Неполная семья: социально-экономические проблемы | Азбука воспитания
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.
Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.
Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот.
Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).
Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения
Определение, причины неполной семьи
Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.
В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.
Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).
Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.
В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.
Причины неполных семей
Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.
Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.
Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей
Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.
Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.
Проблемы неполных семей
Материально-бытовые (финансовые) проблемы
Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.
Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.
Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.
Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.
В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.
Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.
Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.
Психологические проблемы
«Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.
После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.
Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).
Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).
В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).
В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.
В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.
Проблема создания новой семьи
Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.
У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.
Проблемы детей
Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.
Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.
Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.
Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.
В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.
Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.
Проблема взаимоотношения детей
В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.
Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-й ребенок рождается с аномалией
развития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь).
В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.
Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5 % женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно те, которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.
В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.
Среди причин часто болеющих детей одно из первых мест занимает низкая медицинская культура и низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод — психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявления таких неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них (заболевания ЖКТ, почек, кожи и т.д.).
Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье:
- старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
- хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
- относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
- не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
- старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
- пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.
Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье
Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.
Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.
Исполнительная власть: жилье.
Церковь: материальная и натуральная помощь.
Торговые организации: снабжение продуктами питания и др.
Психолог: проблемы психологического климата в семье.
Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Служба занятости: поиск удобной работы для родителей.
Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения (ДДУ).
Юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца (СПК), вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.
Отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.
Место работы родителей: все льготы по работе, ДДУ, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе, проблема отношений на месте работы родителей.
Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы совместного межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).
Социальные проблемы российских семей в современных социально-экономических условиях
Библиографическое описание:
Минушкина К. Э., Понкратова Е. А. Социальные проблемы российских семей в современных социально-экономических условиях // Молодой ученый. 2018. №34. С. 73-74. URL https://moluch.ru/archive/220/52402/ (дата обращения: 17.01.2020).
Семья, являясь главным социальным институтом общества, выполняет целый ряд разнообразных функций «имеет консолидирующее, объединяющее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности» [4]. Особенно на начальном этапе своего жизненного цикла, семья подвержена многим негативным общественным явлениям, социально-экономическим кризисам и преобразованиям страны.
Снижение уровня жизни, безработица, низкая оплата труда, ухудшение состояния здоровья населения приводит к невозможности в полной мере реализовывать семьям их основных функции. Реализация целостного комплекса функций семьи обеспечивает ее стабильность и является позитивным фактором благополучия, как самой семьи, так и общества в целом. В настоящее время часто происходит нарушение нормального функционирования семьи, которое связано с возникновением нижеперечисленных социальных проблем:
- Экономические проблемы: снижение доходов семьи из-за низкого уровня оплаты труда; снижение уровня среднедушевого дохода семьи и возникновение избыточной иждивенческой нагрузки на работающих членов семьи, обусловленные наличием в семье иждивенцев или безработных, пребыванием женщины в отпуске по уходу за ребенком, временной нетрудоспособностью или инвалидностью членов семьи; малообеспеченность большинства семей, многие из которых по прожиточному уровню находятся ниже черты бедности (на фоне резкого социально-экономического расслоения общества). По данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения в 2017 г. составляет 13,2 %, из них малоимущих домашних хозяйств без детей 37,6 %, семьи с детьми в возрасте до 16 лет 62,4 % [3].
- Демографические проблемы: сознательное ограничение количества детей; ослабление потенциальных репродуктивных возможностей семей из-за семейной нестабильности, увеличение числа разводов, приводящее к увеличению числа неполных семей, «в семьях без одного или двух родителей живут более 5 миллионов детей или 13 % от общей численности детей до 18 лет» [2]. Отмеченное в настоящее время старение общества, наряду с уменьшением количества семей, способствует обострению демографических проблем, так как в стране не обеспечивается простое воспроизводство населения, и эта тенденция, по прогнозам демографов, будет усугубляться.
- Медицинские проблемы: ухудшение состояния здоровья населения, вызванное неблагополучными экологическими и экономическими факторами (последствия экологических катастроф, неудовлетворительное состояние окружающей среды, несбалансированное питание, ограниченные возможности многих семей в получении ряда медицинских услуг, высокие цены на лекарственные препараты и др.), что способствует рождению больных детей и инвалидов. Общее число зарегистрированных случаев всех заболеваний возросло в 2016 году на 1,01 %, составив 237,01 против 234,3 миллиона случаев в 2015 году [1, с.29–30]. Низкий уровень репродуктивного здоровья женщин (показатели количества абортов остаются высокими — 67,3 тыс. в 2017 году, что на 1,0 % больше, чем в 2016 году [1, с.56]; наблюдается рост заболеваемости женщин — из числа закончивших беременность 32,7 % женщин страдали различными заболеваниями, в 2016 году данный показатель был меньше на 0,1 % [1, с.55], ухудшение здоровья матери является одной из главных причин в структуре младенческой смертности).
- Жилищная проблема: является особенно актуальной для молодых семей. Решение данной проблемы для многих из семей представляет большую сложность из-за непродуманного формирования рынка жилья, невозможности получения бесплатных квартир, низкого уровня доходов и дороговизны жилого фонда, что не позволяет приобретать жилплощадь всем категориям нуждающихся семьям. Право принять участие в действующих государственных программах и проектах, направленных на решение проблем по улучшению жилищных условий, имеет ограниченный круг заявителей.
- Проблема социальных девиаций: алкоголизм, наркомания, совершение правонарушений и преступлений. Семьи, члены которых тесно взаимодействуют с девиантными группами и могут представлять опасность для нормального функционирования общества, являются семьями социального риска и относятся к группе неблагополучных семей.
- Проблемы воспитания и психологические проблемы: педагогическая безграмотность родителей в процессе воспитания детей, способствующая непослушанию детей, отсутствием у них твердых нравственных принципов, негативному отношению к родителям. К психологическим проблемам семьи можно отнести супружескую несовместимость, включающая несколько факторов: психофизиологический (несогласованность темпераментов и сенсомоторных актов), социально-ролевой (несовпадение ролевых ожиданий), ценностно-ориентированный (отсутствие единства взглядов и личностных ценностей). Именно психологические проблемы семьи чаще всего являются поводом для развода. На психологические проблемы семьи влияет уровень осознания семьи как ценности, поскольку именно наличие такого понимания есть гарантия стабильности.
Таким образом, социальные проблемы современных российских семей весьма многообразны, зачастую являющиеся следствием экономического кризиса страны. Более уязвимыми семьями, несущими в себе неизбежные элементы социального риска, являются молодые, неполные, многодетные и семьи с детьми-инвалидами. Данные категории семей нуждаются в большей помощи общества и государства, в создании комплексной поддержки по предотвращению неблагоприятных тенденции и укреплению жизненно важных устоев.
Литература:
- Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. — М., З-46 2017. — 170 с.
- Неполная семья: проблемы и способы их решения. — URL: http://dooc.ouvlad.ru/files/2014/12/социальный-педагог-Девятова-Е.К.-Неполная-семья.pdf (дата обращения 10.08.2018).
- Федеральная служба государственной статистики [сайт] / Неравенство и бедность. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения 08.08.2018).
- Шалаева, С. Л. Зарубежные социальные практики в семейной политике / С. Л. Шалаев // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 2 (22). С. 50–56. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-sotsialnye-praktiki-v-semeynoy-politike (дата обращения 30.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): семья, психологическая проблема семьи, проблема, социальный риск, ухудшение состояния здоровья населения, ребенок.
Похожие статьи
Дети группы риска и их психологические особенности
социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный
У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями…
Проблемы неполных семей – помощь психолога
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.
Что такое неполная семья
Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:
Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.
Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.
Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:
- Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
- Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
- Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
- Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.
Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.
Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.
Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.
Проблемы неполных семей
Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:
- Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
- Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
- Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
- Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя.
- Травля со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
- Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.
Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.
Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.
Личные проблемы родителя
Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.
Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.
Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.
Дети из неполных семей
Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:
- проблемы с полоролевой идентификацией;
- девиации;
- трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
- проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация
Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.
У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.
На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.
Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.
Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.
Что характерно для мальчиков:
- преобладание женских черт;
- агрессивность;
- склонность к зависимостям;
- нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.
Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.
Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:
- Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
- У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.
Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.
Девиантное поведение
Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
«Новый папа» или «новая мама»
Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.
Проблемы со здоровьем
Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.
Поддержка неполных семей
Поддержка неполных семей должна быть комплексной:
- помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
- помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
- помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
- помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
- общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.
Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.
Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).
Что еще важно учесть родителям из неполных семей:
- По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
- По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
- Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
- Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
- Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.
Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.
Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.
Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.
В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.
«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.
Социальные проблемы молодых семей — Социальное обслуживание населения
Социальные проблемы молодых семей на примере Смоленской области, Шакурова Н.А.,
Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия
Аннотация. Молодые семьи при создании новой семьи испытывают трудности, которые влияют на дальнейшее развитие каждой из них. В статье рассматриваются основные проблемы создания семьи и их решение с помощью социальной политики государства.
Ключевые слова: молодая семья, Смоленская область, социальные проблемы
Проблемы социального характера молодых семей является актуальной темой на сегодняшний день. Семья является одним из главных элементов общественного внимания и всегда привлекала к изучению многих ученых и философов. Семья является важнейшим социальным институтом и близко взаимодействует с государством, что очень важно.
В целом, семья — это социальная группа, основанная на кровном родстве и на браке, связанная с бытом и взаимной ответственностью. Первым шагом к созданию молодой семьи является официальное заключение брачного союза.
Необходимо отметить, что в последнее время молодежь отходит от традиционной модели брачности, внебрачные сожительства для них становится социальной нормой. По данным статистики только около 8,4% молодых людей относятся отрицательно к незарегистрированному браку. Гражданский брак для них является созданием семьи. За счет этого молодые семьи могут проверить прочность своих отношений к друг другу. И только потом появляется возможность создать счастливую, крепкую, стабильную семью с рождением детей и с обязательной регистрацией брака. Но по данным статистики, совместное проживание не всегда приводит к созданию крепких семей. Это является одной из важных социальных проблем молодых семей в современном обществе .
Проблемы социального характера молодых семей можно разделить на два вида: социально- экономические и социально-психологические [1].
К социально-экономическим проблемам, в первую очередь, относят материальные проблемы, также проблемы трудоустройства и жилья. Большинство молодых семей имеют низкий доход, а многие находятся за чертой бедности. Молодые специалисты не пользуются высоким уровнем востребованности на рынке труда, либо низкая зарплата из-за отсутствия опыта работы способствуют лишь ухудшению материального положения молодых семей и снижению жизненного уровня населения страны в целом.
К социально-психологическим проблемам относится адаптация молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (например, смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам.
Современное состояние молодых семей предлагает рассмотреть социально-бытовые проблемы, также проблемы стабильности современной семьи, затем проблемы семейного воспитания и проблемы семей группы риска.
Основными факторами, влияющим на семейное благополучие, является отсутствие жилья, низкий уровень доходов, увеличение риска бедности при рождением детей, низкая государственная поддержка семьи с детьми, негативное влияние СМИ, неготовность молодых людей к семейной жизни, незнание нравственной и психологической культуры семьи, неумение разрешать конфликты, эгоизм [2].
В 2013 году в Смоленской области проводилось исследование «Молодая семья как объект социальной политики». Было опрошено около 50 молодых семей. По итогам данного исследования выяснилось, что из них примерно 32 благополучные семьи, также 6 семей с одинокими матерями, около 4 семьей, где мать не достигала совершеннолетия, одна семья, отец проходит военную службу и 8 студенческих семей.
Для Смоленской области характерно сокращение числа лиц заключающих брак, и увеличивается число распадающихся браков. Основными проблемами молодых семей данной области, на мой взгляд, являются вопрос, связанный с трудоустройством молодежи.
Ведь из-за отсутствия работы многие молодые люди имеют незначительные финансы, из-за чего не имеют возможности содержать семью самостоятельно. Низкий доход семьи позволяет молодым людям удовлетворить только самые необходимые потребности.
Молодые люди при создании семьи сталкиваются не только с материальными, но и с жилищными вопросами. По итогам проведенного исследования показало, что около 35 % молодых проживают в личной квартире, но чаще всего подаренной родителями или доставшейся по наследство и 15% в квартире родителей. Также 25 % молодых семей живут в съемной квартире. Современная молодежь стремится к отдельному проживанию от родителей, но всё равно зависимость от родственников еще велика, 17 % семей проживают в квартире с родителями. Также, необходимо напомнить, около 28 % пар указали, что материальная помощь со стороны родителей является одним из главных источников создания бюджета семьи [3].
Важное место среди трудностей молодой семьи, как я считаю, занимают проблемы психологического характера: недопонимание, конфликты, недовольство, разногласия. Это проблема не только для семей с большим жизненным стажем, но и для молодой семьи это также является проблемой. Необходимо общаться, согласовывать, обсуждать, стремиться к взаимопониманию. Сразу чаще получается у тех, кто вырос в большой полной семье, где есть оба родителя, братья и сестры. На данный момент иметь такую семью это большая редкость. Поэтому молодежь очень редко может быть готова к разрешению конфликтных семейных ситуаций. Здесь необходима помощь таких организаций, как центров социальной защиты населения, также центров помощи семье и детям, центров планирования семьи и других государственных учреждений, где можно получить хорошую помощь по конкретным проблемам молодых семей.
Также, область проведения досуга молодой семьи в городе носит слабый характер: нет разнообразия и мест для проведения совместного времени отдыха, куда молодые родители могли бы прийти вместе с детьми. Развлекательные центры в торговых комплексах проблемы не решают, так как, с одной стороны, дорого, а с другой – нет разнообразия форм досуга. Необходимо заметить, что также важной проблемой является слабая культура проведения досуга среди молодежи. Уже начали возрождаться спортивные семейные соревнования, конкурсы.
Рассмотрев наиболее важные проблемы молодых семей, можно сказать о том, что большинство проблем молодых семей может решиться с помощью социальной политики государства. Она должна быть направлена на решение основных жилищных вопросов, на формирование крепкой, социально здоровой, стабильной семьи.
Следовательно, можно сделать вывод, что возможно получится решить социальные проблемы молодой семьи, только тогда, когда государство будет выделять семью как отдельную часть своей политики, в которой будут свои определенные трудности и интересы.
Ссылки на источники
- Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2011.- 125 с.
- Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки, под обшей редакцией Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2013. – 300 с.
- gov.ru/work/vosp/dok/3697/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области от 15 мая 2015 г. №226-http://sml.gks.ru/
Материалы участников II Международной научно-практической конференции “Социальная работа XXI века: теория, практика, перспективы». Секция «Теория и практика современной социальной работы».
Принять участие в конференции
Рассказать друзьям: