Как развестись венчанным в церкви – можно ли повторить обряд, сколько раз и в каких случаях разрешено повторно венчаться в православной церкви, правила для вдовцов и после развода

Развод по-христиански? / Православие.Ru

В Евангелии от Матфея есть строки, о которые сегодня больно ушибаются многие: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11).

Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета! Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким. Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие?

И ненормальное нормально…

Фото Артема Коренюка
Фото Артема Коренюка
Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100–150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей. Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью. За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период. Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи. То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что было табуировано сознанием, сейчас принимается легко и естественно. Человек свободно идет туда, где раньше полагался предел — прежде всего Евангелием. Сегодня люди приходят в Церковь с сознанием, воспитанным страшным ХХ веком, и это сознание превратилось уже в подсознание. На определенных этапах оно становится двигательной силой, вытесняя христианское мироощущение, уже открывшееся человеку, но еще не захватившее его полностью, не сделавшее его своим.

Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность». Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи. Или допускается иметь отношения с кем-то на стороне. Современное сознание воспринимает это как норму. В прежние века это воспринималось как отклонение от нормы, и хотя романтизация подобных отклонений в литературе сделала свое черное дело, взаимоотношения не были настолько свободными и люди не были так готовы к романам вне брака, как сейчас. Кроме того, вступающие в брак в большинстве своем были целомудренны и не имели опыта любовных приключений, что очень много значит.

Не хочу преувеличивать, говоря, что до революции все было так хорошо — сплошное благочестие, а сейчас времена такие плохие: если бы это было так, тогда бы мы до сих пор жили «до революции». Понятно, что не все было хорошо, а многое было совсем плохо, но, однако же, сознание людей отличалось от сегодняшнего.

Люди были более ответственны за свои поступки и более, я бы сказал, трезвенны: они с самого начала понимали, что такое супружество, и имели вполне реалистичный, немечтательный взгляд на своего избранника. Например, познакомили родители молодых людей друг с другом: «Приглянулся он тебе? — Да вроде симпатичный…». «А тебе? — Да вроде ничего…». И начинается более близкое узнавание: они пьют чай в присутствии родителей, ходят на прогулки вместе, общаются друг с другом, осторожно друг друга узнают. Ко дню венчания и он, и она уже имеют представление: с кем придется строить дальнейшую совместную жизнь. И не было ни романтики, ни страсти, ни мечтательства, которые так часто встречаются у нашей православной (да и не только) молодежи. Было четкое понимание ответственности и долга: я как муж должен буду делать для своей избранницы то и то, должен буду уважать ее и заботиться о ней. И жена знала: я должна быть с мужем ласковой и внимательной, должна заботиться о детях — быть «доброй супругой и добродетельной матерью». Взаимоотношения основывались, прежде всего, на уважении, симпатии и трезвом понимании, что это — на всю жизнь. А если так, значит, обоим надо стараться делать все, чтобы благополучно созидать семью. Сейчас у подавляющего большинства молодых людей вместо подобного мировосприятия — туман в голове, ни на чем не основанная мечтательность и инфантильность.

Расторгнуть нельзя. Только разрушить

В каких случаях допускается развод? Многие относятся к разводу именно с точки зрения причинности, повторяя вопрос фарисеев: по какой причине человеку можно разводиться? (ср.: Мф. 19, 3; Мк. 10, 2). А Христос отвечает, что нет таких причин, и только по жестокосердию вашему Моисей заповедал давать разводное письмо (ср.: Мф. 19, 8; Мк. 10, 5). Поэтому когда мы будем говорить о причинах развода, то вернемся к этому самому жестокосердию, или нежеланию, или невозможности, или неимению сил человеку нести свой крест до конца. По сути своей природа брака такова: его нельзя расторгнуть, его можно только разрушить.

Посему канонических причин, которые допускали бы развод, нет: развод недопустим в принципе! Христос говорит в Евангелии, что никто не может отказаться от своей жены, если только по причине прелюбодеяния (см.: Мф. 19, 9; Мк. 10, 11, 12). Но это не столько допуск к разводу, сколько констатация разрушенной любви, разрушенной семьи, невозможности сохранять то, чего уже нет. Потому что супружеская измена — это та убийственная сила, которая может все уничтожить. Это то, о чем Христос говорит как о наиболее весомом обстоятельстве, которое может разбить любовь, а значит, и семью до основания, когда от нее уже ничего не остается. И тогда пострадавшая сторона может отпустить вторую половину, так как между ними уже нет того, что их может связывать. Даже насилие в семье — не причина развода, а свидетельство того, что брака как такового уже давно нет.

Хотя, конечно, известны случаи, когда даже супружеская измена не приводит к разводу; брак сохраняется, несмотря на такое тяжелейшее испытание грехом. И покаяние человека — с одной стороны, прощение — с другой могут восстановить уже, казалось бы, сломанные отношения. Это говорит о том, что и прелюбодеяние не всегда повод к тому, чтобы расставаться.

Можно сказать, что все, приведенное в канонах или обозначенное Синодальными решениями (за последнее столетие), фиксирует не столько процедуру развода, сколько распад самого брака, его несостоятельность. А вот причиной распада может быть перечисленное там, например: все то же прелюбодеяние, детоубийство во чреве матери, алкоголизм или наркомания одного из супругов, скрытое сумасшествие — когда человек знает, что он психически болен, но скрывает это, обманывая того, с кем собирается вступить в брак.

Болезни века

Самая большая проблема нашего времени — проблема психических повреждений, причем в разной степени: заметных, малозаметных, воспринимаемых просто как форма поведения, даже поведения религиозного. Смещение целых пластов общественного сознания, происшедшее за последнее столетие, повредили очень многих людей,— тех, которых раньше общество держало в состоянии более-менее стабильном и адекватном.

Фото Ю. Ракиной
Фото Ю. Ракиной
Например, гомосексуализм. Люди, которые были подвержены психологически или генетически к этому поведению, существовали всегда. Не следует рассматривать это как банальную человеческую развращенность. Гомосексуализм — такое же повреждение человеческой природы, как и всякое иное,— например, психическое заболевание, физическое недомогание и другое нездоровье, которое несет в себе мир, поврежденный грехом. Но то сознание общества и те табу, которые оно в течение веков так мудро созидало, хранили людей с поврежденной сексуальностью. Они о себе этого и знать не знали, и думать не думали, и всякую подобную мысль они убивали в самом зародыше, как невозможную, невыносимую, страшную, потому они жили адекватно законам общества и вере. И даже семьи имели, и детей рожали, и все было хорошо. Этих людей стало очень много после того, как были сорваны замки, удерживающие стихию страстей. Человек не в силах справиться с бурным разрушающим потоком, его сознание не может удержаться. Человеку постоянно внушают: ты — нормальный, ты имеешь право быть таким, какой ты есть, поступать так, как тебе хочется. Человек, проникшись такими внушениями, вступает в ложную борьбу за самого себя. За самоидентичность, как ему представляется. Тем более он действительно чувствует, что он «другой». А он такой не потому, что он особенный, просто пласты сознания у него взрыты, и глубинное повреждение вылезло наружу. И теперь он уже ничего с собой сделать не может. И это фактически самоуничтожение. То же самое можно сказать и о любых других психических повреждениях. Если натура человека подвержена страстям, и он будет смотреть по телевизору все то, что на эти страсти, собственно, и рассчитано, многое, что было до той поры заторможено, загашено семьей, общением, работой, выйдет наружу. Манипуляции массовым сознанием, которые происходили и происходят, породили различные психические повреждения, депрессии, истерии, всевозможные садомазохистские проявления. Такие душевнобольные ищут для себя некий социум, который бы реагировал, откликался на их болезненное состояние. Например, они составляют внутри Церкви собственные коллективы, маскируя свои психические повреждения под религиозное сознание. Да сейчас при каждом храме надо создавать психотерапевтический кабинет! Душевнобольные приходят в Церковь в большом количестве, но не потому, что они ищут Христа, не потому, что они верующие, а потому, что им нужно общество, адекватное их психическому повреждению, где они будут играть в смирение, в покаяние или во что-либо еще, называя это духовным.

Бурное развитие тоталитарных сект стало возможным только благодаря появлению в огромном количестве садомазохистов. Ведь они нуждаются в подобных организациях. Мазохисту нужен жесткий лидер, который всячески уничтожал бы его и унижал. А человеку с садистическими наклонностями нужен тот, кого он мог бы давить, над кем он мог бы издеваться. И они друг друга находят… К сожалению, это и в Церкви существует, и в огромных количествах, просто мы не умеем трезво на это взглянуть, честно назвать все своими именами. Меж тем понять, с чем мы имеем дело, просто необходимо. Тем более что и в семье мы тоже можем столкнуться с подобными вещами. Поэтому священнику необходимо знать, какие бывают патологии, как устроена человеческая психика. Для этого нужно, чтобы в семинариях были прочитаны серьезнейшие курсы по психологии и психиатрии. Да еще и каждый священник сам должен быть серьезно проверен на этот счет.

Была без радости любовь…

Но все-таки в большинстве своем браки рушатся не по таким серьезным и явным причинам, а по обыденным и бытовым, причем как невенчанные, так и венчанные. Подчас просто от того, что людям скучно друг с другом. Потому что они или изначально не были близкими, или не сумели сохранить любовь. Современное сознание успокаивает разводящихся супругов: «Никто не виноват, просто вы не сошлись характерами» и т. д. Но когда исчезает любовь — люди ответственны за это. Ведь сама по себе она не умирает. Просто ее не берегут, и она не сохраняется. А любовь надо поддерживать, как огонь, в который кладут дрова, чтобы он не потух.

Давайте вспомним слова апостола Павла о любви, а соответственно, о семье, потому что она на любви должна строиться. Там написано: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). К сожалению, это те свойства любви и супружества, которые мало кому сейчас доступны.

Долготерпит, не раздражается — когда теряются эти свойства любви, то что угодно может произойти с браком. Любовь не ищет своего, а в браке люди часто ищут именно своего: дай, принеси, приготовь, почему не так постирала, почему не то сделала. Или: почему так мало денег принес, почему ты делаешь то и не делаешь это, почему ты мне не помог. И начинается дележка: кто кому должен. Когда вопрос ставится: ты должен мне, а не наоборот: я всегда должен тебе, тогда и уходит любовь. Тогда люди стремятся расстаться и начать все заново с кем-то другим.

Что Церковь может сделать, чтобы предотвратить такие браки без любви? Надо создать, причем законодательно (как обязательное для исполнения в каждом приходе), своего рода «защитное поле для брака» — испытательный срок до венчания, некую катехизацию, чтобы людей к браку подготовить, дать им возможность и время присмотреться друг к другу, пройти определенный путь в Церкви через общую молитву, участие в богослужении. Тогда многие браки и не состоялись бы. У меня в приходе было несколько таких случаев: люди симпатичные, очень верующие, нравятся друг другу, желают вступить в брак. Говоришь им: «Хорошо, давайте так: помолитесь, походите друг к другу в гости, поезжайте вместе в паломничество…». Смотришь, а через три-четыре месяца они «остаются лишь хорошими друзьями». И слава Тебе, Господи.

Подводные камни православных браков

Итак, первая опасность — браки по легкомыслию. Вторая причина недолговечности браков в православной среде — женская неустроенность. Женихов мало православных! И у девиц возникает «навязчивая идея» — выйти замуж за православного при первой же возможности. «Господи, я молюсь Тебе об этом! Где он? Подай мне знак!». Такой человек может принять за знак свыше любое обстоятельство, истолковать его по-своему и — замуж выйти. Почему, зачем?.. Да потому, что очень хотелось, потому что надо замуж! «Хочу замуж! Но я православная, значит, мне надо православного мужа!». Такие скоропалительные браки во многом являются «браками риска» — есть очень большая вероятность, что в этом случае ничего может не получиться с семейной жизнью.

Третье, что требует правильного осмысления и разрешения, это то, что священники начинают заниматься не свойственным им делом — составлять внутриприходские пары. Благословлять на супружество под тем видом, что «вот хорошая девушка, вот хороший юноша, пора бы им пожениться». Это так называемые «браки по послушанию». Таких браков, к сожалению, очень много, они даже популярны. Такова беда некоторых приходов, где царит такое умонастроение: батюшка лучше знает и видит людей. И по послушанию духовнику, без особой любви и даже симпатии создаются семьи. Они бывают довольно крепкими, но не уверен, что счастливыми. Они призваны являть собой пример образцовой многодетной православной семьи, но что они являют собой на самом деле? Ну, дети рождаются. Жена занимается детьми, всю нерастраченную любовь она отдает им. И слава Богу. А муж — уходит с головой в работу, в зарабатывание денег. Какие у них между собой отношения? Да, по большому счету, никаких. Радости большой в этих браках нет.

Расставаться или нет?

Один из русских классиков сказал, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. И это несчастье всегда имеет множество выражений и оттенков. Поэтому невозможно назвать однозначно повод (входящий ли, нет ли в каноны или Синодальные постановления), достаточный для развода, потому что названный сам по себе, отдельно от ситуации, он никогда не будет звучать достаточно убедительно. Оправданно говорить что-то только в контексте конкретного случая. Слишком тонкий вопрос: взаимоотношения в браке.

Но развод, как, например, и аборт,— те случаи, которые священник вообще не может благословлять, поскольку это в принципе противоречит Евангелию. Он не может даже советовать, но может сказать так: если ты считаешь, что так нужно, делай так. Он может, скажем, не противодействовать, а оставить это решение на волю самого человека.

Но есть одно правило на все случаи жизни. Если семейный корабль дал течь, то супругам надо прежде всего подумать над вопросом: можно ли вообще сохранить семью? И если да, то каким образом? Если есть хоть какой-то шанс восстановить брак, то его, конечно, надо использовать. Это возможно при условии ясного видения причин разлада, искреннего раскаяния и желания сохранить семью. Но, к сожалению, чаще всего человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину. Потому-то они и рассматривают разрушение взаимоотношений как уже свершившийся факт.

Фото А. Леонтьева
Фото А. Леонтьева
Но, с другой стороны, вряд ли нужно стремиться сохранить брак, если один из супругов активно и явно влечет остальных членов семьи в погибель, в геенну огненную, в преисподнюю. Тогда, наверное, стоит решать вопрос о разводе, ради сохранения и спасения детей, да и всех домочадцев.

Конечно, жизнь многообразна и многосложна, она не вмещается в схемы. Это надо четко понять, соотнести с нашим временем, с современным сознанием. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно. Сейчас люди нередко даже не понимают того, что послужило причиной развала их семьи. Поэтому Церковь колоссально снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить. Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» — по сути, это, без сомнения, правильно. Но реальность остается реальностью, и человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к подвигу, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно. Говорить об ответственности и долге тоже оказывается бесполезным. Эта проблема, по большому счету, неразрешима. Сегодня Церковь не может подвести законную (каноническую) базу под бракоразводный процесс, потому что хотя и есть утвержденные основания для расторжения брака, о которых мы говорили выше, но в большинстве своем супружеские союзы распадаются по иным, не подпадающим под каноны, причинам.

Что делать?

Да, нельзя исправить мир и вернуться туда, откуда пришли, но можно, общаясь с каждым конкретным человеком, пытаться в нем что-то преобразить, затормозить или удержать в узде. Для этого нужно, по крайней мере, понимать, кто он, современный человек, и что в нем есть.

Мы сейчас переходим в новую эпоху, а что она принесет — пока непонятно. Компьютерный виртуальный мир уже сдвинул новый пласт сознания общества — жизнь в блогах, не имеющая ничего общего с реальностью, бурлящий мир сериалов, реклама безнравственности — все это сейчас окончательно разрушает ту социальную атмосферу, которая может защитить супружеские отношения. Поэтому семья в современном мире может держаться только на настоящей, серьезной, ответственной любви, когда люди действительно уверены, что любят друг друга, и что за эту любовь они будут бороться и нести ее до конца. А иначе в супружестве и смысла нет.

Записала Татьяна Бышовец

Справка

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в ”Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

pravoslavie.ru

Развенчание церковного брака в православной церкви – правила, процедура, обряд

Если, помимо заключения брака в ЗАГСе, проводилось также и венчание по всем правилам, то после развода может потребоваться обряд развенчания в православной церкви. Делать это необязательно, поскольку он не накладывает обязательств по закону, но для верующих это всё-таки весьма значимо. Ведь церковь не одобряет разводы, и обвенчаться вновь может оказаться довольно сложно. Для каждого верующего важно, чтобы его брак был узаконен и церковью тоже. А чтобы провести развенчание и обвенчаться снова, необходимы веские причины.

Понятие церковного брака

Церковный брак – отношения, которые были зарегистрированы с помощью венчания и освящены перед Богом. В России он не имеет юридической силы и нужен лишь самим супругам, если они православные и желают, чтобы отношения получили одобрение церкви.

С юридической точки зрения, единственно важен гражданский брак. Признаёт его и церковь – нельзя вступить в брак церковный, не вступив перед этим в гражданский, и потребуется представить документы о регистрации для проведения венчания.

Обратите внимание!

Гражданским браком нередко называют незарегистрированное сожительство, но на деле оно им не является. Правильно так называть только официально зарегистрированные отношения.

Венчание в церкви

Саму церемонию вступления в церковный брак называют венчанием – это таинство, после совершения которого супруги могут быть уверены, что их союз скреплён не только земными властями, но также и небесами, и продолжится даже после их смерти.

Для человека неверующего, конечно, всё это совершенно неважно, поскольку он не считает религиозные догматы истинными. Но вот для того, кто в них верит, венчание даже более значимо, чем процесс официальной регистрации. Это вовсе не обычная формальность, прохождение этой процедуры накладывает на супругов более серьёзную ответственность, и становится краеугольным камнем для построения духовной связи между ними.

Потому венчаются вовсе не все пары, даже если оба крещёные: иногда принимается решение, что сначала брак должен пройти проверку временем, и лишь потом можно будет проводить церемонию. В последнее время это особенно широко распространено, тем более что и психологи считают именно такую модель действий верной. Она позволит встряхнуть брак спустя несколько лет после свадьбы, в какой-то степени сыграв её заново.

Но многие истинно верующие, наоборот, наотрез отказываются от такого затягивания, поскольку совместная жизнь без венчания рассматривается церковью как грех, и стремятся заключить церковный брак сразу же после гражданского.

Перед назначением обряда будущие супруги приходят в церковь, и священник беседует с ними, подробнее разъясняя его смысл, какой должна быть подготовка, как пройдёт сама процедура, отвечает на вопросы. После этого, обладая полными знаниями, они могут принять окончательное решение. Обязательно, чтобы оба участника венчания были крещёными – в ином случае его проведение не может состояться.

Дополнительная информация

Церемонию делят на обручение и венчание – первое представляет обмен кольцами, которые символизируют любовь и преданность молодожёнов, а второе – освящение супружества Божественной благодатью при помощи возложения венца.

Расторжение брака

Процент разводов превышает 50% – увы, не всегда отношения проходят испытание временем, и очень часто супруги решают развестись. В том числе распадаются и браки после проведения венчания – а значит, и его также следует каким-то образом отменить.

Но здесь возникает проблема: хотя и существует такое слово, как «развенчание», широко использующееся, в том числе и в переносном значении, а в прямом означающее именно что отмену венчания. То есть, оно служит аналогом слова «развод», но вот в церковной практике такого понятия нет.

Обет, который даётся при проведении венчания, объявляется вечным. То есть, просто по причине вроде «не сошлись характерами» церковный брак разорвать никак не получится. Процедура развенчания церковного брака может проводиться, лишь если один из супругов преступил данный им обет, и таким образом брак утратил божественное благословение. Есть ряд оснований для подобной потери, установленных церковью.

Возможные причины

Среди них выделяют следующие:

  • Неверность – если один из супругов изменяет другому, это служит серьёзным поводом для разрыва венчания, поскольку такой грех оскорбляет честь супруга и наносит урон его чувствам.
  • Рукоприкладство – не остаётся ничего другого, кроме как разойтись, в том числе и прекратить церковный брак, если муж бьёт жену и держит её в страхе.
  • Недееспособность – если один из супругов потерял дееспособность, это также служит серьёзным основанием, чтобы священники приняли положительное решение при обращении за развенчанием. О недееспособности предоставляется медицинская справка.
  • Перемена веры – при венчании оба супруга должны быть православными, но уже после него может случиться так, что один из них изменит веру на иную. Безусловно, это станет веской причиной для отмены церковного брака, более того, он далее невозможен, даже если в остальном у супругов нормальные отношения, и они не собираются разводиться.
  • Если супруг заражён ВИЧ-инфекцией или венерическими заболеваниями, при условии, что второй об этом не знал при венчании, это также будет веской причиной для его отмены.
  • Зависимость от алкоголя или наркотиков тоже рассматривается церковью как довольно веское основание, поскольку плохо отражается и на благосостоянии семьи, и на атмосфере в ней.
  • Неспособность продолжить род – как гласит Библия, важное место среди функций семьи занимает рождение детей. А значит, если её нельзя выполнить, тот супруг, который на это способен, имеет право разорвать церковный брак.
  • Аборт, сделанный без согласия мужа, или если он вообще не знал об этом.

Помимо перечисленных причин, есть и иные, которые также могут послужить вескими.

Обратите внимание!

Каждый случай рассматривается индивидуально, и священник может счесть доводы весомыми, например, если каждое основание по отдельности не является достаточным, но их сразу несколько.

Процедура развенчания

Стоит сразу отметить, что никакого влияния на официальный статус процедура не окажет, и её прохождение необязательно. Развод без развенчания всё равно избавляет от законных обязательств перед супругом. Однако, это не делает её менее важной для людей верующих, и её проведение в первую очередь необходимо, если один из супругов предполагает, что затем будет венчаться вновь. Если же люди венчались ранее, но большого значения этому не придают, то и выполнять обратную процедуру после развода необходимости нет.

Перед проведением самого обряда нужно будет составить и подать прошение, а затем поговорить со священником, объяснив ему причины, по которым это необходимо. Если оно будет удовлетворено, выдаётся разрешение на повторное венчание.

Подытоживая, этапы процедуры таковы:

  • подготовка документов;
  • подача прошения с просьбой и причинами в епархию;
  • беседа с архиереем.

Все эти этапы достойны отдельного рассмотрения – ведь стоит заранее понимать, как составляется прошение, какие документы готовить, как подавать, наконец, быть готовым к беседе со священником.

После прохождения всех этих этапов и принимается решение о том, возможно ли проведение повторного венчания. Обряда развенчания же не предусмотрено, священники просто фиксируют тот факт, что брак более не существует, и делается это лишь для возможности повторного венчания одного из бывших супругов.

Составление прошения

Прошение может быть составлено как одним из супругов, так и обоими, и оформлять его желательно по образцам – обычно строго такой необходимости не установлено, но при верном оформлении рассмотрение пройдёт проще и быстрее.

Образец прилагается к статье, и при его рассмотрении можно заметить, что документ очень прост по структуре. Во вводной части нужны будут следующие данные:

  • На чьё имя подаётся прошение – сюда записывается архиерей, который будет его рассматривать.
  • Данные супруга, который его подаёт – ФИО, адрес, телефон. Если прошение подаётся обоими супругами, то указываются сведения о каждом.

Затем следует непосредственно текст прошения. В нём может быть указано, когда и где произошло венчание – но это делается не всегда и не является обязательным элементом, хотя можно заранее уточнить, какие правила приняты в местной епархии.

Далее обязательно указываются причины, по которым вы желаете расторгнуть церковный брак, а если один из супругов намерен венчаться повторно, это также отмечается.

Затем следует указание на номер и дату выдачи свидетельства о расторжении брака, а прежде его получения подавать прошение в церковь нельзя. Наконец, ставится дата и подпись или подписи.

Порядок подачи

Прошение подаётся в управление местной церковной епархии вместе с документами в любой день, в который то работает. Подчеркнём – не в храм, где происходит венчание, а именно в епархию. Там уже прошение будет передано архиерею, на имя которого оно подано.

После подачи оно рассматривается в течение определённого времени. Конечно, точный срок не установлен, но обычно это рассмотрение может длиться в течение недели или двух-трёх. После этого принимается решение – в случае, если оно положительное, выдаётся разрешительный документ на проведение повторного венчания.

Важно!

Но не во всех случаях священники удовлетворяют прошение – для этого необходимо, чтобы причины были действительно вескими, что потребуется подтвердить в беседе с архиереем, которая обязательно будет проведена.

Беседа со священником

Необходимый этап, который предстоит пройти перед развенчанием. В ходе этой беседы священник обычно выясняет подробности изложенной в прошении ситуации, и убеждается, что без проведения развенчания обойтись не удастся. Точных предписаний относительно того, о чём именно должна быть беседа, впрочем, нет, и потому её тематика может варьироваться. То же самое относится и к продолжительности. Она будет зависеть от священника, настроя подавшего прошение, и от конкретной ситуации, а потому её длительность может от случая к случаю сильно различаться.

Документация

При подаче прошения нужно иметь с собой:

  • паспорт;
  • свидетельство о венчании;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • подтверждающие причину развода документы, когда они есть и необходимы (например, справка об алкогольной зависимости супруга).

Относительно согласия супруга: оно не требуется в церкви, и самого факта, что брак был расторгнут светскими инстанциями, уже достаточно, чтобы рассмотреть вопрос без его обязательного присутствия.

Стоимость обряда

Поскольку специальной процедуры не предусмотрено, плата за развенчание взиматься не будет. Вместе с тем в храмах обычно есть определённые пожертвования, которые и делают желающие разорвать церковный брак, платя тем самым свою цену.

Повторное венчание

Его процедура почти во всём соответствует первой, разница только в том, что на головы супругов не возлагаются венцы – даже если для одного из них венчание первое. Вместо этого, венцы будут держать над плечами молодых. Если церемония для одного из них уже третья по счёту, то венцы использовать вообще нельзя.

Остальные детали обряда останутся такими же, что и в первый раз: после того как происходит обмен венцами, подносится красное вино, которое супругам следует выпить совместно, показав готовность делить друг с другом и грусть, и радость; затем их руки скрепляются рушником, который символизирует верность принесённому обету.

Условия

Венчаться повторно сможет лишь тот, кто не был виновен в разрушении семьи в прошлый раз. То есть, например, если имело место рукоприкладство, что и стало причиной развенчания брака, то занимавшийся им муж более не вправе вступать в церковный брак, а вот жена этого права не утратит.

Однако, поскольку таинство венчания является очень важным, то даже его проведение во второй раз не одобряется, и считается, что сам факт позволения проведения обряда уже исключительный случай. И тем более исключительно позволение провести его в третий раз – добиться этого можно в очень редких случаях.

Обратите внимание!

Это означает, что, даже если при каждом развенчании человек неповинен в распаде семьи, всё равно венчать его будут не более трёх раз, на четвёртый он получит отказ – само обращение сочтут неуважением к церкви.

При наличии веских причин и, если сделать всё по правилам – составить прошение, подать его, раскрыть суть дела священнику, церковь не будет чинить препятствий для развенчания. Но следует учесть, что рассмотрение вопроса может оказаться довольно длительным.

Образцы документов

Прошение о церковном разводе Прошение о церковном разводе

mojurist.ru

когда можно, в одностороннем порядке

Можно ли расторгнуть заключенный по религиозным обрядам брак, существуют ли уважительные причины для прекращения супружеского сожития, как развенчаться в церкви после развода, в чем особенности процедуры и какие документы понадобятся – вот круг вопросов, ответу на которые посвящена данная статья.

Можно ли развенчаться

Венчание – не просто эффектная и модная церемония, а важный и ответственный шаг, относится к таинствам Церкви. Заключается церковный брак не на бумаге, сам Бог благословляет мужчину и женщину быть единым целым.

Ценность такого союза имеет особое значение для верующих людей. Принципиальное его отличие от мирского брака – нерасторжимость, ведь церковный брак подобен духовному союзу Христа с Церковью, заключается один раз и на всю жизнь.

Венцы, возлагаемые на будущих супругов священником, символизируют славу такого союза. Венчающаяся пара получает благодатные силы хранить семью, муж и жена связаны друг с другом узами до самой смерти и пока жив супруг права подать на развод не имеют.

Обычная бракоразводная процедура, заканчивающаяся получением свидетельства о разводе в ЗАГСе, не лишает бывших супругов статуса мужа и жены перед Богом. Формально чина расторжения освященного брачного союза не существует, законный церковный развод представляет собой получение дозволения от епископа на повторный брак.

Как проходит процедура и как часто можно проводить

Исходя из концептуальных основ Православной Церкви, второбрачие не поощряется, но в отдельных случаях разрешается. На метание между разными партнерами священнослужители смотрят с осуждением, такое поведение считается недостойным – желающий благословить в храме новый союз должен начать с покаяния, ему необходимо исповедаться и понести епитимью (как способ врачевания кающегося).

Проведение обряда повторного венчания совершается по «второму чину» – чуть менее торжественно, чем в первый раз. Такое действо исполнено скорее чувством покаяния, священнослужитель просит Бога простить брачующимся все их вольные и невольные согрешения и очистить беззакония.

Позволение заключить брак в третий раз – крайняя уступка церкви. Поблажка дается преимущественно вдовцам и многодетному родителю, нуждающемуся в поддержке после распада семьи, произошедшего не по его вине. Виновной в разводе стороне благословение не дают, в повторном венчании отказывают. Чтобы человека не обвинили в грехе прелюбодеяния, в четвертый и последующие браки вступать запрещено – согласно правилам и действующему церковному законодательству, подобные поступки не лучше блуда и никогда не благословляются.

Основания для развенчания

Вступление в повторный брак в стенках церкви разрешается только после того, как епархиальный архиерей даст свое благословение на развенчание и новый брак. Что нужно для этого? Решение будет вынесено по результатам рассмотрения предоставленного прошения. Церковный брак развенчают, если предстоятель местной церкви сочтет указанные в документе причины существенными. Каждый случай рассматривают индивидуально. Если причина довольна веская, брак развенчают и без согласия мужа (жены). Перечень достаточно весомых обоснований приведен в официальном документе «Основы социальной концепции», обязательном для соблюдения всеми членами Церкви.

В этот список входит:

  • нарушение супружеской верности;
  • злонамеренный уход супруга из семьи;
  • сделанный вопреки согласию аборт;
  • психическое расстройство, венерическое заболевание, хроническая инфекция, ВИЧ, СПИД;
  • совершение тяжкого преступления и осуждение к лишению свободы;
  • патологическое пристрастие к алкоголю, наркотикам, другим противоестественным порокам;
  • сокрытие от будущего супруга факта наличия проблемы или умышленное причинение вреда своему сексуальному репродуктивному здоровью;
  • реальное причинение вреда здоровью членам семьи или угрозы;
  • отречение от веры, переход в другую конфессию;
  • безвестное исчезновение на длительный период.

Как действовать, чтобы развенчаться

В первую очередь брак расторгается официально, путем обращения в ЗАГС. Чтобы правильно развенчаться, необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Правила проведения процедуры определены Священным синодом и зафиксированы в уставе РПЦ.

Алгоритм следующий:

  1. Посетить церковь, заключившую данный супружеский союз через священнодействие, или любую ближайшую церковь, в т.ч. располагающуюся по месту жительства одного из супругов.
  2. Провести предварительную беседу с местным священником (обычно с настоятелем храма), изложив все обстоятельства развода. Беседа ведется с каждым супругом по отдельности (если есть такая возможность).
  3. Подготовить документы. Полный пакет состоит из обязательных документов (гражданские паспорта новобрачных и свидетельства – о церковном браке, разводе, вступлении в следующий брак) и дополнительных, подтверждающих обоснованность обращения и объективность причин (справки, письма, выписки, медицинские заключения, судебные решения).
  4. Составить прошение о развенчании в Епархию (по рекомендации местного батюшки). Форма написания свободная, в обязательном порядке указывается дата и место венчания, история брака и действительная причина развода. Если повенчанный супруг снова женился или только намеревается вступить в новый брак, то следует присовокупить просьбу благословить второй брак и провести обряд венчания, указав сведения (ФИО) о новом супруге.
  5. Подать прошение настоятелю, который напишет сопроводительное письмо на бланке храма на имя Управляющего епархией. В таком рапорте содержится краткое описание сложившейся ситуации и личное мнение духовного лица, сложившееся по итогам разговора с прихожанином храма.
  6. Дождаться благословения правящего архиерея.
  7. Назначить дату нового браковенчания.

Фактически процесс развенчания всегда связан с желанием заключить новый церковный брак, отдельно не происходит. Получать согласие бывшего супруга на брак с новым избранником не требуется, мероприятие проводится в одностороннем порядке. Главная задача – получить разрешение, а для этого необходимо доказать отсутствие своей вины в распаде семьи.

 

Похожие статьи:

mamkapital.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *