Измена в православии и Библии: Советы священника (видео)
Существует мнение, что блуд способен разрушить даже самые крепкие отношения, это является вполне логичным фактом. Её можно рассматривать не только, как удар по самолюбию родного человека, предательство, но и тяжкий грех. Верность – это сила, которая бережёт счастье и семейный очаг. В современном мире очень тяжело воспринимать род людской, правильно понимать, а тем более жить по святым законам «Библии». Даже близкие, дорогие сердцу люди врут, а что уж говорить о врагах, как расценивается супружеская неверность в православии?
Описание неверности с христианской точки зрения
Измена в православии характеризуется, как искушение, испытание дьяволом, она не имеет ничего общего с силой любви. Вера – прежде всего, полное послушание целого ряда заповедей, которые имеют между собой равноценную силу. Среди них нет главных и второстепенных, основательных и несерьёзных.
Считается, что истинно верующий человек тот, кто живёт «в сердце с Богом», полностью преклоняясь пред всеми правилами, ведь нарушая одно, со временем, можно попасть и под влияние других пороков, разрушающих жизнь.
Батюшки настаивают на том, чтобы браки в церкви заключались только по искреннему согласию и сильнейшим чувствам обеих сторон. Церковь – храм, который соединяет близкие души, содействует сближению, продолжению рода.
В библии о изменах сказано, что роль любовницы для женатого человека есть безобразной, неподобающей для настоящей дамочки. Дама, которая увела мужа из родного дома — большая грешница, искусительница, а сам супруг – пал в глазах, не прошёл испытание, он большей частью недостоин своей жены.
Православие придерживается принципа: слияние душ при помощи священника – главный залог зарождение любви, которую благословляет сам Господь, благородное место проведение ритуала позволяет создать крепкие семейные узы на земле, и на небесах. Принято полагать, что узаконить отношения следует для того, чтобы познать счастье преданности, самых отчаянных, чудесных чувств и эмоций, случающихся в жизни женщины с мужчиной. Надо любить, уважать и учитывать не только собственные интересы, но и близкого окружения.
Грех измены не имеет оправданий, безусловно, виновного ждёт наказание.
Дело не только в моральной стороне (совесть, порочность, страх разоблачения, чувство стыда), но и, возможно, настигшими жестокими реалиями: ссоры, разбирательства, развод.
Выход из положения
Вопрос об измене довольно щепетильный, никто и никогда не сможет предоставить гарантии того, что не поддастся прелюбодеянию на стороне, бывают разные ситуации, которые способны повлиять, попадаются на жизненной тропе люди, умеющие манипулировать, подавлять волю, уговаривать. Народ грешен, некоторые в меньшей, а кто-нибудь в большей степени, такова природа. Бывают банальные случаи потери рассудка – настоящая приверженность, она может встретиться во всяком возрасте, но что делать в том случае, если обет уже дан, не принести же себя в жертву и не жить с нелюбимым избранником? Ответ довольно нетрудный, основное задание – избежать отступничества, для этого попросту не нужно врать. Единственное, что требуется в подобной обстановке:
- найти выход для самого себя, собраться с мыслями;
- обсудить данный вопрос в семейном кругу;
- быть максимально честным, непритворным, не совершенствовать факты;
- принять совместное решение.
Отдельно стоит подметить: не случается неразрешимых проблем, может быть, варианты кажутся неидеальными, неподходящими, но таким образом, проявится не только эгоистичность, но и хорошие черты характера – забота, уважение ближних.
Положение изменника не самое выгодное, но вторая сторона пострадала куда больше: шок, обида унижение, изменой уж точно, никого не порадуешь. Как простить измену мужа советы разве помогут? Необходимо прислушиваться к собственному сердцу, делать выводы из сложившихся реалий исходя из мыслей и степени раскаяния.
Изменивший человек ни в коем случае не должен впадать в отчаяние, опускать руки, если допустил ошибку однажды – не значит, что жизнь заканчивается, не стоит себя клеймить, остаётся только бороться за своё счастье, пытаться исправить ситуацию к лучшему (в семье или уже за её границами). Первые шаги к прощению:
- исповедь, раскаяние;
- молитва;
- причащение;
- соблюдение заповедей.
Рано или поздно в любых отношениях заканчивается романтика, наступает кризис, но честь и хвала тому, кто сумеет сберечь верность вопреки всем неполадкам. Прощение надо ещё заслужить, проделать к нему нелёгкий путь из покаяния и сожаления.
Почему отступничество — страшный грех?
В христианстве прелюбодейство – переломный разрушающий момент, который вносит большущие коррективы в жизненную стезю. Надо ли прощать измену и что библия говорит об этом? – Даже если сама пара не придаёт этому значительного внимания, не склонна драматизировать и упрекать друг друга, то Господь в любом случае будет судить прелюбодеев, суть заключается в следующих аспектах:
- нарушается сразу несколько заповедей (вранье, предательство, богохульство), что считается весомой причиной для осуждения;
- особь, которую предали, имеет полное право на расторжение брака. Священнику некоторые причины кажутся мелочными, недостойными расставания, например: не в счёт несхожести характеров, темпераментов;
- союз рассматривается не во благо сексуальных связей, а как продолжение рода, который предусматривает одного партнёра на всю жизнь, остальное — извращения, греховный процесс. Необязательно любить друг друга (после длительного периода брака, учитывая все недостатки, утихшую страсть), если есть уважение, то этого вполне достаточно для воспитания совместных детей;
- это чрезвычайно серьёзный и решающий шаг, который подразумевает ответственность не только за себя, к подобным вещам грешно относиться с легкомыслием или корыстным умыслом;
- пострадавшая сторона имеет право принять решение о прощении или настоять на бракоразводном процессе;
- мужу непростительно бросать свою женщину, если она не изменяла, так как, он толкает её на тропу неверности, нарушению супружеских обязательств.
Адюльтер – добровольное предательство, сексуальная связь, которая не всегда обосновывается любовью, часто это обыкновенная похоть или желание получить новые ощущения, внести разнообразие. Исторически сложилось так, что этот порок всегда считался одним из самых позорных, карался смертной казнью.
Чувство влюблённости не даёт права идти на измену, ведь само по себе отличается чрезвычайной чистотой, светлостью, а секс заставит вводить в обман, сознательно причинять боль, врать. Принято думать, что мужчинам позволено больше, а женщины более устойчивы пред искушениями, если они совершают подобный шаг, вернее всего, он не только тщательно обдуман, но и вскоре разрушит семью из-за её ухода.
Правильность действий
При любых обстоятельствах, необходимо попытаться сохранить данную клятву, укрепить её, а не искать причины для того, чтобы сбросить этот «груз» из своих плеч. По церковным канонам, важно уметь прощать и находить общий язык. Неверностью не всегда называется единичный факт измены, чаще всего, она характеризуется беспорядочными половыми связями. Грех будет прощён только при том условии, если раз и навсегда покончить с ним. Иисус не осуждает тех, кто старается исправиться, он прощает их.
Бытует мнение, что необходимо поддержать того, кто тебя обидел, понять его и дать возможность искупить свою вину. Ошибки всем свойственны, но не все пытаются с ними бороться, проявлять характер, признавать свои промахи. Нельзя жить с ненавистью и обидой в сердце, показывая милосердие, отпуская обиды — каждый обретает гармонию, покой. Есть вещи, которые подталкивают к сторонним сексуальным связям, как правило, в случившемся виноваты оба, прежде всего, стоит себе задать вопросы:
- какие сексуальные успехи?
- Полностью ли прислушивался и старался удовлетворить потребности партнёра, шёл навстречу и поддерживал, когда это было для него необходимо?
- Слышим ли мы желания друг друга?
- Есть ли моя вина в случившемся?
- Я совершал всё должным образом, не обижал сожителя?
Иногда, для полной идиллии, нужна самая малость: промолчать, оставить критику в стороне, прекратить нескончаемые сравнения и упрёки, проявлять свои чувства, быть опорой и поддержкой.
Причины для прощения
Основной и самой банальной причиной для милосердия, как правило, служит полное повиновение, любовь и желание закрыть глаза на все действия, лишь бы только спасти семью, эта характеристика больше касается слабых людей с мягким характером. Чаще, бывает ровно, наоборот, – вспылившая девушка выгоняет мужа из семьи, она мучает себя разными фактами, доводами, не хочет его слушать, не может понять. Конечно же, это заслужено, но для того, чтобы принимать адекватные, взвешенные решения, нужен покой и чёткие аргументы.
Если человек совершил ошибку один раз и горько в этом раскаивается, очень болезненно относится к этой проблеме, для него важно получить милованье и он не находит себе места, конечно же, можно понять и со временем принять вновь. В таком случае считается, что на пути встретилась добросовестная личность, с которой жизненный путь кажется легче, это испытание, в свою очередь, проверяющее отношения на прочность, желание быть вместе.
Если же, изменник напрочь не хочет принимать, видеть своих ошибок, ищет себе оправдания, продолжает лгать, то однозначно – не бывать милости.
Основной залог счастья – доверие, это своеобразная почва, если её нет, то возникают другие проблемы, которые так и толкают поддаться слабости.
Всегда необходимо оговаривать нюансы, не нужно оставлять недосказанного. Ведь даже после расставания (такое быстро не забудется), проблема скажется тяжким потрясением для организма и даже приведёт к серьёзным психологическим заболеваниям.
Учитесь слышать друг друга! Господь может помочь измениться каждому, главное, действительно этого пожелать. Сказано в священной книге, что печаль расставания очень близка к скорби, предательство – болезненное ощущение, выговориться и выплакаться – вполне естественное и нужное дело, таким образом, происходит объединение с Богом, излияние души, а помиритесь с любимым или нет – временный вопрос.
Жизнь меняется, не всегда в лучшую сторону, но вера и надежда на счастливое будущее не должна покидать. Мы одинаковые и заслуживают земного счастья, которое обязательно будет даровано Господом, именно он способен исцелить душу. Забыть можно совершенно любые повинности, но не во всех ситуациях того стоит. Отсутствие иногда может принести большее наслаждение, чем пребывание рядом лживого предателя.
Согласно религии: супруг, простивший измену сам, становится грешником, но если последовало горькое раскаяние, то он безоговорочно обязуется принять её обратно. Православие учит прощать, если Бог лоялен и отпускает нам наши ошибки, то имеем ли мы право отказать?
Советы изменщику
Основное – взять на себя ответственность за собственные поступки, иметь смелость, признаться, раскаяться, попросить прощения. Далеко не каждый способен прийти и сказать как есть на самом деле. Если человек поступает должным образом, то явно испытывает чувства, мучается, хочет быть прощённым и в результате отпустить грех.
Разоблачение тоже напрямую способствует чистосердечному признанию, которое смягчит обстоятельства (иногда). Всегда необходимо знать меру и вовремя остановиться, не зря говорят в народе: «то, что случилось однажды, не произойдёт во второй раз, но произошедшее дважды — становится закономерностью».
Следите за жизненными событиями, планируйте так, чтобы не приходилось горько плакать. Гораздо больший позор прятаться, искать аргументы, нелепые оправдания.
Роль любовницы
Сама по себе «должность» довольно унизительная, разве этого хочет и ждет настоящая представительница прекрасного пола? У каждой девчонки, должно быть, счастье материнства, мужа в качестве «непробиваемой стены», не надо приуменьшать свою значимость, бегать за женатыми половинами. Чрезмерно унизительно, когда уделяется остаток времени, плотские утехи не гарантия того, что сердце завоёвано.
Большая грешница та, что говорит с гордостью о своих деяниях, причиняя боль и вред другой женщине, разрушая, нанося ущерб полноценной семье, которая дала клятву пред Богом и человечеством. Уводящие из родственного круга особи женского пола, обязаны задаться вопросом: что если я увела не того мужчину, что меня к этому подтолкнуло? Не нужно считать, что это сойдёт с рук и останется безнаказанным, любому из нас требуется думать прежде, чем совершать глупости, ведь потраченные нервы вновь не вернутся.
Жизнь так прекрасна, ею надо насладиться сполна, а не рушить себе и всем окружающим. Девушки, радуйтесь не тому, что «я увела», а удавшемуся построить самостоятельно!
Прелюбодеяние, Сокровищница духовной мудрости
Если… кто-нибудь будет иметь жену, верную в Господе, и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?.. Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе. Что же делать… если жена будет оставаться в своем пороке? Пусть муж отпустит ее, а сам остается один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам прелюбодействует. Что же… если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?.. Если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене (св. Ерм, 94, 183–184).
* * *
…Прелюбодейство не в том только, если кто оскверняет плоть свою; прелюбодействует и тот, который делает свойственное язычникам. И если кто пребывает в таких делах и не раскается, то удаляйся от обращения с ним, иначе и ты будешь причастен греху его (св. Ерм, 94, 184).
* * *
…Любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление (свт. Василий Великий, 5, 162). Источник.
* * *
…Жена, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержных, уже любодействова в сердце своем (ср.: Мф. 5, 28) (свт. Василий Великий, 6, 106). Источник.
* * *
…Если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодейца, потому что отвлекла к себе чужого мужа (свт. Василий Великий, 11, 13). Источник.
* * *
…Оставившая мужа, если перешла к другому, есть прелюбодейца; а оставленный женою муж достоин извинения, и живущая с ним вместе не осуждается (свт. Василий Великий, 11, 13). Источник.
* * *
Если муж отлучился и не является, то жена его, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует (свт. Василий Великий, 11, 45). Источник.
* * *
Живущая с прелюбодеем во все это время есть прелюбодейца (свт. Василий Великий, 11, 46). Источник.
* * *
Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду и со стыдом изгоняется из Царского Брачного Чертога (прп. Ефрем Сирин, 30, 72). Источник.
* * *
…Прелюбодеяние искореняет в себе , кто око обращает долу, а душу ко Господу; а кто возобладал над чревом, тот возобладал и над взором (прп. Ефрем Сирин, 31, 228).
* * *
И тать, и прелюбодей чувствуют стыд, когда видит их один человек; в каком же стыде должны предстать там, когда будут взирать на них и небо и земля! (прп. Ефрем Сирин, 33, 101). Источник.
* * *
Совершенно удалите от себя прелюбодейства и лжесвидетельства; потому что в ров погибели ввергают они тех, которые делаются в них виновными (прп. Ефрем Сирин, 33, 114). Источник.
* * *
Не затаивай в себе прелюбодейной любви к миру; а затаивает ее тот, кто дал в себе место хотя тонкому корню порока; от этого корня раскинется туда и сюда множество ветвистых стеблей (свт. Григорий Богослов, 16, 88–89). Источник.
* * *
По учению нашего закона не должно с похотливым желанием и очей устремлять на чужую жену, потому что бесстыдный взор – начало бесстыдной любви, и только избегающий такого взора избежит и греха. Как же ты, открывающая перед мужчинами пояс любви, сохранишь себя вдалеке от греха прелюбодеяния? (свт. Григорий Богослов, 16, 234). Источник.
* * *
…Взирающий на женщину ко еже вожделети ея (Мф. 5, 28), будет ли он тем или другим , одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (свт. Иоанн Златоуст, 44, 107).
* * *
…Любодеяние состоит не только в соитии или совокуплении телесном, но и в бесстыдном взгляде (свт. Иоанн Златоуст, 45, 352). Источник.
* * *
Вина прелюбодеяния зависит не только от тех, которым наносится позор, но и от тех, которые наносят его (свт. Иоанн Златоуст, 46, 209–210). Источник.
* * *
Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются… то тем более – после брака… потому что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха (свт. Иоанн Златоуст, 46, 214). Источник.
* * *
Когда муж обращается сердцем к другой, то, разделяясь в душе и управляемый уже самим диаволом, наполняет свой дом всякою скорбию. А если и жена увлечется подобною же страстью, то все, так сказать, до самого дна перевертывается: скрывая друг от друга, один подозревает жену, другая – мужа; там, где надлежало быть согласию и единению, люди, которые должны быть плоть едина (см.: Мф. 19, 5)… доходят до такого разъединения между собою, как будто бы уже совсем разведены были (свт. Иоанн Златоуст, 47, 596). Источник.
* * *
Тягчайшее наказание, непростительный грех, если, имея дома у себя жену, (муж) оскверняет себя с блудницами и творит прелюбодеяние… Отсюда – распри, ругательства, разорение домов и ежедневные ссоры,., (свт. Иоанн Златоуст, 47, 789). Источник.
* * *
Искушения этого греха сильны, и ничто так не волнует этого возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их отвсюду советами, увещаниями, страхом и угрозами (свт. Иоанн Златоуст, 47, 800).
* * *
Для чего ты занимаешься чужой красотой? Для чего засматриваешься не на твое лицо? Для чего стремишься в пропасть? Для чего ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза; прикрывай свое зрение; положи закон очам своим; послушай Христа, Который, угрожая, поставляет бесстыдный взгляд наравне с прелюбодеянием (см.: Мф. 5, 28) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).
* * *
Что пользы в удовольствии, если оно рождает червей, если подвергает предающегося ему непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, сподобиться вечной радости, нежели за малое удовлетворение порочных пожеланий мучиться бесконечно? (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).
* * *
…Пусть не входит в Церковь никто из предающихся этому прелюбодеянию, но пусть будет он отвержен и вами и станет общим врагом (свт. Иоанн Златоуст, 49, 566).
* * *
Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам возжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницею страсти, скоро затем приступает и к совершению пожелания (свт. Иоанн Златоуст, 50, 191). Источник.
* * *
…Кто привык засматриваться на телесную красоту, уловлять прелестные взоры, услаждать таким зрелищем свою душу и не сводить глаз с миловидных лиц, тот уже любодействует (свт. Иоанн Златоуст, 50, 191). Источник.
* * *
Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону (свт. Иоанн Златоуст, 50, 193). Источник.
* * *
Не говори: что в том, если я пристально посмотрю на красивую женщину? Если ты в сердце учинишь прелюбодеяние, то скоро осмелишься сделать это и плотию (свт. Иоанн Златоуст, 50, 859).
* * *
Если многие и от своей жены воздерживаются, когда наступает время поста или время молитвы, то какой огонь собирает себе тот, кто не довольствуется даже своею (женою), но имеет еще связь и с другою? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 426).
* * *
Если через сожитие (муж и жена) составляют одно тело, то и живущий с блудницею необходимо становится одним с нею телом (свт. Иоанн Златоуст, 51, 427).
* * *
… прелюбодеяния – похотливый взгляд глаз (свт. Иоанн Златоуст, 53, 805).
* * *
…(Прелюбодеяние) не есть следствие стремления к совокуплению, а следствие тщеславия, чувственного раздражения и чрезмерного сладострастия (свт. Иоанн Златоуст, 54, 19). Источник.
* * *
Как в прелюбодеянии одинаково виновен, совершит ли его кто-нибудь с женою царя, или с женою бедного, или с женою раба, потому что грех судится не по различию лиц, но по злому расположению решившегося на это… И даже я назвал бы скорее прелюбодеем того, кто совершает прелюбодеяние с какою-нибудь незначительною женщиною, нежели – с самою царицею, потому что здесь богатство, красота и многое другое могли служить обольщением, – а там нет ничего такого, и, следовательно, там прелюбодеяние бывает гораздо более (свт. Иоанн Златоуст, 54, 778). Источник.
* * *
Беги прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, то сразу и нарушителем закона являешься, и тело свое убиваешь, и себя срамишь, и душу свою подвергаешь мучениям, и род свой бесчестишь, и Бога прогневляешь (свт. Иоанн Златоуст, 54, 953) Источник.
* * *
…Прелюбодейство… нарушает условия брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстроивает всю жизнь человеческую (прп. Исидор Пелусиот, 61, 132).
* * *
… муж против супруги своей… во свое тело согрешает (
Почему изменяют «благоверные» жены? | Матроны.RU
После того, как предыдущая моя статья «Почему изменяют православные мужья» вызвала такой всплеск эмоций и диаметрально противоположных отзывов, у многих возникло желание поговорить на тему измен со стороны православных женщин. Настало время выполнить свое обещание.
Женщины в принципе изменяют реже, чем мужчины. В целом среди женщин около 65% тех, кто хотя бы раз позволил себе развлечься не с мужем, а среди верующих женщин этот процент, можно сказать, стремится к ничтожно малым цифрам. Объяснить это можно тем, что женщины по своей природе легче усваивают запреты, они больше склонны к соблюдению норм морали, более консервативны и менее свободны – наличие нескольких детей и супруга оставляет мало времени на романтические похождения. Но тем не менее, измены случаются. Я не буду касаться всех существующих причин для измены, поскольку, в конечном счете, у каждой женщины она своя. Поговорим о наиболее часто встречающихся.
А поговорить?
Женщина – существо с тонкой психической организацией, гораздо более склонное к общению, боле коммуникабельное, чем мужчина. Среди качеств, которыми обязательно должен обладать муж, женщина обязательно назовет способность понять и поговорить по душам. Без таких разговоров женщина чувствует себя одинокой, даже если она замужем. В браке очень важен эмоциональный обмен, без которого не то что брак – дружба не сложится. Эмоциональный обмен – это то, что мы называем общением: обмен пережитым, обмен эмоциями, чувствами, впечатлениями. Люди испытывают потребность в том, чтобы обсудить увиденное или услышанное за день, поделиться с близким по духу человеком, услышать его мнение.
Мы ловим эмоциональный настрой друг друга, и это во многом помогает сохранять единство в семье. Это дает нам чувство того, что мы не одиноки, чувство нашей нужности близким, того, что наши чувства кому-то не безразличны, интересны. Однако аскетически настроенный супруг может запросто отмахнуться от попыток жены поделиться впечатлениями: надо думать о горнем, а она тут со своими глупостями… Отмахнется раз, отмахнется два, и у жены может возникнуть чувство вакуума, она поймет, что ее жизнь не интересует супруга, следовательно, и она сама ему глубоко безразлична. Если вдруг на пути этой женщины встретится мужчина, готовый выслушать ее, то, поддавшись чувствам, женщина вполне может влюбиться, а там голова закружилась – и до измены один шаг.
Если муж верующей женщины не разделяет ее взглядов, это не может не печалить ее. Конфликты на почве религиозных разногласий — одна из самых распространенных причин разводов. Отчаявшаяся верующая женщина может найти утешение у мужчины, который поддержит ее убеждения, и здесь может развиться тот же сценарий, что и в первом варианте: возникло чувство, кажется, что вот она, настоящая любовь, не удержалась и отдалась возлюбленному.
К большому сожалению, не так уж и редко встречаются мужчины, которые считают, что верующая женщина должна полностью посвятить себя трем «К»: киндер, кюхне, кирхе, а любые помыслы об отдыхе, о том, чтобы отвлечься от каждодневных забот, воспринимаются как блажь и греховность. Любые проявления романтики и нежности – грех и человекоугодничество: ведро в зубы, молитвослов подмышку и пошла полы драить. А некоторые особо травмированные мужья считают, что женщина должна быть тряпкой у их ног, что она не имеет права иметь желания и мнения, и вообще жена – это рабыня при господине, чье предназначение по первому приказу исполнять его волю. «Ты должна меня слушаться!» — сурово произносит муж, тыча пальцем в Евангелие. Такие мужчины считают, что они просто обязаны жену смирять. И воплощают свои помыслы в том, что оскорбляют, унижают, а то и поколачивают жен, при этом нравоучительно назидая их: «А ты терпи! Женщина должна терпеть», «Ты никому не нужна, ты никто, ты рабыня». А женщины почему-то соглашаются с такой ситуацией…
Взглянешь на иную православную жену и плакать хочется: одета кое-как, взгляд безжизненный, под глазами синяки, а все потому, что под влиянием мужа засмирялась она до коматозного состояния, ей впору уже к психиатру обращаться. Нет ничего удивительного в том, что задавленная бытом и таким немилосердным отношением к себе мужа, отчаявшаяся женщина может пойти на измену ради той самой романтики, которой ей не хватает в жизни, чтобы свободно вздохнуть хотя бы так, просто почувствовать себя человеком, доказать миру, в том числе и себе, что она достойна уважения, что она – женщина, которая нужна кому-то, которая может нравиться и быть желанной. В данном случае измена — это крик отчаяния и протест, крайняя форма выражения просьбы о сострадании и помощи, а то и месть нерадивому супругу.
Если всё достало
Еще одна причина женских измен среди верующих: усталость от жизни. Православные женщины — нередко многосемейные, часто их жизнь не выходит за рамки квартиры: некогда. Стирка, пеленки, плита, опять стирка, уроки, правило, стирка, пеленки, уроки… И так по кругу изо дня в день годами. Домашняя рутина. А когда-то в молодости и на выставки ходила, и парни заглядывались, и протанцевать могла до утра. Не будем лукавить – мало кому из нас с приходом к Церкви удалось стать совсем бесстрастным, все равно в какой-то толике мы остаемся прежними.
Если близкие не окружат мать семейства заботой и помощью (а ведь, как ни странно, матери и жены тоже нуждаются в отдыхе), она может сорваться. Она может не выдержать строгости своей жизни, ведь это на самом деле очень тяжело: непрерывно за всеми следить, чтобы вовремя сделали уроки, чтобы не изрисовали обои, не подрались, помыли руки, поели, убрали игрушки… Мать, а тем более многодетная мать, находится в постоянном напряжении, у нее нет отпусков и выходных. В какой-то момент, измученная вечными болящими животиками и вечно терпящими крах попытками навести хоть какой-то порядок, она может сломаться, и пуститься за призрачным счастьем «другой жизни», чтобы добавить немного остроты в свое пресное существование.
Необходимо сказать еще и о таком явлении среди православных мужчин, как их пассивность в решении житейских проблем. Есть такая тенденция: до прихода к вере был мужик как мужик, но стоило ему уверовать, как мужчина словно лишается жизненных сил: он уже и не знает, что хорошо, что плохо, боится без благословения шагу лишнего ступить, как бы ненароком волю Божью не нарушить, да еще при этом начинает подвизаться в подвиге бессеребреничества: вдруг решает, что зарабатывать – грех; чем небогоугодно давиться на трех работах, надлежит оставить только одну, а все освободившееся время посвятить чтению Писания и молитве. Как было справедливо замечено, «истинно» православные мужчины редко много зарабатывают. Это проблема, но еще большая проблема в том, что они часто и не стремятся увеличить свой заработок. Они считают, что по-православному — это рожать каждый год, а вот заботиться о том, как пропитать свое семейство это не по-православному, надо жить чем Бог послал.
Итог: жена с тремя погодками мечется в поисках любой подработки, чтобы хоть как-то обеспечить себя, детей и мужа, предавшегося исихиазму, и каждый месяц с внутренним содроганием ожидает заветного числа: будет или нет? Разводиться — грех, предохраняться — грех, она словно в западне мечется от безысходности, и ведь не пожалуешься особо никому, она же православная, она обязана рожать много и часто! Отчаявшаяся женщина ради обеспечения детей может пойти на сожительство с богатым мужчиной, и в какой-то мере ее можно понять: поди, прокорми всю ораву, а муж, вместо того, чтобы найти подработку, занят богословскими беседами с приятелями по воскресной школе.
Женщине тоже надо!
Необходимо затронуть и тему сексуальной неудовлетворенности. Женщина, состоящая в браке с непримиримым праведником, сподобляется интимных отношений строго по расписанию в дозволенные дни. Так мало того, что получается мало, так еще и плохо чисто технически, потому что и в этом вопросе желающий найдет массу «нельзя».
Порассуждать на предмет того, что можно и что нельзя на ложе православных супругов, сейчас великое множество охотников. Из паломнических поездок по монастырям привозят целые инструкции, как именно следует отдавать супружеский долг: в какие дни, каким образам помолившись и даже с подробным разбором технической стороны дела. Никому не в обиду будет сказано, но складывается впечатление, что лучшие сексологи у нас монахи, многие из которых об интиме имеют чисто теоретическое представление. Не так давно мне поведали, что де, монахи такого-то славного монастыря благословляют только миссионерскую позу, а все остальное суть скотские и недозволительные. Подобный перл вызвал просто приступ гомерического хохота: скоты-то как раз только в одной единственной позе и способны соединяться, и коим образом к скотскому отнесли «все остальное» вообще не понятно.
Но возвратимся к предмету разговора. Долгое время считалось, что женщины не испытывают потребности в сексуальном удовлетворении, что такая вещь, как оргазм, им не свойственна. Женщин, испытывающих какие-либо сладострастные ощущения во время интима, считали едва ли не психически больными. Вопрос интимных отношений решался только в одном ключе: удовлетворить мужчину. На рубеже XIX-XX веков было все-таки выяснено, что для женщины половое удовлетворение не менее важно, чем для её супруга. Но, несмотря на то, что сейчас об этом говорят много и открыто, у очень и очень многих мужчин бытует мнение, что женщине, как и мужчине, один только процесс доставляет страшенное удовольствие и окончание оного означает, что и женщина удовлетворена полностью.
Однако женская физиология такова, что большинству женщин получить удовлетворение сложней, чем мужчине. Неспроста же говорят, что женщину надо ласкать в три раза дольше, чем заниматься собственно процессом. Но аскетически настроенные мужья и слышать не хотят ни о чем таком, ибо ласки грех, желать секса грех, получать удовольствие грех, видеть друг друга нагими тоже грех, и вообще все грех, а заниматься любовью следует исключительно ради зачатия. Женщина, не получающая необходимого удовлетворения, может страдать от этого и физически, и морально. Если чаша ее терпения переполнится, инстинкты могут возобладать, и она будет искать утешения в своих сексуальных желаниях на стороне.
Конечно, хранение верности в супружестве прежде всего возлагается на самих супругов – каждый несет ответственность за собственные поступки. У человека всегда есть выбор. Но нельзя забывать о том, что супруги друг друга неправильным отношением и поведением вполне могут подтолкнуть на грех, и особенно такие вещи опасны в семьях, где оба супруга по сути инфантильны и любят перекладывать вину на другого. Ошибка многих мужей верующих женщин (как, собственно, и жён верующих мужей) в том, что они уверены: «вторая половина никуда не денется». К сожалению, может деться, ибо даже у верующей женщины терпение не безгранично.
Предупреждение
Наконец, стоит упомянуть о такой ситуации: бывает, что измена становится отрезвляющим моментом для человека, духовное состояние которого очень близко подошло к прелести. Однажды человек окидывает взглядом свою жизнь и думает: «У меня все хорошо. Я достиг совершенства. Мой брак идеален, мы настоящая православная семья, мне уже ничто не угрожает». И незаметно, зато очень быстро, расцветает самодовольство, а следом и осуждение других людей, на его взгляд, живущих «не по-православному», и превозношение, а на почве такой самоуверенности слабеет внимание к себе…
И вот здесь нас и может подстеречь это горькое лекарство, призванное исцелить глубокие язвы нашей души. Одинаково – мужчину, посчитавшего себя идеальным православным, и женщину, считающую себя истиной христианской женой. Без видимых внешне причин может произойти измена — и дом полная чаша, и с мужем полное взаимопонимание во всех вопросах, но случилось — как наваждение, обычно в таких случаях говорят «бес попутал». Господь может попустить пасть, чтобы человек понял свое истинное духовное состояние, вернулся на землю из заоблачных высот мечтаний.
Дорогие читательницы! Хочу пожелать вам счастья и… бдительности к себе. Да хранит нас Господь от подобных искушений.
Измена — оскорбление Богу
Библия относится к нарушителям супружеской верности категорично: «Брак у всех да чтится и ложе да не оскверняется, потому что Бог будет судить блудников и прелюбодеев».
Любовница — это некрасиво
Алёна повесила плащ на вешалку и огляделась. Впервые она оказалась в квартире Михаила. Обычная обстановка, светлые обои и незримое присутствие другой женщины. На коврике её обувь, на вешалке – верхняя одежда, на полочке – фото с мужем.
Михаил появился из кухни с бутылкой вина «Исповедь грешницы». Обычно Алёна не пила такую дешёвку. Сказал гостье:
– Можешь обуть шлёпанцы, те, в углу. Наверное, твой размер.
Шлёпанцы были малы, но Алёна упрямо втиснула в них стопы. Многозначительно поинтересовалась:
– А где она?
– Эта у мамы, вернётся через неделю. – Неприязненно бросил Михаил. В белой майке и спортивных штанах он выглядел затрапезно, не так, как в офисе. Но Алёна тут же смирилась и сказала себе, что в интимной обстановке всё иначе.
Любовница – это слово казалось ей красивым, таинственным. Она видела себя роковой женщиной, разоряющей чужое душное гнездо. От скучной скудоумной жены мужчина стремился к свободной авантюристке, предлагающей запретный плод…
Поздно ночью хлопнула входная дверь, в коридоре раздались шаги. Алёна растерянно села на постели. Вспыхнула люстра. Михаил в углу подтягивал спортивные штаны. Его жена, с гневным лицом, не сняв плащ, стояла посреди комнаты.
– Ах ты, тварь! – Закричала она, шагнула к Алёне и схватила её за гриву спутанных рыжих волос…
– Милая, ничего не было, – всполошенно оправдывался перед женой Михаил, – мы просто смотрели фильм.
Алёна опомнилась только возле метро. Щека горела, чёлка основательно поредела. Обувь казалась тесной, девушка посмотрела вниз и поняла, что в суматохе обула чужие шлёпанцы, стоявшие возле дивана.
Оказалось, что любовница – это некрасиво, грязно и даже опасно…
Когда я набирала в поисковике фразу: «клуб любовниц», то не сомневалась, что такие компании существуют. Моя догадка подтвердилась. Их оказалось немало, где-то просто публиковали философские статусы, где-то откровенничали.
– Расставаться с мужем я не хочу, но он старше на 20 лет, а я молода. Хотелось бы встречаться с ровесником на нейтральной территории. – Признаётся одна дама. Мужья наскучили многим замужним женщинам, тем не менее, они не намерены честно подать на развод. Другие сами наскучили мужьям, жалуются на равнодушие, но опять же не уходят и не пытаются наладить отношения, а находят утешение в объятиях посторонних кавалеров. Многие ходят налево ради «улётного секса», там даже любви нет, только погоня за количеством оргазмов.
Подлость – спутник измены. Дамы желают друг другу: «Удачи! И чтобы совесть не мучила».
Другие женщины свободны, но крутят роман с женатыми мужчинами. Изредка эти особы задаются вопросом: «Может, стать мне свободным и честным человеком и не встречаться больше со своим женатым другом?” Но в основном смакуют сердечные проблемы и очень раздражаются, когда их любовник берётся за ум и начинает уделять внимание жене.
Одна девица в панике извещает подруг по блуду: её любовник поехал в монастырь, обещал перезвонить, но вдруг пропал, неделю не выходит на связь. Видимо, в святом месте мужчина понял, насколько виноват перед женой.
«Ложе да не оскверняется»
Священное Писание безжалостно к блудникам, вторгшимся в чужую семью. Бог есть Любовь, и предательство
Как пережить измену? | Православная Жизнь
ФОМА
Протоиерей Алексий Уминский о супружеских изменах, о полигамии в Ветхом Завете, о том, какой ценой спасти брак и кому это по силам.
Фото mariko2
Во все тяжкие
Есть такая точка зрения: если ваш брак на грани развода, чувства угасли, эмоций не хватает, заведите краткий роман на стороне — вы сами увидите, как ваши отношения заиграют новыми яркими красками… Такие советы сегодня можно встретить в Сети и книгах. Уверяют, что это эффективно. А Вы что скажете?
Мне ничего не известно про новые краски. Когда на исповеди мне рассказывают об измене, я все время встречаюсь с катастрофой. Эта катастрофа колоссального масштаба, когда душа… понимаете, как напалмом выжженная земля. Человек приходит совершенно мертвый, абсолютно бесчувственный, ничего не понимающий. Как после ядерного взрыва. Потому что ядерный взрыв — это же энергия, свет, колоссальное тепло, в нем очень много яркого и незабываемого. Но после него все мертво, полное опустошение. На исповеди я встречаюсь с таким результатом — выжженного сердца и чувств. Не знаю, как насчет новых красок…
Почему Вы говорите, что человек приходит бесчувственный и мертвый?
Есть известный сериал «Во все тяжкие», где показано, как человек дает себе право на преступление, влипает в грех, исходя из каких-то более-менее высоких соображений, и как этот грех поражает потом все вокруг, как раковая опухоль. Там и сам герой болен раком, и он вроде бы исцеляется. А вот дело, которое он затеял, начинает расти и пожирает все пространство жизни вокруг него. Это очень яркий пример. Он хорошо показывает, во что превращается человек, связанный грехом, который при этом пытается вырваться. Его мучает совесть — там есть сцена с мухой, в одной из серий она летает постоянно и не дает герою покоя. Но он, оказывается, глубоко уже влип, причем не только сам — он потянул за собой и свою жену, и все, что его окружает. И вроде как у него есть оправдание: он болен раком, ему нужны деньги на лечение и семью… Человек, который живет в таком состоянии, в плену греха, постоянно будет искать оправдание своему поступку. Он не может без этого. Ему необходимо какое-то внешнее событие или какая-то высшая цель, к которым он мог бы апеллировать и объяснять, почему он это делает. Причем ему самому плохо от бесконечных поисков оправдания. Тяжелейшее состояние.
Вы часто сталкиваетесь с этим на исповеди?
Любой священник в своей пастырской практике сталкивается с этим довольно часто, увы.
Но есть, например, такая позиция: человек, когда изменяет, не совершает ведь какого-то преступления, это же не коррупция, не убийство, он никому не причиняет вреда. Конечно, если он любит свою жену, и жена узнает, то будет неприятно. А в остальном — что тут такого?..
Честно говоря, я не знаю примеров, чтобы человек предал — и никто бы об этом не узнал. Во-первых, потому что о предательстве все равно становится известно, причем в самый неудобный и неожиданный момент. Во-вторых, об измене всегда знает сам человек, его совесть, и всегда знает Бог. Этого достаточно.
А с вопросом «что тут такого»… Понятно ведь, что основа любых отношений — в браке, дружбе, в отношениях между родителями и детьми, между человеком и Богом — это верность и доверие. На практике это значит: ты можешь на меня рассчитывать, я тебя не подведу, я всегда подставлю плечо. Когда мы говорим «я верю в Бога», мы же понимаем, что речь идет не только о признании факта существования Бога над нами. В этом смысле, как писал апостол Иаков, и бесы веруют и трепещут. Вера в Бога — это вопрос именно доверия и верности в отношениях между Богом и человеком.
Обратная сторона — это подлость и предательство, когда ты знаешь о близком что-то очень личное, доверенное тебе как тайна, и ты эту тайну предаешь. Супружеская измена — это предательство тайны любви: тебе открыто о жене или муже самое сокровенное, и ты этим пренебрегаешь.
Если люди любят друг друга по-настоящему и серьезно, им нет надобности изменять. Если человек хочет изменить, ищет повод или оправдание, и это для него нормально, значит, он должен констатировать: я никого, кроме себя самого, не люблю, всеми остальными людьми я просто пользуюсь.
Контексты времени
Если все так понятно, то почему с нами это происходит?
Всегда все бывает очень по-разному. Много причин… И таких, которые можно даже понять — в смысле, понять психологически, откуда что пошло и почему привело к такому результату. Существует контекст, в котором мы живем, и в этом контексте отношения между мужчинами и женщинами после сексуальных революций стали сверхсвободными, сознание доступности и возможности измены — общее место, она не является запретной темой для разговоров и для размышлений. С темы измены снят ментальный запрет, сняты социальные табу, ушло осуждение неверности как таковой. Это создает определенную почву для искушений: раз все так поступают, значит, в этом нет ничего страшного. Люди так привыкают думать, к сожалению…
Общественное мнение, кстати, касается не только мужских измен, но в не меньшей степени и женских.
Считается, что мужская измена более извинительна, чем женская. Многоженство ведь даже в Ветхом Завете есть, это фактически норма отношений в те времена.
Многоженство существует только у примитивных народов. Люди Ветхого Завета — это тоже примитивный народ. Посмотрите Второзаконие, Числа… Как этот народ относится к своим врагам, как он захватывает города, убивает всех мужчин, женщин, детей, оставляет себе только девственниц, которых распределяет по своим воинам… Конечно, ветхозаветный народ Израиля — это примитивный народ. Ему только-только начали вкладывать какие-то первичные представления об отношениях между человеком и человеком. О том, что папу с мамой надо любить, что воровать и убивать — плохо, завидовать — плохо и так далее. Это народ, у которого еще не сложились отношения между людьми, не говоря уж об отношениях с Богом. Ничего удивительного, что живет этот народ в рамках многоженства. Мужчина берет себе жену, берет наложницу, потому что для него важно продолжать род, размножаться: смертность среди детей высокая, а в доме должно быть много работников. Это очень примитивные отношения.
Но Господь ведь попускал многоженство в ветхозаветные времена?
Есть большая разница между миром после грехопадения и тем миром, в который уже пришел Христос. Есть слова Христа о мужчине и женщине: и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк 10:8–9). Это идеал, к которому потом пришла христианская Церковь, возвысив отношения мужчины и женщины до отношений Христа и Церкви. Даже в удивительной эротической поэме царя Соломона «Песнь песней» Церковь видит высочайшие отношения Бога и человека.
Кстати, заметьте, что, когда Господь обращается к народу Израиля, который все время отступает в язычество, уклоняется от Бога, начинает служить другим богам, Он называет такое поведение прелюбодеянием, то есть фактически — супружеской изменой. Потому что это нарушение верности, лежащей в основе отношений между человеком и Богом.
О минах замедленного действия
Если отношения мужа и жены в христианском браке сравниваются с отношением Христа и Церкви, то возникает вопрос: как тут возможна измена? Однако измены — дело нередкое. Жена может недодать тепла, любви и понимания, искры в отношениях могут угаснуть, а хочется чувствовать себя живым и любимым — множество причин, объясняющих измену даже в христианском браке. И какое уж там стремление к идеалу…
В призыве соответствовать образам Христа и Церкви задана высокая планка. Они применимы только к людям, которые осознанно воспринимают свой брак и пытаются строить его по-христиански. Увы, не о каждом браке можно такое сказать.
В христианстве есть и понимание семьи как малой Церкви, то есть организма, в котором присутствует Господь. Христос говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). Это сказано в том числе и о семье. Но для того, чтобы было так, муж и жена должны понимать и разделять такое отношение к браку. Когда между ними есть совершенно понятное, осознанное стремление к подражанию Богу, к тому, чтобы отношения между ними складывались правильным образом, мне кажется, что такой брак вообще имеет много оснований, чтобы быть крепким и счастливым, и в том числе может избежать искушений изменой. Если люди изначально не смотрят на свой брак таким образом, то вероятность разрушения семьи гораздо выше. В семейных неурядицах всегда есть какая-то взаимная вина… Несомненно, в отношениях мужчины и женщины в браке любовь может оскудеть. Вообще, мир, в котором мы живем, — мир энтропии, оскудения и умирания. Если люди не хранят свою любовь и каким-то образом не пытаются ее умножить, то она будет оскудевать. А оскудевшая любовь все время ищет каких-то возможностей подогревать свои чувства, потому что… человек не может жить в мертвом состоянии, ему необходимо ощущение жизни, необходимо любить и быть любимым. И здесь вопрос только в одном: насколько сами супруги понимают, зачем они создали семью, для каких отношений, ради чего они живут в одном доме и спят в одной постели, если они спят в одной постели.
Для кого-то такая модель — семья как малая Церковь — кажется недостижимой планкой. А для кого-то словесным штампом. И в том, и в другом случае возникает вопрос, надо ли к этому стремиться.
А в этой планке нет ничего особенного. Любая хорошая семья — она именно такая, и ей не нужно ничего внутри себя специально выстраивать. Необязательно ставить перед собой такую задачу по принципу бизнес-плана — «построить малую Церковь». Просто для того чтобы быть семьей в таком образе, надо трудиться, надо все время всего себя отдавать — это касается и мужа, и жены. Нужно вглядываться в человека, слышать, что ему нужно и чего не хватает.
Кстати, есть здесь одна серьезная проблема у христиан — отношение к интимной близости. Есть сегодня православные семьи, в которых на интимные отношения смотрят с крайним подозрением. Они изначально мыслятся как греховные, недопустимые, как некое попущение слабости и блудной похоти человека. Написал же апостол Павел: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор 7:9). Вот и вступают… А у брака ведь должно быть другое основание. Апостол Павел в этом смысле опыта не имел. Он был девственником, семью не создавал, к браку относился скорее снисходительно. Но это было всего лишь его личное отношение! И он же, тем не менее, говорит удивительные слова о браке: жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию <…> а потом опять будьте вместе (1 Кор 7:4–5). То есть он не просто оправдывает — он дает христианам в супружеских отношениях свободу.
И здесь, конечно, нельзя не сказать, что подозрительное, а порой даже извращенное восприятие интимной близости со стороны некоторых священнослужителей может разрушить любой брак. Люди, получающие духовное руководство от таких священников, думают, что в интимных отношениях есть что-то греховное, и вступают в них просто потому, что не могут противостоять греху. Но это же полное перевирание смыслов! Это ужас, который непомерным грузом ложится на сознание современных христиан. Они со страхом и трепетом относятся к началу своей религиозной жизни, глубоко воспринимают все, что им говорят. Советы такого священника могут разрушить отношения между мужем и женой, создать между ними страшную стену отчуждения, помешать полноте радости друг с другом. Людей такое отношение разлучает, у них остаются тяжелейшие психологические травмы. Если интимная близость между супругами допускается только по снисхождению к человеческой немощи, а никак не для радости, то это — мина замедленного действия. Человек остается человеком, и однажды эта мина взрывается. И тогда человек ничего не хочет больше слышать. Он вылетает в какое-то иное пространство, сам себя не понимает, его захватывают отношения на стороне, и он вдруг видит: жизнь — вот она, здесь, а то, что было там — это исполнение супружеских обязанностей.
Недопустимо влияние на сферу интимной жизни супругов со стороны кого бы то ни было, в том числе духовника. У мужа и жены — их малая Церковь, и они сами с этим вопросом разберутся. Христиане прекрасно знают, что такое целомудрие, что такое грех, что такое развращенность. Они могут сами определить границы своей близости.
Собрать вещи и уйти
Если вернуться к разговору о соответствии образу Христа… Вот, скажем, дома уставшая жена с детьми, которая занята хозяйством и решением бытовых проблем. А на работе есть милая коллега, которая не требует ничего, только дарит тепло, улыбки, и рядом с ней любой мужчина начинает летать. Или в социальной сети есть подруга по переписке, которая тоже ничего не требует, только заряжает позитивом…
Сетей, в которые может попасть человек, в мире всегда много. Эти сети бес расставляет на каждом шагу. Вопрос только в том, как к этому относиться. Можно ведь изначально настраивать себя, что, в принципе, все возможно, и ничего плохого в измене нет. Этому часто способствует большое количество связей до брака — у человека появляется привычка относиться к таким вещам с легкостью. Эта привычка рикошетит потом по браку, если человек, создавая семью, не изживает ее в себе как болезнь, несмотря даже на действительно серьезные и глубокие отношения между супругами. Это «зацепленность» грехом, который будет человека держать и в нем действовать. Чтобы это прекратить, нужно осознание греха и решимость.
Есть и другая сторона вопроса. Иногда женщина, зная об изменах мужа, рассуждает так: ладно, пусть гуляет, лишь бы домой возвращался, — и закрывает на измены глаза…
Значит, она не любит своего мужа. Она использует его для каких-то своих целей — ради социального статуса, воспитания детей, ради кошелька, ремонта, огорода… чего угодно. Она с ним не ради любви. Но в таком случае это ее проблема.
А если женщина знает об изменах, тихо плачет в подушку, но молчит, потому что боится, что муж ее бросит?
Ну и пусть бросит! В такой ситуации честность превыше всего. И перед собой тоже. Ради чего хранить такие браки? Конечно, бывают крайние ситуации, когда женщина с детьми на руках может оказаться без крыши над головой, без возможности кормить и растить детей. Она в абсолютно униженном состоянии, полностью зависит от своего мужа, настолько, что жизнь в случае развода потерпит полный крах. Такие женщины терпят измены… Но опять же, ничего нормального в подобной ситуации нет. В семье все должно быть предельно честно: если муж изменяет и женщина понимает, что он и дальше будет изменять и ему все равно, что она думает по этому поводу, ей надо собирать вещи и уходить. Иначе ее молчаливое согласие становится потворством греху, ложью самой себе.
Если жена любит своего мужа и готова за него бороться, вымаливать его, то это тоже путь. Но надо понимать, что это путь креста, подвига — фактически ведь речь идет о спасении души ее мужа. Не о том, чтобы вытащить его из одной постели и уложить в другую. Это не цель. Любовь ищет именно спасения души, а не собственничества над человеком.
То есть женщине в такой ситуации нужно молиться — и всё?
Нет! Молиться — и действовать: говорить, устраивать мужу скандалы, ходить к психологу… я не знаю, что именно, это женщина должна решать, что ей делать. У каждой женщины должен быть свой путь решения проблемы, если она по-настоящему любит мужа, дорожит им и хочет его спасения. Значит, она знает о нем что-то такое, что знает о нем еще только Бог, Который хочет спасения его души. Если так, если она понимает, что ее муж — это отец ее детей, которые в нем нуждаются, и она сама без него дальше жить не сможет, тогда она найдет пути. Любовь — это глубочайшее знание человека. И единственная опора в такой ситуации.
А что делать мужчине, когда он после измены хочет все исправить? Вам известны случаи, когда это удается?
Да, это возможно. Покаяние, если оно искреннее, глубокое, если оно проходит через осознание своего греха, смывает этот грех с человека. Покаяние возвращает в Церковь, ко Христу. Это не значит, что прежняя жизнь, которая разрушена, может восстановиться. Может восстановиться, а может и нет. Но я знаю ситуации, в которых после серьезных супружеских измен жизнь приходила в норму. С большим, тяжелым трудом, но приходила в норму. Причем после совершенно катастрофических вещей. Но я знаю также, что женщине бывает очень трудно до конца принять своего мужа. Доверие разрушено… Ей трудно снова ему верить. Бывает такое, что она и жить без него не может, настолько они связаны, — и поверить ему не может до конца. Ни принять, ни отвергнуть… И это тоже катастрофа. Женщина как в распятом состоянии. Это очень тяжело.
Мужчине в такой ситуации нужно всеми силами снова завоевывать доверие. Не знаю, как именно — в каждом случае свои пути. Но завоевывать всеми способами. Стать безупречным для своей семьи. Просто жить — нормально, по-человечески. Это очень долгий путь… Но он возможен.
ФОМА