блюда станут настоящим украшением каждой русской свадьбы. Блины, икра, жаренная дичь, пельмени, мед, пироги, маринады и соленья, компоты, квас и медовуха обязательны. Чем больше яств на столе, тем лучше.


Развлечения на русской свадьбе
Чтобы свадьба в полной мере соответствовала статусу русской, на праздник следует пригласить народный ансамбль. Народные песни, пляски, частушки, выступления скоморохов, традиционные хороводы превосходно дополнят и разнообразят праздничный вечер.
В качестве активных игр можно использовать бег или прыжки в мешках, стрельбу из лука, лазанье по шесту или перетягивание каната. В летнее время можно организовать катание в упряжке лошадей, а зимой возможно отправиться лепить снеговика, играть в снежки или кататься на санях.


Очень важно для свадебного дня найти фотографа и оператора, тогда уникальные фото и увлекательное видео навсегда останутся для супругов ярким напоминаем о праздничном торжестве.
Видео о современной русской свадьбе:
Часть II. Применение обрядов на современной свадьбе
Актуальна ли сегодня свадьба по русской традиции?
Несмотря на то, что многие прежние обычаи сегодня забылись, современная русская свадьба является вариантом русского традиционного бракосочетания в упрощённом виде. Обычная сегодняшняя женитьба включает выкуп, благословение родителей, обмен кольцами, официальное принятие ролей мужа и жены, осыпание молодых, каравай, пир, поздравления, брачную ночь. Традиционная свадьба никуда не делась, она жива. При этом ещё и возвращаются старые свадебные образы – деревце, связывание лентой символов жениха и невесты и другие. Сама жизнь показывает, что русская свадебная традиция актуальна для многих людей. Как и прежде, новобрачным важно благословение родителей, наделение счастливой долей, проведение обрядов для укрепления брака и защиты от негатива, в том числе магических.
Большинство современных свадеб, конечно же, не похожи на свадьбы прошлого. Отличий много, но, на мой взгляд, среди них есть одно, которое полезно осознать современным людям. Причём это отличие касается не только церемоний по европейскому или голливудскому образцу, но и обычных современных русских свадеб с выкупами-караваями.
Практически любая сегодняшняя свадьба ограничивается функциями: создания праздника, оповещения общества и государства о новой ячейке социума, принятия молодожёнами новых юридических обязанностей. При этом вне данного праздника остаётся работа по построению отношений между новобрачными и их родственниками, а также между самими супругами. Какая-то часть данной деятельности была проведена до свадьбы, затем следует вступление в брак, после которого эта деятельность начинает идти полным ходом. В прошлом работа по построению отношений была важной частью самой свадьбы (благо, свадебный цикл длился много дней). Как мы увидели, это выражалось в следующем:
В предсвадебном цикле русской народной свадьбы были некие тренинги, которые позволяли распрощаться с холостяцкой системой ценностей до начала супружества. На девичнике это было всегда и повсеместно на Руси, на мальчишнике это ярко видно в некоторых областях, где жених с друзьями ходил в поход.
Далее начиналось разыгрывание охаивания и высмеивания противоположной стороны свадьбы. То есть это было озвучивание недостатков жениха и невесты и подсознательная установка на их принятие.
В конце концов, противоборство сторон на выкупе завершалось обрядами соединения. Это наглядно демонстрировало, что супруги, обладая противоположной природой, способны создать единство. Обряды помогали чётко визуализировать себя как «мы» вместо старого «я».
И, самое главное, свадьбы прошлого активно работали над расстановкой новых ролей среди близких родственников новобрачных.
Сегодня многие молодожёны мечтают, чтобы родители не вмешивались чрезмерно в их личную жизнь и чтобы они хорошо относились к зятю и невестке. Обряды народной свадьбы дают изрядное количество возможностей минимизации этих проблем. В современных условиях реально провести сватовство и выкуп с той целью, чтобы родители невесты действительно отпустили дочь в новую жизнь. Если они хотя бы несколько раз произнесут фразы «мы отпускаем дочь», «мы отдаём дочь зятю» (хотя бы просто потому, что этого требует сценарий сватовства и выкупа), даже такое небольшое действие успешно закладывает границы личной жизни молодой семьи.
При этом, если родители невесты (или она сама) избегают называть брак отдачей мужу, это указывает на внутреннюю проблему, и если её не выявить и не решить, она будет постоянно проявляться и мешать после свадьбы.
Родителям жениха, особенно свекрови, тоже бывает непросто отпустить сына в новую жизнь. У свекрови может появляться ощущение (возможно, неосознанное), что молодая супруга отобрала у неё сына – а это гарантирует массу проблем. Как ни странно, сватовство и выкуп, хотя это просто игры, всё же дают матери жениха установку, что он сам взял себе жену, а вовсе не она пришла и забрала сына56. Традиция предполагала неоднократное повторение фразы о том, что жених именно берёт себе жену. Сама невеста тоже много раз повторяла, что она не сама идёт замуж, но её отдают родители, такие же слова повторяют и подружки. Это просто спектакль, но фразы и сама картина остаются в памяти родителей и помогают наладить здоровые взаимоотношения.
Многие молодожёны мечтают, чтобы родители вовремя поняли, что их вступающие в брак дети – уже не дети, а взрослые члены сообщества и хозяева своей жизни. Ещё важнее, чтобы сами молодожёны ощутили это и начали жить в соответствии с таким статусом. Надо сказать, обычные современные свадьбы слабо помогают сделать шаг к разрешению такой ситуации, и это ярко видно, поскольку сегодня даже после ЗАГСа гости гораздо чаще называют новобрачных женихом и невестой, нежели мужем и женой. Новобрачные поддерживают это, стремятся выглядеть юной парой. Особенно это касается невесты: белый цвет платья известен тем, что скрадывает возраст, и она на протяжении всей свадьбы похожа на нежную юную девушку, может быть, на принцессу. Эта картина отпечатывается в памяти у её родителей, и они подсознательно решают, что, даже выйдя замуж, их дочь всё ещё юная – а значит, её надо продолжать активно опекать. В глазах родителей жениха образ юницы подсознательно даёт им установку воспринимать её как девочку, а не как взрослую женщину, с которой надо бы считаться. Совсем другое дело в традиции, где предусмотрена смена образа новобрачных после обрядов соединения: открывается ширма, и перед взором гостей предстают «обновлённые» супруги. Новобрачная из юной девушки в белом наряде вдруг превращается в даму, одетую в яркую и солидную одежду. Обычно это красное платье – как известно, такой цвет придаёт зрелость образу и ассоциируется с внутренней силой.
Полезными для налаживания отношений могут стать обряды принятия невестки родственниками мужа и зятя – родственниками жены. Например, когда свекровь дарит невестке пояс (символ новой жизни), они обнимаются и целуются. Здесь очень важен и телесный контакт. Похожий обычай предусмотрен и для зятя: тёща кормит его, причёсывает, они обмениваются подарками. Здесь тоже присутствует телесный контакт, который так трудно наладить тёще и зятю в обычной жизни, но который оказывает благотворное психологическое воздействие.
Таким образом, применение народных свадебных традиций может быть полезным при создании супружеской пары, особенно при осознании цели и соблюдении смысла традиции.
Кроме того, можно посоветовать не бояться проводить также и не совсем понятные традиции, так как зачастую только во время своего участия оцениваешь их важность и благоприятное влияние. Некоторые обычаи невозможно вообразить правильно в результате прочтения, их нужно именно прочувствовать и прожить, получая в награду интересный опыт.
Конечно, воспроизведение традиций не является панацеей и автоматически не гарантирует счастливого супружества, но отточенные веками схемы народной свадьбы дают уникальные возможности построить отношения между супругами и их близкими. Не упустите свой шанс провести свадьбу с пользой для своего будущего, не ограничиваясь одним лишь празднованием.
Подытожим. Русская народная свадьба (как и традиционная свадьба большинства народов) – это не просто система обрядов, это работа по созданию хороших и крепких отношений между мужем и женой, а также между новобрачными и их родственниками. Это качество является ключевым, и оно актуально во все времена. Даже если вы нарядитесь в копии старинных костюмов, воспроизведёте какой-либо набор обычаев – нельзя будет считать такую свадьбу поистине русской традицией, если она не служит цели улучшения взаимоотношений между ближайшими родственниками.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >