Любовь при которой у супругов одинаковое понимание значения любви это – Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения — читать, скачать

Содержание

7 разновидностей чувств между мужчиной и женщиной

Любовь бывает разной. Глупо думать, что существует один единственно верный способ любви, который движет всеми. Сколько людей – столько и видов чувств, на которые накладывают отпечаток личный опыт, мировоззрение, характер и объективная ситуация, что складывается между влюбленными. В этой статье мы раскроем виды любви, о которых говорили еще древние греки, описывая многогранность человеческой души. Сможете отыскать себя?

виды любви

Итак, 7 видов любви:

• Людус — потребительская любовь

В таких отношениях между партнерами нет подлинной близости, только желание взять свое. Например, интимную близость, эмоции, спортивный трофей. Сам по себе человек не намерен что-то вкладывать, разделять переживания и ответственность. Он хочет играться, наслаждаться вниманием, свободой и разгорающимися страстями. Любовь при таком раскладе поверхностна, людям нравится чувство азарта, предвкушение нового, галочка в очередном списке побед. Но, как только результат будет достигнут, они переключатся на новый объект фантазий.

• Мания — любовь как зависимость

На ранней стадии присутствует во многих романтических отношениях. Угроза начинается тогда, когда одержимость партнером затягивается не на шутку. Такая любовь деструктивно влияет на всех участников, потому что строится на желании обладать и контролировать. В итоге чувства засасывают в водоворот, вынуждают страдать, мучиться, отказываться от себя, жить в постоянном напряжении. Один испытывает давление и убегает. Другой преследует со всей страстью, теряя себя, мучаясь ревностью. Такая любовь разрушительна, чем-то напоминает отношения между мучителем и мазохистом.

виды любви

• Эрос – страстная влюбленность

Здесь действуют схожие механизмы, что и при мании, но без негативного акцента — любовь взаимна, влюбленным хочется обладать друг другом, наслаждаться радостями интимной близости, идеализируя отношения. Именно с эроса часто рождаются семьи: влечение так сильно, что хочется постоянно быть рядом, гладить друг друга, нежиться в лучах любви. И партнеры бегут под венец, дабы увековечить эти чувства. Увы, с годами эрос выдыхается, спотыкаясь о детей, быт, жизненные кризисы и всплывающее несовершенство партнера. Правда, некоторые умудряются пронести страсть через долгие годы отношений.

• Агапе – бескорыстная любовь

Этот вид любви нагляднее всего можно увидеть между матерью и ребенком, когда взрослый принимает свое чадо всем сердцем, мирясь с его несовершенством, отдавая ему всю свою нежность, тепло и заботу. Увы, в отношениях между мужчиной и женщиной агапе может иметь и негативные последствия — перекос энергий «даю» и «получаю». Когда влюбленный так предан половинке, что готов пойти ради ее счастья на любые жертвы: все прощать, все принимать, быть вечным донором и опорой, плюя на себя самого. Это плохо, потому что истощает отношения, дающий быстро выдыхается, постоянно прогибается, теряет границы. Но в любви важен двусторонний обмен энергиями и сохранение индивидуальности каждого партнера.

виды любви

• Сторге – любовь, основанная на чувстве долга

В таких отношениях нет романтики или животной страсти. Просто два человека так долго были вместе, столько всего пережили, что стали частью друг друга, «срослись корнями». Они вместе составляют отлаженный механизм, где у каждого своя роль и большая доля ответственности. Они порвут за свою семью любого, потому что являются продолжением друг друга. И пусть их жизнь не кипит эмоциями, чувство долга не позволит предать партнера, даже если эти двое не выбирали друг друга, даже если они не соответствуют идеалам. Обещание быть вместе в горе и радости важнее любых эмоций.

• Филия – дружеская любовь

А кто сказал, что объединять может только страсть или чувство долга? Порой людям так интересно вместе — говорить и молчать, изучать мир, созидать – что большего и не нужно. В таких отношениях нет физического влечения (или оно было, но с годами поутихло). Зато есть гармония душ, равноправие мыслей, разделение интересов. Партнером просто нравится быть вместе – слушать музыку, смотреть кино, ходить в походы, воспитывать детей, заниматься бытом, действовать в команде. У них одинаковое отношение к жизни. Поэтому в партнерстве они получают поддержку своим идеям, взглядам и проектам.

виды любви

• Прагма – рациональная любовь

Этот тип любви получается, когда люди ищут комфортных отношений. Но не ради финансовой выгоды (хотя и не без этого), а чтобы встретить союзника, с которым можно уверенно идти по жизни. В такой паре не так ценна любовь, как совпадение взглядов, ролевых моделей, мировоззрения в целом. Чтобы оба супруга смотрели на жизнь в одном направлении и не обесценивали достижений друг друга. Она – домохозяйка, он – добытчик. И каждый выполняет свою роль. Это важное качество, ведь без прагмы у супругов не будет понимания. Например, почему он не хочет детей, а она хочет; почему она проводит все время на кухне, а не путешествует вместе с ним по горным прериям; зачем он тратит последние деньги на развитие вместо того, чтобы вкладывать в семью? Без совпадения во взглядах начинается критика, ссоры, осуждение – и семья быстро становится несчастной.

Как видим, типов любви масса, каждый выбирает что-то свое в соответствии с ценностями, возрастом, опытом. Но лучше всего чередовать одно с другим, не доводя до крайностей какую-то одну идею, развивая и страсть, и дружбу, и флирт, и ответственность.

виды любви

Отношения многогранны, не запирайте себя в одной роли, иначе быстро устанете. А еще помните: важна не только любовь к близкому, но и к себе самому.

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Как привлечь любовь в свою жизнь: 5 эффективных техник

Поделитесь постом с друзьями!

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Khexedit.png Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Amor.png Нам уже…

43110056.png

Страница не найдена |

Мастер-класс «Изготовление рождественского сувенира»
2020-01-06

6 января 2020 года в Учалинском колледже искусств и культуры им. С. Низаметдинова прошёл увлекательный мастер-класс по изготовлению «Сладкого букета» для учащихся ДХШ г. Учалы. Преподаватели отделения «Декоративно-прикл…
Читать далее…

Приглашаем на мастер-классы в новогодние каникулы
2019-12-30


Читать далее…

С Новым 2020 годом!

Дорогие коллеги, поздравляем вас с Новым годом! Пусть этот год будет продуктивным, успешным и перспективным. Желаем счастья и добра в доме, здоровья и успехов вам и вашим близким. Всех с праздником! Администрация УК…
Читать далее…

Информация к сведению…
2019-12-26

Информация для преподавателей и студентов: О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ, ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПИТАНИЕМhttps://vk.com/public172754444?w=wall-172754444_…
Читать далее…

С Днём конституции!
2019-12-24

Музыкальное поздравление с Днем конституции Республики Башкортостан от Национального симфонического оркестра РБ. Ссылка: https://www.instagram.com/p/B6cfVLsBPX9/?igshid=7pfecznzmwky…
Читать далее…

Итоги Международного конкурса исполнителей на традиционных музыкальных инструментах «Урал иле»
2019-12-23

Поздравляем участников Международного конкурса исполнителей на традиционных музыкальных инструментах (курай, думбыра, кыл-кубыз) «Урал иле» Лауреаты I степени Ансамбль кураистов «Яйык» (рук. Зайнышев Т.Х.)  Кильмухаме…
Читать далее…

Итоги I Всероссийского конкурса   исполнителей  на  духовых и ударных инструментах (ансамбли)

Поздравляем участников  I Всероссийского конкурса   исполнителей  на  духовых и ударных инструментах (ансамбли) Лауреат III степени – дуэт Мугаллимов Рустам и Хамбалеев Нурислам (преп. Байтурин И.З., конц. Протопопова И…
Читать далее…

Новый год! Новый год! Новый год!
2019-12-19

Совсем чуть-чуть осталось времени до встречи Нового 2020 года. Студенты Учалинского колледжа искусств и культуры им. С. Низаметдинова несмотря на предстоящие зачеты, экзамены, успели  подготовиться и к новогоднему вечеру…
Читать далее…

Береги здоровье
2019-12-18

18 декабря в Учалинском колледже искусств и культуры с лекцией «Репродуктивное здоровье подростков» выступила Дмитриева Элина Юрьевна, главный врач клиники «Здоровье мужчины и женщины » г. Уфа. …
Читать далее…

Наши волонтеры

18 декабря волонтерский отряд «Гармония» Учалинского колледжа искусств и культуры им. С Низаметдинова принял участие в проведении спортивного фестиваля по настольным играм «SPORTFEST» для людей с ограниченными возможност…
Читать далее…

Любовь — Википедия

Сердце — распространённый символ любви

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии[1][2][3][4].

Любовь включает в себя ряд сильных и позитивных эмоциональных и психических состояний, от самой возвышенной добродетели и до самого простого удовольствия[5][6]. Примером такого широкого диапазона значений является тот факт, что любовь матери отличается от любви супруга, которая, в свою очередь, отличается от любви к еде или любви к Родине. Любовь выступает одной из трёх главных добродетелей христианства наряду с верой и надеждой. Большое разнообразие смысловых оттенков в сочетании со сложностью самого чувства означает, что любовь является необычайно трудной для определения по сравнению с другими эмоциональными состояниями. Чаще всего любовь характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности[7]. Противоположность любви называется ненавистью.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви[8]. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья[9].

Древние греки различали несколько типов любви: семейную любовь («сторге»), дружескую любовь («филия»), романтическую любовь («эрос») и жертвенную любовь («агапэ»)[⇨]. По отношению к объекту любви говорят о любви родителей к своим детям, детей к своим родителям, между братьями и сёстрами, между мужчиной и женщиной, любви ко всем людям, любви к Богу[10]. Любовь также может быть неразделённой или платонической[⇨].

Собственное видение любви излагали Эмпедокл, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр, В. Соловьёв, З. Фрейд и др.[⇨] Значительный вклад в изучение данного феномена внёс Э. Фромм[⇨], выделивший в качестве базовых элементов, общих для всех форм любви, заботу, ответственность, уважение и понимание[11]. Американский психолог Роберт Стернберг в контексте межличностных отношений в качестве трёх составляющих любви отметил близость, страсть и обязательства[12] (см. Трёхкомпонентная теория любви).

Любовь как продолжительное и устойчивое чувство принято отличать от влюблённости, являющейся сильно выраженным непродолжительным эмоциональным состоянием, которое может быстро угаснуть или наоборот перерасти в настоящую любовь[13].

Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. *l’uby (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и *kry «кровь», *svekry «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на *-ū-. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему, перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав. *l’ubъvь). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке[14].

Виды любви

Мать держит своего ребенка.
  • Родительская любовь с одной стороны включает в себя биологические инстинкты, общие у человека с другими животными, а с другой стороны представляет собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры.
  • Неразделённая (безответная) любовь — ситуация, при которой один человек (субъект) испытывает романтические чувства по отношению к другому человеку (объекту), который не отвечает тем же самым. Тема неразделённой любви часто используется в произведениях искусства — поэзии, музыки, литературы.
  • Платоническая любовь — в современном значении выражения, возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности (о чувстве любви), без физического влечения.

Основы понимания любви

Ты — рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке[2][15]:

Также греками выделялось ещё 3 разновидности[15]:

  • «людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
  • «мания» (др.-греч. μανία) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
  • «прагма» (др.-греч. πράγμα) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторге и людус — в своих смешениях дают ещё три: агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму[16].

Известный русский философ В. С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида[17]:

  1. Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
  2. Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
  3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображаются преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь[17].

Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из[17]:

  1. Жалости, преобладающей в родительской любви;
  2. Благоговения[en], преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
  3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения — в языческом фаллизме (ещё сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения — в христианской агапэ (греч. άγάπη)[17].

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч. φιλια) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической[17]. Платон в своём трактате «Пир» вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос — есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение[18]. Аристотель предложил так определить понятие любви: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»[19].

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу[20]. Тем не менее, существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, могло иметь различные значения.

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. О применимости понятия любовь (amor) к Богу говорит и Фома Аквинский[21], у которого это не просто страсть (passio), но первое «движение воли» (motus voluntatis), так как оно подразумевает осознанность и благо. Применительно к человеку Фома различает в любви дружбу (amicitia) и вожделение (concupiscentia)[22]. Одним из следствий любви, по его мнению, является ревность (zelus). Вместе с тем, существует еще и добродетельная любовь (caritas), под которой понимают соединение с благом[23]. Вообще в Средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости[17].

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения[18].

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae)[24]. Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога[17].

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство[17].

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду — иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека[18].

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм[25].

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень дофамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших[26]. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность, и его уровень изменяется с течением времени[27].

Значение любви

Известный философ-неофрейдист Эрих Фромм считал, что человеку свойственно «стремление к межличностному единению», но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово «любовь» для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, «идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока». Именно теме такой любви посвящена часть его работ. По мнению Фромма, такая любовь является «зрелым ответом на проблему человеческого существования», в то время как другие формы межличностного единения являются разрушительными[28]. В частности, Фромм считал примером такого разрушительного единения отношения Гитлера с народом Германии[29].

Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека»[30] и предостерегал:

«Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на неё грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, – тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, – и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, – того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его[31].»

В религиозно-философском мировоззрении Л. Н. Толстого, которое он основывал, в первую очередь, на евангельском учении Иисуса Христа и на Нагорной проповеди, «любовь не есть какое-либо особое чувство, это — сознание единства»[32], а «любить — вообще значит желать делать доброе»[33].

Любовь в работах Фромма

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения»[34]. Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её»[35][36][37]. Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм[38][39] и всесторонне исследует предмет любви[40].

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь — это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм»[41].

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью[42].

Любовь с точки зрения нейробиологии

В нейробиологии, на основе изучения работы мозга влюблённых, любовь была определена как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей» (англ. dopaminergic goal-directed motivation for pair-bonding)[43][44].

См. также

Примечания

  1. ↑ Любовь Архивная копия от 2 ноября 2012 на Wayback Machine // Толковый словарь Ожегова (копия)
  2. 1 2 Аверинцев С. С., Спиркин А. Г. Любовь // БСЭ
  3. ↑ Love // Oxford English Dictionary. — Oxford University Press, 2008
  4. ↑ Love // Merriam-Webster Dictionary
  5. “Definition of Love in English”. Oxford English Dictionary. Архивировано из оригинала 2018-05-02. Дата обращения 2018-05-01.
  6. ↑ Definition of «Love» — English Dictionary (неопр.). Cambridge English Dictionary. Дата обращения 1 мая 2018. Архивировано 2 мая 2018 года.
  7. Oxford Illustrated American Dictionary (1998) Merriam-Webster Collegiate Dictionary (2000)
  8. ↑ Любовь // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
  9. ↑ Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий
  10. Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография. / В.В. Век. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2010. — С. 279. — 332 с.
  11. ↑ Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить / Фромм Эрих Зелигманн; [пер. с англ. А. В. Александровой]. — Москва: АСТ, 2015. — 256 с. — (Философия — Neoclassic).
  12. ↑ Robert J. Sternberg, «Triangulating Love», in T. J. Oord ed. The Altruism Reader (2007) p. 332
  13. Кагарманов Д.И. О различии любви, влюбленности и любовной зависимости // Инновационная наука. — 2016. — № 5. — С. 203—206. — ISSN 2410-6070.
  14. ↑ Этимологический словарь славянских языков. — Издательство «Наука». — 1988. — Т. 15. — С. 185—186.
  15. 1 2 Светлана Коппел-Ковтун. Несколько слов о любви // Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ». — № 108. — январь 2012
  16. Кон И. С. Дружба. — 4-е изд. — СПб.: ИД «Питер», 2001. — С. 269. — ISBN 9785469001805.
  17. 1 2 3 4 5 6 7 8 Вл. С.: Любовь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. 1 2 3 Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. Глава 1. Философия любви в Древней Греции и Риме
  19. Аристотель. Риторика. Книга II. Глава IV.
  20. ↑ Омар Хайям // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
  21. ↑ Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч1. Вопрос 20. О любви Бога
  22. ↑ Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч2. Вопрос 26. О душевных страстях по отдельности и, прежде всего, о любви
  23. ↑ Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч3.Трактат о любви. Вопрос 23. О любви как таковой
  24. ↑ V. — Письмо четвёртое: свет истины // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины — М. : Правда, 1990. — 490 с. Репринт 1914 года.
  25. ↑ Эрих Фромм Архивная копия от 7 февраля 2013 на Wayback Machine // Карпенко Л. А., Кондаков И. М. История психологии в лицах.
  26. ↑ Наука поверила, что любовь не умирает Архивная копия от 27 июля 2010 на Wayback Machine // Мой район, 04.01. 2009 г.
  27. Genie James, C. W. Randolph. In the Mood Again: Use the Power of Healthy Hormones to Reboot Your Sex Life. — Simon & Schuster, 2009. — ISBN 1-4391-4916-X, 9781439149164
  28. Фромм, Эрих Зелигманн. Абзац «Желание межличностного слияния…». Любовь – ответ на проблему человеческого существования // Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Перевод Л. А. Чернышёвой. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с. — (Philosophy). — 50 000 экз. — ISBN 5-7155-0516-X.
  29. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить. От абзаца: «Итак, что же мы будем иметь в виду…» до абзаца «В противоположность симбиотическому…».
  30. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXII. Абзац: «Жизнь есть деятельность…».
  31. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXV. Абзац: «Любовь эта, в которой только и есть жизнь…».
  32. Толстой Л. Н. Записная книжка № 1, запись № 3 за 23 июня 1907 г. // Полн. собр. соч. : в 90 т., — Юбилейное издание. — М. : Художественная литература, 1928—1958. / Серия вторая. Дневник, записные книжки и отдельные записи 1907—1908. — Т. 56. — С. 219.
  33. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXIII. Абзац: «Любить вообще значит желать делать доброе».
  34. Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 15-05-2013 [2427 дней] — история) Абзац: «Может ли человек…»
  35. Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 15-05-2013 [2427 дней] — история) Абзац: «Если человек испытывает…»
  36. ↑ Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…» и далее. — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
  37. Корнетов Н. А., Янковская А. Е., Китлер С. В., Силаева А. В., Шагалова Л. В. «К вопросу динамики развития представлений об организационном стрессе и подходов к его оценке». // «Фундаментальные исследования». — № 10. — 2011. Часть 3. — С. 600. Абзац: «Факторами, провоцирующими ОС, являются также особенности социально-экономических условий страны» и следующий.
  38. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить Абзац: «Итак, что же мы будем…»
  39. ↑ Абзац: «Когда Э. Фромм говорил о любви как действенной силе…» — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Природа человека и его потребности» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2. — С. 89.
  40. ↑ Эрих Фромм (1900—1980) // Великие мыслители. Абзац: «Тема любви к человеку…»
  41. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любви. Архивная копия от 19 августа 2011 на Wayback Machine Абзац: «Любовь, в основе своей, это не только…».
  42. ↑ Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…». — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
  43. Марков А. В. Эволюционная биология любви (лекция в Политехническом музее 14.02.2012)
  44. Ortigue S., Bianchi-Demicheli F., Patel N., Frum C., Lewis J. W. Neuroimaging of love: fMRI meta-analysis evidence toward new perspectives in sexual medicine // The Journal of Sexual Medicine. V. 7 (11). — 2010. — P. 3541—3552

Литература

  • Любовь / Аверинцев С. С. // Ломоносов — Манизер [Электронный ресурс]. — 2011. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
  • Болонь Жан-Клод. История любовных побед от античности до наших дней. — М. : Текст, 2010. — ISBN 5-7516-0803-3
  • Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 15-05-2013 [2427 дней] — история). — М. : Республика. — 1994. — 368 с.
  • Дроздов. В. Мистическая любовь в иранском суфизме // Востоковедение: Филологические исследования Вып. 26 : Сб. статей. — СПб. : 2005. — С. 129—138
  • Иванченко Г. В. Логос любви. — М. : Смысл, 2007. — ISBN 978-5-89357-236-0
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с. ISBN 5-318-00236-6
  • Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. — Ростов н/Д. 2005. — 76 с.
  • Орлов А. Б. Демистификация любви // Консультативная психология и психотерапия. — М.: МГППУ, 2004. — № 2. — С. 26–37. — ISSN 2311-9446. — DOI:10.17759/cpp.
  • Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — М.: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1—2. — 1152 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6.
  • Слободяник А. П. Любовь, определение // Психотерапия, внушение, гипноз. — Киев : Здоров’я, 1977. — С. 345—346
  • Чавдарова Д. Метафора «любовь — пища» в русской литературе XIX века // Алфавит : Строение повествовательного текста. Синтагматика. Парадигматика. — Смоленск : СГПУ, 2004. — С. 222—230
  • Fromm, Erich. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love. — N. Y. : Harper & Row, 1956.

Ссылки

⚙️   Тематические сайты

7 неожиданных выводов о любви и взаимоотношениях, которые ученые сделали в последние годы

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ученые бьются над ответами на любовные вопросы и приходят к самым удивительным выводам. Распространенные стереотипы рушатся, а нам остается принимать и применять поступающую информацию. Иногда советы бывают весьма дельными и помогают встретить настоящую любовь или сохранить уже имеющиеся отношения.

AdMe.ru нашел 7 новейших психологических исследований, которые пригодятся всем, кто хочет хотя бы на шаг приблизиться к пониманию того, что же все-таки представляет собой любовь.

Все зависит от первого поцелуя

7 неожиданных выводов о любви и взаимоотношениях, которые ученые сделали в последние годы

Исследование Оксфордского университета показало, что первый поцелуй может быть использован для оценки пригодности мужчины или женщины как потенциального партнера. Поцелуи, как правило, считаются более важными в контексте долгосрочных отношений, особенно для женщин.

Результаты эксперимента показали, что воспринимать поцелуи только лишь как инструмент повышения уровня возбуждения неверно. В отношениях они имеют намного более важное значение.

Влюбленные становятся внешне похожими друг на друга после 25 лет, проведенных вместе

Ученые из Исследовательского центра групповой динамики Мичиганского университета изучили конвергенцию физического облика супругов. Результаты показали, что после 25 лет совместного проживания у пар наблюдается явное сходство во внешности. Более того, увеличение сходства было связано с большим семейным счастьем.

Среди объяснений этого явления можно выделить теорию чувственного воздействия. Она предполагает, что эмоциональные процессы влияют на сосудистые изменения, которые регулируются мускулатурой лица.

Возраст начала половой жизни предсказывает исход романтических связей в будущем

Ученые из Техасского университета в Остине установили, что те, кто имел первый сексуальный опыт после 19 лет, могут иметь более удовлетворительные романтические отношения во взрослом возрасте. Также они менее склонны к вступлению в брак и имеют меньшее количество половых партнеров за всю жизнь.

Участники исследования, которые стали сексуально активными позже, воспринимались противоположным полом как более предпочтительные при выборе романтических и сексуальных партнеров для долгосрочной перспективы. В ходе эксперимента было установлено, что они лучше справляются с конфликтами и сильнее выражают свою любовь и привязанность ко второй половинке.

Романтические фильмы помогают спасти брак

7 неожиданных выводов о любви и взаимоотношениях, которые ученые сделали в последние годы

Новое трехлетнее исследование показало, что риск развода значительно уменьшается, если супруги смотрят фильмы об отношениях, а после обсуждают их. Муж и жена после просмотра имеют лучшее представление о том, что они делают правильно и неправильно, взаимодействуя друг с другом. Таким образом становится меньше конфликтных ситуаций и недопонимания.

Фото любимого человека уменьшает боль

Новое исследование показывает, что простой взгляд на фотографию любимого человека может помочь уменьшить боль. Таким же образом действует прикосновение и держание за руки. В исследовании приняли участие женщины, находящиеся в отношениях не менее 6 месяцев. В ходе эксперимента они сообщали об уровнях боли, глядя на фотографии своих парней, незнакомцев и обычного стула.

В результате изображение партнера действительно помогало облегчить болевые ощущения. Как правило, мы думаем, что социальная поддержка должна выражаться весомым действием или как-то словесно. Но выводы, сделанные после проведенного эксперимента, показывают, что всего лишь фотография уже может оказывать значительный эффект.

Современные браки требуют самореализации

Илай Финкель (Eli J. Finkel) с коллегами из Северо-Западного университета Иллинойса изучил вопрос, почему браки приходят к распаду. В результате проведенных исследований было установлено, что в современных отношениях партнеры ждут больше психологического удовлетворения, чем безопасности, как это было раньше.

Люди ожидают, что брак поможет им самореализоваться. Чтобы в отношениях достичь самовыражения и личностного роста, важно инвестировать в них достаточно времени и энергии. Если эти ресурсы недоступны или их не хочется растрачивать, тогда имеет смысл скорректировать свои ожидания, чтобы минимизировать разочарование.

Мужчины с высоким интеллектом изменяют реже

7 неожиданных выводов о любви и взаимоотношениях, которые ученые сделали в последние годы

Любовь это.. Что такое любовь? Смысл любви. Значение любви. Виды любви

Что такое любовь? Над этим вопросом хотя бы однажды задумывался каждый человек. Его задают маленькие дети родителям и получают один ответ. О любви размышляют подростки уже по другому, влюбляются сами и мучаются над тем, любовь это или не любовь. Иногда люди сразу понимают, что да, это любовь. Попытаемся разобраться в этом вопросе и выяснить, что же такое любовь и какая она бывает.

Любовь выделяется из ряда других чувств, присущих человеку. Она отличается духовностью, желанием самосовершенствоваться, что-то создавать.

Она заставляет человека действовать и стремиться к тому, кого любишь. Один из основных признаков любви — это получение большого удовольствия от того, что что-то отдаешь любимому, ничего не требуя взамен. При этом речь может идти совсем не о каких-то предметах. Например, любящий человек не пожалеет своей жизни для спасения любимого человека, делит с любимым все радости и печали, не жалеет для любимого времени.

В чем же заключается смысл любви? По мнению многих, любящий человек принимает другого со всеми достоинствами и недостатками таким, какой он есть. Любящий человек ничего не требует взамен, но сам желает быть принятым и понятым — любимым. Вероятно, что способность любить вместе со способностью трудиться сделали из обезьяны человека. Ведь без любви человек не способен понять себя и окружающих. Любовь помогает найти место в этом мире и жить с удовольствием.

Человек без любви несчастен и лишен самой главной радости в жизни. Только познав любовь, можно познать все прелести жизни и ощутить всю гамму доступных человеку чувств, которые можно переживать по отношению к другому человеку. В то же время все это общие слова и сложно все-таки понять суть любви, особенно в подростковом возрасте. У каждого человека своя любовь и она заставляет его проявлять индивидуальные эмоции, совершать различные поступки, среди которых есть и необычные. Любовь — это огромный источник вдохновения для действий и творчества для одних людей. Других людей любовь выматывает, заставляет страдать и не приносит радости. Последнее происходит при безответной любви. Но в этом случае, как считают психологи, происходит ошибка и любовь только кажется. Как правило, при безответной любви за ней скрывается что- то другое, выбран не тот человек, отсутствует любовь к себе. Если у чело- ^            ^ века есть хотя бы любовь к себе, он уважает себя и знает свою ценность для близких, для дела, то у него есть радость в жизни. У такого человека обязательно появится и разделенная любовь, он найдет того, кто ответит на его чувства.

Виды любви

Платоническая любовь

Существует вид любви, основанный только на духовности и не предполагающий телесного, т. е. сексуального контакта. Такова платоническая любовь. Она названа по имени древнегреческого философа Платона. В основе платонической любви находится восторгание тем, кого любят, радость видеть и слышать этого человека, желание для него всех благ. Этих чувств оказывается достаточно для того, кто любит платонически. Иногда тот, кого любят, может и не знать о том, какие чувства к нему питает другой человек. Если же они знакомы, общаются, то их отношения не развиваются до физического контакта, они как бы замерли на одной ступени. При этом любящий платонически человек может думать, что он счастлив и не желает большего.

Очень много о любви рассуждали во все времена философы, психологи, писатели. Мнения некоторых из них очень интересны и разделяются многими учеными.

Например, немецкий философ и психоаналитик Э. Фромм выделял такое понятие, как незрелая любовь (влюбленность) и зрелая любовь. Зрелая любовь включает самоотдачу, заботу, ответственность за себя и другого человека, уважение к себе и тому, кого любишь. Обязательно любовь по его понятиям сопровождается знанием. Это означает, что человек уверен в том, что он любит и не сомневается в этом.

Самоотдача в любви — это не растрачивание себя и не сделка, при которой требуется что-то взамен. Забота проявляется в заинтересованности в том, чтобы тот, кого любят, жил и развивался. Например трудно поверить в любовь к цветам и интересу к цветоводству тому, кто забывает цветы полить. Ответственность обозначает не навязываемую кем-то обязанность, а осознаваемый долг, потребность в заботе о другом человеке. Уважение к другому человеку проявляется в том, что он воспринимается как равная личность. А также в признании того, что у другого человека имеются свои собственные цели в жизни. Знание в любви не сводится к знанию внешних особенностей человека или знанию его биографии. Оно подразумевает способность почувствовать переживания другого, познать его душу.

Такая зрелая любовь может быть не только к конкретному человеку, но и к другим людям, к деятельности и др. Способность любить рассматривается Фроммом как черта характера. Если человек способен любить другого, то он может любить и себя, родину, других людей. Поэтому любовь бывает разная, но истинная, зрелая любовь включает рассмотренные ранее черты: самоотдачу, заботу, ответственность, уважение и знание.

Фромм выделяет следующие виды любви: братскую, родительскую, эротическую, любовь к себе, любовь к Богу.

Братская любовь

Братская любовь, как считал Фромм, находится в основе всех других видов любви. Она основывается на способности уважать другого человека, заботиться о нем, сопереживать любому другому человеку, не зависимо от того, где он находится (близко или далеко). В большей степени она проявляется во взаимоотношениях со слабым и зависимым существом, находящимся в беспомощном состоянии. Фромм говорил, что любовь проявляется только в том случае, если мы не можем использовать того, кого любим, в своих целях.

Родительская любовь

Родительская любовь отличается от братской тем, что в ней происходит распределение ролей. Ребенок и родители любят друг друга, но по-разному. Где-то до 8—10 лет ребенок практически всегда только стремится быть любимым. Он еще не может любить сам. Позднее у ребенка тоже появляется стремление любить. Оно проявляется в том, чтобы что-то дать родителям. Между родителями в любви тоже наблюдается распределение ролей. Например, любовь матери безусловная. Она любит ребенка не зависимо от того, как он к ней относится. Любовь отца иная. Обычно отец более требовательно относиться к ребенку и его любовь нужно «заслужить». Сочетание такой разной родительской любви способствует гармоничному развитию ребенка. Зрелая материнская любовь заключается в желании матери отделить ребенка, т. е. развить у него самостоятельность. Таким образом, ослабевает привязанность ребенка к матери и он постепенно вступает в самостоятельную жизнь.

Любовь к себе

Любовь к себе необходима для того, чтобы иметь возможность любить мир. Она не является противопоставлением любви к другим людям, а естественна. Развивая собственную личность, заботясь о себе и познавая себя, человек учиться ценить других. Поэтому эгоизм можно рассматривать как незрелую любовь к себе, поверхностную и безответственную. Такая любовь к себе не приносит счастья и удовлетворения в жизни.

Любовь к Богу

Любовь к Богу является символичной. Все люди стремятся получить любовь другого человека, и найдя ее, обращаются к Богу. Человек так любит Бога, как любит другого человека. Кто-то любит безответно и приносит себя в жертву, кто-то все время просит помощи и поддержки. Одни люди благодарят Бога за все хорошее, что с ними происходит, другие жалуются на несчастье.

Любовь к Родине

Любовь к Родине, или патриотизм — это моральное и социальное чувство, основанное на готовности подчинить свои интересы интересам государства, своего народа, своей культуре. Патриотизм — это ощущение принадлежности к своей стране, наличию гражданства, историческая привязанность к национальному языку и традициям. В понятие патриотизма входит гордость за достижения науки и культуры своих соотечественников, приверженность традициям предков, стремление защищать общие интересы сограждан. Отношение к Родине у всех людей различное. Одни гордятся тем, что живут в определенной стране, другие легко меняют гражданство и не считают себя патриотами. Однако очень часто, спустя несколько лет пребывания в другом государстве людей тянет в родную отчизну и многие вновь меняют место жительства и возвращаются в родные края.

Эротическая любовь

Эротическая любовь, в отличие от братской и родительской любви, направляется на одного человека. Она вызывает желание нераздельного слияния с этим человеком. По мнению Фромма, это наиболее обманчивая форма любви. Эротическую любовь часто путают с влюбленностью, которая является незрелой формой любви. Влюбленность — это всего лишь эйфория, которая возникает в связи с внезапным и волнующим сближением двух людей. Оба при этом неожиданно становятся близкими и открытыми друг другу. По мере исчезания ощущения новизны в отношениях и изучении человека, влюбленность проходит. Прочность или крепкость эротической любви находится в зависимости от зрелости умения любить у каждого из двоих. Зрелые чувства всегда продолжительные, они позволяют постоянно открывать в человеке что-то новое и дорожить отношениями.

Эротическая любовь относится к самому интимному чувству, которое только можно переживать по отношению к другому человеку. Она является непреодолимым влечением к другому и вызывает желание быть все время с тем, кого любишь. Очень хочется заботиться о любимом человеке и оберегать его, каждый любящий человек готов пожертвовать собой ради другого. При этом по настоящему любящие друг друга люди чувствуют себя свободно. Они живут в ощущении внутренней свободы и при всех перечисленных ранее качествах остаются самими собой. Любовь сопровождается взаимными чувствами, уважением, верностью, заботой и ответственностью.

Такую истинную любовь познают не все. Не многие из нас готовы к познанию глубоких чувств, к работе над их сохранением на протяжении многих лет жизни. Обычно люди относятся к любви с долей эгоизма. Они наслаждаются положительными эмоциями, которые дает любовь, а столкнувшись с препятствиями, отказываются от этого чувства.

В Древней Греции считалось, что любовь — это самое нежное и сильное чувство, которое два человека могут питать друг к другу. Они основываются на искренности, доверии, взаимоуважении.

Древнегреческий философ Аристотель наблюдал в течение жизни за людьми и подметил 6 типов любви. В зависимости от типа любви, можно предсказать, как будут развиваться отношения между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной.

Агапе

Агапе — это жертвенная любовь или любовь- самоотдача. Она основывается на том, что любящий человек ничего не жалеет для того, что бы другому было хорошо. Таким образом, второй человек принимает любовь первого и наслаждается ею. Влюбленные юноши обычно долго ухаживают за девушкой, признаваясь в своих чувствах, ничего не требуют взамен. Они преданы своей возлюбленной и бескорыстны по отношению к ней. При этом девушка может лишь немного ответить взаимностью.

Юноше приходится все время жертвовать своими интересами, часами ожидая девушку на свидании, выслеживая ее. Девушке может и надоесть такое поведение с его стороны. Она может вести себя очень капризно, показывать, что совсем не ценит юношу. Навязывание со стороны юноши не способствует развитию влечения со стороны девушки. По мнению многих девушек и женщин, мужчина должен быть сильным, всего добиваться. Но девушка не может уступить в борьбе между ними. Как правило, агапе — это несчастная любовь. Но бывают и исключения. Например в том случае, если оба партнера готовы пожертвовать друг для друга чем угодно. Возможно, в этом случае они будут с любовью заботиться друг о друге и возвышать друг друга.

Людус

Людус — это любовь-игра. Она поверхностна и в ее основе находится сексуальное влечение. В этой любви мужчина или юноша полагают, что сексуальное влечение к девушке (женщине) является подтверждением любви и не затрудняют себя долгими ухаживаниями. Если девушка отвергает физическую близость, которую он предлагает уже в первые свидания, то считает себя отвергнутым. В этом случае юноша полагает, что у отношений нет никаких перспектив. Сила такой любви проверяется на расстоянии. Если юноша и девушка какое-то время не встречаются, то страсти и чувства быстро ослабевают. Появляются новые знакомства и интересы. Стоит бывшим возлюбленным увидеться, как чувства появляются вновь. Так может продолжаться бесконечно долго, выматывать обоих и тянуть время.

Если девушка мечтает о надежном спутнике жизни, то любовь-игра ей ни к чему. В жизни такой юноша оказывается ненадежным партнером. Людус приводит к большим разочарованиям, она быстротечна и поверхностна. После того как буря чувств уляжется и оба задумаются о своих отношениях, выясняется, что связывал их только секс. Для любви этого недостаточно. Любовь нельзя выразить только сексом, но в людусе эти два понятия слились в одно.

Эрос

Эрос — чувственная любовь. Она основана не только на влечении юноши и девушки друг к другу и возникает чаще у зрелых людей. Оба интересуются жизнью и проблемами друг друга, имеют общие интересы. Эротическая любовь делает партнеров идеальными для создания семьи. Партнеры ценят свои чувства, умеют их поддерживать. В этой любви есть все: чувственность, романтичность, секс, надежность отношений.

Мания

Мания — любовь-одержимость. Она сопровождается страстью, т.е. непреодолимым влечением к тому, кого любят. Большую долю занимает в ней ревность, которая порой доводит до безумия. Ревность приводит к постоянным придиркам, конфликтам, заставляет женщину оправдываться и отчитываться в своих действиях. Ревность вызывает раздражение и обиду у девушки. В конце концов она становится преградой между двумя людьми и разрушает любовь. Если любовь охладевает, то страдающей любовной манией человек все усилия направляет на то, чтобы понравиться. После того, как отношения налаживаются, он вновь закипает от ревности и все повторяется сначала.

Болезненная ревность отнимает много сил и энергии у обоих партнеров. Часто такая любовь заканчивается трагично.

Прагма

Прагма — это прагматичная любовь, она основана на рассудке. Только знакомясь с партнером, человек уже задумывается о том, каким будет партнер в дальнейшей жизни. Такой прагматичный человек может уже на первом свидании задать вопрос о доходах, умении вести домашнее хозяйство, планах на дальнейшую жизнь. Обычно такая любовь реже встречается в подростковом возрасте и характерна для людей зрелого и пожилого возраста.

Прагматики или рассудочные люди ищут удобных партнеров для совместной жизни. Им не нужны страсти, безумные поступки, отсутствует желание побольше узнать о другом человеке.

Сторге

Сторге — это любовь-дружба. Юноша и девушка доверяют друг другу и делятся всеми проблемами. Они находят друг у друга понимание и поддержку. Такие отношения хороши для тех, кто не ищет сильных эмоций. Им ни к чему глубоко познавать друг друга, скрытые мысли и желания друг друга их не интересуют. Любовь-дружба может привести к стабильному и продолжительному браку. Однако партнеры не раскрываются полностью как мужчина и женщина в таких отношениях. Любовь-дружба часто возникает в юном возрасте. Даже после расставания эти люди могут остаться друзьями на долгие годы.

 

 

Виды любви: какая бывает любовь

В жизни много путей, но самый долгий из них – путь к сердцу другого человека. И если вы будете противостоять этому пути и сойдете с него, вы лишь потратите время, чтобы позже попытаться отыскать его снова.

Любовь – это таинственная сила, которая наполняет нас энергией, заставляя переживать яркие эмоции.

Каждый из нас выработал разное определение любви, в соответствии с собственным опытом и мировоззрением.

И действительно, опыт каждого человека настолько уникален, что наивно полагать о существовании единственного понятия любви, с которым все смогут согласиться.

Виды любви или какая бывает любовь

Сексуальная страсть

Древние греки выделяли 8 видов любви, потому что понимание, какой бывает любовь, позволяло осознавать, насколько глубока связь человека с другими людьми в его жизни.

1. Эрос или страсть

Первый вид любви – Эрос , который назван в честь греческого бога любви и плодородия. Эрос олицетворяет идею страсти и влечения.

Древние греки считали Эрос опасным и пугающим, так как он подразумевал потерю контроля в результате проявления инстинкта размножения.

Эрос – сильная и страстная форма любви, вызывающая романтические и сексуальные чувства. Но кроме приятных переживаний, Эрос способен привести к импульсивным поступкам и разбитому сердцу.

Эрос – это первый и самый яркий огонь, который быстро сгорает. Он требует, чтобы его пламя раздувалось благодаря другим, более глубоким видам любви, поскольку страсть сосредоточена лишь вокруг эгоистических аспектов: влечения и физического удовольствия, катализатором чего выступает физическое тело.

2. Филия или крепкая дружба

Древние греки считали, что Филия обладает более высокой ценностью в сравнении с Эросом, потому что является любовью между равными.

Платон считал, что физическое влечение не является необходимой частью любви, следовательно, использование слова платоническая означает “без физического влечения”.

Филия относится к типу любви, возникающей среди друзей, которые пережили вместе трудные времена.

Как выразился Аристотель, Филия – это “беспристрастная добродетельная любовь”, свободная от физического влечения.

Филия связана с чувством товарищества и лояльности между друзьями, в также жертвенностью во имя командного духа.

3. Сторге или семейная любовь

По своему значению Сторге напоминает предыдущий вид любви, потому что в своей основе не имеет физического влечения, однако в первую очередь подразумевает отношения, обусловленные семейными и родственными узами.

Сторге – это естественная форма привязанности, которая возникает со стороны родителей по отношению к своим детям, а также со стороны детей в адрес их родителей.

Иногда Сторге относят к виду любви, возникающей среди взрослых людей, которые являются друзьями детства.

Следует отметить, что такая любовь иногда становится серьезным препятствием на жизненном пути человека, когда семья или близкие друзья не поддерживают сделанный им выбор.

4. Людус или игривая любовь (флирт)

Греки рассматривали Людус как игривую форму любви, возникающую, например, между молодыми любовниками.

Людус – это чувство, возникающее на ранней стадии влюбленности, которому сопутствует флирт, замирание сердца, игривое поведение и чувство эйфории.

Игривость в любви является важным ингредиентом, который часто теряется в долгосрочных отношениях.

Тем не менее, игривость – один из секретов, позволяющий сохранить юношескую непосредственность вашей любви в живой, захватывающей и увлекательной форме.

5. Мания или навязчивая любовь

Мания является открытой дверью в храм одержимости и проявляется в результате возникновения дисбаланса между Эросом и Людусом.

Для тех, кто испытывает манию, любовь становится средством спасения самих себя, подкрепления чувства собственной значимости, что является следствием заниженной самооценки.

Такой человек хочет любить и быть любимым, чтобы ощущать себя целостной и гармоничной личностью.

Из-за этого он может стать навязчивым и ревнивыми любовником, чувствуя, будто он отчаянно нуждается в своем партнере.

Мания проявляется особенно ярко, когда объект любви не отвечает взаимностью либо его ответные чувства неравнозначны.

6. Прагма или прочная любовь

Прагма – это любовь, которая проверена временем, но продолжает созревать и развиваться.

Она вышла за рамки физического влечения, превзошла спонтанность и с течением времени переросла в уникальную гармонию.

Вы можете найти Прагму среди супружеских пар, которые вместе уже долгие годы, или среди друзей, дружба которых выдерживала испытания на протяжении десятилетий.

К сожалению, Прагма не возникает как по волшебству. Мы тратим так много времени и сил, пытаясь найти любовь или отыскать друзей, но так мало времени на изучение способов поддержания отношений.

В отличие от других видов любви, Прагма является результатом усилий с обеих сторон.

Это любовь между людьми, которые научились идти на компромиссы, проявлять терпение, чтобы подталкивать отношения к постоянному развитию.

7. Филатия или любовь к себе

Греки понимали, что для того, чтобы полюбить других, человек должен сначала полюбить себя.

Этот вид любви к себе не является нездоровым тщеславием и самонадеянностью, которая сосредоточена на собственном эго и нарциссизме.

Филатия – это любовь к себе в здоровой форме. Как сказал Аристотель: “Все дружеские чувства к другим – это развитие отношения человека к самому себе.”

Вы не можете поделиться тем, чего у вас нет. Если вы не любите себя, вы не можете полюбить никого другого.

Единственный способ по-настоящему быть счастливым – это найти безусловную любовь к себе.

8. Агапе или безусловная любовь

Самый высокий и совершенный вид любви – это Агапе, иными словами, бескорыстная и безусловная любовь.

Агапе – не сентиментальное излияние, которое часто воспринимается в нашем обществе в качестве любви.

Также Агапе не имеет никакого отношения к обусловленному физическим влечением виду любви, часто встречающемуся в современной культуре.

Агапе – это то, что некоторые называют духовной любовью. Это безусловная любовь, больше нас самих, безграничное сострадание, бесконечное сочувствие.

У буддистов есть соответствующее понятие – “метта”, т.е. всеобщая любящая доброта. Это чистейшая форма любви, свободная от желаний и ожиданий, существующая независимо от достоинств и недостатков других.

Виды любви. Трехкомпонентная теория любви

Совершенная любовь

Согласно указанной теории, разработанной американским психологом Робертом Стернбергом, существует три компонента любви:

  1. Страсть – влюбленность и физическое влечение.
  2. Близость – глубокое чувство привязанности и единства.
  3. Обязательства – готовность поддерживать и развивать отношения.

Эти три компонента объединяются между собой, порождая тем самым семь разных видов любви.

Виды любвиСтрастьБлизостьОбязательства
Отсутствие любви
1Симпатия / Дружба+
2Влюбленность+
3Пустая любовь+
4Романтическая любовь++
5Дружеская любовь++
6Роковая любовь++
7Совершенная любовь+++
1. Симпатия / Дружба

Подумайте о человеке, которому вы можете рассказать о любом положительном или негативном событии, произошедшем в вашей жизни, включая самые сокровенные тайны.

Конечно, вы его любите. Но эта любовь является симпатией или дружбой, и не претендует на звание отношений.

2. Влюбленность (увлеченность)

Увлеченная любовь может показаться сильной и подавляющей, но она, лишенная близости и обязательств, не является долговечной.

Очень часто влюбленность завоевывает приоритет в вашей жизни, поскольку обусловлена сильнейшей тягой – сексуальным влечением.

Но вам следует тщательно оценить, насколько вы подходите друг другу, и хотите ли вы быть вместе с этим человеком продолжительное время.

3. Пустая любовь

Это любовь, которую некоторые из нас разделяют с нашей семьей и родственниками.

В этом случае вам трудно представить себе будущее без другого человека, но при этом отсутствует физическое влечение, а также обмен информацией, касающейся подробностей личной жизни.

К сожалению, многие браки также иногда основаны на пустой любви.

4. Романтическая любовь

Романтическая любовь заставляет вас ощущать бабочек в области живота, когда вы думаете об объекте любви, однако без обязательств такой вид любви не может длиться вечно.

Сочетание страсти и близости создает иллюзию настоящей любви, но без сознательной и активной работы над долгосрочными отношениями возникшее чувство не сможет перейти во что-то большее.

5. Дружеская любовь

В какой-то момент брак или долгосрочные отношения могут перерасти в дружескую любовь.

Это не так уж и плохо, поскольку близость и обязательства являются наиболее сильными из трех компонентов. Тем не менее, важно разжечь огонь и вернуть страсть на положенное место.

Пожилые люди, у которых больше нет сильного физического влечения, часто находятся в поисках дружеской любви.

6. Роковая любовь

Внезапно на вашем жизненном пути появляется новый совершенно замечательный человек.

Химия любви, возникшей между вами, поглощает вас целиком, и вы просто не можете удержаться друг от друга.

Все идет прекрасно, и вы абсолютно убеждены, что именно об этом человеке всегда мечтали.

Такой вывод приходит на ум, основываясь на нескольких поверхностных сведениях, которыми вы обладаете: где объект вашей страсти путешествовал, какую музыку он любит, какие фильмы и книги предпочитает и т.п.

И вы с предельной серьезностью решаете для себя, что хотите провести с этим человеком всю оставшуюся жизнь.

Но правда состоит в том, что при отсутствии близости и обмена историями из личной жизни, нельзя судить о человеке объективно, потому что в действительности вы его не знаете.

7. Совершенная любовь

Совершенная любовь рождается в результате объединения всех трех компонентов любви. Именно к такой любви стремится большинство из нас.

Идеальная ситуация, когда у вас все отлично в постели, присутствует близость и взаимопонимание, и вы не представляете себе будущее без этого человека.

Заключение

Мы все хотим совершенной любви, которая, придавала бы нам силы и наполняла энергией.

И мы действительно можем найти ее, но, по мнению многих психологов, основная проблема заключается не в достижении любви, а в ее поддержании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *