Естественное обучение или как учатся дети – Развитие ребенка
Рейтинг Основные идеи выдающегося американского педагога Джона Холта из книги «Залог детских успехов» |
Джон Холт – выдающийся американский педагог и реформатор американской школьной системы. Он разработал ряд альтернативных методик обучения, которые успешно используются во всем мире.
Джон Холт наблюдал за детьми в естественных для них условиях полной свободы, когда их не контролировали учителя. В этом он отличался от большинства исследователей в сфере педагогики и детской психологии. Он наблюдал за детьми своих родственников и друзей во время игры, он наблюдал за детьми в школах во время уроков. В результате тщательных исследований он сформулировал основные закономерности естественного обучения детей. Рассмотрим подробнее главные педагогические идеи Джона Холта, представленные в книге «Залог детских успехов».
Дети учатся не потому, что знания пригодятся им в будущем. Они учатся, повторяя действия окружающих
Современная школа стремится дать ребенку знания и развить навыки, которые принесут им пользу когда-то в будущем. Но дети интересуются тем, что происходит сейчас, а не в будущем. Они хотят делать что-то на практике прямо сейчас. Таким образом, они тоже готовятся к будущему, но это не является их главной целью, а всего лишь побочный эффект.
Дети – прекрасные ученики, потому что они не считают, что они учатся – они считают, что они просто делают те или иные вещи. Они хотят попробовать все, что видят вокруг, но поначалу у них это плохо получается. День за днем они делают новые попытки и в результате приобретают необходимые навыки. Они хотят разговаривать, как взрослые, но сначала они не знают, как связывать звуки в слова. Их лепет кажется нам полной ерундой, но они думают, что они разговаривают. Ребенок учится связно говорить, когда родители и другие люди разговаривают в его присутствии, повторяют отдельные слова и объясняют их значения, работают с ребенком над его произношением, постепенно повышая сложность упражнений.
Становясь старше, ребенок видит, как люди выполняют разные действия и непонятным для окружающих образом выбирает себе занятия. Он начинает читать, потому что видит, как это делают другие. Если родители читают ему на ночь или в течение дня, он понимает, что это занятие интересное. Ребенок пробует читать еще до того, как его этому целенаправленно учат родители. Он запоминает отдельные буквы и узнает их в книгах. Он может переворачивать страницы книги в произвольном порядке и произносить все, что придет ему в голову. С точки зрения взрослого, это не чтение, но ребенок действительно думает, что читает. Со временем он начинает узнавать слова, даже в незнакомых для него предложениях, и начинает видеть связь между звуками и буквами. Таким образом, ребенок осваивает первоначальные навыки чтения.
Главными навыками, которые осваивает ребенок, считаются умение ходить, говорить и читать. Их у ребенка пытаются развить прежде всего. Остальные навыки у ребенка развивают выборочно, в зависимости от предпочтений родителей.
Родителям кажется, что ребенок учится ходить, говорить или читать. Но, с точки зрения ребенка, он уже ходит с того момента, как сделал первый шаг, и говорит с момента первых издаваемых звуков. Ребенок ничему не учится намеренно – он просто выполняет определенные действия и раз за разом делает это лучше и лучше.
В процессе обучения ребенок переходит от общего к частному, а не наоборот
Этот факт является логическим следствием из того, что ребенок учится делать что-то, когда видит, как это делают другие. Он учится выполнять все действие сразу, а не по частям: пытается произносить целые фразы, а не отдельные звуки, потому что никто не разговаривает звуками. Он хочет читать сказки, а не запоминать буквенное выражение звуков или правильно читать отдельные слова. Одна из самых больших ошибок, которую допускают современные школы – это деление общих задач на компоненты и обучение ребенка отдельным компонентам. При таком внимании к деталям общая задача кажется чем-то незначительным и скучным. Дети усваивают частные навыки (например, учатся понимать, как звуки соответствуют буквам) естественным образом в процессе выполнения общих задач.
Дети учатся на своих ошибках, замечая и исправляя их
Дети стремятся не только делать то, что делают окружающие, но и делать это правильно.
Они не боятся пробовать делать то, что еще не умеют, и замечают собственные ошибки и неточности. Повторяя действия снова и снова, они пытаются с каждым разом выполнять их лучше и, таким образом, улучшают свои навыки.
Взрослые склонны исправлять детей, указывать им на ошибки. Они верят, что это помогает детям лучше овладевать новыми навыками. Но, поступая таким образом, они только дают понять ребенку, что он не может справиться с задачей и родители могут сделать это лучше.
Чувствуя, что его оценивают, ребенок испытывает тревогу. Это мешает ему пробовать выполнять новые действия. Он может также отказаться и от дальнейших попыток выполнить данное действие, в котором родители хотят ему помочь.
Пробуя выполнить какое-либо действие, ребенок не должен испытывать тревогу, потому что это не дает ему возможности приступить к освоению навыка. Никто, кроме ребенка, не знает, когда он готов совершать ошибки и исправлять их.
Родителям не стоит поправлять детей, потому что они сами прекрасно видят свои ошибки. Они постоянно стараются улучшить свои навыки, но делают это в наиболее подходящем для них темпе. Когда ребенку дают свободу действий, не подгоняют и не вызывают у него чувство тревоги, он способен сам увидеть и исправить большинство допущенных ошибок.
Дети лучше учатся у старших детей, чем у взрослых
Маленькие дети видят, в чем они не настолько компетентны, как взрослые. Это может вызывать у них чувства стыда и тревоги, даже если взрослые им на это не указывают. Родители, которые делают все хорошо, не всегда являются хорошим примером для ребенка. Он может подумать, что никогда не сможет делать так же, и не стоит даже пытаться.
Поэтому дети лучше учатся у старших детей, чем у родителей. Например, младшие дети, наблюдая за старшими, учатся играть в футбол или выполнять другие действия.
С помощью воображения дети учатся тому, что не могут попробовать на практике
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что воображение играет важную роль в развитии познавательной сферы (в частности, гипотетического мышления) у детей. Кроме того, оно помогает ребенку научиться тому, чему он не может научиться на практике. Воображение, таким образом, не уводит ребенка из реального мира, а помогает ему адаптироваться.
Маленький ребенок не может научиться водить грузовик, но в своем воображении он представляет себя водителем. Такие фантазии мотивируют его узнавать больше о грузовиках и о вождении. Он может построить себе грузовик из ящиков или стульев и имитировать реальную езду на грузовике. Играя в игры, основанные на воображении, ребенок обычно выбирает роли, которые видит в мире взрослых. Они играют в мам и пап, водителей, машинистов, летчиков, врачей, учителей и т. д. В процессе игры они максимально точно отображают свои роли. Например, дети, которые играют в охотников, представляют себя сильными и отважными, они подкрадываются к мелким животным и стреляют в них из своего игрушечного оружия. Они учатся тому, что должен чувствовать охотник, и развивают реальные навыки, которыми он должен обладать. Такие игры увлекают их больше, чем простая стрельба по мишеням.
Кроме того, ребенок с помощью воображения осваивает то, что в реальном мире ему не позволяют родители.
Дети познают мир, выстраивая умозрительные модели и применяя к этим моделям новую информацию
При взаимодействии с окружающим миром дети проявляют умственную активность. Они стремятся понять смысл вещей. Дети – прирожденные исследователи, они постоянно выдвигают гипотезы и проверяют их, подтверждают, опровергают и развивают их на основе своего опыта. Но мотивация к познанию окружающего мира должна исходить от самого ребенка, а не навязываться окружающими. Например, дети, которым разрешают проводить дома физические эксперименты (что может приводить к беспорядку в комнате), лучше усваивают школьный курс физики, чем те, кто учит физику по учебникам.
Дети часто выстраивают умозрительные модели на основе предыдущих занятий. На основе этих моделей ребенок осваивает новые навыки. Умозрительные модели основываются на личном опыте, поэтому они мотивируют ребенка. Если родители или учителя будут использовать подобные модели для обучения ребенка, это покажется ему неестественным.
Естественное обучение и система образования
В своих работах Джон Холт часто задавался вопросом: как учителям стать более эффективными. Он пришел к выводу, что в процессе обучения ребенку следует давать больше свободы. Свобода – это главная ценность в обучении, и родители, и учителя должны ее уважать.
Дети часто не воспринимают школьную систему обучения, потому что она ограничивает их самостоятельность и делает неуверенными в способности самостоятельно исследовать окружающий мир. Более того, ни учителя, ни сверстники – никто, кроме самого ребенка, не способны понять его мотивы, умозрительные модели и увлечения на тот или иной момент времени. Поэтому дети лучше всего учатся тогда, когда они полностью контролируют процесс или, иными словами, могут свободно заниматься тем, что их интересует.
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
15.01.2018
6 способов научить ребёнка учиться
Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.
Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!
Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.
Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)
Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?
1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям
Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».
2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию
Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.
3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»
Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.
Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.
Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».
4. Научите его самостоятельно делать уроки
Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.
Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.
Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».
Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».
Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.
5. Делитесь успехами
Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.
В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!
6. Работайте с материалом
Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.
Фото: Unsplash (Aaron Burden)
Как научить ребёнка говорить — Лайфхакер
Почему важно не упустить момент
Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.
Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.
Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.
Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев
Чему учится ребёнок
- Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
- Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
Чем вы можете помочь
- Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
- Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
- Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.
В каких случаях стоит беспокоиться
Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.
Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев
Чему учится ребёнок
- Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
- Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
- Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
- Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
Чем вы можете помочь
- Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
- Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
- Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
- Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
- Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
- Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.
Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.
В каких случаях стоит беспокоиться
В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.
Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев
Чему учится ребёнок
- Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
- Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
- Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
Чем вы можете помочь
- Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
- Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.
В каких случаях стоит беспокоиться
Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.
Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года
Чему учится ребёнок
- Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
- Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные .
Чем вы можете помочь
- Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
- Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
- Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
- Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
- Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
- Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».
В каких случаях стоит беспокоиться
В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.
Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет
Чему учится ребёнок
- Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
- Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
- Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
Чем вы можете помочь
- Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
- Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
- Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
- Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.
Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.
Ричард Н. Аслин, профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей
В каких случаях стоит беспокоиться
В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.
У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.
Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет
Чему учится ребёнок
- Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
- Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
- Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.
Чем вы можете помочь
- Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
- Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.
Дети не могут научиться тому, что они не слышат.
Эрика Хофф, профессор психологии, автор книги Language Development
- Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
- Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
- Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.
В каких случаях стоит беспокоиться
В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.
Читайте также 👍👶👧
Как учится языку ребенок – и как можем учиться английскому мы
Учеба – это тяжелый труд. Наверное. Но это не точно. Особенно если речь о том, как учатся дети, пока «добрые» родители и учителя не внушат им про труд, дисциплину и обязанности. Именно благодаря «легкомысленному» подходу к учебе дети умудряются уложить в свои головы огромные объемы информации из школьной программы, все перипетии сюжета «Гравити Фоллз» и – куда ж им деваться! – азы английского языка.
«Везёт им! – скажете вы. – Они же дети, им учеба легче даётся». И присоединитесь к хору ученых, исследователей, педагогов, которые не первый год рассказывают об особом «учебном окне», когда любые знания, в том числе один, два, даже три иностранных языка ребенок поглощает как губка – без сомнений и сложностей. Гипотеза «лингвистического окна» пока окончательно не подтверждена, но доказанные аргументы всё же есть: например, исследователи из Стэнфордского университета выяснили, что дети действительно лучше воспринимают фонемы – как родного, так и чужого для них языка.
Ок, бумер! Физиологию мозга не обманешь. Но ведь психику обмануть – или уговорить – легче! Если мы не можем учиться как дети, мы можем перенять их подход к обучению. Расскажем, чему взрослые могут научиться у детей, чтобы занятия английским языком перестали быть «обязаловкой» – тяжкой, неподъемной ношей. (А вы расскажите своим студентам ;))
Безоговорочно доверяйте
Когда 5-летний детсадовец садится на цветной стульчик перед «взрослой» доской, чтобы узнать, как будет «кошка» по-английски, он не уточняет у преподавателя, нужно ли ему на самом деле это слово, надо ли запомнить его сейчас, и точно ли «кот» и «кошка» по-английски звучат одинаково.
Не поддавайтесь соблазну «раскладывать по полочкам». Как только вы включите логику – а иногда она отлично помогает, например, при изучении грамматических конструкций, – вы выключите открытость новому и спонтанность. Потому любое исключение из правил вызовет в вас протест, а строить фразы на основе грамматической конструкции вы будете осторожно, словно по минному полю идёте.
Дети просто доверяют экспертизе и опыту преподавателя, принимают учебную информацию, пропускают через себя и, если повезет, запоминают. Будьте как дети: уж если выбрали онлайн-школу, программу, преподавателя – дальше плывите по течению и наслаждайтесь процессом.
Будьте бесстрашными и уверенными в себе
Дети не боятся ошибаться. Они с рождения привыкли к тому, что чем бы ни занимались – обязательно сделают что-то не так, как «надо». Умные взрослые за ошибки не ругают, глупых ребенок какое-то время способен игнорировать. Поэтому делая попытку сказать новую для себя фразу, он не волнуется о том, что «должен бы уже знать эту фразу» (но не знает). Вступая в игру, не переживает, что это игра или учебная активность ему «не по возрасту».
Вы замечали, что нормальные, здоровые дети из счастливых семей, еще не имеющие за плечами неоднозначный опыт учебы в школе, – в себе безоговорочно уверены? Произнося слова на родном или иностранном языке, они не волнуются о произношении и не сомневаются, что говорят правильно. А высказывая мнение – довольно категоричны.
Забудьте об самокритике. Участвуйте в любом занятии, которое предлагает преподаватель (см. предыдущий пункт) и верьте, что будет весело. Кстати, о веселье…
Веселитесь и развлекайтесь
Ученые, школьные уроки и обучающие ролики «обо всем на свете» на YouTube давно доказали, что чем смешнее и веселее – тем лучше. Лучше запоминается. Совсем не сложно развеселить ребенка: одна игра «пальчик гнётся» чего стоит! И тем легче он запомнит всё, что было до и после веселой игры.
Приходите на занятие в хорошем настроении, с готовностью смейтесь и улыбайтесь. Пойте «дурацкие» песенки и учите «дурацкие» стишки/скороговорки. Не позволяйте себе думать, что они ниже вашего «уровня».
Воспитывайте в себе любопытство и энтузиазм
Эти «положительно окрашенные эмоции» (цитируя Википедию) помогают учиться чему угодно. У маленьких детей обычно нет стереотипов, предубеждений, они далеки от сарказма или недоверия, открыты новому опыту и новым знаниям.
На занятиях радуйтесь возможности узнать и запомнить новое – и закрывайте глаза на то, что не всегда это новое узнаётся и запоминается легко.
Подражайте с удовольствием
Неонатальные исследователи и психологи давно называют подражание базовым учебным навыком маленьких детей. Подражая мимике, речи, движениям взрослых, малыши учатся в разы быстрее, чем это кажется возможным «умным», «думающим» взрослым.
Совсем недавно научившись кататься на велосипеде (читайте: 5 раз упав) и бросать мяч в кольцо (читайте: 25 раз промахнувшись), ребенок аналогичным образом учится с помощью действия: говорит. Копирует преподавателя, неправильно выговаривает, путает грамматические конструкции и забывает слова – но говорит.
Взрослые навык подражательства постепенно утрачивают: он у нас не в цене, а в цене критические и аналитические способности, рефлексия, навык «учиться». Забудьте об этом на время занятий английским! Всё это пригодится, когда перейдете на новый уровень: начнете учиться писать эссе, станете готовиться к профессиональным экзаменам по языку.
Забудьте про ожидания
Амбиции маленьким детям чужды (до тех пор пока взрослые их не внушат). Единственное ожидание, с которым они приходят на занятие, – это что будет весело и интересно. Они не фокусируются на долгосрочных целях (такой фокус многих взрослых подсознательно пугает).
Когда дети говорят на новом для себя языке – как родном, так и иностранном – для них важнее, чтобы их понимали, а не «звучать, как носитель языка». Кроме того, дети не считают изучение языка испытанием, неким «челленджем», ради преодоления которого нужно преодолеть себя и бросить все силы, нервы, деньги, ради… чего?
Получайте удовольствие в моменте. Промежуточные итоги подводить, конечно, полезно, как и обратную связь от преподавателя получать, – но не частите с этим.
Будьте проще, и язык к вам потянется
Лингвисты-исследователи отмечают интересное различие в изучении новых языков взрослыми и детьми (различий вообще-то много, но это – интересное). У детей в силу минимального опыта и знаний о мире словарный запас на родном языке невелик. Когда они начинают изучать второй язык, то очень быстро приходят к ситуации «могу выразить тот минимум, который хочу выразить».
У взрослых по-другому. Словарный запас их довольно велик – постарались школы, институты и книги по саморазвитию. Сталкиваясь с необходимостью выразить себя на другом языке, взрослые студенты ощущают нехватку слов-аналогов, незнание подходящих аналогичных конструкций. Что с этим делать? Упрощать!
Притворяйтесь от души
Не откроем Америку, если скажем, что ведущая учебная деятельность ребенка – игра. К сожалению, играть «по-детски» дано не всем взрослым. Но что есть игра? Это притворство.
Если у вас не получается «верить» во время ролевых игр и диалогов, – придумайте свою игру, в которую поверить будет легче. Например, участвуйте в любой активности, связанной с английским языком: в кулинарных мастер-классах, проводимых на английском языке, уроках катания на роликах от носителей английского языка, пении на английском языке в музыкальной группе.
Елена Тимофеева
Поделиться ссылкой:
Как заинтересовать ребенка учебой – совет психолога: помогаем искренне полюбить школу
Содержание статьи
Школьник, который сам, без напоминания, делает домашние задания, с интересом посещает уроки и приносит только отличные оценки в дневнике – мечта любого родителя. Иногда взрослые готовы на радикальные меры, лишь бы заинтересовать ребенка учебой. Нанимают всевозможных репетиторов, поощряют, наказывают, угрожают и ругают, шантажируют. Психолог Благотворительного фонда «Путь домой» А. Пономаренко рассказывает, почему эти методы не работают и как последовательно и спокойно мотивировать чадо учиться.
10 шагов к успешной учебе ребенка
Мы живем в непростое время. Современный мир быстро видоизменяется: совершенствуются технологии, происходят открытия. Приходится безостановочно усваивать новую информацию, получать новые умения и навыки не только детям, но и взрослым. Поэтому так важно еще в школьные годы развить интерес к обучению.
Совершенно неправильно заставлять ребенка делать уроки из-под палки. Да, возможно это на время подействует и стих будет выучен, а в тетрадке что-то написано… в угоду родителям. Страх наказания, скандала заставит сделать, что нужно – но каким путем! В лучшем случае школьник зазубрит информацию, а в худшем – спишет домашнее задание у соседа по парте. Вскоре уроки начнут ассоциироваться с чем-то неприятным, будут вызывать отторжение, раздражение и злость. Чтобы лучше понять чувства ребенка, нужно представить, как человека принуждают съехать с высокой горы на лыжах. Он не умеет это делать, не хочет и особо не понимает, зачем. А если и съедет под давлением, кататься все равно не научится.
Для усвоения материала важна осознанность и заинтересованность. Нужно, чтобы ребенок захотел узнавать что-то новое, стремился к совершенствованию себя. А для этого родителям следует создать благоприятные условия. В 10 советах психолога А. Пономаренко вы найдете ответы на вопросы о том, как мягко направить чадо к учебе и показать мир знаний с другой, приятной стороны.
Всегда отвечайте на вопрос «почему?»
Любознательность – очень хорошее качество, которое само по себе мотивирует учиться. Нужно поощрять ее всеми возможными способами:
- Всегда отвечайте ребенку на его вопросы, даже если вы заняты или они вам кажутся глупыми.
- Рассказывайте что-то интригующее и новое, прибавляя «знаешь, почему?». Например: «Крокодилы часто глотают камни, знаешь, почему?» (чтобы стать тяжелее и глубже нырять за добычей).
Если вы не знаете, как ответить школьнику, поищите вместе с ним информацию в книгах или интернете. Покажите на собственном примере, что незнание – это не стыдно. Если приложить немного усилий, ответ всегда найдется.
Поддерживайте увлечения
Ребенок любит слушать музыку? Отведите его в кружок пения или игры на гитаре. Возможно, он интересуется боевыми искусствами, восхищается героями или любит разные вкусные блюда. Дайте ему возможность углубить свои знания, добиться успеха в том, что ему по душе. Не уставайте предлагать посещение тематических выставок, публичных лекций, театра, музеев. Что-то его обязательно заинтересует и увлечет.
Узнайте о кумирах
У каждого человека есть тот, кем он восхищается и ставит себе в пример. Дети не исключение. Чтобы заинтересовать ребенка учиться, полезно обратить его внимание на то, какой жизненный и профессиональный путь прошел его кумир. Подарите ему биографическую книгу.
Не нужно навязывать ребенку своих героев, указывать, на кого равняться хорошо, а на кого плохо. Все, что в ваших силах, – постараться донести, что есть добро и зло, и как отличить одно от другого.
Создайте благоприятное окружение
По закону социальной психологии человеческой натуре свойственно подражать окружающим, с которыми он тесно общается. Находясь в коллективе интеллектуалов, он постепенно будет стремиться стать не хуже. Чтобы создать благоприятное окружение, ребенку можно предложить стать участником клуба по увлечениям, общественной организации, спортивной секции.
А может быть, проблема в самой школе?
Если ребенок плохо учится, особенно когда он скатился внезапно, следует разведать атмосферу в школе. Что нужно проверить:
- не относится ли учитель к детям по-хамски;
- хорошо ли он владеет предметом;
- нет ли травли со стороны одноклассников.
Сам школьник может тщательно скрывать подобного рода проблему. Лучше задать интересующие вопросы классному руководителю и поговорить с родителями других учеников.
Травля в школе наносит серьезный удар по психике ребенка. Если она имеет место, нужно как можно скорее вырвать его из травмирующей обстановки – перевести в другое учебное заведение или класс.
Спокойно отнеситесь к плохим оценкам
Бурная реакция на «двойки» вызывает страх и, что очень вредно, неверие в свои силы. Если неудачи случаются часто, а за ними неизбежно следует скандал, ребенок перестает даже пытаться выучить материал. Гораздо проще найти обходные легкие пути. Например, спрятать дневник, списать, обмануть. Когда находишься под давлением, сделаешь все, лишь бы побыстрее от него избавиться.
Правильно контролировать учебу ребенка, но не давить на него. Помогать разобраться, почему он получил плохую оценку. Что ему помешало? Где он сделал ошибку? При этом важно найти баланс между помощью и взваливанием проблемы на себя. Нельзя делать уроки вместо ребенка.
Уменьшите нагрузку
Если школьник занят учебой и при этом посещает всевозможные кружки и секции, а дома его ждут обязанности по уборке, то его психика просто не выдержит. Непосильные нагрузки чреваты срывами и даже болезнями. Нужно найти золотую середину между трудом и отдыхом. У ребенка должно быть как минимум 2 часа свободного времени ежедневно.
Не судите о способностях ребенка по отметкам в дневнике
Хорошая учеба в школе часто не показатель большого ума и таланта. Пример тому – известные гении, которые учились на двойки:
- А. Эйнштейн отставал по всем предметам, кроме латыни и математики.
- И. Ньютон не один год учился весьма посредственно. Все изменилось, когда его избил одноклассник. Маленький Исаак захотел доказать, что он тоже силен, пусть не физически, но интеллектуально.
К. Линней, К. Циолковский, Т. Эдисон, Андре-Мари Ампер – можно бесконечно продолжать список величайших умов, которым не давалась школьная программа. Ребенка нужно поддерживать, любить и верить в него, несмотря ни на что. Серьезная ошибка – наказывать за плохие оценки эмоциональной холодностью, унижать и оскорблять («тупица», «бездарность», и т. д.).
Будьте включены в происходящее
Чтобы помочь ребенку полюбить школу, нужно постоянное психологическое включение в происходящее. Не набегами, когда написали замечание в дневнике, или после родительского собрания, а ежедневно. Важно интересоваться делами школьника, радоваться успехам и помогать справляться с трудностями. Он должен чувствовать, что его всегда поддержат. Своей заинтересованностью родители демонстрируют важность и ценность учебы.
Правильно мотивируя ребенка учиться, родители закладывают крепкий фундамент для становления успешного человека. В этом деле важна не победа (хорошая оценка), а процесс. Развивайте любознательность, помогайте ребенку, но не делайте домашнее за него. Не ругайте, если результат вышел плохой. Обсуждайте проблемы спокойно – и постепенно на смену страху и отторжению придет вера в свои силы, заинтересованность в учебе и успех!
Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут
Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.
Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.
Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.
Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.
Что влияет на нежелание учиться
1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.
Какие факторы влияют на интерес к учёбе
1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.
2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.
3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.
4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.
Какие бывают виды мотивации
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
- коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
- эмоциональные;
- саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние — поощрения, наказания.
Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».
Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».
Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые
Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.
Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.
1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.
3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.
5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.
6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.
Как повысить мотивацию к учёбе
1. Обучайте ребёнка в игровой форме
Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.
Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.
Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.
2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях
Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.
3. Маленькие поощрения, а не большие награды
Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже. Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт». Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.
4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками
Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.
Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.
5. Минимизируйте стрессы
Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.
Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.
Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.
Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.
Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.
Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!
Фото: Shutterstock (granata68)
Как учатся дети?
Многие родители начинают задаваться вопросом «А как учить ребенка английскому?» чуть ли не с момента рождения малыша. Как в анекдоте: «- Мне нужен компьютер для ребенка. — А сколько лет ребенку? — Ну, он еще не родился. — Понятно, а на каком месяце Ваша жена? — Да у меня и жены-то еще нет.»
Конечно, такая предусмотрительность легко объяснима: все мы желаем для детей только самого лучшего и хотим начать развивать их способности как можно раньше.
Специалисты же отвечают на вопрос «С какого возраста лучше начинать изучать иностранный язык?» по-разному. Кто-то считает, что иностранную речь ребенок может слышать с рождения. В таком случает малыш с ранних лет усваивает 2 языка. Но педагоги предостерегают: обычно билингвальные дети позже начинают говорить и путают в речи слова из разных языков. Необходимо, чтобы у ребенка сформировалась «языковая доминанта»–родной язык, один-единственный, который не должен перемежаться ни с одним другим. Поэтому большинство специалистов придерживаются мнения, что начинать учить язык лучше лет с 4-6.
В любом случае, все педагоги считают возраст 4-5 лет достаточным для того, чтобы начать систематически заниматься языком и упускать это время нельзя. Замечу, что речь идет именно о систематических занятиях. Это значит, что нельзя ожидать от малыша мгновенных результатов, безошибочного чтения и понимания или гнаться за оценками. Детский возраст–это время восприятия, накопления знаний и впечатлений, время, когда закладывается основа для будущего говорения. Иными словами, продуктивные навыки придут потом, пока же – время для восприятия языка.
Следующий вопрос: «Какими методами учить малышей?» Действительно, вопрос важный, ведь дети такие непоседы, и внимание у них концентрируется не долго и утомляются они быстро. Но в то же время малыши любознательны, подвижны, быстро схватывают правильное произношение и не боятся сами произносить необычные для них звуки. Именно на эти особенности и нужно делать ставку при обучении детей иностранному языку. Малышам нужно читать сказки и проигрывать записи, чтобы задействовать хороший фонематический слух, нужно играть в игры, ведь почти все дети кинестетики, с детьми нужно петь песни и читать стихи–дети удивительно отзывчивы к эмоциональным вещами, а то, что они пережили эмоционально, они запомнят.
Чего не стоит делать, так это преподавать маленьким грамматику. Все равно не отложится. То, что взрослому необходимо–понять, как работает язык, разложить все по полочкам, проанализировать, для ребенка просто бесполезно. Ведь и родной язык малыш начинает учить не с падежей и времен, а с восприятия живой речи вокруг себя. Детство для этого–уникальный период, грамматику оставим ученикам постарше.
И напоследок хотелось бы отметить, что для малыша самое важное–интерес. Все дети изначально очень сильно мотивированы к обучению (это то, чего порой не хватает взрослым), ведь вся суть их детской жизни–в познании нового. При поддержке родителей, ставящих перед ребенком не мнимые цели– получить хорошую оценку в школе, быть лучше, чем соседский ребенок, а цели настоящие–научиться новому, общаться на иностранном языке– любой ребенок обязательно заговорит на-английском!