Обряды на кубани: Обряды и традиции Кубани – Календарные праздники и обряды кубанского казачества

Обряды и традиции Кубани

Традиции кубанского казачества

Кубань — это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху — фуражкой, а бурку — шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять — семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно — осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18–20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами — одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.

Досвитки и «преображение в бабу». Как казаки на Кубани играли свадьбы | КУЛЬТУРА

Свадебные традиции не были одинаковыми во всех кубанских станицах. Но общий алгоритм до сих пор неизменен: сватовство, сговор, венчание и собственно торжество. Ритуал был продуман и подчинялся единственной цели — обеспечить молодым «кучерявое» будущее.

Зачем шапку кидали

Сегодня выбор спутника жизни — личное дело каждого. До середины ХIХ века судьбу детей решали родители. Пару искали своего круга, равного достатка, ценилась репутация семьи, с которой предстояло породниться. Позже стало допускаться, что молодые и сами могут «договориться». Часто это происходило на «досвитках» — молодёжных посиделках.

«В какой-нибудь хате собирались парубки и девчата, — рассказывает этнограф Валентина Киселёва. — И слышались из той хаты весёлые песни под гармонь, и вздрагивали стены от ухарского гопака, и стёкла дрожали от взрывов хохота. Тут уж можно было и себя показать, и присмотреться. Если интерес обоюдный — это всегда чувствуют оба. По блеску глаз, долями секунды дольше, чем на других, на тебе останавливающихся. Парень провожал дивчину до калитки, и недовольный батя, разбуженный лаем цепного пса и басовитым говором провожающего, гнал дочь «у хату». А отношения пары развивались. Он колечко ей мог подарить или бусы. Она вышивала для него кисет…».

Также парень мог прийти к дому зазнобы, снять с головы шапку и перебросить её через плетень. (Важно, чтобы девушка видела, кто именно пришёл и бросил). Если шапка прилетала назад, это означало, что парень девушке не мил и строить планы о совместной жизни бессмысленно. И, наоборот, шапка бережно подобранная и унесённая в дом подтверждала взаимность чувств девушки и её готовность к замужеству. После этого парень мог считать себя женихом, с этим известием он шёл домой. Родители готовились к сватовству. К дому невесты направлялась целая делегация. Жених, его родители, сват (или сваха) — человек с хорошо подвешенным языком. С собой несли каравай в рушнике. И станичники отслеживали выход делегации из дома невесты. Если делегация возвращалась с караваем — это был знак: свадьбы не будет, родственники не договорились.

Старинные обряды на Кубани соблюдаются с большим энтузиазмом.

Сватовство включало важный элемент — сговор. Помимо желания молодых соединиться, требовалось по справедливости распределить между семьями затраты на свадьбу, обсудить приданое. Родители молодых должны были торговаться. И вот где ценилось красноречие свата и его умение маневрировать меж двух огней. Зато все щекотливые и неудобные вопросы обсуждались детально и сразу, это уберегало от неприятных неожиданностей после. Назначалась и дата свадьбы.

Обряд расплетения косы

С холостой (незамужней) жизнью прощались накануне свадьбы на вечеринках — друзья жениха собирались у него в доме, и с ночёвкой в дом невесты приходили её подружки. Мальчишники были распространены не везде. Где-то женихи только лишь объезжали гостей и приглашали их на свадьбу. В иных станицах мальчишник проводили обязательно и вольную жизнь жениха знатно «пропивали».

В блокаду было место любви. Фото предоставлено  Музеем петербургских свадеб.
На девичьих посиделках принято было, чтобы невеста плакала. И девушка старалась, ведь чем больше нарыдает до, тем меньше слёз ей достанется после замужества. Важным был обряд расплетания косы — «преображения в бабу». В некоторых станицах он совершался непосредственно перед венчанием: из расплетённой косы плели две, укладывали на голове «букли» и надевали на невесту «сорочку» — головной убор замужней дамы. Традиция ушла в прошлое (коса уже редкость), забыт и обязательный прежде обмен подарками. Девушка должна была преподнести суженому сшитую самолично рубаху, а он ей — сапожки с голенищем, в которых она должна была идти под венец.

Живы, однако, другие старые обычаи. Упростившиеся, видоизменившиеся, получившие порой новое толкование, на Кубани они соблюдаются с большим энтузиазмом, об этом рассказывает ведущая свадеб Ирина Каирова.

«Утром, в день свадьбы, жених с большой и шумной компанией отправляется за невестой. Его встречают друзья и родственники «половины», требующие выкуп и приготовившие всевозможные испытания, — говорит Ирина Каирова. — В дом жених буквально прорывается. После благословения родителей молодые едут венчаться, в наши дни отправляются в ЗАГС. Молодожёнов встречают в доме или ресторане, где устраивается пышное торжество. Пару осыпают дождём из крупы (символ семейного благополучия), орехами (крепкое здоровье), лепестками цветов (рождение детей), монетами (достаток). На земле расстилают рушник (символ нового светлого пути), стоя на нём, молодые принимают благословение родителей — с иконами, хлебом и солью. Хлеб держит отец жениха как глава и добытчик семьи, а мать — икону. Молодожёны отламывают по кусочку, солят и съедают, каждый свой, чтобы не солить друг другу в совместной жизни. После вместе разламывают хлеб пополам, определяя, кто в семье будет главным. Затем хлеб делят на кусочки и раздают гостям. Чем больше людей приобщится к трапезе, тем счастливее будет семья. Как и в старые времена, гости на свадьбу не приходят с пустыми руками. Дарят деньги, полезные в хозяйстве вещи. В качестве благодарности каждый даритель получает небольшую булочку-шишку (символ изобилия и плодородия). Кроме того, считается, что чем больше «шишек» раздарят, тем меньше их набьют молодожёны».

Что такое гильце

«Шишки», хлеб, каравай — это то, без чего не обходится сватовство и свадьба. И это неспроста. Гастрономические символы в казачьей свадьбе относятся к числу основных: это не просто еда. В некоторых станицах, например в Черноерковской, что находится в Славянском районе Краснодарского края, «шишку» использовали для оповещения о «честности» невесты. После брачной ночи родители молодой отправляли к жениху послов с «шишкой». Если невеста «честная», жених возвращал эту «шишку», перевязанной красной лентой, если не уберегла невинность — черной.

«Важно было приготовить на свадьбу «правильный» каравай, — объясняет кандидат исторических наук Игорь Васильев. — Пекли его женщины, но поставить в печь обязательно должен был кудрявый парень, — так программировалась «кучерявая», то есть обеспеченная, жизнь молодожёнов. К процессу закваски теста не допускались женщины «нечистые» (в критические дни), а также вдовы (считалось, что такие приманивают болезни и смерть). По виду каравая судили о моральном облике невесты. Если он треснул, получился кривой — значит, она не девственница, свадьба могла и расстроиться. Украшали каравай фигурками из теста в виде птичек, конфетами, ягодами и веточками калины».

Исконным элементом свадебной традиции было «гильце» — вишнёвая веточка. Своей тонкостью, гибкостью и красотой веточка служила символом девственности. Ветви обвивали узкими полосками пресного несдобного теста, нарезанного с одной стороны в виде бахромы, и выпекали в печи. Изготовление гильца входило в обязанности подруг невесты. Станичные старожилы к исконным свадебным традициям относят и популярный в наши дни обычай ставить на праздничный стол «быки». Так называют связанные лентами бутылки вина, которые стоят всю свадебную церемонию. Высший шик — развлечение для гостей — незаметно их украсть, а потом требовать с молодожёнов выкуп. Открывают «быков» в двух случаях: первую бутылку на год совместной жизни, вторую — на рождение первенца. На самом деле это более позднее изобретение. Долгое время казаки вина в заводских бутылках совсем не знали. Выпивали редко, и поводы всегда были значительные, собирающие массу народа. Отдыхать и веселиться наши предки умели, не злоупотребляя спиртным.

Самый хороший, дорогой подарок молодожёнам на старой кубанской свадьбе, который можно было представить, — «зелёный» телёнок, козлёнок или жеребёнок. Животных не красили. Зелёными называли телят и козлят ещё не родившихся, находящихся в материнской утробе.

Обычаи на Кубани

При упоминании о Кубани, в голове возникает картина с лихими казаками на конях и девушками в нарядных костюмах. Северо-Запад Кавказа, на большей части которого, в основном, располагается территория современной Кубани, славится разнообразием и обилием растительного и животного мира, привлекает местность и своим территориально-географическим расположением. Северный Кавказ – это кладезь природных ресурсов, многообразие рельефа, необыкновенная красота и прелесть местной природы. Как и любой народ, казачество имеет свои обряды и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий и складывались, благодаря культурам Запада и Востока, которые перекликались между собой на этой благодатной земле. 


Кубанские обычаи

Быт кубанской семьи

Так исторически сложилось, что самобытный и своеобразный быт и уклад Кубанской семьи имеет свои особенности, вот некоторые из них:

  1. Казачья семья практически всегда состояла из большого количества людей. В семье рождалось пятеро – семеро детей. Многодетные семьи создавались с учетом того, что сельское хозяйство велось своими силами, а работы всегда было много.
  2. Гостеприимство и щедрость были неотъемлемой частью Кубанского народа. Это связано с приравниванием гостя, особенно незнакомого или чужестранца, к Божьему посланнику.
  3. Воспитание детей начиналось с уважения к старшим. Их учили прислушиваться к советам и не встревать в разговоры взрослых.
  4. К женщине, будь то мать, жена или сестра, мужчины относились с особым уважением. По христианскому писанию, жена не должна вмешиваться в дела мужа и наоборот, муж в дела жены.
  5. Когда кто-либо входил в дом, то обязательно крестились на образа, а мужчины снимали головной убор.

Быт казаков

Знаете ли вы, какой из праздничных напитков считался самым любимым и общепринятым у казаков?

Такой напиток назывался «Варена». В нем смешивались мед, водка, различные сушеные фрукты (яблоки, груши, изюм, виноград), которые варились с разного рода пряностями и имбирем.


Напитки казаков

Народные обычаи

Народные обычаи Кубани очень разнообразны и интересны. При возведении жилья, на землю бросались кусочки шерсти и перьев, дабы в доме все водилось, при этом в строительстве принимали участие все население станицы. Для того, чтобы сошло благословение на жителей будущего жилища, в стену вмуровывали деревянный крест. 


Народные обычаи

Праздники и торжества

Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».


Праздники и торжества
Совет

Если вы собрались в гости на Кубань, обязательно запаситесь большим количеством подарков. Этот обычай у казаков существует испокон веков и берет свое начало с тех времен, когда мужчины, уходя на войну, обязательно возвращались с подношениями.

Вывод:

Кубань представляет собой великий край, который сочетает в себе разнообразие культур, народа, колорита и внутреннего уклада. Все это было выстрадано и отвоевано с большим трудом, и хранится с особым трепетом и заботой.


Культура кубанского казачества

Народные обычаи и традиции на кубани

Обычаи и традиции народов Кубани, кубанского казачества

Кубанское КазачествоКубанское Казачество

Кубанское Казачество

Территория Кубани с запада омывается водами Азовского моря, на юге граничит с побережьем Чёрного моря, на востоке её окаймляют горы Северного Кавказа. Кубань —это историческое название местности, по которой протекает река Кубань. Многие национальности населяли данный район (адыгейцы, русские, украинцы, армяне, греки, арабы и другие). На Кубани мирно существовали храмы разных религий.

Истоки казачества

Переселенцы из разных частей света приносили собственные правила жизни, поэтому так разнообразны и уникальны традиции и обычаи народов Кубани. Большую часть людей составляли казаки. Это не национальность, а отдельный самобытный этнос.  Он на Кубани сформировался во времена царствования Екатерины Великой в конце 18 века. Царица издала манифест дарения Кубани казакам на вечное пользование.

Казачьи обычаи и традиции на Кубани отображали познания о взаимосвязи природы и жизни людей. Патриархальный уклад в семье выступал носителем этих традиций. На престольные праздники в старину в самой большой избе после молебна устраивался общий обед. Каждый станичник приносил самые вкусные яства. Обрядовые казачьи песни распевались в календарные и семейные праздники.

Кубанское КазачествоКубанское Казачество

Творчество казаков

Казаки любили шуточные и весёлые прибаутки, складывали поговорки.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

От безделья не бывает у казака веселья.

О храбрости казаков слагались легенды. Противники считали казаков «окаянными воинами на лошадях». Враги приговаривали, что лучше сражаться с десятью обычными солдатами, чем с одним казаком. Турецкие воины жутко боялись казаков и называли их «шайтанами» в человеческом обличие.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Казаки и война

Кубанское КазачествоКубанское Казачество

Традиции и обычаи народов Кубани включали подготовку мальчиков к военной жизни. С первых дней проводились обряды в посвящение воина. До исполнения ребенку года мать ежедневно купала его с наговорами: на здоровье и удачу. С детства мальчики в казацких семьях учились держать в руках шашку и скакать на лошади.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Без коня казак кругом сирота.

На Кубани у казаков было особенное отношение к коню. Жизнь казака была тесно связана с конём в быту и зависела от него на поле битвы. Культ коня преобладал над всеми традициями и обычаями народов Кубани. На Масленицу и в другие праздники устраивались скачки, джигитовка, рубка лозы. Лучшим наездникам присуждались призы – предметы казачьего снаряжения и оружия.  Казаки воспринимали коней, как верных соратников и союзников. При проводах казака на битву, жена подводила коня к мужу, приговаривая: «Уезжаешь на этом коне, на нём и возвращайся с победой».

Быт казака

Казак не может считаться казаком, если не соблюдает традиции и обычаи народов Кубани. Важным событием среди кубанцев существовало построение дома. Это было дело коллективное; на постройку хаты приходили все жители станицы. После окончания строительных работ хозяева устраивали богатое угощение и приглашали на новоселье. Своеобразная оплата за помощь в постройке дома.

Кубанское КазачествоКубанское Казачество

Казаки всегда славились гостеприимством. Через кубанские земли паломники проложили путь в Иерусалим. Казачьи семьи радушно принимали людей из далеких мест, оставляли на ночлег, делились едой. Кубанцы с интересом слушали рассказы паломников о святых местах, о жизни на других землях. Паломники восхищались казачьим гостеприимством, убранством жилья, воспитанием детей. Среди казачьей детворы было принято первыми здороваться со старшими, даже незнакомыми людьми. Уважительное отношение к старикам было безграничным. Им всегда уступали дороги, внимательно выслушивали наставления.  При старшем поколении нельзя было курить, сидеть и разговаривать без разрешения.

О детях

Дети казаковДети казаков

Дети казаков

В честь рождения мальчика вывешивался однотонный флаг на крышу, если рождалась девочка. То пёстрый флаг. В течение года дедушка по отцу сажает плодовое дерево во дворе дома. Ребёнок с детства начинает за ним ухаживать. Так старшее поколение указывает на неотрывную связь народа с природой. Мать воспитывала с детей до шестилетнего возраста. После воспитание занимались мужчины, которые обучали их искусству верховой езды и стрельбы из лука.

Над станицей тишина,

Да в хуторе раздолье,

Но не спится казаку мысли слишком вольны.

Вот бы все его сыны выросли достойно.

Казачество в наши дни

Немного истории

Много повидала кубанская земля. В годы гражданской войны было принято постановление о полном уничтожении казачества. Много погибло казаков, но традиции и обычаи народов Кубани живут и в наши дни.

В 1937 году часть кубанской земли переименовали в Краснодарский край.  Казачество было частично реабилитировано. В армии появились казачьи войска с ношением особой формы. Она состояла из черкески с башлыком, бурки, шаровар и кавказских сапог из натуральной кожи. На голову одевали кубанку. Возрождение казачества связано с патриотическим воспитанием молодого поколения, приверженностью православия. Казаки всем миром отмечают Пасху и Рождество, Спас.

Республика Адыгея – носитель традиций Кубани

АдыгеяАдыгея

Адыгея

Кубанцев всегда отличало стремление к воле, независимости от какой-либо власти. Многонациональность Кубани позволяло каждому народу сохранять собственные традиции. Адыгея занимает равнинную и горную зоны Северо-Западного Кавказа на левой стороне Кубани. У адыгейцев не бывало брошенных стариков, старух и детей-сирот. Уважающий себя род не допускал, чтобы люди, носящий их фамилию, оказывались на попечение общественности. Все сироты поступали под опеку уважаемым членам общины.

В 1991 году республика Адыгея вышла из состава Красноярского края, но по-прежнему остаётся на кубанской территории. Многие джигиты, живущие на Кавказе, сохраняют старинные обычаи и традиции народов Кубани. Часто молодые выбирают национальные костюмы в день свадьбы. Невеста выглядит необыкновенно изящно в длинном бархатном платье, украшенном вышивкой, с красивым поясом, кованным из серебра. На голове находится маленькая шапочка, украшенная мехом. В старину данную шапочку носили до рождения первого ребёнка.

Очень своеобразны традиции Краснодарского края

Народы края не утратили свои национальные обычаи. Прекрасной традицией Краснодарского края, пришедшей из старины, является обряд перед рождеством. В станицах за 10 дней до праздника глава семейства срезает ветку вишни, ставит в глиняный кувшин с водой под образа. Если на Рождество веточка даст листочки, значит год будет благоприятный для всей семьи.

Армяне, проживающие в городах края, сохранили весёлый и шумный обычай. В середине лета празднуется Вардавар. На улицах происходит обливание водой друг друга. Считается, что вода в это время имеет магические свойства. Она способна даже очистить от грехов. Праздник выпадает на период с 28 июня до 1 августа.

В настоящее время появляются новые традиции Краснодарского края. Праздник урожая приурочен к окончанию уборки сельскохозяйственных культур. На площади аграрии всего края предоставляют свои товары (зерно, овощи, фрукты). Главным чемпионам жатвы выделяют ценные призы. Праздник сопровождается выступлениями творческих танцевальных коллективов и пением казачьего хора.

Вековые обряды сплачивают людей, защищают от негатива, укрепляют нерушимость жизненных укладов.

Отличная статья 0

Обряды и традиции на кубани. Традиции и обычаи казаков. История заселения Кубани

При упоминании о Кубани, в голове возникает картина с лихими казаками на конях и девушками в нарядных костюмах. Северо-Запад Кавказа, на большей части которого, в основном, располагается территория современной Кубани, славится разнообразием и обилием растительного и животного мира, привлекает местность и своим территориально-географическим расположением. Северный Кавказ – это кладезь природных ресурсов, многообразие рельефа, необыкновенная красота и прелесть местной природы. Как и любой народ, казачество имеет свои обряды и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий и складывались, благодаря культурам Запада и Востока, которые перекликались между собой на этой благодатной земле.

Быт кубанской семьи

Так исторически сложилось, что самобытный и своеобразный быт и уклад Кубанской семьи имеет свои особенности, вот некоторые из них:

  1. Казачья семья практически всегда состояла из большого количества людей. В семье рождалось пятеро – семеро детей. Многодетные семьи создавались с учетом того, что сельское хозяйство велось своими силами, а работы всегда было много.
  2. Гостеприимство и щедрость были неотъемлемой частью Кубанского народа. Это связано с приравниванием гостя, особенно незнакомого или чужестранца, к Божьему посланнику.
  3. Воспитание детей начиналось с уважения к старшим. Их учили прислушиваться к советам и не встревать в разговоры взрослых.
  4. К женщине, будь то мать, жена или сестра, мужчины относились с особым уважением. По христианскому писанию, жена не должна вмешиваться в дела мужа и наоборот, муж в дела жены.
  5. Когда кто-либо входил в дом, то обязательно крестились на образа, а мужчины снимали головной убор.

Знаете ли вы, какой из праздничных напитков считался самым любимым и общепринятым у казаков?

Такой напиток назывался «Варена». В нем смешивались мед, водка, различные сушеные фрукты (яблоки, груши, изюм, виноград), которые варились с разного рода пряностями и имбирем.


Народные обычаи Кубани очень разнообразны и интересны. При возведении жилья, на землю бросались кусочки шерсти и перьев, дабы в доме все водилось, при этом в строительстве принимали участие все население станицы. Для того, чтобы сошло благословение на жителей будущего жилища, в стену вмуровывали деревянный крест.


Праздники и торжества

Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 0 г. Краснодара РЕФЕРАТ Обычаи и праздники народов Кубани Выполнил: ученик 2 «А» класса Петров Петр Краснодар 2012 Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей. Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга. Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции. Чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице. Издавна повелось, что главный запах Кубани — душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом — солью. Хлеб — соль — символы гостеприимства и радушия. Основные зимние праздники это Рождество Христово, встреча Нового года и святки. На кануне Нового года, по старому стилю, ходят по дворам с колядками. Они прославляют Рождество, желают хозяевам счастья, здоровья, доброго урожая. Заканчивалась зима — нужно было ее проводить широким гуляньем так, чтобы не вернулись злые морозы и пригласить, зазвать робкую красавицу весну. Издавна любят у нас в народе весёлую шумную Масленицу – проводы зимы и встречу весны. Во время Масленицы устраивают игры, пляски, катание на санях, сжигают на костре соломенную куклу. По древнему поверью, это должно принести хороший урожай. Самое главное угощение – румяные, аппетитные блины, пышные караваи хлеба и любимые кубанские вареники. Летом и осенью — время сбора урожая и свадеб. Очень многие обряды связаны с Православными праздниками. Рождество Христово. Рождество — праздник рождения младенца Христа-Спасителя широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. В самый канун Рождества — 6 января — варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса. Пасха Один из самых больших Православных праздников. Все ждали этот праздник, готовились к нему. Казаки наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили лошадей. Казачки новым веником выметали паутину из углов, стирали занавески, подбеливали печь и хату, доставали из сундуков одежду, вывешивали и гладили ее. В один из дней перед Пасхой глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки мелкого помола для выпечки пасхи. Покрова Пресвятой Богородицы “Покрова Пресвятой Богородицы“ — 14 октября – тоже один из самых значимых православных праздников. К этому дню уже собран урожай, закончились летние работы на полях. Казаки начинали заготовлять дрова на зиму, поправляли хаты, занимались ремеслами. Женщины шили, пряли, ткали. С Покрова дня начинались свадьбы.

Урок кубановедения по теме:

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани

МАОУ СОШ № 16 им.

Тема: Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани

Цель: Познакомить учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививать любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывать патриотические чувства, поколению, доброту и уважение к традициям.

Оборудование: предметы быта, рисунки с изображением народов, живущих на Кубани, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Организация урока.

Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке?

1 ученик (2 слайд)

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя, край мой,(3слайд)

простор Краснодарский,

и труд хлебороба,

и песни, и пляски.

Сегодня мы поговорим о традициях и обычаях кубанского народа.

2 ученик (4 слайд)

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встаёт,

Тепло свое дарит почти каждый год,

3 ученик (5 слайд)

Единой семьёю народы живут,

Кубань хлебосольную “мамой” зовут,

Любимую землю теплом украшают,

Ей песни,

Традиции и обычаи Кубанского казачества

Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай;
Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон.

 

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Основой характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они — философы и поэты в душе — часто размышляли о суете сущего и о неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

  1. Уважительное отношение к старшим.
  2. Безмерное почитание гостя.
  3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)

 

Казаки и родители

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня после ухода их в мир иной. Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалось главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословления родителей не начинали никакую работу, не принимали решений по наиболее важным делам. 

Отношение к старшим

Уважение старшего — один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя, казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего — Я Господь Бог ваш». Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывал младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовал соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без его разрешения) и тем более — непристойно выражаться. Вообще у казаков и особенно кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, на Кубани даже в обращении редко можно услышать «дед», «стары» и прочее, а ласково произносится: «батько», «батьки».

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3 суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его как гостя, накормит и его, и коня. На постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. 

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре — обуславливало понятие чести казачки, чести дочери, сестры, жены. По чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и же¬ной определялись согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа», при этом придерживались вековых устоев — мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать — четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо в женщине будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие — старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк фамилии Эрдели подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его. В казачьем обществе женщина пользовалась таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратков¬ременным. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.

Конь у казака

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знаменем, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие.

Казак и казаки

Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, конечно, у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя: «Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны», «От лишних слов слабеют руки», — и больше всего почитали волю. 

Душа казака 

Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания пленных братьев, за вероломство, за несоблюдение мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем, татарин и турок поклянется душой магометанской и солжет» — говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. История сохранила беспримерный подвиг атамана Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, который во время крымских походов попал в плен и турецкий султан приказал повесить своего злейшего врага на крюке. И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь. Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета. Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.

Казак и богатство

Некоторые историки, не понимая духа казаков — идейных борцов за веру и свободу личности — упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе. Это по незнанию. Однажды турецкий султан, доведенный до крайности страшными набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей ежегодного жалованья, вернее, ежегодной дани. Султанский посол в 1627—37 годах принимал к тому все усилия, но казаки остались непреклонными и только смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения за оскорбление казачьей чести и ответили новыми набегами на турецкие владения. После того, дабы склонить казаков к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок войску четыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар, говоря, что султанские подарки им не нужны.

Недостатки казака

Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нарядом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие. Француз Боплан писал о казаках: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками». Однако во время похода объявлялся «сухой закон», отважившегося напиться немедленно казнили. 

Проводы казака на действительную (срочную) службу

При достижении призывного (приписного) возраста малолеток (призывник) проходил при станице в течение года военную подготовку под руководством казачьего управления станицы и приводился к присяге. Для приема присяги казаки являлись в церковь на Богослужение. После его окончания выстраивались на площади напротив алтаря Господнего со знаменем. Священник после исполнения молитвы, посвященной воину, уходящему на службу, давал разрешение на приведение казаков к присяге. Назначенный атаманом казак с управления перед строем членораздельно построчно зачитывал текст присяги, а казаки повторяли зачитанное вслух. Окончив прием присяги, каждый казак подходил к аналою или столу, где лежал Евангелие и Крест. Поцеловав Евангелие и Крест, преклонял колена перед знаменем, и целовал его край, ставил свою роспись в книге приема присяги и становился в строй.

Народные обычаи и традиции на кубани. Обряды

На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края — Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) — русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», — дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На сте­нах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цвет­ные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных рез­ных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *