Человек развивается как – Как изменялся человек 🚩 как развивалось человечество 🚩 Наука 🚩 Другое

Содержание

Антропогенез — Википедия

Антропогене́з[1] — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo. Кроме того, исследования антропогенеза распространяются на других гоминид, например, австралопитеков. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминин около 2 млн лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло[2]. К ним, в частности, относятся эректусы и неандертальцы.

Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и появление языка.

Начиная с H. habilis, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные (см. Палеолит). В последние 50 тыс. лет технология и культура изменяются быстрее, чем в предшествующие эпохи.

1850Described Hominin species, 1850
1900Described Hominin species, 1900
1950Described Hominin species, 1950
2002Selection of described Hominin species, 2002
Прогресс в изучении эволюции человека. Увеличение числа известных науке видов гоминин по времени. Каждый вид изображен в виде прямоугольника, показывающего границы, в которых варьировал объём черепа, и место вида в палеонтологической летописи. Видно постепенное заполнение промежутков между видами.

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и природа всегда были и являются такими, как их создал Бог. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку.

В XVIII и XIX веках[править | править код]

В середине XVIII века К. Линней дал начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 году появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.

В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 1840—1850-х годах он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 1860-е годы идеи Буше де Перта признали в науке.

Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Чарльза Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».

После находки скелета неандертальца (1856) и целого ряда предшествовавших подобных находок в первой половине XIX века в науке появилось новое направление — палеоантропология. Оно дало фактический материал для постановки вопроса не только об анатомическом сходстве человека и некоторых обезьян, но и о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи. Этот вопрос был поставлен Ч. Дарвином вскоре после опубликования «Происхождения видов», хотя уже в этой книге он писал: «Будет пролит свет на происхождение человека и его историю». Впрочем, этот аспект дарвинизма был его современникам вполне очевиден.

Эволюция человека была основным предметом дебатов между Томасом Хаксли и Ричардом Оуэном. Хаксли убедительно описал сходство и различия между человеком и обезьянами в своей книге «О положении человека в природе» (1863). Ч. Дарвин к этому времени также опубликовал следующую книгу «Происхождение человека», которая, несмотря на широкое распространение его идей, вновь спровоцировала всплеск бурных дискуссий. Даже сторонники самой идеи эволюции, такие как Альфред Уоллес и Чарлз Лайель не понимали, как могли умственные способности и нравственность появиться у людей в результате естественного отбора.

Со времен Линнея учёные считали, что человекообразные обезьяны — ближайшие родственники людей, поскольку анатомически они очень близки. В XIX веке предполагали, что самым близким к человеку из ныне существующих видов обезьян являются шимпанзе и что у людей и африканских обезьян был когда-то общий предок. Поэтому было бы логичнее всего искать останки этого существа в Африке. Тем не менее, первые находки, в которых заподозрили промежуточное звено между обезьяной и человеком, были сделаны Эженом Дюбуа на острове Ява. Это был питекантроп, то есть обезьяночеловек.

В XX—XXI веке[править | править код]

В 1920-х годах в Африке действительно были обнаружены останки существа, которое Раймонд Дарт назвал австралопитеком. Первой важной находкой был череп детёныша этого вида, обнаруженный в Южной Африке. Мозг ребёнка был слишком велик для детёнышей обезьян, 410 см³, и имел округлую форму, как у современных людей. Клыки были короткими, а основание черепа характерным для прямоходящих существ. Эти признаки убедили Дарта в том, что существо было переходной формой между обезьяной и человеком.

Понадобилось около 20 лет, чтобы подтвердить открытие Дарта новыми находками костей австралопитеков. В то время преобладало мнение о том, что развитие интеллекта предшествовало переходу к прямохождению, а черты австралопитека говорили об обратном. Со второй половины XX века австралопитек считается прямым предком рода

Homo, к которому принадлежит и современный человек. Вместе с Homo sapiens австралопитек входит в трибу гоминини. Тем не менее, накапливаются новые данные, которые ставят под сомнение происхождение людей от австралопитека, и этот род может, в конце концов, оказаться боковой и тупиковой ветвью в антропогенезе. Судя по недавним находкам останков сахелантропа и оррорина, австралопитекам предшествовали другие человекообразные обезьяны, которые больше них похожи на сравнительно поздних предков человека. Однако последние находки ещё ждут подтверждений независимыми авторами.

Первоначально австралопитеков разделяли на грацильных и робустных. В 1930-х годах последних отнесли к особому роду парантропы, в 1960-х объединили в один род с австралопитеками, а сейчас прежняя классификация возвращается, хотя некоторые авторы по-прежнему считают, что это обособленная часть видов того же рода.

Сенсационное открытие принадлежит профессору Ли Бергеру (Professor Lee Berger) из Университета Витвотерсренд в Йоханнесбурге (Witwatersrand University in Johannesburg). Сделано оно во время раскопок в пещере Малапа (Malapa Cave) в районе Стеркфонтейн: был найден почти целый скелет австралопитека (скелет ребёнка), жившего около 2 миллионов лет назад (были и другие находки, например, 1994 года — 3,3 миллиона лет назад)

[3][4][5].

Эволюция приматов до возникновения человека[править | править код]

Selection of described Hominin species, 2002 Изменения средней температуры Земли за последние 500 млн лет

Приматы — одна из старейших групп современных плацентарных млекопитающих. Эволюционная история приматов может быть прослежена примерно на 90 млн лет назад, когда приматообразные разделились на приматов и шерстокрылов. Около 87 млн лет назад[6]сухоносые приматы отделились от мокроносых. Около 80 млн лет назад разошлись линии долгопятообразных и обезьянообразных, а лемурообразные отделились от лориобразных. Останки древнейших приматов пока известны лишь из палеоценовых и эоценовых отложений Северной Америки, Евразии и Африки (плезиадаписы, алжирипитек, нотарктус, дарвиниус и др). Только для пургаториуса предполагается верхнемеловое время.

После глобального похолодания, когда около 30 млн лет назад, в раннем олигоцене, Антарктида начала покрываться льдом, приматы вымерли повсеместно кроме Африки, Америки и юга Азии. Одним из выживших был грифопитек — ископаемая обезьяна, жившая на территории современной Германии и Турции около 16,5 млн лет назад, на 1,5 млн лет раньше, чем подобные виды появились в Африке. Возможно, первые человекообразные обезьяны тоже появились не в Африке, а в Евразии. С другой стороны, высказываются предположения, что предки гоминид мигрировали в Евразию из Африки около 17 млн лет назад, когда эти континенты некоторое время были соединены, прежде чем вновь разделились при расширении Средиземного моря. В начале миоцена (23,03 млн лет назад) климат снова стал тёплым, и они могли процветать в Евразии, после чего ареал одного из них, дриопитека, распространился из Европы или западной части Азии в Африку

[7].

Возможно, что уцелевшая после климатических изменений тропическая популяция обезьян, хорошо представленная в слоях верхнего эоцена и нижнего олигоцена Файюмского оазиса в Египте (биретия, каранисия, сахарогалаго, протеопитек, египтопитек, катопитек и др.), дала начало всем ныне существующим приматам — лемурам Мадагаскара, лори Юго-Восточной Азии, африканским галаго, широконосым обезьянам Нового Света и узконосым обезьянам Старого Света (человекообразные обезьяны и мартышкообразные).

В раннем миоцене примитивные узконосые обезьяны Восточной Африки пережили длительный период видообразования. Среди выделяемых ныне видов и родов обезьян этой эпохи известны, в частности, камойяпитек, моротопитек, лимнопитек, проконсул, афропитек, кениапитек, чорорапитек, экваториус, отавипитек, ньянзапитек, викториапитек, дендропитек, все из Восточной Африки, а также ореопитек, который обитал в Италии около 9 млн лет назад и европейские — пиеролапитек, анойяпитек, дриопитек, уранопитек, удабнопитек, грекопитек, анкарапитек. При сравнении ДНК современных обезьян было показано, что гиббоны отделились от общего ствола гоминид около 18 млн лет назад, а орангутаны — около 14 млн лет назад. За исключением дендропитека останки ископаемых гиббонов науке неизвестны, и их происхождение остается неясным. Ископаемыми прото-орангутанами считаются сивапитек, обитавший в Азии около 12—10 млн лет назад, и коратпитек из Таиланда.

Предполагается, что видами, близкими к общему предку горилл, шимпанзе и людей, были накалипитек из Кении и грекопитек[8] с Балканского полуострова. По данным молекулярной биологии, около 7—8 млн лет назад сначала гориллы, а потом и шимпанзе отделились от предков людей. ДНК шимпанзе совпадает с человеческой примерно на 99 %[9] (ранее считалось, что на 98,7 %). Из-за влажного климата тропических лесов, в кислых почвах которого кости плохо сохраняются, а также отчасти из-за невнимания исследователей, сосредоточенных преимущественно на поиске предков человека, ископаемых горилл и шимпанзе до сих пор практически не найдено.

При оценке скорости аутосомных мутаций методом «троек» путём секвенирования геномов родителей и потомков в 1,2×10–8 на нуклеотид за поколение как у людей, так и у шимпанзе, время жизни последнего общего предка человека и шимпанзе можно оценить в 13 миллионов лет назад[10]. Если скорость мутаций для шимпанзе принять за 1,50х10-9 на пару нуклеотидов в год, а для человека в 0,43х10-9 на пару нуклеотидов в год, время расхождения линий человека и шимпанзе оценивается в 6,6 млн лет назад[11][12].

В середине миоцена климат снова стал холоднее и засушливее, что спровоцировало новое массовое вымирание фауны. Однако гоминины, как и многие другие виды (антилопы, гиены, собаки, свиньи, слоны, лошади), пережили климатические изменения и сумели к ним адаптироваться. Их дальнейшая эволюция привела к образованию множества новых родов, из которых самыми древними сейчас считаются Sahelanthropus tchadensis (7 млн лет назад) и Orrorin tugenensis (6 млн лет назад). За ними, в частности, последовали:

Ardipithecus (5,8—4,4 млн лет назад), с видами Ar. kadabba и Ar. ramidus;
Australopithecus (4—2 млн лет назад), с видами Au. anamensis, Au. afarensis, Au. africanus, Au. bahrelghazali и Au. garhi;
Paranthropus (3—1,2 млн лет назад), с видами P. aethiopicus, P. boisei и P. robustus;
Kenyanthropus (3 млн лет назад), вид Kenyanthropus platyops;
Homo (от 2 млн лет назад), с видами Homo habilis (или Australopithecus habilis), Homo rudolfensis, Homo ergaster, Homo georgicus, Homo antecessor, Homo cepranensis, Homo erectus, Homo heidelbergensis, Homo rhodesiensis, Homo neanderthalensis, Homo sapiens idaltu, Homo sapiens sapiens, Homo floresiensis.

-10 —

-9 —

-8 —

-7 —

-6 —

-5 —

-4 —

-3 —

-2 —

-1 —

0 —

Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации ещё Линнеем. В латинском языке оно произошло от пра-и.е. *dʰĝʰem- «земля»[13].

В современной таксономии Homo sapiens — единственный ныне существующий вид рода Homo, и хотя продолжающиеся исследования происхождения Homo sapiens дают всё новую и новую информацию о других видах Homo, все эти виды давно уже вымерли. Некоторые из этих видов могли быть предками современных людей, но многие являются лишь «кузенами» и эволюционировали в сторону от нашего вида[14]. В то же время продолжаются и дискуссии о том, какие из них считать отдельными видами, а какие — лишь расами одного вида. В некоторых случаях причиной разногласий является ограниченность или полное отсутствие необходимой информации, в других — различия в подходах к классификации.

Считается, что есть две главные научные школы, по-разному объясняющие движущие силы эволюции человека. Раньше других появились представления об адаптации предков людей, обитавших на деревьях, к жизни в саванне, куда они вышли для охоты на травоядных. Теория саванны, впервые сформулированная Раймондом Дартом, не исключает, что к саванне смогли приспособиться лишь те обезьяны, которые ещё в лесах приобрели необходимую для этого анатомию и поведенческие навыки[15].

В частности, отсутствие волосяного покрова могло иметь несколько объяснений, включая половой отбор. Наличие шерсти — эволюционное преимущество даже в жарком климате: шерсть защищает от солнца и имеется у всех хищников. Но прямохождение уменьшает полученную телом суточную солнечную радиацию примерно на треть; а в полдень она меньше в целых четыре раза. При беге тело лучше охлаждается ветром, когда нет шерсти.[16] Убедительный эксперимент с беговой дорожкой под инфракрасным рефлектором показал: человек в шерстяном свитере может бежать 10-15 минут и перегревается, этот же человек без свитера способен бежать часами.

Согласно выводам приматологов Робина Кромптона из Университета Ливерпуля и Сусанны Торп из Бирмингемского университета, наши предки научились ходить на двух ногах ещё живя на деревьях до 24 млн лет назад и уже были бипедальны, когда спустились на землю, а значит люди не проходили промежуточную стадию хождения на четвереньках[17][18].

Южноафриканский палеонтолог Рон Кларк из Витватерсрандского университета, исследовавший ступню австралопитека StW 573 (англ.)русск. из Стеркфонтейна, пришёл к выводу, что австралопитеки научились прямохождению в то время, когда они ещё жили на деревьях[19].

Согласно исследованию специалистов из Университета Аризоны, люди при ходьбе на двух ногах расходуют в четыре раза меньше энергии, чем шимпанзе[20].

Некоторые антропологи, например, Бернард Вуд, Кевин Хант и Филипп Тобиас, считают теорию саванны устаревшей.

Альтернативная гипотеза допускает, что человек эволюционировал под влиянием приспособления к земноводному существованию, то есть к собиранию моллюсков и прочей пищи на мелководье, что требовало, в частности, способности плавать и нырять, отличающей человека от прочих обезьян. Эта гипотеза объясняет многие анатомические особенности современного человека, такие, как прямохождение[21], отсутствие шерсти[22], развитый слой подкожного жира[23], низкое положение гортани относительно носоглотки, характерное для морских млекопитающих[24], vernix caseosa, или первородная смазка новорождённых детей, также характерная для морских млекопитающих, но не обезьян[24], крупный мозг[25], высокий нос с направленными вниз ноздрями (не вперёд, как у обезьян), предотвращающий попадание воды в носоглотку, и жирная кожа с обилием сальных желёз, которая может служить для защиты от воды[26]. Обсуждается несколько вариантов приспособления протолюдей к жизни в водной стихии, в том числе собирательство на мелководье и развитие новых способов передвижения в воде и доставки собранной пищи на берег[21], плавание[27] и ныряние[23][28][29]. Получить палеоантропологические доказательства земноводного обитания протолюдей крайне сложно, по крайней мере, из-за повышения уровня моря по окончании ледникового периода, из-за чего бывшее мелководье оказалось теперь на глубине 100—120 м[30]. Однако археология и палеонтология позволяют исследовать рацион питания различных видов Homo и его влияние на эволюцию анатомии и поведения[31][32][33][34][35].

Антропогенез до появления людей современного типа[править | править код]

В настоящее время признается, что эволюция гоминид была не линейной, а, скорее, кустообразной. Часто одновременно существовало по три, четыре и может быть даже больше видов гоминид, в том числе на одной и той же территории.

Вся ранняя эволюция гоминид происходила в Африке. 6—7 млн лет назад в Африке жил сахелантроп. Около 6 млн лет назад там же жил оррорин, а примерно 4,2 млн лет назад появились австралопитеки. Отличительной особенностью всех этих существ было передвижение на двух ногах (бипедализм). На сегодняшний день стало ясно, что бипедализм был свойствен гомининам изначально, то есть практически сразу после разделения линий человека и шимпанзе. Эта адаптация не была напрямую связана с жизнью на безлесных пространствах. Существует целый ряд теорий, объясняющих происхождение бипедализма. Таким образом, в период примерно от 6 до 1 млн лет назад в Африке жила довольно большая и разнообразная группа обезьян, передвигавшихся на двух ногах. Однако по размеру мозга эти обезьяны не отличались от современного шимпанзе, и нет оснований предполагать, что они превосходили его по своим интеллектуальным способностям.

Примерно 2,4 млн лет назад в одной из линий гоминид наметилась новая эволюционная тенденция — началось увеличение мозга. Первый представитель гоминин, у которого объём мозга превысил типичные для шимпанзе и австралопитеков 400—450 куб см, — Homo habilis. Он первым стал изготавливать простейшие каменные орудия. По некоторым данным, наиболее примитивная олдувайская культура обработки камня возникла около 3,3[36]—2,7 млн лет назад, а исчезла около 1 млн лет назад. Эти гоминины, по-видимому, начали питаться падалью крупных животных, а свои каменные орудия они, возможно, использовали для разделки туш или соскребания мяса с костей.

У Homo ergaster, который появился около 1,9 млн лет назад, объём мозга, а также размеры тела ещё увеличились. Предполагается, что это связано

как происходит и отчего зависит

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

  • Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

  • Индивидуализация

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

что это такое, психология и этапы развития человека

В обиходе часто используются слова, которые одновременно можно считать процессом и его же результатом – самосовершенствование, самопознание. Развитие – это такой же пример дуализма. С одной стороны, оно определяет механизм достижения конкретной задачи. С другой – развитие и есть конечной целью, возможностью стать лучше. Этот процесс имеет место в живой и неживой природе. Его законам подчиняется человек, бизнес, целое общество. Что же такое развитие? Какие его признаки? Какие механизмы и этапы? Статья содержит ответы на все эти вопросы.

Что такое развитие

Развитие — это переход на качественно новый уровень. Оно присуще любой форме существования материи. Более того, сами эти формы — результат эволюции Вселенной.  На стыке науки и философии принято говорить о таких этапах самоорганизации материи:

  • Механический – пространство;
  • Физический – поля и атомы;
  • Химический – молекулы;
  • Биологический – живые организмы;
  • Социально-общественный – человеческое общество.

Развитие имеет место на каждом из этапов. Развивается Солнечная система, усложняются химические соединения, эволюционируют живые существа, совершенствуется человек, наблюдается исторический прогресс общества.

Основной механизм – накопление количественных изменений, которые приводят к качественному скачку. Об этом еще говорил известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Например, переход воды в пар. Когда она достигает температуры кипения, постепенно появляется все больше активных молекул, которые испаряются из жидкости. В живой природе примером развития можно считать эволюционные изменения. Они возникают в ответ на определенное количество накопившихся полезных мутаций. Таким образом, из яйца динозавра когда-то впервые вылупилась птица.

Можно провести параллели и с жизнью человека. Постепенно он приобретает умения, знания и опыт, которые позволяют перейти на качественно новую ступень. Так, начинающий боксер, в случае проявленного усердия, со временем становится чемпионом области, страны, а впоследствии, возможно и мира. Но в отличие от предыдущих форм существования материи, человек обладает разумом и волей. Поэтому, развитие человека – это более сложный процесс, который дополнен осмыслением и возможностью выбора.

Этапы развития человека

Имеют место биологический и социальный аспект. В первом случае, речь идет о развитии человека, как живого организма с прохождением всех этапов от зачатия, рождения, жизни и до смерти. Второй случай подразумевает социализацию личности. Кроме того, человек склонен заниматься саморазвитием, выбирая то направление, которое ему действительно интересно. Рассмотрим все случаи детально.

Психофизиологическое развитие человека

В процессе своего развития человек проходит ряд закономерных этапов (физиологических и психологических):

  • Внутриутробный период – появление всех систем и органов;
  • Младенческий возраст – от рождения до 1 года жизни;
  • Ранее детство – от года и до трех лет;
  • Дошкольный период – в среднем до 7 лет;
  • Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет;
  • Подростковый период – до 15 лет;
  • Юность – до 19 лет;
  • Молодость – охватывает период от 19 до 35 лет;
  • Взрослость (зрелость) – 35-60 лет;
  • Старость – от 60 лет.

Если внутриутробное развитие человека – сфера эмбриологии, то дальнейшая жизнь внимательно изучается психологами и физиологами. Так большой вклад в понимание формирования личности в различные периоды развития человека внесли психологи: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Эрик Хомбургер Эриксон, Данил Борисович Эльконин, Алексей Николаевич Леонтьев.

По представлениям психоанализа, сформированным Зигмундом Фрейдом, в своем формировании человек зависит от зон, вызывающих наибольшее удовольствие в конкретный период жизни. Согласно этим взглядам, существуют такие стадии развития человека:

  • Оральная – от рождения и до полутора лет, когда рот выступает основным способом удовлетворения органических потребностей;
  • Анальная – период от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок учится контролировать процесс испражнения;
  • Фаллическая – возраст от 3,5 до 6 лет, когда происходит идентификация половой принадлежности;
  • Латентная – период от 6 до 12 лет, проявляющийся в снижении половой активности;
  • Генитальная – переходный возраст, который выражается в формировании зрелых сексуальных отношений.

Поскольку человек – явление биосоциальное, то психология развития не может основываться только на физиологических особенностях индивидуума. Важную роль в формировании человека играет и становление его личности.

Этапы развития личности

Совершенствование духовной сферы человека, его стремления к самопознанию и выбору своего призвания, можно сопоставить с Пирамидой потребностей Абрахама Маслоу. По этому подходу, развитие человека, как личности, движется в следующем направлении:

  • Физиологические потребности – еда, питье, секс;
  • Потребность в безопасности – желание быть защищенным;
  • Потребность любви и дружбы – социализация;
  • Стремление к уважению – признание, одобрение, почитание;
  • Получение знаний – желание знать и понимать больше;
  • Эстетические потребности – ощущение красоты и гармонии;
  • Самоактуализация – высшая форма саморазвития.

В процессе своего развития человек стремится к духовному совершенству, но это становится возможным лишь при условии удовлетворения более низких потребностей. Бездомный вряд ли оценит подаренный билет в оперу. Человеку, убегающему от разъяренной толпы, не до прослушивания очередной умной аудиокниги. Подросток скорее выберет прогулку с повзрослевшей одноклассницей, чем профессиональный рост и саморазвитие. Каждый период развития подразумевает свою стратегию поведения и конечную цель.

Учитывая двойственную природу человека, его умение налаживать коммуникацию с другими представителями своего вида, уместно говорить о развитии группы людей, объединенных общими целями. В первую очередь, это трудовые коллективы различных частных и государственных компаний. Они также совершенствуются. Этапы развития организации рассмотрим в следующем разделе.

Развитие человеческого коллектива

Любой коллектив, так или иначе, проходит следующие этапы (по теории Брюса Уэйна Такмена):

  • Проверка (формирование) – «прощупывание» друг друга;
  • Конфликт – появление противоречий, их обострение;
  • Сплоченность (нормализация) – примирение на основании решения конфликтов;
  • Дифференциация (исполнение) – формирование функционально-ролевой структуры.

Эти принципы универсальны в рабочих коллективах и добровольных объединениях людей по интересам. Если говорить о развитии организации, связанной с решением определенной деловой задачи, то можно выделить такую периодизацию:

  • Ориентирование на задачу;
  • Эмоциональное осмысление задания, поиск несоответствий;
  • Информационный обмен, анализ идей и предложений;
  • Решение задачи путем принятия конструктивных решений.

Учитывая то, что любая фирма подобна живому организму, принято говорить о жизненном цикле организации:

  • Становление – выработка стратегии и плана развития;
  • Рост – наращивание оборотов, рост показателей;
  • Зрелость – стабилизация структуры;
  • Упадок – накопление организационных проблем, стагнация.

В конце жизненного цикла организация может двигаться несколькими путями. Либо она претерпевает ребрендинг, формируя новые задачи и цели, либо закрывается, уступая дорогу другим фирмам, находящимся на более ранних этапах развития.

Далеко не все системы менеджмента пробуют совместить развитие организации и индивидуальное совершенствование ее сотрудников. Показательной в этом плане считается японская философия управления Кайдзен, которая пропагандирует непрерывное развитие компании путем совокупного прогресса всех ее элементов. В первую очередь – каждого из сотрудников. Вообще тема развития и саморазвития очень актуальна в динамически развивающемся мире.

Развитие личности и саморазвитие

Рождаясь, человек подобен чистому листу бумаги. Безусловно, на начальных этапах жизни необходимо вмешательство взрослых, которые инициируют развитие личности человека. Но эта помощь таит в себе и «подводные камни». Дело в том, что призвание порой заключается совершенно не в том пути, который навязывает общество.

Семья, школа, университет не всегда дают те знания и навыки, которые действительно необходимы  конкретному человеку. Что делать в таком случае? Взрослея, личность ощущает эти несоответствия и пытается компенсировать недостающий опыт методом самообразования и самовоспитания.

Например, потомственный ювелир, осознав, что драгоценные металлы или камни не его призвание, ищет более подходящие пути развития. Он перечитывает десятки книг, смотрит сотни тематических передач и, наконец, понимает, что ему хочется стать художником. Поскольку семья ему в этом не помощник, он занимается саморазвитием, постепенно становясь живописцем.

Отличие физического и духовного развития

Человек способен развиваться в нескольких направления:

  • Физически;
  • Интеллектуально;
  • Духовно.

Первые два способа подразумевают развитие тела и психики. Третий относится к сфере ментального совершенствования. Основные различия между ними связаны с истощаемостью ресурсов. Развитие тела и разума сочетается с энергозатратами, которые приходится компенсировать в периоды отдыха. Соответственно, ходить в спортзал, либо читать книги следует только в те моменты, когда организм полон сил и энергии. В отличие от этого, духовное развитие только усиливается по мере его применения. Чем больше человек совершенствует свои морально-волевые качества, тем сильнее они становятся, тем крепче будет его вера в свои убеждения и принципы.

Духовное развитие – высший этап совершенствования, который, как правило, начинается после успешного прохождения человеком остальных стадий развития личности. Не стоит думать, что духовность мешает социализации человека. Наоборот, она помогает занять достойное место в обществе, предлагая правильные ценности и приоритеты.

Развитие – это важный компонент существования материи, в любых ее формах и проявления. Процесс усложнения структуры присущ всему, от атомов до галактик. Разумные существа, единственным известным примером которых можно считать человека, способны к осмысленному развитию, что поднимает этот процесс на качественно более высокий уровень.

Человек разумный — Википедия

Эта статья о людях вида Homo sapiens; о палеоантропологическом термине «люди современного типа» см. Homo sapiens sapiens.

Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens[К 1]; преимущественно лат. Homo sapiens sapiens[К 2]) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает почти всю Землю (кроме Американского континента, который был заселён позже, примерно 15 000 лет назад)[4][5]. От остальных современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и крайне развитому абстрактному мышлению[К 3]. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. И на сегодняшний день не осталось ни одной стороны или свойства человека как особи, индивида или члена человеческой популяции, которые бы не были охвачены специальными научными исследованиями. Основные дисциплины, изучающие человека и человечество:

Тем не менее с древних времён и до наших дней природа и сущность человека являются предметом философского и религиозного диспута.

Систематическое положение и классификация[править | править код]

Вместе с рядом вымерших видов человек разумный образует род люди (Homo). От ближайшего вида — неандертальцев — человек разумный отличается рядом особенностей строения скелета (высокий лоб, редукция надбровных дуг, наличие сосцевидного отростка височной кости, отсутствие затылочного выступа — «костного шиньона», вогнутое основание черепа, наличие подбородочного выступа на нижнечелюстной кости, «кинодонтные» коренные зубы, уплощённая грудная клетка, как правило, относительно более длинные конечности) и пропорциями отделов головного мозга («клювовидные» лобные доли у неандертальцев, широко округлённые у человека разумного). В настоящее время идёт работа по расшифровке генома неандертальцев, которая позволяет углубить представления о характере отличий этих двух видов.

Во второй половине XX века ряд исследователей предложили считать неандертальцев подвидом Homo sapiens — Homo sapiens neanderthalensis. Основанием для этого послужили исследования физического облика, образа жизни, интеллектуальных способностей и культуры неандертальцев. Кроме того, неандертальцев часто рассматривали как непосредственных предков современного человека. Однако сравнение митохондриальной ДНК людей и неандертальцев позволяет предположить, что расхождение их эволюционных линий произошло около полумиллиона лет назад[6]. Эта датировка несовместима с гипотезой о происхождении современных людей от неандертальцев, поскольку эволюционная линия современных людей обособилась позднее 200 тысяч лет назад. В настоящее время большинство палеантропологов склонны считать неандертальцев отдельным видом в составе рода Homo — Homo neanderthalensis.

В 2005 году были описаны останки, возраст которых составляет около 195 тысяч лет (плейстоцен). Анатомические отличия экземпляров побудили исследователей выделить новый подвид Homo sapiens idaltu («Старейшина»)[7].

В 2017 году учёные, исследовавшие находки из марокканского Джебель-Ирхуд возрастом ок. 300 тыс. лет, включили их вместе с черепом из Флорисбада (Homo helmei), отличающимся мозаикой переходных черт, в особую группу ранних представителей человека разумного Homo sapiens clade[8][9].

Самый древний череп представителя вида Homo sapiens за пределами Африки Манот 1 был обнаружен в начальный период исследования карстовой пещеры Манот в 2008 году[10][11]. Черепная коробка достоверного представителя Homo sapiens, найденная в Израиле, датируется возрастом 51,8 ± 4,5 или 54,7 ± 5,5 тыс. лет[12][13].

Самая древняя кость Homo sapiens, из которой удалось выделить ДНК, имеет возраст примерно 45 тыс. лет. Согласно данным исследования, в ДНК усть-ишимца не было обнаружено генетических вариантов денисовского человека, а доля неандертальских генетических вариантов оказалась минимальна[14][15][16].

Типификация[править | править код]

С точки зрения зоологической номенклатуры лектотипом вида Homo sapiens является выдающийся шведский натуралист Карл Линней (1707—1778). В 10-м издании «Системы природы», условная дата опубликования которого, 1 января 1758 года, принята в качестве даты исходного пункта зоологической номенклатуры, Линней описал как сам вид Homo sapiens, так и несколько групп, относящихся к этому виду. Он, однако не указал типовых экземпляров ни для вида, ни для описанных им подвидов, поскольку в тот период учёные не занимались типификацией описываемых ими таксонов. До 1959 года ни один человек не был признан в качестве типового экземпляра вида человека разумного — пока английский профессор Уильям Томас Стерн в своей статье, посвящённой вкладу Линнея в номенклатуру и систематику, не написал, что «Линней сам должен стать типом своего Homo sapiens». Поскольку до этого в научной литературе предложений относительно типификации современного человека как таксона не было, публикации Уильяма Стерна было достаточно для назначения Карла Линнея лектотипом вида Homo sapiens и номинативного подвида этого вида Homo sapiens sapiens[17][18]. Впервые же специальная попытка описания лектотипа H. sapiens была предпринята позже Луи Психойосом (англ.) — он использовал останки американского палеонтолога Эдварда Копа, позаимствованные из Пенсильванского музея археологии и антропологии, результаты были опубликованы в 1994 году[19]. Однако попытка не соответствовала всем правилам зоологической номенклатуры[18].

Происхождение и эволюция[править | править код]

Схема расселения популяций человека разумного в пределах современного ареала. Буквы в кружках обозначают МтДНК-гаплогруппы

Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо)[20][21][22]. Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека (Homo sapiens) отделилась от других гоминид 6—7 млн лет назад (в миоцене)[20][23][24]. Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo) до настоящего времени не сохранились.

Ближайшим относительно надёжно установленным предком Homo sapiens был Homo erectus. Homo heidelbergensis, прямой потомок Homo erectus и предок неандертальцев, по всей видимости, не был предком современного человека, а был представителем боковой эволюционной линии.[25][26] Большинство современных теорий связывают возникновение Homo sapiens с Африкой, тогда как Homo heidelbergensis возник в Европе.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

  1. Структурные преобразования мозга
  2. Увеличение мозговой полости и головного мозга
  3. Развитие двуногого передвижения (бипедализм)
  4. Развитие хватательной кисти
  5. Опущение гортани и подъязычной кости
  6. Уменьшение размера клыков
  7. Появление менструального цикла
  8. Редукция большей части волосяного покрова.

Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens появился ок. 200 000 лет назад (это примерное время, когда жила «Митохондриальная Ева» — женщина, которая была последним общим предком всех ныне живущих людей по материнской линии; общий предок всех ныне живущих людей по отцовской линии — «Y-хромосомный Адам» — жил несколько позже)[27].

Включение останков из Джебель-Ирхуд и Флорисбада в группу ранних представителей человека разумного Homo sapiens clade указывает, по мнению авторов публикации в журнале «Nature», на то, что данный вид 300 тысяч лет назад был распространён по всему африканскому континенту, а не появился позже в Восточной или Южной Африке. Данные останки Homo sapiens имеют более продолговатый череп и слегка увеличенные зубы по сравнению с современным Homo sapiens, тем не менее не относятся к другому виду Homo[9].

В 2009 году группа учёных под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале «Science» результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества[28].

Считалось до недавнего времени, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет)[27].

В 2019 году в Греции исследователи обнаружили самый ранний образец останков современных людей из тех, что были найдены за пределами Африки, найденному в Греции фрагменту черепа, по мнению исследователей, не менее 210 тыс. лет[29]

Вместе с тем, эволюцию специфических человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминид и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей учёные интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии, зоопсихологии, этологии, нейрофизиологии, генетики.

Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые явления (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.

Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических). Например, гипотеза о южноамериканском происхождении человека. Большинство альтернативных гипотез являются достоянием паранауки, и академическая наука их опровергает.

Становление цивилизации[править | править код]

Первые люди были кочевыми охотниками и собирателями. Приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. люди стали осваивать сельское хозяйство, произошла Неолитическая революция. С развитием сельского хозяйства произошёл рост численности населения и становление первых цивилизаций Древнего мира[30].

Неотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens.

Древние люди создали богатую позднепалеолитическую культуру (разнообразные орудия из камня, кости и рога, жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру, гравировку на кости и роге).

Каменные инструменты. Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдовай (Танзания). Их возраст оценивается в 2,6 млн лет.

Освоение огня. Ряд археологических находок демонстрирует, что гоминиды использовали огонь по крайней мере 1,6—1,5 и 1 млн лет назад[31][32].

Искусство. К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа. Его возраст оценивается в 200 000 лет. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле. Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000 лет.

Язык и речь. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть выведено лишь приблизительно только на основании косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет.

Реконструкция черепа «Пекинского человека» («синантропа»). В современной антропологии классифицируется как Homo erectus

В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур, которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания.

Всю совокупность людей на планете, вне зависимости от того, в составе уже возникшей цивилизации они или нет, называют человечество. Иными словами, человечество — совокупность всех человеческих индивидов. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации является предметом изучения социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.).

Историю человечества принято для удобства описания разделять на этапы:

См. также: Город, Малый город, Поселение, Кочевник, Кэмпинг, Ферма, Дом, Плавсредство, Инфраструктура, Архитектура, Здание и Инженерия

Человек заселяет практически всю Землю. На 31 октября 2011 года население мира составило 7 млрд человек[34][35]. В начале нашей эры на Земле было уже 230 млн, к концу 1-го тыс. н. э. — 275 млн, в 1800 — 1 млрд, в 1900 — 1,6 млрд, в 1960 — 3 млрд, в 1993 — 5,5 млрд. 12 октября 1999 года население Земли составило ровно 6 млрд человек, в 2003 — 6,3 млрд, в 2006 — 6,5 млрд, в 2011-м — 7 млрд, прогноз на 2050 год — 9,2 млрд. Вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону; в настоящее время наблюдается прогрессирующее замедление темпов роста населения Земли.

Внешность, анатомия и физиология[править | править код]

Анатомическое строение человека аналогично анатомии других приматов. Наиболее явными внешними различиями являются соотношения размеров костей скелета, объём головного мозга и оволосение кожных покровов.

Мозг[править | править код]

Человек обладает крайне развитым мозгом. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у многих других животных (за исключением, например, мелких птиц[36], коатов или паукообразных обезьян[37]), а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных[36]. Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50. У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека[38].

У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек, как и все приматы, обладает стереоскопическим зрением.

Как начать эффективно развиваться в различных сферах жизни?

С каждым днем наш мир движется вперед и развивается со скоростью ветра. Многие люди стремятся от него не отставать и идти в ногу со временем, чтобы жить счастливо и комфортно. Если же человек не стремится развиваться, он начинает деградировать, что приводит к неудовлетворительности в жизни и привычке всех винить в его несчастной судьбе. Чтобы такого не произошло, следует не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперед и не забывать свое начало.

Что предпринять в первую очередь?

Зачастую люди сами понимают, что необходимо меняться в жизни и в первую очередь начинать с саморазвития. Их подталкивают на это различные причины, влюбленность, жизненные проблемы, окружающая среда и унылая зона комфорта, из которой хочется побыстрей выбраться. Ваше желание все изменить, должно быть искренним и огромным, только так у вас все получиться. Если же сегодня вы хотите, а завтра нет, то результат окажется нулевым, и вы останетесь на том же уровне, на котором были.

Многие живут совершенно бесцельно в нашем мире, и поэтому никаких ярких моментов в жизни у них не происходит. У таких личностей все дни похожи друг на друга. Человек просыпается, идет на работу, приходит с нее, ложится спать, а утром все начинается сначала. А в старости начинает понимать, что потратил свое время зря. Успешные и богатые люди всегда ставят перед собой цели и упорной работой достигают желаемого.

Поэтому в первую очередь важно знать, чего вы хотите и научиться правильно ставить перед собой задачи. Когда человек имеет свою собственную цель, не навязанную кем-либо, то он сделает все для того чтобы добиться конечного результата. Он окрылен мечтой, поэтому не перед чем не остановится, естественно в разумных пределах.

Большой ошибкой многих людей является страх неудач и осуждение окружающих. Они знают, чего хотят, но действий никаких не предпринимают, все откладывают на потом до лучших времен. Так делать совершенно нельзя, ведь жизнь не стоит на месте. Следует поторопиться и начать воплощать свои цели в реальность.

Одним из правил развивающихся людей является ведение дневника. Они стараются записать туда все что происходит с ними в течении дня. Многие думают, что этим занимаются лишь маленькие девочки и юные леди, но это просто заблуждение. С дневником вы сможете понять, проанализировать не только ваши действия, но еще и черты характера. Так вы осознаете, какой области вам необходимо больше уделить внимания и саморазвития.

С чего начать свои изменения и развитие?

После многочисленных бесед с людьми, сумевшими изменить свою жизнь, психологи определи несколько важных рекомендаций, которые будут очень полезны в начинании развиваться другим людям.

  1. Одним из главных советов к началу саморазвития является распорядок дня. Очень важно научиться его придерживаться ежедневно. Составляйте план на целый день, начиная с подъема и заканчивая сном. Начните с самого малого. Приучите себя вставать рано, около 6 часов утра, а ложиться не позже одиннадцати вечера. Как только вы этого добьетесь, то можете смело добавлять новые пункты. Человек должен найти свои биоритмы, ведь так он теряет бодрость, силы и энергию.

  2. Хобби. Люди, которые имеют любимое занятие, развиваются постепенно и равномерно. Главное выбрать именно то, что вам больше всего нравится, то, что вам приносит удовольствие, свободу и отличное настроение. Это может быть все что угодно, начиная от игры в шахматы и заканчивая серфингом.

  3. Чтение книг и статей. Большую часть информации мы сейчас берем из интернета, но не следует забывать и о литературе. Старайтесь ежедневно читать не только интересные книги в любимом жанре, но и переключайтесь на другие тематики. Когда вы погружаетесь в чтение, то избавляетесь от негативных мыслей и очищаете свой разум от ненужных переживаний, а когда книги еще и мотивирующие, то это поможет вам обрести уверенность в себе и своих силах.

Действуйте, развивайтесь и не сидите на месте, ведь все вокруг так прекрасно и красочно. Подписывайтесь на обновления блога и получайте новые полезные советы: Новые статьи «Tvoya-Life» на E-mail

Предложения со словосочетанием ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЕТСЯ

Да, человек развивается каждый день. Человек — существо общественное, и люди развиваются и совершенствуются в общении друг с другом, одним из средств обеспечения чего является язык как объективная данность и как культура пользования языком, свойственная обществу. Можно силой заставить человека развиваться? Хотя вряд ли, радиопередач на планете не зафиксировано, да и не должны были охранные системы дать людям развиваться. Тем не менее эта разность не помешала мировой системе коммуникации сообществ появиться и в течение всего существования человека развиваться и принимать всё более сложные формы.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: монопольный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Но человек развивался очень медленно. Если в оптической системе имеются изменения (врождённые или приобретённые), то у человека развиваются близорукость, дальнозоркость или астигматизм, поскольку на сетчатку не попадает чёткое изображение предметов. Помимо того, что тренинги помогают людям развиваться, они также привносят в повседневные обязанности, как тренера, так и учеников нечто увлекательное и интересное. У меня есть чёткое понимание, что человек развивается всегда, даже когда это не заметно для окружающих. Так у практикующего человека развивается способность добиваться своих целей, одновременно заботясь об интересах и других людей. Другие исследователи полагают, что различные группы людей развивались независимо, что и объясняет возникновение различных человеческих рас. Практические методы, с помощью которых такое освобождение могло быть достигнуто, также были чисто психологическими — предписывалось следовать восьмеричному пути, благодаря которому у человека развивалось правильное понимание и формировался навык к правильным действиям. А каждый человек развивается со своей скоростью, и развитие проходит строго индивидуально. Ведь ты сказал, что мой долг помочь людям развиваться и реализовать максимум их потенциала. Позднее мы изучим во всех деталях, до какого уровня человек развивается, и как должно начаться его дальнейшее развитие, и увидим, почему с этой точки зрения он никогда не способен развиваться сам и не может быть развит от природы. Большая часть людей развиваются неправильным образом именно потому, что в своих помыслах и в своём сердце они не оставляют пространства для собственных высших возможностей. Человек развивается не только с момента зачатия, он развивается также в процессе истории человечества. Автор эссе размышляет о том, что в течение всей жизни человек развивается и познаёт окружающий мир. Люди развивались как коллективные животные. Человек развивается не только по заложенной в нём биологической программе и под воздействием внешней среды, но и в зависимости от формирующихся в его психике опыта, потребностей, интересов, способностей. Многие сводят жизнь к домашнему времяпрепровождению, заботам о муже и детях, совершенно отказываясь о потребности каждого человека развиваться и искать своё место в жизни. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевлёнными наделёнными волей, сознанием и эмоциями. Вывод, который напрашивается сам собой, человек развивается вопреки всему, что происходит с ним. Организм человека развивается и адаптируется к новым стимулам и ситуациям. Но человек развивается, а с ним развивается и весь мир. Медицина совершает открытия, болезни лечатся, человек развивается. Особенно опасно, когда какая-то часть человека развилась достаточно — например чувства, — но сознание продолжает использовать бытовую логику. Машина как орудие труда человека развивается «по своим» законам, присущим ей и отличным от законов развития человека. Если человек развивается, конечно. Функции префронтальной коры позволяют человеку развиваться и действовать в рамках моральной системы ценностей, так как не дают зацикливаться на собственных потребностях и помогают учитывать потребности других людей. Человек развивается, находясь в состоянии свободного выбора. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним — озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. И далеко не только потому, что у человека развивается память, а во многом и благодаря тому, что человек понимает логику одного языка и находит схожие структуры и взаимосвязи в другом языке. Человек развивается благодаря страданиям. Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Сотрудничество советских и американских учёных по изучению биосферы и охране среды обитания человека развивается, по мнению обеих сторон, вполне хорошо. Системе, которая живёт только на материальном плане, невыгодно, чтобы человек развивался и был волен творить вокруг себя те декорации, которые посчитает нужными. Если условия благоприятны, эндопсихика человека развивается свободно, не стеснена и даёт полный расцвет индивидуальности. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Такой человек развивается сам и даёт импульс для развития окружающих его людей. Каким образом человек развивается? Если бы это было действительно так, то этого молодого человека развилось бы не заикание, а страх собак. Однако такое мышление не позволяет человеку развиваться, находить истину и отсеивать ложь. Ему долго отвечали, объясняли: «развитие нужно, чтобы люди развивались». Новые идеи роста возможностей человека, которые мы разрабатывали, тогда были восприняты прохладно, но наши долгосрочные исследовательские программы (определённые параметры у одних и тех же людей оценивались на протяжении многих лет) показали: люди развиваются в определённой последовательности. Было бы очень странно, если бы у людей развился навык, которого нет ни в каком виде у остальных животных; это означало бы, что мы — музыкальные инопланетяне. Человек развивается, осваивая денежные процессы в семье и в социуме чисто эмпирическим путём. Производительные, сущностные силы человека развиваются по своей логике, составляя материальную основу социально-культурного процесса. Созидательная деятельность человека развивается от потенциальности к актуальности (осуществлению) таким образом, что всё осуществлённое обладает потенциями для дальнейшего осуществления. Именно целостный человек развивается в сторону совершенства, художественной равноценности, способности соединять различные части в единство специфического смысла данного момента.

Десять загадок человечества, как вида :: Инфониак

Десять загадок человечества, как видаКультура

Несмотря на тот факт, что теория эволюции, которую сейчас активно критикуют, попыталась расставить все на свои места, остается невероятное множество очевидных вопросов, на которые Дарвин либо вовсе не дал ответов, либо эти ответы притянуты за уши. Человечество действительно является уникальной формой жизни на нашей планете, особенно учитывая тот факт, что так до сих пор и не понятно, как мы развились. Какими были первые шаги этого развития? Почему мы пошли именно по этому пути, а не свернули в какое-нибудь другое эволюционное направление? Почему среди всех видов людей, которые якобы развивались изначально, на Земле остался лишь наш вид? Какие еще эволюционные этапы пришлось преодолеть нашим предкам? И главный вопрос – куда мы направляемся далее в своем развитии?

1. Почему у нас развился такой большой мозг?

Десять загадок человечества, как вида

Вопрос, как известно, не состоит в том, что большой человеческий мозг обусловил исключительное преимущество человеческого вида на планете (хотя это никто не оспаривает). Тем не менее, наш мозг является невероятно расточительным органом, занимающим около двух процентов массы тела человека, а расходующим пятую часть энергии организма. Причем, около двух миллионов лет назад ни у одного нашего предполагаемого предка мозг не превышал по размерам мозг человекообразной обезьяны. Так что же произошло, что заставило наш мозг увеличиться в размерах? Возможно, развивающийся интеллект был необходим лишь для изготовления более совершенных орудий труда. А, быть может, эволюционный сдвиг произошел ввиду необходимости древних людей общаться с себе подобными на более высоком уровне. Иными словами, велика вероятность того, что именно определенные серьезные изменения в окружающем мире предъявили более высокие требования к мозгу наших предков.

2. Почему человек встал на две ноги?

Десять загадок человечества, как вида

Наши древнейшие предки эволюционировали в прямоходящих существ задолго до того, как наш мозг увеличился в размерах. По сути, человечество на том этапе своего развития еще даже не использовало каменные орудия труда. Таким образом, напрашивается вполне очевидный вопрос: почему именно наш вид встал на две ноги, в то время как все остальные виды человекообразных обезьян до сих пор передвигаются на четырех конечностях? Возможно, ходьба на двух ногах требует меньше энергетических затрат от организма, нежели чем передвижение на четырех лапах. К тому же, освобождение верхних конечностей от задачи перемещения тела позволило нашим предполагаемым предкам лучше справляться с задачей добывания пищи. К тому же, вертикальная позиция тела по отношению к земле позволила лучше контролировать температуру организма, так как в этом случае значительно уменьшается площадь поверхности тела, подверженная прямому воздействию солнечных лучей.

3. Куда подевались наши волосы?

Десять загадок человечества, как вида

Уникальность человеческого вида по отношению к человекообразным обезьянам заключается также в том, что мы выглядим буквально голыми по сравнению с ними. Однако, что должно было произойти, чтобы мы стали нагими? Существует предположение, согласно которому, наши предки постепенно сбросили волосяной покров из-за того, что им приходилось постоянно путешествовать по жарким саванам древней Африки. Другая версия основана на том предположении, что избавление от волосяного покрова способствовало избавлению от многочисленных паразитов, обитавших на теле древних людей. В итоге, этот эволюционный шаг помог избавиться также от многих заболеваний, которые распространялись благодаря этим паразитам. Существует также одна весьма спорная идея, согласно которой наши предки «облысели» в процессе адаптации к жизни в воде, что было необходимо для уменьшения сопротивления при плавании. Впрочем, на планете существует огромное количество водоплавающих млекопитающих, размер которых сопоставим с размерами человеческого тела, и которые обладают плотным мехом.

4. Почему наши ближайшие предки вымерли?

Десять загадок человечества, как вида

Примерно 24 тысячи лет тому назад наш вид – человек разумный – не был одним в своем роде на этой планете. По мнению ученых, тогда бок о бок с нами существовали наши ближайшие родственники – неандертальцы. Кроме них обитали и другие человекообразные существа, которые также могли иметь отношение к роду человеческому. Взять хотя бы того же человека флоресского. Некоторые исследователи считают, что данный вид пещерных людей, обитавших на территории нынешней Индонезии, исчез около 12-ти тысяч лет тому назад. Так почему же они все вымерли, а мы выжили? Что такого произошло на нашей планете, что подтолкнуло эволюционный процесс к подобной избирательности? Возможно, причиной этого явилась какая-то неизвестная инфекция, или глобальные изменения в окружающей среде. А может быть причина в том, что это наш вид уничтожил своих близких родственников? На самом деле, существуют определенные доказательства всех представленных выше сценариев развития, хотя никто из ученых не берет на себя ответственность делать окончательные выводы.

5. Эволюционирует ли человек в ускоренном темпе?

Десять загадок человечества, как вида

Недавние исследования навели ученых на мысль, что человеческий вид уже давно продолжает эволюционировать не в том же ритме, что и многие другие виды живых существ на этой планете. Исследователи считают, что человек эволюционирует во все ускоряющемся темпе; причем, этот эволюционный процесс ускорился в сто раз начиная с того периода, когда наши предки начали развивать сельское хозяйство. Впрочем, многие ученые оспаривают обоснованность данной теории. Они считают, что на данный период времени практически невозможно определить, действительно ли человечество претерпело серьезные изменения на генном уровне за последние этапы своего развития. И даже если подобные изменения произошли, то где доказательства того факта, что это подстегнуло развитие определенных адаптивных способностей рода человеческого? И все же, если человечество действительно эволюционирует с повышенной скоростью, то в чем может быть настоящая причина? Быть может, это питание и новые болезни заставляют наш организм меняться быстрее, чем раньше?

6. Кто такие хоббиты?

Десять загадок человечества, как вида

Однако вернемся снова к человеку флоресскому, пещерному виду людей, которых сейчас довольно часто называют «хоббитами» (благодаря Толкину и его «Властелину колец»). Надо сказать, что многие ученые до сих пор сомневаются, можно ли считать хоббитов, чьи останки были найдены на территории Индонезии в 2003-ем году, ветвью, параллельной человеческому роду? Быть может, речь идет о самом гомо сапиенсе, чей скелет просто деформировался, так как большая группа людей оказалась на многие тысячи лет изолированной от всего остального мира? А, быть может, это совсем иной вид, который не имеет отношения к человечеству? Возможно, это ветвь какого-нибудь вида человекообразных обезьян, к примеру, шимпанзе. К сожалению, у ученых пока нет ответа на этот вопрос. А между тем, многие уверены, что разрешение загадки этого маленького вымершего народа сможет пролить свет на огромный эволюционный период в развитии человечества.

7. Почему человечество неожиданно стало развиваться за пределы Африки?

Десять загадок человечества, как вида

Согласно весьма популярной гипотезе, примерно 50 тысяч лет тому назад человек, который вполне соответствовал типу современного человека, покинул территорию Африки, и начал быстро заселять новые пространства. На данный момент времени человечество колонизировало все континенты (за исключением Антарктиды), достигнув даже самых отдаленных островов Тихого океана. Многие ученые связывают необходимость данной миграции с тем фактом, что человеческий мозг претерпел в тот период развития серьезную трансформацию. Изменения эти привели к появлению более совершенных орудий труда, развитию языков, искусства и образованию различных обществ. Впрочем, существует и другая версия, которая объясняет необходимость той великой миграции еще проще: якобы мозг человека к тому времени уже давно достиг определенных вершин, однако к миграции наших предков подтолкнуло вовсе не развивающееся сознание. Причина была в резком увеличении численности людей, проживающих на территории Африки, что и обусловило великое переселение.

8. Был ли у человека секс с неандертальцем?

Десять загадок человечества, как вида

Вопрос, конечно, состоит не в том, происходило ли случайное спаривание представителей этих двух видов, а в том, скрещивались ли гомо сапиенс и неандертальцы на постоянной основе, и было ли у них потомство? Если это так, то какова вероятность того, что в организме современного человека могут быть обнаружены какие-либо гены от наших вымерших родственников? Почему, собственно, такой вопрос так сильно волнует исследователей? Дело в том, что ответ на него мог бы поспособствовать значительным образом вопросу подтверждения или опровержения многих теорий развития человека, которых сейчас накопилось более чем достаточно. В ученом мире существует даже такая версия, что неандертальцы вовсе не вымерли, как считалось ранее. Возможно, секс для наших предков и их ближайших родственников был обычным делом, что привело к постепенному растворению гомо неандертальцев среди гомо сапиенсов.

9. Кто был первым ископаемым человеком?

Десять загадок человечества, как вида

Ввиду того факта, что человечество осваивает все большие территории нашей планеты, вскрывая еще более глубинные пласты истории человеческой (в прямом и переносном смысле!), последнее время все чаще обнаруживаются останки различных гоминидов (ископаемых людей). Под гоминидами, в широком смысле этого слова понимаются все двуногие, включая человека, наших прямых предков и их ближайших древних родственников. Однако сверхзадача исследователей состоит в том, чтобы обнаружить самый ранний вид гоминидов. Решение данной проблемы помогло бы ответить на самые фундаментальные вопросы человеческой эволюции, а именно: какие должны были произойти изменения в окружающей среде, которые привели к появлению современного человека, и в каком порядке эти изменения происходили?

10. Откуда произошли современные люди?

Десять загадок человечества, как вида

Неудивительно, что самый острый вопрос, который касается аспектов эволюционирования человеческого вида, заключается в том, откуда взялись современные люди. Согласно самой популярной на сегодняшний день гипотезе великого переселения людей, наши предки распространились по всему миру из Африки, постепенно вытеснив существовавшие на заселяемых землях популяции древних людей. Однако существует и другая теория, согласно которой современные люди образовались в процессе эволюции в различных регионах нашей планеты из древних людей. Происходило спаривание между представителями различных популяций, что позволяло характерным особенностям современного человека распространяться по всему миру. Собственно, в результате данного процесса и появилось такое человечество, которое мы с вами можем видеть сейчас. Лидерство пока сохраняется за так называемой африканской гипотезой, однако гипотеза мультирегионального происхождения приобретает последнее время все больше сторонников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *